Игровая деятельность в условиях фгос.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности, которые малышу оказываются понятными и близкими. В этом контексте ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому реализация целей и задач обучения, развития и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется через игровые элементы. Такой подход зафиксирован программными требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Рассмотрим особенности игровой деятельности дошкольников в условиях ФГОС.

В чём заключается игровая деятельность по ФГОС

Одной из задач игровой деятельности является связь с действительностью, дети должны учится жить в современном мире

Это интересно. Известный русский педиатр, психолог и благотворитель ХIХ века Е.А. Покровский говорил: «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

Главная особенность дошкольного образования - отсутствие ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО обучения, так как это не соответствует уровню развития ребёнка. Вместо этого на первый план выходит игра, через которую и происходит реализация деятельностного подхода. Однако в современном мире сместились акценты: от дворовых игр произошёл переход к индивидуальным, а от групповых - к компьютерным. Поэтому задача методической работы в детских садах - вернуть игру детям без отрыва от дня настоящего. В этом контексте и следует рассматривать вопрос об игровой деятельности дошколят.

Значение

Игра способствует самореализации ребёнка с среде сверстников

Правильно организованная и умело направляемая игра позволяет малышу

  • развиваться физически и интеллектуально;
  • формировать положительные черты характера;
  • учиться общению со сверстниками и окружающими взрослыми;
  • быстро и легко усваивать новые знания.

ФГОС опирается на схему линии развития ребёнка: чувствовать - узнавать - создавать. То есть в детском саду должно осуществляться одновременно развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра.

Цели и задачи

Игра способствует развитию речи ребёнка

Важным направлением вовлечения детей в игровую деятельность становится развитие знаний, умений и навыков, необходимых для решения проблем, связанных с разными областями жизни (обучение, социализация, то есть отношения с окружающими людьми, самоопределение и т.д). Кроме этого, игровая деятельность по ФГОС:

  • развивает логическое, образное, критическое мышление;
  • формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
  • расширяет диапазон мыслительных операций, творческие способности, фантазию;
  • воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
  • заставляет проявлять инициативу;
  • развивает различные психические функции, в том числе речь;
  • способствует физическому развитию.

Реализации поставленных целей помогает планомерное решение таких задач, как:

  • знакомство с нравственно-этическими понятиями (например, в контексте мероприятий, посвящённых патриотическому воспитанию);
  • общефизическая подготовка;
  • выработка стратегии «сотворчества» в разных видах игровой активности;
  • подбор игрового материала;
  • правильная организация и проведение игр.

Принципы и формы игры

Дети должны чётко понимать правила игры

Чтобы приём «работал», нужно его правильно применять. Для этого ФГОС предусмотрены следующие принципы внедрения игровой деятельности в работу дошкольного учреждения:

  • свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать малышей играть, это может спровоцировать «эффект обратной петли», и ребёнок откажется и от других видов взаимодействия);
  • исключение занятий, попирающих нормы общественной морали (например, игра на деньги или вещи), или унижающих достоинство играющих;
  • отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не стоит перегружать занятие информацией);
  • чёткое понимание ребятами правил игры;
  • исключительно положительное влияние на эмоциональную, интеллектуальную сферы участников;
  • достаточное количество времени и материально-технической базы для игры;
  • наличие игровой среды для мальчиков и для девочек;
  • своевременное изменение формы и содержания игр в зависимости от возраста ребят;
  • создание условий для демонстрации самостоятельной активности детей (театральной, интеллектуальной, конструктивной, двигательной).
  • доступность предметно-игровой среды для всех участников.

По форме игры могут быть:

  • индивидуальные, где каждый борется сам за себя;
  • групповые, в которых малыш чувствует ответственность за свои действия.

Также стоит сказать и о такой форме, как проект, который может быть и индивидуальным, и групповым, а также иметь разные временные рамки для осуществления.

Программные документы

  • Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 №61/19–12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
  • Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2014г.№03–51–46 ин/14–03 Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье.
  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013г.№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26» Об утверждении СанПин 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

Детальный анализ этих документов позволяет сделать вывод о том, что в современное правовое поле для определения сути системы образования в дошкольном учреждении, были внесены существенные коррективы в сравнении с программными документами предыдущих лет.

Условия развития игровой деятельности в свете ФГОС

Креативный подход воспитателя в составлении игр касается всех аспектов: от разработки сценария до моделирования костюмов

Реализации технологии игры в дошкольном учреждении имеет ряд особенностей. Среди основополагающих черт можно выделить

  • креативный подход воспитателя к работе;
  • выбор игры, которая позволит решать задачи обучения, развития и воспитания на конкретном этапе развития ребёнка;
  • учёт личностных качеств играющих;
  • хронометраж.

Используемые игры можно разделить на две группы:

  • с фиксируемыми правилами (например, лото);
  • свободные игры, то есть правила игры являются скрытыми (это удобно, например, тогда, когда идёт обучение чтению - дети должны помочь неумеющему читать взрослому обучиться этому навыку и пр).

Список приёмов по ФГОС

Физическое развитие малышей также реализуется через игру

По ФГОС игры делятся на:

  • досуговые (служат отличным развлечением в моменты пауз между основными видами активности или для объединения ребят во время прогулок – «Ручеёк», пальчиковые игры и т.д);
  • подвижные (способствуют физическому развитию - физкультминутки, разминки и т.д.);
  • театрализованные (решают задачи формирования выразительности речи, интеллектуального, эстетического, коммуникативного воспитания, развивают творческие способности - постановки сказок, инсценировки отрывков из прочитанных книг и т.д.);
  • компьютерные (с обязательным обучающим компонентом);
  • игры с правилами (учат малышей соблюдать правила, а также показывают, что перед «законом» равны все - лото, домино и т.д.);
  • сюжетно-ролевые игры (развивают игровой опыт дошколят, открывают новые горизонты отображения мира – «Дочки-матери», «Козаки-Разбойники», «Снегурочка» и т.д.)

Видео: Сюжетно-ролевые занятия в младшей, средней и старшей группах

Видео: «Путешествие» для старшей группы

Эти виды игр применяются в работе с детьми любого возраста, с учётом уровня развития малышей. Так, например, лото в младшей группе представляет собой отдельные картинки животных, которые нужно правильно расположить на плакате с изображением нескольких зверей.

Современные виды игровой деятельности

Игра-культурная практика позволяет через моделирование игрового пространства реализовать поставленные образовательные цели, например, проверить с помощью «капитана корабля» способность «экипажа» осуществлять простейшие арифметические действия в пределах 10

Что касается дошкольного образования в наши дни, то набор игровых технологий в рамках обозначенного ФГОС перечня типов игр дополнился, что связано с практической направленностью образования на всех ступенях взаимодействия с детьми. Так, Надежда Александровна Короткова, кандидат психологических наук, занимающаяся вопросами дошкольного воспитания, выделила 2 вида игровой деятельности:

  • игра-культурная практика (сюжетная игра, свободная игра);
  • игра-педагогическая форма (сюжетно-ролевая дидактическая игра, дидактическая игра с правилами).

Игровая образовательная ситуация

Известный русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Игровая деятельность может реализовываться в двух направлениях: первое - дети сами устанавливают правила, придумывают содержание игры на основании имеющихся атрибутов (игрушек или другого доступного инвентаря), второе - на основании игровой технологии осуществляется процесс обучения, развития и воспитания. В последнем случае весь организационный момент остаётся за взрослым. Именно о таком приёме, который называется игровой обучающей ситуацией (ИОС) и способствует преодолению разрыва между ведущей игровой деятельностью в данный момент от учебной в будущем, и пойдёт речь далее. Для ИОС характерны следующие черты:

  • незамысловатый сюжет, который требует много времени;
  • специально организованное игровое пространство;
  • наличие дидактической цели и воспитательной задачи;
  • направляющая роль воспитателя.

Типы ИОС

Исходя из вышеизложенного, можно выделить несколько типов игровых образовательных ситуаций в зависимости от того, что сопровождает игру:

  • использование игрушек-аналогов (например, сопоставление неживого аналога с живым - муляжа растения с комнатным цветком);
  • связь с литературным персонажем (например, включение в работу таких всем известных героев, как Незнайка, Петрушка, Буратино);
  • ИОС-путешествия (игры, моделирующие поход в лес, зоопарк, музей и т.д).

Примеры

Видео: Физкультурное занятие «Игрушечный городок»

Видео: Сюжетная образовательная ситуация по ПДД в средней группе

Видео: Занятие «Путешествие по математике с Машей и медведем»

Суть социо-игровой технологии

Использование социо-игровой технологии предполагает работу в малых группах (чаще всего по 6–8 человек)

Одной из современных форм воплощения игровой деятельности является социо-игровая технология. Это такая организация собственных действий ребёнка, в которой он делает, слушает и говорит, то есть малыш участвует в составлении правил, сочинении сюжета игры . Такая комплексная задача и отличает эту технологию от игры в привычном понимании, где ребёнок чаще всего выступает в роли «исполнителя». Более того, социо-игровое взаимодействие предполагает обязательное наличие «договора», правил и общения. Другими словами, дети могут даже спорить, но с целью договориться и доработать правила. Авторы технологии Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов выделили ряд принципов такой деятельности.

  • Педагог - равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  • Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
  • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
  • Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы, примеряя на себя разные роли (например, сначала охотники за сокровищами, а потом разбойники, которые эти ценности охраняют, в роли сокровищ могут выступать правильные ответы на арифметические примеры).
  • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры, то есть, как было сказано выше, могут дорабатывать или изменять правила игры.
  • Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно, то более интересно (так, куда занимательнее тренироваться вместе с Лунтиком над замысловатой скороговоркой, чем повторять одну и ту же простую вместе с Вупсенем и Пупсенем).
  • Движение и активность.
  • Работа детей в малых группах, в основном, в шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

Преимущество такого рода активности в том, что она определяет малыша не как объект образования, а как субъект, то есть полноправного участника процесса.

Формы

Формы осуществления социо-игровой активности могут быть следующими:

  • Игры с правилами, которые могут меняться в зависимости от ситуации (например, все участники - Незнайки, они задают взрослому вопросы по теме, а в следующий раз все дети - Знайки, а в роли Незнайки - игрушка, которой малыши разъясняют то, что ещё вчера не знали сами).
  • Игры-соревнования.
  • Игры-драматизации (то есть постановки сюжетов сказок, мероприятий).
  • Режиссёрские игры (когда ребёнок сам придумывает сюжет для игры, но при этом игрушка не отождествляется с ребёнком).
  • Сюжетно-ролевые игры (малыш берёт на себя роль персонажа, отождествляет себя с куклой, например).
  • Сказкотерапия (в незатейливых сюжетах дети видят себя и свои поступки, например, «Сказки о малыше Похожем-на-тебя», «Сказки от капризов» и т.д).
  • Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности (например, при изучении алфавита задание может быть таким: помоги Незнайке найти пропавшие буквы в азбуке, спрятанные в загадках).
  • Самопрезентация (рассказ о себе в виде поочерёдных ответов на вопросы ведущего-взрослого, например, в сопровождении передачи какого-то «эстафетного объекта» от одного участника к другому).

Примеры социо-игровой активности

Все приёмы этой технологии могут применяться в разных возрастных группах: форма остаётся неизменной, а вот содержательный компонент может варьироваться в зависимости от уровня подготовки детей.

«Волшебная палочка» (в форме самопрезентации)

Суть игры: дети становятся в круг и получают «волшебную палочку» (например, указку). Задача игроков: передавая друг другу предмет, отвечать на вопрос, поставленный взрослым. Например, «Какая твоя любимая игрушка?». Далее задание усложняется: «Почему она тебе нравится, назови 3 причины». Затем можно расширить круг вопросов - от личных к общеизвестным: «Назови самые популярные сегодня игрушки».

«Говорим хором» (социо-направленный приём)

Суть игры: дети делятся на группы, воспитатель задаёт вопрос. Задача ребят хором ответить на него. Благодаря коллективному ответу, даже те ребята, которые не уверены в ответе или не знают его, не будут чувствовать себя некомфортно.

«Таинственная шапка» (игра с правилами с элементами социо-направленности)

Суть игры: в шляпу кладём написанные на листочках вопросы (если ребёнок читать не умеет, то ему помогает воспитатель), малыши по очереди тянут вопросы и отвечают на них. Так можно в игровой форме повторить элементарные арифметические действия, правила дорожного движения и т.д. За счёт того, что шляпа попадает в руки ко всем, каждый ребёнок чувствует себя ведущим, то есть лидером.

Видео: Социо-игровой подход в развитии коммуникативых навыков дошкольников

Компьютерные игры

Грамотное использование компьютера в детском саду может принести неоспоримую пользу интеллектуальному развитию ребёнка

Информационные технологии (в частности, игры) в дошкольном образовании, наряду с общепринятым мнением о вреде для психического и физического здоровья детей, обладают рядом неоспоримых преимуществ перед другими игровыми технологиями. Компьютерные игры:

  • помогают быстрее перейти от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, что является важной ступенью развития логики;
  • способствуют формированию умения анализировать;
  • ускоряют процесс управления собственной внешней деятельностью (так, малышу нужно одновременно совершать действия мышью и наблюдать за изображением на экране) и т.д.

Таким образом, компьютерные игры позволяют ребятам значительно быстрее осуществить переход от простейших форм мышления к сложным.

Примеры

Использование этой игровой технологии зависит от материально-технической базы дошкольного учреждения. Но если в детском саду такие занятия не проводятся, родителям следует знать, какие компьютерные игры, рекомендованные методистами, могут применяться в домашних условиях. Скачать эти игры может любой желающий, достаточно ввести название в строку поиска.

  • «В поисках Немо. Подводная школа» (средняя группа). Цель: познакомиться с животным миром планеты. Дети смогут узнать о жизни зверей в дикой природе, об их привычках и повадках, а также смогут узнать, как строит свой дом бобр, полетают с летучей мышью в поисках пропитания и увидят обустройство муравейника.
  • «Весёлая азбука» (старшая группа). Цель: закрепление и совершенствование навыка делить слова на слоги, делать звуковой анализ слов. Малыши смогут разбивать слова на части, составлять новые слова, объединять их в простые предложения.
  • «Планета чисел для малышей» (младшая группа). Цель: научиться считать до 10, дать представления о простых геометрических фигурах, научить сравнивать. Ребята знакомятся с кругом, квадратом, треугольником, соотносят фигуры по цветам, размерам. Учатся счёту до 10.

Как провести правильный анализ?

Целесообразность тех или иных игровых технологий оценивается, в том числе, и по активности ребёнка

Мониторинг успешности использования игровых приёмов в детском саду проводится 3 раза в год (в начале, в конце учебного года, а также в середине). Оценке подвергается вся группа детей, проводит диагностику воспитатель или лицо, задействованное в том или ином занятии. Осуществляется этот анализ по 3 аспектам:

  • организационный компонент;
  • деятельность взрослого (воспитателя, учителя физкультуры, музработника);
  • деятельность ребёнка.

Таблица «Анализ игровой деятельности дошкольников»

Аспект анализа Критерии анализа Оценка
Да Нет Частично Другое
Организация и проведение игры Соответствие целей задачам группы
Соответствие уровню развития детей
Соответствие программе
Соответствие санитарным нормам
Соответствие материально-технической базы условиям игры
Деятельность воспитателя Разнообразие приёмов для решения задач игры
Соответствие приёмов возрасту малышей
Правильность применения приёмов
Деятельность детей Усвоение содержания игры
Активность, внимание, интерес к занятию (оценивается как минимум 2 критерия)
Соответствие поведения условиям занятия
Соответствие знаний, умений и навыков норме

По итогам заполнения таблицы можно увидеть те методические пробелы, которые обозначены в графе «нет». На эти критерии нужно обратить внимание особенно, изменив форму игровой деятельности или внеся доработки в её содержание.

Игра для дошкольников - это ведущий вид деятельности. Именно через него дети узнают мир, учатся взаимодействовать с другими людьми, познают себя. Задача взрослого разнообразить эту практику интересными формами проведения игр. При этом нужно ориентироваться на те требования, которые выдвигаются к подобного рода деятельности ФГОС и другими документами, регулирующими процесс образования дошкольников. Правильно организованная работа обеспечит высокие достижения в обучении, развитии и воспитании будущих школьников.

  • По их педагогическому значению - игры подвижные (игры с движениями, специально созданные народной или научной педагогикой для решения определённых задач воспитания и обучения), умственные, сенсорные;
  • Игры специальных функций - семейные, игры в «Охоту», игры - ухаживания и т.д.
  • Игры обычных функций - развивающие волю.
  • Хороводные игры;
  • Игры на закрепление знаний.
  • Подвижные (игры с правилами).
  • Творческие;
  • Игры с правилами;
  • Народные.

Творческие игры:

  • Театрализованные
  1. Режиссерские
  2. Игры драматизации
  • Сюжетно - ролевые
  1. С элементами труда
  2. С элементами художественно - творческой деятельности
  • Конструкторские

Задание для команд:

Режиссерская игра -

Игры - драматизации

Задание для команд:

Все остальные - сказка «Курочка - ряба».

Должны участвовать все.

Структура сюжетно - ролевой игры по Д.Б. Эльконину:

Задание для команд:

Цель: решение конструктивных задач

Виды материала:

Особенности:

Игры с правилами:

  • Дидактические
  1. Игры - занятия
  2. Дидактические игры
  • Подвижные
  1. Игры с бегом
  2. Игры с прыжками
  3. Игры с лазаньем
  4. Игры с метанием и ловлей

Дидактические игры - способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.

Задание для команд:

Виды дидактически игр:

Цель: обучение

Виды:

Задание для команд:

Подвижная игра с правилами -

Народные игры - это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учётом этнических особенностей. Они - неотъемлемая часть жизни ребёнка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

Задание для команд:

1. Формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый - равный партнер.

Факторы реализации игры:

Просмотр содержимого документа
«Семинар-деловая игра по теме "Организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС" »

Семинар-деловая игра на педсовете по теме:

«Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»

Участники педсовета поделены на две мобильные команды.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах.Это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата.

Задание для команд:

Какие Вы знаете классификации детских игр?

Пожалуйста, назовите их.

Давайте рассмотрим несколько классификаций.

Классификация игр Фридриха Фрёбеля:

    «Полезные» - сюжетно-ролевые;

    «Изящные» - конструктивные, строительные;

    Игры «Внутренней правды» - дидактические с правилами.

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (21 апреля 1782 - 21 июня 1852) - немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».

Ф. Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

Классификация игр Карла Гросса:

    По их педагогическому значению – игры подвижные (игры с движениями, специально созданные народной или научной педагогикой для решения определённых задач воспитания и обучения), умственные, сенсорные;

    Игры специальных функций – семейные, игры в «Охоту», игры – ухаживания и т.д.

    Игры обычных функций – развивающие волю.

Немецкий психолог К. Гросс, первым в конце XIX века предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения.

Классификация игр Януша Корчака:

    Хороводные игры;

    Спортивные игры на проверку илы;

    Игры на закрепление знаний.

Я́нуш Ко́рчак - выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. В 1911 году Корчак основал «Дом сирот» для еврейских детей в Варшаве. В августе 1942 года Корчак отказался от предложенной свободы и предпочёл остаться с детьми «Дома сирот» приняв с ними смерть в газовой камере.

Классификация игр Лесгафта Петра Францевича:

    Имитационные (подражательные);

    Подвижные (игры с правилами).

Пётр Фра́нцевич Ле́сгафт (20 сентября 1837г., Санкт-Петербург - 28 ноября 1909г.) - выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания.

Классификация игр Надежды Константиновны Крупской:

    Игры, придуманные самими детьми (творческие самостоятельные);

    Игры с правилами (подвижные и дидактические), специально созданные (придуманные взрослыми с готовым содержанием и правилами).

Крупская Н.К. считала, что дошкольное воспитание является составной частью социалистического строительства, и много сделала для определения конкретных задач по физическому, нравственному, умственному, сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста, указала пути и методы работы советского детского сада.

Классификация игр С.Л. Новосёловой:

    Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей), - это самостоятельные или творческие игры;

    Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательно и воспитательной целью (игры с правилами);

    Игры, идущие от исторической инициативы, - народные игры, которые могут возникнуть как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Светлана Леонидовна Новосёлова (1933г. - 2005г.) - советский психолог, доктор психологических наук, действительный член РАЕН (Российская Академия Естественных Наук) (с 1996; отделение дошкольного образования и детского творчества), член Международного общества изучения развития поведения, вице-президент Российской международной организации по дошкольному воспитанию, действительный член Академии творческой педагогики (с 1996) и Академии изобретательства (с 1997г.).

Классификация игр в детском саду:

    Творческие;

    Игры с правилами;

    Народные.

Творческие игры:

    Театрализованные

    Режиссерские

    Игры драматизации

    Сюжетно – ролевые

    С элементами труда

    С элементами художественно – творческой деятельности

    Конструкторские

Задание для команд:

Первая команда: дайте определение режиссерской игре

Вторая команда: дайте определение игре драматизации.

Режиссерская игра - это игровая деятельность, которая тем богаче и разнообразнее, чем интереснее реальная жизнь ребёнка, чем обширнее его информация об окружающем мире.

Режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника. Ребёнок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя за себя и за кукол.

Компоненты режиссерской игры: сюжет, роль, условное игровое действие.

Цель: развитие творчества и фантазии

Виды сюжета:

Особенности: отражение событий и впечатлений; партнеры (игрушки и их заменители) – неодушевленные предметы;

Условие: создание детям индивидуального пространства.

Игры – драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно.

Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей), это и является особенным.

Значение игр – драматизаций – они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений.

Цель: приобщение ребенка к искусству;

Виды: дети-режиссеры и дети-актеры;

Особенности: представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений; имеют готовый неизменный сюжет; все действия подчинены содержанию произведения.

Задание для команд:

Без слов, с помощью мимики и жестов показать русскую народную сказку используя атрибуты.

Команда из 3-х человек - сказка «Теремок».

Все остальные - сказка «Курочка – ряба».

Должны участвовать все.

Эльконин Даниил Борисович (29.02.1904-1984) - доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития.

Структура сюжетно – ролевой игры по Д.Б. Эльконину:

    Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.

    Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.

    Игровые употребления предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.

    Реальное отношение между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которого регулируется весь ход игры.

Сюжетно-ролевая игра

Цель: изучение различных социальных ролей человека

Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный

Особенности: сюжет (та среда действительности, которая воспроизводится детьми); содержание (то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности); роль (игровая позиция ребенка, отождествление с каким-либо персонажем)

Задание для команд:

Командам организовать сюжетно - ролевую игру и показать (атрибуты). Указать какая возрастная группа? Роль воспитателя?

Конструкторские творческие игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности.

Строительно-конструктивные игры

Цель: решение конструктивных задач

Виды материала: природный, специально созданный, подсобный

Особенности: вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач

Игры с правилами:

    Дидактические

    Игры – занятия

    Дидактические игры

    Подвижные

    Игры с бегом

    Игры с прыжками

    Игры с лазаньем

    Игры с метанием и ловлей

    Игры на ориентировку в пространстве

Дидактические игры – способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.

Структура ДИ:

    обучающая задача – определяет игровые действия.

    правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу;

2) игровой замысел

3) игровые действия

II младшая - дидактическая игра как часть занятия

Средняя группа - игра организуется детьми, но руководящая роль принадлежит воспитателю (дидактические – закреплять знания и умения, полученные на занятиях; настольно-печатные – осваивать правила игры, «ходить» по очереди и т.д.)

Старшая группа - игры организуются детьми, воспитатель как консультант

(создавать развивающую предметно-игровую среду для организации всех видов игр на занятиях и в самостоятельной деятельности, формировать навыки сотрудничества)

Задание для команд:

Назовите виды дидактических игр и приведите примеры.

Виды дидактически игр:

Цель: обучение

Виды:

Сюжетно-дидактические («магазин»)

Игры с предметами («чудесный мешочек»)

Настольно-печатные («лото», «домино»)

Словесные («кем быть?», «времена года»)

Задание для команд:

По командам составить мнемо таблицу к любой сказке и рассказать по командам.

Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризуется точным и своевременным выполнением заданий.

Классификация игр по параметрам :

По возрасту,

По степени (малой и большой) подвижности ребенка в игре,

По видам движений (игры с бегом, метание и др.),

Сюжетные ПИ отражают в условной форме жизненные или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, автомобиль, гуся и др.

Несюжетные ПИ содержат двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели, типы игр:

1) перебежки, ловишки;

2) игры с элементами соревнований («Кто быстрее добежит к своему флажку?» и др.);

3) игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»);

4) игры с предметами (мячи, обручи, кегли и др.);

для маленьких используются игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.)

Спортивные игры (городки, футбол, хоккей и др.) подбираются с учетом возраста. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям-дошкольникам. Целесообразней использовать в старшей и подготовительной группах ДОУ.

Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учётом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребёнка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

Принципы:

    Доступность содержания игры

    Возрастная адресованность

    Вариативность

    Ориентировка на интересы и желания детей, на избирательность к тем или иным играм

    Разнообразие игр

Задание для команд:

Организовать и провести по командам народную подвижную игру.

Классификация народных игр:

  • Сюжетные

    Индивидуальные

    Коллективные

    Игры-аттракционы

    Игры-забавы

    Хороводные

    Игры-ловишки

    Театрализованные

    Сезонно-обрядовые

По ФГОС ребёнок является субъектом деятельности, в том числе образовательной и игровой, что подразумевает субъект - субъектные отношения, то есть равные партнёрские.

Принципы формирования игры с ориентиром на ФГОС:

1. Формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый – равный партнер.

2. Когда игра организована особым образом, так, что ребенку преподносится игровой способ.

3. Формирование игры включает не только формирование у детей игровых способов, но и способ игрового действия.

4. Формирование игры носит двухчастный характер: 1) совместная игра; 2) самостоятельная игра детей.

Формирование игры:

Этапы Способы Основные задачи (формирование)

от 1,5 до 3 лет предметно-игровой 1) простого предметного действия

2) условного предметного действия

3) цепочки условных действий

от 3 до 5 лет ролевого построения 1) индивидуально-ролевого поведения

2) ролевого действия как обмена

условными ролевыми действиями

3) ролевого действия как обмена

речевыми ролевыми действиями

4) ролевого действия как умений

менять роли

с 5 до 7 лет сюжетосложение Овладение способом совместного

пошагового построения сюжета

Факторы реализации игры:

    Установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой;

    включение всех видов игр в педагогический процесс;

    своевременная организация развивающей предметно-игровой среды;

    квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;

    индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности;

    перспективное планирование развития игры (комплексный метод);

    использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры.

Комплексный метод развития игровой деятельности:

    Планомерное обогащение жизненного опыта детей, расширение их знаний об окружающей действительности;

    Обогащение детского игрового опыта и культуры игры во время совместных (обучающих) игр педагога с детьми;

    Создание развивающей игру предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;

    Проблемное общение взрослого с детьми направлено на активизацию игры детей через постановку новых игровых задач.

Педагогам вручаем памятки, благодарим за активное участие в педсовете.

Введение

Изучение Федерального государственного стандарта дошкольного образования ставит перед педагогами необходимость анализа большого объема теоретической и правовой литературы.

Для обучающих целей наиболее удачной формой методической работы с педагогическим коллективом является тренинги и деловые игры, т.к. именно в ходе такой работы, по мнению Бельчикова Я.М., «происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности».

Цель: активизация мыслительной деятельности педагогов в знании основных положений и принципов ФГОС ДО; создание условий, способствующих развитию креативного и творческого мышления.

Материалы: проектор, музыка с шумом моря, шумом ветра

Уважаемые коллеги! Однажды мы с вами отправились в морское путешествие. Вдруг корабль потерпел крушение – и мы оказались на необитаемом острове. Старший воспитатель успел только схватить чемодан с федеральным государственным стандартом.

Пришлось нам сидеть на острове, вокруг только песок и пальмы. Решили мы немножко размяться.

Вводный этап

1. Упражнение «Порядковый счет »

Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и т.д.

2. Упражнение «Мы с тобой похожи»

Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: “Я думаю, нас с тобой объединяет...”, и называет это качество, например: “Мы с тобой одинаково общительны”; “Мне кажется, мы оба бываем несколько прямолинейны”. Тот, кто получает мяч, отвечает: “Я согласен”, если он действительно согласен, или: “Я подумаю”, если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.

Ведущий. «Вдруг на остров налетела буря, песок стеной – ничего не видно! (Ведущий поднимает участников, завязывает им глаза, раскручивает их.) Ходят воспитатели, сказать ничего не могут –чтобы пыль в рот не попала (вводится правило не говорить ). Плохо дело! Стали ощупью пробираться, товарища искать (таким образом, ведущий сталкивает участников и образует команды ).

И вот на нашем острове два племени образовалось – одно по одну сторону острова, второе – по другую. Вдруг откуда ни возьмись прибегают негритята, смотрят так жалобно и говорят: «Воспитатели, научите нас, воспитайте нас!» Что делать – такое уж у нас признание!

Стали обустраиваться, каждый свой детский сад налаживать.

Ведущий раздает материалы: две юнгианские песочницы, камушками, природными материалами, фигурками зверей и т.д.

Задание участникам : дать название своему племени – детскому саду, структурировать пространство на подносе и т.д. Далее команды представляют свое творчество.

Ведущий. Здание и территорию вы соорудили. Но, может быть, успели одичать на острове за это время. Теперь команды будут соревноваться в профессиональном мастерстве. За каждый правильный ответ в викторине команда получает дополнительные строительные материалы, которые понадобятся нам позже.

Игра-викторина

Необходимо выбрать правильный ответ.

1. В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется:

  • осуществлением игровых действий (покатить машину, покормить куклу);
  • фазой сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на основе личного опыта;
  • предметными действиями (стучать ложкой, открывать крышки).

2. Ведущая деятельность детей от 1 года до 7 лет:

  • сюжетно-ролевая игра;
  • личностное общение с взрослым;
  • учебная деятельность;
  • нет правильного ответа.

3. Родитель просит посоветовать игру для развития произвольности (воли) ребенка. Выберите правильный вариант:

  • Совместная сюжетно-ролевая игра взрослого и ребенка;
  • Индивидуальная сюжетно-ролевая игра (ребенок один с игрушками);
  • Совместная сюжетно-ролевая игра со сверстниками;
  • Игра не влияет на развитие произвольности.

4. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:

а) социально-коммуникативное развитие;

б) речевое развитие;

в) художественно-эстетическое развитие;

г) физическое развитие.

Ответ: познавательное развитие

5. На что нацелен Стандарт ДО?

а) формирование знаний, умений, навыков;

б) формирование интегративных качеств личности;

в) целевые ориентиры дошкольного образования;

6. Что такое целевые ориентиры дошкольного образования?

а) это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования;

б) это знания и навыки, которыми должен овладеть воспитанник, такие как: навык письма, счета, чтения;

в) это достижения педагога, оцениваемые в качестве грамот, призовых мест, побед в конкурсах.

7. Исключите лишнее

Образовательная среда по ФГОС:

  1. гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
  2. обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников;
  3. способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  4. создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  5. оценивается путем диагностики конкретных достижений воспитанников;
  6. обеспечивает его открытость и мотивирующий характер.

8. Согласно ФГОС ДО родитель:

  1. становится активным участником образовательного процесса;
  2. исключается из образовательного процесса;
  3. нет правильного ответа.

Ведущий. Видим, что профессиональное мастерство не растеряли. Детский сад вы построили, теперь пора организовывать предметно-пространственную развивающую среду.

Игра «Развивающая среда»

Задание: обустроить помещение детского сада таким образом, чтобы развивающая предметно-пространственной среда соответствовала Стандарту

Процедура проведения:

Ведущий раздает подручный материал (природные материалы, различный строительный материал, мелкие игрушки и т.п.).

Педагогам раздается в качестве опоры наглядный материал (см. приложение 1) , на котором представлен перечень требований к предметно-пространственной среде. Задача педагога в соответствии с требованиями структурировать и презентовать созданную среду.

Ведущий. Теперь можно не беспокоиться за образовательный процесс детей, ведь рядом с ними настоящие профессионалы! На этом, дорогие коллеги, наше необычное приключение заканчивается. Давайте встанем в круг и поделимся впечатлениями о сегодняшнем мероприятии: что Вам понравилось в групповой работе, что было сложно, что интересно.

Список литературы.

  1. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. Пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 192с. (с – 4-8, 21, 24-26, 29, 30 ,34-36, 47-51).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155.
  3. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для вузов/ Митина Л.М., Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина. – М.: Академия, 2005.
  4. Энергия бизнес-тренинга. Путеводитель по разминкам. Пособие для практикующего бизнес-тренера / Ж.Завьялова, Е. Фарба, Е. Каденильяс-Нечаева, электронное издание.









Игра в содержании ФГОС ДО «I. Общие положения» основных принципов Стандарта: Один из основных принципов Стандарта: – реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. (п (4))


«для реализации образовательной программы, построенной на игре, дети должны уметь играть. Для того чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту» Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Электронный журнал «Психологическая наука и образование»




В этих условиях: 1. Использование игры как педагогической формы в ряде случаев может оказаться неэффективным (дети будут подменять дидактические задачи игровыми, результативность образовательной деятельности будет вытесняться имманентной игре процессуальностью) 2. Ряд целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования не может быть достигнут при низком уровне развития игровой деятельности ребенка


«Рассматривая воспитательное значение игры, мы имеем в виду игру как форму воспитания, как средство для решения определенных воспитательных задач по отношению к детям дошкольного возраста. Между тем даже в учебной педагогической литературе игру в ее педагогическом значении часто смешивают с игрой как возрастным проявлением ребенка. Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам» (Усова А.П. Педагогика игры и ее насущные проблемы. // Дошкольное воспитание, 1963, 1.) Игра как деятельность ребенка и игра как педагогическая (образовательно- воспитательная) форма









Проблема терминологии Творческая игра Сюжетно-ролевая игра Самодеятельная игра Фото: ДОУ 1782 Сюжетно-ролевая игра до сих пор в ряде случаев воспринимается как «организуемая взрослым» Игра, в которой присутствует воображаемая ситуация, последовательно называлась в отечественной педагогике:


© Новосёлова С.Л. О новой классификации детских игр. // Дошкольное воспитание – С. 86. или сайт «Игра. Школа С.Л.Новоселовой»


Только самодеятельные игры представляют собой ведущую деятельность и имеют решающее значение для детского развития. Как видно из таблицы, они не ограничены рамками сюжетно- ролевой игры, а представлены целым рядом подвидов, что подтверждает положение о том, что не только сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью. Однако такие игры не возникают сами собой, «на пустом месте». Для их появления и успешного развития игровой опыт ребёнка обязательно должен включать игры двух других классов.




Игра как деятельность Характеризуется целостностью - от мотива до способа действия (ребенок играет, потому что он этого хочет, он играет в то, во что хочет, и играет так, как хочет). Характеризуется эмоциональной насыщенностью, удовольствием от процесса, а не от результата. Развивается и меняет формы по мере развития (от развернутой внешней предметной деятельности до свернутой внутренней деятельности). В сформированном виде может существовать как действие в составе других видов деятельности. В игре как деятельности формируются ОСНОВНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ


Игра в содержании ФГОС ДО «IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» – «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: … … проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. …; … активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; … ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. … (4.6.)




« Специфическое развивающее влияние сюжетно- ролевой игры изучено в настоящее время явно недостаточно …, но проведению дальнейших исследований в этой области мешает смешение развития детей в игре, через игру и при помощи игровых приемов. Возникает ложное впечатление, что игра воспитывает «всё на свете».» Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // /Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978, с. 35, вид.авт. Что формируется в игре?


« …у многих педагогов нет личной убежденности в том, что именно игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольника» Скоролупова О.А. Игра как праздник! М., 2006, с. 4 О значении игры, или: Проблема сохранения специфики дошкольного детства в условиях МОО; О чем говорить с родителями на родительских собраниях по проблеме игры


Основные новообразования дошкольного возраста, значимые с точки зрения успешности обучения ребенка в школе: 1. Формирование внутреннего плана деятельности 2. Формирование знаковой деятельности 3. Формирование произвольности 4. Преодоление эгоцентрической позиции 5. Формирование познавательного мотива 6. Формирование способности к организации самостоятельной и совместной деятельности Что формируется в игре?


Формирование произвольности в игре Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников. // Вопросы психологии с. 100.




Игра в содержании ФГОС ДО «II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» – содержание образовательных областей определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно- исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка) какие именно игры организуются в рамках реализации программы Также обозначено, какие именно игры организуются в рамках реализации программы – «в раннем возрасте (1 год - 3 года) - … игры с составными и динамическими игрушками; – для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры…» (2.7.)


Проблемы использования игры как формы образовательной работы Ограниченные возможности сюжетной игры для решения разного рода учебно-предметных задач были показаны в исследовании Л.И. Элькониновой (1979): до определенного возраста многие реальные дидактические задачи в сюжетной игре ребенок решает в условном плане («понарошку»). Вывод исследования: «Ролевая игра не может выполнять никакие дидактические функции». Только после того, как игра может реализовываться в вербальной форме (Е.Е.Кравцова), возможно включение сюжетных (сюжетно-дидактических) игр в процесс обучения. До этого момента – используются только игровые приемы, мотивирующие ребенка на продуктивную или иную деятельность и делающие эту деятельность осмысленной.


Проблемы использования игры как формы образовательной работы Подмена дидактической игры игровыми упражнениями, т.е. игнорирование игровой задачи при педалировании дидактической, образовательной. «В дидактической игре дидактизм должен быть на уровне автодидактизма, но автодидактическая игра у нас очень слаба, она слабо развивается практикой и совершенно недостаточно разрабатывается педагогической наукой». Если игра не автодидактична, то она быстро попадает в разряд игровых упражнений: «Взрослые охотнее всего изобретают игровые упражнения». (Психология и педагогика игры дошкольника. – М.: Просвещение, – С. 341) Подмена собственно детской игры игровыми формами, что приводит к парадоксальной ситуации депривации (угнетения) игры на фоне ее тотальной эксплуатации.


Игра в содержании ФГОС ДО «III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» – «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», – «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», среди которых: «создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; … поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) … поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства …» ((2, 4))


Нужно ли учить детей играть? «Игре надо учить, особенно в раннем детстве, об этом следует заявлять достаточно смело. Но учить можно по-разному. Нельзя построить образец, который должен получиться в итоге развития, и навязать его ребёнку. Прежде всего, это не получится, а если и получится, то не будет игрой. Игра превратится в занятие». (Ф.И.Фрадкина. В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. – М.: Просвещение, – С. 290) Если организованных игр не будет вовсе – современный ребёнок может не получить необходимого игрового опыта. Если работа педагога ограничится только организацией подобного рода игр – ребёнок так и не научится играть сам Если организованных игр не будет вовсе – современный ребёнок может не получить необходимого игрового опыта. Если работа педагога ограничится только организацией подобного рода игр – ребёнок так и не научится играть сам.




Игра в образовательной программе дошкольного образования Непосредственно-образовательная деятельность – организация дидактических игр в соответствии с содержанием образовательной работы по образовательным областям Образовательная деятельность в режиме дня – организация досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, организация совместных с педагогом сюжетных игр. Свободная деятельность – педагогическая поддержка самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных


Работа по педагогической поддержке самодеятельной игры воспитанников Группа раннего возраста – приобщение детей к разным играм (предметным (в т.ч. с составными и динамическими игрушками), сюжетным, подвижным), перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации. 2-я младшая группа – обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми под- группами), формирование и развитие игровых действий, игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации Средняя группа – освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм.


Работа по педагогической поддержке самодеятельной игры воспитанников Старшая группа – обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами, создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.) Подготовительная – формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм- фантазированиям, играм в самодельной предметной среде.


Комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр Новосёлова С.Л., Зворыгина Е.В. Развивающая функция игры и вопросы руководства ею в раннем возрасте. // В кн.: Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. М.: НИИ ОП АПН СССР, – с Зворыгина Е.В. Формирование игровой деятельности детей в группах раннего и младшего дошкольного возраста. // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. - М., Просвещение, Игра дошкольника. / Под ред. С. Л. Новосёловой. – М.: Педагогика, 1989 Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 1988 Новосёлова С.Л. Система «Модуль игра». М., 2004 Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: Скрипторий 2003, Зворыгина Е.В. Я играю!: условия для развития первых самодеятельных сюжетных игр малышей. – М.: Просвещение, 2007 Касаткина Е.И. Игра в педагогическом процессе современного детского сада. – Вологда, 2007 Комарова Н.Ф.. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», – 157 с. (переизд.2012 –160 с.) Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников. – М.: Ирис-пресс, с. Развитие игры детей 2-3 (3-5, 5-7) лет. Методическое пособие. // Трифонова Е.В., Волкова Е.М., Иванкова Р.А., Качанова И.А. – М.: «Сфера», 2013 (2014).




Обогащение игровой культуры «воспитателю следует организовывать с детьми игры разных видов, обогащая игровой опыт детей» – 93% «воспитателю следует позаботиться о том, чтобы самостоятельные сюжетные игры имели приоритетное значение, чтобы дети преимущественно играли в них» – 7% Организация сюжетных дидактических игр – это только полдела. Вторая (а по значимости – первая) необходимая часть работы, без которой все наши усилия будут сведены на нет – это создание условий и предоставление достаточного времени для самодеятельных игр детей


Принципы усложнения игрового сюжета В норме коллективная режиссёрская игра, а также сюжетно- ролевая игра детей при наличии отдельных играющих подгрупп, может развиваться «очагово»: небольшие группы детей организуют свои игровые пространства, которые по ходу совместной игры пересекаются и снова расходятся, перегруппировываясь в совершенно ином порядке. Задача воспитателя – учить детей устанавливать и поддерживать смысловые связи между разными сюжетными линиями, незави- симо от того, сходятся ли они на данный момент или расходятся; учитывать игровые сюжеты других групп, чтобы, при необходимости, использовать их для решения собственных игровых задач. Не следует пытаться объединить всех детей в рамках единой сюжетной линии, лучше поддерживать несколько.


Принципы усложнения игрового сюжета В рамках каждой отдельной сюжетной линии также возможно усложнение ее структуры за счет использования разных сюжетных моделей. К наиболее распространенным относятся: постановка цели и движение к ней через трудности (препятствия со знаком «–») и отвлечения (препятствия со знаком «+»), которые герою нужно прео- долеть по пути к главной цели. Классические народные, а также многие авторские сказки служат прекрасной моделью построения таких сюжетов; организация сюжетной линии, в которой по ходу игры необходимо учиты- вать не только цели, интересы и задачи своего персонажа (или персонажей), а также цели и интересы других персонажей, независимо от того, играет ли «за них» один ребёнок или разные дети. Дети нередко договариваются о таких ситуациях в самодеятельных играх: «А, давай, твоя, как будто, не знала, и….», «А моя, пусть, не догадалась, что они…». Модель: комедия положений; возврат по ходу развития сюжета к происходившим ранее событиям (либо в плане воспоминаний, либо в связи с тем, что они начинают как-то влиять на текущие события) или прогнозирование события – как в рамках развивающегося сюжета («А если ты так сделаешь, то тогда произойдет…»), так и в плане предварительного планирования игрового сюжета детьми. Моделью сюжета с прогнозированием событий служат некоторые легенды и эпосы разных народов.


Активизирующее общение «Часто мы путаем воображаемую ситуацию, которая должна разворачиваться в игре самим ребёнком, и сценарий, уже придуманный кем-то и только воплощаемый ребёнком в собственной деятельности». Новикова Т.С. Значение игры для формирования учебной деятельности. // Журнал практического психолога – С. 73.




Элементы развивающей предметной среды, отвечающие требованиям трансформируемости, полифункциональности и вариативности Для детей раннего – среднего дошкольного возраста: Предметы-заместители Для детей среднего – старшего дошкольного возраста: Модульная среда является большим конструктором, из которого можно делать разнообразные постройки для игры – 34,5 % является универсальным «заместителем», ее элементы могут обозначать все, что требуется детям по сюжету игры – 86% Для детей старшего дошкольного возраста: Самодельная, в т.ч. «Макетная» среда


У детей старшего дошкольного возраста (что подтверждено наблюдениями и исследованиями) возрастает интерес к реалистической игрушке. Предмет- заместитель не устраивает ребенка. Имеющиеся игрушки также не всегда соответствуют его замыслам. Из этой ситуации существует два выхода: либо бесконечное «купи», либо ребенок начинает создавать игрушки сам. Умение самостоятельно создать необходимую игрушку – это умение создать ОРУДИЕ своей деятельности, это умение организовать собственную деятельность в соответствии со своими потребностями. Воспитательное значение самодельных игрушек известно давно. Д.В.Менджериц- кая отмечала, что «самодельные игрушки необходимы даже при самом богатом оборудовании». И она же замечала, что «в наших детских садах много самодель- ных игрушек, но они в большинстве случаев изготовляются взрослыми, причём иногда даже не употребляются в игре, а стоят на выставке. И в этом сказывает- ся непонимание особенностей ребёнка, который стремится делать всё сам». Самостоятельное изготовление ребёнком необходимых игрушек полностью разрешает противоречие между широтой игровых интересов и стремлением к реалистичной игрушке. Одновременно подобно предмету-заместителю, игрушка- самоделка позволяет строить игру, отталкиваясь не от наличной среды, а от замыла, т.е. от задач и потребностей, от образа мира самого ребёнка. Создание игрушки-самоделки – это не вектор «сделали – поиграли». Это вектор «играю – делаю для игры». Игрушка-самоделка в педпроцессе ДОО


Игровой макет, создаваемый самими детьми с помощью педагога, как элемент развивающей предметно-игровой среды детства, полностью отвечает требованиям к развивающей предметно-игровой среде, поскольку он: Представляет собой вариант организации обобщенной многофункциональной среды, позволяющей организовать игру на разные темы и сюжеты. Удобен для организации игр, продолжающихся в течение длительного времени (игра в среде, создаваемой ребенком «здесь и сейчас» чаще всего разрушается и не возобновляется). Позволяет организовать структурно сложные сюжетные игры. Позволяет ребенку найти максимально комфортное для него место в ходе общей совместной деятельности (одни дети активно развивают сюжет, действуя игрушками или реализуя ролевые диалоги, другие комментируют происходящее и предлагают советы по дальнейшему развитию сюжета, третьи активно включаются в создание предметной среды игры, четвертые наблюдают; при этом дети легко меняют свою позицию в игре, свободно переходя от одной деятельности к другой). Активизирует проектное мышление ребенка, его ручные умения, способствует обобщению опыта конструктивной деятельности, т.к. все эти навыки отрабатываются в ситуации высоко мотивированной деятельности. Позволяет организовывать различного рода дидактические игры (на историческую или географическую тематику), в которых практическое применение знаний детей способствует их переводу с поверхностного уровня ознакомления на глубинный уровень понимания.


Проблемы использования макетной среды Организуя макетную игровую среду с детьми дошкольного возраста, следует помнить о некоторых ограничениях при использовании макетов. Во-первых, макетная среда (любая: и самодельная, и полностью готовая) может оказаться не вполне подходящим вариантом организации игры для плохо играющих детей. Они с удовольствием обыгрывают макет, но не могут организовать игру вне макета. Для них макет будет прекрасной основой для проведения игровых занятий, но затем следует отойти от макетной игровой среды, перейдя на варианты организации игры с помощью предметов- заместителей. Впоследствии можно будет вернуться к играм в макетах, постепенно переходя к их самодельным вариантам. Во-вторых, макет может в определённой степени ограничивать тематику режиссёрской игры, поскольку он плохо трансформируем. Пожалуй, только ландшафтные модели изначально предполагают достаточно широкий спектр возможных тем. Создание разных по тематике макетов, решает проблему лишь отчасти, т.к. но они могут ограничивать проявление игровой инициативы ребёнка, подобно тому, как это деалает тематический игровой уголок. В-третьих, излишнее внимание к процессу создания макета, может происходить в ущерб развитию самой игры, переключая внимание педагога и детей на продуктивную деятельность. Замечательно, если ребёнок умеет создавать при необходимости различные игровые макеты, но при этом он должен уметь организовать режиссёрскую игру и вне макетной среды.


Универсальные развивающие игровые предметные среды (содержательно-насыщенные, трансформируемые, полифункциональные, вариативные, доступные и безопасные, а также всевозрастные: от младенческого до школьного возраста): «Куча песка» с разнообразными «вкраплениями» (палочки, камушки, пробки и пр.) Разнообразные поделочные материалы


Развитие игры детей » (авторы: Трифонова Е.В., Волкова Е.М., Иванкова Р.И., Качанова И.А.) Разделы: Основные проблемы игровой деятельности, в котором рассматриваются основные проблемы детской игры, актуальные на сегодняшний день, представлен современный подход к организации разных видов детской игры в условиях ДОУ. Организация игры детей разных возрастов в условиях ДОУ адресован воспитателям, работающим по Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Истоки». Он написан в полном соответствии с содержанием комплексного тематического планирования, разработанного сотрудниками НИИ дошкольного образования им. А.В.Запорожца, и содержит материалы для организации игр в течение каждой недели для каждого возрастного периода (для детей 2-3, 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет). Приложение с описаниями рекомендуемых подвижных, традиционных и досуговых игр Где искать информацию по проблеме игры и развивающей предметной среды? 2. Сайт Игра. Научный подход С.Л.Новосёловой На сайте выложены доступные для чтения и скачивания материалы по проблеме игровой деятельности дошкольников, представляющие направление исследований, реализованное в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, впоследствии в Центре "Дошкольное детство" им.А.В.Запорожца крупным ученым, психологом, доктором наук, исследователем-эволюционистом Светланой Леонидовной Новоселовой, а также сотрудниками ее лаборатории и аспирантами. На настоящий момент на сайте представлено свыше 100 статей и брошюр, включая книги: Игра дошкольника, Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений, Система «Модуль - игра», Развивающая предметная среда, Родителям о детских играх и игрушках, Компьютерный мир дошкольника и др. Где искать информацию по проблеме игры и развивающей предметной среды?







Рассказать друзьям