Что такое межличностные отношения? Отношения между мужчиной и женщиной. Психология

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Понятие личности, общения и межличностных отношений

В контексте психологии личность – это индивид, который выступает в роли субъекта отношений в социуме, а также в роли субъекта в собственной сознательной деятельности. Под личностью также понимается система свойств индивида , которая проявляется в деятельности человека.

По мнению Р. Кэттелла , личность – это понятие, которое характеризует поведение человека в той или иной ситуации.

Г. Олпорт считает, что «личность - это нечто, и она что-то делает. Личность - то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивида».

Замечание

Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.

Так, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.

Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек».

Определение 1

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Замечание 1

Межличностные отношения базируются на общении. Как известно, самой первой ведущей деятельностью индивида (младенческий возраст) является эмоционально-личностное общение. Именно с помощью него идет стремительное развитие психики. Общение проходит через все развитие ребенка, и в следующий раз появляется в виде ведущей деятельности в подростковом возрасте в качестве интимно-личностного общения.

Выделяют несколько этапов развития межличностных отношений .

  1. Знакомство. Данный этап связан с возникновением взаимного контакта и оцениванием индивидами друг друга.
  2. Приятельские отношения. Возникновение межличностных отношений и формирование базового уровня доверия.
  3. Товарищеские отношения. На данном этапе происходит сближение взглядов.

Выделяют несколько основных видов межличностных отношений :

    Производственные межличностные отношения.

    Бытовые межличностные отношения.

    Формальные межличностные отношения.

    Неформальные межличностные отношения.

Компоненты межличностных отношений

Межличностные отношения включают:

    восприятие и понимание людьми друг друга;

    межличностная привлекательность;

    взаимодействие и поведение.

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы :

Ощущения,

Восприятие,

Представление,

Мышление,

Воображение.

Характеристики взаимопонимания:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность;

в) эмпатия;

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Рисунок 1. Классификация межличностных отношений

Замечание 2

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Общение

Межличностные отношения базируются на общении. Структура общения состоит из трех, связанных друг с другом сторон:

    перцептивная сторона общения;

    коммуникативная сторона общения;

    интерактивная сторона общения.

Выделятся ряд основных функций общения .

    Информационная функция общения состоит в приеме и передачи информации.

    Контактная функция общения предполагает установление коннекции.

    Интерактивная функция общения предусматривает не только передачу информации между людьми и само их взаимодействие, но также и определенное влияние на других людей.

    Побудительная функция общения выступает как стимуляция активности.

    Координационная функция общения предполагает согласованность действий участников общения.

    Понимание как функция общения предполагает не только восприятие информации, но и ее сознательный анализ.

    Амотивная функция общения выступает способом стимулирования эмоциональны реакций собеседника; в целом, выступает как обмен эмоциями.

    Установление отношений как функция общения предполагает определение собственного социального статуса и социальной роли в конкретной ситуации.

    Манипулятивная функция общения выступает как средство изменения установок оппонента в целях удовлетворения собственных потребностей.

Основные виды общения

  1. Вербальная коммуникация. В вербальной коммуникации, как известно, главная роль принадлежит высказываниям, то есть речи. Так, данный вид коммуникации осуществляется с помощью знаковых систем.
  2. Невербальная коммуникация. Данный вид коммуникации также осуществляется при помощи знаковых систем, которыми здесь являются различные жесты, мимика и др.
  • Почему одним людям мы симпатизируем, а других сторонимся?
  • От чего зависит место, которое мы отводим кому-либо на «лестнице» межличностных отношений?

Особенности межличностных отношений . Слово «отношения» имеет много значений в русском языке. Однако в науке понятием «отношение» обозначается особенная связь человека с окружающим миром, и эта особенность определяется тем, что человек наделен чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей.

Из всего разнообразия отношений человека к окружающему миру в данной главе речь идет о таких, которые характеризуют взаимосвязи отдельных людей, т. е. о межличностных отношениях.

Межличностные отношения могут быть деловыми, личными, приятельскими, товарищескими, семейными. Они, как правило, характеризуются словом «взаимо» - взаимосвязь, взаимодействие, взаимопонимание, взаимовосприятие.

Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы или какой-либо иной деятельности вызывают определенные реакции со стороны других людей, связанных с этой деятельностью, формируют у каждого из членов определенной группы (учебного класса, компании, бригады и т. п.) отношение к данному человеку. Так формируется и развивается система взаимосвязи (связи друг с другом, между двумя и многими людьми):

  • взаимодействие - согласованность действий;
  • взаимопонимание - понимание на основе взаимности, понимание друг друга;
  • взаимовосприятие - восприятие одним человеком других людей.

При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определенных чувств - эмоциональных переживаний (от лат. emovere - потрясаю). Всю гамму чувств, составляющих основу межличностных отношений, можно свести в две большие группы:

  • чувства, сближающие людей, объединяющие их, рождающие готовность к совместным усилиям и совместным действиям (попробуйте привести примеры таких чувств);
  • чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемая, по отношению к ней не возникает желания к сотрудничеству (а такие чувства вам известны?).

Деловые отношения по-другому могут называться официальными (от лат. officialis - должностной). Эти отношения связаны с соблюдением каких-либо формальностей, правил, установленных администрацией, а также каким-либо официальным лицом. Типичным примером таких отношений являются отношения между руководителем и подчиненным, между учителем и учеником во время урока. Но бывают отношения деловые, не ограниченные формальными правилами. Например, отношения учителя и ученика вне урока могут быть вполне равными, доверительными, а не формально определенными.

Личные отношения складываются на основе частных взаимоотношений. Они не ограничены установленными формальными правилами.

Знакомства, приятельство, товарищество . Самой широкой формой межличностных отношений являются знакомства. При этом отношения знакомства могут быть как деловыми, так и личными: знать человека можно по делам, по личной привязанности, по личным отношениям.

Знакомства принято подразделять на уровни. Первый уровень - «знаю в лицо, узнаю» (самый широкий круг других людей); второй - «приветствую» (только при взаимном узнавании); третий - «приветствую и разговариваю на общие темы». При таком знакомстве личностные чувства не играют существенной роли. По отношению к знакомым личные отношения проявляются крайне редко. Вы можете относиться к какому-либо человеку так или иначе, считать его своим знакомым, но не относить его к числу приятелей. Отсутствие такого уровня межличностных отношений осознается человеком достаточно остро в чужом городе или стране. Когда же эти отношения есть, к ним нередко относятся как к само собой разумеющимся, не задумываются, на какой основе они установились, какое значение имеют для данного человека, для других людей, для всего общества.

Приятельские отношения возникают с кем-то из круга знакомых при условии привлекательности одного человека для другого (взаимной привлекательности). Само слово «приятель» указывает на особую роль приятия-неприятия. Здесь основным условием возникновения межличностных отношений является взаимная тяга, симпатия, стремление к контакту, к общению.

Более близкими межличностными отношениями становятся отношения товарищества. Они основываются на деловых связях, участников таких отношений объединяет общая цель, средства и результаты общей деятельности. Более высокий уровень отношений характеризуется словом «дружба», этим отношениям будет посвящен отдельный урок.

Симпатии и антипатии . Как вы уже знаете, в основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку. Наиболее часто чувства выражают симпатию, т. е. внутреннее расположение, привлекательность, и противоположное ему - антипатию. Нередко благодаря симпатии люди могут объединяться в группы на основе общих или близких взглядов, ценностей и идеалов. Симпатии и антипатии людей избирательны, они распространяются на определенных людей и их качества. Часто бывает затруднительно объяснить, чем именно вам симпатичен данный человек, это отношение проявляется на уровне чувств, однако, если внимательно проанализировать, на чем основывается данное отношение к человеку, можно выяснить эту основу. Скорее всего, она будет состоять в совпадении вкусов, взглядов, интересов, отношения к другим людям.

То же самое относится и к антипатии. Скорее всего, человек, который вам несимпатичен, вызывает антипатию, чем-то обидел вас или на ваших глазах другого человека, совершил нехороший, с вашей точки зрения, поступок или другие проявления его вкусов, поведения не совпадают с вашими представлениями о должном - такое бывает. Не торопитесь с вынесением суждения о человеке: «Он плохой, он мне не нравится». Хорошо ли вы знаете человека, чтобы так утверждать, да еще сделать свое мнение достоянием других людей? Справедливо ли ваше суждение? Все ли вы сделали, чтобы установить с этим человеком взаимопонимание? Понять другого - важное условие межличностных отношений .

Нормальные отношения между людьми возможны при наличии у них способности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека. Понимание людьми друг друга зависит от характера взаимоотношений между ними. Если эти отношения приятельские, дружеские, достичь взаимопонимания бывает легче. Другу прощают многое, но настоящий друг и сам постарается не обидеть, сделает шаг навстречу. Сложнее, если отношения с другим человеком противоположны приятельству пли товариществу. Здесь, для того чтобы понять другого, требуется приложить усилия.

В процессе межличностных отношений люди не просто общаются (об этом речь пойдет на следующем уроке), они не просто действуют сообща или рядом друг с другом, они оказывают влияние друг на друга, формируют определенный стиль отношений. Стремясь подражать хорошему, избежать плохого, сравнивая себя с окружающими, человек «строит себя и свои отношения с окружающим миром».

    Основные понятия

  • Межличностные отношения.

    Термины

  • Симпатия, антипатия, отношения деловые, отношения личные, знакомство, приятельство, товарищество.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем состоят основные особенности межличностных отношений?
  2. Что такое взаимопонимание? Как оно возникает? Как добиться его в отношениях между людьми?
  3. Что притягивает или отталкивает людей в межличностных отношениях?
  4. Чем отличаются деловые и личные отношения?
  5. Какие уровни принято выделять в развитии межличностных отношений?

Задания

  1. Приведите примеры межличностных отношений: деловых, личных. Соотнесите по группам (деловые и личные) перечисленные виды отношений: подчинение, признание авторитета, приятельство, товарищество. Объясните, по какому признаку вы их различаете.
  2. На основе материала параграфа прокомментируйте строки А. С. Пушкина, посвященные героям «Евгения Онегина» - двум приятелям:

      Они сошлись. Волна и камень,
      Стихи и проза, лед и пламень
      Не столь различны меж собой.
      Сперва взаимной разнотой
      Они друг другу были скучны;
      Потом понравились, потом
      Съезжались каждый день верхом
      И скоро стали неразлучны.
      Так люди (первый каюсь я)
      От делать нечего друзья.

Очень сложно представить себе людей, которые всё время проводят только в одиночестве, да это и практически невозможно, поэтому все мы вступаем в межличностный контакт. А что такое межличностные отношения? Именно это и ещё многое другое мы постараемся объяснить ниже.

Большую часть своей жизни мы проводим именно в общении, постоянно вступая в контакт с различными людьми. Наши друзья, семья, коллеги – все эти люди окружают нас каждый день. Мы вступаем в определённую связь тет-а-тет, через телефонные вызовы, через социальные сети. И всё это можно назвать межличностными отношениями.

Может ли человек обойтись без межличностных отношений? Ответ очевиден: нет. Каждый человек нуждается в общении. Наверное, если бы мы от этого отказались, то не могли уже в полной мере называть себя людьми.

Определение со стороны науки

Какие отношения называются межличностными с точки зрения науки? Учёные подразумевают под этим термином связь, взаимодействие, возникающее между людьми. Взаимодействие отдельных индивидов, членов общества может быть высокоэмоциональным, что способствует передаче сути внутренних переживаний, выражению душевного состояния.

Особенности межличностных отношений проявляются при выстраивании коммуникации, базировании связи на совершенно разных манерах общения. Это может осуществляться через общение, через различные движения тела, внешний образ, устную речь, мимику и многое другое. Понятие межличностных отношений включает в себя три компонента.

1. Эмоциональный. Этот компонент отвечает за то, какие переживания испытывает человек, вступающий в контакт. Эти эмоции могут влиять на него как в положительную сторону, так и в отрицательную. Симпатия, антипатия, ненависть, удовлетворение своим оппонентом в общении и другие переживания могут появиться в ходе коммуникации. Также мы можем откликаться на переживания людей, которые нас окружают. В своем эмоциональном отклике мы можем проявить сочувствие, поддержку или же принять участие в чём-то, чтобы оказать помощь.

2. Поведенческий. Компонент обусловливает использование мимики, пантомимики, жестикуляции при разговоре. Эти движения могут выступать регулятором всей атмосферы беседы.

3. Когнитивный. Всё, что мы ощущаем, представляем, воображаем, помним, о чём мы думаем, относится к когнитивному компоненту. Это можно считать своеобразной идентификацией своей личности при общении. Психология межличностных отношений заключается именно в этом пункте, так как главное восприятие нашего собеседника складывается из этого.

Как происходит зарождение коммуникативной связи

Основа межличностных отношений заключается в том, насколько индивид умеет устанавливать связь с другими людьми, находить общие темы для разговора. Именно в этом случае начинают появляться признаки межличностных отношений.

Страх перед людьми или же боязнь не понравиться – это то, что мешает межличностным отношениям. Это может послужить причиной замкнутости и, как следствие, потери интереса собеседника. Как это преодолеть? Для того чтобы уметь располагать к себе людей, нужно показывать, что ты открыт для общения, настроен не враждебно, также при общении эмоциональное притяжение и доверие играют немалую роль.

Самые прочные связи основываются на полнейшем доверии друг другу, моральной поддержке, а также уверенности в общении и в том, что никто не сможет воспользоваться той или же иной личной информацией во вред другому. При длительном общении дистанция между людьми становится всё меньше и меньше, поэтому происходит большее углубление связей. Порой это доверие может перерасти в доверчивость, и тогда человека становится очень просто обмануть.

Виды контактирования между людьми

Существует большое количество классификаций межличностных отношений. Они определяются всегда степенью близости людей, целью, средой, где происходит это общение, а также равенством или неравенством коммуникантов.

Если исходить из цели общения, то формы межличностных отношений могут быть как первичными, так и вторичными:

  • Первичные взаимоотношения – это то, что возникает само собой. Люди сближаются не из-за какой-то выгоды, а потому что им просто интересно друг с другом.
  • Вторичные взаимоотношения можно ещё обозначить, как «фиктивный» тип, потому что они завязываются на основе выгоды. Очень часто возникают из-за того, что кому-то нужна помощь.

Кроме того, характеристика межличностных отношений включает в себя разделение на формальные и неформальные. Формальные обусловливаются тем, что они всегда действуют в рамках закона или же каких-либо других правил, чаще всего регулируются правовой нормой. Неформальные возникают исходя из личных предпочтений и не ограничиваются законом.

Если рассматривать межличностные отношения в коллективе, то их можно разделить на деловые и личные. Люди на работе, службе будут выстраивать с вами деловые связи, так как это общение необходимо в рамках совместной деятельности, совместного производства. Личные взаимоотношения не основываются на этом, они направлены на дружбу, интимную близость, семью, душевное доверие.

Проявление межличностного общения может быть рациональным и эмоциональным. Первый случай включает в себя взаимоотношения людей, которые строятся на логике, разуме, расчёте и т.д. Конфликты в межличностных отношениях чаще всего возникают в эмоциональном проявлении отношений, так как люди используют в большей мере эмоции, принятие другого, необъективную оценку.

Взаимосвязи между людьми также зависят и от статуса, который имеет та или иная личность. Существует паритетная связь, предполагающая равенство между людьми, – участники являются самостоятельными и не зависящими друг от друга личностями. А вот субординация говорит о статусном неравенстве. Обычно такая иерархия складывается у начальника с подчинёнными или же у людей, чьи финансовые возможности имеют значительные различия.

Процесс контактирования людей также обусловливается и общественной коммуникацией. Общественные и межличностные отношения – это, конечно же, не одно и то же. Между ними есть значительные различия:

  • Общественные отношения складываются прежде всего в обществе, это очень обширное понятие. Межличностные отношения охватывают только нескольких индивидов.
  • Общественные связи объективны, в отличие от межличностных. Это значит, что они не строятся на эмоциях, а имеют куда более прочную основу.
  • Отношения, связанные с обществом, являются независимыми, а то время как связи между двумя людьми всегда зависят от обоих.

Межличностные отношения могут вызывать у людей самые различные эмоции. Некоторые связи заставляют нас грустить, испытывать злость, впадать в депрессию. Другие же, наоборот, дарят радость, множество положительных эмоций.

Всё развитие межличностного общения зависит только от навыков конкретного человека: насколько он расположен к коммуникации и умеет заводить новые знакомства, быть интересным в разговоре. Зрелость на эмоциональном и психологическом уровне становится самым главным помощником. Автор: Лина Егорова

Отношения представляют собой целостную систему избирательных, индивидуальных и сознательных взаимосвязях личности с объективной действительностью, которая включает в себя три основных компонента: отношение к людям, к предметам внешнего мира и к себе.

Межличностные отношения

Термин «межличностные» несет в себе понимание того, что отношения человека и другого индивида имеют взаимную направленность. Межличностные отношения - это система установок ожиданий и ориентаций членов определенной группы относительно друг друга, обусловленных организацией совместной деятельности и базирующиеся на общих представлениях о ценностях и общественных нормах.

Основа межличностных отношений - это усилия партнеров, которые направленные на то, чтобы сделать свое поведение и свои чувства наиболее понятными и приемлемыми для друг друга. Именно действия и чувства создают матрицу отношений, благодаря которой происходит непосредственное общение.

Иногда межличностные отношения следует рассматривать как систему традиционных общепринятых шаблонов поведения, которые не только структурируют общение, но и обеспечивают его обоюдную преемственность между двумя партнерами.

В таких отношениях каждому человеку присуще играть свою межличностную роль, которая влечет за собой четко определенный статус - ряд устойчивых прав и обязанностей. В большинстве случаев, начало внедрения этой роли происходит несознательно: без предварительного анализа и четких решений, партнеры начинают подстраиваться друг под друга. Таким образом, суть явления межличностных отношений - взаимные ориентации индивидов, которые находятся в длительном контакте между собой.

Отношения деловые и личные

Деловые отношения - это такие отношения, общение в которых определяется строго в рамках определяемых задач общего дела и установками руководства. Деловые отношения строго направлены на результат, главной их мотивацией выступает не сам процесс общения, а конечная цель.

Вступая в деловые отношения, человек руководствуется в первую очередь внутренней и внешней дисциплиной, которую может выработать только взрослый сформировавшийся человек. Поэтому дети не вступают в деловые отношения, даже взаимоотношения ребенка и учителя в начальной и средней школе представляют собой личные отношения. Если партнеры установили неформальный характер деловых отношений, то со временем они могут трансформироваться в личные.

Не следует считать, что подобный вид отношений присущ только в работе с коллегами, начальством и т.д. Деловые отношения могут быть установлены и с близкими людьми. Однако предшествует этому диалог, следует обсудить с матерью, мужем, ребенком, почему вы считаете, что установление с ними таких отношений актуально и какая взаимная выгода будет от этого для двух сторон.

Личные отношения - это отношения между близкими людьми, они лишенные оттенка официоза. Такие отношения не подкреплены документально, как часто это бывает в деловых отношениях. Личные отношения - это отношения между родителями и детьми, друзьями, одноклассниками вне стен школы, братьями и сестрами.

Межличностные отношения (взаимоотношения ) - это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих.

Межличностные отношения возникают, развиваются и проявляются в общении , в свою очередь, общение , способы его организации оказывают влияние на межличностные отношения.

Межличностные отношения и общение являются компонентами структуры межличностного взаимодействия.

Межличностные отношения – это отношения, складывающиеся между отдельными людьми . Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.

Виды межличностных отношений:

1) официальные и неофициальные;

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

4) субординационные и паритетные.

Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.

Личные взаимоотношения – это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство – это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество - это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба - это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения - это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.



Рациональные отношения - это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений.

Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.

Субординационные отношения - это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.

Чтобы понять взаимосвязи личности и ее социальной сре­ды, используется понятие «роль» .

Мысль о том, что люди вих жизнедеятельности подобны акте­рам на сцене театра, высказывалась еще в очень давние времена. Римский философ-стоик Эпиктет, живший в I-II вв. н.э., часто сравнивал человека с актером. Так, он заявлял: "Не забудь, - ты актер и играешь в пьесе роль, назначенную автором. Коротка пьеса - коротка и роль, длинна - длинна и она. Даст он тебе роль нищего - старайся вернее создать его тип, как и тип кале­ки, высшего правительственного лица или частного человека" (Эпиктет, 1888. С. 6). Под автором здесь имеется в виду Бог как высшая сила.

В. Шекспир в пьесе "Как вам это понравится" устами одного из своих героев говорил:

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Роль - понятие, обозначающее поведение человека в определен­ной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им поло­жению .

Более точно понятие роли раскрывается в понятиях «социальная роль» и «социальный статус».

Социальная роль - это совокупность действий, которые должен вы­полнить человек, занимающий данный статус в социаль­ной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, на­зывается ролевым набором.

Социальная роль - относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, чувства), вырабо­танный в данном обществе для выполнения определенной социальной функции, для реализации определенногосо­циального статуса.

Социальный статус обозначает конкретное место, ко­торое занимает индивид в данной социальной системе.

Статус личности задан сложившейся системой общественных отношений, объективно определяющих «место» личности в социальной структуре.

Статус личности объективен и осознается личностью частично или целостно, адекватно или неадекватно, активно или пассивно, т.е., человек или приспосабливается к нему, сопротивляясь и борясь со сложившимся положением, или, напротив, защищает его и свои права.

Социальный статус - это совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положе­нием в определенной социальной системе и иерархии об­щественных отношений.

Со­вокупность требований, предъявляемых индивиду обще­ством, образует содержание социальной роли .

Основой, на которой формируются социальные роли , являются соци­альные нормы.

Необходимо различать два класса ролей: конвенциональные и неформальные.

Конвенциональные роли - это шаблоны, которым должен следовать любой человек, оказавшийся в данной ситуации: профессиональные роли (учителя, продавца, милиционера), роли пас­сажира, покупателя, избирателя, роли семейные (отца, матери, стар­шего брата и др.).

Неформальные роли - это тоже некоторые устойчивые шабло­ны, связанные с ожиданием от человека определенного поведения, но они не являются общими для всех требованиями, они более вариативны, зависят от того, что за человек выполняет эту роль.

Виды социальных ролей

Стандартизированные (безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет) – социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности: - учитель, ученик, студент, продавец.

Социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук.

Гендерные роли – роли мужчины и женщины, мальчика и девочки -социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения.

Межличностные социальные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

Человек, как правило, является носителем ролей, связанных с нормами разных социальных групп, к которым он принадлежит . Когда эти нормы предъявляют к человеку взаимоисключающие ожи­дания, то возникает так называемый ролевой конфликт .

Т.е., достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время, способности, а также умение разрешать конфликты, возникающие при выполнении социальных ролей. Этиконфликты могут бытьвнутриролевые , межролевые иличностно-ролевые .

К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу . Матери, например, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания.

Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта.Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности. Вместе с тем для молодого человека необходимо разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки.

Личностно-ролевые конфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности . Так, социальная роль требует от человека не только обширных знаний, но и хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”.



Рассказать друзьям