Дом-музей парфюмерии "новая заря". «Новая Заря» - российская парфюмерия с французским прошлым Nouvelle Etoile - торговая марка «Новой зари»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Долгие десятилетия принято было считать, что настоящие духи делают только во Франции. Безусловно, искусство французских парфюмеров не знает себе равных, и все же качественную парфюмерию производят очень во многих странах, в том числе и в России. Многие женщины, например, незаслуженно игнорируют духи «Новая Заря», а ведь некоторые образцы парфюмерии этой фабрики ничуть не уступают французским.

История «Новой Зари»

Фабрика «Новая Заря» была основана в 1864 году французом Генрихом Брокаром. Разумеется, название тогда было другим: новое «революционное» имя предприятие получило в 1922 году. В промежутке между октябрьской революцией и переименованием в «Новую Зарю» фабрика носила малопривлекательное название «Парфюмерно-мыловаренный комбинат №5».

Как и другие духи того времени, «Персидская сирень» отличалась простой композицией, что, впрочем, не помешало аромату стать популярным не только в Российской Империи, но и за ее пределами.

После революции известность фабрике принесли духи «Красная Москва». Этот необычайно популярный в середине XX века аромат выпускается и сегодня. Равнодушных к этому парфюму нет: кто-то считает его безнадежно устаревшим и безвкусным, а кто-то уверен, что этот классический аромат по-настоящему роскошен и никогда не выйдет из моды.

В начале XXI века «Новая Заря» стала выпускать продукцию в сотрудничестве с французскими парфюмерами под маркой «Nouvelle Etoile». Появились новые ароматы класса «люкс» по более высокой, чем прежде, цене, стало уделяться повышенное внимание упаковке парфюма.

Феномен «Новой Зари»

У советских женщин особого выбора не было: французские и даже польские духи было не так-то просто раздобыть, а продукция «Новой Зари» была доступной. Сравнительно недорогие и очень стойкие ароматы были популярны: флакончик «Красной Москвы» или «Злата скифов» был, наверное, у каждой жительницы Советского Союза.

Открылся «железный занавес», и модницы получили возможность приобретать любые заграничные ароматы. В большинстве случаев, впрочем, неопытным покупательницам предлагались грубые подделки, но вскоре и настоящие произведения французских парфюмеров стали вполне доступными. Однако, несмотря на все это изобилие, многие и в двадцать первом веке продолжают с удовольствием использовать продукцию фабрики «Новая Заря». В чем же секрет популярности этих духов?

Условно продукцию «Новой Зари» можно поделить на три группы:

  • Классические ароматы («Красная Москва», «Злато скифов», «Елена» и другие знаменитые духи);
  • Модные ароматы (серии ароматов, которые выпускаются в течение нескольких лет, а затем снимаются с производства. В эту группу входят духи «Милая», «Шалунья», «Кузнецкий мост» и другие);
  • Лимитированные серии (выпускается всего лишь одна-две партии таких духов, например, «Персидская сирень» - копия одного из самых первых ароматов Генриха Брокара).

За что любят «Новую Зарю»?

У продукции «Новой Зари» есть немало достоинств. В первую очередь к достоинствам можно отнести, конечно же, цену: оригинальная продукция старейшей парфюмерной фабрики стоит зачастую дешевле, чем примитивные подделки, изготовленные в кустарных условиях.

«Новая Заря» предлагает огромный ассортимент парфюмерии, причем ароматы отличаются разнообразием, а это значит, что каждая женщина сможет найти «свой» парфюм. Немаловажно, что запахи духов «Новой Зари» в большинстве своем очень стойкие: достаточно нескольких капель духов, чтобы благоухать часами.

Недостатки парфюмерии «Новой Зари»

Есть у парфюмерии знаменитой фабрики и недостатки – возможно, именно они мешают компании приобрести международную популярность. Так, из-за недостатка рекламы большинство новинок остаются неизвестными рядовым покупателям. Та реклама, которая есть, дает о продукции очень смутное представление, что также не способствует популярности ароматов. То же можно сказать и о названиях духов, которые зачастую бывают не слишком удачными. Например, недоумение вызывают названия типа «Милая днем» или «Скандал».

Очень часто фабрику «Новая Заря» обвиняют в клонировании известных «раскрученных» ароматов.

Например, аромат «Кузнецкий мост» в белой упаковке практически идентичен «Climat» от Lancome, а «Зеленый чай» и «Перечный чай» подозрительно напоминают духи от Элизабет Арден. Таких примеров, по мнению потребителей, немало. При этом в большинстве случаев ароматы «Новой Зари» уступают оригиналам. Несмотря на то, что фабрика «Новая Заря» дает возможность своим покупателям приобрести аналоги известных и модных парфюмов по смешной цене, подобное копирование ароматов не к лицу старейшей парфюмерной фабрике с богатейшей историей.

Еще одним недостатком продукции фабрики является, как ни странно, ее недоступность. Во многих городах России проще купить оригинальный французский парфюм, чем духи от фабрики «Новая Заря». А ароматы лимитированных серий не повторяются, что вызывает немало нареканий со стороны тех, кому эта парфюмерия пришлась по душе.

Недовольство зачастую вызывает и упаковка. Понятно, что низкие цены объясняются минимальными затратами на производство флаконов и коробочек для них, и все же вызывающе дешевые пластиковые кособокие крышки и флаконы, лишенные всякой индивидуальности, нравятся далеко не всем. Впрочем, встречаются и исключения, например, очаровательные винтажные бутылочки из серии «Драгоценные камни».

Мария Быкова


А за окном, за окном красота новолунья.
Шепчутся с Бугом плакучие ивы.
Год сорок первый, начало июня -
Все ещё живы, все ещё живы.
Все, все…


Всё впереди, всё пока, всё пока накануне.
Двадцать рассветов осталось счастливых.
Год сорок первый, начало июня –
Все ещё живы, все ещё живы,
Все, все…



Стояли тёплые летние дни, воздух в Москве был напоён цветущей липой. В десятых классах начинались экзамены, кто-то собирался на отдых в Крым, с афиш смотрели Л.Утёсов и Л. Орлова… Ничто, кажется, не предвещало той огромной трагедии, которая начнётся вскоре, что на многих промышленных предприятиях, в том числе и в парфюмерной индустрии, наступит безмолвие. Казалось бы, зачем духи в это трагическое время, когда количество убитых, обездоленных неисчислимо. Однако духи советской эпохи в этот период скорби и утрат имели неожиданный патриотический пафос наравне с музыкой и поэзией тех лет.


Из Москвы и Ленинграда на Урал эвакуировали химические заводы, в том числе и «Сложные эфиры». Уже по льду Ладожского озера под артобстрелом вывезли всё оборудование завода «Ленаромат». Московские фабрики «Новая заря» и «Свобода» перешли на военное положение – мужчины ушли на фронт, женщины строили противотанковые заграждения. До парфюмерии ли?... На фабрике «Свобода» день и ночь производили мыло и зубной порошок для армии. Населению выдавалось всё по карточкам и в очень ограниченном количестве. Тогда кусочек мыла стал высокоценной вещью.



Фабрика «Новая заря» из оставшихся запасов этилового спирта производила одеколон для высшего офицерского состава. Для остальных это было недоступно ни по карточкам, ни за деньги. Этиловый спирт во время войны был стратегически важным продуктом. До войны его производили из пищевого сырья, а уже в первые годы войны огромные территории нашей страны, на которых выращивали до 38% зерновых и 87% сахарной свеклы, были оккупированы фашистами. А ведь спирт был очень нужен не только парфюмерии, но и медицине и фармацевтике. Поэтому для производства спирта использовали различную сельхозпродукцию Сибири, Алтая, Дальнего Востока.


Патриотический подъём возрастал с каждым днём, и не только на полях сражения или у заводских станков в тылу, но и в культурном пространстве советской жизни военного времени, что породило выдающиеся произведения музыки и поэзии. А духи «Красная Москва», «Жди меня» веяли своим ароматом над разорённой страной как символ служения парфюмерии человеческим чувствам:


В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам…


В свое время основатель фабрики, ныне известной как «Новая Заря», сетовал на то, что отечественные духи не принято воспринимать всерьез – все гоняются за французскими. За прошедшие с тех пор полтора века ситуация изменилась мало. Впрочем, в свете сегодняшней рыночной обстановки «Новая Заря» выглядит привлекательней хотя бы потому, что поднимает цены не так стремительно, как западные коллеги. Прежней стоимость, конечно, не остается – все-таки фабрика тесно сотрудничает с французскими лабораториями и многое закупает у них.

Прежде чем «дегустировать» духи «Новой Зари», было бы интересно узнать о ее прошлом!

Брокар и Ко

История самой крупной парфюмерной фабрики России началась в 1864 году с… копеечного мыла.

Когда потомственный французский парфюмер Генрих Брокар открыл свою мыловарню в Москве, дела пошли не сразу. Поначалу мыло варили в бывшей конюшне, и помимо самого Брокара, в штате было всего два помощника. Прибыль была мизерной. Но однажды парфюмер (как считается, по подсказке жены) решил делать сувенирное мыло: один вид в форме зверюшек, другой с буквами, третий – в форме овощей. Отцы семейств с удовольствием везли такие гостинцы с ярмарки детям и женам.

Уже к началу 1970-х годов Брокар заработал достаточно, чтобы перейти к выпуску духов и одеколонов. В 1873 году он становится придворным поставщиком. Одеколоном «Цветочный» пахла вся Москва, в год выпускали по миллиону флакончиков. А за «Персидскую сирень» Брокар получил в Париже Золотую медаль, оставив позади французских коллег.

После смерти основателя империя перешла к его супруге Шарлотте, затем к сыну. В это время на фабрике трудился талантливый парфюмер Август Мишель, который придумал аромат «Любимый букет императрицы». Эти духи существуют уже больше века, только под другим именем. Догадываетесь, каким? Да, это именно «Красная Москва», самый знаменитый аромат «Новой Зари»!

Новая Заря

После революции фабрику «Брокар и Ко» национализировали, окрестив ее «Государственным мыловаренным заводом №5». Спустя три года неаппетитное название заменили на «Новую зарю».

Основой ассортимента была мыловаренная продукция, но с 1922 года вновь наладили выпуск парфюмерии. Отдавая дань «красной» тематике (духи «Октябрь», «Парижская коммуна»), парфюмеры слушали и голоса природы («Ландыш», «Дивная сирень», «Цикламен»), и шепот чувств («Любит, не любит», «Нинон»).

В СССР появился собственный шипровый аромат - одеколон «Шипр». Еще одна легенда - «Тройной». Производство «Любимого букета императрицы» наладили с 1925 года (конечно, теперь на флаконе было написано «Красная Москва»).

«Красный Мак» отметил первый юбилей Октябрьской революции, а к пушкинским дням вышли сразу три новинки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане» и «Пиковая Дама».

На любое значительное событие в истории страны фабрика откликалась свежими релизами. «Юбилейные» духи, «Щит и Меч», «Триумф» ознаменовали годовщину армии, а к первому космическому полету приурочили новый одеколон «Восток». Прослеживаются и театральная («Великая артистка», «Дебют», «Маска») и олимпийская темы («Олимпиец» и «Мишка»). Кому-то запали в душу «Огни Москвы», кому-то – «Вечер», кому-то «Вальс цветов»…

Nouvelle Etoile

Новым этапом стало сотрудничество с французскими лабораториями. В компании гордятся тем, что в создании некоторых ароматов участвовали парфюмеры Мишель Альмарак и Франсис Камай, а флаконы придумывал Тьерри де Башмакофф. Официальным российско-французское сотрудничество стало с 2004 года, тогда и появилась марка Nouvelle Etoile.

Среди самых популярных сегодня ароматов можно назвать:

  • «Злато скифов» - медовый, с травяными, яблочными, иланговыми полутонами;
  • Kuznetsky Most («Кузнецкий мост») – осенне-весенний, кремово-пудровый, с бархатной подбивкой. Часто сравнивают с Lancome Climat;

  • The Vert («Зеленый чай») – прохладный чайно-лимонный «напиток» на жаркие дни, - легкий, несладкий. «Новую зарю» часто упрекают в подражании западным бестселлерам, и на этот раз нельзя не вспомнить одноименный аромат «Элизабет Арден», который похож даже упаковкой. Но что из них лучше – ученик или учитель? – решать вам;
  • La Belle de Russie («Русская красавица»): сладковатый персиково-абрикосовый микс для холодных дней;
  • Follow Me Day «Следуй За Мной День» - женственный коктейль с розами и ирисами;
  • цитрусовый Eau Jeune многим кажется очень близким к тому, что продавался в 80-х;
  • цветочно-зеленый унисекс White Tea («Белый чай») с бергамотом и фрезией;
  • шипровый Tete-A-Tete, пришедший еще из советских времен;
  • Renommee (роза, яблоко, зелень).

А главное, после долгого перерыва вот уже несколько лет выходит «Красная Москва». Будет ли будущее «Новой Зари» таким же громким, как и ее прошлое? Время покажет.

Салон-магазин располагается на первом этаже, Музей - на втором. Здесь экспонаты, которые накопились за полтора века. Ещё дополнил экспозицию Государственный исторический музей. Экспозиция музея состоит из двух небольших залов - первый посвящен искусству парфюмерии и его особенностям с XI - по XX веков, но есть и более древние раритеты; второй раскрывает историю фабрики "Новая Заря" с момента ее основания до наших дней.

Главный экспонат - это перчаточник! Именно благодаря простым разносчикам перчаток, у зажиточных граждан был свободный доступ к ароматам: кожаные вещи не всегда приятно пахли и дабы благородные носы не страдали, им продавали перчатки со всевозможными о дё колони - eau de cologne (фр) - иными словами одеколон (колониальная или кельнская вода).

В витринах стоят огромные - иногда почти в человеческий рост - флаконы, в которых и был разлит пресловутый одеколон именно для гигиенических целей: мыться-то особо не мылись, и даже сам Наполеон использовал по 30 галлонов за месяц чистоты ради. Да еще чума бубонная добавила свою лепту в дело о гигиене, и пришлось носить кожаные изделия в большом количестве: вот и лились ароматные реки одеколона.

Египетскому бальзамарию - древнейшему экспонату экспозиции- более 2000 лет. Средневековые ароматницы и курительницы, роскошные предметы туалета модников 16 - 18 веков (среди них подвязки мадам Помпадур, с вышитыми на них рекомендациями как пудриться).
В конце экспозиции зала №1 стоят перегонный аппарат для масел методом дистилляции; перегонка с паром (струя пара пропускается через сырье, нагреваемое в перегонном кубе).

Есть вещи и необычные.. Зрительские трубочки ХVIII в. Дамам было положено рыдать при просмотре пьес, где кипели страсти. Но выдать нужное количество слёз в нужное время могла не каждая. Поэтому зрительницы подносили к глазам трубочки - хрустальный флакончик с глазком-биноклем посередине и нюхательной солью внутри. Вдохнула резкий аромат и - слёзы льются с требуемой частотой.

Стенд с ароматами - именно здесь можно понюхать все то, о чем мы знаем: ландыш, имбирь, мускус, ладан, пачули... Огромное количество ароматических натуральных запахов, не продающихся ни в аптеках, ни в магазинах. В наш век, когда парфюмерная композиция на 70% состоит из ненатуральных ингредиентов, окунуться в мир настоящих запахов - дорогого стоит.

В зале №2 - история фабрики "Товарищества Брокар и К°", именно так "Новая Заря" называлась во времена своего основания. В 1864 году основана фабрика запахов потомственным знатоком ароматов из Франции Генрихом Брокаром, а после революции 1917г. фабрика была национализирована и переименована в Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат №5. Безликое название не прижилось, и в 1922 году по предложению главного парфюмера Августа Мишеля (работавшего на предприятии еще со времен Брокара) стала "Новой зарей".
Брокар первым стал делать рекламные наборы, куда входили маленькие образчики его продукции (те самые "пробники", в ХХ веке примут на вооружение парфюмеры всего мира). Судя по дивной красоте флаконов, Брокар работал с лучшими стекольщиками России и Европы.

Экскурсовода нет (всех экскурсоводов уволили недавно) грустно! - без них не так интересно, сейчас ведёт рассказ консультант по продажам (с 1-го этажа из магазина). Я с подругой были единственными в музее.

Экскурсия в Музей парфюмерии совершенно бесплатна! Ещё строго предупредили, что фото запрещены!! Публикую фото таблички на входе.

МУЗЕЙ: вт-сбб с 10 до 19, вск с 10 до 18, пнд - выходной.

МАГАЗИН: пнд-сбб с 10 до 20, вск с 10 до 19

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

«Новая заря» - московская парфюмерная и косметическая фабрика. Отечественная парфюмерия имеет свою многолетнюю историю. И конечно же, начало российской парфюмерной промышленности положил француз. Имя ему - Генрих Брокар (Henri Brocard). Этот известный французский парфюмер прибыл в Россию в 1861 году, а в 1864 году основал в Москве фабрику, известную и поныне под названием «Новая заря».

В конце XIX века эта фабрика была самой крупной в Европе! С 1925 года выпускает знаменитые духи «Красная Москва».


Брокар происходил из парфюмерной династии. Его отец, Атанас (Atanas), владел парфюмерной фабрикой и имел собственный магазинчик на Елисейских полях в Париже.
Сын Атанаса Генрих оказался куда более удачлив. В истории этого успеха, как всегда, «шерше ля фам», или «ищите женщину». Многим в своей работе Генрих Брокар обязан своей супруге – Шарлотте Рив (Sharlotte Reve) – бельгийка по происхождению, родившаяся в России и получившая образование в Москве, она была очень хорошо знакома с нашей культурой.

ШАРЛОТА И ГЕНРИХ БРОКАРЫ.
Валентин Пикуль в рассказе «Душистая симфония жизни» пишет: «Брокары открыли второй магазин на Биржевой площади, и тут пришлось звать полицию, ибо громадная толпа угрожала разрушить двери и разбить витрины, чтобы проломиться до прилавка. Дело в том, что Шарлотта Андреевна придумала небывалый сюрприз. Всего за один рубль продавались "наборы": в элегантной коробке были уложены сразу десять парфюмерных изделий с одинаковыми ароматами (духи, одеколон, пудра, кремы, саше, помады и прочее). Успели продать только две тысячи "наборов", после чего полиция, вся в запарке, велела закрыть магазин, не в силах справиться с напиравшей толпой».


Однако сперва на фабрике, открытой Брокаром в России, выпускали вовсе не парфюмы, а... парфюмированное мыло. В то время мыло было дефицитом. Мыло Брокара имело необычную форму, например, шарообразную или с напечатанными русскими буквами – для детей. Затем для общественности был установлен фонтан из одеколона, в который любой человек мог бесплатно окунуть платок – так было положено начало грандиозному успеху Империи Брокара. Духи «Новой зари» были отменного качества и поставлялись на продажу во многие страны Европы. К сожалению, революция 1917 года положила конец Империи Брокара, но его фабрика, знаменитая «Новая заря», продолжала и продолжает существовать.


Благодаря фабрике в Москве появилась улица Новая Заря в связи с планировавшейся постройкой на ней жилых домов для работников и служащих фабрики. До 1929 года это название носил современный 4-й Рощинский проезд. 10 октября 1929 года название было закреплено за примыкающей к проезду улице, которая и сегодня носит это название.

Самым знаменитым детищем Брокара стал парфюм «Любимый букет Императрицы», вышедший в свет в 1913 году. В наши дни он известен под названием «Красная Москва». Эти духи были созданы специально для Великой Княгини Марии Александровны – последней русской Императрицы. Однако, хотя «Красная Москва» и подается, как тот самый «Букет», есть мнение, что это не совсем так. Дело в том, что кроме Брокара никто не знал точного состава «Букета», и после его смерти точный аналог так и не был найден – Генрих унес его с собой в могилу.


Сейчас «Новая заря» успешно конкурирует с иноземными парфюмерными компаниями. При том, что ароматы «Новой зари» сохраняют отменное качество.


Однако в каждой бочке мёда всегда найдётся ложка дёгтя. Многие сегодняшние парфюмы «Новой зари» повторяют либо ароматом, либо флаконом известные иностранные парфюмы. Очевидно, такие совпадения не являются случайностью. Например, «Зеленый чай» Новой зари очень похож на “Green Tea” от Elizabeth Arden. А вот «Белый чай» отсылает нас прямиком к “Au The Blanc” от Bvlgari. «Нежный мускус» (кстати, великолепный аромат из замечательной серии «Волшебство Пачули», «Золотая амбра» и «Нежный мускус») напоминает “Musk Kublai Khan” от Serge Luten. «Кузнецкий мост» является клоном знаменитого “Climat”. В «Красном маке» легко можно узнать “Flower by Kenzo”. А в «Белом ирисе» лично мне слышится “Anais Anais” от Cacharel. И так далее, и так далее...


ПОКУПАЛА ЭТИ ДУХИ. АРОМАТ ТОЧНО КАК CLIMAT.

Думаю, у каждого знакомого с парфюмерией человека могут возникнуть свои собственные ассоциации. Однако все эти сравнения вовсе не умаляют качества парфюмерии «Новой зари» - ароматы отменные! Возможно, многим людям будет по карману купить именно эти отечественные аналоги зарубежных парфюмов, если цены на импортную парфюмерию кажутся слишком высокими.




Наверняка многие уже обратили внимание на рекламные щиты на улицах Москвы, на которых рекламируется магазин парфюмерии “Nouvelle Etoile”. Это не что иное, как наша старая знакомая «Новая заря», только по-французски, в русско-французском проекте.




Над ароматами «Новой зари» продолжают трудиться не только российские, но и французские профессионалы. А это значит, что обмен парфюмерным опытом между нашими двумя странами продолжается. Будем надеяться, что это сотрудничество не сильно скажется на ценах давно полюбившихся парфюмов.




ДЛЯ МУЖЧИН



ПОДРОБНЕЕ О ДУХАХ " КРАСНАЯ МОСКВА".

«Красная Москва» - знаменитые в советское время женские духи производства московской фабрики «Новая заря» (до революции - «Броккар и К»). Содержат более 60 компонентов, в официальной характеристике духов сказано так: «Тонкий, тёплый, благородный аромат с оттенком флердоранжа».


Рудольф Аркадьевич Фридман в своей книге "Парфюмерия", издания 1955 года, пишет: «Красная Москва - ассоциируется с изящной теплотой, игривой и кокетливой томностью, мелодичной, пластичной певучестью», «духи "Красная Москва", в основном представляющие собой фиалковой комплекс, по запаху сам по себе довольно сентиментальный, но который благодаря изменению тембра и введению ряда гармонирующих веществ получил особую красоту и богатство запаха», «Духи "Красная Москва", состоящие из смеси основ ириса, фиалки, гвоздики для совершенства (закругления) всех этих первичных материалов и для усиления их тонкого запаха нуждаются в значительной доле жасминной эссенции». Рената Литвинова характеризует их как «приторные, концентрированные… рождающие чувство нормальной здоровой ностальгии». В 1958 г. отмечены призом на всемирной выставке в Брюсселе.


Согласно менее популярной версии, духи «Красная Москва» созданы в середине 1920-х гг. при участии Полины Жемчужиной (жены будущего наркома В. М. Молотова) и не имеют прямого отношения к дореволюционным ароматам, так как в то время соответствующие ингредиенты ещё не использовались в парфюмерии.


Распространена также городская легенда об особом сходстве ароматов «Красная Москва» и «Шанель №5». При этом либо советские духи трактуются как попытка советской парфюмерной промышленности скопировать знаменитый французский аромат, либо утверждается, что французский аромат синтезирован Эрнестом Бо (до революции работавшим в Москве) на основе «Букета императрицы».



Рассказать друзьям