Как развить память: тесты, методики, способы, тренажеры. Эффективные методы развития всех видов памяти

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Память и ее развитие

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Таким образом, память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Человеческая память - это не просто какая-то единая функция. В ней участвует много различных процессов. Существуют три совершенно различных типа памяти: 1) как "непосредственный отпечаток" сенсорной информации; 2) кратковременная память; 3) долговременная память.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации . Эта система удерживает довольно точную о полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика - 0,1-0,5 с. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Кратковременная память удерживает материал иного типа. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается лишь 5-6 слов. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удержать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время. Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.

Долговременная память . Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память- наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит из нескольких десятых секунд, вторая - несколько единиц хранения. Емкость же долговременной памяти практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более чем несколько минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью -это проблема поиска информации.

В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение.

Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление - импритинг . Состояние импритинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сенситивного развития психических функций. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольное запоминание.

Организованное повторение материала с целью его запоминания называется заучиванием . Значительный рост способности к заучиванию падает на возраст от 8 до 10 лет и особенно возрастает с 11 до 13 лет. С 13 лет наблюдается относительное снижение в темпах развития памяти. Новый рост начинается с 16 лет. В возрасте 20-25 лет память человека, занятого умственным трудом, достигает высшего уровня.

По механизму выделяют логическое и механическое запоминание. По результату - дословное и смысловое .

Сама по себе направленность на запоминание не дает должного эффекта. Ее отсутствие может быть компенсировано высокими формами интеллектуальной активности, даже если сама по себе эта деятельность и не была направлена на запоминание. И только сочетание этих двух составляющих создает прочную основу максимально успешного заучивания, делает запоминание продуктивным.

Лучше всего запоминается то, что возникает в качестве препятствия, затруднения в деятельности. Запоминание материала, данного в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание материала, найденного самостоятельно, в ходе активной деятельности. То, что запоминается хотя бы и непроизвольно, но в процессе активной интеллектуальной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно.

Результат запоминания выше при опоре на наглядный, образный материал. Однако продуктивность запоминания при опоре на слова с возрастом увеличивается, чем при опоре на картинки. Поэтому разница в использовании тех и др. опор с возрастом уменьшается. При самостоятельном придумывании словесные опоры становятся более действенным средством запоминания, чем готовые картинки.

В широком смысле опорой запоминания может быть все, с чем мы связываем то, что нами запоминается или что само "всплывает" в нас как связанное с ним. Смысловой опорой является некоторая точка, т.е. нечто краткое, сжатое, служащее опорой какого-то более широкого содержания, замещающего его собой. Наиболее развернутой формой смысловых опорных пунктов являются тезисы, как краткое выражение основной мысли каждого раздела. Чаще в качестве опорного пункта выступают заглавия разделов.

Материал запоминается лучше и забывается меньше в тех случаях, когда опорные пункты были выделены в процессе запоминания. Сила опорного пункта зависит от того, насколько глубоко и основательно мы осмысливаем благодаря ему содержание раздела. Смысловой опорный пункт- это опорный пункт понимания. Для нас наиболее важны не опорные пункты, а та смысловая деятельность, которая необходима для выделения.

УПРАЖНЕНИЯ

Трудное - запомни!

Ведущий показывает ученикам на 25-30 секунд десять слов с трудными написание и убирает их. Затем под диктовку ученики пишут эти слова на листке. Зрительная память в этом случае как бы "подстраховывает" слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.

Ассоциация

Ведущий говорит ученикам: "Приготовьтесь сейчас как следует поработать со своей памятью. Чтобы иметь хорошую память, нужно ее усиленно тренировать, что мы сейчас и постараемся проделать.

Сейчас Вам будет зачитано 50 слов, которые Вам придется запомнить. Причем запомнить твердо, наверняка и в правильной исходной последовательности. Не пугайтесь! Вам придут на помощь опорные слова - те самые, которые Вы вперед собой. Эти опорные слова все время будут перед Вашими глазами. Ряд слов, которые мы будем сейчас зачитывать, Вы образно, наглядно должны связать с рядом опорных слов. Например: зачитано первое слово: "город", Вы смотрите, находите первое слово опорного ряда -"великан" и представляете себе великана, осторожно пробирающегося между крошечными домами на улицах города лилипутов.

А вот, например, второе слово, которое нужно запомнить "самолет". А второе опорное слово - "весло". Вы сразу же можете представить самолет, который словно по воде плывет по облакам, отталкиваясь от них веслами.

Такие образные ассоциации помогут Вам хорошо запомнить ряд слов какой угодно длины."

И так давайте попробуем! Я медленно буду зачитывать слова, всего 50 слов, а Вы в это время устанавливаете их ассоциацию с рядом опорных слов.

Начали!

1. Виноград

2. балкон

3. сигареты

4. облако

5. барабан

6. кошка

7. йод

8. бубенчик

9. платье

10. огород

11. полюс

12. визит
13. карман

14. станок

15. агрессия

16. шхуна

17. кобра

бусы

19. пчела

20. баррикада

21. глянец

22. линия

23. марганец

24. шум

25. вьюнок

26. забияка

27. бигуди

28. веселье

29. сметана

30. указка

31. мышь

32. адмирал

33. астероид

34. фарфор

35. кит

36. брат

37. мастер

38. дивизия

39. барышня

40. марка

41. шея

42. гиря

43. аукцион

44. ферзь

45. баян

46. консенсус

47. форма

48. сессия

49. зигзаг

50. телефон.

А сейчас возьмите лист бумаги и попытайтесь воспроизвести их письменно, используя опорные слова. Если же какое-либо слово так и не вспомнилось, поставьте на этом месте в своем списке прочерк. Пожалуйста.

Спасибо. Надеюсь, большинство слов исходного списка Вам удалось воспроизвести правильно.

А сейчас прослушаем список слов еще раз. Отмечайте галочками те слова, которые Вы вспомнили правильно.

Подсчитайте число правильно воспроизведенных Вами слов. Это и будет результатом, который Вы показали в тестировании. Итак, подсчитайте число слов, которое Вам удалось вспомнить правильно.

Заблудившийся рассказчик

Участники рассаживаются в круг. Ведущий назначает тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит в разговор в сторону. Он перескакивает в одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше "запутать" свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любом, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен "распутать" разговор, т. е. кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке - от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущем теме. Затем сам запутывает разговор, предает слово кому-то другому, и так далее.

Ежедневно мы получаем новости. Они поступают к нам от знакомых, со страниц книг, газет и из окружающего мира. Большую часть этой информации мы хотели бы запомнить. Но часто случается так, что в самый нужный момент мы не в состоянии вспомнить то, что узнали раньше. Чтобы как можно реже сталкиваться с этой трудностью, следует обратить внимание на развитие памяти. Для этого психологами и учеными было создано много методик, которые помогают тренировать свой мозг и учиться запоминать.

Виды памяти

Чтобы запомнить музыку, числа, лица, место расположения предметов, порядок действий и так далее, мы пользуемся различными видами памяти. Она делится на несколько разновидностей:

  1. Зрительная.
  2. Слуховая.
  3. Моторная или рефлекторная.
  4. Словесно-логическая.

Регулярные тренировки позволяют улучшить память. Развитие только одного ее вида (например, зрительного) не улучшает автоматически и слухового. Доказано, что за каждый отдельный тип памяти отвечают разные области мозга. Поэтому важно определить свои слабые стороны и начать их развивать.

Зрительная память

Чтобы человек мог узнавать людей, события, местность, ему нужна хорошая зрительная память. Развитие ее действительно дает преимущества, поскольку это поможет стать более внимательным и, например, воспроизводить на бумаге важные номера и даты. У людей, у которых профессия связана с рисунками, эта область мозга развита гораздо лучше, чем у других. К числу таких счастливчиков относятся художники, дизайнеры, мультипликаторы. Эти люди регулярно сознательно запоминают детали, черты и нюансы, чтобы отобразить их на бумаге. Тем, кто хотел бы натренировать свою память, следует внимательно рассматривать фотографии, рисунки, портреты. Развитие памяти подразумевает не просто бездумное разглядывание. Нужно стремиться запомнить черты и другое. Вначале мы составляем общее представление об увиденном образе, после чего акцентируем внимание на мелочах. На каждое фото тратим не более 15 секунд, после чего переходим к следующему портрету. Мы стремимся запомнить больше деталей. Со временем при регулярных сможет усваивать больше мелочей за меньшее время.

в повседневной жизни

Она может нам быть полезна при выполнении ежедневных дел, различных поручений. Для этого нужно подключить воображение. Например, вам сегодня надо вынести пакет с мусором, но вы обычно об этом забываете. Чтобы данное задание не вылетело из головы, можно закрыть глаза и представить, как огромный мусорный пакет весело марширует по лестнице в сторону контейнера. Суть в том, что такую необычную картину забыть сложнее, чем просто сухое обыденное задание. Точно так же можно представлять другие образы, которые будут помогать держать в памяти повседневные дела.

Слуховая память: развитие и тренировка

Информация, которую мы получаем через уши, очень важна в нашей жизни. Так мы узнаем важные сведения, которые помогают определить, как нужно поступить, что сделать, кого запомнить. Поэтому развитие памяти в этой области поможет сделать нашу жизнь качественнее, нам не придется тратить уйму времени на то, чтобы вспомнить важную информацию. Для тренировки можно воспользоваться следующим методом. По дороге в магазин или на работу мы можем слышать отрывки бесед прохожих. Постарайтесь уловить эти слова и фразы и удержать их в памяти несколько секунд. Вечером попытайтесь вспомнить эти предложения или для начала хотя бы их содержание.

слуховой памяти

Включите аудиозапись какого-нибудь стихотворения. В первый день прослушивайте одну строчку, при этом стремитесь в уме ее представить, словно эта фраза написана перед вашими глазами. Старайтесь запомнить слова. Если не получилось повторить строку, слушайте сначала. Все слова должны быть понятными и знакомыми вам. После того как запомнили строку, повторите все слова в обратном порядке. Например, «ночевала тучка золотая на груди утеса великана» и наоборот - «великана утеса на груди золотая тучка ночевала».

На второй день таким же образом прослушиваете другую строчку и запоминаете. Повторите материал за эти два дня. Каждый день заучивайте еще по одной строке, при этом не забывая произносить по памяти уже знакомые слова. Следующее стихотворение начинайте запоминать сразу по две строки. И так далее. Каждый раз стремитесь не просто зазубрить материал, а запомнить, не забывая о том, что нужно прокручивать в голове соответствующие образы.

То, благодаря чему мы говорим правильно

Для человека очень важна Развитие этого ее вида - очень интересный процесс. Такая память отвечает за складывание слов в правильную логическую цепь, образование из них понятных, правильных фраз. Здесь основой являются мысли. Они передаются человеческим языком. Существует несколько способов облечь свои мысли в слова. Во-первых, можно передать суть в свободном стиле, как умеем. Во-вторых, можно воспользоваться правилами словесного оформления. Именно тут потребуется хорошая память, чтобы не забыть конструкцию предложения. Но есть один нюанс: мы не сможем натренировать эту область мозга, если будем просто бездумно заучивать готовые правила. Необходимо вдумываться в их значение, размышлять, почему предложение должно оформляться именно так. Только в таком случае мы начнем развивать логическую память. В качестве тренировки мы можем брать предложение и стараться грамотно его интерпретировать, при этом не забывая о правилах использования лексики.

Книги по тренировке памяти

Создано немало методик, которые помогают человеку любого возраста развить области мозга, отвечающие за запоминание. Например, популярностью пользуется книга, которую написал У. Аткинсон - «Память и ее развитие». Американский писатель и психолог дает конкретные советы по тренировке этой способности и по поводу того, как воспитать в себе умение усваивать нужные детали. Аткинсон рассказывает о том, как быстро запоминать даты, лица, числа и имена.

Детская память

Развитие памяти у детей очень важно, поскольку от нее зависит то, как они будут воспринимать информацию во время учебы. Заниматься с ребенком нужно систематически, начиная еще с дошкольных лет. В таком возрасте у юного человечка лучше всего работает память, связанная с образами и эмоциями. Дети хуже реагируют на символы или слова. Но стоит определить, какая память лучше развита именно у вашего крохи. Может быть, ему проще запомнить, когда он сам рисует, или, наоборот, когда ему показывают готовые картинки. Или же ему все-таки лучше рассказывать и объяснять. В любом случае в таком возрасте эффективнее использовать игры на развитие. Память во время этого процесса легче усваивает информацию.

«Отгадай, что это!»

В такой игре может быть задействовано несколько детей. Каждому малышу отдельно от других показывают предмет, который он должен затем описать своими словами, не глядя на него. Отгадывать можно только после того, как ребенок назвал существенные отличия заданной вещи. В конце игры можно поощрить всех конфетами. Чтобы детям было интересно, тому, кто рассказывает, можно давать в руки флажок или камешек, который по эстафете передается следующему рассказчику.

Есть и другие игры на развитие. Память (и не только) будет хорошо тренироваться, если проводить эти занятия регулярно. К примеру, в следующей игре задействуется еще и логика ребенка. Понадобится несколько палочек, штук 20-30. Можно заменить спичками. Взрослый выкладывает фигурку, это может быть елочка, домик, солнышко. Малыш смотрит на нее до 4 секунд и старается запомнить. После чего мама накрывает листом бумаги свое творчество и просит кроху сделать такую же фигурку. Неправильно расположенная палочка - это ошибка. Постепенно можно усложнять задачу, раскладывая сразу несколько фигур. Конечно, задание вначале может показаться сложным, но со временем у ребенка разовьется память, и все получится.

Еще одна игра не менее увлекательно тренирует эту способность. На поверхность выкладывают 10 игрушек. Кроха должен постараться запомнить, в какой очередности они расположены, рассматривая их около 20 секунд. После того как он отвернется, можно убрать две игрушки или поменять их местами. Задача малыша - понять, что изменилось, и все восстановить.

"Как развить хорошую память?" — спросите вы. Это процесс не простой, но возможный. Поставив перед собой цель и выбирая средства, нужно настроиться на то, что тренировки должны быть постоянными, упорными. Чем больше уделять этому вопросу внимания, тем выше будут достигнутые результаты.

Не стоит относиться к этому как к трудной, важной работе, заставлять себя, принуждать к выполнению определенных упражнений. Процесс должен приносить радость, удовольствие. Только хорошее настроение и воодушевление принесут успехи. Без этого - никак.

  • Почему мозгу нужны тренировки.
  • Виды памяти.
  • Методы и приемы запоминания.

Для того чтобы понять, как развивать свою память, нужно разобраться в вопросе отчего она снижается. Если что-либо перестает использоваться - оно приходит в упадок, а затем постепенно совсем в негодность. Если вы ломали руку или ногу, то можете вспомнить, как ослабевали мышцы за время бездействия, каких трудов стоило вернуть утраченные навыки.

Также и с нашей памятью. Если мы перестаем ею пользоваться: нагружать, тренировать, напрягать - она перестает нас радовать. Плохая память может быть следствием болезни, но чаще это случается из-за отсутствия постоянных необходимых тренировок.


Заинтересованность - движущая сила обучения.

Нашими предками двигал инстинкт интереса. Он давал возможность прогрессивного развития, получения новых навыков, умений. Как наши дети получают новые знания? Только при помощи любопытства и интереса. Ребенок всегда делает то, что ему нравится, привлекает его внимание, заинтересовывает.

Но с возрастом этот базовый инстинкт потихоньку угасает. Создается ошибочное впечатление, что вполне достаточно знаний, которые накоплены на протяжении жизни. Вопрос как развивать память и лучше запоминать, уже не слишком волнует. Потребность получать новые знания пропадает, уровень жизненной энергии снижается, учится новому, неизвестному не хочется.

В пожилом возрасте люди не получают новые знания, они стараются не растерять приобретенные. Проблемы семьи и жизни выходят на первое место, а новые знания, устройство мира отступают на задний план. Человек живет в привычном ритме, его мозговая деятельность снижается, внимание становится рассеянным, он перестает тренировать свою память. А если нет ничего нового, то нет работы для мозга — запоминать нечего. Это становится началом конца для еще хорошей памяти.


Обучение - это мышление и запоминание.

Чтобы хорошо запомнить, нужно, чтобы это было интересно. Все, что вызывает заинтересованность, откладывается в нашей голове. Хотим или не хотим мы того, все равно представляем предмет запоминания. Если постоянно пополнять свои зрительные и эмоциональные впечатления, происходит процесс развития, а за ним запускается механизм воспроизведения информации. Так работает память.

Говоря языком науки, память - это психический процесс приобретения, хранения, удержания, воспроизведения информации.

Когда мы пытаемся что-то запоминать, мы выполняем при помощи нашего мозга три крайне сложных действия:

Кодировка информации,

Транспортировка на хранение до того момента, когда она будет использована,

Воспроизведение.

Мы действуем как компьютер. Ода лишь разница — человеческой памяти присуща функция естественного забывания. Забывание - это самоочищение от невостребованных знаний.

Возьмите за правило задавать себе ежедневно вопрос о том, что нового запомнили за сегодняшний день, что привлекло внимание, что было интересно. Это одно из многих составляющих процесса улучшения памяти. Этот метод работает безотказно.

Наш мозг делится на два полушария. Правое полушарие отвечает за эмоции и образы. Левое - за логику. Если работают оба одновременно, как это происходило у наших предков и происходит до определенного возраста у детей, то человек до глубокой старости сохраняет работоспособность обеих полушарий в равной степени хорошей.

К сожалению, такая врожденная способность с возрастом утрачивается у каждого взрослого, если не заниматься тренировкой. Поэтому, старайтесь запоминать ежедневно как можно больше: учите наизусть стихи, запоминайте тосты, высказывания знаменитых людей, отрывки из книг, журналов, надписи на рекламных плакатах, номера проезжающих машин, цены в магазинах, имена людей, которые слышите на улице, в транспорте.

Замечайте, запоминайте, что изменилось в природе по сравнению с предыдущими днями, сколько человек прошло мимо, во что были одеты, какие у них были сумки, прически. Пробуйте описать их для себя через несколько минут после встречи.

Если вы не тренировали сегодня свою память и внимание - не ждите, что завтра не забудете, что-то важное, или где лежат ключи, деньги, перчатки.

Изучение иностранного языка - прекрасная тренировка.

Не слушайте тех, кто говорит, что выучить язык взрослому очень сложно, практически невозможно. Даже в преклонном возрасте можно добиться прекрасных результатов, если память тренируешь, если понимаешь, зачем тебе это нужно, что собираешься делать со своими знаниями. Когда интересно - тебе легко. Это касается всех сторон жизни.

Играйте в шахматы, домино и карты, разгадывайте кроссворды, шарады, загадки, учите скороговорки, займитесь скорочтением. Хорошими занятиями станут вязание сложных узоров без запоминания и вышивка. Развитие мелкой моторики очень сильно влияет на процесс улучшения запоминания.

Как работает память?

Почему мы что-то пытаемся запомнить, но не получается. А некоторые моменты надолго откладываются в нашем «мозговом хранилище». Один человек держит в голове огромное количество различной информации, а другой сразу же забывает о поставленной на плиту кастрюле. Наука не может дать исчерпывающий ответ на все вопросы. Мозг - это наименее изученный, самый загадочный орган человеческого тела. Но точно известно, что память можно тренировать, улучшать.

Как не все становятся выдающимися танцорами, но каждый занимающийся хореографией имеет грациозную походку, так и не все тренирующие свою память могут в уме перемножать двухзначные числа, но все сохраняют ясный ум, крепкую память даже в преклонном возрасте.


Какие виды памяти существуют.

Сенсорная.

Это память, которую мы получаем от наших органов чувств: зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений. Информация, полученная таким образом, не живет в нас долго. Она сохраняется до трех секунд.

Кратковременная.

Происходит удержание информации на короткое время (всего полминуты), не происходит сохранения о большом количестве предметов или явлений. Тренировке поддается при помощи многократных повторений с промежутками времени. Без них она со временем совсем исчезает из памяти.

Долговременная.

Информация хранится длительное время, начиная от нескольких часов до всей жизни. Не поддается элементарному механическому заучиванию. Поддерживается при помощи связей с уже имеющейся в нашей памяти информацией, переработке ее, установлению новых связей.

В свою очередь этот вид делится на две составляющие:

Наши знания о событиях, окружающем мире

Знания о движениях, которые выполняет наше тело, тех предметах, которые мы используем в окружающей среде.


Упражнения и приемы для активизации внимания, улучшения памяти.

Старайтесь, чтобы информация, которую пытаетесь запомнить, была интересна, прежде всего, для вас.

Думайте, где и как можете применить полученные знания - блеснуть эрудицией перед подругами, коллегами, семьей.

Возможно, найдете ответ на вопрос, который крайне важен для вас или

Тренировка фотографической памяти.

В течении пяти минут внимательно смотреть на предмет, который следует запомнить. Затем постараться воспроизвести его как можно точнее. При регулярных тренировках память сохраняет все больше мелких деталей.

Задействуйте образное мышление.

Старайтесь не запоминать все механически. Включите воображение, придумывайте образы, истории, старайтесь создавать цепочки из событий, составлять последовательности из воспоминаний - вообразил, значит помнишь. Помнишь - значит знаешь. Включил воображение, представил — значит, помнишь и знаешь. Круговорот, последовательность событий.

Развивайте слуховую память.

Слушайте, о чем говорят люди в транспорте, на улице. Повторяйте все, что услышали, запомнили, старайтесь сохранять паузы, интонации.

Тренируйте свою зрительную память, периферическое зрение.

Если каждый день приходится преодолевать один и тот же путь, разнообразьте его. Возможно, стоит пройти по другому тротуару, через соседний двор, по менее удобной дороге. Попробуйте дать себе возможность испытать новые ощущения, запоминайте вывески, надписи, номера домов, названия незнакомых улиц. Больше посещайте разнообразные музеи, выставки, спектакли, концерты, мероприятия, фестивали. Составляйте ассоциативные ряды событий, запоминающиеся фразы. Придумывайте истории, которые помогают вам воссоздавать события.

Каждую неделю тестируйте свою память.

Попросите близких прочитать 15-20 существительных, не связанных между собой по смыслу. Читать следует с интервалом 10 - 15 секунд. Попытайтесь воспроизвести эти слова в порядке, который был озвучен. Если тренироваться ежедневно, то результаты не заставят себя ждать. Память станет улучшаться на глазах. То же можно проделывать с цифрами.

Когда с предыдущими тестами будете легко справляться, можно перейти к более сложным. Например, попытаться сосредоточиться на каком-то предмете, думать только о нем, отгоняя другие мысли. Сначала это может не получиться, наш мозг будет подбрасывать новые, свежие мысли. Но, по мере тренировок, это будет получаться все лучше.

Вдыхайте запахи.

Это закрепляет воспоминания, улучшает память. Ассоциация с различными событиями из жизни существует у каждого, но не все знают, что запах розмарина способен улучшить запоминание различных событий, позволяет сконцентрироваться. Если не удается что-то запомнить, разотрите пальцами немного этого растения или его эфирного масла, вдохните запах.

Жевательный процесс улучшает запоминание.

Происходит это потому, что активные движения челюстей способствуют ускорению биения сердца, происходит обогащение всего организма, головного мозга кислородом, как при фитнес — тренировке или беге. А еще при жевании вырабатывается инсулин, который заставляет работать зоны нашего мозга, отвечающие за память. Поэтому, жуйте смело жевательную резинку при чтении, обучении, запоминании какого-либо материала.

Создавайте ассоциации.

Соотносите имена людей, которые трудно запоминаются вам, с особенностями их внешнего вида. Всегда со всем создавайте ассоциации. Это способствует быстрому запоминанию.

Мозг человека пожилого намного меньше по объему, если его сравнивать с мозгом молодым. С годами происходит уменьшение его веса и объема. Физические нагрузки, которые являются (наполняют мозг кислородом), могут повернуть эти процессы вспять. Достаточно заниматься ими 3-4 раза в неделю по часу. Происходит это потому, что пульс повышается, кровообращение усиливается, происходит усиленное питание кислородом всех тканей организма и в первую очередь, головного мозга. Занимайтесь активным спортом, больше находитесь на свежем воздухе, совершайте пешие прогулки. Запоминайте, все, что видите: все свои и чужие действия, ваше и чужое настроение, предметы, явления природы, окружающую жизнь. Больше общайтесь с людьми: близкими, родными, знакомыми, незнакомыми.

Правильно питайтесь.

Правильное полноценное питание имеет огромное значение для нашего мозга, и, следовательно, хорошей памяти. Следите за тем, чтобы ваш организм получал все необходимые витамины, минералы, микроэлементы. Соблюдайте пропорции в белках, жирах и углеводах вашего рациона питания. Употребляйте в пищу рыбу, морепродукты, растительные масла — это важные продукты для полноценной деятельности головного мозга.

Прочитайте дополнительно:

Память помогает нам воспроизводить некогда воспринятую информацию в ситуациях, когда она нам особенно необходима. Считается, что развивается память примерно до 25 лет, затем наблюдается стабильный период, а лет с 50 она постепенно начинает угасать. Однако при постоянной умственной работе трезвая память сохранятся до глубокой старости. При этом ее можно еще и улучшить. Итак, как развить память и стимулировать умственные процессы?

У каждого из нас она развита в разной степени: кому-то чтобы запомнить информацию, нужно ее всего лишь раз услышать или увидеть, а кому-то для этого потребуется определенное время. Поэтому люди часто задаются вопросом о том, как улучшить свою память.

Способов ее развития существует довольно много. Еще вывели мнемонический способ, помогающий запоминать названия предметов с помощью ассоциаций. Они считали, что для лучшего запоминания понятие нужно наполнить чувствами. Вспомните, как мы научились запоминать цвета радуги с помощью фразы, в которой, по сути, охотник и фазан имели очень условное отношение к самой радуге. Однако придумывание таких коротких рассказов и даже сказок - очень эффективный способ для запоминания довольно сложных явлений, понятий и законов.

Один из популярных сегодня способов, помогающих найти ответ на вопрос, - это «умственные карты», разработанные Тони Бьюзеном. Здесь необходимо задействовать мышление, воображение и цвета. Для создания карты информацию нужно записать на листе бумаги в виде солнечного круга с расходящимися лучами, которые детализируют основную информацию, помещенную в круг. Так можно успешно составлять планы, которые быстро запоминаются и удерживаются в голове.

Чтобы быстрее запоминать сложную информацию, переформулируйте ее своими словами и, желательно, проговорите ее вслух. Так вы запомните все гораздо быстрее и надольше.

Комбинируйте способы, используйте упражнения и вы почувствуете, как все сработает.

Чтобы стать умнее и улучшить работу мозга, стоит воспользоваться следующими советами, которые обязательно помогут улучшить память взрослому человеку . Сегодня мы пройдемся по самым эффективным способам улучшения памяти благодаря активизации мозговой деятельности. А после того, как вы выберете подходящие способы именно для вас, — следует найти полную информацию конкретно о данном способе, чтобы применять его на практике полноценно.

Из статьи вы узнаете следующую информацию:
— Самые действенные способы как улучшить память взрослому человеку;

Итак, 15 способов как улучшить память и работу мозга взрослому человеку.

1. Постарайтесь тренировать кратковременную память , заучиванием на память номеров телефонов.
Это хорошее и простое упражнение помогает тренировать кратковременную память, которая является первым двигателем интеллекта. Многие предприниматели и руководители компаний тренируют память именно таким незатейливым способом.

2. Хотите запоминать большое количество информации, — старайтесь высыпаться . Здоровый сон очень важен для полноценного функционирования организма.
Если с вечера тяжело что-либо запомнить, раньше ложитесь спать . Проснувшись утром, вы с удивлением заметите, что вся нужная информация уже «записана» в мозгу. Исследования доказали, что память продолжает работать и во время сна. Но когда тело устало, не следует его перегружать. Урегулируйте режим дня.


3. Движения — двигатель развития не только всего организма, а и мозга.
Новые клетки гиппокампа (участка мозга) растут тогда, когда человек находится в движении, причем движение способствует защите и уже имеющихся клеток. Исследования показали, что получасовая пробежка каждый день способствует увеличению концентрации элементарного внимания втрое.

4. Изучение иностранных языков.
Когда вы владеете несколькими языками, мозг начинает думать, выбирая уместные слова, тем самым активизируя корковые связи. Последние отвечают за все языки, которыми владеет человек. После этого в работу включается управленческий участок (предлобная кора мозга), который непосредственно и отвечает за выбор нужного слова. Разговаривая на разных языках, человек волей-неволей заставляет себя постоянно тренировать мозг . Это улучшает память любому взрослому человеку.

5. Решение логических ребусов и задач.
Учеными давно доказано, что решения логических упражнений, кроссвордов и ребусов способствуют снижению вероятности развития возрастного слабоумия. Вот почему врачи всегда советуют людям в возрасте уделять время разгадыванию кроссвордов и ребусов. Собирая пазл, вы тренируете участки мозга. При этом мозг не загружен полностью и способен думать параллельно о чем-то другом.

6. Интересно и полезно: занимайтесь рукоделием.
Вы увеличиваете мозговую активность и тогда, когда вы тренируете мелкую моторику рук, тренируется и умственное развитие. Так что смело беритесь за рукоделие: бисер, вязание, вышивка, шитье - положительно влияют на интеллект. Такое развитие памяти широко используется для развития детей в дошкольном и школьном возрасте.

7. Воздвижение «дворца».
Для того, чтобы происходящие факты хорошо запомнились, необходимо провести ассоциативный ряд мыслей, возвести своеобразный «дворец памяти» - методика для лучшего запоминания информации. Ознакомиться подробнее с этой методикой можно в книге Брайена «Как развивать абсолютную память». Она основана на умственной деятельности, направленной на стратегическое обдумывание и построение чего-бы то ни было.

8. Исследование «новых путей».
Ученые предлагают делать зарядку для ума, цель которой - изменить ход и порядок вещей, течение событий. Для ее выполнения достаточно пойти на работу иным маршрутом, использовать в качестве главной руки левую, принять душ в темноте и так далее. Эти действия лишают отростки нервных клеток возможности атрофироваться.

9. Наслаждение кофе.
Говоря о способах как улучшить память взрослому человеку, следует помнить о пище, способной стимулировать мозговую активность. С помощью экспериментов установлено, что люди, которые выпивают ежедневно несколько чашечек кофе, меньше подвержены депрессии. Кофе способствует улучшению состояния кратковременной памяти в результате воздействия кофеина на нейронные связи. Однако этот способ можно применять в случае отсутствия противопоказаний, так как кофеин активно действует на сердце.

10. Выполнение «экзамена сознания» (упражнение Пифагора).
Ежедневно, перед тем как уснуть, анализируйте детально весь день: что вы сделали хорошего, за что вам стыдно, что бы вы хотели изменить и так далее. Постепенно усложните «упражнение Пифагора»: возвратитесь в прошлый день, в позапрошлый. Восстанавливайте в памяти любые нюансы, все подробности. Этот способ подходит тем, кто любит вспоминать и мечтать, как например, рассматривая старые фотографии.

11. Игры с детьми (малышами).
Непосредственность детей способна активизировать у взрослого творческое начало. Игра с детьми тренирует часть мозга, которая отвечает за эмоции (миндалевидная железа). Возьмите за правило подобно ребенку задавать вопросы, проявлять любопытство - так вы откроете для себя много нового и познавательного.

12. Черчение и рисование.
Чтобы активизировать внимание и повысить память, во время разговоров или размышления старайтесь что-либо рисовать или чертить. Этот способ подходит не для всех, но он очень способствует сосредоточению человеку на конкретной вещи, что тренирует мозг.

13. Общительность.
Самая простая тренировка памяти, — общение с разными людьми.
Будьте открытым человеком, разговаривайте с другими людьми, интересуйтесь их новостями. Человек, который ведет замкнутый образ жизни, перестает развиваться.

14. Целебная сила классического искусства, музыки.
Для развития памяти, концентрации внимания полюбите классическую музыку. Музыка других направлений воздействует на организм либо отрицательно, либо нейтрально.

15. Ароматерапия.
Вдыхайте запах розмарина, его аромат способен усилить концентрацию внимания. Запахи розы и герани успокаивают и оказывают благотворный эффект на память. А запахи кипариса, лимона и мяты являются для памяти ароматическими энергетиками.

Вам осталось выбрать подходящие способы тренировки памяти и улучшения работы мозга. А потом узнать о подходящем для вас способе более конкретно.

В этой статье мы постарались раскрыть для вас тему:

Надеемся, информация была для вас полезной и актуальной для того, чтобы использовать её в своей жизни. Оставайтесь всегда на высоте, спасибо за ваше внимание, женский онлайн-журнал сайт

Улучшение памяти происходит в результате постоянных тренировок работы мозга. Важно не только много читать, но и извлекать из литературы максимум информации с деталями, то есть пользы. Как удержать в памяти массивы информации? Предлагаем использовать технику под названием АДВ. С ее помощью можно быстро проанализировать новую информацию, отделить главное от второстепенного и упростить запоминание текста.

Что такое техника АДВ?

Техника АДВ – это надежный способ проанализировать текст и запомнить из него самую важную информацию. Техника основана на выделении краткого содержания текста и его оценке. Ее составные части: А – аннотация, Д – доминанта, В – вывод. Рассмотрим эти элементы подробнее.

Аннотация

Это краткий пересказ текста, состоящий из 1–3 абзацев. Аннотация статьи объемом 10 000–15 000 знаков может быть из одного абзаца. Краткий пересказ книги содержит 2–3 абзаца.

Если не привыкли конспектировать, поначалу испытаете трудности. Поэтому для тренировки в первый раз сделайте подробный пересказ прочитанного, а затем сокращайте его до тех пор, пока в аннотации не останется лишней информации

Доминанта

Это ответ в одном предложении на вопрос, о чем текст. Стремитесь к тому, чтобы доминанта подсказывала главную мысль автора, опираясь на которую можно легко вспомнить нужную информацию из текста.

Вывод

Аннотации и доминанта отражают задумку автора. Сюда мы не вносим оценочных суждений. В выводе, наоборот, выражается отношение к прочитанному. В идеале давайте в выводе не только оценку («нравится/не нравится», «полезно/бесполезно»), но и описывайте план дальнейших действий.

Как избежать ошибок в запоминании

Хотя АДВ – простая техника, которую может освоить и успешно применять любой человек, при ее использовании все же допускают ошибки. Приведем распространенные, чтобы можно было их избежать.

Частые ошибки в аннотациях

  1. Не используйте общие фразы. Они засоряют память и мешают запомнить информацию. Используйте в аннотации конкретику.
  2. Не оценивайте и не интерпретируйте текст автора.

Частые ошибки в доминантах

  1. Слишком короткая доминанта. Короткая доминанта не показывает отличие данного текста от других на эту же тему. Не сокращайте ее до пары слов, а формулируйте развернуто.
  2. Доминанта дублирует название текста.
  3. Оценочная доминанта. Ваша задача сформулировать суть книги, а не дать ей оценку.

Частые ошибки в выводах

В выводах встречаются следующие ошибки:

  1. Вывод отсутствует или сформулирован формально.
  2. В выводе нет анализа, преобладают эмоции. Это недостаточно для дальнейшего использования в работе.

Теперь вас не испугает даже сложный текст, который надо проработать в сжатые сроки. Ведь вы владеете техникой АДВ. Введите ее использование в привычку. Когда читаете значимый для вас текст, формулируйте аннотацию, доминанту и вывод. При желании запишите их в отдельный файл или блокнот. Это очень удобно.

Принцип работает и в отношении любой другой информации, когда по запросу руководителя нужно сделать краткий анализ коммерческого предложения, информационных статей или отчетов.

Упражнения для улучшения памяти

Чтобы иметь хорошую память, нужно тренировать её постоянно. В этом помогут простые упражнения.

  • Наблюдение . Наблюдая за каким-либо явлением, старайтесь запоминать звуки, явления, запахи. Важно акцентировать свое внимание на деталях. Сначала постарайтесь запомнить какое-то происшествие, даже обычную прогулку или встречу, а потом постарайтесь всё вспомнить в деталях. Повторите произошедшее в обратном порядке.
  • Заучивание и пересказывание . Каждый день необходимо заучивать небольшие части текста. Нужно придумывая ассоциации, воображая картину. Как известно, легче всего учить отрывками, а не весь текст сразу. После пересказывайте заученное в деталях.
  • Придумывайте . Придумывайте истории, события или рассказы. Рассказывайте придуманное нескольким знакомым, стараясь придерживаться одного сюжета.
  • Запоминайте расположение предметов . Запоминайте список предметов, мысленно представьте их, а затем постарайтесь собрать, как пазл, воедино всю картину.
  • Заучите номера телефонов всех друзей, родственников и знакомых.
    Заучите телефонные номера и старайтесь, чтобы они ассоциировались с тем местом или человеком куда звоните.


Не пропустите самые популярные статьи рубрики
:



Рассказать друзьям