Гениальность — врожденное или приобретенное качество? Врожденное или приобретенное? Почему и как становятся секс-маньяками.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Таких случаев становится всё больше, но с социальными факторами они не связаны. Вот несколько примеров.

«Кливлендский маньяк» Ариэль Кастро очень похож на нашего «скопин­ского маньяка» Виктора Мохова , арестованного в 2004 году. Последний тоже сделал специальный подвал под гаражом, в котором три года держал двух девушек, и они тоже рожали от него детей.

Эти люди примерно одного возраста и социального круга. Но их зверст­ва меркнут перед «маньяком из Амштеттена» - небедным 73-летним Йозефом Фритцлем из благополучной Австрии. 24 года в маленьком подвале он прятал и насиловал свою дочь, родившую ему 7 детей. Когда один ребёнок умер, он сжёг его в печи. Жертвы жили в каморке с высотой потолка 1,72 метра, и дети ползали по грязному полу. Когда прокурор достал на суде их одежду, в зале стало трудно дышать. В 2009 году Фритцля приговорили к пожизненному сроку в психиатрической больнице. Его нынешняя комната несравненно комфортнее подвала.

Но часто таким маньякам не нужны даже секретные убежища. В том же 2009 году, когда по всему миру освещали ужасы Фритцля, СМИ почти молчали о случае Франка Ломбарта - перспективного 42-летнего помощника директора Центра по политике в области здравоохранения Университета Дюка. Почему?

Западные журналисты честно сознавались, что боятся обвинений в гомофобии. Ломбарт был геем, и он со своим гомосексуальным парт­нёром усыновил маленького афроамериканца. Франц с младенчества насиловал ребёнка. Когда мальчику исполнилось 5 лет, ФБР взяло монстра с поличным. Он пошёл на сделку со следствием (благодаря чему получил только 27 лет) и рассказал, что иногда через Интернет предлагал ребёнка для таких же утех и другим. А чтобы он легче переносил мучения, накачивал успокоительным.

История Маши Яшенковой из Новошахтинска о том, как она пережила ад - сначала в России, а потом в США. Её в 4 года чуть не зарезала мать-акоголичка, а в 5 лет усыновил одинокий американец Мэтью Манкузо , - до 13-летия он насиловал родную дочь. В первую же ночь он изнасиловал и Машу, и так продолжалось пять лет. Ещё он сделал из неё порнозвезду Интернета. Тут-то ФБР и вычислило преступника. Скандал был мировой, и из него устроили сентиментальное шоу: девочку отдали женщине, пережившей такое же насилие. Хотели как лучше, но получилось… как у нас. Новая мать оказалась бывшей наркоманкой, издевалась над Машей. Девочка попыталась совершить самоубийство, и её забрали у истерички.

Комментарий специалиста

Что же во всех этих случаях общего и как их избежать? Мы нашли специалиста, занимающегося подобными проблемами и согласившегося прокомментировать их непредвзято, но только на условиях анонимности.

Такое маниакальное поведение связано с расстройством влечений, и они практически не поддаются коррекции. Влиять на них очень трудно, они связаны с самыми глубинными свойствами психики - влечения лежат в основе жизни. Судите сами: нормальные влечения к пище обеспечивают поддержание жизни, а к сексу - продолжение рода. Их нарушение обычно имеет биологическую, врождённую основу. Расстройство влечений опасно и для самой личности, и для общества.

Страсть так сильна, что преобладает не только над этическими нормами, но и над чувством страха, инстинктом самосохранения. А после первого удачного насилия эти люди «входят во вкус», получая всё больше удовольствия. Поэтому они склонны повторять свои действия, и их нужно держать под контролем общества. Но сейчас в нашей стране это сложно: психиатрическая служба во многом разрушена, а органы полиции не склонны заниматься такими проблемами. Выявить их превентивно практически невозможно (к тому же такие попытки расцениваются как нарушение прав личности). Нужно развивать психиатрию, полицейскую службу, социальный контроль.

Резюме

1. Долгое время считалось, что умственные способности человека определяются наследственностью и что их можно оценить, измеряя скорость восприятия и реагирования.

2. Создатели первых тестов на умственное развитие определяли интеллект как способность адаптироваться к окружающей среде бла­годаря разумному мышлению и разумным действиям.

3. Было предложено несколько схем, описывающих структуру ин­теллекта. Спирмен выдвинул идею о том, что существует фактор общего интеллекта и факторы отдельных специфических способностей. Терстоун выделил семь первичных умственных потенций, по которым можно судить о деятельности интеллекта в целом. Другие исследователи (например, Гилфорд) выделяли до 120 факторов. Томсон напротив,

Адаптация и творчество 459

считает, что интеллектуальная деятельность специфична для каждой конкретной задачи. Йенсен различает способности к конкретному и к абстрактному мышлению.

4. Кэттелл выделяет врожденный «аморфный» (жидкий) интеллект, состоящий из потенций, на базе которых развивается интеллект «крис­таллизованный», причем это развитие продолжается всю жизнь. Соглас­но представлениям Хебба, оценить можно только интеллектД, фор­мирующийся на основе потенциального интеллекта А и жизненного опыта.

5. Существуют три группы факторов развития интеллекта. Генети­ческие факторы определяют тот потенциал, который наследует ребенок. Другие врожденные факторы действуют от момента зачатия до момента рождения; такими факторами могут быть хромосомные аномалии (на­пример, при болезни Дауна), неполноценное питание плода или забо­левания матери во время беременности. Факторы окружающей среды чрезвычайно разнообразны; к важнейшим из них относится правильное или неправильное питание грудного младенца, его психическая сти­муляция, место в ряду рождающихся в семье детей, принадлежность к тому или иному социальному классу и, наконец, школьное образо­вание.

6. Первую попытку оценить интеллект с помощью тестов пред­принял в начале века Бине. Этот ученый ввел представление об ум­ственном возрасте, позволяющем оценить интеллектуальное развитие того или иного ребенка по сравнению с его одногодками. В дальнейшем на основании соотношения между умственным и хронологическим возрастом был выведен менее относительный показатель, названный коэффициентом интеллектуальности (IQ).

7. После теста Бине появились и другие тесты на умственное раз­витие. Наиболее известны из них тесты Стэнфорд-Бине, армейские тесты и шкалы интеллекта Векслера для взрослых и детей. Однако в 70-х годах их реальная ценность была поставлена под сомнение, и постепенно ими стали пользоваться все реже. Тем не менее некоторые исследователи все еще продолжают применять их при изучении наследования интеллекта.



8. Применение интеллектуальных тестов, в частности, позволило построить кривые распределения интеллекта среди населения. В соот­ветствии с этими кривыми у 2-3% людей имеется умственная отста­лость, а у 1-2%-чрезвычайно высокий уровень интеллекта.

9. Исходя из того, что существуют разные способы решать ту или иную задачу, Гилфорд подразделил мышление на конвергентное и ди­вергентное. Последнее лежит в основе творческого мышления и харак­теризуется пластичностью, гибкостью и прежде всего оригинальностью решений. По-видимому, при IQ 120 и выше исчезает корреляция между интеллектуальными и творческими способностями. Можно также ду­мать, что в отношении этих двух способностей нет разницы между двумя полами.

10. Уоллак и Каган показали, что если у ребенка одинаково высоки

460 Глава 9

или одинаково низки и интеллектуальные, и творческие способности, то он адаптируется в обществе достаточно легко -в отличие от детей у которых выражен только один тип способностей.

11. Многие исследователи пытались выявить личностные особен­ности творческих людей. По-видимому, наиболее типичные из этих способностей - это антиконформизм, эклектизм, интерес ко всему слож­ному и новому, а также способность удивляться и восхищаться.

Читая эту главу, мы постоянно видели, насколько еще оживленны дискуссии о наследовании интеллекта. Разумеется, это обусловлено тем, что этот вопрос имеет важное философское и политическое значение. Здесь больше, чем где-либо, играют важную роль предубеждения ис­следователей. Порой они даже начинают превалировать над необхо­димой каждому ученому осторожностью в истолковании фактов. Это в особенности касается областей науки, имеющих прямое социальное значение.

В самом деле, из утверждения, что доказана наследственная природа интеллекта, вытекают далеко идущие следствия. Это позволяет, в част­ности, почти автоматически оправдать социальное неравенство: можно будет утверждать, что социальный успех всегда ждет тех, кто рожден для этого успеха, поскольку ум этим людям дан от природы. Это даст также основание считать, подобно Гальтону, что если условия жизни лиц из привилегированных классов лучше, чем у низших классов, то это связано с тем, что интеллект представителей высших классов позволил им создать такие условия.

Кроме того, утверждение, что доказана не только наследственная природа интеллекта, но и неравномерность его распределения между различными группами населения, позволяет оправдывать расистские идеи о неравенстве этих групп. Это может также повлечь за собой формирование каст, и представители некоторых из них могут быть сочтены «гражданами второго сорта». Эти люди будут вынуждены заниматься лишь «черной» работой, а их человеческие права будут ограничены, поскольку с генетической точки зрения они якобы менее способны участвовать в решении общественных проблем, требующих определенного уровня интеллекта 1 . В самом крайнем случае дело могло бы дойти до запрета «скрещиваний», способных привести к снижению генетического потенциала «высшей» группы.

К сожалению, эти идеи не относятся только к области фантастики. История фашистской Германии 30-х годов и некоторых государств, в которых даже в наши дни белое меньшинство держится у власти,

1 Подобные идеи уже высказывались древними греками и римлянами.

Адаптация и творчество 461

опираясь на подобные расистские концепции, неопровержимо дока­зывает, что опасность таких тенденций существовала и продолжает существовать.

В демократических странах такие взгляды тоже могли бы привести к серьезным последствиям. В частности, они могли повлечь за собой прекращение демократизации школы, так как стало бы очевидным, что суммы, затрачиваемые на «подтягивание» детей из низших слоев, пускаются на ветер. Поэтому чрезвычайно важно внести в эту дискуссию ясность и рассмотреть некоторые утверждения и те данные, на которых они основаны.

Существует пословица: «Гениями рождаются, а не становятся». Действительно ли это так? Возможно, так называемую гениальность можно развить в себе при помощи труда? Или высокий степень таланта и способностей – это все же врожденное свойство отдельных «избранных» людей, с которыми никогда не сравниться «простой смертный»? Это вечная тема для споров между философами, психологами и другими учеными.

Понятие «гений» в широком смысле охватывает людей с очень высоким уровнем одаренности в искусстве и науках; тех, которые добились успеха в самых разных социальных, политических и коммерческих областях, а также лиц, которые проявляют феноменальные умения и достижения, но пока не добились признания. Согласно научному определению, гениальность является проявлением чрезвычайно высоких способностей и интеллектуального достижения. Поэтому в отношении творчества использование буквального термина «гений» несколько путается в том, что все гениальные произведения, например, неизменно выдающиеся характеристики стандартной хирургической процедуры или постоянное и эффективное решение проблем, не обязательно являются творческими. Напротив, все творческие продукты, такие как новая и ценная вычислительная программа, не обязательно являются гениальным произведением. Тем не менее, гений и творчество могут часто осмысленно пересекаться, особенно в науке.

Существует также общее мнение о том, что творчество и гениальность, состоящие из высокого мастерства и способностей, хотя и не обязательно необычайного интеллекта, могут пересекаться в литературных, музыкальных и художественных областях.

Научные свидетельства убеждения, что гениями рождаются, а не становятся, или что гениальность можно унаследовать, очень скудны, и на самом деле их практически не существует. В дополнение к известному, но ненадежному изучению передачи гениальных способностей от отца к сыну, эксперименты Фрэнсиса Гальтона или другие исследования, основанные на профессиональном наследовании и временном и национальном распределении, дали очень переменные и, по существу, отрицательные результаты.
Важной позитивной причиной для сохранения этой идеи является предоставление гениев должным образом. Отношения между генетической передачей и воздействием окружающей среды, хотя сегодня все более понимаются и разъясняются, в некоторых случаях остаются тайной. Обозначение «гений» является почетным, частично основанным на этой тайне. Вера в то, что кто-то с потенциально очень высокими достижениями «рождается с ними», обозначает нерушимую способность. Никто не несет ответственности за достижения — за исключением косвенно генетического состава родителей — и ни один человек или влияние (за исключением плохого здоровья или травмы) не могут изменить или уменьшить способности. Человек очень одаренный, совершенно особенный и заслуживает высоких наград. С другой стороны, негативная причина для абсолютной генетической убежденности в том, что все люди, которые знают, что они не гении, могут чувствовать себя обделенными.

Несмотря на отсутствие прямых доказательств генетической основы гения или творчества, один фактор заслуживает особого внимания, особенно в отношении науки, — косвенно было установлено, что интеллект обладает сильной генетической передачей. Этот фактор в той или иной форме был важным для творческого достижения во всех отраслях науки. Хотя это только один из когнитивных факторов, и поэтому он не имеет причинно-достаточной связи сам по себе, высокая степень сложности, широта и количество научных знаний, в частности, потребовали для творческого достижения уровня интеллекта значительно выше среднего.

Сначала надо определиться что это такое. В моем понимании - это сексуальное влечение к представителю того же пола. Согласны? Ключевое слово здесь - сексуальное. Насколько я знаю, маленькие дети не испытывают сексуального влечения в полном смысле этого слова. Дети зачастую почти всегда дружат и имеют привязанность именно к своим однополым друзьям. Девочки любят играть с девочками, мальчики с мальчиками. Например, у моего сына есть друг Слава, они часто обнимаются. При этом Ваня абсолютно безразличен к девочкам в саду и даже с ними враждует. Например с Василисой они как кошка с собакой, Василиса нахохливается при любом приближении Вани. Когда меня спрашивают, пытаясь таким образом доказать "природность гомосексуализма", с какого момента мне нравились мальчики? - Отвечаю - Они мне нравились с самого начала, гораздо раньше чем девочки. Это нормально! Мой сын (как и я) отнюдь не врожденный гомосексуалист, он нормальный мальчик, который естественно для этого возраста тянется к себе подобным. Вообще любой ребенок - не гомосексуалист и быть им не может по определению! Он вообще не -сексуалист.

Для начала надо понять, можно ли вообще воздействовать на гомосексуально ориентированных при помощи воспитательных мер. А для этого в первую очередь необходимо ответить на вопрос: откуда что берется? Почему случается так, что некоторые люди выбирают нетрадиционный путь?

Оказывается, определенная доля гомосексуалов становятся таковыми еще в утробе матери. Ученые доказали: истинный гомосексуализм – врожденная ориентация, а не свободный выбор человека (конечно, исключая случаи, когда это случается по принуждению – или парень просто следует моде). Как утверждают ученые, занимающиеся данной проблемой, процент геев с врожденной ориентацией на планете Земля примерно такой же, как и процент рыжих, а именно – около 4-5%.

Во-первых, около 10% мужчин имеют так называемый «голубой» ген, но становятся гомосексуалистами только около половины из них благодаря 50-70-процентному фактору пенетрантности этого гена (шанса проявления). Именно поэтому не всегда у отца со склонностью к гомосексуализму рождается такой же сын, так же, как и не всегда у гея и отец такой же. И даже в паре близнецов, из которых один – нетрадиционной ориентации, второй будет геем только в 50% случаев для однояйцевых близнецов и в 20% случаев для разнояйцевых.

Во-вторых, дело не только в генах. Пол будущего ребенка закладывается в возрасте 6-8 недель. Если эмбрион – мальчик и получает на этом этапе достаточно мужских гормонов, он вырастет обычным мужчиной. Но если этот эмбрион в довесок к своему традиционно мужскому хромосомному набору (то есть к паре ХУ) получил несколько повышенную дозу женских гормонов (например, вследствие стресса, генетических особенностей, гормонального лечения, получаемого мамой на момент зачатия и на раннем этапе беременности), этот мальчик станет мужчиной, которому будут присущи некоторые особенности женского мышления и поведения. Если же этих гормонов был явный переизбыток, получится человек с мозгом женским по структуре, но в мужском теле (хромосомы-то получены мужские). Повзрослев, он, вероятнее всего, станет гомосексуалистом.

Однако в качестве профилактики гомофобии могу сказать вот что: гомосексуальные наклонности – не признак тотальной порочности, и среди «нетрадиционно ориентированных» точно так же, как и среди натуралов, процентное соотношение приличных людей и мерзавцев одинаково. Нередко случается так, что Интернет становится еще одним фактором раскрытия тайных желаний человека, гей знакомства в сети - наиболее распространенный вид общения между представителями нетрадиционной ориентации.

Что касается девочек, то здесь ситуация точно такая же: если эмбрион – девочка (с половыми хромосомами ХХ) и в него поступает мало мужских гормонов, у него формируются не только женские половые органы, но и, скажем так, «матрица мозга» остается женской. Но иногда – например, в результате медикаментозного гормонального вмешательства или, как уже было сказано, вследствие стресса (провоцирующего изменение гормонального фона), образуются женские эмбрионы, получившие избыточную дозу мужских гормонов. В результате рождается девочка, обладающая в большей или меньшей степени мужским складом ума, которая в будущем тоже, кстати, имеет повышенные шансы стать «нетрадиционной».

Считается, что 80-85% мужчин имеют преимущественно мужской склад мышления, у 15-20% ум в той или иной степени феминизирован. Многие из последней группы приобретают неправильную сексуальную ориентацию (неправильную потому, что для них она является не врожденной, генетически обусловленной, а приобретенной). Поэтому процент биологических геев около 4-5, а реальных гомосексуалистов и «бисексуалов» – гораздо больше. Около 10% женщин имеют мужской склад ума.

Таким образом, становится понятно, что воспитание ребенка, если только оно не носит именно развратного характера, на ситуацию не повлияет. А что касается привития мальчикам типично мужских стереотипов поведения, вроде «мальчики не плачут», «мальчика не надо ласкать, чтоб не вырастить бабой», или же девочкам – типично женских («девочка должна всегда уступать и знать свое место» или «все девочки – принцессы и имеют право на соответствующее отношение»), то они только калечат эмоциональную сферу детей, никоим образом не влияя на врожденную сексуальность.

Недолюбленные, недоласканные мальчики вырастают в эмоционально холодных мужчин, не умеющих проявлять свои чувства и имеющие поэтому сложности в построении семейных отношений (причем чаще всего они имеют такую толстую шкуру, что ухитряются эти трудности вообще не заметить – разводы настигают их обычно, как гром средь ясного неба). Выращенные же ханжами или потребительницами девочки тоже имеют проблемы, а также в изобилии создают их окружающим. Поэтому ни лаской, ни твердостью – если только они в разумных пределах и пропорциях – ребенка не испортишь (ни в сексуальном, ни в эмоциональном смысле).

Ладно, предположим, гомосексуализм - это врожденное свойство. Давайте разовьем эту мысль дальше. Можем ли мы осудить человека, если он не виноват, что "он такой"? Нет, не можем. Т.е. автоматически мы должны признать гомосексуализм нормой, пусть несколько иной, чем наша. Есть же разные расы, негры, китайцы и европейцы.

Если вдруг возникнут какие-то непримиримые противоречия между гомосексуализмом и религией, то религию вообще можно будет поставить под вопрос. А не вымысел ли она?

Следующий шаг - геям надо позволить жить так, как им заложено "природой". Легализовать гомосексуальные браки! Они же "нормальные врожденные", это подло - лишать людей счастья.

Кстати, возвращаясь к закону о запрете гей пропаганды. Куда идти ребёнку, если гомосексуализм - врождённое свойство? Ведь любой врач, психолог и исследователь вынужден будет говорить сугубо негативные вещи ребёнку, а это отразится на детской психике. В итоге закон не спасает подростков и юношей с гомосексуальной ориентацией от гомосексуализма, а приносит им вред.

По сути я нарисовал будущее, которое уже начало переходить в нас тощее. У нас только начало, на Западе уже вовсю. Достаточно вспомнить "семью" Элтона Джона, в которой от суррогатной матери появился сын, а его крестной матерью (!) стала Леди Гага, активистка ЛГБТ-движения.

А теперь заключительный вопрос. Если гомосексуализм - это природная "немного другая сексуальность", то что такое педофилия - как не то же самое?! "Я просто люблю мужчин" - говорит гей. "Я просто люблю детей" - говорит педофил. Какая между ними разница?! Почему "одно природное свойство" жестоко преследуется, а второе оправдывается, дескать "ну природа у него такая"?

Развитие сложных моделей тестирования и измерения интеллекта стимулировало исследования его природы. Здесь мы кратко рассмотрим некоторые самые важные и яркие моменты нескончаемой полемики по этому вопросу.

Врожденное или приобретенное? Когда-то жаркие, споры вокруг проблемы «природа или воспитание» все еще вспыхивают редкими искрами на страницах научных и популярных изданий. Например, Артур Йенсен вызвал целую бурю дискуссий, когда заявил, что 80% того, что измеряют тесты IQ, наследуется и только 20% определяется средой. Далее он высказал убеждение, что интеллект определяется расовой принадлежностью, при этом количество интеллектуальных генов чернокожих меньше, чем у белых людей. В проведенном исследовании граждане США, причислявшие себя к чернокожим, при выполнении IQ-тестов действительно набирали в среднем на 10-15 баллов ниже, чем граждане США, причислявшие себя к белому населению. Однако в последние годы эта разница все больше и больше сокращалась, и сегодня большинство исследователей соглашаются, что приспособления к экономическим и социальным различиям в жизни черных и белых детей практически уничтожили различия между этими группами по уровню IQ.

Исследования Йенсена были подвергнуты массовой критике, и нет необходимости продолжать их обсуждение на страницах нашего сайта, но стоит заметить, что такая оценка его работ помогла созданию отрицательного отношения к возможности генетического вклада в детерминацию интеллекта. Некоторые ученые отстаивают позицию, согласно которой не существует никаких данных, свидетельствующих в пользу того, что гены каким-либо образом влияют на уровень IQ.. Выдающийся исследователь развития Сандра Скарр подчеркивала, что, несмотря на наличие отрицательной оценки со стороны коллег, исследование Йенсена внесло важнейший вклад в науку. Однако такая оценка не позволяет считать его выводы более достоверными.

В настоящее время взгляды специалистов отличаются единством: исследователи пришли к согласию, что наследственность и факторы среды в равной степени влияют на интеллект и что это динамический, реципрокный процесс. Дальнейшее рассмотрение факторов среды, воздействующих на интеллектуальное развитие и достижения, представлено ниже.

Общие и специальные способности

Некоторые тесты интеллекта определяют интеллект как унитарное свойство, однако большинство из них определяют его как комбинацию нескольких способностей. Шкала интеллекта Векслера для детей, например, включает в себя отдельные субтесты для оценки общей осведомленности, понятливости, арифметических навыков, словарного запаса объема внимания, образного мышления и других способностей. Этот тест дает оценку вербального, невербального интеллекта и общую оценку интеллекта, объединяющую две предыдущие. Современная версия теста Стэнфорд-Бине следует аналогичным путем, разбивая общий интеллект на отдельные компоненты.

Одним из активных сторонников представления о том, что интеллект состоит из нескольких независимых способностей, является Ховард Гарднер. На основании изучения неврологии, психологии и антропологии он первоначально выделил семь основных категорий интеллекта: лингвистический, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный, трансперсональный и интраперсональный, а позднее добавил к ним натуралистический (природный), и их общее число стало равняться восьми. Природный интеллект представляет собой способность опознавать и классифицировать растения, минералы и животных, в том числе камни, травы и все разновидности флоры и фауны. Другими словами нам необходимо знать, на каких животных следует охотиться, а от каких убегать. Этот уровень интеллекта у разных людей сильно различается. Гарднер считал, что природный интеллект имеет особое значение для выживания человека как вида. Несложно проследить, как мог измениться такой вид интеллекта у человека в ходе эволюции.

Таким образом, хотя количество баллов, получаемых неким ребенком по шкале академических способностей, измеряемых большинством интеллектуальных тестов, оказывается, например, ниже среднего, он может набрать высокие баллы по остальным функциям интеллекта, таким как способность понимать чувства и мотивы других людей. Конечно, необходимо учитывать, использует ли ребенок различные виды интеллекта.

Роберт Стернберг придерживался другой позиции и разработал свою иерархическую концепцию интеллекта, включающую три части. Согласно Стернбергу, контекстуальный интеллект (относящийся к контексту, в котором находится индивид) связан с адаптацией к окружающей среде и тем, что можно назвать «здравым смыслом»; эмпирический интеллект (связанный с личным опытом индивида) - это способность справляться с новыми задачами или ситуациями так же успешно, как и с привычными, и, наконец, компонентный интеллект (рассматриваемый исходя из его компонентов) приблизительно соответствует способностям, измеряемым с помощью тестов IQ. Стернберг с коллегами применяли свою иерархическую трехсоставную модель к различным проблемам: интеллектуальное обучение в школах, взаимосвязь интеллекта и креативности, составные части здравого смысла (практического интеллекта — сайт) и методы его диагностики, кросс-культуральные различия интеллекта. Здесь перечислены лишь некоторые из них. В своей последней «теории успешного интеллекта» акцент, делаемый Стернбергом на практических аспектах интеллекта в жизни, сохраняется, наиболее полно они представлены в сводке ниже.

Сводка: Компоненты успешного интеллекта по Стернбергу

Определение успешного интеллекта

— Способность достигать успеха в жизни
— Согласно личным стандартам и нормам
— В рамках данного социокультурного контекста

Типы навыков обработки информации, необходимых для успешного интеллекта

— Аналитические
— Креативные (творческие)
— Практические

Употребление навыков обработки информации, необходимых для успешного интеллекта

— Адаптация к окружающим условиям
— Формирование окружающих условий
— Выбор окружающих условий

Механизмы использования навыков обработки информации, необходимых для успешного интеллекта

— Обращение своих сильных сторон себе на пользу
— Коррекция своих слабых сторон
— Компенсация своих слабых сторон



Рассказать друзьям