Игры на повышение самооценки в группе. Игры, направленные на развитие адекватной самооценки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Чтобы помочь ребенку повысить самооценку необходимо, чтобы взрослый сам видел его достоинства, относился к нему с уважением (а не только любовью) и умел замечать все его успехи (даже самые маленькие). Предложенные в статье игры также помогут вам в этом.

Поэтому вам лучше заранее продумать, какие положительные качества у ребенка уже имеются, а какие ему необходимо приобрести.

ЗВЕЗДА КВАРТИРЫ № 10

(номер должен совпадать с номером вашей квартиры)

Эта игра хотя и направлена на помощь ребенку, но предназначена, скорее, для взрослых. Именно они должны подкрепить самооценку ребенка, показать ему самому все лучшее, что в нем есть.

Создайте в вашей квартире небольшой стенд, посвященный ребенку. Оговорите время его использования, допустим неделя или две. На этот период ваш ребенок станет "звездой вашей квартиры", так как все остальные домочадцы будут следить за его успехами, отмечать его достоинства. В центре стенда поместите фотографию ребенка. Рядом приклейте лепестки, на которых будете делать записи (можно изготовить и вариант попроще, он больше понравится ученикам среднего школьного возраста – в виде забора, на котором все пишут что хотят и в любом его месте).

В течение указанного времени на этом стенде должны появляться надписи, сделанные членами семьи и касающиеся как постоянных характеристик ребенка, которые они ценят, так и тех его достижений и добрых дел, которые они заметили за текущий день. При желании ребенок и сам может добавить какую-либо заметку о себе.

Если детей в вашей семье несколько, то, конечно, нужно создать такой же "звездный" стенд и для других, но использовать их нужно по очереди – "звезда вашей квартиры" должна чувствовать свою исключительность и уникальность в течение отведенного ей времени, получить сполна объем внимания близких, хотя бы в игре не разделяя его с братьями и сестрами.

По истечении срока действия стенда его отдают на память самому ребенку, а тот, если хочет, может разместить его у себя в комнате.

КОПИЛКА ДОСТИЖЕНИЙ

Это очень хорошая игра, которая должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день. Вы действительно сможете достичь такой, казалось бы, глобальной цели, если будете систематически использовать этот игровой прием. В дальнейшем можно будет заменить его устным обсуждением своих ежедневных достижений.

Итак, возьмите какую-нибудь картонную коробку или вместительную банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей – маленьких и больших собственных успехов в жизни. Может быть, на поверхности этой копилки появятся рисунки, отражающие предметы, которые как-то связаны с понятием "успех", или это будут просто симпатичные узоры. Оставьте выбор за мальчиком или девочкой. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги.

А теперь введите правило: когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и написать на этом листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний день. Так, на записочках будут появляться фразы: "Хорошо прочитала стихотворение у доски", "Нарисовала отличный рисунок на тему "Осень", "Сделала подарок бабушке, который ей очень понравился", "Все-таки смог написать контрольную по математике на "пять", хотя боялся" и многие другие. Эти записи кладутся в копилку достижений. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось.

"Утяжеление" копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением (а не с высоты своих лет и опыта).

К этой копилке можно обращаться, когда ребенку кажется, что он встретился с непреодолимыми для него трудностями, или в периоды, когда его критический взгляд направлен на свои способности и он видит себя никчемным неудачником. В такие периоды полезно вспомнить, что у вашего ребенка есть опыт преодоления трудностей и достижения успеха. Это поможет ему настроиться на позитивный лад.

Данную игру можно использовать сначала для поднятия самооценки ребенка в целом, а потом для повышения веры в свои силы в каком-то конкретном деле, например изучении русского языка в школе. Тогда в вашей "копилке достижений по русскому языку" появятся записи типа: "Сразу запомнила новое правило и поняла тему", "Хорошо написала изложение – близко к тексту", "В сочинении сделал всего одну ошибку" и т. п.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сколько бы окружающие ни рассказывали ребенку о том, какой он замечательный, самым важным является момент, когда ребенок примет их мнение и согласится с тем, что он действительно имеет ряд достоинств и заслуживает уважения. Так что данная игра – хороший способ проверить, что же принял для себя ваш ребенок и как это отразилось на его отношении к самому себе.

Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же "начала" могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им "окончания" должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: "Я умею...", "Я могу...", "Я хочу научиться...".

Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много он всего умеет, над чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.

Такие игры помогут детям лучше увидеть своих сверстников, оценить их и пережить чувство общности с ними. В этих играх могут участвовать от 2 до 6 детей от старшего дошкольного возраста (5-6 лет) до младшего школьного (9-11лет).

"Зеркало"

Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и "починить" испорченное зеркало.

Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

"Эхо"

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении; увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все, даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая - Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) "путешествует по комнате" и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: "Ау-у-у-у", или: "Тр-р-р-р", и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает несинхронно, т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.

"Волшебные очки"

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. "Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). "А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал". Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

"Конкурс хвастунов"

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. "Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств".

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки - реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и "масштаб" этих достоинств - это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль "Лучшего хвастуна" или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

"Связующая нить"

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

"Царевна Несмеяна" (или «Грустный принц»)

Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями.

«я!»

«Что мне нравится в тебе?».

Цель: повышение самооценки ребенка.

«Что я умею делать хорошего?».

Цель: повышение самооценки ребенка.

«Я - король!».

Цель: повышение самооценки ребенка.

«Главная роль».

Цель: повышение самооценки ребенка.

Рисование на тему «Я победитель!».

Цель: повышение самооценки ребенка.

«Пожелания»

Цель: повышение самооценки ребенка.

«Мой подарок для тебя!»

Цель: повышение самооценки ребенка.

«Мой хороший поступок».

Цель: повышение самооценки ребенка.

«Именинник».

Цель: повышение самооценки ребенка.

«Ромашка успеха».

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Сердцевиной ромашки становится фотография улыбающегося ребенка. Желательно, чтобы фотография ассоциировалась с каким-либо ярким, богатым впечатлениями моментом из жизни (детский праздник, рыбалка с папой...). Вокруг сердцевины нужно расположить семь крупных лепестков разного цвета. Каждый лепесток - это день недели, и он имеет свой цвет. На лепестках отмечаются успехи, которых ребенок достиг в течение дня. В выходные родители могут торжественно зачитать список достижений ребенка за неделю.


Для достижения успеха в этом деле необходимо, чтобы взрослый сам видел достоинства ребенка, относился к нему с уважением (а не только любовью) и умел замечать все его успехи (даже самые маленькие). Поэтому вам лучше заранее продумать, какие положительные качества у ребенка уже имеются, а какие ему необходимо приобрести.

ЗВЕЗДА КВАРТИРЫ № 10 (номер должен совпадать с номером вашей квартиры)

Эта игра хотя и направлена на помощь ребенку, но предназначена, скорее, для взрослых. Именно они должны подкрепить самооценку ребенка, показать ему самому все лучшее, что в нем есть.

Создайте в вашей квартире небольшой стенд, посвященный ребенку. Оговорите время его использования, допустим неделя или две. На этот период ваш ребенок станет "звездой вашей квартиры", так как все остальные домочадцы будут следить за его успехами, отмечать его достоинства. В центре стенда поместите фотографию ребенка. Рядом приклейте лепестки, на которых будете делать записи (можно изготовить и вариант попроще, он больше понравится ученикам среднего школьного возраста – в виде забора, на котором все пишут что хотят и в любом его месте).

В течение указанного времени на этом стенде должны появляться надписи, сделанные членами семьи и касающиеся как постоянных характеристик ребенка, которые они ценят, так и тех его достижений и добрых дел, которые они заметили за текущий день. При желании ребенок и сам может добавить какую-либо заметку о себе.

Если детей в вашей семье несколько, то, конечно, нужно создать такой же "звездный" стенд и для других, но использовать их нужно по очереди – "звезда вашей квартиры" должна чувствовать свою исключительность и уникальность в течение отведенного ей времени, получить сполна объем внимания близких, хотя бы в игре не разделяя его с братьями и сестрами.

По истечении срока действия стенда его отдают на память самому ребенку, а тот, если хочет, может разместить его у себя в комнате.

КОПИЛКА ДОСТИЖЕНИЙ

Это очень хорошая игра, которая должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день. Вы действительно сможете достичь такой, казалось бы, глобальной цели, если будете систематически использовать этот игровой прием. В дальнейшем можно будет заменить его устным обсуждением своих ежедневных достижений.

Итак, возьмите какую-нибудь картонную коробку или вместительную банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей – маленьких и больших собственных успехов в жизни. Может быть, на поверхности этой копилки появятся рисунки, отражающие предметы, которые как-то связаны с понятием "успех", или это будут просто симпатичные узоры. Оставьте выбор за мальчиком или девочкой. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги.

А теперь введите правило: когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и написать на этом листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний день. Так, на записочках будут появляться фразы: "Хорошо прочитала стихотворение у доски", "Нарисовала отличный рисунок на тему "Осень", "Сделала подарок бабушке, который ей очень понравился", "Все-таки смог написать контрольную по математике на "пять", хотя боялся" и многие другие. Эти записи кладутся в копилку достижений. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось.

"Утяжеление" копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением (а не с высоты своих лет и опыта).

К этой копилке можно обращаться, когда ребенку кажется, что он встретился с непреодолимыми для него трудностями, или в периоды, когда его критический взгляд направлен на свои способности и он видит себя никчемным неудачником. В такие периоды полезно вспомнить, что у вашего ребенка есть опыт преодоления трудностей и достижения успеха. Это поможет ему настроиться на позитивный лад.

Данную игру можно использовать сначала для поднятия самооценки ребенка в целом, а потом для повышения веры в свои силы в каком-то конкретном деле, например изучении русского языка в школе. Тогда в вашей "копилке достижений по русскому языку" появятся записи типа: "Сразу запомнила новое правило и поняла тему", "Хорошо написала изложение – близко к тексту", "В сочинении сделал всего одну ошибку" и т. п.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сколько бы окружающие ни рассказывали ребенку о том, какой он замечательный, самым важным является момент, когда ребенок примет их мнение и согласится с тем, что он действительно имеет ряд достоинств и заслуживает уважения. Так что данная игра – хороший способ проверить, что же принял для себя ваш ребенок и как это отразилось на его самоотношении.

Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же "начала" могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им "окончания" должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: "Я умею...", "Я могу...", "Я хочу научиться...".

Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много он всего умеет, над чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.

Игры, направленные на развитие адекватной самооценки

Игра «Молчок»

С помощью этой игры происходит коррекция поведения. Прочтите детям стихотворение А. Бродского «Новичок».

В детский сад пришел Молчок –

Осень робкий новичок.

Он сначала был несмел,

С нами песенок не пел.

А потом, глядим, привык:

Словно зайка – скок да прыг.

До чего же осмелел:

Даже песенку запел.

«Скучно, скучно так сидеть»

Данная игра развивает раскованность, тренирует самоорганизацию. Для ее проведения вдоль противоположных стен ставятся стулья. Возле одной стены – по количеству детей, а возле другой – на один стул меньше. Дети садятся на стулья. Ведущий читает вслух следующие стишки:

Скучно, скучно так сидеть.

Друг на друга все глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться.

Как только заканчивается чтение, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Кто остался без места – проиграл. При продолжении игры каждый раз убирается по одному стулу.

«Сочиняем историю»

Эта игра помогает детям выразить свою индивидуальность, учит адекватным способам взаимодействия, взаимопонимания, развивает умение спокойно и до конца слушать собеседника.

Дети выбирают основную тему сказки (если испытывают затруднение, тему назначает ведущий). Затем все садятся в круг и по очереди, держа в руках «волшебную палочку», начинают сочинять. Первый ребенок говорит первое предложение, второй – второе и т.д. В конце, когда сказка окончена, проводится коллективное обсуждение, понравилась ли детям полученная сказка, что они чувствовали, сочиняя коллективно, что делали, пытаясь поправить друг друга, и т.д.

Можно нарисовать коллективный рисунок по сочиненной сказке.

«Иголка и нитка»

Данная игра развивает произвольность, коммуникативные и организаторские способности. Дети выбирают водящего – он будет «иголкой», а остальные дети получают роль «нитки». «Иголка» бегает по комнате, «петляет», а «нитка» (группа детей друг за другом) – за ней. Хорошо, если роль иголки исполняет застенчивый, зажатый, замкнутый ребенок.

«Да и нет».

Игра развивает внимательность, произвольность, творческое мышление. Ведущий предупреждает детей, что они должны отвечать на вопросы, но слов «Да» и «Нет» не должны произносить. Произнесший эти слова выбывает из игры.

Игры, направленные на развитие взаимопонимания, вытеснение агрессии

«Кто есть кто – когда сердится?»

Эту игру можно назвать «проективной». Дети переносят свое собственное негативное состояние и негативный опыт взаимоотношений с другми на восприятие «сердитого человека».

Взерошеная

кошка

Взрослый предлагает детям ответить на вопросы, на кого или на что похожи мама, папа и др., когда сердятся, и как часто это бывает, и выбрать соответствующую картинку.

Диагностика и осознание детьми особенностей агрессивного поведения своего и других.

Взрослый рассказывает детям, что человек злится, когда у него что-нибудь не получается, когда хочет сделать плохо другому человеку или быть сильнее и т.д.

Какой бывает злость? Как кошка – это сестра царапается или оскаливается, как кошка; как динозавр – это мама, когда кричат на папу; как молния это папа, когда говорит грубо на маму; как шестеренки – это сестра, когда жмет, давит, и один раз чуть не удушила меня; как утюг – это брат шипит; как черная туча – когда бабушка грозится наказать нас.

Со слов ребенка взрослый определяет, насколько выражены ситуативно-личностные реакции агрессии у ребенка и взрослых, и подчеркивает соответствующую цифру в таблице: 0 – нет проявлений агрессивности, 1 – проявления агрессивности наблюдается иногда, 2 – часто, 3 – почти всегда, 4 – непрерывно.

При подсчете баллов агрессивность мама, папы, брата и других оценивается как низкая (0 – 6 баллов); средняя (6 – 12 баллов); высокая (12 – 18 баллов); очень высока (18 – 24). Следует отметить, что эти оценки всего лишь средство для понимания того, что такое агрессивность глазами ребенка.

Ты диктуй, а я буду писать о том, что случилось.

Один ребенок толкнул другого, тот заплакал. Взрослый подходит к обиженному и говорить: «Что случилось? Ты диктуй, а я записывать буду». При этом пишет, делает пометки на листе бумаги или изображает действие письма; задает наводящие вопросы по поводу конфликтной ситуации; затем предлагает зачитать это письмо обидчику.

Правила. Нельзя рассказывать (диктовать)грубо и оскорбительно, обидчик и обиженный не должны перебивать друг друга.

Цель игры. 1. Осознание особенностей агрессивного и вспыльчивого поведения ребенком-агрессором; осознание особенностей негативного эмоционального состояния и поведения ребенком-жертвой. 2. Осознание детьми причин и последствий конфликта. 3. Стимуляция к выражению негативных эмоциональных состояний словами.

Ход игры. Вначале взрослый задает уточняющие и наводящие вопросы обиженному, ребенку-агрессору и детям-свидетелям конфликта: «Как ты думаешь, что тут случилось?», «А Кто видел, что произошло?», «Кто хочет дополнить рассказ (обиженного или обидчика)?»

Во второй части беседы задаются вопросы оценочного характера: «А кто первый начал?», «Кто виноват?».

Можно задавать вопросы, направленные на решение конфликта: «А что теперь делать?», «Как помочь помирится?».

Варианты игры: 1. ребенок рассказывает о том, что случилось, кукле; 2. взрослый предлагает ребенку, свидетелю случившегося, взять интервью-беседу с обидчиком под руководством взрослого. В руки ребенку можно дать микрофон (палочку).

Зло ищу – пальцем покажу!

Взрослый говорит детям: « Раз, два, три! Где зло прячется – покажи, а затем свой выбор объясни! Дети, закройте глаза, руки вверх поднимите и, не открывая глаз, пальцем укажите, где у вас зло прячется (в коленках, в руках, голове, животе)».

Правила игры. Нельзя опускать палец, если не назвал и не объяснил свой выбор самостоятельно или при помощи наводящих вопросов взрослого; нельзя подсматривать раньше, чем сделал свой выбор (когда в игру играет одновременно несколько детей).

Цель игры для ребенка. 1. Пережить чувство облегчения в процессе игры со взрослым и сверстниками через реакцию на обиду, чувства подавленности для ребенка-жертвы притеснения. 2. Поговорить о тех, кто обижает, и тех, кто не умеет «постоять за себя» в игровой ситуации.

Цели игры для взрослого. 1. Стимуляция осознания ребенком особенностей проявлений, причин и направленности агрессивного поведения; поведения жертвы. 2. Формирование менее агрессивных способов поведения между детьми. 3. Обучение детей выражению собственных переживаний, агрессивного поведения словами.

Ход игры. Если ребенок не понимает содержания игровой задачи, то взрослый объясняет ребенку, что надо делать. Для этого берет куклу, показывает, как кукла толкается, говорит: «Петя, меня кукла Маша ударила по руке. Где зло прячется?».

Для осознания детьми особенностей конфликтной ситуации (агрессором или обиженным-жертвой) взрослый задает вопросы: «Где прячется зло?», «А еще где?», «А почему здесь, а не…?», «А где прячется обита?».

Если ребенок проявляет сопротивление в виде негативизма, упрямства, враждебности или застенчивость, нерешительность, то взрослый стремится использовать стратегию на стимуляцию чувства юмора у ребенка («Где еще прячется зло, в носках?» и т.д.). Приложение 1.

Для уточнения выраженности состояний агрессии (обиды) взрослый задает вопросы: «Как часто ты бываешь злым (обиженным) – иногда, часто, почти всегда, всегда, раз в день, раз в неделю?».

Если ребенок не может найти, назвать, припомнить что-то «злое», то можно искать то, что вызывает обиду, разочарование, неудобство. Взрослый спрашивает или объясняет, чем отличается злость от обиды. Для этого задает вопросы: «Что хуже, быть обиженным или злым?», «Чем обида отличается от злости, недовольства?». Взрослый просит ребенка рассказать или написать, что можно делать, чтобы злость или обида ушли: не вспоминать зло (обиду); понять, почему зло (обида) произошли; посмеяться над злом (обидой); чаще думать о приятном; отвечать на зло (обиду) сердитым взглядом; накричать на зло (обиду); высмеять зло; нарисовать зло; гнев (обиду) и т.д.

Где зло прячется?

В предметах. В том, кто ломает, разрушает. В руках или бумаге.

В других детях, в их действиях и мыслях. Во взрослых. В глазах, во взгляде взрослых или детей.

В угрозах старших.

Нарисуйте или напишите, где, в ком, в чем еще прячется зло?

В обидных словах, в слухах, наговорах. В голове, во лбу, на лице, в груди или сердце. В том, кто дразнит других.

В неприятных существах. В ногах или носках.

Нарисуй или напиши, что сделать, чтобы злость ушла.

Полотенцем машу – злым ветром себя назову!

Правила игры. Нельзя продолжать игру, если тебя осалили и ты не досчитал до 10; нельзя толкать других, если увертываешься от водящего; нельзя дразнить водящего обидными словами.

Цель игры. 1. Диагностика агрессивности через провокацию физической ситуационно-личностной агрессии у ребенка в роли водящего. 2. Реакция физической агрессивности, враждебности (взрослым или ребенком) в роли водящего. 3. Стимуляция у детей двигательной активности и положительных эмоций для преодоления нерешительности и обидчивости в роли «мух». 4. Осознание через слово особенностей, причин и последствий агрессивного и вспыльчивого поведения детьми.

Ход игры. Водящий встает в круг и, размахивая полотенцем, ловит (осаливает) «мух». «Мухи» при этом дразнят его и стараются не попасть под полотенце. Варианты игры: 1. для того чтобы игра была эмоциональнее, за (перед, в) круг водящего можно поставить игрушку. Ребенку надо забрать игрушку и не быть при этом осаленным; 2. для овладения двигательной расторможенностью «мухи» должны летать молча, без единого писка, смеха и возгласов или не должны сбивать предметы, расставленные вокруг водящего; 3. в игре может быть два водящих; 4. дети дразнят водящего парами, не разрывая при этом рук. Для осознания особенностей, причин и последствий агрессивного и обидчево-нерешительного поведения детьми взрослый задает вопрос: «Кто был самым опасным мухоловом?», «Кто слишком сильно салил детей?», «Кому было неприятно, что его осалили, но не обиделся?»; «Кто сильнее всех толкается?».



Рассказать друзьям