Инструкция должностные обязанности воспитателя детского сада. Должностная инструкция воспитателя детского сада

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Внимание! В статье приведен документ.

Обязанности воспитателя прописаны в должностной инструкции. Существует типовая форма, в которой приведены стандартные общие положения, должностные обязанности, умения, однако руководитель дошкольного учреждения может вносить в документ небольшие коррективы, как и собственно воспитатель.

Вне зависимости от этих поправок, закон наделяет воспитателя ответственностью за жизнь и здоровье детей. Это значит: если с ребенком что-либо случается (упал, рассек бровь, порвал одежду), за все это спросят с воспитателя. Минимальное наказание — выговор, максимальное — суд и соответствующая административная, либо уголовная ответственность.

Частный случай

Воспитатель несет ответственность с момента передачи малыша родителями и вплоть до того момента, пока его не забрали. При этом возникают спорные ситуации, когда и воспитатели, и родители сомневаются в правомерности требований. Рассмотрим их.

  • Если ребенка оставили у калитки.

Если мама торопится на работу и решает оставить ребенка у калитки — «Дальше сам дойдешь», то весь груз ответственности ложится на плечи родительницы. Подскользнулся, ушел, разделся по пути — это все заботы мамы, отдавшей приоритет работе нежели довести малыша до группы.

Когда ребенок все же появляется в группе, один, воспитатель обязан об этом доложить заведующей в письменном виде. Вечером под этим документом должны поставить подпись родители.

  • Если воспитателю нужно отлучиться из группы.

На время отсутствия воспитателя за детьми приглядит нянечка, однако ответственность за жизнь и здоровье детей несет заведующая.

Воспитатель обязан предупредить о перерыве в работе заведующую. В должностной записки он указывает причины отсутствия и приблизительное время.

  • Если родители не пришли за ребенком на момент закрытия детского сада.

Вот этот пункт вызывает большое недоумение у родителей. Пишет Анна Иванова:

«По долгу своей службы я вынуждена иногда задерживаться на работе. Задержки небольшие 5-10 минут. Воспитатель каждый раз недоволен, что я опаздываю. Неужели так сложно посидеть пару минут?»

А вот другая мама, Юлия Зацепина:

«Я с воспитательницей договорилась. Даю ей немножко денежек. Зато могу спокойно задержаться и на полчаса, и спокойна — что мой ребенок под присмотром. Не надо бежать сломя голову. Все же человеку тоже надо домой, а так небольшое поощрение сглаживает мой поздний приход».

Анна Иванова не права. Воспитателю, может, и не сложно посидеть лишние 5 минут, но делать этого он вовсе не обязан. Закон разрешает отдать ребенка, который отныне считается беспризорным, в детскую комнату милиции, если родитель не пришел за своим чадом.

Порядок доставления ребёнка в милицию, а также уведомления о таком доставлении родителей и порядок выдачи ребёнка родителям регулируется «Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», утвержденной приказом МВД РФ от 26 мая 2000 года N 569, и рядом других внутриведомственных приказов.

Текст документа

Согласовано Утверждаю
Председатель ПК Заведующий
МОУ детского сада N__ МОУ детского сада N __
_______________________ __________________________
«___» ______________200__г. «___» ______________200__г.

Должностная инструкция воспитателя

1. Общие положения

1.1. На должность воспитателя принимаются лица со средним специальным или высшим образованием, имеющие медицинское заключение.
Воспитатель:
1.2. Подчиняется заведующему детским садом.
1.3. Работает непосредственно под руководством старшего воспитателя.
1.4. Принимается на должность и освобождается от должности приказом заведующего.
1.5. Проходит медицинский осмотр 1 раз в полгода.
1.6. В своей работе руководствуется нормативными документами, настоящей должностной инструкцией и Правилами внутреннего трудового распорядка.
1.7. Продолжительность рабочей недели — 36 часов, работает по графику, согласованному с профсоюзным комитетом и утвержденному заведующей.
1.8. Продолжительность ежегодного очередного отпуска — 42 календарных дня.
1.9. Соблюдает трудовую дисциплину.

2. Должностные обязанности

2.1. Осуществляет тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях учреждения и на детских прогулочных площадках.
2.2. Следит за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка в группе, совместно с медперсоналом учреждения регулярно проводит комплексные мероприятия, способствующие укреплению здоровья, психофизическому развитию детей, осуществляет гигиенический уход за детьми раннего возраста. Особое внимание уделяет детям, пришедшим в детский сад после болезни.
2.3. Планирует и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой в тесном контакте с другими воспитателями и специалистами учреждения. Тщательно готовится к проведению занятий.
2.4. Изучает индивидуальные способности, склонности и интересы детей. Умело использует результаты изучения в своей педагогической деятельности с целью развития каждого ребенка. На основании изучения индивидуальных особенностей детей, рекомендаций психолога проводит коррекционно-развивающую работу со своими воспитанниками.
2.5. Обеспечивает строгое выполнение установленного режима дня и сетки занятий.
2.6. Осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации, помогает им; в группах раннего возраста ведет дневник наблюдений.
2.7. Регулярно информирует руководителя учреждения и старшую медсестру об изменениях в состоянии здоровья детей. Сообщает старшей медсестре об отсутствующих детях, выясняет причину их отсутствия, ведет табель учета посещаемости.
2.8. Ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Активно работает с родительским комитетом и отдельными родителями, обеспечивая создание необходимых условий в помещениях группы и на участке для успешной реализации воспитательно-образовательной программы.
2.9. С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
2.10. Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей.
2.11. Заменяет заболевшего воспитателя-сменщика в течение болезни.
2.12. Проходит медицинский осмотр строго по графику.
2.13. Выполняет требование руководителя, старшей медсестры, старшего воспитателя, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.
2.14. Своевременно и четко ведет документацию воспитателя.
2.15. Систематически повышает профессиональную квалификацию и педагогический уровень на курсах, семинарах, открытых просмотрах.
2.16. На участке совместно с детьми ведет работу по благоустройству согласно программе своей возрастной группы.
2.17. Участвует в педсоветах учреждений, методических объединениях в районе, округе, организует смотры-конкурсы и выставки детских работ к дням открытых дверей, проводит родительские собрания, участвует в праздниках.
2.18. Строго выполняет трудовую дисциплину и правила трудового распорядка.
2.19. Обеспечивает санитарно-гигиенический режим в группе.
2.20. При передаче смены в конце рабочего дня оставляет в группе образцовый порядок.
2.21. Бережно использует имущество учреждения, методическую литературу, пособия.
2.22. Смену воспитатель сдает лично второму воспитателю, детей передает по списку.

3. Воспитатель должен знать

3.1. Конвенцию о правах ребенка.
3.2. Основные государственные законы.
3.3. Устав учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка, Инструкции по охране жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенические нормы.
3.4. Педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену.
3.5. Основы доврачебной медицинской помощи.
3.6. Теорию и методику воспитательной работы.
3.7. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
3.8. Порядок действий в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей.

4. Права

Имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», региональными законами, а также Уставом учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка.

5. Ответственность

5.1. Несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в учреждении.
5.2. Несет ответственность за выполнение всех обязанностей, возложенных настоящей инструкцией.

С должностной инструкцией ознакомлен(а) и согласен(а).

Дата ____________________________ Подпись ________________________

Детского сада записаны в таких документах, как должностная , требования санэпидстанции для дошкольных учреждений, трудовой договор между работодателем и ДОУ. Все остальное, не указанное в этих документах, воспитатель выполнять не обязан.

Должностные обязанности воспитателя детского сада

Ежедневно воспитатель принимает детей в свою группу. Каждое утро он спрашивает родителей о здоровье их ребенка. Также он строго следит за режимом дня и проводит запланированные занятия, постоянно наблюдает за тем, как дети адаптируются в группе, дает малышам советы. К каждому из своих воспитанников специалист старается найти индивидуальный подход. Он внимательно особенности характера того или иного ребенка и выстраивает обучающий процесс на основании выявленных личностных качеств.

Кроме того, в его обязанности входит сообщать старшей медсестре и заведующей детским о здоровье детей.
Также он информирует старшую о том, скольких детей нет в группе и по какой причине, и учитывает общую посещаемость.

Воспитатель относится с заботой и вниманием к любому из своей группы, с педагогическим тактом и выдержкой общается не только с детьми, но и с их родителями. В его обязанности также входит общение с семьями ребенка по вопросам воспитания и развития малыша.

Известно, что в детском саду принято укладывать детей спать. За этим, как правило, следит воспитатель, точно так же, как и за организацией прогулок на свежем воздухе. На прогулке с воспитателем дети должны играть и физически упражняться. Подвижными играми занимаются перед завершением прогулки. На участке старших детей приучают к благоустройству, весной они сажают цветы, а потом поливают их.

Во время передачи смены следует помнить, что в помещении должен быть порядок.
Воспитатель сдает смену лично, а дети передаются строго по списку.

Помимо всего прочего, воспитатель должен планировать педагогическую деятельность, писать отчеты, повышать свою квалификацию. Он выполняет все указания руководства, которые относятся к педагогической деятельности, охране здоровья и жизни детей. Постоянно и вдумчиво ведет документацию. Посещает курсы и семинары, чтобы повысить педагогический уровень и квалификацию.

Что должен знать воспитатель

В обязанности воспитателя также входит знание специальных документов, а именно: конвенции о правах ребенка, устав организации, должностную инструкцию и правила внутреннего трудового распорядка, основные государственные законы, правила оказания доврачебной медицинской помощи, порядок действий в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни детей, методику и теорию воспитательной работы, возрастную физиологию, педагогику, психологию и гигиену и т.д.

Доброго всем дня, уважаемые коллеги, читатели и просто мои дорогие друзья! Ваша Татьяна Сухих решила сегодня рассказать вам, какие обязанности воспитателя она сама, то есть, я, выполняет на своем рабочем месте. Я знаю, что многих родителей, особенно, молодых и особенно – мам и бабушек, волнует вопрос: что воспитатель обязан точно делать для их ребенка, а чего требовать от педагога не стоит.

Эту статью я решила написать, основываясь на собственном опыте, а также, вспоминая случаи из практики моих сотрудников, и изучив тематические блоги родителей. По моим наблюдениям, есть несколько типов родителей: активные, но безобидные, агрессивные, адекватные, равнодушные или слишком тактичные.

Первые всем интересуются, постоянно звонят и расспрашивают о своем ребенке, стараются сделать что-то для группы, часто устанавливают достаточно близкие отношения с воспитателями и администрацией детсада. Они могут быть слишком надоедливыми, но такие родители очень помогают нам, берут на себя разные организационные вопросы и т.п. Они обычно не придираются к воспитателям, не конфликтуют, а стараются всячески их задобрить.

Агрессивные – это головная боль для всего садика. Этих родительниц все знают в лицо, они постоянно пишут жалобы, конфликтуют с педагогами и другими родителями. От этого, конечно, страдают все, в том числе и их же дети, поскольку они чувствуют отторжение со стороны коллектива. Педагог-профессионал не переносит свое отношение к конфликтным родительницам на их детей, но все равно, люди есть люди…
Этот типаж всегда недоволен: то не покормили, то не одели и не причесали нормально, то обидели, то простудили, то нос не вытерли…

Адекватные родители не станут конфликтовать по мелочам. Но они не смолчат, если что-то им не нравится. Такие родители доброжелательно, но твердо объясняют педагогу свою позицию и свою просьбу. Что говорить – этот тип родителей наиболее приятен любому воспитателю. Они знают свои права и не требуют невозможного.

Равнодушные могут быть действительно пофигистами, а могут быть просто слишком интеллигентными, чтобы выражать свое недовольство. Они не в силах заставить себя высказать претензии, даже если происходит что-то действительно безобразное: воспитатель не уследил за ребенком, и он разбил нос, постоянно ходит в мокрых штанишках, на улицу одет небрежно и т.п.


Вообще все претензии можно свести к одному: плохой уход и присмотр за детьми. Думаю, любой из вас, друзья, у кого есть дети, имеет множество «страшных» историй про бестолковых воспитательниц.

Пройдемся по конкретным обязанностям воспитателя в соответствии с ФГОС

Хочу сразу сказать, что про вытирание носов, плетение косичек, правильное одевание и докармливание ничего не сказано в должностной инструкции. Так что, опрятный внешний вид ребенка зависит от личности самого воспитателя. Если ему (ей) все равно, как выглядят дети, или сама воспитательница не отличается аккуратностью, то тут уж ничего не изменить.

Если других недостатков нет – она добра к детям, малыши сыты и веселы, то стоит принять ситуацию и не нервничать. Но когда детки ходят неопрятные, в группе бардак, режимные моменты не выполняются, то тут уж нужно проявлять недовольство.

С другой стороны, когда мамочка сооружает на волосах девочки башни с множеством заколок и резинок, то, извините, для сна все равно это расплетется, а потом никто обратно возводить прически не будет, хвостик или косичка – и хватит.

Обычно я проговариваю с родителями все требования к одежде, прическе, наличию сменки и другие вопросы, чтобы потом не возникало недоразумений.


Итак, кратко о должностных обязанностях:

  • Построение и организация воспитательной и образовательной работы в соответствии с требованиями образовательных программ;
  • Тщательный присмотр за вверенными детьми в помещении и на территории сада строго по требованиям инструкции по охране здоровья и жизни детей;
  • Контроль состояния здоровья малышей, постоянное проведение мероприятий по укреплению физического и психологического здоровья, обеспечение гигиены по СанПин;
  • Всестороннее изучение индивидуальных способностей и особенностей каждого ребенка, на основании наблюдений построение коррекционной и воспитательно-об разовательной работы;
  • Строгое соблюдение режима дня и плана занятий в доу;
  • Целенаправленная и постоянная просветительная работа с родителями;
  • Выполнение предписаний и требований нормативных документов по ФГОС

Это краткое перечисление моих обязанностей, но каждый из перечисленных пунктов содержит огромный перечень режимных и воспитательных моментов. Самое главное – ответственность за здоровье и жизнь малышей, а также четкое выполнение должностной инструкции.

Какой багаж знаний обязан иметь воспитатель для осуществления своей деятельности?

Понятно, что базовые знания по педагогике и образовательной программе в саду дает специальное учебное заведение. Но вот конкретно, что должен знать педагог-дошкольник?


Основные нормативные документы, научные педагогические и психологические дисциплины, правила:

    • Ключевые направления развития современной дошкольной образовательной системы РФ;
    • Нормативные и законодательные акты в рамках своей деятельности (по ФГОС);
    • Международную конвенцию ООН о правах ребенка;
    • Дошкольную педагогику, социопсихологию, возрастную психологию;
    • Основы психологической детской реабилитологии;
    • Психологические и физические особенности детей с ограничениями по здоровью;
    • Методика мониторинга развития дошкольника и другой инструментарий;
    • Законы этики педагога;
    • Методика и практика организации досуга дошкольников в пределах ДОУ;
    • Современные инновационные технологии дошкольной педагогики;
    • Психологические приемы воспитательного воздействия на детей, основы эффективного коммуницирования с родителями воспитанников и коллегами;
    • Методы и приемы диагностики, профилактики и устранения конфликтных ситуаций в детском и взрослом коллективах;
    • Основы социологии, экологии, экономики;
    • Трудовой Кодекс РФ;
    • Правила пожбезопасности и охраны труда;
    • Санитарные нормы в дошкольных учреждениях;
    • Основы работы с текстовым редактором и т.п.

Функции воспитателя нельзя втиснуть в шаблон должностной инструкции, как вы понимаете. Даже перечисленные мной требования можно долго и нудно дополнять и расшифровывать. Работа с детьми – это каждый день экзамен на профпригодность, да и просто – на человечность.


Если говорить терминами, хороший воспитатель должен обладать определенными компетенциями, которые обозначены ФГОС. Что входит в перечень компетенций? Это те качества и знания, которые обеспечивают необходимые условия для развития дошкольников.

Какие компетенции определяют уровень профессионализма воспитателя?

      • Умение организовать эмоционально благополучный климат в группе путем непосредственного общения с каждым воспитанником. Построение взаимодействия с детьми на основе уважительного отношения к чувствам и потребностям каждой личности;
      • Стремление поддержать инициативность и индивидуальность малышей через наблюдение, изучение наклонностей и личностных качеств деток, создание благоприятных условий для развития;
      • Умение построить общение в коллективе детей через создание теплого, равноправного, открытого общения между детьми и педагогами. Учитывать при этом религиозные и социальные особенности семьи каждого ребенка, а также индивидуальные физические и психологические особенности малышей.
      • Обучать дошкольников умению общаться со сверстниками и взрослыми. Организовать благоприятную среду в группе для развития коммуникативных навыков у детей.
      • Распределение посильных трудовых обязанностей между детьми;
      • Построение эффективного взаимодействия с родителями воспитанников так, чтобы сделать их союзниками в деле всестороннего развития детей.

Кроме всего прочего, я, как воспитатель, слежу за соблюдением порядка и чистоты в группе, контролирую работу помощника воспитателя, осуществляю ведение кучи документации, организовываю проведение занятий и праздничных мероприятий, заменяю при необходимости напарницу… Всего сразу и не упомнишь, честно говоря.

Елена Меньшикова
Должностная инструкция воспитателя детского сада

Должностная инструкция воспитателя

Общие положения

1. Воспитатель назначается на должность и освобождается от должности в установленном трудовым законодательством порядке приказом заведующего учреждением.

2. Воспитатель должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

3. Требование к стажу работы отсутствуют.

4. Квалификационные требования к воспитателю , не установленные настоящей должностной инструкцией , устанавливаются согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей , специалистов и служащих, разделу «Квалификационные характеристики должностей работников образования» по должности «Воспитатель (включая старшего) » и профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель , учитель) ».

Связи по должности

5. Воспитатель подчиняется старшему воспитателю .

6. Работает непосредственно под руководством старшего воспитателя .

7. Воспитатель выполняет требования медицинского работника, связанные с охраной жизни и здоровья детей.

9. Координирует деятельность помощника .

10. Работает во взаимодействии с другим воспитателем , работающим в группе :

10.1. согласовывает с ним формы, средства, методы воспитания детей в соответствии с образовательной программой;

10.2. лично сдает ему смену, детей передает по списку;

10.3. при передаче смены оставляет в группе образцовый порядок;

10.4. сообщает сменяющему воспитателю необходимую профессиональную информацию (события, произошедшие в группе в первой половине дня, изменения в состоянии здоровья отдельных детей, просьбы и пожелания родителей (законных представителей) по присмотру и уходу и т. п.);

10.5. замещает второго воспитателя , отсутствующего по болезни и другим причинам, в пределах нормы рабочего времени;

10.6. взаимодействует с другим воспитателем при создании развивающей предметно-пространственной среды.

Должностные обязанности

Обязанности при приеме детей в группу

11. Совместно с медицинским работником проводит ежедневный утренний прием детей.

12. Опрашивает родителей (законных представителей) о состоянии здоровья детей.

13. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) проводит ребенку термометрию.

14. Не принимает в группу ребенка с подозрением на заболевание (отклонениями в состоянии здоровья) :

а) температура выше 37 0С,

б) кашель, насморк (обильные выделения, охриплость голоса,

в) диарея, рвота,

г) сыпь, пятна на коже,

д) красные, опухшие глаза,

е) жалобы на зубную боль, на боли в животе, в ушах,

ж) иные жалобы на плохое самочувствие.

15. В случае отсутствия ребенка более 5 дней (за исключением выходных и нерабочих праздничных дней, а также после перенесенного заболевания запрашивает у родителей (законных представителей) и передает медицинскому работнику справку с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.

16. Помогает детям переодеваться, следит за переодеванием.

17. Следит за просушиванием верхней одежды и обуви детей.

18. Не принимает от родителей (законных представителей) и не допускает оставление в здании или на территории учреждения колясок, санок, велосипедов, лыж.

19. Представляет старшему воспитателю :

а) незамедлительно – о детях с подозрением о совершении в отношении них в семье физического насилия (наличие у ребенка характерных кровоподтеков, ссадин, царапин и т. п., а также о применении методов воспитания , связанных с психическим насилием (ребенок запуган, постоянно и без внешних причин плачет и др.) ;

б) о ненадлежащем исполнении родителями (законными представителями) обязанностей по содержанию детей (ребенок неухожен, неопрятен, приходит в учреждение голодным и т. п.) .

20. Принимает от родителей (законных представителей) телефонные звонки или смс-сообщения о детях, оставшихся дома (в связи с болезнью или по другим причинам) .

21. Сообщает медицинскому работнику об отсутствующих детях, выясняет причины их отсутствия (если о причинах отсутствия не сообщили родители (законные представители) ребенка).

Обязанности по работе с группой в течение дня

22. Соблюдает режим дня в группе, в том числе следит за продолжительностью прогулок , сокращает их нормальную продолжительность при неблагоприятных погодных условиях.

23. Осуществляет выход с детьми за территорию учреждения только на основании приказа заведующего учреждением.

24. Регулирует поведение детей в целях обеспечения их безопасности :

24.1. не допускает нахождение детей без присмотра (обеспечивает постоянное нахождение детей в зоне видимости / в поле зрения воспитателя , младшего воспитателя );

осуществляет постоянный контроль за местонахождением детей;

24.2. предотвращает падения, удары, ушибы, порезы, ожоги, электротравмы детей и т. д. ;

24.3. не допускает переохлаждения и перегрева детей;

24.4. следит за тем, чтобы дети не приносили с собой :

а) игрушки, в том числе куклы, машинки, конструкторы, а также отдельные детали конструкторов и машинок, иных игр и игрушек,

б) еду (в том числе, соки, конфеты,

в) лекарства,

г) парфюмерные и косметические средства,

д) колющие и режущие предметы,

е) мобильные телефоны, планшеты, электронные игры и другие электронные устройства,

ж) зонты, солнцезащитные очки,

з) огнеопасные и взрывоопасные вещества;

24.5. следит за тем, чтобы оконные и балконные проемы в группе находились в закрытом состоянии (когда помещение не проветривается) ;

24.6. держит закрытыми входные двери в группу, а также внутренние двери;

24.7. запирает на ключ двери шкафов и кладовых, имеющихся в группе;

24.8. не допускает драк, столкновений, конфликтов между детьми;

24.9. уделяет особое внимание детям с расстройством аутистического спектра, а также детям с агрессивным поведением.

25. Организует питание детей :

25.1. следит за соблюдением режима питания в группе;

25.2. руководит подготовкой детей к приему пищи;

25.3. контролирует поведение детей во время питания;

25.4. использует приемы работы с плохо питающимися или отказывающиеся принимать пищу детьми.

26. Организует дневной сон детей :

26.1. регулирует поведение детей перед сном с целью снижения интенсивности подвижных эмоциональных игр;

26.2. укладывает детей :

а) помогает детям раздеться,

б) помогает детям надеть пижамы (по просьбе родителей (законных представителей) детей, по рекомендации медицинского работника, в других случаях,

в) укладывает первыми детей с трудным засыпанием и чутким сном;

г) задвигает шторы, выключает освещение,

д) помогает детям заснуть (читает книгу, рассказывает сказку, включает спокойную музыку и т. п.) ;

26.3. непрерывно присутствует в спальне во время сна детей или обеспечивает присутствие помощника воспитателя / младшего воспитателя ;

26.4. в теплый период во время сна детей держит окна открытыми, не допуская сквозняка;

26.5. проводит постепенный подъем детей.

27. Обеспечивает соблюдение детьми личной гигиены.

28. Обеспечивает временную изоляцию заболевших в течение дня детей :

28.1. вовремя выявляет детей с подозрением на заболевание;

28.2. передает детей с подозрением на заболевание медицинскому работнику;

28.3. при необходимости (при госпитализации ребенка в медицинскую организацию и в других случаях) оперативно информирует родителей (законных представителей) о болезни ребенка.

29. Контролирует температуру и влажность воздуха в помещениях, предназначенных для пребывания детей.

30. Следит за соблюдением режима проветривания и влажной уборки спальни и иных помещений, предназначенных для пребывания детей.

31. Не допускает сквозного проветривания в присутствии детей.

32. Следит за обеспечением инсоляции помещений (включает источники дополнительного искусственного освещения, раздвигает шторы после сна детей и т. д.).

33. Проверяет состояние постелей, контролирует своевременное обновление постельного белья.

34. Контролирует маркировку постельного белья младшим .

Совместно с младшим воспитателем / помощником воспитателя маркирует постельное белье.

35. В группах для детей младенческого и раннего возраста в середине дня моет игрушки (в специально выделенных, промаркированных емкостях, за исключением игрушек, не подлежащих влажной обработке.

36. Поддерживает порядок на прогулочном участке (оставляет его в порядке после прогулки детей) .

Обязанности в завершении дня

37. В конце дня передает детей их родителям (законным представителям, иным лицам, указанным в договоре об образовании.

38. Не допускает передачи детей сторонним лицам, а также родителям (законным представителям) с признаками алкогольного, наркотического или токсического опьянения :

38.1. информирует о данном факте заведующего учреждением или заместителя заведующего по безопасности (при отсутствии заведующего или его заместителя – звонит им) ;

38.2. принимает меры по передаче ребенка другим родственникам;

38.3. при невозможности передать ребенка родителям (законным представителям) –передает ребенка в подразделение по делам несовершеннолетних.

39. Совместно с медицинским работником информирует родителей (законных представителей) заболевших в течение дня детей о признаках заболевания и об оказанной первой помощи (если такая помощь оказывалась) .

40. Кратко сообщает родителям (законным представителям) детей необходимую информацию (о поведении ребенка в группе, о занятиях в течение дня, об особенностях развития, о том, насколько хорошо или плохо ест, спит ребенок в учреждении и т. п.).

41. Информирует заведующего учреждением (заместителя заведующего, старшего воспитателя ) о детях, которых в установленное время не забрали родители (законные представители) .

42. Готовит помещения группы к следующему дню :

42.1. моет игрушки (в специально выделенных, промаркированных емкостях, за исключением игрушек, не подлежащих влажной обработке;

42.2. стирает по мере загрязнения кукольную одежду с использованием детского мыла и проглаживает ее;

42.3. моет новые (приобретенные) игрушки (за исключением мягконабивных) перед их поступлением проточной водой с мылом или иным моющим средством и затем высушивает на воздухе;

42.4. обрабатывает согласно инструкции изготовителя пенолатексные ворсованые игрушки и мягконабивные игрушки;

42.5. расставляет детские столы , стулья и т. п. ;

42.6. убирает на место игрушки, иные средства обучения и воспитания ;

42.7. закрывает шкафы, полки, ящики и т. п. (по возможности – на ключ) ;

42.8. выключает из сети музыкальный центр, компьютер, мультимедийное оборудование;

42.9. проверяет, закрыты ли водопроводные краны (вентили) в группе;

42.10. закрывает окна, балконные двери (иные двери, ведущие на улицу, зашторивает, опускает (задвигает) жалюзи;

42.11. выключает источники освещения, электроустановки и бытовые электроприборы.

Воспитательная работа

в области социально-коммуникативного развития :

43. Обсуждает с детьми различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на этические нормы и правила поведения.

44. Стимулирует детей выражать свои переживания, чувства, взгляды, убеждения.

45. Учит договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

46. Обучает детей правилам безопасного поведения.

47. Организует просмотр мультфильмов с ценностно-смысловой нагрузкой.

48. Организует взаимодействие детей в группах, парах.

49. Организует совместное рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций.

50. Организует элементарный бытовой труд в помещении и на улице (участке учреждения) .

51. Формирует навыки самообслуживания (навыки приема пищи, одевания, личной гиены, поддержания порядка) .

52. Организует различного вида игры, в том числе сюжетно-ролевые игры («Магазин» , «Автобус» , «Парикмахерская» , «Поликлиника» , «Пожар» , «Театр» , «Библиотека» , «Школа» и др.).

53. Включает детей в планирование совместной работы.

54. Стимулирует общение воспитанников между собой и со взрослыми.

55. Организует совместную деятельность детей и взрослых при проведении досуговых мероприятий.

56. Способствует созданию благоприятной микросреды и оптимального психологического климата для каждого ребенка.

57. Поддерживает бодрое, жизнерадостное настроение детей в учреждении.

58. Осуществляет ежедневное наблюдение за эмоциональным состоянием детей.

59. Изучает и оценивает эмоциональное самочувствие детей по конкретным показателям (отношение ребенка к себе, сверстникам, взрослым, уровень тревожности, общий эмоциональный тонус и др.).

в области познавательного развития :

60. Обеспечивает формирование готовности детей к школьному обучению.

61. Организует познавательно-исследовательскую деятельность детей на доступных предметах ближайшего окружения.

62. Проводит дидактические игры с математическим содержанием.

63. Использует образовательный (обучающий) потенциал режимных моментов.

64. Применяет индивидуальный подход и индивидуальные формы работы с детьми, испытывающими затруднения в освоении образовательной программы дошкольного образования.

в области речевого развития :

65. Организует речевое общение в разных видах деятельности (в игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной и других видах деятельности).

66. Проводит специальные занятия с детьми по обучению родной речи и языку.

67. Знакомит с буквами, обучает чтению, письму печатными буквами.

в области художественно-эстетического развития :

68. Организует занятия детей рисованием, лепкой, аппликацией.

69. Читает детям сказки, рассказы, стихотворения.

70. Организует прослушивание детьми фрагментов музыкальных произведений.

71. Демонстрирует звучание детских музыкальных инструментов .

72. Предлагает детям задания по элементарному музицированию на игрушечных музыкальных инструментах , а также на свистульках, трещотках, дудочках, деревянных ложках.

73. Проводит музыкальные игры.

74. Организует дидактические игры и упражнения с художественным содержанием.

75. Знакомит детей с произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства (на прогулках и экскурсиях, при посещении музея, в свободной художественной деятельности, при рассмотрении иллюстраций, репродукций).

76. Организует выставки детского творчества (тематические, видовые, жанровые) .

77. Формирует и ведет детские портфолио .

в области физического развития :

78. Организует различные формы двигательной активности детей : утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.

79. При организации двигательной деятельности детей обеспечивает использование оборудования и инвентаря физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.

80. Проводит специальные занятия по физическому развитию детей (при отсутствии инструктора по физической культуре) .

81. Для организации занятий по физическому развитию детей на открытом воздухе проверяет отсутствие у детей медицинских противопоказаний и наличие у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

82. Проводит мероприятия по закаливанию детей с использованием основных природных факторов (солнце, воздух, вода) .

83. Организует спортивные упражнения и игры.

84. Следит за осанкой детей, проводит упражнения по формированию и коррекции осанки.

85. Планирует и проводит праздники здоровья, дни здоровья, туристско-краеведческие походы детей и родителей, спортивные мероприятия и др.

Методическая, подготовительная работа

86. Участвует в разработке, обновлении :

а) образовательной программы (программ) дошкольного образования, в том числе парциальных программ,

б) программы развития учреждения,

в) годового, квартального плана (планов) работы учреждения,

г) планов воспитательных , физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с воспитанниками .

87. Осуществляет выбор педагогически обоснованных форм, средств, методов воспитания и развития в соответствии с возрастными особенностями детей.

88. Осуществляет ежегодную постановку целей воспитания и развития .

89. В течение года вносит коррективы в цели воспитательной деятельности (совместно с педагогом-психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

90. Участвует в работе :

а) педагогического совета,

б) методических объединений,

в) психолого-медико-педагогического консилиума.

91. Осуществляет трансляцию педагогического опыта.

92. Организует предметно-пространственную среду, заполняя ее необходимыми оборудованием, предметами и материалами – музыкальными инструментами , репродукциями картин, бумагой, мелками, карандашами, красками и т. п.

93. Участвует в создании пространства для игры, конструирования, познавательно-исследовательской, изобразительной и музыкальной деятельности ребенка, а также для его двигательной активности.

94. Участвует в работе по обновлению игрового развивающего материала, приобретению развивающих игровых наборов и конструкторов, игровых комплексов для развития крупной и мелкой моторики, для познавательного, речевого и других направлений развития детей.

95. Вносит предложения по приобретению дидактического материала и оборудования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

96. Участвует в проведении самообследования, в обеспечении функционирования внутренней системы оценки качества образования.

Диагностическая работа

97. Осуществляет выбор методов и инструментов оценивания .

98. Применяет различные шкалы индивидуального развития детей.

99. Проводит педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста.

100. Изучает личностные особенности детей, их склонности, интересы, проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием , в том числе с помощью электронных форм.

101. На основе данных педагогической диагностики проводит оценку эффективности своих педагогических действий и осуществляет их дальнейшее планирование.

102. Использует результаты наблюдения и диагностики для оптимизации работы с группой детей.

103. Осуществляет диагностику результативности работы с детьми, воспитывающимися в сложных социальных условиях и (или) испытывающими затруднения в развитии.

104. Проводит диагностику социальных и педагогических причин затруднений в развитии.

Работа с родителями (законными представителями)

105. Беседует с родителями (законными представителями) о состоянии здоровья, сна, аппетита, эмоциональном самочувствии, одежде детей в группе.

106. Консультирует родителей (законных представителей) по конкретным проблемам, вопросам, связанным с воспитанием и развитием детей .

107. Осуществляет просвещение родителей (законных представителей) в вопросах кризисов детского возраста , психических новообразований в дошкольном возрасте, физического развития ребенка, его формирования готовности к школе и другим вопросам детской психологии и педагогики.

108. Проводит родительские собрания в группе или участвует в организации и проведении общих собраний родителей.

109. Изучает мнение родителей (законных представителей) о качестве образования, в том числе о качестве условий осуществления образовательной деятельности в учреждении (на основе бесед, опросов и т. д.) .

110. Стимулирует участие родителей (законных представителей) в оформлении и наполнении игровым и другим развивающим материалом внутренних помещений (групповых) и внешней территории учреждения.

111. Изучает запросы родителей (законных представителей) в дополнительном образовании : проводит анкетирование не менее 2-х раз в год, регулярно проводит беседы с родителями (законными представителями) .

112. Информирует родителей (законных представителей) о возможностях получения детьми дополнительного образования в учреждении и по месту жительства в других учреждениях с учетом склонностей и интересов детей.

Организационная работа

113. Выдает квитанции родителям (законным представителям) о родительской плате, контролирует оплату.

114. Собирает заявления родителей (законных представителей) о даче согласия (на обработку персональных данных, на участие ребенка в психологической диагностике, на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе, на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, на поездку ребенка, на участие в городских, районных, областных конкурсах и т. п.).

115. Участвует в исполнении предписаний органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере образования, в части своей компетенции.

116. Участвует в работе выборных органов учреждения (при избрании в них) .

117. Выполняет правила :

а) по охране труда,

б) пожарной безопасности,

в) антитеррористической безопасности.

118. Проходит :

а) предварительный (при поступлении на работу) и периодические (один раз в год) медицинские осмотры,

б) обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года,

в) профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию – не реже одного раза в два года,

г) инструктаж по противопожарной безопасности – два раза в год,

д) инструктаж по антитеррористической безопасности – один раз в год,

е) обучение навыкам оказания первой помощи – по графику.

Иная работа

119. Ухаживает за комнатными растениями.

120. Предоставляет фото-, видеоотчеты, иные материалы о проведенных мероприятиях для размещения на сайте учреждения или на странице учреждения в социальной сети.

121. Оформляет групповые уголки.

Ведение документации

122. Ведет следующую документацию :

а) табель учета посещаемости детей,

б) тетрадь приема детей,

в) карты развития детей,

123. Составляет и представляет старшему воспитателю для контроля :

б) письменный отчет о деятельности – не позднее 7 рабочих дней по окончании каждого полугодия,

в) документы по оперативному планированию,

Повышение профессионального уровня

124. Получает дополнительное профессиональное образование по направлению работодателя не реже чем один раз в три года.

125. Изучает передовой педагогический опыт (в том числе посещает занятия других воспитателей , адаптирует его и применяет в своей работе.

Обязанности по соблюдению личной гигиены

126. Приходя на работу, а также после прогулки с детьми :

а) оставляет верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в шкафу или в гардеробной,

б) переодевается (уличная одежда снимается,

в) обувает сменную обувь (не допускаются шлепанцы, сланцы и т. п. ,

г) моет руки с мылом.

127. Одевает спецодежду (халат светлого тона) в следующих случаях :

а) во время карантина,

128. Использует спецодежду по назначению, хранит ее отдельно.

129. Соблюдает требования по приему пищи в течение рабочего времени : питается одновременно вместе с воспитанниками (прием пищи в других местах на работе не допускается) .

130. Пользуется только туалетом для персонала, после выхода из туалета тщательно моет руки с мылом.

131. Коротко стрижет ногти.

132. Собирает длинные волосы в аккуратную прическу.

Требования к внешнему виду

133. В учреждении носит платья, кофту или блузу, юбку или брюки классического (традиционного) или делового стиля.

134. Соблюдает умеренность в использовании косметики, ношении ювелирных изделий, бижутерии и других аксессуаров.

135. При использовании парфюмерии выбирает парфюмерную продукцию без сильного запаха.

Ответственность

136. Воспитатель несет ответственность :

за жизнь, здоровье и безопасность воспитанников в период пребывания ребенка в группе;

за неисполнение и ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей по его вине;

за соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики;

за разглашение персональных данных, в том числе диагнозов воспитанников ;

за несвоевременное оказание или неоказание первой помощи;

за непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

за соблюдение требований к приему подарков, установленных законодательством Российской Федерации;

за причинение материального ущерба учреждению.

С должностной инструкцией ознакомлен (а,

инструкцию получил (а)

«___» ___20___г. ___ (___)

Человек, которому мы доверяем своего ребенка, пока заняты работой, - это воспитатель детского сада. Именно к нему можно предъявлять самые высокие требования, касающиеся как уровня образования, так и чисто человеческих качеств, ведь он должен совмещать в себе чуткость, понимание и строгость. Хороший воспитатель сегодня на вес золота, ведь это очень сложная профессия, которая требует от человека сильного духа, стойкости, умения быстро ориентироваться в самых сложных ситуациях, при этом беззаветно любя всех детей мира.

Для того чтобы четко понимать, кто же он такой - идеальный воспитатель, стоит сначала разобраться, что же это за профессия.

Кто такие воспитатели?

Воспитатели - это которые воздействуют на умственное и физическое развитие детей 3-7 лет. Воспитатель обязан внимательно присматривать за всеми доверенными ему детьми в тот период, пока они находятся в ДОУ. Кроме того, в это период он должен заниматься их дошкольным обучением, своевременно накормить и положить деток спать, организовать интересные для детей мероприятия. Если воспитатель замечает какие-то проблемы у одного из детей, он в обязательном порядке должен сообщить об этом его родителям и предоставить рекомендации, которые должны помочь решить проблему.

Для упрощения работы за каждым воспитателем должна быть закреплена небольшая группа детей приблизительно одного возраста. И пока дети находятся в ДОУ, вся ответственность за их жизнь, самочувствие и здоровье возложена именно на воспитателя.

Детальнее об их обязанностях

Должностная инструкция воспитателя должна иметь перечень его обязанностей - об этом знают и руководящее звено, и родители, поэтому, если возникает вопрос, касающийся обязанностей воспитателя, достаточно внимательно изучить именно этот документ, чтобы все противоречия были разрешены.

В обязанности воспитателя в обязательном порядке входят:

  • Контроль за посещаемостью. Воспитатель обязан принять ребенка у родителей, а в конце дня отдать прямо в руки.
  • Проведение специализированных занятий для развития детей (улучшения моторики, логики и т.п.). Помимо того, что дети в детском саду развлекаются и отдыхают, хороший воспитатель обязательно должен проводить интересные для детей занятия, на которых детки будут развиваться.
  • Организация игр, мероприятий, праздников. Для того чтобы детям было интересно, воспитатель должен знать множество игр, которые прекрасно подойдут для развития детей. Также на его плечи возложена обязанность организации разных праздников и прочих мероприятий, на которых детки будут учиться проявлять себя, не бояться публики.
  • Контроль над посещением детьми врачей и получением необходимых прививок. Именно воспитатель отвечает за то, чтобы детки оставались здоровыми, и он имеет право настоять на том, чтобы ребенок посетил с родителями того или иного врача.
  • Должностная инструкция воспитателя детсада также подтверждает, что воспитатель обязан помогать детям переодеваться, причесываться, сходить в туалет. Конечно, дети должны привыкать к самостоятельности, но воспитатель обязан присмотреть за ребенком, помочь ему и ни в коем случае не позволять выглядеть неаккуратно или быть грязным.
  • Воспитатель обязан проконсультировать родителей по тому или иному вопросу, который может возникнуть в процессе воспитания их ребенка.

Где может работать воспитатель?

На должность воспитателя могут искать человека как государственные, так и частные, а также центры детского развития. Для каждого такого сотрудника должна быть разработана должностная инструкция воспитателя ДОУ. введенный в действие с начала 2014 года, должен перекликаться с должностными инструкциями воспитателей, так как именно он позволяет стандартизировать процесс дошкольного обучения, чтобы дети имели равные стартовые навыки перед началом школьного образования.

О профессиональных навыках

Понятно, что тот человек, который желает стать хорошим воспитателем, должен не только уметь помогать деткам или организовать праздник для них. Нужно быть способным находить общий язык с абсолютно разными детьми, постараться заметить проблемы и достижения каждого малыша, даже если в группе их больше двух десятков.

Должностная инструкция воспитателя гласит, что необходимо владеть такими навыками:


Как стать хорошим воспитателем?

Хороший воспитатель должен видеть в себе не человека, работающего по профессии, а человека, работающего по призванию. Но несмотря на это, даже должностная инструкция ночного воспитателя подразумевает наличие соответственного образования, так что если вы чувствуете, что желаете работать с детьми, стоит сначала получить диплом, который позволит заниматься любимым делом.

Как получить должность воспитателя в саду?

Многие воспитатели, которые работают в государственных детских садиках, мечтают о более высокооплачиваемой работе. Более высокую оплату труда предлагают в частных учреждениях, но и требования там немного другие. Конечно же, никак не обойтись без опыта работы, оконченного образования. При первых попытках получить подобную должность вам могут предложить должность помощника воспитателя. Должностная инструкция пом. воспитателя подразумевает выполнения почти тех же обязанностей, что и у воспитателя, но оплата будет ниже. Для начала это неплохой вариант, ведь очень скоро можно рассчитывать на повышение.

Что не обязан делать воспитатель?

Должностная инструкция четко очеркивает обязанности, но иногда возникают некоторые ситуации, в которых интересы родителей и воспитателя пересекаются, и возникает Так, родители могут пожаловаться руководству детского сада, хотя сами не понимают границы своих прав и обязанностей. Например, если родители задерживаются, а рабочий день уже закончился, кто в ответе за ребенка: мама или воспитатель? Должностная инструкция не подразумевает ожидания воспитателем непунктуальных родителей, так что не стоит забирать его свободное время после работы.

Мама обязана передать своего ребенка прямо в руки воспитателю. Если родитель оставил дитя у калитки, а малыш упал или поскользнулся, виновата мама, а не воспитатель. Должностная инструкция гласит, что родители обязаны передать ребенка с рук на руки. Если ребенок пришел сам, должен быть составлен подтверждающий документ с подписями воспитателя, а после - и одного из родителей.

Если воспитатель отказывается от требований руководства

Иногда возникают ситуации, в который воспитатель просто отказывается выполнять задание руководства, например, если от него требуют делать ремонт в детском саду за свой счёт. В таком случае нужно ссылаться только на свою должностную инструкцию. Если подобный пункт в ней не прописан, вы имеете полное право отказаться от выполнения подобный поручений.

О чем должен помнить воспитатель?

Должностная инструкция - это не единственный документ, который регулирует деятельность воспитателя. Еще есть требования, закрепленные на государственном уровне (например, санитарно-эпидемиологические). Воспитатель должен знать четко как свои права, так и обязанности, помнить о том, что ему доверяют самое дорогое - детей, поэтому несерьезным и безответственным людям в такой профессии не место.

Еще пара слов о профессии

Хороший воспитатель обязан любить детей, как своих, так и чужих, показывать деткам своим личным примером, каким должен быть взрослый человек. Нужно уметь в маленьком ребенке разглядеть личность со своими требованиями, мнением и желаниями. Ни в коем случае не допускается разное отношение к деткам из одной группы: перед воспитателем все равны, он все любит, во всех верит.

Если вы желаете работать воспитателем, сделайте все, чтобы стать только самым лучшим специалистом, который вызывает восторг и желание равняться на него. Станьте тем супергероем, которым восхищаются маленькие детки, который всегда защитит и поддержит.



Рассказать друзьям