Игры для развития речи малышей. Игры для развития речи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Материал предназначен для воспитателей групп раннего возраста.

Развитие речи детей раннего возраста.

«Родное слово является основой всякого умственного

развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно

заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

К. Д. Ушинский.

В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании.

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.

Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Изучив методическую литературу, я поняла, чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Поэтому я использую весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками, артикуляционную гимнастику и т.д.

1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

Дыхательные упражнения.

Цель : развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

1.«Подуем на снежинку».

Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

2. «Бабочка летает».

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

3.«Плывет, плывет кораблик».

Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Артикуляционная гимнастика.

Цель : развитие артикуляционного аппарата.

Упражнение «Заборчик».

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы -

Посчитаем наши зубы.

Упражнение «Хобот слоненка».

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

2. Игры по развитию общей моторики.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали - и молчок.

3. Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».

4. Логоритмические игры с самомассажем.

Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.

«Лягушата»

Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, спинки - тростинки

Ножками затопали, ручками захлопали,

Постучим ладошкой по ручкам немножко,

А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,

Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

Погладили ладошки и ручки и ножки.

Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».

5. Игры - подражания с речевым сопровождением.

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

«Птичий двор»

Наши уточки с утра - «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда - «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху - «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно - «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

«Произношение гласных звуков»

А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,

девочка укачивает куклу).

О-о-о (разболелся зуб,удивление).

У-у-у (гудит поезд).

И-и-и (жеребенок ржет).

Звуки произносятся на выдохе.

6. Пальчиковые игры .

Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

«Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Покрутили, постучали, потянули… и открыли.

7. Игры с различными предметами и материалами.

Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.

«Яичко»

(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).

Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

«Крутись карандаш»

(карандаш должен быть ребристым).

Катание карандаша по столу вперед- назад,

чтобы карандаш не укатился.

Сначала одной рукой, потом другой.

Следовательно, очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.

В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники - самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют.

Ранний возраст по признанию специалистов всего мира - это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача - сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.

Главное, ребёнок не должен нуждаются в заботе, внимании и любви со стороны взрослых и нас, в том числе.

Я призываю Вас - любите своих воспитанников и тогда они вырастут добрыми и умными.

Секрет развития речи прост: нужно побольше играть и разговаривать с маленьким молчуном. Ведь он хочет общаться: издает какие-то звуки, жестикулирует, показывает на предметы. Не упускайте эти ценные . Если после всех усилий ребенка его все-таки не понимают, он может начать сердиться, плакать, замыкаться в себе.

С другой стороны, не следует предугадывать любое желание карапуза. Это тоже тормозит речевое развитие. Кроха показывает на полку с игрушками? Спросите, во что он хочет поиграть, дайте ему мишку или машинку.

Правила игры

До трех лет ребенок познает мир, подражая взрослым. Дети - ученые-исследователи. Они ко всему относятся с интересом. Но только взрослый может показать, что ложкой едят суп, а карандашом рисуют. И сделать это играючи.

Включайте в игры знакомые предметы и ситуации. Вы гуляли и малыш заинтересовался машинами? Поиграйте дома с игрушечными машинками, а заодно и поболтайте о грузовиках, автобусах, о том, какие звуки они издают.

Не давайте слишком сложные задания. Поступая так, вы заведомо ставите кроху в ситуацию неуспеха. Если у ребенка что-то не получается, он быстро теряет интерес к игре или занятию, и в следующий раз может отказаться выполнять задание.

Не играйте в одну игру слишком долго. Каждое игровое занятие должно длиться от 5 до 20 минут. Сверните игру, если видите, что карапуз устал, либо расширьте ее, если есть настроение. Лучше поиграть в несколько разных игр.

Структурируйте занятия. Каждая игра внутри занятия имеет начало, продолжение и конец. К примеру, «Больница». Мишка простудился. Что у него болит? Горло? Измеряем температуру, даем микстуру, ставим горчичники. Ура, наш больной выздоровел!

Используйте новые знания на практике. Дети порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились. по‑новому. Играли в чаепитие? Игрушечную посуду (и свою тоже) надо помыть!

Чтобы малыш развивался быстрее, хвалите его. Старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «В следующий раз обязательно получится».

Контакт во время игры

Играть с малышом, который еще не говорит, непросто. Придется иногда озвучивать и реплики ребенка - простыми фразами и четко. Начните с эмоциональных игр. Они помогут достичь близости и понимания, без которых любое обучение будет скучным и неэффективным.

■ Хлопаем в ладоши
Похлопайте в ладоши со словами: «Хлопну я в ладоши, буду я хороший, хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!» И предложите малышу . Если он не повторяет действия, а только смотрит, можно взять его ладошки в свои и похлопать ими.

■ Задаем наводящие вопросы
Как понять, чего хочет ребенок? Вначале можно задавать вопросы, подразумевающие ответ «да» или «нет». Крохе достаточно кивнуть или покачать головой в ответ. В дальнейшем стремитесь к тому, чтобы маленький партизан был вынужден отвечать на вопрос словами или фразами. «Давай нарисуем полянку с цветами. Вот травка. Теперь ты нарисуй травку. У тебя травка будет какого цвета? А что еще растет на полянке? Да, цветочки. Давай цветочки нарисуем. Они будут большие или маленькие? А солнышко нарисуем? Покажи, где? Тут, наверху. Какое солнышко? Правильно, круглое, желтое».

■ Слушаем и повторяем
Чтобы ребенок научился правильно говорить, он должен хорошо различать на слух звуки, а затем стараться их повторить. Для начала это будут короткие слова, а потом - короткие и длинные фразы.

В «Угадайку». Вам понадобятся пластмассовые или плюшевые игрушки: кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка и другие фигурки животных. За дверью (или за ширмой, в коробке) раздается: «МЯУ», «ГАВ-ГАВ», «МУ-У-У» или «КВА-КВА». Пусть малыш отгадает, кто из животных пришел к нему в гости, и попробует назвать его. Кроха угадал? Достаньте и покажите игрушку. Если она похвалит ребенка за сообразительность, ему будет вдвойне приятно.

Для развития моторики и речи очень полезно завязывать шнурки и застегивать пуговицы

Дыхательные упражнения для развития речи

Правильное дыхание поможет быстрее научиться говорить. Пусть кроха вдыхает через нос, «набирая полную грудь воздуха», а выдыхает плавно, складывая губы трубочкой. Но дыхательные упражнения быстро утомляют, поэтому они должны быть короткими. И нескучными!

■ Сдуваем пылинки
Прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую бумагу или елочное украшение «дождик». Покажите, как можно подуть на бумажные полоски, потом предложите сделать это ребенку. Скажите: «Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок, зашелестели на дереве листочки! Вот так!» Тренировать дыхание можно также, сдувая пушинки с одуванчиков или перышки со стола, задувая свечки, выдувая мыльные пузыри.

■ Поем песенки
. Сначала просто пропевайте с малышом гласные звуки. Предложите спеть песенку. Вот первая песенка: «А-А-А!» Наберите побольше воздуха. Песня должна получиться длинная. Следите за тем, чтобы ребенок не надувал щеки. Сначала пропевайте звуки «А», «У», постепенно количество «песенок» можно увеличивать.

Как вздыхает зайчонок, когда у него лапка болит? «О-О-О!» Самолет в небе выводит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы!» Пусть малыш повторяет.

■ Сдуваем шарики
Изобразите большие надувные шары - разведите руки в стороны. Вдруг в шариках образовались маленькие дырочки, и они стали сдуваться… Воздух выходит из шарика: «Ф-Ф-Ф!» Сводим руки перед собой. Сдулся шарик! Обнимаем себя за плечи.

■ Шипим как змейки
Представьте себя змейками, которые греются на солнышке и шипят: «Ш-Ш-Ш!» Во время произнесения звука добирать воздух нельзя. Надоело играть в змеек? Поиграйте в насос (звук «С-С-С»), машину («БИ-БИ«) или поезд («ТУ-ТУ»).

Общаемся с ребенком в игровой форме

Но самое лучшее правило для развития речи - с малышом необходимо постоянно говорить. Это формирует его пассивный словарный запас и, конечно, развивает. Ведь перед ним целый мир загадок и непознанных вещей. Давайте приоткроем завесу тайны нашему исследователю. Расскажем, что такое кран или мыло, зачем нам нужна одежда, почему мы берем на прогулку зонтик. Неважно, что мы делаем, главное - постоянно комментировать свои действия.

■ Моем чашку
- Идем мыть чашку. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где губка? Вот она. Бери губку. Давай я тебе помогу. Помоем чашку хорошенько. Подставляй ее под водичку - вот так. Закрывай кран. Смотри, какая чистая чашка у нас! Теперь давай стряхнем воду с рук. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай ручки. Молодец! Смотри, руки теперь сухие.

■ Гуляем вместе
- Посмотри, какая сегодня отличная погода! Небо ясное, солнышко светит. А что это на дорожке? Это камушки. Посмотри, какие они. Круглые? Да. Пойдем дальше. Какой большой сугроб! Какого он цвета? Белого. Совсем как сахар, соль или мука.

■ Возвращаемся с прогулки домой
- Сейчас нам нужно раздеться. Давай снимем курточку. Найди, где у нее молния. Вот она. Давай ее расстегнем. Теперь снимем ботиночки. Вытаскиваем сначала одну ногу, потом другую.

■ Рассматриваем фотографии
- Хочешь, достанем семейный альбом и посмотрим фотографии? Видишь, здесь вся наша семья. Покажи маму, папу, бабушку, дедушку. А это мы на даче. Помнишь, какие там были красивые цветы? А как к нам приезжали друзья и мы вместе ходили на речку?

■ Укладываемся спать
- Давай переоденемся и умоемся. Моем щечки, носик. Где у тебя щечки? А где мамин нос? Правильно!

Занимаясь с крохой рисованием или английским, родители порой забывают просто разговаривать. Обо всем на свете

Развиваем моторику рук

Ускоряют процесс речевого и умственного развития детей и пальчиковые игры. Исследования физиологов доказали, что в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу, поэтому двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга. Тренируем пальчики!

■ Массируем руки
Поглаживайте внутреннюю и наружную поверхности рук до локтя по направлению «от периферии к центру». Повторите движение 6–8 раз.
Сгибайте и разгибайте все пальцы на руке ребенка одновременно (за исключением большого пальца).

«Мотайте клубочек» пальцем по раскрытой ладони ребенка. Несколько раз по каждой ладони.

Нажимайте большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка (от его кончика к основанию). Все пальцы массируйте по очереди. Приговаривайте: «Раз шажок, два шажок, вот мы и пришли, дружок».

Отводите большой палец ребенка вперед-назад, в сторону, по кругу.

■ Играем в снежки
Для развития силы рук и ловкости в снежки. Снег растаял или не лепится? Сомните в комки ненужные листы бумаги!

■ Прячем предметы в ладошке
Покажите, как можно спрятать маленький шарик в ладони. В этом упражнении работает вся кисть. Дайте крохе такой же шарик - теперь его очередь фокусничать. А как спрятать предмет побольше, который не помещается в одной руке? Проявите смекалку! Да, можно накрыть предмет другой ладонью.

■ Лепим картины из пластилина
Вдавливайте различные мелкие детали в слой пластилина (или в тесто). Это могут быть бусины, детали мозаики, фасоль, горох, семечки. Так отлично развивается навык хватания двумя пальцами.

У ребенка появились первые попытки высказаться? Прекрасно! Поощряйте его, хвалите за «разговорчивость», но не форсируйте события. Для начала достаточно каких-то слогов. Потом вводите в речь короткие простые слова и короткие фразы. Малыш уже может сказать: «Дай ложку», «Хочу к маме»? Только после этого можно переходить к самым простым детским стишкам. Учить первые стихотворные строки нужно путем договаривания слов и фраз. Это - самый эффективный прием.

■ Дом большой и дом маленький
в мишку и зайку. Взрослый говорит стишок и показывает движения, а малыш повторяет.

У медведя дом большой! ОЙ-ОЙ-ОЙ! (Говорите низким голосом, поднимайте руки вверх.)

А у зайки маленький. АЙ-АЙ-АЙ! (Говорите тонким голосом, приседая на корточки.)

Мишка наш пошел домой. ОЙ-ОЙ-ОЙ! (Говорите низким голосом, идите вразвалку.)

Да и крошка заинька. АЙ-АЙ-АЙ! (Говорите тоненько, прижав ладошки к груди, прыгайте.)

Чуть позже усложните игру, задавайте малышу разные вопросы, например:

«Какой у мишки дом?»

■ Наши ноги идут по дороге
Рассказывайте простой стишок, а малыш пусть повторяет за вами движения и слова.

Большие ноги идут по дороге. ТОП-ТОП-ТОП!
(Говорите низким голосом, высоко поднимайте ноги, делайте широкие шаги.)

Маленькие ножки бегут по дорожке. ТОП-ТОП-ТОП!
(Говорите тонким голосом, бегите мелкими шажками.)

Старайтесь, чтобы ребенок выполнял движения вместе с вами, в нужных местах стихотворения повторяя и слова. Это точно ему по силам!

■ Кошка Мурочка
Предложите поиграть в кошечек.

Кошечка Мурка, серенькая шкурка, мягкие лапки, а в лапках цап-царапки. МЯУ-МЯУ-МЯУ.

Очень мягкие, пушистые (положите руки на стол, сожмите в кулачки). А в лапках… острые коготки. Пусть кроха выпрямит напряженные полусогнутые пальцы, в шутку поцарапает стол или диван.

А как кошка просит молочка? Конечно, жалобно мяукает! Подзовем нашу Мурочку и накормим. А когда она поест, что будет делать? Петь песенки и мурлыкать.
Серенькая кошечка села на окошечко, хвостиком виляет, деток собирает. МУР-МУР-МУР.

Помяукайте и помурлыкайте вместе с малышом.

Для наглядности все достижения малыша записывайте в дневник. К 2,5 годам даже самые упорные молчуны начинают говорить. В норме в активном словаре к этому возрасту более 20 слов. Кроха должен знать названия окружающих предметов, частей тела. Он может показать, где лежит его любимая книжка, попросить пить. Если этого не происходит, проверьте слух малыша, обратитесь к неврологу и логопеду.

Фото: Picture Press/East News; Legion-Media; vetkit/Fotolia.com

Родная речь входит в жизнь ребенка еще до рождения: он учится узнавать голос матери и различать его интонации. Повышенная восприимчивость к звучащей речи сохраняется у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. В возрасте до года ребенок уже умеет связывать звучание и значение слова. К двум различает все звуки родного языка и активно осваивает артикуляцию. В дальнейшем, на протяжении всего дошкольного периода, он развивает свои представления о слове и обогащает свой словарь. Овладение речью в раннем возрасте происходит в живом, непосредственном общении с людьми. Огромную роль в развитии речи малыша играют родители и те люди, с которыми он проводит большое количество времени. Именно в семье ребенок приобретает базовый языковой опыт. Чем больше слов слышит, понимает и правильно употребляет ваш ребенок, тем активнее развивается его речь и мышление. Но ребенку мало только слышать. Ему необходимо участвовать в диалоге. Слова, не обращенные к нему лично и не предполагающие его ответа, не затрагивают волю ребенка и не способствуют развитию его речевых навыков. Поэтому необыкновенно важно много разговаривать с малышом, поощряя его связно и наиболее точно выражать свои мысли, задавать наводящие вопросы, читать ему. Разговаривать с ребенком необходимо связно и ясно, правильно строить предложения, чтобы у него была возможность моделировать свою речь по предложенному образцу. Вы можете, например, поддержать разговор с малышом, превращая его фразы и реплики в развернутые предложения. Например:

Ребенок : Хочу гулять!

Мама: Ты хочешь пойти гулять во двор один или со мной в сквер?

Ребенок : Мама, дай конфету!

Мама: Тебе шоколадную с начинкой или карамельку?

Ребенок : Кошка спит!

Мама: Кошка наигралась и решила немного отдохнуть.

Важно направлять диалог, не перехватывая у ребенка инициативу и оставляя ему время подумать и сформулировать свои мысли. В этом вам помогут наводящие вопросы: «Почему ты так думаешь?», «И что произошло?», «А дальше?», «И что ты сказал?», «Зачем он это сделал?», «С чем это можно сравнить?», «Для чего это было нужно?», «Что это значит?», «Откуда ты это знаешь?».

Вспомните известное стихотворение Р.Киплинга:

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, -

Все знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где?

Чаще используйте в диалоге с ребенком эти вопросы, дающие пищу для размышлений.

Кроме того необходимо развивать у ребенка умение слушать и правильно воспринимать всю услышанную информацию, а также внимание. В этом вам помогут следующие игры.

Учимся слушать и слышать звуки. Развитие внимания

«Большое ухо»

В эту игру можно играть в любом месте и в любое время. Все мы помним мультфильм про инопланетянина Большое ухо, который любил слушать окружающие звуки. Предложите малышу остановиться, закрыть глаза и прислушаться. Какие звуки он слышит? Голоса птиц, шум машин, шаги людей, капающую воду? Какие звуки дальше, а какие ближе? Слышит ли он собственное дыхание? Если это тихое место, предложите послушать тишину. Что ее нарушает? Бывает ли полная тишина?

«Что за звук?»

Для игры приготовьте несколько предметов: бумагу, книгу, карандаш, стаканчики с водой и без, несколько небольших предметов, которые можно уронить на пол: мячик, клубок, бусы. Попросите ребенка закрыть глаза и прислушаться. Произведите различные звуки, используя приготовленные предметы: перелейте воду из стаканчика в стаканчик, постучите по столу карандашом, размешайте воду в стакане ложкой, пошуршите бумагой, перелистайте страницы книги, уроните на пол мячик или бусы и т. п. Ребенок должен отгадать, что вы делаете и при помощи каких предметов. Вы можете использовать также предметы, находящиеся в комнате: открыть дверцу шкафа, переставить стул и т.д. Затем поменяйтесь с малышом ролями.

«Джин»

Эта игра развивает память и внимание, помогает научиться «схватывать» весь объем данной информации. Смысл игры заключается в том, чтобы выслушать несколько указаний, запомнить их и выполнить в нужной последовательности. Игрок, дающий указания — Аладдин, а тот кто их выполняет — Джин. Например: «Джин, слушай меня внимательно. Иди в прихожую, принеси оттуда тапочки, по дороге зайди на кухню, съешь конфету, а на обратном пути закрой дверь в спальню». Если малыш выполнил все правильно, поменяйтесь ролями. Детям младшего возраста можно давать простые задания, в два-три этапа, старшим более сложные, в семь-восемь.

Вежливое слово

Игра на развитие внимания. Предложите ребенку выполнять ваши задания — несложные физические упражнения, но только в том случае, если при обращении к нему прозвучит вежливое слово «пожалуйста». Например: «Лена, брось мне мячик, пожалуйста!», «Лена, встань на стул!». Задания должны следовать одно за другим, просьба без вежливого слова должна звучать неожиданно.

«Кто летает?»

Игра на развитие внимания. Вы называете словосочетания с разными объектами, которые могут или не могут летать. Например: самолет летает, птица летает, бабочка летает. Называя объект, вы поднимаете руку вверх. Ребенок должен повторить ваш жест в том случае, если названный объект действительно способен летать. Неожиданно вы называете то, что летать не может, тем не менее, поднимая руку. В этом случае ребенок руку поднимать не должен. Если малыш ошибся и по инерции поднял руку, он проигрывает. Если слушал внимательно, вы меняетесь ролями.

«Звукозапись»

Запишите для малыша на аудиокассету разные звуки - гудок машины, шум воды из крана, звонок на входной двери, голоса друзей и родных или персонажа мультфильма, скрип дверцы шкафа, шелест отдергиваемой шторы и т. д. Предложите ему узнать звуки при прослушивании кассеты. Поинтересуйтесь, какие звуки нравятся и не нравятся ему, есть ли у него любимый звук, какой еще звук он хотел бы записать на кассету. Запишите на кассету голос малыша и дайте ему послушать.

«Эхо»

Расскажите ребенку о таком интересном акустическом явлении как эхо. По возможности, соотносясь с возрастом, объясните ему, откуда берется эхо (когда мы говорим, то производим колебания воздуха, которые, отражаясь от предметов, возвращаются к нам, повторяя звук). Продемонстрируйте эхо в помещении с хорошей акустикой. А затем предложите поиграть в эхо. Пусть малыш отойдет в противоположный конец комнаты и станет к вам спиной. Он будет изображать эхо. Вы будете произносить слова, то негромко, то громко и отчетливо. А ребенок пусть повторяет их за вами, соответственно тихо или громко. Затем поменяйтесь ролями.

Эхо(2). Играете так же, как в Эхо(1), но теперь ребенок повторяет только последний звук.

«Испорченный телефон»

В эту игру можно играть с группой детей. Дети садятся в круг. Тихо прошепчите на ухо первому ребенку какую-либо фразу, так, чтобы слышал только он. Малыш должен также на ухо прошептать эту фразу соседу, повторив ее слово в слово. Тот передает ее таким же образом следующему соседу. Переспрашивать фразу и повторять дважды нельзя. Последний в круге должен произнести фразу громко вслух. Как она изменилась? Кто первый произнес ее в таком виде? В более сложном варианте игры для детей постарше можно предложить для пересказа коротенькую сказку или историю.

«Добавь слово»

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком, а можно с группой детей. Один из играющих (вы или ребенок) начинает фразу, например: «На елке висели разные игрушки: шары,...». Вы должны повторить название последнего предмета и дополнить фразу еще одним словом. Следующий участник добавляет еще одно и т. д.

«Составляем рассказ»

Эту игру можно варьировать в расчете на любой возраст. Один из участников начинает рассказ, затем в произвольном месте останавливается, предлагая продолжить рассказ другому. Рассказ можно сочинять в процессе, развивая воображение, а можно просто пересказывать известную сказку или историю. Для детей постарше рассказ будет более сложным, для малышей можно ограничиться простым построением фраз и маленьким объемом.

Игры, расширяющие словарный запас

Необходимо постоянно расширять словарный запас ребенка. Для этого подбирайте вместе с ним названия и эпитеты ко всему, что вас окружает. Вы можете делать это дома, рассматривая предметы окружающей обстановки, игрушки или предметные картинки, или на прогулке, обращая внимание ребенка на деревья, цветочные клумбы, дома и т. д.

Цветы

Задержитесь с ребенком возле клумбы в сквере, рассмотрите высаженные на ней цветы и попросите его описать их: какие цветы— разные, красивые, белые, желтые, красные, душистые. Пусть он опишет окружающие деревья, если это осень, листья на деревьях, окрашенные в разные цвета. В дальнейшем пусть ваш малыш сам выбирает предмет для описания и подбирает характерные для него слова.

Любимая игрушка

Возьмите любимую игрушку вашего ребенка (мишка, зайка). Приготовьте также набор картинок с рисунками, изображающими действия вашего «главного героя»: мишка ест мед, лезет на дерево, убегает от пчел, танцует или едет на велосипеде в цирке. Попросите малыша рассказать о том, какой его мишка

— веселый, добрый, какие у него глазки, ушки, какого он цвета

— бурый (коричневый, белый), мягкий, пушистый, плюшевый. Что мишка умеет делать? Рассмотрите картинки вместе с ребенком, а затем пусть малыш покажет их мишке и прокомментирует, используя разные слова.

Слова про зайчика

Возьмите игрушку или картинку с изображением зайчика (это может быть любое другое животное). Пусть малыш ответит на вопросы: кто это? (зайка), как еще можно назвать его? (зайчик, заяц, зайчонок). Что он делает? (ест морковку, прыгает, прячется от лисы). Какой зайчик? (беленький, пушистый, маленький, робкий, быстрый). Повторите малышу все использованные слова, составив вместе с ним маленький рассказ о зайчике.

Подберем слова к щенку!

Выберите вместе с ребенком тему, по которой будете подбирать слова. Например, «домашние животные-щенок». Сначала подберите слова о том, какой ваш щенок. Лохматый, лопоухий, непоседливый, пятнистый, дружелюбный. Вы можете называть слова по очереди, перебрасываясь мячом. Затем вы даете сигнал «Стоп!». Теперь подберите слова о том, что щенок делает: играет, лает, бегает, скулит. Подберите кличку вашему щенку и решите, какой он породы. Каким командам вы будете его обучать: сидеть, лежать, на место, нельзя, охраняй. Подбирать слова можно на любую тему, расширяя кругозор ребенка и пополняя его словарь.

Короткие и длинные слова

Поочередно перебрасывайтесь с ребенком мячом, каждый раз называя новое слово. Заранее договоритесь, что после каждого длинного слова должно следовать короткое: сон-самолет- конь-экскаватор-дым-информация. Не бойтесь называть новые длинные слова, объясняйте ребенку их значение. Можете усложнить задания, называя слова на определенную тему.

Игры на определение звукового состава слова

Слово — основной инструмент человеческого мышления, имеющий смысловое содержание — каждое слово обозначает некий предмет, и звуковое выражение — слово состоит из звуков. Развитие речи детей дошкольного возраста строится на обогащении детского словаря и формировании звукового восприятия. Это первый этап в подготовке ребенка к чтению и в дальнейшем, письму. Когда ребенок учится читать, его интересует, что обозначает слово. Но поскольку слово состоит из звуков, а печатное из букв, чтобы научится читать, ребенок должен усвоить, какая буква какой звук обозначает. По сути, чтение это перевод букв-знаков в звуки-речь. Игры в буквы, звуки и слова — первый шаг на пути к быстрому и свободному чтению. Для начала стоит освоить игры, привлекающие внимание к звуковому составу слова.

Волшебник

Дайте малышу в руки красочную указку. Пусть это будет волшебная палочка. Ваш ребенок — волшебник, которого окружает множество заколдованных предметов, забывших свое название. Расколдовать их можно прикоснувшись к каждому волшебной палочкой и четко произнеся называющее их слово. Сначала называйте предметы вместе с ребенком, четко произнося слова и вслушиваясь в их звучание. Дальше пусть сам малыш называет разные предметы обстановки, четко проговаривая звуки.

Придумай слова

Медленно и отчетливо произносите слова, выделяя разные звуки в них: «Мм-ы-шш-о-нок, к-о-лл-о-к-о-лл-ь-ч-ик, шш-а-рр». Пусть ваш малыш придумает и произнесет слова так, чтобы отчетливо слышалось их звучание. Повторите их, дав образец правильного звучания.

Звукоподражательные игры

Выделять звуки в слове малышу помогут звукоподражательные игры. Для начала вы можете почитать ему стихи разных авторов, подчеркивая звуковую окраску и выделяя звуки интонационно.

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!»

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише.» (В. Капралова.)

Барабанщик сильно занят, барабанщик барабанит:

Тара-ра, тара-ра, на прогулку нам пора. (Е. Благина.)

Жужжит над жимолостью жук, тяжелый на жуке кожух. (Е. Благина.)

Саша рассмешил ребят, смело стал на самокат, немного покатался — и самокат сломался.

Потренируйтесь вместе с вашим ребенком произносить скороговорки:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

От топота копыт пыль по полю летит.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Коси коса, пока роса, роса долой и мы домой.

Жуки

Разыграйте с малышом диалог двух жуков. Разговаривая на своем жучином языке, жуки должны употреблять как можно больше слов со звуком ж, ведь жуки жужжат. Например: «Здра- ствуй друЖище! Где ты Живешь? А вот мое Жилье. Приходи ко мне в гости! ПоЖуем пироЖки и пироЖные.

Автомобили

Точно так же как и в «жуках» разыгрываете диалог двух автомобилей, выделяя голосом и протягивая звук в: «Я аВВто- мобиль «Волга», а ты? ДаВВай знакомиться! Что ты вВВозишь? Я умею поВорачивать ВпраВо и ВлеВо, а ты?».Можете использовать игрушечные машинки.

Аналогично можно разыгрывать любые звукоподражательные сценки.

После того, как ваш малыш освоит выделение звуков в таких играх, ему будет проще научиться выделять звуки в отдельно взятых словах.

Играем в звуки

Выберите какой-либо звук, и оглядевшись вокруг, посоревнуйтесь с ребенком, кто больше назовет предметов, названия которых начинаются с этого звука.

Игра в слова

Вы по очереди называете слова, при этом каждое новое слово должно начинаться с последнего звука предшествующего слова. Чтобы играть было веселее, можно перебрасывать друг другу мяч, называя новое слово. Можно также играть в эту игру, используя кубики с изображением названных предметов, или предметные картинки, раскладывая их в соответствующей последовательности.

Слушай внимательно!

Вы произносите четко и ясно разные слова. Задача ребенка внимательно их слушать и выполнить следующие задания:

Найти одинаковый звук, который есть во всех этих словах: рыба, мороз, краб, торт(р).

Определить, с какого звука начинаются следующие слова: дым, дорога, Данил, дедушка?(д).

Хлопнуть в ладоши, если услышит звук я в следующих словах: ежик, Алена, юла, яблоко, улица, милиция, Австралия.

Придумай слова

Предложите ребенку придумать слова, в которых соответствующий звук находился бы: а) в начале, б) в середине, в) в конце слова. Например, звук о:

а) облако, оса, остров, б) столица, работа, крошка, в) дело, сено, лето.

Цветные схемы

По смыслу игра напоминает предыдущую, но здесь вы используете наглядный материал: цветные схемы и предметные карточки-картинки. Цветные схемы вы можете вместе с ребенком склеить из цветной бумаги. Схема представляет собой однотонную полоску, треть которой окрашена в другой цвет. У одной полоски эта треть будет началом, у другой — серединой, а у третьей — концом. Подберите карточки картинки с изображением предметов, в названии которых находится нужный звук. Предположим, пусть это будут звуки с и ш. Соответственно, нужны будут картинки, иллюстрирующие слова, у которых данные звуки находятся в середине, в начале и в конце:

Слон, часы, абрикос Шар, кошка, душ

Сова, коса, лес Шарф, вишни, карандаш

Стол, лиса, пояс Шкаф, крыша, ландыш

Объясните ребенку, что кусочек другого цвета на схеме обозначает нужный звук и его положение в слове. Возьмите картинки и называйте предметы, выделяя голосом нужный звук, а затем передавайте картинку малышу. Его задача— определить в начале, в середине или в конце слова находится звук и положить картинку под соответствующую схему.

Потерянный звук

Продолжайте использовать предметные картинки. Поочередно показывайте малышу картинки с изображениями предметов и животных: книги, стула, собаки, ромашки и т. п. Показывая ребенку картинки, называйте предметы неправильно, теряя начальный звук: «Это...нига, это..обака, это..омашка». Пусть ребенок поправит вас, правильно произнеся слова и назвав потерявшийся звук.

Рифмы

Возьмите в руки игрушку. Например, зайчика. Четко назовите его: «Зайка». Пусть малыш подберет сходное по звучанию слово — лайка, майка. Подберите сходные по звучанию слова к слову мишка-мышка, шишка. Подберите похожие слова рифмы к названиям других игрушек, предметам окружающей обстановки. В рифмы можно играть в любом месте в любое время.

Превращения

Подберите пары предметных картинок с изображением предметов, названия которых сходны по звучанию и отличаются одним звуком: мак-рак, кит-кот, мишка-мышка. Покажите ребенку картинку с изображением мака. Четко произнесите вместе с ним это слово. Теперь покажите парную картинку — рак. Как мак превратился в рака? Произнесите оба эти слова несколько раз, пропевая начальные звуки. Пусть малыш определит, какие звуки отличаются в этих словах. Проделайте то же упражнение с другими парами слов.

Фразы

Предложите ребенку составить фразы и предложения, в которых все слова начинаются на один звук: Мама мыла Мишу мылом. Второй вариант этой игры — выбрать слово и составить предложение, в котором все слова начинаются на соответствующие буквы этого слова, например: Миша-мыши испугали шорохом Алену.

Путаница

Произнесите вперемешку слова известного стихотворения или песенки и предложите ребенку распределить их в правильном порядке. Например: Ехали — велосипеде — на — медведе. Произнесите эти слова медленно, в нужной последовательности, обозначая каждое слово чертой на листе бумаги: «Ехали(черта) медведи(черта) на(черта) велосипеде», чтобы наглядно показать ребенку линейную последовательность слов в предложении. Попросите его также нарисовать на бумаге графически любую другую известную фразу (строчку песни или пословицу), проговаривая каждое слово.

Составляем букет

Для того, чтобы подготовиться к этой игре, вам понадобится комплект цветной бумаги, ножницы и клей. Вы можете готовить наглядный материал вместе с малышом. На листы картона наклейте аппликации — вазы с 3—5 стеблями цветов. На каждую вазу наклейте изображение цветка: роза, ландыш, сирень, василек, колокольчик.

Изготовьте из цветной бумаги головки цветов разного цвета — по несколько каждого. Игра заключается в том, чтобы приклеить головки цветов к стеблям (собрать букеты). В каждую вазу нужно поставить цветы того цвета, в названии которого присутствует звук, на который начинается название цветка, изображенного на вазе. В вазе, на которой изображена роза, должны стоять цветы того цвета, в названии которых есть звук р: красные, оранжевые, розовые, и т. д. Подбирая цветы в вазы, ребенок должен называть цвет, выделяя голосом нужный звук.

Подбери пару

В данной игре ребенку нужно будет подобрать пары слов, отличающиеся друг от друга одним звуком. Вам понадобится картонный красочный диск-часы с двойными стрелками — вы можете изготовить его сами вдвоем с ребенком. Диск делится на две половины: по краям верхней наклейте картинки-кружки с изображениями предметов и животных, по краям верхней — пустые кружки. На них ваш ребенок разложит остальные картинки, названия которых звучат сходно с названием той, на которую указывает стрелка на противоположной стороне диска. На картинках должны быть изображены парные слова: коза- коса, трава-дрова, катушка-кадушка, мишка-мышка, крыша- крыса, каска-маска, кит-кот, усы-осы, рак, мак, и т. д.

Домик

Предложите ребенку нарисовать домик. Домик вы будете рисовать в следующей последовательности: сначала рисуете части дома, в названии которых содержится звук с: стены, ставни. Затем содержащие звук р: крыша, труба, крыльцо, дверь, чердак. Затем части, в которых есть звук о: пол, порог, окно. Рисуя, ребенок должен четко проговаривать слова и называть нужный звук.

Пирамида

Для этой игры на листе ватмана начертите красочное изображение пирамиды, состоящей из пустых квадратов. В основании пирамиды — пять квадратов, в каждом последующем этаже на один квадрат меньше, в самой верхушке пирамиды — два квадрата. Вам понадобятся также предметные картинки по размеру квадратов, в названии которых содержится от двух до пяти звуков: еж, уж — 2 звука, мак, рак, жук — 3 звука, роза, лиса, рыба, ваза — 4 звука, кошка, мышка, мишка, чашка, майка — 5 звуков. Предложите малышу заполнить пирамиду картинками. В верхушке пирамиды должны быть картинки с названиями из двух звуков, в каждом последующем ряду - картинки, в названиях которых на один звук больше. В основании, соответственно, разместятся картинки с названиями из пяти звуков. Малыш должен проговаривать названия картинок, определять количество звуков и помещать их в нижний ряд.

Коллеги, представляю вам дидактическую игру, которую можете вы сделать своими руками. У детей 4-5 лет наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи , вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоту. Эта игра позволит вам с детьми закрепить...

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи . Игры с крупами - не только отличное развивающее занятие для детей . Они оказывают еще и успокоительный эффект. Игры с крупой - это важнейший этап в развитии для детей любого возраста, ребенку нужно...

Игры по развитию речи - Пособие для развития речевого дыхания

Публикация «Пособие для развития речевого...» Пособие для дыхательной гимнастики своими руками Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша. Для этой игры понадобятся фигурки: мышка и мышонок,...

«Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка...


Картотека речевых игр с музыкальными инструментами 1. Речевая игра с музыкальными инструментами « Осенняя сказка» Тихо ходит по дорожке Осень в золотой одежке. Где листочком зашуршит, (маракасы) Где дождинкой зазвенит. (колокольчики) Раздается громкий стук: (деревянные...

Игры по развитию речи - Конспект игры «Что? Где? Когда?» по развитию речи в подготовительной к школе группе

Конспект «Что? Где? Когда?» по развитию речи в подготовительной к школе группе. Воспитатель: Баландина М. В, "ЦРР - Детский сад №224", г. Новокузнецк. Программное содержание: 1. Расширить представления детей о весне, об игре «Что? Где? Когда?» 2. Учить детей ориентироваться в...


Цель: развитие речи детей-логопатов. Задачи: автоматизировать звуки в словах и предложениях; совершенствовать процесс дифференциации звуков; совершенствовать грамматическую категорию рода; развивать навыки звукового анализа; развивать фонематический слух и фонематическое...


Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний педагогов, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном...

Дидактическая игра на развитие речи «Поможем клоуну Ивану». Игра может проводиться в разных возрастных группах в период изучения тем «Овощи» и «Фрукты», а в старшей и подготовительной группах в период работы над сонорными звуками. Оборудование для игры: картинка с изображением...

Формирование правильных коммуникативных способностей включает в себя:

  • Развитие связной речи
  • развитие навыков общения
  • формирование правильного звукопроизношения
  • развитие фонетико-фонематической стороны речи
  • развитие мелкой моторики.

Образовательный процесс в ДОУ, построен так, чтобы создать необходимые условия для формирования потребности в общение и её реализации. Для этого педагоги ДОУ используют разнообразные игровые приемы, игры и методические пособия, творческие подборки на основании программы собственного изготовления, вызывающие интерес дошкольников.

Игровые пособия разнообразны, красочны, многофункциональны. К примеру, подвижные игры (драматизация-постановка сказки с участием детей и использованием изготовленными педагогами атрибутов)- побуждают детей в игре получать, закреплять навыки правильного общения или звукопроизношения. Настольные игры изготавливаются из различного материала и направлены на формирование основных функций речи и мыслительных способностей. К тому же такие игры способны разнообразить подачу материала, снять напряжение, сконцентрировать внимание, во время освоение нового материала.

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря усилиям.
В настоящее время, к сожалению, нечасто можно встретить ребенка с богатым словарным запасом и правильно построенной речью.
Родители зачастую не придают большого значения речевому развитию дошкольника, а он, в свою очередь, усваивает родной язык только благодая телевизионным программам и разговорной речи окружающих.
Для того чтобы избавить ребенка от существующих проблем и подготовить его к поступлению в школу, необходимо проводить с ним различные упражнения, а также разнообразить его речевую практику. Существует несколько наиболее распространенных nриемов, о которых мы расскажем ниже.


Артикуляционная гимнастика
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппапата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Поговорки и скороговорки
Проиэнесение скороговорок и поговорок благотворно отражается на развитии речевого аппарата ребенка, следовательно, улучшает его дикцию, а заодно обогащает словарный запас.
Это упражнение будет наиболее полезно детям с определенными проблемами. Многие из них торопятся, "проглатывают" слоги и окончания, говорят невнятно. Другие, наоборот, говорят слишком медленно и "растягивают" слова.
Надо сказать, результаты проведенных наблюдений показали, что дети с хорошей дикцией лучше учатся в школе, быстрее формулируют мысли и не стесняются выполнять устные задания.

Интервью
Данное упражнение направлено на то, что-бы обучить ребенка давать четкие развернутые ответы и строить правильные диалоги. С помощью этого интересного для большинства детей занятия можно научить малыша формулировать вопросы, выражая в них главную мысль.
Проводить занятия подобного рода можно с ребенком в возрасте от 4 лет. Для этого
следует предложить ему сыграть в игру: взрослый должен быть известным человеком (врачом, писателем, музыкантом, актером), а ребенок - журналистом, который берет у него интервью. Перед началом игры следует вместе с малышом подготовить список вопросов. У ребенка следует спросить, что интересует именно его?
Во время упражнения развивается память, появляются социальные навыки, совершен- ствуется словарный запас и умение вести диалог. Ребенок должен научиться: задавать вопросы так, чтобы тот, у кого он берет интервью, давал ему развернутый полный ответ.
Также можно поменяться с ребенком ролями и взять интервью у него.

Чтение и пение колыбельных
Для того чтобы речевое развитие ребенка проходило правильно, необходимо читать ему вслух, например на ночь.
Читать надо четко, с хорошим произношением и эмоциональной окраской.
Чтение и пение колыбельных развивают память, обогащают словарный запас, развлекают и одновременно успокаивают ребенка.
Потешки и колыбельные песни обладают положительной эмоциональной окраской, поэтому так нравятся детям.

Беседа по картинке
Данное упражнение превосходно развивает связную контекстную речь и предназначено для детей в возрасте от 3 до 6 лет.
Основной проблемой детей дошкольного возраста является использование исключительно ситуативной речи, которая уместна только для детей до 3 лет. Начиная с этого возраста, ребенок должен стараться строить отвлеченную речь, которая не связана только с предметом или ситуацией, и знакомиться с основами грамматики.
Для выполнения упражнения необходимаяркая сюжетная картинка. Проводить данное занятие желательно во время складывания мозаики или чтения книжки. Необходимо. заинтересовать ребенка и втянуть его в диалог, используя фразы типа "Как ты думаешь?", "А как бы ты поступил?" и т. д. Также следует использовать как можно больше вопросов ("где?", "кто?", "зачем?", "откуда?", "почему?" и др.). В том случае, если ребенок не может или затрудняется построить ответ или отвечает односложными предложениями, следует показать ему, как можно ответить. При этом надо стараться делать это так, чтобы у малыша не возникало ощущения скучного занятия или урока. Не стоит забывать о поощрении ребенка, когда он самостоятельно строит сложные предложения.
Эта игра поможет малышу познакомиться,с основами грамматики. Частые занятия по этой схеме учат ребенка правильно и,сознательно строить предложения, используя при этом многочисленные наречия, сложные союзы и вопросительные слова.
Надо сказать, что ребенок может научиться правильной речи только в том случае, если будет осваивать новые речевые средства, которые поступают в основном из речи окружающих.

Загадки
Данное упражнение подходит для детей в возрасте от 3 до 7 лет и направлено на разностороннее развитие их устной речи и обогащение словарного запаса. Также игра формирует предметно-образное мышление, способность к обобщению и анализу, умение делать выводы и выделять основные признаки предметов. Зачастую в загадках присутствуют многозначные слова, с помощью которых ребенок познает переносные и вторичные значения некоторых знакомых слов.
Игра развивает у ребенка интерес к рассуждениям и доказательствам своей точки зрения. Для этого надо сказать ребенку, что без доказательства и рассуждений можно прийти к неправильным выводам.
Для того чтобы рассуждения ребенка были развернутыми и глубокими, следует обратить его внимание на указанные в загадке признаки. Например, загадка "Красная девица сидит в темнице, коса - на улице". Если ребенок не может догадаться, следует обратить его внимание на род (в этой загадке - женский, значит, отгадкой не может быть предмет мужского рода), а также на цвет, его оттенок и т. д.. В зависимости от загадки.

"Что бы это значило?"
Данное занятие подходит для детей от 5 до 7 лет и направлено на совершенствование и развитие фантазии, логического мышления и навыков устной речи.
Taкжe игра показывает, насколько в устной речи важны эмоциональная окраска и интонации, с помощью которых можно ее выразить. Надо объяснить малышу, что зачастую смысл фразы можно понять только по тону и настроению говорящего.
Суть упражнения заключается в том, чтобы ребенок объяснил, что может значить то или иное выражение. Для этого подходят разнообразные фразеологизмы, а также пословицы и поговорки, так как они содержат в себе, помимо основной идеи, яркую эмоциональную окраску (грусть, осуждение, поощрение, злость и т. д.). Следует попробовать вместе с ребенком понять, что могут значить такие выражения, как "повесить нос", "проще пареной репы", "бить баклуши" и пр.

"Большой - маленький"
Задание подходит для детей в возрасте от 2,5 до 5 лет. Оно направлено в основном на увеличение словарного запаса ребенка, знакомство с синонимами (прилагательными, глаroлами, наречиями, причастиями, союзами и т. д.).
Для занятия необходима книжка с картинками. В продажё имеются специальные книги с текстами и заданиями, которые помогают ребенку лучше разобраться в новых определениях слов.
В процессе игры следует рассматривать картинки и задавать ребенку вопросы.



Рассказать друзьям