Формирование экологических представлений у старших дошкольников. Как формировать экологические представления у детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Проблемы формирования экологических представлений

у детей 6-7 лет

Термин «экология» занял прочное место в нашем словаре, но трактуют его по-разному. В научной литературе дано несколько определений данного термина, в своей работе возьмем за основу определение академика М.С. Гилярова: «экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой».

Работу по формированию экологического мышления личности целесообразно начинать с дошкольного детства, так как фундамент осознанного отношения к окружающей среде закладывается в этот период. Ребёнок накапливает яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в его памяти.

Экологическое воспитание дошкольников - это знакомство детей с природой, на основе экологического подхода, который предполагает опору педагогического процесса на основополагающие идеи и понятия экологии.

О природе, как средстве воспитания детей говорили многие выдающиеся мыслители и педагоги прошлого. Я.А. Коменский рассматривал природу, как источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский призывал «вести детей в природу», для того, чтобы почерпнуть в ней все доступное и полезное для умственного и словесного развития ребёнка.

Своё дальнейшее развитие идеи знакомства дошкольников с природой получили в теории и практике дошкольного воспитания в статьях, методических работах советских педагогов. В 1970-х годах проводилось много педагогических исследований, вошедших в дальнейшем в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Новые идеи были инициированы Академией педагогических наук. Такие детские психологи, как В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др. провозглашали необходимость усложнения учебного содержания, привнесения в него теоретических знаний, которые отражают закономерности окружающей действительности; построения такой системы знаний, усвоение которой обеспечивало бы эффективное развитие у детей умственных способностей.

Существенный вклад в разработку методики экологического воспитания детей дошкольного возраста был внесён Н.Н. Поддъяковым, С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой и другими исследователями. По их мнению, цель экологического воспитания заключена в становлении у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

    необходимость воспитания гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

    формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

    развитие умения видеть и чувствовать красоту природы, желания сохранить её, восхищаться ею (развитие эстетических чувств);

    привлекать детей к участию в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

На сегодняшний день экологическое воспитание является неотъемлемой частью дошкольного образования. В соответствии с требованиями ФГОС необходимо вести работу по повышению эффективности экологического развития детей. Что невозможно без формирования у детей экологических представлений.

Экологические представления - это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее.

Специфика процесса формирования экологических представлений у детей заключается в нахождении, выделении таких взаимосвязанных явлений природы, демонстрация которых доступна детям разных возрастов. Многочисленные педагогические исследования (А.П. Захаревич, Т.А. Ковальчук, П.Г. Саморукова, Л.Е. Образцова, Н.К. Постникова и другие) установили, что дошкольники осознают зависимость жизни растений от факторов внешней среды. В экспериментальных работах И.А. Хайдуровой, З.П. Плохих, В.П. Арсентьевой исследовалась специальная организация наблюдений старших дошкольников, в процессе которых дети прослеживали и понимали цепочки биоценологических связей. В работах С.Н. Николаевой отмечается, что формирование экологических представлений является необходимым условием выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.

Основой данного утверждения является положение о ведущей роли системных знаний в развитии детей старшего дошкольного возраста (В.И. Логинова, Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова и другие). Системные знания смогут позволить ребенку в осознании сущностных особенностей объектов и явлений природы, «системообразующих» связей, доступных его пониманию. У старших дошкольников развита способность к усвоению более сложные связи: пространственно-временные, морфофункциональные, причинно-следственные, генетические.

Для изучения связей живых организмов со средой их обитания, которые проявляются в многочисленных и разнообразных приспособлениях к ней живых существ, Л. Маневцова предлагает следующие разделы для изучения:

Система знаний и представлений о живом организме как носителе жизни, его существенных характеристиках: целостности, системе потребностей;

Система знаний и представлений о среде обитания живых существ, их приспособленности к определенной среде обитания, в том числе к сезонным изменениям;

Система знаний и представлений о размножении живых существ, их росте и развитии;

Система знаний и представлений о взаимодействии живых существ в экосистемах.

Формирование системы экологических знаний и представлений это часть интеллектуального развития детей. Под интеллектуальным развитием детей С.М. Вишнякова понимает способность к овладению и пользованию различными типами мышления (эмпирическим , образным , теоретическим , конкретно - историческим , диалектическим в их единстве ).

В процессе познания природы вырабатывается умение наблюдать. Кроме этого посильная практическая исследовательская деятельность положительно влияет на развитие логического мышления. Сравнение исследуемых объектов (явлений) природы, выявление у них сходных и отличительных признаков активизирует мыслительную деятельность детей.

Таким образом, формирование экологических представлений оказывает прямое воздействие на развитие мышления. У ребенка, с одной стороны, расширяется представления о мире, с другой стороны - начинается процесс овладения причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, которые позволяют связать отдельные представления в целостную картину.

Существует методическое обеспечение решения задач экологического воспитания дошкольников. Опорой для педагогов могут быть следующие программы: «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Открой себя» Е.В. Рылеевой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой, «Мы» Н.Н. Кондратьевой.

Например, в программе Е. Рылеевой «Открой себя» основанной на авторской концепции, предполагается индивидуализация личностного развития ребенка. Программой предусмотрено развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, формирование начальных форм экологического сознания посредством цикла занятий «Мир нерукотворный».

В другой программе «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой главная цель - это воспитать гуманную, социально активную и творческую личность ребенка, имеющего с целостный взгляд на природу, понимание места в ней человека. В соответствии с требованиями программы у детей сформируется представление о взаимосвязях в природе, которые и помогут обрести ребёнку основы экологического мировоззрения и культуру, ответственное отношение к окружающей среде и собственному здоровью. Программой предусмотрена выработка у детей первых навыков грамотного и безопасного поведения в природе и быту с экологической точки зрения, также будут сформированы навыки практического участия в природоохранной деятельности в своего края.

Программа «Наш дом-природа» включает в себя десять блоков. Каждый блок состоит из обучающего и воспитывающего компонента, детям даются знания о природе и развиваются разные аспекты отношения к ней (бережная забота, умение видеть красоту и др.). Пять блоков программы рассматривают объекты неживой природы (вода, воздух, почва и др.). Три блока отведены на рассмотрение живой природы (растения, животные и экосистема леса). Два блока раскрывают взаимосвязь человека с природой. К программе разработано методическое обеспечение – рекомендации, как создать развивающую среду в дошкольном учреждении, как знакомить детей с водой и воздухом. Н.А. Рыжова предлагает написанные ей экологические сказки, «письма животным» и экологический проект «Мое дерево». Ещё один плюс этой программы заключается в том, что она имеет продолжение для изучения в начальной школе.

Программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» стала одной из первых в 90-х годах. Программа создана на основе собственной авторской Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» состоит из двух подпрограмм – программа экологического воспитания дошкольников и программа повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей. Таким образом, вопрос становления начала формирования экологической культуры у детей и параллельное развитие ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей) решается одновременно. Программа базируется на обстоятельном теоретическом и экспериментальном обосновании, ориентируется на личностный подход к ребенку и его всестороннее развитие.

Таким образом, изучив ряд программ по экологическому образованию дошкольников, можно увидеть демонстрацию большой творческой активности специалистов, которые понимают экологические проблемы планеты, необходимость их решения, ценность природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях. Это доказывает целесообразность всеобщего интенсивного экологического образования, начиная с дошкольного возраста .

Список использованной литературы

    Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ [Текст] / О.Ф. Горбатенко. – Воронеж: Учитель, 2007. – 195 с.

    Дыбина, О.В. Ребёнок и окружающий мир [Текст] / О.В. Дыбина.- М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 147 с.

    Уланова, Л.И. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Л.И. Уланова, Л.Д. Пушкарева, Г.Ф. Ларина. - Йошкар-Ола, 2005. – 258 с.

Средствами игры

1.1. Роль экологического воспитания в развитии личности дошкольников

Неправильные представления детей о природе часто служат причиной недоброжелательного отношения к животным, уничтожение растений, полезных насекомых, безжалостное отношение к цветам и лягушкам и пр.

Это не только наносит вред природе, но и отрицательно влияет на психику детей, ожесточает их.

Современные дошкольники обладают знаниями о природе. Однако зачастую эти знания формируется стихийно, под влиянием телевидения, литературы, мультфильмов. Полноценные же понятия могут сформироваться лишь в процессе целенаправленного систематичного, организованного образовательного процесса.

Противоречия между современным содержанием экологического воспитания с одной стороны, и необходимостью воспитания будущего гражданина, разумного пользователя природы, ее защитника, воспитания экологической культуры с другой стороны, могут быть разрешены путем более пристального внимания в детском саду к проблемам экологического воспитания дошкольников.

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой.

В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных). Этот процесс противоречив. Отношение к природе может проявляться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с природой. Поэтому важно формировать у дошкольников представления и о природе и формах взаимодействия с ней.

Невозможно воспитать в ребенке экологическую культуру, если он не будет знать, что такое природа, из чего она состоит , по каким законам она живет, что приводит к ее гибели. Дети должны располагать знаниями о ней, овладеть несложными способами выращивания растений, ухода за животными, должны научиться наблюдать природу, ее сезонные изменения, видеть ее красоту и главное, должны осознать, что природу надо беречь и охранять.

Экологическое воспитание дошкольников стало наиболее актуально в наше время. Дети - наше будущее, поэтому перед нами взрослыми стоит одна из важных задач - воспитать молодое поколение в духе бережного и ответственного отношения к природе, привить осознание важности её охраны. Начальным звеном экологического образования является дошкольное детство. Именно в это время формируется личность человека, складывается первое мироощущение, закладывается позитивное отношение к природе.

В ребенке с раннего возраста закладываются позитивные чувства по отношению к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, осознается роль природы в жизни человека, переживаются нравственно-эстетические чувства. Экологическое образования должно стать приоритетным в системе образования. Мы должны внушить детям простую, убедительную мысль: все люди являются частью природы, и мы должны любить и оберегать ее, как саму жизнь. Экологическая культура является неотъемлемой частью общей культуры. Необходимый объём знаний соответствующий дошкольному возрасту, дети получают в социуме (семье, детском саду и через средства общественной информации). Семья, воспитывающая ребёнка, должна обладать необходимой культурой определяющей отношение к окружающей природе. Роль детского сада определяется условиями воспитания, профессиональными и личностными качествами педагогического коллектива. В 70-е годы ХХ века в СССР начались исследования для построения системы экологического воспитания дошкольников. Основой в разработках становится всеобщая закономерность природы. Эта закономерность доступна наблюдению, потому что имеет яркие внешние проявления. По данной проблеме ведут исследования (С.Н. Николаева, А.М. Федотова, Л.С. Игнаткина, И.А. Комарова, Т.В. Христовская, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова, Е.Ф. Терентьева, Н.Н. Кондратьева). К 90-м годам получены интересные результаты способов обучения детей. С.Н. Николаева проводит анализ накопившегося материала и в 1992 году выходит монография «Общение с природой начинается с детства». Данная монография становится теоретическим фундаментом в новой области дошкольной педагогики - экологического воспитания. Первая «Программа экологического воспитания дошкольников» выходит в 1993 году после доработки она становится программой «Юный эколог». Содержание и методы экологического воспитания; синтез воспитательных и образовательных компонентов; роль педагога как носителя экологической культуры; схема управления экологическим воспитанием были представлены в «Концепции экологического воспитания дошкольников» в 1996 году.

Экологическое воспитание – это не только формирование экологической культуры, навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, но и воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей , начиная с раннего возраста, одновременно приобщая к этому процессу значительную часть взрослого населения страны - работников сферы дошкольного воспитания и родителей детей.

Мы должны помнить, что сами дети часто не замечают природу, не чувствуют ее красоту. В этом мы, взрослые, должны им помочь. И делать это надо не формально, не сухо, а через сердце, которое рождает чувства, мысли и поступки. Сердце есть источник человечности в человеке. Недаром древние греки говорили: «слушать сердцем», «смотреть глазами сердца», «думать сердцем». Еще раз можно утвердиться в том, что экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

«Методика экологического образования дошкольников» наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста, ориентированной на формирование у них основ экологической культуры и навыков рационального взаимодействия с природным окружением. Предметом данной науки является изучение закономерностей воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста средствами природы, формирования у них основ экологического миропонимания, воспитания ценностного отношения к природному окружению. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками.

Для того чтобы сформировать у дошкольника эти основы, в дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия (в групповой комнате - уголок природы, на территории детского сада - небольшой огород, цветник, уголок леса, поля и сада. Целесообразно организовать экологическую тропу, где можно познакомить детей с различными природными явлениями, с живыми и неживыми объектами, провести наблюдения, организовать игру и т. д.) которые должны способствовать:


  • - познавательному развитию ребенка (систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

  • - эколого-эстетическому развитию (формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами);

  • оздоровлению ребенка (грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

  • формирования нравственных качеств ребенка (воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);

  • формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);

  • экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала).
Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:

  • пониманию самоценности природы;

  • осознанию ребенком себя как части природы;

  • воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

  • формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

  • пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

  • пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;

  • формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);

  • усвоению азов экологической безопасности усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;

  • формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы как: интегрированная НОД, опытно – экспериментальная и проектная деятельность, использование ТСО и мультимедийных презентаций, экологическая тропа и экологические праздники. Информация, которую получают дети, должна быть научно достоверной и в то же время доступной для их понимания. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.

Существует ряд требований к организации деятельности детей в природе:


  1. Четкость и конкретность целей и задач. При этом задачи должны носить познавательный характер, стимулировать развитие мыслительной активности детей.

  2. Для каждой деятельности следует отбирать небольшой объем информации, которая в дальнейшем уточняется, закрепляется и конкретизируется, расширяя полученные представления.

  3. При организации деятельности следует продумывать систему, взаимосвязь, что обеспечит осознание детьми процессов и явлений, которые они наблюдают.

  4. Деятельность должна стимулировать интерес детей, их познавательную активность.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать. Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. Это время выработки новых понятий , таких, как «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», и в том числе понятия «экологическое образование дошкольников».

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта.

Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе – с одной стороны, и умение понимать и любить все живое – с другой. Развитие экологического сознания невозможно без проживания ребенком своего единства с миром растений и животных, чувства ответственности за него, такая работа проводится на занятиях и в повседневной жизни: на экскурсиях, в процессе экспериментирования и наблюдений за объектами живой природы, ухода за обитателями живого уголка.

Осознанно правильное отношение к природе, являющееся стержнем экологической культуры, строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; на осознании специфики всего живого и его самоценности, зависимости жизни животных и растений от воздействия факторов внешней среды и деятельности человека; на понимании изначальной красоты явлений природы и живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях. Исходным звеном воспитания такого отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, жизнь в сообществах, изменение в процессе роста и развития.

Базовой основой современного экологического образования дошкольников является раздел биоэкологи, адаптированный в содержании парциальных программ «Наш дом – природа», «Юный эколог», и другие. Экологическое образование – новая категория, непосредственно связанная с наукой экологией и различными ее ответвлениям. В основу этого понятия положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологических представлений – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой , который обеспечит его выживания и развития.

Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволят сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребности во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Хорошие результаты в экологическом образовании достигаются, когда метод наблюдения сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью. Так по программе «Развитие» развитие интеллектуальных и творческих способностей, решается через овладение действиями наглядного моделирования.

Динамические представления – это особый тип представлений, отражающий последовательность изменений, преобразований объекта, недоступных непосредственному восприятию.

Теоретические основы исследования составляют труды ученых и исследователей Н.Н. Поддьякова, Л. Элькониновой, С.Н. Николаевой, Л.С. Игнаткиной, Т.Н. Дружининой, Т.В. Христовской. Самым первым кто выделил динамические представления, был Н.Н. Поддьяков. Он сформулировал определение и выявил возраст, когда начинают успешно формироваться динамические представления. Его продолжателем в этом исследовании стала Л. Эльконинова, она отслеживала те же вопросы, что и Н.Н. Поддьяков, работая в его лаборатории. С.Н. Николаева является автором программы «Юный эколог», в которой она отразила экологический подход к содержанию живых существ. Выделив в отдельный раздел – рост и развитие растений и животных. В этом разделе прослеживается роль взаимосвязей в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных. Т.Н. Дружинина, Т.В. Христовская и Л.С. Игнаткина начали работу по формированию динамических представлений у дошкольников. Они проводили обследования, где участвовали дети различного возраста (от второй младшей до подготовительной к школе группы), а также проживающие в разных условиях. При этом Т.В. Христовская формировала динамические представления на примере растений, а Л.С. Игнаткина формировала динамические представления на примере животных. Но можно выделить, что все исследователи преследовали в работе одну цель – это формирование динамических представлений, развитие умственных способностей и экологическое образование дошкольников.

В детском саду во всех возрастных группах воспитатели вместе с детьми выращивают растения, ухаживают и наблюдают за ними.

Материалы различных проводимых исследований позволяют сделать вывод, что ознакомление детей с динамическими представлениями может оказать влияние на становление и развитие особых – единых – пространственно-временных представлений, отражающих последовательные изменения объекта, происходящие в определенные временные промежутки. Необходимыми условиями формирования таких представлений являются систематическое наблюдение и синхронное отражение изменений наблюдаемого объекта в календаре – последовательно заполняемой графической модели, а также необходимо периодическое обсуждение результатов наблюдений, обобщение их, подведение итогов проделанной работы.

Из этого следует сделать вывод, что представление о росте и развитии растений и животных, успешно складываются в условиях, когда дошкольники могут регулярно наблюдать за живыми существами. Легче организовать наблюдение за ростом и развитием растений. Исследователями установлено, что систематическое ознакомление детей с ростом и развитием растений можно проводить как в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян или луковиц, создавая огород на окне, так и в летнее время, работая на грядках и клумбах детского сада (если к этому располагают условия).

Дети учатся устанавливать связи между живой и не живой природой, связь живого организма со средой обитания, приспособленность к ней. Изучают влияние природы на трудовую деятельность людей, которая связана с использованием ее богатств, загрязнением окружающей среды, охраной природы.

У детей появляется самооценка. У ребенка, вместе со стремлением действовать самому, возникает желание соответствовать требованиям взрослых – быть хорошим. Действия детей в любой деятельности приобретают намеренный характер.

Происходит подчинение ориентирующему образцу, а первые экологические представления складываются также при усвоении ребенком соответствующих образцов поведения. Под влияние взрослого у детей появляется желание сделать что-то хорошее для других, для растений и животных. Но наряду с этим у младших дошкольников отличается непроизвольный характер всех психических процессов. Исходя из этих особенностей ребенка , нужно создавать благоприятные педагогические условия и отбирать оптимальные методы, которые способствовали бы решению задач экологического воспитания в занимательной форме.

Обучение проходит, как регламентируемая игра: воспитатель предлагает сюжет, берет на себя основную роль, а остальные распределяет между детьми, поддерживает игровую ситуации. План, по которому развивается сюжет, соответствует логике решения дидактических задач занятий и наблюдений. В рамках игры дети получают новые знания, наблюдают за объектом природы, выполняют обследовательские и трудовые действия.

Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:


  • развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир животных и растений);

  • формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных сезонных и пространственных изменениях в природе;

  • формирование экологических представлений ценностных основ отношения к окружающему миру.
В ознакомлении с миром природы основная цель по программе заключается в том, чтобы помочь ребёнку осознать себя активным субъектом природы.

Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Дети в возрасте трех-четырех лет доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой.

Следует понимать, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течении продолжительного времени – им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя.

Итак, успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:


  1. Мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;

  2. Медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;

  3. Подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;

  4. Частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;

  5. Использование приемов, выражающих положительные эмоции малышей;

  6. Осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;

  7. Частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).
Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы - растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.

На данном этапе становления личности ведущим в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего, сосредотачивается на сенсорном развитии детей.

Становление первоначальных основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

В возрасте трех-четырех лет, дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с астениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.

Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зерна и вода, березе на участке – вода, а воробьям зимой – крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними.

Правильное отношение к живым существам, является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.

Таким образом, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период формируются познавательные, эстетические, нравственные качества, накапливается эмоционально-чувственный опыт общения с объектами природы.

Важны вопросы формирования гуманного отношения детей к природе. Они интегрируются с задачами развития речи, движений. Игровых умений, общения, овладения продуктивными видами деятельности при осуществлении процесса экологического воспитания ребенка. Знания, которые ребенок получает при этом, приводят к процессу становления осознанно-правильного отношения к природе.

Таким образом, при целенаправленном воздействии педагога уже в младшем дошкольном возрасте возможно возникновение и первичное проявление элементов экологической культуры, осознанного отношения к природе. Появление экологической воспитанности это результат воздействия на детей определенной системы методов и приемов воспитания, результат усвоения знаний, доступных пониманию детей этого возраста, постепенного их накапливания и расширения. Отношение проявляется в интересе детей к окружающему миру, желании наблюдать за происходящими явлениями, в стремлении ухаживать за животными и растениями. Формирование элементов экологической культуры находится в прямой зависимости от получения и усвоения детьми конкретных знаний о предметах и явлениях природы.

Разделы: Работа с дошкольниками

Опыт работы с детьми по выбранной теме.

Одно из проявлений экологического воспитания - любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен бережно относиться к природе. В связи с этим перед педагогом, знакомящим дошкольников с природой, ставятся следующие задачи:

  • воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
  • воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном разнообразии родной страны;
  • формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе, стремиться к ее созиданию.

Знакомя детей с природой, педагог должен не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства.

Само слово "экология" образовано от греческих "экое" - "дом" и "логос" - "наука". То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. Более в узком смысле экологией называют науку "об отношении растительных и живых организмах и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой".

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по -своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках и т. д.

Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

1. Сущность понятий: растение - живой организм; среда обитания; морфофункциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания, их адаптация к дошкольному возрасту.

Формируя у детей экологические представления в процессе ознакомления с миром растений педагог должен сам понимать, что такое растения, живой организм, среда обитания, адаптация организма к среде обитания. Кроме того, знакомя детей с миром растений, педагогу необходимо подбирать материал с учетом их возрастных особенностей. Необходимо давать знания в интересной и занимательной форме.

Растения - это живые организмы, обладающие комплексом признаков, позволяющих отличать их от представителей других царств (грибов, животных) и связанных с особенностями питания:

  1. Растения потребляют в качестве питания - воздух, источника энергии солнечный свет;
  2. Способность к неограниченному росту в течение всей жизни, благодаря которому происходит постоянное увеличение поверхности тела и увеличение площади питания;
  3. Неподвижный образ жизни, обуславливающий необходимость расселения в виде зачатков: спор, семян, специализированных участков вегетативного тела;
  4. Способ питания (поглощение из окружающей среды газовых смесей и растворов).
  5. Особенности строения клеток: прочная оболочка; пластиды связывающие между собой живые клетки.

Формируя у детей экологические знания, необходимо раскрыть значение растений в природе:

  1. Растения - первое звено в цепи. Благодаря фотосинтезу они представляют собой энергетическую и пищевую базу для всех остальных организмов.
  2. Участие в круговороте кислорода, воды, углекислого газа, минеральных и органических веществ.
  3. Влияние на климат.
  4. Взаимосвязанная с другими организмами эволюция.
  5. Санитарная роль как поглотителей загрязняющих веществ.

Сфера применения растений человеком очень широка.

В зависимости от цели использования их можно разбить на несколько основных групп:

  1. Пищевые и кормовые растения.
  2. Лекарственные растения.
  3. Технические: прядильные, красящие.
  4. Дающие древесину.
  5. Декоративные.

Многие растения человек изымает из природы, другие - выращивает в специализированных хозяйствах, третьи - нашли свое место на участках садоводов-любителей.

Растения - живые организмы, они растут, размножаются, питаются, их развитие зависит от среды обитания, в которой они находятся. Знакомя детей с растениями необходимо формировать у детей представления о том, что растения могут жить в различных климатических зонах, в разной среде обитания, к которой они могут приспосабливается.

Наука об условиях существования живых организмов во взаимодействии их между собой и физической средой обитания называется экологией. Отдельные элементы среды, действующие на растения (воздух, свет, тепло, вода, пища), называются экологическими факторами.

Среда - совокупность экологических факторов, которые влияют на распространение живых организмов. Растения и животные, находясь в тесной связи и взаимозависимости между собой и. условиями неживой природы, создают определенные сообщества (биоценозы, экологические системы), которые в быту мы называем лесом, лугом, степью, водоемом и др. Состав этих сообществ обусловлен сходством требований входящих в них видов растений и животных к физическим условиям мест обитания. Такая взаимозависимость возникает на основе пищевых связей использования получаемой энергии, необходимой для жизненных процессов.

Приспособление растений к условиям среды проявляется в сезонных явлениях природы, в строении органов у растений, а также в различных способах питания, в различных потребностей растений в свете, влаге, воздухе, температуре.

Таким образом, педагог, давая детям понятия о растениях, должен подбирать материал, раскрывая сущность понятий: растение - живой организм, среда обитания, приспособленность к среде. Знания о растениях должны даваться в системе, с учетом систематичности и возрастных особенностей дошкольников.

Пути и средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений.

В соответствии с программой воспитания и обучения педагог должен в процессе наблюдений за окружающим во все времена года воспитывать у детей "любовь к природе, способность воспринимать ее красоту".

Педагоги с детьми 3-4 лет проводят целевые прогулки. Они кратковременны, эпизодичны, но уже довольно разнообразны по тематике: особенности погоды, наблюдения за растениями, животными.

Постепенно границы наблюдений расширяются: участок детского сада, знакомая улица, речка, поле. Воспитатель ее только сообщает детям первые знания о природе, но и дает пример элементарных оценок наблюдаемых явлений: "Это луг, смотрите, какой он красивый, сколько разных цветов растет здесь: и желтых, и голубых, и белых..."; "Выглянуло солнышко, и всем сразу стало весело, только сосульки заплакали - им не хочется таять..."

Дети еще очень малы, поэтому целевые прогулки сопровождаются играми, забавами, весельем ("Наберем цветы - сплетем венки", "Побегаем по шуршащим листьям", "Соберем шишки - сделаем веселых человечков" и др.). Однако воспитанников младшей группы уже знакомят и с правилами бережного отношения к природе: растения необходимо поливать, нельзя, например, без нужды рвать цветы, листья. Воспитатель учит детей правильно поливать растения. Первые трудовые поручения в уголке природы или на огороде воспитывают у малышей заботливое отношение ко всему живому и красивому)

Постепенно содержание труда в природе усложняется: посев семяндля корма птицам; посев бобов для озеленения веранды; посадка лука для салата и др.

Малышам не терпится увидеть результат своего труда, поэтому воспитатель терпеливо объясняет ребятам, что не сразу появится зеленый лук, прорастут бобы, зацветут цветы.

Полезно организовать наблюдения за трудом старших дошкольников и совместную работу их с малышами. Например, дети подготовительной к школе группы высаживают в грунт рассаду, а малыши поливают ее; старшие собирают спелые огурцы, помидоры, редис, а малыши складывают их в корзинки. Эти первые трудовые умения в дальнейшем совершенствуются и при правильном педагогическом воздействии переходят в прочные навыки, которые способствуют воспитанию важных нравственных качеств: трудолюбия, заботливости, чуткости, умения дружно работать и т. д.

B соответствии с программой воспитания н обучения в средней группе необходимо развивать у детей интерес и любовь к природе, к ее красоте; приучать детей заботиться о животных, ухаживать за растениями. Знакомить дошкольников с природой можно на экскурсиях и прогулках, во время занятий и бесед.

Ценность каждой встречи ребенка с природой значительно возрастает, если познавательные, нравственные и эстетические задачи при этом решаются в единстве.

Готовясь к проведению прогулки или экскурсии, воспитатель должен не только четко продумать ее программное содержание (с какими явлениями познакомить, на что обратить внимание). Экскурсию целесообразно строить так, чтобы на каждом ее этапе решалась одна из поставленных задач: расширить и уточнить знания; воспитывать положительное отношение к природе; пробуждать эстетические чувства

При ознакомлении детей с природой родного края целесообразно одновременно показать им и труд взрослых в природе. Например, воспитательно-образовательная тема "Природа родного края" может быть раскрыта на следующих последовательно проведенных занятиях (занятия можно повторять в разные времена года):

Экскурсия в ближайший лес, лесопарк с целью наблюдения за растительным миром (деревья, кустарники, цветы).

Целевая прогулка или экскурсия на водоем (реку, пруд, озеро) для наблюдения за его состоянием.

Рассматривание репродукций с картин, иллюстраций в книгах и чтение
произведений о природе.

Детей пятого года жизни воспитатель учит не только внимательно наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, но и выражать в речи результаты своих наблюдений, передавать в рассказах и высказываниях свое отношение к природе. Для этого педагог использует различные методы и приемы. Например, отбирает несложные произведения и предлагает их детям в качестве образца: дошкольники хорошо воспринимают цикл стихов Е. Серовой "Цветы" ("Одуванчик", "Колокольчики", "Мышиный горошек"), любят стихи И. Токмаковой "Весна" ("К нам весна шагает быстрыми шагами..."), "Ели" ("Ели на опушке - до небес макушки...").

В качестве образца для повторения может быть использован и рассказ самого воспитателя, который должен стать примеров образного видения природы.

Экскурсии и прогулки в лес, на реку, на поле дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе, конкретизировать их:

Не следует рвать много растений и цветов, достаточно принести один букет;

Для растений, которых ребята находят в лесу, следует создать условия,схожие с естественными (цветы поставить в воду).

В средней группе значительное место отводится наблюдениям за трудом взрослых в природе (подготовка цветников к зиме, посадка деревьев, внесение удобрений и др.). Дети знакомятся с различными сельскохозяйственными профессиями и сами принимают посильное участие в труде в природе: заготавливают корм для птиц, сеют овес, поливают огород, собирают сухие листья.

При этом воспитатель подчеркивает важность и необходимость любой работы, которую выполняют дети.

Поэтическое произведение дает доступный пониманию дошкольников пример гуманного отношения к природе, который может быть использован ими как образец для подражания.

Эмоциональное отношение к природе, любовь к ней рождаются не только тогда, когда ребенок рассматривает цветы, гуляет по лесу, слушает птиц. Все это помогает воспитывать у дошкольников интерес и любовь к природе.

В старшей группе по-прежнему основными методами ознакомления детей с природой являются методы непосредственного общения с ней: прогулки, экскурсии, наблюдения. Тщательно готовясь к ним, воспитатель должен соблюдать определенные условия, способствующие их успешному проведению.

1. Объекты, отобранные для наблюдения, должны быть интересными исодержать элементы новизны.

Перед экскурсией необходимо сообщить детям ее цель и кратко рассказать о том, куда они пойдут и что увидят.

Экскурсию целесообразно построить так, чтобы дети не только рассматривали объект и отвечали на вопросы педагога, но и могли сделать для себя какие-то выводы, установить логические связи. Все это не только способствуетуглублению интереса к явлениям природы, но и развивает любознательность и умение размышлять.

Умелое руководство педагога помогает ребенку заметить удивительное в природе. Например, очень интересны наблюдения за некоторыми лекарственными растениями, сопровождающиеся рассказом воспитателя. Во время прогулки на луг весной он показывает детям цветы мать-и-мачехи и предлагает описать их ("На длинном стебельке, покрытом волосками и маленькими листочками, сидят желтые корзиночки цветов"). Рассказ детей продолжает воспитатель: "Это растение удивительное. После того как оно отцветет, у него начинают расти большие листья. Из этих листьев делают лекарство от кашля. Выпьет больной настой из этих листьев и перестанет кашлять".

Летом при повторной экскурсии на луг дети снова найдут мать-и-мачеху и рассмотрят ее листья. Воспитатель расскажет, почему это растение так называется ("Одна сторона листа теплая, нежная, будто мать, другая - холодная, словно недобрая мачеха"), и все вместе вспомнят, почему оно считается лекарственным.

Очень важно, чтобы воспитатель заботился об эмоциональном разнообразии встреч ребенка с природой.

Например, дети любуются цветовой гаммой летнего луга, сравнивают запахи различных цветов и трав. Очень привлекает их пение птиц в лесу. Можно объяснить ребятам, как различать по голосам некоторых птиц, живущих в данной местности; сороку, пеночку, кукушку и др.

Интерес к экскурсии возрастает, если дошкольники предварительно рассматривают специальные картины, репродукции, иллюстрации к книгам, изображающие пейзаж.

В старшей группе детям рекомендуется показывать репродукции с картин И. Левитана "Золотая осень", "Осенний день. Сокольники", "Весна. Большая вода", А. Рылова "Зеленый шум", "В голубом просторе", "Мартовское утро", И. Шишкина "Зима".

3. Опыт работы с детьми по выбранной теме.

Влияние природы каждый человек испытывает на себе. Природа является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные "хорошо-плохо", добро-зло", " красиво-некрасиво". Поэтому в экологическом воспитании большое внимание необходимо уделять эстетическому и нравственному аспекту.

Работая с дошкольниками подготовительной группы я научила детей понимать и объяснять особенности растительного мира разных экосистемах: лес, луга, река. Они знают, что особенностью растительного леса является многояростность: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы.

У реки растут влаголюбивые растения, т.к. почва насыщена водой, а на лугу растут травянистые растения, которые любят свет и солнце.

Для воспитания бережного отношения к растительному миру природы привлекают детей к труду в "зеленом" уголке, на участке детского сада. Детям всегда особенно дорого то, что они сами вырастили.

Читаю детям произведения Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, Пришвина и др. О том, как человек заботится о сохранении растительного мира.

Дети моей группы знают редкие охраняемые растения, которые занесены в "красную книгу".

В группе я организовала детскую выставку, на которой в рисунках были представлены редкие виды растений нашего края "ветреница, купальница".

Наблюдая, отношение детей к природе замечаю, как постепенно дети овладевают нормами и правилами, а так же ограничениями и запретами экологического характера.

Работая с детьми в подготовительной к школе группе, в системе организую обучение детей для формирования у них экологических представлений в процессе ознакомления с миром растений. Проводимые в системе экспериментальные исследования позволяет детям более близко ознакомится с миром растений.

Эксперимент организую так, чтобы он неразрывно был связан с игрой, незаметно вплетался во все виды деятельности и составлял с ним одно целое. При помощи экспериментальных опытов дети узнали о роли воды и удобрений в жизни растений, о влияние тепла и света для нормальной жизнедеятельности растений.

Использую эксперимент как способ познавательных задач, возникающей, а в процессе игр, труда или на специальных занятиях, в том случае, когда, не могли быть использованы другие способы /наблюдения, беседы/. Задачу могу выдвинуть я, но могут выдвинуть и сами дети, но обязательно задача должна быть ясной и четко сформулированной. Затем начинается поиск: анализ, соотношение известных и неизвестных данных. В результате анализа дети высказывают суждения, предположения о причинах явления, выбирают способ решения, условия и организацию опыта. Обсуждением условий опыта руковожу я. Все условия в опыте должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое влияет на результат опыта, должно быть выделено, показано детям и осознано ими.

Планирую как длительные сравнительные опыты, так и кратковременные наблюдения. Поскольку в длительном сравнении наблюдений результаты отсрочены, необходима фиксация отдельных наиболее характерных этапов опыта в рисунках, схемах. Например: скорость роста растения из проросшего семени и не проросшего или посадка семян на разную глубину /2см. и 6см./.

Во время длительных экспериментов дети сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше, и фиксируют в дневнике наблюдений или приклеивают к общему листу в порядке, соответствующем последовательности развития событий. Такой прием заставляет детей более внимательно присматриваться к отдельным деталям и запечатлеть в памяти внешний вид приростков на разных стадиях развития.

Специально организую опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений они позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства и особенности исследуемого объекта. Например: "обнаружение в почве питательных веществ".

После проведения опыта дети приходят к выводу, что в почве содержится больше солей, чем в воде. Эти соли называются питательными веществами и растения берут их из почвы.

В ходе опытов длительного характера поддерживаю интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращаю их к созданию того, зачем был поставлен опыт.

Заключительным моментом является формирование полученных результатов. Побуждаю детей самостоятельно делать выводы. Если же задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждения результатов опыта провожу сразу: анализируем с детьми условия протекания опыта, делаем вывод.

Эксперимент не самоцель, а только способ ознакомления детей с окружающим миром. Иногда эксперимент является ответом на детский вопрос. В организации опытов важно всегда помнить, что нельзя доводить объект до гибели и нарушать его жизненно важные функции.

Учу детей таким приемам ухода, которые обеспечивают растениям хороший уход рост. Только на примере положительных результатов труда детей, можно воспитать устойчивый интерес и бережное отношение к растениям.

(Приложение № 1 Занятие по экологическому воспитанию "Исчезающие виды растений Кемеровской области").

Литература.

  1. С. Николаева Теория и методика экологического образования. Пособие для высших педагогических учебных заведений. М, 2002г.;
  2. Николаева Методика экологического воспитания Учебное пособие.М., 1999г. В.
  3. В. Ашиков, С. Ашикова "Семицветик". Программа культурно-экологического образования дошкольников. М., 1999г.
  4. Н. Виноградова, Т. Куликова. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1993г. 5. О.ЗебзиваОформа и методах экологического образования дошкольников. "Дошкольное воспитание" № 7 1998 г.
  5. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Учебноепособие под редакцией Саморуковой. М, 1992г.
  6. Свидание с природой. Книга 100 авторов. Кемерово. 1979г.
  7. Т. Николаева Задачки на удивление. Май. Тайна одного дерева. "Дошкольное воспитание" №5 - 2001г., Июнь. Во что превращается цветок№ 6, 2001 г.
  8. Судакова Экологическое воспитание: региональный подходэкологическая тропа и методика работы на ней. "Дошкольноевоспитание" №7 - 2001г.
  9. С. Николаева Образ зарубежных и отечественных программ
    экологического образования и воспитания. Дошкольное воспитание№7 - 2002 г.

На чтение 5 мин. Просмотров 5.2k.

В современном мире остро встают проблемы экологической обстановки. Люди всё больше становятся частью этой проблемы, именно люди ухудшают экологию, так как в нас не заложено чувство сохранения первозданного мира для будущих поколений.

Уже с детства необходимо менять человеческий образ жизни, мировоззрение и экологическое формирование и сознание. Детей нужно учить беречь, сохранять и восстанавливать, а не разрушать природу, обучать правилам поведения на природе.

Детсадовский возраст именно тот период жизни человека, когда в детях закладываются первые навыки и умения, формируются психологические азы, закладываются основы нравственного и эстетического поведения, как в обществе, так и в окружающем мире. Дети должны иметь представление о том, что такое экосистема и её связях с природой, и зависимости природы от экосистемы.

Обучение детей дошкольного возраста можно начинать с шести лет, когда изучаемые материалы будут наиболее доступны для понимания детского сознания. После курса такого обучения наблюдаются значительные изменения в поведении и представлениях детей об окружающей природе. Дошкольники, в силу свое любознательности, расширят свои познания об окружающем мире и их знания будут направлены в правильное русло для дальнейшего самосовершенствования. У дошкольников будут первые преставления о связи организма со средой его обитания, взаимосвязи и зависимости живых организмов, о равновесии в окружающем мире, о значении природы в жизни человека и его роли в природы.

Самым эффективным методом обучения дошкольников является наглядное моделирование экологической системы, которое более приемлемо для сознания и восприятия ребёнка. Изучение материала происходит за счёт замены настоящих предметов и объектов изображениями и знаками. Не всегда удаётся обучать детей дошкольного возраста на примере натуральных объектов и тогда моделирование является более доступным средством для получения знаний. Мы каждый день встречаем слово «экология» в различных источниках информации, о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой – эта тема, затрагивает более широкий спектр знаний, чем природоохранительная работа, проводимая в детских ДОУ.

Детей о природе, затрагивающие большую часть проблем экологии. Перед педагогами и воспитателями детских садов стоят первоочередные задачи, такие как: нравственное воспитание у детей бережливого отношения к природе, интеллектуальное развитие детей по накоплению багажа знаний и формирование , развитие у детей дошкольного возраста эстетического чувства красоты природы, восхищения, бережного отношения к природе, привить чувство заботы о природе.

Дети должны иметь полное представление об экологии, гармонии растений и животных со своей средой обитания, их приспособленности к среде обитания, о человеке, являющимся частью всего этого, об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и обо всём, что связано с природой На занятиях с детьми можно рассказать и показать к примеру: как долго растёт дерево, каким красивым оно вырастает, на дереве гнездятся птицы, питаются семенами и плодами, животные поедают молодые поросли кустов. Рассказать, что из нескольких деревьев получается лес, где живут дикие животные, что деревья выделяют кислород, которым мы с вами дышим.

Дети должны знать и о взаимодействии человека с природой: из деревьев строят дома, делают мебель. Также дети старшего дошкольного возраста должны знать и о пагубном воздействии человека на окружающую среду: чрезмерное использование лесных ресурсов приводит к уничтожению целых видов животных и птиц, засорение леса и неосторожное обращение с огнём уничтожает и лес, и животных, и грибы, и ягоды, отравляет воздух, приводит к экологическим катастрофам.

Детям дошкольного возраста нужно объяснять, какую пользу могут принести они уже сейчас для природы и для себя, ухаживая за природой: можно даже практически с детьми выйти на площадку или в парк, и вместе с ними посадить саженцы. Таких примеров занятий с детьми можно привести много, главное, чтобы у них это отложилось эмоционально на подсознательном уровне.

Ни один профессор не придумает интереснее и содержательнее занятия с детьми, чем воспитатель или педагог в дошкольном учреждении. Системные занятия позволят осознать дошкольникам особенности взаимосвязей и важности природы в жизни человека и человека для природы. Выработка у детей умений наблюдать за живой и неживой природой способствует развитию логического мышления, созидания, привязанности и любви к природе. Между развитием мышления и экологическим представлением есть прямая связь. Известно, что у детей мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным.

Главное условие для успешного формирования у детей экологического представления — это достаточность знаний о природе и экологии в целом самих воспитателей, способность их самих передать знания детям, чтобы у детей развивалось собственное экологическое сознание. В детском саду и на участке детского сада должна быть создана природная развивающая среда, в которой должны присутствовать растения и животные.

За весь период обучения, к концу программы детского сада, дети дошкольного возраста должны овладеть знаниями:

  • о мире животных, знать их виды и места обитания, уметь высказывать свои отношения к животным;
  • о растительном мире, знать их виды и где они произрастают, иметь представление об уходе за комнатными растениями;
  • знать о неживой природе, свойствах воды, песка, камней и как их использует человек;
  • знать времена года и их особенности и сезонность (зима, весна, лето, осень), что происходит в разные периоды года, как они влияют на природу, животных, людей;
  • знать о влияниях человека на экологию, как люди пагубно относятся к природе и экологии в целом, и на что это влияет, к каким последствиям приводит
  • уметь рассуждать о том, как и чем можно помочь, чтобы мир природы стал лучше, красочнее и насыщенней.

Чепурная Валентина Александровна,воспитатель, МБДОУ «Детский сад №28», г.Норильск[email protected]

Ребенок и развитие экологических представлений

Аннотация:Эффективность экологического воспитания дошкольников целикомзависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Данная тема является сложной в понимании для детей, но весьма интересной тем, что позволяет изучить период роста и развития живых существ, более подробно познакомиться с природой и ее обитателями. Особое внимание привлекает то, что вопрос о формировании динамических представлений является недостаточно исследованным, и отличается сложностью применения методик в различных условиях.Ключевые слова:экологические представления, старшие дошкольники, развитие динамических представлений, исследования в экологии.

Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать. Два последних десятилетия –это период становления экологического образовательного пространства. Это время выработки новых понятий, таких, как «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», и в том числе понятия «экологическое образование дошкольников».В предметное окружение ребенкадошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно –это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта. Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе –с одной стороны, и умение понимать и любить все живое –с другой. Развитие экологического сознания невозможно без проживания ребенком своего единства с миром растений и животных, чувства ответственности за него, такая работа проводится на занятиях и в повседневной жизни: на экскурсиях, в процессе экспериментирования и наблюдений за объектами живой природы, ухода за обитателями живого уголка. Осознанно правильное отношение к природе, являющееся стержнем экологической культуры, строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; на осознании специфики всего живого и его самоценности, зависимости жизни животных и растений от воздействия факторов внешней среды и деятельности человека; на понимании изначальной красоты явлений природы и живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях. Исходным звеном воспитания такого отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, жизнь в сообществах, изменение в процессе роста и развития. Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возраста доказана многочисленными отечественными педагогическими и психологическими исследованиями (Т.В. Христовской, С.Н. Николаевой и др.).Экологическое образование дошкольников проходит этап активного становления. Его базовой основой является раздел биоэкологи, адаптированный в содержании парциальных программ «Наш дом –природа», «Юный эколог», и другие. Экологическое образование –новая категория, непосредственно связанная с наукой экологией и различными ее ответвлениям. В основу этого понятия положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Цель экологического воспитания дошкольников –формирование начал экологической культуры –базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживания и развития.Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволят сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребности во внешних компонентах средына разных стадиях роста и развития. Хорошие результаты в экологическом образовании достигаются, когда метод наблюдения сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью. Так по программе «Развитие» развитие интеллектуальных и творческих способностей, решается через овладение действиями наглядного моделирования. В старшей группе дети осваивают действия использования, а затем и построения моделей. Модель роста и развития живых существ помогает ребенку понять то, как осуществляется процесс роста и развития, то есть в какую последовательную цепочку выстраивается смена отдельных состояний растущего живого существа. Таким образом, большую помощь в формировании динамических представлений у дошкольников оказывает моделирующая деятельность. Динамические представления –это особый тип представлений, отражающий последовательность изменений, преобразований объекта, недоступных непосредственному восприятию.Теоретические основы исследования составляют труды ученых и исследователей Н.Н. Поддьякова, Л. Элькониновой, С.Н. Николаевой, Л.С. Игнаткиной, Т.Н. Дружининой, Т.В. Христовской. Самым первым кто выделил динамические представления, был Н.Н. Поддьяков. Он сформулировал определение и выявил возраст, когда начинают успешно формироваться динамические представления (дети 5го года жизни, средняя группа). Его продолжателем в этом исследовании стала Л. Эльконинова, она отслеживала те же вопросы, что и Н.Н. Поддьяков, работая в его лаборатории. С.Н. Николаева является автором программы «Юный эколог», в которой она отразила экологический подход к содержанию живых существ. Выделив в отдельный раздел –рост и развитие растений и животных. В этом разделе прослеживается роль взаимосвязей в процессе онтогенеза –роста и развития отдельных видов растений и высших животных. Т.Н. Дружинина, Т.В. Христовская и Л.С. Игнаткина начали работу по формированию динамических представлений у дошкольников. Они проводили обследования, где участвовали дети различного возраста (от второй младшей до подготовительной к школе группы), а также проживающие в разных условиях. При этом Т.В. Христовская формировала динамические представления на примере растений, а Л.С. Игнаткина формировала динамические представления на примере животных. Но можно выделить, что все исследователи преследовали в работе одну цель –это формирование динамических представлений, развитие умственных способностей и экологическое образование дошкольников. В детском саду во всех возрастных группах воспитатели вместе с детьми выращивают растения, ухаживают и наблюдают за ними. Однако даже дети подготовительной группы не всегда могут восстановить правильную последовательность стадий развития растений, хотя данные знания им вполне доступны. Вот, например, чтобы выявить уровень этих знаний, детям предложили разложить восемь цветных картинок, отражающих разные стадии роста и развития растения мака, в порядке их следования. Только некоторые дети подготовительной группы и в отдельных случаях старшей безошибочно справились с заданием. В большинстве же детиподготовительной группы путали последовательность близких стадий развития растения, а дети старшей группы резко нарушали перечисление последовательности стадий роста и развития мака.Рост и развитие новых организмов дети определяют по разным признакам. Легче всего дошкольникам удается определить взрослое животное и детеныша, если они оба представлены наглядно и разница в возрасте значительная. Дети устанавливают это по разным признакам: размерам, наличию или отсутствию отдельных органов, их количеству, поведению, но доминирующий признак –размер. Примером является задача, где перед ребенком раскладываются три будки различных по размеру, но с одинаковым входом. Ребенку предлагается определить для кого какая будка (для щенка, подросшего щенка или взрослойсобаки). Можно предположить, что большинство детей будут ориентироваться не на размер будки, а на размер входа. Это доказывается следующим исследованием, детям различного возраста была предложена задача такого содержания: «Мальчику купили маленького щенка (показывали фигурку щека), надо выбрать для него домик. Какой из трех домиков ты выберешь?» Перед ребенком ставили одинаковые по форме будки, в одной вход соответствовал величине щенка (маленький), в другой он был побольше и в третьей –совсем большой. При этом ставилась цель –выяснить, знают ли дети, что по мере роста собака увеличивается в размерах, могут ли они это предвидеть при выборе домика. Почти все дети (независимо от возраста) выбирали будку в соответствии с размером щенка. «Если щенок маленький и дырочка маленькая», говорили они. Некоторые выбирали будку с большим входом, но выбор мотивировали вовсе не тем, что щенок вырастет. Для них было важно, чтобы ему было много воздуха, места. Можно предположить, что в данном случае важную роль играет рост самого ребенка и сопоставление себя с взрослым. О том, что размер как признак растущего животного доминирует в представлении детей, говорят и другие факты. Дети плохо различают взрослое и молодое животное, когда последнее находится вподростковом возрасте и по общим размерам тела почти не отличается от взрослого. Исследователи отмечают, что большинство детей допускают ошибки при выкладывании карточек с изображением отдельных возрастных стадий именно в последних звеньях. В этом случае ведущее значение приобретают другие признаки (поведение, пропорции тела), но дети не всегда их замечают и поэтому ошибаются в ответах.Познание особенностей развития живых существ предполагает учет связей их с окружающей средой, с другими организмами. Дошкольники могут устанавливать эту взаимосвязь, отмечать, что растение развивается при определенных условиях (его поливают, рыхлят землю, опрыскивают и т.д.); детеныш животного находится в определенных отношениях с взрослым животным (материнской особью, врагами), другими детенышами. Так, уже дети второй младшей группы знают, зачем нужна щенкам взрослая собака. Одни говорят о том, что она кормит щенят, другие –что защищает их, играет с ними. Отдельные дети знают, что взрослая собака согревает щенка, кормит егосвоим молоком. Дети всех возрастных групп, но особенно младшей и средней, часто осуществляют явный перенос своего личного жизненного опыта, своих эмоциональных переживаний на отношение взрослого животного и детеныша. Например, ребенок подготовительной группы так объяснил необходимость взрослой собаки для щенят: «Чтобы она их кормила, поила, и гулять водила. Еще спать укладывала и поднимала вовремя». Иногда кратко указывалось на необходимую связь взрослой собаки и щенка простым утверждением: «Это же его мать!»Некоторые дети старшего дошкольного возраста имеют четкое представление не только о взаимосвязи взрослого животного и детеныша, но и о жизненном цикле развития. Это видно из следующих высказываний: «Он (щенок) сначала у мамы молоко сосет, а потом сам вырастет и родит щенят»; «Когда собака вырастет, от нее папа и мама уходят, и она сама родит детей». Чаще называются отдельные признаки поведения, отличающие взросло животное и детеныша. Но если обобщить разрозненные ответы. То можно составить собирательный образ детеныша животного, который может сложиться в их представлениях: он слабенький, беззащитный, не умеет передвигаться как взрослый, добывать пищу (его кормит мать), неопытный, игривый. Взрослое животное в представлениях дошкольников сильное, умеет быстро передвигаться, добывать пищу, заботится о детеныше (кормит, защищает от врагов, обучает). Исследователи Л.С. Игнаткина, Т.Н. Дружинина, Т.В. Христовская отмечают, что малыши 4го года жизни, а тем более дети старшего возраста связывают рост молодых животных с питанием: «Они растут, когда едят или когда их кормят». Причем, как показывает Л.С. Игнаткина, дети судят о росте животных по аналогии с собой (они едят и растут, значит, точно также происходит у животных). Однако не все дети знают, что млекопитающие выкармливают детенышей своим молоком. Т.Н. Дружинина задавала старшим дошкольникам вопрос: «Сможет ли новорожденный щенок прожить в лесу один?» Все дети отвечали правильно (не сможет), но причины называли различные. Большинство связывали это с отсутствием пищи, под которой, как выяснилось в дальнейшем, подразумевали лишь мясо и кости, а вовсе не материнское молоко. В числе других причин некоторые указывали на отсутствие воды, дома, тепла, матери, наличие врагов, а также на то, что щенку будет страшно и скучно. Причем каждый ребенок называл не одну, а несколько причин. Это подтверждает то, что дети способны рассматривать условия существования молодого животного как комплекс факторов, обеспечивающих его выживание. Именно такой подход имеет большое значение для правильного понимания взаимосвязи растущего организма и внешней среды. Следует отметить и то, что детям мало знакома средообразующая роль материнской особи, которая, особенно на первых порах, полностью обеспечивает детенышу безопасность, тепло, питание, уход.По данным Л.С. Игнаткиной, которая проводила исследование на 10 лет позже Т.Н. Дружининой, дети стали лучше понимать значение материнской особи. Это доказывает то, что часть малышей уже смогли назвать важнейшие функции родителей. Более трети детей средней и более половины старшей группы сказали, что взрослые животные необходимы детенышам для кормления, защиты, игры и обучения. Выявлено также, что детям мало известна роль людей, ухаживающих за молодняком. Обстоятельно и правильно смогли об этом рассказать лишь те из них, кто участвовал вместе с взрослыми в уходе за котятами, щенками, цыплятами, телятами. Следовательно, средообразующая роль человека в жизни домашних животных осознается дошкольниками, главным образом, через опыт собственного участия в выращивании молодняка. Что является проблематичным, так как не везде существуют необходимые для этого условия, и не везде их можно создать так, чтобы животное нормально росло и развивалось.Рост и развитие растений большинство дошкольников, как показывает Т.В. Христовская, также связывают с питанием, прежде всего с поливом: «Их поливают, и они растут». Другие условия, необходимые растению, дошкольники почти не называют. На вопрос, как узнать, что оно растет, многие старшие дошкольники говорят об увеличении его высоты. Отдельные дети указывают на появление новых органов: корешков, ростков, цветов. В исследованиях Т.В. Христовской формирование динамических представлений осуществлялось в процессе выращивания огурца в комнатных условиях. Дети двух старших групп сначала проращивали семена открытым способом, затем наблюдали за вегетативным ростом одного растения, его цветением и плодоношением. Уже на стадии прорастания семени детям экспериментальной группы дважды предлагалось высказать свои соображения о том, что с семенами будет дальше: изменятся они или нет; если изменятся то как. Первое предположение дошкольникам сделать было трудно: они высказывались поразному (изменится, не изменится, станет больше, вырастет листочек). Но второе предположение детей в значительной степени соответствовало наблюдаемым явлениям: все утверждали, что проросток изменится, а большинство указали на возможность количественных изменений –увеличение органов. Некоторые дети предположили появление цветка. В дальнейшем еще дважды детям предоставлялась возможность прогнозировать ход роста и развития растений. Из материалов видно, что опыта наблюдений и познания закономерности преобразования растения у дошкольников все точнее и детальнее проявлялось предвидение, касающееся главным образом количественных, а не качественных изменений. Аналогично высказываются дети и в тех случаях, когда речь идет о животных. Появлениеновых органов (гребешка и бородки –у петушка, рогов –у козленка и т.д.), по мнению детей, свидетельствует о росте животных.Важной стороной в понимании изменений живых существ является характеристика временного параметра их роста и развития. Известно, что представление о времени формируется у детей дошкольного возраста с трудом. Строго определенная временная протяженность биологических процессов осознается дошкольниками слабо, что отмечается всеми исследователями. В лучшем случае дети говорят,что превращение детеныша во взрослого происходит долго. Легче они могут приурочить к определенному времени появление молоди на свет (особенно у птиц), связывая это с наличием необходимых условий (тепла в весеннее время). Татьяна Николаевна Дружинина спрашивала у сельских ребят старшего дошкольного возраста, сколько времени курица насиживает яйцо, когда появляются цыплята. Дети, которые неоднократно были свидетелями этого процесса, отвечали вразнобой: курица насиживает яйцо день, три дня, месяц, долго,не знаю.В методике Т.В. Христовской содержалось следующее задание: дети должны были указать, сколько времени необходимо, чтобы из семечка выросло растение с огурцами. Для этого изготовили несколько специальных разномасштабных полосок: на одной равные деления обозначали часы, на другой –дни, на третьей –недели. Дошкольникам старшей и подготовительной к школе групп экспериментатор сначала пояснила, что изображено на полосках, и как ими пользоваться. Затем детям предлагалось поочередно передвигать карточкис изображением разных стадий роста и развития огурца вдоль выбранной полоски времени, определяя тем самым, сколько необходимо часов, дней или недель, чтобы выросло такое растение. По наблюдениям исследователя, многие дети старшей группы не понимали задания: они выбирали полоску –часы и манипулировали с ней. Как выяснилось в дальнейшем слово «часы» (понятие времени) у них ассоциировалось с известным им предметом –часы. Лучше с заданием справились дети подготовительной к школе группы, которые осознано, выбирали полоску –дни или полоску –недели, показывали на них, сколько пройдет времени, пока появятся листочки, цветочки, плоды. Исследователь отмечает, что, несмотря на большой разброс ответов, все же в ряде случаев стихийно сложившиеся представления детей о времени роста и развития конкретного однолетнего растения приближались к реальной оценке протяженности процесса. В целом проведенный исследователем Т.В. Христовской эксперимент, подтвердил: временной параметр закономерных изменений в природеосознается детьми дошкольного возраста с трудом и требует изыскания специальных приемов для целенаправленного обучения.Последняя цель эксперимента –установить характер стихийно складывающихся у дошкольников представлений о росте и развитии живых существ, степень их динамичности. Как дети представляют преобразование растений и животных по мере их роста: в виде скачкообразной смены отдельных состояний или в виде плавного постепенного процесса изменений? Выявлению этого в большей степени способствовал наглядный материал, который предъявлялся детям в заданиях. Все исследователи предлагали им разложить в необходимой последовательности картинки с изображением стадий развития отдельных животных и растений. В одном задании Татьяна Николаевна Дружинина, обследуя в индивидуальном эксперименте сельских детей, предлагала послушать им коротенькую историю: «У собаки Жучки родился щенок, его назвали Дружок. Художник нарисовал на картинках, как Дружок рос и становился взрослой собакой. Эти картинки художник подарил нам. Но вот беда! У нас было еще много картинок с изображением собак, и мы среди них теперь не можем найти Дружка. Помоги его отыскать. Найди все картинки, где нарисовано, как Дружок рос, и выложи их по порядку». Таким образом, дошкольники должны были решить две задачи: сначала –отделить картинки с изображением Дружка от картинок с изображением других собак, а затем выложить их в правильной последовательности (превращение щенка во взрослую собаку). Материалы показывают: дети старшей и подготовительной к школе групп легко справились с заданием. Отделение изображений Дружка от остальных собак не вызвало затруднений. При выкладывании последовательного ряда, состоящего из пяти стадий роста и развития собаки (новорожденный щенок, месячный, трехмесячный, шестимесячный, взрослая собака), затруднение вызвала только стадия подростка (шестимесячный щенок). Из 50 обследуемых детей эту стадию пропустили 10 детей 5летнего возраста и 3 ребенка 6летнего возраста. Сложнее оказалось задание с цыплятами: на 10 картинках был дважды представлен цикл развития –от яйца до взрослой курицы (промежуточные стадии –вылупившийся цыпленок, недельный и подросток). Дети подготовительной к школе группы задание (выложить два ряда –от яйца до взрослой курицы) выполнили значительно лучше, чем старшие. У нескольких детей затруднение вызвало определение стадии подростка (его путали с взрослой курицей) и выкладывание второго ряда. Из старшей группы только двое сумели правильно выполнить все задание. Наибольшие затруднения, так же как и у5летних ребят, возникли с определением цыпленкаподростка (12 детей) и выкладывание второго ряда. Однако некоторые допустили ошибки и на всех остальных стадиях. Схожие результаты получены Т.В. Христовской. В ее эксперименте дети старшего дошкольного возраста выкладывали последовательный ряд роста и развития травянистого растения (на примере мака). Отдельные дети старшей и подготовительной групп правильно выполняли задание, большинство путали промежуточные стадии или пропускали их. Таким образом, все это подтверждает сделанный ранее вывод о том, что дети хорошо ориентируются в начальной и конечной стадиях развития, но не представляют того, как одна стадия переходит в другую. Материалы различных проводимых исследований позволяют сделать вывод, что ознакомление детей с динамическими представлениями может оказать влияние на становление и развитие особых –единых –пространственновременных представлений, отражающих последовательные изменения объекта, происходящие в определенные временные промежутки. Необходимыми условиями формирования таких представлений являются систематическое наблюдение и синхронное отражение изменений наблюдаемого объекта в календаре –последовательно заполняемой графической модели, а также необходимо периодическое обсуждение результатов наблюдений, обобщение их, подведение итогов проделанной работы.Из этого следует сделать вывод, что представление о росте и развитии растений и животных, успешно складываются в условиях, когда дошкольники могут регулярно наблюдать за живыми существами. Легче организовать наблюдение за ростом и развитием растений. Исследователями установлено, что систематическое ознакомление детей с ростом и развитием растений можно проводить как в зимневесенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян или луковиц, создавая огород на окне, так и в летнее время, работая на грядках и клумбах детского сада (если к этому располагают условия).

Ссылки на источники1.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. –М., 2002.2.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада. –М., 2004.3.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. педагогических учебных заведений. –3е изд., перераб. –М.: Издательский центр «Академия», 2005. –224 с. 4.Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства: Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. –М., 2004.5.Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой (Природопользование в детском саду): Методическое пособие. –М., 2003.6.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. –М.: Издательский центр «Академия», 2002. –336 с.7.Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников: Книга для воспитателей детского сада. –М., 2004.8.Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду:Программа экологического воспитания дошкольников. –М., 2004.9.Поддьяков Н. Н. Проблема развития мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. –М.: Педагогика, 1985. –с. 1410.

Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. –М.: Педагогика, 1977. –с. 230

Chepurnaja Valentina Aleksandrovna, Municipal budgetary preschool educational institution "the Kindergarten of №28", the tutor

[email protected] child and development of ecological representations.The summary:Efficiency of ecological education of preschool children entirely depends on creation and correct use of the developing ecological environment, and also from regular work with children. The given theme is difficult in understanding for children, but rather interesting by that allows to study the period of growth and development of live beings to get acquainted with the nature and its inhabitants in more details. The special attention involves that the question on formation of dynamic representations is insufficiently investigated, and differs complexity of application of techniques in various conditions.Keywords:ecological representations, the senior preschool children, development of dynamic representations, researches in ecology.



Рассказать друзьям