Дидактические игры на гигиенические навыки. Занятие беседа с элементами игры «Личная гигиена школьника

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ГКОУ ДОД «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» Минобрнауки КБР

Занятие беседа с элементами игры «Личная гигиена школьника»

Цель: показать важность и необходимость соблюдения правил личной гигиены; привить бережное отношение к своему здоровью.

Задачи:

Образовательные: продолжать учить осознанно подходить к своему здоровью, уточнить значимость соблюдения правил личной гигиены для ценности здоровья.

Развивающие: развивать познавательный интерес, мыслительную активность.

Воспитательные: воспитывать желание заботиться о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни. Активизация словаря: здоровый образ жизни, предметы личной гигиены.

Материалы и оборудование: дидактический материал о здоровом образе жизни, чудесный мешочек с предметами личной гигиены, ватные палочки, мыльно-спиртовой раствор, раздаточный материал: карточки с заданиям.

План занятия.

1. Организационный момент.

2. Загадки о предметах личной гигиены. Сообщение темы занятия.

3. Игра «Чудесный мешочек».

4. Беседа о личной гигиене.

5. Самостоятельная работа.

6. Итог занятия.

Ход занятия :

Здравствуйте, дорогие ребята! Говорить друг другу ЗДРАВСТВУЙ – это, значит, желать здоровья. Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Здоровье не купишь за деньги. Ребята, а что значит – быть здоровым? (ответы детей). Сегодня мы с вами поговорим о том, как помочь нашему организму и никогда не болеть, но сначала вспомним предыдущие занятия и поиграем в игру. Отвечайте дружно хором «Это я!», если вы со мной согласны. Если это не про вас, то молчите, не шумите:

кто из вас всегда готов жизнь прожить без докторов? +

кто не хочет быть здоровым, бодрым, стройным и веселым? –

кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру? +

кто мороза не боится, на коньках летит, как птица? +

ну а кто начнет обед жвачкой с парою конфет? –

кто же любит помидоры, фрукты, овощи, лимоны? +

кто поел и чистит зубки регулярно дважды в сутки? +

кот из вас, из малышей, ходит грязный до ушей? –

кто, согласно распорядку, выполняет физзарядку7 +

кто, хочу у вас узнать, любит петь и отдыхать? +

Ребята, когда я к вам шла на занятие, встретила странного мальчика, он был весь грязный, неопрятный и передал вам письмо, давайте его прочитаем

Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо

Это глупое занятие не приводит ни к чему,

Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо

Так зачем же тратить силы,

Время попусту идет.

Угадайте, как звали этого мальчика, вы с ним согласны?

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

В моем волшебном мешочке собраны предметы(мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды), помогающие нам сохранить свое здоровье! А чтобы узнать что там за предметы, давайте отгадаем загадки и расскажем, для чего они предназначены и как ими пользоваться! Я вам загадываю загадки, а вам нужно будет догадаться, что лежит в мешочке!

Отгадывание загадок

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

Скажите, сколько раз в день вы должны мыть руки?

Зубов много,

А ничего не ест. (Расческа)

А кто ещё может пользоваться твоей расческой?

Хвостик из кости,

На спинке – щетинка.

Эта вещь поможет нам

Пластмассовая спинка,

Жесткая щетинка,

С зубной пастой дружит,

Нам усердно служит. (Зубная щетка)

Сколько раз нужно чистить зубы?

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет –

Все как есть ему покажет. (Зеркало)

Вытираю я, стараюсь,

После ванной паренька.

Все намокло, все измялось –

Нет сухого уголка. (Полотенце)

Лёг в карман и караулю –

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос. (Носовой платок)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без...

(Воды).

Ребята, как вы думаете, можно ли заболеть от несоблюдения личной гигиены? (микробы), что такое личная гигиена? (демонстрация опыта) . Грязь и неряшливость в одежде – это пренебрежение к своему здоровью. Грязнулями бывают, как правило, ленивы люди. Ленивые школьники плохо учатся, не любят чисто писать в тетрадях, скучают на уроках, не читают книги. Они не любят трудиться, помогать родителям в домашних делах.. Давайте послушаем стихотворение про такого мальчика и может кто - нибудь узнает в нем себя..

Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать

И само бы меня мыло,

Хорошо бы это было!

Если б книжки и тетрадки

Научились быть в порядке,

Знали все свои места –

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!

Знай, гуляй, да отдыхай!

Тут и мама б перестала

Говорить, что я лентяй!

Ребята, о чем мечтал Петя?

Мечтаете ли вы об этом?

Физкультминутка "Веселый режим дня "

Солнце глянуло в кроватку. Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку. Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире. Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку. Дружно делаем зарядку.

Ой, а Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу,

Оба глаза!

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка!

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся!

Грязь, смывайся!

А вы знаете, что о здоровье народ сочинил много пословиц и поговорок? Сейчас я раздам вам конверты, в которых находятся гроздья вишен, на одной из них написано начало пословицы, а вторая чистая. Вы должны дописать ее, а для облегчения задачи приложен листочек с словами подсказками.

ПОСЛОВИЦЫ

Чистота – залог …… (здоровья)

Здоровье в порядке – спасибо - ……(зарядке)

Если хочешь быть здоров - ……..(закаляйся)

В здоровом теле – здоровый … (дух)

Кто аккуратен, тот людям ………..(приятен)

Чистота – лучшая ……..(красота).

Молодцы, ребята, верно отвечали! А самый быстрый получает в подарок мыло от Мойдадыра

Дидактическая игра «Правильный совет»

Вам, мальчишки и девчушки,

Приготовила частушки.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: нет, нет, нет.

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем невкусный,

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

НЕТ, НЕТ, НЕТ

Чтобы блеск зубам придать,

Нужно крем сапожный взять.

Выдавить полтюбика

И почистить зубики.

Это правильный совет?

НЕТ, НЕТ, НЕТ!

Ох, неловкая Людмила,

На пол щетку уронила,

С пола щетку поднимает,

Чистить зубы продолжает.

Кто даст правильный ответ –

Молодчина Люда? НЕТ!

Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Зубы вы почистили

И идете спать.

Захватите булочку сладкую в кровать!

Это правильный совет НЕТ, НЕТ, НЕТ!

Итог: Молодцы, а теперь давайте постараемся составить правила личной гигиены:

Мыть руки перед едой, чистить зубы 2 раза в день, умываться, принимать ванну (душ)…

Вы сегодня отлично занимались. Я вижу на ваших лицах улыбку. Это очень хорошо! Ведь радостное, хорошее настроение помогает нашему здоровью. Угрюмый, злой и раздражительный человек легко поддается болезни. А хорошее настроение и улыбка – как защита от болезней. Давайте же делать это чаще.

Список литературы:

1.Интернетресурс (Сайт первое сентября, www. *****)

2. «Гигиена школьника».

Воспитательный

час

2 «а» класс

Тема:

Воспитатель: Сычева Оксана Сергеевна

Задачи:

-помочь детям осознать необходимость гигиенических процедур;

-учить правильно, чистить зубы и мыть руки;

-развивать навыки общения.

Оборудование:

-компьютер;

- полотенце, мыло, зубная паста, шампунь, зубная щетка, мочалка, расческа, носовой платок, детский крем;

-куклы: Мыльный Пузырь, Ваня(№ 1), Ваня(№ 2) Злючка - Грязнулька

Ход воспитательного часа.

Организация.

Наш классный час будет проходить в форме путешествия по станциям.

Первая « Станция – Грязнулька».

-Кто же там живет?

Выходят Ваня и Злючка-Грязнуль(очень грязные, лохматые дети)

Здравствуйте ребята: « Меня зовут Ваня а меня Злючка-Грязнулька» Кривляются перед тетьми.

Воспитатель: Вот эти грязнули и живут на этой станции.

Ребята, они вам нравятся?

Ответы детей.

А почему нет?

Ответ детей

-Кто бы из вас хотел жить на этой станции?

Ответ детей

Выходит ребёнок на нём имитированный умывальник и читает стихотворение.

Ах ты, гадкий,

Ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали, даже брюки

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Ты один не умывался

И грязнулею остался

И сбежали от грязнули

И чулки, и башмаки.

Руки – то у Вани!

Не отмоешь в бане.

Грязи пуд на голове –

Не отмоешь и в Неве

Чтоб отмыть, Ивана мало океана.

Замарашка рук не мыл

Месяц в баню не ходил

Столько грязи

Столько ссадин!

Мы на шее лук посадим,

Репу – на ладошках,

На щеках – картошку,

На носу морковь взойдет

Будет целый огород!

- Что может произойти с Ваней и Злючкой – Грязнючкой?

-Как им помочь?

-Что же такое - личная гигиена ?

Гигиена – это действия, выполняя которые, человек поддерживает свое тело и жилище в чистоте.

Личная – то есть каждый человек выполняет эти правила.

Наведем порядок!

-На помощь к нам пришел Мыльный Пузырь.

Он приготовил для вас загадки и принес подарки.

Целых 25 зубков

Для кудрей и хохолков

И под каждым из зубков

Лягут волосы рядком.

Зубастая пила

В лес густой пошла,

Весь лес обходила,

Ничего не спилила. (Лес - волосы, пила - расческа,)

Гладко и душисто

Моет очень чисто

Каждому дано - А сейчас отгадайте загадку.

Бери его легко. Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит.

Что это? (Зубная щетка.)

В рот она влезает ловко

И считает зубы нам

По утрам и вечерам.

Лег в карман и караулит

Реву, плаксу и грязнулю

Им утрет потоки слез

Не забудет и про нос. Он не сахар, не мука

Но похож на них слегка

По утрам он всегда

На зубы попадает,

Эмаль нам сохраняет.

А о ком я расскажу:

Говорит дорожка –

Два вышитых конца

Помойся ты немножко!

А сейчас, ребята, мы обсудим, какие из этих предметов являются личными, а какими могут пользоваться все члены семьи.

- Послушайте разговор двух девочек и оцените их поведение.

Катя. Наташа, дай мне, пожалуйста, твою расческу. Свою я забыла дома.

Наташа. Извини, пожалуйста, но я не дам.

Катя. Жадина, расческу пожалела для подруги.

- Кто из детей вел себя неправильно? Объясните свое мнение, начав со слов: «Я считаю, что...»

- Действительно, из двух девочек права была Наташа. Она вежливо отказала Кате. Катя не должна была просить у подруги расческу. А почему, вы поймете, выполнив следующее задание.

- Прослушайте высказывание и закончите его. Всеми личными предметами гигиены пользуется только один человек. Расческа - это личный предмет гигиены. Значит, расческой должен пользоваться... (только один человек).

- Никогда не берите чужую расческу и не позволяйте пользоваться вашей. В этом случае вам не придется избавляться от перхоти в волосах и от других кожных заболеваний головы.

- Рассмотрите в рабочих листах рисунки личных и общих предметов гигиены. С помощью стрелочек, простым карандашом разделите их на две группы.

- А теперь закончите хором стихотворение.

Вот какой забавный случай - Поселилась в ванной туча. Дождик льется с потолка, Мне на спину и бока! До чего ж приятно это! Дождик теплый, подогретый, На полу не видно луж, Все ребята любят... (душ).

- А вот что сообщает Мойдодыр: «Душ или ванну надо принимать не реже одного раза в неделю, при этом все тело надо мыть с мылом и мочалкой. После душа нужно хорошо вытереться сухим полотенцем. Никогда не пользуйтесь чужим полотенцем и мочалкой».

- Проверьте правильность выполнения предыдущего задания у своего соседа по парте. Если твой сосед правильно выполнил предыдущее задание, порадуйся за него и пожми ему руку. Если нет-помоги ему аккуратно исправить ошибки.

- Прослушайте фразу: «Человек моет тело реже, чем лицо, а лицо реже, чем руки». Что чаще всего моет человек? (Руки.)

- Послушайте внимательно высказывание: «Никита сел обедать, хорошо помыв руки». Определите, что Никита сделал вначале: пообедал или вымыл руки? (Вымыл руки.)

Работа в группах.

Учащиеся 1-го ряда получают: полотенце, зубную щетку, зубную пасту;

Учащиеся 2-го ряда получают: шампунь, мыло, мочалку;

Учащиеся 3-го ряда получают: расческу, крем, носовой платок.

Идет обсуждение.

Личные вещи:

полотенце зубная щетка

мочалка носовой платок расческа

Общие вещи:

Шампунь мыло

зубная паста крем

-Почему надо умываться?

. Выполнение заданий в рабочих листах

Рассмотрите в рабочих листах картинки в задании 5 и правильно расставьте последовательность совместных действий героев цифрами. Укажите номера под рисунками. (Выполнение детьми задания и проверка.)

- Какое правило можно вывести после выполнения этого задания? (Фрукты обязательно надо мыть перед едой.)

- Расскажите, как вы ухаживаете за своими ногтями?

- Рассмотрите в задании 6 увеличенные в тысячи раз изображения микробов, которые могут оказаться у вас под ногтями, если ногти не чистить. Посчитайте, сколько видов микробов вы увидели? Запишите эту цифру. (Выполнение детьми задания.)

- Объясните, почему не стоит грызть ногти.

- А как вы понимаете выражение «Чистота-залог здоровья»?

- Сравните в задании 7 два домика гномиков. Найдите в них 5 отличий. Рассмотрите гномиков. С помощью стрелочек расселите их по домикам. (Выполнение детьми задания и проверка в парах.)

- Объясните, почему гномик болеет.

- Чистота- залог здоровья. Боритесь с грязью и пылью. Чаще чистите свою одежду. Обязательно проветривайте комнату. Помните: солнце, воздух и вода - ваши лучшие друзья.

- Какой совет вы дадите гномику?

- Как говорится: «Меньше слов - больше дела». Давайте наведем порядок на наших рабочих местах и вытрем пыль с парт. (Дети прибирают на столах и тряпочками вытирают пыль.)

Проведем опыт . Возьмем чистое стекло. Проведем пальцем по лбу, а потом этим же пальцем по стеклу. На стекле останется грязь. Это жир и пот. Жир делает кожу более мягкой и упругой. Пот испаряется с поверхности кожи, и тело человека охлаждается.

Так человеку легче переносить жару или тяжелую работу.

С потом выделяются из организма человека некоторые вредные вещества. Плохо когда на коже скапливается много жира и пота. К ним прилипает пыль. Кожа становится грязной. Вот где раздолье бактериям!

А на чистой коже бактерии погибают. Поэтому твоя кожа должна быть всегда чистой.

Надо мыть все тело мылом (желательно детским) и мочалкой не реже одного раза в неделю.

А вот руки, лицо, шею, уши надо мыть чаще.

-В каких случаях надо мыть руки?

Моем руки

-перед едой;

-после посещения туалета;

-после игры с животными;

-утром и перед сном;

-другие случаи (примеры приводят уч-ся)

-Не забывайте руки насухо вытирать своим полотенцем. Если руки вытирать плохо, кожа становится обветренной (пересыхает, шелушится и даже трескается). Смажь ее кремом, лучше всего детским.

-А сейчас, ребята, мы поможем Ване!

(Дети дают ему советы)

Станция – Чистюлька»

Иван послушал наши советы! (Появляется Ваня №2)

Отдохнем!

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились

Завертелись, завертелись

И остановились.

-Мы познакомились с правилами личной гигиены.

А сейчас поговорим о……, послушайте загадку:

Когда мы едим –

Они работают,

Когда не едим –

Они отдыхают.

Не будем их чистить –

Они заболеют.

(Это зубы!)

-Какие зубы лучше: здоровые или больные?

-Почему? (Здоровые зубы хорошо измельчают пищу во рту и т. д.).

«Кто долго жует,

Тот долго живет»

Здоровые зубы помогают нам правильно и красиво говорить, украшают улыбку человека.

(Демонстрация зубной щетки и пасты)

Зубы нужно чистить с наружной и внутренней стороны. Верхние зубы надо чистить движениями сверху вниз, нижние – снизу вверх. Чтобы частички пищи не задерживались между зубами.

Береги зубы!

-чисти зубы каждый день;

-не ешь много сладкого;

-не перекусывай зубами нитки и не грызи орехи;

-после еды полощите рот водой;

-после горячей пищи не пейте сразу холодную воду, и наоборот;

-не ковыряйте в зубах острыми предметами;

-проверяйте состояние зубов у врача.

Игра «Предметы гигиены»

Угадайте задуманный мною предмет гигиены, поставив вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».

Когда дети поймут смысл игры, они тоже могут загадывать предметы из предложенных на доске. Например:

- Это предмет гигиены общего пользования? (Нет. )

- Значит, исключаем мыло, шампунь, зубную пасту.

- Этот предмет нужен для мытья тела? (Да.)

- Значит, это мочалка. (Игра продолжается. Угадавший воспитанник загадывает следующий предмет.)

Стихотворение.

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в лохани, корыте,

В реке, ручейке, в океане –

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде

Вечная слава воде!

Подведение итогов занятия

- Подведем итоги нашего занятия. Что вам больше всего запомнилось?

- Как можно сберечь здоровье своих волос и не заразиться перхотью?

- О чем надо помнить, чтобы не было кожных заболеваний?

- Что следует и чего не следует делать, чтобы не было поноса?

- Что значит выражение «Чистота - залог здоровья»?

- Ребята, если вы всегда будете соблюдать правила личной гигиены.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Мыльный Пузырь дарит вам своих помощников. Молодцы! Спасибо!

Нам нужно научиться управлять своим здоровьем. А для этого необходимо разобраться, от каких факторов оно зависит. В процессе роста человека ему прививают понятия о чистоте. И речь идёт не только о внешней чистоте (мытье тела, обтирание, душ), а и о внутренней чистоте человеческого организма – умение содержать внутренние органы в чистоте и порядке.

Гигиена – наука о чистоте. Викторина «Гигиена» содержит 10 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Почему раздел медицины «гигиена» получил такое название?

В честь древнегреческой богини Гигиеи +

В честь дочери бога здоровья Асклепия + (она и есть богиня Гигиея)

В честь животного гиена

2. Перед тем, как принять пищу, вы моете руки с мылом. Для чего вы это делаете?

Чтобы отмыть их от грязи, в грязи размножаются возбудители болезней +

Потому что заставляет мама

Чтобы поиграть с душистым мылом

3. Какая гигиеническая процедура полезнее?

Контрастный душ +
Обливание +
Обтирание +

4. Что такое гигиена?

Раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья +

Система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья +

То же, что и стоматология

5. Как вы считаете, на сколько человек рассчитана одна расчёска?

На трёх человек
На двух человек
Только на одного человека +

6. Вопрос по типу: вредно-полезно. Отметьте: что полезно, а что вредно

Кушать плотно, «наверхосыточку» — вредно
Читать в постели — вредно
Делать зарядку на свежем воздухе – полезно
Прикасаться к глазам грязными руками – вредно
Круглый год спать с открытой форточкой – полезно
Принимать воздушные ванны – полезно
Смотреть целый день телевизор – вредно
Спокойный, достаточно продолжительный сон — полезно
Ухаживать за ногтями – полезно
Тщательно пережёвывать пищу – полезно
Сахар заменять мёдом, фруктами, ягодами, сухофруктами — полезно

7. Кто такой гигиенист?

Человек, соблюдающий гигиену
Врач, специалист по гигиене +
Человек, считающий, что гигиена – это пустая тата времени

8. Отгадайте загадки:

Организму для порядка
Каждый день нужна …(Зарядка ).

Течет, течет — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (Вода )

Гладкое, душистое,
Ароматное, запашистое.
Важно, чтобы у каждого было
Что это такое?… (Мыло )

В воду садится, а мокрым не бывает.
Виден край, да не дойдешь. (Солнце )

В ванной комнате висит, болтается,
Все за него хватаются. (Полотенце )

Хожу-брожу не по лесам,
Как правило, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа )

9. Какие стихи о гигиене вы знаете?

«Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое…»

«Чтоб прогнать тоску и лень.
Подниматься каждый день
Нужно ровно в семь часов.
Отворив окна засов…»

«Добрый день!
Я – чистота!
С вами быть хочу всегда.
Сначала познакомлюсь с вами…»

10. Продолжите фразу:

«Чистота – залог …здоровья »
«В здоровом теле — …здоровый дух »
«Солнце, воздух и вода — …наши лучшие друзья »
«Чисто жить — …здоровым быть »
«Кто аккуратен — …тот людям приятен »

Покидова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №11
Населённый пункт: г. Североморск
Наименование материала: картотека
Тема: Картотека игр для знакомства детей младшего дошкольного возраста с предметами личной гигиены
Дата публикации: 12.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Картотека игр для знакомства детей

младшего дошкольного возраста с

предметами личной гигиены

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель:
Знакомить детей с предметами личной гигиены. Активизировать речьдетей. Пополнить словарный запас.
ОБОРУДОВАНИЕ
: мешочек с предметами личной гигиены.

Ход игры
: Вы знаете, ребята, сегодня утром к нам в группу заходил Мойдодыр. Он очень хотел вас увидеть. Так жалко, что Мойдодыр вас не дождался, ведь у него утром так много забот! Но он оставил вам вот этот мешочек. Дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды) и рассказывают, для чего они предназначены и как ими пользоваться. Затем воспитатель читает загадки и предлагает найти ответ среди предметов, которые дети достали из чудесного мешочка.
Отгадывание загадок:
Ускользает, как живое, Хожу-брожу не по лесам, Но не выпущу его я. А по усам, по волосам. Белой пеной пенится, И зубы у меня длинней, Руки мыть не ленится. Чем у волков, у медведей. (Мыло) (Расческа) Пластмассовая спинка, И сияет, и блестит, Жесткая щетинка, Никому оно не льстит, С зубной пастой дружит, А любому правду скажет – Нам усердно служит. Все как есть ему покажет. (Зубная щетка) (Зеркало) Вытираю я, стараюсь, Хвостик из кости, После ванной паренька. На спинке – щетинка. Все намокло, все измялось – Эта вещь поможет нам Нет сухого уголка. Чистить брюки и кафтан. (Полотенце) (Щетка)
Что ты можешь о них сказать!

Задача игры
. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
Оборудование:
Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.
Ход игры
. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле. Воспитатель называет по имени одного ребенка: “Петя, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы. Далее воспитатель задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: “Яна, есть у вас дома мыло?” Когда ребенок ответит утвердительно, воспитатель
просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?” Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитатель может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.) Воспитатель может задать и наводящие вопросы: “Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) “Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) “Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”. В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.
Чистоплотные дети

Задачи игры
. Учить детей находить предметы гигиены по просьбе воспитателя; узнать их назначение.
Ход игры.
Воспитатель говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать,тем лучше). Затем воспитатель говорит: “Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: “Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова “волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), “купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.). Вариант. Воспитатель задает вопрос: “Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, плато
Что нужно кукле!

Задачи игры
. Упражнять культурно-гигиенические навыки.
Пособия:
Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).
Ход игры
. Воспитатель знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: “Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?” Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитатель направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: “Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

ИГРА - ЛОТО «УРОКИ МОЙДОДЫРА»

Цель
: закрепить знания детей о предметах личной гигиены, культурно-гигиенических навыках - последовательность действий (мытья рук, одевания, сервировки стола).
Правила:
Детям раздаются поля, разделенные на квадраты. В центре поля изображена большая картинка, ребенку предлагается выбрать нужные картинки, сопровождая свои действия объяснениями - «для чего это нужно». «Как Вова учился мыть руки» "Поможем Вове сервировать стол" "Оденем Вову на прогулку" "Чистота - залог здоровья" "Ванные принадлежности" При помощи данной игры дети закрепят знания о предметах личной гигиены, культурно- гигиенических навыках - последовательность действий (мытья рук, одевания, сервировки стола).

Игра-экспериментирование

«Прозрачная вода»

Цели
Познакомиться с водой, ее свойствами (прозрачная, без запаха, льется). Сформировать умения и навыки по использованию воды.
Материалы:
две прозрачные баночки (одна заполнена водой, вторая с чаем), стеклянная банка с широким горлышком, таз с водой, ложки, маленькие ковшики, сахар, стаканчики для детей, предметные картинки.
Описание

В
гости к ребятам приходит Капелька.
Воспитатель.
Кто такая капелька? Где она живет? Ребятам предлагается узнать, что находится в банках. Дети убеждаются, что в одной вода, в другой - чай.
Воспитатель.
Как вы догадались, что это вода? Какого та цвета? Чем она пахнет? (Ответы детей.) Воспитатель предлагает детям наполнить стаканчики водой с помощью ковшиков.
Воспитатель.
Что мы делаем?
Дети.
Переливаем, наливаем воду.
Воспитатель.
Что делает водичка?
Дети.
Льется.

Воспитатель.
Послушайте, как она льется. Какой слышим звук? Воспитатель предлагает детям добавить в стаканчики сахарный песок ложечкой, помешать и понаблюдать, как сахар растворится. Предлагает поиграть в игру «Узнай и назови». Показывая картинки через банку с чаем, воспитатель спрашивает: «Вы что- нибудь видите?» Затем происходит рассматривание картинок через банку с водой.
Воспитатель.
Что вы увидели?(Ответы детей.) Почему так хорошо видно картинку? Какая вода?
Дети.
Прозрачная.
Воспитатель.
Что мы узнали о воде? (Ответы детей.)
Игра-экспериментирование «Чистящая вода»

Цели
Получить или закрепить представления, что вода смачивает и очищает. Сформировать умение (навык) мыть руки водой через практикование и экспериментирование с водой.
Материалы:
широкая миска (желательно прозрачная) с водой, две салфетки: чистая и грязная; безопасная краска для нанесения на детские ладони.
Описание
Детям предлагается взять бумажную салфетку (чистую) и осторожно опустить ее в сосуд на поверхность воды. Вода намочила салфетку. Аналогичные действия совершаются с грязной салфеткой. Объясняется, что вода растворила грязь с салфетки и" поэтому стала мутной. Затем на детские ладошки наносится краска, и детям нужно опустить руку в воду. Понаблюдать, что будет с ладонями. Рассмотреть, как окрашивается вода, а руки становятся чистыми. Порассуждать с детьми, зачем мыть руки, можно ли ходить с грязными руками, почему это небезопасно.

Игра-экспериментирование «Мокрые рукава и полотенце»

Цели
Показать необходимость засучивать рукава (иначе они будут мокрые) и вытирать руки полотенцем насухо. Сформировать умение (навык) мыть руки водой и правильно вытирать их полотенцем через практикование и экспериментирование.
Материалы:
кусочек полотенца или маленькое полотенце целиком, широкая миска с водой.
Описание
Предложить детям взять полотенце и положить его в миску.
Воспитатель.
Как вы думаете, что будет с полотенцем?
Дети.
Оно намокнет, станет мокрым. Повторить то же с рукавом одежды. Объяснить, что рукава тоже могут намокнуть. Детям предлагается подумать, удобно, полезно ли ходить с намоченными рукавами. Поче- му это небезопасно? Объяснить, что полотенце впитывает воду (становится мокрым) с рук.
Игра-экспериментирование «Грязные и чистые руки»

Цели
Получить или закрепить представления, что вода очищает. Сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки через практикование и экспериментирование с водой.

Материалы:
две прозрачные миски, условная грязь (глина, краска).
Описание.
Предложите ребенку полоскать руки в миске. Затем испачкать руки и снова пополоскать их. Сравнить воду по цвету. Подвести к выводу, что грязь, которая бывает на руках, остается в воде, что вода смывает грязь, делает руки чистыми.
Игра-экспериментирование «Какой формы мыльце?»

Цели
- Получить или закрепить представления о мыле, его полезных свойства; - Сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки с мылом через практикование и экспериментирование
Материалы:
кусочки мыла разной формы, тазик с водой.
Описание.
Рассмотреть кусочки мыла разной формы. Обратить внимание, что такими их изготовили на фабрике, но человек, когда мылит руки, может изменить форму мыла. Взрослый берет мыло и хорошо намыливает руки, показывая детям необходимые действия, фиксируя их внимание на этом процессе. Потом обращает внимание на форму мыла, рассматривает ее с детьми, ищет, что изменилось. Затем предлагает детям повто- рить самим действия с мылом и водой. Обращает внимание на действия детей, помогает, подсказывает. После мытья рук с мылом и вытирания их полотенцем насухо взрослый рассматривает с детьми, какой формы оказалось мыльце, какие фигурки получились у детей, на что они похожи. Обращает внимание на воду, ее загрязненность. Делается совместно вывод о том, что вода вместе с мылом делает руки чище, ароматнее.
Игра-экспериментирование «Делаем мыльные пузыри»

Цели.
Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свой- ствами мыла: может растягиваться, образует пленочку, меняет цвет. Поддержать интерес к здоровье - сберегающим предметам.
Материалы:
жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или специальная пластиковая петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы.
Описание.
Медвежонок Миша рассказывает, что любит пускать мыльные пузыри. Но он не знает, как они делаются.
Воспитатель.
Как получаются мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для этого нужно? (Ответы детей.) Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путем смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают ее, дуют в петлю.
Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опускают петлю в раствор.
Воспитатель.
Что мы видим, когда вынимаем петлю? (Ответы детей.) Потихоньку дуем. Что происходит? Как получился мыльный пузырь? (Ответы детей.) Пузырь получился только из жидкого мыла. Оно может растягиваться в очень тонкую пленку, которая остается в петле. Мы выдуваем воздух, пленка его обволакивает, и получается пузырь. Можно поиграть в игры: «Какой формы пузырь», «Какой летит дальше, выше?» Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похож получившийся пузырь, какой он формы, какие цвета можно увидеть на ее поверхности.
Игра-экспериментирование

«Госпожа зубная щётка»

Цель:
Познакомить со свойствами зубной щётки: Состоит из маленьких ворсинок, хорошо трёт, чистит.
Материал:
Зубная щётка, тазик с водой, зубная паста.
Описание:
Взрослый приносит зубную щётку. - Чем мы чистим зубы? Почему мы их чистим зубной щёткой? Предлагает рассмотреть щётку, потереть ею о руку. - Что вы чувствуйте? Зубная щётка хорошо трёт, маленькие ворсинки попадают в щелочки между зубами и достают грязь. Зубки остаются чистыми, а значит здоровыми. - А откуда в зубах грязь? Как она скапливается во рту? Как часто надо чистить зубы? Зачем это необходимо делать? Что будет, если не чистить зубы или делать это неправильно? Поэкспериментировать с зубной щёткой и водой, размочить ворсинки, посмотреть, как по - разному они выглядят. Потереть ладошку влажной щёткой, сравнить результаты. Нанести на щётку пасту, растворить её в воде, понаблюдать, что будет происходить в воде.

Игра – путешествие «Путешествие в страну щеток».

Цели:
обратить внимание детей на то, что существуют разные щетки, но цель у них одна- помочь человеку убрать грязь; закрепить необходимый навык в использовании здоровьесберегающего предмета.
Материалы:
разные щетки –обувная, зубная сметка, швабра, щетка-расческа для волос.
Описание игры.
Воспитатель рассказывает, что госпожа Зубная Щетка приехала к ним из страны Щеток и предлагает отправиться в путешествие в эту страну.
Воспитателель:
В стране щеток живут жители – разные щетки. Посмотрите на них. Чем они отличаюся? (Внешним видом, размером, назначением). Для чего они нужны? (Показ детьми разнообразных действий со щетками). Но все они живут в одной стране. Что общего у всех этих жителей? (ворсинки). Для чего нужны нам эти вещи? (Для соблюдений чистоты, для помои по дому).
Игры со щетками
по желанию детей, предметно-манипулятивные действия. Также взрослый может создать ситуацию, в которой щетки используются неправильно Незнайкой: зубная чистит обувь, столовая – причесывает волосы… Дети решают эту запутанную ситуацию правильно, раскладывают щетки по назначению.
Игра – путешествие «Путешествие в город Предметов личной гигиены»

Цели:
обратить внимание, что вокруг нас много вещей, среди них – предметы личной гигиены, которые помогают нам соблюдать чистоту и опрятность; продиагностировать знания детей об их необходимости и умения использовать их.
Материалы:
мыло, мочалка, зубная щетка, полотенце, расческа; изображения этих предметов личной гигиены.

Описание игры.
В гости к ребятам приходит девочка чумазая.
Воспитатель.
- Ах ты, девочка чумазая, Где ты руки так измазала? Черные ладошки; На локтях – дорожки. - Играла на улице, вот и ичпачкалась. Ребята, что нужно сделай нашей девочке? (Умыться). Ты знаешь, что тебе поможет в этом?
Девочка чумазая:
Нет.

Воспитатель:
Давайте отправимся в путешествие страну Вещей, в город Предметов личной гигиены. Там мы встретим жителей этого города, которые помогут девочке чумазой стать чистой и опрятной. Воспитатель вместе с детьми отправляются в путь. Взрослый подчеркивает, что в стране Вещей живут разные вещи. Но в городе Предметов личной гигиены живут вещи необходимые нам, чтобы стать чистыми, опрятными, красивыми и здоровыми.
Воспитатель:
Вот один из жителей этого города. Что это? (мыло). Зачем нам нужно мыло? Что мы с ним делаем? (Намыливаемруки, отмываем грязь…). Что это? (Полотенце).Зачем нам нужно полотенце? (Вытирать руки). Где у нас хранится полотенце? (На вешалке). Вы умеете вытирать руки. Покажите мне, как вы это делаете. А вот две подружки. Что это? (Зубная щетка и зубная паста). Зачем они нам нужны? (Чистить зубы). Кто помогает нам сделать волосы аккуратными, красивыми? (Расческа). Вот сколько помощников мы встретили в этом городе, которые помогают нам стать чистыми и опрятными. Ты запомнила их, девочка чумазая? Пора возвращаться домой. Чтобы нам не забыть жителей этого города, мы возьмем их портреты и повесим в комнате гигиены.



Рассказать друзьям