Как приучить ребенка к самостоятельному засыпанию. Как подготовить малыша к самостоятельному засыпанию? Как научить младенца засыпать самостоятельно и спокойно спать всю ночь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Все родители хотят, чтобы их дети спали спокойно и всю ночь без пробуждений. Но взрослые не всегда учитывают особенности детской психики и ее способности относительно возраста. Самостоятельное засыпание, как и другой любой навык, нужно осваивать по возрасту. Когда ребенок физиологически к этому готов.

  • Ребенок еще не готов к этому физиологически и психологически
  • Успехи в обучении в таком раннем возрасте не гарантируют сохранение навыка самостоятельного засыпания после полугода
  • Неаккуратное применение методик обучения СЗ может стать небезопасным и навредить отношениям «мама-ребенок»

Первые полгода малыш полностью зависит от взрослого.

Эмоционально и физически малыш зависит от значимого взрослого, чаще от мамы. В процессе эмоционального общения, ухода за малышом, кормления формируется эмоциональная связь и близость с малышом. Она зависит и от того, как удовлетворяются его потребности в еде, тепле, смене памперса и общении. Привязанность первые полгода формируется в тесном тактильном и эмоциональном контакте с мамой, что важно учитывать.

В раннем возрасте малыш не умеет еще успокаиваться сам, ему еще нужна помощь взрослого при засыпании.

Подумайте, что такое «самостоятельность»? Что малыш может сделать сам в таком раннем возрасте? Какая самостоятельность в 2 месяца? Но, несомненно, с возрастом самостоятельность ребенка растет и проявляется в его новых двигательных навыках.

Около полугода малыш сталкивается с психологической сепарацией - процессом естественного отдаления мамы от ребенка и его от мамы, что также свидетельствует о взрослении ребенка. Это процесс двусторонний. Не только малыш отдаляется от мамы - он уже может отползти, например, но и мама позволяет ему делать это в безопасных условиях и рядом с собой. Так малыш осваивает пространство, познает мир вокруг себя, знакомится с новыми эмоциями и впечатлениями от того, что стал по-другому смотреть на мир и близких, которые его окружают - уже не лежа на спине, а в перевороте или на животе. И тут очень важно, на сколько взрослый стимулирует и поощряет эти порывы самостоятельности, а соответственно взросления малыша. Ведь бывает так, что ребенок в 6-7 месяцев готов сам что-то делать, но родители не готовы к этому: они бояться, ограждают малыша от многого, делают что-то за него, хотя он уже сам умеет это. В такой ситуации взрослым важно разбираться с вопросами: «Почему мне это удобно?», «Самостоятельность моего малыша - это что для меня?».

Иногда в , что мама психологически не готова к тому, что ее малыш повзрослел, мама начинает в некоторых ситуациях чувствовать себя не такой значимой, как раньше, возникает ощущение, что ребенок уже не так сильно нуждается в ней. У таких переживаний есть разные скрытые психологические причины: сложные отношения с супругом, поиск ласки в заботе о малыше, сложные отношения с мамой и тогда страх «не додать» что-то своему маленькому сокровищу, а, может быть, мама себя в таких отношениях с ребенком чувствует особенной и самой значимой.

Но самостоятельность малыша и его взросление не делают маму менее значимой, иногда наоборот, чтобы пройти , малыш вначале нуждается в маминой поддержке - липнет к маме, постоянно находится у нее на руках, не отпускает ее руку, чтобы получить безопасность, сделать шаг вперед и «отпустить» маму до следующего кризисного события.

И на каждом возрастном этапе ребенка любовь мамы будет проявляться в разных действиях и поступках. Даже когда мама перестает кормить грудью, она не становится менее значимой для своего крохи. Она не начинает любить его меньше, также, как и он ее. И с возрастом развиваются другие проявления маминой любви и заботы. Подумайте, в чем проявляется ваша забота о малыше? Вспомните, отличается ли сейчас эта любовь и забота от той, которая была в раннем возрасте малыша? Появляются ли новые способы сказать и показать свои теплые чувства ребенку?

Почему мы рекомендуем обучать самостоятельному засыпанию после 6 месяцев?

Около 6 месяцев малыш становится более мобильным, он уже активно переворачивается и учится ползать. К 6-7 месяцам начинают запускаться процессы саморегуляции, что позволяет малышу осваивать новые способы успокоения и находить свои.

В этом возрасте в качестве самоуспокоения могут выступать действия, несвязанные с присутствием взрослого в момент засыпания: дети могут засыпать сами, если иногда есть соска, сонный любимец, сосание пальчика, «пожмякивание» одеялка, «мурлыкание» себе под нос «колыбельных-мантр».

К 6-8 месяцам важно развивать самостоятельность, способствовать взрослению ребенка, поощрять это. А - это как любой другой навык, которому можно и нужно научить ребенка, если он готов и здоров (ВАЖНО! для исключения медицинских причин рекомендуем обратиться к педиатру).

Что может помочь в этом возрасте подготовить ребенка к самостоятельному засыпанию?

  1. Проверьте условия сна . Не бойтесь создавать идеальные условия для сна и перестаньте волноваться, что это будет мешать малышу в будущем спать при малейшем шорохе. Обычно такая требовательность к условиям сна касается очень чувствительных малышей. Помните, что детям важно создать комфортные условия для сна. Дети больше, чем взрослые, нуждаются в проветривании и прохладе. комнату на время сна, не переживайте, что это запутает ребенка. Темнота помогает лучше спать, ведь «гормон сна» начинает активно вырабатываться в темноте, так детям легче расслабить мышцы глаз и удерживать веки закрытыми. К тому же, дети меньше отвлекаются на рассматривание и изучение окружающей обстановки.
  1. Ритуалы. Как много мы пишем о Это так просто, и так эффективно, но многие родители игнорируют важность ритуалов перед сном. Почему ритуалы работают? Ребенку важна последовательность и предсказуемость. Когда одни и те же действия повторяются каждый вечер перед сном, то это помогает настроиться на сон и быть готовым к нему. Такая предсказуемость успокаивает и расслабляет. Вы можете попробовать вводить ритуалы постепенно. Добавьте больше расслабляющих действий перед сном, подумайте, какие из спокойных занятий приятны и вам, и вашему малышу. Старайтесь и сами получать удовольствие от этого процесса. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом наедине, полностью посвящая себя друг другу. И помните, что с возрастом ритуалы для засыпания дополняются и насыщаются - то, чем вы занимались с 5-месячным ребенком уже будет скучно для малыша 1 года.
  1. Подберите комфортный режим . К 5-6 месяцам начинает формироваться с 3-4 дневными снами. В этом возрасте можно пробовать зафиксировать время ночного укладывания и утреннего пробуждения, а также первый утренний сон через 1-1,5 ч после подъема. Наблюдайте за своим малышом, ориентируясь не столько на , но и на признаки усталости вашего малыша, на его . Фиксируйте и анализируйте свои наблюдения. Они помогут вам выстроить индивидуальный режим вашего ребенка. Но помните, что время бодрствования растет с возрастом и режим постепенно изменяется. Будьте к этому готовы. Вечером можно поискать в течение нескольких дней комфортное время укладывания. Это время мы называем «окно сна» - начало выработки «гормона сна» мелатонин, время, когда ребенок быстрее и легче засыпает. Это поможет вам облегчить укладывание и сократить время засыпания.
  1. Дневной сон в кроватке. Рекомендация избегать в первую очередб касается утреннего сна (первого дневного сна)и послеобеденного сна (второго дневного сна). Сон в в коляске - некачественный сон, не позволяет малышу отдохнуть как следует. Важно постепенно приучить ребенка ко сну в Сначала сформируйте положительное отношение к кроватке, потом пробуйте организовать первый сон в кровати, а в след за этим и послеобеденный сон. Спустя несколько дней можно иногда перекладывать ребенка засыпающим - сонным, готовым ко сну на один из снов в его кроватку. Важно приучить не только просыпаться в своей кроватке, но и засыпать, научить осознавать момент засыпания в своей кровати.
  1. Постепенно снижайте свою во время засыпания малыша: чуть меньше качайте, поглаживайте, пойте.
  1. Помните, что в период регресса 7-10 месяцев лучше не принимать жестких правил. Начинайте обучать СЗ, когда ребенок переживет регресс сна.

Помните, что от психологической готовности и настроя мамы во многом зависит эффективность обучения ребенка и то, как он засыпает самостоятельно.

Если мама не готова обучать малыша самостоятельному засыпанию

Может быть и так, что в 6-7 месяцев малыша мама не готова обучать ребенка засыпать самостоятельно. И это нормально, это выбор мамы. Значит маме важно проработать некоторые важные темы, а пока ей это не подходит. Многое зависит от того, насколько всей семье комфортно в текущей ситуации со сном ребенка и хочется ли что-то менять. Мы всегда повторяем - если вас все устраивает, то ничего менять не нужно!

Важно понимать, что есть культурные различия и особенности воспитания. На западе ребенок быстрее становится самостоятельнее, отношения между мамой и детьми более сдержанные, малыш рано отделяется от мамы, сама мама в более раннем возрасте отделяется от него и психологически и физически, мамы раньше выходят на работу и отдают детей в детский сад очень рано. Для европейских и американских мам нет внутреннего конфликта или противоречия по этому поводу - это допустимо и привычно для них. Но мамам в СНГ и России часто не подходит такое резкое и раннее отделение от малыша. В русскоговорящей зоне более жертвенные мамы, детоцентризм становится настоящей отличительной чертой - большинство мам не готовы рано выходить на работу и оставлять малыша с кем-то, чаще всего мамы не поощряют самостоятельность ребенка, очень опекают и стараются многое сделать за него, потому наши детки чуть позже становятся самостоятельными. Это не хорошо и не плохо. Это нормально. И эти культурные различия следует учитывать, иначе у мамы возникает внутренний конфликт, который мешает достигнуть поставленных целей: «я хочу обучить самостоятельно засыпать и в отдельной комнате, но мне самой так нравится спать вместе с ним и страшно, что он там будет одинокий лежать без меня» - и в результате обучение останавливается на психологической работе с мамой, ее готовностью.

В большинстве случаев помогают маме найти свои внутренние ресурсы, найти баланс между «надо и хочу», прийти к золотой серединке между личными желаниями мамы и потребностями ребенка.

Консультанты Спи, Малыш помогают преодолеть родителям трудности с детским сном, подготовить к самостоятельному засыпанию, пройти обучение СЗ под чутким сопровождением психологов и специалистов по детскому сну. который мы используем в работе, был разработан в Америке, но мы его адаптировали для русскоговорящих мам с учетом культурных особенностей. Метод мягкого отдаления помогает обучить малыша спать самому, с минимальной маминой помощью и с нетравматичным опытом для ребенка.

И если малыш не умеет спать сам и ему постоянно требуется контакт с мамой при засыпании, то с этим можно и нужно работать - учить малыша засыпать самостоятельно. Это такой же навык, как ходить или разговаривать. Когда-нибудь ребенок и сам научится это делать, но с помощью взрослого он сможет освоить новый навык быстрее и эффективнее.

Что делать, если ребёнок в трёхлетнем возрасте никак не хочет ложиться спать, капризничает, не отпускает от себя маму? Как его уложить и как помочь ему заснуть? Давайте попробуем в этом разобраться.

Ваш ребёнок не хочет засыпать в положенные 9 часов вечера? Значит, пришла пора воспользоваться нашими советами.

Как уложить ребёнка в 3 года спать

Чтобы ребёнок засыпал в положенное время без боя, необходимо приучить его к режиму. Готовить малыша к вечернему отходу ко сну нужно начинать уже с утра. Просыпаться он должен не позже семи часов, после чего плотно завтракать и отправляться на прогулку. Вечерняя прогулка перед сном также обязательна. Если она проходит за 2-3 часа до сна, поиграйте с малышом в активные игры.

Ужин должен быть не позже 19 часов вечера. При этом рацион должен включать в себя исключительно полезную пищу: ничего мясного и сладкого. Уже после ужина нельзя позволять малышу активные игры: лучше поучите вместе с ним стих, почитайте книгу.

Отход ко сну следует превратить в настоящий ритуал. Примерно в 8 часов вечера ребёнок должен принять ванну, почистить зубы, надеть пижаму. После этого дайте ему тёплое молоко с мёдом, уложите в кроватку и прочитайте сказку. Если всё делать постоянно и в точности соблюдать режим, проблем с отходом ко сну у вашего малыша не будет.
Если вы хотите приучить ребёнка 3 лет засыпать самостоятельно, но не знаете как, можете также воспользоваться нашими рекомендациями.
В первую очередь, не думайте, что ребёнок начнёт засыпать самостоятельно за вечер или за неделю. Чтобы сформировать данную привычку, необходима последовательность. Здесь также поможет ритуал отхода ко сну, о котором мы уже писали выше. Но к нему нужно прибавить поцелуй или что-то ещё, после чего можно будет выключить свет и пожелать малышу: «Спокойной ночи!».
Чтобы ребёнок не боялся засыпать самостоятельно, разрешите взять ему с собой в кровать любимую игрушку. Можно даже сказать о том, что его любимая собачка или плюшевый мишка уже уснули и теперь ждут, когда малыш к ним тоже присоединится.
Если ребёнок не может заснуть, плачет и зовёт вас, немного посидите с ним, снова пожелайте спокойной ночи, скажите, что все уже давно спят и ждут, когда и он тоже уснёт.
Конечно, такая ситуация может сохраняться несколько недель. Нужно терпение. Возможно, вам поможет включенный ночник, который можно выключить, когда ребёнок заснёт. В любом случае, ваше терпение будет вознаграждено.

Что делать, если ребёнок 3 года долго засыпает

Если ребёнок в трёхлетнем возрасте очень долго и плохо засыпает, создайте в его комнате обстановку, располагающую ко сну. Для этого нужно проветрить помещение, прикрыть шторы, выключить свет и включить ночник. Примерно за час до сна поиграйте в спокойную игру с малышом. Например, можно собрать пазл и пирамиду из кубиков. После этого выкупайте ребёнка в ванне с лавандой или морской солью, почитайте ему сказку, а затем уложите его. Посидите рядом, спойте ему колыбельную.
Важно, чтобы ребёнок ложится спать строго в одно и то же время, даже если он не трёт глазки и не просится в кровать. Наберитесь терпения, повторяйте ежедневный ритуал отхода ко сну, и вы обязательно добьётесь успеха.

Можно ли с первых дней жизни младенца научиться понимать его «язык» и начать полноценно общаться с ним? Как разобраться в характере новорожденного, чтобы ухаживать за ним с учетом его личных особенностей и темперамента? Есть ли простые и надежные способы решения таких типичных проблем младенческого возраста, как «беспричинный» плач или нежелание спать по ночам?

Об этом и многом другом рассказывает Трейси Хогг, специалист по уходу за новорожденными. Ее многолетний опыт и рекомендации помогли очень многим семьям, в том числе и звездным, справиться с трудностями первого года родительства и вырастить счастливых и здоровых малышей. Все советы Трейси предельно практичны и доступны каждому, а предлагаемые ею приемы исключительно действенны — возможно, потому, что ее подход основан на уважительном отношении к новорожденным детям, пусть маленьким, но личностям.


Почему эта книга достойна прочтения

  • Трейси Хогг — одна из самых известных авторов детско-родительской литературы, она признана наравне с именитыми Адель Фабер, Элейн Мазлиш, Уильямом и Мартой Сирс;
  • must-have для всех родителей, у кого есть новорожденные: вы поймете, чего вам ждать, и научитесь справляться даже с тем, чего не ожидали;
  • автор компетентно и по-доброму объяснит каждой маме и каждому папе как в любви, уважении и заботе вырастить счастливого ребенка;
  • родители по всему миру называют Трейси современной Мэри Поппинс за ее действенные советы;
  • современные педиатры рекомендуют книги автора родителям во всем мире.

Кто автор
Трейси Хогг по праву считается современной Мэри Поппинс, по всему миру молодые мамочки пользуются ее методикой по самостоятельному засыпанию младенцев.
Автор была медицинской сестрой, и чтобы помогать младенцам, ей пришлось научиться понимать их язык и расшифровывать посылаемые ими сигналы. Благодаря этому Трейси сумела освоить и их невербальный язык. Переехав в Америку, она посвятила себя уходу за новорожденными и роженицами и помощи молодым родителям.

Как научить младенца засыпать самостоятельно и спокойно спать всю ночь?

Моему новорожденному ребенку было около двух недель, когда меня вдруг оглушило понимание: больше я никогда не смогу отдохнуть. Ну, никогда — это, возможно, слишком сильно сказано. Оставалась надежда, что, отправив сына в колледж, я все таки смогу снова спокойно спать ночами. Но я готова была голову дать на отсечение — пока он младенец, мне это не светит.
Сэнди Шелтон. Спокойный ночной сон и прочие враки

Сладких снов, мой хороший!

В первые дни жизни главное занятие новорожденного — сон. Некоторые спят в первую неделю до 23 часов в сутки! Разумеется, сон нужен любому живому существу, но для новорожденного это все. Пока младенец спит, его мозг неустанно трудится над созданием извилин, необходимых для умственного, физического и эмоционального развития. Если ребенок нормально выспался, он собран, сосредоточен и всем доволен — совсем как взрослый после хорошего отдыха. Он от души ест, увлеченно играет, излучает энергию и активно общается с окружающими.

Организм ребенка, который плохо спит, не может функционировать нормально, поскольку его нервная система истощена.

Он раздражителен и нескоординирован. Малыш неохотно берет грудь или бутылочку. У него нет сил исследовать мир. Что самое скверное, переутомление усугубляет проблему сна. Дело в том, что дурные привычки в отношении сна создают замкнутый круг. Некоторые малыши настолько устают, что физически не способны успокоиться и уснуть. Лишь когда сил совершенно не осталось, бедняжки наконец отключаются. Больно смотреть, как малышка буквально оглушает себя собственным плачем, пытаясь отгородиться от мира, настолько она перевозбуждена и расстроена. Но хуже всего то, что даже этот выстраданный сон оказывается неглубоким и прерывистым и длится порой не дольше 20 минут. В итоге ребенок почти постоянно живет «на нервах».

Итак, все как будто очевидно. Но знали бы вы, как много людей не понимают этой простой вещи: чтобы выработать привычку к здоровому сну, младенцу нужно наставничество родителей. Так называемые проблемы со сном потому и являются типичными, что множеству родителей невдомек: они, а не их дети, должны решать, когда малышу ложиться и как засыпать.

В настоящей главе я расскажу вам, что сама думаю по этому поводу, и многие мои мысли наверняка вступят в противоречие с тем, что вы читали или слышали от других. Я научу вас замечать усталость младенца, прежде чем она перейдет в переутомление, и подскажу, что делать, если вы упустили ценное временное окно, когда ребенка легко уложить. Вы узнаете, как помочь малышу уснуть и как устранить сложности, связанные со сном, не допустив, чтобы они превратились в устойчивую проблему.

Долой заблуждения: чуткий сон

Сейчас умами родителей владеют две кардинально отличающиеся одна от другой «школы».
К первой относятся приверженцы совместного сна, как бы он ни именовался, будь то «сон в родительской постели» или метод Сирза. (Доктор Уильям Сирз, педиатр из Калифорнии, продвигает идею о том, что младенцам следует разрешить спать в постели родителей до тех пор, пока они не попросят, чтобы им предоставили собственную кровать.) В основе этого метода лежит представление о том, что у ребенка должно выработаться позитивное отношение ко сну и укладыванию спать (тут я двумя руками «за») и что самый правильный путь к этой цели — носить его на руках, нянчить и поглаживать, пока малыш не уснет (против чего я категорически возражаю). Сирз, наиболее влиятельный пропагандист этого метода, недоумевает в интервью, опубликованном в журнале Child в 1998 году: «Как у матери может возникнуть желание положить свое дитя в ящик с прутьями и бросить его в темной комнате совершенно одного?»

Сторонники совместного сна родителей и младенца часто ссылаются на традиции других культур: например, острова Бали, где новорожденных не спускают с рук, пока им не исполнится три месяца. (Но мы то ведь не на Бали живем!) Члены Ла Лече Лиги полагают, что если у младенца выдался трудный день, маме следует оставаться в постели вместе с ним, обеспечивая необходимые ему дополнительный контакт и заботу. Все это служит «упрочению привязанности» и формированию «чувства безопасности», поэтому сторонники этой точки зрения считают вполне возможным, чтобы мама и папа жертвовали своим временем, личной жизнью и собственной потребностью в сне. А чтобы им было проще на это пойти, Пэт Йериан, пропагандистка совместного сна, мнение которой приводится в книге «Женское искусство грудного вскармливания» (The Womanly Art of Breastfeeding), призывает недовольных родителей изменить свой взгляд на ситуацию: «Если вы сумеете сделать шаг в сторону большей терпимости [по отношению к тому, что ваш ребенок будет вас будить], то обретете способность наслаждаться этими тихими моментами ночного общения с новорожденным, нуждающимся в ваших руках и ласке, или малышом чуть постарше, которому нужно просто побыть с кем то рядом».

На другом полюсе находится метод отсроченного отклика, часто именуемый «ферберским» по фамилии доктора Ричарда Фербера, директора Центра по изучению нарушений сна у детей при Бостонской детской больнице. Согласно его теории, дурные привычки, связанные со сном, являются приобретенными, а значит, от них можно отвыкнуть (с чем я целиком и полностью согласна). Соответственно, он рекомендует родителям класть ребенка в кроватку, когда он еще бодрствует, и приучать засыпать самостоятельно (с этим я также согласна). Если же ребенок, вместо того чтобы уснуть, начинает плакать, фактически обращаясь к родителям с призывом: «Подойдите, заберите меня отсюда!» — Фербер советует оставлять плач без внимания на все более продолжительные промежутки времени: в первый вечер на пять минут, во второй на 10, затем на 15 и т. д. (и тут наши с доктором Фербером дорожки расходятся). Объяснения доктора Фербера приводятся в журнале Child: «Если малыш хочет поиграть с опасным предметом, мы говорим “нельзя” и устанавливаем границы допустимого, которые могут вызывать его протест…. То же самое происходит, когда мы объясняем ему, что ночью действуют свои правила. Хорошо спать ночью — в его же интересах».

Возможно, вы уже примкнули к одному или к другому лагерю.
Если какой то из этих двух методов подходит вам и вашему ребенку, отвечает вашему образу жизни, не сомневайтесь, продолжайте в том же духе. Но дело в том, что мне нередко звонят люди, уже испытавшие оба эти подхода. Обычно события развиваются следующим образом. Один из родителей сначала отдает предпочтение идее совместного сна с ребенком и убеждает своего партнера или партнершу, что это самое лучшее. В конце концов, в этом и впрямь есть нечто романтичное — некий возврат «к истокам». Да и ночные кормления перестают быть проблемой. Полная энтузиазма пара решает вообще не покупать детскую кроватку. Но проходит несколько месяцев — подчас довольно много, — и идиллия заканчивается. Если мама и папа очень боятся «заспать» ребенка, то могут сами лишиться сна из за постоянных опасений, а у кого то развивается болезненная чувствительность к малейшему звуку, изданному малышом во сне.

Младенец может просыпаться часто — каждые два часа — и требовать внимания. И если одних малышей достаточно погладить или прижать к себе покрепче, чтобы они снова уснули, то другие считают — самое время поиграть. В результате родители вынуждены кочевать по квартире: одну ночь играют с ребенком в спальне, другую дремлют в гостиной, пытаясь наверстать упущенное. Как бы то ни было, если оба они не были на 100% убеждены в правильности избранного метода, в том из них, кто поддался уговорам другого, начинает расти внутреннее сопротивление. Тут то этот родитель и хватается за «ферберский» метод.

Пара решает, что малышке пора обзавестись собственным спальным местом, и покупает кроватку. С точки зрения малышки, это переворот, крах привычного мира: «Вот мои мама и папа, они несколько месяцев клали меня спать вместе с собой, укачивали, гулили, не жалели сил, чтобы сделать меня счастливой, и вдруг — бабах! Меня отвергли, выселили в другую комнату, где все чужое и пугающее! Я не сравниваю себя с узницей и не боюсь темноты, потому что мой младенческий ум не знает таких понятий, но меня мучает вопрос: “Куда все подевались? Где родные теплые тела, которые всегда были рядом?” И я плачу — по другому я не могу спросить: “Где вы?” И они наконец то появляются. Меня поглаживают, просят быть умницей и спать. Но никто не научил меня засыпать самостоя¬тельно. Я ведь еще младенец!»

На мой взгляд, радикальные методы подходят не всем детям. Очевидно, они не подошли детям, родители которых обращаются ко мне за помощью. Сама я предпочитаю с самого начала придерживаться того, что считаю золотой серединой. Я называю свой метод «разумный подход ко сну».


Три фазы засыпания

Засыпая, ребенок проходит эти три фазы. Весь цикл длится около 20 минут.

Фаза 1: «окно». Ваш ребенок не может сказать: «Я устал». Но он вам это продемонстрирует зевотой и другими утомления. Прежде, чем он зевнет в третий раз, уложите его в кроватку. Если этого не сделать, он не перейдет ко второй фазе засыпания, а заплачет.

Фаза 2: «отключка». Начало этой фазы знаменует характерный взгляд ребенка, застывший, устремленный неведомо куда, - я называю его «взглядом в дальнюю даль». Ребенок удерживает его 3-4 минуты, и, хотя глаза его открыты, на самом деле он никуда не смотрит - его сознание витает где-то между явью и сном.

Фаза 3: «дрема». Теперь ребенок напоминает человека, задремавшего в поезде: глаза закрываются, голова падает на грудь или в сторону. Кажется, он уже уснул, но не тут-то было: глаза внезапно распахиваются, голова рывком возвращается в прежнее положение, так что все тело вздрагивает. Затем веки снова опускаются, и все повторяется снова и снова от трех до пяти раз, после чего он окончательно погружается в сон.

Что такое разумный подход ко сну?

Это срединный путь, отрицающий любые крайности. Вы заметите, что мой подход берет что то от обоих описанных принципов, но не все, поскольку, на мой взгляд, идея «пусть наплачется и уснет» не совместима с уважительным отношением к ребенку, а совместный сон заставляет родителей жертвовать своими интересами. Мой же принцип учитывает интересы семьи в целом, нужды всех ее членов. С одной стороны, младенца нужно научить засыпать самостоятельно — он должен чувствовать себя уютно и безопасно в собственной кроватке. С другой стороны, ему требуется и наше присутствие, чтобы успокоиться после стресса. Нельзя приступать к решению первой задачи, пока не решена вторая. В то же время и родители нуждаются в полноценном отдыхе, во времени, которое могут посвятить самим себе и друг другу; их жизнь не должна круглые сутки крутиться вокруг младенца, однако они все таки должны уделять малышу определенное время, силы и внимание. Эти цели вовсе не являются взаимоисключающими. Далее я расскажу, на чем основывается разумный подход ко сну, и, учитывая это, вы решите все стоящие перед вами задачи. По всему тексту главы я буду приводить примеры практического воплощения каждого элемента, чтобы вам проще было овладеть первым «С» моего чудесного ПАСС (Питание - Активность - Сон - Свободное время родителей - об этом подробнее читайте в других главах - прим. Материнство.ру).

Идите туда, куда хотите прийти. Если вас привлекает идея совместного сна, изучите ее всесторонне. Именно так вы хотели бы проводить каждую ночь в течение трех месяцев? Шести месяцев? Дольше? Помните: все, что вы делаете, обучает вашего ребенка. Значит, если вы помогаете ему уснуть, держа его у груди или укачивая 40 минут, фактически вы сообщаете ему: «Так ты должен засыпать». Принимая решение идти таким путем, вы должны быть готовы следовать ему в течение долгого времени.

Независимость не значит игнорирование. Когда я говорю матери или отцу новорожденной крохи: «Мы должны помочь ей стать независимой», — они вскидывают на меня глаза в изумлении: «Независимой? Но, Трейси, ей всего несколько часов от роду!» «Когда же, по вашему, надо начинать?» — спрашиваю я.

На этот вопрос не может ответить никто, даже ученые, ведь мы не знаем, когда именно младенец начинает в полном смысле этого слова постигать мир. «Так начинайте прямо сейчас!» — призываю я. Но приучать к независимости не значит бросать плакать в одиночестве. Это значит удовлетворять потребности малышки, в том числе и брать ее на руки, когда она плачет — ведь этим она пытается что то вам сказать. Но, как только ее потребности удовлетворены, ее нужно спустить с рук.

Наблюдайте, не вмешиваясь. Возможно, вы помните, я уже давала это рекомендацию, рассказывая об играх с младенцем. Она справедлива и в отношении сна. Всякий раз, когда ребенок засыпает, он проходит последовательность определенных фаз (см. «Три фазы засыпания»). Родители должны хорошо знать эту последовательность, чтобы не нарушать ее. Мы должны не вторгаться в естественные процессы жизнедеятельности ребенка, а наблюдать за ними, предоставив крохе возможность заснуть самостоятельно.

Не формируйте у ребенка зависимость от «костылей». «Костылем» я называю любой предмет или любое действие, лишившись которых ребенок испытывает стресс. Не приходится надеяться, что младенец научится засыпать сам, если внушать ему, что папины ручки, получасовое укачивание или мамочкин сосок в ротике всегда к его услугам. Как я отмечала в главе 4, я одобряю использование пустышек, но не в качестве затычки для рыдающего младенца. Совать пустышку или грудь ребенку, чтобы заткнуть ему рот, попросту невежливо. Более того, если мы так поступаем или без конца носим кроху на руках, баюкаем и укачиваем, ради того чтобы она уснула, мы фактически формируем у нее зависимость от «костыля», лишая ее возможности выработать навыки самоуспокоения и научиться засыпать без посторонней помощи.

Кстати, «костыль» совсем не то же самое, что переходный объект — скажем, плюшевая игрушка или одеяльце, — который ребенок выбирает сам и к которому привязывается. Большинство младенцев младше семи-восьми месяцев не способны к этому — «привязанности» совсем маленьких детей по большей части формируются родителями. Разумеется, если вашу малышку успокаивает любимая игрушка, подвешенная в кроватке, пусть она у нее будет. Но я против любых вещей, которые даете ей вы, чтобы ее утихомирить. Пусть она отыщет собственные способы успокоиться.

Выработайте ритуалы отхода к дневному и ночному сну. Укладывание ребенка спать днем и вечером должно всегда происходить заведенным порядком. Я не устаю подчеркивать: младенцы — невероятные традиционалисты. Они предпочитают знать, что будет дальше. Исследования доказали, что даже совсем маленькие дети, приученные ожидать определенных стимулов, способны предугадывать их.

Изучите особенности засыпания вашего малыша. У всех «рецептов», как уложить младенца спать, есть общий недостаток: универсальных средств не бывает. Одному подходит одно, другому другое. Да, я предлагаю родителям немало рекомендаций общего характера, в том числе знакомлю их с общими для всех фазами засыпания, но неизменно советую внимательно присматриваться к своему ребенку, единственному и неповторимому.

Самое лучшее — вести журнал наблюдения за сном малыша. С утра записывайте, когда он проснулся, и добавляйте записи о каждом дневном сне. Отметьте, когда его уложили вечером и во сколько он просыпался ночью. Ведите журнал в течение четырех дней. Этого достаточно, чтобы понять, как «устроен» сон именно вашего ребенка, даже если кажется, что никакой системы в этом нет.

Например, Марси была убеждена, что дневной сон ее восьмимесячного Дилана совершенно бессистемен: «Он никогда не засыпает в одно и то же время, Трейси». Но через четыре дня ведения журнала наблюдений она заметила: хотя время немного меняется, Дилан всегда ненадолго засыпает между 9 и 10 часами утра, спит еще 40 минут в интервале от 12:30 до 14:00, а к пяти вечера всегда оказывается очень капризным и раздраженным и отключается минут на 20. Эти знания помогли Марси спланировать свой день и, что не менее важно, понять поведение и настроение своего малыша. Учитывая естественные биоритмы Дилана, она упорядочила его повседневную жизнь, обеспечив ему возможность полноценно отдыхать. Когда же он начинал капризничать, она лучше понимала, в чем дело и не хочет ли он спать, и реагировала быстрее.

Волшебная дорога к счастью

Помните, Дороти из «Волшебника страны Оз» должна была идти по дороге, вымощенной желтым кирпичом, чтобы найти того, кто поможет ей вернуться домой? После череды ошибок и разочарований она, в конце концов, нашла этого помощника — собственную мудрость. По сути, я помогаю родителям пройти такой же путь. Будет ли у вашего ребенка здоровый сон, зависит от вас, объясняю я. Этому нужно учиться, и процесс обучения начинают и проводят родители. Именно так! Младенца необходимо научить, как правильно засыпать. Путь к здоровому сну состоит из следующих шагов.

Создайте условия для сна. Поскольку младенцы остро нуждаются в предсказуемости, а повторение — мать учения, перед каждым дневным и ночным сном нужно делать и говорить одно и то же. Тогда на своем детском уровне понимания малышка сообразит: «Понятно, значит, я сейчас буду спать». Совершайте одни и те же ритуалы в одном и том же порядке. Приговаривайте что нибудь вроде: «Ну вот, радость моя, пора бай-бай». Перенося кроху в ее комнату, держитесь спокойно и говорите тихо. Не забывайте проверить, не пора ли сменить подгузник, чтобы ей ничто не мешало. Задерните шторы. Я при этом говорю: «До свидания, солнышко, увидимся, когда я посплю», — или, если дело происходит вечером и за окном темно: «Спокойной ночи, месяц». Я считаю неправильным укладывать ребенка спать в гостиной или на кухне. Это как минимум невежливо. Вы бы сами хотели, чтобы ваша кровать стояла посреди торгового зала и вокруг слонялись люди? Нет, конечно! Вот и ребенок этого не хочет.

Ловите сигналы. Как и взрослые, младенцы зевают, когда начинают уставать. Зевота является естественной реакцией:
усталый организм функционирует не оптимально, и количество кислорода, поступающего в мозг благодаря работе легких, сердца и кровеносной системы, немного снижается. Зевок позволяет «заглотнуть» больше кислорода (попробуйте изобразить зевок, и почувствуете, что вдох становится глубже). Я призываю родителей по возможности реагировать на первый же зевок младенца — ну, хотя бы на третий. Если вы упустите из виду признаки сонливости (см. «Признаки того, что ребенку пора спать»), то дети определенных типов, например «мимозы», быстро перейдут к истерике.

Совет. Чтобы создать у ребенка правильный настрой, привлекайте его внимание к приятным сторонам отдыха. Сон не должен казаться ему наказанием или борьбой. Если вы говорите «спать пора» или «ты устал, нужно отдохнуть» таким тоном, каким говорят «поди с глаз долой, гадкий мальчишка!», то ребенок будет расти в убеждении, что к дневному сну приговаривают, будто к ссылке в Сибирь, малолетних преступников, чтобы лишить их всяческих удовольствий.

Чем ближе к спальне, тем тише речь и медленней движения. Взрослые перед сном любят почитать книжку или посмотреть телевизор, чтобы отвлечься от дневных забот. Младенцам тоже надо отвлечься. Перед тем как ложиться, ежевечернее купание, а с трехмесячного возраста и массаж помогут малышке подготовиться ко сну. Даже перед дневным отдыхом я всегда включаю успокаивающую колыбельную. Около пяти минут я сижу с крохой в кресле-качалке или на полу, чтобы она получила больше тактильных ощущений. Если хотите, можете рассказать ей сказку или просто пошептать ласковые слова. Однако цель всего этого не усыпить ребенка, а успокоить. Поэтому, я тут же перестаю качать малышку, как только вижу «взгляд в дальнюю даль» — вторая фаза засыпания — или замечаю, что у нее опускаются веки, подсказывая мне, что она переходит к третьей фазе. (Что касается сказок перед сном, начинать никогда не рано, но читать вслух я начинаю обычно месяцев с шести, когда ребенок уже может сидеть и сосредоточенно слушать.)

Совет. Не приглашайте гостей на то время, когда укладываете ребенка спать. Это не представление. Ребенок хочет во всем участвовать. Он видит гостей и знает, что они пришли его навестить: «Ух ты, новые лица! Можно порассматривать, поулыбаться! И что же, мамочка и папочка думают, я усну и все это пропущу? Ну уж нет!»

Сначала в кровать, потом в страну сновидений. Многие уверены, что ребенка можно уложить в кроватку, только когда он уснет. Это ошибка. Укладывайте малышку в начале третьей фазы — нет лучшего способа помочь ей научиться засыпать самостоятельно. Есть и другая причина: подумайте, что чувствует кроха, заснув у вас на руках или в раскачивающемся приспособлении, а проснувшись почему то в кроватке. Представьте, что я дождусь, когда вы заснете, и вытащу вашу кровать из спальни в сад. Вы просыпаетесь и понять ничего не можете: «Где это я? Как я здесь очутился?» Только, в отличие от вас, младенец не может сделать умозаключение: «Ах, понятно, кто то выволок меня сюда, пока я спал». Ребенок будет дезориентирован, даже испуган. В конце концов, он перестанет чувствовать себя в безопасности в собственной постели.

Укладывая ребенка в кроватку, я всегда произношу одни и те же слова: «Сейчас я тебе положу, и ты будешь спать. Ты знаешь, как это здорово и как чудесно ты потом себя чувствуешь». И пристально наблюдаю за малышкой. Прежде чем улечься, она может забеспокоиться, особенно когда вздрагивает всем телом, что характерно для третьей фазы засыпания. Не надо тут же подхватывать чадо на руки. Некоторые дети успокаиваются сами и засыпают. Но, если малышка плачет, мягко и ритмично похлопывайте ее по спинке — пусть чувствует, что она не одна. Однако помните: как только она перестанет возиться и хныкать, нужно сразу же перестать гладить ее. Если делать это дольше, чем ей действительно нужно, она начнет ассоциировать поглаживания-похлопывания с засыпанием и уже не сможет без этого заснуть.

Совет. Обычно я рекомендую укладывать младенца на спину. Но можно устроить его и на боку, подперев двумя скрученными в валики полотенцами или специальными клинообразными подушками, которые продаются в большинстве аптек. Если ребенок спит на боку, следите, чтобы сторона менялась.

Если дорога в страну сновидений оказалась ухабистой, дайте ребенку пустышку. Мне нравится пользоваться пустышкой в первые три месяца жизни новорожденного — в период, когда мы формируем заведенный распорядок дня. Это избавляет мать от необходимости заменять пустышку собственным присутствием. В то же время я всегда предупреждаю, что пустышкой нельзя пользоваться бесконтрольно — она не должна превратиться в «костыль». При разумном подходе родителей к этому вопросу младенец самозабвенно сосет минут шесть-семь, затем сосательные движения замедляются, и, в конце концов, пустышка выпадает изо рта. Ребенок уже потратил на сосание столько энергии, сколько нужно, чтобы сбросить напряжение, и благополучно отбывает в царство сна. В этот момент некоторые взрослые из самых добрых побуждений подходят со словами: «Ах, бедняжечка, потерял свою сосочку!» — и суют ее обратно. Не делайте этого! Если крохе нужна пустышка, чтобы сон не прерывался, он даст вам об этом знать — начнет хныкать и издавать булькающие звуки.

Итак, всякий раз, как ПАСС-режим подводит вас к первому «С», выполняйте вышеописанные правила — большинству младенцев этого достаточно, чтобы у них возникли положительные ассоциации со сном. Пусть малыша ведут в страну снов одни и те же привычные шаги, поскольку для него предсказуемость означает безопасность. Вы сами удивитесь, как быстро ваша кроха освоит навыки, необходимые для разумно организованного сна. Она даже будет ждать времени отхода ко сну, ведь это так приятно, и после сна чувствуешь себя гораздо бодрее. Конечно, проблем не избежать: например, если малышка
переутомилась, если у нее режутся зубки или поднялась температура (см. раздел «Нормальные проблемы со сном»). Но такие дни станут исключением из правила.

Помните, для того чтобы заснуть по настоящему, ребенку нужно 20 минут, и ни в коем случае не пытайтесь ничего ускорить. Вы только нарушите естественный процесс засыпания, и малышка разнервничается. Скажем, если громкий звук, собачий лай или захлопнувшаяся дверь — да что угодно — потревожит ее на третьей фазе, она не заснет, а наоборот, проснется, и все придется начинать сначала. То же самое происходит и со взрослыми, когда они вот-вот заснут, и вдруг телефонный звонок нарушает тишину. Если человек раздражен или взвинчен, ему бывает трудно снова задремать. Младенцы — тоже люди! Они точно так же нервничают, цикл засыпания начинается с нуля, а вам приходится ждать еще 20 минут, когда ваше чадо погрузится в глубокий сон.

Если вы упустили «окно»

Если ребенок совсем еще мал и вы не успели хорошенько изучить его плач и язык тела, более чем вероятно, что вам не всегда удастся среагировать на первый, второй или третий его зевок. Если у вас «ангел» или «учебник», ничего страшного — этим деткам достаточно капельки внимания и ласки, чтобы быстро прийти в норму. Но с младенцами других типов, особенно с «мимозами», полезно иметь в загашнике пару-тройку хитростей на случай, если вы проглядели фазу один, — ведь малыш вот-вот переутомится. Да и внезапный шум или другие помехи в любой момент могут нарушить естественный процесс засыпания, и, если младенец сильно обеспокоится, ему потребуется ваша помощь.

Прежде всего, я скажу вам, чего не следует делать ни в коем случае: не укачивайте. Не расхаживайте с ребенком по комнате, не трясите его
слишком энергично. Помните, он и так уже перевозбужден. Он плачет, потому что с него хватит стимулов и плач помогает отвлечься от звуков и от света. Вам ни к чему еще больше подхлестывать активность его нервной системы. Более того, именно с этого обычно и начинается формирование дурных привычек. Мама или папа носят чадо на руках или укачивают, чтобы помочь уснуть. Когда его вес перевалит за 6,5 кг, они пытаются заставить его засыпать без этих «костылей». Разумеется, ребенок протестует, словно говоря: «Нет уж, дорогие мои, мы так не делаем. Вы меня всегда укачиваете».

Если вы не хотите попасть в этот порочный круг, делайте следующее, чтобы помочь ребенку успокоиться и отключиться от внешних раздражителей.

Пеленание. После долгих месяцев в эмбриональном положении новорожденный не привычен к открытому пространству. К тому же он пока не знает, что его ручки и ножки — часть его самого. Переутомленному младенцу необходимо придать неподвижное положение, потому что он ужасно пугается при виде беспорядочно движущихся конечностей — ему кажется, это кто то посторонний что то против него замышляет. Кроме того, эти впечатления дополнительно нагружают и без того перевозбужденную нервную систему. Пеленание — один из древнейших приемов, помогающих новорожденному успокоиться. Оно может казаться старомодным, но и современные научные исследования подтверждают его эффективность. Чтобы правильно запеленать младенца, сложите по диагонали квадратную пеленку. Положите ребенка на получившийся треугольник так, чтобы сгиб оказался примерно на уровне его шеи. Положите одну ручку ребенка ему на грудь под углом 45? и плотно оберните тело соответствующим углом пеленки. Повторите с другой стороны. Я рекомендую такое пеленание в течение первых шести недель жизни. По прошествии седьмой недели, когда малыш делает первые попытки засунуть ручки в рот, нужно предоставить ему такую возможность. Согните его руки в локтях и оставьте ладошки незапеленутыми, поближе к его лицу.

Успокаивающие прикосновения. Пусть младенец знает, что вы рядом и всегда готовы ему помочь. Ритмично похлопывайте его по спинке, имитируя удары сердца. Можете также повторять «ш-ш… ш-ш… ш-ш…» — это напомнит малышу те звуки, которые он слышал в утробе. Низким, успокаивающим голосом шепчите ему на ухо: «Все хорошо» или «Ты просто поспишь». Некоторое время после того, как уложите младенца в кроватку, продолжайте делать то, что делали, пока держали его на руках, — похлопывать, шептать. Переход с ваших рук в собственную постель станет менее резким.

Устраните зрительные раздражители. Визуальные раздражители — свет, движущиеся объекты — мучительны для переутомленного младенца, особенно для «мимозы». Поэтому мы притеняем комнату, прежде чем положить ребенка в кроватку, но некоторым детям этого недостаточно. Если ваш ребенок уже лежит, поместите ладонь у него над глазами — не кладите на глаза, — чтобы отгородить его от визуальных стимулов. Если вы еще держите его, постойте неподвижно в полутьме, а с сильно перевозбужденным ребенком — в совершенно темном помещении.

Не идите у ребенка на поводу. С переутомленным младенцем родителям очень непросто справиться. Нужны бесконечное терпение и решимость, особенно если дурное поведение при засыпании уже вошло в привычку. Ребенок хнычет, родители продолжают поглаживать его, плач становится громче. Перегруженный стимулами младенец плачет по нарастающей, пока не дойдет до оглушительного вопля — предельно ясного: «У меня больше нет сил!» Тут он переводит дух, и все начинается заново. Обычно нарастание плача происходит трижды, пока, наконец, ребенок не успокоится. Но уже на втором заходе у многих родителей не выдерживают нервы, и они в отчаянии возвращаются к привычному «лекарству», будь то укачивание, предложение груди или ужасное трясущееся кресло.

Тут и коренится проблема. Пока вы продолжаете вмешиваться, ребенок нуждается в вашей помощи, чтобы уснуть. Чтобы у младенца сформировалась зависимость от «костыля», много времени не нужно — достаточно нескольких раз, ведь у него пока совсем короткая память. Неправильное начало — и каждый день, когда вы повторяете свою ошибку, будет закреплять нежелательное поведение малыша. Ко мне часто обращаются с просьбой о помощи, когда вес ребенка достигает 6-7 кг и трясти его на руках становится обременительно. Самые серьезные проблемы возникают, когда ребенку исполняется полтора-два месяца. Я всегда говорю родителям: «Вы должны понять, что происходит, и принять на себя ответственность за дурные привычки ребенка, поскольку вы их создали. А дальше будет самое трудное: наберитесь решимости и настойчиво прививайте малышу новые, правильные поведенческие навыки». (Подробнее о формировании дурных привычек см. в главе 9.)

Спокойный сон до самого утра

Глава о детском сне была бы неполной без разговора о том, когда младенцы перестают просыпаться среди ночи.

Позвольте прежде всего напомнить вам, что «день» вашей малышки — это 24 часа. Она не различает дня и ночи и представления не имеет о том, что значит «спать до утра, не просыпаясь». Таково ваше желание (и потребность). Спать всю ночь — не врожденное свойство, а приобретенное умение. Вы должны приучить ее к этому и дать ей представление о разнице между днем и ночью. С этой целью я даю родителям следующие советы-напоминания.

Руководствуйтесь принципом «сколько убыло, столько и прибыло». Например, если с утра он сильно капризничал, а вместо очередного кормления досыпает лишние полчаса, вы оставите его в покое, зная, что ему нужен этот отдых (живи он по жесткому расписанию, вы бы его разбудили). Но не забывайте о здравом смысле. Не позволяйте ребенку в течение дня спать дольше одного цикла кормления, т. е. больше трех часов, иначе он не будет спать ночью. Я ручаюсь: никакой младенец, спавший днем шесть часов без перерыва, ночью более трех часов не проспит. И если ваш ребенок так делает, можете быть уверены, что он перепутал день с ночью. Единственный способ «призвать его к порядку» — будить, и его ночной сон прибудет ровно на столько часов, сколько убыло от дневного.

«Залейте полный бак». Звучит грубовато, но, чтобы младенец проспал всю ночь, у него должен быть полный желудок. Поэтому с шестинедельного возраста я рекомендую следующие два приема: спаренные кормления — каждые два часа в преддверии ночного сна — и «сонное» кормление непосредственно перед тем, как вы сами ляжете спать. Например, вы даете малышке грудь (или бутылочку) в 18:00 и в 20:00 и устраи¬ваете «сонное» кормление в 22:30 или в 23:00. Во время этого последнего кормления малышка не просыпается, так что его название следует понимать буквально. Иными словами, вы осторожно берете кроху на руки, легонько касаетесь ее нижней губы соском или соской, и пусть она насыщается, а ваше дело — стараться не разбудить ее. Когда она закончит сосать, обойдитесь без срыгивания. Во время «сонных» кормлений младенцы настолько расслаблены, что не заглатывают воздух. Сохраняйте молчание. Не меняйте подгузник, разве только он промок насквозь или испачкан. Благодаря двум этим хитростям большинство детишек могут обойтись без ночного кормления, поскольку потребили достаточно калорий на пять-шесть часов.

Совет. «Сонное» кормление искусственника можно поручить папе. В это время большинство мужчин уже дома, и такое поручение обычно им нравится.

Пользуйтесь пустышкой. Если пустышка не превращается в «костыль», это отличное подспорье, помогающее пропустить ночное кормление. Ребенок весом от 4,5 кг, потребляющий не менее 700-850 г молочной смеси или имеющий шесть-восемь грудных кормлений в течение дня (четыре-пять в дневное время и два-три спаренных перед сном), не нуждается в еще одном кормлении среди ночи, чтобы не умереть с голода. Если он все равно просыпается, значит, все дело в сосательном рефлексе. Здесь то и пригодится пустышка, если пользоваться ею правильно. Скажем, обычно вашему малышу требуется 20 минут ночного кормления. Если он, проснувшись с плачем, требует грудь или бутылочку и довольствуется пятью минутами, высосав какие то капли, лучше дайте ему пустышку.

В первую ночь он, скорее всего, будет сосать ее те самые 20 минут, пока не погрузится в глубокий сон. На следующую ночь, возможно, обойдется 10 минутами, а на третью и вовсе не проснется в привычное время ночного кормления, а лишь повозится во сне. Если он все таки проснется, дайте пустышку. Иными словами, вместо бутылочки или груди вполне подойдет пустышка. Постепенно малыш и вовсе перестанет ради этого просыпаться.

Именно так обстояло дело с Коди, сынишкой Джулианы. Коди весил 6,8 кг, и Джулиана после внимательного наблюдения поняла, что мальчик просыпается в 3:00 по привычке. Коди сосал из бутылочки около 10 минут и тут же засыпал. Джулиана попросила меня о визите, прежде всего, чтобы удостовериться в правильности своего вывода (впрочем, я по одному ее описанию поняла, что она права). Кроме того, она хотела, чтобы Коди отучился просыпаться в это время. Я провела у них дома три ночи. В первую ночь я вынула Коди из кроватки и вместо бутылочки дала ему пустышку, которую он сосал 10 минут, как привык сосать бутылочку. Следующей ночью я оставила его в кроватке, дала пустышку, и на сей раз он сосал всего три минуты. На третью ночь, как и следовало ожидать, Коди в 3:15 немного похныкал, но не проснулся. Вот и все! С этого момента он спокойно спал до шести-семи утра.

Не подбегайте к ребенку. Сон младенца прерывист, поэтому неразумно откликаться на любой звук. Я часто убеждаю родителей избавиться от проклятых «радионянь», в усиленном виде доносящих до их слуха любой вздох или писк малыша. Эти штуковины превращают родителей в издерганных паникеров! Я не устаю повторять: нужно понимать разницу между откликом и спасательной операцией. Если родители откликаются на нужды ребенка, он растет уверенным и не боится исследовать мир. Но если родители непрерывно «спасают» его, то он проникается сомнениями в своих способностях. У него не развиваются черты характера и навыки, необходимые для того, чтобы познавать мир и чувствовать себя в нем спокойно и комфортно.

От того, сколько ребенок спит, зависит его самочувствие. Уже в раннем детстве наблюдаются разного рода нарушения сна, одно из которых - неумение засыпать самостоятельно. Сон таких детей некрепкий и кратковременный, они просыпаются через каждый час, и для дальнейшего сна требуется вмешательство родителей: грудь, укачивание, ношение на руках. Именно на этом этапе возникают мысли о том, что пора учить ребенка засыпать без посторонней помощи. Сформированные привычки не дают этого сделать, и многие отчаиваются, продолжая следовать заведенному порядку.

Содержание:

Причины плохого сна

Детей, изначально привыкших засыпать в своей кроватке, немного, гораздо больше тех, кто засыпает с мамой, а потом всячески противится спать отдельно . Большой проблемой является неспособность даже сильно уставших малышей уговорить лечь в кровать. Это касается как дневного сна, так и ночного. Насколько здоровым будет сон, зависит во многом от того, как родители будут приучать ребенка засыпать самостоятельно.

Для начала стоит набраться терпения и выяснить, что же мешает ребенку добровольно пойти в кровать и спокойно уснуть там самому:

  1. Перевозбуждение. Ребята, играя в подвижные игры, не поддаются ни на какие уговоры и отказываются засыпать. Необходимо успокоить ребенка, прежде чем укладывать его. Поможет теплая расслабляющая ванна, мамина сказка, спокойная музыка.
  2. Физическое недомогание, дискомфорт. Если у ребенка повышенная температура, его беспокоят колики, чешутся или болят десна, вполне естественно, что ему необходимо внимание и забота.
  3. Важную роль играет возраст. Для грудничков важно присутствие мамы, поэтому они часто просят грудь, в том числе и ночью. Дети постарше, уже привыкшие к присутствию родителей, протестуют, оказываясь одни.
  4. «Вредные привычки». Родители сами зачастую создают условия, к которым дети привыкают быстро, а вот отучить от них бывает сложно. Постоянные укачивания, ношение на руках, поправление выпавшей соски делают свое дело. И через пару недель ребенка уже не уложить без тряски или же он просыпается сразу, как только его переложили с рук в кроватку.

В идеале приучать малыша засыпать самому нужно практически с рождения. Но редко какая мама станет будить уснувшего у груди ребенка, чтобы просто переложить в кроватку и там снова уложить спать. Почему бы не покачать в коляске или не поносить на руках, если он так быстрее засыпает? Вот и получается, что ребенок спит исключительно на руках, в движущемся автомобиле или с грудью во рту. И стоит даже крепко уснувшего малыша лишить привычных условий сна (переложить в кроватку, убрать грудь), как он тут же просыпается и плачет.

Как помочь ребенку уснуть самостоятельно

Родители немало устают, укладывая ребенка, которому спать совсем не хочется. Необходимо быть спокойным и добиваться своего мягко, но настойчиво. Так как частой причиной нежелания засыпать является перевозбуждение, ребенка следует успокоить:

  1. Режим дня помогает выработать биоритм. Однако не стоит соблюдать его слишком строго. Если ребенок днем спал дольше обычного, то и на ночной сон его лучше укладывать позже. Если дома гости, не стоит прерывать веселье: кроха начнет капризничать, ведь без него будет происходить столько интересного. Ничего страшного, если он задержится.
  2. Многим родителям помогают так называемые вечерние ритуалы: спокойные игры, теплая ванна, чтение сказки. Повторяя изо дня в день эти действия, ребенок рано или поздно привыкнет, что так он готовится ко сну.
  3. После этого наступает время водных процедур. Очень возбудимым детям, которым самостоятельно успокоиться не так просто, в ванну добавляют успокоительный настой. Какой именно, посоветует педиатр, он же рассчитает дозировку.
  4. Нелишним оказывается ночник. Приглушенный свет не только успокаивает, но и рассеивает страхи, ведь не секрет, что многие дети боятся темноты.
  5. Малыши, сильно привязанные к маме, требующие много ласки и внимания, будут труднее привыкать засыпать самостоятельно. Возможно, процесс растянется не на один месяц.
  6. Даже если ребенок хочет спать, любое интересное занятие способно мгновенно прогнать сон. Специалисты советуют ловить сигналы: зевоту, потирание глаз, потягивание. Как правило, происходит это примерно в одно время.
  7. Дети, привыкшие к соске , часто просыпаются, когда теряют ее во сне. Не стоит возвращать соску ребенку, если он ее выплюнул, не уснув. Значит, он успокоился, и этот атрибут ему больше не нужен. Постоянно поправляя, родители приучают не просто засыпать, а спать с соской.

Выбирая метод, необходимо ориентироваться не только на характер ребенка, но и на его возраст.

Самостоятельный сон грудничков

Неврологи говорят о том, что малыши с рождения готовы засыпать самостоятельно. Необходимо укладывать ребенка в кроватку, когда он еще не заснул. Объясняется это тем, что, заснув на руках или у груди мамы, а проснувшись в кроватке, он пугается. Ведь и взрослый бы испугался, заснув в одном месте, а проснувшись в другом. Необходимо разграничить еду и сон. Малыша кормят, а потом укладывают. Чтобы он ощущал присутствие мамы, можно поглаживать его по спинке.

Если ребенок не может уснуть, плачет, очень беспокоен, оставлять его не стоит. Можно взять его на руки, чтобы успокоить, но не укачивать. Как только он успокоится, снова положить в кроватку. Когда мама видит, что ребенок не показывает недовольства, можно выйти из комнаты, прислушиваясь к тому, как он ведет себя. Если малыш будет снова сильно плакать, то его успокаивают и снова кладут в кровать. Однако если так повторяется 3-4 раза, ребенка стоит уложить привычным для него способом. Возможно, он еще слишком мал и не готов к переменам. Повторить попытку стоит через пару недель.

Детям, приученным к укачиванию и ношению на руках, бывает сложнее привыкнуть засыпать самостоятельно. Укачивание – это уже не прихоть, а необходимость, ведь мозг приучен отключаться именно так. Здесь придется набраться терпения и постепенно заменять сначала хотя бы одно укладывание в день без укачивания. Заменить можно легким поглаживанием. Не стоит похлопывать малыша: дети быстро привыкают к монотонным движениям и звукам, потом придется отучать и от них. А любая перемена для ребенка – это немалый стресс.

Грудные дети хаотично машут руками и ногами, задевая себя, от чего пугаются и не могут уснуть. Их рекомендуется пеленать перед сном. Чтобы ребенок не привык к такому положению, во время бодрствования ему дают возможность привыкать к своему телу.

Видео: Еще один способ научить ребенка спать. Опыт мамы

Как быть с детьми постарше

Многие родители с раннего детства приучают ребенка засыпать не в тишине. Но к 2-3 годам и они с удивлением замечают, что малыш, который спокойно засыпал под разговор гостей, отказывается ложиться, даже если просто слышит чьи-то шаги в соседней комнате. Дело в том, что ребенок боится пропустить что-то интересное, пока спит. Или же просто обидно засыпать, когда другие не спят. В этом случае желательно обеспечить полный покой и тишину, а ребенку говорить, что уже ночь и все спят. А значит, все интересное переносится на завтра.

За час до сна необходимо оставить все подвижные игры и перейти к спокойным занятиям: посмотреть мультфильм, послушать любимую песню, почитать книгу. Занятие должно расслаблять, успокаивать.

Детям до 5-7 лет очень важен телесный контакт с мамой. Достаточно бывает полежать с ребенком, обняв его и поглаживая по голове. Обязательно перед уходом нужно пожелать спокойной ночи и поцеловать малыша.

Существует немало способов, к которым прибегают родители, чтобы их ребенок научился засыпать сам. Все зависит от индивидуальных особенностей. Так, одни дети спят в тишине, им мешают посторонние звуки. Другим, напротив, нужен монотонный шум. Третьи засыпают под сказку или под музыку. Можно предложить ребенку придумать свой сон, а когда он расскажет его, попросить закрыть глазки, чтобы его посмотреть.


Чтобы приучить ребенка засыпать самостоятельно в своей постельке, важно всего лишь принять на семейном совете решение о том, что ему пора спать одному. Многие родители сейчас воскликнут: легко сказать, но осуществить сложнее. Действительно, слушать, как чадо плачет и молит о том, чтобы его забрали к себе или взяли на ручки не под силу любящей и заботливой маме.

По мнению доктора Комаровского, если не пережить этот переломный момент, придется нянчиться, не высыпаться, терпеть боли в спине и другие неудобства еще очень долго.

Общая ошибка

Многие родители допускают одну и ту же ошибку. Сначала приучают детей спать с ними, а затем не знают, что с этим делать. Мамы устают носить грудничка, укачивать, жалуются, что обрывают руки, покупают слинги. Но всего этого можно избежать, последовав советам доктора Комаровского .

Предупреждаем сразу, придется набраться терпения. Ведь научить малютку спать самостоятельно - это самый настоящий воспитательный процесс.

Привычка спать в родительской постели: за и против

Мнения по этому поводу разделились. Свои аргументы приводят ведущие психологи и педагоги. Одни считают недопустимым, что кроха спит с мамой и папой.

Вплоть до того, что это сказывается на их интимной жизни и на статистике разводов.

Другие настроены не столь категорично и не видят в том, что малютка спит рядом с родителями , ничего плохого. Наоборот, маме не нужно вставать среди ночи, кроха получит порцию грудного молока, когда пожелает.

Но в одном противоборствующие стороны сходятся. Как бы сложно это не было, рано или поздно, придется приучить ребенка засыпать самостоятельно в своей кроватке . Это первый шаг к самостоятельности и к личному пространству.

Хотите узнать секрет молодости? Существует волшебная процедура – армирование лица мезонитями. Показания к применению, цены и отзывы наших читательниц .

Учим грудного младенца

Чем младше дети, тем легче их перевоспитывать и что-то менять и в режиме дня. Два-три месяца - оптимальный возраст для этого.

  • Если младенец погружается в сон сразу после кормления, никаких проблем не возникнет. Достаточно положить его в кроватку и оставить отдыхать.Если он не чувствует дискомфорта - ему тепло и сухо, - то будет сладко почивать в своей кроватке. Повторяя этот ритуал каждый раз, взрослые и не заметят, как малыш научиться засыпать на своем спальном месте.
  • Если ребенок бодрствует после кормления, придется прибегнуть к некоторым хитростям. Немного поиграйте с ним и постарайтесь говорить тише обычного. Положите в кроватку и оставайтесь поблизости. Так он будет чувствовать себя защищенным и знать, что его не оставили. Немного поворочавшись, младенец быстро уснет .

У многих возникает вопрос: а что же делать, если малыш привык засыпать с грудью ?

Доктор Комаровский настаивает на том, чтобы родители не приносили себя в жертву детям, а были готовы действовать категорично. Совершенно здоровый, накормленный малыш обязательно уснет, пусть даже после короткого или продолжительного плача.

Конечно, за один день научить кроху засыпать самостоятельно не получится. Доктор Комаровский советует действовать на благо всей семьи, не поддаваться детским капризам и манипуляциям. В противном случае придется решать проблему до самого детского сада.

Как научить малыша в 1 год

Он уже знает, где его кроватка, но продолжает спать с родителями. Конечно, здесь сын или дочурка чувствуют себя защищенными. Тепло и уютно находиться между двумя самыми родными и любящими людьми. Несмотря на то, что он уже понимает слова, отлучить его от родительского ложа не так-то просто .

Давайте разбираться, как приучить годовалого ребенка засыпать самостоятельно. Можно воспользоваться методом Эстивиля . Он заключается в том, чтобы оставить малыша в кроватке засыпать и не поддаваться на его слезы и мольбы. Чтоб он не чувствовал себя покинутым, можно время от времени заходить в комнату - поначалу чаще, но с каждым днем сокращая интервал.

А вы делаете омолаживающие маски для лица дома? Тогда вам интересно будет узнать, как делается , и эффект после ее применения.

Читайте : цистит у женщин, снятие острой боли, лечение в домашних условиях, и как вылечить хронический цистит.

Ваш избранник по гороскопу Дева – самый сложный тип мужчин? , как понять мужчину Деву в любви, и как он проявляет себя в любовных отношениях.

Правила для двухлетних детей

В этом возрасте ребенок уже приучен к режиму дня и знает, когда пора отдыхать. Но он полон сил и энергии, не понимает, почему нужно ложиться спать. Ведь сон ассоциируется с темнотой, чем-то страшным и неизвестным.

Поможет ритуал отхода ко сну, который включает:

Чего нельзя делать

В каком бы возрасте вы ни решили приучать детей к самостоятельности и собственному спальному месту, нельзя:

  • кричать на них, раздражаться и ругать;
  • угрожать и тем более бить;
  • совершенно игнорировать действия.

На вопрос, как приучить ребенка засыпать самостоятельно в своей кроватке, отвечает сам доктор Комаровский в этом видео:

Если кроха все равно не засыпает

По мнению доктора Комаровского , здоровые дети не могут не засыпать очень долго. Если это так, значит:

  • образ жизни организован неправильно, к примеру, малыш мало двигается или, наоборот, «включает» энерджайзера перед сном и не может успокоиться;
  • малыш нездоров или у него режутся зубки, а болевые симптомы не дают уснуть;
  • ему очень жарко или тесно.

Главное - прийти к тому, чтобы не дети воспитывали маму с папой, а наоборот.

Родителям, которые все еще волнуются по поводу того, что их сокровище не может уснуть самостоятельно, стоит помнить, что сон - это такая же физиологическая потребность , как желание поесть, попить, сходить в туалет.

Приучить ребенка засыпать самостоятельно возможно, даже если он капризничает без привычного укачивания или вне родительской постельки, так как не спать ребенок не может.

Не стоит волноваться, что он не выспится. Важно принять решение не идти на поводу, не качать и не прикладывать к груди, как только он заплакал.

Возникает вопрос, «когда же ребенок начинает засыпать самостоятельно?» – с медицинской точки зрения нет никакой опасности для здоровья малыша, который капризничает и плачет без маминых укачиваний. Обычно он засыпает самостоятельно уже на четвертые сутки .

Когда родители добьются желаемого результата, то и сами будут лучше высыпаться. А здоровье мамы особенно важно в дальнейшем воспитательном процессе.



Рассказать друзьям