Физиологическая потеря массы тела. Вес тела в различные периоды детства

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Встречается в 100% на 2-4 день жизни и составляет в норме5 – 7 - 8% (максимально до 10 %) потери от массы при рождении (у недоношенных 9-14%).Восстановление массы телак 7 -10 дню (у недоношенных 2 -3 недели).

ПРИЧИНЫ:

Недоедание в первые дни

Выделение воды через кожу и легкие

Потери воды с мочой и калом (меконием)

Недостаточное потребление жидкости

Срыгивание околоплодных вод

Высыхание (усыхание) пуповинного остатка

Раннее прикладывание к груди

Кормление по требованию

Профилактика гипогалактии

Контроль массы тела

2. Физиологический катар кожи (транзиторная эритема кожи).

Проявляется в виде:

1. простой эритемы

2. токсической эритемы

ПРОСТАЯ ЭРИТЕМА.

Это реактивная краснота кожи (иногда с легким синюшным оттенком кистей и стоп).

ПРИЧИНА: рефлекторное паретическое расширение сосудов кожи вследствие мощного воздействия факторов внешней среды на рецепторы кожи новорожденного.

Появляется в первые дни жизни, у зрелых доношенных сохраняется несколько часов, реже 1 – 2 – 3 дня.

ТОКСИЧЕСКАЯ ЭРИТЕМА .

Это своеобразная аллергическая реакция кожи новорожденного.

Возникает на 2 – 5 день жизни . Проявляется в виде сыпи – гиперемированные пятна, папулы, везикулы на всей коже, кроме ладоней и стоп. Исчезает через 2 – 3 дня. После эритемы возникает мелкое шелушение, иногда крупное.

ТАКТИКА акушерки (медсестры, фельдшера):

Уход за кожей

Гигиеническая ванна с раствором перманганата калия

3.Физиологическая (транзиторная) лихорадка.

ПРИЧИНЫ:

Несовершенство терморегуляции

Недостаточное количество поступления жидкости в организм

Неустойчивый водный обмен

Перегревание ребенка

Попадание эндотоксинов кишечной палочки при первичном заселении кишечника

Появляется на 3 – 5 день жизни. Исчезает через несколько часов или 1 – 2 дня.

ПРИЗНАКИ: Т 38-39 градусов, беспокойство, жажда, сухость кожи и слизистых оболочек.

ТАКТИКА акушерки (медсестры, фельдшера):

Раскрыть ребенка

Контроль температуры тела, состояния

4. Физиологическая (транзиторная гипербилирубинемия) желтуха.

ПРИЧИНЫ:

Незрелость ферментных функций печени

Массивное разрушение фетальных эритроцитов (их много у плода)

Повышенное содержание билирубина в крови

Пигмент эритроцитов накапливается в коже и слизистых, окрашивает в желтый цвет

Появляется на 2 – 3 сутки , максимально на 4 -5 день.Исчезает к 7 -10 дню жизни .

ПРИЗНАКИ: желтушное окрашивание кожи и слизистых оболочек без нарушения самочувствия.

ТАКТИКА акушерки (медсестры, фельдшера):

Дополнительное питье 5% раствора глюкозы

Контроль за состоянием ребенка

5.Гормональный (половой) криз.

ПРИЧИНА: переход эстрогенов матери в кровь ребенка и с молоком

ПРИЗНАКИ:

1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ МАСТОПАТИЯ (у мальчиков и девочек) – симметричное нагрубание молочных желез без признаков воспаления. Из сосков может быть сероватое отделяемое.

Появляется на 3 – 4 день жизни ,исчезает к концу 2 – 3 недели.

2. ОТЕК МОШОНКИ у мальчиков – симметричные изменения, появляется в первые дни жизни, проходят без лечения к 3 дню жизни.

3. ДЕСКВАМАТИВНЫЙ ВУЛЬВОВАГИНИТ у девочек - серо– белые, иногда коричневые выделения из половой щели, появляются в 1 е дни жизни, исчезают к 3 дню.

ТАКТИКА акушерки (медсестры, фельдшера):

При нагрубании молочных желез- бережный уход (не травмировать эту область)

Сухое тепло на область желез

При вульвовагините – подмывание девочек

6. МОЧЕКИСЛЫЙ ИНФАРКТ ПОЧЕК .

Это отложение мочевой кислоты в виде кристаллов в просвете мочевых канальцев.

ПРИЧИНЫ:

Выделение небольшого количества мочи

Усиленный распад большого количества клеток

Особенности белкового обмена

ПРИЗНАКИ:

Изменение внешнего вида мочи (мутная, желтовато- коричневого цвета), после высыхания на пеленках остаются коричневые пятна и песок

Снижение суточного объема диуреза (физиологическая олигурия).

Появляется на 3 – 4 день жизни, исчезает через 7 – 10 дней (при возрастании диуреза и вымывании кристаллов)

ТАКТИКА акушерки (медсестры, фельдшера):

Дополнительное питье 5% раствора глюкозы

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ.

1.Физиологическая потеря массы тела – 9 -14%, падение массы тела растянуто по времени, восстановление ко 2 – 3 недели жизни

2. Физиологическая желтуха – встречается чаще, чем у доношенных (59 – 90%), содержание билирубина выше (85 мкмоль/л), более медленное накопление билирубина, медленное созревание ферментных систем создает угрозу билирубиновой интоксикации.

Ядерная желтуха может быть при непрямом билирубине 170 мкмоль/л; снижение билирубина идет медленно, желтуха держится 2 недели и более.

3. Физиологическая эритема (токсическая) держится долго.

4. Гормональный криз практически не отмечается.

5. Транзиторный гипотиреоидизм.

ТРАНЗИТОРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОВОРОЖДЕННОГО.

Степень - умеренная суммарная оценка составляет 6 -5 баллов

3 степень тяжелая 4 - 1 балл а

Умеренная степень характеризуется нерезко выраженным цианозом кожных покровов, четкими, но замедленными сердечными сокращениями, редким и поверхностным дыханием, удовлетворительным мышечным тонусом, сохраненной реакцией на введение носового катетера(или на раздражение стопы).

При тяжелой степени асфиксии наблюдается состояние глубокого торможения. Кожные покровы у новорожденных бледные, слизистые оболочки цианотичные, дыхание отсутствует, тоны сердца глухие, резко замедленные (до 60-80 ударов в 1 мин), аритмичные. Тонус мышц и рефлексы значительно снижены или полностью исчезают.

ВАКЦИНАЦИЯ новорожденного: 0-день - ВГВ; 1-4день-БЦЖ

ВГВ 0,5мл в/м в переднебоковую область бедра. БЦЖ внутрикожно 0,1 (Россия), 0,05 (зарубежная) на границе верхней и средней третей наружной поверхности левого плеча.

Реакция на ВГВ имеет преходящий характер в течении первых дней. В месте инъекции может быть болезненность, небольшая эритема, уплотнение.

Наблюдения за БЦЖ на 5-6 –ой, 10-11-ый день и далее 1, 3, 6, 12 мес

1 мес- пятно, 3 мес- папула, 6 мес- пустула с образованием корочки и без нее т.е с образованием рубчика, в 12мес- пигментированный рубчик в большинстве случаев от 5-8мм.

1.Транзиторная лихорадка . У некоторых детей на 3-5 день отмечается транзиторная лихорадка, при которой температура поднимается до 38-39 градС на таком уровне держится несколько часов. Ее причина недостаточное поступление в организм воды, высокое содержание белка в молозиве, несовершенство терморегуляции, перегревание, идет первичное заселение кишечника бактериальной флорой. При транзиторной лихорадке рекомендовано частое прикладывание к груди, провести физ/охлаждение.

Наблюдается в первые 3-4 дня жизни у всех новорожденных и не превышает 10%, у недоношенных-12-14%. Восстановление происходит к 7-10-му дню жизни. Снижение массы тела связано с недоеданием ребенка в первые дни жизни, потеря воды с мочой, с испражнениями, через кожу, легкие, срыгивания, высыхании пупочного остатка. Для предупреждения большой потери необходимо раннее прикладывание к груди, кормление по требованию.

3.Транзиторные изменения кожи: Простая эритема – гиперемия кожи, с легким цианотичным оттенком в области кистей и стоп. Развивается в результате расширения капилляров кожи в ответ на новые условия окружающей среды. т.к. в/у температура была 37-38 гр С, а комнатная 25гр.С. У здоровых доношенных держится от несколько часов до 2-3 дней, у недоношенных - выражено ярче и сохраняется 5-7 дней. При угасании эритемы отмечается мелкое и крупнопластинчатое шелушение кожи, особенно хорошо видно у переношенных.



4.Токсическая эритема появляется у новорожденных на 2-5 день и является аллергической реакцией. Состояние не нарушается. На коже появляются гиперемированные пятна, папулы, везикулы. Высыпаний никогда нет на ладонях, подошве, слизистых. Через 2-3дня сыпь проходит. Рекомендуют ванны с р-ром калия перманганата, антигистаминные средства.

5.Транзиторная желтуха новорожденных обусловлена накоплением в крови и тканях свободного билирубина, образующихся при распаде фетальных эритроцитов. Незрелая печень ребенка не может в первые дни обеспечить перевод большого количества билирубина в нетоксическую форму и выделение из организма. Физиологическая желтуха появляется на 2-3-й день в виде желтушного окрашивания кожи, слизистых, склер, при этом кал и моча обычной окраски. Печень и селезенка не увеличиваются, общее состояние не изменяется. На 7-10 день исчезает, у недоношенных и травмированных детей сохраняется 2-3 недели. При выраженной желтухе также чаще прикладывать к груди.

Половой (горманальный) криз . Он обусловлен переходом экстрогенов от матери к плоду в в/у периоде и с грудным молоком. Физиологическая мастопатия (нагрубание молочных желез) на 3-4 день независимо от пола, увеличивается до 7-10-го дня, затем постепенно уменьшается. Увеличение симметричное, кожа не изменена, выделяется немного секрет. Рекомендовано не выдавливать секрет, наложить теплую стерильную салфетку. Кровотечение из влагалища 2-3дня 0,5-2мл, или слизистые выделения серо-белого цвета, у мальчиков гиперпигментация мошонки.

Транзиторные особенности почек : физиологическая олигурия (4-5раз в сутки, затем чаще и к 10-му дню до 20-25раз мочится новорожденный. Мочекислый инфаркт на 3-4 день происходит отложение мочевой кислоты в виде кристаллов в просвете мочевых канальцев, причина его усиленный белковый обмен.

Моча мутная, на пеленках пятна коричневые на 7-10 день оно проходит.

Меконий(первородный кал). Выделяется в первые дни без запаха, густая, вязкая масса темно-зеленого цвета, позднее становится частым желтеет с беловатыми участками(переходной стул), через 2-3 дня становится к/о и желтым, несколько раз в сутки.

Требования, предъявляемые к уходу за новорожденными:

Звенья «Тепловой цепочки» (№741 (335) приказ)

1.Температура родильного зала 25-26гр. С

2. Принимайте новорожденного в теплые стерильные пеленки, обсушите.

3. Положите ребенка на грудь матери (контакт кожа к коже).

4. Повторно обсушите ребенка, оденьте заранее подогретые шапочку и носочки, укройте пеленкой и одеялом.

6. Очистить верхние дыхательные пути от слизи по надобности.

7. Отделите ребенка от матери:

а) от пупочного кольца на расстоянии 10см наложите первый анатомический зажим;

б) наложите второй анатомический зажим от пупочного кольца на расстоянии 8см. Участок между первым и вторым зажимом обработайте 96% спиртом и пересеките стерильными ножницами.

8. Через 30 мин измерьте ребенку температуру тела (в норме 36,5-37,5гр.С).

9. Проведите профилактику гонобленореи (в течении 1 часа): обработайте глаза ребенку 1% тетрациклиновой мазью (эритромициновой) мазью (для каждого глаза отдельный ватный шарик).

10. Помогите маме начать грудное вскармливание

(после проявления признаков готовности ребенка к кормлению)

11. Ребенка оставьте на груди у матери минимум на 2 часа.

12. Через 2 часа положите ребенка на стерильный пеленальный столик с подогревом и дополнительным источником тепла.

13. Проведите вторичную обработку пуповины:

а) от пупочного кольца на расстоянии 0,3см наложить пупочный зажим;

б) от верхнего края пупочного зажима на расстоянии 0,3 – 0,5 см обрезать остаток пуповины стерильными ножницами.

14. Осмотрите ребенка и проведите антропометрию

15. Заполните 3 бирочки: № истории родов, фамилия мамы, дата и время рождения ребенка, пол, вес, рост ребенка (2 на ручки ребенка, 1 на кроватку).

16. Оденьте ребенка и вместе с матерью доставьте в послеродовое отделение. Свободное пеленание.

17.Транспортируйте ребенка в послеродовое отделение вместе с мамой.

18.Обеспечьте круглосуточное совместное пребывание ребенка

с матерью и кормление ребенка « по требованию»

Примечание! Одежда для ребенка должна быть заранее подогретой.

Примечание! 1. Температура родильного зала должна быть не менее 25 гр.С.

2. Все процедуры должны выполняться строгим соблюдением «Тепловой цепочки».

3. Руки мед. персонала должны быть обработаны хирургическим способом.

Самостоятельная работа

1. Составить план беседы с матерью о правилах ухода за новорожденным ребенком.

2. Подготовить реферативное сообщение на тему: «Современные подходы медицины по выхаживанию недоношенных детей».

Литература

1. Бисярина В.П. Детские болезни - М.: «Медицина», 1987.

2. Святкина К.А. Детские болезни - М.: «Медицина», 1987.

3. Усов И.Н. Здоровый ребенок. - Минск: «Беларусь», 1994.

Теоретический материал

Схема периодизации детского возраста .

1. Внутриутробный этап развития:

1. фаза эмбиронального развития (до 2-3 месяцев);

2. фаза плацентарного развития (от 3 месяцев до рождения).

2. Внеутробный этап развития:

1. период новорожденности (от рождения до 28 дней):

· ранний неонатальный период (от рождения до 7 дней);

· поздний неотнатальный период (от 7 дней до 28 дней);

2. период грудного возраста (младший ясельный) – с 3-4 недель до 12 месяцев;

3. Период преддошкольного и дошкольного возраста

· преддошкольный возраст (старший ясельный от 1 до 3 лет);

§ дошкольный (с 3 до 6-7 лет);

4. младший школьный (период отрочества – с 6-7 лет до 11 лет);

5. старший школьный (период полового созревания – с 12 до 17-18 лет).

Период внутриутробного развития продолжается 280 дней, что соответствует 10 лунным месяцам. В фазе эмбрионального развития формируется внешние части тела и внутренние органы. После 4 недель начинается сокращение сердца. К концу 2-го лунного месяца эмбрион приобретает человекоподобный вид. Нервная система будущего ребенка закладывается уже на 1-2 неделе беременности. В период эмбриогенеза особенно опасно действие различных вредностей: физических факторов /механических, термических, ионизирующей радиации/, химических /недостаток витаминов, микроэлементов гормональные препараты, яды/, биологических /вирусы, бактерии, простейшие/. Их воздействие на формирующийся плод может привести к развитию тяжелых пороков. В связи с этим профилактика эмбрионатий является важной задачей современной медицины.

Фаза плацентарного развития соответствует фатальному периоду, характеризуется быстрым увеличением длины и массы тела. На 3-м лунном месяце рост его достигает 9 см, в 7 месяцев - 35 см. Масса плода в возрасте 5 месяцев достигается 300 г, к концу 8 месяца -1700г. За 9 и 10 лунные месяцы масса увеличивается до 3200-3500г в основном за счет подкожно-жировой клетчатки.

На 4 месяце плод активно двигается, и его движения ощущаются матерью.

На 5 месяце начинают функционировать сальные железы, и образуется смазка.

В раннем антенатальном периоде возбудители таких инфекционных заболеваний как токсоплазмоз, листерелиоз, сифилис, сывороточный гепатит, цитомегалия и другие, проникнув через плаценту из организма матери, глубоко повреждают внутренние органы и ЦНС плода.

К поздним фетопатиям относятся хронические воспалительные процессы /циррозы, склерозы/, возникающие в результате инфицирования в раннем периоде.

В интранатальном периоде /от начала родов до рождения ребенка/ может произойти нарушение кровообращения в плаценте, что ведет к асфиксии плода, возможны родовые травмы, заражение плода условно-патогеной флорой из родовых путей, а при наличии у матери воспалительных заболеваний - и патогенными микроорганизмами.

Для нормального развития плода и предупреждения инфицирования важно обеспечить беременной женщине лучшие гигиенические условия и должное медицинское наблюдение.

В плане подготовки женского организма к деторождению важное значение имеет прегравидарная профилактика, которая заключается в оздоровлении девочек всех возрастов, начиная с первых лет жизни, особенно в подростковом и юношеском возрастах.

Необходимо раннее наблюдение за течением беременности с выявлением женщин с повышенным риском. Поэтому при первой встрече с беременной особое внимание уделяется тщательному сбору анамнеза.

Факторы риска: возраст матери до 20 лет и старше 35 лет, отца до 20 лет и старше 40 лет, рост матери до 150 см, превышение массы тела на 25%, профессиональные вредности, вредные привычки /курение, злоупотребление алкоголем отца и, особенно, матери/, низкий уровень образования, отрицательное отношение к беременности, большие эмоциональные нагрузки, материально-бытовые трудности семьи, неполные семьи и социально неблагополучные браки. Факторы риска акушерско-гинекологического анамнеза: число предшествующих родов 7-8 и более, аборты, выкидыши, мертворождения, дефекты развития у ранее рожденных детей и т.д.

Основная задача детской поликлиники - проведение дородовых патронажей. Цель дородового патронажа, помимо обеспечения благоприятных условий жизни ребенка, установление тесного контракта с будущей матерью. Осуществляет его участковая медицинская сестра. Первое посещение беременной проводится вскоре после взятия на учет женской консультацией.

Выясняется состояние здоровья беременной, семейное положение, условия жизни будущего ребенка, психологический климат в семье, уровень санитарной культуры ее членов.

Медицинская сестра выясняет, выполняет ли беременная предписания врача по режиму дня, сна, труда, отдыха, ухода за молочными железами.

Убеждает беременную в необходимости регулярных посещений женской консультации, рассказывает, что необходимо приготовить для новорожденного, как оборудовать для него уголок, обучает правилам ухода за ребенком, методике вскармливания, предупреждает о вреде для плода курения, употребления даже небольших доз алкоголя, предостерегает от приема лекарств, приглашает на занятия в школу матерей.

Второй дородовый патронаж проводится на 32-й неделе. Особый акцент необходимо сделать на пропаганду грудного вскармливания и профилактику гипогалактии. Проверяет все ли готово для ребенка, советует, что надо взять для новорожденного, когда придет время забирать его из роддома домой.

Данные о дородовых патронажах записываются на вкладыши, которые вклеиваются в историю развития ребенка.

Период новорожденности - это период адаптации ребенка к существованию вне материнского организма. Труднее приспосабливаются к внеутробным условиям жизни недоношенные и переношенные дети, которые в большей степени подвержены родовым травмам и развитию асфиксии.

Отмечается высокая чувствительность организма к стафилококковой и стрептококковой инфекции, к условно-патогенным штаммам кишечной палочки, сальмонеллам и др. Новорожденные склонны к быстрой генерализации патологического процесса с развитием тяжелых септических состояний.

В этот период проявляются несовместимость матери и плода по резус-фактору или антигенам системы АВО, наследственные заболевания.

С первым вдохом начинают функционировать органы дыхания, перестраивается фетальное кровообращение во внеутробное. В связи с выравниванием давления в аорте и легочной артерии прекращается кровоток через боталов проток и полностью включается малый круг кровообращения. Прекращается поступление крови из правого предсердия в левое через овальное отверстие. К 2-3 месяцам пупочные сосуды и боталов проток облитерируются, к 5-7 месяцам зарастает овальное отверстие.

Начинает функционировать желудочно-кишечный тракт и идет приспособление к новым условиям питания.

Происходят изменения в обмене веществ. В первые часы развития развивается метаболический ацидоз/до 5 дня жизни/.

Для новорожденных характерны гипергидратация и гидролабильность. Вода составляет до 75% массы тела новорожденных. Много жидкости теряется через кожу, т.к. расширены периферические сосуды, а относительная поверхность тела больше, чем у взрослых. Повышено выделение воды и через легкие.

Большие потери воды могут привести к гипернатриемии, поэтому новорожденные дети должны получать в 2,5-3 раза больше жидкости, чем дети старшего возраста, концентрация сахара в крови новорожденного с момента рождения постепенно снижается и к 4-5 дню уменьшается почти в 2 раза вследствие несовершенства ферментативных и гормональных систем.

Гипогликемия может протекать без внешних проявлений, но могут быть цианоз, тремор, судороги и др. На 2-й неделе жизни содержание сахара нормализуется.

Новорожденный почти непрерывно спит, поскольку в ЦНС резко преобладают процессы торможения. На 3-4 неделе начинают вырабатываться условные рефлексы: вначале на вестибулярный анализатор, затем - на зрительный, слуховой, тактильный. На 3-4 неделе многие дети начинают отвечать на обращение улыбкой.

1. Транзиторные изменения кожных покровов:

Простая эритема - гиперемия кожи, иногда с легким цианотичным оттенком в области кистей и стоп. Причина - расширение капилляров в ответ на новые условия окружающей среды.

1. Держится от нескольких часов до 2-3 дней.

2. При угасании эритемы отмечается шелушение кожи. При выраженном шелушении кожу смазывают стерильным растительным маслом.

3. Токсическая эритема является аллергической реакцией, появляется на 2-5 день жизни.

Клиника. Единичные или множественные гиперемированные пятна, папулы, везикулы. Через 2-3 дня элементы сыпи постепенно угасают.

Уход. Лечебные ванны с раствором калия перманганата. Назначают антигистаминные средства - сыровидная смазка.

2. Транзиторная желтуха обусловлена накоплением в крови и тканях свободного билирубина, образующегося при распаде фетальных эритроцитов.

Функционально незрелая печень ребенка не может обеспечить перевод большого количества билирубина в нетоксическую форму.

Появляется на 2-3 день жизни в виде желтушного окрашивания кожи, слизистых оболочек рта и склер.

Кал и моча обычной окраски, печень и селезенка не увеличиваются, общее состояние не нарушается. Исчезает к 7-10 дню.

Уход. При выраженной желтухи назначают обильное питье, фототерапию. Назначают фенобарбитал.

Физиологическая потеря первоначальной массы тела.

Наблюдается в первые 2-3 дня жизни у всех новорожденных и не превышает 10% /6-8%/. Восстановление массы происходит к 7-10 дню жизни.

Причины. Недоедание, потеря воды с мочой, испражнениями, через кожу и легкие, из-за срыгивания и высыхания пупочного остатка.

Уход. Наиболее раннее прикладывание к груди, кормление по требованию ребенка, своевременное выявление недостатка грудного молока и рациональная тактика при этом, соблюдение теплового режима.

4 . Транзиторные особенности теплового баланса.

Температура тела новорожденного неустойчива и в первые часы жизни может снижаться на 1-2 С.

У некоторых детей на 3-5 день жизни отмечается транзиторная лихорадка, при которой температура тела повышается и в течение нескольких часов сохраняется на уровне 38-39С. Причины. Обезвоживание, высокое содержание белка в молозиве, несовершенство терморегуляции, перегревание, реакция организма на эндотоксины кишечной палочки, при первичном заселении кишечника бактериальной флорой.

Уход. Правильное кормление. Питье в виде 0,9% раствора натрия хлорида, 5% раствора глюкозы, регидрона. Физическое охлаждение под контролем температуры. Предупреждение перегревания.

5. Половой криз обусловлен переходом эстрогенов от матери к плоду в период
внутриутробного развития и с грудным молоком после рождения ребенка.

Включает

1. Физиологическая мастопатия /нагрубание молочных желез/ наблюдается независимо от пола и появляется на 3-4 день жизни, максимально увеличиваясь к 7-10 дню.

Кожа над железой слегка гиперемирована. Из желез выделяется секрет серого или бело-молочного цвета.

Уход. Не выдавливать секрет из-за опасности травмирования и инфицирования. При сильном нагрубании накладывают теплую стерильную повязку для предохранения раздражения кожи.

2. Кровотечение из влагалища возникает на 5-8 день жизни, длительность 2-3 дня, объем 0,5-2 мм.

Уход . Тщательное соблюдение гигиенического режима. Половой криз может сопровождаться отеком наружных половых органов, у мальчиков может отмечаться гиперпигментация мошонки, у девочек - слизистые выделения серо-белого цвета из половой щели.

6 Транзиторные особенности почек.

А\ В первые 3 дня жизни у здоровых новорожденных отмечается физиологическая олигурия. Количество мочеиспусканий 4-5 раз в сутки, в последующие дни ребенок мочится чаще, к 10 дню - до 20-25 раз. Моча светлая, водянистая.

Б\ альбуминурия встречается у всех новорожденных в первые дни жизни и является следствием повышенной проницаемости эпителия клубочков и канальцев почек.

В\ мочекислый инфаркт появляется на 3-4 день жизни и представляет собой отложение мочевой кислоты в виде кристаллов в просвете мочевых канальцев.

Причины. Усиленный распад клеток /в основном лейкоцитов/ и особенности белкового обмена; из-за этого большое количество солей в моче.

Небольшое количество мочи.

Клиника. Моча мутная, желто-коричневого цвета. На пеленках остаются коричневые пятна с осадком в виде песка. По мере нарастания диуреза соли вымываются и в течение 70 дней инфаркт проходит.

7. Меконий /первородный кал / выделяется в первые 2 дня жизни и представляет собой не имеющую запаха густую вязкую массу темно-зеленого цвета. Состоит из выделений зародышевого пищеварительного тракта, эпителия, проглоченных околоплодных вод. Позднее он становится более частым, неоднородным по консистенции и окраске /водянистым, темно-зеленым с желтыми и беловатыми участками/. Такой стул называется переходным. Через 2-4 дня он становится кашицеобразным и желтым, частота - несколько раз в сутки.

Для всех основных систем новорожденного характерно состояние «неустойчивого равновесия», поэтому незначительные изменения окружающих ребенка условий могут стать причиной заболеваний. Это требует тщательного специального ухода за новорожденным, особых гигиенических условий его содержания, правильной организации вскармливания.

Приложение № 1

1. Чем обосновано деление детского возраста на периоды?

2. Назовите этапы и периоды детского возраста.

3. Дайте характеристику антенального периода развития.

4. Сроки и роль дородовых патронажей в антенатальной охране плода.

5. Перечислите изменения в организме, происходящие при рождении ребенка.

6. Дайте краткую характеристику пограничным состояниям.

7. Какова тактика мед. сестры при перегревании ребенка.

8. Какая максимальная потеря массы новорожденного допустима? Как избежать ее большой потери?

9. Назовите особенности ухода при токсической эритеме.

10. Какие признаки характерны для физиологической желтухе.

11. Какие особенности ухода при проявлениях полового криза.

12. Дайте характеристику стула новорожденного ребенка.

13. Каковы требования к персоналу отделения новорожденных и содержанию палат?

14. Назовите основные особенности ухода за доношенными новорожденными.

15. Сроки отпадения пуповинного остатка и заживления пупочной ранки у доношенных и недоношенных новорожденных детей.

16. Расскажите о роли медсестры в профилактике внутрибольничной инфекции у новорожденных и родильниц.

17. Почему необходимо рано прикладывать ребенка к груди?

19. Как определить суточную и разовую потребность новорожденного в пище /доношенного и недоношенного/?

20. Как определить степень недонашивания, исходя из гестациоиного возраста, показателя массы?

21. Перечислите анатомические признаки недоношенного ребенка.

22. Функциональные признаки недоношенности.

23. Какие микроклиматические условия необходимы для выхаживания недоношенных детей на 1-2 этапах?

24. Как организовать кормление недоношенного ребенка?

25. Какое осложнение может развиться при кормлении? Тактика м/с в этом случае.

26. Назовите критерии выписки недоношенного ребенка из стационара.

27. Дайте совет по уходу за недельным ребенком в домашней обстановке.

28. В чем заключается профилактика преждевременного рождения детей?

Приложение № 2

ТЕСТЫ

1. Признаки недоношенности:

А) мышечная гипотония

Б) родовая опухоль

В) мягкие ушные раковины

Г) голова составляет 1/3 длины тела

2. Вес доношенного новорожденного в среднем:

3. Рост недоношенного ребенка:

А) до 35 см

4. Период новорожденности – это:

А) первые 28 дней жизни

Б) первые 7 дней жизни

В) первые 29 дней жизни

Г) первые 30 дней жизни

5. Недоношенный ребенок с массой при рождении 1400г догонит своих сверстников в психомоторном развитии:

А) к концу 3 года

Б) в течение 2-го года жизни

В) к 6 месяцем жизни

Г) к концу 1-го года жизни

6. Срок гестации доношенного новорожденного ребенка составляет:

А) 35-37 недель

Б) 30-32 недели

В) 37-42 недели

Г) 28-38 недель.

7. Купать недоношенного ребенка можно при температуре воды:

А) 37,5-38 градусов

Б) 38,5-39 градусов

В) 39,5-40 градусов

Г) 36-37 градусов

8. Температура воздуха в палате недоношенных детей поддерживается в пределах:

А) 22-23 градуса

Б) 21-22 градуса

В) 24- 25 градусов

Г) 25-26 градусов

9. Зимой гуляют с недоношенным ребенком при температуре воздуха не менее:

А) +5 градусов

Б) -10 градусов

В) -5 градусов

Г) 0 градусов

10. Домой выписывают недоношенного ребенка весом:

Приложение № 3

Ситуационные задачи

Задача № 1

Ребенок извлечен при помощи полостных щипцов в состоянии асфлексии. Проведены мероприятия по оживлению, через 5 мин. дыхание самостоятельное, но поверхностное. Кожа бледная, цианоз вокруг глаз. ЧСС 110 в1 мин. Рефлексы снижены, мышечный тонус - конечности слегка согнуты. Осуществите сестринский процесс: выявите проблемы, сформулируйте сестринский диагноз, составьте план сестринских услуг, пути их реализации. Роль медсестры в профилактике заболевания.

Задача № 2

Ребенок с гестационным возрастом 38 недель родился с массой 3300 г, ростом 51 см. Закричал сразу. ЧСС 120 в 1 мин.

Активные движения.

Рефлекс на носовой катетер - чихание.

Кожные покровы розовые по всему телу.

Задача № 3

Родился доношенный новорожденный ребенок с массой тела 3400г. На 4-й день жизни его масса оказалась 3250г. Состояние удовлетворительное. Сосет активно.

Задача № 4

На патронаже новорожденного расстроенная мать предъявила фельдшеру жалобы на припухание молочных желез и кровянистые выделения из влагалища у девочки. При осмотре: двухстороннее нагрубание молочных желез. Кожа над ними нормальной окраски. Из соска выделяется желтовато-белая жидкость.

Ваш диагноз. Осуществите сестринский процесс.

Задача № 5

При посещении новорожденного на 12 день жизни мать пожаловалась, что на пеленках после мочеиспускания ребенка появляются коричнево-красные пятна с осадком в виде песка. При этом выяснилось, что между кормлениями мать не поит ребенка водой. Общее состояние не нарушено.

Осуществите сестринский процесс.

Задача № 6

Медсестра детского отделения роддома заметила у ребенка 6-ти дней жизни жидкий, зеленовато-коричневый, с примесью слизи стул.

Общее состояние ребенка не нарушено. Слизистые - влажные, кожные покровы розовые, эластичные. Температура тела - 36,5 градусов.

Осуществите сестринский процесс.

Задача № 7

Мать ребенка 4-х недель жизни обеспокоена появлением у него в верхней трети левого плеча сначала инфильтрата, затем пустулы диаметром 5мм.

Осуществите сестринский процесс.

Задача № 8

Патронаж к новорожденному в день выписки состояние удовлетворительное, температура 36,6; сосет активно, спит спокойно. Кожа желтушная.

Осуществите сестринский процесс.

Задача № 9

Ребенок 5 дней жизни родился с гестационным возрастом 32 недели. Масса при рождении 1700г, рост 43 см.

Сосательный, глотательный рефлексы отсутствуют. Масса тела 1500 г, температуру тела не удерживает.

Осуществите сестринский процесс.

Задача № 10

Во время кормления недоношенного ребенка через зонд, внезапно произошла остановка дыхания, цианоз кожных покровов.

Осуществите сестринский процесс.

Задача № 11

Рассчитайте суточный и разовый объем питания для:

А) ребенка доношенного 4 дней жизни с массой 3200г;

Б) недоношенного ребенка 5дней жизни с массой тела 2200г.

Семинар № 2

ТЕМА« Анатомо-физиологические особенности детей грудного возраста»

Теоретический материал

Грудной возраст характеризуется интенсивным обменом веществ, высокими
темпами физического и психического развития.

В связи с незрелостью функций желудочно-кишечного тракта, легко возникающими нарушениями обмена веществ и высокой чувствительности к патогенным микроорганизмам дети 1-го года жизни предрасположены к развитию анемии, рахита, гипотрофии.

Для правильного развития ребенка в этот возрастной период особое значение имеют рациональное вскармливание и четкая организация режима дня.

Вопросы для самоконтроля

1. Какой период жизни ребенка охватывает грудной возраст?

2. Назовите основные особенности ребенка в этот период.

3. Объясните частоту кожных поражений у грудного ребенка.

4. Каковы физиологические особенности кожи в этом возрасте?

5. Каковы особенности ухода за кожей в связи с ее анатомическими и физиологическими особенностями?

6. Назовите причины склеремы и склередемы.

7. Чем отличается костная ткань у грудного ребенка?

8. Назовите особенности черепа, позвоночника, грудной клетки.

9. Проявление физиологического гипертонуса мышц - сгибателей, сроки исчезновения его на верхних конечностях, на нижних конечностях.

10. Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов.

11. Как оценить состояние большого родничка?

12. Сколько долей, сегментов в легких грудного ребенка, относительное количество альвеол?

13. Перечислите особенности дыхательных путей, легких, предрасполагающие к воспалительным заболеваниям.

15. Какова частота дыханий у грудного ребенка?

16. Какой тип дыхания в грудном возрасте?

17. Перечислите анатомические особенности сердца и сосудов у грудного ребенка.

19. Почему АД у грудного ребенка более низкое, чем у взрослых?

20. Причины физиологического слюнотечения, сроки появления этого явления.

21. Какова емкость желудка у новорожденного ребенка? в 3 месяца жизни? к году?

22. Каковы особенности печени? кишечника?

23. Понятие о микрофлоре кишечника, особенности ее состава в зависимости от вида вскармливания.

24. Характеристика стула грудного ребенка, его регистрация.

25. Какие особенности мочевыводящих путей способствуют застою мочи и развитию воспалительных процессов в лоханке?

26. Количество мочеиспусканий у грудных детей.

27. Как определить диурез у грудных детей, после года?

28. Какова плотность мочи?

29. Понятие о физиологических гематологических перекрестах.

30. Особенности кроветворения в грудном возрасте, состав крови, СОЭ.

31. Особенности работы медицинской сестры с ребенком грудного возраста.

Задания в тестовой форме

1. Гипертония мышц нижних конечностей ребенка проходит в возрасте:

А) 6,5 месяцев.

Б) 3-4 месяцев.

В) 2-3 месяцев.

Г) 5-6 месяцев.

2. Вертикальное положение сердце занимает у детей уже в возрасте:

Б) 2-х лет.

3. Число дыханий у ребенка 5-6 лет составляет:

А) 20 в минуту.

Б) 30 в минуту.

В) 25 в минуту.

Г) 40 в минуту.

4. Функциональные расстройства нервной, сердечно-сосудистой системы часто встречаются в:

А) период молочных зубов.

Б) пубертальный период.

В) препубертальный период.

5. Объем желудка достигает 1 литра в возрасте:

6. Бифуркация трахеи у новорожденных детей на уровне:

А) 2-го грудного позвонка.

Б) 5-го грудного позвонка.

В) 3-го грудного позвонка.

Г) 1-го грудного позвонка.

7. Мочевой пузырь у детей раннего возраста:

А) прилегает к брюшной стенке.

Б) расположен высоко

В) лежит за брюшиной.

Г) расположен низко.

8. Костная ткань ребенка по строению такая же, как у взрослых в:

9. По сравнению со взрослым человеком все дыхательные пути у ребенка:

А) короткие.

Б) очень узкие.

В) длинные.

Г) широкие

10. Костная ткань ребенка содержит:

А) мало воды, органических веществ.

Б) много воды, органических веществ, мало минеральных солей.

В) мало воды, много органических веществ.

Г) много воды, органических веществ, минеральных солей.

11. Емкость мочевого пузыря у новорожденного ребенка составляет:

12. У новорожденного ребенка сердце лежит:

А) вертикально.

Б) горизонтально.

Ситуационные задачи

Масса тела здорового доношенного ребенка равна в среднем 3400-3500 г для мальчиков и 3200-3400 г для девочек. Но могут быть значительные колебания в сторону как ее уменьшения, так и увеличения. При многоплодной беременности масса тела новорожденных бывает значительно ниже - 1200-2000 г. Дети повторнородящих женщин по массе и росту обычно более крупные, чем дети первородящих. Имеют значение индивидуальные особенности родителей, их возраст, здоровье, социально-бытовые факторы. За последние годы показатели физического развития детей значительно повысились, нередко рождаются дети с массой тела 4000 г и более.

ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ.
Физиологическая убыль веса

В первые дни после рождения масса ребенка уменьшается примерно на 150-200 г. Это снижение массы тела, как правило, закономерно и не считается патологическим; оно называется физиологической убылью массы.

В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и целого ряда внешних факторов первоначальное снижение веса у отдельных новорожденных может колебаться в довольно широких пределах, но оно сравнительно редко бывает меньше 100-150 г. Падение веса на 500-700 г надо считать выходящим за пределы нормы; обычно оно вызывается затянувшимся недоеданием или каким-либо заболеванием новорожденного.

Снижение массы продолжается 3-4 дня, наибольшая потеря ее происходит на 1-2-й день жизни ребенка. После 4-5 дня масса тела снова увеличивается и достигает первоначального уровня к 7-10 дню жизни, а чаще к 12-15 дню жизни.

Физиологическая убыль веса и последующее восстановление первоначального веса протекают у новорожденных по двум основным типам.

Решающее влияние на снижение весовой кривой оказывает питание новорожденного. Сильное падение и позднее восстановление веса в значительной мере являются результатами некоторого недокармливания детей в первые дни их жизни, что связано и с особенностями лактации матери, и с особенностями самого ребенка.

Приблизительно 70-75% первоначальной убыли веса следует отнести за счет потери воды, выделяемой почками, кишечником, а главным образом легкими и кожей, т. е. путем respiratio insensibilis. Новорожденный теряет тканевую воду, воду из резервных депо организма и воду, частично образуемую в результате распада тканей. В первую очередь расходуются запасы гликогена в печени, частично разрушаются жиры; не исключена возможность распада и некоторого количества тканевых белков.

Потерю 10-20% от общей убыли веса можно объяснить выделением мочи и первородного кала (мекония), образующихся еще внутриутробно и обычно учитываемых при первом взвешивании.

Около 3-5% общей убыли веса следует отнести за счет рвот заглоченными при родах околоплодными водами, кровью и другими выделениями родовых путей матери. Еще в меньшей степени потеря веса происходит за счет высыхания остатка пупочного канатика.

Размеры снижения веса в первые дни жизни и время возвращения его к первоначальному уровню, если они, конечно, не выходят за пределы нормальных колебаний, не отражаются на дальнейшем физическом развитии новорожденного.

ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ.
(период от 1 месяца до года)

Вес ребенка по окончании периода новорожденности продолжает нарастать: к полугодию, чаще 5-5,5 месяцам, он удваивается, к концу года - утраивается. Энергия нарастания веса с каждым месяцем жизни постепенно ослабевает.

Прибавку веса для каждого месяца жизни ориентировочно можно рассчитать по следующей формуле:

Месячная прибавка веса = 800 г - (50 x на число месяцев жизни).

Например, за 2-й месяц жизни ребенок должен прибавить в весе на 800 - (50 x 2) = 700 г, за 7-й - на 800 - (50 x 7) = 450 г и т. д.

Для определения абсолютного веса ребенка любого месяца 1-го года жизни можно воспользоваться следующим простым, но, конечно, также лишь очень приблизительным расчетом:

Вес ребенка (в г) = вес ребенка к рождению + (600 или 500 x на число месяцев жизни)

Для детей первого полугодия число месяцев жизни умножается на 600 (средняя месячная прибавка веса в граммах в течение первого полугодия), для детей старше 6 месяцев - на 500 (средняя месячная прибавка веса в граммах детей 1-го года жизни).

Например, ребенок с первоначальным весом 3250 г в возрасте 4 месяцев должен иметь вес: 3250 + (600 x 4) = 5650 г. Вес этого же ребенка в возрасте 8 месяцев составит: 3250 + (500 x 8) = 7250 г.

В действительности нарастание веса у грудных детей далеко не всегда отличается такой закономерностью, и возможны довольно значительные уклонения от указанных средних норм, что зависит от индивидуальных особенностей ребенка и целого ряда внешних факторов. Дети с первоначальным малым весом обычно дают относительно большие прибавки веса, и он у них удваивается и утраивается раньше, чем у детей, более крупных.

На нарастании веса грудного ребенка особенно сильно сказывается способ его вскармливания: дети, вскармливаемые искусственно со дня рождения, удваивают свой вес приблизительно на месяц позднее детей, получающих грудь; последние к концу 1-го года жизни весят приблизительно на 250 г больше первых. Наибольшее нарастание веса отмечается поздним летом и осенью, наименьшее - весной и ранним летом, средние прибавки - в зимнее время года.

В табл. 1 приведен средний вес детей 1-го года жизни по данным С. М. Левиант.

Таблица 1. Вес ребенка 1-го года жизни (в г)
(по данным С. М. Левиант; Ленинград, 1958 г.)

Возраст Мальчики Девочки Возраст Мальчики Девочки
Новорожденный 3501 3376 6 месяцев 8209 7692
1 месяц 4131 3914 7 месяцев 8735 8196
2 месяца 5198 4805 9 месяцев 9663 9062
3 месяца 6049 5613 10 месяцев 9963 9424
4 месяца 6832 6412 11 месяцев 10269 9789
5 месяцев 7634 7095 12 месяцев 10556 10088

Несомненно, что первоначальный вес новорожденного и последующие прибавки веса детей в течение первого года жизни могут давать некоторые уклонения от средних цифр, приведенных в табл. 1.

ПЕРИОД МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ.
(период от 1 года до 6-7 лет)

Из табл. 2 видно, что у детей в возрасте старше 1 года энергия весовых нарастаний значительно ослабевает. За 2-й год жизни вес ребенка увеличивается на 2,5 - 3,5 кг, с 3-го года ежегодная весовая прибавка составляет около 2 кг. Приблизительно к 6-7 годам вес годовалого ребенка удваивается, а к 13-14 годам увеличивается в 4 раза.

Таблица 2. Вес детей (средний для мальчиков и девочек) старше 1 года
(по данным разных авторов)

Возраст Вес в кг Возраст Вес в кг Возраст Вес в кг
1 год 10,1 7 лет 21,5 13 лет 39,5
2 года 12,5 8 лет 24,5 14 лет 45,0
3 года 14,5 9 лет 26,0 15 лет 50,0
4 года 16,0 10 лет 28,0 16 лет 53,0
5 лет 17 11 лет 31,0 17 лет 55,0
6 лет 19 12 лет 35,5 18 лет 58,0

Темпы нарастания веса у детей старше 1 года не остаются строго равномерными в различные периоды жизни; особенно энергичным является нарастание веса в препубертатный и пубертатный периоды.

ПЕРИОД ОТРОЧЕСТВА И ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ.
(период от 7 до 18 лет)

У мальчиков в возрасте 14-15 лет ежегодная прибавка веса повышается до 3-5 кг, а к 16-17 годам достигает 5,5 - 8 кг. У девочек это усиление нарастания массы тела выявляется раньше; в возрасте 9-12 лет ежегодные прибавки веса достигают у них 2,5 - 4,5 кг, в 13-15 лет отмечаются максимальные прибавки до 5-8 кг и снова значительное снижение энергии накопления массы тела к 16-17 годам.

Из рис. 3 видно, что до 11-12 лет вес мальчиков несколько больше веса девочек; с наступлением периода полового созревания девочки по весу обгоняют мальчиков, а с 16 лет вес мальчиков снова превышает вес девочек-сверстниц.

Рис. 3. Кривые веса и длины тела мальчиков (синяя линия) и девочек (розовая линия).

Вес ребенка любого возраста после года (в кг) приблизительно можно рассчитать по следующей формуле:

Вес ребенка (в кг) = 9,5 кг + (2 кг x на число лет),

т. е. к весу годовалого ребенка (9,5 кг) надо прибавить 2 кг (средняя ежегодная весовая прибавка), умноженные на число лет ребенка в данный момент.

Количественно и качественно неправильное питание, недостаточное пользование воздухом и светом, неблагоприятные жилищные условия, неблагоприятные санитарно-бытовые условия, недостаток или избыток физических и психических нагрузок, заболевания и т. д. влияют в большей или меньшей степени на нормальное нарастание веса у детей. Вес детей одного и того же возраста может колебаться в довольно широких пределах.

Когда ваш малыш наконец-то приходит в этот мир, то вы вместе с вестью о его рождении с радостью сообщаете всем родственникам и друзьям две важные цифры - рост малыша и массу тела (или, как привычно для большинства, - вес). Однако к моменту выписки из роддома вес малыша в большинстве случаев немного уменьшается. Это значит, что произошла характерная для периода новорожденности физиологическая убыль массы тела.

Что же это такое и стоит ли волноваться, если малыш немного похудел?

В норме уменьшение массы тела не должно превышать 5-8 % от массы при рождении ребенка. То есть, если малыш при рождении весил 3000 г, то физиологическая убыль до 240 г вполне допустима. При большей потере веса врач должен принять все необходимые меры для предотвращения дальнейшего снижения веса.

Максимальная потеря веса наблюдается у большинства доношенных новорожденных на 3-5 день жизни, восстановление массы тела происходит через 6-12 дней после рождения. У недоношенных малышей потеря массы тела зависит также от массы при рождении, но восстанавливается она лишь к второй-третьей неделе жизни, и то не у всех новорожденных.

Различают три степени потери первоначальной массы тела новорожденного:

  • первая степень (потеря веса составляет меньше 6% от веса при рождении). В этом случае у ребенка не отмечаются признаки обезвоживания, но может присутствовать жадность во время кормления, беспокойство. На клеточном уровне при лабораторных исследованиях выявляются незначительные признаки внутриклеточной гипогидратации. Большинство новорожденных относятся именно к этой группе.
  • вторая степень (потеря веса новорожденного в пределах 6-10%). В этом случае могут проявляться некоторые признаки обезвоживания: жажда, яркость слизистых оболочек, бледность кожных покровов, учащение сердцебиения, отдышка, в поведении ребенка заметна раздражительность. В лабораторных условиях наблюдаются признаки внутриклеточной гипогидратации и внеклеточного обезвоживания.
  • третья степень (потеря веса более 10%). В этом случае более выражено наблюдаются признаки обезвоживания: сильная жажда, сухие слизистые и кожные покровы, отдышка, выраженная тахикардия, повышение температуры, ребенок ведет себя беспокойно или заторможено. Лабораторно наблюдаются выраженные признаки внутриклеточной и внеклеточной гипогидротации. Потеря более 10% массы тела может привести к существенному ухудшению состояния ребенка, поэтому врач в индивидуальном порядке решает вопрос о необходимости дополнительного допаивания или докармливания смесью.

Давайте разберемся, что же может служить причиной снижения массы тела:

  • обезвоживание из-за значительных энергетических затрат организма. Ведь в первые дни жизни ребенок получает очень небольшое количество молозива - от нескольких капель до нескольких миллилитров, при этом расходует существенно большее количество энергии. Кроме того, некоторые дети в первые дни сосут очень вяло, что тоже способствует более длительному становлению лактации и, соответственно, замедляет темпы набора массы тела у малыша;
  • потери жидкости, связанные с испарением через кожу;
  • потери жидкости, связанные с выделением мочи и мекония (это первородный кал - масса темного цвета, образовавшаяся из заглоченных малышом околоплодных вод и выделений пищеварительной системы);
  • предпосылками к выраженной в большей степени убыли веса может служить недоношенность малыша, вес при рождении более 4 кг, сложные или длительные роды, раннее отхождение околоплодных вод, наличие родовых травмы.

Профилактикой чрезмерной потери массы тела новорожденного может служить раннее прикладывание к груди, свободный режим грудного вскармливания, рациональный температурный режим в помещении, где находится ребенок.

Похожие статьи:

Прибавка веса во время беременности (3495 Просмотров)

Беременность и роды > Здоровье беременной

Весу и красоте сейчас уделяется особое внимание, насмотревшись глянцевых журналов, каждая девушка мечтает походить на пышногрудых и худеньких красоток, для этого тратит достаточно времени в спортзалах,...

Путешествия по городу с новорожденным (5588 Просмотров)

Грудной возраст > Режим

Уже много-много раз было сказано, что после рождения ребенка жизнь молодой семьи меняется просто кардинально. Вы учитесь делать многие вещи впервые, вы думаете не только о своих потребностях, но и стараетесь оградить...



Рассказать друзьям