Как развить познавательные способности у детей. Какие бывают способности у ребенка? Как стимулировать ребенка к познанию окружающего мира

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Недостаточно просто определить способности ребенка, нужно их развивать – терпеливо, эффективно и в правильном русле.

Всячески поддерживая и одобряя склонности малыша, родители должны предлагать ему новые вершины для покорения.

Правило первое : не спугните дар

Мама и папа просто обязаны раскрыть потенциал одаренного ребенка. Не для учителей и не для родительского эго, а для него самого. Познакомить его с разными аспектами мира. Но наседать и терроризировать не стоит.

Бывают ситуации, когда папа, неудавшийся единоборец или горе-лингвист, жаждет отыграться на ребенке. «Уж он-то преуспеет в том, в чем я оказался слаб». И вот уже малыш с трех лет учит английский и китайский, а по вечерам захаживает в секцию сумо.

Даже если родители сумели , их обучающий террор может стать мукой для чада. И в итоге ребенок, сам любящий языки, начинает их ненавидеть и становится бухгалтером.

Главное в развитии способностей – не спугнуть зарождающийся талант, не отбить охоту учиться и совершенствоваться у крошки. Поэтому – всего понемногу, в меру и аккуратно.

Правило второе : не сравнивайте и не перехваливайте

Кого-то ставят на табурет перед гостями и заставляют читать Пушкина от и до. Кого-то постоянно сравнивают с Васей Пупкиным, который гораздо краше рисует и выше прыгает. И то и другое – плохо и непедагогично.

Правило третье : выбирает – ребенок

Чтобы правильно развить способности ребенка, надо дать ему возможность их проявить. Не ограничивайте кроху только вашими мечтами. Возможно, вы спите и видите дочь балериной, но вдруг театр или акробатика лучше впишутся в ее мир?

Смело усложните свою жизнь! Если в поле зрения сына окажутся хоккейная клюшка, футбольный мячик и фигурные коньки одновременно, ждите беды… Но потом из этой беды вырастет великий спортсмен.

Каждый навык, будь то беглое чтение или танцевальные задатки, может в финале развиться в нечто совершенно неожиданное.

Вы видите в ребенке склонность к спорту, к физическим нагрузкам и тренировкам, чуете волевой характер и умение превозмогать трудности… Но значит ли это, что он достигнет вершин в плавании? Или лучше выбрать хоккей? А может, отдать в секцию пятиборья, на всякий случай?

Правило четвертое : действие лучше бездействия, не бойтесь

Отдавая ребенка в кружок, не бойтесь навредить. Если вы и ошиблись, беды не случится. Ведь любые занятия тренируют качества, которые непременно пригодятся в жизни.

Это и сила воли, и целеустремленность, и внимательность, и усидчивость, и ловкость рук, и аналитические навыки, и художественный вкус.

Театральный кружок вырастит открытую и уверенную в себе личность, а танцевальная студия – свободного и грациозного малыша.

Правило пятое : поддержка родителей и личный пример обязательны

Целиком доверять развитие детских способностей кружкам и студиям не следует. Понятное дело, их великое множество в районных ДЮЦах и приватных детских садиках, всегда можно найти заведение недалеко от дома и подъемное по цене.

Но и домашние занятия, и поддержку взрослых, и личный пример отметать нельзя!

Чтобы результативно развивать способности ребенка, создайте для него «полезную среду». Окружите вещами, стимулирующими творчество, и умело организуйте пространство.

Логично, если чадо занимается рисованием, оно не может забывать об этом, возвращаясь из студии домой. Превратите его комнату в мастерскую, купите мольберт и хорошие качественные краски (мелки, пастели, карандаши).

Дарите ему на праздники дорогие кисточки и альбомы, выезжайте всем семейством на воскресные пленэры, гуляйте в живописных местах и фотографируйте заманчивые пейзажи.

Пытаясь активировать спортивное направление, устройте всей семьей веселые старты, поезжайте на пляж и придумайте детям веселые задания. Купите велосипеды и найдите уютную велодорожку ближе к дому.

Обеспечьте ребенку необходимые развлекательно-спортивные приспособления – ролики, коньки, скейтборд, лыжи. Лето проводите у бассейна или возле открытого моря.

Правило шестое : развивая одно, не загубите остальное

Чем больше читает ребенок, тем больше у него шансов вырасти гармоничной интеллигентной личностью. Однако и о зрении забывать не стоит. Следите, чтобы ребенок делал перерывы и читал, сидя на удобном кресле в хорошо освещенной комнате.

В промежутках можно делать зарядку, выходить на воздух, смотреть в окно. Сами книги должны быть качественными и недешевыми, без ароматов краски и мелкого шрифта, зато с достойными иллюстрациями.

Правило седьмое : ваше терпение – драгоценно

Пытаясь развить способности ребенка, будьте готовы к неожиданностям в виде разбитых ваз, изрисованных обоев, изодранных коленок, испорченных платьев и свежих синяков.

Любой талант рождается в тяжелой борьбе и упорном труде. Задача родителей – быть терпеливыми и всепрощающими.

Всем родителям непременно хочется, чтобы их ребенок был самым умным, самым талантливым и обязательно нашел свое место в жизни. Для достижения таких целей мамы и папы будущего гения нередко прикладывают немало усилий, водя в раннем возрасте на различные занятия и кружки. Но стоит ли игра свеч и как именно нужно развивать те или иные способности у малыша, узнавал сайт

Попробуйте всего по чуть-чуть…

Безусловно, гениальность - это врожденное качество. Вспомните биографию Моцарта, который в три года писал музыку уровня взрослых композиторов.

Именно в возрасте 2-5 лет у ребенка самый интересный период, период познания мира – он хочет все узнать, попробовать, задает множество вопросов. Сейчас ему интересно рисовать пальчиковыми красками, а через пару часов – барабанить в стоящие на полу в кухне банки. Только вчера он радостно гонял на самокате по двору, а уже сегодня не может без музыки и танцев. Как разобраться, к чему у него есть способности, а что – временное увлечение?

Дайте попробовать малышу в этом нежном возрасте всего по чуть-чуть. Предоставьте ему условия для поиска своих собственных интересов: пусть рисует, лепит, делает аппликации, слушает хорошую музыку. Музицируйте с ним вместе и занимайтесь несложными видами спорта . Попробуйте проследить во время различных занятий, что наиболее увлекает вашего ребенка.

Как развить способности у ребенка

Например, если он часами может сидеть и собирать конструктор, в то время как ролики пылятся в кладовке, следует поддержать начинания малыша и поискать дополнительные возможности для его самореализации. Приобретите ему бумажный конструктор или набор для создания и росписи моделей, посмотрите, как он будет играть с новыми предложенными игрушками.

Если малыш с удовольствием слушает музыку и пытается воспроизвести услышанное, не исключено, что у него есть способность не только к музыке, но и к изучению иностранных языков . По статистике, дети с идеальным или хотя бы хорошим музыкальным слухом способны к лучшему запоминанию иностранных слов и интонаций, чем те, кто подобными данными не обладает.

Ваш ребенок удивительно умеет сочетать и чувствовать цвета во время рисования? Не упускайте возможности вовлечь свое чадо в историю искусств, посетив вместе различные музеи , ознакомиться с соответствующей литературой и альбомами. Если ребенок и впрямь увлечется рассказами об изобразительном искусстве, есть смысл подумать о поступлении в художественную школу.

Думайте о ребенке, а не о моде

Ваш малыш – уникален и обладает определенными способностями. Но к сожалению, многие родители в первую очередь задумываются не о том, что действительно может быть полезно и нужно их ребенку. Они выбирают малышу занятия по принципу «у подруги сын ходит в детский сад с углубленным изучением китайского языка и йоги , нам тоже нужно!» .

Конечно, если есть возможность, стоит дать попробовать малышу все и определиться по результату. Но насильно заставлять ребенка заниматься тем, что "модно" или "пригодится в будущем" нельзя ни в коем случае! Помимо того, что вы сразу отдадите ребенка в не понятный и не близкий ему социум, так и в будущем сможете услышать от подросшего ребенка "что хочу, то и делаю, вы меня с детства заставляли плясать под свою дудку" , а это никак не способствует теплым отношениям между родителями и детьми.

Долой запреты

Во время познания мира постарайтесь держать себя в руках и не одергивайте малыша по пустякам. Мы не говорим о ситуациях, которые могут быть опасны для самого ребенка и окружающих, но в те моменты, когда сын или дочка проявляют интерес ко всему происходящему, постарайтесь искать компромиссы, а не запрещать и не накладывать необъективные табу.

Даже если вас безумно раздражает, что ваш малыш с утра до ночи играет на синтезаторе, на ваш взгляд, несуществующую и жуткую музыку, попытайтесь обсудить с ребенком, почему он шумит. Возможно, он хочет привлечь ваше внимание, а может быть ему понравился какой-то конкретный случайный звук и он теперь всеми силами пробует найти его и воспроизвести заново, обыграть, найти новые приятные его слуху звуки.

Разговаривайте, а не осуждайте и запрещайте! И забудьте о наказаниях – так вы точно не разовьете способности ребенка.

Как подготовить ребенка к занятиям

Если вы вместе с ребенком выбрали то, что ему по вкусу, и уже готовы регулярно посещать специализированные занятия, постарайтесь морально подготовить малыша. Объясните ему, что на занятиях нужно будет слушать учителя, повторять уроки дома, у него появится ответственность и своя маленькая работа, которую ему нужно будет выполнять, если он хочет стать художником или танцором.

У каждого человека есть общие способности, которые помогают человеку адаптироваться в мире, получать, перерабатывать и хранить новую информацию, использовать социальный и практический опыт в практической деятельности. Многие способности формируются в детском возрасте, поэтому развитие способностей ребенка имеет особое значение.

Для начала определим что же такое способности:

  • Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
  • Это особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.
  • Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека.

Чем больше у ребенка развиты способности, тем проще ему справляться с различными задачами.
Назовем эти общие способности так:

  1. Интеллект — некая жизненная способность адаптироваться, обнаруживающая себя в конкретных ситуациях познавательного контакта человека с миром и как способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний;
  2. Креативность — способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии;
  3. Обучаемость — способность приобретать новые знания.

Каждый из вас наверняка задавал себе вопросы: «А у моего ребенка достаточно высокие способности, чтобы он хорошо учился, был успешным в жизни?» «Может быть, мой ребенок талантливый, ведь он так хорошо рисует, придумывает сказки?» «Могу я что-нибудь сделать, чтобы развить способности моего ребенка?».
Давайте поищем ответы вместе и подумаем, что можете и должны сделать для ребенка именно вы и никто другой.

  • Наиболее интенсивно интеллект развивается от 2 до 12 лет.
  • Мамы и папы по-разному могут помочь ребенку развить свой ум, однако есть общее — эмоциональная поддержка ребенка.
  • У ребенка, живущего в благоприятной эмоциональной среде, когда его любят, в семье царит радость, у всех хорошее настроение, уровень интеллекта постоянно повышается.
  • У детей, по отношению к которым родители не проявляют достаточной заботы, наблюдался процесс снижения интеллекта.
  • Интеллект повышается, если родители предоставляют ребенку возможность развить свои способности, умения и навыки, не стараются исправить то, что сделал ребенок.

Верьте в возможности своего ребенка, будьте спокойны и терпеливы!

Мамы! В ваших силах повысить и развить умственные способности ребенка, если вы предъявите ребенку систему требований и будете следить, чтобы он их выполнял. Требования являются необходимым средством воспитания. Это то, что ожидается от ребенка, Через требование взрослый сообщает ребенку, как надо себя вести, что делать, чтобы быть успешным. И еще — поддерживайте у ребенка высокую самооценку.
Папы! Оказывается ваш вклад в развитие интеллекта ребенка примерно в 2 раза больше.

Интеллект ребенка будет расти «прямо на глазах» если вы:

  • Будете играть с ребенком в самые разные игры или заниматься совместными делами;
  • Именно вы будете привлекать ребенка-дошкольника к обсуждению семейных дел (например, что подарить маме, что купить, куда переставить стол и т. п.);
  • Предъявите систему запретов. Запреты — это также одно из важнейших средств развития и воспитания. Что же делать маме, если папа постоянно на работе и не успевает общаться с ребенком? Мама в течение недели может напоминать ребенку те правила, которые в выходной день ему сообщил папа.
  • Не стремитесь сразу удовлетворять все потребности ребенка. Это неблагоприятно сказывается на развитии умственных способностей детей 5-6 лет.

О креативности

Креативность — умение мыслить нестандартно, творчески. Переключаться с одной идеи на другую, выполнять одно и то же дело по-разному. Креативный ребенок, как правило, доставляет родителям много хлопот. Он все время что-то придумывает, переключается с одного дела на другое, меняет увлечения. Но зато как богата его фантазия, как разнообразны рисунки! А еще такой ребенок сочиняет стихи, сказки. В его игре много сюжетов, персонажей.
По-настоящему креативный ребенок — всем известный Буратино. Помните, как он продал Азбуку, чтобы пойти в театр? Не очень умно, зато как интересно.

Задумались? Но учтите, что креативность выручает человека в сложной ситуации, когда надо поступить нестандартно. Пока другие сказочные куклы плакали и боялись, именно Буратино придумывал, как спасти друзей, как помочь папе Карло. Значит, креативность тоже очень нужна человеку для успешной жизни.

Итак, что надо делать, чтобы развивалась креативность ребенка?

Нужно знать, что есть два сенситивных периода развития креативности, когда способности развиваются очень быстро. Первый — 3-5 лет (развивается в сюжетной игре), второй — примерно 10-12 лет (период развития так называемой культурной креативности).

И мамы и папы повышают уровень развития креативности, если играют в совместные игры, уделяют ребенку внимание, а папы привлекают ребенка к семейным делам, обсуждению планов.


Об обучаемости

Предпосылкой обучаемости служит интеллект. Ее высокий уровень связан с развитием личности. А значит, обучаемость ребенка развивается в тесном общении со взрослым.

Для развития обучаемости:


  • Чаще задавайте ребенку вопросы;
  • Разговаривая о природе и людях, событиях или просмотренных телепередачах, рассматривая картины, говорите ребенку: «Подумай», «Посмотри внимательнее», «Вспомни»;
  • На прогулке задавайте задания (пересчитай машины, найди два похожих дерева) и, не торопя с ответом, говорите ребенку о том, что ждете его;
  • Не бросайте начатое дело, доводите его до конца;
  • Обсуждайте с ребенком, устраивает ли вас и его результат работы, думайте, как исправить то, что не нравится.

О сенсорном развитии ребенка

Возможно, вы приобретаете в магазинах игрушки, которые, как утверждают производители и продавцы, развивают у ребенка восприятие цвета и формы, знакомят с пространственными отношениями, временем и т. д. В каждой семье сейчас достаточно много таких игрушек.

К сожалению, наряду с большим количеством плюсов детских развивающих игр и игрушек, есть один существенный минус. С игрушкой можно делать все что угодно, а самое главное — она не дает обратной связи и не может выразить собственного желания или нежелания во время взаимодействия.

В процессе изучения объектов живой природы у ребенка реализуется одна из главных способностей — чувственное познание мира. Он получает живой непосредственный опыт. Происходит активизация всех сенсорных систем: отрабатывается зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное восприятие, формируется произвольное поведение и т. д.

Только богатый мир окружающей природы помогает детям перенести свои впечатления в мир творческого воображения, повышает интерес к овладению новых умений и навыков, получению дополнительных знаний.

Все, что нужно для нормального сенсорного развития — это восстановить естественный контакт с природой.

Подведем итоги — развитие способностей ребенка процесс многосторонний и постепенный, в который активно должны быть включены и мама и папа. Будьте рядом и способности вашего ребенка не перестанут вас удивлять!

Развитие способностей у детей

Развитие способностей у детей совершается в основном в процессе воспитания и специальным образом организованного обучения. Во взрослом возрасте развитие способностей происходит во многом благодаря самовоспитанию и самообучению. В детском же возрасте исключительно велика роль окружения.

Исходной предпосылкой для развития способностей ребенка служат его врожденные задатки. Однако сам процесс развития способностей происходит посредством овладения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. То есть развитие способностей реализуется через освоение опыта предыдущих поколений. Однако не всякий опыт одинаково полезен. И одна из важнейших функций обучения - передать подрастающему поколению наиболее существенный, важный опыт. В том числе важный для развития способностей.

Способности, с одной стороны, нельзя отождествлять с задатками. Задатки - лишь один из факторов, определяющий способности. С другой стороны, способности нельзя отождествлять с . Знания, умения и навыки - это во многом уже результат способностей. Способности можно рассматривать как длительную и устойчивую функциональную готовность человека к качественному и эффективному выполнению некоторого вида действий.

Поскольку способности это готовность к определенным действиям, поэтому самым разумным в развитии способностей является предоставление ребенку постоянного доступа к данной деятельности, побуждение его к этой деятельности. Деятельность при этом должна быть наиболее близкой, релевантной тем способностям, которые развиваются.

Пример. Предположим, родители решили развивать у ребенка музыкальные способности. Они могут вместе с ребенком часами заниматься прослушиванием музыкальных композиций, обсуждать достоинства и недостатки музыкального исполнения, рассказывать истории из жизни композиторов (как это делается в школе на уроках музыки). Это будет в небольшой степени способствовать развитию музыкальных способностей. Однако, чтобы в ребенке проснулся талант исполнителя, для этого надо научить его играть на музыкальном инструменте. И сделать это как можно раньше. Если вдруг в каком-то ребенке станет заметен талант композитора, надо тоже как можно раньше помочь ему в сочинительстве, в реализации замысла. А не ждать, когда ребенок вырастет и сможет поступить в консерваторию на композиторский факультет.

Первая важная закономерность в развитии способностей заключается в том, что всякая способность стремится обобщиться, расшириться, распространиться на "соседние" виды деятельности. Так, например, ученик, проявляющий очень хорошие способности в математике, довольно внезапно может начать проявлять способности к физике (равно как и наоборот). Способный художник часто становится успешным дизайнером, но способным инженером - значительно реже. Поэтому совсем не стоит "лепить" из ребенка очень узкого специалиста. Значительно важнее поощрять все интересы ребенка.

Вторая закономерность в развитии способностей ребенка заключается в том, что этот процесс происходит не плавно, а скорее рывками. Способности - это функциональная готовность не только психики, но и всего организма в целом. Для того, чтобы хоть немного подняться в качестве и эффективности исполнения, может потребоваться значительная перестройка. Когда эта перестройка происходит - происходит рывок, переход на следующий уровень. Иногда внутренняя перестройка сопровождается временным ухудшением способностей, провалам. Поэтому в развитии способностей важно и проявлять терпеливость, и стремиться действовать на пределе, потому что только так можно пробить очередной потолок в развитии.

Существует представление о том, что "талантливый человек талантлив во всем". Это верно в том смысле, что обычно одни способности помогают развиваться другим способностям. Как уже отмечалось, способности стремятся распространиться на соседей. Также одни способности являются фундаментом для других (как бы задатками). Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень. Переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений.

Очень важно понимать, что роль задатков в развитии различных способностей различна. Она весьма значительна и специфична, например, в развитии музыкальных способностей, где огромное значение играют особенности слухового анализатора. Тот же слуховой анализатор важен в деятельности переводчиков, историков, литературоведов и даже психотерапевтов. Хорошо развитый слуховой анализатор помогает не только лучше сохранять в памяти вербальную информацию, но и думать, общаться - задействовать логику. Однако для указанных профессий это не столь важно, как для музыканта.

Не только (или даже не столько) сам ребенок решает, какой ему деятельностью заняться, какие способности развивать. Чаще всего нелегкий стратегический выбор приходится делать родителям и/или учителям. Если ребенок не проявляет заметных задатков, например, в области музыки (слуховой анализатор) или живописи (зрительный анализатор), то это серьезный повод задуматься о том, стоит ли продолжать обучение в музыкальной или художественной школах. Вообще в таких случаях не будет лишним проконсультироваться с педагогом-психологом.

Общим фактором для развития любой способности является настойчивость ребенка, его волевые способности. Настойчивость, упорство ребенка проявляется в том числе в так называемой готовности к обучению. Эта готовность формируется, конечно, на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание, как в семье, так и детском саду. Желательно с самого раннего возраста приучать (в том числе своим примером) ребенка к дисциплине, вырабатывать у него привычку все доводить до конца. Когда ребенок проявляет настойчивость, надо на это обращать внимание, хвалить и даже проявлять гордость за своего ребенка.

Основы общей психологии Рубинштейн Сергей Леонидович

Развитие способностей у детей

Развитие способностей у детей

Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки. В действенном контакте ребенка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества задатки - и общие у всех людей, и вместе с тем у каждого человека различные - превращаются в многообразные и все более совершенные способности.

Уже самые первые проявления задатков превращают их в элементарные, начинающие складываться способности. Вместе с тем каждая начинающаяся складываться способность является как бы задатком для дальнейшего развития способностей. Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень, а переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений. Роль задатков в развитии различных способностей различна. Она более значительна и специфична, например, в развитии музыканта, в даровании которого существенную роль играют специфические врожденные свойства слухового аппарата, чем в развитии способностей ученого литературоведа, историка или экономиста.

В развитии способностей у ребенка существенным этапом является развитие у него так называемой готовности к обучению. <…> Эта готовность в обучении и формируется, конечно, на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание. Эта способность к обучению не угасает в школьном возрасте, как склонны утверждать те, кто связывает ее с определенным периодом возрастного созревания. Практика массового обучения взрослых при ликвидации безграмотности в Советском Союзе это доказала. Но, конечно, юные годы все же исключительно благоприятная пора для учения; в процессе этого учения совершается формирование способностей, которые открывают более широкие возможности для успешного дальнейшего учения и совершенствования в зрелые годы.

В способностях детей - как общих, так и специальных - обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявляются в успешности учебной работы, в том, что различные ученики с различной степенью совершенства справляются с учебными заданиями, с разной глубиной осваивают ту систему знаний, которой они обучаются. Однако успешность саму по себе никак нельзя превращать в критерий одаренности. Различная успеваемость разных учеников может быть обусловлена многообразными причинами - интересом к учебе, который сумел вызвать педагог, предшествующей учебной подготовкой и т. п., а вовсе не только их способностями. Поэтому одни и те же успехи разных учеников могут быть показателями различных способностей, и при одних и тех же или равных способностях их успехи могут быть различны . Для того чтобы сколько-нибудь обоснованно заключать об одаренности детей по успешности их работы, темпам их продвижения и т. п., необходимо учесть условия их развития, а не только его результаты. Лишь соотнеся эти результаты с условиями, при которых они достигнуты, можно, исходя из успешности учебной работы детей, опосредованно составить себе суждение об их одаренности. <…>

В результате индивидуального жизненного пути у человека формируется - на основе задатков - индивидуально своеобразный склад способностей.

Наличие более или менее значительных индивидуальных различий в способностях требует и индивидуализированного подхода к учащимся.

Вместе с тем, поскольку успешность учебной работы учащихся зависит в известной мере от их способностей, а развитие, формирование их способностей в свою очередь зависит от того, как ребенок осваивает передаваемые ему в ходе обучения знания, перед педагогом встает задача: учитывая способности учащихся во всем их многообразии и индивидуальных особенностях, вместе с тем и формировать их в надлежащем направлении. <…>

Между всесторонним развитием способностей и интересов существует при этом теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой - интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями. Эта взаимосвязь не исключает, конечно, и возможности противоречий между интересами к тому или иному предмету, склонностями к той или иной деятельности и способностями. Бывает, как известно, и так, что у человека, у подростка складываются интересы, не отвечающие его способностям. Но это случается по преимуществу при слабовыраженных способностях. Значительные способности, подлинный талант обычно определяют призвание человека, которое, переживаясь как таковое, определяет и направленность интересов.

Всестороннее развитие интересов, означая нормальное развитие человеческой личности, не исключает особой собранности и сосредоточенности интересов по каким-то основным главным руслам. Точно так же всестороннее гармоническое развитие способностей, означая развитие такой человеческой личности, которая не была бы раз и навсегда пригнана к одной узкоспециализированной деятельности и как бы сведена к одной функции, личности, которой доступны были бы разные сферы человеческой деятельности, не исключает, конечно, особого развития каких-либо специальных способностей (технических, изобразительных, музыкальных) на фоне достаточно высокого общего развития.

Из книги СК-метод развития человека автора Кандыба Виктор Михайлович

РАЗВИТИЕ БИОЛОКАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Одним из самых эффективных способов работы в режиме СК-Сверхсознания является известный десятки тысяч лет русским жрецам метод лозоходства (пруткарства).Древнейшие изображения людей с вилообразными прутьями встречаются на

Из книги Диагностика способности к общению автора Батаршев Анатолий

РАЗВИТИЕ ТЕЛЕПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СК – упражнение 66. Цель – овладение телепатией в приеме и индукции. Телепатия (греч. tele – вдаль, pathos – чувство) – это способность всех объектов Вселенной обмениваться информацией. Телепатическое информационное общение существует

Из книги Восхождение к индивидуальности автора Орлов Юрий Михайлович

РАЗВИТИЕ ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Психометрия – это облегченный вид начального ясновидения. С древних времен замечено, что если какие-либо объекты природы когда-либо находились в близком контакте, то экстрасенс, вступив в новый контакт с одним из ранее

Из книги Нераскрытые тайны гипноза автора Шойфет Михаил Семёнович

РАЗВИТИЕ ЯСНОВИДЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ "Истинно говорю вам, если будете иметь веру в сердце своем и не усомнитесь; – не только сможете сделать все то, что сделано мною… но и все, что попросите искренне в сердце своем в молитве и с верою – получите…" Иисус Христос (от Матфея,

Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

РАЗВИТИЕ ПСИХОКИНЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СК – упражнение 69. Цель – развитие психокинетических способностей.Психокинез – это способность двигать предметы психической энергией, то есть не касаясь их руками. Это явление дистантного воздействия человека на физические

Из книги Как воспитать замечательного ребенка автора Таунсенд Джон

Глава 3 Развитие способностей к общению

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Развитие способностей Человек должен делать определенное дело, которому он предан в результате жизненного самоопределения. Это дело представляет его в обществе как личность, и от успеха или неудачи в профессиональной деятельности зависит очень многое. Поэтому наша

Из книги Самоучитель для гения [Как открыть свои сильные стороны] автора Купер Лекс

Развитие способностей и психических процессов Я развиваю свои способности Под способностями мы обычно понимаем психические условия, наши индивидуальные особенности, обеспечивающие успешное исполнение определенной деятельности. Проблема классификации способностей

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

Из книги Арт-терапия детей и подростков автора Копытин Александр Иванович

Глава 8 Развитие творческих способностей

Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора Бодров Вячеслав Алексеевич

Глава 7. Развитие талантов и способностей КомпетентностьРассказывает Джон ТаунсендМы с сыновьями состоим в команде отцов и детей, которая называется «Индейские следопыты». Наша группа регулярно собирается, проводит спортивные состязания, устраивает пикники и походы.

Из книги автора

Получение знаний и развитие способностей Наконец, последняя популярная группа устремлений людей - развитие каких-либо способностей, получение и усвоение определенных знаний или навыков.Сюда относятся хорошая учеба, изучение языков, развитие способностей к творчеству

Из книги автора

1.4. Что вам даст развитие творческих способностей? Когда вы будете лучше знать и понимать себя, вам не придется оказываться перед мучительным вопросом выбора или поиска выхода из сложной ситуации. Творческий потенциал помогает применять и создавать новое в любых сферах

Из книги автора

80. Развитие и формирование способностей В способностях каждого человека выражается концентрированный исторический и индивидуальный опыт деятельности. Накопленные предшествующими поколениями знания составляют ту исходную основу, опираясь на которую люди могут

Из книги автора

Глава 6 Развитие познавательных и творческих способностей детей и подростков средствами арт-терапии Одной из задач применения арт-терапии в работе с детьми и подростками может являться развитие их познавательных и творческих способностей. Решение этой задачи

Из книги автора

9.3. Развитие способностей по преодолению стресса Решение проблемы развития ресурсов, стратегий и стилей преодоления стресса непосредственно связано с особенностями биологического, когнитивного, социального и эмоционального развития субъекта, их интеграцией и



Рассказать друзьям