Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Педагог с мировым именем Шалва Амонашвили и корифей учительского цеха уверен, что все родители – прирожденные педагоги, нужно лишь видеть мир глазами детей

Педагог с мировым именем Шалва Амонашвили и корифей учительского цеха уверен, что все родители – прирожденные педагоги, нужно лишь видеть мир глазами детей. Предлагаем вашему вниманию некоторые постулаты гуманной педагогики от Шалвы Амонашвили, которые помогут родителям увидеть себя со стороны и лучше узнать своих детей.

В воспитании детей нужно придерживаться мысли: «Спасибо, Господи, за то, что доверил мне воспитание твоего чада. Я замечательный родитель, у меня чудный ребенок, которого подарил Бог. Это не моя собственность – мне доверена вселенская сущность. И он пришел в этот мир, чтобы свершить то, что ему предписано, а не для того, чтобы как-то скрасить мою старость».

Все без исключения родители желают своим детям только счастья. При этом в понятие «счастье» они вкладывают материальное благополучие, карьерный рост, счастливый брак и т.д. Но такие представления о счастье очень ограничены, они закрывают ребенку жизненный путь. Главная цель – это воспитать благородного и великодушного человека. Разве благородный и великодушный человек пропадет, если родители не оставят ему большого наследства? Конечно нет, так как он имеет духовные ценности. Ведь на самом деле жизнь на Земле – это лишь подготовка к вечной жизни.

Воспитать благородного и великодушного ребенка можно лишь на собственном примере – подобное воспитывается подобным. Как самим стать такими? Подарить улыбку, какую-то нужную вещь, радостную новость, сделать хороший поступок – это и есть проявление великодушия. Само развитие в себе этих качеств уже будет благородством и великодушием.

Сейчас растет новое, особое поколение, так называемые дети-индиго. И они пришли в это мир, чтобы помочь нам измениться к лучшему. Этого требует сама жизнь. Если кто-то из вас, уважаемые родители, курит, сквернословит, злословит – немедленно перестаньте это делать ради детей! Освободите свои мысли от раздражительности, зависти и претензий к окружающим. На Востоке говорят: «Воля – это Бог в человеке», поэтому призовите на помощь всю свою волю, чтобы избавиться от всех ненужных и вредных наслоений в уме. Не заселяйте свой ум грязными мыслями и желаниями. Ведь они рождаются, проживают целую жизнь и умирают, оставляя после себя слой энергетической грязи, которая оседает в уме навсегда.

Ответственность родителей – ограждать детей от информационной грязи. То, что сейчас показывают по ТВ, – это настоящая информационная помойка, в которой много агрессии, злости, насилия, которые просто убивают детскую психику. Вместо этого читайте детям книги, которые учат добру, ходите с ними в театры, галереи. Выбрать характер ребенка нельзя, но воспитывать нужно. Любой ребенок – это носитель огромного богатства, которое мы запираем в сейфы так, что потом дети никогда сами не смогут открыть.

Любой ребенок рождается с врожденным чувством красоты. И родители должны поддерживать и развивать это чувство. Что это значит? Окружить красотой речи, благоприятной обстановкой в доме, теплой семейной атмосферой. Речь – это великий дар Бога, поэтому не тратьте время на пустую болтовню. Передавайте словами мудрость, учите любить, прощать, сопереживать, развиваться духовно, и тогда с помощью слов ребенок будет расти.

С детьми нужно разговаривать как со взрослыми, они не любят, когда с ними «сюсюкают». Если в вашей речи нет уважения к ребенку, то лучше вообще не говорите. Конечно сложно это воплотить сразу на практике. Все начинается с мысли, поэтому постарайтесь сами мысленно настраиваться на искренний, уважительный разговор, принимая ребенка таким, какой он есть, и со временем у вас все получится, дорогие родители.

Три заповеди гуманной педагогики от Шалвы Амонашвили:

Верьте в безграничность ребенка, каким бы он ни был.

Верьте в свою родительскую божью искру, мудрость. В каждом из нас заложена родительская любовь, нужно лишь прислушаться к себе.

Верьте в преобразующую силу гуманной педагогики. Она позволяет ребенку заглянуть внутрь себя и увидеть богатство души.

Два примера гуманной педагогики из личного опыта Шалвы Амонашвили:

1. Письма из комнаты в комнату

Моя дочка была очень своенравной, не хотела принимать ничьих наставлений. Однажды мы заказали ей для какого-то праздника платье, нужно было что-то ушить после примерки, и дочка решила, несмотря на позднее время, срочно пойти к портнихе. Мать уговаривала отложить визит на следующий день, но дочь не слушала. Я не стал вмешиваться, потому что в состоянии аффекта ребенок ничего не слышит и будет настаивать на своем. Поэтому я начал в соседней комнате писать ей письмо, объяснив, что сейчас у нее такой возраст, когда настроение меняется, как погода весной.

И что в то же время нужно понять и мать, которая будет беспокоиться за нее. Все это было написано не с позиции «сверху-вниз», а на равных, по-дружески. Я подложил это письмо дочери в комнату, и когда она его нашла под подушкой и прочитала, то первый вопрос был такой: «Папа, а почему ты это написал, а не сказал?» Я ответил: «Потому что ты бы меня все равно не услышала. Ты не против, если я и впредь буду иногда писать тебе письма?» С тех пор письма из комнаты в комнату стали для нас традицией. И когда однажды после очередной ситуации дочь вдруг не получила письма (я сделал это нарочно), она сама подошла и спросила: «А где же письмо?» Потом дочь повзрослела, и надобность в письмах отпала сама собой. Пишите письма из комнаты в комнату, от сердца к сердцу!

2. Настоящий мужской разговор

Сын учился в пятом классе, когда сильно обидел маму, и она расплакалась. Я не стал вмешиваться. Прошла неделя. Сын учил уроки, когда я подошел к нему и сказал: «Пойдем, прогуляемся. Мне нужно с тобой серьезно поговорить. Это очень важно». Мы молча пошли в сторону парка. Но это было не пустое молчание. Иногда нужно просто помолчать, чтобы выразить кипение чувств. Воспитание всегда происходит во внутреннем мире, а не во внешнем. Сын понял, что предстоит что-то важное.

– Сынок, мне нужна твоя помощь, – начал я разговор. – Было время, когда я влюбился. И я обещал этой девушке, что если она выйдет за меня замуж, то я сделаю все, чтобы никто никогда ее не обидел. Это твоя мама… И теперь мне нужен твой совет, как мне поступить с сыном, который обидел мою любимую женщину?

Сын подумал и ответил: «Накажи меня».

– Раньше я был один мужчина в семье, теперь пусть нас будет двое. Двое мужчин, которые будут защищать наших любимых женщин. Давай договоримся, что никто не узнает о нашем разговоре, это будет наш с тобой мужской союз.

Мы крепко пожали друг другу руки, закрепив тем самым наш важный договор. Такие мужские разговоры, которые показывают полное уважение и доверие к ребенку, дают огромный импульс и фундамент для воспитания. Такие разговоры, не на каждый день, тем и ценны – эффект от них намного сильнее и глубже.


Шалва Амонашвили, грузинский педагог и психолог, награжден Почетным званием "Рыцарь детства" за свои новаторские идеи, которые сложились в гуманную педагогическую систему.

Несмотря на резкую критику со стороны приверженцев авторитарного стиля воспитания, Шалва Александрович верен своим убеждениям: любить и понимать детей, уважать их личность и подпитывать детскую любознательность.

Приводим лишь несколько цитат из разных книг Шалвы Амонашвили, которые отражают его идеи. К этим мудрым советам стоит прислушаться всем родителям.

"Если ребенка на воспитание, то верни его крылатым".

"В воспитании детей не допустимы ложь, грубость и насмешка".

"Суть детской дисциплины заключается не в подавлении шалостей, а в преобразовании их".

"Дорисовывайте" своих детей и друг друга. Общайтесь с ребенком так, словно он уже сейчас такой, каким вы хотите его видеть. Ищите в нем хорошее и регулярно это подмечайте.
Перед сном вы садитесь рядом с ним и говорите: "Я не ожидал, что ты такой щедрый  -  можно тебя за это поцеловать?". Девяносто процентов нашей жизни управляется подсознанием, и каждая подобная фраза  - это штрих, которым мы буквально дорисовываем подсознание человека. В будущем этот человек станет таким, каким вы его видели уже сейчас.
Дорисовывайте мужа или жену, друзей, коллег. Преувеличивайте. Мы ведь все любим комплименты и добрые слова. Так вы поливаете семена нравов других в будущем".

"Научите детей быть внимательными. Без внимательности, наблюдательности трудно учиться, узнавать новое, открывать законы, воспринимать мир во всей его красоте. В воспитании первое место принадлежит восприятию красоты. Научите ребенка видеть и слышать прекрасное".

"Грубость унижает человека. Следует всеми силами искоренять жестокость и грубость. Дети не жестоки, пока они не столкнутся с первой жестокостью по отношению к себе. Лишь немногие готовы сами противостоять потоку темного хаоса".

"Ребенок может все! Для этого важно не запрещать ему что-то делать, а лучше перевести его внимание на более привлекательное и полезное. Многие взрослые навязывают детям игры по своему усмотрению, вместо того, чтобы наблюдать, куда устремляется внимание ребенка. разбирать игрушки, чтобы применять их по-своему"

8. "Любовь близких не должна подавлять ребенка, важно, чтобы создавались условия для развития духовных сил и способностей. Важно разумно сочетать нежность любви с суровостью долга".

9. "Дети от рождения несут в себе добрые намерения. Ребенок не зол, но он очень быстро может усвоить дурные привычки"


10. "Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового, духовного развития человечества.

Без этого все фактические познания - иди они даже до глубочайших математических и микроскопических исследований - не только не принесут пользы, но нанесут положительный вред самому человеку, хотя, может быть, и сделают его полезной, а иногда и очень вредной машиной в общественном устройстве".

11. "Нельзя было бы строить настоящую педагогику, не будь детских шалостей, не будь озорников. Они дают пищу для того, чтобы педагогическая мысль двигалась дальше и чтобы воспитатели были постоянно озабочены необходимостью думать творчески, проявлять новаторство, педагогическое дерзание. Какая скука для педагога заниматься с детьми, имеющими сознательность и поведение умудренных жизненным опытом взрослых!"

12. "Каждая мать, подходя к колыбели ребенка, скажет первую формулу образования: "Ты все можешь".


По конспектам выступлений Шалвы Александровича Амонашвили, доктора психологических наук, почетного члена Российской Академии образования, руководителя Лаборатории Гуманной педагогики (Москва, РФ) на семинаре, который состоялся 7 - 11 ноября 2000 года в г. Алматы.

Необходимость нравственного воспитания детей с самого раннего возраста становится очевидной не только для педагогов.

Более того, по мнению социальных аналитиков, именно воспитание нравственности в сочетании с развивающим обучением в ближайшие годы должно стать приоритетным направлением в педагогической деятельности.

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» в статье 3 «Принципы государственной политики в области образования» одним из основных принципов является гуманистический и развивающий характер обучения. В статье 8 «Задачи системы образования» среди приоритетных названы задачи развития творческих, духовных возможностей, основ нравственности, приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры.

Полноценная реализация этих принципов и задач требует нового педагогического мышления - «гуманного педагогического мышления». Так определил педагогическую концепцию Ш. А. Амонашвили, педагог, профессор, популяризатор идей гуманной педагогики. Идеями Гуманной педагогики необходимо пронизывать Казахстанскую модель образования.

Ш. А. Амонашвили - педагог-практик. В 1960-х годах в Тбилиси была организована экспериментальная школа № 1, где существовала лаборатория экспериментальной дидактики, где работали талантливые учителя и где подбор кадров осуществлялся не по наличию диплома, а по желанию работать творчески, всего себя отдавать делу.

Основными постулатами гуманного педагогического мышления являются:

Вера в возможности ребенка;
. раскрытие самобытной природы в ребенке;
. уважение и утверждение его личности;
. направление его на служение добру и справедливости.

Современные понятия школы, как учебного заведения, вооружающего подрастающее поколение знаниями и умениями, уже не отвечает требованиям нового века.

Не подвергая сомнению, значимость знаний в становлении личности ребенка, тем не менее, можно утверждать, что качество знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека, определяются не только глубиной самих знаний, но и их духовной насыщенностью.

Надо ли утверждать, что для общества крайне опасно давать бездуховному, безнравственному, бессердечному человеку современные знания о законах природы и тайнах Вселенной. Слишком велик, будет вред для всех нас. Современные технологии - опасный инструмент в руках безнравственных.

Об авторитаризме современной педагогики.

Современная педагогика ограничена и ограничивает проявления детей.

Спросим себя об отстающих и неуспевающих учениках: «Все ли мы сделали по отношению к ним?»

На пространстве постсоветских государств господствует авторитарный (силовой) образовательный процесс. ЗУН (знания, умения, навыки) в нем главное. Воспитание, хотя и декларируется - второстепенное.

В некоторых школах приём детей осуществляется методом отбора через тестирование. Это порочный путь, путь посягательства на права ребенка, своеобразная педагогическая сегрегация, нарушение этических норм. Все это непременно отзовется в обществе нежелательными последствиями.

Нельзя одаренных детей отлучать от жизни, изолировать. Нельзя создавать школы для одаренных детей. Одаренность надо беречь в той среде, в какой она возникла.

Гений, если это гений, состоится в любых условиях, ибо это его задача (миссия) в жизни (вспомним Ломоносова).

Диктатура - разрушительная сила.

Современная педагогика не любит шалунов. Следовательно, она вырождается.

Методики выхолащивают педагогику. Наступает время, когда методики должны возвыситься до педагогики.

Необходимо изменить личность учителя. Учитель должен быть героем.

Допущения.

Допущение — это путь создания и развития новых идей.

Любая мысль (идея) развивается только тогда, когда снимаются запреты. Например, плоскостная геометрия Евклида была по-новому осознана и сформулирована Лобачевским. В результате возникла геометрия Лобачевского. Причем, открытие было столь значительным, что откликнулось в других науках.

В Гуманной педагогике существуют допущения, позволяющие вносить новые, важные идеи в привычные педагогические концепции.

1. «Я допускаю, что Высший Мир существует» - говорит Ш. А. Амонашвили. Не только мистики и религиозные деятели, но и крупные ученые разделяли эту точку зрения. Так думали А. Эйнштейн, Н. Бор, И. Павлов, К. Циолковский.
И далее следующие допущения.
2. Следовательно, реально существует душа.
3. Душа бессмертна и имеет силу движения к совершенствованию.
4. Земная жизнь - это возможность для восхождения души.
5. В течение жизни душа каждого человека должна утончиться и возвыситься. Хотя бы немного.

Все классики педагогики излагали эти истины. Кто-то прямо, кто-то в подтексте. Макаренко в письме Горькому пишет: «Все помешаны на материализме, и все забыли, что у человека есть душа». С учетом этих допущений - каждый ребенок в этой жизни - уникальное явление.

Тело - это только временная форма, в которой живет душа. Каждый ребенок пришел в этот мир со своей собственной миссией, своей собственной уникальной судьбой.

Загадку этой уникальности приоткрывает древняя мудрость: «То, с чем я родился - подарок Бога. То, с чем я умру - мой подарок Богу».

Пушкин не случайность, а воплощение величайшего духа с особой миссией. Пушкин - это веха в истории русского народа. Каждый народ имеет свои вехи. Нет простых людей.

У каждого своя миссия.

Мы рождаемся друг для друга.

Как, например, родилась няня Арина Родионовна, чтобы подготовить путь для Пушкина. Это её миссия. Плоды моей миссии пригодятся другим. А если моя миссия не состоится? А кто-то уже родился и ждет этих плодов?

В людях сильных голос духа слышен чувствами самого человека. Так, например, Вернадский писал: «Я ясно стал сознавать, что мне суждено сказать человечеству новое. Я - пророк. Я чувствую в себе голос, чувствую в себе Сократа». Чайковский: «Я хочу делать так, как меня влечет призвание».

Ребенок - это союз души и тела, союз неба и земли, их единство и целостность. Чем шире наши допущения, тем шире наше сознание, тем больше наши дела.

Гуманная педагогика. Определение. История вопроса.

Основана на принципах классической педагогики, яркими представителями которой являются:

Сухомлинский,

Макаренко,

Песталоцци,

Ушинский,

Каменский,

Выгодский,

Вернадский,

Узнадзе, и другие.

Каждый из них был выдающейся яркой личностью, был носителем нравственно-этических идей; был глубоко нравственным и искренним человеком. Их педагогика опиралась не на науку, а на мировоззрение, какое-либо философское или религиозное Учение.

Все они излагали свои мысли о педагогике в форме рассуждений, размышлений; иногда - в форме литературных произведений (например, Корчак - в романе «Когда я стану маленьким», Макаренко - в «Педагогической поэме»).

В современной педагогике появилась тенденция онаучивать проблемы, а это не всегда полезно.

Педагогика есть высшая форма человеческого сознания.

Педагогика - это мудрость.

Педагогика - это субъективная действительность.

Педагогом рождаются.

Важно мировоззрение педагога, его видение мира.

В современной педагогике ребенок есть материальная субстанция. По Каменскому - ребенок есть божественное явление и задача педагога - развивать в нем эту божественность. Сухомлинский сформулировал эту мысль так: «В бездуховном обществе не состоится воспитание ребенка».

Педагогика - величайшее искусство в мире.

Для каждого ребенка своя педагогика.

Нельзя технологизировать педагогику. Нельзя технологизировать отношения сердец.

Технология выхолащивает суть педагогики. Нужны учителя, которые проявляют подвиг. Необходимо возвышаться до уровня ребенка. Гуманная педагогика - подвиг для учителя. Ни в одной книге не написана педагогическая истина. В них только размышления о педагогике. Каждый педагог идет своим путем, опираясь на опыт прошлых поколений педагогов.

В педагогике никто не имеет быть мерою для другого. Нельзя научить тому, чего сам не знаешь. Если в учителе нет духовности и нравственности, он не сумеет воспитать это в учениках. Педагогика - мера всех наук. Все науки подчиняются педагогике. Гуманная педагогика - это педагогика, с помощью которой ребенок находит свет в себе и в окружающих.

Педагогический процесс - это Вы, Ваше настроение, Ваше состояние. Человек должен осознать свою судьбу, свой путь, свою маленькую, но миссию. Причем, поиски ведет сам человек. Но направить его еще в раннем детстве обязан учитель. Гуманная педагогика - самоотверженно помогать детям открыть в себе судьбу.

Принцип гуманной педагогики - очеловечивать среду вокруг ребенка. В классе не должно произноситься ни одно слово, которое не наполнено нравственностью. Все, что говорится, должно иметь развивающее и воспитывающее значение. Не всегда объясняется содержание слов, но их внутренний смысл обязательно наслаивается на сознание детей. Искусство сотрудничества накапливается медленно.

Все науки служат педагогике. Не нужны науки, которые ломают судьбы детей. Гуманная педагогика - педагогика самопожертвования, педагогика духовно устремленных элитарных педагогов. Пламя гуманной педагогики сожжет авторитарную педагогику. Гуманная педагогика не вмещается в слова. За словами всегда стоит суть, которую нужно понять. Каждому учителю необходимо иметь свой собственный, внутренний, духовный мир, который породит вашу личную гуманную педагогику.

Педагогические аксиомы.

Доброта воспитывается добротою.

Любовь воспитывается любовью.

Радость воспитывается радостью.

Благородство воспитывается благородством.

Личность воспитывается личностью.

Сталь закаляется огнем, а сила духа растет от дыхания жизни.

Воображение ничто в сравнении с жизнью.

Жизнь это шанс - не упусти его.

Жизнь это красота - удивляйся ей.

Жизнь это мечта - осуществи её.

Жизнь это тайна - разгадай её.

Жизнь это трагедия - выдержи её.

Жизнь это приключение - решись на него. Жизнь это жизнь - спаси её.

Дети не готовится к жизни - они в ней живут.

Утверждайте в ребенке качества, которых в нем нет или они слабые (дорисовывайте ребенка) - ты добрый, ты умный и т.д. Ребенок стремится к той модели, которую дорисовал учитель. У Шаталова эта мысль обозначена как принцип «соленого огурца» (если в банку с солеными огурцами поместить свежий, он обязательно станет соленым).

Ведите нумерацию уроков от первого в первом классе.

Отмечайте юбилей урока № 1000. Это праздник. К нему готовятся, приглашают гостей. На доске эпиграфы - мудрые мысли. Например: «Ты человеком родился. Но человеком должен стать». (Сухомлинский).

На доске размещайте большое количество задач - сложных, более сложных.

Большую часть из них дети не успевают решить за урок. Но они стремятся к их решению.

Мысль детей направляйте к трудному и преодолению его. (Эта задача трудная, но она решаемая).

Отправьте, например, ученика 2-го класса на урок в 4-ый класс, посмотреть, что там происходит. А потом предложите рассказать.

Без духовной общности учителя и ученика воспитание не состоится. (Сухомлинский). Поэтому, учитель ищет секрет общения с ребенком и затем входит в его внутренний мир.

Педагогические принципы.

Необходимо организовать окружающий ребенка мир и педагогический процесс так, чтобы:

1. ребенок познавал и усваивал истинно человеческое;
2. познавал себя как человек;
3. проявлял свою истинную индивидуальность, осуществлял свою миссию;
4. находил общественный простор для развития своей истинной природы;
5. личный интерес совпадал с общечеловеческими интересами;
6. были устранены источники, способные спровоцировать ребенка на асоциальные мысли, слова и поступки.

Для реализации этих принципов у учителя должна быть педагогическая совесть. И его действия по очеловечиванию среды вокруг ребенка должна быть терпеливой и длительной.

О природных качествах ребенка (страсти).

Ребенок = дух + тело.

Тело - носитель многих богатств, было создано природой мудро и создавалось долго. Тело - инструмент для души. Каждым ребенком владеют природные силы, которые мы назовем страстями. Эти страсти владеют ребенком. Ребенок их пленник. Но он хочет быть их пленником. Эти природные силы влекут ребенка к взрослению.

Обозначим три из них: (возможно, их больше)

1. Страсть к развитию (к познанию).
2. Страсть к свободе.
3. Страсть к взрослению.

Сразу же следует отметить, что знание и развитие - разные понятия. Знать - не значит быть развитым.

Страсть к развитию.

«Если дети с раннего возраста развиваются вне общества и созданных им условий, то они остаются на уровне животных» - так утверждал выдающийся современный психолог Леонтьев.

Таким образом, дети должны развиваться в обществе и общество должно обязательно создавать для них необходимые условия.

Французский ученый, этнограф Вилар из одной своей экспедиции привез девочку, сироту из племени гуакиилов. Девочке было два года. Удочерил её, она росла в его семье, её любили.

В 1958г. эта девочка закончила Парижский Университет, стала профессором этнографии, знала 5 языков.

Другой случай. В Индии, в джунглях были найдены две девочки, воспитывавшиеся в семье волков. Старшей к тому времени было 12 лет. Она смогла освоить несколько слов, научилась ходить, но когда требовалась быстрота передвижения - она становилась на четвереньки.

Девочку эту воспитывали хорошие педагогики, но она не стала полноценным человеком.

Младшая не выжила в человеческих условиях - умерла.

Обе девочки были европейской белой расы.

В каждом ребенке заключены способности, возможности (психология называет их функциями)

Сколько их - мы не знаем. Знаем только о некоторых из них - речь, умение ходить, память, мышление.

Следует отметить, что у биологических возможностей существуют пределы развития. У духовных возможностей пределов к развитию нет.

Развитие - это движение функций к своему биологическому пределу. Развитие происходит само собой, а также с помощью окружающих взрослых и педагогов.

Законы развития.

1. Любая функция в своем развитии имеет свой предел - у каждого человека свой. Это пределы наших земных возможностей - биологические ограничения. Например, в 1 сек. можно взять только 7 раз одну ноту на клавиатуре.

У каждого человека существуют свои собственные (биологические) границы памяти, скорости мышления, скорости реакции на внешние раздражители, особенности речевого аппарата, двигательного аппарата, индивидуальная скорость окислительно-восстановительных реакций в организме, а, следовательно, потребности в отдыхе, сне и т.д.

Развитие одной и той же функции у разных людей происходит в разных условиях. Менее одаренный природой человек может стать более развитым, чем более одаренный, развитием которого никто не занимался.

2. Развитие ускоряется или замедляется в зависимости от среды, от качества педагогического процесса. Этот процесс создают взрослые люди.

Развивающий процесс может быть экспансивным, т.е. приглашающим. Иллюстрация к этому - система выдающего ся советского психолога Занкова, одного из создателей теории развивающего обучения. Он впервые доказал, что обучение не развивает ребенка. ЗУН не есть развитие. Дети могут много знать, но оставаться неразвитыми.

Принципы обучения по Занкову.

Обучение на высоком уровне трудностей.
Ускорение темпа обучения.
Усиление роли теоретических знаний в обучении.

3. Развитие происходит только в преодолении трудностей.

Чем трудности более обдуманны, тем эффективнее развитие. Создавать условия, чтобы ребенок догадывался.

Тренировать наблюдательность - зрительную, сердечную.

4. Развитие происходит в ребенке по календарным срокам.

Если функция была не развита в положенные календарные сроки, то она отмирает, или становится слабо развитой.

Пример - развитие функции речи.

Зарождается еще в утробе матери. Задача воспитателей - успеть развить функцию в календарные сроки. Если не сегодня, то никогда!

Функция речи развивается только до 9 лет. Далее остается только речевой аппарат. При благоприятных обстоятельствах функция может быть поддержана еще 1-2 года, не более. А ведь развитие речи, это не просто уметь говорить, это - речевое воспитание, цель которого не просто обогащение словаря, а воспитание нравственности, характера, привычек, умения думать и т.д. С помощью речи проявляется внутренний мир человека.

Способность воспринимать язык искусства формируется параллельно развитию функции речи и в те же календарные сроки. Если до 9-летнего возраста мы не разовьем в ребенке способность воспринимать и понимать язык искусства, мы можем лишить его навсегда возможности понимать высшие достижения Культуры.

Нельзя насиловать развитие функции, но надо создать условия для её развития.

Любая последующая функция опирается на предыдущую.

Страсть к взрослению.

Взросление ребенка происходит только в его общении со взрослыми или старшими по возрасту детьми. Ребенок неминуемо должен стать взрослым. Остановить этот процесс невозможно. Очень важно, с какими взрослыми общается ребенок, что видит, что слышит. Сверстники, общаясь, друг с другом не взрослеют. Но для процесса взросления годится не каждый взрослый. Как нужны в этот момент мудрые взрослые!

Страсть к свободе.

Ни один ребенок не хочет абсолютной свободы. Он не стремится к абсолютной независимости.

Ребенок стремится к свободно выбранной несвободе. Он знает, что в природе ничего само по себе не существует. Нельзя заставить ребенка играть. Играют только при свободном выборе. Не существует игры без правил. Любая игра - это правила. Есть лишь миг свободного выбора. Свобода - это чувство, а не реальность.

Задача учителя - создать условия «как будто» свободы выбора, создать миг свободного выбора. Это путь к гуманной педагогике.

Проблемы отметок.

«Стыд и срам учителю, который ставит двойку ученику. Ведь это ремень, который он вкладывает в руки родителей» - Сухомлинский.

Отметки - как наркотики. От них зависит положение ребенка в семье.

Ребенка приучают к отметкам - он стремится не к знаниям, а к отметкам. Снижается самооценочная деятельность ребенка, критическое отношение к себе. А это - негативные элементы воспитания. Необходимо воспитывать оценочные суждения (нравится стихотворение или нет, не хочешь сдавать контрольную работу - не сдавай и т.д.). «Дайте ребенку идти от успеха к успеху. Успехи окрыляют. Похвала поможет ребенку преодолеть самого себя» - Сухомлинский.

Проблема красных чернил.

Психологическое воздействие красных чернил на детей, особенно раннего возраста, враждебное. Лучше вообще ими не пользоваться, особенно в младших классах. Заменить на зеленые или вообще не использовать никаких.

Можно провести в какой-либо промежуток времени безоценочный эксперимент (неделя, месяц, четверть).

В Вальдорфской системе оценки вообще не используются.

Проблема воспитания мысли.

Логическое мышление - мощное оружие. И поэтому важно в каких руках оно находится - в добрых или злых. Мысль есть реальная энергетическая субстанция.

По Вернандскому. Человек сам того, не сознавая, создает вокруг земли новую, невидимую геологическую сферу (ноосферу), которая не разрушается и имеет силу обратного влияния на человека.

Российским ученым Петром Горяевым проводились опыты по влиянию разного качества мыслей на всхожесть семян, на ДНК. Результаты поразительные.

Дурные мысли - разрушительная сила.

Добрые мысли - созидающая сила.

Мысли не в нас, а между нами.

Законы мысли.

§ Мысль есть детище духа. Следовательно, она бессмертна.
§ Рожденная человеком мысль становится абсолютно независимой от него, самостоятельной.
§ Мысли объединяются в сообщества себе подобных (по закону притяжения).
§ Мозг человека - генератор мыслей.
§ Мысль каждого человека - продукт его духовности.
§ Мыслями наполнена ноосфера пространства.
§ Будущие знания хранятся в ноосфере. Они уже рядом с нами, но пока не доступны нам. Мы не умеем и не готовы их принять (дети и спички). Понимали это физики Эйнштейн и Сахаров - сожгли часть своих рукописей.
§ Рожденная мысль возвращается к своему породителю, усиленная своими подругами (не рой яму другому - сам в неё попадешь, и т.д.).
§ Мысль - явление вне времени и пространства..
§ Мысль мгновенно оказывается там, куда направлена.
§ Забота о своих сегодняшних мыслях есть забота о будущих поколениях.
§ Добрая речь взрослых - есть первопричина развития добрых мыслей в ребенке.
§ Поэтому учитель обязан заселять духовный мир ребенка светлыми образами, светлыми мыслями.

Об уроке.

К уроку обязательно нужно готовиться. Обязательно должен быть план урока.

Урок не есть основная форма учебного процесса. Урок - есть аккумулятор жизни детей и жизни учителя. На уроки приглашаются родители (до тех пор, пока не придет). Этим родителям дарят урок - урок о доброте. Для детей также уроки имеют очень важное воспитательное значение.

Учителю!

Учитель есть мера жизни, науки, всех вещей. Учителя - это спасательный отряд судеб детей.

Раздраженный учитель не имеет права соприкасаться с детьми. Он разрушает ауры детей.

Раз стал учителем - будь героем. Все равно трудишься.

Нет ничего важнее, чем святая душа ребенка. Думайте о себе с позиции детей - как они на вас смотрят, что они о вас думают.

Хороший учитель не будет растить детей, которые требуют выравнивания.

Мудрость учителя - направить величайшую энергию шалости на познание и позитивное взросление.

Учитель! Войди в класс с благоговением. Перед тобой посланники в будущее.

В каждом ребенке надо видеть явление.

Любите детей. Хотя бы мысленно.

Главное не ЗУН, а отношение ребенка к ним.

Заповеди учителя.

Верить в безграничность способностей ребенка.

Никто тебе не друг, никто тебе не враг. Каждый тебе учитель.

Верить в свою искру Божью. Каждый вынашивает в себе вселенскую педагогику.

Верить в силу гуманной педагогики. Она не сразу дает плоды.

Педагог и психолог, специалист в области гуманно-личностной психологии и педагогики в начальной школе. Доктор психологических наук, профессор, почетный академик Российской академии образования, руководитель Международного Центра гуманной педагогики и Лаборатории гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете.

Шалва Александрович Амонашвили — автор научного направления, известного в мире как « Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений. В настоящее время он возглавляет одноименный Издательский Дом и совместно с академиком Д. Д. Зуевым издает 100-томную «Антологию гуманной педагогики».

Шалва Александрович Амонашвили — лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук, почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); В 2008 году Шалва Александрович был награжден в составе группы авторов — создателей образовательной системы «Школа 2100» Премией Правительства РФ в области образования — за цикл трудов «Образовательная система нового поколения (теоретические основания и опытно-экспериментальное осуществление)».

Факты биографии

Шалва Александрович Амонашвили родился в 1931 году в г. Тбилиси (Грузия). Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. С 1983-91 гг. он возглавлял НИИ педагогики МП Грузинской ССР, с 1987 он — генеральный директор Экспериментального научно-педагогического производственного объединения MHO Грузии.

Педагогический эксперимент по исследованию развивающего обучения начался ещё в 60-е годы прошлого века в Грузии — в Тбилиси, в лаборатории экспериментальной дидактики, руководил которой Барнаб Иосифович Хачапуридзе.

В этой работе участвовал молодой педагог Шалва Амонашвили. Вот несколько слов Шалвы Александровича об этом этапе его педагогической деятельности: «Была поставлена задача — уйти от авторитаризма… Я отучался кричать, наказывать, смотреть на детей сверху вниз, старался не ущемлять их чувство собственного достоинства… Дети начинали всё больше мне доверять, спешили поговорить и поспорить со мной».

В 60 — 70-х годах Шалва Александрович возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, который обрел известность по всему миру под названием «« Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Первым проектом Амонашвили была «Школа радости» в Тбилиси. В ней в 1961 году он первым в СССР начал эксперимент по работе с детьми-шестилетками. Цель эксперимента была одна — вырастить просто хороших людей, и Шалва Александрович считает, что она была достигнута.

В начале педагогической деятельности Амонашвили дали самую ужасную школу в Москве, куда «ссылали» всех отстающих детей. За два года он превратил её в образцовое учебное заведение. Когда в школу пришла министерская комиссия с проверкой, чиновники были изумлены произошедшей переменой. Все спрашивали: а где же недоразвитые дети? На что Амонашвили отвечал, что детей надо любить и с ними заниматься, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов.

В 1988-89 году Шалва Александрович работает вместе с А. А. Леонтьевым в уникальном коллективе — ВНИК «Школа». Перед содружеством учёных поставлена историческая задача: создать научно-методологические основы образовательной системы нового поколения, системы, которая обеспечила бы стране образование будущего. К сожалению, в связи со сменой руководства в образовании ВНИК закрылся, а подготовленные им материалы были не востребованы. Но основы методологической платформы образовательной системы будущего были определены. С 1993 года Ш. А.Амонашвили принимает активное участие в работе объединения «Школа 2100», возглавляемого А. А. Леонтьевым, которое продолжило идеи ВНИК «Школа». Шалва Александрович принимает участие в подготовке основных документов, вписывает свою концепцию гуманной личностно ориентированной педагогики в общую схему Образовательной системы «Школа 2100». После смерти Алексея Алексеевича Леонтьева становится одним из научных руководителей этой образовательной системы. Одновременно Шалва Александрович Амонашвили руководит Лабораторией гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете, он — глава Издательского Дома Шалвы Амонашвили.

Область научных интересов

Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе, идеи гуманной педагогики в истории человеческой мысли, оценочная основа педагогического процесса, жизнь ученика, личность учителя.

Основной постулат учительской философии Амонашвили заключается в следующем: «Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно: он рождается потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зов людей. У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, может быть, великая, и для того он наделен величайшей энергией духа. И наш долг — помочь ему выполнить её». Отношения «учитель — ученик», по Амонашвили, состоят в том, что «ребенок может всё, а учитель должен сам верить в эту формулу и внушать её ребенку».

Основа основ в школе Амонашвили — «уроки духовной жизни». Ради чего мы живем? Что такое жизнь и как она могла возникнуть? Что такое любовь? Что такое бессмертие? Первый принцип — это любить ребенка. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребёнок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно.

Наиболее полный ответ на вопрос «Что такое гуманная педагогика?» мы находим у Шалвы Александровича: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни».

Клятва учителя (от Ш. А. Амонашвили)

Я — Амонашвили Шалва Александрович, добровольно выбрав профессию Учителя и находя в ней свое призвание, глубоко сознавая свою причастность к сохранению и процветанию жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе Ребёнка, о судьбах детей, клянусь:

любить детей, любить каждого ребёнка от всего сердца, быть им верным и преданным, следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в Ребёнке личности, быть оптимистом в отношении любого ребёнка в любых случаях.

Обязуюсь постоянно и усердно заботиться:

о приобщении детей к высочайшим ценностям общечеловеческой культуры и нравственности, о развитии и воспитании в них доброты, заботы о людях, о Природе, о выживании человечества, об очеловечении знаний и очеловечении среды вокруг каждого ребенка, об овладении искусством гуманного общения с детьми, с Ребёнком.

Клянусь:

не вредить детям, не вредить Ребёнку.

Список основных трудов

  • «Обучение. Оценка. Отметка», 1980.
  • «Здравствуйте, дети!», «Как живете, дети?», «Единство цели»: Педагогическая трилогия, 1983-1986.
  • «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников», 1984.
  • «Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах», 1970.
  • «Созидая человека», 1982.
  • «В школу с шести лет», 1986.
  • «Размышления о гуманной педагогике», 1996.
  • «Школа Жизни». Трактат о начальном образовании, 1996.
  • « Гуманно-личностный подход к детям», 1998.
  • « Личностно-гуманная основа педагогического процесса», 2000.
  • «Улыбка моя, где ты?».
  • «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры».
  • «Баллада о воспитании».
  • «Исповедь отца сыну».
  • «Спешите дети, будем учиться летать!».
  • «Без сердца что поймем?».
  • «Почему не прожить нам жизнь героями духа?».
  • «Тайна Альбрехта Дюрера III-IV классы».
  • «Школа жизни».
  • «Истина Школы».
  • «Рука Ведущая».

Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»
Кафедра педагогики высшего образования

Реферат
на тему: «Педагогические идеи Ш. А. Амонашвили»

Выполнила:

Проверил:

Курск
2014

Введение
1. Биография Ш.А. Амонашвили
2. «Что такое гуманная педагогика?»
3. Основные идеи гуманно-личностной педагогики
4. Ш.А. Амонашвили - продолжатель идей гуманной педагогики
5. Принципы педагогической деятельности Ш.А. Амонашвили
6. Свод правил для учителя
Заключение
Список литературы

Введение

В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.
Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:
Идеи гуманизации;
Осуществление воспитания в контексте культуры;
Создания открытых воспитательных систем;
Возврата воспитания в семью;
Поддержки и развития индивидуальности;
Альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.
В психолого-педагогической науке ведется разработка проблем развития культуры личности, что подчеркивает ее теоретическую и практическую необходимость для реального учебно-воспитательного процесса.
Вместе с тем, необходимо признать, что на современном этапе складывается как это ни парадоксально некоторое «утомление» гуманистическим подходом. Про него уже столько сказано, столько людей вообще и педагогов в частности объявило себя его горячими приверженцами, притом что реальные подвижки в системе образования идут гораздо медленнее. В результате возникает непроизвольный вопрос: а есть ли этот самый гуманистический подход к воспитанию? В чем он заключается? Или это только лишь красивая, но увы избитая фраза?

1. Биография Ш.А. Амонашвили

Амонашвили Шалва Александрович (родился 8 марта 1931г., в г. Тбилиси (Грузия)). Грузинский педагог и психолог, доктор психологических наук (1973), профессор. (1980) руководитель Центра Гуманной Педагогики и лаборатории гуманной педагогики при МГПУ, научный руководитель экспериментальных школ в Москве, Петербурге, Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах. Член-корреспондент АПН СССР с 23 мая 1985 г., действительный член АПН СССР с 27 января 1989г., почетный член РАО с 21 марта 1993г., действительный член РАО с 30 мая 2001 г. Состоит в Отделении психологии и возрастной физиологии.
После окончания Тбилисского университета (1955) работал в НИИ педагогики МП Груз. ССР (в 1983-91 - директор), с 1987 - генеральный директор экспериментального научно-педагогического производственного объединения MHO Грузии. С 1964 руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения, в т. ч. обучения детей с 6 лет в условиях школы. Система воспитания и обучения Амонашвили - «педагогика целостной жизни детей и взрослых» - строится на началах гуманности и веры в ребёнка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы - опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в «уроки счастья жизни», познания, общения, взросления.
Ш.А. Амонашвили окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. В 60 - 70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Его система «Школа жизни» рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике. Принципы гуманной педагогики, разрабатываемые Шалвой Александровичем Амонашвили, понятны и близки всем творчески работающим педагогам, которые хотят избавиться в своей работе от рутины и шаблонов авторитарной педагогики.
Публикации:
Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах, Тб., 1970;
Обучение. Оценка. Отметка, М., 1980;
Созидая человека, М., 1982;
Здравствуйте, дети! М., 1983;
Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников, М., 1984;
В школу - с шести лет, М., 1986;
Как живете, дети?, М., 1986;
Единство цели, М., 1987;
Личностно-гуманная основа педагогического процесса, Минск, 1990.
Создатель и руководитель Издательского дома Шалвы Амонашвили совместно с академиком, членом-корреспондентом РАО Д.Д. Зуевым издает 100 - томную «Антологию гуманной педагогики».

2. «Что такое гуманная педагогика?»

Учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения школьник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу. Школьник, видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, начинает стремиться к решению более сложных учебно-познавательных задач.
Наиболее полный ответ на вопрос «Что такое гуманная педагогика?» мы находим у Шалвы Александровича: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах». В традиционной педагогике педагогическое мышление двухмерно, все строится на поощрении и наказании: ведет себя ребенок хорошо - поощряем, плохо - наказываем; учится - отлично, не учится - плохо и т.п. А педагогическому процессу, по Амонашвили, присуще «четвертое измерение в педагогическом мышлении» - духовная устремленность вверх, принятие ребенка таким, каков он есть.
Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребёнка на продуктивные занятия. Нравственная. основа детско-учительской кооперации в системе Амонашвили - способность радоваться успехам других, готовность прийти на помощь. Отношения между старшими и младшими детьми организуются путём шефской помощи детскому саду, начальным классам и пр. Отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом. Обучение начинается сразу на нескольких доступных учащимся уровнях, напр., обучение чтению - от беглого чтения до знакомства с буквами. Ученики соучаствуют в построении урока, в составлении заданий, собственного учебника, в планировании ответов и т.п.

3. Основные идеи гуманно- личностной педагогики

Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:
1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях.
2. Педагогика по сути своей есть общечеловеческая форма и культура мышления, тенденции которого заложены в природных функциях человека. Она развивается не столько научными достижениями, открытыми наукой закономерностями, сколько уровнем и качеством общечеловеческой культуры, истоками духовности и мотивацией деятельности. В этом благо педагогического мышления, как постоянного источника творчества и созидания. В этом же отличие его от науки в строгом смысле этого слова.
3. Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.
4. Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.
5. Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.
6. Суть гуманно-личностного образовательного (педагогического) процесса, гуманно-личностного подхода к ребенку заключается в том, что учитель, являясь творцом этого процесса, основывает его на движении стихийных страстей в ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, проявляющихся в многогранной деятельности ребенка; нацеливает его на выявление и утверждение личности ребенка; насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни (образование).
Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш.А. Амонашвили, исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в саму «Жизнь детей». Отсюда и соответствующие акценты:
Вот как выглядит основной цикл образовательных курсов начальных классов «Школы Жизни»:
1. Уроки познавательного чтения.
2. Уроки письменноречевой деятельности.
3. Уроки родного языка.
4. Уроки математических воображений.
5. Уроки духовной жизни.
6. Уроки постижения красоты.
7. Уроки планирования и деятельности.
8. Уроки смелости и выносливости.
9. Уроки о природе.
10. Уроки о мире наук.
11. Уроки общения.
12. Уроки иностранной речи.
13. Уроки игры в шахматы.
14. Уроки компьютерной грамотности. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. - М., 2000. - с. 46.
Очевидно, что работать в режиме подобного учебного плана может не только верящий в идеи гуманной педагогики, но и целенаправленно подготовленный учитель.
7. Гуманное педагогическое мышление требует адекватных понятий, оно непосредственно связано с убеждениями личности, занимающейся его теоретическим обогащением или практическим осуществлением. Вот почему переориентация учителей от традиционно- авторитарных подходов на гуманное педагогическое мышление есть важнейшая проблема дела развития образования в современных условиях.
8. Гуманно-личностный подход к воспитанию в современной российской школе опирается на глубинную мудрость российского менталитета от Сергия Радонежского до В.И. Вернадского; он питается жизненным источником мировой педагогической мысли от Конфуция и Сократа до Дж. Дьюи и М. де Монтеня, он несет в себе чистоту идей современных мыслителей от Л.С.Выготского и Д.Н. Узнадзе до Я. Корчака и В.А. Сухомлинского.
Овладение основами гуманного педагогического мышления -- непреложная часть формирования учителя третьего тысячелетия.

4. Ш.А. Амонашвили - продолжатель идей гуманной педагогики

Советская педагогика определяла возможность и необходимость внешнего воздействия в формировании убеждений и ценностных ориентаций.
В начале XX века в российской педагогике оформился идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность. Образ такой школы нарисован И.И. Горбуновым-Посадовым. "В нашей школе, - писал он, - не будет места никакому насилию. Никакому принуждению над детской душой, во имя чего бы они ни производились. Там в основу всего будет положена любовь и такое глубокое уважение к личности ребенка, как и к личности каждого взрослого человека. Там учителя будут не насильниками, а старшими товарищами учащихся, не педагогическими поварами, начиняющими ученические мозги фаршем учебников, но сотрудниками их в деле искания истины и знаний, с любовью помогающими им своим опытом и познаниями. Такие учителя будут видеть в каждом ребенке отдельную личность, живую человеческую душу со всем скрытым в ней бесконечным духовным миром, а не Сидорова, Петрова, Иванова классного списка, безличную часть школьного стада. Они будут выше всего ценить проявление духа ребенка, самостоятельную работу его ума. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия//Советская педагогика. - N9, 1991.
Они будут посвящать больше всего времени и заботы изучению запросов, сил, способностей своих учеников, чтобы знать, что они, учителя, должны делать и чего не делать. Но главным делом будет для них то, чтобы установить духовное единение, взаимное доверие, искреннее равенство между ними и их учениками-товарищами, без чего не может быть никакой истинной взаимопомощи в работе воспитания и образования".
Такие очаги гуманистической педагогической культуры в российском образовании были всегда, даже в период его тотальной идеологизации и унификации.
Образ "идеальной школы" нарисован К.Н. Вентцелем в виде "Дома свободного ребенка", В.А. Сухомлинским - в виде "Школы радости", Ш.А. Амонашвили - в виде "Школы жизни".
В развитии детской индивидуальности В.А. Сухомлинский большое значение придавал знаниям, социальному опыту. В этом мы находим подтверждение тезиса о том, что нельзя впадать в недооценку знаний как системы социальных ценностей, но их необходимо вписать в контекст реальной жизни учащихся, обеспечить с их помощью полноценное индивидуально-личностное развитие каждого ребенка.
Как решить эту задачу, показали в 80-х годах учителя-экспериментаторы Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, В.Ф. Шаталов. В отчете о своей творческой встрече они написали: "То, что веками повторяли выдающиеся педагоги-гуманисты, что прежде было мечтой, то для нас стало житейской необходимостью: мы должны дать нашим детям новые стимулы, которые лежат в самом учении. Если внешних побуждений к учению почти нет, если способов к принуждению совсем нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету и если мы реалисты, не хотим прятаться от действительности, то перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызвать у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития". Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. - М., Просвещение 1980. - с. 61
В широкой среде педагогической и родительской общественности хорошо известны средства, которые эти учителя применяли для побуждения детей к учению без принуждения: постановка трудной цели, сотрудничество педагога с детьми в ее достижении, использование опорных сигналов, отказ от практики плохих отметок, качественная оценка результатов работы, представление детям возможности сделать свободный выбор, опережающее обучение, крупноблочная подача учебного материала, отношение к уроку как совместному "произведению" педагога и детей, коллективное творчество, развитие способностей учеников к самоанализу и самооценке, защита каждого ребенка как личности... Эти положения стали исходными для обоснования Ш.А. Амонашвили гуманно-личностного подхода в образовании и путей его практического воплощения в "Школе жизни".
"Школа жизни" Ш.А. Амонашвили основана на принципах гуманно-личностной педагогики. Автор выделяет 6 особенностей образовательного процесса.
Первая состоит во внутренней преемственности созидательной деятельности Природы и человека-воспитателя. Природа, по мнению Ш.А. Амонашвили, закладывает в ребенка возможности безграничного развития. Школа берет на себя ответственность продолжить дело природы и сотворить из него благородного человека.
Вторая особенность образовательного процесса в гуманной школе - его целостность, понимаемая как целостность жизни ребенка, устремленного в будущее.
Третья особенность касается урока, который рассматривается как аккумулятор, как ведущая форма жизни детей, а не только их учения.
Благополучие жизни ребенка на уроке обеспечивается благодаря сотрудничеству с учителем, другими детьми. Четвертая особенность педагогического процесса и состоит в том, что сотруднические взаимоотношения учителя с детьми становятся его естественным качеством.
Пятая особенность гуманного педагогического процесса проявляется в развитии у детей способности к оценочной деятельности при одновременном упразднении школьных отметок, что является залогом успехов детей в учении.
Шестая особенность "Школы жизни" - в особой, гуманной миссии учителя в ней. "Очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого педагогического процесса есть высшая забота учителя".
Гуманного учителя не покидает "любовь и преданность каждому ребенку, чувство глубокой ответственности перед судьбой каждого ребенка; стремление к пониманию каждого ребенка". Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.., 2000. - с. 37
Личностно-гуманный подход к ребенку является фундаментальным достижением теории и практики гуманистической педагогики. Многолетний опыт педагогической работы привел Ш.А. Амонашвили к убеждению, что для решения задач образования есть два подхода - императивный и гуманный.
Императивный характер обучение приобретает в том случае, если оно строится без учета личностных особенностей и потребностей ребенка. Педагог, осуществляющий такое обучение, уверен, что ребенок обязательно будет ему сопротивляться, а поэтому его необходимо принудить к учению строгими требованиями, императивами. Гуманный же подход состоит в том, что воспитатель оптимистически мыслит о детях, подходит к ним как к самостоятельным субъектам учения, способным учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и свободному выбору. Иными словами, педагог исходит из того, что у каждого ребенка есть свой личностный смысл, есть личностная значимость учения, на которую и надо опираться в педагогическом процессе. А если такого личного смысла нет, то надо помочь ребенку его обрести.
"Инструментировать учение как свободно избираемую учеником деятельность, - пишет Ш.А. Амонашвили, - это значит:

    во-первых, создавать наилучшие условия для его целенаправленного, социального и педагогически значимого развития, воспитания, обогащения знаниями и опытом;
    во-вторых, управлять этим процессом в согласии с потребностями его крепнущих внутренних сил, то есть с позиции самого ребенка (выделено автором), его интересов".
Обращение к культурным образцам педагогической практики позволяет сделать некоторые выводы о наиболее существенных чертах гуманистической парадигмы образования. Первая из них состоит в особом ценностном отношении к ребенку и детству как уникальному периоду жизни человека. Затем - признание развития личности (умственного, физического, нравственного, эстетического) главной задачей школы, а становление уникальной индивидуальности ребенка - ее главным результатом. Содержание образования включает когнитивный, креативный и этический (нравственный) компонент в их единстве и взаимодействии.
Что касается педагогических средств, методов и форм организации педагогического процесса, то каждая образовательная система ведет творческий поиск и находит собственное содержание, методы, средства воспитания и обучения. Гуманистическое направление предполагает свободу и творчество как учащихся, так и педагогов.
Общими требованиями ко всем гуманистическим моделям выступают создание культурно-воспитательной среды, в которой происходит свободный выбор личностью способов творческой самореализации и ее культурное саморазвитие, и осуществление социально-педагогической защиты, помощи и поддержки каждого ребенка в ее адаптации к социуму и жизненном самоопределении.
Очевидно, что гуманистическая педагогика устремлена в будущее человека, утверждая, что все зависит от его собственных усилий и активности, опирается на силу разума, а не на сферу социального, внешнего по отношению к человеку. Тем самым гуманистическая педагогика утверждает приоритет сознания над бытием. В связи с этим гуманизация образования, как альтернатива, исключает статичный, безличностный подход к человеку.
Гуманистическое направление центрировано на человеке (главная ценность), культуре и социуме как взаимосвязанных детерминантах образования, направленного на поддержку процессов индивидуального саморазвития и самоопределения ребенка. Эти особенности гуманистической парадигмы создали предпосылки для возникновения в ее контексте личностно ориентированных cтратегий и моделей образования. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001. - с. 42

5. Принципы педагогической деятельности Ш.А. Амонашвили
гуманная педагогика обучение
Первый принцип - это любить ребенка. Любовь человеческое солнце. Солнце излучает тепло и свет, без которых не было бы жизни на Земле. Учитель же должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно. Любовь облегчает воспитание, так как она есть единственная добрая сила, доставляющая (приносящая) ребенку гармонию души, стимулирующая его взросление, доброе отношение к окружающим. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка. Все это составляет темную силу педагогики, педагогическое зло, которое порой способно разрушить и отравить освещенную и согретую любовью и добротой жизнь ребенка, внести в нее растерянность, разочарование, злобу.
Второй принцип (он вытекает из первого) - это очеловечить среду, в которой живет ребенок. Очеловечивание среды означает внимание ко всем сферам общения ребенка с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Несогласованность разных сфер общения в воспитании вызывает колебание ребенка, он теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начнет делать назло другим, даже назло отцу, матери, и учителю тоже, тогда именно он с легкостью найдет приют в «тихом омуте». Кому объединять все сферы общения ребенка? Учителю, кому же еще. Он должен внести ясность во все эти сферы, преобразовать их в интересах воспитания ребенка.
Третий принцип - прожить в ребенке свое детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребенка. Глубокое изучение жизни ребенка, движение его души возможно только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе. Но чтобы в будущем более глубоко вникнуть в суть этого принципа, я постараюсь сделать для себя педагогические выводы из следующей мысли Маркса: «Мужчина не может снова превратиться в ребенка, не впадая в ребячество. Но разве его не радует наивность ребенка и разве сам он не должен стремиться к тому, чтобы на более высокой ступени воспроизводить свою истинную сущность? Разве в детской натуре в каждую эпоху не оживает ее собственный характер в его безыскусственной правде?»
У учащихся возникает много познавательных вопросов, на которые часто они не находят ответа. Педагог поощряет детей задавать ему подобные вопросы. В одних случаях он указывает школьникам, в каких источниках можно найти ответы на них, в других же записывает вопрос, обещая просмотреть необходимую литературу, а на одном из уроков объявляет, что готов дать исчерпывающий ответ.
Ученики должны чувствовать, с какой ответственностью и серьезностью относится учитель к их вопросам. Ответы учителя должны способствовать, во-первых, дальнейшему развитию интересов детей, во-вторых, возвышению авторитета и достоинства каждого из них.
И форма ответа, и само его содержание, и тон педагога должны глубоко затрагивать чувства детей. В экспериментальном обучении Ш.А. Амоношвили отчетливо проявлялось возрастание познавательных интересов школьников к явлениям действительности, вопросы их становились содержательными и многосторонними.

6. Свод правил для учителя

Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.
Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, преподносите ему в подарок уроки, рисунки, сочинения о нем, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут. Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.
Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.
Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом и экспрессией.
Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.
Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание марок, открыток, составление альбомов и т.д.), участвуйте в них.
Удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребенок довершает достойный поступок, проявляет смекалку и сообразительность, мыслит сосредоточенно.
Поощряйте творческую деятельность детей, помогайте им писать пьесы, ставить спектакли, оформлять их художественно и музыкально, готовить художественные утренники, выступать со своей самодеятельностью перед родителями, другими учениками, детсадовцами.
Научите детей выпускать книжки с собственными рассказами, сказками, сочинениями, стихами и т.д., интересуйтесь этими книжками, читайте их, берите их с разрешения автора показать своим коллегам.
Предлагайте детям стать художниками книжек с рассказами, стихами, сказками, напечатанными на листках, которые следует сложить и сшить, оформить обложки, нарисовать в них картины по содержанию произведения, а также объяснить слова, поставить вопросы к тексту.
Извиняйтесь перед ребенком, если по какой-либо причине не можете сразу ответить на познавательный вопрос, с которым он обращается к вам; объясните причину откровенно, скажите, что дадите ответ через несколько дней, и не забудьте выполнить обещание.
Приобщайте родителей к школьной жизни своих детей, приглашайте их руководить кружками, дежурить в школе, устраивайте с ними встречи детей.
Пишите письма родителям с положительной оценкой поступка ребенка, по поводу достижения успеха в учении, по любому значительному поводу, достойному одобрения.
Предлагайте родителям присутствовать на уроках.
Делайте урок аккумулятором жизни детей, цените, любите, принимайте и провожайте каждый урок.
Знакомьте детей с планом урока, с содержанием заданий, принимайте во внимание пожелания детей по содержанию урока.
Приглашайте детей быть соучастниками ваших педагогических поисков, высказывать свое мнение по поводу того или иного метода, задания и т.д., применяемых вами с целью апробирования.
Поощряйте детей ставить вопросы, спрашивать, спорить, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию, от носитесь к мыслям, утверждениям, оценочным суждениям, отношениям и т.д. детей серьезно, с достоинством.
Провоцируйте дискуссии детей с вами, давайте им возможность доказывать вам, объяснять ошибку, опровергать ваше утверждение и тогда, признав их правоту, выражайте им благодарность за то, что не дали вам углубиться в своем заблуждении.
Учите детей этично высказывать и доказывать свое мнение, спорить.
Поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность детей, отдельного ребенка, практикуйте на уроках чтение научных докладов, обсуждение отдельных вопросов.
Учите детей думать, проявляйте свое поощрительное отношение к детям, умеющим думать, размышлять, обдумывать.
Размышляйте вслух сами, чтобы давать детям образцы, как думать, как искать решение задачи, как обсуждать, оценивать.
Часто предлагайте детям письменные задания с размышлениями о самом себе, о своих взаимоотношениях с окружающими его людьми, об отношении их к нему.
Подчеркнуто уважайте право ребенка оберегать его спокойствие от шума и другого рода раздражений при обдумывании задачи, при выполнении письменной работы.
Можно самому тоже писать вместе с детьми сочинение, выполнять самостоятельные задания, контрольную работу, а затем знакомить их с результатами своих стараний, давайте возможность высказывать свои оценочные суждения.
Призывайте детей самим находить и исправлять допущенные ошибки в своих письменных работах; исправленные самими ошибки в дальнейшем не считать за ошибки.
Предлагайте детям на уроках альтернативные материалы, задачи и задания.
Пользуйтесь способом «допущения» ошибок, давайте детям возможность обнаруживать их и исправлять; благодарите детей за содействие.
Не ставьте одного ребенка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.
Помогайте ребенку превзойти самого себя.
Замечайте и радуйтесь, когда ребенок достигает успеха.

Заключение

Гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности учащегося, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии. Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но на обеспечения полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства, отрочества и юности – в соответствии с психическими особенностями развивающейся личности.
Разумеется, общественное педагогическое сознание не может кардинально измениться за такой малый исторический период, но безусловно, что грядущие десятилетия пройдут под знаком идей гуманной педагогики, идей педагогики сотрудничества, идей педагогики ненасилия.
Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребёнка на продуктивные занятия. Нравственная основа детско-учительской кооперации в системе Амонашвили - способность радоваться успехам других, готовность прийти на помощь.

Список литературы

    Амонашвили Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике», 1996.
    Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.,1998.
    Амонашвили Ш.А. Культура педагогического общения. М., 1990.
    Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
    Амоношвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.
    Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы. М., 1995.
    Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня. М., 1998.
    Профессия учитель. Под ред. В.П. Олавкина. М., 1985.
    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
    Современные педагоги-новаторы. Под. ред. А.Д. Коровиной. Л., 1984.
    Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2002.
и т.д.................

Рассказать друзьям