Функции развивающей среды в доу по фгос. Методическая разработка на тему: организация развивающей предметно-пространственной среды доу в связи с введением фгос

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Елена Васильевна Шакирова
Организация предметно - развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС

«Организация предметно - развивающей среды в ДОУ »

Введение

Вопрос организации предметно- развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Понятие предметно- развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития » (С. Л. Новоселова) . Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды , которая способствует максимальному развитию личности ребенка .

Цель воспитателя : сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. В каждой группе необходимо предусмотреть Организуя предметную среду развития развития , а также показатели эмоционально - потребностной сферы. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми , пастельными тонами. При создании развивающего Предметно- развивающая среда

Важно, что предметная среда развитию . Иначе говоря, среда не только развивающая , но и развивающаяся . При любых обстоятельствах предметный мир определенного возраста .

Таким образом, создавая предметно- развивающую среду среды среда .

Требования ФГОС к предметно - развивающей среде :

1. Предметно- развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Доступность среды , что предполагает :

1. Доступность для воспитанников всех помещений организации , где осуществляется образовательный процесс.

2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметно- развивающая среда организуется так , чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития ) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры , технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Предметно- развивающая среда в ДОУ включает в себя :

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя :

1. Центр игры

2. Центр двигательной активности

3. Центр конструирования

4. Цент музыкально - театрализованной деятельности

Спокойный сектор :

1. Центр книги

2. Центр отдыха

3. Центр природы

Рабочий сектор : (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним :

1. Центр познавательной и исследовательской деятельности

2. Центр продуктивной и творческой деятельности

3. Центр правильной речи и моторики

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой : печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему : картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. ; также детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной , содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка . Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Создавая предметно- развивающую среду необходимо помнить :

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую , воспитывающую, стимулирующую, организованную , коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития , показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития , а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми , пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно- развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию . Иначе говоря, среда не только развивающая , но и развивающаяся . При любых обстоятельствах предметный мир , окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста .

Таким образом, создавая предметно- развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда .

Особенности построения предметно- развивающей среды в ДОУ .

В соответствии с рассмотренными принципами в группе должна быть создана следующая предметно- развивающая среда- центры :

1. Раздевалка.

2. Уголок конструирования, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.

3. Уголок ПДД. Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

4. Уголок художественного творчества. Для этого центра отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.

5. Книжный уголок. В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как книжный центр (уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Этому способствуют комфортные кресла. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.

6. Музыкальный уголок. Включает различные музыкальные инструменты, аудиозаписи. Игра на музыкальных инструментах воспитывает устойчивый интерес к музыкальным произведениям разных жанров.

7. Спортивный уголок. Яркий, веселый спортивный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений : прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п.

8. Театральная зона– важный объект развивающей среды , с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.

9. Уголок сюжетно - ролевой игры. В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье".

10. Математическая зона.

11. Центр дидактической игры (грамматический уголок) .

12. Экологический центр служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников . В экологическом центре будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.

13. Центр краеведения.

14. Уголок уединения.

15. Туалетная комната.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников .

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно- развивающей среды в ДОУ , а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Евгения Кабусь

Разновозрастная группа Николаевского филиала Светлолобовской СОШ №6.

Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой, Н. Е. Веракса и Т. С. Комаровой.

Пространство нашей группы организовано в виде разграниченных зон, оснащенных различными развивающими материалами (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр .). Все предметы доступны детям . В соответствии с тематическим планированием образовательного процесса оснащение уголков меняется или дополняется необходимыми материалами.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Вся мебель группы расположена вдоль стен, что позволило освободить центральную часть для развития двигательной активности детей. Но в то же время все части пространства имеют подвижные, трансформируемые границы. Пространство группы изменяется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от интересов и возможностей ребёнка.

Предметно - пространственная развивающая среда в группе организованна с учетом требований ФГОС , где чётко прослеживаются все пять образовательных областей :

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Художественно-эстетическое развитие »

В уголке «Рисования» для развития детей имеется всё необходимое для воплощения новых идей и продуктивной деятельности (трафареты, раскраски, альбомные листы, гуашь, кисти, непроливайки, карандаши, пластилин и т. д.) Эта деятельность, направлена на получение чего-то нового, неповторимого. В приёмной всегда найдётся место для работ детей, их творчества. Оформлен уголок, в котором мы размещаем рисунки и аппликации детей. В уголке рисования постоянно что-то меняется, в зависимости от лексической темы и освоения каких-либо новых техник.

В уголке «Театр» размещены различные маски для разыгрывания сценок, элементы костюмов, а также кукольный театр. Дети с удовольствием принимают на себя различные роли, что повышает интерес к сказкам, к их запоминанию и поднимает настроение.



В музыкальном уголке размещены музыкальные инструменты (ксилофон, маракасы, дудочки, барабан, бубен, губные гармошки и др., а также музыкальный центр.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Речевое развитие »

Книжный уголок «Почитай-ка» , содержание которого соответствует возрастным особенностям детей разного возраста, реализуемой в ДОУ образовательной программе.

В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно выбрать понравившуюся книгу и спокойно её рассмотреть. В процессе внимательного рассматривания иллюстраций, ребенок приобщается к изобразительному искусству.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие »

Уголок природы включает в себя календарь погоды, отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдения за природой. В данном уголке имеются дидактические игры и пособия : «Кто где живёт?» , «Целый год» , «Зоопарк» , «Дары лета» , Большие и маленькие», «Живая география» и др.

Уголок экспериментирования представлен наличием разнообразных емкостей для проведения опытной деятельности с водой и сыпучими, лейка, природный материал для проведения экспериментов.

Уголок сенсорного развития представлен разнообразием игр и пособий на развитие логики , мышления, внимания. Так же имеются разнообразные виды мозаик, лото, различные по форме, цвету и материалу, игры, направленные на развитие мелкой моторики рук .

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Социально-коммуникативное развитие »

В нравственно-патриотическом уголке размещена государственная символика России. Уголок наполнен художественной литературой по краеведению и литературой о районе, фотографиями животных, растений, местностей родного края.

Уголок ПДД и уголок безопасности содержат в себе макет светофора, плакаты основного правила движения, дорожные знаки, службы экстренной помощи, правила безопасности, правила поведения при пожаре, правила пожарной безопасности, а также различные дидактические игры и иллюстрации.

Уголок дежурства. В данном уголке находятся схема дежурства, фартуки, значки дежурных, фото дежурных. Дежурство предполагает выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание группы . Тем самым дети овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Физическое развитие »

Уголок здоровья содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование : обручи, скакалки, мячи разных размеров, кегли, игры на развитие меткости ; так и не традиционное, изготовленное руками педагогов и родителей : массажный коврик для стоп, гантели наполненные песком (для мальчиков) и водой (для девочек) и др.


А так же имеются игровые уголки






Вот так оформлена наша спальня



И приёмная




Вывод : предметно-пространственная развивающая среда в группе позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, имеет характер открытой, незамкнутой системы, помогает осуществлять самостоятельную деятельность детей в развивающих уголках , а не получать уже готовые знания от воспитателя. Содержание предметно- развивающей среды постепенно наполняется разнообразными материалами, играми, иллюстрациями, атрибутами для развития детей .

Публикации по теме:

Музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС в средней группе Организованная развивающая предметно-пространственная среда в нашей средней группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести.

Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС. Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС Вопрос организации развивающей предметно-пространственной.

светлана мулкиджан
Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО

«Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО »

статья музыкального руководителя ГБДОУ №5 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Мулкиджан Светланы Леонидовны.

Санкт-Петербург, 2015 год

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека , называется средой .

В самом широком, социальном контексте среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс становления личности, понимаемый как социализация. Среда развития ребенка - это пространство его жизнедеятельности, те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении.

Выготский отмечал, что «ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования отношений с материальной действительностью». В целом ряде исследований того времени последовательно и обстоятельно доказывается, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты, качества и даже не его поведение, а условия, среда его существования - предметы , люди, их межличностные отношения, деятельность.

Само понятие "развивающая предметная среда детства " было введено в лексику педагога после 1988 года. Исследования в этой области были начаты значительно раньше, вскоре после создания в 1960 году НИИ дошкольного воспитания. К 1968 году здесь были созданы системы развивающих игрушек и дидактических пособий, направленных на формирование первоначальной культуры мышления детей раннего (С. Л. Новоселова) и дошкольного (Н. Н. Поддьяков) возрастов. К середине 70-х годов были разработаны система развивающих игрушек для младенцев, получившая 1 премию на конкурсе "Игрушка XXI века" и многопрофильная система "Мебель-игрушка" и "Растущая мебель" для дошкольников. Были разработаны новые принципы формирования предметной среды : предложена новая педагогическая классификация игрушек, разработаны развивающие модульные игровые среды , созданы конструкторы, отвечающие задачам интеллектуального развития ребенка , система развивающих игрушек для младенцев.

Сегодня новые информационные технологии, вошедшие в практику дошкольного образования привлекли внимание к возможностям и потребностям дошкольного возраста, заставили общественность задуматься над необходимостью создания предметной среды детства как развивающей системы , смыкающейся с нуждами дошкольной игры и дидактики. Компьютерные возможности как бы увенчали пирамиду развивающих предметных сред и средств детского сада , направленных на гармонизацию личности ребенка и поддержку его творческих способностей.

Под развивающей предметно-пространственной средой (РППС) следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. В группе, ориентированной на ребенка, важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная среда развития , которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи АОП и применять личностно-ориентированные технологии обучения. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, доровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим .

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры» , «уголки» , «площадки» , оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр .). Все предметы должны быть доступны детям.

В качестве центров развития могут выступать :

Уголок для сюжетно-ролевых игр;

Уголок для театрализованных игр;

Книжный уголок;

Зона для настольно-печатных игр;

Выставка детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д. ;

Уголок наблюдений за природой;

Спортивный уголок;

Уголок для игр с песком;

Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др. ;

Игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

игровой уголок (с игрушками, строительным материалом) .

Какие функции выполняет развивающая среда ?

Развивающая функция среды является ведущей . Понимание развития как результата воспитания и обучения, как продвижение от «зоны актуального» к «зоне ближайшего» (по Л. С. Выготскому) развития ребенка определяет необходимость наличия в среде материалов и предметов , с которыми ребенок может действовать

как вместе со взрослым, так и самостоятельно. Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на

свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития , самореализации подрастающей личности.

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания уже известных, традиционных и новых, незнакомых компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. В качестве показателей развивающей направленности предметной среды могут быть выделены следующие :

Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать

детский сад;

Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность, способность выбирать

занятия по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием

предметного содержания , доступностью и удобством размещения материалов;

Высокая продуктивность детской деятельности, результатом чего является множество разнообразных продуктов детской деятельности, выполненных в течение дня;

Отсутствие частых конфликтов между детьми.

Не менее важна и стимулирующая функция среды . Среда развивает ребенка только в том случае, если она

представляет для него интерес , мотивирует его к действиям, исследованию. Среда служит непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Такое значение роли необходимость компетентного и творческого подхода к ее организации

воспитателем.

Функция сохранения психологического здоровья. Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений, их цветовые характеристики должны вызывать положительные эмоции, обеспечивать защищенность и комфортность. Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей , должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.

Комфортная среда - это среда , в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.

Организационная функция. Среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду таким образом , чтобы дети могли :

Учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;

Находиться в течение дня как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах;

Изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;

Быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.

Такое значение роли предметно-пространственной среды определяет необходимость компетентного и творческого подхода к ее проектированию воспитателем.

Для организации РППС в соответствии с конкретными условиями ДОУ могут быть учтены некоторые особенности.

Особенности организации РППС для реализации особых образовательных потребностей детей.

Для детей с ДЦП с трудом передвигающихся самостоятельно создается безбарьерная среда – помещения оборудуются специальными поручнями. Так же при необходимости адаптируется рабочее место (стулья с поручнями, подставка под ноги, специальные подушки на сиденье) . В уголках для рисования предполагаются специальные насадки для карандашей. Дети рисуют толстыми гранеными карандашами.

В группах выделены ровные участки стены для коррекции осанки.

В спальнях находятся массажные дорожки для хождения по ним босиком.

Особенности организации РППС для развития самостоятельности .

Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр., которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель.

Особенности организации РППС для самовыражения средствами искусства .

Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности : живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.

В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» ФГОС большое внимание уделяется , как одному из аспектов образовательной среды в целом, включающей, кроме вышеназванного ещё и характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Развивающая предметно-пространственная среда

В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» ФГОС большое внимание уделяется требованиям к развивающей предметно-пространственной среде , как одному из аспектов образовательной среды в целом, включающей, кроме вышеназванного ещё и характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Новые требования ФГОС подтверждают ранее известные характеристики и принципы построения предметно – пространственной среды.

Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно используются ковровые покрытия. Поглощая звук, они создают благоприятные возможности для восприятия естественных звуков (ветра, дождя, голосов птиц и др.)

Оборудование дошкольного помещений учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей.

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. А в атрибутике сюжетно – ролевых игр используются естественные вещи (например, в игре «Парикмахер»: ножницы, расческа, фен, машинка для стрижки и т.д.) Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных способностей.

Обеспечение возможности для исследования и научения.

Каждому ребенку присущ свой темп и свой стиль развития. Некоторые дети лучше учатся через наблюдения. В научении других относительно чаще встречается манипулирование и действие методом проб и ошибок. Все это только подтверждает точку зрения о значимости создания специальной развивающей предметно – пространственной среды, в которой каждый ребенок мог бы индивидуально использовать свои способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.

Реализация современных подходов к образованию дошкольников возможна только при соблюдении следующих принципов построения развивающей предметно – пространственной среды в группе детского сада.

Принцип уважения к потребностям и нуждам ребенка.

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Среда группы должна удовлетворять эти потребности. Побор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста.

Высота мебели в групповом помещении должна быть такой, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки.

Ребенок развивается только в активной деятельности. Его к такой деятельности чаще всего стимулирует внешний раздражитель: предмет – игрушка, оказавшийся в зоне внимания. Поэтому в группе желательно иметь стеллажи бездверочные, «прозрачные».

Большое значение имеет свободное пространство. Дети нуждаются в значительном по площади свободном пространстве для двигательной активности, ролевых игр, для «неопрятных игр» и занятий в одиночестве. Основное правило – свободное пространство должно занимать не менее трети не более половины общего пространства игровой комнаты.

Для воспитателя важно, чтобы групповая комната хорошо просматривалась, чтобы он мог видеть всех детей без необходимости перемещения по комнате. Такое пространство могут создавать стеллажи с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство и оставляют его открытым для наблюдения. То есть педагог старается, чтобы окружающая ребенка обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было расставлено удобно.

Принцип функциональности.

Он означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести из группы. Группа не должна быть складом для хранения материалов и пособий.

Принцип опережающего характера содержания оборудования.

Педагог подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку примерно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Это объясняется следующими причинами. Во – первых, дети отличаются по уровню своего развития: есть дошкольники, которые опережают сверстников в развитии. Чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное содержание, а это возможно только через деятельность с играми и пособиями, предназначенными для более старших детей. Во – вторых, детское экспериментирование с новым, более сложным материалом открывает перспективу саморазвития.

Принцип динамичности – статичности среды.

Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Следовательно, развивающая среда не может быть построена окончательно, так как завтра она уже перестает стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.

Необходимо также помнить, что вся предметно – пространственная среда в группе должна работать на цели и задачи программы, которая реализуется в детском учреждении. То есть программа должна осуществляться в той предметно – пространственной среде, которая соответствует данной программе. А оснащение должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством развивающих материалов.

В качестве таких зон могут быть:

  1. Уголок для ролевых игр.

Костюмы для ряженья, головные уборы, украшения, маски и оборудования для обыгрывания сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный, настольный) для обыгрывания сказок. Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения театрализованных игр.

  1. Книжный уголок.

В удобном месте комнаты с достаточным естественным и искусственным освещением организуется книжный уголок – стол и книжная полка – витрина. Содержание уголка книги определяется программой, которая реализуется в детском саду. Обычно в уголке бывают представлены как новые так и уже знакомые детям, прочитанные ранее произведения. Помимо книг, в уголке может быть помещен различный иллюстрированный материал по темам: сезоны, семья, животные, птицы и т. д.

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ В ДОУ.

Болдырева Н.М.

воспитатель ДОУ №216 ОАО "РЖД"

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому нам педагогам необходимо создать условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также, предоставить каждому воспитаннику возможность проявить индивидуальность и творчество. Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно - развивающей среды. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала. 2. доступность среды, что предполагает: а). доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс. б). свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ среда должна: а) соответствовать принципу развивающего образования, цель которого -развитие ребенка; б) сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости; в) соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные образовательные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному минимуму);

в) обеспечивать интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

г) предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

д) предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах взаимодействия педагога с детьми;

е) в полной мере обеспечивать условия для поддержки и развития игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование (см. Рис.1.).

Рис.1. Центр художественного и театрального творчества

Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие

познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, роботы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций (Рис.2.).


Рис.2. Центр экспериментирования и природы

Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки (Рис.3.).



Рис.3. Игровой и строительно-конструктивный центр

Важно иметь большое количество подручных материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем). В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами. Так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников – старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.


Рис.4. Центр занимательной математики

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.



2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст

детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.


7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.


8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.


9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.


Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Литература

1. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы

/ Л. Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.

2. Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в

дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.

3. Марецкая Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул

интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника

/ Н. И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.

4. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском

саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева //

Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.



Рассказать друзьям