Анкета общение с детьми младшего возраста. Родительское собрание "общение родителей с детьми младшего школьного возраста"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2»

Муниципального образования – Милославский муниципальный район Рязанской области .

Консультации для родителей

«Подготовка детей к поступлению в детский сад»

Воспитатель:

р. п. Милославское

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически.

Подготовка ребенка к детскому саду

Поступление ребенка в детский сад - важное событие в жизни любой семьи. Сопровождающие этот шаг изменения условий в жизни малыша требуют

приспособления к ним, адаптации. Если вы хотите, чтобы адаптация прошла легче и быстрее, подготовку необходимо начать заранее, не менее чем за 2-3 месяца до поступления в ДОУ. Основная работа по подготовке ребенка к детскому саду производится дома, и главную роль в этом играют родители.

· Расскажите ребёнку о детском саде – это красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Ты познакомишься и подружишься с другими детьми и взрослыми. В детском саду маленькие столы и стулья, маленькие кроватки, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Играйте с ребенком в "детский сад", рассказывайте ему о детском садике. О том, что если мама и папа работают, то они отводят своих деток в детский сад, туда, где много других ребят, где есть интересные игрушки, веселые занятия. Расскажите, что в садике дети едят и спят, там у каждого есть кроватка, шкафчик, полотенце. Пусть ваши игрушки станут "детками", которых привели в садик, а ваш малыш как заботливая воспитательница будет кормить их обедом и укладывать спать. Если вы будете регулярно говорить о садике и играть в него - больше вероятность того, что кроха начнет ходить туда с радостью, и конечно он уже будет знать, что это за место и чем там занимаются. Настраивать ребенка на хороший лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Сходите на прогулку в детский сад. Попросите у заведующей садиком, в который вы записались, разрешения прийти поиграть на площадку во время прогулки (лучше во второй половине дня, когда за детьми начинают приходить родители). Пусть малыш посмотрит, как дети гуляют, как с ними занимается воспитатель.


· Приблизьте домашний режим к распорядку жизни детского сада. Это поможет формированию положительного отношения к режимным процессам, создание у ребёнка положительной установки на кормление, одевание, укладывание. Привлекайте малыша к посильному участию в этих процессах. Этот режим примерно одинаков для всех детских садов и может отличаться где-то на полчаса. Обычно вв садиках дети завтракают, с 9 до 10 утра с ними проводятся занятия, затем примерно до дети гуляют, около 12 часов обед, в сон до После пробуждения детей ждет полдник, затем они опять выходят на прогулку (в теплое время года) или играют в группе. Ужин начинается около 5 часов. Неработающей маме, конечно, дома довольно сложно организовать точно такой же режим, но приученному к нему ребенку будет действительно гораздо легче привыкать к саду. Особенно тяжело приходится крохам во время сна, если дома их днем не укладывали спать. Поэтому очень важно, чтобы с 13.00 до 15.00 малыш привыкал находиться в кровати. Если он не может заснуть - приучайте его просто спокойно лежать. Если ваш кроха отказывается лежать в кроватке, то время, в течение которого вам придется забирать своего малыша до сна, может сильно затянутся.

· Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания. Формируйте у ребёнка потребности следить за чистотой рук; мыть лицо и руки по мере загрязнения, перед едой. Поощряйте первые попытки ребёнка сигнализировать – о необходимости физиологической потребности. Высаживайте на горшок в определённом месте. Воспитывайте потребность находиться в сухой одежде. Если на момент поступления в детский сад ваш малыш будет уметь сам надевать сандалии, садиться на горшок, он будет чувствовать себя в группе более уверенно. Если вы знаете, что в скором времени ребенок начнет посещать детский сад, снимите с него памперс (пусть даже на первых порах вам придется носить с собой запасную одежду и постоянно вытирать лужи). Приучайте малыша к горшку (унитазу) - обычно в ясельках есть и то, и другое. Нужно, чтобы он, по крайней мере, спокойно относился к высаживанию.

· Дайте малышу в руки ложку, покажите, как нужно ей правильно пользоваться. Объясните, что нельзя играть за столом, есть во время просмотра телевизора. Что уж греха таить - многим мамам гораздо проще включить ребенку мультики и, пока он, открыв рот, их смотрит, вливать туда суп. Но если ребенок привыкнет, так есть, то в садике он будет ходить постоянно голодным. Конечно, на первых порах воспитатели будут его докармливать, но детей много, а время завтрака, обеда и ужина ограничено режимом.

· Постарайтесь расширить круг общения ребенка – чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке , поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Учите ребенка общаться! Если вы пришли на детскую площадку, покажите малышу, как можно попросить игрушку, предложить поменяться, пригласить другого ребенка в игру или спросить разрешения поиграть вместе. Учите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаясь к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои – сначала вы будете спрашивать детей, как их зовут, и представлять им своего стеснительного кроху, но рано или поздно он начнет брать с вас пример. Попробуйте на прогулках организовать игры для детишек – пусть это будет даже самая обычная игра в мяч – главное, чтобы малыш увидел, что играть вместе с другими детьми может быть очень весело.

· Когда вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет ему в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.


· Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка.

· Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

· Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

· Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

· Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

· При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.

· При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.

Дома.

Облегчить ребенку вхождение в новые условия жизни - задача вполне посильная. Дома нужно создать такие условия, которые были бы максимально приближены к среде дошкольного учреждения. Малыш должен привыкать к режиму, т. е. спать, есть, гулять в те часы, которые приняты в соответствующей возрастной группе детского сада.

Впервые дни посещения садика происходит сильная нагрузка на нервную систему. Ребенку необходимо быстро приспособиться к постоянному взаимодействию с малознакомыми людьми и к длительному отсутствию мамы. Так что не нагружайте малыша новыми впечатлениями. Выходные проводите спокойно, в кругу семьи.

После того, как вы забрали ребенка из садика, играйте и общайтесь с ним. Пусть он забудет о группе и отдыхает. Не спрашивайте, нравится ли ребенку в саду и пойдет ли он туда завтра. Это наведет его на мысли, что возможно ему там будет плохо и в садик можно не ходить. Если вы хотите поговорить о садике, лучше спросить ребенка что он ел, и какие игрушки ему понравились.

Во время стресса иммунная система замедляет свою активность. Чтобы ребенок реже болел, постарайтесь делать так, чтобы он получал максимум положительных эмоций, хорошо питался и много спал. Во время адаптационного периода, не наказывайте малыша за капризы и выходки, чаще обнимайте и говорите, что вы его любите.

Ни в коем случае не пугайте ребенка походом в сад. Он должен уяснить, что пребывание в садике - это не наказание, а удовольствие.

Адаптационный период.

Итак, ваш ребенок начал ходить в детский сад.

Первые дни и даже недели проходят у всех по-разному. Кто -

то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но

все-таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально - ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла. Меняется и поведение детей после садика - часто родители жалуются, что их кроха стал неуправляемым, плохо засыпает, часто плачет, стал агрессивным. Это естественно в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит, и таким образом реагирует на переживания и нервное напряжение. Некоторые дети могут даже "регрессировать " - они начинают хуже разговаривать, мочатся в штанишки, требуют, чтобы их снова кормили и одевали, даже если они уже прекрасно умеют делать это самостоятельно.


В это период родителям нужно постараться ограничить нагрузку на нервную систему ребенка - свести к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий, и, наоборот, как можно больше времени проводить с ним в спокойных играх, за чтением книг. Старайтесь чаще обнимать и целовать кроху - телесный контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться. Ни в коем случае не ругайте его за то, что он снова "впал в детство", стал хуже себя вести - отнеситесь к этому с пониманием.
Адаптация - от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизиологического развития. Процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.
Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение. Легкая адаптация – проходит в течении 10-15 дней. Адаптация средней тяжести – поведение нормализуется в течении месяца, может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки стресса. Тяжелая адаптация – длиться от 2 до 6 месяцев. Ребенок часто болеет, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети:

Которых чрезмерно опекают;

Дети, привыкшие к общению только с родителями (замкнутый образ жизни);

Лишенные самостоятельности;

Дети, которые, не знают родительское «нельзя»;

Засыпают с укачиванием;

Ест под чтение книг.

Факторы, влияющие на адаптацию это:

Возраст ребенка;

Состояние здоровья;

Уровень развития;

Характеристика нервной системы;

Умение общаться с взрослыми и сверстниками;

Сформированность предметной и игровой деятельности;

Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Первые дни в детском саду!

На кануне, напомните ребенку, что завтра он идет в детский сад, ответьте на любые вопросы. Скажите, что Вы обязательно пойдете с ним. Когда уже будите уходить, обязательно попрощайтесь с ним. Скажите, что обязательно придете за ним.

В дни приходите пораньше, не опаздывайте! Если все остальные дети разошлись по домам, а Ваш малыш остался один в группе, он обязательно почувствует себя забытым, даже если ему 5, 6 лет. Не удивляйтесь, если на следующий день ребенок не захочет идти в детский сад или заболеет – эмоциональный стресс.

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес сотрудников детского сада. При возникновении, каких – либо разногласий не выясняйте отношения в присутствии детей. Будьте вежливыми с обслуживающим персоналом и с родителями вашей группы, ведь на вас будут смотреть ваши дети. Ребенку будет приятно, если вы мило беседуете с родителями других детей.


Проблемы адаптации у детей со стороны семьи

Эмоциональное состояние матери влияет на адаптацию, поскольку повышает беспокойство за ребенка и создает ответную зависимость от его эмоционального состояния. Особенно это влияет на мальчиков, эмоционально зависимых от матери и не обладающих психологической защитой со стороны отца, отсутствующего в семье.

Осложняющим фактором являются конфликты в семье . Если родителям трудно контролировать себя в эмоциональных проявлениях, являются конфликтными, не уверены в себе, нетерпимы к чужому мнению, подозрительны и насторожены (особенно матери), то все это окажет отрицательное воздействие на адаптацию ребенка к детскому саду.

Часто родители, несмотря на стремление ребёнка сделать что - то самостоятельно, пытаются помочь ему – так быстрее, меньше хлопот, а значит тормозят развитие навыков самообслуживания. В детском саду такой ребёнок будет чувствовать себя беспомощным, не приспособленным к таким условиям.

Хуже всего себя чувствуют в новых условиях мальчики и девочки с флегматическим темпераментом (если мама у них с холерическим темпераментом), гораздо легче процесс адаптации протекает при холерическом темпераменте. Флегматики не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Дети с флегматическим темпераментом в ответ на стресс склонны скорее затормаживаться, чем возбуждаться, в то время как дети с холерическим темпераментом, наоборот, будут в первую очередь возбуждаться, а не затормаживаться.

Итак, при поступлении в детский сад малыш не только расстается на длительный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Все это может вызвать сильный стресс в виде негативных различных реакций, плача и даже серьезных заболеваний. Ребенок становится более возбудимым, обидчивым, плаксивым и боязливым. Это объясняется тем, что для детей второго года жизни характерными являются страхи перед незнакомыми людьми. Страхи в ряде случаев будут более значимой причиной затруднений детей в адаптации, чем само по себе изменение жизненного стереотипа, привычного уклада жизни, которое тоже имеет место.

Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период?

Главное - ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад? Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего - ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас садик - это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо - эти же чувства будут передаваться и ему.

Забота и любовь родителей (особенно матери) делают малыша более защищенным. Но ведь в жизни ему придется преодолевать множество психологических преград, а для этого нужно развивать у него инициативность и самостоятельность.

Наблюдения показывают, что, если дети 2-3 лет самостоятельно решают «проблемы», возникающие в игре, они готовы к решению реальных жизненных задач, в том числе и в новых, непривычных условиях.

Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо!

2.1 Описание методик изучения процесса общения младших школьников с родителями

Для изучения общения с родителями как фактора социализации в младшем школьном возрасте был использован метод анкетирования - метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников, называемые анкетами. Анкета может быть использована при изучении коллективного мнения, оценки определённых событий в жизни детей, выявлении характера взаимоотношений и общения между ними. При составлении анкеты необходимо учитывать возрастные особенности ребят, их опыт, установки, отношении с окружающим миром. В использовании метода анкетирования должен учитываться тот факт, что количество вопросов для учащихся разного возраста является неодинаковым. Для младшего школьного возраста оно не должно превышать 4 - 5 вопросов.

В данном исследовании принимало участие 24 учащихся 4-го класса средней общеобразовательной школы г. Минска. Анкета (Приложение 1) состояла из 4 вопросов, направленных на изучение отношения детей младшего школьного возраста к процессу общения с родителями, мотивации общения и на выявление факта о том, сталкиваются ли дети с трудностями в общении со своими родителями.

Около 62% опрашиваемых на вопрос «любишь ли ты рассказывать родителям о школе, своих секретах?» ответили, что им нравится общаться с родителями, и родители часто интересуются их делами. В процессе общения с родителями школьники приобретают индивидуальный опыт взаимодействия с другими людьми, развивая для этого необходимые деловые, организаторские и личностные качества такие, как коммуникативность, взаимопомощь, взаимоуважение, сопереживание, умение слушать других и считаться с их мнением, высказывать свою точку зрения. Дети более открыты, инициативны, легче идут на контакт, активно принимают участие в совместной деятельности с другими ребятами.

Умение и желание общаться развивает у учащихся познавательную активность, стремление приобрести новые знания и умения в процессе общения как со взрослыми, педагогами, так и со сверстниками, способствует проявлению склонностей и интересов ребёнка в различных видах деятельности. Именно в процессе общения младший школьник имеет возможность самореализоваться и самоутвердиться, что в большой степени влияет на его дальнейшую социализацию в обществе.

Менее половины учащихся (38%) на этот же вопрос ответили, что родители редко разговаривают с ними о школе и других делах. Это свидетельствует о том, что родители уделяют мало внимания своим детям, что связано с большой занятостью современных родителей или другими причинами.

Около 30% младших школьников ответили, что родители учитывают их мнение при обсуждении различных проблем и позволяют принимать решение им самим. Это говорит о том, что родители воспринимают своих детей как личность, развивают в них такие качества, как самостоятельность, инициативность и уверенность. Однако более половине учащихся родители навязывают своё мнение, указывают, что и как делать.

Однако на трудности и нежелание общаться с родителями могут оказывать влияние и другие факторы. Например, неблагоприятное положение ученика в классном коллективе, при котором возникает состояние психологической изоляции. С ребёнком не хотят общаться из-за особенностей его внешнего вида или, возможно, из-за выдающихся способностей к учебной деятельности и др.

С другой стороны, на трудности в общении влияет и неблагополучная обстановка в семье ребенка, гипо или гипер опека родителей, неготовность к обучению, плохо развитая речь, негативное отношение учителя. Все эти факторы отрицательно влияют на социализацию детей младшего школьного возраста в классном коллективе.

В исследовании также был использован метод социометрии - процедуры, которая представляет собой вызванный исследователем акт выбора испытуемыми других членов группы для совместной деятельности, с целью выявления межличностных отношений в классном коллективе. Главная задача - выявить тех, кого выбирают и кого не выбирают для определения статусной структуры группы и её влияния на процесс общения в классе.

По результатам социометрии (Приложение 2) 2 человека в классе получили наибольшее количество выборов - четыре и более, это говорит о том, что они имеют в классе статус звезды и с этими детьми больше всего хотят общаться другие ученики. Около половины учащихся (16 человек) получили приблизительно одинаковое количество выборов (2-3) и имеют статус принятых в группе, 6 учеников получили два и менее выбора и занимают позицию непринятых. Отсюда следует, что психологическая атмосфера в классе достаточно благополучная, что создаёт основу для нормального общения и взаимодействия учеников.

Сравнивая результаты социометрии и анкетирования, нужно обратить внимание на то, что учащимся, которые занимают более высокий статус в классном коллективе, нравится общаться с родителями, и родители уделяют им больше внимания, они более уверенны в себе и общительны. Можно отметить и обратную тенденцию, ученики, занимающие более низкую статусную позицию в группе, в большей степени испытывают трудности в общении с родителями и проявляют нежелание общаться со своими сверстниками.

Таким образом, проведенное исследование показало, что большинство детей любят общаться с родителями, что способствует выработке у них коммуникативных навыков и умений, которые во многом определяют их дальнейшее развитие и адаптацию в обществе на последующих возрастных этапах, а также показало, что особенности родительского общения и взаимодействия могут обеспечить ребенку успех или неуспех среди других детей.

Воображение как психический познавательный процесс

Для изучения воображения в психологии разработано достаточно много методов и методик. Так, например для изучения воображения у детей дошкольного возраста используются следующие диагностические методики: « Неполные фигуры», «Рисунок»...

Исследование особенностей мышления умственно отсталых младших школьников

Общение младших школьников

Общение младших школьников

Тренинги. Для развития умений общаться у младших школьников рекомендуются следующие тренинги. Объект внимания. Каждому ребенку предлагается выбрать себе объект внимания, наблюдать за которым нужно незаметно...

Общение с родителями как фактор социализации младших школьников в детском коллективе

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, увеличивается время, отводимое на обучение...

Общение с родителями как фактор социализации младших школьников в детском коллективе

При теоретическом рассмотрении особенностей внимания было определенно, что у детей младшего школьного возраста непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное. Все новое неожиданное, яркое...

Развитие внимания у младших школьников

Развитие памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории

Условия - по Ожегову - это правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности. Условие - это также обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь или обстоятельство, от которого что-нибудь зависит...

Формирование адекватной самооценки как условие успешности обучения младших школьников

Экспериментальное изучение мышления учащихся младших классов

Практическое исследование было проведено в МБОУ СОШ №1 г. Покров Для достижения цели и решения поставленных практических задач был проведен констатирующий эксперимент. Эксперимент (от лат. experimentum - проба...

На чтение 10 мин. Просмотров 12k.

Проблемы общения ребенка со сверстниками

Проблема общения дошкольников всегда была актуальной в исследованиях зарубежных и отечественных деятелей педагогики и психологии.

И это неспроста, так как вполне закономерное явление. Дети любят делиться своими впечатлениями во время разных видов деятельности. Совместные игры детей не проходят без общения, которое является ведущей потребностью детей. Без общения со сверстниками у ребенка можно наблюдать определенные психические нарушения.

И, наоборот, полноценное общение является показателем гармоничного развития личности дошкольника.

Общение ребенка не должно ограничиваться лишь отношениями внутри семьи. У дошкольников должны быть контакты со сверстниками, педагогами, другими взрослыми людьми.

Группа детского сада — это практически сцена, на которой разворачиваются межличностные отношения между детьми — ее актерами. В межличностном взаимодействии детей не все бывает гладко. Тут и ссоры, и мир. Временные перемирия, обиды и мелкие пакости.

Во всех положительных взаимоотношениях у дошкольников формируются и развиваются позитивные качества личности.

В отрицательные моменты общения дошкольник получает заряд негативных эмоций, что чревато печальными последствиями в его личностном развитии.

Какими бывают проблемные формы отношения к сверстникам?

К формам общения, которые являются проблемными относят повышенную детскую агрессивность, чрезмерную обидчивость, застенчивость, другие проблемы коммуникации.

Кратко рассмотрим факторы неправильного общения между детьми дошкольного возраста со сверстниками.

Агрессивные дети

Если ребенок агрессивен, то вряд ли с ним станут дружить сверстники. Скорее всего, дети будут избегать такого ребенка. Такие дети являются объектами повышенного внимания со стороны родителей и педагогов.

У большинства дошкольников агрессивность проявляется в той или иной степени. И это нормально, когда ребенок с некоторой долей агрессии реагирует на несправедливые действия со стороны. Однако такая форма агрессивного поведения никак не отражается на общем состоянии малыша и всегда уступает место миролюбивым формам общения.

Но есть дети, чьи агрессивные проявления являются устойчивой стороной личности, сохраняются и даже развиваются в качественные характеристики дошкольников. Это вредит нормальному общению детей.

Обратимся к другой проблеме общения детей.

Обидчивые дети

Хотя обидчивые дети не причиняют другим особого вреда, но общаться с ними тоже очень сложно. Любой неправильно брошенный взгляд в сторону таких дошкольников, случайно выроненное словечко, и вы уже теряете всякий контакт с таким ребенком.

Обиды бывают очень продолжительными. Обидчивому ребенку непросто преодолеть это чувство, и он надолго может замкнуться в себе.

Это чувство разрушительно действует на любые дружеские отношения. Обиды приводят к болезненным переживаниям детей. Они берут свое начало в дошкольном возрасте. Дети более раннего возраста еще не знакомы с этим чувством.

В период дошкольного детства, когда формируется самооценка ребенка, обида возникает внезапно и укореняется глубоко в детском сознании.

В отличие от агрессивного ребенка, обидчивый малыш не дерется, не проявляет физическую агрессию. Но поведение обидчивого дошкольника демонстративно страдальческое. И оно не располагает к дружескому общению.

Зачастую обиженный дошкольник специально привлекает к себе внимание окружающих, намеренно отказываясь от общения с любым, кто к нему приближается.

Застенчивые дети

Общение с застенчивыми детьми приносит мало удовольствия. С незнакомыми детьми и взрослыми они вообще отказываются общаться. Познакомиться с ними — проблема высшего уровня.

К сожалению, у большинства детей дошкольного возраста можно наблюдать зачатки застенчивости. И если у 60% дошкольников застенчивость улетучивается как только ребенку предлагают что-то интересненькое, то других вытянуть на разговор — большая сложность.

Разговорить застенчивого дошкольника удается далеко не каждому и не всегда. При приближении незнакомого человека, будь то взрослый или ребенок, застенчивый малыш чувствует эмоциональный дискомфорт, робеет. В его поведении можно уловить нотки тревоги, и даже страха.

У застенчивых дошкольников, как правило, заниженная самооценка, что и мешает им вступать во взаимоотношения со сверстниками. Им кажется, что они сделают что-то не так, как от них требуют. И поэтому отказываются вообще делать шаги навстречу к коллективу детей.

Остаются в стороне от общих дел и любой совместной деятельности, наблюдая за играми других детей со стороны.

Хочется отметить еще один тип детей, имеющих проблемы в общении.

Демонстративные дети

Такие дети, как правило, сравнивают себя с другими детьми и демонстрируют свои успехи всем окружающим. Они высокомерны и горды, даже будучи в детском возрасте.

Демонстративность переходит постепенно в устойчивое качество личности ребенка и приносит ему самому немало негативных переживаний. С одной стороны, ребенок расстраивается, если его воспринимают иначе, чем он себя выставляет. С другой стороны, он не желает быть таким как все.

Временами демонстративный ребенок способен совершить положительный поступок. Но это совсем не ради другого, а только лишь для того, чтобы в очередной раз показать себя, продемонстрировать свою доброту.

Общение с демонстративным ребенком очень осложняется в дошкольном возрасте. Демонстративные дети любят привлекать к себе излишнее внимание, часто приносят в детский сад красивые игрушки, чтобы похвастаться перед другими детьми.

Что интересно, демонстративные дети бывают активны в процессе общения. Но это общение с их стороны лишено интереса к другому.

Говорят они исключительно о себе любимом. Если же им не удается самоутвердиться в глазах сверстников, и особенно взрослых, то такие дети начинают проявлять агрессию, скандалят, ссорятся со всеми подряд.

И хотя общаться с ними другие дети особо не хотят, сами же они очень нуждаются в окружении. Потому что им нужно, чтобы их кто-то слушал, чтобы демонстрировать себя перед социумом.

Особенности общения дошкольников со сверстниками

Как мы рассмотрели выше, общение дошкольников со сверстниками очень зависит от них самих. Если они агрессивны, обидчивы, завистливы или демонстративны, то у них в процессе общения часто наблюдаются проблемы.

Но у всех детей рассматриваемого нами возраста есть и общие особенности общения со сверстниками.

Дошколята отличаются повышенной эмоциональностью. В коллективе сверстников у них проявляются другие формы общения.

Это касается экспрессивно-мимических проявлений. Дети вообще очень любят во время разговоров жестикулировать, подкреплять свои высказывания мимикой. Это помогает им быть эмоционально выразительными во время общения.

Хочется отметить некоторые особенности общения детей в дошкольном возрасте. Дети очень любят общаться. Во время общения со сверстниками у них происходит формирование речевых навыков, развитие коммуникативных умений. Наблюдаются, конечно, и некоторые проблемы с коммуникацией, связанные с частыми конфликтами в детском коллективе.

Общение со сверстниками более раскрепощено, чем со взрослыми. Тут преобладают совершенно иные формы поведения. К особенностям поведения детей дошкольного возраста во время общения можно отнести и ненормированные коммуникативные образцы. Такие как подпрыгивание, причудливые позы, кривляния. Один ребенок может намеренно передразнивать другого, что не происходит в общении со взрослым.

Но в каждом свободном проявлении ребенок раскрывает свои индивидуально-личностные особенности. И эти отличительные особенности общения детей со сверстниками остаются до конца дошкольного детства.

Другой особенностью детского общения в дошкольном возрасте можно считать то, что у ребенка преобладает инициатива в ответных действиях. На реплику другого ребенка дошкольник быстро реагирует ответной активностью. В такие моменты происходит развитие диалоговой речи. При этом можно заметить такие проблемы, как протесты, обиды, конфликты, потому что ребенок пытается сказать свое веское слово последним. И никто из детей не желает уступать.

О формах общения детей со сверстниками

Теперь стоит поговорить немного о формах общения ребенка в кругу сверстников.

Первой формой общения детей дошкольного возраста принято называть эмоционально-практическую.
Ребенок, чаще в младшем дошкольном возрасте, ожидает соучастия в затеях и шалостях. Такая форма общения ситуативна и зависит от конкретной ситуации.

Проблемы в такой форме общения могут возникать в моменты взаимодействия партнеров коммуникации. Либо дети переключаются во внимании от собеседника на какой-то предмет, либо дерутся из-за этого предмета.

Это связано с тем, что развитие предметных действий еще не происходит на достаточном уровне, а потребность в использовании предметов при общении уже формируется.

В таких случаях разрешают неохотно.

Другой формой общения между сверстниками назовем ситуативно-деловую.

Где-то к четырем года начинается ее формирование и продолжается до 6-летнего возраста. Особенности данного этапа в том, что теперь у детей начинают развиваться навыки ролевой, даже сюжетно-ролевой игры. Общение становится уже коллективным.

Берет начало развитие навыков сотрудничества. Это не то же самое, что соучастие. Если в эмоционально-практической форме общения дети действовали и играли индивидуально, хотя и находились в одном коллективе. Но каждый представлял себя другим. Здесь же дети в игре тесно связаны единым сюжетом и взятыми на себя ролями.

Выпадет одна роль, и возникает проблема — сюжет игры нарушен.

Поэтому можно констатировать, что ситуативно-деловая форма возникает на почве общего дела для достижения некоего общего результата взаимодействия со сверстниками.

У популярных детей формирование навыков общения в такое форме сотрудничества опережает развитие коммуникативных умений детей, менее заметных в детском коллективе.

Тут даже стоит отметить, что агрессивные дети и демонстративные, о которых мы говорили ранее, больше преуспевают в формировании навыков общения, нежели дети обидчивые и завистливые, которые чаще остаются в стороне из-за личностных особенностей.

В 6-7-летнем возрасте у детей дошкольного возраста навыки общения приобретают уже более-менее сформированный характер. Дети становятся более доброжелательными к сверстникам. Начинается формирование навыков взаимопомощи. Даже демонстративные дети уже начинают не только говорить о себе, но проявляют внимание к высказываниям других детей.

В это время начинается формирование внеситуативной формы общения, которое идет в двух направлениях:

  • рост и формирование внеситуативных контактов (дети рассказывают о том, что делали и видели, планируют дальнейшие действия и делятся своими планами с другими, учатся оценивать слова и поступки других);
  • формирование образа сверстника (появляются избирательные привязанности к сверстниками независимо от ситуации общения, и эти привязанности весьма устойчивы к концу дошкольного периода детства).

Таковы в общих чертах особенности форм и проблемы общения дошколят. Теперь перейдем к рассмотрению эффективных способов развития навыков общения между ребенком в кругу сверстников.

Как развивать навыки общения детей дошкольного возраста в ДОУ?

Навыки общения ребенка-дошкольника со сверстниками активно формируются в процессе диалога между детьми. Детская диалоговая речь несет в себе основы разговорной речевой деятельности в целом. Тут и развитие монологических навыков, и формирование речевой готовности дошкольника к предстоящему обучению в школе.

Диалоги активно используются детьми во время игр и других совместных видах деятельности.

При этом важная роль отводится взрослому, который принимает активное участие в таком общении между детьми.

Совместные игры, как форма общественной жизни ребенка этого возраста, способствуют решить многие проблемы взаимоотношений.
Сюжеты ролевых игр помогают развивать навыки общности и построения диалогового общения. В играх можно реализовать формирование всех форм общения.

Взрослому необходимо учить детей начинать, продолжать и заканчивать диалог. Ребенок должен уметь поддерживать разговор, отвечая на поставленные во время диалога вопросы.

Диалог является очень непростой формой общения, через которую в полной мере реализуется социальное взаимодействие. Поэтому взрослый должен как можно чаще обращаться к ребенку, соблюдая позитивный эмоциональный тон. Это будет располагать дошкольника к разговору. Особенности общения во время диалога способствуют формированию навыков построения предложений разных типов, от простых повествовательных до сложных по своей конструкции и фонетическим аспектам.

Через диалог реализуются все основные речевые навыки и умения, как собственно речевые, так и навыки речевого этикета.

Подводя итоги, заметим, что формирование общения в дошкольном возрасте необходимо еще и потому что это поможет ребенку, поступающему в школу, быстро адаптироваться в социуме.


Приложение

Анкета для родителей №1.


«Общение в семье»

Цель: раскрыть особенности общения родителей с детьми

1. Единодушны ли вы с вашим(ей) супругом (ой) в воспитании ребёнка?

2. Какова ваша позиция в общении с ребёнком (доминирующая, на равных)?

3. Как чаще всего вы воздействуете на ребёнка – в виде указаний, объяснений, убеждения, просьб?

4. Как часто, занимаясь своими делами, вы делаете вид, что слушаете ребёнка, но не слышите его? (Часто, иногда, никогда)

5. Оскорбляете ли вы ребёнка (в речевой форме) при конфликте с ним? (Да, иногда, никогда)

6. Учитываете ли вы эмоциональное настроение вашего ребёнка? (Всегда, иногда)

7. Как часто вы делаете замечания ребёнку, если он допускает ошибки в общении? (Всегда, иногда, никогда)

8. Напоминаете ли вы ребёнку, если он забывает говорить речевые, этикетные формулы?

9. Всегда ли вы понимаете настроение ребёнка?

10. Понимаете ли вы ребёнка в процессе общения по его жестам и мимике?

11. Какие приёмы и как часто используются в семье для развития у ребёнка умения общения?

12. С какими трудностями вы встречаетесь в процессе формирования ?

13.Что мешает вашему полноценному общению с ребёнком?


Анкета для родителей №2.


«Родители о своем ребенке»

(по материалам)

1. С кем из взрослых в семье ваш ребенок охотнее всего проводит , бывает более откровенен?

2. Как ваш ребенок реагирует на похвалу и на наказание?

3. Как вы поощряете своего ребенка? Какие формы поощрения действуют лучше, а какие хуже?


4. Как ваш ребенок реагирует на порицание?

5. Есть ли у него обязанности по дому? Какие?

6. С кем дружит ваш ребенок?

7. Как часто у вас в доме бывают друзья вашего ребенка?

8. Как ваш ребенок предпочитает проводить свободное время?

9. К каким ваш ребенок проявляет склонности, интересы?

10 .Что вы хотели бы сообщить о своем ребенке?

Анкета для родителей №3.


«ЭКОЛОГИЯ И КУРЕНИЕ»

Сколько членов вашей семьи курят? _________

Бывает ли так, что ваш ребенок находится в прокуренной комнате? Да Нет

Если вы не курите, считаете ли опасным для себя присутствие рядом курящего человека? Да Нет

Если вы не курите, предпочитаете покинуть помещение с курящими? Да Нет

Считаю, что курение усугубляет влияние неблагоприятной экологической обстановки на здоровье людей. Да Нет


Анкета для родителей №4.


«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СЕМЬЕ»

Есть ли у вас дома животные? (Кошки, рыбки, собака, хомяк. и др.) _____________________________________________________________

Есть ли ? ________________

Кто ухаживает за животными или растениями? ______________________

Что делает при этом ребенок? _____________________________________

Бываете ли вы с ребенком на природе? _____________________________

Где ребенок обычно проводит лето? ________________________________

Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду? _______________________________________________________________

Ваши предложения по организации в детском саду? ________



Рассказать друзьям