Гомофобы - кто это? Значение слова "гомофоб". Чего боятся мужчины? Мысли о гомофобии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Гомофобия - необъяснимый навязчивый страх перед гомосексуальными мыслями, чувствами, действиями, враждебное отношение к людям нетрадиционной сексуальной ориентации. Крайнее проявление гомофобии - издевательства, избиения лиц, подозреваемых в однополой любви. Это явление приняло настолько большой размах, что различные социальные институты ставят его в один ряд с ксенофобией, расизмом, антисемитизмом.

Причины

Гомофобия рассматривается психологами не как диагноз, а как отношение человека к явлению, сформировавшееся под влиянием информации, полученной из различных источников. Часто гомофобные настроения взращиваются в семье, где ее члены негативно высказываются об однополых связях, рабочем или школьном коллективе, социуме, нетерпимом к меньшинствам.

Некоторые специалисты считают, что во многих случаях ненависть к гомосексуалам - это признак срытой гомосексуальности, которая тщательно замалчивается и маскируется. Боясь внутренних чувств, фантазий, влечений, направленных на представителей своего пола, человек формирует и развивает в себе отвращение и неприятие всего, что связано с нетрадиционными отношениями и открыто демонстрирует свою позицию окружающим. Боязнь поддаться недозволенным стремлениям и страх, что об этом станет известно, толкает личность на проявление неприкрытой враждебности против всех, кто пытается защищать права людей на сексуальную самореализацию нетрадиционным способом.

Среди гетеросексуалов гомофобия распространена не в меньшей степени. Мужчины - натуралы считают позором и оскорблением мужского достоинства поведение гомосексуалистов. Они отрицают врожденные наклонности как первопричину нетрадиционной любви.

Нередко ярыми противниками однополых связей становятся люди, у которых член семьи или друг заявил о связи с представителем своего пола. Шокированные подобной новостью родитель, брат, сестра, друг оказываются не в состоянии смириться и принять ориентацию близкого человека, не в силах ничего изменить. В отчаянии они направляют свою ненависть на всех представителей сексменьшинств.

Проявлять гомофобные настроения более склонны мужчины. Их неприязнь направлена больше против гомосексуалистов, трансвеститов и транссексуалов мужского пола, чем против лесбиянок и женщин, сменивших пол. В представлении некоторых людей гомофобные действия подчеркивают их мужественность. Женщины, как правило, более лояльны к сексуальным меньшинствам и менее склонны к притеснению лесбиянок, даже если не оправдывают их связей.

Проявления

Гомофобию не следует путать с гомонегативизмом - отрицательным отношением к явлению гомосексуализма, неприемлемостью отношений между людьми одного пола . Лица, осуждающие гомосексуализм как порок, не испытывают ненависти и предвзятости к тем, кто ведет подобный образ жизни. Они не поддерживают движения, организации или отдельных активистов, пропагандирующих дискриминацию и акты насилия против представителей сексуальных меньшинств. Человека можно считать гомофобом, если в своем поведении он демонстсрирует следующие признаки:

  • резко критикует внешность, манеры тех, кто, по его мнению, не соответствует понятию мужественности, придумывает им обидные прозвища;
  • активно демонстрирует окружающим свое отрицательное отношение к атрибутике, одежде, традициям, взглядам нетрадиционалов;
  • выражает желание изолировать их от остальных людей, организовать для гетто, ограничить в правах и т. д;
  • испытывает непреодолимый страх перед тем, что гомосексуалистом станет его ребенок, контролирует контакты сына или дочери, переживает, если в их окружении отсутствуют лица противоположного пола;
  • возмущается, видя в толпе молодого человека, одетого в характерной манере;
  • настаивает на том, что люди нетрадиционной ориентации опасны для общества;
  • поднимает тему гомосексуализма в разговоре, рассказывает об этом анекдоты и случаи из жизни;
  • интересуется ориентацией знаменитостей;
  • старается любым способом продемонстрировать окружающим свои мужские качества;
  • никогда не станет носить одежду цветов, ассоциирующихся с гомосексуализмом.

Крайние проявления ненависти к сексуальным меньшинствам - участие в митингах, актах насилия, направленных на представителей нетрадиционной культуры, или активная поддержка подобных мероприятий.

Прежде всего, стоит разобраться с терминологией. В данном случае мы поговорим о резко негативной реакции ряда мужчин на проявления однополой любви. В целом, если традиционно ориентированному мужчине при виде однополого поцелуя захочется отвернуться — в этом не будет ничего удивительного. Но отвернуться и пройти мимо – это одно, а вот лезть в драку, специально преследовать, тратить время на борьбу с гей-сообществами, заводить специальные разговоры среди знакомых о необходимости искоренения этого «зла» и всячески демонстрировать свою неприязнь к – совсем другое.

Принцип зеркала. Мир – в каком-то смысле наше отражение, и то, как мы реагируем на события, показывает и нам и окружающим (при известной наблюдательности) наши болезненные места. Неприязнь к чему-то/кому-то может показывать нам скрытую зависть и желание обладать тем же (как правило, именно так «ненавидят» богатых) или невозможность принять в себе что-то.

Родители негодуют на упрямство детей, потому что не видят собственного упрямства, кто-то возмущается чрезмерной эмоциональностью ближних и проповедует сдержанность лишь потому, что боится собственных чувств, а кто-то возмущается хамством только потому, что аналогичные слова застревают у него самого в горле.

Негативная эмоциональная реакция на некое проявление мира – показатель . Так устроен весь наш организм – поврежденный орган сигнализирует нам болью о зарождающемся заболевании, а психика сигнализирует о нерешенном вопросе, о внутреннем зажиме болью душевной: раздражением, возмущением, злостью, страхом и ненавистью. Эти чувства никто не рвется испытывать, однако, они нужны для того, чтобы указывать человеку на нерешенные проблемы.

При отсутствии такого подхода негативные чувства будут усугубляться, раздражение и злость – накапливаться, организм и психика – расшатываться. Так что безопасным и тем более «праведными» назвать такое длительное причинение вреда самому себе точно нельзя. И даже если вы возмущаетесь вещами, заведомо осуждаемыми многими (тем же хамством), это – не повод разрушать себя день за днем: такая тактика уж точно мир от хамства не избавит. Поэтому лучше посмотреть в корень проблемы.

Чего боятся гомофобы? Если следовать логике, изложенной выше, то гомосексуальные отношения – это именно то, что гомофобы хотели бы, но не позволяют себе иметь. Конечно, было бы сликшом примитивно считать, что гомофобия представляет из себя только лишь хорошо скрываемую от себя самого, подавленную гомосексуальность. Яявление гомофобии формируют множество факторов.

И я попробую некоторые из них продемонстрировать на примере.

Ринат, 33года. Обратился по поводу отношений с женщинами, в которых он запутался. Не мог найти в себе достаточно чувств ни к одной ни к другой, потому не мог сделать выбор. И как часть проблемы выдвинул сомнение в своей способности влюбляться. Разбираясь в его анамнезе, мы вышли на один эпизод – подростковую влюбленность в старшеклассника, водившего их в походы. Ринат признался, что в то время очень быть на него похожим, и даже испытывал порой желание прикоснуться к его телу. Случалось, что Ринату снились сны с участием старшего товарища, это наложилось на бурное половое созревание, возникло чувство вины. Ринат давал себе слово «не думать о нем», время прошло, образ старшего товарища остался только как эталон для подражания – Ринат стал заниматься тем же спортом, что и тот парень, выбрал схожий стиль одежды, прически. Время от времени ребята встречались мельком во дворе (жили неподалеку), но бурных чувств у Рината он уже не вызывал. Случилось и «посвящение в мужчины» на одной вечеринке, Ринат особого восторга не испытал, но вполне справился. Сходился с женщинами потому что с ними ему было интересно, «ради здоровья», удобства, было с кем поговорить… Но чувств не было.

Начнем с желания. Оно было подавлено, потому что было стыдно, это осуждалось в семье, о нем не с кем было поговорить. Само по себе желание при этом могло не свидетельствовать о нетрадиционной ориентации.

Влюбленности в учителей и одноклассников своего пола испытывает множество подростков, в силу гиперсексуальности, свойственной возрасту, и бисексуальности, свойственной всем людям, плюс сам по себе активный поиск ответов на вопросы «что я есть, какова моя личность, какие у меня ориентиры» и масса неопределенности (а какая в этом возрасте может быть определенность?) порождают порой сильные чувства, которые вообще не обязательно связаны с сексом, и могут быть как к людям своего пола, так и противоположного.

Со временем в человеке окончательно оформляется его доминирущее начало (какое, в основном, и было заложено от природы), и для гомосексуальных людей становится понятно, что влечение к лицам своего пола для них было очень значимо и действительно сообщало им об их сути, а для остального большинства гетеросексуальных подростков это просто изживает себя и забывается. В норме.

Но наше общество сложно назвать толерантным, и потому страх перед гомосексуальными отношениями в обществе порой внушается раньше, чем вообще ребенок успевает осознать свою сексуальность. И, соответственно, не разбираясь в своих чувствах и не имея привычки их уважать (а только делить, как делали папа и мама, на «правильные» и «неправильные»), он начинает подавлять любые порывы, могущие иметь отношение к гомосексуальности.

Что и приводит в итоге к фиксации на теме. Потому что то, что мы не в состоянии прожить, на что мы не в состоянии дать себе разрешение (хотя бы поговорить об этом, выразить свои чувства хоть как-то, принять их) — остается в нашей психике как хроническая болевая точка.

Возникающие подростковые желания, которые сразу же объявляются «неправильными», тут же вытесняются, сублимируются, а мальчик изо всех сил пытается стать таким как все. Но уже чувствует некоторый внутренний «изъян» (особенно если в семье гомофобия культивировалась), поэтому у таких мальчиков присутствует пронесенное через всю юность чувство вины и страх за то, что его «раскроют», хотя спустя время мальчик и не помнит о том, что являлось источником вины.

Чаще всего, именно эта неосознанная вина заставляет будущего мужчину чувствовать себя хуже других мужчин, а как следствие – сомневаться в своей маскулинности, мужественности. И потому гомофобия символически помогает утвердиться среди «настоящих мужчин».

Однако, чувство собственной недостаточной маскулинности не обязательно напрямую связано с переживаниями влечения к человеку своего пола. На более поздних сессиях всплыли сложности отношений Рината с отцом . Отец был довольно властным и жестоким, мальчик привык его бояться. Требования у отца были всегда завышены, критика довольно строга, а к чувствам сына отец никогда не прислушивался, считал что они не достойны мужчины.

Ринат силился во многом подходить на отца, но понимал, что «недотягивает». Меж тем мать понимала его, и от того Ринат впоследствии чувствовал себя боле комфортно среди женщин, а вот друзей-мужчин практически не было. Скорее, Ринат привык смотреть на них как на угрозу, потому что в детстве сравнение с другими мальчиками бывало часто не в его пользу — таким приемом отец пытался вырастить в нем «здоровую соревновательность». Однако, со многими мужчинами Ринат привык поддерживать служебные, приятельские отношения, но по-настоящему среди них не расслаблялся. Не упускал случая «проехаться» на счет геев. И сам не помнит, откуда взял такую привычку.

В каждом из нас есть оба начала, и мужчина – это всего лишь оформленное доминирование мужских качеств и признаков над женскими, а не полное отсутствие женских. Но постоянное подавление со стороны старшего мужчины влечет за собой неуверенность в собственной , чувства страха и вины, отсутствие комфортных для данного индивида форм маскулинного проявления (а не все, одобренные обществом и родителями, будут обязательно комфортны для каждого) – все это ведет к тому, что женская структура психики становится более активной в таком мужчине.

Именно она реагирует на воображаемую ситуацию полового контакта с мужчиной, а доминирующая, хоть и слабая мужская часть личности в ответ испытывает панический страх перед женскими структурами психики. И не находит другого способа, кроме резкого подавления и кричащего отрицания. Что интересно, такие мальчики часто вырастают во вполне полноценых с виду семьях, вот только нередко случается так, что отцы в этих семьях являют собой примеры довольно жестокого и деспотичного поведения.

Внутренний конфликт, подсознательный страх оказаться «не вполне мужчиной» ведет к необходимости яростно отстаивать свою половую идентичность через гомофобию. Гомофобия, по сути – не боязнь гомосексуалистов и возможности контактов со своим полом, это боязнь женщины в себе.

Вполне уверенному в себе и состоявшемуся в своих глазах мужчине нет нужды доказывать окружающим, что он – «достаточно мужчина». Равно как и бояться в себе женских качеств. Еще древние даосы говорили о том, что чтобы стать мужчиной, надо познать в себе женщину.

А Ринат по-прежнему ходит на терапию. И его гомофобия медленно отступает по мере того, как он узнает все больше о своем формировании, понимает себя, учится одновременно видеть свою уникальность вне сравнения с другими, учится уважать себя-мужчину и принимать в себе женскую часть. Он понял, почему у него было ощущение, что «чувств нет». И понял, что они обязательно будут.

В общении с другими он стал мягче, корректнее, стало меньше агрессии. С обеими женщинами порвал отношения, поняв, что хочет настоящих чувств, а они придут тогда, когда он лучше узнает себя. И надежда на то, что одним уверенным мужчиной станет больше, однозначно есть.

Смысловые варианты словоупотребления

Это понятие относят, в его узком смысле, к неконтролируемым отрицательным эмоциям (страх, отвращение, гнев и т. п.) по отношению к людям гомосексуальной ориентации и однополым сексуальным контактам. Отдельных клинических признаков гомофобии в психиатрии и психотерапии не существует, такой болезни нет в «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам» американской психиатрической ассоциации . Сам термин «гомофобия» не является обозначением психического расстройства .

Современные учёные определяют гомофобию более широко, как «предрассудки, дискриминацию, притеснения или акты насилия в отношении лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендерных лиц» . Термин «гомофоб» содержит смысл страха и боязни, при этом перенос данного значения на противников терпимого отношения к гомосексуальности может расцениваться теми как оскорбление. В качестве альтернативы выдвигаются более нейтральные термины, например «гомонегативист ».

История понятия

Другие значения слова (до 1980-х)

Введение понятия

Понятие «гомофобия» в психологии

Пределы применения понятия

Психологи отмечают, что чёткую границу между негативным отношением к гомосексуальности и гомофобией провести непросто. Некоторые полагают, что гомофобия связана с наличием негативных эмоций (а не только с декларированием некой позиции) и/или активной борьбой с проявлениями гомосексуальности. Например, Хадсон и Рикеттс в своей работе 1980 года отмечали, что благодаря широкой экспансии термина из профессионального сообщества в массовую культуру западного общества, под гомофобией стали зачастую подразумевать любое действие против проявлений гомосексуальности или негативное отношение к ним. Также они обвиняют исследователей в неразличении интеллектуального неприятия гомосексуальности (гомонегативизма) и личных, эмоциональных реакций (гомофобии). В целях более чёткого разделения гомофобии и гомонегативизма эти авторы подчеркнули, что гомонегативизм включает в себя суждения, основанные на оценке моральности гомосексуальной и бисексуальной ориентаций, а также действия на основе представлений, предпочтений, закона, социальной приемлемости или других интеллектуальных причин. Под гомофобией же, по их мнению, следует понимать строго фобические проявления ярких эмоций страха, тревоги или отвращения (которые могут включать или не включать когнитивный компонент) в процессе непосредственного личного общения с лицами гомосексуальной ориентации. В социальных науках, однако, не все разделяют такую классификацию. Херек в высказался против дальнейшего использования понятия гомофобия, поскольку оно возлагает основную вину на индивида, вместо того чтобы рассматривать антигомосексуальные проявления как отражение культурных влияний, и предлагает пользоваться термином «антигомосексуальные предрассудки » .

Исследования природы гомофобии

В связи с большим вниманием, уделяемым проблемам альтернативной сексуальной жизни в западных странах, психологи и представители социальных наук активно исследуют феномен гомофобии как в резких, так и в умеренных его проявлениях. Существует немало исследований, посвящённых корням этого явления. Наиболее популярным объяснением служит «попытка отвлечь от себя возможные подозрения в наличии гомосексуальных склонностей», что, отчасти, подтверждается экспериментальными исследованиями. Например, Генри Адамс, Лестер Райт-младший и Бетани Лор в 1996 году опубликовали статью с описанием исследования, в котором двум группам мужчин, условно определённым как «гомофобы» и «не-гомофобы» (уровень «гомофобии» определялся в соответствии с опросником «Индекс гомофобии» Хадсона и Рикеттса), предъявлялись эротические стимулы гетеросексуального, женского гомосексуального и мужского гомосексуального характера. У всех испытуемых была зафиксирована эрекция при демонстрации изображений гетеросексуального и женского гомосексуального характера, в то время как аналогичная реакция на мужские гомосексуальные сюжеты наблюдалась только у мужчин из условной группы «гомофобов». В то же время полученные результаты опровергли тезис о том, что «гомофобами» являются лишь испытуемые с агрессивным поведением: разницы между «индексами агрессивности» двух групп выявлено не было.

Многие западные исследователи также обращают внимание на роль традиционной культуры, традиционных ценностей и воспитания в формировании гомофобии. Например, Майкл Киммель рассматривает воздействие доминирующих стереотипов маскулинности («ультра-мужского поведения»), и заявляет что гомофобные реакции - один из способов подчёркивания мужественности. Одним из ярких подтверждений данной позиции является «дифференцированная» гомофобия, то есть гораздо более частое проявление агрессивности и неприязни со стороны мужчин по отношению к «женственным» мужчинам. По данным психологов, гомофобов среди женщин значительно меньше, чем среди мужчин.

Как известно из биологии, основная масса самцов стремится доминировать в своём сообществе, а поскольку пассивный гомосексуальный контакт приводит к значительному снижению статуса самца в сообществе, то самцы, борющиеся друг с другом за доминирующее положение, опасаются того, что более сильный самец может осуществить с ними гомосексуальный контакт с активных позиций, но здесь не учитывается тот факт, что не всякий гомосексуальный контакт связан с унижением, а связан с удовлетворением сексуальной потребности и люди зачастую путают позы гомосексуального унижения и позы сексуального контакта. Это проявляется и у животных. С этой точки зрения, гомофобией может называться только боязнь принуждения к участию в гомосексуальном контакте в пассивном качестве. Находясь в иерархичном сообществе, самцы предпринимают действия с целью исключить угрозу принуждения к участию в гомосексуальном акте - к таковым относятся как избегание представляющих подобную угрозу самцов, так и агрессивное нападение на них .

Интернализированная гомофобия

Одним из видов гомофобии, вызвавшим пристальное внимание психологов, стала интернализированная (интернальная) гомофобия - ситуация, когда гомосексуалы и бисексуалы боятся или испытывают отвращение к гомосексуальности, может означать также страх индивида стать гомосексуальным, страх перед собственным возможным гомосексуальным поведением . Некоторые гомосексуалы, бисексуалы и лесбиянки при этом подавляют собственные гомосексуальные желания и стремления, другие же этого не делают, но могут испытывать при этом различные негативные эмоции - комплекс вины, тревогу, угрызения совести и т. д. Некоторые авторы считают, что называть таких людей латентными гомосексуалами некорректно, так как человек является тем, кем он хочет быть, а гомосексуалом такой человек быть не желает .

Интернализированная гомофобия может иметь различные негативные последствия для психологического здоровья индивида. При этом могут наблюдаться снижение самооценки, невротизация, развитие различных психологических комплексов, депрессия и даже суицидальные намерения и попытки. У гомосексуалов и бисексуалов, живущих скрытно (скрывающих свою ориентацию от окружающих) и страдающих интернализированной гомофобией, может также развиваться своеобразная параноидная настроенность, болезненная мнительность и подозрительность. Такому человеку всё время кажется, что его «вычислят», раскроют, что над ним за его спиной смеются, обсуждают, осуждают, а также что его могут уволить с работы, что его не принимают или к нему плохое отношение именно из-за того, что о его ориентации догадываются или знают. При этом такие опасения могут иметь или не иметь под собой реальных оснований.

Понятие «гомофобия» и общество в зеркале прессы

Законы против преступлений на почве ненависти против гомосексуалов. В странах, отмеченных фиолетовым, приняты законы, согласно которым к категории лиц, преступления против которых попадают в категорию «преступлений на почве ненависти», отнесены гомосексуалы.

Гомофобия как неприязненное отношение к представителям сексуальных меньшинств представляет собой весьма распространённое явление, которое зачастую приводит к насилию и оскорблениям, институционализированной гомофобии, т. н. гетеросексизму - дискриминации людей гомосексуальной ориентации со стороны общества .

Гомофобия и дискриминация сексуальных меньшинств

Движения

Линии поведения

Законодательство

Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ. ) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы » · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские расовые законы

Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка (США) · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · КПИ · Конвенция МОТ № 111 (англ. ) · Конвенция МОТ № 100 (англ. ) · Протокол № 12 к ЕКПЧ (англ. )

Следствием распространения гомофобии является нарушение прав сексуальных меньшинств, проявляющееся как в законодательстве некоторых государств, так и вне правового поля, путём личных решений отдельных чиновников, препятствующих геям и лесбиянкам в занятии определённых должностей, проведении митингов и шествий.

Например, в России до 2003 года действовал Приказ министра обороны № 186, согласно которому гомосексуализм относился к психическим отклонениям, что означало запрет на службу в армии. В 2003 году в связи с принятием нового положения о военно-врачебной экспертизе, вводящего нормы международной классификации болезней , это ограничение было отменено.

Мнение противников гомосексуальности по поводу термина «гомофобия» и его применения

Большинство противников однополых сексуальных отношений заявляют, что их отношение к явным проявлениям гомосексуальности связано в основном с представлениями большинства о норме, а следовательно, не является чем-то предосудительным или ненормальным. Некоторые из них возражают против правомерности использования термина «гомофобия», считая его идеологическим клише , которое чрезмерно широко используется для того, чтобы создавать представление о противниках гомосексуальности как о не вполне нормальных и здоровых людях. В связи с этим возникали предложения заменить его более нейтральным термином «гомонегативизм ». Однако существует точка зрения, что гомофобия - форма ксенофобии и, следовательно, связана в первую очередь именно со страхом перед иными, теми, кто выделяется из общей массы.

Противники гомосексуальности считают, что гомосексуальность является не вариантом нормы, а её нарушением (клиническим расстройством, грехом, нарушением норм общественной морали), а следовательно, отвращение к этому явлению естественно.

Традиционные ценности - устойчивые моральные нормы и представления о жизненном пути человека, передаваемые из поколения в поколение и зачастую имеющие религиозные основания. В традиционных течениях христианства, иудаизма и ислама проявления гомосексуальной ориентации рассматриваются как тяжкий грех, и если живущих во грехе следует призывать к покаянию, то с пропагандой греховного образа жизни, по мнению религиозных активистов, следует бороться. Таким образом, религиозные активисты требуют от государства запрета публичных акций лиц с гомосексуальной ориентацией (гей-парадов и т. п.), а также уголовных либо административных санкций за подобные действия. Традиционалисты могут также обвинять гомосексуалов в разрушении способной к репродукции семьи, но не уточняют, как гомосексуалы могут помешать в этом разнополым парам.

Гомофобия в России

В связи с намерением сексуальных меньшинств провести в 2006 году гей-парад в Москве, «Фонд Общественное мнение» организовал социологический опрос , в результате которого были обнаружены следующие тенденции в отношении российского общества к сексуальным меньшинствам (гомосексуалам и лесбиянкам):

…в российском обществе нет однозначного отношения к представителям сексуальных меньшинств: почти половина респондентов (47 %), по их признанию, относятся к гомосексуалам и лесбиянкам с осуждением (причем такое мнение чаще других разделяют мужчины и представители наименее ресурсных социальных групп: люди старшего возраста, малообразованные граждане и жители сел); немногим меньше (40 %) - заявляющих, что они относятся к представителям сексменьшинств без осуждения (такую позицию чаще разделяют женщины, молодёжь, высокообразованные респонденты, а также жители Москвы и остальных мегаполисов). Ещё 13 % опрошенных затруднились выразить свое отношение к людям нетрадиционной сексуальной ориентации.

Различные группы населения выражают разное отношение к секс-меньшинствам. Например, характерная для подростков-мальчиков клановость и нетерпимость к нетипичным сверстникам в целом выливается и в значительное неприятие гомосексуальности: в ходе анкетирования 1429 московских школьников 7, 9 и 11 классов, проведённого в 2001 г., 24,9 % юношей сказали, что «ненавидят людей нетрадиционной ориентации и считают, что с ними нужно бороться любыми способами» (среди девушек так ответили только 2,7 %), а 12,8 % юношей и 5,1 % девушек сказали, что эти люди их «раздражают» и «их нужно принудительно помещать в специализированные учреждения».

Как следует из нижеприводимой выборки, позиция большинства людей в России либо нейтральна, либо непоследовательна, и только 22 % людей проявляют гомофобные настроения. При этом выделяются следующие позиции :

  • последовательно толерантная позиция, признающая моральную, социальную и психическую полноценность и гражданское равноправие представителей «нетрадиционной» ориентации (23 % выборки);
  • последовательно гомофобная позиция, отношение к геям и лесбиянкам как к неполноценным и/или представляющим угрозу для общества, для предотвращения которой необходимо их ограничение в правах, лечение и/или уголовное преследование (21,9 % выборки);
  • нейтральная позиция - отсутствие интереса к проблеме, нежелание или боязнь выражать свое мнение (11,5 %);
  • конъюнктурная позиция, когда мнение по конкретным вопросам меняется в зависимости от ситуации, текущей информации и собственного эмоционального состояния (25,3 %).
  • Особую группу представляют сторонники сохранения status quo, которых устраивает существующее положение, т.е отсутствие репрессий в сочетании с отказом в государственной защите от дискриминации (18,3 %).

В целях борьбы с проявлениями гомофобии и ущемлением прав сексуальных меньшинств группой российских гей-активистов была предложена «Декларация прав сексуальных меньшинств в России» , а также проводятся акции, направленные на привлечение внимания мирового сообщества к проблеме гомофобии в России. В 2011 году Виктор Милитарёв сказал что «здоровая гомофобия является сегодня чуть ли не единственной национальной идеей нашего народа» .

Группа демонстрантов выражает свой протест против гомофобии в России (в ходе общегражданского митинга протеста против нарушений в ходе выборов, прошедшего в Москве 10 марта 2012 года на Новом Арбате). В руках демонстранта плакат: «Гомофобные законы приняты на деньги врачей и учителей».

Действия и акции противников ЛГБТ-движения

Широкую известность получила совместная акция националистов и православных фундаменталистов в ночь на 1 мая 2006, получившая в прессе название гей-погрома. Около 150 человек сорвали вечеринку в гей-клубе Москвы Renaisance Event Club. Собравшиеся блокировали подходы к клубу и в течение нескольких часов выкрикивали гомофобные лозунги и нецензурную брань в адрес посетителей клуба. Кроме того, двери клуба были закиданы яйцами, бутылками и камнями.

20 ноября 2010 первый согласованный властями пикет ЛГБТ-движения был атакован несколькими группами людей, выкрикивавшими гомофобные лозунги и оскорбления, исполнявшими хором молитвы. Ещё одна группа закидала собравшихся яйцами . На 4 декабря Русское имперское движение запланировало проведение пикета с требованием отставки чиновников, которые по решению суда согласовали проведение акции ЛГБТ-движения. Пикет пройдёт под лозунгами «Нет „гей-параду“ в России!», «Долой извращенцев!», «Извращенцы - вон из Питера!», «За содомию - в тюрьму!», «России не быть Содомом и Гоморрой !», «Содом не пройдет!», «За Россию без грязи!» .

Гомофобия в других странах

Понятие гомофобии как общественного явления возникло внутри западноевропейской социокультурной парадигмы. Резолюция Европарламента «Гомофобия в Европе» (англ. Homophobia in Europe ) от 18 января г. определяет гомофобию как «иррациональный страх и отвращение к гомосексуальности и к лесбиянкам, геям, бисексуалам и трансгендерным людям, основанные на предубеждениях и схожие с расизмом , ксенофобией , антисемитизмом и сексизмом » (англ. an irrational fear of and aversion to homosexuality and to lesbian, gay, bisexual and transgender (LGBT) people based on prejudice and similar to racism, xenophobia, anti-semitism and sexism ) - принимая, таким образом, трактовку гомофобии как социального и культурного явления, а не психиатрического синдрома.

Довольно напряжённая ситуация складывается в Израиле . В 2005 году во время проведения гей-парада сторонники ортодоксального иудаизма швыряли в демонстрантов бутылки с мочой и пакеты с фекалиями . Некоторые протестующие несли лозунги «Гомосексуализм - это заболевание». Один из противников шествия тяжело ранил ножом гея и лесбиянку. Ранее мэр Иерусалима пытался запретить гей-парад , однако суд постановил, что для отмены недостаточно оснований, и обязал городские власти обеспечить безопасность мероприятия, разместить флаги для шествия с радужной символикой и возместить организаторам часть расходов.

В некоторых странах бывшего социалистического лагеря проблема гомофобии не менее актуальна. Так, из-за высокого уровня гомофобии в Эстонии в 2006 году страну покинул нидерландский посол .

Гомофобия в массовой культуре

В кино

В музыке

В литературе

Лесбофобия

Некоторыми специалистами и активистами предложен особый термин лесбофобия (англ. lesbophobia ) для специализированного обозначения негативных реакций именно против лесбиянок . По мнению представителей французского центра по борьбе с гомофобией, такое обособление имеет значение в связи с тем, что лесбиянки, по сравнению с геями, неохотно признаются в фактах дискриминации по отношению к ним, хотя в действительности такие факты имеют место . Лесбофобия сопряжена с некоторыми особыми стереотипами - например, с предубеждением по отношению к женщинам-спортсменкам в связи с подозрениями, что большинство из них лесбиянки . Пока, однако, разделение понятия гомофобии на предубеждения по отношению к геям и предубеждения по отношению к лесбиянкам остается малоупотребительным.

Критика термина

В 2012 году одно из крупнейших информационно-новостных агентств мира Associated Press запретило своим журналистам использовать слово «гомофобия» в отношении противников гомосексуального стиля жизни и рекомендовало вместо него использовать слово "антигомосексуальный" .

См. также

Примечания

  1. Homophobia - definition of homophobia in the Medical dictionary
  2. Гомофобия в Европе. Полный текст резолюции Европарламента (англ.)
  3. гомофобия как одна из форм враждебности к социальным группам (group-focused enmity)
  4. James J. Dean. Homophobia // Blackwell Encyclopedia of Sociology / George Ritzer. - 2007. - ISBN 1-4051-2433-4 ISBN 978-1-4051-2433-1
  5. lyberty.com dictionary - homophobia
  6. Answers.com - homophobia
  7. Уэйнрайт Черчилль (Wainwright Churchill) - «Гомосексуальное поведение среди мужчин» (Homosexual Behavior Among Males )
  8. Доминик Дэйвис - ГОМО и ФОБИЯ Все грани неприязни
  9. Hudson, W. W., & Ricketts, W. A. A strategy for the measurement of homophobia. Journal of Homosexuality, 1980, 5, 356-371.
  10. Henry E. Adams, Lester W. Wright Jr., and Bethany A. Lohr. Is homophobia associated with homosexual arousal? // Journal of Abnormal Psychology, 1996 № 105(3), С. 440-445.
  11. Kimmel M. Masculinity as Homophobia: Fear, Shame and Silence in the Construction of Gender Identity. // Theorizing Masculinities, Sage Publications, 1994.
  12. Д.Моррис - «Голая обезьяна»
  13. Доминик Дэйвис - ГОМО и ФОБИЯ Все грани неприязни.
  14. Центр аналитической психологии - Гомофобия
  15. Политическое клише - шаблонное выражение, употребляемое для того, чтобы в короткой, декларативной форме классифицировать (как правило, однозначно) и дать оценку субъектам политики или политическим явлениям.
  16. Игорь Кон . Гомофобия как форма ксенофобии
  17. Гомофобия: страх перед иными // Медпортал
  18. ФОМ > Сексуальные меньшинства. Запрет на проведение гей-парада
  19. Кон И. С. Социологические заметки о гомофобии и способах ее преодоления
  20. Социологические заметки о гомофобии и способах ее преодоления
  21. Декларация прав сексуальных меньшинств России // Официальный сайт Российской ЛГБТ-сети , 2 июня 2006

Современное общество на словах становится все более толерантным, сегодня в западных странах люди свободно могут выбирать себе партнера, самоидентификацию и даже пол. Количество лиц нетрадиционной ориентации увеличивается пропорционально этим изменением, но вместе с этим, растет и число людей, страдающих от гомофобии.

Точно ответить на вопрос, что такое гомофобия, достаточно сложно. Гомофобия – это неприязненное отношение, страх или агрессия по отношению к людям нетрадиционной ориентации.

Это состояние может быть как патологическим и классифицироваться как психическое расстройство, так и быть социально спровоцированным или обусловленным сложившимися в определенном обществе традициями.

Так, в Древней Греции или Риме отношения между людьми одного пола считались чем-то вполне обыденным и нормальным, а вот с приходом христианства стали резко осуждаться. В России к людям нетрадиционной ориентации относились резко отрицательно еще со времен Петра 1, который ввел наказание за подобные отношения. В Советском Союзе тоже было предусмотрено уголовное наказание за гомосексуализм, кроме того велась активная пропаганда против подобного. Люди, испытывающие влечение к лицам своего пола, объявлялись психически ненормальными, их лечили в психиатрических клиниках, после чего отношение к ним было резко отрицательным.

Сформировавшаяся в обществе неприязнь к гомосексуалистам существует до сих пор. В основном резкую неприязнь к лицам нетрадиционной ориентации испытывают мужчины, они же чаще всего предпринимают активные действия по отношению к ним. По некоторым данным, в России от гомофобии страдает около 70% взрослого мужского населения. Кто-то считает, что эти данные сильно завышены, другие – наоборот, заниженными. Среди женщин тест на гомофобию не пройдут примерно 12-17%, большая часть которых относится к социально неблагополучным слоям населения.

В странах Европы и Америки сейчас идет активная пропаганда свободы сексуальных отношений, но именно там количество гомофобов намного выше, и они «не стесняются» предпринимать самые разные агрессивные действия по отношению к людям нетрадиционной ориентации.

17 мая 1990 года был объявлен день борьбы с гомофобией – в этот день гомосексуальность исключили из списка психических заболеваний. В 2004-2006 годах день борьбы с гомофобией проводился в разных странах, а активисты за права гомосексуалистов предложили праздновать его в мировом масштабе.

Почему возникает гомофобия?

Причины возникновения гомофобии могут быть разными.

  1. Страх оказаться гомосексуалистом – часто страх перед влечением к собственному полу маскируется показательно агрессивным, резко отрицательным отношением к нему. Такая гомофобия может возникнуть у тех людей, кто в подростковом возрасте ощущал гомосексуальные наклонности, но категорически подавил их в себе.
  2. Маскировка собственных гомосексуальных наклонностей – в противоположность гомофобам из 1 группы, они прекрасно осознают свою принадлежность к гомосексуалистам, а активной гомофобией маскируют собственные отношения.
  3. Нежелание «выделяться» или не соответствовать принятым в группе или обществе стандартам – если в среде обитания человека гомосексуализм считается признаком сексуальной распущенности, неполноценности или отклонения, большинство выросших в нем людей будет гомофобами. Гомофобия, в этом случае – проявление конформизма или нежелания вступать в конфликт с основной частью общества.

Как проявляется гомофобия

Дословный перевод слова «гомофобия» - боязнь, страх перед гомосексуальными отношениями или гомосексуалистами. Как и любая другая фобия – такое состояние не является естественным для человека, прежде всего оно сигнализирует о проблемах с собственной психикой, комплексах и других нарушениях психического состояния.

Существует целый «набор» признаков, которые могут помочь диагностировать гомофобию и понять, что пришло время обратиться за психологической помощью:

  • Необъяснимый страх или ненависть к гомосексуалистам;
  • Навязчивые мысли о подобных отношениях
  • Попытки изолироваться от гомосексуалистов

В тяжелых случаях могут проявляться такие признаки панических атак: нарушение дыхания, работы сердца и других внутренних органов.

Тесты на гомофобию показывают, что она может быть открытой (явной) и скрытой. Скрытые гомофобы осуждают гомосексуалистов, испытывают внутренний конфликт и неприязнь, но не пойдут на активное противодействие с людьми нетрадиционной ориентации. Открытые гомофобы активно высказывают свое мнение, всячески унижают и оскорбляют гомосексуалистов, а также могут нанести им тяжелый физический или психический ущерб.

Именно для борьбы с ними проводятся различные акции, день борьбы с гомофобией и различные парады, но пока это не приносит заметных результатов.

Нужно ли лечить гомофобию?

Большинство страдающих от этого расстройства категорически отрицают, что гомофобия – это болезнь. Они отказываются признавать имеющиеся проблемы и проходить лечение, хотя оно необходимо, прежде всего, им самим.

Психическое расстройство, проявляющееся неприязнью или ненавистью к чему-либо, всегда пагубно отражается на состоянии психики и здоровья человека. Для борьбы с гомофобией используют психотерапию: психоанализ, когнитивно-поведенческую психотерапию, расстановки и другие методы. Они призваны помочь человеку осознать причину возникновения этой неприязни и научиться справляться с ней, без разрушающих психику ощущений.

Гомофобия – это навязчивый страх субъекта перед тем, что его собственная сексуальность, в ее истинном виде, имеет гомосексуальную окраску.

Для упрощения изложения под гомофобом, человеком, страдающим гомофобией, будет подразумеваться мужчина, и речь будет идти о структуре мужской гомофобии. Но все, что говорится ниже справедливо и для женской гомофобии, с той только разницей, что там, где в тексте говориться об отце, нужно иметь в виду мать, и наоборот.

В общественном сознании укоренилось мнение, что гомофобией является та или иная форма агрессии по отношению к гомосексуалистам. Это не совсем так. Гомофобия часто является наблюдателю в качестве агрессии направленной на гомосексуалистов, гомосексуальную культуру, гомосексуальную атрибутику и пр., но причиной данной агрессии является страх человека перед тем, что собственная сексуальность, в ее истинном виде, имеет гомосексуальную окраску.

Строго говоря, этимология слова «гомофобия» базируется на слове «фобия», то есть, «страх», и, в буквальном смысле, означает страх перед гомосексуализмом.

Вторым заблуждением, которое хотелось бы развеять в этой связи, является мнение, что гомофоб является скрытым гомосексуалистом.

Приверженцы данного мнения предлагают гомофобам бросить воевать и начать «трахаться». Данное клише является достаточно распространенным и используется в массовой культуре, как претензия на психологическую глубину образа. Это мнение неверное. Гомофоб не является скрытым гомосексуалистом именно потому, что не хочет быть гомосексуалистом и боится обнаружить в себе предрасположенность к этому. Человек является тем, кем он хочет быть.

Гомофобия , строго говоря, к сексуальности имеет косвенное отношение. Источником гомосексуального страха является специфическое позиционирование гомофоба по отношению к отцу, если речь идет о мужчине, и матери, если речь идет о женщине.

Нижеследующую конструкцию Вам, мой уважаемый читатель, придется принять на веру, потому, что формат статьи не позволит мне сделать ее очевидной для неискушенного читателя.

Пытаясь разрешить комплекс Эдипа, то есть, пытаясь вытеснить сексуальное возбуждение на мать, гомофоб делегирует отцу безусловную власть над своими поступками, принимая свою сыновнюю, то есть, подчиненную отцу позицию. В своем представлении гомофоб предстает неким никчемным существом, безусловно проигрывающим отцу в конкуренции за мать.

Целью работы психики гомофоба является блокирование возможности соития с матерью. Пока он находится во власти отца и подчинен ему как сын, соитие с матерью невозможно, потому что, очевидно, отец не даст на это свое согласие. Пока гомофоб остается никчемным существом, за «никчемностью» часто подразумевается именно «малолетство», то есть, все та же сыновья позиция, соитие с матерью невозможно, потому, что он еще не «дорос» до отца и не может заменить его рядом с матерью.

Описанное выше представление гомофоба о своем отношении к отцу помогает ему вытеснить страх перед соитием с матерью, как перед ситуацией, которая объективно невозможна, и некоторое время психика мальчика находится в относительной безопасности.

Проблема своей перманентной подчиненности и «никчемности» наступает, когда место отца занимает какая-либо «отцовская» структура социума: формальные и неформальные лидеры, начальники и пр. Тогда игра в «ничтожного» перестает быть игрой. Гомофоб осознает, что не он сам делает из себя, ничтожество, а «отец» делает из него ничтожество, причем с большим удовольствием.

Собственно, гомосексуальные страхи начинаются, когда гомофоб осознает, что у него нет возможности сопротивляться этому личностному уничижению со стороны «отца», что он каким-то образом к нему предрасположен.

Разгадать загадку своей предрасположенности к подчиненному положению гомофоб без помощи психоаналитика не может, поэтому сознание начинает заполняться всякими страшилками, типа «а может быть я гомосексуалист».

Собственно, гомофобия , образуется позже, когда гомосексуальный страх начинает бессознательно воссоздаваться субъектом в качестве одного из факторов вытеснения вожделения к матери, но об этом позже.

Говоря о гомофобии необходимо понимать, что речь идет об одной из разновидностей фобии, поэтому, все то, что мы говорили о фобии вообще, на соответствующих страницах сайта, можно отнести и к гомофобии в частности.

Гомофобический страх является одной из составляющих комплекса защиты сознания от проникновения в него вожделения к матери.

Пребывая в созданном им самим страхе, человек избавляется от реального страха перед вожделением к матери, то есть, выдуманная опасность является защитой от реальной опасности. Здесь действует принцип «меньшего зла»: гомосексуальный страхи безусловное зло для субъекта, но большим злом было бы остаться без них и создать тем самым условие для проникновения запретных сексуальных фантазий в сознание.

Страдающий гомофобией полностью поглощен данной проблемой, в поле его внимания не остается практически ничего, кроме гомосексуальных образов и страхов перед ними, что ему, по большому счету, и нужно. Гомофобические страхи являются средством очищения сознания от запретных сексуальных фантазий.

Механизмом воспроизводства гомосексуального страха, как и всякого фобического страха, является неразрешимая проблема, в которую ставит себя человек.

В случае гомофобии неразрешимым оказывается вопросы из серии «а вдруг я скрытый гомосексуалист», такие как, например, «а не хочется ли мне потрогать этого парня за пенис». Гомофоб, по сути, не хочет быть гомосексуалистом, и поэтому, он не хочет иметь гомосексуальный опыт. Вопрос «а вдруг я хочу…» и невозможность это проверить создают неразрешимость проблемы, субъект вгоняет себя в ситуацию, из которой нет выхода. Человек боится, что он «скрытый» гомосексуалист, а опровергнуть данной «страшное» предположение возможности нет.

Гомофобия становится проблемой для человека, когда он теряет контроль над гомосексуальными образами и страхами, которые они вызывают. Потеря контроля над гомосексуальными образами происходит с момента начала сомнений в нормальности своей сексуальной ориентации. С этого момента гомофобия начинает набирать обороты, гомосексуальные образы начинают атаковать своего создателя, который не имеет возможности их остановить, так как, его психика не имеет механизмов для противодействия им.

Лечение гомофобии

Гомофобия лечится с помощью психоанализа. В процессе психоанализа больной получает возможность разделить сыновнее чувство к матери и сексуальное вожделения к женщине. С матерью остается только сыновнее чувство, а освобожденное сексуальное вожделение к женщине теряет свой запретный характер и становится основой устойчивой сексуальной идентификацией со своим полом.

Источник - http://psy-7.narod.ru/Gomofobia.htm



Рассказать друзьям