Честность кл час. Классный час "зачем человеку быть честным"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Николай Гаврилович Чернышевский – русский писатель, учёный, философ

«Если человек утратит любовь к честности , он быстро вовлечётся в такое множество дурных поступков, что приобретёт привычку к бесчестным правилам жизни».


Значение слова «честность»

  • Слово Честность образованно от слова Честь.
  • Честь - совокупность высших

морально–этических принципов

личности.

  • Честность - это одна из основных

человеческих добродетелей, моральное

  • качество, которое отражает одно из

важнейших требований нравственности.


Значение слова «честность»

Честный человек - это человек

проникнутый искренностью и

прямотой, добросовестно

относящийся к своим

обязанностям, заслуживающий

уважение окружающих его людей.


Что такое честность?

«Честность – избегание обмана, и в частности мошенничества, в отношениях с другими людьми.

Понятие честности подчеркивает отсутствие корыстных мотивов дезинформации, человек может оставаться честным, если сообщает другому неправду, в которую верит сам.»

Викепедия


  • Говорить правду, независимо от

того, что она обрадует или огорчит

собеседника. Жизнь преподносит

разные ситуации, и мы не всегда говорим

  • Это когда ты не врешь себе, своим чувствам,

когда твоя совесть чиста.

  • Не врать самому себе

Наше понимание понятия «Честность»

Быть честным – это совсем не означает постоянно выплескивать все то, что у вас на уме. Голая правда может вызвать напряжение в дружеских отношениях, и даже зародить злость.




  • Общайтесь с людьми от первого лица. Поскольку честность является открытием и выражением ваших мыслей и чувств.
  • Не говорите сразу всю правду, начинайте с малого, постепенно увеличивая обороты. Подготовьте человека.
  • Как можно скорее избавьтесь от
  • прошлой лжи.

Что значит быть честным перед собой?

  • Всегда и везде говорить правду.
  • Не врать самому себе.
  • Это когда ты не врешь себе, своим

чувствам, когда твоя совесть чиста.


  • Оскорбленной.
  • Некомфортно.
  • Пропадает доверие к человеку.
  • Появляется чувство обиды.

Народный фольклор о честности

  • В России 18-19 века купцы не заключали

между собой письменных договоров – их

«честное слово» было вернее любой печати.

  • На Руси издавна говорили:

Береги платье с нову, а честь с молоду.

  • Честные глаза вбок не глядят.
  • Некрасив собою, зато честен душою.
  • Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.

  • Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
  • Вывести на чистую воду
  • Как бы ни пряталась ложь, правда ее отыщет.
  • Маленькая ложь за собой большую ведёт.
  • Ложь дружбу губит.

Крылатые слова о честности

  • Ближе всего к великому стоит честность.

/ Виктор Гюго/

  • Честность умирает, когда продается.

/Жорж Санд/

  • Единственное, чем всякий честный человек должен руководствоваться в своих поступках, это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека. /Сократ/
  • Не говори дурно об отсутствующих, ибо это бесчестно. /Джордж Вашингтон /



Результаты опроса

Всего было опрошено 25 человек.

Из них - только 15 человек говорят правду.

Если кому-нибудь приходится солгать, то:

6 человек испытывают стыд,

10 человек - беспокойство на душе,

3 человека – мучает совесть,

2 человека испытывает страх.

При этом, когда обманывают самих ребят,

20 человека испытывает чувство злости и недовольства,

10 человек – обиду.

25 человек хотят поговорить о честности.


Это согласие между мыслями и убеждениями человека и его словами и поступками. Честность мысли – это желание следовать фактам, не скрывая и не искажая их, и не делая выводов на основании ложных сведений. Честность поступков включает точность в денежных делах, искренность во взаимоотношениях.


  • Честность – это одно из непременных проявлений благородного человека.
  • Честность – это серьезная причина для уважения к человеку.
  • Честность – это убеждение в том, что собеседник настолько духовно развит, что сумеет понять и принять самую горькую правду.
  • Честность – на удивление полезная вещь. Она может освободить нас от тяжелого бремени стресса и тревог; она делает спокойным наш сон по ночам; она дает уверенность в собственных силах; она улучшает наше душевное самочувствие; благодаря ей люди больше ценят наше мнение.

Этапы
1. Организационный
момент
2. Мотивация
Деятельность учителя
Здравствуйте, ребята! Девочки садитесь, мальчики садитесь. Меня зовут
Владислава Вадимовна. Сегодня я проведу у вас классный час.
Я постараюсь Вас научить быть честными по отношению ко всем и к себе, уметь
признавать и исправлять свои ошибки, выполнять различные правила.
Вы узнаете о том, что же все - таки такое честность», а так же познакомитесь с
таким новым словом для многих из Вас, как «коррупция»
Наша беседа поможет каждому понять, как перестать обманывать и научиться быть
честными со всем, что нас окружает, даже если это иногда оказывается очень
трудным.
Ребята, вы уже не маленькие – ходите в школу и знаете, что, если посмотреть на
календарь, то можно в нем обнаружить много интересных дат. Как например, 9
декабря ­ Международный День борьбы с коррупцией.
Слышали такое слово? Где? (По телевизору, родители дома обсуждали). А как вы
понимаете это слово?
Корр пция
уу
­ это использование своего положения в целях личной выгоды.
(Взятка, подкуп, растрата денег)
­ Коррупция ­ это хорошо или плохо?
­ Какие положительные качества в людях могут противостоять коррупции. Сегодня
наше занятие поможет нам научиться одному такому хорошему качеству. Что это
за качество вы узнаете, разгадав ребус.
Деятельность обучающихся
Организуются,
настраиваются на
общение и сотрудничество, проверяют
готовность к классному часу
Слушают классного руководителя,
отвечают на вопросы, размышляют
Приводят примеры и обсуждают их с
учителем.
Аргументированно
высказывают собственное мнение,
приводят примеры жизненного опыта

3. Актуализация знаний
Давайте поиграем ­ решим с Вами небольшой ребус ­ загадку. А суть в нем
такова: я буду вам задавать загадки про какую­то одну букву нашего алфавита, а
Вы должны будете ее отгадать. Кто первый поймет о какой букве идет речь, тот
выходит к доске и записывает ее. Естественно, ребята, чтобы мы с Вами не
поднимали шум, не забываем про поднятую руку.
Принимают участие в игровой
деятельности,
в соответствии с
правилами игры выполняют принятую на
себя роль
Очень часто под окошко
Воробьишки прилетают,
Очень шумно и дотошно
Эту букву обсуждают!
(Ч)
Енот жуёт, жуёт енот,
Ежевику он жуёт,
И на розовой стене
Он рисует букву...
(Е)
«Скатерть», «Стол», «Салфетка», «Слон»,
«Стул», «Сапожник» и «Салон»,
«Сон», «Симфония», «Страна»,
«Символ», «Сеть», «Стакан», «Стена».
Что за буква это, дети,
Встретилась нам в строчках этих?
(С)
Она на антенну похожа
И на зонт как будто тоже.
(T)
«П» в другую букву можно
Очень быстро превратить.
Перекладинку немножко
Нужно только опустить!
(Н)
Круглой формы голова,
Той же формы буква...

(О)
Слон ­ огромный дядя­слон,
Слушать сказки любит он.
Сказку про дремучий лес
Слушает под буквой …
(С)
На одной стоит ноге
На крыше дома буква...
(Т)
Безголосый он добряк,
Всё смягчает...
(Ь)
Итак, детишки, посмотрим мы на доску. Какое же слово получилось?
­ Честность.
Что же все­таки это такое?
Честность - честное поведение, честное отношение к кому­то или чему­то.
Честность - нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и
своим убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.
Абсолютно все Вы сегодня большие молодцы. Вы справились с этим заданием. Для
меня оно было очень сложным. А для Вас?
(Слушаем впечатление учеников).

4. Основная часть
Корейская сказка. Честный мальчик.
Давным­давно жил в селении мальчик Отец его умер, мать с утра до ночи
работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал на рынке.
Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, а холодный ветер
загнал в норы лесных зверей, мальчик взял свой топор и отправился за дровами.
Шел он, шел и пришел к горному озеру. А у того озера росло большое дерево. «
Срублю­ка я это дерево, ­ подумал мальчик. ­ Из него много дров получится».
Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в
озеро. Сел мальчик на берегу и заплакал: для него ведь топор дороже золота. Чем
он теперь дрова рубить будет?
Вдруг загуляли по озеру синие волны, и вышел из вод старичок старенький.
­ О чем ты, мальчик, плачешь? – спрашивает.
Рассказал ему мальчик, какая с ним беда приключилась, а старичок и говорит:
­ Не горюй, мальчик, найду я топор твой.
Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды старичок вышел старенький, а в
Сказал он так и под водой скрылся.
Принимают участие в организованной
воспитательной работе,
выполняют
указания педагога,
размышляют,
слушают друг друга и учителя,
высказывают
собственное
аргументированное мнение

руке у него топор из чистого золота.
­ Этот ли топор твой? - спрашивает.
­ Что ты, дедушка, не мой это топор!
Усмехнулся старик в седую бороду и снова под водой исчез. Долго ждал его
мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор
серебряный.
- На, бери свой топор, - говорит. А мальчик ему и отвечает:
- Нет, дедушка, мой топор из железа сделан.
И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз
был у него в руках топор железный. Увидал мальчик топор, обрадовался.
- Вот мой топор, дедушка, - говорит. А старик усмехнулся ласково и сказал:
­ Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото.
За это отдам я все три топора. Продай их на рынке ­ они дорого стоят, ­ пусть твоя
мама не работает больше на чужих людей.
Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры. Взял
мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошел. С тех пор
не знали они с матерью нужды и горя.
Типичные ответы:

­ Чему учит эта сказка?
­ Какого человека мы можем назвать честным?
­ Честности. Тому, что не надо
обманывать
­ Человек искренний, прямой.
“… Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики.
Не заметили, как день прошел. Идут домой - боятся: Попадет нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
Я скажу, - говорит первый, - будто на меня волк напал в лесу. Испугается отец и
не будет ругаться.
- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мама и не
будет ругаться.
А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче говорить, потому что
она правда и придумывать ничего не надо. Вот разошлись все по домам. Только
сказал первый мальчик отцу про волка - глядь, лесной сторож: идет.
Нет, говорит, - в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое. Второй мальчик
про деда рассказал. А тут дед в гости идет. Узнала мама правду. За первую вину
рассердилась, а за ложь - вдвое. А третий мальчик как пришел, так с порога во
всем и сознался. Поворчала на него тетка, да и простила.
Типичные ответы:
­ Ложь обычно все равно будет известна
и принесет большие неприятности.
­ Ребята, в чем суть этого рассказа?

Творческое задание «Честные люди»
Ребята, прочитайте пословицу: « Где правда, там и счастье».
Как вы ее понимаете?
(Выслушиваем ответы учащихся)
А теперь посмотрим все вместе на презентацию. Как вы видите, на картинках
изображены люди, разной профессии. Скажите мне, как эти люди помогут
окружающим стать счастливее, если всегда будут поступать правдиво? (Например:
честный повар будет готовить еду только из самых свежих продуктов; честный врач
будет давать больным лучшие лекарства и т.д.)
Тренинг по выходу из неприятной ситуации
Наверняка каждый из вас, ребята, хоть однажды попадал в такую ситуацию, в
которой у Вас стоял выбор: обмануть или сказать правду? Обычно в таких случаях,
многие люди выбирают первый вариант, надеясь, что все закончится, останется
позади и никто не узнает об их маленьком обмане. Но не стоит забывать, дорогие,
что правда рано или поздно становится явной, а за ложь в любом случае придется
ответить.
Сейчас я Вам предлагаю объединиться в группы по рядам. Каждый ряд получает
Просматривают карточки, на которой
изображены картинки людей различной
профессией.
Обсуждают между собой данную им
ситуацию, а затем с учителем
всевозможные выходы из них.

задание: проанализировать ситуацию. Эти ситуации могут встретиться нам и в
повседневной жизни. Чтобы в дальнейшем избежать неприятностей, то все обсудим
и потренируемся над ними здесь.
Ситуация для первого ряда:
 Представьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши
родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае? Как
отнесутся к вам ваши родители после того, как вы признались и извинились?
Ситуация для второго ряда:
 Представьте себе. У вас есть самый лучший друг. Вы были свидетелем того,
что он кого­то обманул. Что вы будете делать, выберите из вариантов:
­промолчите;
­поссоритесь;
­поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним
дружить.
(если вы промолчите, то вы, как и ваш друг, тоже будете нечестным человеком,
настоящий друг должен говорить правду)
Ситуация для третьего ряда:
 Вы нашли чужой сотовый телефон. Он вам нравится, как вы поступите?
5. Подведение итогов.
Рефлексия
Ребята, сегодня мы познакомились и поговорили с вами о честности и о том, как
следует поступать в различных ситуациях, где, порой, нам хочется сказать
неправду. Так давайте постараемся как можно чаще говорить людям все как есть,
стоит доверять и навсегда забыть о таком плохом слове, как «ложь». А ещё
давайте учиться отвечать за свои поступки и всегда думать прежде, чем что­то
совершить: а что из этого получится?
Закончите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял…», «Я считаю, что горькая
правда лучше, чем сладкая ложь, потому что…»
Совместно с классным руководителем
подводят итоги, делают выводы и
обобщения по содержанию классного
часа
Продолжают фразы, предложенные
учителем.взаимоотношений между людьми, но и, прежде всего, для самой личности.
Задачи:
Образовательные:
­ Формировать у детей представление о честности (быть честным по отношению ко всем, уметь
признавать и исправлять свои ошибки, выполнять правила).
Развивающие:
­ Развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
­ Формировать мотивацию к антикоррупционному поведению, соответствующему нравственно­
правовым нормам общества.
­ Побуждать детей к проявлению честности в делах, поступках, высказываниях.
Планируемые результаты:
Личностные:
­ формирование умения формулировать нравственные суждения;
­ способствовать воспитанию у обучающихся патриотизма, уважения к истории и традициям
нашей Родины, гражданственности;
­ овладение начальными навыками адаптации.
Метапредметные:
регулятивные:
­ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
­ умение находить ответы на вопросы;
­ умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
коммуникативные:
­ активное использование речевых средств;
­ умение слушать собеседника и вести диалог;
­ развитие у младших школьников самосознания, которое помогает детям увидеть себя и других
такими, какие они есть на самом деле;
­ воспитание чувства коллективизма, сплочённости, развитию уважительного отношения между
учащимися.
познавательные:
­ расширение кругозора;
­ развитие умения отличать хорошее от плохого.
Предметные:
­ формирование у обучающихся представления о понятии «честность»;
­ формировать умение искать выход из неприятных ситуаций;
­ формировать творческие способности обучающихся на основе моделирования ситуаций.
Оборудование:

­ Таблички со словами и рисунками – «Повар», «Полицейский», «Почтальон», «Продавец»,
«Врач», «Пекарь»
­ презентация «Всё тайное, рано или поздно становится явным» ­ Сократ.

Нурпеисова Салтанат Юсуфовна

Классный час на тему : « ЧЕСТНОСТЬ - ПРЕЖДЕ ВСЕГО »

Где , правда , там и счастье .

Народная пословица

Цель урока : раскрывать значение понятия «правда» как ценность.

Задачи :

– расширять представление о понятиях «честность», «правда»;

– развивать стремление быть честным с самим собой и окружающими людьми;

– воспитывать доброжелательность и честность в отношениях с людьми.

Ресурсы : видеокассета с записью мультфильма «Здравствуй, детка!» (первая серия).

Каждый показывает жестами или мимикой , как можно без помощи слов выразить радость при встрече с соседом .

Просмотр видеоматериалов

Учитель предлагает учащимся посмотреть фрагмент мультфильма «Здравствуй, детка!» 1 серия.

Краткое изложение сюжета : Алпамыс веселится, развлекается, а в стороне лежат позабытые им школьные книги и тетради. Утром, проснувшись, он решил не идти в школу, так как домашнее задание не сделано, и мальчик притворился больным. Мама, поверив ему, разрешает остаться дома. Но когда мама ушла, он на самом деле почувствовал, что болеет. В результате вместо игр и развлечений с ребятами Алпамыс вынужден сидеть дома один и смотреть в окно.

    Почему Алпамыс обманул маму?

    К чему привел обман?

    Кого же на самом деле обманул Алпамыс?

    А с вами случались такие истории?

    К чему может привести обман?

(Ответы учащихся ).

Инсценирование « Что труднее ?».

Учитель предлагает учащимся разделиться на две группы и разыграть следующую ситуацию .

Из - за слишком активных игр в доме дети разбивают вазу с цветами и проливают воду на коврик , хотя взрослые предупреждали , что дом не место для игры с мячом .

Роли распределяются при помощи известных детям считалочек .

    Что сделать легче – сказать правду или солгать?

    Что вы чувствуете, когда говорите правду?

Что вы чувствуете, когда обманываете? (Ответы учащихся ).

Учитель обобщает ответы учащихся , соглашаясь с ними в том , что говорить правду лучше , чем обманывать . Конечно , трудно честно сказать о том , что случилось по твоей вине , но это лучше , чем придумывать , изворачиваться , а потом переживать , что все равно правда откроется , осознавать , что ты обманул близких людей , друзей .

Учитель подводит учеников к пониманию того , что тот , кто говорит неправду , поступает плохо , однако , он может осознать это и исправиться . А человек , который осознает свои недостатки , стремится стать лучше , достоин уважения .

Учитель обращает внимание учащихся на цитату урока : « Где правда , там и счастье » и объясняет ее значение .

– Сядьте, пожалуйста, удобно, расслабтесь. Плечи расправлены, можете облокотиться на спинку стула, руки положите на колени, глаза можно закрыть. Дышите ровно и спокойно. Сделайте вдох, выдох. Еще раз глубокий вдох и выдох. Прислушайтесь к своему дыханию. Представьте себе, что чистая, целебная энергия входит в ваше тело, наполняя вас счастьем, любовью и покоем…

– Такие качества человека, как правдивость и честность, всегда высоко ценятся у всех народов. Об этом говорится в народных пословицах и поговорках.

Вранье до добра не доведет.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

Правда светлее солнца и дороже золота.

Утром соврешь - к вечеру к тебе вернется твоя ложь.

– Когда человек говорит правду, мир становится лучше и люди становятся добрее!

Б.Заходер

По правде говоря

Врать, ребята, - не к добру.

Право слово, я не вру:

Честный парень

Врать не станет.

Кто соврет –

Глядишь, обманет;

Кто способен

На обман –

Может и залезть

В карман!

Так что, дети,

Как хотите, –

С правдой

Лучше не шутите!

Нурпеисова Салтанат Юсуфовна

Классный час на тему : « БЫТЬ ЧЕСТНЫМ »

За правду стой горой.

Народная пословица

Цель урока: раскрывать значение понятия «правда», как общечеловеческой ценности.

Задачи:

– расширять представление детей о честном и правдивом человеке;

– развивать умение различать ложь и фантазию, умение быть искренним в общении;

– воспитывать честность в отношениях с друзьями, окружающими людьми.

Ресурсы: макетключа из картона; конверты с заданиями, бланк телеграммы, сладости для детей.

Учитель предлагает учащимся вместе прочитать стихотворение и выполнить движения в соответствии с текстом.

Ты и он, она и я!

Справа – друг, и слева – друг.

Вместе мы – веселый круг.

Поиграем мы немножко.

Крепко сжали все ладошки.

Кто так делает, друзья?

Это я! Это я!

Мы прижали локоток,

Станет тесным наш кружок!

Кто так делает, друзья?

Это я! Это я!

Учитель сообщает ребятам, что утром он получил телеграмму от лисенка Людвига XIV и цыпленка Туты Карлсон и читает текст. Лисенок и цыпленок хотят вернуть посылку с подарками для детей, которую похитили жители Королевства кривых зеркал. Вернуть посылку можно лишь в том случае, если будут правильно выполнены два задания. Учитель достает из коробочки конверт с заданием № 1.

Задание 1. «Медовые пряники»

Рассказ учителя

Изложение содержания сказки Яна Экхольма «Тута Карлсон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие».

Как-то лисенок Людвиг XIV и его старший брат Лабан возвращались домой. По дороге они встретили двух зайчат – друзей Людвига XIV, которые несли пакетик с медовыми пряниками.

Лабан считал себя хитрым лисом и решил обмануть друзей брата. Лабан притворился, что у него болит горло и сказал, что единственное лекарство, которое может его спасти, это медовые пряники. Да вот беда, у него нет денег, чтобы их купить.

Зайчата спросили у Лабана, не обманывает ли он их? Людвиг попытался сказать зайчатам правду, но Лабан так больно ущипнул его, что тот только пронзительно крикнул: «а-а-а».

Зайчата, поколебавшись, все-таки решили отдать Лабану пряники.

Лабан стукнул себя в грудь и воскликнул:

– Да здравствует хитрость! Вот как должен поступать лис, если ему хочется медовых пряников! Ну, чем плохо обманывать?

Друзья не успели еще отбежать слишком далеко, как услышали последние слова Лабана, и тут же возвратились.

– А мы-то думали… – глядя на Людвига, сказал один из зайчат.

И они снова исчезли, а Людвиг XIV повесил нос.

– Мои лучшие друзья! – упрекнул он старшего брата. – И тебе не стыдно?

– Мне никогда не стыдно, – улыбаясь, ответил Лабан.

    Как вы думаете, почему зайчишки поверили Лабану?

    Как бы вы поступили на месте Людвига?

(Ответы детей.)

Учитель продолжает рассказ.

Когда лисята остались одни, Лабан хотел тут же съесть пряники, но Людвиг убедил его в том, что лучше их съесть дома, тогда братья и сестры полопаются от зависти.

Лабан так и поступил. Вернувшись домой, он спрятал кулек под своей кроватью. А когда все лисята начали укладываться спать, Лабан решил полакомиться медовыми пряниками... Нырнул под кровать, где спрятал пакет, но кулька не было.

Тогда Лабан стал подозревать всех лисят и потребовал, чтобы все лисята разинули рты. Проверив всех, он убедился, что ни от кого медом не пахло!

Остался только Людвиг XIV.

– Вот кто вор! Ведь только ты видел, где я спрятал пакет!

– Я не ел твоих пряников, – ответил Людвиг XIV, прямо глядя в глаза своему старшему брату. – Вот, понюхай!

От Людвига тоже не пахло медом.

Тогда Людвиг сказал, что вернул пряники зайчатам.

– Отда-а-л?! – взревел Лабан и от злости перекувырнулся в воздухе.

– Кому ты отдал мои пряники?

– А пряники совсем не твои, – ответил Людвиг XIV. – Ты забрал их у моих друзей.

– Эти глупые бесхвостые зайцы сами отдали мне пакет! - ревел Лабан.

– Ты обманул их, – возразил Людвиг XIV. – А так как горло у тебя совсем не болит, то мои друзья получили свой кулек обратно.

    Кто поступил честно в данной ситуации?

    Как бы вы поступили в такой ситуации? (Ответы учащихся).

Данная работа предназначена для учеников начальных классов и поможет сформировать нравственные качества человека и объяснить, что правдивость и честность – слова противоположные по значению лжи и нечестности.Объяснить истинное понятие слова «честность».Рассмотреть различные варианты проявления честности в повседневной жизни.Воспитывать в учениках класса необходимость отказа от лживости, развивать чувство собственного достоинства не только в своих глазах, но и в глазах окружающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная бюджетная школа №385»

Красносельского муниципального района

Санкт-Петербурга

Беседа

« О честности и правдивости»

Шавенько Галина Владимировна

Воспитатель ГПД

Санкт – Петербург

2014г

Цель: формировать нравственные качества человека и объяснить, что правдивость и честность – слова противоположные по значению лжи и нечестности.

Объяснить истинное понятие слова «честность».

Рассмотреть различные варианты проявления честности в повседневной жизни.

Воспитывать в учениках класса необходимость отказа от лживости, развивать чувство собственного достоинства не только в своих глазах, но и в глазах окружающих.

Информация.

Мы сегодня на классном часе поговорим о честности и правдивости. Для того, чтобы разобраться в этом давайте подберём, антонимы к словам:

ложь –

нечестность –

Быть честным – это совсем не означает постоянно выплескивать все то, что у вас на уме. Голая правда может вызвать напряжение в дружеских отношениях, и даже зародить злость.

Некоторые воспринимают прямоту легче другие – труднее. Предлагаем вам некоторые практические советы, как быть честным и не испортить отношения с людьми:

1. Общайтесь с людьми от первого лица. Поскольку честность является открытием и выражением ваших мыслей и чувств. Например, говорите: «Я обеспокоен твоими проблемами», вместо: «Ты меня достал со своими проблемами».

2. Не говорите сразу всю правду, начинайте с малого, постепенно увеличивая обороты. Подготовьте человека.

3. Как можно скорее избавьтесь от прошлой лжи. Признайтесь другому человеку в своей не правоте, скажите, что вы цените ваши отношения и хотите их сохранить

(работа в группах)

Задание 1.

Бродяга, гуляя по рынку, нашёл богато отделанный кошелек. Открыв его, он обнаружил, что в нём лежит сто золотых монет. В этот момент бродяга услышал крик человека в торговых рядах:

Вознаграждение! Вознаграждение ждёт того, кто найдёт мой кожаный кошель!

Будучи честным человеком, бродяга подошёл к потерявшему кошелёк и отдал ему свою находку.

Вот ваш кошель. Я могу теперь получить награду?

Награду? - усмехнулся купец, жадно считая золото. - В кошельке, который я обронил, было двести монет золота. Ты уже украл больше, чем вознаграждение. Уйди или я позову охранников порядка!

Я - честный человек, - оскорблено сказал бродяга. - Давай решим этот вопрос у судьи.

Судья внимательно выслушал обе стороны и сказал:

Я верю вам обоим. Правосудие возможно! Купец, вы заявили, что, когда вы потеряли кошелёк, в нём лежало двести монет золота. Хорошо, это - значительная сумма. Но, кошель, который нашёл этот бродяга, содержит только сто монет золота. Поэтому, это не мог быть тот, который вы потеряли.

И, с этими словами, судья отдал кошелёк и всё золото бедняку.

Ребята, обсудите в группе и выскажите своё мнение по поводу того, что же произоизошло.

Задание 2.

Как вы оцениваете поступок бедняка

Всякий ли школьник может поступить так, как бедняк Почему?

Да, народная мудрость убеждает нас, что во все времена ценили в людях честность и порядочность. Ведь честность и порядочность проявляется и реальной жизни: в умении человека держать слово, не давать его не обдумав, в состоянии ли выполнить обещание, доводить дело до конца, не обманывать.

Как вы думаете, был ли наш разговор полезным для вас?

На доске записаны мудрые высказывания великих людей. На партах лежат сигналы в виде огонька. Вы должны прикрепить свой огонёк к тому высказыванию, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем.

«Нельзя быть справедливым, не будучи человечным»

Л.Вовенарг.

«Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым»

В.Гюго.

«Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжёшь»

А. Дюма (сын).

Подведем итоги.

Честность – это одно из непременных проявлений благородного человека.

Честность – это серьезная причина для уважения к человеку.

Честность – это убеждение в том, что собеседник настолько духовно развит, что сумеет понять и принять самую горькую правду.

Честность – на удивление полезная вещь. Она может освободить нас от тяжелого бремени стресса и тревог; она делает спокойным наш сон по ночам; она дает уверенность в собственных силах; она улучшает наше душевное самочувствие; благодаря ей люди больше ценят наше мнение.

Пусть честность станет вашим спутником по жизни и даст возможность получить уважение и понимание окружающих и ведет вас к успеху!


Открытый урок по самопознанию.

Учитель: Постика Е.А.

Классы 4 а и 4б

Время проведения: 45 минут.

Тема: Быть честным и искренним.

Цель: расширять представление детей о честности и искренности.

Задачи:

- раскрывать значение понятий «честность», «ложь», «справедливость», «искренность»;

Развивать умение объективно оценивать поведение людей в разных жизненных ситуациях;

Воспитывать ответственность за чистоту своих мыслей, слов и поступков.

Ресурсы: словари, 3 карточки с описанием ситуаций, 5 конвертов с пословицами, картинки со сказочными героями.

I Организационный момент.

Круг радости

– Добрый день, мои дорогие друзья! Я рада видеть вас, ваши улыбки. От них становится светлее и теплее. Давайте начнем день с радостью, добротою.

Я приглашаю вас в круг радости. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук ваших друзей, подарите свои улыбки друг другу и все вместе скажем эти слова.

Чтобы стало в этом мире

Завтра лучше, чем вчера,

Давайте станем мы, ребята,

Творцами правды и добра.

II Проверка ДЗ

Беседа

О каких качествах человека мы говорили на прошлом уроке?

Что такое дружба?

Что такое порядочность?

На доске выставка ваших рисунков на тему «Настоящий друг». Составьте словесный портрет настоящего друга.

Спасибо. Молодцы!

III Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы продолжим говорить о качествах человека.

Давайте-ка, ребята,

На свете честно жить.

С правдивыми и искренними

Всем хочется дружить.

Ребята, к чему призывает эти слова?

О каким важных качествах человека пойдет речь на нашем уроке?

Вы все правильно сказали, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о правдивости, честности и искренности.

Чтобы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

Целью урока сегодня будет изучение понятий честность, искренность, ложь.

Будем учиться объективно, оценивать поведение людей в разных жизненных ситуациях.

Запишите тему урока в тетрадь.

IV Работа по теме урока

1.Беседа.

Рассмотрите рисунки.(Маша и медведь. Кот в сапогах. Лиса и колобок. Красная шапочка. Вини Пух. Незнайка) Картинки на слайдах.

Кого из сказочных героев можно назвать честным, а кого нет? Объясни почему?

Как вы думаете, что такое честность? Честный человек?

2. Работа со словарями.

А сейчас я предлагаю вам обратиться к различным словарям и найти толкование слова честность:

1 группа – словарь Ожегова

2 группа – словарь Даля

3 группа – работает с толковым словарём.

4 группа – работает со словарем антонимов

5 группа – работает со словарем синонимов.

(группы рассказывают о том, что узнали)

3. Работа в тетрадях.

Что же такое честность?

Честность – это качество правдивого, добросовестного и искреннего человека. (запись определения в тетрадь)

Дайте характеристику честному человеку.

Честный человек дорожит дружбой, с уважением относится к людям. Он вызывает уважение и доверие у окружающих.

4. Работа с текстом.

А сейчас я предлагаю вам послушать небольшой рассказ, о том, как Зоя рассказала по телефону своей подруге Вале удивительную новость.

Вы внимательно послушайте и скажите, почему родители не поругали девочек?

(чтение по ролям)

Зоя. Алло, Валя, представляешь, я сегодня утром уронила и разбила чашку с блюдцем, а когда родители пришли с работы и узнали про это, то даже не рассердились. Не понимаю, что это с ними случилось.

Валя. А я знаю почему. Ты, наверное, не стала скрывать и хитрить, а обо всем родителям первая рассказала.

Зоя . Как ты угадала?

Валя . А потом ты искренне попросила прощения.

Зоя. Да, точно, а откуда ты знаешь, как все было?

Валя. Просто со мной недавно тоже похожая история произошла. Только я платье порвала, а мама меня не поругала. Ей понравилось, что я не молчала и не скрывала, а наоборот, сразу же показала платье, которое я сама пыталась зашить. И оно поняла, что я искренне, по-настоящему сожалела о случившимся.

Зоя . Все-таки это красиво, когда человек говорит и поступает искренне и честно.

Ребята, как вы думаете, почему родители не поругали девочек?

Значит людям нравятся искренние, честные поступки и слова?

5. Работа со словарями.

Обратитесь к словарям и дайте понятие искренность.

(ответы детей)

6. Работа с цитатой

Давайте прочитаем вместе цитату урока: «На свете нет ничего прекраснее честного человека».

– Как вы понимаете смыл высказывания Ромена Роллана

– Какие качества характеризуют честного человека? А нечестного?

Как называют людей, которые поступают нечестно по отношению к другим?

(Ответы учащихся).

Вывод: Итак, честный человек – это человек, который старается говорить правду, поступать честно и справедливо. А справедливый человек умеет различать, где правда, а где ложь. Поступая честно по отношению к людям, он проявляет уважение к окружающим и сам заслуживает уважения.

7. Ф.М. «Честно - нечестно»

– Я буду задавать вам вопросы. Если ваш ответ «да» – вы должны будете сидеть, а если «нет» – привстать.

Честно ли бросать друга в беде?

Честно ли признавать свою вину?

Честно ли обсуждать поступки других?

Честно ли признаться родителям, что ты получил двойку?

Честно ли без спроса брать чужие вещи?

Честно ли пользоваться подсказками?

Честно ли вернуть найденную вещь хозяину?

Честно ли когда ты совершил нечестный поступок, а подозревают в этом другого человека?

Честно ли вернуть деньги в магазин, если продавец дал больше сдачи, чем надо было?

8. Вывод

Проговорите про себя слова «честность» и «честь», сформулирует вывод:

Какого человека называют честным?

(честным человеком называют того, кто не запятнал свою честь притворством, трусостью и ложью).

9. Слушание текста и работа по нему.

А сейчас под тихую и спокойную музыку я предлагаю вам сесть поудобнее, расслабиться и послушать корейскую сказку об одном честном мальчике.

Корейская сказка

Честный мальчик

Давным-давно в одном горном селении жил мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал на рынке.

Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, мальчик вновь взял свой топор и отправился за дровами к горному озеру. Нашел большое дерево и только стал рубить его, как вдруг топор выскользнул у него из рук и упал в озеро.

Сел мальчик на берегу и заплакал: как теперь без топора работать?

Вдруг загуляли по озеру синие волны, и вышел из вод удивительный старичок.

– О чем, мальчик, плачешь? – спрашивает.

Рассказал ему мальчик, какая беда с ним приключилась, а старичок и говорит:

– Не горюй, мальчик, найду я твой топор.

Сказал он так и скрылся под водой. Вот опять разошлись по озеру синие волны, выходит тот старичок, а в руке у него топор из чистого золота.

– Это твой топор? – спрашивает.

Замахал мальчик руками:

– Что ты, дедушка, это не мой топор!

Усмехнулся старик в бороду и снова под водой исчез. Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок и протянул мальчику на этот раз топор серебряный.

– На, бери свой топор, – говорит.

А мальчик ему и отвечает:

– Нет, дедушка, мой топор из железа сделан.

И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный. Увидал его мальчик, обрадовался.

– Вот мой топор, – говорит.

А старик усмехнулся ласково и сказал:

– Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото. За это отдам я тебе все три топора. Продай их на рынке – они дорого стоят. И пусть ты и твоя мать больше не испытаете нужды.

Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры. Взял их мальчик, поблагодарил старика и домой пошел. С тех пор они с матерью не знали нужды и горя.

Понравилась вам сказка?

Как вы думаете, почему старик сначала предложил золотой, потом серебряный и только в третий раз – железный топор?

О чем подумали вы, когда старичок предложил мальчику золотой топор?

Кого можно назвать честным человеком?

(Ответы учащихся).

10. Работа в группах. Размышление над ситуациями

А сейчас поработаем в группах. Перед вами лежат карточки с описанием ситуаций, предлагаю поразмышлять над ними и ответить на вопросы.

Задание . Прочитайте ситуации, поразмыслите над нами и ответьте на вопросы.

1) Егор получил в школе плохую отметку. Он спрятал свой дневник и ничего не сказал дома, а на вопрос мамы “как дела в школе?” солгал, ответив, что все в порядке.

    Как бы вы поступили в этой ситуации?

2) Витя испугался собаки и убежал. Рассказывая об этом случае друзьям, он придумал историю, в которой представил себя храбрецом, побившим камнями собаку.

    Какие качества Вити проявились в этой ситуации?

3) Маша и Катя забыли принести форму на урок физкультуры. Учителю сказали, что заболели.

    Случалось ли вам обманывать учителя?

4) Вы нашли потерянную вещь, которая вам очень понравилась…

    Как вы поступите?

5) Вы заигрались с друзьями и не успели выполнить поручение мамы: навести порядок в комнате …

    Ваши действия.

Работа в группах и ответы ребят.

Итак, все всё обсудили? Слушаем ситуации и решение.

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Одно из самых плохих качеств человека – это ложь и ябедничество. Честный человек старается не делать таких поступков, которых ему пришлось бы стыдиться, которые ему пришлось бы скрывать от родителей и друзей.

11. Проект.

Сейчас предлагаю вам выполнить проект.

Задание. В каждом конверте слова. Вы должны собрать эти слова в пословицу, склеить и объяснить смысл этой пословицы. (Эти пословицы вывешиваются на доску)

1гр: Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят.

2гр: Как бы ни пряталась ложь, правда, ее отыщет.

3гр: Ложь до добра не доведет.

4гр: Маленькая ложь за собой большую ведет.

5гр: Ложь дружбу губит

Вывод: люди говорят неправду по разным причинам: из лучших намерений, из корыстных побуждений, приукрашивая себя, нечаянно, не задумываясь, по легкомыслию, из трусости, опасаясь последствий. Оттенков у лжи очень много, но любая ложь безответственна. Честный человек старается совершать такие поступки, за которые потом не приходится стыдиться.

V . Обобщение

– Всегда ли легко поступать честно и говорить правду?

–Давайте подумаем, какие качества помогают быть честными и справедливыми?

Назовите качества, которые помогают быть честными и искренними?

Легко ли всегда говорить правду?

Вывод: говорить правду трудно. Для того чтобы говорить правду, нужно быть человеком с сильным характером, обладать смелостью, решительностью. Помните, что человек может уважать себя только тогда, когда его совесть чиста. И только человека с открытой, добрым сердцем и чистой совестью уважают и любят другие.

VI Рефликсия

Подходит к концу наш урок. Ответили мы на вопросы, которые поставили в начале урока?

VII Оценивание – словесное

VIII . Круг «От сердца к сердцу».

Я приглашаю вас в круг «От сердца к сердцу». Чтобы сегодняшний урок, остался в наших сердцах, возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук ваших друзей. Я начну предложение, а вы его закончите словом, правда.

Начни день… правдой,

Наполни день … правдой,

Закончи день … правдой,

Так надо жить.

Спасибо за урок!

Подведение итогов урока

В завершение урока притча:

«Как-то раз мудреца спросили, почему человеку даны два глаза, в то время как у него есть один рот и нос. Мудрец ответил, что левым глазом человек должен видеть собствен­ные недостатки и пути их устранения, а правым глазом – достоинства другого человека, с тем, чтобы оказывать ему всяческое уважение.»

Как вы думаете, почему человек должен видеть одним глазом собственные недостатки и исправлять их, а другим видеть достоинства другого человека?

Если говорить о нынешнем времени, то сейчас людей чести и достоинства немного. Воспитывать в характере чувства достоинства, чести, правдивости, искренности нужно с раннего детства. “Береги честь смолоду” – писал выдающийся человек, А.С.Пушкин. Таким образом, нужно быть достойным человеком с детства, анализировать каждый прожитый день: что сделано не так, что мы осудим, а что одобрим. Все события в жизни взаимосвязаны, и достоинство надо сохранять на протяжении всей жизни, люди должны думать о последствии своих поступков. Так как если человек потеряет доверие и уважение, то вернуть его будет очень тяжело.

Домашнее задание – вопросы и задания учебника:

    Как вы понимаете пословицу «Береги платье снову, а честь смолоду»?

    Какие поступки известных вам героев книг, сказок, кинофильмов соответствуют понятиям чести и достоинства?

Назовите спортсменов, которые защищают честь нашей страны на международных соревнованиях?



Рассказать друзьям