Формирование образа я в дошкольном возрасте. Успехи современного естествознания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Психологи признают, что формирование собственного «образа Я» ребенка старшего дошкольного возраста преимущественным образом происходит под влиянием оценки значимых других. Богатство и своеобразие заложенных в личности ребенка реакций, способов деятельности, символических смыслов зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых она участвует.

М. Боришевский определял образ «Я» как «... обобщенный, глобальный механизм саморегуляции поведения на личностном уровне...», и отметил «его роли в обеспечении чувства самоидентичности, идентичности человека». А это «дает человеку возможность осознать необходимые границы между «Я» и «не-Я».

«Образ Я» включает в себя отношение к себе, самооценку, принятие себя и т.д. - совокупность всех представлений субъекта о себе, самоконцепцию.

Отечественная психология «образ Я» характеризует как когнитивный компонент «Я-концепции» - образ собственных качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.п., невозможно в изоляции от социальных миров других людей, и в первую очередь, от родителей. Расширение и обогащение «образа Я» в процессе психического развития тесно связано с рефлексией на собственные эмоциональные переживания и желания, с дифференциацией своих игровых фантазий и реальности, оценки, самооценки и тому подобное. Вербальный канал дает возможность ребенку разделить жизненные переживания. Взаимозависимость между личностью ребенка и другими по мере взросления становится все более вербальной. С появлением личных жизненных переживаний, недоступных другим, происходит осознание того, что внешние проявления идентичности, то, что доступно для наблюдения другими людьми, может существенно отличаться от того, что есть на самом деле .

В старшем дошкольном возрасте процесс формирования личностной идентичности проходит этап дифференциации в сознании ребенка двух планов его образа «Я»: «Я»-Реальные и «Я» идеальное; появляется способность к адекватной самооценке, в основе которой лежит оценка действий ребенка взрослым. К тому же процесс развития личностной идентичности происходит через процесс идентификации с родительской или материнской фигурами.

В пять-семь лет начинают осознаваться внешние детерминированные компоненты идентичности, и к семи-восьми лет можно говорить о наличии у ребенка относительно стабильной, дифференцированной структуры личностной идентичности. Стадии принятия роли другого, других, «обобщенного другого» - этапы преобразования организма и деятельностного «Я» в рефлексивное «Я». Внешний социальный контроль превращается в самоконтроль. Структура завершенного «Я» отражает единство и структуру социального процесса. К концу детства достигается определенная целостность, которая включает в себя все значимые идентификации. Поэтому именно дошкольный возраст еще до завершения формирования основных компонентов личностной идентичности, по нашему мнению, является сенситивным для переструктурирования и ресинтеза Эго, переориентации развития ребенка по линии зрелой, сильной и независимой личности .

Под личностной идентичностью детей старшего дошкольного возраста мы понимаем такой многокомпонентный конструкт, объединяющий:

  • - Репрезентацию «Я»-образ как результат идентификаций;
  • - Различные планы «Я»-образ: «Я» идеальное, «Я»-Реальные; «Я»-в-прошлом, «Я»-настоящее; «Я»-в-будущем физические, интеллектуальные, моральные личности;
  • - В старшем дошкольном возрасте развитие личностной идентичности приобретает форму репрезентации «Я-образа» как результат идентификаций, а также формы активной дифференциации компонентов идентичности: физического, интеллектуального, нравственного, деятельностного, временного и тому подобное. Поскольку развитие личностной идентичности у детей происходит на уровне как неосознанного субъективного переживания, так и осознается благодаря языковым средствам, то нами ставилась задача исследовать как языковые средства описания ребенком себя, так и неосознанные аспекты ее переживания .

Основная сложность выполнения задач нашего исследования заключалась в отсутствии соответствующих стандартизированных методик, которые позволили бы дифференцированно оценивать достигнутый уровень идентичности.

Мы считаем, что оптимальным в контексте нашего исследования является проективные методики, которые на сегодняшний день являются основными методами изучения личности детей дошкольного возраста в силу недостаточно развитой в этом возрасте рефлексии.

Автотранспорт и окружающая среда

Охрана окружающей среды на предприятии характеризуется комплексом принятых мер, которые направлены на предупреждение отрицательного воздействия человеческой деятельности предприятия на окружающую природу, что обеспечивает благоприятные и безопасные условия человеческой жизнедеятельности. Учитывая стремительное развитие научно-технического прогресса, перед человечеством встала сложная задача – охрана важнейших составляющих окружающей среды (земля, вода, воздух), подверженных сильнейшему загрязнению техногенными отходами и выбросами, что приводит к окислению почвы и воды, разрушению озонового слоя земли и климатическим изменениям. Промышленная политика всего мира привела к таким необратимым и существенным изменениям в окружающей среде, что этот вопрос (охрана окружающей среды на предприятии) стал общемировой проблемой и принудил государственные аппараты разработать долгосрочную экологическую политику по созданию внутригосударственного контроля за ПДВ.

“Вклад” автомобильного транспорта в атмосферу составляет 90% по окиси углерода и 70% по окиси азота. Автотранспорт добавляет в почву и воздух тяжелые металлы, другие вредные вещества,

В результате сжигания жидкого топлива в воздух ежегодно выбрасывается, по разным оценкам, от 180 тыс. до 260 тыс. т свинцовых частиц, что в 60-130 раз превосходит естественное поступление свинца в атмосферу при вулканических извержениях (2-3 тыс. т/год). В некоторых крупных американских, европейских и японских городах, переполненных автомобилями, содержание свинца в атмосфере уже достигло опасной для здоровья человека концентрации или приближается к ней. При вдыхании городского воздуха крупные свинцовые аэрозоли задерживаются в бронхах и носоглотке, а те, что имеют диаметр менее 1 мк (их примерно 70- 80%), попадают в легкие, а затем проникают в капилляры и, соединяясь с эритроцитами, отравляют кровь. Причем известно, что “свинцовый воздух” вреднее “свинцовой воды”. Признаки свинцового отравления - анемия, постоянные головные боли, мышечная боль - проявляются при содержании в крови свинца 80 мкг/100 мл. Это опасный рубеж, начало болезни.

Замена подвижного состава на автобусы работающие на метане сокращает вредные выбросы в 10 раз.


Введение…………………………………………………………………………3



Глава I. Теоретические аспекты развития образа «Я»………………….......5

1.1. Характеристика образа «Я».………………………………………..5

1.2. Характеристика старшего дошкольного возраста………………...9

1.3. Игра как средство развития у дошкольников представлений о себе…………………………………………………………………………….13

Глава II. Процесс формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………17

2.1. Диагностика сформированности образа Я у старших дошкольников………………………………………………………………..17

2.2. Анализ полученных данных………………………………………19

Заключение…………………………………………………………….……..25

Литература ………………………………………….……………………….26

Приложения…………………….……………………………………………28

ВВЕДЕНИЕ

Проблема изучения образа-Я старших дошкольников достаточно актуальна в настоящее время. По мнению большинства психологов с формирования представлений о себе начинается приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми.

В старшем дошкольном возрасте происходит базисное становление самооценки. Это уникальный по своей значимости период развития ребёнка, время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. В 6-7 лет ребёнок находится в преддверии новой социальной роли – роли школьника, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других. Поэтому важно определить, какие факторы и как они влияют на процесс формирования образа «Я» детей старшего дошкольного возраста.

В течение всего дошкольного возраста представления ребёнка о себе изменяются. К концу этого возраста у нормально развивающихся детей складываются первичные формы самосознания – знание и оценка ребёнком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний, что является новообразованием этого возраста. По словам Д.Б. Эльконина, ребёнок в дошкольном детстве проходит путь от выделения себя среди других к самосознанию, открытию своей внутренней жизни.

Современные материалы исследований показывают, что представления ребёнка о себе и его отношение к себе не являются врождёнными, а возникают в ходе общения. Формирование образа «Я» ребёнка зависит от той информации, которую ему предоставляют взрослые и сверстники.

Проблемой изучения формирования образа «Я» у старших дошкольников занимались такие психологи как Р.Бернс, А.Маслоу, З.Фрейд, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.В. Столин, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, М.И.Лисина, А.Н.Леонтьев.

Цель исследования: исследование образа «Я» у дошкольников.

Объект исследования: Образ старших дошкольников.

Предмет исследования: Я-образ.

Гипотеза исследования: Предположим Я-образ старших дошкольников имеет свои особенности.

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме и раскрытие особенностей развития личности дошкольника;

2. Исследование Я-образа;

3. Разработка системы занятий, направленных на формирование адекватного образа «Я».

Для диагностики сформированности образа «Я» у старших дошкольников был проведен эксперимент среди детей старшего дошкольного возраста на базе Дошкольной группы при МКОУСОШ п.Орлецы, расположенной по адресу: Кировская обл., Нагорский район, п.Орлецы, ул.Мира, 6.

Глава I. Теоретические аспекты развития образа «Я».

1.1. Характеристика образа «Я».

Изучение процесса формирования и развития образа-Я у детей старшего дошкольного возраста необходимо, так как сейчас появляются образовательные программы для дошкольников, в которых представлен материал по самопознанию. Однако методы, предлагаемые авторами для реализации задач самопознания, недостаточно учитывают возрастные особенности дошкольников, связанных с ориентацией ребёнка на себя. Отсюда возникают проблемы межличностного взаимодействия педагога и детей, что и обуславливает актуальность исследования. Так же актуальность обусловлена тем, что в силу своих возрастных особенностей, дошкольнику трудно объяснить своё эмоционально-психологическое состояние, и воспитатель не способен вести с ребёнком диалог по поводу его переживаний.

Я-образ – совокупность образов (чувственных ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим. Образ самого себя складывается у ребёнка в условиях взаимодействия его индивидуального опыта и опыта его общения с другими людьми.

В научной литературе понятие «образ Я» появилось в связи с необходимостью исследования психологических структур и процессов личности. Оно используется вместе с такими понятиями, как «самосознание», «Я-концепция», «самооценка», «Я» и неразрывно с ними связано. Основоположником изучения «образа Я» принято считать У. Джеймса. Глобальное личностное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее и Я-как-объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие вместе. По У. Джеймсу Я - как объект - это все то, что человек может назвать своим. Он выделяет три модальности:

1) физическую личность (включая материальные ценности),

2) социальную личность,

3) духовную личность.

Согласно позиции Д. И. Фельдштейна, в период дошкольного детства ребёнок делает два важных открытия: во-первых, открывает собственное «Я», свои сущностные характеристики и возможности, во-вторых, проявляет себя как субъект межличностных отношений.

В новейшем философском словаре можно найти такое толкование «Я»:

В словаре практического психолога даётся следующее определение:

«Я» (эго) – сфера личности, характерная внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности.

Итогом становления процесса самосознания ребёнка 6-7 лет является формирование у него образа «Я».

Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки.

Одни исследователи рассматривают «Я-концепцию» как механизм становления личности, её самореализации (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт), другие определяют её развитие в соответствии с возрастными этапами жизненного пути (Э. Эриксон), третьи как способ взаимодействия с внешним миром (Т. Шибутани).

Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:

1.Образ Я - представление индивида о самом себе.

2.Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3.Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

Понятие образ Я разделяется на три подструктуры:
- «Я - реальное», включающее в себя содержание наличных, существующих и осознанных ребёнком представлений о собственных качествах и способностях;
- «Я - потенциальное положительное», содержащее мысленный образ желаемого, «идеального себя» с набором положительных, одобряемых качеств, поступков, к которым ребёнок стремится. Данная подструктура у ребёнка 6-7 лет наполняется содержанием под активным влиянием взрослого, в совместной деятельности ребёнка с ним;
- «Я - потенциальное отрицательное» - включает в себя характеристики, которыми дошкольник не желает иметь.

К.Роджерс выделил «я» личности как особую область в поле опыта индивидуума, которая состоит из восприятия и оценки человеком своих собственных черт и качеств. Он первым определил понятие «я-концепция», подразумевая под ним совокупность всех представлений человека о себе.

«Я-концепция» - это система, и если изменить один её аспект, то может полностью измениться природа целого.

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности. Представления ребёнка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе.

Своеобразными признаками образа Я ребенка старшего дошкольного возраста являются: гибкость, чувствительность, тенденция к постоянному изменению, благодаря обогащению социального опыта ребенка, расширению сферы его познания мира, а также положительному самоотношению и адекватной самооценке.

Сформированность образа Я, к концу старшего дошкольного возраста, является первым и необходимым этапом в появлении предпосылок рефлексивного сознания.

Рефлексивное сознание – это определённый уровень развития сознания существа (индивидуума), достигшего способности постигать свой внутренний мир и строить картину своих состояний.

Собственная внутренняя позиция детей старшего дошкольного возраста по отношению к другим людям характеризуется осознанием собственного Я, своего поведения и интересом к миру взрослых.

По мнению К. Роджерса «Я»-реальное - это неустойчивая и постоянно меняющаяся сущность. Но когда его наблюдают в какой-то момент времени, оно кажется неизменным и предсказуемым. «Я» - это организованный и последовательный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования и преобразования по мере изменения ситуаций.

Я-образ-это вместе с тем и идеальное- «Я» субъекта – то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. Идеальное «Я» выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности. Выявляя характер и действенность этого ориентира, педагог получает возможность существенно влиять на воспитание.

Таким образом на основании работ М.В. Корепановой, Д.И. Фельдштейна, Е.О. Смирновой можно сделать вывод о том, что образ «Я» является механизмом, который обеспечивает целостное и гармоничное становление и развитие ребёнка старшего дошкольного возраста.

1.2. Характеристика старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. К этому периоду можно отнести возраст детей от 6 до 7 лет.

В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 6 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих.

Так же в старшем дошкольном возрасте активно развивается диалоговая речь. Дети все больше интересуются природой: животными, растениями, природными явлениями и т.д.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребёнка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других «взрослые» дела, потребность в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности и т.д.). Возникает новый(опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения, ребёнок усваивает определённую систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо».

Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. Старший дошкольник стремится узнать, как устроены предметы, для чего они предназначены, пытается установить взаимосвязи предметов и явлений, задаёт очень много вопросов о том, как устроен человек, о работе различных механизмов, о явлениях природы и т.п. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими. Детей привлекают головоломки, задачки, упражнения в которых надо думать. В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через рассвет сюжетно-ролевой игры, ребёнок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового произвольного уровня регуляции, основанного на сознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умения контролировать свои действия и оценивать их результат.

Ребёнок 6-7 лет может сравнить полученный результат с образцом и увидеть расхождения. Для маленького ребёнка важно «что» он делает, а для ребёнка старшего дошкольного возраста – «как» это надо делать и каким способом.

На седьмом году жизни ребёнок начинает осознавать своё место среди других людей, у него формируется социальная позиция и стремление к соответствующей его потребности новой социальной роли.

Ребёнок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и с взрослыми. К концу дошкольного возраста у ребёнка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. По мере развития ответственности у ребёнка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом как хорошее или плохое, если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы. В зависимости от развитости чувства ответственности до школы он будет относиться к своим новым обязанностям в школе.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции, представлений о себе. В старшем дошкольном возрасте происходит развитие самосознания. При этом, взрослый, организуя деятельность старшего дошкольника, помогает ребенку овладеть средствами осознавания и оценивания себя. Источником развития самосознания считается ведущая деятельность.

В этом период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно-ролевой игры, ребенок приходит к освоению более сложными видами деятельности, требующими нового (произвольного) уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои действия и оценивать их результат (труд и учение). Старшему дошкольнику уже доступно принятие учебной задачи, он понимает, что выполняет то или иное действие для того, чтобы научиться выполнять его правильно. Ребенок 6-7 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом, увидеть расхождения.

Большое значение для развития ребенка имеют продуктивные виды деятельности, такие как изобразительная деятельность и конструирование. Они требуют получения определенного продукта, способствуют развитию возможности анализировать объективные свойства действительности, создавать и реализовывать собственные замыслы. Эти деятельности также проходят сложный путь развития в дошкольном возрасте, а уровень такого развития является важнейшей характеристикой общего продвижения ребенка на каждом возрастном этапе.

Дошкольный возраст - это возраст, который характеризуется, прежде всего, развитием игры. Значение игры в становлении «Я»-образа раскрыто в работах Л.И. Божовича, С.Г. Якобсона, Т.Н. Дороновой, Н.В. Нижегородцевой и др. В детской психологии проанализированы самые разные виды игр: манипулятивная, режиссерская, сюжетно-ролевая, игра с правилами, дидактическая. Центральное место среди них занимает сюжетно-ролевая игра.

Игра - это один из видов деятельности, являющийся ведущим у детей дошкольного возраста. И. как деятельность в условных ситуациях направлена на познание и усвоение предметной и социальной действительности через воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. И обеспечивает, таким образом, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Особую роль в развитии дошкольника играют подвижные игры разной интенсивности, способствующие физическому развитию ребенка, совершенствованию его двигательной сферы.

На развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста влияют окружающие с помощью моральных норм. Взрослые, их отношения, поведение и поступки, являются образцом, с помощью которого дети усваивают эти нормы. Старшие дошкольники знакомятся с жизнью взрослых людей многими способами – слушая рассказы, сказки, наблюдая за их деятельностью. Образцом для них бывает поведение тех людей, которые вызывают любовь и одобрение у них и окружающих.

Ребёнок не только познает себя, но изучает и оценивает внешность других детей. Это очень важно, так как именно в сравнении себя с другими дети учатся более точно воспринимать себя и более адекватно относиться к себе. В дошкольном возрасте формируется самооценка, которая является показателем растущего самосознания ребёнка и его личности в целом. Прежде чем оценить себя, ребёнок должен увидеть какие-либо качества в других. Как правило, дети старшего дошкольного возраста сначала осознают те качества, которые чаще оцениваются окружающими.

В дошкольном возрасте у детей формируется положительный образ «Я» и, как правило, завышенная самооценка.

Позитивная установка ребёнка на самого себя в настоящем и будущем является хорошим условием для его дальнейшего развития.

1.3. Игра как средство развития у дошкольников представлений о себе.

Значительную роль в становлении представлений о себе у ребенка занимает игра. Так, по мнению А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, коллективная ролевая игра в дошкольном возрасте не только расширяет поведенческий репертуар ребенка и служит незаменимой школой общения, но и облегчает ему осознание собственных качеств и потенциальных возможностей.

Как известно, полностью личность ребенка дошкольного возраста открывается в процессе игры, и только игровой процесс является ведущей деятельностью, позволяющей ребенку прочувствовать разные социальные роли. Только в игре, ребенок понимает важность самого себя и его взаимодействия с окружающим миром. Начиная с трехлетнего возраста большую часть времени, ребенок проводит в дошкольном учреждении. Именно здесь в процессе игры он начинает полностью познавать других детей, других взрослых, ещё неизведанный окружающий мир и самого себя. На сегодняшний день, все программы дошкольных образовательных учреждений направлены на всестороннее развитие личности ребенка (включая разделы физического, музыкального, художественного, эстетическогого, экологического, нравственного воспитания и др.)

Главной характеристикой детской игры, как известно, является расхождение реальной и мнимой ситуации. В игре ребенок начинает действовать «не от вещи, а от мысли», не в реальной, а в мыслимой, воображаемой ситуации. Предметы наделяются новыми, совершенно не свойственными им именами и функциями, сами дети меняют свои имена и принимают новые роли. Благодаря этим качествам игры в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание и пр. Главное преимущество игровой деятельности заключается в том, что она имеет ближайшее отношение к потребностно-мотивационной сфере ребенка. Как отмечает Д.Б. Эльконин, в ней происходит «первичная, эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношение взрослых и потребность быть «взрослым».

Д.Б. Эльконин, вслед за Л.С. Выготским, неоднократно подчеркивал, что в игре возникает новая форма желания. Ребенок учится желать, соотнося свое желание с идеей, с фиктивным «Я» (т. е. с другим, воплощенным в роли). Если в предметной игре ребенка раннего возраста (как и в случае неразвитой игры дошкольника) главное – обладание предметом и действия с ним, то в ролевой игре аффект переносится с предмета на человека, стоящего до этого за вещью. Благодаря этому взрослый и его действия начитают выступать перед ребенком как образец. Ребенок хочетдействовать как взрослый. Именно под влиянием этого очень общего желания сначала при помощи и подсказке взрослых или старших детей он начинает действовать как будто бы он взрослый. При этом сначала происходит чисто эмоциональное понимание действий другого человека как осуществляющего что-то важное и значимое для других и, следовательно, вызывающего их определенное отношение.

Есть еще один важнейший момент, заключающийся в том, что в игре ребенок осознает свое «Я». По словам Л. С. Выготского, «ребенок учится в игре своему Я».

Как было сказано ранее, игра – это один из видов деятельности, который является ведущим у дошкольников. Именно в игре формируется детское общество, перестраиваются некоторые психические процессы. Игровая деятельность благотворно влияет на развитие памяти, мышления, воображения. В игре происходит проникновение ребёнка в мир взрослых.

Кроме сюжетно-ролевых игр у детей интенсивно развиваются и другие формы игры - режиссерские, игры-фантазии, игры с правилами.

В игре пробуются различные модели поведения, которые применяются затем в реальных ситуациях, что является началом индивидуального опыта дошкольника. Знания, приобретённые ребёнком в индивидуальном опыте, отличаются большой конкретностью. Поэтому представления дошкольника, основанные на таких знаниях, имеют менее выраженную эмоциональную окраску, чем представления, сформированные посредством общения с другими людьми.

Таким образом, формирование образа «Я» и развитие представлений о себе является основой осознания ребёнком себя в этом мире, выделения своей уникальности и связи с другими людьми. Искажение представлений о себе, своих возможностях приводит к трудностям психического и эмоционального развития дошкольников. Поэтому важно в возрасте 6 -7 лет, когда закладываются основы будущей личности, научить ребёнка любить и принимать себя таким, какой есть.

Глава II. Процесс формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Диагностика сформированности образа–Я у старших дошкольников.

Целью нашего эксперимента является исследование образа «Я» у дошкольников.

Объектом исследования является образ старших дошкольников.

Предметом исследования является Я-образ.

Нами выдвинута гипотеза: предположим Я-образ старших дошкольников имеет свои особенности.

Задачи исследования:

1. Исследование Я-образа;

2. Разработка системы занятий, направленных на формирование адекватного образа «Я».

Для определения сформированности образа – Я у детей старшего дошкольного возраста был проведён эксперимент среди детей старшего дошкольного возраста на базе «Дошкольной группы» при МКОУСОШ п.Орлецы, расположенной по адресу: Кировская обл., Нагорский район, п. Орлецы, ул. Мира, 6.

В исследовании приняли участие 6 воспитанников старшей группы, из них: 3 детей – 6 лет, 3 детей – 6,5 лет, 3 мальчика и 3 девочки. Все дети из семей со сходным социокультурным уровнем.

В эксперименте использовались следующие методики:

1.Методика "Изучение уровня самосознания" (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

Подготовка исследования. Подобрать вопросы для внеситуативно-личностной беседы с детьми о желаниях и предпочтениях.

1.Что ты любишь больше всего на свете?
2. Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все?
3. Какое твоё любимое занятие?
4. Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь).
5. Тебе все нравится в детском саду? Что бы хотелось изменить?
6. Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. Что ты хочешь попросить?

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6-7 лет. Взрослый задает вопросы, конкретизирует или изменяет их, чтобы ребенку было легче ответить.

Обработка данных. Результаты беседы о желаниях и предпочтениях детей оформляют в таблицу.(Приложение А)

2.Методика «Изучение наличия представлений о себе»(Панасенко К. Е., Коптева О.Д).

Подготовка исследования: объектами внимания при изучении данного критерия являлись детские рисунки: автопортрет, моя семья, мой мир; беседа с детьми: «Расскажи, какой ты».

Проведение исследования. При изучении наличия представлений о себе детям дается серия заданий по описанию самих себя. Ребенку предлагают рассказать по фотографиям и собственным рисункам о себе. Затем, задают вопросы, используя рисунки: «Чем ты похож и чем отличаешься от остальных?».

Обработка данных. Полученные результаты фиксируются в таблице (Приложение Б).

Данная методика позволяет определить наличие сформированности представлений о себе.

3.Методика исследования самооценки «Лесенка» (В.Г. Щур.)

Подготовка исследования. Рисуем на листе бумаги лестницу из 7 ступенек (приложение В).

Проведение исследования: Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступеньке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка. А на какую тебя поставят мама, учитель?».

Обработка и анализ результатов:

Обращается внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (а тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессии, асоциальности. Данные заносятся в таблицу (Приложение Г).

2.2. Анализ полученных данных.

При проведении методики изучения уровня самосознания «О желаниях и предпочтениях» результаты группы показали, что некоторые вопросы вызвали затруднения у детей: 83% не справились со вторым вопросом, они отвечали «не знаю»; так же возникли сложности при ответе на шестой вопрос, это 33%. 67% ответили, что не любят когда их ругают, так же 67 % сказали, что им нравится в детском саду и они не хотели бы там ничего менять. Большинство опрошенных детей ответили, что им всё нравится в детском саду, а с тем, что их не устраивает, они стремятся справиться самостоятельно. Если у ребенка возраста 6-7 лет нет друзей, нет взаимопонимания со стороны сверстников, тогда любые игровые приемы и даже непринужденное общение со взрослым малоэффективны. Всем детям нужны друзья. Или хотя бы ощущение, что ты кому-то из сверстников интересен.

Рис.1. Анализ методики «О желаниях и предпочтениях».

При проведении методики направленной на изучение наличия представлений о себе были получены следующие результаты: 50% дошкольников подробно рассказывают по собственным фотографиям о себе, правильно описывают себя; 50% дошкольников не совсем подробно, четко, могут рассказать по фотографиям о себе, они частично, не всегда правильно описывают себя. Это говорит о том, что у детей в старшем дошкольном возрасте не всегда имеются полные представления о себе. Образ-Я сформирован не полностью. Они могут описать свою внешность, но описание своего эмоционального состояния вызывает затруднение.

Рис.2. Анализ методики «Изучение наличия представлений о себе».

При проведении методики «Лесенка» направленной на изучение самооценки ребенка, были получены следующие результаты: дошкольники оценивают себя 75% – самый лучший, 25% – хороший, 0% –плохой. На вопрос: «на какую ступеньку тебя поставила бы воспитательница?», дети ответили следующим образом 50%- на 7 ступеньку, 50%- на 6 ступеньку.

Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что практически у всех детей, опрошенных нами, достаточно высокая самооценка. Позитивным признаком считается, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» или даже «самые лучшие». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт.

Рис.3. Анализ методики «Лесенка», отражающий то, как дети сами себя оценивают.

Рис.4. Анализ методики «Лесенка», отражающий то, как, по мнению детей, их оценивает воспитатель.

Исходя из данных, полученных в ходе проведения эксперимента, можно сделать следующие выводы:

· мы оценили уровень сформированности наличия представлений о себе и самооценки у детей старшего дошкольного возраста – результаты не оказались высокими, большинство детей имеют средний уровень сформированности Я-образа;

· половина опрошенных детей не в полной мере могут рассказать о себе по фотографии, это свидетельствует о том, что представления об образе-Я сформированы не до конца.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости работы по формированию наличия представлений о себе.

Как развивать самосознание ребенка, формировать правильное представление о себе и способность адекватно оценивать себя, свои поступки и действия?

1.Оптимизация родительско-детских отношений: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем - требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

2. Оптимизация отношений ребенка со сверстниками: необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников.

3. Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка: чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.

4. Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги всему вышесказанному, хочется в очередной раз подчеркнуть всю значимость дошкольного детства как периода, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека. Особую роль в данный период приобретает формирование образа-Я.

Приобщение ребёнка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования представлений о себе. Проблема самосознания одна из самых сложных в психологии. Оно формируется в основном под влиянием двух главных факторов: собственной практической деятельности ребёнка и его взаимоотношений с другими людьми.

Как было показано в нашей работе, в дошкольном возрасте дети проявляют интерес к себе - своему телу, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребёнка с людьми и на развитие всех видов детской деятельности.

На протяжении всего дошкольного возраста представления ребёнка о себе существенно меняются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение. Становление личности ребёнка происходит успешно при условии активности самого ребёнка, когда он включён в процесс собственного «социального строительства».

Таким образом, развитие представлений о себе является важной основой осознания ребёнком себя в этом мире, выделения своей ценности, уникальности и связи с другими людьми. Включение ребёнка в специально организованный процесс общения с близкими взрослыми и сверстниками создаёт условия для развития представлений о себе. А искажение представлений о себе, своих возможностях, о других людях и о мире приводит к трудностям психоэмоционального развития. Недостатки, отклонения, деформации в развитии самосознания проявляются в противоречивости личности, неустойчивости психических свойств, качеств, состояний, которые затрудняют социализацию и индивидуализацию личности.

Литература:

1. Андреева И.В. Педагогика и психология. – Санкт-Петербург, 2003.

2. Бернс.Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

3. Волков Б.С. Возрастная психология. Кн.1. – М., 2005.

4. Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы. – М., 2002.

5. Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г.

6. Корепанова М. В. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника. – Волгоград: 2001.

7. Корнилова А.А. Исследование составляющих "Образа Я" современного студента-бакалавра // Психология, социология и педагогика. 2012. № 5.

8. Крайг Г. Психология развития. – Санкт-Петербург, 2002.

9. Лаврентьева М. В. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста.

10. Малютина Е. В. Обзор программ позволяющих сформировать Образ Я ребенка дошкольного возраста в социуме [Текст] / Е. В. Малютина // Молодой ученый. - 2011. - №10. Т.2.

11. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. -- М.: Институт практической психологии, 1998.

12. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психологическая готовность ребенка к школе. – М., 2002.

13. Новейший философский словарь.

14. Общая психология: Учебник для вузов / под ред. А.Г.Маклакова. – СПб.: Питер, 2008.

15. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 2006.

16. Психология самосознания: Хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «Бахарах-М», 2003.

17. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010

18. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / Пер. с англ.М.: Издат. Группа "Прогресс", 1994

19. Урунтаева ГА. Дошкольная психология.- М.: «Академия», 1998.

20. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. --М.: Московский психо-лого-социальный институт, 1997.

21. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д.,изд-во "Феникс", 1998

22. Эриксон Э. Детство и общество. С-Пб., Ленато, ACT, Фонд "Университетская книга", 1996

23. Якобсон С. Г., Фещенко Т. И. Формирование Я-потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников // Вопросы психологии. - 1997. - № 3.

Участники Настя Оля Дима Вероника Артём Саша
Возраст 6 лет 6 лет 6 лет 6,5 лет 6,5 лет 6,5 лет
1 вопрос гулять Танцевать Играть, гулять Играть с друзьями Играть на компьютере Смотреть мультики
2 вопрос Не знаю Не знаю Не знаю Не знаю Купил бы много конфет Не знаю
3 вопрос Играть на телефоне гулять Играть на компьютере рисовать рисовать Кататься на велосипеде
4 вопрос Когда ругают Манную кашу с комочками Когда идет дождь Когда ругают Когда ругают Когда не разрешают долго смотреть мультики
5 вопрос Нет, убрать тихий час Нет, убрать тихий час да да да да
6 вопрос Большой замок для кукол Котёнка Скоростной велосипед Съездить в Казань, в аквапарк. Большую игрушечную машину Покататься на лошади

Приложение А.

Таблица 1. Методика "Изучение уровня самосознания" (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

Приложение Б.

Таблица 2. Методика «Изучение наличия представлений о себе» (Панасенко К. Е., Коптева О.Д).

Участник Возраст Описание себя по фото
Настя 6 лет Я стою в комнате, сзади зеленый цветок. На мне красное платье, на голове 2 розовых банта. У меня зеленые глаза. Мне здесь 5 лет, лицо у меня серьёзное, я не хотела фотографироваться. Фотографировал меня дядя Саша. Я маленького роста, на ногах красные туфельки.
Оля 6 лет Это я на концерте, танцую танец кошечки. На мне костюм кошки, ушки и хвост. Я улыбаюсь, мне нравится танцевать.
Дима 6 лет Я здесь у бабушки, смотрю мультики. На мне спортивный костюм. Рядом сидит кот Тишка. Мне здесь 6 лет.
Вероника 6,5 лет Меня фотографировала тётя Таня, я улыбаюсь. Волосы заплетены в хвостики, я очень довольная, потому что дали новую игрушку-вертолётик. Мне здесь 5 лет. На мне красивое платье в горошек, и синие колготки.
Артём 6,5 лет Я среди своих друзей. На мне клетчатая рубашка и джинсы. Мне здесь 6 лет. На фото я серьёзный. У меня много веснушек, зелёные глаза и неровная чёлка. Я здесь выше остальных. Мы стоим у детского садика.
Саша 6,5 лет Мне здесь 6 лет. Я сижу у папы в машине. На мне синяя футболка с машиной. Я улыбаюсь, потому что у меня хорошее настроение.

Приложение В.

Приложение Г.

Таблица 3. Методика исследования самооценки «Лесенка» (В.Г. Щур).

"Тайны моего имени". Формирование позитивного образа "я" у детей- дошкольников Цель: Помощь детям в самоосознании и самопринятии своего имени. Активизация творческого потенциала.

Задачи:

    Создание условий для вхождения в воображаемую ситуацию.

    Развитие способности детей к построению ассоциативных аналогий между собственными сенсорными ощущениями (тактильными, звуковыми, слуховыми, вкусовыми, обонятельными) и звуковыми, пластическими, графическими образами.

    Помощь ребенку в познании и принятии собственного имени.

    Формирование творческого компонента деятельности посредством приёмов: моделирование, чувствование, “футуризм”, десенсибилизация и др.

    Активизация у детей творческой мотивации с позиции “я – художник”, “я – танцор”, “я – фантазёр”.

    Воспитание дружелюбия по отношению к окружающим.

Форма проведения : занятие-исследование.

Вид занятия: ТСИ – творческая сюжетная игра.

Технологии, используемые в занятии: личностно-ориентированное взаимодействие, игротерапия, арт-терапия, драматическая психоэлевация.

Материал и оборудование: микроскопы, пробирки с запахами, разнообразный материал “наощупь”, мольберты, материал для рисования, моделирования, туфли, ботинки взрослого, цветные платки, видеомагнитофон, теневой и кукольный театр.

Предварительная работа:

    беседа об именах, происхождении имени;

    стихотворение “Наши имена” В. Боков, фотографии семьи.

I. Приветствие

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, земля!

Здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуй, я!

II. Основная часть

Игровая творческая мотивация : Звонок по мобильному телефону от Феи страны Вообразили.

1) Дети в кругу.

Я рада вас видеть. Чем бы вы хотели сегодня заняться?

(путешествовать, фантазировать)

(Вдруг с шумом открывается дверь, шум урагана и стихло)

Ой, что это было? Даже немного страшно стало. А вам? Покажите, как испугались (мимическая зарядка)

Наверное, это был ураган.

(Звонок по мобильному телефону)

Извините дети и взрослые. Мне звонок

(имитация разговора по телефону)

Дети, я вынуждена вам сообщить неприятность. Звонила Фея страны Вообразилии – это был вовсе не ураган, а мимо пролетал Змей Горыныч. Он похитил наши имена.

Что же делать? Мне кажется, что я уже не помню своего имени. А вы?

А вы уверены, что это ваше имя?

Почему же Змей-Горыныч похитил имена?

Может он хочет проверить:

    подходит ли нам наше имя

    любим ли мы его

    дорожим ли им

    знаем ли мы все тайны имени.

Кто желает спасти своё имя? Фея страны Вообразили сказала, что можно спасти своё имя, если всё о нём узнать, полюбить его.

Отправляемся в страну Вообразилию для исследования своего имени?

2) “Дорога в Вообразилию” (приём”заземления”, “здесь и сейчас”)

    по узкой дорожке;

    по хвоинкам, листьям;

    по шишкам;

    по прохладному ручейку;

    по горячему песку;

    по прохладной нежной траве;

    ползём в гору (тяжело);

    на горе – отдых.

3) “Вид с горы” (приём на воссоздающее воображение – “На кого похожа тень?” - узнать имя сказочного героя)

Главный вопрос: Зачем человеку имя?

4) Сказочная лаборатория.

Цель: развитие чувственного опыта детей, объяснение термина “лаборатория”

Мы превращаемся в учёных и обследуем своё имя

    под микроскопом (из чего состоит? Не заболело ли?)

    какой у него запах (предварительно запахи мёда, лимона, хвои)
    (ароматерапия)

    какой вкус? (представляют, что откусили малюсенький кусочек)

    на ощупь (лежат различные материалы)

    какой звук подходит (выбрать муз.инструменты)

    какого цвета? (разукрасить: ср.в. – своё имя; ст.в. – выложить из букв;

    подг.в. – написать)

Вывод: Кому понравилось своё имя? Почему?

5) “Мастерская художника”

Цель: развитие творческого воображения

Задание: приёмы арттерапии:

    создать художественный образ своего имени (предоставить детям: фломастеры, карандаши, цветные шнурки, детали из танграма, детали из художественного конструирования и фланелеграф, краски для рисования пальцами).

6) “Окно в будущее” (приём прохлопывания своего имени)

    приём “футурум”

Что за интересное окно? Заглянем.

В нём взрослые.

Прохлопаем имя (Ма-ша, Са-ша …)

А теперь моё (Лю-бовь И-ва-нов-на)

У меня самое длинное. Почему? (имя, отчество)

А как вас будут звать, когда вырастите. Кто знает своё отчество? (по отцу)

Представили, что вы выросли (даю обувь взрослого: туфли, ботинки)

Пройдите, как по подиуму. Почувствуйте: нравится ли вам ваше будущее имя: (…. Идёт Александра …..) (узнать у детей отчество)

(связь имени в будущем с делами)

Кем вы хотите стать, когда вырастите?

Вывод : Всем понравилось будущее имя. Я желаю вам вырасти замечательными взрослыми людьми.

7) “Полянка ласки и нежности”

Цель: погружение во внутренний мир эмоций,

релаксация, воспитание нежности.

Какая замечательная полянка. Зовёт отдохнуть.

Приём “Ласковое имя” - как вас ласково называет мама

Приём “Обволакивание” - цветные платочки – завернуться ими, как будто мама обняла – закрыты глаза, мама шепчет ласковое имя.

Откройте глаза, скажите, как вас мама ласково назвала?

8) Танец своего имени

Цель: упражнять в импровизации (приём импровизации)

(по видео – картины природы, бабочки, стрекозы, вода …)

Так приятно, нежность прямо заливает сердце и хочется летать, танцевать.

Придумаем танец для своего имени.

(импровизация)

9) “Ссора”

Цель: воспитание дружелюбия, бесконфликтного общения

(приём инсценирование: кукольный театр)

Почему произошла драка?

(самая первая ошибка: грубое имя “Танька”, “Ванька”)

Как исправим ситуацию? (снова инсценирование: исправление ошибки)

10) “Змей Горыныч” (теневой театр)

(приём десенсибилизации)

Теперь самый главный момент нашего исследования: нужно спасти своё имя, выручить его от Змея Горыныча, вспомнить всё, что узнали сегодня об имени, почувствовали: нравится ли оно вам, любите ли его.

Объясните Змею Горынычу: почему он вам его должен отдать.

(предложить несколько вариантов):

1 – тем, кто боится – топнуть смело ногой и потребовать;

2 – вежливо попросить;

3 – доказать, что любите своё имя;

Змей Горыныч “отдаёт” визитки с именами.

(все хлопают, радуются)

Рефлексия :

Кто хочет навсегда остаться со своим именем, кто его навсегда полюбил – приколоть визитки.

Кто отказывается от него, кому не нравится своё имя – не берите.

Вывод: Я рада, что вы полюбили своё имя, много теперь о нём знаете.

Желаю им дорожить всю жизнь и украшать его красивыми делами

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе». Р. Берне


Что такое «Я- концепция» ребенка? Как сформировать ее у дошкольника? Какими приемами должен обладать педагог? Эти и другие вопросы задают себе многие.
«Я – концепция» – это образ Я, который включает в себя всю совокупность представлений ребенка о себе, о своих мыслях, способах взаимодействия с детьми и взрослыми. Необходимо добавить, что наряду с «Я - концепцией» всегда выделяют и самооценку, важнейшую характеристику самосознания человека. Самооценка ребенка – это его суждение о собственной ценности, в ней отражается чувство самоуважения и принятия самого себя. «Я – концепция» ребенка имеет особую структуру, она пластична и податлива. Именно поэтому влияние родителей и педагогов на формирующуюся самооценку столь сильно.
Кроме того, взрослые должны всегда помнить, что однажды сложившиеся «Я –концепция» у ребенка и его самооценка склонны к «самоподдержанию». Поэтому образ Я и самооценка, заложенные в детстве, оказываются довольно устойчивыми и в последующие годы жизни человека. К примеру, маленький ребенок с низкой самооценкой будет весьма озабочен своим успехами в кругу детей, будет бояться достигать хороших результатов. А сформированная положительная самооценка будет помогать настроиться на хороший результат. Положительная «Я -концепция» (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) , в ней возникает ситуация ожидания успеха. Не стоит забывать, что у ребенка может сформироваться и отрицательная «Я -концепция» (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону. Дети с отрицательной концепцией склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они в дальнейшем плохо приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением.
Для того, чтобы у наших детей в дошкольном возрасте сформировалась положительная «Я – концепция» педагогам и родителям необходимо учиться видеть в каждом ребенке прежде всего уникальную личность, уважать ее, понимать, верить в нее. Все дети талантливы по – своему! Использовать в общении различные приемы создания успеха. Стараться создавать ребенку личные ситуации успеха с помощью похвалы, поддержки, одобрения. Похвала тогда ценится, когда ее трудно заслужить. Так подсказывает здравый житейский смысл. Ребенок начинает понимать, что он заслужил похвалу от взрослого, будет стремиться и доказывать, что «Я – молодец». В компетенции взрослых предоставить ребенку такие условия, при которых он, выполняя задание, неожиданно для себя приходит к выводу, который раскроет для него ранее неизвестные возможности. Радость открытия для ребенка наиболее ценна и подарить ее в наших силах.



Рассказать друзьям