Чем заканчивается тимур и его команда. Квест-игра с презентацией по повести гайдара "тимур и его команда" для начальных классов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Аркадий Гайдар.

Тимур и его команда

Вот уже три месяца, как командир бронедивизиона полковник Александров не был дома. Вероятно, он был на фронте.

В середине лета он прислал телеграмму, в которой предложил своим дочерям Ольге и Жене остаток каникул провести под Москвой на даче.

Сдвинув на затылок цветную косынку и опираясь на палку щетки, насупившаяся Женя стояла перед Ольгой, а та ей говорила:

– Я поехала с вещами, а ты приберешь квартиру. Можешь бровями не дергать и губы не облизывать. Потом запри дверь. Книги отнеси в библиотеку. К подругам не заходи, а отправляйся прямо на вокзал. Оттуда пошли папе вот эту телеграмму. Затем садись в поезд и приезжай на дачу… Евгения, ты меня должна слушаться. Я твоя сестра…

– И я твоя тоже.

– Да… но я старше… и, в конце концов, так велел папа.

Когда во дворе зафырчала отъезжающая машина, Женя вздохнула и оглянулась. Кругом был разор и беспорядок. Она подошла к пыльному зеркалу, в котором отражался висевший на стене портрет отца.

Хорошо! Пусть Ольга старше и пока ее нужно слушаться. Но зато у нее, у Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер.

Она туже перевязала косынкой волосы. Сбросила сандалии. Взяла тряпку. Сдернула со стола скатерть, сунула под кран ведро и, схватив щетку, поволокла к порогу груду мусора.

Вскоре запыхтела керосинка и загудел примус.

Пол был залит водой. В бельевом цинковом корыте шипела и лопалась мыльная пена. А прохожие с улицы удивленно поглядывали на босоногую девчонку в красном сарафане, которая, стоя на подоконнике третьего этажа, смело протирала стекла распахнутых окон.

Грузовик мчался по широкой солнечной дороге. Поставив ноги на чемодан и опираясь на мягкий узел, Ольга сидела в плетеном кресле. На коленях у нее лежал рыжий котенок и теребил лапами букет васильков.

У тридцатого километра их нагнала походная красноармейская мотоколонна. Сидя на деревянных скамьях рядами, красноармейцы держали направленные дулом к небу винтовки и дружно пели.

При звуках этой песни шире распахивались окна и двери в избах. Из-за заборов, из калиток вылетали обрадованные ребятишки. Они махали руками, бросали красноармейцам еще недозрелые яблоки, кричали вдогонку «ура» и тут же затевали бои, сражения, врубаясь в полынь и крапиву стремительными кавалерийскими атаками.

Грузовик свернул в дачный поселок и остановился перед небольшой, укрытой плющом дачей.

Шофер с помощником откинули борта и взялись сгружать вещи, а Ольга открыла застекленную террасу.

Отсюда был виден большой запущенный сад. В глубине сада торчал неуклюжий двухэтажный сарай, и над крышею этого сарая развевался маленький красный флаг.

Ольга вернулась к машине. Здесь к ней подскочила бойкая старая женщина – это была соседка, молочница. Она вызвалась прибрать дачу, вымыть окна, полы и стены.

Пока соседка разбирала тазы и тряпки, Ольга взяла котенка и прошла в сад.

На стволах обклеванных воробьями вишен блестела горячая смола. Крепко пахло смородиной, ромашкой и полынью. Замшелая крыша сарая была в дырах, и из этих дыр тянулись поверху и исчезали в листве деревьев какие-то тонкие веревочные провода.

Ольга пробралась через орешник и смахнула с лица паутину.

Что такое? Красного флага над крышей уже не было, и там торчала только палка.

Тут Ольга услышала быстрый, тревожный шепот. И вдруг, ломая сухие ветви, тяжелая лестница – та, что была приставлена к окну чердака сарая, – с треском полетела вдоль стены и, подминая лопухи, гулко брякнулась о землю.

Веревочные провода над крышей задрожали. Царапнув руки, котенок кувыркнулся в крапиву. Недоумевая, Ольга остановилась, осмотрелась, прислушалась. Но ни среди зелени, ни за чужим забором, ни в черном квадрате окна сарая никого не было ни видно, ни слышно.

Она вернулась к крыльцу.

– Это ребятишки по чужим садам озоруют, – объяснила Ольге молочница.

– Вчера у соседей две яблони обтрясли, сломали грушу. Такой народ пошел… хулиганы. Я, дорогая, сына в Красную Армию служить проводила. И как пошел, вина не пил. «Прощай, – говорит, – мама». И пошел и засвистел, милый. Ну, к вечеру, как положено, взгрустнулось, всплакнула. А ночью просыпаюсь, и чудится мне, что по двору шныряет кто-то, шмыгает. Ну, думаю, человек я теперь одинокий, заступиться некому… А много ли мне, старой, надо? Кирпичом по голове стукни – вот я и готова. Однако бог миловал – ничего не украли. Пошмыгали, пошмыгали и ушли. Кадка у меня во дворе стояла – дубовая, вдвоем не своротишь, – так ее шагов на двадцать к воротам подкатили. Вот и все. А что был за народ, что за люди – дело темное.

В сумерки, когда уборка была закончена, Ольга вышла на крыльцо. Тут из кожаного футляра бережно достала она белый, сверкающий перламутром аккордеон – подарок отца, который он прислал ей ко дню рождения.

Она положила аккордеон на колени, перекинула ремень через плечо и стала подбирать музыку к словам недавно услышанной ею песенки:

Ах, если б только раз

Мне вас еще увидеть,

Ах, если б только раз

И два, и три

А вы и не поймете

На быстром самолете,

Как вас ожидала я до утренней зари

Летчики-пилоты! Бомбы-пулеметы!

Вот и улетели в дальний путь.

Вы когда вернетесь?

Я не знаю, скоро ли,

Только возвращайтесь… хоть когда-нибудь.

Еще в то время, когда Ольга напевала эту песенку, несколько раз бросала она короткие настороженные взгляды в сторону темного куста, который рос во дворе у забора. Закончив играть, она быстро поднялась и, повернувшись к кусту, громко спросила:

– Послушайте! Зачем вы прячетесь и что вам здесь надо?

Из-за куста вышел человек в обыкновенном белом костюме. Он наклонил голову и вежливо ей ответил:

– Я не прячусь. Я сам немного артист. Я не хотел вам мешать. И вот я стоял и слушал.

– Да, но вы могли стоять и слушать с улицы. Вы же для чего-то перелезли через забор.

– Я?.. Через забор?.. – обиделся человек. – Извините, я не кошка. Там, в углу забора, выломаны доски, и я с улицы проник через это отверстие.

– Понятно! – усмехнулась Ольга. – Но вот калитка. И будьте добры проникнуть через нее обратно на улицу.

Человек был послушен. Не говоря ни слова, он прошел через калитку, запер за собой задвижку, и это Ольге понравилось.

– Погодите! – спускаясь со ступени, остановила его она. – Вы кто? Артист?

– Нет, – ответил человек. – Я инженер-механик, но в свободное время я играю и пою в нашей заводской опере.

– Послушайте, – неожиданно просто предложила ему Ольга. – Проводите меня до вокзала. Я жду младшую сестренку. Уже темно, поздно, а ее все нет и нет. Помните, я никого не боюсь, но я еще не знаю здешних улиц. Однако постойте, зачем же вы открываете калитку? Вы можете подождать меня и у забора.

Она отнесла аккордеон, накинула на плечи платок и вышла на темную, пахнувшую росой и цветами улицу.

Ольга была сердита на Женю и поэтому со своим спутником по дороге говорила мало. Он же сказал ей, что его зовут Георгий, фамилия его Гараев и он работает инженером-механиком на автомобильном заводе.

Поджидая Женю, они пропустили уже два поезда, наконец прошел и третий, последний.

– С этой негодной девчонкой хлебнешь горя! – огорченно воскликнула Ольга. – Ну, если бы еще мне было лет сорок или хотя бы тридцать. А то ей тринадцать, мне – восемнадцать, и поэтому она меня совсем не слушается.

– Сорок не надо! – решительно отказался Георгий. – Восемнадцать куда как лучше! Да вы зря не беспокойтесь. Ваша сестра приедет рано утром.

Находящийся на фронте полковник Александров отправляет своим дочерям восемнадцатилетней Ольги и тринадцатилетней Жене телеграмму и предлагает оставшуюся часть лета провести на даче.

Девочки приезжают порознь. В дачном поселке Ольга встречает молодого инженера Георгия Гараева. Целый день Ольга проводит в ожидании Жени, которая перед отправкой телеграммы отцу забрела на заброшенную дачу, с которой ее не выпускал пес, да так долго, что девочка провела на этой даче всю ночь. Проснувшись утром, Женя идет домой понимая, что сейчас состоится серьезный разговор, но тут ее догоняет незнакомая ей девочка с квитанцией об оплате за телеграмму и запиской от некоего Тимура.

В глубине сада Женя находит сарай, в котором расположен штурвал с прикрепленными к нему веревочными проводами. Девочка начинает играть с ним, не догадываясь, что таким образом она дает позывные. На сигналы сбегается группа мальчишек. Обнаружив Женю, они собираются ее проучить, но их останавливает, тот самый Тимур. Оставшись с мальчишками, девочка узнает, что они оказывают всяческую помощь людям, особое внимания уделяя семьям бойцов Красной Армии, а также что им противостоит банда квакинцев.

Узнав о том, что младшая сестра проводит большое количество времени с каким-то Тимуром, Ольга запрещает Жене дружить с Тимуром, полагая, что он хулиган. Позже Ольга выясняет, что Георгий Гараев является дядей Тимура. Чтобы проучить сестру она уезжает домой в Москву. Уже находясь в московской квартире она получает телеграмму от отца, в которой говорится, что он будет в Москве 3 часа и желает увидеться с дочерьми.

Женя замечает телеграммы от Ольги и от отца, когда уже не ходят электрички, но ей на помощь приходит Тимур. Он берет дядин мотоцикл без разрешения, поскольку дядя также находится в Москве и отвозит Женю на встречу с отцом. В последний момент они появляются дома у Александровых и отцу удается увидеться со своими девочками.

Вернувшись на дачу из Москвы Георгий Гараев не обнаруживает ни Тимура, ни мотоцикла. В качестве наказания он собирается отправить его домой к матери. В это время появляется Тимур с Ольгой и Женей. Ольга рассказывает Георгию о произошедших событиях.

Спустя некоторое время Георгий получает повестку. На проводы Георгия приходят Ольга, Женя, а также команда Тимура. Ольга призывает Тимура не грустить и говорит ему о том, что люди, которым он помог ответят ему тем же.

Подробнее

У полковника Александрова было две дочери. Старшая Ольга поступила в институт и мечтала стать инженером. Женя – тринадцатилетняя девочка, училась в школе. Александров уже несколько месяцев командовал дивизионом на фронте. Восемнадцатилетняя Ольга взяла заботу о сестре на себя.

В конце лета отец прислал телеграмму и посоветовал дочерям провести каникулы на даче недалеко от Москвы. Ольга уехала вместе с вещами на машине. Женя, сделав генеральную уборку, должна приехать на дачу вечером. Отправить телеграмму отцу девочка не успела. Решила сделать это в дачном посёлке. Выйдя на станции, Женя стала искать почту. Она вошла в ближайший дом, но там никого не было. Когда она хотела вернуться на улицу, большая собака загородила ей дорогу.

Пришлось девочке заночевать в незнакомом доме. Утром собаки в комнате уже не было. На столе лежала записка. В ней неизвестный Тимур просил её захлопнуть дверь, когда она будет уходить. В соседней комнате Женя увидела старый пистолет. Девочке захотелось подержать оружие в руках, в результате раздался громкий выстрел. Женя испугалась и убежала. Телеграмма и ключ от московской квартиры остались на столе.

Вечером Ольга познакомилась с Георгием Гараевым. Молодой человек работал инженером на большом автомобильном заводе. Вместе с девушкой Георгий ходил встречать Женю на станцию, так как в темноте Ольга ещё плохо ориентировалась. Утром на даче появилась Женя, но сестре ничего не рассказала о своих приключениях. Позже девочка из соседнего дома, звали её Таней, передала Жене ключи, квитанцию и записку от Тимура.

В глубине сада стоял старый сарай. Женя решила запустить с него маленького бумажного парашютиста. Порыв ветра занёс его в окно чердака. Девочка полезла его выручать. На стене помещения она увидела карту посёлка, какие-то верёвки, фонари и штурвальное колесо. Женя поняла, что чердак обитаем. Когда она повернула колесо, провода натянулись и загудели. На чердак сбежалась целая гурьба мальчишек, позже появился высокий темноволосый подросток. Это был Тимур и его команда.

Тимур рассказал девочке, что они помогают семьям фронтовиков. Они носили для них воду, защищали от хулиганов их сады, складывали аккуратной поленницей привезённые дрова. Всё это они делали тайно, не афишируя свои добрые дела.

В посёлке жил Мишка Квакин, который вместе со своими друзьями лазил по чужим садам и огородам. Тимур предупредил его, что терпеть его выходки он не собирается. Но тот только смеялся ему в ответ. Ночью Мишкина шайка опять отправилась обирать чужие сады. Команда Тимура выследила их, поймала и заперла в старом ларьке на краю поселкового базара. На гвоздь они повесили ключ, а сверху закрепили картонку. На ней крупным почерком написали, за что эти люди посажены под замок.

Ольге не нравилась дружба Жени с Тимуром, она считала его хулиганом. Однажды в парке посёлка комсомольцы устроили большой концерт. Георгий пригласил на праздник сестёр. Ольга принесла с собой аккордеон, и они вместе с Георгием тоже спели несколько песен. После концерта молодой человек провожал Ольгу домой. На аллее парка они столкнулись с Женей и Тимуром. Георгий признался, что этот мальчик – его племянник. Не разобравшись, Ольга обидела Тимура, не захотела объясниться с сестрой. Вечером она уехала в Москву.

В этот же вечер пришла к Жене молодая женщина с девочкой на руках. Она попросила присмотреть за ребёнком, так как ей нужно было встретить на вокзале мать. Женя несколько раз была у них в гостях и играла с девочкой, поэтому она сразу согласилась позаботиться о ней.

Ночью Женя обнаружила на подоконнике телеграмму. В ней отец сообщал, что заедет на три часа в московскую квартиру, чтобы повидать дочерей. Женя была в отчаянии. Но Тимур и теперь пришёл ей на помощь. За ребёнком он оставил присматривать своего товарища, а сам отвёз Женю на дядином мотоцикле в Москву.

Отца Женя застала на квартире, они успели поговорить. Уезжая, отец девочек крепко пожал руку Тимура. Утром Ольга рассказала Георгию о событиях этой ночи. А на следующий день вся команда Тимура вместе с Ольгой и Женей провожали капитана Георгия Гараева на фронт.

Повесть учит ценить дружбу, быть скромным, добрым и справедливым.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гайдар. Все произведения

  • Военная тайна
  • Тимур и его команда
  • Школа

Тимур и его команда. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Горький Ледоход

    Данный рассказ Горького имеет определённую схожесть с рассказом Река играет, который написал Короленко.

  • Краткое содержание Дремучий медведь Паустовского

    Петя - главный герой художественного произведения «Дремучий медведь» Константина Георгиевича Паустовского. Он жил вместе со своей бабушкой в деревне. Родители умерли, когда мальчик был маленьким, поэтому он рос молчаливым и задумчивым

Книга Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» способна пробудить как в детях, так и во взрослых самые светлые чувства и напомнить о чем-то добром и чистом. Несмотря на то, что автор пишет о советских реалиях, повесть интересна и современным читателям, ведь здесь, прежде всего, имеют значение поступки и качества ребят. Эта книга стала любимой у многих детей, а взрослые могут поностальгировать, читая ее и погружаясь в ее теплую атмосферу.

Какие-то странные события происходят в дачном поселке. Местные жители получают помощь от неизвестных людей. Распространяются слухи, но никто не знает правды. А тут еще появилась компания хулиганов, они обворовывают сады, и жителям нужна помощь. Девочка Женя приехала на дачу вместе со старшей сестрой Ольгой и тоже оказалась втянута во все эти странные события, когда узнает о существовании особого штаба на чердаке сарая у нее же в саду…

Эта книга рассказывает о доброте и взаимопомощи. Она показывает, как важно любить окружающих, природу и весь мир. Когда читаешь о ребятах, готовых помогать другим и стоящих друг за друга горой, испытываешь массу положительных эмоций. Повесть наполнена поучительной добротой, она воспитывает хорошие качества и наполняет душу теплотой и светом.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Тимур и его команда" Гайдар Аркадий Петрович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Повесть «Тимур и его команда» до сих пор регулярно переиздается и входит в список ста книг, рекомен-дованных школьникам мини-стер-ством образова-ния для само-стоя-тельного чтения, хотя историче-ская ситуация, в которой созда-вался текст, давно ушла в прошлое. Это одна из самых попу--лярных и востре-бо-ванных книг советского детского канона. Повесть читали и в рам-ках школь-ной програм-мы, и совершенно доброволь-но; героям подражали, в течение мно-гих лет в честь Тимура называли маль-чи-ков, а в честь Жени — девочек. Тимур потес-нил в советском пантеоне главного героя 1930-х Пав-ли-ка Морозова и на-дол-го завоевал симпатии читателей. По мнению британ-ского антрополога и ис-то-рика культуры дет-ства Катрионы Келли, «даже те взрослые, которые кри-ти-ковали другие аспекты советской жизни, сохра-нили теплое чувство к это-му герою».

Тимур и тимуровцы

Обложка повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Горький, 1942 год «Детгиз»; Российская государственная детская библиотека

Не многие помнят, что повести «Тимур и его команда» предшествовал сцена-рий к одноименному кино-фильму. Фильм появился раньше книжки, и имен-но он сначала привлек внимание советских детей к истории мальчика Тимура и его друзей. Только полгода спустя после окончания работы над сценарием, когда фильм уже был запущен в производство, Гайдар стал перерабатывать его в повесть.

Сюжет ее таков. В подмосковном дачном поселке действует необычная коман-да — подростки тайно помогают семьям солдат и командиров Красной армии: носят из колодца воду, скла-дывают в поленницу дрова, ищут пропавших до-маш--них животных, защищают детей от жестокости со стороны взрослых. Па-рал-лельно ребята вступают в конфронтацию с местными хулиганами — разо-ри-телями садов и огородов — и одер-живают над ними убедительную мораль-ную победу.

Эта модель самоорганизации и соци-аль-ной активности немедленно нашла от-клик и стала образцом для подра-жания. Первые тимуровские команды появи-лись в СССР еще в 1940 году, сразу после выхода фильма на экраны. После нападения Германии на Совет-ский Союз тимуровские команды ста-ли активно распространяться: коли-чество участников в первые после-воен-ные годы исчи-слялось сотнями тысяч. Появилось даже выражение «тимуровское движе-ние» — по сути, так называли форму социального волонтерства, прочно завя-зан-ную на постулатах советской идеологии. Сегодня первоначальный кон-текст появления Тимура и тимуровцев мало понятен. Попробуем его вос-ста-новить.


«Союздетфильм»

Любой читатель повести, как и зри-тель фильма, не может не заметить, что огромное место в этих произве-де-ниях занимают описания перемеще-ний совет-ских войск и разного рода оружия Даже в дачном поселке у дяди Тимура оказы-вается пистолет, заряженный холостыми па-тронами, а у доктора Колоколь-чикова — охот-ничье ружье, и из обоих герои стреляют. . Слово «фронт» появляется уже во втором предложении повести, а слово «бронедивизион» — и вовсе в первом. Когда Ольга, сестра главной героини, отправляется на дачу, сидя на плетеном кресле в кузове грузо-вика с котенком и букетом васильков на коленях, ее нагоняет по-ходная армейская мотоколонна. В этом смы-сле «Тимур и его команда», пожа-луй, одно из самых тревожных произве-дений советской детской литературы.

Признаки надвигающейся войны станут понятнее, если обратить внимание на даты начала работы над сценарием, а затем и над повестью. Из дневников Гайдара следует, что за сценарий он сел в первых числах декабря 1939 года, то есть сразу же после начала Советско-финской войны Советско-финская война — война между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года. .

14 июня 1940 года Гайдар запишет в дневник, что принялся за «повесть о Дун-кане» (сначала он собирался так назвать Тимура), к концу августа он ее закан-чивает. Дата начала работы очень важна: именно 14 июня Совет-ский Союз предъявил ультиматум Литовской Республике, прежде чем ввести туда войска. На следую-щий день аналогичные ультиматумы были отправлены Латвии и Эсто-нии, а за ними последовала оккупация всех трех прибалтийских стран.

Язык газет


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Важное место в сюжете «Тимура» занимает эпизод с ультиматумом, который Тимур решает отправить шайке хулигана Квакина. Он есть и в повести, и в фи-льме. В сценарии эти сцены могли появиться и до соответствующих событий лета 1940-го: слово «ультиматум» было в ходу и в международной политике предшествующих 1938-1939 годов В 1938 году Гитлер посылал ультиматум пра-вительству Чехословакии перед оккупа-цией Судетской области, в марте 1939-го Германия выдвинула словесный ультиматум Литве, а 2 сен-тября 1939 года, после нападе-ния Гер-ма-нии на Польшу, Великобритания адре-со-вала свой ультиматум стране-агрессору. .

Однако именно летом 1940 года языком ультиматумов заговорило и советское правительство, и тон их был весьма жестким. В эти месяцы Гайдар включает в повесть детали, отсутствующие в фильме: мальчики спрашивают у дяди Ти-мура, как составляется ультиматум, а тот отвечает, что каждая страна делает это «на свой манер», но обязательно нужно закончить текст уверениями «в со-вер-шеннейшем к Вам почтении». Команда Тимура отказывается от дипло-ма-тического протокола и решает «отправить ультиматум попроще, на манер того послания запорожцев к турецкому султану, которое каждый видел на картине, когда читал о том, как смелые казаки боролись с турками, татарами и ляхами». Единственный мальчик из шайки Квакина, который знает, что такое ультима-тум, дает этому дипло-матическому жанру однозначное толкование: «Бить будут».

Упоминание о письме запорожцев здесь неслучайно, ведь оно, по легенде, было создано вскоре после присоединения Украины к России Считается, что в 1676 году казаки Правобе-режной Украины отправили письмо турецко-му султану, требовавшему прекратить на-беги на Оттоманскую Порту (Правобережная Украи-на принадлежала тогда Речи Посполи-той, ко-торая заключила с Турцией мирный договор). Текст был резок и полон руга-тельств. Сцена создания этого письма запе-чатлена в знаме-нитой картине Репина и ре-продуцировалась во всех советских школь-ных учебниках исто-рии. Украинцы вообще и запорожские казаки в частности были пред-ставлены как носители свободолюби-вого духа, который неминуемо отвращал их от Турции и Польши и побуждал просить по-мощи у России. Так подавалось советским школьникам решение Переяслав-ской рады 1654 года о присоединении Левобережной Украины к России, за которым по-следовала война Руси с Речью Посполи-той. Присоеди-нение Западной Украины и Западной Бело-руссии в 1939 году было частью очередно-го раздела Польши, осуществленного Герма-нией и СССР. . Таким обра-зом, язык ультиматумов подается здесь как язык «освобождения от ига вра-ждеб-ных наро--дов», но по- сути выступает как язык имперской экспансии.

Внутренняя хронология повести


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Действие фильма и повести разворачивается летом 1939 года. Датировку отдель-ных эпизодов можно вычислить буквально по календарю.​ ​Пове-ство-вание начинается с того, что полковник Александров, не при-ехав-ший с фронта в Москву ни весной, ни к началу лета, в середине лета при-слал телеграмму и предложил своим дочерям Жене и Оле переехать на да-чу.

Особой заботой компания Тимура окружает семью красноармейца Павлова, кото-рый недавно (то есть, видимо, в начале лета 1939-го) был убит «на грани-це». Мы знаем, что лейтенант Павлов был летчиком: именно на июнь 1939 года пришлись самые тяжелые авиационные бои на Халхин-Голе Бои на Халхин-Голе — вооруженный кон-фликт весны — осени 1939 года у реки Хал-хин-Гол на территории Монго-лии, где сра-жались с одной стороны совет-ские войска и армия Монгольской Народной Республики, а с дру-гой — армия Японской им-перии. Кон-фликт закончился победой со-ветско-мон-голь-ской группировки. .

Последний день действия опреде-ляется даже с большей точностью: приезду полковника в Москву и стре-мительному вояжу Жени и Тимура на мотоцикле предшествует праздник «в честь годовщины победы красных под Хасаном». Боевые действия на озере Хасан Хасанские бои — вооруженный кон-ф-ликт между Красной ар-мией и армией Японской империи, случив-шийся летом 1938 года из-за территории во-круг озера Хасан и реки Туман-ная. Верх одер-жала советская военная груп-пировка. закончились 11 авгу-ста 1938 года. Значит, последние сцены фильма и повести происходят в ночь с 11 на 12 августа 1939 года, за несколько дней до подписания пакта Молотова — Риббентропа и за три недели до начала Второй мировой войны.

Эта датировка очевидно противоре-чит тому, что мы наблюдаем в книге и на экра-не. Двигающиеся на боевые позиции войска; призыв дяди Тимура, Георгия, в армию; полковник Александров, явно направляющийся туда же, куда и Георгий, — всё это реалии не августа, а сентября 1939 года, когда Германия вторглась на территорию Польши, а СССР начал оккупацию ее восточной части. О начале частичной мобилизации в СССР было объявлено не в августе, а в начале сентября. Тогда же теоретически должна была произойти передис-локация воинских соединений под командованием полковника Александрова: если весной и в начале лета он был «на фронте», то фронт может иметься в ви-ду только один — в Монголии. Бои на Халхин-Голе, как известно, продолжа-лись до самого конца августа 1939 года, а перемирие было подписано 15 сентя-бря.

Смещение исторической хронологии внутри хронологии художественной, ско-рее всего, понадобилось Гайдару для того, чтобы уложить всё действие повести в дачный сезон: в сентябре герои должны были сидеть за партами.

Дети-военные


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Устройство отряда Тимура — не про-сто игровое, но военное. Система связи и позывные сигналы, разведки и дозоры, пленные и парламентеры — всё это свидетельствует о войне, уже перешедшей в детский мир из взрослого. В пове-сти и фильме нет ни одной мирной песни. Любимая песня Ольги, которую она наигрывает на аккордеоне, содержит рефрен «Летчики-пилоты! Бомбы-пуле-меты!». Георгий представляет в театре старого партизана, который и через два-дцать лет после своих боевых подвигов готов ринуться в бой. В финале фильма весь отряд Тимура с Ольгой во главе поет песню на стихи Маяковского: «Возь-мем винтовки новые, /на штык флажки! / И с песнею / в стрелковые / пойдем кружки». Следующие строфы песни и стихотворения призывают советских школьников становиться санитарами и разведчиками.

В 1938-1941 годах Гайдар очень интересовался проблемами военного образо-вания школьников и обу-чаю-щих военных игр. Следы этих интересов отрази-лись в его дневнике и в повестях о Тимуре. Первая, «Тимур и его команда», — о детской организации военного типа, которая добровольно и тайно помогает семьям красноармейцев. Во второй, «Комендант снежной крепости» (написана зимой 1940-1941 годов), дети уже ведут реальную военную игру — с атаками, штурмами и даже применением детского оружия. Третья, «Клятва Тимура», созданная за несколько дней в конце июня 1941 года, рассказывает о том, что потребуется детской военизиро-ванной организации в условиях начавшейся войны (дежурство во время бомбежек и затемнения, бдительная охрана посел-ка от шпионов, прополка колхозных огородов и та же, что и раньше, помощь семьям красноармейцев).

Перспектива побега на фронт обсуждается еще в первой и главной повести цикла: Тимур однозначно заявляет своим компаньонам, что это ни при каких условиях невозможно, командиры получили приказ «гнать оттуда нашего бра-та в шею». Таким образом, всё, что остается храбрым и социально активным детям, — это стать опорой взрослым в тылу и готовиться к службе в армии, улучшая дисциплину, физическую выносливость и, наконец, специаль-ные военные навыки вроде стрельбы, незаметного передвижения в разведке или маршировки. Для Гайдара не было сомнений: до достижения призывного воз-раста подростки должны оставаться в тылу, но сама организация их тыловой работы будет военной.

Комиссары Гражданской войны


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Страна готовилась к сражению с внешним врагом: буржуазной Польшей, мили-таристской Японией или фашистской Германией. Однако у Гайдара дети ввя-зы-ваются в войну внутреннюю, показанную как аналог и продолжение Гра-ждан-ской. Анта-гонисты--- Тимур и Мишка Квакин называют друг друга комис-саром и атаманом, и эти прозвища отсы-лают к конфликтам конца 1910-х — начала 1920-х годов. За комиссарами, Красной армией и советской властью стоят идеи социальной справедли-вости, защиты обиженных и угнетенных, рыцарских чести и благородства; за атаманами (проще говоря, шайками улич-ных хулиганов) — полное пренебрежение к любым этическим нормам, униже-ние человеческого достоинства (даже в кругу своих), безразличие к жизни стра-ны и общества. Гайдар показы-вает, что многие деструктивные силы Гра-жданской войны по-прежнему сильны и новому поколению придется вступать в те же противостояния, что и их отцам.

Стремление Тимура самостоятельно наводить порядок, устанавливать социаль-ную справедливость и решать, кто из соседей требует помощи и защиты, уста-навливает важную параллель с легендой о Робин Гуде. Идея тайно совершать добрые дела, оставляя за собой разного рода письменные послания (записки Жене, плакат на месте заточения банды Квакина), отсылает к той же самой традиции. При этом Гайдар явно не хотел подчеркивать такое сходство, ведь главными врагами Робин Гуда были представители английского государства. Поэтому важно было показать: отряд Тимура делает именно то, что считают в данный момент важным партия и правительство.

Дети-взрослые


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Хотел ли Гайдар своими тимуровскими повестями создать альтернативу пио-нерской организации или только предлагал новые пути ее развития в воен-ное время — мы точно не знаем, как и то, был ли у команды Тимура реальный про-тотип: по одной из версий, Гайдар описал в повести опыт работы скаутских организаций в период Первой мировой войны. Так или иначе, «Тимур и его ко-манда» — книга о «самодисциплинирующемся» детском коллективе (термин филолога Евгения Добренко): все свои обязанности дети берут на себя и реша-ют всё сами, без помощи и контроля взрослых. Это означает, что они полно-стью усвоили социальные нормы и требования взрослого мира и способны ре-шать стоящие перед ними задачи без специального стимулирования и понука-ний — просто потому, что знают, что так надо. Если кто-то из них ошибется или осту-пится, не понадобится ни учитель, ни пионервожатый: помогут и скор------ректиру-ют другие.

Конечно, в реальности таких детских коллективов не существовало. Однако Гай-дар (как и до него писатель Антон Макаренко) придумал модель, которую очень удобно было насаждать в качестве примера для подражания. Если дети справляются с возложенными на них делами без помощи взрослых или при их минимальном посредничестве, то они не просто проявляют самостоя-тель--ность, но еще и экономят столь нужные государству кадровые (а значит, и материаль-ные) ресурсы. А если прибавить к этому саму возможность исполь-зо--вания этих команд в качестве бесплатной рабочей силы, выгода для госу-дарства, уже фак-тически вступившего в войну, была огромной. Именно эти моти-вы и обу-сло----вили, по-видимому, активное продвижение повести и фильма со стороны ЦК ВЛКСМ.

Сюжет

Героиня, к которой привязывается ход событий повести, - Женя, дочь советского командира полковника Александрова. На даче, где Женя отдыхает со старшей сестрой Ольгой, девочка обнаруживает штаб загадочной организации школьников. Предводитель ребят, мальчик по имени Тимур Гараев, знакомит Женю с организацией, задача которой - помощь членам семей красноармейцев и их защита от садовых воришек из банды Мишки Квакина. Он знакомит её с Гейкой, Колей и Симой.

Вскоре Тимур разговаривает с Мишкой говоря о том, что ему надо перестать делать плохие поступки. Ольга заметила их вдвоём и сразу говорит Жене о разговоре с Тимуром и Михаилом. Ольга подумала, что Тимур точно такой же хулиган. Старшая сестра Жени запретила ей разговаривать с Тимуром.

Позже Гейка приходит к хулиганам с угрожающим письмом. Слова этого письма слышал помощник Квакина по прозвищу «Фигура», Алёша и сам Квакин. Прочитав письмо Квакин не пугается и готовит бойцов к битве. Тимур об этом узнал.

Битва длилась долго. Хулиганы кидались яблоками и дрались кулаками. У тимуровцев же были только кулаки. Всё таки хулиганы попали в ловушку и они видели избитых бойцов Тимура. Квакин и его большая шайка перестал хулиганить. Основную идею добровольной взаимопомощи в конце повести Ольга выражает следующей фразой:

Воплощение в жизни

Прообразом «тимуровцев» были скауты (которые так же рисовали звёзды на домах семей погибших Георгиевских кавалеров Первой Мировой как знак своего им покровительства), а также дети православных священников, которые одевались со скаутами и тимуровцами сходным образом - в майки и шорты.

После выхода книги о Тимуре понятие «тимуровца», пионера , помогающего людям, широко разошлось по всему СССР .

Продолжения повести

В том же году Гайдар написал продолжение «Тимура…» - повесть «Комендант снежной крепости». В первые дни Великой Отечественной Гайдар написал киносценарий «Клятва Тимура», который завершил своеобразную трилогию.

Экранизации

Повесть стала основой для одноимённых кинолент и гг.

Ссылки

  • Электронная версия в Библиотеке Максима Мошкова
  • Мариэтта Чудакова . Дочь командира и капитанская дочка (22 Января 2004)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Тимур и его команда (повесть)" в других словарях:

    Тимур и его команда: Тимур и его команда повесть Аркадия Гайдара Тимур и его команда советский детский художественный фильм, снятый в 1940 году режиссёром Александром Разумным по оригинальному сценарию Аркадия Гайдара Тимур и его команда… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Тимур и его команда (значения). Тимур и его команда Жанр: повесть, соцреализм

    - «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА», СССР, СОЮЗДЕТФИЛЬМ, 1940, ч/б, 80 мин. Школьный фильм. О группе пионеров, помогающих семьям красноармейцев. Действие фильма, ставшего классикой советского кино для детей, происходит в одном из дачных поселков, расположенном … Энциклопедия кино

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гараев. Тимур Гараев Информация Пол мужской Возраст мальчик Создатель Аркадий Гайдар Тимур Гараев персонаж ряда произведений Аркадия Гайдара, советский мальчик, помогавший людям.… … Википедия

    А, муж. Заимств.Отч.: Тимурович, Тимуровна; разг. Тимурыч.Производные: Тимурка; Тима; Мура.Происхождение: (Тимур (Тамерлан) имя среднеазиатского эмира и полководца. От тюркск. темир ‘железо’. Распространению имени способствовала повесть Гайдара… … Словарь личных имен

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гайдар. Тимур Аркадьевич Гайдар Дата рождения … Википедия

    Годы в литературе XX века. 1940 год в литературе. 1896 1897 1898 1899 1900 ← XIX век 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 … Википедия

    Аркадий Гайдар Аркадий Голиков Имя при рождении: Аркадий Петрович Голиков Дата рождения: 9 (22) января 1904(1904 01 22) … Википедия

    Настоящая фамилия Голиков (1904 1941), русский писатель. Произведения для детей о романтике революционной борьбы («РВС», 1926; «Школа», 1930), о сложных проблемах нравственного и гражданского воспитания в духе идеалов социалистического общества… … Энциклопедический словарь

    Из повести для детей и юношества «Тимур и его команда» (1940) советского писателя Аркадия Гайдара (псевдоним Аркадия Петровича Голикова, 1904 1941). Пионер Тимур решает вместе с собранной им командой сверстников взять на себя заботу о семьях… … Словарь крылатых слов и выражений

Книги

  • Тимур и его команда: повесть, киноповесть, киносценарий , Гайдар, Аркадий Петрович. Сказать про Тимура, что он хороший, положительный мальчик, - невозможно. Он - настоящий! Такой, каким должен быть мужчина, - ответственный, храбрый, добрый и нежный. У него было прекрасное,…


Рассказать друзьям