Как научиться технике быстрого чтения. Как освоить скорочтение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Все больше деловых людей приходит к пониманию важности владеть навыком скорочтения. Тренинговые центры предлагают обучающие групповые или индивидуальные курсы. Однако, скорочтению можно научиться и самостоятельно в домашних условиях. Как это правильно сделать?

Не проговаривать слова вслух и не прокручивать их в голове

Оказывается читать про себя тоже нужно уметь правильно. Субвокализация – это чтение, при котором читаемые слова, словно слышны в голове. Такой метод тормозит скорость чтения и уменьшает восприятие текста. Как избавиться от этой привычки? Достаточно перебивать себя еще каким-то действием, например, жевать жвачку во время чтения.


Отучиться от возвращений

Процесс чтения многих людей включает в себя обязательное возвращение к прочитанному. Например, после того, как абзац прочитан вместо продвижения дальше по странице с текстом происходит ступор. Мозг сознательно пытается проанализировать слова и предложения. Такая привычка неэффективна. Она замедляет скорость чтения. Избавиться можно только путем практики.

Совет

Отслеживание текста

Вспомните школьные уроки литературы, когда приходилось с помощью карандаша водить по строчкам, одновременно прочитывая написанное. Этот способ считается одним из самых эффективных для развития навыка скорочтения. Не забывайте концентрироваться на важных словах, чтобы мозг успел зафиксировать информацию.


Скимминг – пропуск ненужного

Важно!!!

Отличный способ для беглого ознакомления с книгами – скимминг.

Он подходит когда не стоит цель подробного чтения. Не заменим во время поиска нужной информации, когда из большого объема нужно вычленить что-то определенное. Одна из методик:

  • Изучите введение или предисловие. Затем просмотрите оглавление. Цель – понять, содержит ли книга необходимую для вас информацию. Если содержит, то в какой части она заключена.
  • Просмотрите заключение или последнюю главу.
  • Прочитайте два параграфа: первый и последний.

С помощью скримминга за несколько минут вы сможете сориентироваться, будет ли полезна для вас книга, или стоит продолжать поиски дальше.



Метод скорочтения. Как читать книгу за 15 минут

Вывод:

В мире имеется огромное количество интереснейшей информации – опыт мудрейших людей, истории жизней и полет воображения. Чтобы прочитать большую часть не хватит и всей жизни. С помощью скорочтения количество изученных книг значительно возрастет.


Метод скорочтения. Как быстро читать

Здравствуйте, мои любознательные. Завершая маленький цикл про умение скоро читать для детей сегодня, как и было обещано, дадим упражнения для скорочтения на освоение этой техники. Потому, если вы намерены самостоятельно пройти домашнее обучение, добро пожаловать на тренировочную дорожку!

План урока:

Расширяем угол зрения

В первую очередь, упражнения для развития навыка скорочтения для детей должны быть направлены на умение концентрироваться на нужной информации и видеть одним взглядом как можно больше, то есть, раз за разом расширять поле охвата текста. Что детям без особой тренировки делать трудновато.

Их маленький по размерам текстовый захват – одна из причин медленного поиска и восприятия информации. По большей мере, именно из-за малого поля зрения детей учат читать сначала по слогам, а уж потом целыми фразами.

Итак, поехали! Основной наш помощник в этом – таблицы Шульте. Их полно в интернете, можно распечатать. Даже есть игры на основе этих табличек в он-лайне на время. В таблицах Шульте могут быть как буквы, так и цифры, чаще — последние.

Основная цель – рассредоточенный взгляд, который даёт возможность «взять» большую площадь странички (на компьютере – экрана). Упражнение может быть в разных вариациях:

  • ищем с помощью рассеянного взгляда одинаковые элементы,
  • запоминаем наибольшее количество элементов,
  • смотрим на середину строки, а глазами стараемся увидеть крайние слева и справа знаки.

Всё это делается при помощи неперемещаемого взгляда с центрального объекта таблицы. Кстати, такая техника Шульте хороша и для тоже.

Ещё есть такие графические пирамиды, на верхушке которых угол зрения самый маленький, а ближе к основанию он заметно расширяется. Придётся спуститься с неё вниз, чтобы овладеть «широкоформатным» зрением.

Можно её перевернуть:

Тренируем концентрацию

Отработанная даёт возможность среди «воды» найти главную мысль.

Включаем оба полушария

Для этого берём несложный для ребёнка текст и начинаем его читать по несколько предложений либо по одному абзацу. Только делать это нужно одним глазом: то правым, то левым. Этот нехитрый приёмчик включает в работу оба полушария головного мозга.

Отмечаем главное

Эта техника часто используется учёными, да и другими знаменитыми личностями тоже. Они посредством простого карандаша, а лучше маркера, выделяют для себя самое главное в тексте – по 2-3 мысли, по которым можно судить обо всём тексте на странице. Да ещё и не просто выделяют, а ставят свои пометки в виде «!», «+» либо «-», тем самым соглашаясь либо сомневаясь.

Называем цвета

Очень интересное упражнение, с которым не всегда справляются сразу даже взрослые. Вот вам слова.

При переходе к каждому следующему надо называть цвет, которым записано слово, а не читать то, что написано!

Ищем слова

Простое упражнение, но достаточно эффективно развивает внимание. Нужно на заданную букву найти все слова в тексте. Возможен другой вариант: найти на странице определённое слово или даже фразу. Лучше это делать на время.

Загадки

Для детей это наиболее простой способ оттренировать концентрацию. Хороши для скорочтения так называемые загадки-обманки и вопросики с подвохом. Ну, например,

Долой регрессию

Чтобы не возвращаться глазами к прочитанному тексту, делаем вот такие упражнения, которые увеличат скорость чтения.

Отрезаем полстрочки

Во время чтения текста закрывайте ребёнку листочком бумаги половину строчки. Это научит догадываться о том, что написано и выработает закономерность движения вперёд, а не возвращаться назад — «пока не закрыли, подглядеть».

Указываем

Возьмите в качестве указки обычный карандаш либо ручку. Ну, если уж очень хочется поиграть в учителя, можно и настоящую мини-указку. Что делаем? Передвигаем постоянно по мере чтения текста указку вперёд, чтобы взгляд ребёнка следовал за ней интуитивно, «не оборачиваясь» назад.

Читаем на скорость

Подобно в школе. Берём таймер и улучшаем результаты. Самым пиком будет чтение с метрономом.

По его щелчку нужно переходить на следующую строку. Вместо прибора может вполне сидеть родитель и через установленный интервал, который с каждым разом тренировки сокращается, будет отхлопывать ладошкой по столу. Закончились хлопки, — значит, должны и строчки закончиться. А теперь вопросы по тексту!

Читаем без артикуляции

Проговаривание слов у детей во время чтения – это настоящий бич для техники скорочтения, так как дополнительная артикуляция замедляет скорость.

«Губы!»

Так называется команда, которую необходимо применять для тренировки беззвучного чтения. Слыша команду «губы!», ребёнок прижимает палец и читает про себя. Услышав «вслух!», он начинает читать вслух.

Занимаем рот

Пусть карандаш грызть – плохая привычка, лучше поставьте чашку с орехами. Некоторые советуют жевательную резинку, но сомневаюсь: можно не жуя проглотить.

Барабаним по столу

Заблокировать речь поможет барабанная дробь пальцами. Нужно только подобрать мотивчик и заранее его отработать: сначала лёгкий для «воспроизведения», затем можно посложнее.

Под музыку

Тренируем память

Развитие памяти имеет немаловажное значение в обучении скорочтению.

Ремонтируем слово

Для прочтения берём текст с пропущенными буквами, которые придётся «по ходу пьесы» отгадывать. Это требует держать в памяти слова и смысл ранее прочитанного.

Шиворот-навыворот

Перевернём страницу вверх ногами и попробуем прочитать текст теперь уже справа налево. Такие упражнения для детей полезны для развития в памяти буквенных эталонов, и неважно, как они расположены.

Восстанавливаем цепочку

Берётся набор слов так, чтобы каждое предыдущее желательно было связано со следующим, ну например, машина-улица-светофор и так далее, чтобы ребёнок мог их выстроить в цепочку. Начать можно с 5-ти, далее увеличивая их количество до 10-ти. Один раз прослушивается вся цепочка, а потом слова в ранее установленном порядке восстанавливаются просто вслух либо на листочке бумаги.

Пишем зрительные диктанты

Разработанные профессором Федоренко диктанты состоят из 6 предложений, наращивание их длины происходит по одной-две буквы. Ребёнку отводится время прочитать текст, делая это по строкам. Сначала открывается одна строчка, читается, воспроизводится. Затем из-под листа бумаги открывается только вторая по счёту строчка. И в такой последовательности запоминается весь текст.

Да здравствует мышление

Регулярно решаете логические задачи? Значит с мышлением у вас всё в порядке. Что даёт мышление? Оно выключает глаза в отношении лишней информации и отделяет главное от второстепенного.

Составляем тексты

Делаем это на время по заданному сценарию:

  • где все слова только на определённую букву,
  • где должны быть использованы заданные слова.

Играем

В «города», «овощи», «фрукты» и тому подобное, а также просто в слова на определённую букву алфавита, подбирая нужные за отведённый промежуток времени.

Вот такие нехитрые занятия помогут освоить технику скорочтения в домашних условиях. Главное – регулярность тренировок, и тогда обязательно всё получится! Готовы? Тогда на старт, внимание, поехали!

«ШколаЛа» желает вам удачи! А еще предлагает подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте» .

До новых встреч!

Каждый из нас читает по-своему. Кто-то не торопясь, растягивая удовольствие, проговаривая слова про себя. Кто-то запоем, ненасытно, практически «глотая» книжки и постоянно обновляя свою библиотеку. Скорость чтения человека определяется многими факторами — от активности психических процессов и характера до особенностей мышления.

Но не все знают, что эту скорость вполне можно повысить в 2-3 раза.

Мы расскажем — как это сделать.

Как определить начальную скорость чтения – тест

Чаще всего для определения скорости чтения пользуются следующей формулой:

Q (кол-во знаков в тексте, без пробелов) разделить на T (кол-во минут, потраченных на чтение) и умножить на K (коэффициент понимания, то есть, усвоение прочтенного текста) = V (знаков/мин).

Время чтения, конечно, замеряется с помощью секундомера.

А что касается осмысленности чтения, этот коэффициент определяется через анализ ответов, полученных на 10 вопросов по тексту. При всех 10-ти правильных ответах К равен 1, при 8 правильных ответах К=0, и пр.

Например , на чтение текста из 3000 знаков вы потратили 4 минуты, а правильных ответов дали только 6. В этом случае, ваша скорость чтения будет вычисляться по следующей формуле:

V = (3000: 4)х0,6 = 450 зн/мин. Или около 75 слов/мин., учитывая, что среднее кол-во букв в слове равно 6-ти.

Нормативы скорости:

  1. Менее 900 зн/мин : низкая скорость.
  2. 1500 зн/мин: средняя скорость.
  3. 3300 зн/мин: высокая скорость.
  4. Более 3300 зн/мин: очень высокая.

Согласно исследованиям, самая высокая скорость, позволяющая полноценно усвоить текст — 6000 зн/мин.

Более высокая скорость возможна, но лишь при чтении-«сканировании», без понимания и усвоения прочитанного.

Как еще проще проверить свою скорость «книгоглотания»?

Обойдемся без формул! Копируем текст любой выбранной статьи, выделяем ту его часть, что состоит из 500 слов, включаем секундомер и… поехали! Правда, читаем не «наперегонки», а вдумчиво и в обычном режиме.

Прочитали? Теперь смотрим на секундомер и изучаем показатели:

  • Менее 200 сл/мин: низкая скорость. Скорее всего, вы сопровождаете чтение мысленным проговариванием каждого слова. И вы, наверное, даже не замечаете, как движутся ваши губы. Страшного в этом ничего нет. За исключением того, что вы тратите на чтение немало времени.
  • 200-300 сл/мин: средняя скорость.
  • 300-450 сл/мин: высокая скорость. Вы читаете быстро (и, вероятно, много), не проговаривая мысленно слова, и даже успевая обдумать прочитанное. Отличный результат.
  • Более 450-ти сл/мин: ваш показатель «отрегулирован». То есть, при чтении вы сознательно (а может бессознательно) применяете техники либо приемы для увеличения скорости чтения.

Подготовка к упражнениям для увеличения скорости чтения – что понадобится?

Улучшив свою скорость чтения с помощью определенных методик, вы не только повысите эффективность чтения, но и улучшите свои показатели памяти.

А прежде чем перейти непосредственно к изучению техники, следует максимально тщательно подготовиться к упражнениям.

  1. Подготовьте ручку, секундомер и любую книжку с кол-вом страниц более 200-т.
  2. Позаботьтесь, чтобы вас не отвлекали в течение 20 минут тренировки.
  3. Позаботьтесь о держателях для книги .

7 упражнений для увеличения скорости чтения

Человеческой жизни не хватит, чтобы осилить все шедевры мировой литературы. Но попытаться-то можно?

Вниманию всех книгоглотателей, которым не хватает времени в сутках — лучшие упражнения для совершенствования техники чтения!

Метод 1-й. Руки — ваши помощники!

Физическое участие в процессе чтения, как ни странно, тоже помогает увеличить скорость.

Как и почему?

Мозг человека запрограммирован на фиксирование движений. Используя при чтении руку или даже обычную карточку-разделитель, вы создаете движение на книжной странице и автоматически усиливаете концентрацию внимания.

  1. Палец-указка. Данной «указкой» вы легко и непринужденно, исключительно вертикально ведете по книжной странице со скоростью, немного превышающей движение глаз. Темп указки менять нельзя — он должен быть постоянным и стабильным, без возвращения пальца на уже прочитанный текст и без остановок. Где именно вести «указкой» — не имеет особого значения. Хоть по центру текста, хоть по боковому полю.
  2. Карточка-разделитель. Либо чистый листок бумаги, для удобства сложенный вдвое. Размер — около 7,5х13 см. Главное, чтобы лист был однотонным, и вам удобно было его держать и двигать одной рукой. Разместите карточку над читаемой строкой. Именно сверху, а не снизу! Таким способом вы повышаете внимательность, исключая возможность для возврата к прочитанным строчкам.

Метод 2-й. Развиваем периферическое зрение

Ваш главный инструмент (или один из) в скорочтении — это ваше боковое зрение. С его помощью вместо нескольких букв вы способны прочесть слово или даже целую строку. Тренировка бокового зрения осуществляется посредством работы с известной таблицей Шульте.

Что она собой представляет, и как тренироваться?

Таблица — это поле из 25-ти квадратов, в каждом из которых — цифра. Все цифры (прим. — от 1 до 25) расположены в случайном порядке.

Задача: глядя только на центральный квадрат, найти все эти цифры по убыванию (либо же по возрастанию).

Как тренироваться? Таблицу можно распечатать для себя на бумаге и использовать таймер. А можно тренироваться в интернете (это гораздо проще) — в Сети достаточно подобных сервисов.

Освоив диахромную таблицу «5 на 5», переходите на усложненные версии с цветными полями и далее.

Метод 3-й. Отучаемся от субвокализации

Это один из ключевых принципов скорочтения. Под «субвокализацией» подразумеваются движения губ/языка и мысленное проговаривание слов в процессе чтения.

Почему она мешает чтению?

Среднее количество слов, произносимое человек за минуту — 180. При повышении скорости чтения произношение слов становится затруднительным, и субвокализация становится препятствием в освоении нового навыка.

Как перестать проговаривать про себя слова?

Для этого в процессе чтения…

  • Зажимаем зубами кончик карандаша (или иного предмета).
  • Прижимаем язык к небу.
  • Прикладываем к губам палец свободной руки.
  • Считаем про себя от 0 до 10.
  • Проговариваем мысленно стихи или скороговорки.
  • Ставим тихую музыку фоном и выстукиваем карандашом мелодию.

Метод 4-й. Назад пути нет!

Возврат к уже прочитанному тексту (прим. — регрессия) и перечитывание уже пройденных строк увеличивают время прочтения текста на 30 процентов.

Это может происходить невольно, автоматически — например, если вас отвлек посторонний звук, и вы не успели усвоить несколько слов. Или же для повторного чтения слишком информативной фразы, которую вы не поняли (или не успели понять из-за высокой скорости чтения).

Как отучиться от регрессий?

  • Пользуйтесь карточкой, закрывая доступ к прочитанному материалу.
  • Используйте соответствующие программы в Сети (например, Best Reader).
  • Используйте палец-указку.
  • Тренируйте силу воли и чаще вспоминайте о том, что ниже по тексту вы, скорее всего, восполните все информационные пробелы, допущенные вами ранее.

Метод 5-й. Концентрируемся

Понятно, что при высоких скоростях качество усвоения материала заметно снижается. Но, во-первых, это лишь на первых порах, пока вы не освоили технику скорочтения, а во-вторых, можно и на первых порах набирать скорость, не теряя качества чтения.

В этом помогут специальные упражнения:

  1. Разноцветными фломастерами напишите на листке в хаотичном порядке названия цветов. Слово «красный» напишите желтым цветом, «зеленый» — черным, и т.д. Уберите лист в стол на денек. Потом достаньте и, останавливая палец на том или ином слове, быстро называйте цвет чернил.
  2. Берем лист и бумагу. Сосредотачиваемся на каком-либо предмете. Например, на том фикусе в горшке. И не отвлекаемся на посторонние мысли хотя бы в течение 3-4 минут. То есть, думаем только об этом фикусе! Если посторонняя мысль все-таки закралась — ставим «зарубку» на листе и снова сосредотачиваемся на фикусе. Тренируемся до тех пор, пока у вас не останется чистый лист после упражнения.
  3. Считаем, читая. Как? Просто. Во время чтения считаем каждое слово в тексте. Конечно, только мысленно и без различных «помогалочек» в виде постукивания ногой, загибания пальцев и пр. На упражнение — 3-4 минуты. Закончив его, обязательно проверьте себя — просто посчитайте слова, не пытаясь их прочесть.

Тренируйтесь до тех пор, пока не сравняется количество слов, полученное в процессе чтения и имеющееся на самом деле.

Метод 6-й. Учимся распознавать «ключевые» слова и отметать лишние

Рассматривая картину, вы не спрашиваете себя — что пытался сказать художник. Вы просто смотрите и все понимаете. Причем, ваш взгляд охватывает сразу всю картину, а не отдельные детали.

Похожая «схема» используется и здесь. Вы должны научиться выхватывать сигнальные, ключевые слова из строки и отсекать все лишние. Каждое слово, не несущее особого значения, используемое «для красоты» или связки фраз в тексте — отсекаем, пропускаем, игнорируем.

Основное внимание — на ключевые слова , несущие основную информативную нагрузку.

Метод 7-й. Определяем темы абзацев

Как тренироваться?

Возьмите любую книжку, прочтите один из абзацев и попытайтесь быстро определить тему. Далее засеките 5 минут и определите темы максимального количества абзацев за этот короткий период. Минимальное число определяемых тем в минуту — 5.

И еще пара советов «на посошок»:

  • Сократите длительность остановки на каждой строчке.
  • Тренируйте навыки по отдельности. Не пытайтесь охватить все техники сразу.
  • Отучайтесь бегать глазами по строчке — охватывайте взглядом всю строку сразу.

Контрольная проверка скорости чтения – уже идеал, или надо тренироваться ещё?

Вы уже неделю (или даже месяц) работаете над собой. Пора проверить — достигли ли вы той скорости, на которую рассчитывали, или нужно тренироваться дальше.

Ставим таймер на 1 минуту и начинаем чтение на максимальной скорости, которая возможна теперь без потери качества усвоения информации. Записываем результат и сравниваем с самым первым.

Если вы не «филонили» при тренировках, то результат вас удивит.

Безусловно есть. Но главным остается качество усвоенной информации. Что толку глотать книги, если после прочтения в вашей памяти не остается ничего, кроме цифр с секундомера.

Для дальнейших тренировок можно использовать, как уже изученные техники, так и новые. Благо, недостатка в них сегодня нет. Достаточно заглянуть в поисковик и ввести соответствующий запрос.

Тренируйтесь на разных видах текста:

  • На разорванных и вращающихся текстах.
  • На текстах, в которых отсутствуют гласные буквы.
  • На чтении снизу и вверх и задом наперед.
  • На деконцентрации и расширении угла зрения.
  • На чтении сначала второго слова, потом первого. Далее четвертого, потом третьего.
  • На чтении «по диагонали». Этой техникой могут владеть только самые упорные.
  • На чтении первого слова в его естественном виде, а второго — наоборот.
  • На чтении только 2-й половины слов в строке при полном игнорировании 1-й и определении данной границы на глаз.
  • На чтении «зашумленных» текстов. То есть, текстов, которые сложно прочесть по причине наличия на них рисунков, пересекающихся букв, линий, штриховки и пр.
  • На чтении перевернутых «вниз головой» текстов.
  • На чтении «через слово». То есть, перескакивая через одно слово.
  • На чтении слов, которые остаются видимыми при накладывании на страницу какого-то либо трафарета. Например, пирамиды или елочки. Прочитав все, что не смогла скрыть пирамида, следует перечитать текст и выяснить — правильно ли вы поняли смысл.
  • На чтении только тех 2-3-х слов, что стоят в середине строки. Остальные слова (справа и слева) считываем боковым зрением.

Практикуйтесь ежедневно. Даже 15 минут практики в день помогут вам значительно нарастить темп чтения.

Правда, потом вам придется учиться скидывать этот темп, когда захочется спокойно пошуршать страницами любимой книжки, лежа в гамаке.
Но это — уже совсем другая история…

Использовали ли вы упражнения для повышения скорости чтения? Пригодилось ли умение читать быстро в дальнейшей жизни? Поделитесь своим опытом в комментариях ниже!

Скорочтение возможно и без выполнения ряда специальных упражнений, если вы уже владеете навыками высокой концентрации внимания, качественного восприятия и усвоения прочитанного и обладаете превосходной памятью.

Упражнения для освоения техники скорочтения будут максимально полезны тому, кто недоволен своей скоростью понимания и запоминания информации при прочтении текстов различного типа и уровня сложности.

С какого возраста можно упражняться в скорочтении?

Для взрослого человека крайне важно не просто уметь продемонстрировать способность как можно быстрее прочитать кусок текста “на секундомер”, а реально необходима возможность экономить время благодаря скоростному чтению. Поэтому при прочтении текста на ту или иную тему взрослый просто обязан уметь «пропускать мимо» ненужные, неинформативные части текста, при этом вылавливая взглядом ключевые слова, отражающие главную мысль автора.

Наиболее распространенная рекомендация в отношении детей: не стоит обучать ребенка скорочтению до 14 лет. Мы согласны, что поверхностное чтение “по диагонали” — не самый лучший вариант для школьников, которым прежде всего нужно качественно усвоить учебную программу и научиться наслаждаться произведениями художественной литературы.

Безусловно, каждый ребенок и его способности уникальны, поэтому разумно будет ориентироваться на ключевые моменты готовности детей к освоению техники скорочтения. Так, если ваш ребенок уже умеет читать вслух, легко прочитывает страницу за пару минут и понимает смысл прочитанного (может пересказать суть своими словами), можно ставить задачу повышения скорости чтения с помощью набора упражнений для скорочтения.

5 ключевых навыков для высокой скорости чтения

Обучаясь скорочтению, важно постоянно тренировать следующие умения:

  • концентрация внимания;
  • подавление артикуляции (привычки проговаривать текст);
  • улучшенный зрительный навык — широкое поле периферического зрения;
  • умение быстро выделять в тексте ценную, полезную информацию и не растрачивать внимание на «воду»;
  • хорошая память — усвоение ценной информации из прочитанного материала;
  • повышение скорости мышления.

Секрет освоения техники скорочтения — регулярные упражнения в развитии памяти, внимания и овладении другими навыками быстрого чтения.

Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?

Наибольшую пользу несут те упражнения, которые устраняют причину низкой скорости восприятия и обработки визуальной информации.

Основным ошибками, создающими барьер в скорости чтения и у детей, и у взрослых, считают непроизвольные возвратные движения глаз (регрессию) и ненужную артикуляцию, которой обучились мы как раз в детстве.

Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:

  • проблемы с концентрацией внимания;
  • небольшой угол (поле) зрительного охвата текстовой информации.

Так, упражнения для скорочтения в 1 классе должны быть направлены в первую очередь на развитие способности концентрировать внимание и на расширение поля охвата информации. «Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного.

Умением воспринимать длинные фразы и целые предложение «одним взглядом» может похвастаться и далеко не каждый взрослый. На этом развитие зрительных навыков чтения у большинства людей и останавливается.

Расширяем поле зрения

«Развитие периферического зрения по таблицам Шульте»

Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте позволят Вашему ребенку не только интересно провести время, но и поспособствуют повышению концентрации внимания, расширению периферического зрения и развитию памяти.

“Расфокусированный взгляд” . Основная задача тренировки — использование рассредоточенного взгляда для восприятия большей площади страницы или экрана. Упражнение можно выполнять в различных вариантах, например, для поиска с помощью рассеянного зрения одинаковых элементов или для запоминания большего количества элементов, которые удалось охватить не перемещая взгляд с центрального объекта внимания.

Улучшаем концентрацию внимания

“Активизация обоих полушарий” . Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.

“Выделение главного” . Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — “!” или “NB”, согласны — ставим “+”, не согласны — “-” и т.п.

“Называем цвет” . Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.

Красный . Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий .

Красный . Синий. Зеленый. Фиолетовый. Желтый. Коричневый. Синий. Зеленый. Синий.

Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.

“Найди слово” . Варианты выполнения упражнения:

  1. Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.
  2. Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.

Отгадывание загадок - простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Лучше всего, если это будут или .

Избавляемся от регрессии

“Режем пол строки” . Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы “срежете” ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.

“Указка” . Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.

“Чтение на скорость” . Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.

Подавляем артикуляцию

“Альтернативный текст” . Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни (“ля-ля-ля, тру-лал-ла”) или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.

“С закрытым ртом!” Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.

“Барабанная дробь” . Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.

“Чтение под отвлекающую музыку” . Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.

Развиваем память

“Нестандартное чтение” . Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.

“Восстанови пропущенные буквы”. Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти. Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для “отгадывания” очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.

Развитие скорости мышления

Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.

Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей. Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса. Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.

Выполнение заданий от LogicLike поможет в любом возрасте:

  • улучшить концентрацию внимания;
  • развить скорость мышления;
  • и в результате, существенно повысить скорость чтения.

Чтение – не только увлекательное занятие, но и определенное обязательство человека. Благодаря умению читать человек в своей жизни получает максимум информации – определяет формат магазина, состав продукта, узнает о поставленном диагнозе и многое другое.

Вопрос, как научиться быстро читать, рассматривается еще в детстве, однако и для взрослого человека этот навык или приобщение к нему оказывается немаловажным. Далее будут рассмотрены способы быстрого чтения, ведь быстро читать, значит больше успевать и узнавать.

Важность скорочтения

Техника быстрого чтения называется скорочтением . Зачем оно необходимо в принципе? Дело в том, что человек овладевает новыми познаниями только при условии видимого восприятия.

Более 95% информации, поступающей в мозг человека, обеспечивается возможностью видеть.

В то же время не исключением является и чтение важной информации, которая необходима для осуществления своей цели.

Представьте ситуацию: у вас неприятности юридического характера, и в помощь идут только брошюрки с Уголовным, Налоговым, Трудовым или Гражданским Кодексами РФ. В какой книге смотреть интересующую вас информацию – неизвестно, а время для решения проблемы ограничено. Как поступить в такой ситуации?

В таком случае нетренированный мозг не найдет нужного ответа на вопросы, а если и найдет, не сможет воспринять его в должной степени. В результате возникшие проблемы только усугубятся.

Специалисты утверждают, что человек, который не просто много читает, а владеет техникой скорочтения:

  • уверен в себе;
  • имеет адекватную самооценку, несколько самокритичен, что тоже только полезно в большинстве ситуаций;
  • добивается поставленных перед собой целей.

Подобные утверждения не беспочвенны – для этого специалисты различных систем проводили многочисленные исследования. Они пришли к выводу, что получить достойное в жизни образование можно только при помощи большого количества прочитанных книг .

Образованный человек всегда может найти работу по душе и с хорошим материальным обеспечением. Успешный человек стремится к самосовершенствованию, что также достигается путем чтения определенной обновленной литературы.

Получить необходимую информацию можно только из газет или других источников, которые необходимо не просто прочитывать, а читать быстро. Люди с навыком скорочтения быстрее учатся новому.

Почему человек медленно читает

Не всегда даже специальные упражнения в скорочтении помогают добиться желанного результата. Существуют определенные причины, в которых методика скорочтения оказывается «бесполезной». К ним относят:

  • низкий словарный запас – проблему можно устранить путем чтения интересной литературы (художественной или научной );
  • отсутствие должной концентрации внимания на тексте – в данном случае проблема объясняется слабым артикуляционным аппаратом, который легко натренировать с помощью специальных упражнений;
  • нетренированная память – можно развить только путем постоянного чтения книг и обсуждением или простым воспоминанием прочитанного;
  • сложное содержание книги – не всегда ребенок или даже взрослый человек может воспринять запутанный сюжет или большое количество сложных предложений в тексте;
  • постоянное возвращение к определенному слову – зачастую в тексте встречается какое-либо непонятное слово, его необходимо разъяснить.

Разъяснение сложного и неизвестного слова в тексте должно происходить родителями, если читает и задается вопросом ребенок. В противном случае следует обратиться к толковому словарю или интернету.

Вся правда о скорочтении. Видео:

Основные трюки в быстром чтении

Обучение скорочтению должно начинаться с изучения основных моментов в технике. К подобным основам относят следующие моменты:

  • Необходимо читать только полезные книги. Если есть желание стать успешным, значит, следует останавливать свой выбор на автобиографиях талантливых предпринимателей и так далее.
  • Выбирают книги только с простым для восприятия изложением – к ним относятся рукописи современных авторов. Классика в данном случае окажется неуместной, поскольку в тексте будет присутствовать большое количество уже устаревших слов.
  • Выбранную книгу необходимо прочитать быстро 2 раза. Первый раз является ознакомлением с информацией, а второй раз – это уже техника скорочтения.
  • Читайте только в удобных для вас местах – желательно дома и не менее 1-1,5 часов без отрыва на важные дела.
  • Не следует читать не понравившееся произведение, а также «лишнее» — не следует человеку, желающему добиться успеха, начинать чтение фантастики.

Это только основные моменты, которые помогут освоить скорочтение в домашних условиях. Далее следует изучить тонкости в методике.

Техники скорочтения

По факту, скорочтение – это комплекс многочисленных методик, которые используются для освоения навыком.

Методики подразделяются на группы – предназначенные для детей или взрослых. Если же говорить о взрослых, можно выделить следующие методы освоения скорочтения:

  • Прочтение книги с начала и до конца, а после наоборот – с конца до начала. В данном случае подразумевается возможность увеличить скорость чтения.
  • Чтение по диагонали – методика весьма интересная, но чтение наискосок помогает в быстром пролистывании книг. В основном такой способ используется в изучении художественной литературы.
  • Вождение пальцем по низу строчки – этот способ используется еще в изучении техники чтения в дошкольном возрасте. Объясняется подобное помощью в концентрации внимания.
  • Техника присвоения – основывается на выделении в тексте ключевых слов, которые в дальнейшем уже не прочитываются, но воспринимаются.
  • Техника сопереживания – важно визуализировать главного героя книги, прочувствовать его. Представленные действия позволяют легче воспринимать читаемый текст.

Существует еще интересный метод, как быстро читать книги. Способ называется просто: «Метод штурма» . Его используют разведчики, когда им необходимо понять и усвоить большой объем информации. Способ заключается в использовании книги научной литературы.

Объем книги – не менее 100 страниц. Техника заключается в предварительной подготовке страниц – необходимо на каждой странице строго посередине провести вертикальную линию карандашом.

Представленной технике обучается отдельный человек, но может освоить каждый желающий.

Также можно читать специальные книги по скорочтению – это работы многочисленных специалистов, предлагающих различные методы и способы для улучшения скорости чтения. Каждый найдет для себя наиболее интересный вариант, который поможет в большей степени.

Как научиться быстро и лучше запоминать прочитанное? Видео:

О важности восприятия прочитанной информации

Мало знать, как научиться скорочтению, необходимо воспринимать быстро прочитанную информацию, что достигается непросто.

Во-первых, необходимо научиться попросту извлекать полезную информацию из прочитанного текста. Это помогает воспринимать смысл прочитанного гораздо быстрее.

Во-вторых, важно воспользоваться уясненной информацией на практике – в этом случае человек начинает применять скорочтение с пользой для себя. Подобные действия и основы идут в сравнении с изучением иностранных языков – если не будет практики, заученные слова быстро позабудутся.

Выделяют следующие правила, как научиться быстро читать и запоминать прочитанное:

  • Рассказывать о прочитанном знакомым и друзьям.
  • Делать пометки по ходу чтения – необходимо выделять важные для себя словосочетания или целые абзацы.
  • Читать только в часы усиленной работы мозга – в зависимости от типа человек делится на «сову» или «жаворонка». Выбирать следует время, когда мозг активнее всего работает.
  • Никогда не читать вслух – это отвлекает от восприятия информации.
  • Важно сосредоточиться на чтении – если человека терзают более важные события, воспринять и запомнить информацию будет гораздо сложнее.

Как научить ребенка быстро читать и правильно?

Скорочтение для детей тоже существует, причем использовать технику следует сразу же, как только малыш готов к обучению навыка. В дальнейшем это поможет быстрее и легче воспринимать информацию, получаемую в школе.

Когда начинать обучение?

Приучать ребенка к чтению следует только после полноценного и самостоятельного анализа его состояния. Ребенок готов к обучению, если присутствуют следующие моменты:

Здесь больше полезной информации.

  • Малыш владеет речью в полном объеме – он может говорить целыми предложениями, использует нераспространенные слова в разговоре со взрослым.
  • У него развит фонематический слух — хорошо ли малыш воспринимает слова на слух, может ли назвать начальную и последнюю букву в произнесенном для него слове.
  • У малыша нет проблем со слухом и произношением – все звуки в речи ребенка поставлены, сохраняется правильный темп предложений (ребенок делает акцент на ключевых словах в предложении ).
  • Ребенок свободно ориентируется в пространстве – у него хорошо развит вестибулярный аппарат, он знает понятие «влево», «вправо», «вверх» и «вниз».

Получается, что научить ребенка читать и обучить его методике скорочтения можно только при отсутствии проблем в развитии. Не следует начинать обучение в раннем возрасте, если крохе это неинтересно – работа не принесет должных результатов, а обучение может вообще «встать».

Пошаговая инструкция

Чтобы привить ребенку навыки скорочтения (обучать его в дошкольном возрасте этой технике в полной мере не рекомендуется ), необходимо проделать следующие шаги:

Определите, какая техника ему дается проще – ее и используйте в первое время. По мере развития скорочтения меняйте методы более сложными вариантами.



Рассказать друзьям