Бабьи каши. Бабьи каши - праздник повитух

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как только истекало время Рождества Христова, приходил следующий праздник – Пресвятой Богородицы, матери Божьей, родившей Сына Божьего на этот свет.

И в этот день в церквях проходит служба, молится народ за Деву Марию и просит у нее заступничества и милости.

Как известно, Богородица – защитница женщин, рожениц, матерей. И переплелись в славянском народе христианское начало и начало исконно русское – почитать 8 января бабок-повитух, чьи добрые руки младенцев принимали. Называется в народе этот праздник Бабьи каши.

Повитуха – обязательно старуха?..

У повитух была своя, особенная судьба. Не каждой женщине выпадала такая честь – роды принимать. К этому ремеслу не допускали девиц – не их это дело. Только опытная, пожилая женщина, которая своих детей вырастила и воспитала, могла прикоснуться к таинству рождения.

Это сейчас акушерками становятся по желанию и не всегда по призванию. А вот в старину повивальной бабке кучу достоинств нужно было иметь.

Чтоб не темноглаза была – еще младенцев будет глазить, чтоб характером покладиста – славяне верили в крепкую связь роженицы, новорожденного и повитухи, что помогала маленькой жизни на свет появиться. А что могла бы дать малышу скверная и дурная по характеру старуха?

Ловкие руки, духовность, знание трав и народных обрядов, почитание Бога – все эти достоинства должны быть у повивальной бабки. И таких народных родовспоможительниц глубоко любили и почитали. И не забывали чествовать в День бабьих каш.

Что за диво – эти Бабьи каши?

Каша в народе – символ здоровья, благополучия и достатка. Ох, и любили каши на Руси! Варили их из разных зерен и культур, ели солеными и сладкими, постными и скоромными…

Повитуха для рожениц варила особую кашу из смеси гречки и проса. Такая каша считалась ритуальной, магической и обязательно варилась бабкой при крещении ребенка.

Такую же кашу варили повитухи и в день Бабьих каш, угощали ею детей. Бабьими кашами называли и угощение для самой повитухи. Так люди благодарили за ее нелегкий, но такой нужный и деликатный труд. Принято было готовить кашу богатой, жирной, вкусной. Поэтому не жалели маслица, яиц, сметанки. А порой и курочку или петушка под кашкой приносили: в зависимости от того, кто родился в семействе – девочка или мальчик.

В этот день гудели на славу. Ведь повитухе не только кашу несли, а и блины, пирожки, печеное мясо и водочку .

Как жаль, что традиции эти ушли далеко-далеко… Может, где-то и остались еще народные повитухи, но в современных городах давно позабыли о праздниках предков.

И все же: может, это повод вспомнить добрые бабушкины руки? Ведь даже если они роды не принимали, то уж внуков вынянчили точно!

А может, кто-то точно знает, кто первым принял в свои теплые ладони маленькое орущее чудо из чудес – вашего сына или дочь?..

В любом случае, наварите-ка Бабьей кашки, накормите ею детишек да и сами испробуйте, И не забудьте поклониться Богу и Богородице за светлое чудо в Вашем доме – за детей…

Праздник Бабьих каш имеет очень древние корни и восходит к почитанию богинь-матерей. В этот день почитали повивальных бабок. Женщины, имеющие детей, приносили подарки и угощения: домашнее пиво или наливку, пироги, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили.

На момент введения Юлианского календаря: 26 декабря
Дата по старому стилю: 26 декабря
Дата по новому стилю: 8 января
Астрономическая дата: день, следующий после Рождества нового Солнца, Зимнего солнцестояния

Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. Повитуха варила кашу для рожаниц из проса или гречихи. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребенка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: её полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного). В этот день стригли первые волосы детям, а в память умерших ставили Роду и Рожаницам особую трапезу.

Бабка повивальная - в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала своё дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье - повиванье - утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив берёзовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о лёгких родинах.

Далеко не любой женщине доверялась сложная и ответственная задача принятия родов. Во-первых, она должна была быть немолодой, т.е. исчерпавшей детородный возраст. Повитьё даже и называлось «бабканьем». Во-вторых, повитухой могла быть только та, что сама рожала детей, и ни в коем случае к повивальному искусству не допускалась девственница. Она обязательно должна была быть «с руками», т.е. ловкой и знающей. При первых схватках роженицы растапливала баньку, чтобы облегчить её муки, окуривала берёзовой лучиной, травами полыни и бессмертника, читала добрые молитвы, поддерживала ласковыми словами.

Надо отметить также, что к родовспоможению привлекались женщины, не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного. По этой же причине запрещалось принимать помощь в родах от черноглазых бабок. Исстари существовало поверье, согласно которому между повитухами и принятыми ими младенцами устанавливались духовно-родственные отношения.

В Болгарии сохранился интересный обычай на Бабин-день: Рано утром к повитухе идут женщины, чьи дети в возрасте от 1 до 3 лет. Там во дворе, под фруктовым деревом проводится ритуал «умывания рук». Молодые женщины, которые захватили с собой из дому ведерко с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной бабке на руки, а потом подают ей полотенце, которое та принимает в дар (ещё в дар повивальной бабке приносится одежда, полотно - всё это кладут ей на правое плечо). При этом ритуале старуха старается поднять как можно больше брызг с наговором, чтобы ребёнок женщины бегал и прыгал в крепком здоровье. Со своей стороны повитуха тоже дарит матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришёл и ребёночек, то она завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной и белой).

А ещё, не в столь далёкие времена, матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном - на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да ещё, чтобы всему семейству вдосталь». И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. «Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочёну!» И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай - не ломай! Отломишь немножко - будет Ермошка. Отломишь горбушку - будет Андрюшка. А подашь середину - быть свадьбе!». И так, ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.

В этот день обращались за помощью к пророку Давиду - музыканту и укротителю гнева. Простолюдин, собираясь в дорогу, испрашивает у него защиты от лютых зверей, от разбойников, считая, что святой псалмопевец своим пением и игрою на гуслях может невидимо утишить этих врагов. Какой чудодейственной силой обладали гусли в руках истинного бояна, рассказали высоким языком эпической поэзии наши сказители, сделав гуслярами двух былинных героев - Добрыню и Садко.

Поговорки и приметы
Коли день выдался ясным, то ожидался хороший урожай проса. Если поутру синички раскричались, то к вечеру грянет мороз, если разгалделись вороны и галки - быть снегопадам и метелям. Подрумянившаяся в печи каша была также знаком обильного снега.

21 (20) марта - весеннее равноденствие;
21 (20) июня - летнее солнцестояние;
23 (22) сентября - осеннее равноденствие;
22 (21) декабря - зимнее солнцестояние.

Источники:
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф. - М., «Правда», 1991;
«Язычество древних славян», Рыбаков Б. А.;
«Русский народ. Его обычаи, предания, суеверия и поэзия, собр. М.Забелиным» - М.: 1880. Репринт 1990;

Праздник Бабьих каш имеет очень древние корни и восходит к почитанию богинь-матерей.

В этот день почитали повивальных бабок. Женщины, имеющие детей, приносили подарки и угощения: домашнее пиво или наливку, пироги, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили.

На момент введения Юлианского календаря: 26 декабря
Дата по старому стилю: 26 декабря
Дата по новому стилю: 8 января
Астрономическая дата: день, следующий после Рождества нового Солнца, Зимнего солнцестояния.

Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам.

Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. Повитуха варила кашу для рожаниц из проса или гречихи. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребенка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: её полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного). В этот день стригли детям, а в память умерших ставили Роду и Рожаницам особую трапезу.

Бабка повивальная – в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала своё дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье – повиванье – утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив берёзовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о лёгких родинах.

Далеко не любой женщине доверялась сложная и ответственная задача принятия родов. Во-первых, она должна была быть немолодой, т.е. исчерпавшей детородный возраст. Повитьё даже и называлось «бабканьем». Во-вторых, повитухой могла быть только та, что сама рожала детей, и ни в коем случае к повивальному искусству не допускалась девственница. Она обязательно должна была быть «с руками», т.е. ловкой и знающей. При первых схватках роженицы растапливала баньку, чтобы облегчить её муки, окуривала берёзовой лучиной, травами полыни и бессмертника, читала добрые молитвы, поддерживала ласковыми словами.

Надо отметить также, что к родовспоможению привлекались женщины, не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного. По этой же причине запрещалось принимать помощь в родах от черноглазых бабок. Исстари существовало поверье, согласно которому между повитухами и принятыми ими младенцами устанавливались духовно-родственные отношения.

В Болгарии сохранился интересный обычай на Бабин-день: Рано утром к повитухе идут женщины, чьи дети в возрасте от 1 до 3 лет.

Там во дворе, под фруктовым деревом проводится ритуал «умывания рук». Молодые женщины, которые захватили с собой из дому ведерко с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной бабке на руки, а потом подают ей полотенце, которое та принимает в дар (ещё в дар повивальной бабке приносится одежда, полотно – всё это кладут ей на правое плечо). При этом ритуале старуха старается поднять как можно больше брызг с наговором, чтобы ребёнок женщины бегал и прыгал в крепком здоровье. Со своей стороны повитуха тоже дарит матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришёл и ребёночек, то она завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной и белой).

А ещё, не в столь далёкие времена, матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном – на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да ещё, чтобы всему семейству вдосталь». И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. «Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочёну!»

И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай – не ломай! Отломишь немножко – будет Ермошка. Отломишь горбушку – будет Андрюшка. А подашь середину – быть свадьбе!». И так, ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.

В этот день обращались за помощью к пророку Давиду – музыканту и укротителю гнева. Простолюдин, собираясь в дорогу, испрашивает у него защиты от лютых зверей, от разбойников, считая, что святой псалмопевец своим пением и игрою на гуслях может невидимо утишить этих врагов. Какой чудодейственной силой обладали гусли в руках истинного бояна, рассказали высоким языком эпической поэзии наши сказители, сделав гуслярами двух былинных героев – Добрыню и Садко.

Поговорки и приметы

Коли день выдался ясным, то ожидался хороший урожай проса. Если поутру синички раскричались, то к вечеру грянет мороз, если разгалделись вороны и галки – быть снегопадам и метелям. Подрумянившаяся в печи каша была также знаком обильного снега.

Бабьи каши -чудный праздник
Рожениц и повитух!
В этом празднике витает
Старины забытой дух.

Испокон веков рожали
Дома женщины детей.
Что с традициями стало?
Как рожаем мы теперь?

Слава Богу, есть надежда!
Возрождение идет!
Кто не хочет стен больничных,
Повитуху тот найдет.

Поздравляя акушерок,
От души Благодарю
За Рождение без страха,
За Любовь и Доброту!

08.01.2011

26 декабря по старому календарному стилю или 8 января по новому славяне празднуют День повитух и рожениц и почитают повивальных бабок. Иначе этот день называют Бабьи каши, своими корнями он восходит к почитанию богинь-матерей.

Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник иконы пресвятой Богородицы.

Бабканье

Надо сказать, что повивальные бабки на Руси были особами весьма уважаемыми. Не случайно в народе поговаривали: «Бабка повивальная - в деревне всем родня дальняя».

Далеко не любой женщине доверялась сложная и ответственная задача принятия родов. Во-первых, она должна была быть немолодой, т.е. исчерпавшей детородный возраст и прошедшей климакс. Повитье даже и называлось «бабканьем». Во-вторых, повитухой могла быть только та, что сама рожала детей, и ни в коем случае к повивальному искусству не допускалась девственница.

Она обязательно должна была быть «с руками», т.е. ловкой и знающей. При первых схватках роженицы растапливала баньку, чтобы облегчить ее муки, окуривала березовой лучиной, травами полыни и бессмертника, читала добрые молитвы, поддерживала ласковыми словами.

Надо отметить также, что к родовспоможению привлекались женщины, не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного. По этой же причине запрещалось принимать помощь в родах от черноглазых бабок. Исстари существовало поверье, согласно которому между повитухами и принятыми ими младенцами устанавливались духовно-родственные отношения.

Почему Бабьи каши?

Но почему же праздник повитух и рожениц назывался Бабьими кашами? Дело в том, что именно бабьей называлась каша, сваренная повивальщицей из проса или гречихи для крестильного обеда. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребенка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: ее полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного).

Да и угощение в честь повитух тоже именовалось бабьей кашей. Славили их всем миром.

Празднование

Женщины, имеющие детей, приносили повивальным бабкам подарки и угощения: домашнее пиво или наливку, пироги, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. Также в этот день стригли первые волосы детям, а в память умерших ставили Роду и Рожаницам особую трапезу.

Наблюдали и за приметами: если этот день ясный, то будет хороший урожай проса. Каша в печи подрумянится — к снегу. Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза. А вот беспрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на

Сегодня роль повитух выполняют профессиональные акушерки. Они смело могут считать этот день 8 января, этот праздник Бабьи каши – своим профессиональным праздником.

Православная церковь в этот день отмечает праздник иконы пресвятой Богородицы.

Известно, что повивальные бабки были на Руси особами чрезвычайно почитаемыми всеми, от мала до велика. Не случайная народная мудрость подметила, что «бабка повивальная – всем в деревне родня дальняя».

Повитухой могла быть не любая женщина. Обязательным требованием был ее возраст. Она не могла быть молодой. Неукоснительное условие – повитуха сама должна быть матерью, то есть сама рожала детей. Бездетных женщин, а тем более девственниц, к повивальному мастерству не допускали.

И еще, непременным условием было то, чтобы родовспоможение проводили женщины, не запятнавшие свою честь, чтобы они имели спокойный, ласковый нрав, потому как считалась, что это отражается на судьбе новорожденного. Исстари идет поверье, что между повитухами и принятыми ими детьми устанавливаются духовные отношения.

Бабка повитуха должна быть ловкой и умелой. «У каждой бабки свои ухватки» - говорит глазастый наш народ и успокаивал «Бабка придет, всякому делу подсобит».

Хорошая повитуха была нарасхват, ведь от нее зависели удачные роды и появление на свет здоровенького малыша.

При первых схватках у роженицы, чтобы облегчить ее мучения, повитуха растапливала баньку, окуривала травами бессмертника, полыни, березовой лучиной, читала молитвы нужные для данного момента.

Почему праздник называется Бабьи каши

Каша, сваренная повивальщицей из гречки или проса для крестильного обеда, носит название бабья. Это блюдо занимало важное место в обрядовых действиях.

Один из обрядов с кашей – чтобы ребенок не был низкорослым, бабка-повитуха поднимала горшочек с кашей высоко над головой и говорила «Расти высоко-высоко».

Угощение в честь бабуль-повитух тоже называлось бабьей кашей. Так как почитание было всеобщим, то и славили повитух всем миром.

Восьмого января, на первый день Святок, на праздник посвященный повитухам, благодарные женщины, уже ранее рожавшие, приносили им домашнее угощение.

Приносили самое вкусное, что наготовили для этого дня, а также наливку, брагу, пироги, нехитрые заготовки, сало, мясо, яйца, молоко, сливки.

И бабья каша в этот день была «богатой» - приготовленной на молоке, щедро сдобрена сливочным маслом. Одним словом очень вкусной и сытной была эта праздничная каша.

Приводили с собой детей, которых приняла бабушка, чтобы она их благословила. Рекомендовалось в этот день будущим мамам и молодым девушкам оказать честь повитухе, поздравить ее.

Бабушка-повитуха привечала всех своих принятых «внучат», угощала их и всех гостей поднесенными угощениями и своей особой сладкой и крутой кашей с медом. Часто посиделки заканчивались под утро.

В этот же день одаривали всех родивших и беременных женщин. То, что праздник Бабьи каши справляется сразу же после Рождества Христова – это говорит о том, какую значимость имеет этот народный праздник.



Рассказать друзьям