Детские страхи. Страх смерти

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мой сын боится темноты, иногда ночью приходит весь в слезах, ему снится, что все умерли, и он остался один. Как помогать ему справиться со страхами? У нас неизлечимо болен дедушка, и я даже не знаю, как это объяснять ребенку. Ирина

Епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН:

Я в детстве очень боялся смерти. Мне о ней рассказал папа. Он тогда не верил в Бога и в бессмертие души. Как-то осенью он топил печку (в нашей коммунальной квартире в Москве у каждой семьи была своя печка), и я спросил его: «А где бабушка Дуня?» Летом я был на даче с детским садом, а когда вернулся в город, наверное, не сразу сообразил, что бабушки, которая с нами жила, нет. «Она умерла», - сказал папа. «А как это умерла?» - «Ну, она как будто заснула». - «А когда она проснется?» - «Она никогда не проснется». - «А где она?» - «Ее в землю закопали». Тут мне стало страшно. А папа, как я помню, продолжал топить печку и дальше знакомить меня с понятием смерти: «Что ж поделаешь, все умрут». Мне стало еще страшнее, и я, постепенно осознавая эту страшную истину, с замиранием сердца задал последний вопрос: «А я тоже умру?» После того как я получил утвердительный ответ, я больше ничего не спрашивал у папы, но у меня в душе поселился страшный страх смерти. Он меня мучил ночами лет до восемнадцати. В подростковом возрасте я кусал зубами подушку, ударял головой об стенку, плакал, мучился до тех пор, пока какой-нибудь привычный, знакомый звук - стук двери в подъезде, шум воды в ванной за стенкой, автомобильный гудок за окном - не возвращал меня к обыденной жизни, в знакомую атмосферу этого мира. После этих приступов на следующий день я решал, что надо прожить жизнь не зря, надо сделать что-то хорошее, доброе. Окружающие меня знакомые люди становились интереснее, добрее, лучше. После того как я узнал о смерти от папы, я первое время, когда ко мне приступал этот ужасный страх, бежал на кухню к маме, плакал и спрашивал: «Мама, я умру?» Она обнимала меня и утешала такими словами: «Ну, сынок, это будет не скоро». Конечно, это не могло успокоить меня, но в кухне, где было светло, где всегда находился кто-то из соседей, мне становилось немного легче. Я возвращался в постель, страх отступал, и я засыпал.

После 18 лет я уже не так остро переживал неотвратимость смерти, полного исчезновения, но окончательно этот страх покинул меня только тогда, когда я обрел веру в Бога, в бессмертие души и в воскресение. Мои родители тоже пришли к вере. Папа в конце жизни стал причащаться, мама, несмотря на возраст, каждое воскресенье бывает в храме.

Ребенок многое чувствует и переживает гораздо острее, чем взрослые. Нам нужно обязательно помнить об этом, чтобы не поранить случайно его душу. Он очень нуждается в психологической поддержке, в утешении, в добром ласковом слове. Помочь ребенку в трудной ситуации обратиться к Богу - наша главная задача. Именно молитва уврачует все душевные недуги, поможет преодолеть все искушения этого мира, искаженного грехом, все дьявольские наваждения.

Современные люди больше доверяют психологам, чуть что готовы вести ребенка к психиатру. Мне кажется, больше поможет доверительный разговор с ребенком вечером, когда он уже лежит в постели. Можно присесть к нему на кровать и ласково и нежно, с любовью и сочувствием развеять все его страхи, самыми простыми словами рассказав ему о том, что Бог есть Любовь, и в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх (см. 1 Ин. 4: 18).

Мария КАПИЛИНА, детский психолог:

Маленькие, трех-четырехлетние дети еще не понимают, что жизнь линейна и конечна, они пребывают внутри ее и думают, что будут пребывать вечно. Но постепенно они начинают осознавать, что жизнь конечна. Сначала появляются стандартные страхи: страх темноты, собак, страх потеряться. По сути, все они - это проявление более глубокого ощущения, что возможен ущерб жизни, что жизнь когда-то кончится.

Если ребенку страшно, ему нужно утешение, близость родителей, их принимающее отношение к страхам: их не игнорируют, за них не стыдят, но и не подогревают их, не уделяют им чрезмерного внимания - особенно если в страхах есть какой-то истерический компонент. Их не надо усиливать. Детям нужно разумное объяснение, им надо понимать: то, что с ними происходит, это нормально, с этим можно справиться. Можно сказать ребенку: я в детстве тоже боялся темноты, а потом вырос и понял, что мне ничего не угрожает, а делал я вот так… Скажем, если верующий ребенок боится темноты, то нужно сразу вспомнить про своего ангела-хранителя и молиться - тогда ангел будет с тобой, и он сильнее любой Бабы Яги. Бог - сильнее.

Не надо гасить весь свет и устраивать в комнате темноту. Не надо мрака. Пусть у ребенка будет возможность дотянуться до выключателей в доме. Можно подарить ему карманный фонарик. Хорошо, если в доме есть лампадки. Стоит объяснить ребенку, что всякая нечисть боится света, а духовный свет - это молитва, она защищает тебя. Когда ему снится что-то страшное, можно предложить: а ты во сне скажи чудовищу, что Бог тебя защищает.

Никогда не надо ругать детей на ночь, или если уж так случилось, то важно успеть помириться, чтобы ребенок засыпал в покое.

Ребенок может бояться Бабы Яги, Кощея или каких-то чудовищ, опасаться, что они сильнее родителей. Но тут можно сказать: ты посмотри, как нас много, нас целая армия! Во-первых, мы все друг друга любим, нас защищает человеческая любовь. И потом, у каждого из родителей есть свои ангелы, и у бабушек-дедушек, у нас целый большой род, и все тебя любят, и все ангельское воинство стоит за тебя. Имеет смысл рассказать про небесное воинство - про ангелов, архангелов: чтобы ребенок знал, кто такой Архистратиг Михаил, кто - Георгий Победоносец… Если ребенку кажется, что на него нападают, у него должен быть в уме ответ на это: за него все небесное воинство.

Вера в Бога - это основа жизни. Страшно, когда ты одинок. Один в поле не воин. А когда ребенок понимает, к кому он принадлежит и в человеческом, и в духовном плане, когда осознает, что он часть чего-то большего, то соотношение сил меняется.

К шести-семи годам дети начинают задавать вопросы о смерти. Сначала - «откуда я взялся?», потом - «что со мной будет после смерти?», «в кого я превращусь - в зайчика или в белочку?»…

Тут можно попытаться объяснить ребенку, что, когда человек рождается, происходит соединение души и тела. Душу дает Бог, а тело - от родителей. Душа живет в теле, как в домике. Смерть - это не исчезновение души, а ее разлучение с телом. Но душу важно хранить в чистоте, исповедаться, не совершать плохих поступков, а если совершили - исправлять их.

Ад - это мировая помойка. Там ужасно, потому что там нет света, там нет любви, там нет Бога. Там холодно, страшно и грязно. Пребывать там вечность тяжело. Когда мамы дома нет - страшно и плакать хочется. А тут - навечно такое состояние, и нет никакой надежды, что придут те, кого ты любишь. Вот это и есть самая страшная адская мука. Вот поэтому нужно заботиться о чистоте своей души - тогда самая хорошая часть тебя останется в вечности, не исчезнет.

У смерти есть трагическая сторона, но есть и утешение, и надежда. Верующие понимают, что любовь сохраняет все хорошие качества умершего, все хорошие поступки. Мы живем в материальном мире, для нас достоверно то, к чему можно прикоснуться; нам важно иметь возможность выразить свою любовь к тому, кто дорог, и получить ответ на нее. И когда человек умирает, мы теряем возможность прикоснуться к нему, поговорить, - потому что суть человека, его душа, уходит. Нам больно, пока мы привыкаем к тому, что теперь нам придется общаться иначе: мы уже не сможем встретиться, поговорить, обняться. Единственный путь, который у нас остается, это молитва.

Она помогает и ушедшему, и нам - это лучшее утешение. Если тебе больно - начинай молиться об умершем. Если тебе кажется, что ты в чем-то виноват перед ушедшим, что-то не договорил, - лучше к нему обратиться и прямо об этом сказать. Просто, искренне, как мы письмо пишем, так и сказать: я виноват, прости меня за то-то, и так мне грустно без тебя, - и уже это будет утешением. И после того, как это сделал, - начинать молиться. Любовь связывает живых и ушедших. На переживание утраты обычно уходит около года, тогда боль перестает разрывать душу, остается только печаль, и это часть жизни. Но ради ушедшего, в память о нем ты можешь делать что-то хорошее, и добро, полученное от него, адресовать кому-то еще.

Ребенку важно рассказать о его предках, и никогда нельзя их ругать. Даже если кто-то из них сделал что-то не очень хорошее, надо говорит: да, мы не одобряем некоторые его поступки, но мы уважаем своих близких, какими бы они ни были, это всегда часть нашей семьи. Даже если мы на что-то обижаемся или чего-то не понимаем, жизнь, переданная нам, больше обиды и непонимания. Все хорошее, что мы делаем, мы посвящаем тем, кто был до нас, и мы опираемся на то, что они сделали для нас. И так же будет у тебя с твоими детьми. Жизнь дедушки продолжается в нас, и память о нем не в том, что мы теперь всю жизнь должны быть несчастны - разве этого он для нас хотел? Мы в память о нем должны быть счастливыми, чтобы он радовался за нас.

Жизнь и смерть - не в нашей власти. Но в нашей власти отношения с людьми: они могут быть лучше или хуже. Мы можем сделать нашу жизнь счастливее и духовнее. Мы многого не понимаем, но хорошее всегда главнее плохого, а любовь всегда главнее, чем смерть. Смерть может разлучить душу с телом, но не может разлучить душу с любовью - это остается навсегда. И это то, для чего люди живут на свете.

Ребенку важно объяснить, что есть вечная жизнь, но при этом избежать путаницы. У детей шести-семи лет мышление довольно конкретное. Невоцерковленный ребенок, если ему сказать, что бабушка на небе, может начать бояться летать на самолете или будет смотреть на облака: не свисают ли оттуда бабушкины ножки. И надо объяснить, что есть небо, которое мы видим, а есть мир незримый, куда все попадут рано или поздно. Только торопиться не надо, а то попадешь не туда. Вопросы жизни и смерти решает Бог, а не человек, и по своей воле ты туда не попадешь. А хочешь встретиться - жди: в вечности все как один день.

У малышей часто возникает страх, что могут умереть папа с мамой. Надо рассказать им, что мы умрем не скоро: ты еще вырастешь, у тебя будут свои дети, внуки.

Дети не боятся смерти, когда взрослые не боятся жизни.

Одиночества, боязнь заболеть имеют под собой одно основание - страх смерти.

Возникает он у очень многих детей, но у каждого ребенка выражается по-своему. Испытывается он тем больше, чем менее защищенным чувствует себя ребенок и чем менее понятна ему природа самой смерти.

Если однажды ваш жизнерадостный малыш начал задавать такие тревожные вопросы, как, например: «Мама, а я умру?» или «А почему бабушка умерла?», не стоит игнорировать такие вопросы и пугаться их. От детских глаз не ускользнет тень вашего испуга, внимательные ушки успеют заметить дрожащие ноты в вашем голосе. В этом случае ваш маленький исследователь отметит для себя, что даже упоминание о смерти - страшно. Так в детской головке может поселиться страх смерти.

Недетский интерес

Младший школьный возраст - это период ежедневных великих открытий. Ребенок максимально открыт для познания мира, от его пытливого взгляда ничего не укрывается, и в поле его зрения попадают не только позитивные картины жизни . На улице он может заметить мертвого голубя, из разговоров вокруг услышать о смерти человека. Даже судьба отравленного таракана может заинтересовать вашего малыша. И если родители будут избегать вопросов о смерти, отвечая невнятно и односложно, ребенок может просто перестать спрашивать, видя, что эта тема вызывает у его мамы неприятные чувства. Но его интерес к явлению смерти не пройдет . Не стоит забывать, что детское воображение зачастую непредсказуемо. Если ребенок уже решил, что смерть - это страшно, вряд ли его фантазии по этому поводу будут светлыми, и в каких образах ребенок представит себе эту самую смерть - остается только гадать.

Зрим в корень

Но несмотря на ваши опасения, развитие этого страха у ребенка говорит о том, что ваш малыш растет и обретает чувство ответственности за себя и своих близких . Переживание этого страха необходимо для формирующегося самосознания маленького человека. И чем больше внимания родители проявят к таким серьезным вопросам, тем быстрее и полнее ребенок сможет разобраться в своих эмоциях. Пусть для вас этот период в жизни малыша станет сигналом к тому, что сейчас ребенку требуется больше любви и заботы . Не надо подшучивать над детскими опасениями или ругать малыша за его мысли . Ребенок может начать ощущать вину и «неправильность» поведения, замкнется в себе, и его нервная система будет испытывать сильный стресс . Если вопрос застал вас врасплох, просто пообещайте малышу поговорить об этом позже. Так вы сможете обдумать свой ответ заранее, чтобы не испугать малыша неосторожным словом.

Не прячьте свои чувства

Не стоит показывать ребенку, что вы вовсе не боитесь умереть, и что он тоже не должен боятся. Малыш должен знать, что его чувства нормальны, его мама понимает, о чем речь. В таком деле у ребенка должны быть единомышленники, которым можно доверять . Если вы покажете ребенку, что эти страхи вам знакомы и неудивительны, вы обретете благодарного слушателя, полностью доверяющего вам свои мысли. Тем самым вы получите возможность задать детскому воображению верное направление. В своих беседах с малышом ведущая роль будет за вами, а значит, и его фантазии тоже будут зависеть от ваших объяснений.

Если случилось так, что умер кто-то из близких, не упоминайте, что это случилось из-за болезни, чтобы не развить в детской психике опасения заразиться и умереть. Не обсуждайте в присутствии маленького слушателя подробностей похорон, если ребенок еще не спрашивал, что это такое . В этот период семейных переживаний постарайтесь избежать историй о несчастных случаях, о смертельных болезнях, войнах и глобальных бедствиях. Следите за тем, что видит ребенок в телевизоре и исключите из просмотра триллеры и мрачные мультфильмы.

Период детского осознания смерти полезен и для взрослых. В это время вам надо контролировать проявления собственных недостатков и справляться со своей тревогой так, чтобы не заразить малыша своими чувствами. В этом очень помогают любые новые увлечения и знакомства, которые вы сейчас можете разделить со своим ребенком. Яркие радостные впечатления от посещения цирка, зоопарка или театра отодвинут тягостные мысли на задний план, а пластичная детская психика быстро переключится на новый, позитивный настрой.

Ведь к тому времени вы уже успеете закрепить в сознании малыша тот факт, что все мы смертны, и что смерть - это печально, но закономерно. Малышу будут понятны нормы поведения людей в таких ситуациях, понятно, что смерть - процесс естественный, и эта информация его вполне успокоит. Ведь пугает больше всего в этом вопросе неизвестность, которую родители и должны развеять. А все что понятно, уже не вызывает такого страха. И теперь и для малыша, и для мамы наступает следующий этап взросления, связанный с любовью и заботой о людях, которые нам близки.

В раннем возрасте ребенок с помощью органов чувств активно познает окружающий мир. Но со временем его сознание развивается, и малыш начинает анализировать полученную информацию. Так он приходит к важному открытию - у всего есть конец. У ребенка возникает страх смерти. При этом он не только боится умереть сам, но и панически боится потерять близких людей. Боязнь смерти может проявляться как в открытом виде, так и лежать в основе других страхов (боязнь болезни, нападения, войны, темноты и пр.).

Почему и в каком возрасте дети начинают бояться смерти

В первые годы жизни такое понятие, как «смерть» не вызывает интереса ребенка. Все окружающие объекты он воспринимает постоянными. Но со временем малыш получает представления о времени, пространстве и приходит к осознанию того, что любая жизнь имеет начало и конец. Это открытие ошеломляет формирующееся сознание, и ребенок начинает очень переживать за себя и своих родных, появляется устойчивая боязнь.

У каждого малыша этот страх выражен в большей или меньшей степени. Причиной сильной боязни смерти зачастую является потеря одного из родителей или другого очень близкого человека. Кроме того, такой фобии нередко подвержены часто болеющие, излишне эмоциональные и впечатлительные малыши, а также ребята, которые воспитываются в неполной семье. Что касается половых различий, то девочки испытывают боязнь чаще, чем мальчики.

Конечно, есть дети, которые вообще не страшатся смерти. Часто причиной тому является то, что родители создают вокруг малыша искусственный мирок, оберегая его от малейших потрясений. Однако из таких ребят зачастую вырастают равнодушные эгоисты, которые не тревожатся ни за кого. Отсутствие переживаний по поводу смерти в то же время отмечается у детей хронических алкоголиков и обусловлено их низкой эмоциональной чувствительностью, неустойчивостью интересов и чувств.

Боязнь смерти не является отклонением, а, напротив, свидетельствует о нормальном развитии психики ребенка. Этот страх малышу предстоит осознать и пережить. Если же он не перерабатывается, а загоняется внутрь сознания, то мучает ребенка долгие годы, соединяясь с другими фобиями и мешая полноценному общению.

В пятилетнем возрасте для крохи становится потребностью ощущать себя. Боязнь утратить это состояние трансформируется в страх смерти. Именно поэтому многие дети боятся засыпать, а также видеть страшные сны. Во сне утрачивается самоощущение, что чем-то напоминает смерть. Завтрашний день для ребенка оказывается за горизонтом реальности.

Чуть позже (лет в шесть) мальчикам и девочкам иногда снится собственная смерть - во сне их съедает лев или крокодил, пресловутая Баба Яга хочет схватить и поджарить в своей печке.

Детская психика продолжает развиваться, и танатофобия (именно так в психологии называется страх смерти) становится более обобщенной: ребенок боится оказать в замкнутом пространстве, быть погребенным заживо, заболеть смертельной болезнью.

Часто страх смерти влечет за собой боязнь засыпать

Если одни ребята боятся умереть сами, стать «ничем», не понимают, зачем они родились на свет, если все равно придется умереть, то другие, наоборот, страшатся смерти своих близких, самих себя считая при этом неуязвимыми. Такие дети могут демонстративно заявлять, что никогда не умрут. Подобный максимализм может проявляться до подросткового возраста.

Вообще, что касается подростков, то многие из них склонны к магическому воображению. Сами себе они выдумывают символы смерти, таинственные знаки, роковые совпадения, рассказывают друг другу страшные истории про вампиров, призраков, Пиковую Даму, Черную руку и пр. Тревоги на тему смерти, как правило, проявляются у излишне впечатлительных и эмоциональных девочек и мальчиков.

Магическая тематика привлекает излишне впечатлительных школьников

Однако при патологической природе такого страха он может негативно сказываться на развитии личности, подрывать уверенность в себе, и тут уже не обойтись без вмешательства специалиста.

Отметим также, что страх смерти в детском возрасте может быть открытым (ребенок боится непосредственно смерти) либо скрытым (малыш опасается острых предметов, огня, высоты, подавиться едой и пр., что опять-таки может привести человека к смерти).

Как помочь ребенку справиться со страхом смерти

Страх смерти, как и любая детская фобия, со временем проходит либо притупляется. Конечно же, это происходит в том случае, если близкие люди чутко относятся к ребенку, интересуются его внутренним миром. Родителям следует ограждать излишне впечатлительного малыша от посещения похорон, однако при этом нужно периодически вспоминать умерших родственников, чтобы малыш понимал, что после смерти человек живет в памяти и в сердцах близких.

Недопустимо употребление фраз вроде «Не будешь слушаться, мама заболеет и умрет!». Таким образом, родители сами провоцируют у ребенка страх смерти одновременно с чувством вины.

К малышу, который переживает любой страх, нужно проявлять повышенную ласку, заботу и теплоту, потому что таким способом его нервная система подает сигнал о помощи. К детской фобии следует отнестись предельно спокойно, чтобы не усилить переживания ребенка. Родитель должен сделать вид, что нисколько не удивляется опасениям малыша.

Чтобы отвлечь ребенка от излишних переживаний, необходимо разнообразить его жизнь, наполнив ее новыми яркими красками: лишний раз посетить цирк или театр, парк аттракционов и пр., расширить круг знакомств малыша.

Многие родители имеют свои мелкие страхи (боязнь самолетов, пауков, собакгрозы и пр.): для блага ребенка нужно постараться преодолеть их. В то же время является серьезной ошибкой со стороны родителей стремление излишне опекать кроху, изолировать его от волнений окружающего мира.

Беседы с ребенком

Беседуя с сыном или дочерью на тему смерти, прежде всего, не нужно лукавить и уклоняться от четких ответов. При этом взрослые должны очень осторожно подбирать слова. Следует честно сказать малышу, что все люди без исключения когда-нибудь умрут, но произойдет это только в старости, смерти предшествует долгая счастливая жизнь.

Разговоры о смерти призваны не только объяснить ребенку ее естественную природу, но и научить его ценить жизнь. Малыш должен уяснить, что необходимое условие долгой и счастливой жизни - заботливое отношение к себе и бликим людям.

Если скончался кто-то из родных и знакомых ребенка, то следует сообщить ему об этом в предельно осторожной форме. Лучшим оправданием смерти в данном случае будет старость либо редкая болезнь (чтобы малыш не думал, что это может в любой момент случиться с ним или родителями). Не нужно говорить крохе, что человек уснул и не проснулся: это только повлечет за собой дополнительные страхи. Еще одна ошибка - объяснять, что человек уехал очень надолго и неизвестно, когда вернется. Ведь, в этом случае ребенок будет ждать, а потом обвинять тех, кто ему соврал.

Недопустимо со стороны родителей подшучивать над детским страхом, тем более нельзя обвинять ребенка в боязни. Малыш может замкнуться в себе и в будущем вообще ничего не расскажет взрослым.

Фразы вроде «Раз мы с папой не боимся смерти, то ты тоже должен быть смелым» для крохи ничего не значат. Не нужно подробно обсуждать с ребенком или в его присутствии чью-либо смерть или болезнь.

Презентация книги для детей шведской писательницы П. Стальфельт «Книга о смерти»

Отметим, что в верующих семьях дети реже испытывают страх смерти. Ведь, они верят, что по завершению земной жизни бессмертная душа попадает в рай (конечно же, если человек достойно прожил эту жизнь и не совершал плохих поступков). При этом родителям ни в коем случае не следует пугать сына или дочь адом, предупреждая, что он может попасть туда за непослушание и плохое поведение.

Метод сказкотерапии

Эффективным методом для преодоления разного рода страхов является сказкотерапия. Именно при помощи такой ненавязчивой формы дети побеждают свои проблемы, сомнения, становятся более самостоятельными и уверенными в себе.

Так, например, во многих сказках Г.-Х. Андерсена затрагивается тема смерти, и это явление объясняется на доступном детскому пониманию уровне. Родители должны обязательно читать такие произведения своему ребенку.

В конце знаменитой сказки «Русалочка» главная героиня умирает - но не исчезает бесследно, а превращается в морскую пену, то есть продолжает существовать, но уже в совершенно другом, обновленном виде.

Над морем поднялось солнце; лучи его любовно согревали мертвенно-холодную морскую пену, и русалочка не чувствовала смерти; она видела ясное солнышко и каких-то прозрачных, чудных созданий, сотнями реявших над ней. Она могла видеть сквозь них белые паруса корабля и красные облака на небе; голос их звучал как музыка, но такая воздушная, что ничье человеческое ухо не могло расслышать ее, так же, как ничей человеческий глаз не мог видеть их самих. У них не было крыльев, и они носились по воздуху благодаря своей собственной легкости и воздушности. Русалочка увидала, что и у нее такое же тело, как у них, и что она все больше и больше отделяется от морской пены.

К кому я иду? - спросила она, поднимаясь на воздух, и ее голос звучал такою же дивною воздушною музыкой, какой не в силах передать никакие земные звуки.

К дочерям воздуха! - ответили ей воздушные создания. - У русалки нет бессмертной души, и она не может приобрести ее иначе как благодаря любви к ней человека. Ее вечное существование зависит от чужой воли. У дочерей воздуха тоже нет бессмертной души, но они сами могут приобрести ее себе добрыми делами. Мы прилетаем в жаркие страны, где люди гибнут от знойного, зачумленного воздуха, и навеваем прохладу. Мы распространяем в воздухе благоухание цветов и приносим с собой людям исцеление и отраду. По прошествии же трехсот лет, во время которых мы творим посильное добро, мы получаем в награду бессмертную душу и можем принять участие в вечном блаженстве человека. Ты, бедная русалочка, всем сердцем стремилась к тому же, что и мы, ты любила и страдала, подымись же вместе с нами в заоблачный мир; теперь ты сама можешь обрести бессмертную душу!

Г.-Х. Андерсен

Иллюстрация к концовке сказки Андерсена, где объясняется, что смерть это не конец существования

Тема смерти, бессмертной души человека затронута еще в одной сказке Андерсена – «Ангел». Там рассказывается, что когда умирает ребенок, то божий ангел спускается с неба, берет его на руки. Вместе они облетают все любимые места малыша, а по пути собирают цветы. На небе они расцветают, а Бог выбирает самый красивый цветочек, и дарит ему голос, чтобы тот смог присоединиться к блаженному хору. А умершему ребенку Господь дает крылья, и он становится еще одним ангелом.

В ту же самую минуту они очутились на небе у бога, где царят вечные радость и блаженство. Бог прижал к своему сердцу умершее дитя - и у него выросли крылья, как у других ангелов, и он полетел рука об руку с ними. Бог прижал к сердцу и все цветы, поцеловал же только бедный, увядший полевой цветок, и тот присоединил свой голос к хору ангелов, которые окружали бога; одни летали возле него, другие подальше, третьи еще дальше, и так до бесконечности, но все были равно блаженны. Все они пели - и малые, и большие, и доброе, только что умершее дитя, и бедный полевой цветочек, выброшенный на мостовую вместе с сором и хламом.

Г.-Х. Андерсен

В сказке «Девочка со спичками» в предновогодний вечер бедная малышка бредет по холодной темной улице. Босая, голодная и замерзшая, девочка боится вернуться домой - ведь, отец убьет ее за то, что она не продала сегодня ни одной спички. Она садится возле богатого дома и зажигает спички, чтобы согреться. Малышка видит на небе звездочки, одна из них вдруг начинает катиться по небу. Девочка вспоминает слова своей покойной бабушки о том, что падающая звезда означает, что чья-то душа идет к Богу. Перед замерзшим ребенком появляется ее любимая бабушка, и девочка просит, чтобы она забрала ее с собой.

И она поспешно чиркнула всем остатком спичек, которые были у нее в руках, - так ей хотелось удержать бабушку. И спички вспыхнули таким ярким пламенем, что стало светлее, чем днем. Никогда еще бабушка не была такою красивою, такою величественною! Она взяла девочку на руки, и они полетели вместе в сиянии и в блеске высоко-высоко, туда, где нет ни холода, ни голода, ни страха: к Богу!

Г.-Х. Андерсен

«Девочка со спичками» - короткий святочный рассказ Г.-Х. Андерсена

Помочь ребенку справиться с боязнью смерти помогут и современные терапевтические сказки, придуманные опытными психологами. Например, произведение Ирины Гавриловой «Капелька» объяснит малышу, что такое движение жизни в природе (переход из одного состояние в другое). По сюжету сказки однажды летним утром на одном цветочке появилась капелька росы. Она красиво переливалась, смеялась и звенела. Но солнце все сильнее согревало всех своими лучами, Капелька становилась меньше и, наконец, исчезла вовсе. Цветок очень расстроился: он подумал, что она умерла. Но на самом деле Капелька превратилась в пар (маленькое облачко) и поднялась на небо. Там было множество таких облачков, они тесно прижимались друг к другу, и в итоге появилась большая туча. Пошел дождь - облачка снова превратились в капельки. На земле капельки образовали ручеек, он долго бежал по земле, пока не влился в реку. Героиня чувствовала свою важность в общем деле, годилась собой. Затем солнце снова превратило ее в пар, и она с радостью повторила знакомый путь уже без всякого страха. Однажды Капелька неожиданно провалилась под землю. Там было много корней растений, один из них выпил ее, и героиня побежала по стеблю, превратившись в сок. Капелька гордилась тем, что она стала цветком. Когда настала осень, цветок завял, и капля воды снова вернулась в землю. Теперь она уже влилась в подземный ручеек, много путешествовала под землей. Через некоторое время героиня вновь очутилась на земле и превратилась в холодную снежинку. Снежинка стала частью сосульки. Весной Капелька растаяла и влилась в оттаявший ото льда ручеек, а затем в речку.

А капелька радостно кувыркалась в бурных весенних водах, умильно подставляя свои бока яркому весеннему солнышку и вспыхивая при этом искристым светом. “Надо же!” - удивлялась наша Капелька. - “Получается, что ничто не умирает! Все только изменяется и продолжает свое существование в новом виде! Это так здорово, и так интересно!”

… И каждое новое состояние замечательно по-своему, и каждое новое превращение чудесно необыкновенно!

И. Гаврилова

Иллюстрация к сказке И. Гавриловой

Эта замечательная познавательная сказка подводит ребенка к выводу, что не нужно бояться того, чего не знаешь. Другие капли, которые еще не успели поменять свое состояние, искренне считали, что героиня умерла, хотя их ждало то же самое превращение. Точно так же не нужно бояться смерти, рано или поздно это произойдет с каждым, просто кто-то умирает (переходит в другое состояние) раньше, а кто-то позже. После знакомства с историей Капельки к малышу должно прийти спокойствие и уверенность, что все, что происходит на свете, должно происходить, а смена состояний может приносить радость и удовлетворение.

Похожую сказку придумала психолог М. А. Антонова, только ее герой - уже солнечный луч. Ведь, солнце ежедневно отпускает на землю свои лучики, которые разбегаются по земле, а с наступлением темноты рассеиваются в воздухе. Один из них беспокоился по поводу того, что с ним станет. Он не понимал, как же он может исчезнуть без следа. Когда Луч попал на землю, то вначале он хотел сберечь себя, но затем заметил маленький нераскрывшийся цветочек. Он согрел его своим теплом, и цветок красиво расцвел. После этого Лучик увидел кошку и согрел ее после холодной ночи. Море же от солнечного света стало еще более ярким. Лучик понял, как многое он может сделать, его переполняло счастьем. И когда солнце уже заходило за горизонт, герой понял, то ему пора уходить. Но теперь он уже чувствовал только покой. Земля и ее жители наполнились его теплом, и Лучик не умер, а стал частью земли. А ночью, когда все уснуло, Лучик воспарил через облака и снова стал частью солнца.

Лучи, как и живые существа, рождаются с восходом солнца и умирают на закате

Эта сказка дает ребенку понять, как мудро устроена природа и все наше мироздание. Произведение учит малыша тому, что не только не нужно постоянно бояться смерти, но и следует жить, принося пользу другим.

Еще один вариант того, как можно объяснить ребенку понятие «смерть» представляет терапевтическая сказка «Волшебное предназначение Джина» (автор Гриза Т.А.). Действие происходит на далеком Востоке. В одном прекрасном городе в старинной лампе покоится волшебный Джин. Но раз в сто лет он просыпается и может исполнить три заветных желания человека. Никто из людей не знают, когда же пройдут эти сто лет, и потому периодически все подходят к лампе попытать чуда. И вот однажды повезло маленькому мальчику. Когда он потер лампу, из нее выплыло разноцветное облачко. Это был Джин, который исполнил три желания ребенка. После этого Джин стал менее ярким и выглядел уставшим. Он поблагодарил мальчика за то, что тот помнит о нем, сказал ему, что выполнил свое предназначение и должен отправиться на покой, чтобы через сто лет снова проснуться.

Таким образом, в данной волшебной истории понятие «смерть» ассоциируется с понятием «покой». Кроме того, поднимается тема памяти - Джин благодарен людям за то, что они не забывают его.

Художественная и игровая терапия

Родителей не должно пугать то, что тема смерти отражается в рисунках малыша. Это проявление нормальной работы психики, которая проигрывает ситуацию на бумаге, помогая тем самым преодолеть чувство внутренней тревоги.

Взрослым следует активно пользоваться методом арттерапии, чтобы выплеснуть страхи и напряжение сына или дочери. Ведь, большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста любят рисовать. Суть метода заключается в том, что ребенку предлагается нарисовать свой страх смерти. Ребята в этом случае обычно изображают страшных монстров мрачных цветов с оружием, это также может быть, например, огонь. Малыш сам должен выбрать материалы для изображения: карандаши, краски, фломастеры. Хотя краски позволяют добиваться широких мазков. Кстати, здесь будут уместны и нетрадиционные методы рисования (например, кляксография). Когда рисунок будет готов, мама или папа расспрашивают ребенка о созданном образе, помогают ему наводящими вопросами. Причем, в данном случае лучше говорить следует как можно больше. После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно расправиться с нарисованным страхом - порвать его в клочья, сжечь, закопать в землю либо запереть на замок в шкатулке. Подобную процедуру можно проводить многократно.

Рисование страха - хороший способ побороть его

Еще одно направление подобных занятий - ребенку предлагается развеселить свой страх. Злобному непонятному существу можно пририсовать яркие бантики, воздушные шарики, цветочки. Темному пятну можно нарисовать улыбку, смешную рожицу, поставить его на роликовые коньки.

Дети всегда лучше воспринимают совет или убеждения, если оно облечено в игровую форму. Так, например, часто боязнь смерти трансформируется у детей в кошмарные сны. Если это случается часто, то можно вместе с ребенком смастерить ему зонтик Оле-Лукойе. Обычный старый зонтик украшается яркими аппликациями из цветной бумаги или ткани, талисманами. Перед сном мама раскрывает возле кроватки ребенка волшебный зонт и убеждает, что страхи не доберутся до него.

Видео: 5 способов побороть страх

Психологи считают страх смерти одной из ключевых детских фобий. Эта тема рано проникает в сознание ребенка, ведь он наблюдает смену дня и ночи, времен года, сталкивается в окружающей среде с мертвыми живыми существами. Этот вопрос тем более актуален, если малыш пережил собственный печальный опыт - потерю близкого человека.

По мнению психолога М.Г. Дятловой трудности в преодолении боязни смерти у ребенка состоит в том, что взрослые часто в глубине души испытывают те же самые переживания. Многих людей приводит в оцепенение сама мысль о том, что все в мире тленно, и когда маленький сын или дочь начинают задавать вопросы о смерти, взрослые пугаются и не могут дать адекватного ответа, который бы удовлетворил и успокоил малыша.

Психолог-консультант Анна Арутюнян, которая специализируется на отношениях родителей и детей, полагает, что все виды детских страхов в какой-то мере связаны со страхом небытия. Взрослым замалчивать эту тему не нужно, ведь она является неотъемлемой частью самой жизни, затрагивает содержание телевизионного контента. Поскольку больше всего страшит то, что непонятно, родителям нужно рассказать ребенку о том, что каждое живое существо проходит обязательный цикл рождения, развития и умирания. Что касается формулировки «смерть - это вечный сон», то ее следует избегать, чтобы не вызвать у малыша проблемы с засыпанием.

Многие дети очень боятся, что умрут и мама и папа. В этом случае нужно объяснить крохе, что это произойдет не скоро, что впереди еще его ждет множество радостных событий.

Е. Сорокина, педагог-психолог высшей категории, называет страх смерти здоровым этапом развития детской психики. Это так же естественно для малыша, как боязнь потеряться или заболеть. И говорить с ребенком на эту тему следует предельно честно.

Видео по теме

Психолог Виктория Маркелова размышляет об отношении детей к теме смерти

Страх смерти - совершенно нормальный этап развития детской личности. Малышу рано или поздно придется столкнуться с этим явлением. Задача же родителей - проявить всю свою мудрость и тактичность, чтобы успокоить ребенка и правильно объяснить ему, что такое смерть (естественный процесс, являющийся частью самой жизни). По мере взросления сына или дочери эту тему сменят другие интересы. Если же сознание малыша не в состоянии принять смерть, и боязнь превращается в навязчивую фобию, то, конечно же, не следует откладывать визит к психологу.

Является страх смерти, как родителей (86,6%), так и своей (83,3%). Причём, у девочек страх смерти встречается чаще, чем у мальчиков (соответственно 64% и 36%). Незначительное количество детей (6,6%) испытывают страх перед тем, как заснуть и страх больших улиц. В основном этот страх испытывают девочки. У девочек 6 лет также наиболее ярко по сравнению с мальчиками этого же возраста представлены страхи первой группы (страхи крови, уколов, боли, войны, нападения, воды, врачей, высоты, болезней, пожаров, животных). Из страхов второй группы девочкам наиболее свойственны страхи одиночества, темноты, а из страхов третьей группы – страх родителей, опоздания в школу, наказания. У мальчиков по сравнению с девочками в большей мере выражены следующие страхи: страх глубины (50%), некоторых людей (46,7%), огня (42,9%), замкнутого пространства (40%). В целом, девочки гораздо более трусихи, чем мальчики, однако едва ли это задано генетически: большей частью это следствие того, что девочкам бояться разрешают и в девочек в их страхах мамы вполне поддерживают.

У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие - это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира. В большей степени подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам.

В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения "неприличных" слов, в 6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: "А вдруг я не буду красивой?", "А вдруг меня никто не возьмет замуж?", в 7-летнем - наблюдается мнительность: "А мы не опоздаем?", "А мы поедем?", "А ты купишь?"

Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.

Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Помогает и налаживание дружеских отношений с детьми другого пола, и здесь не обойтись без помощи родителей.

Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. В отношении мнительности самое лучшее - не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий.

Развод родителей у детей старшего дошкольного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирование соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бессилия и обреченности перед лицом пусть и воображаемой, но заполняющей сознание опасности.

Так, мальчик 6 лет из неполной семьи (отец ушел после развода) панически боялся Змея Горыныча. "Он дыхнет - и все", - так он объяснял свой страх. Под словом "все" он подразумевал смерть. Никто не знает, когда может прилететь Змей Горыныч, поднявшись из глубин его подсознания, но ясно, что он может внезапно захватить воображение беззащитного перед ним мальчика и парализовать его волю к сопротивлению.

Наличие постоянной воображаемой угрозы указывает на отсутствие психологической защиты, не сформированной из-за отсутствия адекватного влияния отца. У мальчика нет защитника, который мог бы убить Змея Горыныча, и с которого он мог бы брать пример, как со сказочного Ильи Муромца.

Или же приведем случай с мальчиком 5 лет, который боялся "всего на свете", был беспомощным и одновременно заявлял: "Я - как мужчина". Своей инфантильностью он был обязан тревожной и чрезмерно опекающей матери, которая хотела иметь девочку и не учитывала его стремления к самостоятельности в первые годы жизни. Мальчик тянулся к отцу и стремился во всем походить на него. Но отец был отстранен от воспитания властной матерью, блокирующей все его попытки оказать какое-либо влияние на сына.

Невозможность идентификации с ролью зажатого в семье и неавторитетного отца при наличии беспокойной и гиперопекающей матери - это и есть семейная ситуация, способствующая уничтожению активности и уверенности в себе у мальчиков.

Однажды мы обратили внимание на растерянного, застенчивого и робкого мальчика 7 лет, который никак не мог нарисовать целую семью, несмотря на нашу просьбу. Он рисовал отдельно или себя, или отца, не понимая, что на рисунке должны быть и мать, и старшая сестра. Не мог он также выбрать в игре и роль отца или матери и стать в ней самим собой. Невозможность идентификации с отцом и его низкий авторитет были вызваны тем, что отец постоянно приходил домой навеселе и сразу укладывался спать. Он относился к мужчинам, "живущим за шкафом", - незаметным, тихим, отключенным от проблем семьи и не участвующим в воспитании детей.

Мальчик не мог быть и самим собой, так как его властная мать, потерпев поражение с уходящим из-под ее влияния отцом, пыталась взять реванш в борьбе за сына, который, по ее словам, во всем походил на презираемого мужа и был таким же вредным, ленивым, упрямым. Надо сказать, что сын был нежеланным, и это постоянно сказывалось на отношении к нему матери, которая была строгой к эмоционально чувствительному мальчику, без конца делала ему замечания и наказывала. Кроме того, она чрезмерно опекала сына, держала под неусыпным контролем и останавливала любые проявления самостоятельности.

Неудивительно, что скоро он стал "вредным", в представлении матери, поскольку пытался как-то проявить себя, а ей это напоминало прежнюю активность его отца. Именно это и пугало мать, не терпящую никаких несогласий, стремящуюся навязать свою волю и подчинить себе всех. Она, как Снежная Королева, сидела на троне из принципов, повелевающая, указывающая, эмоционально недоступная и холодная, не понимающая духовных запросов сына и обращающаяся с ним, как со слугой. Муж и пить начал в свое время в знак протеста, защищаясь от жены "алкогольным небытием".

В беседе с мальчиком мы обнаружили не только возрастные страхи, но и много идущих из предшествующего возраста страхов, в том числе наказания со стороны матери, темноты, одиночества и замкнутого пространства. Наиболее выражен был страх одиночества, и это объяснимо. У него нет друга и защитника в семье, он - эмоциональная сирота при живых родителях.

К страхам приводят и неоправданная строгость, жестокость отца в отношениях с детьми, физические наказания, игнорирование духовных запросов и чувства собственного достоинства.

Как мы видели, вынужденная или сознательная подмена мужской роли в семье властной по характеру матерью не только не способствует развитию у мальчиков уверенности в себе, но и приводит к появлению несамостоятельности, зависимости, беспомощности, являющихся питательной почвой для размножения страхов, тормозящих активность и мешающих самоутверждению.

При отсутствии идентификации с матерью и у девочек может теряться уверенность в себе. Но в отличие от мальчиков они становятся скорее тревожными, чем боящимися. Если к тому же девочка не может выразить любовь к отцу, то уменьшается жизнерадостность, а тревожность дополняется мнительностью, что приводит в подростковые годы к депрессивному оттенку настроения, ощущению своей никчемности, неопределенности чувств, желаний.

В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне: "Я гуляла в зоопарке, подошла к клетке льва, а клетка была открыта, лев бросился на меня и съел" (отражение, связанных со страхом смерти, страхов нападения и животных у девочки 6 лет), "Меня проглотил крокодил" (мальчик 6 лет). Символом смерти является вездесущая Баба Яга, которая во сне гоняется за детьми, ловит их и бросает в печку (в чем и преломляется, связанный со страхом смерти, страх огня).

Нередко во сне детям этого возраста может привидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей в младшем школьном возрасте.

Таким образом, в 5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи. Косвенно это указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста страхами.

В страшных снах отражается и характер отношения родителей, взрослых к детям: "Я поднимаюсь по лестнице, спотыкаюсь, начинаю падать со ступенек и никак не могу остановиться, а бабушка, как назло, вынимает газеты и ничего не может сделать", - говорит девочка 7 лет, отданная на попечение беспокойной и больной бабушке.

Мальчик 6 лет, имеющий строгого отца, который готовит его к школе, рассказал нам свой сон: "Иду я по улице и вижу, как навстречу мне идет Кощей Бессмертный, он отводит меня в школу и задает задачу: "Сколько будет 2+2?" Ну, я, конечно, сразу проснулся и спросил маму, сколько будет 2+2, снова заснул и ответил Кощею, что будет 4". Страх ошибиться преследует ребенка даже во сне, и он ищет поддержки у матери.

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть - это неизбежный факт его биографии. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Страх смерти - своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению.

Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным у них, в сравнении с мальчиками, инстинктом самосохранения. Зато у мальчиков прослеживается более ощутимая связь страха смерти себя и в последующем - родителей со страхами чужих, незнакомых лиц, начиная с 8 месяцев жизни, то есть мальчик, боящийся других людей, будет более подвержен страху смерти, чем девочка, у которой нет такого резкого противопоставления.

По данным корреляционного анализа, страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (более активно действующих в 3-5 лет), заболевания и смерти родителей (более старший возраст), жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны.

Последние 6 страхов наиболее типичны именно для старшего дошкольного возраста. Они, как и ранее перечисленные, имеют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом или косвенном виде. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, может обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью. То же относится к буре, урагану, наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне как непосредственным угрозам для жизни. Это и оправдывает данное нами определение страха как аффективно заостренного инстинкта самосохранения.

При неблагоприятных жизненных обстоятельствах страх смерти способствует усилению многих связанных с ним страхов. Так, девочка 7 лет после смерти любимого хомячка стала плаксивой, обидчивой, перестала смеяться, не могла смотреть и слушать сказки, так как от жалости к героям плакала навзрыд и долго не могла успокоиться.

Главным же было то, что она панически боялась умереть во сне, как хомячок, поэтому не могла заснуть одна, испытывая от волнения спазмы в горле, приступы удушья и частые позывы в туалет. Вспомнив, как мать однажды сказала в сердцах: "Лучше бы мне умереть", девочка стала бояться и за ее жизнь, в результате чего мать была вынуждена спать вместе с дочерью.

Как мы видим, случай с хомячком пришелся как раз на возрастной максимум страха смерти, актуализировал его и привел к непомерному разрастанию в воображении впечатлительной девочки.

На одном из приемов мы наблюдали капризного и упрямого, по словам матери, мальчика 6 лет, который не оставался один, не переносил темноты и высоты, боялся нападения, того, что его украдут, что он потеряется в толпе. Медведя и волка он опасался даже на картинках и из-за этого не мог смотреть детские передачи. Полную информацию о его страхах мы получили из бесед и игр с самим мальчиком, так как для матери он был просто упрямым ребенком, не подчиняющимся ее приказаниям - спать, не хныкать и держать себя в руках.

Анализируя его страхи, мы хотели понять, чем они мотивированы. О страхе смерти специально не спрашивали, чтобы не привлекать к нему лишнего внимания, но данный страх мог быть безошибочно "вычислен" из комплекса связанных с ним страхов темноты, замкнутого пространства, высоты и животных.

В темноте, как и в толпе, можно исчезнуть, раствориться, пропасть; высота подразумевает опасность падения; волк может загрызть, а медведь - задавить. Следовательно, все эти страхи означали конкретную угрозу для жизни, необратимую потерю и исчезновение себя. Почему же мальчик так боялся исчезнуть?

Во-первых, из семьи год назад ушел отец, исчезнув, в представлении ребенка, навсегда, поскольку мать не разрешала встречаться с ним. Но нечто подобное было и раньше, когда тревожно-мнительная по характеру мать чрезмерно опекала сына и всячески стремилась не допускать на него влияния решительного отца. Тем не менее, после развода ребенок стал более неустойчивым в поведении и капризным, временами "без причин" повышенно возбудимым, боялся нападения и перестал оставаться один. Вскоре в полную силу "зазвучали" другие страхи.

Во-вторых, он уже "исчез" как мальчик, превратился в беззащитное и пугливое существо без пола. Его мать обладала, по ее же словам, мальчишескими чертами поведения в детстве, да и сейчас она считала свою принадлежность к женскому полу досадным недоразумением. Как и большинство таких женщин, она страстно хотела иметь дочь, отвергая у сына мальчишеские черты характера и не принимая его как мальчика. Свое кредо она выразила раз и навсегда так: "Я вообще не люблю мальчиков!".

Вообще - это значит, что она не любит всех представителей мужского пола, так как считает себя "мужчиной", зарабатывая к тому же больше, чем бывший муж. Сразу после вступления в брак она как "эмансипированная" женщина развернула непримиримую борьбу за свое "женское достоинство", за право единолично распоряжаться в семье.

Но на подобную роль в семье претендовал и муж, поэтому между супругами началась борьба. Когда отец увидел бесперспективность своих попыток повлиять на сына, он ушел из семьи. Именно тогда, когда у мальчика развилась потребность в идентификации с мужской ролью. Роль отца стала играть мать, но поскольку она была тревожно-мнительной и воспитывала сына, как девочку, то результатом этого было только увеличение страхов у "феминизированного" мальчика.

Недаром он боялся, что его украдут. У него уже "украли" активность, самостоятельность и мальчишеское "я". Невротическое, болезненное состояние мальчика словно подсказывало матери, что ей нужно перестроить себя, но она упрямо не считала нужным это сделать, продолжая обвинять сына в упрямстве.

Через 10 лет она снова пришла к нам - с жалобами на отказ сына посещать школу. Это было следствием негибкости ее поведения и неумения сына общаться со сверстниками в школе.

В других случаях мы сталкиваемся с боязнью ребенка опоздать - в гости, в детский сад и т. д. В основе страха опоздать, не успеть лежит неопределенное и тревожное ожидание какого-либо несчастья. Иногда подобный страх приобретает навязчивый, невротический оттенок, когда дети мучают родителей бесконечными вопросами-сомнениями вроде: "А мы не опоздаем?", "А мы успеем?", "А ты придешь?".

Непереносимость ожидания проявляется в том, что ребенок "эмоционально перегорает" до наступления какого-то определенного, заранее намеченного события, например, прихода гостей, посещения кино и т. д.

Чаще всего навязчивый страх опоздания присущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью. Их много опекают, контролируют, регламентируют каждый шаг не очень молодые и тревожно-мнительные родители. К тому же матери предпочли бы их видеть девочками, а к мальчишескому своеволию относятся с подчеркнутой принципиальностью, нетерпимостью и непримиримостью.

Обоим родителям свойственны обостренное чувство долга, трудность компромиссов в сочетании с нетерпеливостью и плохой переносимостью ожидания, максимализмом и негибкостью мышления по типу - "все или ничего". Как и отцы, мальчики не уверены в себе и боятся не оправдать внушенных завышенных требований родителей. Образно говоря, мальчики при навязчивом страхе опоздать боятся не успеть на свой мальчишеский поезд жизни, проносящийся без остановок из прошлого в будущее, минуя полустанок настоящего.

Навязчивый страх опоздать - это симптом болезненно заостренного и фатально неразрешимого внутреннего беспокойства, т. е. невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает.

Невротической формой выражения страха смерти является навязчивый страх заражения. Обычно это внушенный взрослыми страх болезней, от которых, по их словам, можно умереть. Подобные опасения падают на благодатную почву повышенной возрастной чувствительности к страхам смерти и расцветают пышным цветом невротических страхов.

Вот что произошло с девочкой 6 лет, живущей с мнительной бабушкой. Однажды она прочитала (уже умела читать) в аптеке о том, что нельзя есть пищу, на которую сядет муха. Потрясенная столь категоричным запретом, девочка стала испытывать чувство вины и беспокойства за его неоднократные "нарушения". Боялась оставлять пищу, ей казалось, что на ее поверхности находятся какие-то точки и пр.

Охваченная страхом заразиться и от этого умереть, без конца мыла руки, отказывалась, несмотря на жажду и голод, пить и есть в гостях. Появились напряженность, скованность и "уверенность наоборот" - навязчивые мысли о предстоящей смерти от случайного употребления зараженной пищи. Причем угроза смерти воспринималась буквально, как нечто вероятное, как кара, наказание за нарушение запрета.

Чтобы заразиться подобными страхами, нужно быть психологически незащищенным со стороны родителей и иметь уже высокий уровень тревожности, подкрепленной беспокойной и во всем опекающей бабушкой.

Если не брать таких клинических случаев, то страх смерти, как уже отмечалось, не звучит, а растворяется в обычных для данного возраста страхах. Тем не менее, лучше не подвергать психику эмоционально чувствительных, впечатлительных, нервно и соматически ослабленных детей дополнительным испытаниям вроде операции по удалению аденоидов (есть консервативные способы лечения), болезненных медицинских манипуляций без особой необходимости, отрыва от родителей и помещения на несколько месяцев в "оздоровительный" санаторий и т. п. Но это не означает изоляции детей дома, создания для них искусственной среды, устраняющей любые трудности и нивелирующей собственный опыт неудач и достижений.

Издание Psychology Today публикует материал профессора психологии и писательницы Донны Мэтьюз, которая работает с детьми, семьями и школами с 1990 года.

Некоторые дети очень нервничают и огорчаются на тему смерти - это может быть связано с уходом близкого человека (или питомца), а может и нет. Кого-то напугала сказка, другие боятся кладбищ или разговоров о смерти. Родитель может помочь ребенку справиться с переживаниями. Что можно предпринять, чтобы унять тревожность?

  1. Воспринимайте чувства ребенка всерьез. Присутствуйте и разговаривайте, когда ребенок заводит эту тему. Отложите телефон. Перестаньте мыть посуду. Ведите себя так, чтобы ребенок ощущал себя услышанным.
  2. Будьте спокойны. Не начинайте волноваться о душевном здоровье ребенка. Вы должны поступать как взрослый, сильный человек, который обеспечивает безопасность.
  3. Подтвердите действительность предмета беспокойства. Не приукрашивайте и не скрывайте факты, будьте реалистичны. Поговорите с ребенком о неминуемости жизненного цикла, и что это относится ко всему живому: растениям, животным, людям. Ребенка успокоит практическая биологическая правда, а также он ощутит, что родитель говорит ему правду. Не говорите «ушел от нас» или как-то еще, говорит «умер».
  4. Будьте честны и позитивны. Чаще всего ребенок боится, что скоро умрет он или кто-то из родителей. Скажите, что планируете жить еще долго-долго, как минимум до появления внуков. Если ребенок спрашивает, что происходит, когда кто-то умирает, не наводите туман и не пугайте духами умерших, не убеждайте, что человек отправляется на небеса (а мы остаемся тут). Можно поговорить о том, как человек живет в воспоминаниях своих близких. «Бабушка навсегда останется в твоем сердце и твоих воспоминаниях».
  5. Обратите внимание ребенка на жизнеутверждающие вещи. О том, что жить - это чудо, которое нужно ценить (и за которое нужно испытывать благодарность). Ощутить это поможет даже простая прогулка, расскажите об этом, - пойти и посмотреть на людей, животных, деревья, даже раздражающих насекомых. Напомните, что надо ценить окружающих людей.
  6. Обеспечьте здоровую атмосферу. Дети (как и взрослые!) здоровее умом и телом, когда живут по разумно предсказуемому режиму сна, приема пищи, общения, игр, учебы, домашних дел, прогулок и прочего.
  7. Подавайте пример благодарности. Говорите о том, что цените присутствие ребенка в своей жизни. Поддерживайте его, когда он радуется чему-то или помогает кому-то, тогда ребенок меньше будет сосредотачиваться на своих страхах. У благодарности много преимуществ, включая хорошее самочувствие, счастье, энергию, оптимизм, эмпатию и так далее.
  8. Введите ежедневную «волнительную сессию». Каждый день в течение десяти минут - или часа перед сном - обсуждайте с ребенком то, что его волнует или беспокоит, задавайте вопросы. Присутствуйте, будьте доступны, подбадривайте, помогайте разобраться.
  9. Почитайте ребенку хорошие книги о смерти. Это могут быть и «Дети подземелья» Владимира Короленко, и «А дедушка в костюме?» Амели Фрид.
  10. Обратитесь к профессионалу. Если ребенок слишком много беспокоится на тему смерти и вам не удается его успокоить, настало время обратиться к профессионалу, который поможет справиться с тревожностью.


Рассказать друзьям