Если ребенок в год не ходит самостоятельно. Создание условий для ходьбы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Большинство родителей уверены, что дети годовалого возраста должны уже ходить. Каково же их удивление и разочарование, когда на первом дне рождения ребенка они вынуждены его носить на руках. В каком возрасте ребенок должен начать ходить? Неврологи говорят об определенной индивидуальности развития крохи, но, если малыш в годик не стоит на ногах, сами же ставят диагноз «задержка в развитии» и назначают применение многочисленных лекарственных препаратов. Почему ребенок в год не ходит? Что делать и как ему помочь?

Почему не ходит в годик?

Ребенок должен начать ходить до 1,5 лет от своего рождения – это нормы, которые должны соблюдаться и не вводить в паническое состояние родителей при отсутствии рассматриваемых навыков. Если же кроха в 1,5 года не делает и нескольких шагов – это говорит о наличии серьезной патологии опорно-двигательного аппарата. В таких случаях ребенок физически не может устоять на ногах.

Если же кроха в годовалом возрасте делает хоть какие-то попытки ходить, паниковать не следует. Малыш развивается нормально. Об отставании в развитии можно говорить лишь по достижении 1 года 2-3 месяцев – как правило, к этому времени все дети начинают ходить.

К причинам подобного промедления относят:

  1. Произошедшее поражение клеток головного мозга – гипоксия плода, что встречается сейчас с частотой 1 гипоксия на 3 беременности. Гипоксия в любой степени влечет опоздание в развития вследствие определенного ряда причин, которые следует выяснить путем комплексного обследования. При постановке подобного диагноза еще во время беременности молодые родители уже должны понять, что для нормального развития необходимо принимать определенные меры и не затягивать с лечением.
  2. Индивидуальные особенности ребенка – в силу определенных обстоятельств у крохи не получается ходить. Здесь выделяют:
  • недоразвитие опорно-двигательного аппарата в силу плохого питания или малого движения со стороны самого крохи;
  • ребенок попросту «засел» в ползании, что перестал обращать внимания на свои уже развившиеся возможности;
  • у ребенка отмечается слабый тонус мышц, что также является следствием плохого питания, кровообращения, гипоксии.

Удивительно, но ребенок может просто бояться начать ходить. Зачастую это происходит вследствие ранних попыток ходьбы, окончившихся падением. Искоренить страх ходьбы у малыша будет довольно сложно. Сами же неврологи в этом случае советуют не беспокоить ребенка некоторое время – 1-2 месяца. Этого времени должно быть достаточным, чтобы малыш забыл о падении и попробовал отправиться в путь снова.

Как помочь ребенку?

Особенную роль в воспитании детей играют . Да, это полезно малышу – так, он больше двигается и осваивает пространства. Да, это несравненная помощь маме – ей не приходится находиться в неудобном положении и самостоятельно придерживать ребенка. Но! Подобные методы ходьбы могут сыграть злую шутку. Во-первых, малыш может привыкнуть к ходункам и просто отказаться ходить самостоятельно. Во-вторых, во время просиживания и представленного способа хождения задействованы сами ноги. Что же касается всего туловища и укрепления позвоночника, «взаимодействия» позвонка с ногами – говорить вовсе не приходится. Соответственно, должного развития и укрепления мышц спины и ног, что необходимо для нормальной ходьбы, не происходит.

Бабушки и опытные неврологи и педиатры советуют сооружать малышу нечто подобия «поводка» — возьмите большую пеленку или простыню. Обмотайте ею туловище ребенка, оставив большой конец, за который будут держаться родители, и отправляйтесь в путь. В этой ситуации малыш самостоятельно встанет на ножки (ну или попытается это сделать), а родители вовремя поддержат «неваляшку» в необходимом положении.

С той же целью в детских магазинах предлагаются молодым родителям вожжи – это специальные ремни, которые поддерживают ребенка. Благодаря представленным аксессуарам малыш сам начинает ходить, а родители его лишь подстраховывают.

Есть много способов научить ребенка ходить. Главное, не перестараться в своих замыслах. При отсутствии физической подготовки малыш не только упадет, но и будет «травмирован». Существует масса примеров, когда кроха начала ходить еще в 7-9 месяцев. Радость родителей в дальнейшем вылилась в печаль. По мере роста у ребенка стали выявлять на обследованиях различные патологии опорно-двигательной системы. Простое плоскостопие или стертые коленные суставы могут стать следствием ранней ходьбы – несформированный опорно-двигательный аппарат попросту не смог справиться с такой нагрузкой и большим весом. Организм должен сам дать знать о готовности его к новым действиям – спешка неумолимо отражается на состоянии здоровья малыша, что определяется в уже большем возрасте.

На первом году жизни малыш приобретает много умений и навыков. Это время его активного развития, он быстро растет и учится новому. Когда ребенок начинает ходить, наступает момент, который связан с вполне понятными переживаниями. Нужна ли помощь родителей в освоении навыков ходьбы, что делать, если ребенок не ходит, как подобрать подходящую обувь? Молодых пап и мам волнует масса вопросов об их любимой крохе.

Пугаться также не стоит, слушая других молодых мамочек о том, какой ранний у нее малыш и в 11 месяцев он уже ходит сам. Конечно, существует определенная норма, касающаяся возрастных изменений, о которой расскажет педиатр, но каждый ребенок индивидуален.

Обычный среднестатистический ребенок начинает ходить в 1 год. Но это приблизительная цифра. Нормой считается, когда дети начинают ходить в промежуток от 9 месяцев до полутора года. Любой малыш начинает с попыток встать, сделать свои первые пробные шаги, придерживаясь за руку мамы, и только через время он делает самостоятельные шаги.

Несколько факторов влияют на то, когда дети начинают самостоятельно ходить:

  1. Генетический фактор. Если один из родителей свои первые шаги сделал рано, то стоит ожидать от крохи, что он проявит самостоятельность в ходьбе раньше своих сверстников. Но если папа пошел в два года, то не стоит требовать от малютки чего-то другого.
  2. Темперамент. Если ребенок непоседа, то его стремление ходить самому проявится рано. Уравновешенные и спокойные детки не торопятся учиться этому навыку.
  3. Половая принадлежность. Мальчишки позже начинают самостоятельно передвигаться, чем девчонки.
  4. Масса тела. Чем меньше вес малыша, тем шустрее он будет и соответственно быстрее пойдет. Пухлый ребенок начнет ходить гораздо позже.

Первое время кроха будет падать, так как не умеет еще держать центр тяжести. Родителям следует внимательно присматривать за ним, так как ребенку еще трудно даются первые шаги и у него нет навыка смягчать падение руками. Есть большая вероятность того, что он может разбить затылок или личико. Пока малыш учится ходить, таких ушибов будет много, но мамам не стоит поддаваться панике, потому что костная система деток в таком возрасте очень эластичная. Риск переломов сводится к минимуму.

Важно не переборщить с опекой. Изображать страх и ужас на лице при каждом полете ребенка не стоит. Реакция мамы или папы должна быть спокойной. Им следует подбодрить своего отпрыска успокаивающими словами, не спешить поднимать его, а дождаться, когда малыш поднимется сам.

Пока ребенок учится ходить, необходимо убрать все опасные предметы в квартире. Он должен быть в зоне постоянного внимания родителей.

Почему ребенок не ходит?

Когда ребенок не начинает ходить в 10 или 11 месяцев, это не повод для расстройства, а совершенно нормальное положение. Не следует форсировать события. Можно посоветоваться с педиатром, как быстро научить этому свое чадо.

Когда ребенок отказывается ходить в год, то особых поводов для беспокойства тоже не должно быть. Многие детки начинают и позже этого срока, где-то примерно в полтора года. Родители могут научить ребенка ходить, выполняя с ним определенные упражнения. Самые распространенные причины, по которым малыш не пошел в свой первый день рождения, считаются:

  1. Слабая готовность мышц и позвоночника. Ребенку требуется окрепнуть и набраться сил.
  2. Лишний вес. Активность крохи падает, если он откровенно пухленький. Нагрузка, которую испытывает костно-мышечный скелет, не дает ему возможности быть максимально подвижным. Крупные детки идут намного позже, чем их приятели.
  3. Генетические предпосылки. Наследственность очень важна. Норма для ребенка ходить самостоятельно будет примерно такая же, как и у одного из его родителей.

Если малыш в 2 года не научился ходить, то это серьезный повод обратиться к педиатру. Ребенка не только осмотрят, но и обследуют. Причинами, по которым ребенок не хочет ходить, могут быть:

  1. Стрессовые ситуации. Если нет психологического комфорта в доме, это очень может сказаться на малютке. Ссоры, скандалы, резкая смена обстановки негативно повлияют на стремление малыша ходить. Ребенку следует создать комфортные условия, он должен чувствовать уют, любовь и заботу.
  2. Неудачи при первых попытках. Если при первых падениях кроха травмировался, у него может остаться страх перед ходьбой. Ему необходима поддержка родителей и время, чтобы справиться со своими страхами.
  3. Какое-либо заболевание. После болезни вполне естественно может наступить спад детской активности. Ослабление иммунитета – это стресс для ребенка, а иногда даже замедление его развития. Забота, частые прогулки и хорошее питание помогут ему справиться с такими проблемами и восстановиться.
  4. Частое использование ходунков. Увлечение этим приспособлением может привести к тому, что малыш будет бояться ходить самостоятельно. Находясь в , он испытывает сильную нагрузку на нижний отдел позвоночника. В таком положении тело и стопы располагаются физиологически неправильно. Как результат, ребенок привыкает к неестественному способу передвижения.

Поводом для сильного беспокойства станет тот факт, если малыш не ходит в 3 года и старше. В таком случае он однозначно нуждается в неврологическом лечении и, вероятно, имеет определенные изменения в головном мозге.

Как научить ребенка ходить?

На подготовительном этапе, который начинается с четвертого или пятого месяца, нужно учить ребенка дотягиваться до яркой игрушки, тем самым подталкивая его к двигательной активности. Необходимо также стимулировать ползание малыша, кладя желанную игрушку на расстоянии от него. Это очень важное упражнение, чтобы в дальнейшем научить ребенка ходить, так как развивает крепкую мускулатуру.

Когда ребенок начинает ходить и только делает свои первые шаги, можно использовать детскую коляску, чтобы научить его более уверенно держаться на ногах. Опираясь на нее, он будет уверенно толкать ее и, соответственно, идти. В год детки с удовольствием идут за коляской, а не сидят в ней.

Если у ребеночка не получается в 11 месяцев или в год уверенно двигаться, то его надо учить ходить самостоятельно. Самое время с ним начать активно заниматься. Начинающего топать малыша можно заинтересовать привлекательной игрушкой, которую следует положить в самом дальнем углу. На пути к ней надо расставить стульчики и разложить большие подушки, которые станут крохе опорой при движении. Ему обязательно захочется подойти к яркой вещи. Дети, сколько бы им ни было месяцев или лет, очень любопытны и с удовольствием познают этот мир.

Полезным будет массаж ножек и ступней, он поможет расслабить мышцы, задействованные при ходьбе. Рекомендуется делать ежедневную гимнастику, включающую сгибание и разгибание ножек, занятия на фитболе. В результате малышу не будет еще и двух лет, а он будет уверенно ходить сам.

Если ребенок отказывается ходить?

При отказе малыша ходить самостоятельно, надо проконсультироваться со специалистами. Если у него нет проблем с опорно-двигательным аппаратом, а ребенок просто ленится, то родителям надо проводить интересные занятия, позволяющее крохе быстрее овладеть новым для него навыком. В ходе такого обучения он быстрее справится с этим заданием.

Папы и мамы всегда хотят, чтобы их дети пораньше начали ходить. Но раннее хождение не всегда является поводом радоваться, ведь детские мышцы еще слабые. А если малыш еще и пухленький, то это может привести к искривлению ног и неправильному формированию стоп.

Даже если ребенку уже исполнилось 1,5 года, а он еще не пошел, не стоит волноваться, важно обратить внимание на его общее состояние. Если он веселый и активный, то он сам начнет ходить, когда будет готов.

Полезное видео о том, как научить ребенка ходить

Детство так быстро пролетает. Все навыки, которые приобретают дети в эту замечательную пору, пригодятся им во взрослой жизни. И всё кажется цветным и ярким, но не всегда краски жизни радуют. Ребёнок не хочет ходить в школу – эта проблема становится пыткой для ребёнка и родителей. Почему так случается, кто в этом виноват и, наконец, что делать? Попробуем выписать рецепт, который превратит тоскливую обязаловку в интересный и познавательный процесс.

От чего возникает нежелание посещать школу

«Не хочу» – может нести совершенно разный смысл. Это то, что в первую очередь должны понимать взрослые.

  1. Ежедневный ритм подразумевает цикличность выполнения тех или иных заданий. Рано или поздно даже любимое занятие, которое необходимо выполнять обязательно, нас утомляет. Вам ведь тоже не всегда хочется отправляться на работу, или что-то делать по дому? Если суть только в этом, отпрыск периодически ноет о том, что не хочет идти в школу – проблемы нет. Совет психолога: иногда, если вы видите, что дети устали, дайте «законный» прогул. Этим вы выиграете 3 бонуса:
    • заработаете дополнительные баллы как любящий и балующий родитель;
    • предотвратите настоящее переутомление;
    • дадите возможность соскучиться по классному коллективу.
  2. Ребёнок изменился, замкнулся в себе, стал агрессивным. Походы в школу превратились в пытку, сборы сопровождаются слезами, а подросток начал ежедневно прогуливать – бейте в колокола. Наличие таких фактов говорит о серьёзной проблеме. Чем быстрее вы её найдёте и устраните, тем меньше пострадает детская психика.

Причины отказа

  1. Конфликты с одноклассниками. Дети часто бывают жестокими. Они не могут видеть ситуацию объёмно, как взрослые. Поэтому оценивают её и последствия своих действий совсем по-другому. Одноклассники могут издеваться из-за каких-то внешних недостатков, комплексов. Но, часто причиной всеобщего неприятия может служить характер или поведение самого ребёнка. Так случается, когда сын или дочь входит в новый коллектив. Желание выделиться, показать себя с «лучшей» стороны, защититься нападением, всё это может иметь искажённую форму. Окружающие дети не поймут наглости новичка и станут его травить. Как следствие – нежелание идти в школу
  2. Отсутствие интереса к процессу обучения возникает в трёх случаях:
    • ребёнок отстаёт от школьной программы. Даже очень умные и развитые дети могут получить пробел знаний в некоторых предметах или разделах. Причины разные: болезнь, семейные обстоятельства, несоответствие способностей и направленности обучения;
    • наоборот, программа не успевает за школьником. Ребёнок любознательный, много читает, интересуется новостями науки, техники. Родители много делают для его развития. Он вырастает из школьной программы как из старой формы;
    • интеллектуальные возможности ребёнка не позволяют ему адекватно воспринимать материал. Ваша кроха очень хочет и сильно старается. Но, в силу своих способностей всё равно не может осилить учебную программу на достаточном уровне. От этого руки опускаются, интерес всё больше гаснет.

Внимание! Большинство родителей хотят, чтобы их дети были талантливыми, послушными и гениальными. Научитесь любить их такими, какие они есть, не требуйте большего. Часто нежелание идти в школу вызвано несоответствием ваших требований и возможностей ребёнка.

  1. Диссонанс темперамента ученика и учителя становится причиной нелюбви к школе, особенно в младших классах. Властная, энергичная, крикливая учительница может подавлять спокойного, неуверенного в себе малыша. Наоборот, слишком спокойный аморфный преподаватель не удержит в руках шустрого шалуна. Проблемы с поведением приведут к неуспеваемости по предметам, а дальше – цепная реакция.

Важно знать и понимать характер и темперамент вашего ребёнка. Если малыш с первых дней жизни непоседливый и гиперактивный, приготовьтесь к тому, что ему нужно будет уделять внимания в 3 раза больше, чем спокойному малышу. Таким детям свойственно: необузданное любопытство, жажда действия, непризнание авторитетов, быстрая смена деятельности. Кроха будет совать свой нос во все уголки окружающего мира без страха и опаски. Задача родителей научить малыша концентрироваться на одном деле всё более и более продолжительное время. Это будет важно при обучении в школе. Для того чтобы этого добиться, необходимо быть очень терпеливым человеком и иметь богатую фантазию и смекалку. В противном случае все попытки обучения приведут к полному отторжению восприятия любых знаний. Вот отсюда и выйдет первое: «не хочу идти в школу».

  1. Проблемы личного характера. Первую влюблённость дети переживают по-разному. Отсутствие взаимности для кого-то может стать стрессом. Бывает, что всё усложняется оглаской любовной неудачи.
  2. Семейные проблемы – сложное испытание для детей. Развод родителей, смерть одного из них – факторы, от которых у детей опускаются руки.
  3. Невнимание и отсутствие контроля со стороны взрослых, одна из наиболее частых причин. Если совпадают три решающих фактора: лень, бесконтрольность, наличие плохих друзей – складывается очень тревожная и бесперспективная картина. Назревает такая ситуация долго. Виноваты в ней – родители.

Пути выхода из ситуации

Если вы пришли к выводу, что нежелание посещать школьный коллектив не надуманная, а реально существующая проблема с глубоким дном, сделайте ряд несложных действий.

  1. Поговорите с ребёнком. Лучше делать это в непринуждённой атмосфере. Например, проведите выходные вместе в парке, на аттракционах. Создайте себе и сыну или дочери хорошее настроение. В момент эмоционального всплеска человека легче разговорить. Если он упорно не хочет обсуждать эту тему, не давите. В таком случае попробуйте получить информацию от друзей или педагогов. При любых изменениях в поведении малыша или подростка обязательно пообщайтесь с классным руководителем, выслушайте его советы. Учитель видит наших детей в таких ситуациях, которые нельзя создать в домашних условиях. Часто дети доверяют любимым педагогам самое сокровенное, то, о чём боятся сказать родителям. Если вы получили информацию, постарайтесь подать её детям так, чтобы они не поняли, откуда она просочилась. Иначе, из союзника учитель превратится в предателя.
  2. Многие родители выбирают школу, отталкиваясь от её престижности и профиля. Если говорить о младшей школе, то выбирать необходимо не школу, а учителя. Важно, чтобы малышу нравилась его учительница, и они подходили друг другу по темпераменту. Там, где симпатия и любовь, проблем не будет. Даже если где-то он будет отставать в силу своих возможностей, при правильной тактике заботливого учителя это не станет трагедией. Желание учиться не пропадёт. Если говорить о профиле, то самый подходящий возраст для перевода – 8–9 класс. В случае, когда делается ставка на 1–2 предмета, можно изучать их и при помощи репетитора, обучаясь в любимой школе.
  3. Педагогический коллектив – это отдельная тема. Но, если в двух словах: дети, которых любят и воспринимают как индивидуумов, учитывая их особенности и способности, всегда будут любить свою школу. Соответственно, они будут стараться учиться, принимать участие в кружках, секциях. Школьный коллектив будет восприниматься как семья. В вашем случае всё по-другому? Изучите отзывы о школах своего района и задумайтесь о смене коллектива.
  4. Если причина в конфликте с одноклассниками, постарайтесь разобраться в ситуации как можно быстрее. Получите информацию из разных источников. Не спешите искать виновных. Ребёнок может быть неправ, но из страха быть наказанным исказит ситуацию. Такое случается часто. Выслушайте все стороны, свидетелей, и только потом принимайте решение и начинайте что-то делать. Постарайтесь примирить стороны конфликта. Но, если речь идёт об издевательстве, или ситуация сильно затянулась, советы психолога не дают результата – ищите другую школу.
  5. В случае отставания от программы по одному, двум предметам, позанимайтесь с ребёнком сами или прибегните к помощи репетитора. Когда всё начинает получаться, дети чувствуют свою силу и значимость, их самооценка увеличивается и жизнь налаживается. Одарённых ребят лучше отдавать в профильные школы, с расширенной и усложнённой программой. Это будет давать им больше возможностей, и увеличивать интерес к учёбе. Если ребёнок слаб, все попытки дополнительных занятий не увенчались успехом, не расстраивайтесь. В жизни есть много профессий, подходящих вашему малышу или подростку. Ориентируйте его на тот вид деятельности, который ему нравится. Что для этого делать, подскажет психолог.
  6. Отнеситесь серьёзно к проблемам на личном фронте. Приведите примеры из своей школьной жизни. Отвлеките ребёнка, если нужно, поплачьте вместе с ним. Объясните, что в жизни всё меняется, и скоро он будет смеяться над тем, что сегодня вызывает тоску. Школьная любовь редко заканчивается продолжительными отношениями, её нужно пережить как ветрянку. Нелишними здесь будут и советы психолога.
  7. Решайте свои межличностные проблемы таким образом, чтобы не вовлекать детей. У них должны остаться папа и мама. Даже если они больше не живут вместе. Контролируйте детей и поддерживайте контакт друг с другом. Часто случается ситуация, когда папе ребёнок говорит, что он у мамы, а маме наоборот. На деле – предоставлен сам себе.
  8. Педагоги вашего ребёнка – не специально обученные церберы. Они вам не враги, а друзья. Лучшее, что вы можете сделать – поддерживать плотную связь со школой. Ребёнок будет понимать, что он находится под контролем, а вы будете в курсе всех школьных дел. В таком случае нежелание посещать школу, возникает редко.

Для того чтобы в голову детям не лезли дурные мысли, необходимо сократить количество свободного времени. Для этого существует большое количество секций, кружков, музыкальных, спортивных и танцевальных студий и школ. Забудьте самые распространённые отговорки:

  • нет времени водить;
  • он и так очень устаёт;
  • мы ходили, но нам не понравилось.

Это ложь в оправдание собственной лени. Кто хочет – изыщет возможности, кто не хочет – оправдания.

Чем плотнее и интереснее расписан рабочий день ребёнка, тем больше он успеет. Где занятость – там успех и процветание. А, значит, дополнительная мотивация посещения школы, ведь это место, где можно похвастаться своими талантами.

Нежелание ходить в школу является протестом или защитной реакцией против каких-то дискомфортных для ребёнка обстоятельств. Устраните их, и проблема решится. Быть родителями – самая ответственная и сложная работа. На этой «должности» вы находитесь 24 часа в сутки. Она не допускает лени и безответственности. Желание не посещать школу не возникнет, если в семье есть:

  • любовь;
  • доверие;
  • разумный контроль;
  • всестороннее развитие.

Любите своих детей и уделяйте им больше внимания.

Статья взята на форуме " Ивановская барахолка", ее автор lol_208 , мне очень помогли ее советы, большое ей за это спасибо,вот сама статья, может кому-то пригодится, цитата:

"Обучение следованию и самостоятельному хождению на улице: практика и некоторые мысли
Насколько я знаю, эта тема весь актуальна для мам окологодовасов, а информации в сети об этом немного. Возможно, мои знания, мысли и опыт будут кому-то полезны.

Зачем вообще учить следованию и хождению по улице ребенка 1-1,5 лет? Для себя я отвечаю на этот вопрос так:

Если ребенок начал ходить, ему нужно обязательно тренировать новый навык, причем именно тогда, когда он формируется (то есть сразу после начала самостоятельной уверенной ходьбы), а не позже, в 2-3-4 года; ходить ногами нужно для нормального физического развития ребенка; это не значит, что он сразу должен проходить 5 км - но постепенно учить ребенка преодолевать пешком видимые расстояния нужно;
- Городская среда не создает условий для естественного обучения следованию (когда ничего специально делать не надо, все само получается), поэтому маме нужно взять ответственность на себя и организовать для ребенка такое обучение; для этого ей полезно знать некоторые приемы.
- Я придерживаюсь мнения, что в паре «мама-ребенок» присутствуют иерархические отношения, мама — ведущая, ребенок — ведомый; это относится и к поведению на улице: мама устанавливает правила, указывает границы и обучает определенным необходимым для жизни навыкам, а ребенок соблюдает эти правила, встраивается в рамки и обучается;
- Идти по улице за мамой, а не убегать или идти по своим делам, то есть следовать за мамой — нормальное поведение ребенка, обучение этому — не дрессировка, а выработка необходимого для жизни навыка и обучение необходимым правилам; при этом понятно, что есть прогулки по маминым делам, а есть — прогулки и «привалы» для исследования мира и удовлетворения потребностей ребенка.

Если вы со мной не согласны, это не значит, что вы ошибаетесь. Это просто значит, что статья написана не для вас. Спорить не нужно — пост вывешен не для споров, надо или не надо и почему, а для обмена опытом людей, которые считают обучение необходимым и согласны с вышеперечисленными пунктами. Если у вас есть собственные приемы, собственный опыт обучения хождению/следованию ребенка 1-1,5 лет — ваши комментарии будут бесценны для тех, кому эта информация актуальна.

Практические методы отработки навыка хождения и следования.

Сразу оговорюсь, что излагаю не строгую «рожановскую» теорию, а скорее собственную ее интерпретацию, причем довольно мягкую, и на полноту охвата материала совсем не претендую.

Еще одно важное уточнение (спасибо vrakker). Начинать водить ребенка в возрасте около 1 года по улице лучше за руку. Это удобно, безопасно и само по себе является естественным приемом обучения следованию. По моим наблюдениям, дети, которые привыкли ходит за руку, реже убегают, лучше следуют за мамой, позже с ними легко ходить на любые расстояния.

Итак, вы вышли на улицу, взяли ребенка за руку и пошли. Если ваш ребенок нормально идет за вами, не вырывает руку, не останавливается, не отвлекается на листочки и не просится на руки - вам достался уникальный экземпляр можете дальше не читать, у вас все и так отлично.

Если же ребенок ходит плохо, мало, или хорошо и много, но не туда, и вы хотите научить его ходить по улице и вообще ходить ногами на видимые расстояния, можно воспользоваться двумя способами (методами):

1. Если ребенок шел за вами какое-то время, а потом отстал/пошел в другую сторону/сел на землю — нужно подхватить его под мышку, пронести пару метров в нужном направлении и опять спустить на землю; опять отстает/садится/убегает - повторить.

В общем-то, данный метод широко известен и много раз обсуждался. На какие нюансы я хочу обратить внимание:

Метод удобно использовать, если ребенок в принципе не отказывается ходить, ходит хорошо и много, но не туда;

Не нужно отпускать ребенка далеко от себя или самой уходить далеко и ждать, когда он вас догонит — это, во-первых, небезопасно, а во-вторых, ребенок может ваш зов проигнорировать и вам придется возвращаться за ним в ущерб своему авторитету и с риском превратить процесс в игру в догонялки; отпускать ребенка от себя лучше максимум на 1-1,5 метра, чтобы вам хватило шага для «подхвата» под мышку и возвращения на «маршрут»;

Отрабатывая навык, гулять лучше всегда с целью, так как это помогает прежде всего маме — она не «отрабатывает следование» просто ради следования, а действительно заинтересована в том, чтобы дойти, например, до магазина, и ребенок это чувствует; конечно, поначалу эти цели должны быть близлежащими — даже детская площадка у соседнего дома подойдет;

Идеально гулять в паре с другим человеком, которого ваш ребенок хорошо знает, чтобы именно он, а не вы, перехватывал идущего не туда ребенка и направлял в вашу сторону; но если это никак не получается организовать, можно и обойтись.

2. Другой способ сделать так, чтобы ребенок шел куда надо маме и вообще шел по улице ногами - условно говоря, "договариваться". То есть вы вышли на улицу, вязли ребенка на руки и определили вслух условие: «Несу тебя до того столбика (дорожки, горки), а дальше идешь ногами». Соответственно, после того, как дошли до столбика, дорожки, горки, надо все-таки добиться, чтобы какое-то расстояние ребенок прошел сам, а потом снова взять на руки с новым условием (донесу до лужи/магазина и пр). Чередовать передвижение на руках/ногами, постепенно увеличивая расстояние, пройденное ногами.

Смысл этого способа в том, чтобы способ передвижения и расстояние, пройденное на руках/ногами, определяла МАМА, а не ребенок. Разумеется, при этом мама учитывает возраст ребенка, его физическую форму, умение ходить, погоду и еще множество разных обстоятельств. Поэтому для годовалого ребенка соотношение на руках/ногами будет одно, для полуторалетнего — уже совсем другое, зимой в одном и том же возрасте пройденное ногами расстояние будет одним, летом — другим, и т.д.

Нюансы, на которые стоит обратить внимание при практическом применении:

Метод удобно использовать, если ребенок совсем отказывается самостоятельно ходить или ходит очень мало;

Расстояния можно брать любые, даже довольно большие, но отрезки пути ногами поначалу лучше делать поменьше — 10-20 метров;

Ребенку не обязательно подробно описывать ориентиры места, где вы его возьмете на руки/поставите на землю, не обязательно так же, чтобы он это место непременно заранее издалека увидел— достаточно коротко озвучить свое намерение («несу тебя до домика», «идешь ножками до лужи»). Важно — если ребенок дошел до лужи, но на руки не просится, не спешите его брать; дайте ему возможность «превзойти самого себя». Но не доводите до того, чтобы он все-таки заплакал и запросился — лучше через пару лишних метров сами возьмите на руки и обозначьте новый «рубеж»;

Понятно, что брать на такие прогулки слинг/коляску есть смысл, только если вы планируете часть пути потренироваться в ходьбе, а часть быстро пойти, куда надо.

Кое-какие мысли о теории и практике воплощения вышеназванных методов.

Чем эти методы, на мой взгляд, лучше, чем всякие уговоры, заманивания, отвлечения («пойдем посмотрим на кошечку» и т.д.)? Применяя их, мы не заставляем ребенка обманом или хитростью сделать, как нам нужно, а формируем у ребенка сознательное поведение. То есть мы показываем, как надо делать (обучаем навыку) и почему (устанавливаем правила). Дети в 1-1,5 года — вовсе не такие несмышленыши, как принято думать, они вполне сознательные существа, способные понимать и усваивать правила поведения и следовать им. Именно тут заключено основное отличие от «дрессуры», и в дальнейшем с такими детьми действительно легко гулять, обходясь без коляски или слинга. А вот отвлекать и обманывать с возрастом обычно получается все сложнее. Однажды вам все равно придется такое сознательное поведение формировать, и тут я придерживаюсь мнения, что «чем раньше — тем лучше». Мне кажется, что если у ребенка до 3-4 лет не было необходимости контролировать себя (его постоянно отвлекали или добивались от него нужного поведения хитростью), ему гораздо труднее сознательно соблюдать какие-то правила поведения

Еще один момент, о котором нельзя не упомянуть — реакция ребенка на обучение. Да, она может быть негативной, особенно если прежде вы границ не устанавливали и следованию не обучали, и ребенок привык, что он идет, куда хочет, что вы его всегда ждете, или что его всегда берут на руки по его требованию. В таком случае он может орать при попытке поставить его на землю даже после того, как условное расстояние на руках пройдено, при попытке взять его под мышку и унести от интересного листочка и т.д.

Определить, почему именно ребенок орет — по причине реального дискомфорта или с целью проверки границ — самой маме бывает довольно трудно просто потому, что она, как правило, просто не может посмотреть на ребенка «со стороны». Но все-таки есть некие объективные признаки, на которые можно в данном случае ориентироваться. Если у ребенка удобная одежда и обувь, он не напуган/не стрессован незнакомой обстановкой (вы находитесь на улице, по которой уже 100 раз гуляли), не устал/не хочет спать (только что вышли из дома), если он прекрасно ходит полчаса по детской площадке или по парку, но начинает орать, как только вы побуждаете его идти в нужном вам направлении — скорее всего дело не в дискомфорте, а в банальном нежелании ребенка ходить за вами (ему нравится, когда его носят/возят или он готов ходить, но именно сейчас хочет настоять на своем и тем самым проверить, насколько он может управлять этой ситуацией).

В данном случае трудно советовать что-то однозначно. Мне кажется, что отношение к реакции ребенка и ваше поведение должны зависеть от того, насколько хорошо вы чувствуете ребенка, насколько готовы уступить ему «управление» и чего именно хотите добиться обучением.

Если вы хотите научить ребенка ходить за вами, считаете, что это нужно и ему, и вам, уверены, что он не боится, не устал, а именно не хочет/проверяет границы, и чувствуете в себе силы настоять на своем — сам факт ора вас останавливать не должен, но стоит продумать стратегию, как его минимизировать (отвлекать/заговаривать зубы, продолжая настаивать на своем, либо каким-то образом донести до ребенка, что эта «кнопка» больше не работает; наработанные способы избежать ора и настроить ребенка на положительный лад буду рада видеть в комментариях).

Если вы считаете, что дело того не стоит и проще посадить в слинг/коляску, чем прилагать усилия и «мучить ребенка» (ведь рано или поздно все равно научится ходить и следовать за мамой) — скорее всего, вы не считаете причины для обучения, с которых я начала, весомыми, и вам вообще не нужно читать этот пост применять этих методов.

Если научить хотите, вы согласны, что это нужно, но не уверены в причине такого поведения, вам кажется, что ребенок орет из-за стресса/дискомфорта — разумеется, лучше обучение прекратить до созревания уверенности/исчезновения всяких подозрений на дискомфорт/устранения всех возможных причин такового.

Ну, то, что для ребенка, который будет много ходить, стоит приобрести подходящую (легкую) одежду и удобную обувь, особенно на зимнее время, думаю, много распространяться не надо, это очевидно.

Не могу не сказать два слова о пугании злым дядей и чем-нибудь еще — моментом, который неразрывно связан с обсуждением темы следования. Я абсолютно убеждена, что ребенку, которого с 1 года мама учила навыкам поведения на улице - не убегать, ходить за ней и т.д. - и у которого с мамой нормальные гармоничные отношения, такие «пугалки» никогда не понадобятся. Если же ребенок в 2-3 года от мамы убегает и на улице не управляем, причем ничего не помогает — тут дело далеко не в следовании, а в отношениях «мама-ребенок» в целом, и приглашением злого дяди с мешком тут делу не поможешь, а то и усугубишь проблему."

Первые шаги крохи - это большая радость для родителей. Как правило, детки начинают делать самостоятельные попытки пойти в годовалом возрасте. Но случается, что ребенок 1 год не ходит, и это очень волнует многих мам.

Во сколько дети ходят?

Давайте для начала определимся с тем, действительно ли это отклонения от нормы и . Довольно часто мамы сами надумывают проблему лишь потому, что некоторые детки из общей песочницы начинают делать самостоятельные шаги немного раньше. Очень впечатлительные родители сразу поднимают панику: почему их ребенок не ходит, а соседский уже практически бегает.

Конечно, в среднем детки пытаются передвигаться в 12 месяцев. Однако нормой является промежуток от 9 до 15 месяцев. Если вы попадаете в эти пределы, волноваться причин нет. Более активные и любознательные малыши быстрее стремятся отпустить мамину руку и начать исследовать окружающий мир. Для других малышей передвижение на четвереньках более приемлемо.

Более сложная ситуация, когда ребенок отказывается ходить через некоторое время после того, как уже научился это делать. Как правило, такое поведение связано со стрессовой ситуацией. Это могут быть испуг, болезнь или неблагоприятные условия дома. В этом случае ребенок боится ходить и помочь преодолеть этот страх нужно заботой, внимание со стороны родителей.

Педиатры выделят несколько причин, почему ребенок не хочет ходить.

Что делать, если ребенок не ходит?

Если кроха уже преодолел рубеж в полтора года и не начал самостоятельно передвигаться, обратитесь к педиатру. Как правило, причины в слабом мышечном тонусе или проблеме с головным мозгом. Если же крохе только годик и он общителен, любознателен, спокоен - повода для паники нет. В свое время ваш малыш обязательно сделает свой первый шаг.



Рассказать друзьям