Как метод внушения может помочь при воспитании ребенка.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Добрый день, дорогие родители. Сегодня мы поговорим с Вами о тревожных детях, причинах тревожности и страхов у детей , а также что делать родителям, чтобы помочь ребенку обрести внутренний покой и уверенность в себе.

Рассказывает Наталья БОГАЧКОВА, педагог-психолог 1-й категории.

Благодарность за предоставленные материалы журналу «Предупреждение Плюс Украина».

В чем разница между такими близкими, казалось бы, понятиями, как страх, тревога и тревожность?

Страх — это реакция на конкретную угрозу, когда опасности подвергается жизнь человека, его физическая целостность.

Тревога же возникает из-за угрозы преимущественно воображаемого характера — это смутное, неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся ожиданием неблагоприятного развития событий, наличием дурных предчувствий, напряжения и беспокойства. Мы тревожимся, когда под угрозой оказываются наши социальные ценности: положение в обществе, представления о себе. Такое случается, когда мы попадаем в непривычные для себя обстоятельства или готовимся сделать что-то необычное. Мы боимся, что будем выглядеть нелепо в глазах других людей, что нас осудят или унизят. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Существуют и поведенческие признаки этого состояния, которые легко увидеть. Их легко обнаружить и у детей, и у взрослых: в волнении мы барабаним пальцами по столу, крутим в руках разные предметы, грызем ногти, теребим волосы.

Тревогу и страх нельзя воспринимать как однозначно негативное состояние. Иногда именно благодаря им происходит мобилизация наших возможностей. В страхе, убегая от опасности, человек мчится значительно быстрее, чем в обычном состоянии. Тревога накануне экзамена — это нормальное явление, так как она побуждает нас сосредоточиться, повторить материал. Итак, запомним, что тревога — это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Но бывают ситуации, когда она возникает без каких-либо предпосылок, то есть неадекватно и неестественно, постепенно проявляясь и не только в стрессовых ситуациях, а порой и без видимых причин. Когда нечастые, возникающие время от времени проявления тревоги перерастают в устойчивое состояние, можно говорить о тревожности.

Тревожность — это склонность человека к переживанию состояния тревоги. Тревожный человек испытывает беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому вовсе не располагают.

Тревожные дети отличаются большим количеством страхов, причем страхи могут возникать и тогда, когда ребенку ничего не грозит. Эмоцию страха переживают люди всех возрастов, и для каждого возраста можно выделить «свои» страхи, которые появляются постепенно как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. Двухлетние дети чаще всего боятся посещения врача и разлуки с мамой. К трем годам число конкретных страхов снижается, а на смену им приходят страхи символические: боязнь темноты, одиночества. В 6-7 лет ведущим становится страх своей смерти, в 7-8 — страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится не соответствовать требованиям и нормам, принятым в социуме. При благоприятных условиях развития страхи исчезают, дети как бы «Перерастают » их. Но иногда страхи накапливаются и создают у ребенка адаптационные и невротические проблемы.

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Александр Иванович Захаров в своей работе «Психотерапия неврозов у детей и подростков» предложил возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и годам). В норме из 29 страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских современных детей эта норма доходит до 15 страхов. Тест А И. Захарова «Страхи в домиках» прост в приме нении, но при его использовании могут возникнуть сложности. Например, когда дети на вопрос: «Ты боишься или не боишься … ?» — постоянно отвечают: «Я ничего не боюсь!» В этом случае стоит обратить внимание на внешние реакции ребенка во время ответов и проанализировать его поведение в повседневных жизненных ситуациях. Это поможет обнаружить «спрятанные» страхи. В идеале их должно быть не более пятнадцати. Если· число страхов превышает норму, мы можем говорить о повышенном уровне тревожности в характере ребенка .

Страхи детей:

1) когда остаешься дома один;

2) нападения бандитов;

3) заболеть, заразиться;

4) умереть;

5) того, что умрут твои родители;

6) каких-то людей;

7) маму или папу;

8) того, что они тебя накажут;

9) страхи сказочных персонажей: Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, чудовищ (у школьников добавляются страхи невидимок, скелетов, зомби и т.п.;

10) опоздать в детский сад (школу);

11) перед тем, как заснуть;

12) страшных снов;

13) темноты;

14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15) машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17) когда очень высоко (страх высоты);

18) когда очень глубоко (страх глубины);

19) в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

22) пожара;

24) больших улиц, площадей;

25) врачей (кроме зубных);

26) крови (когда идет кровь);

27) уколов;

28) боли (когда больно);

29) неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых, ему передается их чрезмерное беспокойство. В семьях, где отношения доброжелательные, дети менее тревожны, чем в семьях, в которых часто возникают конфликты. Мы, взрослые, должны помнить, что тревогу у ребенка могут вызывать любые резкие перемены в его жизни: переезд на новую квартиру, изменение состава семьи, переход на новый режим дня, смена учителей и т.д. И если родители не в состоянии помочь ребенку сами, нужно обратиться за помощью к специалистам. С возрастом проблема сама не уйдет, а только запрячется глубже, и «вытаскивать» ее потом будет куда тяжелее!

ПОМОЩЬ ТРЕВОЖНОМУ РЕБЕНКУ

В дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, с 9 до 11 лет тревожность у тех и других примерно одинакова, а начиная с 12-летнего возраста, тревожнее девочки. При этом причины, вызывающие тревогу мальчиков и девочек, различны. Девочки, совершив «некрасивый» поступок, волнуются, что подружки больше не будут с ними дружить, а родители или учитель плохо о них подумают. Мальчиков же страшит угроза наказания взрослыми либо они опасаются, что их побьют сверстники.

Отдельная тема — школьная тревожность. Многие специалисты считают, что она начинает формироваться еще в дошкольном возрасте по целому ряду причин. Родители, заранее озабоченные выбором «хорошей» школы, зачастую обсуждают эту тему в присутствии детей, не задумываясь о том, что тревога взрослых передается маленьким слушателям. Также нередко мы сравниваем способности своего ребенка со способностями сверстников, причем не всегда в его пользу. Детям транслируются ожидания родителей, и у ребенка может возникнуть страх не оправдать эти ожидания. Или, придя на занятия по подготовке к школе, малыш, который в семье объявлен «самым лучшим ребенком в мире», обнаруживает вокруг себя более успешных конкурентов за это звание.

Став первоклассником, вчерашний дошкольник сталкивается с новыми для себя требованиями. Игровая деятельность заметно сокращается, меняется привычный распорядок дня, возрастает учебная нагрузка. Стиль педагогического общения учителя отличается от привычных требований воспитателя в детском саду. Да еще нужно найти свое место в детском коллективе! В новой ситуации тревожность ребенка может усилиться, и тогда он начинает чувствовать себя беспомощным, боится играть в новые игры, приступать к новым заданиям. Нередко у тревожных детей бывает занижена самооценка, что выражается в болезненном восприятии критики, обвинении себя в неудачах, поэтому мы, взрослые, должны их почаще подбадривать.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: головные боли, головокружения, боли в животе и др. Мы не всегда осознаем, насколько наше поведение может влиять на характер ребенка. Безусловно, ни один родитель не желает, чтобы его малыш стал тревожным и закомплексованным. Но непреднамеренные действия взрослых способствуют развитию этих качеств у детей.

Руководствуясь стремлением защитить ребенка от проблем, непредвиденных обстоятельств, некоторые родители 6epyr решение всех вопросов на себя. И ребенок растет, не зная тревог и забот. А повзрослев, продолжает надеяться на помощь, не научившись защищаться и не пасовать перед трудностями.

Другая крайность — это предъявление ребенку завышенных требований, выполнить которые он не в состоянии. Страх, что он не соответствует ожиданиям окружающих, заставляет его чувствовать себя неудачником. Со временем он все чаще отказывается от активных действий даже в знакомых ситуациях, опасаясь сделать что-то неправильно. Так формируется личность тревожного человека, который старается избегать любых проблем.

Чтобы помочь своим детям обрести уверенность в себе и повысить самооценку , родителям тревожных детей можно порекомендовать придерживаться следующих правил:

  • Избегайте заданий, которые выполняются за определенное фиксированное время.
  • Не предъявляйте завышенных требований.
  • Не сравнивайте ребенка с окружающими. Когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Можно сравнить достижения ребенка с его же результатами недельной давности;
  • Хвалите ребенка в присутствии других детей и взрослых и обязательно сообщайте, за что именно ею похвалили. Всегда можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка!
  • Для снятия мышечного напряжения чаще используйте тактильный контакт: обнимите, приласкайте ребенка.
  • Как можно чаще называйте его по имени.
  • Не допускайте семейных разногласий в вопросах воспитания.
  • Будьте последовательны, поощряя и наказывая его. Если реакция мамы на полученную двойку будет существенно отличаться от «ничего страшного, завтра исправишь » до лишения на месяц прогулок, это приведет ребенка к стрессу.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  • Откажитесь от слов, которые унижают достоинство ребенка, даже если вы очень раздосадованы и сердиты.
  • Старайтесь делать как можно меньше замечаний. Попробуйте в течение одного дня записать все замечания, которые вы сделали своему ребенку, а вечером перечитайте список. Наверняка окажется, что большую их часть можно было не делать: они либо не принесли пользы, либо даже ухудшили взаимоотношения с сыном или дочерью.

Родители тревожного ребенка должны постоянно говорить ему о своей любви независимо от успехов. Возможно, вы за своими большими ожиданиями просто не видите его маленьких успешных шагов? Вспомните, что не бывает совсем неспособных детей. Когда ребенок будет ощущать вашу любовь и веру в него, тогда проявятся его таланты и способности.

Рассказывала Наталья БОГАЧКОВА, педагог-психолог 1-й категории.

Благодарность за предоставленные материалы журналу «Предупреждение Плюс Украина» (zoj.com.ua). Материалы статьи были опубликованы в №4 (115), 2015 г.

(Visited 4 027 time, 1 visit today)

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

Опубликовано в ,
Помечено

Где он, баланс между повышенной и заниженной самооценкой? Любое стремление оценить себя по баллам на хорошесть даже и во взрослом возрасте затруднительно – мы, как и дети, постоянно меняемся и движемся вперед.

Как действовать, чтобы ребенок не чувствовал себя неполноценным и не зазнавался? Мы попробовали подобрать способы, которые помогут вашему сыну или дочери почувствовать себя счастливее и увереннее, не впадая при этом в манию величия.
Любовь
Главный ключ к уверенности мы назовем сразу. Это ваша любовь. Не слепое обожание, а любовь. Когда ребенок ощущает, что его любят, несмотря ни на что. Чтобы сын или дочь чувствовали это, недостаточно подобрать нужные слова. Нужно по-настоящему любить.
И тогда ваше чувство будет проявляться во всех ваших действиях и словах, просвечивать, как лампа, сквозь абажур, невзирая на нарисованные на нем фигурки, строго вы говорите, по-доброму или шутите. Мы чувствуем главное непременно.
Ваше чувство будет согревать ребенка и формировать в нем уверенность, помогающую не впадать в уныние или, наоборот, самодовольство от каждого комментария.
Как же любить ребенка так, чтобы он это по-настоящему ощущал, его это согревало и формировало в нем основу для здорового восприятия себя, для независимости от «кнута и пряника» в виде похвалы или критики первого встречного? Это довольно просто.
Вернитесь мысленно к своей беременности, например. Ждали ли вы какого-то особенного ребенка (красивого, умного) или были готовы любить того, кто придет в вашу семью? Согреть его, дарить тепло тому, кто с вами будет, вне зависимости от любых его качеств? Невзирая на любые неприятности и ситуации? Правильный ответ, как вы понимаете, второй.
И вопрос не в том, как вы выражаете это ребенку. Вы его воспитываете, поэтому он должен получать разную реакцию на разные его поступки. Важно, чтобы вы сами, несмотря на то, что вы говорите и какое поведение демонстрируете, помнили о том, что любите.
Поощряйте старания

Допустим, у вас двое детей. Один из них нереально талантлив в английском, другой – в математике. Представьте, что вы хвалите их за их результаты по английскому. Каждый день Саша приносит из школы по иностранному «пять», а Варя – «три».
Сашу каждый раз поощряют, Варю – ругают, несмотря на то, что Саше предмет самое дается очень легко, а Варе – с трудом, но она старается. Сын зазнается, хотя он не прилагает усилий, и, возомнив себя гением, может перестать стараться по другим направлениям.
Дочь, которая, вполне вероятно, делает все возможное и невозможное – и все равно получает тройки… максимум четверки, просто переживет некоторое отчаяние и срыв - и может махнуть рукой на достижение результата в принципе либо же на вашу объективность.
Начать прогуливать уроки или концентрироваться совсем на других вещах. Поэтому важно обращать внимание на то, к чему прикладывает усилия ваш ребенок и поощрять их.
Небольшой педагогический секрет: можете завести специальный дневник «за старания», выставлять в нем оценки за ежедневные усилия не только по школьным делам, но и по самым разным направлениям. Поощряйте старания разными способами – походами в зоопарк, планетарий, новыми интересными знаниями.
Пусть поощрения сами по себе будут развивающими (не конфетно-тортиковыми) – не будем воспитывать маленького обжору!
Принятие решений
Пусть ребенок принимает разные решения по ходу дня и вообще в жизни. А также переживает последствия принятых им решений и учится представлениям об ответственности. Это позволит ему чувствовать себя маленьким взрослым и по-настоящему расти.
Не сравнивайте с другими детьми
Не надо сравнивать ребенка с Петей, Машей из соседнего подъезда и вашим воображаемым идеальным сыном. Признайтесь себе, что такие сравнения – банальная зависть и неумение любить ребенка.
А это неумение (смотрите пункт первый) может крайне негативно отразиться не только на его самооценке, но и на жизни вообще. Мотивируйте его не примером других детей, а возможностью проявить свои таланты, написать картину, придумать и изобрести что-то интересное…
Стать умным, сильным, добрым. То есть, творческими вещами. Тогда ребенок не будет нервничать по поводу чужих успехов (и строить свою самооценку в зависимости от того, что получила сегодня по русскому Катя), а будет больше обращать внимания на свои собственные успехи.
Создавайте ребенку достойных героев

В пример хорошо ставить… да, самых настоящих героев. До которых не так сразу и допрыгнешь. Это придаст ребенку вдохновения и сил. Пусть дети знают о героических личностях, вдохновляющих не просто успехом, а личным характером или удивительными поступками.
«Чем выше цель, тем больше сил», как говорит психолог Марина Таргакова. Следование за каким-то интересным идеалом и стремление добиться высокой цели (например, желание стать виртуозным пианистом) придаст ребенку массу энергии – и у него просто не будет времени и желания думать о том, как над ним вчера посмеялись.
Для того, чтобы таким образом вдохновлять ребенка, нужно, действительно, постараться, но оно того стоит. Будьте вдохновлены сами.
Не перехваливайте
Не надо слишком упоенно хвалить ребенка. Этим вы можете получить перекос, когда ваш школьник просто воспарит в собственных лаврах и начнет «лоботрясничать», думая, что он уже всего достиг. Расслабится, то есть. Лень и самодовольство – не наша цель.
Помните, что поощрять лучше старания – и в меру. Пусть вообще движущим мотивом ребенка к деятельности будет не похвала, а сама увлеченность, процесс.
Не унижайте
Это, конечно, само собой. Если вы оскорбляете человека как личность, то вы рискуете просто утратить его доверие. Помните, что критиковать важно поступки, неправильное выражение эмоций, а не самого ребенка. Давайте ему понять, что он может ВСЕ.
Главное – захотеть и постоянно стараться.
Внешность и другие проблемы



Постарайтесь в разговорах или, находясь в школе, постараться понять, какие критерии кажутся особенно важными ребенку для того, чтобы быть «своим» в своем обществе.
И постарайтесь «расшатать» эти критерии, то есть не подвергнуть их сомнению (внешность, классный телефон), а пояснить ему, насколько все интереснее – и как много важных и хороших качеств есть в человеке. Познакомьте его с людьми, у которых есть совершенно другие, непривычные для ребенка качества.
Талант, чувство юмора, смелость… Пусть, проявляя свои менее привычные позитивные качества в их присутствии, ребенок чувствует себя увереннее и понимает, что развиваться можно бесконечно.
Тогда, если одноклассники назовут его лопоухим или его телефон будет не самым модным в классе, он придаст этому не так много значения. Возможно, ему стоит пойти в кружок игры на гитаре, шахматное общество или другое такое же вдохновляющее его общество.
Верующим родителям можно подыскать клубы по интересам на темы, связанные с религией или какими-то духовными ценностями (в зависимости от ваших убеждений). Можно, если это входит в вашу картину мира, отвести неуверенного ребенка поговорить со священником, предупредив, о чем речь.
Хороший священник – настоящий психолог и, вполне вероятно, сможет быстро обрисовать ребенку, насколько иными могут быть ценности и направление движения. Проявляйте креативность в расширении горизонтов ребенка.
Искусство «маленьких шагов»
Почаще поручайте ребенку задания, которые он сможет успешно выполнить сам. Если у него что-то получается, он будет без лишних похвал окрылен успехом и попробует взяться за новое дело. Таким образом, будет расти его уверенность в своих силах.
Еще один важный момент – пусть он осваивает сложные умения или навыки по чуть-чуть. Учится готовить и шить с самых простых заданий, причем пускай смастерит одно и то же несколько раз.
Освоил – переходит к новому. Иначе он может просто растратить весь энтузиазм и растерять веру в свои силы – что-то вроде того, как взрослые посреди слишком строгой диеты бегут к холодильнику и потом впадают в уныние и занимаются самоосуждением.
Объясните, как относиться к критике и обидным замечаниям

Поясните ребенку, что критика – это не всегда плохо. Это способ понять, к чему стоит стремиться. Если его кто-то обижает, пусть он задумается, нельзя ли это как-то использовать.
Если, например, ему говорят, что он нудно рассказывает у доски, это возможность научиться интересно выражаться – и стать, в будущем, может быть, телеведущим!
Если же из критики ничему нельзя научиться (например, «ты дурак»), то на нее надо постараться не обращать внимания и понимать, что у других людей может просто быть плохое настроение или какие-то сложности в семье, которые мешают им научиться себя хорошо вести.
Будьте мамой и папой, а не одноклассниками
Ребенку очень помогают чувствовать себя уверенным в жизни мама и папа, у которых есть четкие принципы и представления о жизни. То есть тут два пункта: во-первых, не нужно быть совсем «равными», хихикающим над другими, делиться с ребенком своими проблемами – если взрослые ведут себя инфантильно, ребенок лишается ощущения защиты.
Надо стараться быть одновременно вдохновляющим идеалом и по-настоящему взрослыми, уверенными в том, что и почему вы делаете. Тогда ребенок будет чувствовать над собой «крышу» – и ему будет намного спокойней и лучше. Для этого, естественно, надо думать, как становиться увереннее и взрослее самим.

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога. В этой статье я буду говорить о том, как сделать ребенка уверенным в себе. Воспитание детей - это непростое дело. И многое в будущем вашего чада зависит от того, что и как вы в него вкладываете в детстве. Как почувствовать тонкую грань между уверенностью и самоуверенностью, как должны складываться отношения дома и многое другое.

Залог будущего успеха

Многие согласятся со мной, что достигают гораздо больших успехов в жизни, нежели забитые и неуверенные. И это задача именно родителей, помочь своему отпрыску стать сильным, решительным и .
Успех любит сильных. А эта самая сила зарождается с детских лет. Именно то, что вы вложите в своего ребенка будет помогать или мешать ему в дальнейшем.

Уверенность обычно идет вкупе с ответственностью, смелостью.
Неуверенные люди боятся, трусят перед сложностями, не берут на себя , выбирают более легкие и простые пути, уходят от развития. Такие люди редко добиваются успеха. Но некоторым удается изменить себя. Помогают обычно тренинги, сеансы у психолога, программы повышения квалификации.

Но этот путь достаточно трудный и не все с ним справляются. Так вот, чтобы вашему чаду было легко изначально, вы должны помочь ему стать уверенной в себе личностью.

Существует несколько правил, которые помогут вам понять, как нужно себя вести в отношениях с детьми.

Убрать с пьедестала

Первое - не восхваляйте своего малыша словно он царь и бог. Это поможет развить не уверенность, а бахвальство, наглость и . Я все чаще стала замечать, как родители превозносят своих детей на один уровень с небожителями. Такое чувство, что ребенок - это не просто человек, а какое-то сверхъестественное существо.

Не делайте так. Конечно, родителям кажется, что их сынок самый лучший, прекрасный, умный и, вообще, лучше всех. Только вот его уверенности это совсем не помогает. формируется во многом за счет отношения родителей к нему. И что можно ожидать в будущем, когда мальчика постоянно хвалят? За любое действие. Завязал шнурки - молодец, убрался в комнате - умница, нарисовал картинку - шедеврально!

Первое, что вам стоит запомнить - хвалить детей можно и нужно, но лишь за те вещи, которые не являются его обязанностями и нормальным поведением. Не устраивайте праздник из того, что ребенок умылся самостоятельно. Это нормальное поведение человека. И дети должны это понимать.

Нахваливание отбивает всяческую охоту развиваться дальше. Зачем? Ведь меня похвалили. Значит, я делаю все отлично, зачем мне расти еще дальше? Родители своими хвалебными речами сами стопорят развитие своего малыша. Поэтому перед тем как очередной раз сказать какой сын замечательный, задумайтесь, действительно ли это имеет место быть.

Помните, что уверенность сильно отличается от бахвальства. Не делайте из своего сына или дочери нарцисса. Помогайте развивать его сильные стороны и подтягивайте то, в чем ему трудно и тяжело.

Самостоятельность

Дети должны иметь возможность решать некоторые вопросы самостоятельно. Именно так , которое помогает создавать общий образ уверенного человека. Не бойтесь и доверяйте своему ребенку. Да, он может поначалу ошибаться, делать что-то неправильно, но именно так он учится быть самостоятельным.

Малыш должен чувствовать себя во власти делать что-то сам, без вашей помощи. Если что, он всегда попросит и спросит, но у него обязательно должны быть свои обязанности.

Одна моя знакомая разрешила сыну самостоятельно выбирать себе одежду. Таким образом, когда он выбирал что-то неподходящее - ему было холодно или неудобно. Вначале маме было очень тяжело смотреть, как он мучается. Но со временем, малыш понял, что зимой лучше в теплых вещах, что яркие и красивые вещи не всегда бывают удобными. Таким образом, сейчас ее сын сам себе покупает вещи и мать невероятно довольна результатом.

Про ответственность и самостоятельность ребенка вы можете подробнее узнать в книге «Ленивая мама» .

В ваши обязанности входит научить ребенка пользоваться чем-то, но не делать все вместо него. Отдавайте ему долю ответственности. Приучайте с детства, что за поступками идут последствия. Когда у него что-то не получается, расскажите, что в этом нет ничего страшного. Главное - это практика и опыт. Подскажите как сделать лучше. Донесите до него, что в ошибках нет ничего страшного.

Обратите внимание на себя

Помните о том, что дети следят за каждым вашим действием. Если вы сами , как малыш узнает, что такое уверенность. Он должен видеть в родителях пример. Следите за вашим собственным поведением.
Чем увереннее вы себя чувствуете, тем легче ребенку понять что это такое и как ему следует вести себя. Вы должны уметь принимать решения, быть ответственным и волевым человеком. Именно эти качество тогда и захочет забрать себе малыш.

У меня есть знакомый отец одиночка. Более неуверенного и слабого человека я еще не встречала, но все эти проблемы начались после ухода жены к более богатому мужчине. Его сыну шесть лет и он ведет себя точно так же, как и отец. И знакомый мне постоянно жалуется, что его сын размазня, нюня и совершенно ничего не может делать сам. Я посоветовала приятелю самому обратиться к специалисту, который поможет разобраться с его внутренними проблемами.

Через два года я встретила совершенно другого человека, который шел рядом с сыном и они весело что-то обсуждали. Я подошла поздороваться и была потрясена переменами в отце и сыне. Передо мной стояли уверенные, смелые, решительные и сильные мужчины.

Помните, что все ваши проблемы серьезно отражаются на детях. Не отбрасывайте свою жизнь с появлением детей в дальний ящик. Не переставайте заниматься собой, идите вперед и не останавливайтесь. Ведь вы для ребенка главный пример в жизни. Будьте таким человеком, которым ваше чадо сможет гордиться и захочет быть таким же.

Уверенность начинается дома

В ситуации, когда дети не доверяют своим родителям и не рассказывают о подобных вещах, они сами делают выводы и могут решить, что раз они стали объектом насмешек, то все из-за их глупости. И может получиться так, что ребенок станет все более закрытым и неуверенным в себе.

Чтобы этого не допустить - разговаривайте, доверяйте, слушайте. Будьте другом, оставаясь родителем. Подумайте, в каких ситуациях вам бы хотелось получить поддержку от своих родителей.

Каждому человеку знакомо чувство неуверенности в себе, когда ты сам себе кажешься неумелым, некомпетентным, будущее туманным. И кажется, что окружающие замечают твое внутреннее смятение, тревогу. Неуверенность как чувство является абсолютно нормальным, но для некоторых детей, подростков, взрослых оно становится привычным, почти постоянным будничным чувством.

Вы скажете, ну и что такого? Чем же мешает неуверенность в себе?

Чувство неуверенности в себе, как отмечают многие психологи, является показателем психологической неустойчивости личности. Психотерапевты отмечают связь психических нарушений личности с проявлениями неуверенности. Имеется в виду, что всякая трудная ситуация, требующая мобилизации психических ресурсов, для неуверенного человека может стать травмирующей настолько, что приведет к появлению тех или иных психосоматических заболеваний. А поскольку жизнь это череда тех или иных различных по трудности ситуаций, то можно сказать, что неуверенные люди (адети тем более) чаще болеют.

Неуверенность напрямую связана с самоотношением или, другими словами, образом самого себя. Понятно, что неуверенные люди оценивают свои способности ивозможности ниже, чем они есть на самом деле. Они могут быть недовольны своей внешностью, хотя в реальности она может быть замечательна. Им будет трудно вступить в близкие отношения, потому что будет мешать чувство собственной малоценности. Какие чувства будут сопровождать их жизнь? Тревога, сомнение, стыд, вина, печаль.

Вы можете спросить, если общая картина неуверенности настолько мрачна. Как будут учиться неуверенные школьники? Наверное, плохо? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Есть неуверенные дети, которые стесняются отвечать на уроках, пасуют перед любыми трудностями и действительно учатся ниже своих возможностей. Но есть и другие неуверенные, которые блестяще успевают, для которых величайшим страхом является помарка в тетради, ошибка, невыученный урок, четверка. Да, они учатся хорошо. Но ценой сильнейшего внутреннего напряжения, а часто и заболеваний.

Часто ли мы встречаемся с неуверенными людьми? Чаще, чем думаем, поскольку неуверенность может надевать различные одежды.

Каковы причины неуверенности? Давайте попробуем «услышать и «увидеть» причины неуверенности через сказку про Маленькую Волну.

Давным-давно в синем море родилась Маленькая Волна. Была она слегка зеленоватая с аккуратным белым гребешком, который так шел ей. Были у нее родители Большие Голубые Волны. Иногда они плавали далеко от берега, у самого горизонта, иногда подплывали к какому-нибудь берегу. У них были друзьяволны, взрослые и дети.

Дети-волны были большие шалуны. Они любили играть в догонялки, сбивая взрослых с ног. У берега они шумели так громко, что их задорный плеск слышался далеко-далеко. Иногда они подхватывали какую-нибудь щепку или ракушку и бросались ей друг в друга.

Не такой была наша Маленькая Волна. Всем она казалась серьезной и сдержанной девочкой. Она никогда не капризничала, как другие, не шумела, все, о чем бы ни попросили ее старшие, она делала, даже тогда, когда ей этого не очень хотелось. Некоторым это казалось странным, но большинство было ей довольно, ведь с ней совсем не было хлопот. Сама Маленькая Волна тоже замечала, что отличается от других детей. Она часто плавала в стороне, когда другие дети-волны затевали свои шалости. Маленькая Волна почему-то была убеждена, что нужно быть послушной. Обычно, ей это давалось легко. Но были и такие случаи, когда это было непросто. Например, когда однажды она увидела, как двое мальчишек-волн подхватили маленькую рыбешку и стали ей перебрасываться, а та не могла от них убежать. Маленькая Волна тогда сильно разозлилась, ей даже захотелось ударить одного из них, но она тут же себя одернула. Ведь волнам нельзя злиться. Все знают, что, когда волны злятся, могут произойти очень плохие вещи например, кораблекрушение. Были и другие случаи, когда Маленькая Волна злилась, но всякий раз ей удавалось сдержаться. Но вот беда, Маленькая Волна не знала, что даже когда злость сдерживаешь, она никуда не девается, а остается внутри тебя. Сама того не замечая, Маленькая Волна стала потихоньку расти и темнеть.

Однажды ее тетя послала ее нести к берегу большую доску. Доска эта была слишком тяжелой для маленькой волны. К тому же приближалось ее любимое время время заката. Она хотела полежать и посмотреть, как тает солнце в море и появляются первые звезды. Но, поскольку Маленькая Волна была послушной и взрослым не перечила, она понесла доску к берегу. Она подумала, что если поспешит, то еще успеет до заката.

У берега в это время плескались другие дети-волны. Заметив Маленькую Волну с ее ношей, они решили ее подразнить. Выхватили у нее доску и стали ей перебрасываться. Маленькая Волна очень разозлилась: они забавляются, а ей надо выполнить задание, к тому же солнце уже начало садиться. Наконец, ей удалось забрать у них доску и выбросить на берег. Усталая, она возвращалась обратно, но солнце уже почти село. И тут ей стало так обидно! Она плыла и чувствовала, что никак не может унять свою злость. Она становилась все больше и больше, и сама Маленькая Волна тоже увеличивалась. В какой-то момент она с ужасом поняла, что ее гребень поднялся высоко-высоко. Саму ее было не узнать она стала совсем черной. Все внутри напряглось и зашипело. Глянув вниз, она увидела рыбака в лодке. Она поняла, что обрушится прямо на него. Шум внутри нее все нарастал, и вдруг она с грохотом упала, разлетевшись на тысячу брызг. Лодка рыбака сломалась и его увлекло в море. Но Маленькая Волна уже этого не замечала. Она чувствовала удивительную силу. Рассыпавшись на брызги и пошумев, она вновь собралась. Теперь она была гораздо сильнее, чем раньше. Она повернула обратно, подхватила рыбака и вынесла его на берег.

Когда она вернулась, взрослые волны стали хвалить ее за то, что она спасла человека. Она и сама была этому рада. Но еще больше ей нравилось то чувство, которое она теперь испытывала: вся злость, что была в ней раньше выплеснулась, и теперь внутри освободилось место для чего-то другого, а те силы, которые раньше она тратила на то, чтобы злость сдержать, теперь вернулись к ней.

На следующий день, когда Маленькая Волна проснулась, ей так захотелось побегать, что она, забыв про все запреты, побежала играть в догонялки вместе с другими детьми-волнами. После вчерашнего она знала, что иногда стоит сделать то, что хочется.

Итак, какое знание о причинах неуверенности дала на это сказка?

Родители совершенно правы, когда говорят, что нередко родители от огромной любви к своему ребенку, желая оградить его от опасностей внешнего мира, дать ему как можно больше всего-всего, лишают ребенка самостоятельных действий, решений, ошибок, т.е. опыта самостоятельного преодоления трудностей. В особо острой ситуации находятся дети, родители которых достигли значительных социальных успехов. А ребенок, горячо любя своих родителей, гордясь ими, невольно сравнивая себя с ними, чувствует свою малоумелость еще сильнее. И постепенно привыкает жить с почти постоянными чувством неуверенности, которая, как мы уже говорили, в поведении может проявляться по-разному. Чтобы посмотреть, как это может происходить, давайте сделаем это глазами школьников, пойдем с ним на урок

Каждому человеку знакомо чувство неуверенности в себе, когда ты сам себе кажешься неумелым, некомпетентным, будущее - туманным. И кажется, что окружающие замечают твое внутреннее смятение, тревогу. Неуверенность как чувство является абсолютно нормальным, но для некоторых детей, подростков, взрослых оно становится привычным, почти постоянным будничным чувством.

Вы скажете, ну и что такого? Чем же мешает неуверенность в себе?

Чувство неуверенности в себе , как отмечают многие психологи, является показателем психологической неустойчивости личности. Психотерапевты отмечают связь психических нарушений личности с проявлениями неуверенности. Имеется в виду, что всякая трудная ситуация, требующая мобилизации психических ресурсов, для неуверенного человека может стать травмирующей настолько, что приведет к появлению тех или иных психосоматических заболеваний. А поскольку жизнь - это череда тех или иных различных по трудности ситуаций, то можно сказать, что неуверенные люди (а дети тем более) чаще болеют.

Неуверенность напрямую связана с самоотношением или, другими словами, образом самого себя. Понятно, что неуверенные люди оценивают свои способности и возможности ниже, чем они есть на самом деле. Они могут быть недовольны своей внешностью, хотя в реальности она может быть замечательна. Им будет трудно вступить в близкие отношения, потому что будет мешать чувство собственной малоценности. Какие чувства будут сопровождать их жизнь? Тревога, сомнение, стыд, вина, печаль.

Вы можете спросить, если общая картина неуверенности настолько мрачна. Как будут учиться неуверенные школьники? Наверное, плохо? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Есть неуверенные дети, которые стесняются отвечать на уроках, пасуют перед любыми трудностями и действительно учатся ниже своих возможностей. Но есть и другие неуверенные, которые блестяще успевают, для которых величайшим страхом является помарка в тетради, ошибка, невыученный урок, четверка. Да, они учатся хорошо. Но ценой сильнейшего внутреннего напряжения, а часто и заболеваний.

Часто ли мы встречаемся с неуверенными людьми? Чаще, чем думаем, поскольку неуверенность может надевать различные одежды.

Каковы причины неуверенности? Давайте попробуем «услышать и «увидеть» причины неуверенности через сказку про Маленькую Волну.

Давным-давно в синем море родилась Маленькая Волна. Была она слегка зеленоватая с аккуратным белым гребешком, который так шел ей. Были у нее родители - Большие Голубые Волны. Иногда они плавали далеко от берега, у самого горизонта, иногда подплывали к какому-нибудь берегу. У них были друзья - волны, взрослые и дети.

Дети-волны были большие шалуны. Они любили играть в догонялки, сбивая взрослых с ног. У берега они шумели так громко, что их задорный плеск слышался далеко-далеко. Иногда они подхватывали какую-нибудь щепку или ракушку и бросались ей друг в друга.

Не такой была наша Маленькая Волна. Всем она казалась серьезной и сдержанной девочкой. Она никогда не капризничала, как другие, не шумела, все, о чем бы ни попросили ее старшие, она делала, даже тогда, когда ей этого не очень хотелось. Некоторым это казалось странным, но большинство было ей довольно, ведь с ней совсем не было хлопот. Сама Маленькая Волна тоже замечала, что отличается от других детей. Она часто плавала в стороне, когда другие дети-волны затевали свои шалости. Маленькая Волна почему-то была убеждена, что нужно быть послушной. Обычно ей это давалось легко. Но были и такие случаи, когда это было непросто. Например, когда однажды она увидела, как двое мальчишек-волн подхватили маленькую рыбешку и стали ей перебрасываться, а та не могла от них убежать. Маленькая Волна тогда сильно разозлилась, ей даже захотелось ударить одного из них, но она тут же себя одернула. Ведь волнам нельзя злиться. Все знают, что, когда волны злятся, могут произойти очень плохие вещи - например, кораблекрушение. Были и другие случаи, когда Маленькая Волна злилась, но всякий раз ей удавалось сдержаться. Но вот беда, Маленькая Волна не знала, что даже когда злость сдерживаешь, она никуда не девается, а остается внутри тебя. Сама того не замечая, Маленькая Волна стала потихоньку расти и темнеть.

Однажды ее тетя послала ее нести к берегу большую доску. Доска эта была слишком тяжелой для маленькой волны. К тому же приближалось ее любимое время - время заката. Она хотела полежать и посмотреть, как тает солнце в море и появляются первые звезды. Но, поскольку Маленькая Волна была послушной и взрослым не перечила, она понесла доску к берегу. Она подумала, что если поспешит, то еще успеет до заката.

У берега в это время плескались другие дети-волны. Заметив Маленькую Волну с ее ношей, они решили ее подразнить. Выхватили у нее доску и стали ей перебрасываться. Маленькая Волна очень разозлилась: они забавляются, а ей надо выполнить задание, к тому же солнце уже начало садиться. Наконец, ей удалось забрать у них доску и выбросить на берег. Усталая, она возвращалась обратно, но солнце уже почти село. И тут ей стало так обидно! Она плыла и чувствовала, что никак не может унять свою злость. Она становилась все больше и больше, и сама Маленькая Волна тоже увеличивалась. В какой-то момент она с ужасом поняла, что ее гребень поднялся высоко-высоко. Саму ее было не узнать - она стала совсем черной. Все внутри напряглось и зашипело. Глянув вниз, она увидела рыбака в лодке. Она поняла, что обрушится прямо на него. Шум внутри нее все нарастал, и вдруг она с грохотом упала, разлетевшись на тысячу брызг. Лодка рыбака сломалась и его увлекло в море. Но Маленькая Волна уже этого не замечала. Она чувствовала удивительную силу. Рассыпавшись на брызги и пошумев, она вновь собралась. Теперь она была гораздо сильнее, чем раньше. Она повернула обратно, подхватила рыбака и вынесла его на берег.

Когда она вернулась, взрослые волны стали хвалить ее за то, что она спасла человека. Она и сама была этому рада. Но еще больше ей нравилось то чувство, которое она теперь испытывала: вся злость, что была в ней раньше выплеснулась, и теперь внутри освободилось место для чего-то другого, а те силы, которые раньше она тратила на то, чтобы злость сдержать, теперь вернулись к ней.

На следующий день, когда Маленькая Волна проснулась, ей так захотелось побегать, что она, забыв про все запреты, побежала играть в догонялки вместе с другими детьми-волнами. После вчерашнего она знала, что иногда стоит сделать то, что хочется.

Итак, какое знание о причинах неуверенности дала на это сказка?

Как помочь ребенку стать уверенным?

1. Проявлять уважение к его душевному настрою. Если то, что ребенок говорит, родителям кажется глупостями, это не всегда так. Он имеет право чувствовать и говорить то, что хочет, если это не приносит вреда окружающим. Нужно позволять ребенку мечтать, какими бы невыполнимыми мечты не казались взрослым. Когда-то мечты о полетах в небе тоже многим казались сказкой.

2. Нужно проявлять уважение к намерениям. Ребенок имеет право хотеть то, что он хочет. Однако ему нужно объяснять, что не все желания выполнять немедленно, а некоторые и вообще не стоит выполнять.

3. Дарить безусловную любовь. Дети должны почувствовать, что им не требуется специально делать что-то, чтобы заработать любовь. Очень полезно задавать себе вопрос: «Все ли я делаю для того, чтобы поступками моего ребенка двигала любовь, а не страх?».

4. Помочь ребенку почувствовать собственную значимость через освоение самостоятельности . Можно составить контрольный список обязанностей и требовать выполнения. Ни в коем случае не делать за ребенка то, что он уже может сделать сам, пусть иногда медленно или не совсем хорошо. Особое внимание нужно уделить возлагаемой на ребенка ответственности за самостоятельные действия. Хорошо, если эта ответственность будет вселять дополнительную уверенность в ребенка. Поддерживать принятие детьми самостоятельных решений. Многие дети (и некоторые взрослые) не видят отличия своих решений от решений родителей.

5. Помогать понять обучающую роль ошибок. Не стоит слишком сильно оберегать от совершения ошибок. Важно помочь осмыслить тот позитивный опыт, который был получен. Ключевая фраза, которая здесь может помочь - «Поражение - прекрасная возможность научиться чему-то новому».

6. Содействовать формированию положительного образа «Я». Ребенок должен знать прежде всего о своих достоинствах, а потом уже о недостатках. Подчеркивать личные заслуги детей. Говорить о своих недостатках и трудностях. Дети склонны переоценивать истинные способности родителей, часто считают их совершенством, до которого им невозможно дотянуться. Такая позиция может льстить родителям. В особо опасной позиции находятся мальчики, имеющие социально успешных отцов.

7. Помогать ребенку верить в интуицию.

8. Давать выражать свои чувства открыто.

9. Напоминать ребенку, что он вам нужен, необходим. Играет важную роль в вашей жизни.



Рассказать друзьям