Что такое забота родителей. Что значит заботиться о ребенке? Когда забота о родителях может оказаться чрезмерной

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Обязанности совершеннолетних детей по содержанию ро­дителей. Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях установлена п. 3 ст. 38 Конституции РФ. Данная конституционная норма воспроизве­дена в Семейном кодексе (ст. 87 СК). В п. 1 ст. 87 СК указано, что трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содер­жать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родите­лей и заботиться о них. А в законодательстве ряда субъектов РФ закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления защищают право нетрудоспособных родителей на заботу о них со стороны трудоспособных совер­шеннолетних детей * .

* См. напр.: ч. 3 Ст. 49 Конституции (Основного закона) Кабардино-Балкарской Республики; ч. 3 Ст. 39 Конституции Республики Коми; ч. 3 Ст. 38 Консти­туции Республики Северная Осетия - Алания // Конституции респуб­лик в составе РФ. Вып. 1. М., 1995; ч. 3 Ст. 25 Устава (Основного закона) Тамбовской области от 30 ноября 1994 г. С. 92, 185; ч. 1 Ст. 93 Устава - Основного закона Читинской области от 1 июня 1995 г. // Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации // М., 1996. Вып. 2. С. 96, 190.

Забота детей о родителях предполагает оказание им все­сторонней помощи, поддержки и проявление внимания. При­чем в п. 1 ст. 87 СК речь идет о необходимости не только мо­ральной, но и материальной поддержки совершеннолетними детьми своих нетрудоспособных родителей. Родители вправе заключить со своими совершеннолетними детьми письменное соглашение (которое подлежит обязательному нотариальному удостоверению - ст. 100 СК) о предоставлении им содержа­ния, то есть соглашение об уплате алиментов. Соглашение об уплате алиментов заключается каждым из совершеннолетних детей с каждым из родителей, а в случае недееспособности одной из сторон - с ее законным представителем (опекуном). Следует заметить, что по соглашению сторон алименты могут выплачиваться на содержание родителей независимо от того, являются родители нетрудоспособными или нуждающимися или нет. Кроме того, заключить соглашение об уплате алиментов на родителей вправе и нетрудоспособные совершеннолетние дети, а также несовершеннолетние дети, приобретшие граж­данскую дееспособность в полном объеме до достижения во­семнадцатилетнего возраста в результате эмансипации или вступления в брак. Такая ситуация возможна, так как при доб­ровольном принятии стороной на себя обязанности по уплате алиментов основания алиментного обязательства могут отли­чаться от тех, что предусмотрены законом при взыскании али­ментов в судебном порядке.

При отсутствии соглашения об уплате алиментов нетру­доспособные нуждающиеся в помощи родители могут обратиться в суд с требованием о взыскании алиментов с совершеннолет­них детей, уклоняющихся от выполнения своих обязанностей по содержанию родителей (п. 2 ст. 87 СК). Для возникновения алиментной обязанности трудоспособных совершеннолетних детей при взыскании алиментов в судебном порядке необходимо наличие следующих оснований: родственная связь роди­телей и детей, удостоверенная в установленном законом по­рядке (ст. 47 СК); нетрудоспособность родителей и их нужда­емость. В соответствии с п. "б" ч. 2 ст. 50 Закона о государ­ственных пенсиях в РФ нетрудоспособными являются отец, достигший возраста 60 лет, или мать - 55 лет, а также роди­тели, являющиеся инвалидами I, II и III группы * . Нуждае­мость родителей в материальной помощи означает, что они не имеют возможности обеспечить свое достойное существо­вание из-за неполучения пенсий (пособий) или их низкого размера, а также в связи с отсутствием у них иных источни­ков дохода. Определение нуждаемости родителей производится судом в каждом конкретном случае при помощи сопоставле­ния доходов родителей и необходимых потребностей (пита­ние, лечение, покупка одежды, предметов домашнего обихо­да, посторонний уход и т. п.). Суд может признать родителей нуждающимися в помощи как при отсутствии у них средств к нормальному существованию, так и при недостаточности этих средств. Именно при таких обстоятельствах Кодекс обязывает детей содержать своих родителей, то есть доставлять им необ­ходимое для них содержание. При этом не имеет значения - располагают или нет дети достаточными средствами для упла­ты алиментов.

* См.: п. 14 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного поста­новлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 // СЗ РФ. 1996. № 34.Ст. 4127.

Размер алиментов определяется судом исходя из матери­ального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денеж­ной сумме, подлежащей уплате ежемесячно (п. 3 ст. 87 СК).

Таким образом, в целом порядок уплаты алиментов на ро­дителей (по соглашению сторон - добровольно или принуди­тельно - через суд) и определения размера алиментов судом аналогичны рассмотренному ранее порядку взыскания алимен­тов с родителей на совершеннолетних нетрудоспособных детей. Особенностью является то, что суд при определении размера алиментов вправе учесть всех трудоспособных совершенно­летних детей родителя истца (родителей), поскольку на них всех без исключения лежит обязанность по содержанию роди­телей (п. 4 ст. 87 СК). Причем суд может сделать это независи­мо от того, предъявлено требование со стороны нуждающегося нетрудоспособного родителя ко всем детям или только к одному или нескольким из них. В каждом случае данный вопрос решается исходя из конкретных обстоятельств дела, которые могут быть различными. В частности, следует учитывать - кем из детей, в каких формах и в каком размере оказывалась ма­териальная помощь родителям, а кем - нет. Немаловажно при этом и установление причин сложившегося положения, выну­дившего нетрудоспособного родителя прибегнуть к судебному порядку взыскания алиментов. В этой связи важно учитывать материальное и семейное положение сторон (с учетом всех источников, образующих доход сторон) и другие заслуживаю­щие внимания обстоятельства.

Семейным кодексом (п. 5 ст. 87), как и ранее действую­щим законодательством (ст. 78 КоБС), установлено, что дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители в прошлом ук­лонялись от выполнения родительских обязанностей. В дан­ном случае имеются в виду виновные действия родителей, когда они не заботились о здоровье, о нравственном воспита­нии, физическом развитии, обучении несовершеннолетнего ребенка, подготовке его к труду, а также не содержали ре­бенка, злостно уклоняясь от уплаты алиментов. Для освобож­дения детей от алиментной обязанности в отношении родите­лей не требуется, чтобы родители обязательно были лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или осуждались за злостное уклонение от уплаты алиментов. Важ­но только то, что родители в прошлом, когда дети были не­совершеннолетними, уклонялись (то есть действовали винов­но) от выполнения своих родительских обязанностей. Однако указанные обстоятельства должны быть установлены судом на основании всесторонне исследованных доказательств, по­скольку невыполнение родителями родительских обязаннос­тей могло иметь место по причинам, не зависящим от роди­телей.

Что же касается родителей, лишенных родительских прав и впоследствии в них не восстановленных, то согласно п. 5 ст. 87 СК дети, безусловно, освобождаются от уплаты им али­ментов. Это связано с тем, что в подобных ситуациях родите­ли утрачивают не только те права, которые они имели как родители до достижения детьми совершеннолетия, но и дру­гие права, основанные на факте родства с ребенком, включая право на получение содержания от совершеннолетних детей * .

* См.: п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 1998 г. № 10.

В ст. 87 СК установлена обязанность совершеннолетних трудоспособных детей не только предоставлять содержание своим нетрудоспособным нуждающимся в помощи родителям, но и заботиться о них. Однако обязанность детей заботиться о родителях, закрепленная в правовой норме, скорее относится к их нравственному долгу, а значит - не может быть исполне­на принудительно - по судебному решению. Однако суд мо­жет учесть факт заботы детей о нетрудоспособных родителях (оказание им бытовой помощи, уход за родителями, общение с ними и т. п.) при определении размера алиментов, подлежа­щих взысканию с каждого из совершеннолетних трудоспособ­ных детей.

Участие совершеннолетних детей в дополнительных рас­ходах на родителей. Закрепленная в ст. 88 СК норма о необхо­димости участия совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей является новой в семейном законода­тельстве.

Порядок несения совершеннолетними детьми дополнитель­ных расходов на родителей и размер этих расходов могут быть определены соглашением между ними.

Если же такое соглашение отсутствует, то вопрос о при­влечении совершеннолетних детей к дополнительным расхо­дам на родителей может быть решен судом по заявлению ро­дителей в порядке гражданского судопроизводства (п. 2 ст. 88 СК). Для удовлетворения судом иска родителей (одного из них) о взыскании с совершеннолетних детей средств на оплату их дополнительных расходов необходимы следующие основания: а) нетрудоспособность родителей; б) отсутствие заботы совер­шеннолетних детей о нетрудоспособных родителях; в) наличие исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья роди­теля, необходимости оплаты постороннего ухода за ним и др.).

Совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных расходов на родителей, выз­ванных именно исключительными обстоятельствами, например: оплата труда лиц, осуществляющих уход за родителем, когда такой уход необходим; протезирование; санаторно-курортное лечение; приобретение специальных средств передвижения и т. п. Причем ст. 88 СК не требует, чтобы совершеннолетние дети были при этом трудоспособными.

При рассмотрении судом дела о привлечении совершенно­летних детей к участию в дополнительных расходах на родите­лей обязательно должны быть учтены требования п. 3, 4 и 5 ст. 87 СК, а именно:

а) суд устанавливает сумму требуемых дополнительных расходов на нетрудоспособных родителей, вызванных исклю­чительными обстоятельствами;

б) размер участия совершеннолетних детей в дополнитель­ных расходах на родителей определяется судом с учетом мате­риального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон. При этом суд впра­ве учесть всех совершеннолетних детей родителей, независи­мо от того, предъявлено требование родителей ко всем де­тям, к одному из них или к нескольким из них;

в) размер дополнительных расходов на родителей, взыс­киваемых с каждого из детей, определяется судом в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно;

г) совершеннолетние дети могут быть освобождены от обя­занности нести дополнительные расходы на своих родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей;

д) совершеннолетние дети освобождаются от обязанности нести дополнительные расходы на родителей, лишенных ро­дительских прав.

Суд вправе обязать совершеннолетних детей принять уча­стие как в фактически понесенных дополнительных расходах на родителей, так и в дополнительных расходах, которые дол­жны быть произведены в будущем.

К содержанию книги: Семейное право России

Смотрите также:

Ребенок приходит в мир беспомощным существом, и забота родителей о нем есть необходимейшее условие его выживания. С помощью взрослого ребенок учится и ходить, и говорить, и думать, и ориентироваться в окружающем его мире. Взрослый играет ведущую роль в становлении личности ребенка. Именно во взаимодействии с ним ребенок приобщается к опыту человечества, в результате чего его психика качественно преобразуется, приобретает человеческие особенности.

Все же когда родители говорят о заботе о своем ребенке, они имеют в виду вполне конкретные особенности отношения к нему. За этим кроются повседневные заботы, то, что обычно волнует родителей.

Родители заботятся, чтобы их ребенок не был голодным, и готовят ему пищу, чтобы ему не было холодно - заботятся о соответствии его одежды и обуви погоде на улице. Родители заботятся о развитии ребенка - учат его, помогают ему, оберегают его.

Все эти заботы являются частью нашей жизни, и мы просто не замечаем, что забота заботе рознь. Более того, дети по-разному относятся к ней, и к тому же не обязательно положительно.

Забота как «толкач». Мать старается свою восьмилетнюю дочку научить всяким делам, наукам и искусствам. Стремление, в сущности, хорошее, но оно не обязательно приводит к соответствующим результатам. Посмотрим почему.

Девочка по настоянию матери учится английскому языку, музыке - ходит в детский хор, а также занимается фигурным катанием. Мать то и дело говорит дочке: «Я хочу не только того, чтобы у тебя была стройная талия, но чтобы ты умела вести себя в обществе и заняла в нем должное место». В каждой удобный момент мать твердит: «Я все сделаю для тебя, я стараюсь, чтобы тебе было только хорошо.

Девочка, любознательная и способная, с радостью начала ходить на предложенные ей занятия и выполнять «программу развития». Однако уже через непродолжительное время у девочки появились смутные сомнения в целесообразности всего этого, возникло чувство протеста: «Почему мне надо учиться музыке и английскому, если все это мне вовсе не нравится? Я хотела бы лучше заняться рисованием или больше времени играть во дворе с друзьями... Мама говорит, что это все ради моего блага и что я должна радоваться таким возможностям. Но неужели все занятия, которые полезны, такие неинтересные?»

Забота матери не воспринимается не только потому, что она перестаралась, перегрузила девочку разнообразными занятиями. Главное, что сама девочка не видит в них смысла, они для нее лишены привлекательности. Девочка поставлена в ситуацию конфликта. С одной стороны, ей не хочется огорчать мать, с другой - она не хочет заниматься всем тем, чем заботливая мать велит. Все это приводит к тому, что девочка начинает плохо спать, грызет ногти, все чаще у нее бывает плохое настроение.

Забота как охрана и опека. Мать и отец считают, что жизнь сложна и тяжела, а их ребенок - еще так мал, беспомощен и наивен. Поэтому они оберегают его от возможных неприятностей, трудностей. Родители помогают семилетке с уроками: они звонят его друзьям, если сын забывает, что задано на дом; проверяют, все ли он сложил в портфель, идя в школу. Родители заботливы. А как это влияет на мальчика? Если спросить учительницу что она думает о мальчике, она скажет: не самостоятелен, Сдается перед малейшими трудностями. Одноклассники добавят: «мамин сыночек», всего боится.

Да и сам мальчик воспринимает такое отношение родителей не как проявление любви, а скорее как назойливое вмешательство в его жизнь.

Со временем ребенок все сильнее протестует против наставничества родителей, избегает общения с ними.

Описанные два варианта - забота как «толкач» и забота как охрана и опека - представляют собой примеры чрезмерной заботы. Хотя внешне все выглядит «нормально», мы имеем дело с выраженным непониманием родителями внутреннего мира ребенка. Такое отношение не помогает развитию детей, а, наоборот, искажает его, препятствует ему. В глубине такого родительского отношения лежит непризнание автономности ребенка, недоверие или навязывание ему своих решений, желаний.

В обоих случаях родители больше обеспокоены выполнением роли «идеального родителя», чем своим реальным ребенком, его уникальной личностью, его потребностями - реальными, а не воображаемыми. Что можно было бы посоветовать таким родителям? Прежде всего, более четко отнестись к нуждам своего ребенка и внимательно присмотреться, к чему именно он сам стремится. Ребенок - автономная личность, имеющая право на собственные решения, предпочтения, а не кукла, из которой родителям нужно сделать «настоящего человека».

Ребенок сам творит себя, нравится нам это или нет. Ему необходимо самому испробовать, что он может, а что нет, самому найти путь, по которому идти. Этот путь, конечно, не без ошибок, но разве человек может научиться ходить, не набив себе шишек? Проблемы, трудности, которые встречаются у него на пути, - это его проблемы, а не родителей, и он сам должен научиться с ними справляться. Конечно, родителям хочется помочь, их помощь иногда просто необходима. Однако больше пользы от нее будет в том случае, если трудности, проблемы не устранять, предугадывая, а показать, подсказать ребенку возможные варианты их решения. В одной из песен мать поет, что если бы она могла, то все камушки убрала бы с дороги своего сына и на его пути положила бы подушки, чтобы он не ушибся, когда будет падать.

Чувства матери, ее желание, чтобы у ребенка все было хорошо, понятны. Однако наша тревога за ребенка - это наша проблема, и иногда просто необходимо совладать с подобным чувством.

Перед ребенком стоит трудная задача - учиться преодолевать возникающие перед ним сложности, препятствия, чувствовать веру в свои силы. По сути дела, родители, взваливающие на свои плечи заботу обо всем на свете, тем самым ведут себя просто безответственно: физически невозможно всегда и повсеместно сопровождать и опекать своего сына или дочь, а прочно привязав их излишней заботливостью к себе, они заведомо обрекают своих детей на серию серьезных жизненных неудач.

Ребенок воспринимает заботу родителей по-разному: иногда как проявление любви, а иногда как помеху и подавление. Многочисленные исследования психологов показывают, что для гармоничного развития ему необходим определенный баланс заботы, опеки и свободы, автономии начиная уже с раннего возраста. Это реализуется в так называемом демократическом отношении к ребенку. Он должен не только ощущать теплые чувства со стороны родителей, видеть их заботу о нем, но и воспринимать, что родители одобряют его независимость, предоставляют ему возможность выбора и поощряют его самостоятельность, самоопределение, то есть понимают и уважают его.

Анкетируя родителей, мы пришли к выводу, что большинство из них считают демократический стиль самым приемлемым и думают, что сами придерживаются его. Однако одно дело так рассуждать, а другое - соответственно поступать. Чтобы реально осуществить такое отношение, с самого начала необходимо отличать наши устремления от желаний ребенка. Не так редко получается, что нужное и полезное с точки зрения родителей кажется непривлекательным для ребенка. Почти всегда, когда мнения расходятся, мы пытаемся убедить ребенка, повлиять на него, рассуждая примерно так: «У меня громадный жизненный опыт, а что понимает он?» Это оправдано, когда дело касается норм человеческого бытия, здорового образа жизни.

Но значительно чаще мы пытаемся переубедить ребенка в том, что относится к его личностному выбору, который, если быть беспристрастным, не хуже и не лучше нашего - он просто нам не нравится. Сын дружит во дворе с мальчиком, который нам не нравится, вместо выбранной нами скрипки ребенку больше нравится футбол, по нашему мнению, полезным бобам ребенок предпочитает булку. Родители часто бывают настолько убеждены в правоте своих установок, что прибегают для их обоснования к научным и псевдонаучным аргументам, никак не замечают противоречащей им реальности.

Вообразим на минутку разговор с подобными родителями, «точно» знающими, что надо их ребенку, выбирающими за него, окутывающими его ненужной заботой.

Психолог. Скажите, пожалуйста, есть ли у вас друг, знакомый, которого вы уважаете, считаете ценным человеком?

Родитель. Да, и, пожалуй, не один.

Психолог. И все они похожи на вас как личности? Похожи ли они друг на друга?

Родитель. Пожалуй, нет, может, в чем-то. Часто их взгляды отличаются от моих. В общем, они довольно разные люди.

Психолог. Кто из них наиболее ценен как человек?

Родитель. Извините, но этот вопрос мне кажется глупым. Все они люди, все они ценны, но каждый по-своему. Каждый из них нашел свой стиль жизни, общения. Нельзя подходить одинаково к каждому человеку.

Психолог. Я рад этому вашему заключению. Ну а как же быть с вашим ребенком? Откуда вы заранее знаете, каким он должен быть, что он должен делать, от чего его надо отстранять и оберегать?

Главный аспект демократического отношения - это признание, что вкусы, мысли, суждения другого человека также имеют право на существование, как и наши собственные. Более того, для другого человека они и обоснованы, так. как опираются на его, а не на наш личный опыт, осмысление мира. При таком понимании другого возможна и истинно демократическая позиция по отношению к выбору, самоопределению ребенка: «Хотя это мне и нравится, я рад, что ты смог выбрать то, что нравится тебе, что ты поступаешь так, как сам считаешь правильным. Я знаю, что ты встретишься с трудностями, но ты сам должен уметь их предвидеть, справиться с ними. Если ты захочешь, я помогу тебе».

Помощь наиболее эффективна и приносит чувство обоюдного удовлетворения, когда она действительно необходима, когда ребенок сам ее просит. Парадоксально, что часто мы не слышим именно такой просьбы, обходим ее стороной, но зато охотно предлагаем псевдопомощь, которая вовсе не нужна, унижает человека, и при этом еще рассчитываем на благодарность. Обратимся к одному примеру.

Мальчик 9 лет учится играть на флейте. Мать слышит, будучи на кухне, что он неправильно играет упражнение. Она идет к нему и говорит: «Ты неправильно играешь. Давай я тебе покажу, как надо, и помогу выучить упражнение». Сын говорит, что он играет правильно и сам выучит. Однако мать садится рядом с мальчиком и каждый раз, когда он делает ошибку, исправляет ее. Сценка кончается тем, что мальчик начинает злиться, потом вообще теряет самообладание и плачет. Мать в растерянности: ведь она хотела помочь! Что тут такого, если указать ребенку на ошибки?! Она безуспешно пытается успокоить сына. В конце концов мать теряет терпение и, уходя из комнаты, говорит: «Тебя никогда ничему невозможно научить! Ну и играй себе, как хочешь!».

Ситуация окончилась обоюдным раздражением, ребенок остался обескураженным, униженным, с поколебленной верой в свои силы. Такова плата за ненужное вмешательство.

В качестве комплимента матери можно сказать, что из этого она вынесла урок. Посмотрите, что происходило несколько дней спустя.

Мать, слыша ошибки сына в упражнениях, спустя какое-то время вошла в его комнату и сказала: «Какие у тебя сегодня сложные упражнения! Если тебе нужно будет что-нибудь показать или объяснить, позови меня». Находясь в смежной комнате, она слышала, что сын еще несколько раз повторил упражнение с ошибками: он чувствует, что что-то не так, но иначе сыграть не может. Наконец зовет маму, и она приходит и спрашивает, какая помощь ему нужна. Мальчик говорит, что ему не ясен ритм. Мама, хлопая в ладоши, показывает ритм, и мальчик быстро понимает, в чем ошибка. Мама уходит из комнаты и через несколько минут слышит радостный возглас сына: «Мама! Получается! Выучил!»

В этом случае оба остались довольны друг другом и собой. Мальчик смог сам справиться с трудной задачей, мать рада, что неназойливо помогла ребенку, рада его успеху. Это большое вознаграждение за веру в силу и самостоятельность другого человека.

Каждый человек, а особенно ребенок, имеет колоссальные возможности развития. К тому же он склонен совершенствовать себя, свое отношение к миру. Самый легкий способ помешать ему в этом - не верить в его силу и мудрость, обходиться с ним, как с куском глины для лепки воображаемых образов или как с экзотическим цветком, предвосхищая, что он погибнет от первого дуновения северного ветра. И в том и в другом случае, несмотря на благие намерения, ваша забота будет воспринята не как любовь, а скорее как препятствие и помеха.

Для каждых родителей ребенок является самым любимым и дорогим человеком. Именно ребенку предназначено все самое лучшее, что есть в жизни. Та любовь, которую испытывает человек от родителей не сможет передать никто.

Порой для счастья человеку необходимо просто проводить вместе время с родителями, испытывая светлые и прекрасные чувства. Для каждого человека родители – это нечто, чем просто слово.

Смело можно утверждать о том, что именно родительская опека является самым нужным и важным действием на земле. Проявление родительской заботы обуславливается тем, что для них дети являются смыслом жизни, и они всем сердцем желают передать нам все свое тепло.

И где бы человек не находился его постоянно будет окружать тот радужный и прекрасный мир, в котором он ощущал только доброту и тепло. Но со временем, когда мы начинаем расти, у нас появляются свои дети, мы любим их также, забывая тем самым о родителях.

А всегда нужно помнить, что приходя в этот мир, первого кого мы видим – это мама. Конечно же, некоторой категории детей везет вдвойне, они видят еще и папу. И после этого для каждых родителей на первом месте стоит вопрос о том, как максимально эффективно проявить свое тепло и заботу ребенку.

Таким образом, родители на протяжении всей жизни помогают, оберегают своим детям. Но со временем мы начинаем понимать, как отделяемся от своих родителей, и на это существует достаточно много причин.

Порой обычные ссоры и тайны детей могут стать пропастью между родителями и детьми. Хотя это вовсе не означает, что они перестают любить друг друга, в душе они всегда помнят о том, что друг для друга значит этот человек.

Как бы это грустно не звучало, но порой момент осознания того, что родители являются самыми преданными и любимыми людьми приходит к нам слишком поздно. И когда мы оказываемся в той ситуации, о которой нам всегда говорили родители, человек начинает поменять, что родители в очередной раз оказались правы.

Важно осознавать и то, что забота родителей о своих детях является не такой уж и легкой ношей, как многие думают. И когда у каждого из нас появляются свои дети, то мы начинаем понимать это. Но при этом и забота детей о родителях является задачей нелегче.

Но каждый человек создает свое счастье, и можно приложить все усилия для того, чтобы отношения с самыми близкими и родными людьми всегда были теплыми, а это уже немало.

Ведь для них нужно совсем немного: хоть иногда заезжать в гости, звонить, интересоваться делами, помочь маме испечь пирог или отцу записать ту или иную передачу.

Такие элементарные ситуации помогут вас сблизиться со своими родителями и наслаждаться их присутствием долгое время. Все хорошо, если это делается с любовью, и чем показывать свое безразличие, лучше, конечно же, проявить такие светлые чувства.

Нашу жизнь можно сравнить со многими животными, правда они рождаются на свет, более самостоятельными, чем мы, именно по этой причине всегда нужно помнить о заботе и тепле, которая была подарена родителями.

Никогда ничто не сравнится с материнской любовью к ребенку. Именно мать проявляет свою заботу к ребенку как никто другой и проносит ее от самого рождения и до последнего вздоха.

И если забота о ребенке в младенчестве не представляет особого труда, то как только он подрастает, то здесь можно столкнуться со многими трудностями. Именно мама сможет стерпеть все, в то время как не один другой человек сделать это не может. Так любите же своих родителей и помогайте им всегда.

Как только у вас появятся свои дети, то вы будете думать о том, что необходимо сделать для того, чтобы воспитать их правильно. Здесь важно помнить о том, что самой лучшей заботой всегда будет та, которая не ассоциируется с навязчивостью, унижением взглядов ребенка и т.д.

Многие родители ошибаются думая о том, что забота о ребенке – это в первую очередь покупки дорогих игрушек. Элементарная забота, это позволить своему ребенку самому выбрать понравившуюся игрушку.

Выбор спортивной секции для вашего мальчика будет приятной только тогда, когда он сам будет испытывать к ней интерес, если его внутренние интересы желают заниматься этим или иным видом спорта. Это и есть забота.

Никто не отрицает, что забота о детях – это и контроль, причем хороший контроль. Когда ребенок чувствует это, то он сам начинает понимать, что родители его любят, заботятся о нем, боятся, чтобы с ним что-то произошло.

Относитесь к своим родителям с уважением, любовью. И тогда ваши дети будут относиться к вам точно также. И помните, что родительский дом – это, то самое место, в котором вам всегда рады, чтобы не случилось.

Кто предупрежден - тот вооружен

Зачастую наши мамы и папы не уделяют должного внимания своему здоровью. Необходимо постоянно обращать их внимание на важность здорового образа жизни, то есть на правильное сбалансированное питание и физическую активность. Нужно настаивать на периодическом медицинском обследовании. Особенную важность имеет регулярное измерение артериального давления, которое покажет истинную опасность сосудистой катастрофы, в частности, инсульта.

Наши родители в силу возраста и сложившихся привычек не обращают внимания на первые признаки нездоровья, объясняя все возрастом или усталостью. Поэтому вооружитесь ручкой и задайте своим родственникам несколько вопросов, а потом суммируйте баллы.

Факторы риска

Баллы

Возраст старше 45 лет

Мужской пол

Избыточный вес

Малоподвижный образ жизни

Употребление алкоголя чаще 1 раза в неделю

Избыточное питание

Ненормированный рабочий день с частым окончанием работы позже 6 часов вечера

Стрессовые ситуации на работе или дома

Инсульт или инфаркт миокарда у родителей

Артериальная гипертония у родителей

Частое повышение АД более 150 мм ртст

При повышении АД бывает тошнота или рвота

Боли в области сердца при физических или эмоциональных нагрузках

Постоянно или эпизодически отмечаются перебои в работе сердца

Нарушения сна

Периодические головокружения или нарушения координации движений

Головные боли

Кратковременные нарушения сознания

Кратковременные нарушения зрения

Периодически возникающая кратковременная слабость или «онемение» конечностей

Снижение памяти

Раздражительность и снижение работоспособности

Если набралось 100 - 150 баллов, надо подумать об изменении образа жизни и режима питания. При результате 150 - 300 баллов необходимо обследование и лечение. Если значения превышают 300 баллов - человек находится группе высокого риска, что предполагает углубленное обследование и разработку индивидуальных мер предупреждения острых заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Минимальный объем такого обследования должен включать:систематическое измерения артериального давления, ЭКГ, ультразвуковое дуплексное сканирование сонных артерий и анализы крови (общий, глюкоза, холестерин, показатели, отражающие состояние системы свертывания крови).

Если результаты обследования выявили

  • артериальную гипертонию
  • повышенную свертываемость крови с высокой вероятностью образования тромбов
  • нарушения ритма сердца (аритмия), особенно мерцательная
  • атеросклеротическое сужение просвета крупных артерий мозга (стеноз),

ваши родители - в зоне риска!

На основе статистических данных медики могут оценить индивидуальный риск инсульта, то есть вероятность возникновения заболевания в течение года.Если при обследовании выявлен один из четырех признаков - вероятность инсульта не превышает 5% в год. Если же обследование выявляет три ответственных синдрома, то вероятность инсульта может приближаться к 15-20%. Это значит, что в течение ближайших 5 лет осложнение наступит с 50% вероятностью. Конечно, это только приблизительная оценка риска, но она четко дает понимание степени опасности.

После проведения исследований и их интерпретации специалистом нужно принять меры по снижению риска сосудистой катастрофы. Ведь на каждый из этих четырех синдромов можно воздействовать!Правильная коррекция артериальной гипертонии снижает риск осложнения приблизительно на 40%, устранение аритмии - на 55 - 60%, предотвращение образования внутрисосудистых тромбов - на 30 - 35%, хирургическое устранение стенозов крупных артерий - на 35 - 40%.

Следует помнить, что своевременное обращение к врачу, адекватное лечение и здоровый образ жизни могут значительно снизить риск инсульта и других сосудистых катастроф.

Позаботьтесь о своих родителях!



Рассказать друзьям