Что если плохо учился в школе. Ребенок плохо учится – что делать? Нужно радоваться

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Нередко родители задаются вопросом о том, что делать, если ребенок плохо учится в школе. И не менее часто возникают подобные вопросы и опасения еще даже не в связи с плохой учебой, а только с некоторой тенденцией к снижению успеваемости. Вполне естественно, что добросовестные родители хотели бы избежать подобного поворота событий или вовремя его исправить.

Согласно обобщенной статистике, около 20% школьников имеют неудовлетворительные отметки по нескольким предметам, причем иногда это сопровождается тем, что ребенок плохо ведет себя в школе. Кроме этого, не нужно изучать статистику, чтобы понимать, что у еще большего количества школьников снижено желание к учебе, будь то общеобразовательная, музыкальная или какая-либо другая школа. Только благодаря учителям, родителям или самодисциплине это нежелание учиться не влияет на сам процесс образования. И многим родителям хотелось бы достигать такого результата.

Но прежде чем действовать, важно понять, почему ребенок плохо учится, и какие факторы создают такое положение дел.

У описанной выше ситуации несколько слагаемых, каждое из которых имеет на нее непосредственное влияние и может стать основной причиной ее ухудшения. Это такие факторы, как:

  • плохое здоровье ребенка;
  • отсутствие необходимого воспитания;
  • сложная обстановка дома;
  • низкая квалификация педагога;
  • нюансы самой системы образования;
  • индивидуальные особенности ребенка.

Плохое здоровье у ребенка на сегодняшний день довольно распространенное явление. В редких случаях это связано с наследственностью, чаще — с перенесенной болезнью, влиянием антибиотиков или прививок, если они были применены без учета противопоказаний. Большое влияние оказывает на здоровье ребенка качество питания — необходимые витамины и микроэлементы должны быть в рационе школьника в достаточном количестве. А пища при этом не должна быть зашлакованной, недопустимо в ней обилие вредных добавок и ингредиентов, что в современном обществе весьма распространено. Указанные факторы имеют прямое отношение к внимательности, памяти, жизненной активности и позитивному настрою ребенка и, как следствие, к способности воспринимать новую информацию.

Кроме этого, плохое здоровье может стать той причиной, по которой другие факторы, описанные ниже, будут проявлять себя в значительно большей степени.

Семья и социализация

Воспитание имеет огромное значение! Оно необходимо с малых лет и должно формировать в ребенке важные качества. Эти качества должны проявляться в нужное время и стать основой будущей, самостоятельной жизни взрослого человека. Среди этих качеств присутствует самодисциплина, что означает развитую волю, интерес к познанию окружающего мира, уважение к людям, умудренным жизнью, правильные жизненные ценности и другие факторы. Конечно, невозможно требовать появления этих достоинств у ребенка мгновенно, да и не нужно. Характер формируется постепенно, и это формирование невозможно без заинтересованного участия самого человека.

Сложная обстановка дома может сильно выбить ребенка из колеи, на которую ему будет трудно вернуться. Обстоятельства, имеющие отношение к такой обстановке, могут касаться , смерти родного человека, разрушительного воздействия одного из родителей или других членов семьи и тому подобного. Еще одним обстоятельством может быть , и — зачастую следствие таких изменений. В этот период происходит переоценка многих событий и ценностей, что может проходить довольно тяжело, если у ребенка отсутствует заложенный правильным воспитанием «иммунитет».

Трудные отношения со сверстниками могут возникнуть по нескольким обстоятельствам, среди которых присутствует и характер самого ребенка, и то, как он был воспитан, и смог ли адаптироваться к конкретному коллективу, как может держать себя среди других ребят. Часто сложности возникают по причине несовпадения уровней развития и воспитания у детей, например, когда в классе есть хулиганы, демонстрирующие плохое поведение в школе и тем самым отрицательно влияющие на других детей.

Особенности системы образования

Многие обстоятельства в процессе обучения зависят от педагога, и это естественно. Вполне вероятно, что конкретный учитель не имеет в себе высокого призвания быть тем, кто умеет доносить знания, и поэтому может, в силу субъективных причин, послужить камнем преткновения, который помешает ученику освоить предмет. А бывает так, что подобная ситуация навсегда отбивает у ребенка интерес к процессу обучения.

Нужно признать, что учитель это еще и представитель системы, которая далеко не идеальна. И если такой учитель ставит интересы этой системы выше вопросов воспитания и обучения детей, если не имеет чуткого сердца, не обладает умением подобрать индивидуальные ключики, то может оказаться обычным бюрократом со всеми «вытекающими» для детей последствиями.

Один из факторов системы современного обучения, имеющий отрицательный знак, заключается в мотивировании учеников не столько приобретать конкретные знания, сколько получать нужные оценки. И если вдуматься, то здесь можно увидеть большой «подводный камень», который может повлиять на процесс развития и обучения ребенка, познания им мира. В случае если школьника, который здоров, имеет необходимые качества и любознателен, будут заставлять получать только нужные оценки, которые при этом даются за действия, далекие от естественного процесса познания реального мира (например, заучивание дат или названий вымерших животных и т.п), то у этого ребенка закономерно снизится интерес к школьному обучению.

Особенности детских характеров

Психологам известно о 4-х психотипах человека. Эти психологические особенности заведомо присутствуют и у детей. Если все их обобщить, то ситуации могут выглядеть примерно следующим образом. Кто-то из ребят склонен к точным наукам, а кто-то тянется к гуманитарным. Некоторые быстро схватывают новое, и потом им становится скучно, а другим необходимо не раз вернуться к пройденному материалу. Это приводит к тому, что в результате индивидуальных особенностей кто-то из ребят перестает успевать по какому-либо предмету. Но это еще не значит, что ребенок не любит данный предмет или не желает учиться — он просто не успевает за скоростью подачи учителем информации и заданий по конкретному предмету.

Хуже, если родители начинают включаться и вести эту гонку, переживать за «успеваемость», считая ее основой хорошей оценки. Школьнику может передаться такое отношение родителей и закрепиться в сознании, а в результате — его индивидуальное отношение к освоению конкретного предмета или определенной сферы в жизни будет восприниматься им как «неправильное» и тормозить процесс получения знаний.

Конечно, все вышеперечисленные факторы редко проявляются ярко в одном человеке. Чаще всего на жизнь и характер школьника, включающий и индивидуальные особенности, и наработанные качества, накладываются также внешние по отношению к ребенку обстоятельства. В этой связи родителям иногда бывает непросто понять свое чадо, про которое они вроде бы все знали, а оно внезапно (для них) изменило свое поведение.

Что делать родителям

Первым делом каждому родителю, искренне переживающему за развитие своего ребенка, следует постараться внимательно разобраться в происходящем и в причинах сложившейся ситуации. Очень важно это сделать вместе с ребенком, но без какого-либо давления. Он должен быть заинтересованным участником, понимающим и принимающим искреннюю заботу родителя, чего, конечно же, достичь непросто. Родителям нужно постараться объективно взглянуть на ситуацию. Они должны понимать разницу между оценкой и знанием, иметь полное представление об одноклассниках и учителях в школе, уметь объективно смотреть на свою роль в воспитании. Действительное понимание каждого отрицательного фактора и всей ситуации в целом можно назвать половиной успеха в ее решении.

Кроме устранения отрицательных факторов, можно порекомендовать активные действия в позитивном ключе. Одним таким «волшебным ключиком», с помощью которого можно преобразить ребенка, является формирование в нем психологии успеха. Причем этот успех должен быть связан в первую очередь с радостью от процесса и достижения результата, и только во вторую — от оценки или награды, что никогда не должно быть самоцелью. И здесь важно то, верит ли в себя ребенок. Все малыши изначально , именно благодаря этому им удается познавать мир, начиная это познание с первого шага. Более того, они каждый день преодолевают границу знакомого, переходя в зону неизвестного, что требует внутренней храбрости и обязательной уверенности в поддержке со стороны близких людей.

Практическим примером может быть следующая ситуация. У каждого школьника наверняка есть любимый предмет или сфера деятельности, которая ему интересна. Поощряя и развивая этот интерес, необходимо мотивировать ребенка выходить за границы предпочитаемого, показывая связи с другими сторонами жизни. Так, нелюбимый многими мальчишками русский язык, на самом деле очень логичен! Он красиво и строго отражает окружающую жизнь, каждую ее мелочь. Или например, такой вроде бы гуманитарный предмет, как география, имеет множество связей с любым техническим направлением. Таким образом каждый школьный предмет можно привязать к гармоничной системе реальности и найти нужные переходы в другие дисциплины. Найти эти мостики — интересная и трудная задача для учителя и для родителей.

Что не надо делать родителям

Естественно, что без самодисциплины и трудолюбия ребенку не обойтись. И здесь родителям очень важно не перейти грань, когда они, вместо того чтобы помогать в развитии способностей к обучению, жалеют своих детей или хотят быстро решить проблему с плохими оценками и начинают, к примеру, делать за них домашние задания. Обратной стороной медали является излишняя нагрузка, когда ежедневно на детей валятся всевозможные кружки и дополнительные курсы. Важно знать меру, которая всегда индивидуальна.

Мотивация является определяющим фактором в развитии каждого человека, и ребенка тем более. Но важно, чтобы дети эту мотивацию развивали внутри, а не снаружи. Поощрения в виде карманных денег, похода в кино или игры на приставке могут быть уместны, но только в некоторых случаях, и они не должны быть главным мотивирующим фактором. Внутренняя же радость от успеха, удовлетворенность от принесенной хорошим людям пользы и желание продолжить деятельность — вот лучшая мотивация для всех этапов жизни.

Может быть у вас слишком много обязанностей помимо учебных и на просто не хватает ни сил, ни времени? Если так, то определите приоритеты: что для вас важнее. Если вам обязательно нужно получить аттестат или , ставьте перед собой эту цель и стремитесь к ее реализации.

Составьте для себя расписание занятий, повесьте его где-нибудь на видном месте и старайтесь неукоснительно соблюдать. Не давайте себе поблажек, обязательно и тщательным образом выполняйте все то, что задают вам на дом.

Тщательно готовьтесь к проверочным работам: самостоятельным, контрольным, зачетам, тестированиям и т.п. Подготовку начинайте заранее, за неделю до предполагаемого испытания.

Посещайте все занятия, не пропускайте их без уважительной причины. На уроках или лекциях концентрируйтесь на изучаемом материале, слушайте преподавателя, активно вовлекайтесь в учебный процесс.

Посещайте дополнительные занятия, если позволяют средства, можно обратиться к репетитору. Он "натаскает" вас на предмет, который наиболее труден для усвоения.

Не ориентируйтесь на отстающих, не сравнивайте себя с ними, не оправдывайте свою лень и рассеянность. Тянитесь вслед за лидерами, и помните, что учебную программу средней школы при желании может освоить любой человек.

Ешьте продукты богатые йодом (морская капуста, свекла, орехи и т.п.), данный микроэлемент стимулирует деятельность головного мозга. Следите за своим рационом – он должен быть сбалансирован и богат различными витаминами и микроэлементами.

Повышайте свою самооценку, не повторяйте фразы типа: «Я ни на что неспособен», «У нас все в семье плохо учились», «У меня это не получится» и т.п. Найдите в себе положительные качества и сильные стороны, будьте уверены в себе.

Первое сентября. Для всех школьников этот день всегда ассоциируется с новым жизненным этапом вне зависимости от того, какой это год обучения. А что говорить о первоклассниках! Для них это совершенно новый самостоятельный этап.

Первый год ребенок с упоением ходит в школу, делает домашнее задание и радуется новым открытиям. Но как правило этот период воодушевленности заканчивается уже ко второму году обучения. Нагрузки становится все больше и больше и, если не принимать мер, то возможно, что ребенок не сможет пересилить все свои желания и у него начнутся большие проблемы с учебой.

Очень часто, когда происходит подобная ситуация, родители не пытаются понять суть проблемы и не пытаются разобраться в том, почему ребенок перестал хорошо учится. Это чревато скандалами, криками, наказаниями и отдаленностью ребенка от мамы и папы в очень важные жизненные периоды.

Понять причину, почему ребенок перестал тянуться к знаниям – это первостепенное, что должны сделать родители.

Причин может быть несколько:

  1. Вполне возможно, что ваш ребенок просто не может ужиться в коллективе. Возможно, его дразнят, издеваются или даже бьют. Попробуйте присмотреться к окружению, возможно, что причина кроется именно в этом.
  2. Бывают случаи, когда конфликтная ситуация возникает между учителем и учеником. В начальных классах, где педагог ведет большинство дисциплин эта проблема может быть основополагающей для того, чтобы отбить желание учиться и посещать занятия.
  3. Одна из самых серьезных причин кроется в подсознании ребенка. Родители, требующие хороших оценок, примерного поведения и успехов во всем, зачастую дают ребенку установку на полный отказ от отрицательных результатов. Таким образом, ученик не может справится с мыслью, что он чего-то не понимает, и чтобы не получить двойку просто не пойдет в школу. Позже эта проблема переходит из разряда разочарования в своих силах, в полное равнодушие ко всему, что связано с учебой.

Вот три основных причины, почему ребенок чувствует себя в школе не комфортно. Задача родителей выяснить, какая ситуация наиболее вероятна в их ситуации. Ни в коем случае нельзя запугивать ребенка, кричать на него и воздействовать эмоционально. Действуйте адекватно, выслушайте его, и помните, что на протяжении всей жизни вы – самый главный друг и должны входить во все ситуации ребенка и быть способными их разрешить.

На вопрос Что делать если плохо учусь? заданный автором Анна Копыл лучший ответ это надо просто осознать, что учишься ты не для родителей, учителей и хомяков, а для себя. Хочешь всю жизнь стоять за прилавком с рыбой - не учись, думаешь кому-то есть дело до тебя? Даже родителям... они тебя вырастят, и ты пойдешь работать. Сама. Никто вместо тебя не пойдет. И от того, какой будет эта работа будет зависеть и уровень твоей жизни. Кто-то будет отдыхать на Бали, а ты всю жизнь будешь вкалывать за копейки без отпуска и выходных. твои дети будут расти в нищете и у тебя не будет денег на то, чтоб купить им компьютер, велик и т. д. Как перспектива? нрав? Валяй, бездельничай, это только твоя жизнь, поверь, всем на тебя насрать, карабкаться будешь сама. Дошел смысл написанного? Нет? Прочти еще раз 100, распечатай и повесь над столом. И читай каждый день раз по 100, пока не поймешь. Только учти, время идет, не возвращается, закончить школу еще раз не получится. Выйдешь со справкой - это НАВСЕГДА!! ! Здравстуй вонючий рыбный рынок!

Ответ от Европейский [новичек]
Попроси родителей нанять тебе репетитора по предмету, который у тебя плохо получается, хотя бы на небольшой период. Можешь начать сейчас что-нибудь просматривать в учебниках (если ты их получила) . Я учусь средне (3-4 балла) , родители особо не цепляются, им главное, чтобы двоек не было + у нас 77% учителей в школе дают списывать, поэтому оценки у меня и у нашего класса еще не самые плохие. Если твои родители сравнивают тебя с другими учениками, то спроси у них причем здесь совершенно другие люди, у них свои мозги, а у тебя свои. На гитаре тоже не легко учится. Я тоже сама по-немного брынькаю с самоучителем, пальцы болят, ужас. Тем более большинство музыкантов дружат с математикой, а ты гуманитарий.


Ответ от Борисовна [гуру]
Детка! Спроси у своих родителей - стали бы они хуже относится к А. С. Пушкину, если бы у него был бы низший балл по математике? А так и было... Тем не менее, он - Пушкин. Люди делятся на прравополушарников (Пушкин) и лево (Энштейн) . У последнего выше 1-цы за стихи не могло быть оценки, а тупым его не назовешь!
Так и ты! Может, твое призвание - игра на гитаре? Ты же не пробовала. Надо бы взять у кого гитару напрокат, может, и не нужна будет гитара-то? Чтобы научиться играть нужно хорошего учителя найти! Меня брат мужа выучил за 1 урок, а до этого месяцами бились впустую!
А про уроки, люди всякие нужны - двоечники, троечники, отличники.. . А кто будет работать поваром, швеёй, слесарем, каменщиком, сварщиком? Отличников не загонишь на рабочие специальности! Мы получили кучу липовых "специалистов", которые ничего не умеют - ни пахать, ни сеять!


Ответ от Просовывать [гуру]
Почему ты так критично к себе относишься? Есть два рода людей: гуманитарии и естественники. Кто то понимает русский язык, историю, другие-математику, физику. Учи гуманитарные науки, а за естественные не переживай.


Ответ от Забросить [новичек]
ех я даже сейчас не зделал уроки хо тя это последный 9 класс и ухожу ну не могу я тупой понять эту е*** алгебро з геометрии и укрмову так еще ипо укр мове училка занижает оценки и говорит что мы лохи я просто не могу запомнить что прочитал запомню если только напишу коротко что читал ираза 10 прочитаю тогда запомню но это очень долго потому и не делаю


Ответ от Анастасия Елисеева [мастер]
В школе тебя не учат жить, тебя учат вкалывать на "дядю", а не создавать свои собственные кампании и предприятия. Самое главное для тебя - получить ФИНАНСОВОЕ образование, чтобы нормально жить. Твои оценки не дают тебе льгот в получении работы. Умей показывать себя.


Ответ от Влада Арсеньева [новичек]
Возьмись в конце концов за ум. Не будь лентяем. Темы которые не понял, подорйди к учителю и спроси. найми реетиторов. Если такой возможности нет. То просто возьмись за ум


Ответ от Мария серафимова [новичек]
та же самая херня.


Ответ от сошникова ирина [новичек]
я тебя понимаю такая же ситуация с математикой старайся повторять темы математика русский всегда делай домашние задание внимательно слушай на уроках и у тебя всё получится!!!Желаю удачи!!!


Ответ от Богдан Кузьмин [новичек]
Занимайся спортом


Ответ от RomeO LipA;) [активный]
в спорт или в музыкалку


Ответ от D d [новичек]
Анна я тебя понимаю токаяже ситуция только плюс каждй божий день скандалы с утра до ночи


Ответ от Лера курина [новичек]
Закрой вк и открывай учебники!


Ответ от Princessa ?? ? [новичек]
Не сиди в вк, открой учебник и начни заниматься все чаще и чаще.
И результат будет хороший 🙂


Ответ от Аня Кузнецова [новичек]
На мой взгляд данная проблема актуальна в мире в котором мы живём. Хочу отметить, что с ней сталкиваются многие люди и не только в 13 лет. Я перешла в 11 класс. И меня родители тоже как и тебя подталкивали к знаниям такими методами. Они мне поставили цель окончить четверть без троек, и только тогда они мне купят телефон. Я учусь в физико-математической школе. В этой школе мне некоторое время казалось, что мне трудно учиться, пока я не поняла, что проблема заключается во мне. Надо воспитывать силу воли. Чем я пытаюсь заниматься. Я ставлю для себя маленькие цели. Например, прежде чем пойти и посмотреть телевизор (или же присесть за тот же компьютер) я говорила себе: "Пока я не сделаю 10 задач по алгебре, то я не пойду смотреть телевизор". Потихоньку я стала эти цели увеличивать, стала ставить всё больше для себя задач. И в конце концов я ещё рассуждала, что мне придётся в дальнейшем преодалевать более сложные трудности. И мне нужно устраивать себе жизнь и карьеру. И самое главное поступить в институт. Запомни, что фундамент своей жизни ты уже начинаешь закладывать в школе. И + ещё ты учишься для себя, а не для твоих близких.
А на счёт тупости - это глупости) и лень)
Удачи))

«Я занимаюсь тем, что вытаскиваю детей из образовательной депрессии», – говорит о своей методике доктор психологических наук Александр Лобок

И есть дети, которые изо всех сил не включаются в работу, всем своим видом демонстрируя свою независимость. И я понимаю: они боятся включиться в неожиданное испытание, потому что не уверены в своих силах. Это – те дети, в которых не верят дома.

Но быть неуверенным в своих силах – это для человека естественное состояние…

– Для маленького ребенка не верить в себя – неестественно. Если бы шестимесячный ребенок не верил в себя – он находился бы в состоянии постоянного страха перед окружающим миром. А он начинает осваивать этот мир, да еще так напористо. До пяти лет, заявляют психологи, ребенок эгоцентричен. Ситуация эгоцентричности – это ситуация безусловной веры в себя.

Ребенок - это существо, которое заряжено энергией подвига. Подвиг - это не когда что-то делают со мной, это когда я делаю что-то с собой. Я прыгаю выше своей головы, я совершаю усилия, которые я вчера не мог совершать. Я отважно вхожу в зону, которая мне неизвестна. И, совершая это, я чувствую себя героем. Детство – этот тот период, когда в жизни всегда есть место подвигу. И хорошо, если рядом есть взрослые, которые эти микро-подвиги видят и понимают. При искренней похвале взрослых ребенок приобретает все больше и больше сил. Усилия превращаются в силу. Подвиг - это усилие. Подвиг – это риск. Но если родители не повышают планку, не увеличивают пространства испытания, не ставят перед ребенком по-настоящему интригующих и сложных задач, которые развивали бы его внутреннюю силу, - значит, они не доверяют своему ребенку.

Зато те дети, в которых родители верят, будут с азартом включаться в любые незнакомые испытания. Они никогда не сбегут от них в уголок покатать тихонько машинку… Другое дело, что порою различные испытания ломают веру ребенка в самого себя.

– Мы говорим о том, что обычному ребенку требуется брать все новые и новые высоты. В российской школе, если говорить объективно, учиться трудно. Это – не скандинавская и не начальная японская школа… Почему же в России школьные высоты ломают детей?

– Школа – это не легкая прогулки по игровым помещением. Школа предполагает взятие трудных высот. Безусловно! Но есть трудности адекватные, есть неадекватные. Есть трудности дешевые, есть дорогие – то, что называется «трудности-бриллианты». И мы удивляемся: почему система обучения, которую мы создаем естественным образом, в семье, в кругу близких, имеет потенциал сделать ребенка во много раз сильнее? Почему школьная система обучения, созданная искусственным образом, зачастую ломает детскую способность быть сильным?

Представь себе: когда тебе было два месяца, тебя взяли на воспитание… дай-ка подумаю, кто – китайцы! Или нет, есть даже язык еще посложнее: тебя взяли на воспитание вьетнамцы. Отныне рядом с тобой говорят только на вьетнамском языке. Правда заключается в том, что ты этот безумно сложный вьетнамский язык с легкостью освоишь. Какой внутренней смелостью нужно обладать, чтобы это сделать! А ты сделаешь это с легкостью. Это и говорит о том, что ты в месяц, два, три, четыре, ты обладала уверенностью в себе. Ты обладала отвагой. В твоей жизни было место подвигу. Тебе и в голову не приходило отвергнуть этот вызов и отказаться учить вьетнамский язык. Ты естественно проникнешь в эти странные звукоряды и расшифровываешь их. И в два-три года начинаешь лопотать по-вьетнамски, более того: свободно овладеваешь этим языковым пространством. Эта задача оказывается тебе по силам.

Потрясающе, правда? Но вот – ты идешь в школу, где тебе даются учителя, которые начинают учить тебя по программе и ставить тебе учебные задачи. Тебя начинают учить родной речи, учат читать, писать – и ты вдруг начинаешь ломаться. Почему?

Наверное, потому что школа заставляет делать то, что должно происходить само собой?

– Конечно. Когда ребенок осваивает устную речь, это происходи само собой. Если бы двухлетнему ребенку построили программу освоения устной речи, распределив учебный материал по урокам, и приставали бы к нему с утра до вечера: «Учись, учись, после того, как ты освоишь этот набор слов, мы перейдем к следующим словам»… Что было бы? Дети не осваивали бы язык. Ни китайский, ни вьетнамский, ни русский. Никогда. Но почему-то малыши овладевают родным языком.

Подчеркиваю, все они делают это по своим траекториям. Ни про одного ребенка нельзя заранее сказать, какие слова и фразы у него будут первыми, вторыми и т.п. Традиционные «мама и папа» – это сигнальные слова. То есть это даже не слова. Это – обращения. Слова – это те, у которых появляется индивидуальная семантика. Знаешь, насколько необычными могут быть первые слова ребенка? У одной моей знакомой двухлетней девочки самым первым самостоятельным словом стало слово «холодильник». Но произносила она его так: «ди». То есть вычленила из длиннющего слова некое несущее звукосочетание. И, конечно же, привела своих родителей в восторг: «Ура! Наша Дуся говорит слово «холодильник»!».

Естественно, что в такой ситуации ни одному вменяемому родителю не придет в голову ругать двухлетнего ребенка за «неправильное произношение». Совсем наоборот: ничего кроме искренней радости и искреннего восторга. И, само собой разумеется, проходит совсем немного времени, и Дуся начинает говорить и слово «холодильник», и множество других слов в гораздо более привычной для уха форме… Все дети поступают таким образом: вытаскивают какой-то звук или сумму звуков из слова и начинают этим пользоваться.

А взрослые вначале даже не понимают, что произносит ребенок. Но догадываются – и РАДУЮТСЯ. А в результате и для ребенка освоение языка становится огромной радостью…

У каждого ребенка – своя индивидуальная траектория овладения речью. А грамотность – это интуиция, которая формируется на кончике языка в процессе деятельности. Но вот ребенок, свободно и отважно овладевший языковым пространством, идет в школу и обнаруживает, что в школьных стенах грамотность – это нечто другое. Это – непрестанное давление, которое порождает у ребенка безумный страх совершить ошибку. И потому технологии обучения чтению, которые сегодня приняты в школе, у детей – за редким исключением - вызывают отторжение. Давай вспомним, на что чаще всего жалуются родители, когда речь заходит о школьных уроках чтения?

«Мой ребенок знает буквы, но не умеет читать». Или: «Мой ребенок умеет читать, но не хочет…»

– Правильно! «Умеет читать, но не хочет». Это – точный диагноз. Я скажу, что стоит за этими словами: такой ребенок не умеет читать. Потому что уметь читать – это значит хотеть читать. Чтение – это не складывание слогов в слова, чтение – это порождение смыслов. Научиться читать – значит, научиться видеть то, что скрывается за текстом. Ребенок, который просто складывает буквы, не читает, то есть не порождает смыслы. Он просто озвучивает символы на странице книги. Если ребенок умеет читать, он всегда хочет читать.

И вот мы подходим к очень важному моменту. Дело в том, что в школе учится множество детей, которые не умеют реально читать и считать. Если ребенок не умеет читать, с каждым годом в школе его проблемы нарастают, как снежный ком. Он не может прочесть условие задачи. Он не может прочесть страницу учебника с домашним заданием. Он может прочесть символы на странице, но не может понять, какие смыслы скрываются за ними. Он не успевает за работой класса на уроке. А ему дают все новые и новые задания! Далее следуют недоверие учителей, недоверие родителей, разрушение самооценки… Мы стремимся вложить в детей в школе самое сложное и ради этого бесконечно перегружаем программы. А на самом деле эти дети тормозятся по отношению к элементарным вещам.

Значит, все просто? Если ребенок не успевает в школе, надо попытаться научить его читать?

– Нет, это как раз сложно. Нельзя научить читать, показывая ребенку буквы. Это бесполезно. Надо, чтобы у него сформировалась смысловая и вообразительная мускулатура чтения, так же, как формируется мускулатура атлета. Чтобы ребенок научился ВООБРАЖАТЬ то, что он читает. Но именно этому школа не учит.

Про меня порой говорят, что я «работаю демократическим педагогом». Нет, когда я работаю с детьми – и успевающими, и неуспевающими – я вполне авторитарно провожу их через разного рода испытания. Только так можно научить настоящему чтению – чтению как порождению собственных образов и смыслов. Я создаю для каждого ребенка индивидуальные сложности, способные разжечь его азарт. Задача должна быть трудной, но при этом интересной, с реально работающей интригой. Тогда в ребенке пробуждается азарт встречи с трудностями.

– Когда педагоги говорят: «Ой, как бы мы хорошо учили, если бы не было этих планшетов!» – это для меня диагноз педагогической несостоятельности. Как здорово, если бы у нас в деревне была бы одна черная тарелка, которая время от времени урчит и выпускает из себя немного информации. Тогда я, учитель, был бы кум королю, со своим чемоданом книжек, которые привез с собой в деревню, чтобы раскрывать детям миры. Действительно, чем беднее окружающая среда, тем легче задачи педагога. У него есть в запасе сумма готовых ходов, которые можно использовать в любых ситуациях. Когда же моим конкурентом является планшет с игрой, который ребенок держит в руках, не замечая ничего вокруг, – мне нужно ломать голову. Как мне стать более интересным для ребенка, чем этот планшет? Сегодня я занимаюсь с группой подготовишек в детсаде. Сколько разнообразных игрушек у этой группы! То и дело слышу жалобы: вот если бы половину этих игрушек убрать, насколько легче было бы заниматься с детьми. Слишком много искушений! Но эти искушения для меня – вызов. Я-то кто по отношению к ним? Я могу стать для детей настолько же интересным и даже более интересным, чем планшетная игра? Если не могу – грош мне цена как педагогу.

Ты расскажешь, как можно сделать, чтобы чтение книги стало для ребенка интереснее, чем компьютерная игра?

– Конечно. Первое условие – надо взять книгу без картинок. К сожалению, на полках библиотеки детского сада, где мы с тобой беседуем, стоят только книги с картинками. Возьмем «Винни Пуха» и прикроем рукой картинку. Первое волшебство, которое могу сделать, посмотрев на эту страницу, превратить буковки – а это для ребенка это пока еще точки и штришки – в смыслы. Читаем: «Иногда, – сказал Иа, – когда люди забирают чей-нибудь дом, там остается кусочек-другой, который им не нужен, который они с удовольствием вернут бывшему хозяину». Я совершил техническое чудо: превратил символы в слова. Но когда я прочел буквы, они еще не одухотворились, потому что это – особая работа воображения, которая идет одновременно. «Иногда»… – прочитав это, я делаю паузу… и вдруг до тебя, именно в эту паузу, доходит, что значит «иногда». Иногда… скажи, что с тобой бывает иногда. Представь, что ты ребенок…

Иногда мне хочется плакать…

Вот! Иногда тебе хочется плакать. Еще!

Иногда мне хочется слушать музыку .

– Супер! Ты предложила две фразы, и через эти фразы слово «иногда» одухотворилось, наполнилось смыслом. Мы читаем слово «иногда» – и у нас внутри сразу запускается цепь внутренних ассоциаций. Для тебя слово «иногда» является одухотворенным и реальным. Оно тебе явлено. Это – то, что никакой картинкой не изобразишь, это – твоя внутренняя работа. Есть шестилетние дети, которые до сих пор не чувствуют разницы между словами «иногда», «всегда», «никогда». Слово «иногда» не успело им явиться. И надо постараться его явить. Чем отличается читающий ребенок от нечитающего? Ему с каждым прочитанным словом видится вспышка образа. Это происходит молниеносно. И в этой вспышке ему является слово. Воображение ребенка – это спасительная вещь. Если мы научимся пользоваться его термоядерной энергией, многое станет возможно.

Ребенок в нашем мире спасает себя воображением. Но школа не научилась конвертировать энергию его воображения в учебные вещи. Она все время хочет дать детям что-то свое. И мы пока еще очень мало стремимся вслушиваться в детскую речь, мы не умеем ее возделывать. И вот поэтому книга феерически нужна в современном мире. Особенно – книга без картинок.

Потому что книга без картинок – единственное, что по-настоящему позволяет человеку развивать свое воображение. Читая ее, ты постоянно создаешь внутри себя героев, постоянно создаешь в себе визуальные образы. Другого настолько эффективного инструмента человечество еще не придумало.

То, что мы практиковали, я называю «дырчатым чтением». Что происходит с тобой в тот момент, когда я делаю паузу и предлагаю тебе продолжить предложение? Твое воображение пробуждается. Во время этих пауз ребенок начинает многомерно воспринимать слово. Он учится различать окончания слов и падежи. У него быстро начинает развиваться синтаксический, орфографический и смысловой слух. Так он начинает учиться читать. А когда дети начинают чувствовать текст, они понимают, что это – гораздо интереснее, чем смотреть кино. Чтение побеждает визуализацию, которой за последние тридцать-сорок лет в мире стало слишком много. Но я говорю спасибо компьютерным играм и визуальной культуре вообще за то, что они создали для нас этот уровень.

– Сейчас мы говорим о малышах. Можно ли научить читать неуспевающего старшеклассника? Иногда говорят, что подростки в этом возрасте уже испорчены школьной системой…

– Никто ничем не испорчен! В жизни каждый из нас сталкивается с разными практиками: среди них правильные, неправильные, сомнительные…И что? Разве мы говорим про себя, что мы ими испорчены? Я практикую «дырчатое чтение» и со старшеклассниками. Мы читаем с ними не «Винни Пуха», а – непонятнейший (а потому скучнейший) для них учебник физики. Самое интересное – содержание прочитанных глав усваивается ими накрепко, хотя о физике как таковой они в этот момент не думают.

– Двадцать лет назад вышла твоя книга «Другая математика», в которой ты объяснял, что многие дети заканчивают школу, так и не научившись простейшим арифметическим действиям. Чем можно помочь этим детям?

– Наблюдая, с какими мучениями дети вычитают, умножают и делят, учат таблицу умножения или стихи, я понимал, что так нельзя. Мне пришло в голову, что можно сделать игру, которая разовьет эти навыки и поможет им щелкать школьную программу – во всяком случае, программу начальной школы – как семечки. Игра предназначается для развлечения в кругу семьи. А в качестве побочных эффектов она позволяет ребенку научиться читать, писать, освоить всю сумму арифметических навыков, выучить таблицу умножения, запоминать стихи. Его никто этому не учит, это приходит во время игры само собой.

За двадцать лет работы с детьми и со взрослыми я напридумывал множество различных игр. И все это пока даже не инвентаризировано, что неплохо было бы сделать.

Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются мои «Архикарды» – особые игральные карты, языковые или математические. Некоторые семьи уже берут «архикарды» с собой на отдых, как раньше брали игральные карты. Родители начинают играть в них: прежде они с таким азартом резались на пляже в подкидного дурака или играли в поезде «в города». «Архикард» не менее интересен, чем традиционные карточные игры, и играть в него можно часами, получая удовольствие и от игры, и от коммуникакции, которая в игру встроена. Но в отличие от обычных карт «Архикард» позволяет – как бы между прочим – освоить множество важнейших учебных навыков: научиться быстро и качественно складывать, вычитать, умножать и делить, научиться воображать и грамотно писать, научиться читать и создавать палитру авторских смыслов… И делает он это так, что интересно в равной степени и взрослым, и детям.

Я думаю сейчас о том, чтобы сделать для неравнодушных родителей видеоэнциклопедию этих игр. Описывать это в книжке слишком долго. Показать на живом примере, как можно играть в тот же «Архикард» – гораздо увлекательнее.

Иногда я получают от родителей письма, что ребенок начал играть в «Архикард» и забросил планшет. Вот это здорово! А потом я подумал: а что если сделать «архикард» для планшета? Может быть, тогда множество детей будет играть в него, а не в стрелялки и бегалки?

Сегодня ты охотнее работаешь с родительскими сообществами, а не в системе образования?

– Если честно, двадцать лет назад, когда я делал то же самое в рамках своего вероятностного эксперимента, такого ажиотажа не было. Люди не понимали, что я делаю и зачем это нужно. Двадцать лет назад все хотели реформировать школу. А сейчас заявили о себе родительские сообщества, которые почувствовали ответственность за образование своих детей. Семейное образование – это то, что актуально для людей во всем мире. Поэтому меня приглашают не только российские родительские сообщества, но и сообщества родителей в разных странах…

– И последний вопрос: что делать родителям двоечников? Ждать чуда встречи с педагогом, который поможет их ребенку?

– Родителям нужно самим этому научиться. Очень многому им можно и нужно научиться самим. Как бы мы критически ни отзывались о школе, проблема двоечника – это, в большинстве случаев, проблема его родителей. Когда родители не уверены в себе, они начинают проецировать эту неуверенность на своих детей. Они говорят: «Мы не состоялись, но он-то должен состояться!» Все упирается в готовность самих родителей время от времени совершать подвиги. Тогда и у ребенка появится стремление пробиться, взять свою высоту.

Для родителей двоечников самый большой подвиг – верить в своего ребенка…

– И он должен чувствовать родительскую веру во всем: в словах, интонациях, в наших взглядах. Худшее, что может быть – притворяться, что веришь в этого ребенка. Вера должна быть настоящей. Это главное.

С Александром Лобком, автором книг «Другая математика», «Вероятностный мир», «Антропология мифа», «Картография детства», «Наука ученичества» – мы беседуем в гостиной (одновременно библиотеке) детского сада. На нас смотрят куклы ручной работы, короли, королевы, принцы, кучера и даже впряженные в карету лошади. Каждая почти в рост ребенка. Это – персонаж истории о Золушке. Перед диваном на коврах расставлены японские столики с перламутровыми инкрустациями. За этими столиками родители читают детям старые детские книги. Книги стоят плотными рядами здесь же, на полках. Это – семейный читальный зал дошкольного отделения № 3 московской школы № 15. Проще говоря, детского сада. В гостиную доносились голоса огромных попугаев, которые живут среди пальм в стеклянном зимнем саду. Зимних садов – два. Их обитатели дремлют в московских сумерках. Только обезьянка приветливо тянет к гостям лапку через прутья клетки. «Не пытайтесь в ответ пожать ей лапу. Она просит у вас банан!» – объясняют мне сотрудники детского сада. И соискательнице тут же доставляется просимое. А за стеклянными стенами зимнего сада, на обычной пришкольной территории, окруженной многоэтажными домами, живут в теплых вольерах пони, которые катают детей. Что говорит по этому поводу санэпидстанция? Не знаю. Это – муниципальный детский сад. Таких тысячи. Просто нашлись люди, которые захотели, чтобы дети каждый день приходили в сказку…

Мне 13 лет, живу в маленьком городе недалеко от Екатеринбурга.
В семье с деньгами плохо. Живу в однокомнатке, иногда даже нечего есть. Компьютер нам дали попользоваться знакомые...
(комп убогий и особой разницы что с ним, что без него - я не увидел.)
Я пытался найти заработок, но негде, серьезно! Я хотел раздавать листовки или клеить объявления, но без паспорта не
берут. И это не всё.Я плохо учусь, и на уроках как-бы не старался - вообще ничего не понимаю. Помимо этого, нам ввели
переходные контрольные работы, если не сдам - останусь в 7-ом классе.
А про экзамены в 9-ом и 11-ом классах я вообще молчу.
Я очень стараюсь и хочу что-то понять, но просто не могу.
Даже допускаю мысли о суициде.
Что делать?

Роман, возраст: 13 / 10.03.2016

Отклики:

Будь сильным. Даже если останешься жизнь не кончится.У тебя все будет ЛЮБОВЬ,СЧАСТЬЕ,РАДОСТЬ,верь.

евгений, возраст: 34 / 18.03.2016

Привет, Роман!

Роман, ты молодец, определил основные проблемные места своей жизни, и ты пытаешься их исправить.
Пытаться подрабатывать, на мой взгляд, - это отличная идея, и не только ради денег, но и для расширения кругозора.
Но если пока без паспорта не получается найти работу, я бы подождал его получения, тем более осталось ждать меньше года, а
текущее время полностью посвятил решению проблемы с учебой.
В решении проблемы с учебой начать нужно с того, чтобы понять, почему возникла проблема с пониманием, усвоением материала.
Здесь тебе нужно внимательно посидеть-подумать:
1. Вспомни, как раньше ты учился, насколько легко усваивал материал, решал задачки, запоминал информацию
2. Если все было хорошо, подумай что произошло, в какой момент ты перестал понимать
3. Могу предложить вариант, что некоторое время ты не уделял должное внимание учебе и накопил большое количество пробелов,
в итоге сейчас, когда учителя рассказывают новый материал, ты мало что можешь понять.
Это как при изучении иностранного языка, если ты не знаешь слов, понять что говорит учитель невозможно, как бы ты не
старался.
4. Если пробелов нет и раньше все было хорошо, возможно произошло какое-нибудь физиологическое отклонение (например
связанное с хроническим стрессом, сотрясением мозга и т.д.) Но думаю это маловероятно и у тебя просто накопилось много
пробелов, которые раньше ты не осознавал.
Решение с пробелами одно - начать их устранять.
Начать можно с этого сайта бесплатных уроков http://interneturok.ru/.
Параллельно пройти следующий курс, как о том как правильно учиться https://www.coursera.org/learn/learning-how-to-learn/.
Если не знаешь английского, можно смотреть с русскими субтитрами.
Если пройдешь курс внимательно и начнешь использовать приемы, которые там даются, сможешь осваивать новый материал
значительно быстрее, это позволит тебе догнать, а потом и перегнать твоих одноклассников.

Александр, возраст: 31 / 18.03.2016

Роман, здравствуйте!
Очень хочется Вас успокоить насчет экзаменов. Я сама в недавнем прошлом работала учителем, и поэтому могу Вас заверить, что
экзамены сдать Вам все равно придется, и Вам в этом кто-нибудь, да поможет.
А насчет того, что Вы ничего совсем не понимаете, не торопитесь так говорить! Я вижу с русским языком у Вас все в порядке,
исходя из написанного на сайт письма.А это уже многое говорит!!! Скорее всего столь пессимистичные чувства навеяны Вам вашим
переходным возрастом. Не горячитесь, а целенаправленно идите к поставленным целям, пусть и мелкими, но уверенными шагами.
По материалам одного сайта: "Двоечников за всё существование нашей планеты было огромное количество. Некоторые не успевали
по физике, математике, истории… А иногда эти «некоторые» становились великими людьми.

Например, Исаак Ньютон. В детстве был лентяем и учился хуже всех. Особенно трудно ему давались физика и математика, когда он
вырос, то стал великим учёным.
Чарльз Дарвин любил поспать за партой. Кто из нас этого не делает? А потом Чарльз доказал всему миру, что труд сделал из
обезьяны нас с вами"
Сэр Уинстон Черчиль в школе отставал по большинству предметов и даже не стал поступать в университет.
Николай Гоголь в школе за сочинения получал плохие оценки, а потом вырос и написал «Вечера на хуторе близ Диканьки»,
«Мертвые души».
Билл Гейтс, прежде чем стать отличником производства, был самым обычным двоечником. Но в школе появилась ЭВМ, и разбудила
дремавшие в ученике великие способности.
Альберт Эйнштейн очень поздно начал говорить и отличался плохой речью. Учась в школе, он использовал лексикон дошкольника,
но вырос и удостоился Нобелевской премии".
А про деньги могу сказать одно! Не зацикливайтесь на них. До получения паспорта совсем чуть-чуть осталось.Тогда и
осуществите свое желание подзаработать. Будьте благодарными за все, что имеете. А если приглядитесь хорошо, то поймете, что
это НЕ МАЛО. И если начнете ценить то, что уже имеете, то все будет становится лучше и лучше. "Благодарный человек никогда
ни в чем не нуждается". Проверено!!!

Ольга, возраст: 33 / 19.03.2016

Привет, Роман! Очень хочется тебя поддержать, потому что хорошо тебя понимаю. Когда-то давно моя жизнь была такой же стрёмной:
денег не было, мать не понимала, учеба достала, и я тоже думала о суициде.Но повезло встретить умного человека, который сказал:
"Тебя не будет, а это все останется, жизнь будет идти дальше, а ты будешь лежать в земле..." Рома, постарайся почаще думать о
том, что у тебя есть хорошего. Может, друг у тебя классный самый! Или кошка крутая))
Я школу сейчас вообще не вспоминаю, будто и не было ее. Если голова плохо работает, скорее всего руки хорошие. Поверь, все эти
школьные знания потом так мало нужны))
99% что в итоге все наладится, паспорт получишь-работать сможешь, немножко подожди просто!Даже если ты останешься на второй
год-ну все равно как-то ты школу эту закончишь! Оба мои брата вообще вечернюю школу закончили, потому что бросили обычную. Один
теперь бизнесмен, другой инженер)) Давай, чувак, не вешай нос. Знаешь поговорку: "Отличники! Дружите с троечниками-вам еще к
ним на работу устраиваться!"))) Пока!

Оксана, возраст: 42 / 22.03.2016

Привет, Рома! Я в свое время тоже много переживала по поводу экзаменов. Но теперь, когда выросла, мои переживания оказались
беспочвенными) Короче говоря, я зря все это время переживала и тревожилась. Все пройдет и это тоже пройдет. По поводу экзаменов
в старших классах пока не переживай. Ты только в 7-м классе))) Зачем переживать заранее? :) По моему опыту я знаю как бы плохо
человек не учился, его все равно выпустят из школы, обязательно. Потому что каждый человек имеет право получить образование. И
ты не исключение. А вот говоришь, что ничего не понимаешь. Это уже другое. Нужно выяснить в чем проблема, почему не понимаешь?
Может трудно учиться, если сильно устаешь и тяжело что-то учить и решать задачи. Может быть объяснения учителя не понятные,а в
книге лучше написано. Может быть чтобы понять тебе нужно больше времени, чем остальным ребятам. Всякое бывает. Тут нужно не
переживать, а познавать себя, наблюдать где трудно и почему. А какие у тебя интересы? Просто у некоторых очень хорошо
получается одно, а у других другое. Мы все разные и это замечательно. Опять же из опыта своей жизни скажу, что научиться можно
чему угодно, если этого хотеть. Самое главное, чему научили в школе - это читать, писать и считать) Умея это, можно обучиться
всему, только надо потрудиться. Еще может быть задания сразу сложные дают. Нужно всегда начинать с простого, а когда ты это
понял, переходить к сложному. Самое главное хорошо спать и кушать, быть на свежем воздухе) для того чтобы были силы. А кроме
учебы еще что нибудь есть? Может она так надоела, что и думать о ней трудно? Тогда надо в своем дневном графике найти время для
любимых занятий, игр. Учиться, Рома, всегда сложно. Но нужно стараться и многое, пусть и не все, все равно получится) Когда
сильно тяжело, дай себе время отдохнуть. Желаю тебе Рома побороть тревогу и беспокойство, хорошо кушать и с удовольствием
учиться - и такое тоже бывает) Посмотри, пожалуйста, замечательную книгу Людмилы Петрановской "Что делать если?" там очень
интересные беседы со школьниками на разные темы. Книга есть в интернете.



Рассказать друзьям