Дидактическое упражнение расскажи малышам как надо умываться. Образовательная область «Социализация»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Скачать
презентацию
<< Результаты первого этапа наблюдения Приемы работы по формированию культурно-гигиенических навыков >>

Система работы по формированию культурно – гигиенических навыков через художественную литературу. Содержание навыков. Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Рассматривание иллюстраций. Чтение: М. Вишневецкая «Милая тетушка манная каша. Беседа «Каждой вещи - свое место» Чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Дидактические упражнения: «Кто правильно положит одежду», «Застегни и расстегни», «Помним свои вещи». Продуктивная деятельность: «Моя одежда». Режимные процессы. Методические приемы. Питание. Одевание, раздевание. Умывание. Заправка кровати. Совершенствовать умение держать вилку, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться застежками. Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей. Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком. Чтение: И. Ищук «Мои ладошки». Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться» Квакушины уши Образовательная деятельность «Надо, надо умываться…». Заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом. Дидактическое упражнение: «Как правильно заправлять кровать».

Слайд 8 из презентации «Использование чтения произведений детской художественной литературы в формировании культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Использование чтения произведений детской художественной литературы в формировании культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.ppt» можно в zip-архиве размером 3581 КБ.

Скачать презентацию

«Формирование культуры здоровья обучающихся» - Контроль за качеством обучения. Акулова Т.П Развитие гигиенической культуры обучающихся, соблюдение норм Сан ПиН. Отдельное внимание педагоги уделяют объему и сложности материала, задаваемого на дом. Анкетирование обучающихся 8,11классов. Как вы считаете, нужен ли третий час физической культуры? Применение игровых технологий на уроках.

«Формирование личностных компетенций» - Внедренческий этап. Добиться положительной динамики качества знаний; Общая культура. Диагностико-прогностический этап. Ценностно-смысловая. Гипотеза верна, цель достигнута. Противоречие. Создание условий для развития инициативы и творчества. Участие в конкурсах профессионального мастерства. Формирование личностной компетенции студентов.

«Навыки общения» - Тема 2. Техники слушания. Программа тренинга педагогической эффективности «Навыки конструктивного общения с обучающимися». Цель занятия: Понять психологическое различие между «Я-высказыванием» и «Ты-высказыванием». Тема 1. Поддержка. Тема 3. «Я-высказывание». Тема 4. Индивидуальные особенности подростков.

«Формирование навыков чтения» - Два понимания термина «чтение»: Цель работы поставила необходимость решить следующие задачи: Метод правил; метод целых слов; метод предложений. Принципы создания поддерживающих программ: А что же такое «буквосочетание»? Казалось бы все просто, но стоит задуматься: Сформулировать принципы создания автоматизированной поддержки формирования навыков чтения.

Старшая группа


Режимные процессы

Содержание навыков

Методические приемы

сентябрь, октябрь, ноябрь

Питание



Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Рассматривание иллюстраций. Чтение: М. Вишневецкая «Милая тетушка Манная каша»

Одевание - раздевание

Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности , правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться разными видами застежек.

Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей



Беседа «Каждой вещи - свое место». Чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Дидактические упражнения: «Кто правильно положит одежду», «Застегни и расстегни», «Помним свои вещи».

Продуктивная деятельность «Моя одежда»



Умывание

Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком

Чтение: И. Ищук «Мои ладошки». Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться»

Содержание в порядке одежды и обуви , заправка кровати

Совершенствовать умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом

Дидактическое упражнение

«Как правильно заправлять кровать»



декабрь, январь, февраль

Питание

Учить есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости

Беседа «Культура поведения во время еды».

Чтение: С. Махотин «Завтрак»



Одевание - раздевание

Закреплять умение самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды

Беседа «Наводим порядок в шкафу для одежды»

Умывание

Закреплять умения быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках

Чтение: А. Барто «Девочка чумаз



Учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь. Учить пришивать оторвавшиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья : стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку

Беседа «Как заботиться о своей одежде». Чтение: Д. Крупская «Чистота»

март, апрель, май

Питание

Закреплять умения правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из руки в руку , есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно

Беседа «Культура еды - серьезно дело».

Чтение: Д. Грачев «Обед»



Одевание - раздевание





Умывание





Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати

Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о недостатках в их внешнем виде , проявлять желание помочь им.

Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку



Чтение: А. Жигулин «Потеряла в траве заколку». Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу»

июнь, июль, август

Питание

Совершенствовать умение правильно

пользоваться столовыми приборами: во время еды держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол



Чтение: О, Григорьев «Варенье»

Одевание - раздевание

Совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле, помогать товарищам застегнуть пуговицу, расправить воротник и т.п.

»

Умывание



Чтение: Т. Кожомбердиев «Все равно»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати

Закреплять привычку постоянно заботиться о своем внешнем виде, исправлять недостатки.

Полностью заправлять кровать после сна. Принимать участив в смене постельного белья



Показ, напоминание, указания

Подготовительная к школе группа


Режимные процессы

Содержание навыков

Методические приемы

сентябрь, октябрь, ноябрь

Питание

Совершенствовать умения держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. Закреплять умения намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски

Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Чтение: Н. Литвинова «Королевство столовых приборов»

Одевание - раздевание

Совершенствовать умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.

Закреплять умение пользоваться разными видами застежек



Беседа "Каждой вещи - свое место».

Чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро сложит одежду»



Умывание

Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком

Чтение: И. Ищу к «Мои ладошки». Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати

Закреплять умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом

Дидактическое упражнение «Как надо заправлять кровать»

декабрь, январь, февраль

Питание

Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости

Беседа «Культура поведения во время еды»

Одевание - раздевание

Закреплять умение самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды.

Беседа «Как мы наводим

Умывание

Совершенствовать умения быстро и правильно умываться, насухо вытираться

полотенцем, взяв его из шкафчика

и развернув на ладошках.


Игра драматизация по произведению А. Барто «Девочка чумазая»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати

Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, мыть протирать, чистить обувь.

Закреплять умение пришивать оторвавшиеся пуговицы.

Принимать участие в смене постельного

белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку.



Беседа «Как заботиться о своей одежде».

Чтение: Д. Крупская «Чистота»



март, апрель, май

Питание

Закреплять умения правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно

Беседа «Культура еды - серьезное дело»

Одевание - раздевание

Закреплять умения аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава рубашки или платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь

Чтение: М. Зощенко «Глупая история»

Умывание

Совершенствовать умения быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. Закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости

Чтение: Е. Винокуров «Купание детей»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати

Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о недостатках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им. Совершенствовать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду. Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку

Беседа «Чистота - залог здоровья».

Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу». Продуктивная деятельность: шитье кукольного белья



июнь, июль, август

Питание

Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды: держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол

Чтение: О. Григорьев «Варенье».

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»



Одевание - раздевание

Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле, помогать товарищам застегнуть пуговицу, расправить воротник и т.п.

Чтение: Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Я сам»

Умывание

Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела

Чтение: Т. Кожомбердиев «Все равно»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати

Закреплять привычку постоянно следить за своим внешним видом, устранять недостатки.

Учить пришивать оторвавшиеся петли. Совершенствовать умение полностью заправлять кровать после сна. Принимать участие в смене постельного белья



Показ, напоминание, указания. Продуктивная деятельность: починка кукольной одежды

ПРИЛОЖЕНИЕ 18

Совместная деятельность педагога с детьми

(практический материал)


Младший дошкольный возраст
Я - человек

Почему так?

Цель: Развивать сознание собственной адекватности.

Оборудование: зеркало; картинки с изображением бабушки, девочки; кукла Катя.

Кукла Катя смотрит на себя в зеркало, рассуждает.

Кукла Катя. У меня два глаза , две руки, две ноги, один язык, один нос. Дети, посмотрите на себя в зеркало. У вас так же?

Дети рассматривают себя в зеркало, смотрят друг на друга. Воспитатель рассказывает, что случилось с Катей (по произведению Е. Пермяка).

Воспитатель. «Почему у меня всего по два, а язык и нос один?» - спрашивает Катя бабушку. Бабушка отвечает: «А потому, милая внучка, чтобы ты больше видела, больше слушала, больше делала, больше ходила, меньше болтала и нос свой, куда не надо, не совала!» Дети, а вы как думаете? Правильно бабушка ответила Кате?
Наши имена и фамилии

Цель: Рассказать, что у каждого человека есть свое имя, фамилия, отличающие его от других людей, повышать самооценку детей.

Воспитатель . Ребята, когда вы пришли в детский сад, вы, запомнили детей по одежде, по имени, волосам. Но у каждого человека есть имя , оно красиво звучит. По имени можно узнать кто это: мальчик или девочка, мужчина или женщина. Каждое имя можно назвать по-разному: Вова, Владимир, Володя, Вовочка. Каждое имя можно назвать ласково. Как называют вас мама и папа? Имя ребенку выбирают родители, а вот фамилию никто не выбирает. Фамилия переходит от предков, дедушек и прадедушек. Если в группе два мальчика с именем Павел, воспитатель называет их по фамилии.

У каждого человека есть имя, фамилия, отчество. Отчество нам переходит от папы, фамилия достается от папы или мамы. Как зовут ваших родителей по имени-отчеству?

Дети отвечают.

К взрослым нужно обращаться по имени и отчеству. К детям - по имени. К сверстникам нужно обращаться уважительно, нельзя называть грубо, произносите имя товарища ласково, дружелюбно. Вы вырастите и станете хорошими людьми, сделаете много добрых дел для всех людей и прославите свое имя, фамилию.

Стихотворения


Помни истину простую:

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

Л. Зильберг

Глаза даны - чтобы видеть,

А уши - чтобы слышать,

Язык во рту - чтоб вкус понять,

А носик - запах различать.

М. Гомбалис

Загадки

Меж двух светил я в середине один. (Нос.)

Два Егорки живут возле горки. Живут дружно, а друг друга не видят. (Глаза.)

Не сеют, не сажают - сами вырастают. (Волосы.)

У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Пальцы.)
Пословицы и поговорки

Здоровяк - всему голова.

Крепок телом - богат делом.

В здоровом теле - здоровый дух.


Я и движение

Спорт - это здоровье

ЦЕЛЬ: Вызвать интерес к спортивным играм, желание заниматься спортом, делать зарядку, заниматься физкультурой.

Воспитател ь. Физкультурой занимаются и маленькие и взрослые. Спортом занимаются самые сильные, крепкие, здоровые. Что нужно делать, чтобы стать сильным, крепким?

Д е т и . Делать зарядку.

Воспитатель . Какими бывают дети, которые не любят делать зарядку, не любят физкультуру?

Дети . Они Слабые, часто болеют, грустные.

Воспитатель . Давайте сделаем упражнения, чтобы мы стали сильными, укрепим мышцы.

Дети выполняют задания по показу воспитателя. Ребята, как вы себя чувствуете, вам понравилось? Мы с вами каждый день будем заниматься физкультурой, станем сильными, а когда вырастем, кто-то станет спортсменом.


Вот я какой!

Цель: Познакомить детей со строением тела человека. Воспитывать чувство гордости, что ты - человек.

Оборудование: плакат со строением тела человека.

Воспитатель . Сегодня к нам в гости пришел Познайка, который нам расскажет очень много интересного. Из чего состоит наш организм? У каждого есть голова - она может думать, смотреть, слушать, нюхать, пробовать на вкус. Правда, не сама, а с помощью ушей, глаз, носа, рта. На голове есть волосы, они украшают человека. Голова поворачивается с помощью шеи. У каждого человека есть: туловище, оно тоже поворачивается в разные стороны, наклоняется, выгибается. Туловище имеет руки и ноги. Руки выполняют разную работу: держат предметы, вяжут, пишут, вырезают ножницами, готовят обед. Ноги ходят, бегают, прыгают. Все наше тело - голова, шея, туловище, руки и ноги - может делать еще больше. Мы можем танцевать, плавать, играть, кататься на велосипеде.

Человек не летает, поэтому изобрел самолеты; не может очень далеко плавать, поэтому создал лодки, корабли; не может жить под землей - построил метро. Вот какой умный человек, какой изобретательный!

Игры

«Умею - не умею»

Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма воспитывать чувство собственною достоинства.

Оборудование: мяч.

Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребенок;, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он не умеет или умеет. Например: «Я умею бегать, так как у меня есть ноги . Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

«Угадай, кто позвал?»

Цели: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.

Ведущий, стоя спиной к детям, должен определить по голосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место ведущего занимает ребенок, чей голос был определен.

«Найди пару»

Цель: подбирать пару к предмету по тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

Оборудование: пуговицы, кубики, яблоко, карандаши, мелкие предметы.

Выбрав себе предмет, ребенок должен с завязанными глазами выбрать из кучки точно такой же. В конце игры ведущий просит объяснить, что помогло ребенку правильно определять на ощупь разные материалы.


Загадки

Упадет - поскачет, ударишь - не плачет. (Мяч.)

Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем. (Велосипед.)

Все лето стояли, зимы ожидали. Дождались поры - помчались с горы. (Санки.)
Физкультминутки


Раз наклон, два наклон -

Всем ромашкам шлем поклон.

Тики-так, тики-так,

Делай этак, делай так.

Мы шли, шли, шли,

Землянику нашли.

Раз, два, три, четыре, пять -

Мы начнем опять искать.

Мы растем здоровыми,

Крепкими, веселыми.

Каждый день зарядку делай -

Будешь сильным и умелым!

Я осваиваю гигиену и этикет
Какие бывают привычки

Взрослый показывает детям несколько сюжетных картинок с изображением плохих привычек , затем вместе обсуждают, правильно ли поступают дети на этих картинках, почему эти привычки можно назвать вредными, плохими, дурными. Попросите детей рассказать о дурных привычках: грызть ногти, сосать палец, ковырять в носу, не убирать за собой игрушки, не мыть руки после прогулки, туалета (перед едой), вместо носового платка пользоваться пальцами, брать в рот несъедобные предметы, разбрасывать одежду.

Затем обсудите с детьми, как можно справиться с плохими привычками, как окружающие воспринимают дурные привычки, к каким последствиям они приводят.

В конце беседы проводят этюд «Котята». Дети, сидя на стульчиках, имитируют движения кошки, которая умывается после еды: трут ребром ладошки нос, лицо и затылок, трут руку об руку.


Игры

«Правила гигиены»

С помощью считалки выбирается водящий , он выходит из группы. Воспитатель с детьми договариваются, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов, мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причесывание, купание.

«Этикет – школа изящных манер»

Цели: научить ребенка правилам поведения за столом; рассказать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами.

Оборудование: предметные картинки. Умение вести себя за столом, правильно обращаться со столовыми приборами характеризует уровень воспитанности и культуры поведения человека. Вот правила, которые нужно запомнить. Ложкой едят все супы и бульоны, каши, а также десерты (варенье, мороженое, торт, компоты). Вилку используют, когда едят салаты, овощные гарниры, яичницу, макароны, пельмени, изделия из мяса (котлеты, гуляш). Вилка и нож нужны, когда вы едите продукты и блюда, которые трудно отделить при помощи вилки: сложные бутерброды, сыры, колбасы, блины, блюда из рыбы, мяса. Руками можно брать маленькие бутерброды, пирожки, булочки, виноград, вишню, пирожные, печенье, конфеты.
Стихотворения


Лейся, чистая водица,

Дашу вымой чисто-чисто.

Шейку, ручки умывай,

Ничего не забывай.

Мойся, мойся, обмывайся,

Грязь, смывайся.

Умываем Дашу быстро,

Вытираем ее чисто.

Даша опрятна, аккуратна.

Всем смотреть на нее приятно.


Ручки мыли? Мыли!

Щечки мыли? Мыли!

Ушки мыли? Мыли!

Носик мыли? Мыли!

Ничего не забыли?

Не забыли!

И теперь мы чистые

Зайчики пушистые.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.


Загадки

Мойдодыру я родня, отверни-ка ты меня, и холодною водою живо я тебя умою. (Кран.)

Хвостик из кости, а на спинке щетинка.(Расческа.)

На нем пена поднялась, смыла с рук и пыль, и грязь, краски и чернила. Узнаёте? Это… (мыло).


Работа с родителями

Памятка

1. Тепловой и солнечный удары . Летом для предупреждения солнечного удара во время прогулки необходимо прикрывать голову головным убором. Для предупреждения теплового удара следует одеваться соответственно температуре воздуха. Одежда должна быть чистой и хорошо пропускать воздух. При тепловом и солнечном ударе человека надо перенести в прохладное место, раздеть или расстегнуть одежду, на голову положить полотенце, смоченное холодной водой, а под голову и под ноги положить валик из одежды. Дать выпить прохладной воды и вызвать врача.

2. Гимнастика бодрости . Полное дыхание, растирание ушей, резкие движения челюстями, потирание щек, растирание крыльев носа, массирование затылочной части, легкие движения по бровям, движения глазами вправо-влево, вверх-вниз, массаж лица.

3. Помощь при травме глаз. Если в глаз попала соринка , надо удалить ее носовым платком или промыть глаз водой в направлении от века к переносице. При ушибе глаза - приложить к глазу чистый носовой платок, смоченный в холодной воде. При тяжелых повреждениях - наложить чистую повязку и отправить в больницу. При попадании ядовитых веществ нужно сразу промыть глаз чистой водой и обратиться к врачу.

Памятка

Не лениться выполнять трудовые поручения дома, в детском саду, школе.

Ежедневно делать утреннюю гимнастику, заниматься физическими упражнениями.

Правильно сидеть за столом на стуле, не горбиться, не наклонять низко голову.

Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

При письме, чтении менять позу, потягиваться, двигаться, делать физкультминутки.

Больше гулять на свежем воздухе, играть в спортивные игры , плавать, кататься на велосипеде, на лыжах, санках, коньках. Играть со скакалкой, обручами, мячами.

Каждый день смотреть на себя в зеркало и следить за осанкой.

Памятка «Правила этикета»

Приходя домой с прогулки, не забудьте вытереть ноги о коврик у дверей, а потом снять сапоги или ботинки, переобуться в домашние тапочки; пальто или куртку Повесить на вешалку. Приходя с улицы домой , не забудьте вымыть руки с мылом. Вежливые слова «здравствуйте», «спасибо», «будьте добры» нужно говорить не только друзьям и знакомым, но и своим домашним - маме, папе, бабушке и дедушке, тете, дяде, брату и сестре.

Главная задача родителей - научить ребенка наблюдать. Сделайте ваши прогулки интересными, старайтесь больше показать, объяснить. После прогулки можно предложить нарисовать то, что ребенку больше всего запомнилось. Чаще играйте вместе, фантазируйте, развивайте воображение, творчество.

Важно учить ребенка анализировать свои поступки, научить сопереживать. При этом больше говорите, что у него получается хорошо, а лишь потом предлагайте исправить то, что пока еще не удается. Чаще рассказывайте о себе, своем детстве, дети ведь хотят быть похожими на вас.

Обязательно читайте познавательную литературу. По ходу чтения объясняйте непонятное, уточняйте, выражайте свое отношение к содержанию.

Мир противоречив, поэтому и оценка может быть разной - и положительной и негативной. Ребенок прислушивается к вам. Будьте осторожны в Выражении чувств и в оценках. Ребенок должен вырасти со светлой душой, с надеждой, с оптимистическим мироощущением.

Приборы на стол ставят по числу обедающих. Сидеть за столом нужно прямо, не слишком близко и не слишком далеко, во время еды следует чуть наклоняться над столом, нельзя разваливаться на стуле и класть локти на стол. Руки и рот нужно вытирать бумажными салфетками. Нельзя размазывать еду по тарелке, катать хлебные шарики, чавкать, дуть на суп, облизывать пальцы. Не стоит тянуться за едой через весь стол. Не надо есть слишком быстро, брать в рот сразу много еды и говорит с полным ртом. Доедая суп, нужно наклонить тарелку немного от себя. Последнюю ложку супа можно не доедать.

Воспитание культурно – гигиенических навыков подготовительная группа

Воспитание навыков самообслуживания – довольно длительный процесс. Безусловно, процесс формирования почти всех навыков осуществляется постоянно и практически одновременно.
Воспитывать привычку следить за чистотой своего тела, опрятности одежды, прически: самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после еды, следить за чистотой ногтей: при кашле и чихании закрывать рот и нос платком, отворачиваться в сторону.
Знакомство с правилами безопасного поведения; сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, о важности охраны органов чувств (зрения, слуха).
Знание пословиц, поговорок, стихов о здоровье, гигиене и культуре еды.

Первый квартал

Совершенствовать умение держать вилку большим и средним пальцем, придерживать сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке,
а лишь слегка поворачивая кисть. Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски.
Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать».
Чтение: Н.Литвинова «Королевство столовых приборов».
Одевание - раздевание
Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно раскладывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться различными видами застежек.
Беседа:»Каждой вещи – свое место».
Чтение: И.Бурсов «Галоши», С.Михалкова «Я сам».
Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду»
Умывание
Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком.
Чтение: И.Ищук «Мои ладошки»
Дидактическое упражнение «Расскажи малышам, как надо умываться»

Второй квартал

Питание
Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.
Беседа «Культура поведения во время еды»

Одевание - раздевание
Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды.
Беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды»
Умывание
Совершенствовать умение быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув его на ладошках.
Игра – драматизация по произведению А.Барто «Девочка – чумазая»

Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь.
Закреплять умение пришивать оторвавшие пуговицы.
Принимать участие в смене постельного белья: расстилать простыню, заправлять кровать.
Беседа «как заботиться о своей одежде»
Чтение: Д.Крупская «Чистота»

Третий квартал

Питание
Закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно.
Беседа «Культура еды – серьезное дело»
Одевание - раздевание
Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, вывертывать рукава рубашки и платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь.
Чтение: М.Зощенко «Глупая история»
Умывание
Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате.
Закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости.
Чтение:Е.Винокурова «Купание детей»
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати
Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им совершенствовать умение зашивать распоровшуюся одежду по шву.Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, заправлять кровать.
Беседа «Чистота – залог здоровья».
Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу».
Продуктивная деятельность: шитье кукольного белья

Четвертый квартал

Одевание - раздевание
Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле, помогать товарищам застегнуть пуговку, расправит воротник и т.п.
Чтение: Я.Акима «Неумейка»,С.Михалкова «Все сам»
Умывание
Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела
Чтение Т.Кожомбердиева «Все равно"
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати
Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки.
Учить пришивать оторвавшиеся петли. Полностью заправлять кровать после сна. Принимать
Участие в смене постельного белья.
Продуктивная деятельность: починка кукольного белья.
Питание
Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол.
Чтение: О. Григорьев «Варенье». Сюжетно-ролевая игра «Кафе».

Утверждаю

Заведующий МБДОУ №5

___________/М.В.Смирнова/

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА В РЕЖИМЕ ДНЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида №5»

г.Сорочинск

Образовательная область «Здоровье»

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Режимные процессы Содержание навыков Методические приемы
Первый квартал
Питание Совершенствовать умения держать вилку большим и средним пальцами, придержи­вая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Чтение: Н. Литвинова «Королевство столовых приборов»
Одевание - раздева­ние Совершенствовать умения самостоя­тельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать Беседа «Каждой вещи - свое место». Чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Дидактическое упражнение
и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умение пользоваться разными видами застежек «Кто правильно и быстро сложит одежду»
Умывание Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком Чтение: И. Ищук «Мои ладошки». Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться»
Закреплять умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом Дидактическое упражнение «Как надо заправлять кровать»
Второй квартал
Питание Закреплять умение есть второе блюдо. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости Беседа «Культура поведения во время еды»
Одевание - раздева­ние Закреплять умение самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды Беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды
Умывание Совершенствовать умения быстро и пра­вильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках Игра-драматизация по произве­дению А. Барто «Девочка чумазая»
Содержание в поряд­ке одежды и обуви, заправка кровати Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь. Закреплять умение пришивать оторвав­шиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку Беседа «Как заботиться о своей,одежде».
Третий квартал
Питание Закреплять умения правильно пользовать­ся столовыми приборами, есть с закры­тым ртом, пережевывать пищу бесшумно Беседа «Культура еды – серьезное дело»
Одевание - раздева­ние Закреплять умения аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава рубашки или платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь Чтение: М. Зощенко «Глупая история»
Умывание Совершенствовать умения быстро и акку­ратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. Закреплять умение мыть руки после посе­щения туалета и по мере необходимости Чтение: Е. Винокуров «Купание детей»
Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о недостатках в их внешнем виде, прояв­лять желание помочь им. Совершенствовать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду. Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку Беседа «Чистота - залог здоровья». Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу». Продуктивная деятельность: шитье кукольного белья
Четвертый квартал
Питание Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды: держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол Чтение: О. Григорьев «Варенье». Сюжетно-ролевая игра «Кафе»
Одевание - раздева­ние Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле, помогать товарищам застегнуть пуговицу, расправить воротник и т.п. Чтение: Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Я сам»
Умывание Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела Чтение: Т. Кожомбердиев «Все равно»
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати Закреплять привычку постоянно следить за своим внешним видом, устранять недостатки. Учить пришивать оторвавшиеся петли. Совершенствовать умение полностью заправлять кровать после сна. Принимать участие в смене постельного белья Показ, напоминание, указания. Продуктивная деятельность: починка кукольной одежды

Образовательная область «Безопасность»

В предлагаемом варианте перспективного плана формирования у детей навыков безо­пасного поведения выделено четыре блока, раскрывающие вопросы здоровья ребенка, его безопасного поведения дома и на улице, его общения с незнакомыми людьми. Обеспечение комфортного пребывания ребенка в детском саду и общения его с природой раскрывается в других блоках перспективного плана или в календарном планировании.

Направления Содержание Методические приемы
Сентябрь
«Ребенок и его здоро­вье» Чтобы быть здоровым, надо быть чистым Беседы: «Чистота и здоровье». Дидактические игры: «Туалетные принадлежности», «Правила гигиены». Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека». Чтение: Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Кукольный спектакль по сказке К. Чуковского «Мойдодыр». Театрализованное представление для малышей по стихотворе­нию А. Барто «Девочка чумазая»
«Ребенок на улице города» Правила дорож­ного движения, безопасный маршрут от дома до детского сада Экскурсия, целевая прогулка по улице, к пешеходному переходу. Рассматривание картин, иллюстраций «Улица города». Беседа «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать». Обсуждение опасных ситуаций. Чтение: Б. Житков «Что я видел», Н. Сорокин «Переход», В. Семернин «Запрещается - разрешается», загадки о транспорте, правилах дорожного движения. Дидактические игры: настольно-печатные игры типа «Гусек» по правилам дорожного движения. Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы». Продуктивная деятельность: коллективная работа «Машины на нашей улице»
Порядок и безопасность Рассматривание обстановки групповой комнаты. Беседы: «Если вещи лежат на месте», «Где положишь, там и возьмешь». Дидактические игры: «У нас порядок», «Что где лежит». Продуктивная деятельность: коллективная уборка групповой комнаты
«Ребенок и другие люди» Правила поведе­ния с незнакомы­ми людьми Беседа «Люди знакомые и незнакомые»
Октябрь
«Ребенок и его здоро­вье» Полезные продукты и витамины Рассматривание овощей и фруктов, составление описательных рассказов. Беседы: «Полезная пища», «Витамины и здоровье». Чтение: Г. Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких», Л. Зильберг «Полезные продукты». Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Полезные продукты», «Аскорбинка и ее друзья». Продуктивная деятельность: посадка лука на перо и корней петрушки на зелень
«Ребенок на улице города» Работа ГИБДД Встреча с работником ГИБДД. Экскурсия, целевая прогулка по улице, к светофору. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Безопасное поведение на улице». Обсуждение опасных ситуаций. Чтение: С. Маршак «В снег и дождь...», С. Михалков «Светофор», Я. Пишумов «Постовой», загадки о транспорте, правилах дорожного движения. Сюжетно-ролевая игра «Дорожный патруль»
«Безопасность ребенка в быту» В мире опасных предметов: иглы, ножницы и скреп­ки не бросай на табуретке Рассматривание предметов и иллюстраций. Беседа «Правила обращения с опасными предметами». Дидактические игры: «Опасно - неопасно», «Что лишнее», «Куда положить предметы»
«Ребенок и другие люди» Опасность кон­тактов с незнако­мыми людьми, как избежать насилия со сторо­ны взрослых. Конвенция о пра­вах ребенка (ст. 35) Рассматривание иллюстраций. Беседа «Предотвращение опасных ситуаций при контактах с незнакомыми людьми». Обыгрывание и обсуждение ситуаций
Ноябрь
«Ребенок и его здоровье» Забота о здоровье зубов Рассматривание полости рта в зеркало, определение состояния зубов. Беседы: «Здоровые зубы - здоровые дети», «Почему нужно лечить зубы». Чтение: А. Анпилов «Зубки заболели», В. Ланцетти «Все качается», С. Прокофьева, Г. Сапгир «Румяные щеки». Дидактическая игра «Зуб Неболей-ка». Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»
«Ребенок на улице города» Культура пешехода Целевая прогулка по улице. Беседы: «Два светофора», «Правила для пешеходов». Чтение: Б. Житков «Как в Москве на улице», С. Михалков «Скверная история», «Моя улица». Сюжетно-ролевые игры: «Транспорт», «Путешествие по городу». Продуктивная деятельность: изготовление светофоров для автомобилей и пешеходов
«Безопасность ребенка в быту» Опасность кон­тактов с незнако­мыми животными, правила поведе­ния при их агрес­сии Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как вести себя с незнакомыми животными». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Чтение: А. Дмитриев «Незнакомая кошка», Г. Новицкая «Двор­няжка». Акция «Помоги бездомным животным». Продуктивная деятельность «Мое домашнее животное»
«Ребенок и другие люди» Беседы с незна­комыми людьми в транспорте Беседа «Как вести себя в транспорте». Обыгрывание и обсуждение ситуаций
Декабрь
«Ребенок и его здоро­вье» Врачи - наши помощники Экскурсия в медицинский кабинет детского сада, целевая прогулка к медицинскому учреждению. Беседа о работе врача. Чтение: В. Ивенин «Слово врача». Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека»
«Ребенок на улице города» Азбука пешехода и водителя: запрещающие дорожные знаки Рассказ-беседа о знаках: 3.1 «Въезд запрещен», 3.2 «Движение автомашин запрещено», 3.9 «Движение на велосипедах запреще­но», 3.10 «Движение пешеходов запрещено». Дидактические игры: «Назови правильно», «Узнай по описанию». Продуктивная деятельность «Дорожные знаки запрещают»
«Безопасность ребенка в быту» Правила безопасности во время грозы, пожара Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Огонь -друг или враг», «Чтобы не было беды», «Гроза и гром». Чтение: С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», И. Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела», П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и спичечном коробке», Е. Новичихин «Ноль - один», О. Иоселиани «Пожарная команда», загадки. Обсуждение опасных ситуаций при украшении новогодней елки. Дидактические игры: «Опасные предметы», «Можно- нельзя» Сюжетно-ролевая игра «Пожарные на учениях». Продуктивная деятельность: «Пожар»., «Гроза»
«Ребенок и другие люди» Опасность кон­тактов с незнако­мыми людьми; к кому можно обратиться за помощью Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Как бы вы поступили в данной ситуации», «Как не потеряться». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Дидактическая игра «Добрый или злой человек»
Январь
«Ребенок и его здоро­вье» Изучаем свой организм Опытно-исследовательская деятельность по изучению отдельных функций своих органов чувств. Беседы: «Как устроено наше тело», «Что для чего нужно», «Как работают наши органы». Чтение: В. Бондаренко «Язык и уши», С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык», Е. Пермяк «Про нос и язык». Дидактическая игра «Кто больше знает о себе». Сюжетно-ролевая игра «Диспансеризация». Продуктивная деятельность: «Мы одинаковые и разные», «Портреты»
«Ребенок на улице города» Азбука пешехода и водителя: предупреждаю­щие дорожные знаки Рассказ-беседа о знаках: 1.17 «Искусственная неровность», 1.22 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети», 1.24 «Дорожные работь Дидактические игры: «О чем говорят дорожные знаки в круге и в треугольнике», «Запрещаю или предупреждаю». Сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения». Продуктивная деятельность «Предупреждающие дорожные знаю
«Безопасность ребенка в быту» Безопасность на льду Наблюдение за работой дворника. Опытно-исследовательская деятельность: превращение воды в лед. Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Если скользко на дороге», «Замерзшая речка совсел не каток». Продуктивная деятельность: помощь в уборке групповой площадки малышей, изготовление ледяных фигурок
«Ребенок и другие люди» Несоответствие приятной внешно­сти и добрых намерений Беседа «Слова и поступки». Чтение: Г. X. Андерсен «Гадкий утенок», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Февраль
«Ребенок и его здоро­вье» Болезни и их про­филактика. Забота о здоро­вье окружающих. Взаимодействие живых организ­мов в природе, опасность загряз­нения окружаю­щей среды, охра­на природы Беседы: «Почему люди болеют», «Как уберечься от болезней» «Почему нужно охранять природу», «Все в природе взаимосвязано». Чтение: Г. Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказа; для самых маленьких», И. Семенов «Как стать Неболейкой». Сюжетно-ролевая игра «Больница». Продуктивная деятельность: плакаты о защите природы
«Ребенок на улице города» Азбука пешехода и водителя: пред­писывающие дорожные знаки Рассказ-беседа о знаках указания направления движения (4.1. 4.1.6). Дидактические игры на закрепление знания дорожных знаков. Сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения». Продуктивная деятельность «Предписывающие дорожные знаю
«Безопасность ребенка в быту» В мире опасных предметов: элек­тробытовые при­боры Рассматривание предметов и иллюстраций. Беседы: «Домашние помощники», «Правила обращения с электроприборами», «Электричество полезное и опасное». Дидактические игры: «Назови и опиши», «Можно - нельзя»
«Ребенок и другие люди» Сопротивление агрессии со сто­роны незнакомых взрослых Рассказ воспитателя о поведении при агрессии со стороны незнакомых взрослых. Обыгрывание и обсуждение ситуаций
Март
«Ребенок и его здоро­вье» Правила оказания Беседа: «Как помочь себе и другу».
первой помощи Дидактические игры и упражнения: «Окажи помощь», «Что делать, если... (порезал палец, обжегся и т.д.)». Игровые тренинги «Оказание первой помощи», «Позвони 02». Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь». Продуктивная деятельность «Автомобиль скорой помощи»
«Ребенок на улице города» Азбука пешехода и водителя: знаки особых предписа­ний и информаци­онные Рассказ-беседа о знаках: 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», 5.6 «Подземный пешеходный переход», 6.4 «Место стоянки». Дидактические игры: «Собери знаки», «Одинаковые и разные». Сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения». Продуктивная деятельность «Дорожные знаки»
«Безопасность ребенка в быту» Безопасность в транспорте Рассказ воспитателя о правилах проезда и поведения в транспорте. Обыгрывание и обсуждение ситуаций
«Ребенок и другие люди» Один дома Беседа «Гости званые и незваные». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Чтение: Е. Тамбовцева-Широкова «Кто твой друг и кто твой враг?», «Находчивый Дима»
Апрель
«Ребенок и его здоро­вье» Физкультура и здоровье Беседы: «Почему полезно заниматься физкультурой», «Мы дружим с физкультурой». Чтение: В. Радченко и др. «Твой олимпийский учебник», С. Прокофьева «Румяные щеки», пословицы, поговорки, загадки о спорте. Дидактические игры: «Угадай вид спорта», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем». Сюжетно-ролевая игра «Физкультурное занятие». Продуктивная деятельность «Мы делаем зарядку»
«Ребенок на улице города» Правила езды на велосипеде и самокате Целевая прогулка по улице. Рассматривание картины «Милиционер-регулировщик» из серии «Кем быть». Беседы: «Зачем нужны дорожные знаки», «Знаки предупрежда­ющие и указывающие», «Я хочу здоровым быть». Чтение: А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный», Н. Кончаловская «Самокат». Дидактические игры: «Найди такой же знак», «Учись быть пешеходом», «Красный и зеленый». Сюжетно-ролевая игра «Дороги и пешеходы». Продуктивная деятельность: «Перекресток», «Моя улица»
«Безопасность ребенка в быту» Лекарства и вита­мины Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Как лечить болезни», «Где живут витамины». Чтение: М. Безруких «Разговор о правильном питании», Г. Зайцев «Приятного аппетита», «Крепкие-крепкие зубы». Сюжетно-ролевая игра «Аптека». Продуктивная деятельность: изготовление атрибутов для игры «Аптека»
«Ребенок и другие люди» Ситуация «Опасное предло­жение» Беседа «Когда нельзя слушаться старших». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Просмотр видеофильма «Уроки осторожности»
Май
«Ребенок и его здоро­вье» Здоровье - глав­ная ценность человеческой жизни Беседы: «Если хочешь быть здоров», «Как сберечь свое здоровье», «Здоровье - главное богатство». Развлечение «Путешествие в Страну здоровья» Продуктивная деятельность: плакаты о здоровом образе жизн паспорт здоровья. Детско-родительский проект: портфолио ребенка «Я и мое здоровье»
«Ребенок на улице города» Игры во дворе Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Играем во дворе», «И во дворе ездят машины». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Продуктивная деятельность: конструирование «Наш двор»
«Безопасность ребенка в быту» Безопасное купа­ние Беседы: «Правила поведения на воде», «Не зная брода, не cyйся в воду». спасение утопающих
«Ребенок и другие люди» Если ты гуляешь один Беседа «Гуляй, да присматривай». Обыгрывание и обсуждение ситуаций
Июнь - август
«Ребенок и его здоро­вье» Здоровый образ жизни Рассматривание фотографий и иллюстраций. Беседа «Что такое здоровый образ жизни». Чтение: С. Михалков «Не спать», «Про девочку Юлю, которая плохо кушала». Развлечение: викторина «Знатоки правил безопасности». Продуктивная деятельность: составление семейных фотоальбомов «Здоровый образ жизни нашей семьи», книги «Полезные привычки»
«Ребенок на улице города» Обобщить знания о правилах дорожного движе­ния Беседы: «Как по улице шагать», «Наши помощники дорожные знаки», «Мы - воспитанные пассажиры». Дидактические игры по желанию детей. Сюжетно-ролевые игры по правилам дорожного движения. Развлечения: «Праздник дорожного движения», катание на электромобилях. Продуктивная деятельность: коллективные работы «Макет улиць города», лото «Транспорт», «Придумаем новые дорожные знаки
«Безопасность ребенка в быту» Ядовитые расте­ния и грибы Рассматривание муляжей, иллюстраций. Беседа «Красивые, но ядовитые». Чтение: Я. Тайц «По грибы», загадки. Дидактическая игра «Опасные двойники». Продуктивная деятельность: плакаты «Внимание, опасность!»
«Ребенок и другие люди» Я и другие люди -закреплять знания о правилах пове­дения с незнако­мыми людьми Беседы: «Один дома», «Гуляю один». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Чтение: Е. Васильев и др. «Чтобы не было беды - делай правильно», С. Обоева «Азбука безопасности»

Образовательная область «Социализация»

Сюжетно-ролевая игра

Перспективное планирование игровой деятельности целесообразно осуществлять на основе определения педагогом игровых действий, которые могут выполнять дети в про­цессе игры, исходя из своего опыта и знаний, а также предполагая перспективу развития таких действий на основе эффективного руководства. С этой целью предлагаются пример­ный объем игровых действий на каждый месяц учебного года, а также некоторые методиче­ские приемы, которые помогут обеспечить формирование данных навыков и умений.

Система формирования игровых навыков и умений предполагает постоянное использо­вание таких традиционных приемов, как объяснение, напоминание, наблюдение за играми детей, включение педагога в игру детей. Они постоянно присутствуют в арсенале педагога в работе со старшими дошкольниками.

Названия игр Объем игровых навыков и умений Методические приемы
Сентябрь
«Семья, школа» Проводы первоклассников в школу. Ученики приходят в школу. Их встре­чает учительница, проводит уроки Проводы в школу выпускников детского сада. Рассказ воспитателя «Дети пошли в школу». Чтение: А. Барто «Первоклассница». Составление альбома по теме «Школа». Продуктивная деятельность: тетради, учебники для игры в школу
«Путешествие по улице» Туристы из другого города приехали на экскурсию. Экскурсовод показывает им достопримечательнос­ти на улице города, рассказывает о них Рассматривание фотографий, иллюстраций. Беседа «Интересное рядом с нами»
«ГИБДД» Сотрудники автоинспекции наблюда­ют за порядком на дорогах, проверя­ют документы у водителей, следят за соблюдением правил дорожного движения Целевая прогулка по улице. Рассказ воспитателя. Игровое упражнение «Сигналы жезла регулировщика»
«Фабрика игру­шек» На фабрике делают разные игрушки. Художники придумывают их. Мастера делают игрушки из разного материла по рисункам, отправляют в магазины Рассказ воспитателя. Дидактические игры: «Опиши игрушку», «Чего не стало». Продуктивная деятельность: игрушки из разных материалов
Октябрь
«Транспорт» По улицам ездят машины разного назначения, пешеходы идут по троту­ару. Водители и пешеходы соблюдают правила дорожного движения. Водители уступают дорогу транспорту особого назначения Целевая прогулка к пешеходному переходу. Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Мы - пешеходы», «Как вести себя на улице», «Правила дорожного движения обязательны для всех»
«Путешествие по воде» Путешественники плывут на теплохо­де, делают остановки, знакомятся с достопримечательностями, посеща­ют цирк, идут в магазины, парик­махерскую, аптеку Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя «Как путешествуют по рекам и морям»
«Театр» Строители возводят театр. Кассир продает билеты. Зрители покупают их и проходят в зрительный зал. Их пропускает билетер. Он предлагает им программки. Артисты репетируют спектакль и показывают его зрителям Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя «Как я была в театре». Беседа «В каких театрах вы побывали». Чтение: Н. Евреинов «Что такое театр». Продуктивная деятельность: билеты, афиша, программки
«Поликлиника» Терапевт лечит людей: прослушивает, пальпирует, измеряет давление, осматривает горло, направляет к окулисту, выписывает рецепт. Медсестра делает уколы, перевязки Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как работает врач». Продуктивная деятельность: таблица для проверки зрения
Ноябрь
«Подводное плавание» Моряки отправляются в плавание, наблюдают за морскими обитателями из иллюминаторов, опускаются в ска­фандрах на дно моря. Команда рабо­тает дружно. На судне есть командир, матросы, кок, врач, механики Рассматривание иллюстраций подводных обитателей. Рассказ воспитателя. Продуктивная деятельность: атрибуты для игры «Рыбы, растения и другие морские обитатели»
«Транспорт» Грузовые и легковые автомашины едут по улице, пешеходы идут по тротуару, переходят через дорогу. Водители и пешеходы соблюдают правила дорожного движения Целевая прогулка к светофору, нерегулируемому переходу. Дидактические игры: «Осторожно, пеше­ход!», «Красный, желтый, зеленый». Продуктивная деятельность «Дорожные знаки»
«Путешествие в другую стра­ну» Путешественники ездят в разные страны, осматривают достопримеча­тельности, знакомятся с людьми разных национальностей, рассказы­вают о своей стране Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Беседа «В каких странах вы побывали с родителями». Продуктивная деятельность «Подарки друзьям»
«Кафе» Повара готовят вкусную еду, официанты принимают заказы, приносят еду, получают деньги. Посетители заказывают разные блюда, едят, благодарят Беседа «Если вы пришли в кафе». Рассказ воспитателя «Как играют дети в другой группе». Продуктивная деятельность «Разные меню для кафе»
Декабрь
«Экскурсо­воды» В город приехали дети из других городов и стран. Экскурсоводы показывают им достопримечатель­ности родного города, рассказывают о его красоте Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Родной город и его достоприме­чательности», «Как можно играть интерес­нее». Продуктивная деятельность: изготовление атрибутов для игры
«Детское теле­видение» Открылась новая программа на теле­видении: дети - ведущие и артисты Просмотр фрагментов телепередач. Рассказ воспитателя. Беседа «Как нам организовать свое детское телевидение»
«Пожарные на учениях» Пожарные упражняются в тушении пожара: быстро садятся в пожарную машину, на месте пожара разматы­вают пожарный рукав, спасают людей из горящего дома, помогают выносить животных. Пожарные используют лест­ницу, носилки Рассматривание иллюстраций. Просмотр телепередач. Беседа «Как работают пожарные». Чтение: С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар». Продуктивная деятельность: плакаты о противопожарной безопасности
Магазин „Ткани" Открылся новый магазин. Продавцы предлагают разные виды тканей, рассказывают, что из них можно сшить, предлагают разные фасоны одежды, отмеряют ткань. Покупатели платят за покупку Экскурсия, целевая прогулка к магазину «Ткани». Рассматривание тканей, иллюстраций. Рассказ воспитателя. Продуктивная деятельность: «Узоры для тканей», «Журнал мод»
Январь
«Почта» Люди пишут друг другу письма, посы­лают телеграммы, посылки. Работни­ки почты сортируют корреспонден­цию, ставят штемпель, отправляют на главпочтамт. Пришедшую по адре­су корреспонденцию почтальон доставляет по адресам. На конверте указываются индекс, адрес и фами­лия адресата Экскурсия на почту. Рассматривание иллюстраций, образцов почтовых отправлений. Дидактические игры и упражнения: «Письмо другу», «Я живу по адресу...», «Почтальон принес посылку». Продуктивная деятельность: конверты, посылки, бандероли, открытки для игры
«Детский сад» Новогодний праздник в детском саду: дети делают игрушки, наряжают елку, приходят Дед Мороз и Снегурочка, дети читают стихи о зиме и Новом годе, играют в веселые игры, получа­ют подарки Беседы: «Как мы отмечали праздник елки в детском саду», «Что мне понравилось больше всего на новогоднем утреннике». Повторение новогодних стихов, песен, танцев
«Скорая помощь» Врач приезжает по вызову, оказывает первую помощь: осматривает горло, измеряет температуру, делает уколы, выписывает рецепт Целевая прогулка по улице. Рассматривание иллюстраций. Беседа «03 - это скорая помощь»
«Семья» Новоселье, покупка мебели, обустройство комнат разного назначения (спальня, детская, кухня, гостиная) Рассматривание вариантов планировки квартиры. Беседы: «Как вы переезжали на новую квартиру», «Какая бывает мебель». Продуктивная деятельность «Мебель из бросового материала»
Февраль
«Военные уче­ния» В учениях принимают участие разные рода войск: моряки, пехотинцы, тан­кисты, летчики. Они проходят меди­цинский осмотр, затем выполняют разные задания по приказу коман­диров. После учений организуют кон­церт: поют песни, танцуют Утренник, посвященный Дню защитника Отечества. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Бравые солдаты». Повторение стихов, песен о Российской армии
«Служба спасе­ния» Сотрудники службы спасения спешат на помощь в трудных ситуациях: при сильных пожарах, авариях на дорогах, землетрясениях Рассказ воспитателя. Беседа «Кто приходит на помощь в труд­ных ситуациях». Продуктивная деятельность «Эмблема службы спасения»
«Строитель­ство, цирк» Строители возводят цирк. Артисты готовятся к выступлению, упражняют­ся. На арене выступают гимнасты, фокусники, дрессировщики с разными животными Рассматривание иллюстраций. Беседа «Что вы видели в цирке». Упражнения в показе простейших фокусов. Продуктивная деятельность: билеты в цирк, изготовление афиш
Март
«Семья» Праздник 8 Марта. Подготовка подар­ков, уборка квартиры, приготовление пирогов, поздравление женщин, кон­церт для них Подготовка и проведение праздничных утренников, посвященных 8 Марта. Беседа «Как мы поздравляли мам и бабу­шек»
«Детский сад» Воспитатель проводит утреннюю гим­настику, дети приходят на музыкаль­ное занятие - поют, танцуют, играют. Помощник воспитателя приносит еду, вместе с дежурными накрывает на стол. После дневного сна воспита­тель проводит физкультурное заня­тие, соревнования «Веселые старты» Беседы: «День в детском саду», «Кто рабо­тает в детском саду», «Как проводятся физ­культурное, музыкальное занятия»
«Путешествие на север и на юг» Две группы туристов отправляются в путешествие на Северный полюс и в Африку, наблюдают растительный и животный мир, ведут дневники наб­людений, делают зарисовки, по возвра­щении обмениваются впечатлениями Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Беседа «Что вы видели в зоопарке». Продуктивная деятельность «Путевой дневник»
«Ветеринарная лечебница» Люди приводят и приносят больных животных в лечебницу. Ветеринар лечит животных: осматри­вает, ставит грелку, делает уколы, назначает лекарства Рассказ воспитателя. Беседа «Мое любимое домашнее животное». Чтение: В. Коржиков «Рассказы о таежном докторе». Продуктивная деятельность «Лекарства для животных»
Апрель
«Космическое путешествие» Космонавты собираются в полет: тренируются, изучают карту звездного неба. В полете наблюдают за звездами и планетами, ведут бортовой журнал, проводят сеансы связи, занимаются физкультурой, ощущают состояние невесомости. Возвращаются на Землю, докладывают о результатах космичес­кого путешествия руководителю полета Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Чтение: С. Баруздин «Первый человек в космосе». Продуктивная деятельность: «Бортовой журнал», «Карты звездного неба»
«Ателье» В ателье приходят люди заказать одежду. Закройщик предлагает разные фасоны, ткани, снимает мерки. Приемщица оформляет заказ Экскурсия, целевая прогулка в ателье. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Продуктивная деятельность: «Журнал мод», «Образцы тканей»
«Поликлиника» Терапевт лечит людей: прослушивает, пальпирует, измеряет давление, осматривает горло, выписывает рецепт, направляет к окулисту, рентге­нологу, главному врачу. Медсестра делает уколы, перевязки. Глазное отделение: врач проверяет зрение с помощью таблиц, медсестра выписывает рецепт на очки. Люди покупают очки в аптеке Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя «Как я была на приеме у окулиста». Чтение: А. Барто «Очки». Продуктивная деятельность «Таблицы для проверки зрения»
«Детский сад, кукольный театр» В детский сад приехали артисты, показывают кукольный спектакль Рассказ воспитателя. Работа над показом сказки. Продуктивная деятельность «Афиша кукольного спектакля»
Май
«Магазин» Открылся новый магазин «Сувениры». Продавцы рассказывают о товарах, предлагают приобрести подарки для друзей Беседа «Что такое сувенир». Продуктивная деятельность: атрибуты для игры
«Ярмарка изде­лий народных промыслов» На ярмарке продаются изделия хохломских, жестовских, дымковских, городецких, гжельских мастеров. Продавцы показывают товары, объясняют особенности каждого вида промысла Рассматривание изделий народных промыслов. Беседы о художественных особенностях промыслов. Рассказ воспитателя «Как играют дети в другой группе». Продуктивная деятельность по мотивам народной росписи
«Аптека» Больные приходят за лекарствами, выбирают их, спрашивают лекарства у провизора или показывают рецепт. Провизор ищет нужное лекарство, получает деньги и выдает его посети­телям. В аптеке продаются мази, мик­стура, таблетки, средства ухода за больными Экскурсия или целевая прогулка в аптеку. Беседа «Что мы видели в аптеке». Продуктивная деятельность: изготовление атрибутов для игры
Июнь - август
«Экскурсия в музей» Посетители приезжают в музей, экскурсовод показывает им картины, рассказывает о художниках Рассматривание картин. Беседа по содержанию репродукций. Продуктивная деятельность «Здание музея»
«Зоопарк» Дети с родителями приходят в зоо­парк, видят разных животных, катают­ся на карусели Рассматривание иллюстраций. Беседа «Какие звери живут в зоопарке». Продуктивная деятельность «Зоопарк: вольеры для животных»
«Библиотека» Читатели приходят в библиотеку. Они рассматривают книжную выстав­ку, читают книги в читальном зале, выбирают книги и берут их для чтения дома. Библиотекарь выдает нужные книги, записывает информацию в формуляры читателей Экскурсия в библиотеку. Беседы: «Что мы знаем о библиотеке», «Как работает библиотекарь». Продуктивная деятельность «Книжки-малышки»
«Поликлиника» В поликлинике больных принимают терапевт, окулист, медсестры. При поликлинике работает травмпункт. Больных с разными ушибами, пореза­ми привозит машина скорой помощи. Врачи оказывают помощь, назначают лечение Беседа о работе врачей в поликлинике. Рассказ воспитателя. Чтение: А. Барто «Мы с Тамарой»
«Парикмахер­ская» В парикмахерскую приходят родители с детьми. Работают мужской и жен­ский залы. Мастера стригут, бреют клиентов, моют им голову, причесы­вают их. Они вежливы и внимательны Целевая прогулка к парикмахерской. Беседа «Как вы ходили в парикмахер­скую»

Писатель Иван Терентьевич Бурсов читает свои стихи:

Беседуют Юрий и Евгений Курнешовы
21.01.2013, съемка - Евгений Курнешов

Ирина Токмакова об Иване Бурсове:
Эти стихи очень добрые и понятные всем. Поэт говорит о знакомых с детства вещах: об оттепели и жаре, первом заморозке и весенних ветрах, вкусе лесных ягод и пении полевых птиц... Говорит обыденными словами, как в колыбельной песне или народной сказке.
Слова Ивана Бурсова с виду простые и верные, как январская тишь или весенний гром. Но эта простота обманчива: за ней кроется чуткая душа. Она внимает те самые мелочи, которые подвластны лишь пристрастному взгляду поэта.
Он видит многое и, - вроде бы, очевидное, но только после него узнаешь, например, что
С ауканьем
Лето вломилось в леса.
В малиннике весело зною.
Просветы в листве,
Как медвежьи глаза,
Наполнены желтизною.
И уже видишь эту странную, почти хищную - медвежью!- желтизну июльского неба в сплошной, казалось бы, чащобной непрогляди, где бродят грибники и ягодники, а на их ауканье по-скоморошьи отзывается лесная душная жара.
Понятно ли это детям? Пока - нет: это - для них, когда повзрослеют. Но уже сейчас они запомнят эти чеканные строчки, как и такие - веселые - например:
Звон капели - смех весны.
Первые проталинки…
Скоро будут не нужны
Шапки, шубки, валенки.
Ведь воробушки с весной -
Вон! - уже встречаются:
Вместе с солнышком,
В одной
Лужице купаются.
Это - весело, но это и - понятно не только детям. Стихи Ивана Терентьевича только с виду простые. В них скрывается взрослая мудрость. Но к этой мудрости детей стоит приобщать сызмальства.



Рассказать друзьям