День рождения, просветления и ухода в нирвану будды. Праздник лаба в китае или день просветления будды

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МОСКВА, 2 июн - РИА Новости. Праздник тысячи подношений (Дончод хурал), посвященный рождению, просветлению и уходу в нирвану Будды Шакьямуни отпразднуют во вторник последователи буддизма России; в Калмыкии в этот день верующие дают обет трезвости "ради утверждения жизни", сообщил РИА Новости верховный лама Калмыкии и представитель Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче.

"В этот праздничный день мы вспоминаем сразу три деяния из жизни Будды. Нас часто спрашивают: «Как лучше всего отметить этот важный день?» Он приходится на середину священного буддийского месяца, в который мы прилагаем особые усилия для того, чтобы «накопить заслуги», совершая благие дела. Мы отказываемся от мяса, стремясь сохранить все существующие на Земле формы жизни; мы берем на себя обязательство воздерживаться или полностью отказаться от совершения таких греховных деяний, как принятие одурманивающих веществ - алкоголя и наркотиков, а также воровства, лжи и многих других. Все это поступки, совершаемые нами намеренно или непреднамеренно, которые относятся к пагубным, или греховным", — отметил представитель Далай-ламы в России.

Буддийский праздник Весак (Дончод хурал) День Весак отмечают в день полнолуния первого летнего месяца лунного календаря, который выпадает на конец мая - начало июня григорианского календаря. В 2015 году этот день выпадает на 1 июня.

В свою очередь глава Буддийской традиционной сангхи России в Москве, член президиума Межрелигиозного совета России Санжей лама (Андрей Бальджиров) пояснил корреспонденту РИА Новости, что Дончод хурал — одно из важнейших торжеств в буддизме.

"Это большой праздник для буддистов и как правило он отмечается в течение нескольких дней. В дни праздника читаются тексты Трипитаки ("Три корзины мудрости"), — пояснил главный буддист Москвы.

Традиции праздника

Традиционно день рождения Будды празднуется в пятнадцатый день четвертого лунного месяца (Сага Дава), который выпадает на конец мая — начало июня по григорианскому календарю. Считается, что в этот день более 2,5 тысяч лет назад в разные годы произошло три величайших события: рождение (Джаянти) Будды в царской семье рода Шакьев, достижение им полного Просветления (Бодхи) в 36 лет и уход в Нирвану (Паринирване) на 81-м году жизни. Поскольку большинство буддийских школ считает, что эти события произошли в один и тот же день года, в их память установлено единое торжество. С 2000 года Дончод хурал внесен в календарь ЮНЕСКО. В этом году праздник отмечается 2 июня.

В дни Дончод хурала во всех храмах и дацанах проводятся торжественные молебны, открывают доступ к мощам буддийских святых, устраивают песнопения, а верующие дают обеты. Буддийские храмы специально украшают бумажными фонариками, являющиеся символом просветления, которое пришло в этот мир с учением Будды. Всю ночь накануне торжества монахи читают молитвы и рассказывают о жизни Будды, передают прижизненные его наставления.

День рождения Будды на юге Таиланда празднуют под охраной автоматчиков Под охраной празднуют Весак на всей территории трех пограничных с Малайзией южных провинций Таиланда: Ялла, Наративат и Паттани. С 2004 года мусульманские сепаратисты ведут в этих провинциях террористическую войну, главными мишенями которой становятся буддийские монахи. За 11 лет конфликта в регионе погибли более 6 тысяч человек.

В Москве в первый день праздника, который отмечается как Всемирный день Мира и Медитации, в буддийском зале центра "Открытый мир" тибетский лама Нгаванг Риглам Падмасамбхава проведёт молебен в поддержку Непала. Столичный буддийский центр «Рипа» организует мастер-класс по медитации. В рамках мероприятия гостям будет предложено разучить различные религиозные танцы.

Желающие смогут окунуться в тайны древнекитайской каллиграфии. Любителям чая расскажут о китайской традиции чаепития. А любознательные расширят свои знания на тематических лекциях от ведущих практиков буддизма. Гостям будут предложены угощения тибетской национальной кухни. В рамках мероприятия также будет организован сбор средств в помощь пострадавшим от землетрясения в Непале.

В республике Калмыкия день рождения, Просветления и ухода в нирвану Будды объявлен выходным. Ранее глава республики Алексей Орлов подписал указ об объявлении 2 июня 2015 года днем национального праздника «День рождения Будды Шакьямуни». Основные мероприятия пройдут в Элисте в центральном хуруле "Золотая обитель Будды Шакьямуни", который в этом году отмечает свой 10-лекний юбилей.

В Бурятии в дни торжеств в Иволгинском дацане — духовной столице буддийской традиционной сангхи России, для верующих будет открыт доступ к нетленному телу хамбо-ламы Итигэлова. Известно, что тело хамбо-ламы, умершего в 1927 году в позе лотоса во время медитации, было найдено в 2002 году в месте захоронения нетленным. С этого времени оно находится в Иволгинском дацане как великая реликвия. Доступ к ней открывается лишь во время главных буддийских праздников. Буддисты считают, что лама продолжает медитацию.

Будда Шакьямуни

Будда Шакьямуни (около 560-478/80 гг. до н.э) — духовный учитель и основатель буддизма — реальная историческая личность. При рождении получил имя Сиддхаттха Готама.

Он родился в семье, принадлежавшей к касте кшатриев — знатных владетельных воинов. В 29 лет впервые покинул пределы дворца. Столкновение с увиденными человеческими страданиями перевернуло представления Сиддхаттха о жизни. Духовные поиски привели его к осознанию того, что природа ума неразрушима и бесконечно богата, а сам ум безграничен и неличностен.

В 35 лет царевич Сиддхартха, достигнув просветления, стал именоваться Буддой, что в переводе означает «Пробудившийся», а в 45 лет начал передавать свой опыт людям, помогая им прийти к очищению и совершенству. Дхарма (санскр. "истина", "природа всего сущего"), или учение Будды, — это 84 000 поучений и методов, ведущих от страдания к освобождению и просветлению, постижению истинной реальности.

В 80 лет Будда ушел в паринирвану — окончательную нирвану, которая может быть достигнута обычно лишь после физической смерти.

… Завтра день просветления Будды. Точно так же как и Будда мы собрались здесь для того, чтобы достичь чего-то. Некоторые пытаются петь Куан Сеум Босал, Куан Сеум Босал, Куан Сеум Босал. Но что это - Куан Сеум Босал? Кто пытается? Кто поет? Что это за вещь, которая поет? Что это за вещь, которая пытается достичь Куан Сеум Босал? Мы называем это «не знаю». Мы называем это «обрежьте всякое мышление» - до мышления. Мы пришли сюда и пытаемся удерживать ум, который до мышления.

Сбей флагшток перед воротами.

Это Алмазная Сутра. Если ты пойдешь на север, то ты найдешь Пятого Патриарха Хун Джен (Hung Jen). У него тысячи учеников, и он учит Алмазной Сутре.

А что такое Ум? Я серьезно.. Проясни, пожалуйста

АААА! Так это не МЫ а ВЫ!...Проявление ума и есть мышление! Если ум без мышления - это вода с добавлением некоторых химических элементов...Годится для жарки (но - обязательно в сухарях!!!)P.S. И ваще - слишком длинно и ЗАУМНО для того, кто отвергает УМ!!!

Ананда ответил: «Да».

В течении 7 дней мы усердно практиковали. Завтра утром взгляните на утреннюю звезду, тогда вы чего-нибудь достигните. ОК! Я надеюсь, что вы все достигните просветления. Именно так Дхарма Будды была передана через Махакашьяпу Ананде.

В эти дни я учил, что человеческие существа не являются человеческими существами. Человеческие существа должны действовать соответственно правильно, тогда они ими становятся. Из момента в момент что вы делаете? Каково ваше правильное направление? Что есть ваша правильная жизнь? Как вы находите свою правильную функцию? Как вы спасаете всех существ от страданий? Вы пришли в этот мир с пустыми руками. Что вы делаете в этом мире? Зачем вы пришли в этот мир? Если вы хотите найти ЭТО, спросите самих себя: «Что есть Я?» Всегда держите этот большой вопрос. Мышление должно исчезнуть. Если вы обрежете все свое мышление, тогда появится ваше истинное „Я”, тогда появится ваш истинный ум. Все, кто собрались этой ночью, искренне спросите себя: «Что есть Я?» Держите это великое «Не знаю». Может быть вы читаете Квансеум Босаль или Ом Мани Пад Ме Хум. Но только если вы делаете это с полной искренностью, только тогда этот незнающий ум, этот великий вопрос может взорваться, только тогда можно получить просветление.

В этом мире так много людей, одни из них практикуют. Другие не практикуют вообще, днями и ночами они дерутся, борются друг с другом, и только проявляют свои желания, свой гнев и свое невежество. Когда вы потеряете это тело, вы ничего не сможете взять с собой. Что вы будете делать? Если это «не знаю» ясно, то также место, куда вы пойдете, тоже ясно. Тогда вы понимаете свою работу, тогда вы понимаете зачем вы рождены именно в этом мире, тогда вы понимаете, что делать в этом мире. Когда вы делаете это, вы можете стать человеческим существом. Сегодня я дам вам домашнее задание, коан над которым вам следует подумать. Давным-давно монах спросил Дзэн Мастера Уммона (Ун Муна): «Что есть Будда?» Мастер ответил: «Сухое гавно на палке.» Что это может значить - сухое гавно на палке? Если вы продолжаете практиковать, то …А-А-А! Будда - сухое гавно на палке! Все в этом мире есть Будда. Все вещи не только сухое гавно на палке, они являются всем в мире. Все есть Будда!

Давайте рассмотрим то, что касается корейского Мастера Дзэн Сосан Де Са. Он был из провинции Pyong-Ando, которая сейчас находится в северной Корее. Еще ребенком он продемонстрировал огромный интеллект, поэтому в раннем возрасте отчим отвез его в Сеул, где тот мог учить конфуцианские тексты. После нескольких лет учения он отправился на экзамен гражданской службы. Для этого требовалось написать эссе, как экзаменационный тест. Он написал эссе и для своих друзей. Результаты теста очень удивительны т.к. все его друзья прошли, а он нет. Вторая и третья попытка сдать экзамен были неудачными. Что же такое? В конце концов он понял. Это из-за его прошлого. Ведь он один был из северной части Кореи. Все остальные были из других мест Кореи.

Давая обет объединиться со всеми чувствующими существами во всей вселенной, сегодня мы входим в океан Амиты.

Давным-давно Будда Шакьямуни сел под дерево бодхи и сидел там шесть лет. Однажды утром он увидел звезду и получил просветление. В нашем мире появилось множество религий: иудаизм, христианство, ислам. Сегодня множество людей верят в эти религии. Во времена Будды тоже существовало множество религий. Но Будда оставил все эти верования позади и ушел в горы. Он только спрашивал себя: «Что есть Я?» Затем он достиг просветления. Поэтому буддизм - это религия просветления, а не религия верования. Конечно, мы говорим сегодня, что кто-то приходит к Будде, что кто-то стал Буддой, кто-то достиг Дхармы. Все эти вещи необходимы, но все это только учебные слова. Изначально буддизм означает достичь своего истинного «Я», достичь того, что «Будда - это ум, ум - это Будда». Вы должны постичь это. Хорошо?

Завтра день просветления Будды. День, когда Будда увидел звезду и получил просветление. Если вы действительно хотите получить просветление, тогда большой вопрос должен быть очень сильным. Он должен быть очень искренним и стоять именно ребром. Если вы имеете этот большой вопрос: «Кто поет Квансеум Босаль? Кто сидит в дзен?», тогда возможно получить просветление.

Затем он спросил этого монаха: „Что это за книга? Что за текст ты читаешь?“

Итак, как вы достигаете просветленного ума? У Будды это заняло шесть лет, но Шестой Патриарх услышал всего одно слово и достиг просветление. Некоторые люди просто слышат одно слово - БУ-УМ! - и достигают просветление. Люди могут достичь просветление в одно мгновение, это совсем не обязательно занимает шесть лет. Каждый день мы поем, каждый день мы сидим в зале Дхармы. Как мы не оказываемся просветленными людьми? Как мы не достигаем великого просветления? Наши умы очень сложны! Ум VI Патриарха был очень прост, поэтому он легко достиг просветления. Сложному уму требуется длительное время. Однако, мы смотрим, видим и можем достичь просветления, хоть на это и уйдет много времени. Среди учеников Будды, Ананда был одним из самых выдающихся. Он был известен своей феноменальной памятью, он запоминал все, что Будда говорил, все, чему Будда учил, как магнитофон. Если его спрашивали: «В такое-то время, в таком- то месте, какая была речь Дхармы?» Он мог слово в слово все с точностью повторить. Во времена Будды не было сутр. Они не возникли пока Будда не умер. Только тогда сутры были написаны. Много людей хотело узнать, чему учил Будда, поэтому они спрашивали Ананду. Но проблема была в том, что Ананда сам еще не достиг просветления. В то время пять тысяч великих архатов собрались, что бы написать сутры. Все эти великие монахи, которые собрались, были просветлены, но Ананда не мог присоединиться к ним поскольку еще не достиг просветления. Он пришел к своему старшему брату Махакашьяпе и спросил его: «Старший брат, помимо золотой кассы и чаши, что еще Будда передал тебе? Что ты еще получил от Будды?».

Как достиг этого Сосан? Однажды утром Со Сан проснулся очень рано, чтобы делать кидо. Услышав крик петуха, он постиг свое истинное Я. Он сказал: «Я закончил великую работу существовании и смерти! Все кто еще не достиг просветления попытайтесь завтра утром послушать, как кричит петух… Услышав это вы закончите великую работу человека». Он стал очень знаменит в истории Кореи. Он и Самьян Тейса помогли спасти страну от японского нашествия в 1592 году. Такова летопись Сосана.

Мастер Дзэн Пао-Чи практиковал очень усердно, но для него все было неясным до конца. Во время похоронной церемонии он услышал звук колокола. Одновременно с колоколом монах пел. Как только Пао-Чи услышал это пение …. БУ-УМ! - его ум открылся. Он получил просветление. Фраза, которая открылась в его уме была следующая: «Перед дверью лежит страна тишины». Услышав это, он получил просветление.

Махакашьяпа сказал: «Ананда!».

Мы называем это «обрежьте всякое мышление» - до мышления. Мы пришли сюда и пытаемся удерживать ум, который до мышления.

НАМУ АМИТА БУЛЬ

НАМУ АМИТА БУЛЬ Для того, чтобы спасти всех живых существ во всех бесчисленных мирах, сегодня вы и я в одно и тоже время достигнем состояния Будды.

Однажды Сосан отправился в город, чтобы купить кисти и тушь. На обратном пути ему понадобилось справить нужду. Уборные строились очень высоко от земли, чтобы гавно падало только тогда, когда путешественник выйдет. Вот какие высокие строились туалеты. Сидя на корточках, он случайно посмотрел вниз и увидел множество живых существ. Как только его свежее гавно падало на дно, черви, крысы и множество других живых существ набрасывались и жадно поедали его. Увидев это, он понял, что люди на базаре ничем не отличаются. Они все время что-то ищут, пытаются извлечь какую-либо выгоду. А-а-а!!! Его ум открылся! Он понял все. «До сих пор я был таким же как эти черви, ныряющие в каждое свежее гавно. Теперь для меня пришло время настоящей практики. Только читать сутры - этого недостаточно, это не поможет. Я должен делать серьезную практику. Что есть Я? Кто есть Я?»

Однажды, по пути домой, после того, как он продал дрова, ему повстречался монах читающий Алмазную Сутру. Когда он проходил мимо этого монаха, тот читал следующую строчку: «Не будьте привязаны ни к чему, что возникает в вашем уме». БУ-УМ! Он получил просветление, достиг своего истинного «Я», постиг свою истинную природу и того «Что есть „Я“. Он никогда не изучал китайских иероглифов, никогда не учил буддийских текстов. Все, что он делал, это ходил в горы и рубил дрова, помогая своей матери. Но он достиг просветления, услышав одну строчку из Алмазной Сутры.

Около шести лет Будда удерживал «Что есть Я?» и удерживал «не знаю». Перед Буддой танцевало много красивых женщин; появлялись демоны, много всяких вещей появлялось. Он понимал, что все они приходят из его собственного ума. Они появлялись, исчезали снова и снова. Если у меня нет ума, тогда ничего не появляется. Поэтому я спрашиваю всех вас, членов Хуа Ге Са, у вас есть ум или нет? Если вы скажете, что у вас есть ум, эта палка ударит вас всех. Если вы скажете, что у вас нет ума, эта палка так же ударит вас всех. Скажете, что вы имеете ум, или скажете, что у вас нет ума - вы должны понять как ответить! Если вы хотите понять как ответить, то вы тогда действительно искренне практикуете Дзэн.

Отчим предложил ему отправиться куда-нибудь еще, где можно будет отдохнуть и просто почитать книги. Молодой человек решил поехать в Храм Хейн Са. Отчим согласился. В Храме, оказалось много-много книг. Вы, наверное знаете, что 84000 сутр находятся и сейчас в этом Храме. Чтение книг о буддизме оказалось более интересным, чем чтение конфуцианских или даосских текстов. Буддийские сутры говорили о том, как решить реальные человеческие проблемы. Внезапно он понял, как ему повезло, что он не получил места службы. Если бы место было получено, то он никогда бы не узнал прекрасного Учения Будды.

Первым Патриархом был Махакашьяпа, вторым Патриархом - Ананда. Махакашьяпа стал монахом на много позднее, чем Ананда. Ананда покинул дом и стал монахом за 20 лет до Махакашьяпы. Несмотря на то, что Ананда стал монахом до Махакашьяпы, из-за Дхармы он позднее стал учеником Махакашьяпы а затем и II Патриархом Такова летопись второй трансмиссии Дхармы.

Поэтому я спрашиваю вас: «Какой длины это сухое гавно на палке?» Если вы можете постичь это, то вы можете сказать, что вы действительно являетесь учеником дзен. Очень важно найти это. Если вы найдете это, то сможете понять свое первоначальное лицо, что привело вас в Хва Ге Са. Вы можете найти изначальное лицо Будды, вы будете иметь энергию, чтобы спасти всех существ, и вы сможете удерживать Великие Обеты Боддхисатвы. Жизнь за жизнью великий путь Боддхисатвы будет открыт для вас. Спросите себя: «Что есть Я?» Удерживайте великий ум «не знаю». Сегодня мы будем практиковать всю ночь, чтобы постичь наше истинное Я, достичь истины и спасти всех существ от страданий.

Существует много рассказов о том, как мастера достигли просветления, включая случаи просветления после услышанного какого-то одного звука. Мастер дзен Бао Джо однажды спросил своего учителя: «Какое было у вас изначальное лицо до того, как вы родились?» Много дней и ночей он отчаянно пытался найти ответ. Придя на базар он увидел как дерутся двое людей. В конце концов один из них извинился и сказал: «Воистину я потерял свое лицо». Услышав это, Бао Джо достиг просветления. Он достиг «потерять свое лицо». Он по-настоящему понял каково его изначальное лицо. Если вы постоянно удерживаете этот великий вопрос, тогда в любое время, в любом месте вы можете достичь просветления. VI патриарх получил просветление, услышав Алмазную сутру, Бао Джо получил просветление, услышав фразу из разговора двух людей. Точно также и вы можете получить просветление, услышав птицу, мычание коровы или любой другой звук.

Так было принято решение стать монахом. Сосан побрил голову, одел серые одежды он отправился на гору Myo Hyang San. Там он практиковал очень усиленно. Он сделал два 100-дневных ретрита. В канун первого ретрита его ум практически не открылся. Только во время второго все стало ясным как днем. На этот раз его ум открылся широко, и он увидел, что мир всегда вращается, вращается, вращается. Все со временем меняется, всегда меняется. Для того, чтобы найти эту неизменную вещь, мы должны постичь свою истинную природу.

Теги: Дзен

Тогда он вернулся и рассказал своей матери о том, что произошло. Устроив так, чтобы об его матери заботились соседи, он отправился на север в Храм Пятого Патриарха.Он сказал: „Я пришел, чтобы практиковать с вами. Я хочу учить Дхарму у вас“. Пятый Патриарх спросил: „Откуда ты пришел?“. - Я пришел с юга. - С юга? Ах, варвары на юге не имеют природу Будды! Хуэй Нен (Hui Neng) сказал: „Человеческие существа имеют север и юг, но в природе Будды где север и юг?“

Что это значит? Не открывая дверь нельзя войти! Значение в том, что все 500 архатов уже хотели принять Ананду в ассамблею. После этого все сутры были составлены. Каждая сутра начинается со слов: «Так я слышал …». Это слова Ананды. Они означают - «Я слышал от Будды такое-то Учение в такое-то время». И сегодня все сутры имеют такое начало.

Что это значит? Он спросил брата, что тот получил от Будды, а в ответ услышал: «Сбей флагшток перед воротами.» Ананда ушел и в течении семи дней практиковал. Он не ел. Он медитировал стоя над этим вопросом.(Отсюда и происходит 7-дневный YMJJ - практика, которую делают западные монахи сейчас). На седьмой день Ананда достиг просветления. Тогда 500 архатов приветствовали его в своей ассамблее. Махакашьяпа сказал: «Не открывая дверь входи!»

Шестой Патриарх Хуэй Нен (Hui Neng), в отличии от Будды, находился в очень простой ситуации. Каждое утро он помогал своей маме; отправлялся в горы, рубил дрова, продавал дрова, получал деньги и покупал пищу. Он не женился, он просто ходил в горы каждый день и поддерживал свою мать - очень простой ум. Взгляните на наши умы; они очень сложные. У нас много вещей, которые нам надо делать: копить деньги, делать вложения и тому подобное. Но ум Шестого Патриарха был очень прост … слишком прост.

Это замечательный ответ. Это речь просветленного человека - замечательно. Как такая речь могла появиться от того, кто просто работал в горах, рубил лес и помогал своей матери? Она могла появится только, если вы достигли чего-то, если вы достигли просветления. … Пятый Патриарх уже понял его ум и сказал: „Иди в помещение где чистят рис и работай там“. Позднее, как все знают, Пятый Патриарх секретно дал ему трансмиссию.

Выбор праздничных сувениров.

Буддисты повсеместно отмечают Новый Год, а также день рождения, просветления и смерти Будды. Начало нового года - это, как правило, время для того, чтобы "произвести учет" своей кармы, очиститься и преисполниться благих намерений.

В общинах Тхеравады Новый Год празднуется в середине апреля по лунному календарю; праздник длится два или три дня. Миряне обычно совершают омовение изображений Будды и окропляют водой монахов и старейшин, выказывая почтение и произнося благие пожелания. Монахи благословляют мирян, и они совместно делятся заслугами с усопшими.

Новый Год начинается в наиболее подходящее время: в конце сухого сезона, с началом новой жизни в природе. Окропление водой - это не только способ почтить Будду, монахов, старейшин и усопших, но и средство вызвать обильный дождь и благополучие в ближайшем будущем. В Таиланде, Лаосе и Кампучии миряне насыпают песчаные холмики (ступы) в монастыре или на берегу реки. Каждая песчинка символизирует дурное деяние, и поместить песчинки в монастыре или на берегу, откуда их смоет вода, - значит очиститься от них (грехов). Буддисты Дзэн и "Чистой Земли" празднуют Новый Год по западному календарю. В этот праздник дзэнские монахи публично читают объемистые тома священных сутр, тем самым источая очищающие и оживляющие звуковые волны ради блага всех живых существ. Буддисты "Чистой Земли" дважды в день совершают особые храмовые службы, восхваляя Будду Амиду.

Буддисты Тхеравады празднуют рождение, просветление и смерть Будды в один и тот же день - в майское полнолуние (Вай-шакха). На Шри-Ланке это праздник огней. Дома, сады и улицы украшены фонарями. В других странах, исповедующих буддизм Тхеравады, это не главный праздник, но если он приходится на "день воздержания", то это по меньшей мере повод для особых подношений пищи монахам и более чем обычного усердия в соблюдении нравственных заповедей.

Японские буддисты празднуют день рождения, смерти и просветления Будды в разные дни года; день рождения - 8 апреля, просветления - 8 декабря, а смерти - 15 февраля. День рождения Будды (Ханамацури) - это праздник цветов и время ритуального омовения изображений Будды. День просветления (Бодхи) и день смерти Будды (Нехан, т.е. "Нирвана") - это просто повод для особого поклонения.

В Юго-Восточной Азии День Будды отмечают в день майского полнолуния. Вишакха Пуджа - национальный праздник. Миряне приносят еду монахам в монастырь рано утром, а вечером в праздничной процессии трижды обходят вокруг церемониального зала монастыря с зажженными свечами и благовониями. По завершении процессии монахи и миряне собираются в церемониальном зале для длительных чтений сутр, повествующих о жизни Будды и изображающих его жизнь образцом для любой другой, а также - источником энергии в новом году.

Буддисты Тхеравады отмечают также начало и окончание затворничества, который обычно совпадает с началом и окончанием дождливого времени года. Монахи начинают затворничество сезона дождей в июньское или июльское полнолуние. Этот период - время относительной аскезы, как для монахов, так и для мирян.

Монахи остаются в монастыре, уделяя больше времени, чем обычно, занятиям и медитации. В общине мирян в это время не совершаются бракосочетания и не устраиваются публичные развлечения, миряне более усердны в соблюдении "дней воздержания" и в своих ежедневных подношениях пищи. "День воздержания", которым открывается затворничество в сезон дождей - это повод для всей общины мирян совершить подношение пищи и с большим рвением, чем обычно, провести целый день в монастыре, соблюдая монашеские заповеди. В Ю.-В. Азии старейшины мирян совершают для монахов обряд "сукхван", созывая и связывая их жизненные силы в преддверии затворничества. По окончании этого обряда монахам дарят купальные одежды для сезона дождей, на что монахи отвечают благословениями и краткой проповедью о благих заслугах этого деяния. Вечером организуется процессия со свечами, как в день Вишакха Пуджа, и монахи декламируют завершающую паритту.

Следующий "день воздержания" проводится в полнолуние, завершающее затворничество сезона дождей. Он весьма походит на тот, которым этот период открывается - с той разницей, что монахи собираются в частном порядке и приглашают друг друга исповедоваться во всех нарушениях монашеского устава, совершенных за время затворничества. Настроение в этот "день воздержания" радостное - дожди закончились, монахи могут свободно перемещаться по округе, начинаются публичные торжества. Следующий месяц (с середины октября до середины ноября) - это время праздника Катхина, подношения ткани, из которой монахи изготавливают новые одеяния. Подношения в день Катхина обычно совершаются коллективно - всей деревней, мирянами, объединившимися для накопления благих заслуг, правительственной службой или работниками крупных коммерческих предприятий. Обычно группа приближается к монастырю, следуя веселой процессией. По ее прибытии главный монах преподает мирянам Пять Заповедей, принимает ткань и заявляет о великой заслуге, доставляемой таким приношением. Монахи совместно читают благословляющий стих, а миряне разливают воду, символически передавая предка часть этой заслуги.

В Таиланде осенний праздник Бун Катхин ("заслуга подношения грубого одеяния") длится два дня. Утром первого дня общественный зал монастыря украшают; в деревянный паланкин укладывают подарки для монахов. Обычно их приносят жертвователи из другой деревни. Паланкин искусно украшают, чтобы он выглядел как дворец. Говорят, что это - выражение надежды на будущее рождение на небесах. Резные змеи на его крыше изображают победу Будды над желаниями, а подушечки для иголок, свисающие с четырех углов крыши, обозначают надежду на то, что следующее перерождение обострит ум. Вечером первого дня монахи совершают благословение, а затем начинаются танцы и представления народной оперы во дворе монастыря.

На следующее утро жители деревни собираются на шествие с "дворцом" подарков вокруг общественного и церемониального залов. Процессию возглавляет бывший монах, несущий на голове изображение Будды. За ним следуют монахи, держась за желтый шнур, прикрепленный к паланкину. Между монахами и паланкином идут жители деревни, несущие "денежные деревья" - ветки, на которых висят бумажные деньги и небольшие подарки для монахов. Говорят, что эти "деревья" символизируют великое дерево исполнения желаний, растущее на небе Тушита. Другие участники шествия несут флаги с изображением Нанг Торани - богини земли, и водных животных. (По тайским легендам, богиня земли, свидетельствуя совершенство Будды, испустила из своих волос поток воды вместе с водными животными и тем самым рассеяла воинство Мары). После того, как шествие вступило в общественный зал, еще один желтый шнур пропускается по его окружности, чтобы отметить границы, внутри которых можно будет получить благие заслуги. Обряд начинает старейший из мирян, который просит одного из монахов преподать собравшимся мирянам Пять Заповедей. Затем старейшина преподносит настоятелю новые одеяния, а другие вручают в дар "денежные деревья", и обряд завершается чтением благословляющей паритты.

Буддисты Тхеравады почитают своих предков и передают им заслуги при каждом обряде накопления и разделения благих заслуг. Японские же буддисты воздают особые почести своим предкам трижды в году: в дни весеннего и осеннего равноденствия (в марте и в сентябре) и в месяц, длящийся с 15 июля по 15 августа. Праздники равноденствия, именуемые "Хиган" ("Другой берег"), знаменуют время перехода в природе и потому представляют повод поразмыслить о течении времени и о продвижении существ к нирване - "другому берегу".

Те общины, для которых лунный Новый Год приходит 15 апреля (Таиланд, Бирма, Лаос, Камбоджа), празднуют его в течение трех дней, следующих один за другим: первый отмечает окончание старого года, второй - переходный, а третий - это подлинный первый день нового года. В эти дни женщины приносят пищу в монастырь и рано и поздно утром, а монахи каждый вечер читают паритты (благословения). Актом ритуального омовения изображений Будды и окропления водой монахов миряне очищаются от дурной кармы, накопленной ими за прошедший год и символически освежают Будду и Сангху для наступающего года. Второй день праздника - это время для поминовения предков и передачи им благих заслуг. В этот день монахи читают сутры на кладбище, а некоторые миряне сооружают и украшают песчаные ступы (тайск.: пагоды) во дворе монастыря; молодые люди совершают обряд омовения старших членов своей семьи благовонной водой, прося у них прощения и благословения. Вечером монахи и миряне собираются возле песчаных ступ, и монахи декламируют паритту "Победное благословение". Новый Год - время веселья и проказ; обычно молодежь забавляется, окатывая друг друга водой.

Сегодня, в 15 день 4 лунного месяца по восточному календарю, отмечается самый священный праздник буддийского календаря - День рождения Будды (Buddha Purnima).
Согласно легенде, признаваемой в большинстве направлений буддизма, Будда родился в этот день в 623 году до н.э., в этот же день достиг просветления и в 543 году до н.э. в этот же день умер, достигнув полной нирваны. Таким образом, одновременно отмечаются все три важнейших события в жизни Будды.
Названий у этого праздника много - Вишакха Пуджа, Дончод-хурал, Весак, Висакха Буча, Сага Дава.
В монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками, которые символизируют просветление, пришедшее в мир с учением Будды. На территории храмов (вокруг священных деревьев и ступ) расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников (даршаны).
Считается, что добродетели, совершенные в этот день, увеличиваются более чем в 700 миллионов раз.
В этот день принято совершать круговой обход вокруг священного места: дацана или ступы. Это считается одной из лучших практик очищения. Количество обходов 3, 7, 21, 108 или столько, сколько вам лет.
Характерным обрядом праздника является омовение статуй Будды подслащенной водой или чаем, а также осыпание их цветами.
Миряне тоже совершают медитацию в храме и слушают наставления монахов в течение всей ночи, подчеркивая тем самым свою верность Учению Будды (Дхарме). С особой тщательностью в дни праздника соблюдается запрет на проведение сельскохозяйственных работ и другую деятельность, которая может причинить вред любым живым существам. После окончания праздничного молебна миряне устраивают обильное угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки, чем свидетельствуют о своей верности наставлению Будды - чтить монашескую общину (Сангху) как одну из Трех Драгоценностей.
В канун праздника верующие посылают своим друзьям и родственникам поздравительные открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды.
В традиции ламаизма этот праздник является самым строгим обрядовым днем календаря, когда нельзя есть мясо и когда повсюду зажигаются светильники. В этот день принято совершать обход ступ, храмов и других буддийских сооружений по часовой стрелке: сначала совершающий этот обход отмеривает расстояние своим телом, распростершись на земле, а затем поднимается и встает на то место, которого коснулось его лицо и продвигается вперед подобным образом. Многие дают обет соблюдать строгий пост и пребывать в молчании в течение семи дней, что символизирует важность воздержания в буддийской практике и одновременно поминовение Будды.
Традиция подношения лампад в бумажных фонариках Дончод Хурал широко распространена в Китае, Японии, Таиланде и других странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Их проводят ежегодно. У монгольских народов такой обряд ранее не практиковался. В 2008 г. молебен подношения лампад был впервые проведен в Монголии: на крупнейшем стадионе Улан-Батора собрались свыше 10 тысяч верующих, и в небо было запущено 3,5 тысяч лампад.

Будда Шакьямуни, известен также как Сиддхартха (собственное имя) и как Гаутама (родовое имя). Согласно традиционной биографии, его отцом был царь Шуддходана, глава народа шакьев, со столицей в Капилаваттху (Капилавасту). Гаутама - его готра (имя, присваиваемое семье и аналогичное современной фамилии). Его мать, царица Маха Майя, жена Шуддходаны, была принцессой из царства колиев. В ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что в неё вошёл белый слон с шестью белыми клыками, и через десять месяцев родился Сиддхартха. По давней традиции Шакья, когда его мать забеременела, она покинула Капилавасту и направилась в царство своего отца, чтобы родить там ребенка. Однако она родила по дороге, в Лумбини, в саду, под деревом ашока. Согласно легендам, в момент его рождения запели птицы, распустились цветы, и на землю вылился сладкий дождь, чтобы поприветствовать Будду. Сразу после рождения Будда сделал семь шагов, на месте которых тут же вырастали лотосы, а с неба спустились девять драконов и оросили водой голову новорожденного.
Большинство источников утверждают, что его мать умерла через несколько дней после его рождения. Младенец получил имя Сиддхартха, которое означает «тот, кто добился своей цели».
Допущенный благословить младенца отшельник-провидец Асита, живший в горной обители, заявил, что младенец станет либо великим царём (Чакравартин), либо великим святым. Это случилось после того, как Сиддхартха встал на волосы отшельника, позволив тому внимательно рассмотреть его родимые пятна. Шуддходана провёл церемонию именования ребенка на пятый день от его рождения и пригласил восемь учёных брахманов, для того, чтобы они предсказали будущее. Они также подтвердили двойственное будущее Сиддхартхи. Каудинья, самый молодой из них, был единственным, кто предсказал, что Сиддхартха станет Буддой.
В 29 лет Сиддхартха покинул свой дворец для того, чтобы посмотреть мир вокруг себя. Несмотря на попытки своего отца убрать всех больных, старых и страдающих с улиц, Сиддхартха увидел пожилого человека. Когда его возничий Чанна рассказал, что все люди постепенно стареют и умирают, принц продолжил свою поездку, в ходе которой он увидел множество тяжело больных, умирающих людей. Пораженный этим, он захотел преодолеть старость, болезни и смерть, живя в воздержании.
Сиддхартха покинул свой дворец в сопровождении Чанны на лошади Кантака, оставляя царскую жизнь позади. Это событие называют «Великим Отправлением». Сиддхартха сначала поехал в Раджагриху, где он начал свою аскетическую жизнь, прося милостыню на улице. После того, как о его путешествии узнал царь Бимбисара, он предложили Сиддхартхе трон. Сиддхартха отказался от предложения, но пообещал посетить царство Магадха, сразу после того, как достигнет просветления.
Сиддхартха покинул Раджагаху и стал учиться. Он последовал пути йогической медитации у двух брахманов-отшельников. После того, как он освоил учения Алары (Арады) Каламы, сам Калама попросил Сиддхартха присоединиться к нему, но Сиддхартха ушёл от него через некоторое время. Потом, Сиддхартха стал учеником Удаки Рамапуты (Удраки Рамапутры), но после достижения высшего уровня медитативного сосредоточения, он также покинул учителя.
Облачившись в одежды скитающегося монаха, он направился в юго-восточную Индию. Сиддхартха вместе с пятью спутниками под предводительством Каундиньи (Конданны), пытался достичь просветления через полное лишение мирских благ, включая еду, занимаясь суровым самоистязанием. После того, как он почти обрек себя на смерть, употребляя в пищу один лист или орех в день, во время купания, свалившись в реку, он чуть не утонул. Через 6 лет, на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. После этого, Сиддхартха начал пересматривать свой путь. Он вспомнил момент из детства, когда его отец начинал сезонную пашню. Это повергло его в состояние сосредоточения, которое казалось ему блаженным и освежающим, в состояние джханы.
После аскетизма, сосредоточения на медитации и анапана-сати (задержка дыхания), Сиддхартха обнаружил срединный путь - путь умеренности. Он принял немного молока и рисовый пудинг от деревенской девушки по имени Суджату, которая ошибочно приняла его за духа, исполняющего желания, такой у него был изнеможенный вид. После этого, сидя под фикусовым деревом, которое сейчас называют деревом Бодхи, он поклялся, что не встанет до того, пока не найдет Истины. Каундинья и остальные его 4 спутника, полагая, что он отказался от своих дальнейших поисков, покинули его. После 49 дней медитации в майское полнолуние, в возрасте 35 лет он достиг Просветления. После этого Гаутаму стали называть Буддой или «Пробудившимся».
В этот момент, как полагают, он достиг полного пробуждения и полного представления о природе и причине человеческих страданий - невежестве - а так же шаги, которые необходимы для устранения этой причины. Данное знание потом получило название «Четырёх Благородных Истин», а состояние Наивысшего Пробуждения, которое доступно для любого существа, названо ниббана (пали) или нирвана (санскрит). Будда - наставник для тех существ, которые решили сами пройти путь, достичь Пробуждения и познать истину и действительность, как она есть.
Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии, преподавая свое Учение и дисциплину самым разнообразным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты- от дворян до уборщиков, от убийц, таких, как Ангулимала, до людоедов, таких, как Алавака. Будда основал общину Буддийских монахов и монахинь («Сангха») для продолжения своего пути, после отправления в Паринирвану или Полную Нирвану. Его религия была открыта всем расам и классам, она не имела кастовых структур. Будда также был объектом покушений оппозиционных религиозных групп, включая неоднократные покушения на убийство.
Сангха путешествовала с места на место по Индии, излагая Дхарму. Это происходило ежегодно в течение восьми месяцев, исключение составляли четыре месяца сезона дождей - вассана. Путешествие в эти месяцы осложнялось ливнями, аскеты всех религий в это время не путешествовали, так как было довольно тяжело ходить, не наступая при этом на подводных животных, непреднамеренно убивая их. В течение этого периода Сангха возвращалась в монастырь, парк или лес - люди сами приходили к ним.
Первая Вассана была проведена в Варанаси, когда Сангха была впервые сформирована. После этого они отправились в Раджагаху (Раджагриху), столицу Магадхи, для того, чтобы почтить своим визитом царя Бимбисару, которого Будда обещал посетить после своего Просветления. Именно во время этого визита произошло посвящение Сарипутты (Шарипутры) и Махамоггалланы (Махамаудгальяяны) - они должны были стать двумя важнейшими учениками Будды. Следующие три вассаны Будда провел в монастыре Велувана в Бамбуковой Роще, в Раджагахе, столице Магадхи. Этот монастырь содержался на средства Бимбисары, хоть и был достаточно удалён от центра города.
Узнав о Просветлении, Шуддходана направил царскую делегацию к Будде, чтобы он вернулся в Капилавасту. Всего к Будде было направлено девять делегаций, но все делегаты присоединились к Сангхе и стали архатами. Десятая делегация, во главе с Калудайи (Калодайином), другом детства, была принята Буддой, и он согласился отправиться в Капилавасту. Так как для вассаны было еще рано, Будда отправился в двухмесячное путешествие в Капилавасту пешком, проповедуя Дхарму на своём пути.
Согласно одной из легенд перед смертью Будда спросил учеников, чтобы узнать, остались ли у них какие-то сомнения или вопросы. Их не было. Затем он вступил в Паринирвану; его последние слова были: «Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием». Будда Гаутама был кремирован в соответствии с обрядом для Вселенского властителя (чакравартина). Его останки (мощи) были разделены на восемь частей и лежат в основании специально воздвигнутых ступ. Некоторые из памятников, как считают, сохранились до нашего времени. К примеру, Далада Малигава на Шри-Ланке - место, где хранится зуб Будды.
Некоторые фундаментальные моменты из Учения Будды Шакьямуни:
Четыре Благородные Истины: страдание - неотъемлемая часть существования, страдание происходит от невежества, основные симптомы этого невежества - привязанность и влечение; от привязанности и влечения можно избавиться; следуя Благородному Восьмеричному Пути можно прийти к избавлению от страданий
Благородный Восьмеричный Путь: совершенное понимание, совершенные мысли, совершенная речь, совершенное поведение, совершенный образ жизни, совершенные цели, совершенная забота, совершенное сосредоточение.
Зависимое происхождение: любое явление существует только потому, что существование других явлений заключено в сложной сети причинно-следственных связей, покрывающих прошлое, настоящее и будущее. Так как все вещи условны и непостоянны (Аничча), они не имеют реальной сути (Анатта).
Отказ от непогрешимости принятых ранее писаний: учение не должно приниматься до того, как оно подтвердится собственным опытом и не удостоится похвалы мудрых.
Аничча - все вещи непостоянны
Дуккха - все существа страдают от «неясного» ума
Анатта - ощущение постоянства «себя» - иллюзия
Так же Будда дал наставление своим ученикам - следовать не за лидером, а следовать за учением, Дхармой.
Согласно преданию, Будда придавал особое значение этике и правильному пониманию сути. Будда является не Богом, а только наставником и учителем для живых существ, которые должны следовать по пути Нирваны, чтобы достичь духовного пробуждения - Бодхи, и увидеть правду и реальность, какой она есть. Буддийские системы познания и медитации не считаются «божественными» дарами, но они считаются ключом к пониманию истинной природы ума, которая должна быть обнаружена каждым человеком в ходе пути, проповедуемом Буддой.

Петроглиф, изображающий Будду Шакьямуни вместе с его именной мантрой (Сэра, Индия)

В этом году 2 июня – День рождения, Просветления и Паринирвана Будды Шакьямуни - кульминационный день священного месяца Ур Сар. В священный месяц Ур Сар буддисты празднуют три главных события в жизни Будды Шакьямуни - рождение, Просветление и уход в Паринирвану.

Программа празднования Дня рождения, Просветления и Ухода в Паринирвану Будды Шакьямуни в центральном хуруле Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

4:30 утра

Принятие 8 обетов Махаяны до рассвета следующего дня:

1. Отказ от убийства

2. Отказ от воровства

3. Отказ от прелюбодеяния

4. Отказ ото лжи

5. Отказ от приема алкоголя, табака, наркотиков и других дурманящих средств 6. Отказ от приема пищи после полудня

7. Отказ от восседания на высоких тронах, креслах, стульях

8. Отказ от использования косметики, духов и украшений, песен и танцев.

9:00 –12:00

Праздничный молебен, посвященный Дню Рождения, Просветления и Ухода в Паринирвану Будды Шакьямуни.

Молитвы, читаемые монахами во время праздничной службы:

1. Трехчастная молитва

2. Прибежище

3. Порождение Бодхичитты

4. Дхарани «Облако подношений»

5. Семичленная молитва

6. «Сто богов Тушиты»

7. «Основа всех достоинств»

8. Трехчастное восхваление

9. «Восхваление причинно-зависимости»

10. «Два обширных накопления»

11. «Искусное сострадание»

12. Моление семнадцати пандитам Наланды

13. Первая глава текста «Украшение непосредственных постижений»

14. Раздел о сознании из текста «Введение в Мадхъямику»

class="eliadunit">

15. Серджм (Золотой напиток)

16. Быстрое свершение

17. Сутра сердца Праджняпарамиты

18. Восхваление Двадцати одной Тары Центральный хурул, молельный зал

19. Дхарани Амитаюса 20. Пуджа Победоносного

21. Молитва-устремление «Слова Истины»

22. Посвящение заслуг

Центральный хурул молельный зал

12:00 –12:30

Принятие обета трезвости

на 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 1 год, 2-3 года, на всю жизнь.

Центральный хурул, библиотека

13:00 –14:30

Демонстрация документального фильма «Жизнь Будды»

Фильм рассказывает о жизни Сиддхартхи Гаутамы, Будды из рода Шакьев. Его учение облетело весь мир, завладев сердцами миллионов людей! Молодой человек отправился в путешествие, чтобы пройти сквозь боль и страдание и достичь Нирваны - вечного блаженства, о котором мечтает каждый. Он вырос в царском дворце и с детства был окружен роскошью, но покинул дворец, чтобы найти разгадку Тайны Жизни.

Центральный хурул, конференц-зал

15:00 – 16:30

Наставление по тексту «12 звеньев взаимообусловленного происхождения» доктор философии, профессор досточтимый геше Лобсанг Джампа

центральный хурул, молельный зал

17:00

Ритуал омовения и освящения большой танки Будды Шакьямуни, совершение обхода вокруг хурула вместе с монахами.

северная сторона центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Жизнь Будды Шакьямуни

Жизнь Будды – история молодого человека, величайшего из людей, изменившего курс истории для человечества в поиске подлинного счастья и мира. Будда Шакьямуни - четвертый из тысячи Будд нашей исторической эпохи. Будда - Просветленный из рода Шакьев, не бог и не пророк. Это реальная историческая личность,его звали Сиддхартха Гаутама, а его родители - королевская семья, владения которой располагались на территории современного Непала. Он жил в роскоши, не ведая, как течет жизнь большинства людей за пределами великолепных замков. Но в 29 лет Сиддхартха все-таки покинул пределы дворца и был потрясен, встретив старика, больного и покойника. Эти страдания перевернули его представления о жизни и счастье, которые на самом деле непостоянны и изменчивы. Бесстрашные и усердные духовные поиски привели Сиддхартху к осознанию того, что природа ума неразрушима и бесконечно богата, а ум безграничен и неличностен.

Так в 35 лет царевич Сиддхартха, достигнув Просветления, стал Буддой. Затем в течение 45 лет Будда передавал свой опыт людям, помогая им прийти к совершенству и раскрытию потенциала тела, речи и ума. Его учениками и последователями были люди, обладающие совершенно разными качествами. Будда применял разные методы и поучения соответствующие индивидуальным особенностям людей.

В возрасте 80 лет Будда ушел в Паринирвану. Перед уходом Будда сказал монахам, что, в разрешении сомнений и каких-либо вопросов, им следует полагаться на учение о Дхарме, которое он преподал и собственную внутреннюю дисциплину. «Я ухожу счастливым, потому что не скрыл в ладони ничего, что могло бы быть вам полезным. Не верьте ни единому слову только потому, что так говорил Будда - проверяйте все учения на собственном опыте. Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к своему собственному освобождению с особым усердием. Будьте сами себе путеводным светильником».

Пресс-служба центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»



Рассказать друзьям