Инновационные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольника. Семинар для родителей ДОУ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

программы духовно-нравственного развития

и воспитания школьников.

Пушнова Ю.Б.,методист кафедры управления образования СарИПКиПРО

Без глубокого нравственного чувства

человек не может иметь ни любви, ни чести,

ничего, чем человек есть человек.

В.Г. Белинский

Издревле в России именно семья вносила решающий вклад в дело воспитания и социализации детей, в формирование у них определенного мировоззрения, ценностных ориентиров и установок, черт характера. В семье развивается интеллектуальная, эмоциональная и волевая сферы личности. Семья являлась главным транслятором социального и нравственного опыта от поколения к поколению главным механизмом которого была родительская любовь, доверие ребёнка к родителям, стремление подражать им.

Сегодня, когда ценности «родительского» поколения подвергаются критике со стороны повзрослевших детей, родители, сталкиваясь с нестандартными воспитательными ситуациями, все чаще обращаются за помощью к педагогу, испытывая недостаток собственных педагогических знаний и способностей.

Основными причинами, снижающими воспитательный потенциал семьи, стали высокая степень занятости родителей, неблагоприятная психологическая обстановка в некоторых семьях, отсутствие общих интересов и семейных традиций. Ведь и дети, и родители нуждаются во взаимной любви и взаимопонимании. И тем, и другим важно чувствовать, что их ценят, любят, признают, уважают. В своей семье человек должен приобрести уверенность в себе, чувство безопасности при взаимодействии с внешним миром. Не научившись любить, ценить своих близких, ребёнок никогда не научится понимать и принимать окружающих. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для духовно-нравственного становления личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, осознает мотивы поведения, расставляет собственные нравственные оценки.

Работа по духовно-нравственному развитию младших школьников будет намного эффективнее, если педагоги и воспитатели, создав единую систему, помогут своим воспитанникам не только усвоить знания, но и закрепить жизненные навыки, определяющие нравственные ориентиры.

Огромное значение в воспитании ребенка играет то, насколько сильна связь школы и семьи. Часто те нравственные ценности, которые прививаются в школе, стираются в результате негативного воздействия семьи. Недоверие к учителю, перерастающее в устойчивый нигилизм – вот самый ожидаемый результат разрушенных связей двух мощных субъектов воспитания. Как учителю завоевать доверие родителей? Как не растерять его на протяжении обучения ребенка в школе и получить союзника и единомышленника в семье?

Есть удивительный пример из практики японской школы, где существует такое уникальное явление, как «переговорник». Это дневник, который в начальной школе одновременно ведут и учитель, и родители каждого ученика. Мама, провожая ребенка в школу, дает ему дневник, в котором она записала свои наблюдения за ребенком в течение предыдущего дня. А учитель, просмотрев мамину запись, пишет в ответ свои впечатления и возвращает дневник ученику. И так каждый день. В результате и родители постоянно находятся в курсе поведения и успехов своего ребенка в школе, и учитель не упускает своих учеников из виду даже вне школы.

Возможно ли такое в российской школе, или в отдельно взятой школе? Наверное, в каком-то виде возможно. Личность учителя имеет огромное влияние на маленького ученика. Ему доверяет ребенок и радости и разочарования. В семье формируется стереотип межличностных отношений, уважение к семейным ценностям. Взаимодействие семьи и школы будет иметь решающее значение для организации жизни, формирования духовности, нравственности младшего школьника.

За последний год система образования в России претерпела существенные изменения. В жизнь вошел новый федеральный государственный образовательный стандарт.

Наверное, впервые в материалах стандарта расставлены акценты на вопросы, о которых раньше либо не говорилось вовсе, либо говорилось в контексте внеурочной деятельности обучающихся. В материалах ФГОС прямо указывается на «участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды» 1 . Духовно-нравственное развитие, связь с родителями, партнерство с родительской общественостью, как с полноценными участниками образовательного процесса стало приоритетной задачей, стоящие перед школой и обществом.

В программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования даны рекомендации по организации взаимодействия школы и семьи. В шестом разделе этой программы определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

В области формирования семейной культуры:


  • формирование отношения к семье как основе российского общества;

  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). 2

Опыт взаимодействия семьи и школы сложился в прошлом столетии в условиях образования советского периода, когда обеспечивавался государственный заказ на обучение и воспитание детей. Профессионально подготовленные учителя, обязательные учебные программы, наличие необходимых условий и средств обучения, государственный контроль и официальная поддержка обеспечивали школе бесспорное главенство в отношениях с семьй.

Школа определяла все параметры жизни школьника, подчас не изучая мнение и пожелание родителей и обучающихся. Ни юридически, ни фактически семья не могла предъявлять и не предъявляла каких-либо особых требований к образовательному учреждению. Тем более она не имела возможности контролировать, и не мела прав официально оценивать ход и результаты учебно-воспитательного процесса.

От семьи требовались только безусловная поддержка воспитательных и образовательных программ школы, посильная помощь детям в учебе, контроль за их поведением, регулярное посещение родительских собраний. Семейное воспитание носило специфический характер, обеспечивая природные потребности ребенка, и опиралось в основном на традиции народной, семейной педагогики. Уровень образования большинства родителей существенно уступал образованию школьных учителей. Социального заказа школе на образовательные и иные услуги в этих условиях не существовало, и не могло существовать.

Перемены в социальной и экономической жизни общества за последние несколько десятилетий, привели к существенным изменениям и в системе российского образования, и в институте семьи. Однообразие советской школы сменилось современным разнообразием гимназий, лицеев и других типов школ. Внутри одного образовательного учреждения возникли уровни и профили образовательной и развивающей деятельности, расширилась сфера услуг системы дополнительного образования. Это повысило интерес к системе образования, обеспечило семье реальные возможности выбора образовательного учреждения и набора предоставляемых им образовательных услуг.

Одновременно произошло заметное расслоение общества по социальным и экономическим показателям. Родители, сответственно материальным и социальным возможностям начали осмысливать специфику своих образовательных потребностей и формировать собственные требования к образованию и воспитанию детей. В отдельных группах населения социально-образовательный уровень оказался выше учительского. В результате школа оказалась в центре весьма критического внимания родителей, СМИ и общества в целом.

Всё это привело к объективной необходимости пересмотра ролей в отношениях семьи и школы, в системе их взаимодействий в образовательном и воспитательном процессе. В настоящее время становится все более очевидным, что решать задачи воспитания и обучения, проблемы социализации ребёнка возможно только при объединении усилий семьи и школы. Приведение взаимоотношений и взаимодействий семьи и школы на уровень, адекватный новым требованиям и возможностям, является актуальной задачей для любого образовательного учреждения.

Если школьное образование строится на авторитете учителя, на особой форме взаимоотношений по горизонтали (ученик-ученик) и вертикали (учитель-ученик), то семейное воспитание носит особо эмоциональный характер и основано оно на родственных чувствах, глубокой и бескорыстной любви родителей к детям и детей к родителям.

Семья – это среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется несколькими параметрами. Влияние семьи на формирование личности ребенка зависит от следующих факторов:


Раскрывая суть этих понятий можно определить воспитательные функции семьи как следующие:

1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими обществеными институтами. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным, когда возрастает влияние школы.

2. Семья играет ведущую роль и в интеллектуальном развитии ребенка. Американский исследователь Говард Блум в конце ХХ века выдвинул интересную гипотезу о том, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов, влияет на отношение детей к учебе, во многом определяя ее успешность. На всех этапах социализации интеллектуальный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на умственном развитии ребенка, на формировании его внутренней культуры, на стремлении к продолжению образования и самообразования.

3. Большое значение семья имеет в овладении человеком обществеными нормами в процессе его социального развития. Связано это с тем, что одобрение, поддержка, безразличие или осуждение близких сказываются на интересах ребенка, помогают или мешают ему искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

4. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях. Определяется стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов.

Таким образом, в любой семье человек проходит своеобразную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Интресно применяется «методика репертуарных решеток» для изучения содержательных и уровневых характеристик оценивания взрослых и сверстников подростками и старшими школьниками. Картина в разных возрастных группах респондентов оказалась зеркально противоположной. В подростковом возрасте родители и другие значимые взрослые составляли своего рода фундамент, зону понятного, «психологический тыл», необходимый для уверенного вхождения в мир сверстников. В старшем школьном возрасте сверстники в большей мере рассматриваются как понятная, базовая площадка, где легко можно ориентироваться, в то время как мир взрослых становится объектом повышенного интереса, психологического анализа и соотнесения с собой. 3

В непростой ситуации сегодняшних дней семья часто передает свои функции по воспитанию школе, которая теперь отвечает не только за уровень образования, но и за уровень воспитанности, социальной адаптированности, духовности детей.

Семья и школа являются основными звеньями в системе воспитания нового поколения. Перед этими социальными институтами стоят важные задачи, связанные с нравственной подготовкой подрастающего поколения к участию в жизни общества в условиях глобализации, нравственного разрушения, морального опустошения. Это потребовало приведения методов воспитания в соответствие с требованиями жизни.

В ФГОС ясно указано, что в воспитании детей доминирующей стороной будет нравственное воспитание в единстве семьи и школы.

Пятый раздел «Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся» формулирует и раскрывает:

-основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности образовательного учреждения, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях;

-задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия образовательного учреждения с общественными объединениями и традиционными религиозными организациями. 4

При этом содержательная сторона нравственных понятий будет обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Результат школьного воспитания проявится в отношениях детей к своим учебным и внеучебным обязанностям, к другим людям. Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в жизни школьного сообщества. Здесь практически любая деятельность имеет нравственную окраску. В этом возрасте учебная деятельность оказывает наибольшее влияние на развитие ребенка, причем в ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности.

Учителю принадлежит решающая роль в воспитании и обучении, в подготовке своих учеников к жизни, в формировании активной жизненной позиции. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к своему делу. Из этого следует, что суть нравственной воспитанной личности состоит не только в усвоенных ею знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности.

Конечная цель воспитания - формирование у человека потребности и способности к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию. Такой человек в идеале должен обладать следующими качествами:

1. Личность свободная, с высоким уровнем самосознания. Принимающая понятие гражданственности, как ответственности за будущее своей страны.

2.Личность гуманная, милосердная, способная к состраданию, готовая прийти на помощь.

3. Личность толерантная, доброжелательная.

4. Личность духовная, с потребностью в познании и самопознании.

5. Личность творческая, с развитой способностью к креативному мышлеию, с потребностью в знаниях, с развитым интеллектом.

6. Личность трудолюбивая, обладающая знаниями основ экономики и предпринимательства.

Именно эти запросы формируют сегодня социальный заказ родителей на воспитание образовательному учреждению.

Если государственный заказ имеет форму предписаний, причем, весьма определенных, то социальный заказ выступает в форме родительских ожиданий, представлений, претензий. Одни группы населения тяготеют, например, к раннему религиозному воспитанию, как одной из составляющих духовного воспитания. Другие – к естественно-научному образованию, как форме социальной и профессиональной адаптации ребенка. Сегодня можно говорить не только о «классическом образовании», в традиционом понимании, а о «формировании компетентностей», что подчас важнее и нужнее ребенку.

Для того, чтобы требования и ожидания школы и семьи совпали, родительская общественность предлагает сегодня строить отношения с образованием на позициях социального партнерства, которое моржет обеспечить:


  • повышение степени участия родительской общественности в образовательном процессе, управлении образовательным учреждением, в формировании социального заказа на образование;

  • организацию взаимоотношений семьи и школы, в зависимости от потребностей, ожиданий, намерений, от социальных и экономических возможностей родителей и обучающихся;

  • расширение возможностей выбора семьёй дополнительных образовательных услуг для своих детей (реализации социального заказа);

  • качественные изменения педагогического просвещения населения в зависимости от потребностей и социальных особенностей семей;

  • повышение качества образования и степени удовлетворенности всех участников образовательного процесса.
В планах совместной деятельности семьи и школы указывавют следующие направления:

1. Формирование единства требований к учащимся в семье и в образовательном учреждении

2. Ознакомление родитетелй (их законных представителоей) с законами, защищающими семью и ребенка,

3. Создание единой воспитательной среды, созданной авторитетом родителей и учителей. В такой среде ослаюляется или совсем нивелируется негативное влияние улицы, средств массовой информации.

4. Коррекция недостатков в процессе формировании личности ребенка. Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных условиях с возможностью психологической поддержки.

5. Повышение педагогической грамотности родителей, обеспечивающей знание психологических особенностей ребенка.

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой важнейший компонент, формирующий нравственный уклад жизни обучающегося.

Однако говорить о всеобщей и обязательной грамотности родителей в наше непростое время очень сложно. Большинство семей не вполне осознают необходимость и важность совместной работы со школой. Только крайний случай, когда собственная интуиция и жизненный опыт не помогают в решении сложных воспитательных задач, заставляет родителей обратиться за помощью к учителю.

Для предвосхищения подобных случаев, можно выстроить систему диагностики состояния воспитательного процесса в каждой семье. Для этого создана определенная методика и инструментарий изучения семей обучающихся. (По материалам Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье – М. Просвещение, 2008 г.) 5


Метод изучения

Параметры

Наблюдение

У родителей наблюдается:

  • стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с ребенком;

  • форма и характер взаимодействия с ребенком;

  • особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком (доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.);

  • особенности применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз);

  • особенности использования разнообразных форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком;

  • выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный контакт, т. е. через кого-то).

Индивидуальные беседы

Беседа-интервью и другие дополнительные методы психологического консультирования и диагностики. По форме интервью может быть:

  • свободным , когда беседа проводится без строгой детализации вопросов, но имеет определенный предмет обсуждения;

  • стандартизированным , когда тщательно регламентируется порядок проведения беседы;

  • частично стандартизированным , объединяющим первую и вторую формы.
Беседа-интервью - один из специальных методов анализа ситуации с целью создания альтернативного варианта переживания значимой проблемы и определения возможного выхода из «тупиковой ситуации». Как часть диагностической процедуры беседа включается в процесс консультирования семьи. Проведение беседы строится в несколько этапов:

  • Во вступительной части беседы-интервью устанавливаются доверительные отношения с ребенком и его близкими, затем определяется перечень проблем, которые их волнуют.

  • В основной части беседы, проводимой с ребенком или с его родителями, обсуждаются заявленные проблемы.

  • В завершающей части беседы предполагается наличие изменений или проявление тенденции к изменению ценностных ориентаций родителя по отношению к ребенку. Акценты переставляются таким образом, чтобы родители под руководством психолога сами меняли свой подход к обсуждаемому вопросу.

Тестирование

Тесты различных видов и содержания используются для интенсификации работы с различными семьями.

«Семейная социограмма» -проективный рисуночный тест (Э.Г.Эйдемиллер). Позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить структуру и характер коммуникации в семье. Родителям предъявляется бланк с нарисованной окружностью. Затем предлагается нарисовать себя и членов своей семьи в виде кружков. В качестве критериев, по которым производится оценка результатов, используются следующие:


  • число членов семьи, попавших в площадь окружности;

  • величина кружков;

  • расположение кружков относительно друг друга;

  • дистанция между ними.
Оценивая результат по первому параметру, психолог сопоставляет число кружков, изображенных испытуемым, с реальным количеством членов семьи. Те члены семьи, которые находятся в конфликтных отношениях с испытуемым, могут быть вынесены им из окружности. Величина кружков в соответствии с мнением испытуемого указывает на значимость членов семьи. Расположение кружков относительно друг друга и расстояние между ними указывают на характер отношений между членами семьи.

____________________________________________________________

Методика PARI (Parental Attitude Research Instrument, Исследовательский инструмент родительских позиций и отношений) предназначена для изучения наиболее общих особенностей и принципов родительского воспитания, а также и внутрисемейных отношений (E.C.Шефер и Р.К.Белл).

Методика позволяет оценить:


  • особенности внутрисемейных отношений и организации семейной жизни;

  • основную причину конфликтной ситуации в семье;

  • характер внутрисемейных взаимоотношений;

  • индивидуально-личностные характеристики ребенка;предпочтения, интересы, круг общения;

  • особенности отношений ребенка к каждому из родителей и другим членам семьи;

  • психологический тип каждого из родителей ребенка;

  • ценностные ориентации родителя в отношении ребенка, оценка ребенка каждым из родителей, отношение к его личности, прогноз будущего;

  • особенности взаимных контактов с ребенком и модели воспитания, используемые каждым из родителей;

  • влияние прародительской семьи на внутрисемейные отношения и модель воспитания ребенка.

Анкетирование

Используется с целью определения характера реакции родителей на сложившуюся семейную ситуацию. За дачи этого вида диагностической деятельности включают:

  • исследование личностных особенностей родителей и определение психологического типа;

  • оценку интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств, характеристик адаптационных механизмов, способности переносить длительный стресс;

  • анализ внутрисемейных отношений и определение уровня интегрированности семей данной категории;

  • установление типа родительско-детских отношений, детско-родительских отношений и причин их нарушений;

  • определение модели семейного воспитания;

  • изучение динамики детско-родительских и родительско-детских отношений под воздействием коррекции.

Психологическое консультирование семей с проблемными взаимоотношениями с детьми

Консультирование семей с проблемными взаимоотношениями может осуществляться в следующих направлениях:

  • психолого-педагогическое консультирование;

  • семейное консультирование;

  • профориентированное консультирование.
Этапы психолого-педагогического и семейного консультирования:

  • знакомство, установление контакта, необходимого уровня доверия и взаимопонимания;

  • определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих;

  • психолого-педагогическое изучение психофизических особенностей ребенка;

  • определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных свойств;

  • формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье;

  • определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены;

  • подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем.
Профориентированное консультирование.

Особое значение в профессиональном становлении ребенка играет семья, ее позиция, понимание перспектив его профессионального будущего. В качестве основных задач профориентированного консультирования членов семей выступают:


  • понимание родителями основных целей профессиональной ориентации ребенка;

  • формирование адекватных ожиданий относительно прогноза профессиональных перспектив ребенка;

  • формирование единой родительской позиции в отношении оказания помощи ребенку по профориентации и планированию будущей карьеры;

  • повышение психолого-педагогической и профориентационной компетентности родителей.

Деловые игры

Методика «Лесенка для детей» (B. B.Ткачева)

Методика «Лесенка» используется при изучении самооценки детей, при определении оценки ребенком его взаимоотношений в семье.


  • Первый вопрос «С кем тебе чаще приходится общаться?» , определяет степень его близости с окружающими людьми.

  • Второй вопрос («Кто лучше к тебе относится? Кто больше тебя ценит?» ) оценивает характер и качество этих отношений.
Ребенок сам устанавливает иерархию связей и определяет глубину чувств, которые, по его мнению, испытывают к нему близкие.

В беседе с ребенком выясняется состав его семьи, определяется круг друзей и любимых учителей. Затем перед ребенком кладут бланк, на котором изображена первая лесенка. Объясняется, что на верхней ступеньке лесенки находится он сам. Затем на лесенке располагаются члены семьи и близких людей. Далее предлагается второй бланк. Теперь ему нужно оценить чувства близких людей, которые они испытывают к нему.

Методика «Два дома» (И. Вандвик и П. Экбланд)

Эта методика используется для изучения общения ребенка с членами своей семьи. Определяются особенности взаимоотношений близких людей с ребенком, и устанавливается его оценка, данная этим отношениям. В качестве иллюстративного материала используется предварительно подготовленный рисунок. Вверху альбомного листа помещается многоэтажный дом, нарисованный простым карандашом. Внизу располагаются два других дома: один в виде коттеджа, большой и красивый, выполненный в красном цвете, а другой - поменьше, обычный, нарисованный простым карандашом.

В беседе с ребенком о его семье выясняется ее состав. Затем ребенку предлагается переселить членов своей семьи из многоэтажного дома в новые дома. При этом сообщается, что в большом красном доме поселится он сам. В свой дом он может взять с собой тех близких, кого захочет. Всех остальных можно поселить в домике, который расположен рядом.

В конце беседы звучит вопрос: «Кого из членов семьи ты возьмешь в свой новый дом, а кого поселишь рядом?»

При оценке результатов в первую очередь обращается внимание на то, всех ли членов семьи ребенок разместил в своем доме. Оценивается и быстрота ответа. Чем больше ребенок думает, тем менее достоверным расценивается его ответ.


Анализ детских рисунков.

Используются следующие рисуночные тесты: «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек», «Кинетический рисунок семьи». Особенностью рисуночных тестов является то, что ребенку не нужно вербализовывать характеристики этих отношений, а достаточно их изобразить. В любом детском рисунке может быть отражено содержание межличностного и внутрисемейного конфликта. Исследование межличностных контактов ребенка в семье с помощью методики «Рисунок семьи» осуществляется следующим образом. Ребенок рассказывает о своей семье. Затем на чистом листе бумаги, цветными карандашами он рисует свою семью. На вопросы ребенка о том, кого рисовать отвечаем: «Рисуй тех, о ком сейчас рассказывал» . Продолжается беседа рассказом о тех, кто изображен на листе бумаги. При этом вопросы типа: «Это мама? А это папа?» - должны быть исключены. Задается лишь вопрос: «Кто это? А это кто?» Обязательно отмечается последовательность изображения ребенком членов семьи.

Анализ документации.

В качестве дополнительных методов изучения используется анализ документации на детей, включающей медицинскую, социальную и психолого-педагогическую информацию, а также анализ продуктов их деятельности.

Для того, чтобы эффективно работать по предложенным методикам, необходимо точно определить тип отношений в каждой отдельно взятой семье. Можно выделить несколько типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания ребенка.


Тип семейных отношений

Деятельность педагога

Формы взаимодействия

Семьи, в которых традиционно сложился высокий уровень межличностных отношений наблюдается здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих физических, умственных и творческих способностей.

Вмешательство педагога в воспитательный процесс здесь минимальное. Оно касается умения жить в классном коллективе (социальная культура), формирование отношения к окружающим, родине, государству (гражданско-патриотическое воспитание), стремления к саморазвитию и самоутверждению (личностная культура) и т.д.

Типичной ошибкой родителей в таких семьях становятся нереальные планы в отношении детей. Иногда это нереализованные мечты самих родителей. Необходимо объяснить, что при организации дня ребенка не следует забывать о его собственных желаниях, оставляя время для личных дел.



Такие семьи могут стать главными помощниками учителя в работе с детским коллективом по формированию семейной культуры.

2

Семьи с устойчивыми «ровными» взаимоотношениями.

В таких семьях часто родители в силу педагогической неграмотности или за неимением времени не могут самостоятельно обеспечить полноценное и гармоничное воспитание детей.



Деятельность школы по организации первоначальной педагогической грамотности для родителей. Родители ни в кое случае не могут показывать ребенку, что им безразлично, чем он живет. За таким безразличием может последовать «проверка» реакции на заведомо неблаговидные поступки.

Одна из типичных ошибок в таких семьях - излишнее доверие по отношению к детям. Чаще всего за этим кроется обычное безразличие чем и с кем занят ребенок.



Привлечение к совместной деятельности с детьми. Участие в классных и школьных мероприятиях. Работа со школьным психологом.

3

Семьи, в которых часто возникают конфликтные ситуации между родителями, между родителями и детьми. Члены семьи самостоятельно не могут решить конфликтные ситуации. Воспитание детей происходит стихийно. Взаимоотношения требуют серьезной коррекции.

Одна из моделей поведения родителей в таких семьях – излишняя строгость. В такой модели дети обязаны слушаться родителей беспрекословно. Это становится самым главным принципом воспитания. Часто это напоминает «дрессировку», когда ребенок беспрекословно выполняет требования взрослых, то только в их присутствии. Педагог здесь может объяснить,что обычное убеждение трудоемко по затратам времени, но эффективно по воздействию.

Частой ошибкой родителей становится навязывание детям определенной роли.

Дети в таких семьях делают все, чтобы понравиться своим родителям. Малыши готовы погрузиться даже в сложный мир взрослых. При этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.


Встречи с классными руководителем и учителями. Работа со школьным психологом. Работа с семейным психологом.

Благополучные только внешне семьи, в которых пропроцветает бездухов-ность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений нарушена.

Некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

Родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально асоциальных поступков. Ребенок будет ждать, последует ли за проступок критика. Лучше всего вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям.



Участие в классных и школьных мероприятиях совместно с детьми. Работа со школьным психологом.

Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Критерии при определении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации 6

  • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, иных законных представителей, места проживания, неудовлетворительные жилищные условия и т.д.);

  • отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка;

  • смерть одного из родителей;

  • уход отца/матери из семьи, развод родителей;

  • постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и родителями;

  • возвращение родителей из мест лишения свободы;

  • семьи, воспитывающие детей с девиантным поведением.
Критерии при определении семей, находящихся в социально опасном положении:

  • неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями и иными законными представителями (опекунами, попечителями несовершеннолетних) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий, попустительство вредным привычкам ребенка;

  • злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными напитками, употребление наркотических (психотропных веществ), аморальный образ жизни (проституция и т.п.);

  • вовлечение детей в противоправные или антиобщественные действия (попрошайничество, бродяждничество, проституция и т.п.);

  • наличие признаков жестокого обращения с детьми (признаки физического, психологичяеского, сексуального или иного насилия) со стороны родителей (законных представителей).

Работа со школьным психологом, комиссией по делам несовершеннолетних.

Права и·обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об·образовании».

Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна быть основана на следующих принципах:


  • ·совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

  • ·сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

  • ·педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

  • ·поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

  • ·содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

  • ·опора на положительный опыт семейного воспитания.
Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

Система социально-педагогического партнёрства семьи и школы опирается на следующие инновационные и традиционные формы взаимоотношений:


  • управляющий совет, как коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления образовательным учреждением;

  • общешкольный родительский комитет, который собирается с определенной периодичностью (например, два раза в год) и решает насущные проблемы школы;

  • классный родительский комитет, как орган, регулирующий внутреннюю жизнь класса;

  • профильные родительские объединения. Это оригиальная форма общения родителей, которая готовится в виде ответов на вопросы родителей по актуальным педагогическим проблемам;

  • «Совет отцов». Новая форма взаимодействия с родителями, которая начала свою деятельность как мощная воспитательная структура школы;

  • родительские конференции, которые, в отличие от родительских собраний, ставят целью проведение социологических и психологических исследований по проблеме воспитания, а также знакомство родителей с результатами исследований.

  • родительские собрания, которые должны просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей. При этом родительское собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

  • круглые столы с приглашением всех участников образовательного процесса и представителей общественных организаций. Здесь могут принимать участие специалисты по решению какой-либо проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения.
Таким образом, два социальных института – семья и образовательное учреждение имеют решающее значение для воспитания ребенка, формирования его личности, как «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». 8
Литература:

1. Вершинин В.Н., Шаркаев Р.Н. Социально-педагогическое партнерство семьи и школы. Методические рекомендации к областному родительскому собранию. – Ульяновск: УИПКиПРО, 2009 г.

2. Жарич Л. А. Взаимодействие семьи и школы. //ИД Первое сентября. Открытый урок. 1 september.ru

3. И. Ю.Левченко, 2000; Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков, 2002)

4. Н.В. Лукьяненченко Семья как фактор психоэмоционального благополучия подростка // Воспитание школьников – 2011. – .№5.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

6. Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации) // Коммерсант. Власть. – 2011 – №16

1 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

2 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

3 Лукьяненченко Н.В. Семья как фактор психоэмоционального благополучия подростка // Воспитание школьников – 2011. – .№5.

4 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

5 Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье – М. Просвещение, 2008 г.

6 Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации).// Коммерсант. Власть. – 2011 – №16

7 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

8 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но самое главное заложить в их души основы нравственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями по нравственному воспитанию

Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но самое главное заложить в их души основы нравственности. Именно сегодня, при такой нестабильной, нездоровой атмосфере в нашем обществе нужно дать детям такие понятия как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству… Еще раз подчеркну, что очень важно это сделать именно в дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания имеет чрезвычайную значимость. В нашем детском саду данной проблеме уделяется большое внимание

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи сильнее, чем воздействие других факторов.

Детским садам и семье трудно друг без друга успешно осуществлять воспитание молодого поколения. Только совместные усилия воспитателей и родителей дают возможности улучшить как воспитательную работу в детском саде, так и воспитание дошкольников в семье. Поэтому важна работа педагога с родителями.

В основу всей работы с родителями, несомненно, должен быть положен системный подход. Можно выделить восемь направлений системы работы с родителями.

Основные направления работы

1. Изучение семей

2. Информирование

3. Просвещение

4. Консультирование

5. Обучение

6. Совместная деятельность

7. Партнерские сотруднические отношения

8. Обмен опытом по духовно-нравственному воспитанию

9. Принятие обоюдного решения о выборе «индивидуального воспитательного маршрута ребёнка» по духовно-нравственному развитию

Начиная с азов в детском саде мы, педагоги, пытаемся пользоваться опытом и поддержкой родителей воспитанников. На этом этапе мы рассматриваем нашего воспитанника с различных сторон его развития и пытаемся уделить внимание тем проблемам, которые проявляются через воспитание в семье. И здесь наша с вами работа разнообразна и может проявляться в различных формах деятельности. Я предлагаю вам следующие формы работы с родителями в направлении духовно-нравственного воспитания.

Формы работы с родителями

Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье

Родительские собрания на духовно-нравственные темы

Дни открытых дверей

Проведение совместных игровых мероприятий

  • Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ;
  • Визиты домой;
  • Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

Совместное участие вместе с детьми в выставках и конкурсах

Индивидуальные беседы на тему нравственности

Обмен родительским опытом «А как у вас? Учимся вместе»

Создание буклетов, памяток, брошюр на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Привлечение родителей к участию в Интернет-форумах на тему духовно-нравственного воспитания

Интернет-переписка в режиме онлайн

Проведение совместных с детьми праздников

Совместные походы, экскурсии

Работа с Родительским комитетом

Для формирования сотруднических отношений важно представлять дошкольный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если все они положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл, а также в том случае, когда осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов их деятельности.

К сожалению, нельзя воспитать ребенка нравственным, лишь разъясняя, что хорошо, а что плохо: он может знать, что нужно быть добрым, отзывчивым, но остаться равнодушным, безучастным к чужой беде, знать, что лгать недопустимо, но говорить неправду. Как воспитывать детей 3-7 лет, чтобы их помыслы, чувства, поступки были нравственными? Стать мудрым другом и наставником ребёнка, стараться не навязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, - вот условия истинной родительской и воспитательской любви.

Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.


Достаточно долго существовало мнение о том, что ребёнка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой обязанностью. И вплоть до сегодняшнего дня встречаются ситуации, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием детей. Такой подход к оценке деятельности школы и к оценке деятельности семьи в воспитании подрастающего поколения привёл к появлению безответственности у родителей по отношению к собственным детям.

Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитательный процесс, при этом очень часто школа пыталась и пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должна решать семья. При этом, проводя различные беседы, далеко не всегда точно зная причины происходящего в семье ученика, школа может спровоцировать новые проблемы.

По своему психологическому статусу школа и семья - противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты.

У школы несколько иные функции. Она не должна заменять ребёнку семью, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность самореализоваться, проявить свои способности. Именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. Обязанность школы - целенаправленное просвещение семьи по вопросам, связанным с воспитанием детей. Задача школы - сделать семью помощником и другом, как для самого ребёнка, так и для школы. Это возможно лишь в том случае, если школа направит свои усилия не на порицание семейного воспитания, что случается довольно часто, а на разъяснение родителям причин создавшейся проблемной ситуации и на профилактику затруднений.

Проблема целенаправленного, логично выстроенного воспитания учащихся стоит перед школой также остро, как и перед родителями. Однако пути решения этой проблемы в школе существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание, оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает ей.

Перед школой, которая занимается вопросами образования и воспитания учащихся стоит большая цель: она должна вооружить ребёнка знаниями по основам наук, помочь самоопределиться. Таким образом, все воспитательные средства урочной и внеурочной деятельности должны быть направлены на формирование самооценки и процесса самовоспитания. Самовоспитание и формирование самооценки без нравственного воспитания не возможны. Следовательно, нравственное воспитание учащихся должно сопровождать весь процесс обучения, оно должно быть системным и продуманным, в нём нельзя обойтись без участия родителей учеников. С помощью школы родители должны видеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои ошибки, предупреждать их, прогнозировать результаты своего воспитания на будущее. Родители должны понимать, что педагоги стремятся помочь не только ребёнку, но и его семье.

Организуя работу по нравственному воспитанию с семьёй, школа должна уделить самое серьёзное внимание просвещению родителей по формированию в их семьях нравственных законов существования семьи.

  • 1. Каждый ребёнок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.
  • 2. Каждый ребёнок должен жить в атмосфере искренности и доброты.
  • 3. Ребёнок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.
  • 4. Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приёмов наказания ребёнка.
  • 5. Закон понимания ребёнком слов «можно», «надо», «нельзя».
  • 6. Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.
  • 7. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с ней.
  • 8. Закон культивирования в семье положительных привычек
  • 9. Создание условий для общения ребёнка с нравственными людьми.
  • 10. Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.

Колоссальная работа учителя по нравственному воспитанию невозможна без взаимодействия с семьёй ученика. Усилия учителя должны быть направлены на разъяснение нравственных основ воспитания ребёнка, которые являются истоком формирования личности человека, семье. Педагог и родители должны понимать, что без соблюдения нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества.

Огромное значение в работе с родителями школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, смысл которого в создании условий для нормальной жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в рамках школы и семьи. Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям.

1. Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.

Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызвало у них интерес, необходимо не только предлагать актуальные темы для обсуждения, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.

2. Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

Учитель должен в первую очередь знакомить родителей с традициями школы, её историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа. Создание ситуации эффективного взаимодействия семьи и школы невозможно, если педагог не будет знакомить родителей с требованиями, которые школа предъявляет к ученикам. Необходимо привлекать родителей к внеклассной работе, кружковой и творческой работе.

3. Психолого-педагогическая диагностика

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в коллективе учащихся, наладить работу с коллективом родителей. Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребёнка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребёнку.

Диагностика в работе с классом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность учителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.

4. Коррекционная работа

Без коррекционной работы диагностическая работа с семьями учащихся не только не имеет смысла, но и вредит детям и их родителям, приводит к агрессии и конфликтам. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям своевременной психолого-педагогической помощи и поддержке в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка.

Чтобы коррекционная работа была эффективной, нужна активная помощь и поддержка родителей. Это же возможно лишь в том случае, если педагог будет серьёзно и настойчиво готовить родителей к осознанию значимости проблемы.

Перечисленные направления совместной деятельности учителя и семьи будут эффективными тогда, когда педагог будет использовать активные формы взаимодействия с семьями учащихся. В общении с коллективом родителей учитель должен проявить учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей.

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные и групповые формы работы.

К групповым принято относить такие формы взаимодействия, как собрания, конференции, вечера вопросов и ответов и т.п. Такие формы работы уместны для организации психолого-педагогического просвещения родителей, для встреч с администрацией или по вопросам реформирования школы. Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания подобных собраний.

К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Каждый вид индивидуальной работы должен тщательно анализироваться учителем. Результаты такой работы должны фиксироваться, т. к. являются руководством к последующим действиям.

Различные формы работы с родителями учащихся позволяют учителю достигнуть наиболее эффективного взаимодействия с семьями, а также избежать конфликтов и непонимания в дальнейшей работе.

Интерес к воспитанию духовно-нравственной личности не угасал никогда. Но в начале 21 века, когда социально-экономические отношения вышли на первый план, изменилось и отношение к морально-ценностным нормам и поведению человека в обществе.

Самая большая опасность, которая подстерегает в современном мире – деградация человека, как личности.

Совместное родительское собрание с детьми - эффективный воспитательный метод

Особенности нравственного воспитания

В духовно-нравственном воспитании стали проявляться отрицательные черты: компьютеры и необдуманные просмотр телевизора вытолкнули на второй план книги, живое общение заменили виртуальные смс.

Материальная сторона жизни стала доминировать над духовной, поэтому у детей исказилось представление о доброте, милосердие, сострадание и патриотизме.


Что такое духовно-нравственное воспитание - составляющие

Воспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основных китов: общеобразовательное учреждение или детский сад, семья и непосредственно, ребенок. На современном этапе лидирующую позицию занимает взаимодействие воспитатель-родитель. Оно заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями и переживаниями.

Семьи и детский сад – два приоритетных места, где происходит полноценное формирование человека, как личности.


Семья – залог нравственного воспитания

Слабым местом в формировании правильных нравственных представлений, является семья. Многие родителя даже не подозревают, что уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения в ходе подражания, чаще всего родителям. Поэтому главной задачей в нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание детей.


Семейные ценности - основа духовно-нравственного воспитания

К новым, современным традициям можно отнести семейный субботний вечер, совместный поход на каток, в кино. Отличным решением будет выбрать семейный праздник, который будет, значимым именно для данной семьи. Это может быть Новый год, день рожденье или 8 марта.

Совет: необходимо как можно больше уделять времени для общения со своим ребенком. Читать ему книги, смотреть вместе мультфильм, интересоваться его жизнью и увлечениями.


Кадры из добрых мультфильмов

При просмотре мультфильмов, лучше отдавать предпочтение добрым советским мультфильмам, а не современным американским. “Влияние современных мультфильмов на развитие и воспитание детей” – станет отличной темой для следующего родительского собрания или консультации.

Задачи, формы и цели духовно-нравственного воспитания в семье

Задачи, которые должны ставить перед собой родители, просты:

  • научить детей отличать добро и зло, учить творить добро и быть милосердными;
  • формировать чувство уважения, любви к своей Родине;
  • ориентировать на нравственное воспитание дошкольников в семье, путем ознакомления с традиционными устоями семьи.

Формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию в семье:

  • родительские собрания на духовно-нравственную тематику;
  • вечера-дискуссии;
  • открытые показательные выступления педагогов;
  • завлечение родителей для совместной деятельности: проведение выставок, конкурсов, театральных постановок;
  • индивидуальные консультативные встречи со специалистами: психолог, педагог и воспитатель;
  • совместные с детьми экскурсии;
  • активное участие родителей в жизни детского сада или школы (помощь в благоустройстве участка, в мелком ремонте, совместная подготовка праздников)
  • общий с родителя досуг.

При совместном с родителями духовно-патриотическом воспитании необходимо перед собой ставить следующие цели: формирование у детей положительного отношения к людям и окружающему его миру; знакомство с умением проявлять сострадание к людям; учить нести ответственность за свои поступки.


Работа с родителями - совместные занятия

Образовательное учреждение, как средство духовно-нравственного воспитания

Прежде чем начать воспитательную работу с родителями по нравственному воспитанию детей, необходимо провести диагностические мероприятия. Выявить проблемные зоны, темы интересующие родителей больше всего. Чаще родители интересуются сенситивными периодами, кризисными скачками в развитии и готовностью дошкольника к школе.


Формы работы по духовно-нравственному воспитанию

На занятиях по социализации уместным будет познакомить детей с профессиями своих родственников. Формировать у них добросовестное отношение к любому делу.

Отличным праздником, где напрямую будут взаимодействовать дети, и родители станут: спортивно-развлекательный праздник 23 февраля и праздник Мам к 8 марта.


Утренники для младших школьников - один из методов воспитания

Важно: родителям детей старшего дошкольного возраста (6 лет) следует помнить, что уровень развития познавательной и эмоционально-волевой сферы остается все еще на уровне младшего дошкольника, где основной вид деятельности - все еще игра. Постарайтесь доносить серьезные вещи в игровой форме.

Взаимосвязь нравственного и патриотического воспитания

Духовно-нравственное воспитание тесно переплетается с патриотическим воспитанием, ведь любовь к своему дому, городу, Родине влечет уважение и любовь к своей семье. В настоящее время все больше семей стараются привлекать детей к ознакомлению с историей своего края и человечества в целом. Правильным решением станет совместный просмотр фото книг, кинолент, посещение этнических музеев, галерей, тематических празднований. К тематическому гулянию можно отнести празднование Масленицы. Именно оно позволяет наглядно и практически познакомится с традициями и обычаями своего народа.


Патриотическое воспитание - одна из главных составляющих духовно-нравственного развития

Детям свойственно совершать необдуманные, эмоционально окрашенные поступки.

Но на их фоне, все равно, можно просмотреть положительную динамику в нравственном воспитании. Дети уже могут давать оценку своим поступкам и реакциям, научились видеть поступки других людей, отличать хорошие и плохие дела, сформировался навык проявления милосердия, отзывчивости.


Воспитание любви к родине - актуальность опыта

Воспитание духовно-нравственных представлений - дело не одного дня и даже не месяца.

Это повседневная работа родителей и педагогов, направленная на формирование толерантности, уважения к семье и родному краю.



Рассказать друзьям