Как научить ребёнка бережному отношению к вещам? Приучаем бережливости. Воспитательный час на тему "бережное отношение к своим и чужим вещам"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Совсем недавно наблюдала картину, как мама в гневе доказывала директору школы, что в учреждении процветает воровство, так как у ее сына-четвероклассника два месяца назад украли кроссовки, а теперь и спортивный костюм. Директор спокойно пригласил гардеробщицу, та открыла комнату, похожую на кладовую, и нашему вниманию предстали «залежи» свитеров, трико, обуви, варежек, шарфов, шапок и даже школьная форма для девочки.

Хранится это учебный год, потом выбрасывается, - с горечью говорит директор, - на собраниях говорим родителям, чтоб приходили, разбирали, но никому ничего не надо.

Неужели дети не приходят совсем за своими вещами?

Бывает, но редко.

Мама растеряши нашла вещи ребенка и без извинений ушла домой. А я смотрела на далеко не дешевый брошенный гардероб и думала, как же так получается, что дети не берегут и не ценят то, что имеют.

Почему дети не ценят свои вещи

Большинство детей растет в полном достатке. Детские комнаты по периметру , их количество напоминает магазин. Куклы мам и бабушек имели имя и характер, а сейчас дети называют их всех одним именем – Барби. Старый мишка с оторванной лапой не считается раненым другом, а сразу выбрасывается за ненадобностью.

Игрушки добавляются с огромной скоростью, а старые выбрасываются родителями без ущерба для детской психики. Дети даже не вспоминают о них, так как постоянно покупаются новые. При этом новая вещь не является желанной мечтой, она приобретается спонтанно, по первому требованию. Так же быстро она забывается.

То же можно сказать и об одежде. К сожалению, многие вещи очень быстро теряют свой внешний вид и переходят в разряд «домашней одежды», которая не нуждается в бережном отношении, в таких вещах можно пачкаться, ползать, и никто за это не отругает.

Отсутствие самостоятельности. Эта причина относится к . Первые проявления детской самостоятельности наблюдаются в возрасте трех лет. Уже тогда нужно формировать у детей первые навыки самообслуживания, такие как повесить на место одежду, положить на батарею мокрые варежки.

А теперь рассмотрим обратную ситуацию. Утром мама приготовила одежду и повесила на стульчик. Многие дети утром даже не могут сказать, что именно они надевают. Они просто берут одежду со стула, шапочку с полки, а дошкольников и младших школьников часто . Неудивительно, что на вопрос, чей шарф, некоторые дети не могут сказать, потому что не помнят, был ли он у них вообще. Такая же ситуация с другими мелкими деталями, сменной обувью. Конечно, ребенок не помнит, новые на нем брюки или старые, можно ли в них кататься с горки или нет. Вещи сами по себе не имеют ценности.

Учим детей беречь свои вещи

Очевидно, что бережное отношение к вещам у детей нужно формировать с раннего детства. Если же время упущено, нужно немедленно начинать этот процесс, соблюдая два главных принципа:

    Систематичность. С первой минуты принятия вашего решения и постоянно нужно помнить о требовании бережного отношения к вещам.

    Единство требований. Все члены семьи должны неукоснительно требовать от ребенка бережного отношения к вещам.

Приемы формирования бережного отношения.

    Не покупайте ребенку много вещей. Пусть их будет немного, но каждая будет иметь изюминку или свое предназначение.

    Не покупайте вещи и игрушки по первому требованию. Запомните правило: с каждым решением ребенок должен провести ночь. Обычно желания детей меняются, но если этого не произошло, то попробуйте выяснить, зачем ему нужна покупка: как ребенок будет играть, с чем носить. Обсуждайте обновки, решайте вместе, что нужно купить. Важно, чтобы ребенок обдумал приобретение каждой вещи.

    Распределите все вещи по местам. Сделайте это вместе с ребенком, чтобы он мог сам брать нужную вещь. Пусть он найдет место для игрушек: проявит фантазию или практичность. Рассмотрите вещи в ванной или прихожей. Покажите его полки для обуви, крючки для одежды, стаканчик для зубной щетки. Пусть все имеет свой оригинальный цвет или логотип. Напоминайте ребенку о местах для его вещей.

    Обсуждайте назначение вещей. Каждая вещь нужна для чего-то: для прогулки, праздника, занятий спортом, катания с горки, езды на велосипеде, домашних игр и т.д. Напоминайте об этом ребенку.

    Учите исправлять свои ошибки. Ребенок должен соблюдать порядок. Если по какой-то причине он бросил одежду или не убрал школьные принадлежности, предоставьте ему возможность все самостоятельно исправить без замечаний и наказания.

    Учите ребенка самостоятельно одеваться. Решайте с вечера, в чем он пойдет в детский сад или школу, пусть он приготовит вещи: соберёт портфель, сложит спортивную форму, протрёт сменную обувь, а вы поможете при необходимости. В этом случае ребенок будет точно знать, что и где взять утром.

    Если ребенок берёт в школу (в детский сад, на улицу, в гости) какие-то вещи или игрушки, то обговорите вслух, что именно он берет и просчитывайте предметы. После прогулки (школы, сада) сделайте это снова.

    Показывайте пример правильного поведения своим детям. Пусть в вашем шкафу и на столе будет порядок, вещи будут на своих местах. Дети быстрее впитывают информацию по подражанию, чем по нравоучениям.

Чтобы ребенок ценил и берег вещи, он должен понимать их назначение и необходимость, учиться самостоятельно за ними ухаживать.

Уважаемые родители, наберитесь терпения и начинайте долгий процесс воспитания бережного отношения к вещам.

Светлана Садова

Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культура деятельности; бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе.

Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.

Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца.

По завершении деятельности привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать после себя то, чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные материалы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство использования в следующий раз; привести в порядок свое рабочее место, помыть руки после занятий с глиной или трудовых поручений.

Старшим дошкольникам прививают элементарные навыки организации свободного времени, стремление быть занятым полезной деятельностью.
Известно, что маленький ребенок еще не может организовывать свою деятельность, поэтому организаторами являются взрослые. Под их руководством деятельность ребенка обретает целенаправленность, содержательность, становится важным средством воспитания.

Важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Воспитатель объясняет детям: «Все, что имеется в группе – игрушки, посуда, мебель – твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно». Там, где эта мысль внушается постоянно, дети быстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их предметами. Формирование бережного отношения к общественному имуществу тесно связано с воспитанием коллективистских черт. Только тогда, когда в сознании ребенка понятия «я», «моё» постепенно в результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше», он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.

Необходимо приучать правильно, обращаться с учебными пособиями. Правильное обращение с материалами и пособиями, которые необходимы для различных занятий – рисованием, лепкой, аппликацией и др., важная задача в подготовке ребенка к школе. Необходимо учить его экономно расходовать бумагу и клей, пользоваться простым и цветными карандашами, кистью и красками и т.д., содержать все это в надлежащем порядке.

Также особое внимание следует уделять правильному обращению с книгой. С первой встречи ребенка с книгой важно вызвать уважительное отношение к ней. Книга – одно из сокровищниц духовного богатства человека. Книги делают нас умнее и взрослее. Книги нас учат, забавляют, радуют. «Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки, - чистые ли они», - это должно стать правилом для каждого маленького читателя. Дети должны знать, что книгой пользуются в специально отведенном для этого месте за столом, а не на ковре или в игровом уголке. Нельзя обращаться небрежно даже с ненужной книгой.

На протяжении дошкольного детства ребенок должен твердо усвоить правило обращения с книгой:

Береги книгу: не пачкай её, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной. Не играй с книгой, она от этого портится;

После того как посмотрел и почитал книгу, не забудь положить её на место;

Правильно храни книгу, в специально отведенном для неё месте – в книжном шкафу ил на полке;

Если заметил, что книга не в порядке, почини её сам или с помощь взрослого.

На пятом году жизни дети приобретают навыки, помогающие им организовать свою деятельность, готовить всё необходимое для игры, труда или занятия; определять свое место, чтобы было удобно, не мешать другим. Если ребенок не приучен к этому, то его деятельность утрачивает целенаправленность и зависит от случайности.

Если мы вовремя не воспитаем у ребенка умение готовиться к предстоящим делам, то отсутствие этого ценного навыка скажется и в дальнейшем, когда он станет школьником. Полезно разъяснить, что любая деятельность требует определенной подготовки: надо предвидеть, какие игрушки или пособия потребуются. Лишний раз напомнить, чтобы ребенок не начинал дело, пока не убедится, что все необходимое приготовлено.
Старших детей надо приучать предвидеть, что и как они намереваются делать, мысленно представляя план своих действий.

Будущий школьник должен знать правила, помогающие организовать предстоящую деятельность, её ход и завершение:

Прежде чем начать игру, любое дело, прикинь, что для этого потребуется;

Определи заранее, где удобнее играть или заниматься, чтобы ты не мешал другим, и тебя не отвлекали;

Подготовь заранее место, расположи на нем все необходимое так, чтобы все было под рукой;

Проверь свой внешний вид, не приступай к делу, пока не приведешь себя в порядок;

Твои дела не должны вносить беспорядок в комнату;

Не оставляй дело незаконченным;

Не берись за новое дело, не завершив старое;

Убери за собой все, чем ты играл и занимался, каждой веще свое место, чем ты пользовался, оставляй в полном порядке, пусть все игрушки, книги, пособия будут в состоянии готовности;

Кисти промытыми, а карандаши – отточенными, рисунки, лепка, альбомы

– сложенные в определенном месте, игрушки – ожидающими встречи со своим хозяином;

Не забудь привести и себя в порядок – вымыть руки, снять фартук, аккуратно сложив его, на место.

Знание указанных правил и умение руководствоваться ими помогает старшим дошкольникам приобрести навыки организации свободного времени. При целенаправленном воспитании у ребенка образуется привычка быть занятым; умение самостоятельно организовать свои дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать свою энергию на разумную деятельность. Эти привычки являются основой для дошкольного развития организованности будущего школьника.

Но главное - воспитывающее значение детской деятельности, которая заключается в том, каково её содержание, устойчивость и длительность, чему она учит, какие нравственные качества развивает в ребенке. Как он себя проявляет: умеет ли применить имеющиеся знания и умения, моральные представления в действии? Если играет вместе с товарищем, то, как себя проявляет: обходителен или дерзок, вежлив или груб, щедр или жаден и т.д.
Соответствует ли содержание деятельности уровню его возрастных возможностей? Взрослые должны руководить детской деятельностью: уметь создать условия для разнообразных игр, труда, занятий, учить ребенка умению организовывать свою деятельность; содействовать вовлечению его в игры, занятия, труд; при необходимости оказывать ему помощь в выборе и формировании различной деятельности, в расширении её содержания, достижения поставленной цели.

Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников.
В игре формировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать игровым правилам, общему замыслу; на занятиях – культуру учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя, к общему заданию; в процессе трудовой деятельности – трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность. В процессе любого вида деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек, являющихся основой культурного поведения.

Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать его отношение к обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям.


Люда Чернова
Бережное отношение к вещам в сказке К. И. Чуковского «Федорино горе». Конспект интегрированного занятия в средней группе

МДОБУ «Медведевский детский сад №3 «Золотой ключик» общеразвивающего вида

Конспект интегрированного занятия в средней группе

Разработала : воспитатель средней группы Чернова Л . Ю.

Тема : «Бережное отношение к товару в сказке К . И. Чуковского «Федорино горе »

Программное содержание :

Продолжать учить детей бережному отношению к предметам обихода

Активизировать в речи детей слова по теме «Посуда»

Учить отвечать полным ответом

Продолжать учить расписывать готовую посуду из глины

Закрепить приемы лепки посуды

Воспитывать уважение к труду

Материал и оборудование : картинки с изображением посуды, дидактическая игра «Собери картинку» (посуда, иллюстрированная логическая цепочка «материал – обработка – товар» , магнитная доска, глина, доски для лепки, салфетки, гуашь, подставки, кисточки, заранее вылепленная посуда из глины.

Предварительная работа :

Чтение сказки К . И. Чуковского «Федорино горе »

Беседа о посуде

Игры с кукольной посудой

Лепка посуды из глины

Дидактические игры по теме «Посуда»

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям поприветствовать друг друга.

Приветствие «Солнышко»

В группу входит бабушка Федора :

Здравствуйте, ребята. Я – бабушка Федора . Вы знаете, из какой сказки я к вам пришла ? Кто написал эту сказку ?

(Ответы детей)

Вы помните, какое горе случилось со мной в сказке ? Почему от меня убежала вся посуда?

(Ответы детей)

Сейчас посуда ко мне вернулась. Я о ней забочусь, мою ее, чищу, протираю. В доме у меня всегда чистота и порядок. Я вижу, у вас в группе тоже чистота и порядок. Игрушки стоят на своих местах. А кто о них заботиться?

(Ответы детей)

Молодцы! Я пришла к вам не с пустыми руками. В моей корзине лежат картинки с моей любимой посудой. Да вот беда со мной в дороге приключилась. Уронила я корзинку и все картинки рассыпались

Федора , предлагает детям помочь ей.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Федора предлагает поиграть в игру «Один – много» с мячом.

Дидактическая игра «Один – много»

Чашка - (чашки)

Кружка - (кружки)

Ложка - (ложки)

Стакан - (стаканы)

Тарелка – (тарелки)

Блюдце - (блюдца)

Нож - (ножи) .

Дидактическая игра «Из чего сделано?» .

Стакан из стекла - …стеклянный

Ложка из дерева - …деревянная

Кувшин из глины - …глиняный

Чашка из фарфора - …фарфоровая

Вилка из металла - …металлическая

Поднос из пластмассы - …пластмассовый

Дидактическая игра «Что лишнее?» :

Надо назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Чашка, кружка, стакан, кастрюля.

Чайник, сковорода, кастрюля, кружка.

Чашка, блюдце, кружка, тарелка.

Ложка, вилка, нож, стакан.

Бабушка Федора хвалит детей и спрашивает :

Почему посуду надо беречь , как вы думаете?

(Ответы детей)

Бабушка Федора подводит итог – в каждый предмет вложен труд. Человек или группа людей долго трудятся над каждой вещью. Поэтому их надо беречь .

Проводится пальчиковая гимнастика :

1. Вот большой блестящий чайник

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Вот пластмассовый поднос –

Он посуду нам принес.

2. Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами –

Первая подгруппа лепит посуду из глины. Вторая подгруппа покрывает белилами заранее вылепленную посуду. Третья подгруппа расписывает заранее подготовленную посуду. Дети самостоятельно выполняют работу под музыку. По окончании работы, дети моют руки и показывают Федоре свои результаты . Вместе с Федорой дети составляют логическую цепочку моделей : сначала был материал – глина, мы его обработали – придали форму, покрасили и у нас получился готовый продукт. Федора подводит итог что в материал дети вложили свой труд, свои умения и навыки, и в результате получилась красивая посуда. Во все предметы которые окружают детей вложен труд многих людей. Поэтому надо бережно относиться к окружающим нас вещам .

Дети дарят свои поделки бабушке Федоре .

Бабушка Федора благодарит их , обещает заботиться об этой посуде тоже. Говорит что приготовила для них угощения в корзинке и предлагает всем вместе попить чаю с угощением.

Навеяно постом о расхламлении чуть выше в сообществе, который меня весьма покоробил. Да, вещей не должно быть много, шкаф не должен ломиться, но ведь на то и система флай чтобы и овцы целы и волки сыты. Мне кажется, что люди, выкидывающие семейные архивы и детские рисунки (отписалась об этом в той теме) и те, кто плюшкины, это стороны одной медали -люди не умеющие отличить главное от второстепенного. И не люблю навязанного нам стереотипа общества потребителей - покупай новой, выкидывай старое. Да, я много чего могу позволить себе купить, но кроме денег в вещах заложены ресурсы планеты (увы, не безграничные) и труд людей которые их делали. Я об этом помню и покупая, и выкидывая вещи. И еще очень люблю тезис: «чисто не там где убирают, а там где не сорят». В отношении вещей примерно то же самое - захламлено не там, где не выкидывают, а там где покупают лишние вещи. Сама шопоголизмом не страдаю совсем, с каждой вещью у меня должен быть «роман» для того чтоб я ее купила, соответственно вещь и служит до тех пор, пока не придет в негодность, бывают конечно и исключения. Итак, как расхламляюсь.

Да, есть милые сердцу вещи из одежды - шью из них. Пальто и пара теплых юбок ушли на лоскутный плед, сейчас вещи еще не один подобраны. Тонкие ткани - на занавески, дачные абажуры, фартуки - вообще обалденный простор для творчества. Первый лоскутный плед шила как умела, за сейчас залезла за советами на сообщество по петч-ворку, и вычитала там что в древности на Руси был такой обычай - шить новорожденному лоскутное одеяло, в котором обязательно есть фрагменты одежды мамы, папы и бабушек-дедушек - это одеяло становилось оберегом от сглаза, нечистых сил. Конечно, я во все это не верю, но приятно иметь вещь с воспоминаниями.

На дачу вывожу практичную обувь реально при нашей погоде загородом надо иногда менять обувь три раза на дню и сохнет это потом пару дней. Джинсы-свитера-куртки тож имеются в тройном размере на даче по той же причине, а также по причине регулярного нашествия гостей, которые не удосужились прихватить достаточно одежды с учетом возможного дождя, мокрой травы и т.д. Специально что-то покупать для дачи не вижу смысла.

Многие вещи, которые просто поднадоели, или просто не вписались в гардероб, отдаю в детский дом (размер у меня 42, стиль джиносово-трикотажный, иногда романтический, так что вполне для школьниц пойдет). Это в Москве-Подмосковье в детдома только новые вещи принимают, а моя знакомая с группой единомышленников ездит регулярно в один детдом в Рязанскую область, там реальная нищета и одежда, а особенно обувь ой как нужна. Туда же отсылаю надоевшую бижутерку и сумочки (знакомая говорит, что этому особенно девочки-старшеклассницы радуются, этого за госсчет им вообще не покупают). Все вещи стираю, глажу, складываю по категориям, подписываю пакеты. Отвожу сама знакомой, ей и так много хлопот у всех все собрать, потом Газель еще заказывают отвозить в детдом. Отвожу передачки пару раз в год - весной с одежкой на летний сезон, осенью - на зимний. Понимаю, что и там хороша ложка к обеду, а не хранить вещи по полгода. Задаю себе труд отвезти адресно, а не просто поставить пакет с вещами у помойки типа кому надо, тот возьмет. У нас в доме обеспеченные люди живут - им точно не надо.

Кстати, интересно. Побывала в прошлом году у подруги в Австрии. Она меня удивила тем, что там у них принято между подружками и коллегами обмениваться шмотками, аксессуарами и бижутеркой (общается с местным коренным населением). Меня это смутило, вроде как же, обеспеченные все люди, в хорошей фирме работают, а она удивилась - что такого? На сейлах за 5-10 евро не удержишься прикупишь новых кофточек, наденешь несколько раз, а потом надоедают - вот и обмениваемся, и весело, и все что-то новое. И не согласна с тем, что год лежит без дела - вон. часто вещь у меня должна изрядно отвисеться, а потом найдет себе пару и начинаю носить в хвост и гриву. Но у меня нет сиюминутных вещей, все довольно классическое или в слегка богемном стиле - вне моды.

То, что слишком потерто из одежды, ветхое постельное белье, полотенца - идет на тряпки. То что «на тряпки» имеет несколько вариантов утилизации. Во-первых, некий запас (разумное кол-во) тряпок лежит дома и на даче на то, чтоб что-нть вытереть и выкинуть, завернуть в моркую тряпку корни у саженцев. старые полотенца лежат в машине для протирки стекол, фар и тд.

Во-вторых, собачьи приюты. Ну, это, наверное, для меня актуально. Я плотно так в «собачьей» благотворительности. И когда в морозы вопль о помощи, что в приют надо одежку гладкошерстным собакам - отзываюсь на клич. Старые одеяла, коврики, пледики, пальто идут на подстилки или на шторки прикрыть от ветра вход в будку, толстовки-свитерки - на жилетки собам (обрезаются рукава, у длинных - низ тоже обрезается, по низу прострачивается резинка), детские идут на мелких собаков, взрослые вещи - на крупных. Естественно все это служит собам до весны или большой оттепели со слякотью, потом все это выбрасывается. В приюты же всегда актуальны старые кастрюльки, тазики и т.п. в качестве мисок, и х\б тряпки - подстелить, вытереть.

В третьих - гараж. Туда вообще бездна тряпок, на днях МЧ израсходовав собственно тряпки, использовал в качестве них мои гаражные шмотки, в которых я собиралась днище зачистить, за что получил от меня нагоняй, но парировал в духе - у тебя что, футболок мало? :)

В итоге на помойку идет только синтетика (а ее вообще у меня мало,почти не ношу), ветхая обувь или не слишком ветхая, но не подходящая по стилю в детдом\на дачу.

Выбираю так, чтобы служила долго и через много лет не казалась убогой. Не выношу ДСП-шной однодневки, а в мебельных магазинах посмотришь - и большинство именно такой мебели. Когда переехала жить отдельно от родителей то как раз помогла разбарахлиться родственникам и знакомым, выбрала из предложенного самое удобное, а потом неспеша выбирала то, что будет стоять долго. На интерьер маленькой комнаты переехал гарнитур, который был в моей комнате у родителей, не смогла заново подобрать то, что комнату 8.5 м не загромождает, надеюсь и новокупленные вещи долго послужат. А многие знакомые покупают дешевую мебель, потом она теряет вид, нужно новую, а эту куда девать, и вот дачи завалены кучей гарнитуров. Кстати, на дачу у себя в комнате мебель будет из старой-старой советской из натурального дерево, большая вместительность при малых внешних размерах. Но так как это вещи из разных гарнитуров, то будут декупажем и новой фурнитурой в единый стиль переведены. И это будет гораздо более качественная мебель, чем то что я смогу себе позволить (и не жалко будет) купить на дачу. Кстати, мебель в кухне дома так и осталась из старых шкафчиков взятых при расхламлении родственников. Сделан новый фасад из жалюзных дверок и деревянных наличников на старом удобном каркасе. Стоило это совершенно смешных денег по сравнению с новой мебелью. В целом я за то, чтоб служила долго, а потом развалилась и пошла на помойку.

Аксессуары всякие для дома, посуду - обмениваюсь, дарю, отдаю-продаю через инет-барахолки. Мне надоело, а кому-то именно это надо в комплект к тому, что уже есть. И сама иногда клянчу какое-нть старье у родных и знакомых, ибо вижу - что им это хлам, а я загорелась сделать это гвоздем интерьера. Еще частенько вспомниаю настольную лампу, которой мы с папой сами делали абажур когда я была мелкой. Я все школьные годы делала уроки под этой лампой, да и сейчас вспоминаю ее, и как мы ее делали. Со своими детьми обязательно буду что-то мастерить, ради таких вот воспоминаний. Да и просто самодельные вещи делают дом уютнее и атмосферу в нем создают.

Технику покупаю продумывая все нужные функции, чтоб потом служила, пока не сломается, а не хотелось покупать модель поновее, а эту на антресоли.

 Извиняюсь, что длинно написала. Спасибо, кто осилил. Буду рада если кто еще поделится разумному расхламлению с бережным отношением, а не "тащи все на помойку".

Самодовольство взрослых детям часто выходит боком. Они залезли на пьедестал собственных лет и ни в какую не желают оттуда слезать. С детьми они обращаются так, будто те тоже уже прожили по тридцать лет на белом свете, и не хуже взрослых знают, как что где устроено.

В воспитании сегодняшних детей это прослеживается повсеместно. Родители относятся к ребёнку, как ко взрослому, взваливая на него роль, которая ему ещё совсем не по плечу. По какому-то нелепому недоразумению, такое отношение называется у нас "уважение личности ребёнка". Это самое уважение должно выражаться в предоставлении ему тех же прав и свобод, что есть у взрослого.

На деле, конечно, получается чепуха , и огромный клубок проблем в современном произрос именно из этого отношения. Взрослые сегодняшнего дня забыли простую истину, которую прекрасно знали наши предки во все времена: ребёнок не равен взрослому и не равноправен с ним.

Рассмотрим это на примере нашей сегодняшней проблемы. У ребёнка, как известно, должно быть личное пространство: его собственная комната, его кровать, его вещи, и его любимые игрушки. Из этого простого утверждения взрослые влёгкую выводят, что вещи ребёнка должны быть в полной и безоговорочной власти ребёнка. Видимо, сказывается широкое распространение идей демократии в наше просвещённое время. Однако, светлые идеи демократии, распространённые на семейные отношения, начинают давать сбой, как и всякий инструмент, применённый не к месту.

Ребёнка учат : это вещь твоя, ты с ней что хочешь, то и делаешь. Прекрасно - думает ребёнок, и ломает вещь. Взрослому такое поведение не понятно, он начинает сердиться: зачем сломал? Ребёнок недоумевает, в чём причина злости, ведь вещь-то была его! Хочу - ломаю, хочу - не ломаю. Кстати, я хочу новую игрушку, потому как эта, сломанная, мне уже не интересна.

Налицо коммуникативный провал , вина за который - целиком и полностью возлежит на взрослом. С чего он взял, что раскурочивать новый вертолёт на радиоуправлении - столь очевидно плохая идея? Ребёнку она такой не кажется, он ведь ещё маленький, и не может анализировать так глубоко! Он мыслит коротким шагом: хочу посмотреть, что внутри - надо раскурочить. О том, что впоследствии вещь придёт в негодность, он не думает и предсказать своё будущее неудовольствие от потери игрушки не в состоянии. А взрослый безжалостно взвалил на него эту обязанность, и обвинил ребёнка в его неудаче, когда он ожидаемо не справился.

"Но как научить ребёнка бережливому отношению к вещам, если не путём старательных объяснений?" - спросите вы. Ну, во-первых, не нужно засорять ребёнку голову противоречиями, этими зёрнышками шизофрении. Говорить, что вещь принадлежит ребёнку - значит осознавать, что он может сделать с ней, что угодно, и вы не в праве его за это ругать или наказывать. Значит, либо вы смиряетесь с таким ходом событий, либо не нужно отдавать вещь ребёнку, объясняя ему, что она теперь "его".

Делается это обычно из следующих соображений : игрушка, которую ребёнок будет считать своей, будет ему дороже, он будет её беречь. Но ребёнок, как мы выяснили, ломает игрушки не из вредности или злого умысла, а просто потому, что не умеет предсказывать последствий собственных поступков. Следовательно, воспитывать в нём ответственность нужно не путём предоставления ему прав, как у взрослого, а естественным методом любого воспитания: чётко установленными правилами.

То, что у ребёнка есть личные вещи, отнюдь не означает, что у вас нет над ними власти. Юристам хорошо известна разница между правом пользования и правом собственности, и они уверенно скажут вам, что это далеко не одно и то же. В своём доме вы - полновластный диктатор, а ребёнок счастливо процветает под вашей диктатурой. Вы даёте ему игрушку, но вы же имеете право её в любой момент забрать.


И ваши с ребёнком отношения регулируются установленными вами правилами. Правила нужны для того, чтобы ориентироваться в этом, пока ещё таком непонятном мире. Поэтому вы и учите его послушанию, поэтому и устанавливаете свои правила. Всё это никоим образом не делает из ребёнка ущемляемую личность, как сегодня кажется многим впечатлительным мамам. Напротив, такие отношения как нельзя лучше способствуют воспитанию в ребёнке этой самой личности.

Какими должны быть правила, регулирующие отношения ребёнка к вещам и воспитывающие правильное отношение к вещам у него? Например, такими:
1. Мама и папа купили тебе вот эту игрушку. Что надо сказать? Кого надо поцеловать?
2. Мама и папа дают тебе эту игрушку, ты можешь с ней играть.
3. Ты можешь с ней играть в своё свободное время, когда тебя не просят делать что-нибудь другое: есть, гулять, спать, заниматься и учиться, что угодно ещё.

4. Игрушка должна знать своё место. Поиграл - клади на место, не разбрасывай.
5. Если игрушка оказывается не на месте, мама и папа забирают её - на время. Это не наказание, поэтому просить прощения бессмысленно. Это просто правило. Не хочешь, чтобы игрушка пропадала - клади на место.
6. Игрушка требует отношения. Если её обижают, бросают в грязь, бьют - родители забирают игрушку на время. Не хочешь этого - береги вещь.

Это лишь приблизительные правила, они могут устанавливаться как угодно по вашему собственному усмотрению. Например, планшет или компьютер могут также иметь временное ограничение игры, действующее вне зависимости от иных обстоятельств, а в другие игрушки можно играть только тогда, когда сделаны уроки, или выполнены иные обязательные требования. Конструктор должен всегда быть собран в коробку сразу же после игры, а дорогой телефон нельзя брать на прогулку - и так далее.

Главное, чтобы эти правила были чётко установлены перед началом "эксплуатации". И не угрожающим тоном (вы ведь диктатор, а не тиран), а в виде дружелюбного объяснения правил, как это случается перед любой другой игрой - матчем по футболу, например. Следование правилам - возможность продолжать беспрепятственно играть с игрушками. Нарушение правил - штрафные очки и лишение любимых предметов на определённое время.
Только так можно со временем выработать в ребёнке правильное отношение к вещам. А не попытками представить себе своего ребёнка во много раз более взрослым и понимающим, чем он на данный момент есть на самом деле.



Рассказать друзьям