Детские страхи: ребенок боится оставаться один дома. Можно ли оставлять ребёнка одного дома на ночь? Почему ребенок боится оставаться один дома, методы решения проблемы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Маленькие дети до 8-9 лет иногда не могут спокойно находиться в комнате без родителей. Психологи уверяют мам и пап, что это абсолютно нормально. Малыши познают мир так, как им это удобно, а наличие всех характерных для человека чувств – это норма. Если ваш ребенок страшится оставаться в комнате один, то с этим что-то да нужно делать. Вот вопрос - как помочь преодолеть ему страхи? Для читателей сайта «Популярно о здоровье» полезные рассуждения и советы на эту тему.

Почему боится ребенок и у него возникают детские страхи ?

В каждой возрастной категории свои показатели. Например, трехлетние дети могут всего несколько минут пробыть отдельно от мамы в комнате, а второклассники спокойно остаются одни дома. Причинами детских страхов часто являются следующие моменты:

Опасения малыша, что мама выйдет и не вернется, оставит его одного;

Боязнь какого-то персонажа из мультфильмов или сказок;

Испуг, который имел место ранее.

Ни в коем случае нельзя подходить к решению вопроса остро, ругать ребенка и заставлять его насильно привыкать к пребыванию в комнате в одиночестве.

Например, это можно проделать в форме игры. Мама может дать задание юному изобретателю, - собрать конструктор, нарисовать что-либо, вылепить из пластилина. Это задание нужно превратить в сюрприз, который мама предварительно не должна видеть, а малыш ей вручит, как только будет готово. Увлечь малыша получается за счет таинственности и загадочности процесса.

Второй вариант – игра в прятки. Можно придумать массу развлечений, которые имеет цель отвлекать ребенка от прямой необходимости побыть одному. Со временем он просто забудет о своей боязни, ведь ничего плохого не происходит из раза в раз…

Как узнать о причинах страха у ребенка ?

Родители могут предложить своему сыну или дочке нарисовать картинку. На рисунке малыш должен изобразить себя и все, что он видит вокруг. Обязательно нужно помочь юному художнику и терпеливо отнестись к его попыткам нанести на бумагу объекты своего воображения. Нужно спрашивать, что именно он видит, включая окружающие предметы. Возможно, удастся узнать, что дети видят в комнате страшных персонажей, чудищ, монстров из мультфильмов.

На том месте, где будет изображен предполагаемый объект, являющийся причиной детского страха, мама или папа могут нарисовать добрую фею, которая победит злого персонажа раз и навсегда. Можно нарисовать клетки, из которых чудовища уже никогда не выберутся, или дорисовать им смешные и приветливые гримасы.

В подсознании ребенка должно остаться воспоминание о светлом, дружелюбном герое, который не причинит вреда и никогда не напугает.

Узнав о тех персонажах из мультфильмов или сказок, которых боится малыш, нужно постараться постепенно отучить от них, заменив на другие, более добрые и яркие. По этому поводу очень активно выступают психологи в поддержку отечественных мультиков, на которых выросло не одно поколение. Большинство современных персонажей, особенно зарубежного производства, вызывают страх даже у взрослых, и уж тем более негативно сказываются на детской психике. Как себя должен чествовать ребенок в комнате, когда увидит на экране фильм о Фредди Крюгере из Кошмара на улице Вязов? Это вызовет только страх и ничего более. Примерно так действуют и многие мультфильмы.

Родителям следует внимательнее относиться к выбору того, что предпочитает видеть на экране маленький сынок или дочка.

В борьбе со страхами обратите внимание на поведение детей. Пытается ли ребенок от кого-то спрятаться? Оглядывается ли по сторонам на улице или в доме? Боится ли спать, когда в комнате выключено освещение? Нужно понаблюдать, долго ли это длится, чем спровоцировано. Возможно, имел место испуг при общении со сверстниками, что будет заметно по попыткам избегать этих людей на прогулке.

Чего нельзя делать при детских страхах? Что делать ребенку ?

Одна из грубейших ошибок большинства родителей – насильно заставить детей остаться в комнате. Известны даже случаи, когда мамы и папы запирали дверь снаружи, не позволяя ребенку выходить из комнаты. Результат оказывается полностью противоположным: в детском подсознании откладывается мысль о пребывании в одиночестве как о страшном наказании. В таком случае не избежать истерики и категорического отказа малыша от самостоятельных игр в комнате.

Не стоит говорить любимому чаду о том, что другие дети так себя не ведут. Нельзя хвалить кого-то за смелость и храбрость, а испуганного малыша ругать за чувство страха. Это может привести к замкнутости, вызовет у него ощущение, что родители больше любят кого-то другого.

К рассказам детей нужно внимательно прислушиваться. Если они рассказывают маме или папе, что чего-то боятся, не нужно сразу доказывать, что это является вымыслом. Дети в раннем возрасте еще не могут отличать реальность от фантазий, поэтому лучший способ избавить их от фобий – поговорить и попытаться отвлечь исключительно в игровой форме.

Как правило, проблемы исчезают сами по себе, по мере взросления малышей. Важно, чтобы родители проявили терпение, понимание и научились слышать своего ребенка.

Доверие по отношению к маме и папе – это очень важно, и поэтому они не должны делать ничего такого, что еще больше усилило бы боязнь. Например, говорить, что чудовище украдет малыша или накажет за непослушание. В воспитании не может быть никаких угроз и запугиваний, а только корректные методы. Потому, один ребенок быть не должен пока сам не сможет оставаться без мамы, папы, бабушек, дедушек, теть, дядь… Придет еще время когда вы станете «ему не нужны» и тогда Вам останется лишь вспоминать былые времена когда Вы были нужны. Не доведите дело до этого, любите свое творение любым!

Ребенок боится оставаться один дома? – Это очень частая проблема, сопровождающая тревожного ребенка. Вам, как родителю, нужно попытаться разобраться в истинных причинах этого страха.

Если ваш ребенок был напуган реальным событием, произошедшим в ваше отсутствие, то возникновение страха и нежелание оставаться одному – вполне уместная реакция на сложившиеся обстоятельства. В этом случае можно рекомендовать посещение детского психолога, вместе с которым ребенок проработает возникшие неприятные, болезненные эмоциональные переживания.

Если данный вид страха появился у вашего ребенка в возрасте четырех-шести лет и никакие конфликтные или драматические события не предшествовали его появлению, то, возможно, причина кроется в том, что ребенок вступил в определенный возрастной период, обусловленный особенностями развития воображения.

В кабинете психолога:

Наталья (25 лет), сын Лев (4 года)

… Вот уже полгода Левушка боится оставаться дома один. Он домашний ребенок, в садик не ходит и очень ко мне привязан. Он боится оставаться один в комнате, говорит: «Я боюсь здесь оставаться. А вдруг под кроватью сидят чудовища?» Боится один даже дойти из комнаты до туалета, просит, чтобы его проводили, потому что чудовища могут поджидать его за углом в коридоре. Чудовищами его специально никто не пугал. Может быть, страх возник после просмотра мультиков? Что делать – не знаю. Он панически боится оставаться один. Когда мне нужно уйти, он закатывает истерику. Как помочь ему преодолеть свой страх?

Приведенный пример иллюстрирует поведение, типичное для детей этого возраста, когда ведущей познавательной функцией является воображение. Ребенок искренне верит в реальность своих фантазий. Спорить с ним, доказывая, что выдуманные чудовища не живут под кроватью, бесполезно.

Не волнуйтесь, это пройдет. В этом случае вы можете обойтись без консультации психолога. Сила детского воображения может не только создавать трудности. Способность ребенка фантазировать и воодушевляться верой в необычные свойства предметов может сослужить и добрую службу. Привлекая фантазию, воспользуйтесь технологией создания «волшебного» предмета-защитника и сделайте для ребенка талисман, оберегающий его от всяческих напастей. Для этих целей можно сделать специальный браслет, наделенный защитными свойствами.

Способ «изготовления» защитного браслета

Купите ребенку обычный браслет в магазине и расскажите ему очень интересную историю: «Несколько лет назад храбрый рыцарь подарил одному ребенку волшебный браслет, охраняющий его от чудовищ. Ребенок путешествовал по всему свету и ничего не боялся. Даже ночью он знал, что с ним ничего не случится. Браслет отпугивал всех чудовищ. Ребенок знал, что с этим браслетом он находится в полной безопасности и что чудовища не смогут ему навредить. Прошло несколько лет, ребенок вырос, и браслет ему уже не нужен». Говоря эти слова, достаньте браслет и скажите, что буквально недавно вы встречались с этим человеком и он, узнав о ваших проблемах, согласился передать свой волшебный талисман вашему ребенку.

Полученный талисман можете наделить различными защитными свойствами, которые могут понадобиться вашему ребенку.

Присутствие страха оставаться в одиночестве обычно не свойственно подросткам. Подростковый возраст предполагает достаточную автономию личности и усиливает обратную тенденцию – получить возможность на время уединиться, стремление создать свой, особый, независимый от родителей мир. Категоричное нежелание подростка оставаться некоторое время в одиночестве позволяет выделить и разграничить две возможные ситуации.

Первый случай: подросток привык, что обычно в доме он не один. В изменившихся обстоятельствах подросток говорит, что ему страшно оставаться одному, однако не может обосновать причину. Это требование, кажется, больше похоже на упрямство или желание, чтобы кто-то находился рядом, чтоб ему не было скучно. Подобные требования позволяют предположить, что сложившийся в семье стиль детско-родительских взаимодействий основывается на отношениях гиперопеки.

Иногда родителям бывает сложно перестроить свое отношение к растущему ребенку. Когда он уже способен справляться с серьезными требованиями, взрослые продолжают относиться к нему, как к маленькому и беззащитному. Причиной гиперопеки может также стать стремление взрослых находить в детях источник собственного самоутверждения, удерживая их в положении малого дитя.

Гиперопека может порождаться присутствием у родителей постоянного чувства страха за своего ребенка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье и благополучие.

Неблагоприятное влияние родительской гиперопеки состоит в том, что ребенку передается избыточное беспокойство, дети «заражаются» от родителей несвойственной возрасту тревогой. Таким образом, безграничная забота порождает беспомощность.

В этом случае родителям важно понять, насколько их собственное отношение к детям окрашено чрезмерной озабоченностью и тревогой.

Если ребенок уже привык к сверхзаботе, ему нелегко бывает отказаться от привычных привилегий. Родителям рекомендуется постепенно передавать ему ответственность и развивать саморуководство. Неожиданно «свалившаяся» на гиперопекаемого подростка свобода вызовет замешательство и растерянность.

Второй случай: подросток в отсутствие старших действительно проявляет беспокойство, возбуждение. Иллюстрацией таких реакций может служить поведение подростка в следующем примере.

В кабинете психолога:

Наталья (43 года), сын Никита (14 лет)

… Мой ребенок боится оставаться один дома. Когда я задерживаюсь на работе даже на 10-15 минут, он звонит на мобильный несколько раз, спрашивая, когда я вернусь, где я и чем занимаюсь. Если я собираюсь в магазин, то он или идет со мной, или дает мне на это 15-20 минут, и если я по какой-то причине задерживаюсь, он опять же начинает звонить…

Психолог: «Никита, а зачем ты это делаешь?»

Никита: «Ну а что такого? До магазина 5 минут идти, там быстро все можно купить и назад. Где можно задерживаться? Чем можно там заниматься? Я же переживаю…»

Психолог: «Я понимаю, ты сильно переживаешь, когда мамы нет рядом. А что может случиться с тобой в это время?»

Никита: «Я боюсь, что мама не придет ко мне. Вдруг с ней что-то случится. Папа бросил нас, ушел к другой женщине. Бабушка не любит меня, ругает меня всегда, говорит: «Чтобы глаза мои тебя не видели!» Что будет со мной, если мама не придет? Я останусь один. Что я буду кушать? Меня заберут в детский дом. Ведь я совсем не нужен ни папе, ни бабушке…»

Конфликтные отношения в семье и последующий развод родителей мальчика заострили его переживание отверженности, усилили страх одиночества и покинутости, побудили судорожное стремление цепляться за мать, как за спасительную соломинку, единственную защиту в жестоком и неустойчивом мире.

В этой ситуации для коррекции глубоких конфликтных переживаний стоит обратиться за помощью к психологу, психотерапевту. В подобном случае одной консультации недостаточно, может потребоваться длительная психотерапевтическая работа.

Вам кажется странным, что самостоятельный довольно взрослый ребенок боится оставаться один дома?

Когда ребенок раскроет вам тайну своего страха, ни в коем случае не высмеивайте причину и не стыдите его. Это лишь усугубит проблему и усложнит ее решение

Избавляемся от страха

1. Уходя из дома, всегда говорите ребенку, куда и зачем вы идете , а также, во сколько вернетесь. Предупредите, что можете опоздать и назначьте конкретное время для телефонного звонка. Обязательно выполните обещанное: ребенок будет следить за временем.

2. Во время своего отсутствия предоставьте отпрыску возможность интересной игры , или купите ему увлекательную книгу. Так он сможет с пользой и весельем скоротать время вашего отсутствия.

3. Не нужно говорить о его страхах с другими людьми , не обсуждайте это по телефону и не акцентируйте внимание при обычном общении в семье. Чувствительный и эмоциональный ребенок может решить, что он тяжело болен.

4. Возвращаясь домой, захватите угощение или маленький подарок для своего чада. Так у него не будет ощущения, что о нем забыли. Помните, как вам было приятно получить конфетку, когда родители возвращались домой из гостей?

5. Ограничьте для ребенка просмотр телепередач о катастрофах , убийствах, авариях, ограблениях. Эмоциональные ребятишки могут применять все эти ужасы к своей семье.

Елена Макаренко, детский психолог: «Уходя из дома, говорите об этом ребенку. Позаботьтесь о его безопасности: скажите, что ключи от квартиры у вас есть, и дверь никому открывать нельзя. Убедите ребенка, что дома он - в безопасности, что дом - это его крепость, где его никто не тронет».

Мама Люда с рассказывает:

Ребенок боится оставаться один дома? В чем может быть причина и что делать?

Для начала хочется заметить, что если ребенок испытывает страх, это нормально. Это означает, что он растет и развивается. Но, для каждого возраста – своя норма. Малыш в возрасте 2-3 лет боится остаться без мамы даже на несколько минут, а ребенок в возрасте 6-7 лет может бояться остаться один дома.

Очень важно помочь карапузу в борьбе со страхами. Ведь они не только ему мешают жить, но и Вам.

О том, как помочь ребенку справиться с дурными мыслями, когда он остается наедине, мы сегодня и поговорим.

Почему ребенок боится остаться без мамы?

Когда мама рядом с крохой, он чувствует себя в безопасности, а без родителей это чувство и чувство комфорта куда-то улетучивается. Даже несколько минут для карапуза могут стать настоящим испытанием.

Детские страхи: каковы причины?

1. Вина родителей

Очень часто родители пугают своих детей, не осознавая, какие последствия это может принести. Так фразы: «Не будешь слушаться, тебя заберет Баба Яга», «Туда не иди, там Бабайка», «Не будешь спать, придет Серый волк» способствуют тому, что у ребенка, который остался один, начинает разыгрываться фантазия.

2. Боязнь за жизнь и здоровье родителей

Дети волнуются, если Вы не звоните им каждые пять минут и не говорите о том, что здоровы, и с Вами все в порядке.

3. Стрессовые ситуации

Это касается проблем в школе либо со сверстниками. Они тоже могут привести к тому, что ребенок будет бояться оставаться дома сам.

4. Новостные сюжеты по телевизору

Новости о пожаре либо ограблении тоже могут наложить свой отпечаток на психике малыша.

Как узнать причину детского страха?

Напрямую расспросить о причине страха иногда бывает сложно. Проще пытаться выяснять в игровой форме. Можно использовать ролевые игры. Также хороший вариант – это рисование, лепка и другие виды творчества. Просто попросите малыша нарисовать страх либо изобразить ситуацию, которая его пугает.

Что делать, если ребенок боится оставаться один дома?

Конечно, ответ на этот вопрос очевиден: нужно найти причину страха и избавиться от него. Помочь в этом может психолог.

Но, можно попробовать справиться с детскими страхами и самостоятельно. Как? Вот полезные советы в помощь:

1. Постарайтесь оградить своего малыша от негативной информации, а если он увидел, либо услышал что-то страшное, объясните, как с этим бороться и решить экстренную ситуацию.

Например, ребенок испугался пожара. Нужно провести ему подробный инструктаж и рассказать о том, как действовать в случае возникновения подобной ситуации, написать номер пожарной службы. Малыша чаще всего пугает неизвестность. Если Вы объясните, от чего может возникнуть пожар и как с ним бороться, страх пройдет сам собой.

2. Если карапуз не побоится раскрыть Вам тайну своего страха, не высмеивайте его, не стыдите. Это может усугубить проблему.

3. Если ребенок совсем маленький и боится оставаться без мамы, практикуйте следующее:

Покидая комнату, сохраняйте спокойствие, не возвращайтесь обратно каждую минуту. Начните в комнате разговор и продолжайте его в другой комнате, например, на кухне.
Приучайте малыша общению с другими людьми. Оставляйте его в компании других членов семьи.

4. Уходя из дома, настройте ребенка на ожидание, дав ему временные ориентиры. Например, приду, когда закончится мультфильм. Но, здесь важно сдержать слово.

5. Если Вы отлучились надолго, попросите кого-то из соседей периодически заглядывать к малышу, чтобы убедиться, что все в порядке.

6. Чтобы время ожидания не казалось ребенку слишком долгим, дайте ему какое-то задание: например, нарисовать рисунок, сделать открытку для бабушки, сделать оригами и т. д.

С какого возраста можно оставлять ребенка одного дома?

В 3-4 года лучше этого не делать, поскольку в этот период малыши слишком беспечно относятся ко всему и не знают правил безопасности.

С 5-6 лет ребенок становится более смышленым, он не должен провоцировать опасные ситуации.

Если Вы приучаете ребенка оставаться одному, делайте это постепенно, начиная с нескольких минут.

Обязательно исключите возможность доступа крохи к опасным предметам.

Мы уже поговорили о том, что делать, если ребенок боится оставаться один дома, напоследок еще несколько советов:

1. Уходя из дома, расскажите крохе, куда и зачем Вы идете, во сколько вернетесь.

2. Нельзя говорить о страхах малыша с другими людьми в его присутствии, не стоит акцентировать на этом внимание.

3. Убедите малыша, что он дома в безопасности, расскажите ему, что дом – это его крепость, его там никто не тронет.

4. Не забудьте напомнить о том, что двери никому нельзя открывать.

И помните, что ребенок только в том случае не будет ничего бояться, если родители воспитывают его в любви и уделяют ему достаточное количество внимания.

О том, какие еще бывают детские страхи и как с ними бороться, читайте . А о том, что такое мамины страхи, .

Причины, почему ребенок боится остаться один

Специалисты утверждают, что часто фактором развития данного вида детских страхов являются сами родители. Например, родители смотрят кинофильмы, новости или передачи, которые рассказывают об убийствах, грабежах, бандитах и монстрах, которые пробираются в дома и нападают на людей. И все это могут увидеть дети. Часто в разговоре с другими взрослыми родители могут обсуждать какие-то неприятные события, например, как кого-то покусала собака, вор влез в чужой дом и при этом не замечая, что ребенок, который даже занят своими делами, все это слышит. Отсюда у детей и возникает страх, что если они останутся дома одни, с ними непременно что-то случится плохое.

По мнению детских психологов, в основе страха ребенка оставаться дома одному лежит его низкая самооценка. Когда родители рядом, ребенок чувствует себя более защищенно и в большей безопасности. Близость родителей для него является лучшим укрытием, чем даже самая прочная дверь с множеством замков. Разрыв подобной родительской защиты вызывает у ребенка тревогу, чувство незащищенности и одиночества. Малыш начинает думать, что он не нужен родителям и что его могут бросить в любой момент. А если у ребенка слишком развита фантазия, то этот страх может носить особо тяжелый характер.

Подобные детские страхи широко отражены в детском фольклоре. Существует множество страшных историй, которые передаются устно из поколения в поколение. Особую популярность данные истории приобретают у детишек 7-12 лет. Что удивительно, что именно в этом, достаточно уже взрослом возрасте, страх оставаться дома одному встречается чаще всего.

Как справиться со страхом ребенка оставаться одному

Страхи у детей могут быть очень стойкими, но правильная тактика и терпеливость родителей помогут быстро достичь желаемого результата. Для начала родители должны вести себя последовательно. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, обвинять его в трусости и ставить условия. Главным условием эффективной борьбы с детским страхом – любящая семья, то есть ни минуты ребенок не должен чувствовать, что его не любят.

Также психологи родителям дают следующие советы:

  • Перед уходом малышу обязательно следует рассказать, куда вы собираетесь идти, зачем и когда вернетесь. Однако о возможном опоздании непременно нужно упомянуть и назначить время для звонка на мобильный или домашний телефон. Помните, что дети внимательно следят за временем.
  • Если вы решили куда-то отлучиться, не стоит говорить ребенку, что вы можете еще передумать. Такая надежда может усугубить страх малыша. Поэтому следует быть ласковым, но твердым в решении и поведении.
  • Запрещено заставлять ребенка в ваше отсутствие ложиться спать. Лучше включить ему детский фильм или мультфильм, оставить книгу или интересное занятие. Это поможет ему отвлечься от своего страха и время вашего отсутствия пролетит для него быстрее.
  • Категорически запрещено стыдить и высмеивать ребенка – это может усилить его страх и привести к развитию других психологических проблем.
  • Не говорите и не выказывайте озабоченность данной проблемой с родственниками и знакомыми в присутствии ребенка. Дети часто эмоциональны и чувствительны, такие разговоры могут привести к тому, что ребенок решит, что тяжело болен.
  • Возвращаясь домой, приносите малышу какое-то небольшое угощение или подарочек. Такое приятное «событие» поможет ребенку понять, что о нем не забывают.
  • Родители ни в коем случае не должны потакать детским страхам.
  • Запрещайте детям смотреть фильмы со сценами насилия, передачи о катастрофах и авариях, играть в жестокие компьютерные игры. Эмоциональный ребенок склонен примерять подобные ситуации к своей семье.


Рассказать друзьям