Аутизм - ранние признаки, диагностика и коррекция патологии. Заболевание невыясненной природы с характерными симптомами — аутизм у детей: признаки, фото, психологическая помощь и способы реабилитации Признаки аутизма у детей 2 ультразвуковой сканер

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сегодня в мире аутизмом (расстройство аутистического спектра или РАС) страдает каждый 88 ребенок. Этот болезненное состояние психики хорошо поддается лечению в раннем детстве. Ниже приведена информация, которая поможет понять причины возникновения аутизма. Специальные тесты в статье помогут оценить склонность ребенка в РАС. Однако надо помнить, что правильный и точный диагноз поставить может лишь детский психиатр.

Почему у малыша развивается аутизм?

Аутизм — болезненное состояние психики, погружённость человека в себя, стремление уйти от контактов с окружающим миром.

Ранее, когда аутизм был недостаточно изученным заболеванием, бытовало мнение, что его причиной являются психосоциальные факторы, которые влияют на ребенка в период его развития. Но со временем врачи и другие специалисты сферы психологии и психиатрии пришли к выводу, что основная причина, которая провоцирует аутизм – это биологические факторы.

Причины аутизма:

  • Врожденные нарушения обмена веществ , которые дебютируют у плода внутриутробно. В в этом случае на патогенетическом уровне отмечается несоответствие продукции некоторых нейромедиаторов и гормонов.
  • Аутоиммунные процессы , при которых происходит сбой в формировании нормальных нервных клеток и их соединений между собой. Подобные ранние внутриутробные нарушения становятся основой различных патологий головного мозга.
  • Дородовые или послеродовые осложнения . К таковым относят краснуху матери при беременности, перенесенный после рождения сифилис, менингит, ревматизм, энцефалит и другие тяжелые инфекционные заболевания.
  • Наследственные факторы .
  • Биохимические нарушения в организме, которые развиваются внутриутробно.
  • Нарушения познавательных функций и речи .
  • Нарушения эмоциональной сферы .
  • Одновременное взаимодействие нескольких вышеперечисленных факторов.

Какие признаки РАС у детей дошкольного возраста?

Таблица 1. Как проявляется аутизм у детей разного возраста?

Возраст ребенка Признаки проявления аутизма
От рождения и до года Отсутствие реакции на громкий шум или зрительный раздражитель. Чрезмерная привязанность к одному предмету , отсутствие любви к различным играм. Наличие однотипных повторяемых движений (стереотипии). Отсутствие контактов «глаза в глаза» с окружающими. Нарушение мышечного тонуса , позднее начало самостоятельного стояния на ногах и ходьбы.
Малыши от 1-3 лет Отсутствие тесной эмоциональной связи и привязанности к родителям. Вместо игры с детьми на площадке, любит играться каким-либо одним предметом в стороне от них. Резкие перепады настроения , частая агрессия. Отсутствие страха остаться в одиночестве без родителей. Отсутствие речи или же ее плохое развитие.
Дети от 3-6 лет Отсутствие проявлений жестов любви к родителям и близким. Наличие необычных умений и способностей (музыкальных, математических и др.). Нанесение самоповреждений (укусы или удары головой о стену). Отношение к людям, как к неодушевленным предметам . Чрезмерная чувствительность к изменению своего привычного окружения .

Как родителям самостоятельно проверить ребенка на наличие аутизма по тестам?

Человеку без специализированного образования будет достаточно трудно выявить такое сложное заболевание как аутизм. Тем не менее, данная патология имеет некоторые своеобразные проявления, которые должны вызвать подозрения у родителей ребенка. Симптоматические проявления аутизма отличаются в зависимости от возраста ребенка . В преобладающем количестве случаев ранний детский аутизм диагностируется в возрасте 2-3 лет, поскольку именно в этот период более конкретно проявляется нетипичное поведение ребенка.

Аутизм у малышей до года

У маленьких детей до 1 года симптомы РАС достаточно размыты и часто могут неправильно восприниматься. Для выявления нарушений у таких детей существует несколько тестов, которые могут провести родители. Результаты подобного тестирования не стоит самостоятельно интерпретировать, поскольку точный диагноз может поставить только квалифицированный специалист после подробной работы с ребенком.

Родителей детей до 1 года может насторожить следующее:

  • отсутствие концентрации взгляда на матери, при этом ребенок может длительно задерживать взгляд на любых других объектах;
  • ребенок не смотрит в глаза, его взгляд «пустой»;
  • у малыша нет потребности в тесном контакте с матерью;
  • у ребенка присутствуют повторяющие монотонные движения;
  • ребенок поздно начинает держать головку или самостоятельно сидеть, присутствуют .

Более серьезная диагностика аутизма подразумевает выявление определенных маркеров, которые могут говорить о риске развития данного заболевания. Одним из таких маркеров является нетипичное увеличение головного мозга и объема спинно-мозговой жидкости у детей 6-9 месяцев.

Тест M-CHAT детей 1-3 лет

На сегодняшний день одним из наиболее распространенных тестов для диагностики аутизма у детей 1-3 лет является M-CHAT. Данный тест включает 20 вопросов, на которые родитель должен ответить «да» или «нет». Чем больше будет отрицательных ответов, тем выше риск аутизма.

Вопросы теста M-CHAT:

  1. Если вы укажете ребенку на какой-то объект, будет ли он на него смотреть?
  2. У вас когда-либо были подозрения на то, что ваш ребенок глухой?
  3. Играет ли ребенок в игры, разговаривая при этом с игрушками (игры «понарошку»)?
  4. Любит ли ребенок лазить по мебели или по конструкциях на детской площадке?
  5. Делает ли ребенок какие-то движения руками или пальцами перед глазами?
  6. Указывает ли ребенок пальцем на тот предмет, который он хочет получить (игрушку или лакомство)?
  7. Показывает ли ребенок пальцем на те предметы, которые привлекли его внимание (птица на дереве, большая машина на дороге)?
  8. Ребенок контактирует со сверстниками?
  9. Ребенок поднимает и приносит вам предметы, чтобы вы их увидели?
  10. Реагирует ли ребенок на свое имя?
  11. Ребенок улыбается вам в ответ?
  12. У ребенка начинаются истерики от громких звуков и шума?
  13. Ребенок умеет ходить?
  14. Когда вы говорите с ребенком, его взгляд сконцентрирован на ваших глазах?
  15. Ребенок пытается повторять ваши движения?
  16. Если вы резко поворачиваетесь, чтобы посмотреть на что-то, обращает ли ребенок внимание на объект вашей заинтересованности?
  17. Ребенок старается привлечь ваше внимание к себе?
  18. Понимает ли ребенок (без использования жестов), что вы ему говорите?
  19. Смотрит ли ребенок на вашу реакцию, когда случается что-то необычное?
  20. Ребенку нравится качаться на качели или раскачиваться на коленях матери?

Тест CARS для детей 2-6 лет

Для диагностики аутизма у детей 2-6 лет используют шкалу CARS. Шкала состоит из 15 сфер, которые подразделяются еще на 4 утверждения. Номер утверждения соответствует оценке (например, если утверждение №2, значит и оценка по данной сфере будет 2). Чтобы подсчитать результат, необходимо сложить сумму всех 15 оценок.

Вопросы для проведения теста CARS:

І. Отношения с людьми.

  1. Нет затруднений во взаимодействии с людьми.
  2. Слегка нарушены (избегает взрослых, стеснительный).
  3. Нарушены в средней степени (игнорирует взрослых, внимание ребенка тяжело привлечь).
  4. Серьезные нарушения (полностью игнорирует любые контакты с людьми).

ІІ. Имитация (может ли ребенок имитировать слова, движения, звуки)

  1. Нормальная имитация.
  2. Легкое нарушение.
  3. Нарушение имитации в средней степени.
  4. Серьезные нарушения (совсем не имитирует звуки и движения).

ІІІ. Эмоциональный ответ (эмоциональная реакция на ситуацию или событие).

  1. Нормальный, соответствует ситуации.
  2. Слегка нарушен, иногда не соответствует ситуации.
  3. Нарушения средней степени.
  4. Серьезные нарушения эмоционального ответа (полностью не соответствует ситуации).

ІV. Владение телом.

  1. Нормальное (ребенок активный, движения скоординированы).
  2. Нарушено в легкой степени (иногда наблюдается неловкость в движениях).
  3. Нарушено в средней степени (ребенок делает странные нетипичные движения, такие как необычные скручивания пальцев, ходит на пятках).
  4. Серьезные нарушения (постоянные нескоординированные и нелогические движения).

V. Использование предметов.

  1. Соответствующее использование.
  2. Нарушено в легкой степени (проявление повышенного интереса к конкретному предмету).
  3. Нарушено в средней степени (неправильное использование, повышенное внимание к мелким деталям этого предмета).
  4. Серьезные нарушения (трудно отвлечь ребенка от предмета).

VI. Адаптация к изменениям (реакция на рутинные изменения, например использование фломастеров вместо карандаша).

  1. Нормальная адаптация.
  2. Слегка нарушена (несмотря на изменения, ребенок все равно пытается использовать предыдущий материал).
  3. Нарушена в средней степени (ребенок активно отторгает любые изменения).
  4. Серьезные нарушения адаптации (тяжелый ответ на изменения в виде недовольства или ).

VII. Зрение.

  1. Нормальный зрительный ответ.
  2. Нарушен в легкой степени (ребенок предпочитает интересоваться зеркалом, нежели играть с другими детьми).
  3. Нарушен в средней степени (избегание зрительного контакта).
  4. Серьезные нарушения зрительного ответа (полностью избегает зрительного контакта).
  1. Нормальный.
  2. Слегка нарушен.
  3. Нарушен в средней степени (часто игнорирует некоторые звуки, неадекватно воспринимает определенный звук).
  4. Серьезные нарушения реакции на звук.

IX. Использование органов чувств.

  1. Нормальное.
  2. Слегка нарушено.
  3. Нарушено в средней степени (ребенок чрезмерно озабочен попытками пощупать, понюхать или попробовать что-либо).
  4. Серьезные нарушения (вместо использования предметов по назначению, пытается их понюхать, укусить, попробовать на вкус).

Х. Степень нервозности.

  1. Нормальная реакция.
  2. Реакция нарушена в легкой степени (ребенок периодично проявляет ).
  3. Реакция нарушена в средней степени (проявляет повышенный или пониженный страх к чему-либо).
  4. Серьезные нарушения (не проявляет страха в опасных ситуациях или наоборот панически боится неопасных ситуаций).
  1. Нормальная.
  2. Нарушена в легкой степени (выраженная ).
  3. Нарушена в средней степени (неосмысленное использование речи или же полное ее отсутствие).
  4. Тяжелые нарушения (отсутствие нормальной речи, воспроизведение странных звуков).

XII. Жесты.

  1. Нормальное использование.
  2. Легкое нарушение.
  3. Нарушено в средней степени (не понимает языка жестов).
  4. Тяжелые нарушения (использование странных жестов и полное непонимание жестикуляции других).

XIII. Активность.

  1. Нормальная.
  2. Слегка нарушена.
  3. Нарушена в средней степени (ребенок чрезмерно вялый или активный).
  4. Серьезно нарушена.

XIV. Интеллект.

  1. Нормальный.
  2. Нарушения легкой степени (немного отстает от сверстников).
  3. Нарушения средней степени (нормальное функционирование интеллекта отмечается только в одной конкретной сфере).
  4. Серьезные нарушения (явное преобладание интеллектуального развития в одной сфере и отставание во всех остальных областях).

Подсчет общей оценки:

  • 15-30 – здоровый ребенок;
  • 30-36 – легкая форма РАС;
  • 36-60 – тяжелая форма заболевания.

К какому врачу обратиться при подозрении на аутизм?

Если у родителей возникли подозрения, что у ребенка аутизм, то для диагностики этого заболевания необходимо обращаться в детскому психиатру. Специалист сможет на основании осмотра и обследования поставить точный диагноз. При выявлении аутизма врач даст рекомендации, как лечить это заболевание.

Из книги детского психиатра О.В. Доленко «Аутизм в дошкольном детстве — откровенный разговор»:

Существует мнение, что люди, страдающие аутизмом, обладают феноменальными способностями, а не общаются потому, что не испытывают в этом потребности и предпочитают в одиночестве погружаться в свой собственный мир фантазий.
Наблюдая за аутичными детьми, каждый раз убеждаюсь, что специфика поведения при этом расстройстве не в том, что ребёнок не испытывает потребности в общении. В том то и драматизм ситуации, что дети с данным расстройством, так же, как и их сверстники, имеют внутреннюю потребность в общении с другими детьми и близкими взрослыми. Именно неумение устанавливать нормальные контакты с людьми приводит к тому, что они либо избегают общения, так как испытывают огромное напряжение, либо применяют столь неадекватные и вычурные способы коммуникации, что смущают и шокируют своих родителей и отпугивают других детей.

Заболевание нервной системы, проявляющееся расстройством психики, которое ведет к неврологическим проблемам, трудностям в общении с людьми, замкнутости, это и есть аутизм. При аутизме изменениям подвержена и речь и физическое развитие.

Первые признаки аутизма способны заметить родители ребенка. Такой малыш будет необычным уже с первых месяцев жизни. В полтора года заболевание проявляет себя более отчетливо, а к трем годам формируется аутичный ребенок.

На начальной стадии болезни, еще в младенчестве, малыш редко улыбается, не проявляет реакции на близких людей, его действия не несут эмоциональной окраски. Возникает ощущение, что ребенок глух и слеп. Далее к существующим симптомам прибавляется и отставание в развитии речи. Заметив проблемы и начав лечение в двухлетнем возрасте, к 6 годам малыш может быть здоров.

Признаки аутизма у детей 2 лет выглядят так:

  • замедляется развитие речи, либо она вовсе отсутствует;
  • ребенок разговаривает, но бессмысленно, слова не подтверждены действиями;
  • малыш избегает прямого взгляда;
  • может часами делать одно и то же, при этом действия могут быть совершенно бестолковыми;
  • самые простые вопросы способны поставить ребенка в тупик, точнее он даже и не будет пытаться ответить на них;
  • ребенок играет в «свои» игры, не спрашивает совета мамы, не пытается копировать поведение взрослых, что присуще обычным детям.
  • У таких деток наблюдаются и проблемы с моторикой, они не складывают домик из кубиков, не умеют строить пирамидки. Отсюда и отсутствие речевого развития. Аутичный ребенок не терпит и изменений в питании. Он может отказаться от нового блюда.

    Но случается и так, что все симптомы аутизма появляются у ребенка, чье развитие изначально не вызывало никаких тревог. Ребенок формировался соответственно возрасту, и вдруг в возрасте 2-3 лет стал забывать ранее приобретенные навыки.

    К сожалению, на сегодняшний день количество детей с аутизмом возросло. У мальчиков в два раза чаще наблюдаются расстройства аутистического спектра, чем у девочек. Каковы причины заболевания никто не может дать однозначного ответа. Одно известно, что их несколько и при стечении определенных факторов происходит психологический сбой.

    Насторожить родителей ребенка должно отставание в развитии, отсутствие навыков присущих определенному возрасту. Обычно к году малыши активно гулят и проявляют живой интерес ко всему, что их окружает. А к двум годам хорошо разговаривают. Если ребенок в 2 года знает порядка 10-15 слов – это уже тревожный сигнал! Если ребенок без конца повторяет одно слово или фразу – и это сигнал! Не понимание «себя», то есть ребенок не знает что такое «я» — тоже сигнал!

    Аутичный ребенок не умеет играть с другими детьми, ему проще спрятаться от посторонних глаз, чем принимать участие в непонятных ему играх. Может методично выполнять какую-то работу и в случае неудачи он способен проявить агрессию. Играть игрушками такие дети тоже не умеют: они просто не понимают, что с ними делать. Еще такие дети не терпят перемен, соблюдают ими же установленный порядок.

    Но кроме психологических есть еще и физические признаки аутизма у детей 2 лет:

  • слабая иммунная система;
  • судороги;
  • частые расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • проблемы с поджелудочной железой;
  • нарушение сенсорного восприятия.
  • Если так случилось и ребенку поставили диагноз – аутизм, родителям надо помнить, что это, в общем-то, не болезнь, а «принятие мира по-своему». Заботливые и внимательные родители, а также своевременная помощь специалистов помогут ребенку адаптироваться в обществе и занять в нем достойное место.

    Признаки аутизма у детей до 1 года, 2 и 3 лет

    Сегодня модно вести разговор на тему «не таких» детей, которые не способны адаптироваться в окружающем мире. Надо ли их считать больными и лечить? Пока врачи ломают голову над этими проблемами, для родителей ребенок-аутист - это трагедия. Вот почему многих интересуют признаки аутизма у детей 2 лет и его прогнозы.

    Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу: чего мы не знаем об аутизме?

    Об аутизме много говорят, но практически ничего не знают. Ученые не могут сказать, почему возникает такая патология. Соответственно, невозможно определить группу риска. Известно, что в разных странах регистрируется от 4 до 50 случаев аутизма на 10000 детей, то есть болен каждый 88 ребенок. Этому нарушению больше подвержены мальчики: у них оно встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Среди аутистов есть детки с сохранным интеллектом (и даже с выдающимися способностями), но 30 % «особенных» малышей дополнительно имеют диагноз «умственная отсталость».

    Масштаб проблемы достаточно серьезен. Ежегодно выявляют все больше детей «в себе». Но врачи связывают это с тем, что разрабатываются новые тесты, и даже здоровые дети могут по их результатам попадать в категорию аутистов.

    Чтобы описать аутизм, достаточно узнать, как переводится с латыни это слово. Оно обозначает «сам». Это нарушение в развитии ребенка, при котором он замкнут в себе, постоянно повторяет одни и те же действия и всегда следует своим правилам.

    Признаки аутизма чаще всего обнаруживаются в возрасте до 3 лет. Чем старше ребенок, тем меньше становится выраженность симптомов такого расстройства. Об аутизме можно судить по трем основным критериям:

  • большие сложности в социализации;
  • ребенок существует в своем мире и категорически не хочет вступать во взаимодействие с окружающими (это касается и близких родственников);
  • ограниченный круг интересов и стереотипная модель поведения.
  • Диагноз по результатам тестов? Ошибки возможны!

    Почему трудно распознать болезнь? В странах Европы и США при малейших подозрениях начинают обследовать детей (независимо от возраста). У нас же до 3 лет такой диагноз поставить обычно не решаются. Ошибки случаются очень часто, и приговор «аутизм» выносят здоровым деткам.

    Диагностика проводится двумя основными методами - по оценочной шкале и специальным тестам. Но они не настолько точные, чтобы поставить верный на все 100 диагноз. Поэтому следует дать полную оценку здоровья малыша, проанализировать, в каких условиях он проживает, насколько развиты его умственные способности и коммуникативные навыки и сохранен ли слух.

    По каким признакам можно заподозрить проблему у грудничка?

    Существует такое выражение: «Если Вы знакомы с аутистом, то Вы знаете только одного аутиста». Это означает, что все дети, имеющие такую особенность психики, не похожи друг на друга. Конечно, их объединяет отрешенность от внешнего мира и отказ от социальных, вербальных и других контактов, но такой негативизм проявляется у каждого по-своему.

    И все же для родителей крайне важно знать, не является ли их ребенок аутистом. При этом они ищут ответ на этот вопрос, пока малыш лежит в колыбели. Поэтому назовем самые распространенные признаки аутизма у детей до 1 года, когда речевые навыки еще не сформированы и игровая деятельность как таковая отсутствует. Эта проблема у грудничков может иметь такие проявления:

    • отсутствие двигательной и речевой реакции на приближение мамы. Малыш не протягивает к ней ручки — это говорит о том, что он не желает вступать с ней в тактильный контакт;
    • отсутствие лепета;
    • очень слабая жестикуляция;
    • неестественно спокойное поведение: младенец тихо лежит в манеже и смотрит в одну точку;
    • ребенок не ищет зрительного контакта с мамой и папой;
    • не улыбается в ответ на улыбку, не выражает эмоций;
    • при покачивании или кормлении малютка слишком аморфный или, напротив, очень напряженный.
    • ВНИМАНИЕ! Чувствуете одиночество? Теряете надежду найти любовь? Желаете наладить свою личную жизнь? Вы найдете свою любовь, если будете использовать одну вещь которая помогает Мэрилин Керро, финалистке трех сезонов Битвы Экстрасенсов.

      Как обнаружить аутизм у двухлетнего ребенка?

      Сделать это можно по таким симптомам:

    • чтобы показать на какой-то предмет, ребенок манипулирует чужой рукой вместо того, чтобы указывать пальчиком;
    • малыш не откликается на собственное имя (что заставляет родителей заподозрить у него глухоту);
    • развивается чрезмерная привязанность к матери. Если она уходит даже на короткое время, то малыш реагирует очень эмоционально;
    • ребенок пугается тихих звуков и легких движений, но проявляет равнодушие к сильным раздражителям;
    • обнаруживается повторяющееся поведение;
    • малыш выполняет ритмичные бессмысленные движения;
    • малютка не пытается играть со сверстниками, его не интересуют игрушки, зато он может часами манипулировать различными предметами;
    • отмечается ограниченность интересов. Ребенок зацикливается на одной игрушке или мультфильме и смотрит его много раз подряд каждый день.

    Встречаются и другие признаки аутизма у ребенка в 2 года. Мама всегда точно сможет сказать, чем именно ее малыш не похож на других детей такого же возраста.

    Симптомы аутизма в 3-летнем возрасте

    Становятся еще более выраженными — не заметить их просто невозможно. Малыш не использует указательных жестов. Он отстает в речевом развитии: не может строить полноценных осмысленных предложений. Впрочем, иногда таковое даже опережает установленные нормы, но затем малыш внезапно замолкает и может совсем перестать говорить.

    Ребенок не общается с другими детьми, его не интересуют их забавы. Он может часами манипулировать каким-то предметом и крайне недоволен, если его пытаются оторвать от такого занятия. У него отсутствует мимика, могут появляться неестественные движения. Он не может определить назначение предметов. Обращают на себя внимание его стереотипные движения: раскачивание тела, вращение головой, взмах руками. Часто встречается нарушение сна. При изучении новой игрушки он пытается ее обнюхать, попробовать на вкус, очень близко подносит к глазам.

    Детишки-аутисты не безнадежны. Опыт западных стран показывает: если заметить признаки аутизма у детей до 2 лет и заняться его устранением, то к поступлению в школу никто из сверстников даже не догадается о том, что у ребенка существовала такая проблема. Разработаны специальные методики, которые позволяют вернуть аутиста «в мир людей и вещей». Но родителям придется проявить колоссальную выдержку и настойчивость.

    Аутизм симптомы у детей до 3

    Признаки аутизма у ребенка 3 лет

    К большому сожалению, в современном мире тенденция к постановке диагноза «аутизм» у малышей неуклонно растет. Ученые до сих пор не выяснили причину этого отклонения, но замечено, что иногда заболевание бывает наследственным.

    Хотя в медицинском словаре и существует такой диагноз, на самом деле аутизм не является болезнью, как таковой. Это лишь отличие конкретного ребенка от сверстников в различных поведенческих ситуациях.

    Итак, на какие признаки и симптомы аутизма у детей 3 лет нужно обратить внимание родителям, сейчас мы рассмотрим. Они делятся на три подгруппы: социальные, коммуникативные и стереотипные (монотонность в поведении).

    Социальные признаки

  1. Невозможно предугадать реакцию малыша на то или иное воздействие.
  2. У ребенка отсутствует подражание взрослым, которое начинается у детей после года.
  3. Малыш или очень привязан к маме и неадекватно реагирует на ее отсутствие или же наоборот, не выносит ее и не успокоится, пока она не покинет его территорию.
  • У ребенка не развита или плохо развита речь для его возраста.
  • Малыша совершенно не интересует окружающий мир, он не задает вопросов.
  • В ответ на улыбку ребенок никогда не улыбается и в повседневной жизни вообще улыбается крайне редко.
  • Часто речь ребенка состоит из выдуманных слов, фраз или же из постоянно повторяющихся чужих, когда-то услышанных слов.
  • Стереотипы в поведении

    1. Повторение однообразных монотонных простых движений тоже свидетельствуют в пользу расстройства психики.
    2. Маленькие аутисты строго следуют собственному распорядку дня и весьма педантичны в этом.
    3. К сожалению, лекарства, которое бы вылечило аутизм, не существует. Но ребенку очень помогут адаптироваться в социуме специальные коррекционные мероприятия и работа с психологом.

      Аутизм у детей - это расстройство психики, которое возникает в результате нарушения нормального развития головного мозга. Для аутизма характерен выраженный дефицит социального взаимодействия, ограниченные интересы, повторяющиеся действия, погружение в себя.

      Наиболее достоверным считается, что к развитию аутизма приводят изменения в генах, которые отвечают за синаптические связи в головном мозге.

      Большинство врачей склоняется к тому, что это наследственное заболевание. Не исключается влияние инфекционных агентов на ребенка во время беременности. Внутриутробная инфекция может способствовать органическим поражениям головного мозга, что в дальнейшем приводит к тяжелым последствиям, в том числе к детскому аутизму.

      Имеется ряд общих признаков, которые характерны для детей с аутизмом. Проявления зависят от степени тяжести этого расстройства, а также от возраста.

      Условно выделяют четыре группы:

      Ранний аутизм (у детей до 2-х лет);

      Детский аутизм - у детей от 2-х до 11 лет;

      Подростковый аутизм - от 11 до 18 лет

      Аутизм у взрослых - старше 18 лет.

      Для раннего аутизма характерно, начиная с первых месяцев жизни ребенка своеобразное поведение и взаимодействие с окружающими. Такие дети не просятся на руки, не прижимаются к матери, не смотрят в глаза. Некоторые дети не реагируют на звуки и на свое имя, не улыбаются, не отдают видимого предпочтения в контакте. В этой ситуации тяжелее всего приходится родителям, особенно маме. Мама такого малыша не получает положительных эмоций, ожидаемой радости от общения с ребенком, это может привести к развитию у неё депрессии и раздражительности, что также не благоприятно сказывается на развитии ребенка.

      Часто бывает так, что до 2-3 лет ребенок развивается нормально, прибавляет в весе, своевременно начинают сидеть, ползать, ходит. А первые признаки аутизма начинают проявляться по мере развития психической сферы и расширения социальных.

      У детей старше 2-х лет к характерным признакам раннего аутизма добавляются другие специфические симптомы. Ребенок не стремиться к общению, не принимает участие в беседах, как правило, его интересует только один вид деятельности, часто повторяет одно и то же слово или звук, при смене привычной обстановки у ребенка возникает паника. Такие дети с большим трудом приобретают различные навыки, в школе возникают трудности с обучением чтению и письму.

      У большинства детей имеется неадекватная реакция на раздражители. Дети с аутизмом пугаются и плачут при малейшем дискомфорте. Не охотно играют с ровесниками, практически не говорят.

      Психическое развитие при аутизме может доходить до противоречивости. Так, аутичный ребенок может быть как умственно отсталым, так и высокоинтеллектуальным, может быть одаренным в какой-то одной области (музыка, математика, рисование), но при этом не имеет простейших бытовых и социальных навыков.

      Следует отметить, что нередко, умственный коэффициент у таких детей превышает 70 баллов по сто балльной шкале.

      Дети с аутизмом страдают гиперчувствительностью к различным раздражителям, поэтому они часто боятся бытовых электроприборов, которые издают громкие, резкие звуки, шума воды, как яркого света, так и темноты. Их может раздражать одежда.

      Речь у детей с аутизмом развита плохо, отличается негибкостью, «механичностью», «попугайностью». Создается впечатление штампованности. Для таких детей характерно повторение услышанной фразы, часто уже вне связи с реальной ситуацией (эхолалирование).

      В возрасте старше 11 лет . дети с аутизмом, как правило, уже приобретают простые навыки общения с людьми, но всё равно предпочтение отдают одиночеству. В период полового созревания такие дети могут становится агрессивными (зачастую характерна самоагрессия) или впадают в депрессивное состояние.

      Итак, у детей страдающих аутизмом можно выделить три основные проблемы . трудности с социальной коммуникацией, с социальным взаимодействием и социальным воображением (но не с творческим).

      Из характерных особенностей можно отметить: любовь к рутине, сенсорную чувствительность, специальные (узкие) интересы, нарушения обучения.

      Для постановки диагноза необходимо длительное наблюдение за ребенком в ходе которого выявляются вышеописанные симптомы.

      Лечение аутизма у детей

      К сожалению лекарственных препаратов от этого расстройства нет и полное выздоровление от аутизма не наступает никогда. Лечение таких детей заключается в адаптации их в социуме (к семье, обществу) и к организации социальной и функциональной независимости.

      Наиболее эффективен комплексный подход к лечению аутистов. Это занятия с логопедом, психологом, анализ поведения, развитие социальных навыков, применение «моделей развития», трудотерапия.

      Из медикаментозной терапии, в качестве симптоматических средств, применяют антидепрессанты, стимуляторы, антипсихотики.

      Из нетрадиционных методов применяют фитотерапию, нетрадиционные школы психического развития. Благоприятно действует на развитие детей с аутизм общение с животными (собаки, лошади, дельфины).

      Лечение ребенка должно быть постоянно и в больнице, и дома, и в детском саду. Лучше наблюдаться у одного и того же психиатра, так как частая смена врача может привести к ухудшению состояния. В лечении очень важно повторение - изо дня в день нужно повторять одни и те же навыки, чтобы ребенок смог научиться их выполнять. Ребенок и родители должны соблюдать точный распорядок дня. Не следует менять обстановку к которой привык ребенок.

      Родителям легче справиться с осознанием и принятием этой проблемы при общении с другими родителями детей больных аутизмом. Так же рекомендуется родителям регулярно посещать психолога и брать отпуск (отдыхать от лечения ребенка), на время оставив его в надежных руках, тех кому доверяете.

      Лечение аутизма долгий и очень трудный процесс, поэтому родителям следует запастись терпением и наедятся на лучшее. Прогноз в каждом отдельном случае различный. Некоторые дети идут на контакт уже через 3-4 месяца, у других положительной динамики может не наблюдаться годами.

      Аутизм у детей – это особенное состояние нервной системы. Аутизм у детей — это даже не болезнь в прямом смысле этого слова, а особенное развитие нервной системы и психической сферы. Оно проявляется в нарушении нормального развития с отставанием в психомоторной сфере и нарушением социализации и контактов с окружающими. Зачатки этого состояния можно обнаружить внимательным родителям ее в 8-10 месяцев – когда ребенок предпочитает монотонную деятельность, протестует против нахождения на руках, плачет из-за мелких раздражителей. Примерно к 18-20 месяцам диагноз можно установить уже с большой долей вероятности и после трех лет он будет выставлен точно.

      Проявления болезни выражаются не на уровне тела, а на уровне поведения и реакций ребенка, его отношения к миру и окружающим его людям. Причину возникновения аутизма до конца так и не выявили – что только не приписывали – и прививки, и условия жизни, но чаще всего выявляются особые генетические нарушения, но проблема аутизма до сих пор является объектом пристального изучения детских психиатров.

      Как распознать аутизм у детей?

      Все родители хотят, чтобы их малыш рос и развивался нормально. И если у него есть какие-то проблемы, им хочется знать о них заранее – как можно раньше их распознать и начать лечение. Родители очень радуются, когда малыши начинают им улыбаться, смеяться и произносить звуки, когда они позитивно реагируют на окружающую их жизнь. Обычные малыши очень любят к себе внимание окружающих, стараются его к себе привлечь.

      Аутисты – другие. Они не хотят и всеми силами стараются не привлекать внимания окружающих, они хотят жить в своем собственном внутреннем мире. На контакты с ними они реагируют неадекватно и иногда очень бурно, плачем при попытке взять их на руки. Им не интересно познание нового в окружающем мире, они не хотят ни с кем знакомиться, не делятся эмоциями. У таких детей возникают сложности в сфере общения и адаптации в обществе, они не интересуются обычными детскими вопросами и радостями. При подобных проявлениях родители начинают подозревать неладное и обращаются к врачам — неврологам или психиатрам. Аутизм именуют еще синдромом Ретта или Аспергера, это разные варианты одной и той же по сути проблемы – нарушением познавательной и эмоциональной сферы.

      Обычно аутистские черты проявляются постепенно, начиная с 10-15 месяцев, и полностью сформировываются к трем годам. Родители отмечают отсутствие интереса к любым играм, привычным для детей, нежелание заниматься, нарушение психического развития и речи. При подобных проявлениях необходимо проверять следующие симптомы:

      — ребенок отказывается от тактильного и телесного контакта родителями.

      — ребенок к трем годам не говорит совсем.

      — ребенку нравится быть одному. Он избегает общества.

      — ребенку не хочется контактов с миром, у него нет интереса к его изучению, прогулкам.

      — он слабо может общаться невербально, жестами.

      — ребенок отказывается смотреть глаза родителям и другим людям.

      — жесты ребенка очень странного характера, он нервный, маловыразительный.

      — речь ребенка монотонна и как бы заучена.

      — ребенок повторяет слова других людей эхом, но без выражения и эмоций.

      — он необычно реагирует на звуки, сет или прикосновения.

      Аутизм у детей может быть в легкой форме, когда ребенка, возможно, почти полностью адаптировать в социуме и дать возможность полноценно учиться и работать, до очень тяжелых проявлений с формированием даже умственной отсталости. Иногда признаки аутизма у детей проявляются при начале школы или садика – это сложность адаптации.

      Аутизмом называют расстройство психики, и проявления его широки, у каждого ребенка будет набор своих особенных проявлений, это выражается в жестах и движениях, реакциях и речи. Чаще всего изменяется поведение ребенка и проявляется оно в таких особенностях:

      — ребенок не может нормально общаться – словами и без слов, развитие его речи не соответствует возрастным нормам. Он говорит без выражения и ритма.

      — у ребенка постоянно проявляется одна и та же манера поведения с окружающими, предпочитает их обществу одиночество.

      — проявления ярко дают знать в возрасте после двух лет

      — дети не играют с другими детьми и игрушками. Все их игрушки расставлены в строгом и всегда неизменном порядке, в зависимости от цветов

      — ребенок не хочет ничего менять в окружающем, перемены для него неестественны и все его занятия должны с педантичностью повторяться ежедневно.

      — у ребенка могут быть расстройства сна.

      Понимание такого ребенка и работа с ним очень сложны, от родителей потребуется много усилий в воспитании и развитии малыша. Необходимо соблюдать некоторые рекомендации в вопросах общения и воспитания.

      Вам важно заставить ребенка понять, что он обычный член семьи и не требует особенного отношения. При чрезмерном к себе внимании и отношении гиперопеки ему будет некомфортно.

      — дайте ребенку возможность самому составить для себя удобный график питания, сна и прогулок. Навязывание ему режима, даже самого правильного, может привести к негативу и усилению отклонений поведения.

      — всегда хвалите ребенка даже за самые мелкие задания, но только сразу после него. Большинство аутистов не помнят вчерашних дней и не поймут отсроченной похвалы.

      — найдите сообщество таких же родителей и специальные учреждения по воспитанию и поддержке детей аутистов. Вместе бороться с проблемой всегда легче.

      Как лечится аутизм у детей?

      На сегодня нет эффективных препаратов и методов лечения аутизма у детей – все способы и меры реабилитации направлены на улучшение их социальной адаптации и возможность существования в обычном обществе.

      Применяют различные виды терапии – общение с животными, особенно лошадьми и собаками, сказкотерапию и психотренинги, работу с психологом-педагогом и общение с такими же детьми, либо здоровыми сверстниками – по рекомендации ведущего врача. Проявления и методы лечения зависят от тяжести состояния – при легкой степени аутизма возможно даже обучение в обычной школе.

      zdorovijrebenok.ru

      Симптомы аутизма у 2 летнего ребенка

      Такое заболевание, как аутизм, связано с социальной адаптацией ребенка, а также его психическим развитием и речевой функцией. Для получения существенных результатов в лечении данного недуга огромное значение имеет ранняя его диагностика. При этом основное направление терапии малыша состоит в социальном развитии и обучении ребенка. В том случае, когда родители отмечают первые симптомы аутизма у 2 летнего ребенка, им необходимо срочно обратиться к специалисту. Так или иначе, диагностирование и последующая коррекция аутизма у детей остается преимущественной задачей их родителей.

      Основные симптомы аутизма у двухлетнего ребенка

      Родители малышей, которые страдают от этого недуга, должны уделять особое внимание их поведению, фиксируя те или иные нетипичные для их возраста проявления. Это позволит не только вовремя распознать недуг, но и добиться положительной динамики в его лечении.

      Наиболее яркими проявлениями аутизма у детей в возрасте 1,5-2 лет являются:

      нарушения речи . Дети-аутисты могут совсем не разговаривать либо существенно отставать в речевом развитии от своих сверстников. При этом в возрасте до года такие малыши не гулят, лишь издают одни и те же звуки. А к двум годам их словарный запас редко превышает полтора десятка слов. При этом такие дети нередко повторяют некогда услышанные фразы и придумывают различные собственные слова. Часто они не используют в общении речь совсем. Они не используют личные местоимения и обращения, о себе говорят в третьем лице;

      отсутствие эмоциональных контактов с окружающими людьми . Даже с родителями такие малыши общаются скудно – не улыбаются, не тянутся на руки, не смотрят в глаза. Иногда они могут даже оказывать сопротивление родительским попыткам приласкать малыша, взять его на руки. В своем поведении они могут казаться слепыми или глухими, так как они могут не замечать, что к ним обращаются, не отличать родителей от чужих людей;

      проблемы с социализированием . Даже находясь в окружении других людей, такие малыши испытывают значительный дискомфорт или даже тревогу. Если к ним просто кто-то обратится, то они могут спрятаться или даже убежать. Со сверстниками они не играют, дружеских отношений ни с кем не строят. Самым предпочтительным пребыванием для них остается уединение, за счет компенсации в неумении общаться;

      минимальный интерес к игрушкам . Дети с аутизмом могут не знать, как построить игру с тем или иным простым предметом – куклой, машинкой. Они не способны на символически действия и из-за слабого развития абстрактного мышления неспособны изображать предметы. Иногда они нестандартно используют игрушки;

      проявления агрессии . Любые неудачи могут стать причиной вспышек гнева у детей – аутистов. Также они могут спровоцировать физическую атаку или истерику. Такая агрессия может быть направлена на себя или на других;

      боязнь перемен и стереотипное поведение . Дети, которые страдают аутизмом, могут на протяжении длительного времени совершать одни и те же действия, к примеру: бегать по кругу, повторять некое слово, что-то вертеть и т.д. Нередко они демонстрируют компульсивное поведение, то есть приверженность к распорядку и установленным правилам. В случае небольших нарушений привычного для них ритма дня они начинают сопротивляться и переживать, в отдельных случаях впадать в агрессию. Подобную реакцию может вызвать не только перестановка игрушек на полке, но и переезд на новую квартиру.

      Физиологические и физические симптомы аутизма у 2 летнего ребенка

      Каждый малыш, страдающий аутизмом, индивидуален. Ведь детский аутизм может проявляться и в некоторых нетипичных особенностях поведения. Заболевание может протекать, как в легких, так и в тяжелых формах.

      Среди поведенческих признаков аутизма у детей 2 лет можно выделить:

      1. Судороги.
      2. Притупленное или чрезмерно острое сенсорное восприятие.
      3. Ослабление иммунитета.
      4. Рост дрожжей и бактерий в ЖКТ.
      5. Синдром раздраженного кишечника.
      6. Нарушения в работе поджелудочной железы.
      7. Что делать при подозрении на аутизм у 2 летнего ребенка

        Иногда первые признаки аутичного поведения могут проявить себя даже у новорожденного малыша. Но окончательно диагноз устанавливается только после консультации с профильными специалистами на основании замечаний и жалоб родителей. Решающую роль в таких случаях играет возраст ребенка, поэтому при первых появлениях аутизма необходимо посетить различных специалистов, чтобы оценить не только общее состояние здоровья ребенка, но и его чувствительность к сенсорной стимуляции и обучаемость.

        mamairebenok.com

        Признаки аутизма у ребенка 3 лет

        Симптомы аутизма у детей до 3 лет

        Как правило, диагноз ставится лишь после пятилетнего возраста, но первые признаки аутизма у детей можно заметить до наступления 3-4 лет и даже раньше. Некоторые детки явно выдают своим поведением отклонение от нормы уже в полуторогодовалом возрасте, и внимательные родители могут сами заподозрить неладное.

        В основном признаки аутизма у 3-х летнего ребенка являются косвенными и даже если родители нашли некоторые из них у своего чада, то это не всегда означает заболевание. Диагноз может поставить только грамотный специалист-невролог, который ведет наблюдение за малышом, а также назначает специальное тестирование для предварительной постановки диагноза.

      8. Ребенок интересуется не игрушками, а обычными бытовыми предметами (мебель, радиоприборы, кухонная утварь), совершенно игнорируя детские забавы.
      9. Ребенок всегда играет один и игнорирует компанию сверстников или родителей.
      10. Практически всегда малыш избегает при общении смотреть в глаза, а наблюдает за губами или движениями рук собеседника, когда к нему обращаются.
      11. Чаще всего ребенок, у которого наблюдается аутизм, не терпит физического контакта со стороны окружающих.
      12. Коммуникативные признаки

        1. Дети часто говорят о себе в третьем лице, вместо «Я» употребляют свое имя, или говорят «Он».
        2. Малыш практически никогда не реагирует на просьбы взрослого, не отзывается на свое имя.
        3. Ребенок неадекватно реагирует на смену обстановки или людей в помещении. Ему комфортно только с одними же и теми людьми, остальных он воспринимает в штыки.
        4. Малыш кушает только строго им выбранные продукты и никогда не пробует ничего нового.

    По данным ВОЗ, количество детей с аутизмом растет на 13% в год. Почему так происходит? Все просто - врачи научились лучше его диагностировать и выявлять это заболевание. Причин возникновения много: генетические «поломки», ухудшение экологии, особенности течения беременности и родов у матери, нарушение обменных процессов.

    Аутизм - это разговорный термин. Врачи же предпочитают говорить «расстройство аутистического спектра» (РАС).

    Может ли ребенок перерасти симптомы аутизма

    Необычное поведение ребенка - необязательно симптом аутиста. Но стоит обратить на него внимание специалиста (чем раньше, тем лучше).

    При расстройствах аутистического спектра именно раннее вмешательство дает наилучший результат. В развитии ребенка есть сензитивные (восприимчивые) периоды - они наиболее благоприятны для овладения навыками и психическими свойствами, соответствующими возрасту. Важно не упустить их.

    Какие признаки должны насторожить родителей

    Диагноз раннего детского аутизма ставят не раньше, чем в два-три года. Но странности в поведении ребенка можно заметить гораздо раньше. Как распознать аутизм? Для начала стоит внимательно присмотреться к тому, как ребенок ведет себя в разные периоды взросления.

    1. В возрасте около года

    Младенец не смотрит в глаза родителям, не улыбается в ответ - не вступает в зрительный контакт, не откликается эмоционально.

    Помимо этого, малыш может яростно протестовать при попытках взять его на руки, отказываться расширять свой привычный .

    2. В возрасте двух-трех лет

    Должны насторожить несформированность и «странности» речи у ребенка. Например, малыш постоянно повторяет какие-то слова или фразы, которые слышал от членов семьи или в мультфильме. Но говорит их не к месту, а по типу эха.

    Иногда речь аутичного ребенка может быть очень развитой, но в виде «монолога», без учета реакций слушателей.

    Другие характерные признаки: ребенок говорит о себе во втором или третьем лице, не отзывается на свое имя, утрачивает какие-то навыки (речи, самостоятельного приема пищи, умения пользоваться туалетом).

    3. В более старшем возрасте

    На первый план выходит непонимание ребенком негласных социальных правил, нюансов взаимодействия с другими людьми, которые большинство людей усваивают интуитивно.

    Какие ключевые симптомы аутизма у детей

    Признаков аутизма очень много и проявляются они у каждого ребенка по-своему. Спектр отклонений очень и очень широк, степень тяжести каждого из отклонений - индивидуальна.

    Это усложняет диагностику, но есть несколько признаков, которые присущи всем детям с таким расстройством:

    • нарушения коммуникации (речевого и невербального общения с помощью взгляда, мимики или жестов),
    • нарушения социального взаимодействия,
    • двигательные (моторные) стереотипии.

    Последние - бесцельное повторение каких-то движений, действий. Например, ребенок подолгу трясет у себя перед лицом каким-то предметом, совершает странные вращения руками, часами бегает по комнате из стороны в сторону или раскачивается на стуле вперед-назад, закрыв глаза и уши. Аутичные дети так успокаивают себя, отстраняясь от неприятных внешних воздействий.

    Такое поведение может быть и у здоровых детей и взрослых. Часто во время сильного волнения мы делаем какие-то неосознанные движения - крутим карандаш в руке, наматываем волосы на палец, «хрустим» пальцами или ритмично постукиваем ногой.

    Но стереотипии детей с аутизмом не так безобидны, как едва заметные навязчивые действия у здоровых людей. Часто они не просто выглядят странно и раздражают окружающих, но и причиняют вред аутичному ребенку: лишают его психического тонуса и «энергии» для развития.

    Важно понимать, что каких-либо анализов или инструментальных методов, способных на 100% подтвердить или опровергнуть РАС, не существует. Врач, как правило это психиатр, применяет методы наблюдения за ребенком, играет с ним, анкетирует и проводит интервью с родителями.

    Если говорить подробнее, то вот небольшой список особенностей, которые могут стать основанием для обследования.

    • Зрительный контакт. Ребенок не смотрит глаза в глаза, взгляд скользит мимо твоих глаз, несмотря на попытки привлечь внимание, - это самые тревожные «звоночки» для ранней диагностики.
    • Эмоциональная нейтральность. Дети с РАС не проявляют радости, тревоги, удивления. Бывает, они не «считывают» настроение значимого для них взрослого, не чувствуют его интонацию (ласковую, строгую). Если близкому человеку больно, ребенок вряд ли проявит сочувствие доступным для него способом: взглядом, мимикой, жестами или желанием обнять.
    • Задержка речевого развития или отсутствие речи и при этом способность повторять довольно сложные речевые конструкции, услышанные от взрослых или из мультфильмов/кино.
    • Р ебенок не показывает пальчиком, а ведет или подталкивает взрослого к интересующему объекту.
    • Малыш не откликается на свое имя. Весьма часто в таких случаях сначала консультируются с сурдологом. Если же со слухом все в порядке, то можно посоветовать обратиться к врачу-психиатру.
    • Повторяющееся поведение: вращение вокруг своей оси, пробежки из угла в угол, бег вдоль прямых линий (забор, шкаф), однообразные движения руками, хождение на цыпочках.
    • Неестественные движения и жесты (то есть возникающие спонтанно, без привязки к ситуации) тоже должны насторожить родителя.
    • Стойкие привычки, например, к одному типу еды, режиму дня, определенному порядку среди игрушек (как правило, выстраивание их в один ряд).
    • Фокусирование на деталях. Например, интерес не к игрушке в целом, а к ее детали: колесику, которое ребенок может крутить очень долго.
    • Отсутствие воображения. Неумение проводить ролевые, сюжетные игры, играть со сверстниками.

    Не все из перечисленных признаков обязательно проявляются у ребенка с РАС. Однако если некоторые из них наблюдаются, можно пройти тест (аутизм-тест.рф).

    К какому врачу идти

    Основной врач, который занимается коррекцией расстройств аутистического спектра - это детский психиатр. Но помни, что есть множество заболеваний с похожими проявлениями. Среди них - , отставание в развитии, неврологические и генетические патологии.

    Детям часто ставят такой диагноз совершенно неоправданно. Именно поэтому важно многогранное комплексное обследование и наблюдение разных специалистов.

    Чтобы принять решение о лечении, нужно полностью обследовать ребенка и получить заключения специалистов разного профиля - врачей (психиатра, невролога, оториноларинголога, гастроэнтеролога), клинического психолога, дефектолога, логопеда.

    Лечится ли это

    Способы коррекции подбираются для каждого ребенка индивидуально. Методы, которые дают хорошие результаты у одних детей, могут совершенно не работать с другими.

    Коррекционная работа при таком расстройстве - помощь ребенку в преодолении нарушений, которые мешают ему адаптироваться к жизни. Для этого есть много эффективных методик. Прежде всего такие дети нуждаются в постоянных занятиях с логопедами-дефектологами, психологами разной направленности, специалистами по сенсорной интеграции.

    В последнее время часто используют АВА-терапию. С помощью этой методики педагог выстраивает четкую систему поэтапного освоения новых навыков. Они закрепляются до автоматизма, затем усложняются. Во многих случаях эффективна и медикаментозная терапия.

    Важно, чтобы врачи действовали сообща с родителями: им необходима информационная и эмоциональная поддержка, помощь в решении образовательных и организационно-бытовых вопросов.

    Какой прогноз

    Поскольку это врожденное заболевание, вылечить его на сегодняшний день невозможно. Но ребенку можно помочь - чем раньше начать заниматься, тем благоприятнее прогноз. А для этого нужно вовремя распознать болезнь. Занятия помогают большинству детей улучшить состояние. Результаты часто бывают поразительны.

    Аутичный ребенок может развиваться нелинейно, скачкообразно, с периодами частичных «откатов» и «прорывов». Так что делать поспешных прогнозов не стоит

    Как себя вести

    Родители аутичных детей часто сталкиваются с негативной реакцией окружающих. Увидев необычное поведение малыша в общественном месте, посторонние люди принимаются осуждать нерадивых, по их мнению, родителей «избалованного» ребенка.

    Нужно помнить, что только близкие знают все об особенностях ребенка и сложностях его поведения. Непрошеные советы, любопытство и осуждение вызовут дополнительный стресс, чувство стыда и раздражения у родителей особенного ребенка.

    Вмешиваться имеет смысл только тогда, когда помощь действительно необходима. Например, мама бьющегося в истерике ребенка растерялась и не знает, куда деться. Но лучше деликатно и тихо уточнить, чем ей помочь.

    Аутизм – заболевание невыясненной природы с характерными симптомами. Во время исследования «людей дождя», как часто называют аутистов, учёные обнаружили, что пациенты не страдают от своего состояния. Малыши и подростки, погруженные в свой мир, чувствуют себя вполне счастливыми, пока кто-то не нарушает их комфортную среду.

    Детки-аутисты рождаются всё чаще. На 1000 жителей приходится 5–8 особенных малышей. Информация поможет понять, что скрывается за словом «аутист». Важно знать правила общения с детьми разного возраста.

    Причины возникновения

    Исследования пока не дали ответ о причинах заболевания. Клинически доказанных теорий о причинах аутизма пока нет.

    Мнение большинства учёных совпадает: детский аутизм – наследственное заболевание. На развитие болезни не влияет пол, социальное положение, раса, уровень благосостояния. Чаще болезнь проявляется у первенца.

    Учёные отметили, что в семьях, где есть первенец-аутист, риск заболевания увеличивается с рождением каждого следующего малыша. Заводить второго ребёнка решаются не все: постоянные занятия с ребенком с диагнозом аутизм требуют огромного терпения, душевных сил. Ежедневное эмоциональное напряжение – одна из причин, почему аутист часто является единственным ребёнком.

    Общая информация

    Что же это за непонятное заболевание? Чем больные детки отличаются от здоровых? Что такое аутизм простыми словами?

    Многие люди, поверхностно знакомые с проблемой, считают «людей дождя» неполноценными. Психические отклонения действительно встречаются у части пациентов, но основная масса «людей дождя» имеют ясный ум, интересуется определённой, зачастую, сложной темой, просто держит мысли при себе. Некоторые гении были аутистами.

    Проблема для родителей, но не для ребёнка – нежелание общаться. Малыш плохо идёт на контакт не из-за особенностей характера, упрямства или «вредности»: при аутизме человек спокойно обходится без общения с окружающими. «Человек дождя» испытывает дискомфорт от вторжения в его «правильный» мир.

    Ребёнок долго размышляет о чём-то далёком, равнодушно скользит взглядом по родным, близким, не глядит в глаза. Родителей ранит, что малыш почти не выражает эмоции, смотрит на них, как на пустое место. Ребёнок погружён в себя, приход мамы/папы его мало радует. Дождаться улыбки от ребёнка-аутиста до начала лечения (иногда и при психотерапии) очень сложно.

    Видеть такую реакцию больно, тяжело. В ситуации, повторяющейся изо дня в день, сложно сохранить душевное равновесие. Многие родители впадают в депрессию, плохо понимают, как заставить малыша общаться. Настойчивые попытки исправить положение без специальных знаний могут спровоцировать нервный срыв у взрослых и малыша.

    Симптоматика

    Задача родителей и врачей – вовремя распознать заболевание, начать терапию как можно раньше. Опытный педиатр обратит внимание на поведение малыша, но родители также должны понимать, какие признаки говорят об аутизме. Заболевание чаще встречается у мальчиков.

    Полезные советы:

    • нельзя списывать нежелание общаться на «исключительность» ребёнка, особенности характера;
    • многие взрослые радуются, что малыш почти всё время спокойно занимается сам, не беспокоит бесконечными «почему»;
    • при частом повторении симптоматики обязательно обратитесь к педиатру. Возможно, потребуется консультация психолога или психиатра;
    • бояться визита к врачам не стоит: ранняя диагностика даёт определённый шанс на потепление в отношениях.

    Ранний аутизм

    Основные признаки аутизма у детей до года:

    • младенец слабо выражает эмоции, почти не реагирует на родителей;
    • кроха предпочитает только одну игрушку, другие раздражают его;
    • малыш погружён в себя, не откликается на имя;
    • маленький аутист отказывается от общения, занимается своими делами, независимо от реакции окружающих;
    • детки старше года смотрят в сторону, на одежду, избегая зрительного контакта, когда с ними разговаривают родители, родственники;
    • аутист предпочитает одиночество, во дворе избегает общества ровесников, подолгу занимается одним делом;
    • развитие речи запаздывает, иногда младенец долго молчит, «не гулит», потом внезапно начинает выговаривать целые слова.

    Важно! На раннем этапе жизни внимательные родители и хороший детский врач обязательно обратят внимание на проблему. Понадобятся специальные упражнения с малышом, помощь опытного психиатра. Важно выбрать врача, который будет заниматься с ребёнком постоянно: смена лиц ухудшает состояние маленького пациента.

    Детский недуг от 2 до 12 лет

    К симптомам аутизма у детей, сопровождающим заболевание до двух лет, добавляются новые:

    • отсутствие интереса к гостям, новым лицам, нежелание участвовать в общей беседе. Детки редко начинают разговор, плохо слушают окружающих;
    • при смене привычной обстановки маленький аутист паникует, нервничает;
    • деток сложно обучить элементарным навыкам: одеваться, убирать за собой, писать, читать;
    • игры часто символические, без ярко-выраженных ролей и эмоций. Малыш удовлетворён тем, что просто расставил игрушки, его мало привлекают «дочки-матери» или соревнования заводных машинок;
    • иногда молчание сменяется бесконечным повторением одного звука или слова. Маленький «оратор» не испытывает ни малейшего дискомфорта, считает своё поведение абсолютно нормальным;
    • обучение детей с аутизмом в обычном классе – проблема. Школьник плохо запоминает материал, не желает отвечать по просьбе учителя. Дети часто смеются над замкнутым одноклассником. Даже опытный педагог редко может помочь: нужны специальные знания по психологии, педиатрии, индивидуальные занятия по особой методике.

    Важный аспект! Дошкольники, школьники интересуется одним видом деятельности. Упор на рисование, математику, игру на музыкальных инструментах позволяет добиться успеха в этой области. Ребёнок не желает демонстрировать окружающим своё умение, ему достаточно, что чудесные рисунки лежат на столе или поддалась мудрёная задачка, над которой он «бился» неделю.

    Подростковый аутизм

    Как проявляется аутизм у ребенка? Основные признаки:

    • благодаря регулярным занятиям с опытным психиатром и родителями, мальчики/девочки постепенно приспосабливаются к жизни в обществе;
    • простые навыки ребёнок уже освоил, но одиночество – его стихия. «Не мешайте, отстаньте», – такова жизненная установка подростка, больного аутизмом;
    • свои мысли и чувства ребёнок часто излагает посредством рисунков. К возрасту 13–14 лет подросток окончательно выбирает сферу деятельности, уделяет ей всё свободное время. Нередко из аутистов получаются отличные программисты, математики, художники, поэты, музыканты. Повзрослевших детей привлекает занятие, для которого не нужна команда и постоянное общение;
    • половое созревание проходит трудно, подросток часто впадает в депрессию, иногда становится агрессивным.

    Как вылечить у ребенка? Узнайте эффективные методы.

    О правильном развитии и питании ребенка в 7 месяцев написано странице.

    По адресу прочтите о правилах применения слабительного Дюфалак для детей.

    Способы лечения и реабилитации

    Терапия призвана растопить лёд в отношениях детей и родителей, адаптировать маленького человечка к окружающему миру и социуму. Многие родители паникуют после установления диагноза. Они понимают, что полностью излечить болезнь невозможно, нервы на пределе, но что-то делать всё равно нужно.

    К сожалению, гарантировать успех терапии можно не всегда: слишком много факторов нужно учесть, в том числе, возраст юного пациента. Реабилитация чаще приносит видимые плоды у маленьких деток, но не всегда. Если дотянуть с началом терапии до 7–8 лет или подросткового возраста, скорректировать поведение будет намного сложнее.

    Основные методы лечения аутизма:

    • помощь психиатра и психолога;
    • социальная адаптация в обществе;
    • медикаментозная терапия для снятия агрессии, бессонницы.

    Не стоит тратить баснословные суммы на чудодейственное лекарство от аутизма. Пока нет специальных препаратов для «полного излечения». Медикаменты лишь устраняют симптомы, ухудшающие здоровье нервной системы, но не корректирую модель поведения.

    Родители во время терапии должны соблюдать правила:

    • перед началом лечения важно понять, что срок реабилитации растягивается на годы. Иногда улучшения заметны через 2–3 месяца. Некоторым родителям везёт меньше: первых результатов придётся ждать год и более;
    • лечение проводится везде, постоянно: в больнице, детском саду, на улице. Нельзя изолировать деток от общества, но большое скопление народа, резкие крики, активное передвижение вокруг также вредят аутисту;
    • важно настроиться на регулярные визиты к психологу/психиатру с юным пациентом и без него (терапия изматывает морально, физически);
    • родители должны обязательно заниматься с аутистом дома по методике, рекомендованной врачом;
    • повторение – залог успешного обучения. Чем чаще родители выполняют одни и те же действия, тем выше вероятность, что малыш их запомнит, правильно повторит;
    • обязательно закрепляйте навыки, регулярно вспоминайте, что вы делали на прошлом уроке;
    • научитесь терпеливо, по несколько раз обращаться к дочке или сыну по имени, чтобы привлечь внимание к вам и вашим просьбам. Это сложно, но другого выхода нет. Старайтесь не срываться, повышать голос запрещено. Для эмоциональной разгрузки посещайте психолога, общайтесь родителями, столкнувшимися с такой же проблемой.

    • распорядок дня – обязательный элемент терапии. Хаос, отсутствие чётких правил мешает осваивать определённые навыки. Ребёнок должен уловить простые ассоциации: папа пришёл с работы – будет семейный ужин, наступило утро – пора вставать, чистить зубы, одеваться, собираться на занятия к психологу;
    • раз в год на неделю оставляйте подросшиего сына или дочку на попечение близкого человека, которому вы доверяете. Отдых от постоянного общения важен для сохранения психологического и физического здоровья: нервная система часто не выдерживает сильного напряжения;
    • многие психологи рекомендуют завести дома спокойное животное, проводить сеансы дельфинотерапии, иппотерапии (общение с лошадьми);
    • обстановка в комнате аутиста должна оставаться одинаковой. Передвигать вещи, менять шторы, убирать любимый стул запрещено: детки часто паникуют, неадекватно реагируют на перемены;
    • близкие родственники должны знать, как общаться с аутистом: что разрешено, какие действия могут вызвать панику или агрессию;
    • через социальные сети найдите в вашем населённом пункте родителей, у которых та же проблема. Моральная поддержка, обмен опытом, рассказ об успехах детей сближает, даёт родителям силы, надежду;
    • принимайте любую помощь по дому, чтобы больше внимания уделить специальным упражнениям, сеансам психотерапии. Выделите себе час-полтора на ежедневный отдых от занятий, чтобы не сорваться, сохранить здоровье;
    • оставляйте деткам свободное время для его любимого занятия: если вы всё время будете мешать, маленький аутист ещё больше замкнётся, перестанет обращать на вас внимание. Возможен другой вариант: агрессия, нервное напряжение, упрямство и злость (чаще у подростков).

    Теперь вы знаете, что такое аутизм. У детей некоторые признаки появляются уже на первом году жизни. Вовремя обратите внимание на необычное поведение крохи, посетите врачей для уточнения диагноза. Даже незначительные моторно-речевые нарушения – повод для визита к специалистам. Лучше перестраховаться, чем корить себя за позднее начало терапии. Любовь к маленькому «человеку дождя» поможет преодолеть все трудности.

    Видео о признаках аутизма у детей:



    Рассказать друзьям