Экологическое воспитание в доу. Экологическое воспитание в детском саду

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Составитель статьи: Цвигун Г.С., воспитатель

«Любовь к Родине начинается с любви к природе»

Е. В. Павленко.

Большое внимания уделяется экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни, так как в раннем возрасте у ребенка складывается первое мироощущение. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.

Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Цель работы является формирование представлений у детей дошкольного возраста о растительном и животном мире природы родного края во взаимосвязи со средой обитания, экологически грамотного поведения в природе и гуманного отношения к ней. Всю работу по экологическому образованию осуществляли в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляли в повседневной жизни.

Обращали внимание детей на отдельные наиболее яркие заметные явления и события характерные для разных времен года. Давали детям информацию понемногу, используя при этом игры, забавы. И возвращались по нескольку раз к одним и тем же объектам и явлениям.

Привлекали к активному участию по уходу за комнатными растениями: поливали, рыхлили, протирали листья, мыли поддоны и т.д. Каждый ребенок постепенно знакомился с материалом по уходу за растениями, чтобы не навредить им. С наступлением зимы подкармливали птиц на участке. Делали кормушки вместе с родителями и размещали поближе к окну, чтобы дети ежедневно могли наблюдать за птицами.

Приучали к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношение к естественной среде. В результате у ребят формировались практические знания, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среды природы.

Представления об объектах и явлениях природы формировали у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования циклов наблюдений за одним и тем же объектом) . В каждом последующем наблюдении вспоминали, уточняли, закрепляли и конкретизировали, расширяли полученные представления. В организации наблюдений продумывали систему, их взаимосвязь, что обеспечивало осознание детьми процессов и явлений, которые они наблюдали. Наблюдение стимулировало интерес детей, их познавательную активность.

Наряду с наблюдениями широко использовали наглядный иллюстративный материал, который помогал закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С их помощью формировали у дошкольников представления об объектах, явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно, дети знакомились с протекающими явлениями в природе (сезонными изменения) , происходило обобщение и систематизация информации природоведческого содержания и характера.

Большую роль при ознакомлении дошкольников с природой отводили игре. Сюжетно – ролевые игры предполагали наличие природоведческого, природоохранного и экологического содержания и существование определенных знаний: «Поездка на выставку» , «Экспедиция в Африку» , «Путешествие к морю» .

Подобрали разнообразные дидактические игры экологического содержания: «Дикие – домашние» , «Ядовитое и безопасное растение» , «Где, чей домик?» , «Что вредно и полезно для природы (воды) , «Опасно - не опасно» , «Выбери съедобные грибы, ягоды» , «Соберем рюкзак в дорогу» и т др.

Использовали предметные игры с использованием природного материала (шишек, камешков, раковин и т.д.) способствовали развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, форме) . Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.

Играли интеллектуальные игры – «КВН» , «Что? Где? Когда?» , у детей вызывал восторг не только игра, но и подготовка к самой игре.

Особое внимание требует создание условий для самостоятельной игры экологической направленности, исследовательской деятельности и моделирования. В уголке природы создали коллекцию природных бросовых материалов для изготовление поделок, на подоконниках высадили мини –огород.

Важнейшая форма работы с детьми - это труд в природе. Этот вид деятельности, как никакой другой способствовал формированию у дошкольников осознания правильного отношения к природе. В процессе трудовой деятельности ребятишки имели возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растения, животные и окружающая среда) . У них формировались необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живым организмом.

Положительные эмоции вызывали у детей на занятиях рисования, аппликация, лепка и конструирование, разыгрывание спектаклей на природоведческую тематику, чтение художественной литературы – все это способствовало формированию у дошкольников осознанно правильного отношения к природе, привлекали их к природоохранной деятельности.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям, лично значимой для них. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствовала сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.

Литература

  1. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 171.
  2. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2009. – С. 57.

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

  • устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
  • бережного отношения к природе;
  • правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
  • моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
  • эмоциональной отзывчивости к живой природе;
  • положительных эстетических ощущений от любования природой;
  • умений познавать особенности окружающего мира.

Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:

  • наблюдения;
  • опыты;
  • исследования;
  • игры;
  • труд;
  • художественно-эстетическая практика;
  • знакомство с природоведческой литературой;
  • занятия физкультурой и спортом.

Важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:

  • на обучающих занятиях;
  • в повседневной жизни.

Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и животными, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.

Формы экологического воспитания

Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического воспитания:

  • коллективные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

Среди коллективных форм наиболее популярными являются экологические праздники «Дары природы», «Осенний бал», «Здравствуй, лето», «Ах ты, зимушка-зима» и т.д. Также часто практикуется совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию в тренингах, конференциях, уроках доброты, экологических марафонах и фестивалях.

К групповым формам работы относятся экскурсии, исследования и проведение опытов. Эффективной разновидностью групповой работы является привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших групп воспитанников рекомендуется организовывать такие мероприятия, как выступление агитбригады, ролевые игры, деятельность кружков или клубов экологической направленности, участие в природоохранных акциях.

В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой. Положительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т.д.

Отдельно следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями :

  • консультации ;
  • конкурсы;
  • семейные встречи;
  • выставки детских работ;
  • методические бюллетени;
  • праздники.

Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.

Методы экологического воспитания дошкольников

Определяя наиболее эффективные методы экологического воспитания дошкольников с учетом ФГОС , нужно отдавать предпочтение игровым, наглядно-действенным и проектным.

Наблюдение

Основным методом экологического воспитания является наблюдение. Он позволяет осуществить чувственное познание объектов природы. При этом могут быть задействованы все формы восприятия.

Чаще всего дошкольникам предлагается понаблюдать за состоянием природы и жизнью растений. Такие наблюдения должны проводиться регулярно на протяжении всего года. Данный вид работы является обязательным элементом ежедневных прогулок. Помимо этого периодически объектами наблюдения становятся птицы, домашние животные и насекомые. Примерно 1-2 раза в месяц дети наблюдают за социальными объектами, особенностями трудовой деятельности взрослых.

При организации наблюдения важно соблюдать такие правила:

  • объект наблюдения должен быть доступным для восприятия;
  • время для наблюдения должно составлять 5-10 минут;
  • нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы.

Главное, чтобы наблюдение не являлось самоцелью. Необходимо, чтобы данный процесс был многоступенчатым:

  • восприятие объектов природы;
  • исследование характеристик данного объекта, его взаимосвязь с другими предметами или явлениями;
  • творческое отображение полученной информации.

Воспитатель должен направлять деятельность дошкольников в процессе наблюдения, задавать вопросы, ставить перед ними проблемные задания. Главное вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить такую деятельность самостоятельно.

Игра

Игра предоставляет детям свободу действий, раскованность и возможность проявить инициативу. Однако для использования игровой деятельности в процессе экологического воспитания необходимо организовывать ее таким образом, чтобы не возникало угрозы или вреда для живой природы.

Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют привычки и образ жизни животных.

Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала. Дети будут знакомиться с характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой деятельности получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к данным занятиям.

В детском саду практикуются сюжетные игры, игры-практикумы, игры- иллюстрации и инсценизации. Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предметами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повеселиться и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой, пускать мыльные пузыри и т.д.), но и познать свойства этих природных материалов.

Проектная деятельность

Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.

Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками можно реализовывать исследовательские, практико-ориентировочные, ролево-игровые, творческие проекты. Обычно это кратковременные групповые или индивидуальные проекты.

Создание экологической среды

Важным воспитательным аспектом, влияющим на формирование экологической культуры у дошкольников, является создание в детском саду благоприятной экологической среды. Это непрерывный процесс, который подразумевает организацию специального экологического пространства и проведение регулярных действий, направленных на поддержание в нем необходимых для живой природы условий.

Наиболее распространенными разновидностями такой формы работы являются создание «живого уголка», разведение комнатных цветов, оформление клумбы. Воспитательный эффект будет достигнут только в том случае, если дети будут не просто наблюдать за животными и растениями, а принимать активное участие в уходе за ними.

Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

"Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для решения задач экологического воспитания опираемся на следующие программы: "Юный эколог" С. Н. Николаевой, "Открой себя" Е. В. Рылеевой, "Наш дом – природа"
Н. А. Рыжовой, "Мы" Н. Н. Кондратьевой.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.

В методическом кабинете имеется:

  • природоведческая литература;
  • пособия;
  • схемы, таблицы;
  • дидактические пособия;
  • игры экологического содержания.

I БЛОК. РАБОТА С ДЕТЬМИ

В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, мы выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также имеется старый пень, земля, покрытая мхом, грибы, муравьиные дорожки и их ходы, скопление " солдатиков". Полянка с лекарственными растениями: мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. На одной высокой берёзе – гнездо.

Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживали за цветами: рыхлили, поливали, полили, опрыскивали. На примере сорняков объясняли многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке оставили небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, мы наглядно показывали детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и объясняли о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты посещали много раз, особенно в разные сезоны года.

На тропе мы проводили: наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропе мы с детьми наблюдали, рассматривали, обсуждали, анализировали и т. д. Свои впечатления об увиденном они выражали на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомились с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирали разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. С нашими детьми мы старались
организовывать интересные экскурсии: "Прогулка по весеннему лесу", "Золотой луг", " Зимняя сказка ". Красота природы, окружающая их, вызывала глубокие переживания, способствовала развитию эстетических чувств.

Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомили детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовали следующие оборудования: ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использовали разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень понравилось играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры они научились определять силу и направление ветра, его контрастность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями использовали опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. (Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия). В каждом опыте раскрывалась причина наблюдаемого явления, дети старались самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточнялись их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствовали формированию у детей познавательного интереса к природе, развивали наблюдательность, мыслительную деятельность.

Часто на занятиях использовали художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. (Нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада). Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводила беседу, задавала вопросы. Было видно в их глазах сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" В этих случаях важно донести до детей смысл произведения.

Во время тематических занятий по рисованию "Солнышко", "Светлячок", аппликации "Яблонька", "Божья коровка", лепке "Вишенки", "Гусеница" и других использовали магнитофонную запись "Звуки природы". Дети с умилением слушали "звуки природы" и работы получались намного лучше. В детском саду ежемесячно проводились конкурсы детских рисунков" Как я провёл лето", " Времена года", "Мир глазами детей", "Листопад", "Зимушка-зима", "Тает снежок, ожил лужок". Участвовали в различных конкурсах "Лучшая поделка из природного материала", макет "Природа Башкортостана" (г. Шихан, пещера Шульганташ). Дети старались дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Осенью проводили конкурс на тему: "Необычный урожай года", где дети принесли самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Проводили ярмарки ко "Дню урожай". За совместную работу, дети и родители получили благодарность и сюрпризы.

С детьми старших и подготовительных групп проводятся викторины, кроссворды, интеллектуальные игры "Знатоки природы родного края", "Сохрани природу", "День птиц", "Подводное царство". Эти способы работы направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу
личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Мы проводили праздники, посвящённые дню защиты Земли: "Наш дом – Земля", "Зелёная планета". По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода мы старались вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

По экологическому воспитанию разработан проект "Природный мир". (Приложение 1 )

Занятие по уходу за комнатными растениями на тему "Поможем Незнайке". (Приложение 2 )

II БЛОК. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания". Мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Эффективной формой работы с родителями был, например, круглый стол "Воспитание доброты к природе". Начали с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. (Для родителей, дети которых проявляли жестокость к животным, цель беседы – не навреди. Для родителей, дети которых проявляли равнодушие, цель – заинтересовать). Для каждой подгруппы родителей целесообразно организовывать отдельную беседу.

Ещё одна форма работы с семьёй – педагогические ширмы , в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

Такую форму работы, как консультации , например "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье", можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Показывали родителям сценку, например, "Лесные уроки вежливости", в которой сказочные персонажи рассказывали о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседовали с родителями, давали каждому конкретные советы, порекомендовали детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации, знакомится с природой родного края через СМИ и т. д. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

– сформированы начала экологической культуры у детей;
– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
– дети учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

МБДОУ « Детский сад комбинированного вида № 1 « Радость»

Экологическое воспитание в детском саду.

Старший воспитатель

Дорогие друзья! Начать свое выступление я хочу стихами.

Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить

Должна быть чистою земля и небо чистым быть.

А Землю эту не щадя терзал за веком век

И брал не только для себя « разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать природную среду

Но почему ж так поздно мы почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым нам трудно разглядеть

Все те страданья, что земле приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды, коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит нам лесов где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга и чистую гладь рек

Всю Землю

Можешь только ты, разумный человек!

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к рукотворному миру, к себе, к окружающему.

Наш детский сад ведет воспитательно - образовательный процесс по программе « Детство» Авторы – разработчики данной программы педагоги и психологи Санкт- Петербургского университета. В программе экологическому воспитанию отводится не значительная роль. Мы так не считаем и поэтому расширили содержание данного раздела и начинаем работу с младшего дошкольного возраста.

Задачи для каждой возрастной группы вы видите на слайде.

Организуя эколого - ориентированную деятельность детей мы создаем условия для накопления личного опыта дошкольников при взаимодействии их с природой.

Воспитатели изучили и успешно работают по программам экологического воспитании : « Юный эколог» , « Мы» , « Наш дом - природа» , «Добро пожаловать в экологию» , « Детский сад - дом радости» и другие.

В каждой возрастной группе имеется центр природы. Его главная особенность – непосредственная близость к детям, что позволяет воспитателям организовывать различную деятельность на протяжении всего учебного года. Там находятся комнатные растения , организуются различные выставки (« Необычные овощи», « Витаминная кладовая», « Цветы нашего сада» и др), мини- музеи « Из чего пекут хлеб», « Как рубашка в поле выросла» и др), различные фотоальбомы с растениями и животными, иллюстрации, художественная литература , инвентарь для опытно - экспериментальной деятельности, для ухода за растениями. В каждой возрастной группе проходят различные конкурсы, в которых принимают участие дети и родители: « На лучшую композицию из овощей», « Самый красивый букет», « На лучшую поделку из природного материала», « Елочка - красавица и др

На территории детского сада организованы цветники с различными цветами, насажены деревья и кустарники, имеется огород с грядками на которых выращиваются лук, укроп, петрушка. Свежая зелень подается детям к обеду

Дети знакомятся с живыми объектами: домашними животными, птицами, насекомыми, растительным миром, объектами неживой природы, природными явлениями на специально организованных занятиях, при проведении прогулок, экскурсий, рассматривают картины, иллюстрации, проводят опыты, во время игр, при просмотре видеофильмов, наблюдают, зарисовывают то, что увидели.. занимаются проектной деятельностью совместно со взрослыми,

« Земелюшка - чернозем», где дети и родители под руководством воспитателя собирали различные породы земли, а затем шла беседа что может расти на данной почве. Антонина Николаевна разработала экологическую тропу в пределах детского сада и до Пестеревской рощи.

· является автором проекта « Вода вокруг нас», где основной уклон делала на бережное отношение к пресной воде В рамках проекта дети рисовали различные водоемы , делали опыты с водой, знакомились с круговоротом воды в природе.. Во время водных процедур воспитатель напоминала, разъясняла детям, почему не нужно лить много воды понапрасну, почему нужно беречь пресную воду.

· разработала и внедрила в практику работы проект « Чудеса кока - колы», где акцентировала внимание на вредность данного продукта. В рамках проекта она приглашала на совместное занятие родителей и детей медицинского работника, которая рассказала и показала опытным путем вредность популярного напитка, а так же рассказала какие полезные напитки получаются из ягод и фруктов, А затем все вместе готовили и пробовали ягодно - фруктовые напитки

· совместно с детьми и родителями работали над проектом

« Комнатные растения». Общими усилиями они создали рукописную книгу комнатных растений, привели в порядок цветы в своей группе. Благодаря проделанной работе дети знают как нужно ухаживать за различными видами цветов. и помогают в уходе за ними.

· с родителями и детьми занимались изготовлением рукописных книг, в том числе и по экологии. Это « Ягоды», « Овощи с грядки», « Животные нашего края» и др.

Дети с удовольствием рассматривают рукописные книги и учатся по ним.

Большой популярностью в детском саду пользуется театрализованная деятельность.

Воспитатели логопедической группы поставили с детьми театрализованное представление « В гостях у старичка - лесовичка», где дети ходили в гости к сказочному лесному обитателю и узнали много интересного о лесных жителях, закрепили правила поведения в лесу.

На сцене районного Дома культуры дети старшей группы под руководством показали литературно - музыкальную композицию « Как божья коровка искала себе друзей».в рамках районного фестиваля « Весенняя капель» Помимо этого композицию показали в детском саду. Дети узнали интересные факты о насекомых и их пользе в природе.

Совместно с детьми проводим акции « Поможем зимующим птицам» (делали кормушки, собирали хлебные крошки, зернышки, дети и воспитатели зимой ежедневно кладут корм в кормушку и наблюдают за поведением птиц.

Перед Новым годом была проведена акция « Сбережем елочку». Дети рисовали каждый свою елочку, делали из рисунков коллективную работу Они выступили перед родителями со стихами о бережном отношении к деревьям, и призвали родителей купить домой искусственную елочку, а не рубить в лесу живую. Акция возымела успех. Спустя некоторое время дети сообщили, что у них на Новый год стояла искусственная ель.

Педагоги старшей и подготовительной к школе групп рассказываем детям о Красной книге, об исчезающих растениях и животных.

· разработала и провела с детьми занятие « Лес - наше богатство». Дети узнали не только о растениях нашего леса, но и о парке, его ценности, о истории Пестеревской рощи, ее исторической, культурной и экологической ценности. Говорили о том, кто оставляет мусор в лесу, хорошо это или плохо, о правилах поведения в лесу.

· разработала и провела с детьми занятие о водоемах Верховажского края: познакомила с имеющимися в районе озерами, реками, их хозяйственной и экологической ценности. Дети совместно с педагогом обсудили проблему чистоты окружающих водоемов и пришли к выводу: водоемы и реки нужно беречь:, после купания и отдыха у реки убирать за собой мусор, не бросать его в реку. Нельзя мыть автомобили в реке, т. к. бензин остается на поверхности воды и гибнет рыба и другие животные и растения.

Такие занятия формируют у детей понимание единства жизни человека и природы, формируют уважение и бережное отношение к родной природе.

· Педагогами ДОУ разработан проект « Мы - верховажане», который состоит из 4 блоков, первый « Природа и экология Верховажья»

Здесь мы рассматриваем такие вопросы как

- животный и растительный мир села,

- эстетика природы,

- погода, сезонные изменения в Верховажье,

- использование природных ресурсов в Верховажье (вода, дерево, почва. песок, глина, др)

- правила поведения в природе

В рамках данного проекта педагоги разработали различные занятия с детьми и родителями, праздники, развлечения, экскурсии в природу и другие мероприятия.

Детский сад не в состоянии без взаимодействия с родителями решить данную задачу. Поэтому мы привлекаем родителей к участию в проектной деятельности, к организации и проведению занятий, других видов деятельности . Воспитатели затрагивают вопросы экологического воспитания на родительских собраниях. В раздевальных комнатах имеется информация по временам года: задания для родителей и детей: « Понаблюдайте с детьми», « Выучите с детьми», « Повторите с детьми» и др Беседуем с родителями о том, чтобы они привлекали своих детей к посильному труду в природе, выполняли несложные поручения: покормить домашних питомцев: кошку, рыбок, хомячка, положить корм на кормушку, убрать мусор, не бросать не оставлять мусор в общественных местах, после отдыха на природе,

При выходе из стен детского сада дети проявляют в целом положительное, избирательной направленности, отношение к природе. Они бережно относятся, заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное отношение к ним, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе общаются со знакомыми, приятными животными и растениями, проявляют интерес к их жизни, состоянию. Дети замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения.

Так как для детей дошкольного возраста характерно расхождение вербального и реального отношения к природе, то педагоги систематически контролируют поведение и деятельность детей

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у людей экологического сознания, культуры природопорльзования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Давайте, люди, природу охранять

О ней не на минуту не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и речки

Это все для нас невечно!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Березка»

«

Экологическое воспитание в ДОУ »

Подготовила: Ермакова С.И. воспитатель

группы общеразвивающей направленности

от 3-х до 4-х лет №6 «Пчёлки»

г. Радужный

Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.

Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.

Что же такое - экология?

Экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так делают многие, причем все это происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитывать экологическую культуру поведения у дошкольников, пробудить их экологическое сознание. кологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем. За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциональные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Комплексные: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад - дом радости», «Кроха». Парциональные (экологические): «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Мы», «Юный эколог».

Задачи экологического воспитания и образования детей:

    Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных;

    Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;

    Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы;

    Воспитание самостоятельности через общение с природой;

    Воспитание эстетических чувств;

    Воспитание любви к природе, родине;

Развитие воображения, мышления, внимания, речи. ся работа по экологическому образованию и воспитанию строится по 3-м блокам:

    специально организованное обучение в форме занятий;

    совместная деятельность взрослого с детьми;

свободная самостоятельная деятельность детей.

Занятия по экологии бывают:

    занятия-наблюдения за животными и растениями;

    занятия по классификации представлений о природе;

    занятия по обучению детей труду по уходу за растениями и животными;

    занятия по составлению описательных, сравнительных рассказов об объектах природы;

    занятия-исследования;

    занятия по ознакомлению с трудом взрослых в природе;

    комплексные занятия.

На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы и методы, обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе:

    решение проблемных ситуаций;

    элементарное экспериментирование;

    работа с моделями;

    моделирование;

    игры;

    наблюдение;

    постановка проблемных вопросов;

    участие детей в уходе за растениями;

    выполнение заданий из рабочих тетрадей и т. д

В детском саду применяются следующие виды игр:

    Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных.

    Предметные игры (с листьями, семенами, цветами) – «Чудесный мешочек», «Узнай, что в руке», «Вершки и корешки».

    Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы

и т. д.

    Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, в воде, на земле», «Четвертый лишний».

    Игровые упражнения на определение различных предметов по качествам и свойствам, развитие наблюдательности: «Найди по листочку дерево», «Принеси желтый листочек» и т. д.

    Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Земля, вода, огонь, воздух» и т. д.

    Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни (сюжетно-ролевые природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и т. д.

    Игры-задания проводятся как итог наблюдений:

    сказки-кроссворды о животных;

    отгадай загадки и узнай героев;

    найди ошибки у художника, поэта;

    может так быть или нет

Словесные методы:

Чтение художественной литературы:

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.

Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

Основоположниками советской детской природоведческой книги являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Интересны сказки В. В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и др.

Литература для чтения и рассказывания детям:

Н. Акимушкин «Это все кошки»;

Н. Акимушкин «Это все собаки»;

В. Бианки «Рыбий дом»;

В. Бианки «Наши птицы»;

Г. Ганейзер «На лугу»;

Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет»;

Ю. Дмитриев «Рассказы моей полянки»;

М. Д. Махлин «О тех, кого не любят»;

А. Михайлов «Вот так куколка!»;

Н. Осипов «В воде и у воды»;

Н. Павлова «Бабочки»;

Е. Пермяк «Чижик-пыжик»;

М. М. Пришвин «Золотой луг»;

Е. Серова «Наши цветы»;

Н. Сладков «Грачи прилетели»;

Н. Сладков «От зари до зорьки»;

Н. Сладков «Пестрые крылья»;

Н. Сладков «Солнцеворот»

Г. Скребицкий «Четыре художника»;

К. Д. Ушинский «Четыре желания»;

Г. Снегирев «Кто сажает лес»;

В. Чаплина «В зоопарке»;

Э. Шин «Сказки, найденные в стране» и др.

Пословицы, поговорки, загадки, стихи о природе.

Рассказ воспитателя:

Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований. Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Воспитатель, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяет правильность фактов. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамический сюжет, быть эмоциональным. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего взрослого возраста должна быть не более 10 – 15 мин.

Беседа

Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателями перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке в лесу и др.) другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.

Для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира). В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе.

Можно классифицировать по разным принципам:

1. По характеру объектов, используемых в экспериментах и в наблюдениях:

С растениями;

С животными;

С объектами неживой природы;

Объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов и наблюдений:

В групповой комнате;

На участке.

3. По количеству детей:

Индивидуальные (1 – 4 ребенка);

Групповые (5 - 10 детей);

Коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

Случайные;

Запланированные;

Поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

Эпизодические (проводимые от случая к случаю);

Систематические.

6. По продолжительности:

Кратковременные (от 5 до 15 минут);

Длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

- однократные;

Многократные, или циклические.

8. По месту в цикле:

Первичные;

Повторные;

Заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей:

- иллюстративные (детям все известно, и наблюдение, и эксперимент только подтверждают знакомые факты);

Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

Решение экспериментальных задач.

11. По способу применения:

- демонстрационные;

Фронтальные.

Демонстрационными называются наблюдения и эксперименты, при которых имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт («демонстрирует его»), а дети следят за ходом и результатами.

Фронтальными называются такие наблюдения и эксперименты, при которых имеется много объектов, и они находятся в руках у детей.

Работа с родителями

Большое место в системе экологического образования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей:

    проведение родительских собраний экологической направленности (КВН, викторины, «Поле чудес» и др.;

    выезды с детьми на природу;

    участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;

    совместное озеленение территории детского сада;

    тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет;

    наглядная информация;

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реально осуществления в семье необходимо проводить анкетирование родителей, беседы. Результаты анкетирования необходимо выносить на родительские собрания для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми. Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.

Консультация для воспитателей

«Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»

Подготовила воспитатель: Ермакова С.И.

Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: "Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период, дошкольного развития ребенка".

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различногорода исследовательской деятельности - к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышления, логику, творчества ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?".Элементарные опыты,эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или инном предмете.Эта деятельность направлена на реальное преообразование вещей в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии.Знания, полученные во время проведения опыта, запоминаются надолго.

Развитие экспериментальой деятельности детей дошкольного возраста предлагает решения следующих задач:

1. Формирование у дошкольников диалектического мышления

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, моделей)

3.Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их мыслительной, моделирующие и приобразующие действия.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности реализуется в следующих видах деятельности:

1) образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, НОД трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) ;

2) образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

3) взаимодействие с семьями детей.

1) Непосредственно образовательная деятельность (НОД) познавательного цикла дополняется опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий эффект. НОД под названием «Удивительное – рядом», непродолжительна по времени и проводится в первой половине дня. Она способствуют расширению и углублению ранее полученных знаний.

2) Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию детей самостоятельно, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников. Окончательный вывод формулирует воспитатель.

В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р., но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, ИЗО деятельность и рассказы детей на основе наблюдений) .

Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

3) Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Главными задачами во взаимодействии с родителями я считаю:

необходимо установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

создать атмосферу общности интересов;

активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте

2. По месту проведения опытов

3. По количеству детей

4. По причине их проведения

5. По характеру включения в педагогический процесс

6. По продолжительности

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом

8. По месту в цикле

9. По характеру мыслительных операций

10. По характеру познавательной деятельности детей

11. По способу применения в аудитории.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов

Место для хранения материалов (природного, "бросового")

3) место для проведения опытов

Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

Основным оборудованием в уголке являются :

приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др .;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

безопасность для жизни и здоровья детей;

достаточность;

доступность расположения

В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показываю детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

В помощь воспитателю:

ПАМЯТКА

Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).

Консультация для воспитателей

«Планирование экспериментальной деятельности»

Подготовила воспитатель: Ермакова С.И .

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:

    Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста

    Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

    Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.

Планируемый результат:
Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Литература для подготовки консультации:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 - 92
3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под.ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
6. Материалы Интернет-сайтов.

Вводная часть.

Консультацию мы начнем с вопроса: какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? (ответы воспитателей).


На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность.

В процессе познавательной деятельности формируются такие интегративные качества, как любознательность, активность, самостоятельность, которые являются важными предпосылками успешного обучения ребенка в школе.

Для формирования у детей этих качеств необходимо создавать условия для развития у них познавательной активности, опираясь на их познавательный интерес. Благодаря которому, и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности ребенка.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Структура детского экспериментирования.
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру
:

    Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира

    Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений

    Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах

    Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?» В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать – научиться – познать»

    Средства: язык, речь, поисковые действия

    Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

    Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций

    Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Последовательность детского экспериментирования.

На слайде педагогам представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.
Следующий слайд с правильным ответом:

    Проблемная ситуация.

    Целеполагание.

    Выдвижение гипотез.

    Проверка предположения.

    Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

    Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

    Как я это делаю?

    Почему я это делаю именно так, а не иначе?

    Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Задание для воспитателей: на представленных конспектах проведения опыты выделить последовательность экспериментирования.

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ:

с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй);

с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

с основными видами движения (скорость, направление);

развиваем географические представления – знакомим с глобусом, даём знания о Солнечной системе, о различных космических явлениях;

знакомим детей с правилами техники безопасности.

Примерная структура занятия - экспериментирования

    Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

    Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

    Уточнение плана исследования.

    Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

    Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

    Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Содержание уголков экспериментальной деятельности. Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, «бросового»)
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)



Рассказать друзьям