Формы и причины дислексии. Дислексия у младших школьников: виды, признаки, коррекционные упражнения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Актуальность данной темы заключается в том, что у многих учащихся начальных классов наблюдаются проблемы в овладении процессов чтения, развитию словаря и грамматического строя речи. Многие учёные указывают на огромную роль чтения в формировании человека, как саморазвивающей личности. Известный психолог Б.Г. Ананьев писал, что дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредством чтения и письма. Своевременное устранение чтения предупреждает возникновение нарушений письма.

Чтение - это сложный психофизиологический процесс. Оно осуществляется в результате совестной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов. Выделяется две стороны процесса чтения: первая техническая, это восприятие буквенных знаков, соотнесение зрительного образа, вторая - понимание прочитанного. Становление технической стороны идёт поэтапно: от послогового к чтению целыми словами, затем к словосочетанием и предложением. Постоянная тренировка превращает техническую сторону в автоматизированный процесс.

Что такое дислексия?

Внимательный логопед при качественном обследовании ребенка в детском саду должен заподозрить возможные трудности с формированием процесса чтения. Однако чаще всего диагноз «дислексия» родители слышат впервые, когда у первоклассника возникают проблемы с обучением грамоте.

Дислексия - это специфическое нарушение процесса обучения чтению при сохранении общей способности к обучению. Проявляется дислексия в стойкой неспособности ребенка овладеть слогослиянием, чтением словами и, как следствие, непониманием прочитанного. Дети, страдающие дислексией, при чтении искажают слова, «глотая» целые слоги, меняя буквы местами, пропуская звуки или, наоборот, добавляя ненужные.

Следует понимать что дислексия не относится к нарушениям чтения и письма, появляющимся вследствие отсталости в умственном развитии, отклонений в развитии органов слуха и зрения. Это частичная неспособность к освоению навыков чтения, связанная с нарушениями или недоразвитием определённых участков коры головного мозга.

Дислексия - это наиболее распространенное расстройство, встречающееся у детей, которое остается на всю жизнь. Степень тяжести заболевания может быть от легкой до тяжелой. Чем раньше начинается коррекция данного расстройства, тем лучше результаты.

Характеристика детей с дислексией.

Дети, страдающие дислексией, испытывают трудности при чтении, им тяжело в процессе обучения. Причиной такого расстройства является нарушение некоторых функций в головном мозге ребенка, таких как передача картинки как визуального образа, на то, что человек слышит и понимает. Это не последствие нарушения зрения или слуха, также не в результате слабоумия или недостатка ума.

В первые годы обучения ребенка, может остаться незамеченной. Ребенок боится трудности научиться читать, также могут возникать другие проблемы, связанные с этим заболеванием. У ребенка могут появиться первые признаки депрессии и низкой самооценки. Часто можно наблюдать, что ребенок, как в школе, так и дома, ведет себя неадекватно. Если не лечить данное заболевание, то проблемы в школе у ребенка еще больше усугубятся.

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:

  • Замены и смешение графически сходных букв (И - Ш, Б - Д, Х-Ж, П-Н, З-В), фонетически близких звуков(звонких - глухих, твёрдых - мягких)
  • Побуквенноечтение, нарушение слияния звуков в слоги и слова.
  • Искажения звуко-слоговой структуры слова (пропуск слогов или буквы, перестановки, добавления, усечение слов).
  • Аграмматизы при чтении (пропускслов, предложений, абзацев; нарушения падежных окончаниях, нарушения соглосования и управления слов).
  • Нарушения понимания смысла прочитанного.

Причины дислексии.

  • Нейробиологические причины связаны с недоразвитием или поражением головного мозга в разные периоды развития ребенка (период беременности, родов и после родовой период). В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе чтения.
  • Наследственность как выяснилось, дислексия является синдромом с наследственной обусловленностью. Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70%. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии.
  • Социально-психологическиепричины. К таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность.

Чем грозит ребенку дислексия?

Ребенок с дислексией, часто становится объектом насмешек одноклассников, а также объектом недовольства учителей. В школе такой ребенок чувствует себя неуютно, испытывает трудности в общении со сверстниками и педагогами, начинает комплексовать.

Если не попытаться исправить ситуацию, то с возрастом ребенка ждут еще большие трудности и проблемы, среди которых: дезориентация в пространстве; дезорганизация; нарушения коордианации; трудности восприятия и усвоения информации.

Виды дислексии.

1. Фонематическая дислексия - этот вид нарушения чтения наиболее распространен у младших школьников. Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема отличается от другой множеством смыслоразличительных признаков (например, твердость - мягкость; звонкость - глухость; способ и место образования и т.д.) Изменение одной из фонем в слове (косы - козы; дом - том - ком) или изменение последовательности (липа - пила) приводит к изменению смысла.
Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).
Отмечается также: побуквенное чтение; звукослоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)

2. Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).

3. Аграмматическаядислексия. Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи.

При этой форме дислексии наблюдается:

  • изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»);
  • неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»);
  • изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.

4. Оптическая дислексия. Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).

5. Мнестическаядислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Коррекция дислексии

Дислексия является нейробиологической особенностью человека и можно лишь помочь ребенку справиться с трудностями, возникающими при дислексии, но не избавить его от дислексии навсегда.

Коррекция дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития. Профилактика - еще более эффективная мера, позволяющая предупредить эти расстройства.

Большинству детей невозможно поставить диагноз до 8-9 лет. Если бы была возможность диагностировать данное заболевание на более раннем этапе - им могла бы быть предоставлена дополнительная помощь еще до того как дети начнут испытывать трудности в учебе. Необходимо проводить ранние тренировки с фонемами, которые помогают дислексикам лучше читать. Это специфический тип языковой подготовки направленный на звуковую структуру слова, а не просто на общие навыки чтения. Существует программное обеспечение позволяющее замедлять или растягивать звучание слов, помогая детям практиковаться раскладывать слова на фонемы.

Кроме того, у дислексиков могут возникнуть проблемы с длинными или новыми словами. Им трудно освоить механическое запоминание так как им нужны контекстные ключи для того чтобы понять значение слова.Дети страдающие дислексией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как трудности в чтении не могут быть преодолены обычными школьными методами.

Предлагаем задания и игры, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

1. Составление слова из начальных букв.

Выложите перед ребенком картинки, начальные буквы которых вместе составят слово. Можно использовать игрушки или любые другие предметы. Попробуйте предложить обратный вариант: малыш аналогичным образом «заколдует» слово, а вы его прочитаете.

2. Слова потерялись.

«В комнате спрятались слова, которые начинаются на звук Р. Давай их искать». Далее усложняйте задание и предложите найти предметы, которые заканчиваются на определенный звук.

3. Письмо по памяти.

4. Почини слово.

Предложите ребенку составить слово из набора слогов. В самом начале обучения, если возникают трудности, покажите картинку-подсказку.

5. Слова на липучке.

«Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться».
МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКАСЛОВОКАРТИНКА

Впоследствии усложните задачу и предложите разделить предложение на слова.
ЯИДУГУЛЯТЬ.МНЕКУПИЛИКРАСИВУЮКУКЛУ.ЕЕЗОВУТНАТАША.

6. Игра в слова.

Мы все играли «в города». Просто придумывайте цепочку из слов, которые заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама - альбом - мел - луна - аквариум.

7. Найди слово.

Напечатайте на листке ряды букв, среди которых ребенок должен найти определенное слово. Например, «сосиска». Можете для начала облегчить задание и положить перед своим учеником карточку с потерявшимся словом.

8. Кулинарная азбука.

Дайте ребенку задание выложить «макаронные» схемы - количество макаронин должно соответствовать количеству звуков в слове. Здорово, если вы вместе придумаете свою именную систему обозначений звуков. Например, макароны обозначают гласные, фасоль - твердые согласные, а горох - мягкие. Получится необычная «продовольственная» пиктограмма.

9. Пишем, лепим, вырезаем.

Ищите вместе с ребенком предметы, напоминающие непослушные буквы, пишите их на манке, на запотевшем стекле, выкладывайте, сравнивайте графемы и старайтесь найти ярко выраженные отличия. Лепите, вырезайте, выкладывайте из бисера, фасоли, макарон Вариантов множество, было бы желание.

10. Узнай букву по описанию.

«Внимание! Пропала буква, особые приметы - две длинные ровные палочки, между ними по серединке короткая. Объявляется срочный розыск». Пусть ребенок попробует вам загадать загадку и своими словами опишет букву.

11. Письмо на спине.

Малыш не только будет совершенствоваться в чтении, но и получит неплохой расслабляющий массаж, когда мама на его спине будет чертить буквы, слоги и слова.

12. Допиши букву.

Суть задания ясна из названия. Самостоятельно изготовьте карточки с недописанными буквами, пропустите отдельные элементы. Задача ребенка - восстановить неполноценную графему. Упражнение направлено на развитие зрительного внимания и воображения, а также на дифференциацию смешиваемых букв.

13. Назови ласково.

Стул - стульчик, стол - столик, дерево - деревце и пр.

16. Непослушные слова.

«Слова баловались и стали не на свои места. Интересно, что же было написано. Давай починим предложение». Можно для помощи использовать картинки.

Вывод.

Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения ребенка, на его психическое и речевое развитие.

При устранении дислексии необходимо учитывать, что дислексия не является изолированным нарушением. Механизмы, вызывающие ее, обуславливают нарушения как устной так и письменной речи. Поэтому преодоление этого недостатка может быть успешным при комплексном воздействии на весь комплекс речевых и психических нарушений. Работу с ребенком должны вести в комплексе логопеды, психологи, учителя, медицинские работники и родители.

При подборе заданий необходимо учитывать следующие принципы: поэтапного усложнения заданий, большое количество упражнений, доводимые вырабатываемые временные связи у ребенка до полной автоматизации. Также учитываются обще дидактические принципы: индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности.

Дислексия - в некоторой степени дар, который дается не каждому (приблизительно 5% из них Эйнштейн, Уолт Дисней, Квентин Тарантино)

Дети-дислексики обладают нестандартным мышлением, что позволяет им подойти к решению возникающих проблем креативно. У них отлично развита интуиция, они любознательны и имеют богатое воображение. Дети, сумевшие преодолеть свой недостаток, могут стать весьма преуспевающими взрослыми.

Список литературы.

  • Аксенова, А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках чтения в 1 - 4 классах вспомогательной школы: учебное пособие / -М.: Просвещение, 1991.
  • Акименко В.М.Речевые нарушения у детей -/ Ростов н/Д Феникс, 2008.
  • Волкова Л.С., Логопедия: Учебник для вузов /-М.: Владос, 2002.
  • Гончарова, Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса:/ Е.Л.Гончарова // Дефектология, 2007.-№1.
  • Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов / -М.: ВЛАДОС,
  • Корнев, А.Н. Дислексия - реально существующее явление или искусственный концепт? / А.Н.Корнев // Дефектология. 2007.№1.
  • Лалаева, Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы: пособие для логопедов/ -М.: Просвещение, 1978.
  • Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В.С. Кукушина, Ростов н /Д.: Издательский центр «МарТ», 2005.
  • Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для студентов. / Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, -М, Издательский центр «Академия», 2003.
  • Узорова.О.В. Практическое пособие для обучения датей чтению / Москва: АСТ:Астрель, 20015.

3.3 Методика устранения семантической дислексии

Логопедическая работа по коррекции семантической дислексии проводится в трёх направлениях:

развитие слогового синтеза;

развитие грамматического строя речи, уточнение синтаксических связей между словами в предложении,

расширение и уточнение лексики.

А. Развитие слогового синтеза

В том случае, когда семантическая дислексия проявляется на уровне отдельного слова при послоговом чтении, проводится развитие слогового анализа.

Примерные задания по развитию слогового синтеза:

Назвать слово, произнесённое по отдельным звукам; назвать слитно слово, произнесённое по слогам; составить слово из слогов, данных в беспорядке; назвать слитно предложение, произнесённое по слогам.

На начальном этапе работы паузы между слогами очень короткие, в дальнейшем они увеличиваются. На более поздних этапах работы паузы между слогами заполняются словами. Например: «Сначала де, потом ти, потом иг …». Этот приём значительно усложняет выполнение задания по слоговому синтезу.

Б. Методы работы над пониманием прочитанных слов, предложений и текста

Одновременно с развитием слогового синтеза и лексико-грамматического строя речи проводится уточнение понимания прочитанных слов, предложений и текста. Используются следующие задания:

Прочитать слово и показать соответствующую картинку; прочитать слово и ответить на вопрос; найти в прочитанном предложении слово, которое отвечает на вопрос кто? что? что делает? где? куда? или какой?; прочитать предложение и показать соответствующую картинку; прочитать предложение и ответить на вопрос по его содержанию; дополнить предложение, воспроизведённое логопедом; дополнить прочитанное предложение другими словами (с помощью вопросов); повторить прочитанное предложение; найти в тексте ответ на заданный вопрос; разложить серию сюжетных картинок в соответствии с прочитанным текстом; выбрать из текста предложение, соответствующее сюжетной картинке; после прочтения текста найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок; после прочтения текста поместить сюжетную картинку на своё место в серии сюжетных картинок; после прочтения текста найти ошибку в последовательности сюжетных картинок; найти ошибку в прочитанном тексте на основе правильной последовательности в серии сюжетных картинок; работа с деформированным текстом. Прочитав изолированные предложения, составить связный текст; составить план прочитанного текста; пересказать прочитанный текст; придумать начало прочитанного текста; придумать конец прочитанного текста.

В. Методы работы по расширению, уточнению и систематизации словаря

При устранении семантической дислексии важное место занимает работа над словарём ребёнка. Уточнение и обогащение словаря проводится прежде всего в процессе работы над прочитанными словами, предложениями и текстами. Необходима специальная работа по систематизации словаря.

Примерные задания по уточнению и систематизации лексики:

Подбор синонимов к прочитанному слову; подбор антонимов к прочитанному слову; нахождение в тексте слов-синонимов или слов-антонимов; объяснение значений прочитанных слов; соотнесение прочитанного слова с обобщающим понятием; расширение объёма обобщающего понятия (Например: «Яблоко- это фрукт. А какие вы ещё знаете слова, обозначающие фрукты?»); придумывание нескольких глаголов к прочитанному слову- существительному; подбор определений к прочитанному слову- существительному; дать характеристику предмета или живого существа на основе прочитанного.


3.4 Методика коррекции оптической дислексии

При оптической дислексии наблюдаются трудности усвоения зрительного образа букв, замены, смешения букв в процессе чтения. В основе оптической дислексии лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.

В связи с этим при устранении оптической дислексии проводится работа в следующих направлениях:

развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного;

уточнение и расширение объёма зрительноё памяти (развитие зрительного мнезиса);

формирование пространственного восприятия и представлений;

развитие зрительного анализа и синтеза;

формирование речевых обозначений зрительно- пространственных отношений;

дифференциация смешиваемых при чтении букв (изолированно, в слогах, словах, предложениях и связных текстах).

А. Формирование зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса)

С целью развития зрительного гнозиса предлагаются следующие задания:

Назвать контурные изображения предметов; назвать недорисованные контурные изображения предметов; назвать перечёркнутые контурные изображения предметов; определить, что неправильно нарисовал художник; выделить контурные изображения, наложенные друг на друга (по типу фигур Попельрейтера) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 21); распределить изображённые предметы по величине (при реальных соотношениях величин предметов) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 22); распределить изображения предметов по их реальной величине (предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 23); подбор картинок к определённому цветовому фону (Детям предлагаются фоны («лужайки») разного цвета: красного, жёлтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуз, огурец, лист и др. Даётся задание положить картинку на свою «лужайку»); дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников; дорисовывание симметричных изображений; составление разрезанных на части картинок; выполнение тестов Равена; конструирование из кубиков Кооса.

Б. Развитие зрительного мнезиса (памяти)

С целью развития зрительной памяти предлагаются следующие задания:

Запомнить 4-5 картинок, а затем отобрать их среди других картинок; запомнить 3-5 фигур, цифр или букв, а затем выбрать их среди других (8-10), при этом предлагаются только согласные буквы во избежание запоминания путём прочтения; разложить 3-4 картинки в той же последовательности, в какой они предъявлялись; разложить по памяти буквы, цифры или фигуры в предъявленной последовательности; игра «Чего не стало?»; игра «Что изменилось?

В. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза

В процессе логопедической работы по развитию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, состояние пространственного восприятия и пространственных представлений у школьников с дислексией и в связи с этим проводить коррекционную работу по следующему плану:

дифференциация правых и левых частей тела;

ориентировка в окружающем пространстве;

определение пространственных отношений элементов графических изображений и букв. Параллельно с этой работой проводится уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

Дифференциация правых и левых частей тела

Эта работа начинается с выделения ведущей руки. Рекомендуются следующие виды заданий:

Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться, сказать, как называется эта рука; поднять то левую, то правую руку, показать карандаш то левой, то правой рукой; взять книгу левой, правой рукой.

После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела.

Ориентировка в окружающем пространстве

Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой и левой стороне тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности:

определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку, т.е. к самому себе;

определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и изображениями;

определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв.

Г. Формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв

В процессе логопедической работы по формированию чёткого зрительного образа букв предлагаются следующие задания:

Найти букву среди графически сходных; соотнести буквы, выполненные разным шрифтом; определить буквы, находящиеся в неправильном положении; назвать или записать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями; обвести букву, раскрасить, срисовать по предложенному образцу; обвести контуры букв, заполненные пунктиром; дописать букву; назвать буквы, наложенные друг на друга; определить правильно и неправильно написанные буквы; узнать буквы по их зеркальному изображению; конструирование букв из элементов.

При устранении оптических дислексий проводится работа по закреплению зрительных образов букв. Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом: О- с обручем, З- со змеёй, Ж- с жуком и т.д. Для дифференциации образов букв предлагается заучивание стихотворений С. Маршака, С. Михалкова, В. Берестова, К. Чуковского и др.

Особенностью логопедической работы в коррекционной школе является тщательная дозировка заданий и речевого материала. В связи с тем, что нарушения письменной речи у данной категории младших школьников носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.


Заключение

Дислексия у детей определяется как частичное расстройство процесса овладения чтением, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения. Нарушения чтения у младших школьников с ЗПР являются наиболее характерными и ярко выраженными расстройствами.

Специфические нарушения чтения (дислексии) следует отличать от ошибок чтения иного характера: от ошибок, закономерно встречающихся на начальных этапах овладения чтением, от нарушений чтения у детей, педагогически запущенных, трудных в поведении. Особенностью дислексических ошибок является их стойкий и повторяющийся характер.

Симптоматика дислексий сложна и многообразна. Она зависит от многих факторов: характера этиологии и патогенеза, возрастных и личностных особенностей ребёнка, ступени овладения навыком чтения, состояния устной речи, от методики обучения грамоте, эффективности логопедического воздействия.

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок: 1) неусвоение букв; 2) побуквенное чтение; искажения звуко-слоговой структуры слова; 4) замены слов; 5) аграмматизмы; 6) нарушения понимания читаемого.

Проведённый нами анализ, посвящённый различным аспектам нарушений чтения у детей с ЗПР показывает, что нарушения чтения обусловлены недоразвитием целого ряда речевых и неречевых функций. Эти расстройства представляют собой вторичные проявления психического недоразвития, являются следствием задержки и отклонения процесса формирования высших психических функций.

Так, нами замечены корреляции между нарушениями чтения и недостаточностью памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов.

У детей с ЗПР часто встречается фонематическая и оптическая дислексия. Наиболее распространённым видом дислексии у обследованных детей явилась фонематическая дислексия, связанная с недоразвитием фонематического восприятия и фонематического анализа.

В ходе коррекционной работы выяснилось, что важнейшей предпосылкой обучения чтению и письму является осознание фонематической структуры слова. Фонематический анализ представляет собой сложный процесс мыслительной деятельности. В процессе фонематического анализа слово не только узнаётся на основе восприятия и различения фонем, но и расчленяется на составные элементы, звуки. Таким образом, фонематический анализ является сложной аналитической функцией и требует целенаправленного педагогического воздействия с целью его формирования. Следует отметить, что для нормального овладения чтением и письмом особенно важным является овладение сложными формами фонематического анализа (умение определять последовательность, количество, место звуков в структуре слова).

У второклассников с ЗПР простые формы анализа в ходе обследования оказались относительно сформированными. Нарушения выявились при выполнении заданий, требующих сложных форм фонематического анализа.

Наши исследования показали, что относительно сохранным у детей с ЗПР явилось умение выделять начальный ударный гласный. Выделение же первого согласного звука вызвало затруднения. Дети с ЗПР часто выделяли не первый звук, а первый слог. Аналогичные трудности отмечались при выделении конечного гласного звука. Вместо него дети также называли конечный слог.

Нарушения фонематического анализа у детей с ЗПР усугубляются недостаточной сформированностью слуховой произносительной дифференциации звуков речи. У этих детей обнаруживается неточность слуховой дифференциации звонких и глухих согласных, твёрдых и мягких, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав.

Описанные выше факторы и обусловливают большую распространённость фонематической дислексии у детей с ЗПР.

В связи с тем, что нарушения речи у данной категории детей часто носят системный характер и затрагивают многие стороны речевой системы, хочется подчеркнуть необходимость дифференцированного и системного подхода при коррекции речевых нарушений у младших школьников с ЗПР, предполагающего развитие всей речевой системы в целом, коррекцию нарушений всех компонентов речевой деятельности в их взаимосвязи и взаимодействии, а знаний общих и частных закономерностей патогенеза и симптоматики дислексий у данной категории детей позволит более точно диагносцировать нарушения чтения, правильно строить логопедическую работу по профилактике и устранению дислексий в комплексном процессе реабилитации детей с нарушениями развития.


Список использованных источников и литературы

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 163 с.

2. Батуев А.С. Высшие интегративные системы мозга. Л.: Наука, 1981. 255 с.

3. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку // Дефектология. 1982. № 5. С. 15-17.

4. Брежнева Е.А. Из опыта работы логопеда // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. №2. С.43-48.

5. Глаголева Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. №4. С. 27-33.

6. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. СПб.: «Союз», 2000. 132 с.

7. Дети с задержкой психического развития / Под. ред. Т.А.Власовой, В.И. Дубовского, Н.А.Цыпиной. М.: Просвещение, 1984. 282 с.

8. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. М.: «Гном и Д», 2001. 32 с.

9. Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. М.: «Академия», 2002. 176 с.

10. Зорина С.В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с задержкой психического развития. Автореферат дис. канд. пед. наук. СПб., 1998.

11. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: «М и М», 1997. 286 с.

12. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2001. 224 с.

13. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М.: Просвещение, 1983. 227 с.

14. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб.: «Союз», 2002. 224 с.

15. Лалаева Р.Е., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб.: «Союз», 2001. 224 с.

16. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. М.: Владос, 2003. 304 с.

17. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М.: Просвещение, 1991. 152 с.

18. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Просвещение, 1985. 173 с.

19. Логинова Е.А. Нарушения письма у учащихся младших классов с задержкой психического развития // Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми. Л.: Наука, 1990. 174 с.

20. Логопедия / Под. ред. Л.С.Волковой. М.: Просвещение, 1989. 528 с.

21. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Просвещение, 1975. 168 с.

22. Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1990. №6. С. 21-25.

23. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). М.: Владос, 1997. 304 с.

24. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985. 192 с.

25. Насонова В.И. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма детьми с ЗПР // Дефектология. 1979. № 2. С.13-15.

26. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция тонкой моторики руки. М.: «Гном и Д», 2001. 80 с.

27. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе / Под. ред. В.Ф.Мачехиной, Н.А. Цыпиной. М.: Просвещение, 1981. 214 с.

28. Полонская Н.Н. Нейропсихологический анализ состояния высших психических функций у детей с некоторыми неврологическими заболеваниями // Дефектология. 2003. №3. С.25-28.

29. Рахмакова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 1987. №6. С. 16-18.

30. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Владос, 1995. 256 с.

31. Семенович А.Н. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: «Академия», 2002. 232 с.

32. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексия и дисграфия) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред.

С.С. Ляпидевского. М.: Просвещение, 1969. С. 155 – 161.

33. Тржесоглава З. Лёгкая дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Просвещение, 1986. 92 с.

34. Тригер Р.Д. Дограмматические и грамматические знания // Дети с задержкой психического развития / Под ред.Т.А.Власовой,В.И.Дубовского, Н.А. Цыпиной. М.: Просвещение, 1984. 282 с.

35. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н.Новгород: НГПУ, 1994. 230 с.

36. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Просвещение, 1990. 175 с.

37. Уфимцева Л.П. Некоторые подходы к преодолению сенсомоторных затруднений при обучении письму и чтению учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1999. № 1. С.36-40.

38. Филина Т.М. Особенности индивидуальной коррекционной работы с детьми со сложным дефектом // Дефектология. 2001. №1. С. 52-56.

39. Фишман М.Н. Мозговые механизмы, обусловливающие отклонения в речевом развитии у детей // Дефектология. 2001. №3. С. 3-9.

Два раза хуже, чем у нормального ребенка. Недоразвитие речи проявляется в значительном отклонении от нормы в формировании фонетических представлений лежащих в основе звукового анализа. Для детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи характерны нарушения выразительности чтения, отсутствие необходимых пауз, определенных знаками препинания, несоблюдение пауз в конце предложения, отрывистое...

Чтения у младших школьников делает актуальной проблему выявления предрасположенности к дислексии у детей младшего школьного возраста (А.П.Воронова , Л.Ф.Ефименкова , А.Н.Корнев и др.). Чтобы правильно организовать адекватное речевому дефекту коррекционное обучение первоклассников, имеющих недостатки фонематической системы, необходимо иметь чёткое представление о проявлениях...


Аналитико-синтетического метода обучения письму младших школьников, имеющих тяжёлые нарушения речи. Глава 3. Результативность использования аналитико-синтетического метода обучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи (контрольный эксперимент) Для оценки эффективности и результативности использования аналитико-синтетического метода обучения письму...

Понятие «дислексия» не знакомо обычному человеку, поэтому столкнувшись с ним, многие родители впадают в панику. Услышать такой диагноз могут даже те семьи, которые до поступления ребенка в школу активно занимались его развитием. Внешне совершенно здоровый малыш, который способен наизусть выучить огромное стихотворение, нарисовать красивую картинку и показать гимнастический трюк, может обладать этим специфическим недугом. Родителям важно как можно скорее принять меры по коррекции дислексии.


Дислексия и ее причины

Дислексия – это неврологическое нарушение или расстройство психики, при котором какая-то структура коры мозга блокирует работу анализатора, выражающееся в нарушении общей обучаемости и правильном восприятии цифр, знаков и букв. Различают несколько видов патологии: фонематическую, аграмматическую, оптическую, мнестическую или семантическую.

Нарушение обнаруживается в подготовительной группе детского сада или в первом классе школы, когда ребенок пытается научиться читать и писать. До 1887 года таких детей считали необучаемыми, однако врач Рудольф Берлин исследовал эту проблему и отметил, что дети с таким расстройством могут иметь высокий коэффициент интеллекта и незаурядные способности.

Дислексия обнаруживается у 4,7 % детей, поступающих в школу. Чаще нарушение встречается у мальчиков, а также у детей, пользующихся левой рукой для письма и имеющих правополушарный тип мышления.

Врожденные факторы формирования дислексии

Ученые сходятся во мнении, что нарушение зачастую является врожденным, чему способствуют следующие причины:


Причины приобретенной дислексии

В редких случаях утрата навыка правильного восприятия знаков, букв и цифр приобретается после рождения. Проблема может появиться из-за неправильного функционирования отдельного участка мозга, спровоцированного некоторыми причинами:



Механизм дислексии

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Навык чтения и письма как психофизиологический процесс возможен за счет слаженной работы таких анализаторов мозга, как зрительный, речеслуховой и речедвигательный. Человеческий мозг, в процессе чтения, проходит через несколько этапов:

  1. воспринимает буквы, узнает их и различает;
  2. соотносит их с соответствующими звуками;
  3. складывает звуки в слоги;
  4. объединяет слоги в слова, а их затем в предложения;
  5. понимает и осознает прочитанное.

При дислексии наблюдается нарушение механизма восприятия или полная невозможность выполнить какой-либо этап из-за частного недоразвития психических функций, обеспечивающих нормальный процесс чтения.

Ребенок не может воспроизвести только что прочитанную информацию, при чтении путает звуки, переставляя их местами.

Классификация: разновидности дислексии и сопровождающие их симптомы

Специалисты выделяют несколько видов такой патологии как дислексия. Родителям необходимо знать и понимать особенности каждого из них, потому что они обладают специфическими признаками, требующими разной диагностики:


Диагностика дислексии

На раннем этапе развития ребенка уже можно самостоятельно диагностировать проявления (особенно фонематическую и мнестическую форму), свидетельствующие о возможной предрасположенности к данной патологии. Наблюдательные родители должны обратить внимание на следующие симптомы, проявляющиеся в 5-6 лет, чтобы вовремя обратиться к специалистам для дальнейшей проверки и коррекции:

  • позднее начало говорения;
  • невнимательность и нежелание читать самостоятельно вслух;
  • путаница с определением верх - низ, право – лево;
  • нарушение координации и мелкой моторики;
  • неуклюжий способ удержания ручки или карандаша;
  • плохая память и медленно пополняемый словарный запас;
  • замена слов и букв при пересказе просмотренного мультфильма и услышанного рассказа.

Заметив какие-либо симптомы нужно обращаться к логопеду, который соберет подробную характеристику и проведет тестирование по методу советского врача А. Н. Корнеева. Специалист попросит ребенка совершить несколько действий: перечислить дни недели и времена года, скопировать предложенные жесты (например, хлопнуть, сжать кулак, помахать рукой), повторить какие-либо логические цепочки, повторить сложно произносимые слова, образовать форму множественного числа для предложенного существительного и прилагательного.

Дополнительно ребенок должен посетить отоларинголога, окулиста и психоневролога на выявление проблем со зрением, слухом и уровнем умственного развития. Генетическая предрасположенность выявляется при помощи анализа гена DCDC2.

Методы коррекции

Дислексия – это заболевание, которое может быть полностью излечено при своевременном обращении к специалистам (до 10-летнего возраста), адекватном и тщательном соблюдении всех необходимых условий. Каждый подвид патологии можно лечить специальными упражнениями в соответствии с проявлением свойственных ему симптомов, медленно и трудно, однако улучшение будет в любом случае.

Современная медицина предлагает несколько методик, помогающих решить проблему дислексии у малыша:


Упражнения

Справиться с проблемой будет легче, если заранее начать лечение, профилактику и выполнение несложных игровых приемов в домашних условиях.

Специалистами разработано множество заданий, помогающих не только справиться с проявлениями недуга, но и развить мышление малыша дошкольного возраста:

Прогноз и меры профилактики

Родителям не нужно бояться и впадать в панику, когда врач говорит, что у ребенка есть проблемы, независимо от вида диагностированной патологии. Малыш может при этом проявлять незаурядные способности в музыке, рисовании, биологии и других сферах научного знания. Ему необходимо лишь помочь преодолеть трудности с чтением и письмом, которые при упорной коррекции и применении методик избавления от дислексии, не мешают счастливо проживать жизнь.

Внимательные родители, которые беспокоятся за успешность своего ребенка в школьной и взрослой жизни, с самого рождения будут развивать мелкую и крупную моторику, предлагать различные игры на преодоление симптоматики и ошибок, улучшение памяти, внимания и зрительно-пространственной функции. С самого раннего детства не нужно лишать малыша общения с родителями, сверстниками и просто окружающими людьми. Родители должны стараться правильно разговаривать дома, исключая сорные слова и нецензурную брань.

На мыслительные способности детей негативно влияет слишком частое «общение» с электронными гаджетами и компьютером. Необходимо ограничить пребывание дошкольника возле монитора до 30 минут или одного часа в день.

Наталья Гончарова
Дислексия. Виды дислексии. Профилактика и коррекция дислексии

Дислексия .

Виды дислексии .

Профилактика и коррекция дислексии .

Титульный лист

Определение дислексии

Причины дислексии

Классификация дислексии

Основные методы и приемы по преодолению дислексии на уроках литературного чтения

Литература

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Ошибки чтения закономерно встречаются у всех детей на начальных этапах обучения чтению. У обычных детей ошибки при чтении даже специфического характера, довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией . Эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы. По степени выраженности выделяют :

АЛЕКСИЮ (полная невозможность овладения чтением или его полная утрата) .

ДИСЛЕКСИЮ

Дислексия может быть врожденной и приобретенной, может быть самостоятельным расстройством или проявляться в синдроме ТНР (тяжелые нарушения речи) - алалия, афазия и т. п. Дислексия может наблюдаться удетей как с нормальным интеллектом, так и с интеллектуальной недостаточностью. В основе дислексии могут лежать различные этиологические причины :

- биологические причины : недоразвитие или поражение головного мозга в разные периоды развития ребенка (пренатальный, натальный, постнатальный, патологии беременности, травматизация плода, асфиксии, менингоэнцефалиты, тяжелые соматические заболевания и инфекции, истощающие нервную систему ребенка.

В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие впроцессе чтения. При наличие органического повреждения головного мозга, дислексии в большинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или она возникает на фоне ДЦП, ЗПР, умственной отсталости, задержки психомоторного развития.

Социально-психологические причины :

к таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, синдром госпитализма и т. По А. Егорову четыре ступени

навыка чтения :

1. Овладение звуко-буквенными обозначениями. Характеризуется формирования зрительного узнавания букв слова и прочтением слога после слияния букв.

2. Слоговое чтение. Слог читается легко, но есть трудности слияния слогов в слова.

3. Становление целостных приёмов восприятия. Слова знакомык простые по структуре, читаются целостно. Трудные по слогам. Ребенок синтезирует слова в предложения и в пределах предложения появляется смысловая догадка.

4. Синтетическое чтение. Целостное чтение словами и группами слов.

Главная задача – осмысление прочитанного. Классификация Р. И. Лалаевой построена на основании учета нарушенных операций процесса чтения.

С учетом несформированности ВПФ и операций процесса чтения выделяют следующие виды дислексии :

Фонематическая;

Оптическая;

Аграмматическую;

Мнестическая;

Семантическая;

Тактильная; Фонематическая дислексия – вызывается нарушением формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Выделяют две формы фонематической дислексии .

Первая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического восприятия (различения фонем, которое проявляется в трудностях усвоения букв. Это, в свою очередь, связано с нечеткостью слухопроизносительных представлений, со смешением акустико-артикуляторно близких звуков.

Вторая форма фонематической дислексии

связана с недоразвитием фонематического анализа и синтеза.

В. К. Орфинская выделила следующие виды анализа :

Определение наличия (отсутствия) звука;

Определение первого (последнего) звука;

Определение места звука в слове (начало, середина, конец) ;

Определение количества звуков

определение последовательности звуков;

Определение места звука в слове по отношению к другим звукам (соседние звуки) ; При фонематической дислексии ошибки

Оптическая дислексия дислексия

При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. При фонематической дислексии наблюдается побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слов, частые ошибки : пропуски согласных при стечении, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов.

Оптическая дислексия (греч. optikos - относящийся к зрению) - дислексия , проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах.

При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Различные нарушения :

Зрительного гнозиса;

Оптико-пространственного гнозиса и праксиса;

Несформированность пространственных представлений.

Аграмматическая дислексия – проявляется в агроматизмах при чтении. В процессе чтения ребенок не правильно произносит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов. В процессе чтения у детей с аграмматической дислексией наблюдаются следующие ошибки : изменение падежных окончаний существительных,

числа существительных, неправильное согласование в роде, числе, падеже; прилагательных и существительных, изменение числа, родовых окончаний местоимений, изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени, изменение формы, времени и вида глаголов. Мнестическая дислексия (греч. mnesis - смысловой) - дислексия , проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

Мнестическая дислексия . Обусловлена нарушениями речевой памяти, вследствие чего у ребенка затруднено образование связи между звуком и зрительным образом буквы.

Ребенок не запоминает буквы, смешивает их, заменяет при чтении (не запоминает названия букв) . Семантическая дислексия (греч. semantikos - смысловой) - дислексия , проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

Тактильная дислексия (лат. tactilis - осязательный) - дислексия , которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

Основное нарушение при тактильной дислексии -нарушение символьного узнавания букв Брайлевского письма. Слепые дети при чтении смешивают буквы, теряют слова, часто наблюдается угадывающий характер чтения (без прочтения последних букв) . Характер нарушений движений пальцев у слепых детей с дислексией соответствует характеру нарушений движений глаз у зрячих детей (частые регрессии, хаотичные движения) . Р. И. Лалаева выделяет следующие группы ошибок чтения при дислексии :

Замены и смешения букв, обозначающих фонетически близкие звуки, замены графически сходных букв;

Нарушения слияния букв в слоге;

Искажения звуко-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавления букв и слогов) ;

Нарушение понимания прочитанного на уровне слова, предложения, текста при отсутствии расстройства технической стороны чтения;

Аграмматизмы при чтении, иногда зеркальное чтение; Неречевая симптоматика дислексии

1. Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа.

2. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.

3. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта) . Основные методы и приёмы при работе по преодолению дислексии на уроках литературного чтенияОсновные приемы и методы работы с детьми дислексиками :

1. Оттянуть уши вперёд. Затем назад. Медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

2. Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

3. Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций у учащихся начальных классов :

1. Предложите ребенку “поймать звук” в слове. Для этого дайте ему три карточки, где цветок обозначает позицию звука : в начале, в середине и в конце слова.

2. Определить, чем отличаются друг от друга изображенные на рисунке домики. Затем попросите его отобрать две одинаковые геометрические фигуры несколько экземпляров которых можно предварительно вырезать из бумаги (фигуры и домики можно сделать из цветного картона) Если ребенок затрудняется в зрительном различении не только букв, но и геометрических фигур, то и коррекционную работу с ним надо начинать не с букв, а с выполнения более простых заданий. Предлагается назвать, что изображено на картинке, обвести предметы пальчиком.

3. Найди в прямоугольниках ту букву, которая отличается от остальных :

4. Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква :

5. Буквы играли в путаницу и перемешались. Какие буквы ты видишь?

6. “Глазастики ”Узнай букву пересеченную посторонними линиями :

7. Ребенку предлагается назвать написанные рядом сходные по начертанию буквы (печатные и рукописные) :

Модифицированные зрительные диктанты

Федоренко – Пальченко.

Диктант №1

1. Тает снег. (8 букв)

2. Идет дождь. (9)

3. Небо хмурое. (10)

Диктант №22

1. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. (45)

2. Начальник подошёл к окну и увидел за ним строящийся дом. (46)

3. По нашему краю течет красивая полноводная река Енисей. (46) Зеркальное рисование

Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.

Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. - чертить вертикальные, горизонтальные, наклонные линии одинаковой длины, постепенно увеличивать или уменьшать амплитуду движения;

Рисовать то же самое обеими руками вместе;

Рисовать одновременно обеими руками расходящиеся и сходящиеся линии;

Так же рисовать круговыми, синусоидовидными движениями;

Рисовать любое симметричное изображение относительно вертикальной оси;

Рисование несложных орнаментов : совершенствовать от пофрагментарного движения к плавному. Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Можно предложить детям следующие упражнения :

1. Кулак - ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия- разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

2. «Оладушки» . Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая - на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена : теперь правая - ладонью вверх, а левая - ладонью вниз. По мере усвоения - движения ускорять.

Мы играли в ладушки-

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

3. "Ищет птичка". Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев) . На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке : 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, 1-5, 1-4, 1-3, 1-2. Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

Смена рук.

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков!

4. «Лягушка» (кулак - ребро - ладонь) . Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга : кулак (ладонью вниз, ладонь ребром, ладонь вниз :

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь,

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь) .

5. «Лезгинка» . Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой - в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом - одновременная смена положений рук.

Вертишейки, вертихвостки

Не хотят носить обноски -

Им бы праздничные блестки

Да высокие прически! Интеллектуально – развивающие словесные игры :

Анаграмма

(греч.) – это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову, например : луг – гул, карп – парк, адрес – среда, рост – сорт – торс – трос, клоун – колун – кулон – уклон. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы дают богатый материал для словесных головоломок, которые также называют анаграммами.

Подберите анаграммы к следующим словам :

верность, водопад, выбор, вход, материк, потеха, слово, стирка, уборка.

(Ответы : ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, пехота, волос, старик, кобура.) Особую разновидность анаграмм представляют собой слова, из букв которых можно составить не одно, а несколько слов Такой вид анаграмм можно назвать словарной арифметикой.

Примеры : карусель = куль + сера, крепость = прок + сеть, сноровка = нора + воск, сторона = сон + рота,

Цепочки слов.

Можно за несколько шагов превратить одно слово в другое, заменяя на каждом шагу одну букву в слове, например, мышка за два шага легко превращается в кошку : мышка - мошка - кошка. Для таких превращений интереснее подбирать слова, имеющие какую-то смысловую связь, Например :

Превратите час в век, час в год, кору в лист, место в парту, зуб в рот, душу в тело, дочь в мать.

(Возможные варианты ответов : час – бас – бес – вес – век;

час – бас – бал – вал – вол – гол – год (час – чан – сан – сон – гонСлова-перевертыши :

молоко - окмоол

игрушка - гришука

кукла - лукка

мама - аамм

каша - аакш

коляска – яклоаск

Ехала деревня

Мимо мужика,

А из-под собаки

Лают ворота : Слова матрешки

Цель этой игры – найти как можно больше слов, вложенных друг в друга, например :

ПОЛ – ПОЛК – ПОЛКА;

АР – ПАР – ПАРИ – ПАРИК;

КОШМАР – КОШМА – КОМА – КОМ – ОМ.

Побеждает игрок, у которого будет больше всего слов-матрешек или самые длинные цепочки

Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он :

1) плохо различает и воспроизводит звуки;

2) с трудом учит стихи;

3) путается в порядке следования времён года и дней недели;

4) не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном - три;

5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;

6) плохо ориентируется в понятиях “право - лево”;

7) никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;

8)затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.

Таким образом, корректировать трудности в чтении нужно, обеспечивая слаженную работу всех отделов мозга, активно подключая тело или т. н. сенсомоторный уровень.

Литература :

Логопедия - Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской

Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.

Проблема дислексии является очень распространенной среди детей дошкольного и школьного возраста. Такие детки с трудом учатся писать и читать. Затруднения бывают даже у тех, чей уровень интеллектуального развития является высоким, а также у кого отсутствуют проблемы со слухом и зрением. Проблемы возникают при восприятии написанного текста, имеются сбои в координировании движений, затруднено освоение орфографических основ. Подобные детки приобретают в итоге гиперактивность и синдром дефицита внимания.

Детки с дислексией испытывают проблемы с чтением и письмом

Причины

Первопричина проблемы кроется в нарушении работы мозга, в результате чего в силу вступают психологические и биологические факторы. Родители не должны бояться, что их крошка умственно отсталый или плохо соображает. Всему виной дисфункция механизма отдельного участка мозга.

Каковы причины появления данного заболевания:

  • болезни в период внутриутробного развития;
  • осложненные роды, повлекшие асфиксию, обвитие пуповиной и отслойку плаценты;
  • повреждение центральной нервной системы;
  • генетически обусловленные факторы;
  • травматические повреждения головы, сотрясение мозга (рекомендуем прочитать: );
  • заторможенное функционирование отдельных участков мозга.

Нельзя исключить, что виной всему будет общее недоразвитие речи (ОНР) или задержка психического развития (ЗПР).

ОНР характеризуется отсталым развитием звуковой и смысловой сторон речи, что проявляется в несформированности фонетических, лексических и грамматических навыков.

По большей части, сложные заболевания ЗПР и ОНР приводят к появлению рассматриваемой нами болезни.


Именно ЗПР или ОНР может оказаться причиной дислексии

Симптомы

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Неврологическая природа болезни дает о себе знать максимально явно в период раннего школьного обучения. Прежде вычислить наличие симптоматики данного заболевания почти невозможно. Ранняя диагностика нереальна, так как у детей еще только начинается освоение новых навыков (чтение и письмо), для них поначалу абсолютно естественно ошибаться.

Распознать болезнь можно по следующим симптомам:

  • ребенок постоянно ошибается при чтении: неправильно произносит буквы, заменяет слоги, звуки, не понимает прочитанное;
  • ребенок не может правильно перевести буквы в звуки;
  • малыш не умеет распознавать слова быстро и правильно;
  • ребенок не может освоить элементарные навыки письма.

Кроме этого у деток с подобным заболеванием встречаются следующие нарушения:

  • тотальная дезорганизация;
  • дисфункция мелкой моторики и координации движений;
  • сложность в восприятии информации;
  • плохая работа памяти;
  • навыки чтения на нуле, даже при сильно развитом интеллекте;
  • сложности в определении сторон и положений.

Признаком дислексии является неумение читать, даже при развитом интеллекте

Виды дислексии у детей

Болезнь бывает нескольких типов. Они будут влиять на саму форму заболевания.

Фонематическая дислексия

При фонематической дислексии страдает одноименная система языка. Заключаются ее проявления в том, что школьнику трудно различать звуки, влияющие на смыслоразличительную функцию.

Недоразвитость ряда функций фонематической системы позволяет разделить болезнь на 2 формы. Итак, фонематическая дислексия выражается в следующих нарушениях:

  1. Неправильное чтение, которое связано с несформированностью восприятия фонем. При данном развитии болезни ребенку трудно усваивать буквы, а также имеет место частая замена звуков, которые схожи друг с другом в акустическом и артикуляционном плане (д – т, ж – ш, б – п, с – ш и т.д.)
  2. Неправильное чтение, связанное с недоразвитием возможности анализировать фонематическое звучание. Для данного варианта болезни характерны подобные нарушения: чтение по буквам, неправильное соединение звуков и слогов.

При фонематической дислексии могут искажаться слова за счет пропуска согласных звуков - к примеру, вместо «марка» читается «мара». Также нередки вставки гласных звуков между согласными, например, вместо «пасла» - «пасала». Имеет место нарушение в перестановке звуков: вместо «утка» - «тука». При разных формах фонематической дислексии возможны перестановки слогов и их пропуски: вместо «лопата» может быть и «лата», и «лотапа».

При проявлении семантической дислексии нет искажения звуков, слов и предложений, но ребенок совершенно не понимает то, о чем он читает. Подобная ситуация наиболее часто возникает, когда ребенок читает дробно по слогам. Послоговое чтение мешает восприятию цельных слов. Дети не могут узнать даже знакомые слова, если читают их слогами. Проблема состоит в сложности производить синтез и восстановление раздробленных частей в единое целое.


При семантической дислексии ребенок не может соединить части в единое целое

Семантическая дислексия мешает детям выполнять следующие задания:

  • соединить звуки в единое слово, если эти звуки будут произноситься отдельно с небольшими паузами, к примеру, «ж – а – б – а»;
  • прочитать слова и предложения, выстроенные по слогам: «ко-ро-ва жу-ет тра-ву».

Правильно воспринимать предложения мешает недостаточная сформированность понятий о связи слов внутри предложения с точки зрения синтаксиса. Все слова в предложении предстают для ребенка обособленно, без связи с другими словами. О том, как произвести коррекцию семантической дислексии, читайте ниже.

Аграмматическая дислексия

Грамматический строй речи при аграмматической дислексии, равно как и возможности обобщения синтаксических и морфологических структур, имеет общее недоразвитие. Данный дислектический вариант проявляется в следующих нарушениях:

  • неправильные окончания падежей и числа («из-под лавка», «в гостей», «собака» - «собаки»);
  • ошибочное согласование в падеже, роде и числе прилагательных и существительных («интересный сказка», дожди сильный»);
  • неправильное образование числа местоимений («весь» - «все»);
  • ошибочное образование местоимений, принадлежащим существительным («наши панама», «музей эта»);
  • нарушение образования глагольных форм 3-го лица в прошедшем времени («хороший была день», «жизнь пронесся»);
  • ошибочное формирование глаголов в разных временах («говорил» - «говорит», «слышит» – «слышал»).

У кого чаще всего проявляется аграмматическая дислексия? Наиболее часто она затрагивает школьников, имеющих системное недостаточное формирование речи.


Чаще всего проблема затрагивает детей школьного возраста

Мнестическая дислексия

Все буквы при мнестической дислексии усваиваются крайне сложно. Недифференцированная их замена связана со сбоями в процессах установки звукобуквенных связей, а также с проблемами в речевой памяти. При произнесении порядок нарушается, количество сокращается, а звуки или слова пропускаются. Так проявляет себя мнестическая дислексия.

Буквы, сходные по написанию, крайне трудны для запоминания. Они в итоге становятся взаимозаменяемыми. Буквы смешиваются, меняются на другие, похожие. Все это - результат невозможности расчленить формы на зрительном уровне. Недостаточное развитие зрительно-пространственного восприятия и представления дополняется сбоями в работе зрительного узнавания, синтеза и анализа.

Зрительно-пространственное восприятие и узнавание имеет нарушения при оптической дислексии. Оптическая дислексия несколько затрудняет для детей рисование простых рисунков (повторение по образцу или письмо по памяти), но воспроизведение более сложных предметов приводит к появлению неточностей, если ребенок срисовывает с образца. Рисуя сложное по памяти, малыш допускает промахи еще чаще.


При оптической дислексии ребенок не может передать в рисунке задуманное

Ребенок упрощает заданный предмет, редуцирует количество элементов, а также нарушает расположение линий. Дети с трудом узнают буквы, если одна из них написана сверху другой. Ошибочное написание буквы не всегда распознается детьми с заболеванием подобного плана. Они не могут добавить недостающие элементы к предложенной букве.

Детки, начавшие ходить в школу, в большой степени сложно осваивают письмо букв, схожих по написанию. В качестве примера можно назвать буквы С и О, Ь и Ы, Н и П.

Тактильная дислексия

Данный тактильный вид заболевания свойственен слепым детям. Им сложно различать тактильную азбуку Брайля. Ребенок начинает путать буквы, схожие по количеству точек, а также те буквы, точки в которых расположены зеркально, например, Е и И, Ж и Х, или те, что отличаются всего на одну точку: А и Б, Л и К.

Слепые дети, имеющие тактильную дислексию, плохо ориентируются во времени и пространстве, а также имеют ряд других нарушений. Среди прочих назовем задержку в развитии речи.

При прочтении слова ребенок «видит» его отдельно, без связи с другими. Общего восприятия текста нет, он читает только отдельные буквы. Слепой ребенок испытывает трудности в чтении из-за того, что он постоянно вынужден искать пропущенное слово или предложение. Промахи в чтении вызваны частыми подменами и пропусками. Пальцы при чтении движутся скачками, прерывисто. Все перечисленные особенности дают определение понятия «тактильная дислексия».


Тактильная дислексия свойственна слепым детям

Диагностика

Для обнаружения заболевания ребенок должен пройти ряд обследований, в процессе которых подвергается проверке его способность к чтению, слушанию и разговору. Дети обязательно проходят диагностику у психолога. В ходе данного обследования выясняется, каковы особенности развития ребенка и его способности к обучению, подбирается наиболее подходящий вид обучения.

Среди прочих исследований проводится еще одно: насколько успешно ребенок воспринимает прочитанное или прослушанное. Именно данный вид анализа позволяет сделать заключение, какой способ обучения будет наиболее эффективным для каждого конкретного ребенка. Все исследования дают характеристику активной и пассивной речи, дается оценка языка и произношения, а также работы памяти и внимания.

В диагностическую деятельность психолога входит установление эмоционального состояния, которое влияет на сложность чтения. Выяснить данную особенность можно, собрав анамнез - информацию семейного «древа», в которой будут перечислены эмоциональные нарушения и расстройства психологического плана.

Логопеды и психологи используют в своей диагностике речевую карту. Такая карта является универсальной, подходящей как для профессионального обследования, так и для систематического исследования речевого развития ребенка. Речевая карта способна дать детальное описание речи каждого отдельного ребенка, что впоследствии сможет помочь выявить оптимальные варианты для исправления речевого заболевания.

Лечение

В основе лечения любого вида дислексии, равно как и ЗПР и ОНР, лежат коррекционные работы по логопедии. Метод зарекомендовал себя как эффективный и хорошо справляется с устранением речевых нарушений и неречевых процессов. Форма дислексии будет определять способ ее лечения:

  • оптическая: исправляется активным воздействием на зрительно-пространственное восприятие;
  • тактильная: требует работы над изучением и пониманием схем;
  • мнестическая: следует лечить путем развития речевой, зрительной и слуховой памяти;
  • фонематическая: исправляется корректированием произносительных навыков, а также путем формирования адекватного представления о звукобуквенном составе слов;
  • семантическая: требует обучения нормам языковой грамматики и отработки навыка слогового синтеза;
  • аграмматическая: требует усиленной работы над созданием устойчивых грамматических систем.

Среди взрослых людей также встречаются случаи дислексии, ЗПР или ОНР. Методика лечения для них будет несколько иной, заниматься они будут в расширенном ключе, но в целом механизм упражнений аналогичен тому, что используется в занятиях с детьми.


Дислексия у взрослых лечится немного иначе, чем детская

Упражнения

Коррекция дислексии осуществляется посредству лечебных занятий. Под ними подразумеваются различные приемы и упражнения, которые направлены на улучшение психического и умственного здоровья детей:

  • Упражнение «Корректор» . Для работы понадобится произвольный текст с задачей для ребенка вычеркивать только те буквы в словах, которые вы будете ему называть. Начните с гласных, затем переходите к согласным. Освоив данное упражнение, усложняйте задачу. Теперь предложите малышу обводить гласные буквы в кружок, а все согласные – подчеркивать. К примеру, озвучьте задачу так: «Подчеркни, пожалуйста, все «п», а все «и» обведи в кружок». Делайте упор на те звуки, которые даются ребенку сложнее всего. Такое упражнение поможет крохе скорее запомнить все буквы, научит их писать и не ошибаться при чтении и письме (см. также: ). Заниматься рекомендуется не менее 2 месяцев с ежедневными тренировками.
  • Упражнение «Колечко» . Развивающая игра для коррекции дислексии направлена на развитие мелкой моторики, а также способствует стимулированию работы памяти, речи и внимания. Данное задание будет хорошим средством для устранения признаков заболевания. Каждый пальчик поочередно следует складывать колечком в паре с большим пальцем. Начинать следует с указательного пальца и заканчивать мизинцем. Закончив действие в одну сторону, начинайте обратное действие. Изначально делайте упражнение одной рукой, а затем усложняйте, предлагая рисовать двумя руками одновременно. Методика будет эффективной, если проводить ее ежедневно по 10-15 минут. Минимальный курс – 2 месяца.

«Колечко» эффективно развивает мелкую моторику
  • Упражнение «Зеркальное рисование» . Упражнение направлено на активизацию работы мозга. Для работы понадобится чистый лист бумаги. Дайте его ребенку, снабдив также карандашами или фломастерами. Следует одновременно двумя руками рисовать одинаковые зеркальные фигуры или буквы. Для начала проделайте данное задание вместе с малышом. Освоив его принцип, дайте ему возможность сделать все самостоятельно. Для эффективной коррекции обязательно делать данное упражнение каждый день!

Диктанты

Коррекция дислексии у младших школьников может проводиться посредством диктантов. Небольшие тексты по 200 символов будут совсем неутомительными для детей, а это значит, что и количество ошибок будет меньше. Исправлять неправильности не нужно. Их нужно помечать на полях ручкой контрастного цвета (зеленой или черной, но только не красной). Сделав пометки, позвольте малышу самому отыскать свои огрехи. Такие задания призваны избавить ребенка от ошибок в словах и предложениях, ускорить преодоление недуга.

Тренировка артикуляции

Хорош метод коррекции дислексии у дошкольников, когда вы требуете от ребенка медленного чтения или произнесения слов при переписывании. Дайте малышу ощущение успеха во время домашних игр, ведь ему так требуется поддержка после всех неудач и двоек в школе. Чтение на скорость не требуется. Для ребенка является огромным стрессом, даже когда он читает медленно и ошибается. Чрезмерное давление может лишь усугубить ситуацию и вызвать невроз.


Чтение вслух нужно практиковать в игровой форме, не создавая у ребенка ощущение упражнения

Важно работать не на количество, а на качество. Не спешите сами и не торопите ребенка. Оптимально написать или прочесть мало, но с минимальным количеством ошибок. Дополнительные идеи о том, как заниматься с ребенком дома, можно посмотреть в тематических видео.

Обучение

Логопедические занятия со специалистом имеют большое значение. Лечение в таких условиях будет наиболее эффективным. Игровые задания логопеда будут интересны и полезны. Ребенку предлагается найти определенную букву в небольшом отрывке, или же для заглавной печатной буквы младшему школьнику требуется найти прописную. Иным заданием может быть вырезание букв и чтение некоторых буквосочетаний. Для работы необходима магнитная азбука. Такие упражнения помогут ребенку скорее освоить навык произнесения звуков и слов.

Для обучения логопед выбирает разнообразные упражнения. Среди прочих - написание диктанта, повторение слов раз за разом, подбирание словоформ.


Занятия с логопедом помогут скорее избавиться от проблемы

Профилактика дислексии

Снизить риск возникновения дислексии и дисграфии возможно, если делать специальные упражнения для профилактики. Целью таких заданий должно быть освоение базы грамотного письма и речи. Профилактика дислексии проходит на примере игр, а не уроков. Общая продолжительность – 45 минут:

  1. Игра с карточками, на которых будет написано по одному слову. Из этих слов можно составить предложение, которое вы и озвучиваете. Затем вы просите ребенка построить предложение на слух самостоятельно из имеющихся карточек.
  2. Для профилактики хорош метод «Пишем вслух». Прочитайте ребенку небольшой отрывок из знакомой сказки и наблюдайте за процессом его письма. Желательно выбирать для диктовки текст, который бы нравился ребенку.
  3. Развить фонетические навыки можно с помощью игры «Найди слово». Для работы понадобятся подготовленные картинки, подписанные с тыльной стороны. Назвав слово, малыш должен самостоятельно найти картинку, которая ему соответствует. Слово может быть любое - например, «стол» или «облако».
  4. Хороша игра в составление слов из слогов. Необходимо придумать названия животных или предметов по слогам, а затем попросить ребенка составить из них слово - например, «мор-ковь» или «кош-ка».

Такие игровые задания для профилактики дислексии помогут малышу научиться грамотному чтению и письму. Подобные упражнения очень хороши, так как основаны на зрительной памяти, ведь «на глаз» ребенку воспринимать гораздо легче.



Рассказать друзьям