Как развить внимание и усидчивость. Как развивать усидчивость и внимание

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Усидчивость и старание, внимательность школьника – залог его успехов в школе и дальнейшей жизни. Но для того чтобы ребенок обладал этими качествами, необходимо развивать их с рождения.

Способность человека контролировать свое поведение, длительно выполнять работу, порой даже трудную и неинтересную, закладывается в раннем детстве и развивается постепенно. Формировать усидчивость, доводить до конечного результата начатое, быть внимательным – это первейшая задача родителей в дошкольный период.

Малышу очень трудно сосредоточиться долго на чем-то одном, его внимание неустойчиво, но это и необходимо для быстрого, всестороннего познания мира. Поэтому, чтобы привлечь его внимание и подольше удержать его, задания должны быть яркими и интересными, все занятия, проводятся в игровой занимательной форме. Можете купить ему карнавальные костюмы для детей и попробовать вместе сыграть какой-нибудь спектакль.

Родители, являющиеся для ребенка непререкаемым авторитетом, должны сами соответствовать тем требованиям, которые они предъявляют своему малышу: выполнять свои обещания, не совершать опрометчивых поступков, ответственность и последовательность действий. Тогда и ребенок, подражая родителям, с легкостью приобретет эти навыки без особых усилий со стороны мамы и папы.

Очень важно выполнение режима дня, это дисциплинирует ребенка, ведь он прекрасно знает, когда пора кушать, ложиться спать. Малыш не будет тратить энергию на ненужные капризы, вместе с тем привыкает к выполнению правил, что тоже способствует самоконтролю ребенка.

Во время игры детей с родителями, необходимо стараться, соблюдать последовательность действий совместной игры, которые не успевают надоесть малышу. Они должны быть интересными для него, увлекая его в мир игры, и тогда крошка перестанет отвлекаться и полностью погрузиться во взаимодействие с вами.

Конечный результат в занятиях и играх должен присутствовать всегда, похвалите малыша, вдохновите его на дальнейшие подвиги, пробудите желание услышать похвалу еще раз и закончить начатое.В момент игры необходимо убрать все возможные раздражители: включенный телевизор, другие игрушки. Вообще-то, у ребенка не должно лежать на виду очень много игрушек, это рассеивает его внимание: ему хочется поиграть во все, а в результате игры не получается. Лучше оставить несколько любимых, а когда ему надоест с ними играть, заменить на новые.

Выбирая занятия и игры для своего малыша, лучше основываться на его увлечениях, так как интерес — главная составляющая усидчивости в нежном возрасте.Хороший повод дисциплинировать крошку – уборка после игры. Замечательно, если малыш захочет помочь в уборке или приготовлении пищи маме. Пусть потом придется все переделывать, зато ребенок сделает все с удовольствием, получит заслуженную похвалу и приучится помогать родителям.

Для развития усидчивости и внимательности в школе в 3, 5, 7, 8 лет используйте виды деятельности, способствующие этому: рисование, лепка, аппликация, вырезание, пазлы, настольные игры, всевозможные конструкторы. Играйте с ребенком, направляйте его, пробуждайте интерес, тогда малыш легче адаптируется к школе, а обязательность и усидчивость станут для него не поводом для упреков, а естественным процессом.

Прошлая публикация была посвящена вопросу, что делать родителям, если ребенок неусидчивый и мало какие дела доводит до конца. Сегодня предлагаю детально рассмотреть упражнения, благодаря которым полезное качество усидчивость можно постепенно формировать у наших любимых дошколят.

  1. Собираем пазлы, плоские или трехмерные . Первые пазлы делаются для деток старше года своими руками. Понадобится крупная картинка на белом фоне, наклеенная на картон и разрезанная на две, а после три и четыре части. Трехлетки уже справляются с 24-мя элементами и более – при условии, что изображенное на пазлах им нравится. Предлагать следующий уровень сложности стоит чуть раньше, чем имеющийся будет выполняться на автомате. Объемные пазлы – чудесный вариант для семейного досуга, но тут дошколятам без помощи родителей не обойтись. Если даже на упаковке красуется «5+», это вовсе не значит, что задача посильна пятилеткам. Это всего лишь показатель уровня безопасности игрушки.
  1. Раскрашиваем карандашами, мелками или красками . Фломастеры не упоминаю потому, что они не предназначены для закрашивания больших областей (разве что маркеры-выделители с плоским стержнем). А законченная картина непременно должна иметь фон и даже рамочку. Если неба или зелени слишком много, ребенок может утомиться расцвечивать его карандашиком. Тогда можно вспомнить приятный старый способ: при помощи лезвия подтачиваем грифель цветного карандашика до получения пыли, которую потом растираем по бумаге кусочком ваты. Эффектно, красиво, сравнительно быстро. Даже если ребенок отказывается завершать свою или вашу совместную художественную работу, сделайте это за него. Как правило, малыши с удовольствием сидят рядом и наблюдают. А еще невольно запоминают, что и это дело было доведено до финала.

  1. Готовим еду вместе с малышом . До начала кулинарного процесса стоит поинтересоваться у ребенка, хотел бы он принять участие в приготовлении конкретного блюда. И желательно, чтобы дошколенок был постоянно занят и ему не приходилось скучать без дела, пока мама, к примеру, порежет овощи. Для домашней книги рецептов можно сделать несколько пошаговых фотографий, тогда ребенку проще следить и удерживать внимание. В финале непременно благодарят помощника и ненавязчиво проговаривают все пройденные этапы: овощи очистили, измельчили, высыпали в салатник, перемешали, приготовили заправку, полили салат, убрали грязную посуду – можно кушать. Польза от совместного кухонного творчества будет только в случае обоюдной заинтересованности.

  1. Читаем длинные, но очень интересные сказки . С четырех лет деткам предлагают длинные сказки, которые можно слушать несколько дней подряд. Когда произведение ну совсем скучно для ребенка, придется искать другое. А если маленький читатель одобрил, но все равно периодически отвлекается – самое время тренировать усидчивость. Только не окриками и ультиматумами вроде «Или ты сядешь спокойно, или я не буду больше читать». Лучше поработать над собственным голосом, интонацией, добавить, где уместно, смех или слезки – внимание детки будет приковано. В четыре года мальчики и девочки уже помнят содержание страницы, прочитанной вчера. Перед началом новой главы повторите вкратце вчерашнюю, чтобы освежить в памяти сюжет. Только не стоит читать несколько книжек параллельно: мы же учим доводить начатое до конца.

  1. Не забываем о поделках из бумаги, пластилина, природных материалов . По собственному замыслу или образцу из журналов можно создавать интереснейшие поделки. Послужит результат семейного труда не только в качестве декорации, но и как игрушка. Например, который получится выстроить в детской комнате в буквальном смысле за один вечер. Если вместо цветного картона взять обычный белый, то здания сумеет раскрасить и сам юный архитектор.

  1. Ищем отличия между двумя картинками . Интереснейшее и полезнейшее занятие, которое можно выполнять с листа или на компьютере. Но недостаточно просто сказать: «Здесь пять отличий, давай отыщем их все». Чтобы цель была наглядна, а ребенок не отчаялся раньше времени, лучше написать цифры от одного до пяти и зачеркивать их или же загибать пальчики. При этом важно проговаривать найденные отличия, развернуто комментировать: «На правой картинке у лисенка хвостик поднят, а на левой опущен». Со временем ребенок тоже научится давать подробные объяснения. Если по каким-то причинам такие задания ребенок воспринимает холодно, попробуйте найти изображения по теме, ему интересной. Не так важно, машинки это будут, принцессы или здания.

  1. Собираем украшения своими руками . Работа с нитками, леской, бисером, застежками и прочими элементами бижутерии всегда кропотлива и обязывает к усидчивости, аккуратности. При помощи ускорится создание браслетов и иных плоских украшений, что очень порадует девочку. Для пробных изделий подойдут крупные бусинки, потом постепенно мама будет приобретать более мелкие, усложняя процесс и развивая в любимой дочке дефицитную усидчивость.

  1. Конструируем вместе с ребенком по образцу или произвольно . Конструкторов сейчас тьма-тьмущая. Пластмассовые, деревянные, магнитные, мягкие – угодить при желании удастся любому ребенку. Готовые наборы от «Лего» и других брендов, с одной стороны, делают игру более увлекательной: получаются правдоподобные и эффектные композиции. Но с другой стороны, они ограничивают работу детского воображения. Чаще всего малыши обходятся собранными предметами и не выстраивают новые, несмотря на совместимость конструктивных элементов. Выбор за родителями, а мы напомним, что конструирование – великолепное занятие для тренировки усидчивости.

  1. Сортируем крупы, бусины, стеклянные камешки, другие мелкие предметы . Очень полезное упражнение для мелкой моторики, глазомера, усидчивости и внимательности. Только подходит оно деткам, не имеющим привычки пробовать на зуб все подряд. Иначе бдительной маме придется беспрерывно одергивать малыша, то и дело пытающегося горошину съесть. Ясно, что в подобной ситуации формировать усидчивость бесполезно. В качестве игрового материала удобны нут, фасоль, гречневая крупа, чечевица, россыпь мелких макарошек. Как емкости для сортировки можно взять небольшие баночки от детского фруктового пюре или даже пластиковую палитру для красок. Бусины и интересно сортировать по форме, размеру, цвету. Начинают обычно с одного параметра, постепенно усложняя задачу.

  1. Играем со счетными палочками. Буквы, числа, геометрические фигуры, дорожки для гоночных машинок, контуры домиков – из одного-двух наборов палочек выкладываются целые композиции. При помощи пластилина можно создавать даже объемные предметы: будки для маленьких собачек, пирамиды. Увлекательные и сравнительно долгие занятия обещают специальные альбомы, выпущенные издательством «Мозаика-синтез»: «Палочки-выручалочки» из серии «Маленький художник» и «Волшебные палочки» из серии «Это может ваш малыш». Пособия недорогие, качественные, красочные. Обычно дети за один присест проходят всю книжку (10 заданий). Помимо усидчивости, игры со счетными палочками способствуют развитию воображения, пространственного мышления и тренировке пальчиков. Аналогичные занятия можно проводить, используя зубочистки. Конечно, возраст маленького ученика должен быть старше трех лет.

Способность ребенка концентрировать внимание обусловлена также его темпераментом и самочувствием. Мамы холериков не должны брать в пример детей флегматичных, а педагогам стоит быть очень острожными с ярлыками «непоседа» и «неусидчивый ребенок».

Многим дошколятам и младшим школьникам трудно отыскать в себе силы для скучной деятельности.

Монотонные задания вызывают в них скуку, сопровождающуюся, в лучшем случае, ерзанием на стуле.

В худшем карапуз и вовсе отказывается выполнять домашнее задание, меняя активность на более веселую и интересную. Как развить усидчивость ребенка и помочь ему сконцентрироваться на важном?

Ребенок неусидчивый – что делать?

Чаще всего с такой проблемой сталкиваются родители первоклассников. Привыкшие к детсадовским развлечениям, крохи совершенно невнимательны на учебе и с трудом высиживают в школе положенные часы.

Терпение, внимательность, концентрация, усидчивость – это все «одного поля ягоды». Следует развивать в ребенке все эти качества.

Усидчивость как черта характера начинает формироваться в дошкольниках с 5-6 лет. Но и в эти годы внимание чада остается непроизвольным и может резко переключаться между объектами.

Зато на первый план выходит любознательность – именно она помогает крохам без особых усилий и концентрации осваивать глобальные материалы и получать множество знаний.

Внимание и усидчивость по-разному развиваются у девочек и мальчиков, у детей с разным складом характера .

Впечатлительный, тревожный, мечтательный парнишка будет отвлекаться больше, чем серьезная девочка. Есть и индивидуальные особенности, и их тоже стоит брать в расчет.

Возможно, сейчас ваш сынишка сможет концентрироваться на заданиях только 5 минут. С уважением отнеситесь к его характеру, проводите короткие занятия, и малыш вас удивит!

Развиваем усидчивость и внимание

Если внимание – это длительная концентрация на каком-то деле или объекте, то усидчивость – его ближайшая родственница.

Именно она позволяет доводить начатое до конца, не прерываться, если стало скучно и неинтересно. Обе эти черты можно развивать и воспитывать в домашних условиях.

1. Прививайте крохе привычку доводить дело до конца.

Взялся за уборку? Не бросай веник на полпути. Собрался мыть посуду? Будь добр, помой все, а не одну чашку. Рисуешь для бабушки открытку? Не заставляй папу за тебя раскрашивать оставшиеся тюльпаны.

Нередко родители сами попустительствуют: он же еще маленький, устал, пускай отдохнет! И от обожаемой мамы карапуз узнает, что завершать начатое необязательно, если вдруг расхотелось.

2. Не кричите на ребенка, если он вертится, невнимателен и рассеян.

Особенно, если речь идет о неинтересном задании. Именно поэтому в первые годы жизни малышам предлагают только занимательную деятельность.

Но и в старшие годы детворе сложно усидеть на месте – вспомните себя в юном возрасте: за окном солнце, а надо зубрить учебник. Фразы «Сиди смирно, хватит вертеться!» и подобные им имеют мало педагогического воздействия.

Гораздо результативнее действуют добрые намеки: «Смотри, если ты еще чуть-чуть постараешься, то закончишь эту страничку». Предложите ребенку самому выбрать задание: «Чем бы ты сегодня хотел позаниматься?».

3. Начинайте с малого.

Разбивайте задания на части так, чтобы их выполнение занимало 5-10 минут. Постепенно увеличивайте время до 15-20 минут. Чередуйте разные виды деятельности, так ребенку будет интереснее.

Стремитесь, чтобы каждый мини-урок (будь то рисование, прописи, чтение «Букваря», артикуляционная гимнастика) имел логичное завершение. Пускай у ребенка складывается ощущение, что он закончил свою работу.

Отчаянно хвалите карапуза за каждое доведенное до конца дело.

4. Задание должно быть увлекательным .

Любой урок можно преподнести как приключение, сказочную историю, волшебство возможностей.

Перед тем как заняться освоением «Букваря» покажите малышу новую книгу, которую он вскоре сможет прочитать сам – это же настоящая магия! Не забывайте о диалоге и эмоциональной родительской поддержке в период всего занятия.

5. Хвалите грамотно и обильно.

Пусть ваш ребенок точно знает, что достиг успеха благодаря своей усидчивости. «Смотри, у тебя все получилось! Я тобой горжусь. Ты постарался, проявил терпение (совсем как взрослый!) и все сделал правильно, молодчина».

6. Не настаивайте, если ребенок приболел или слишком устал.

Развивать усидчивость у детей стоит лишь тогда, когда они пребывают в хорошем настроении, здоровы, активны, добры и веселы. Иначе вы отобьете все желание стараться и учиться.

7. Не переусердствуйте с заданиями.

Многие сердобольные бабушки, забирая кроху из подготовительной группы садика, по вечерам устраивают ребенку тесты, повторение пройденного, дополнительные занятия.

У старшего поколения складывается впечатление, что детьми мало занимаются, и подготовка к школе ложится на их опытные и выносливые плечи.

На самом деле, объем материала в старших группах очень велик, и дети приходят домой измотанными. Это их законное время отдыха – не настаивайте!

Как вспыльчивого и неусидчивого ребенка научить быть более внимательным и доделывать все до конца? Наша дочь очень активная, подвижная, самостоятельная, но в то же время очень упрямая, вспыльчивая. До момента, как она пошла в школу, особых трудностей в воспитании мы не испытывали. Но сейчас стали все больше замечать, что у нее нет усидчивости, она все старается сделать быстро. Начинает выполнять задания, не дослушав до конца, что именно нужно сделать, отсюда проблемы с учебой, а точнее с отметками. Ужесточение контроля с нашей стороны приводит только к агрессивным выпадам с ее стороны и потере контакта с дочерью. Что делать? Как развить усидчивость у ребенка?

Конечно же существуют общие рекомендации по развитию усидчивости у ребенка, на которые стоит обращать внимание. Но при выборе тактики необходимо опираться на индивидуальные характеристики ребенка. Ведь то, что подходит для одного ребенка, совершенно может не подходить для другого. Родителям нужно быть очень внимательными по отношению к своему ребенку, необходимо постоянно наблюдать за чадом, чтобы понимать его, грамотно направлять и вовремя определять, что имеет место в конкретном случае: невоспитанность или вполне нормальная реакция на сложившуюся ситуацию. Ставя перед собой задачу - развить усидчивость, родителям необходимо весь процесс воспитания строить с учетом индивидуальных особенностей ребенка, т.е. опираться на особенности воспитания детей с определенным набором качеств. Учет в процессе воспитания особенностей своего ребенка позволяет легче заинтересовывать и развивать ребенка, проще осознавать проблему и находить выход. Одна из таких особенностей - это темперамент ребенка. И хотя вряд ли есть дети с чистыми типами темпераментов, все же стоит определить к какому типу темперамента более склонен Ваш ребенок. И вот почему. Зная, к какому типу темперамента ближе всего стоит Ваш ребенок, Вы при взаимодействии с ребенком допустите меньше ошибок, примите больше правильных и действенных решений по отношению к нему, и процесс развития усидчивости у ребенка станет для Вас более радостным и результативным.

Для того, чтобы определить к какому типу относится Ваш ребенок можно взять любой опросник на определение типа темперамента и выяснить темперамент Вашего ребенка. При этом лучше воспользоваться несколькими подобными опросниками. Но можно зафиксировать свои наблюдения за ребенком используя схемы. Для этого на листе бумаги нужно нарисовать систему координат, как показано на рисунке, и поставить на координатной плоскости точку, соответствующую обычному повседневному поведению ребенка. Так, если Ваш ребенок общителен и эмоционально нестабилен, то он скорее всего относится к холерикам.

Для более детального анализа воспользуйтесь следующей схемой.

Поставьте точку в том секторе, в котором находится наибольшее количество качеств, характерных для Вашего ребенка.

Теперь, определив к какому типу темперамента относится Ваш ребенок, внимательно прочитайте ниже следующие рекомендации.

Если Ваш ребенок по темпераменту ближе всего к холерику, то он скорее всего отличается неуравновешенностью, быстротой действий, вспыльчивостью, нетерпеливостью, энергичностью, настойчивостью. Для него дискомфортна монотонная кропотливая работа. Такой ребенок быстро заинтересовывается чем-либо, но и также быстро остывает. Он чаще других является источником конфликтов из-за своей задорности, боевитости и активности.

Ребенок с холерическим темпераментом доставляет немало хлопот взрослым. Очень часто такой ребенок увлечен каким-либо делом так, что не слышит того, что ему говорят. За выполнение заданий берется, недослушав до конца, все старается сделать быстро, порой небрежно. Любит риск и склонен к необдуманным поступкам, из-за чего нередко оказывается в неприятных ситуациях. Очень общителен, но и с легкостью может устроить конфликт.

Особенности воспитания ребенка с холерическим темпераментом:

  • Ужесточение контроля за ребенком приводит к ухудшению детско-родительских отношений и повышению нервозности ребенка.
  • Подвижные виды спорта (футбол, волейбол, баскетбол, велосипедные прогулки и пр.), способствуют развитию у такого ребенка умения контролировать свои движения, рассчитывать силы и создают благоприятный эмоциональный настрой.
  • Холерикам подойдет отдых на природе. При этом ребенок обязательно должен быть вовлечен в какое-то совместное дело, иначе предоставленный сам себе он быстро найдет себе какие-нибудь неприятности.
  • Используйте каждый раз подходящие моменты, чтобы показать ребенку, что качество важнее скорости.
  • Развить усидчивость и целеустремленность помогут занятия конструированием, рисованием, лепкой, рукоделием, только заниматься этим нужно не очень продолжительное время. При этом необходимо контролировать качество работы (доделывание до конца и эстетичность).
  • Чаще разговаривайте с ребенком, обсуждайте с ним варианты достойного поведения и конфликтные ситуации, как на примерах из собственной жизни ребенка, так и на примерах героев фильмов, сказок и других книг.
  • Используйте стремление ребенка быть лидером в своих целях. При изучении нового материала, при разборе каких-либо жизненных ситуаций дайте ребенку роль объясняющего, роль учителя, что позволит ему лучше усвоить материал и удовлетворит его потребность в признании.

Сангвиник - активный, энергичный, любознательный, легко приспосабливаемый к новым условиям. Быстро соображает, эмоционально устойчив, легко переживает неудачи. Умеет быстро налаживать контакты. Непостоянен, ему очень нужны новые впечатления. Может даже начать баловаться, если занятие становится ему неинтересным.

Если сангвинику придется выполнять однообразную и неинтересную для него работу, он быстро переключится на что-то более интересное. У такого ребенка много друзей, но не все они соответствуют обычному для него кругу людей.

Особенности воспитания ребенка-сангвиника:

  • Сангвиник очень общительный и легко обучаемый, но при этом не любит углубляться в изучаемый материал. Если перестать его контролировать, то он может вырасти поверхностным человеком, лицемером и приспособленцем.
  • Сангвинику следует постоянно давать какое-либо дело его интересующее.
  • Отдайте ребенка в спортивную секцию или танцы, но не ставьте цели достигнуть высоких результатов. Акцент сделайте на умении сосредотачиваться и доводить начатое дело до конца. При этом разрешите ребенку переходить из одной секции в другую.
  • Конструирование, рукоделие, рисование также помогут развить усидчивость, собранность, аккуратность, старательность.
  • Поощряйте старательность и целеустремленность, обращайте внимание ребенка на детали. Постепенно повышайте требования в разумных пределах, добиваясь устойчивости и результативности.
  • Обсуждайте с ребенком его взаимодействие с окружающими людьми, мотивируйте его на анализ своего поведения.

Меланхолик медленно восприимчив, углублен в самого себя, быстро утомляется, неуравновешен. Такой ребенок избегает многочисленного контакта со сверстниками, стесняется незнакомых людей, у него повышенная тревожность.

Меланхолик очень раним. Даже невинное замечание способно ввести его в отчаяние. В новой обстановке такой ребенок очень долго присматривается. Он относится с большим недоверием к окружающему миру и постоянно жалуется на свое окружение.

Особенности воспитания ребенка с меланхолическим типом темперамента:

  • В обращении с такими детьми нужно быть весьма осторожными, мягкими и приветливыми, чтобы внушить им большее доверие и любовь. Высказывания недовольства по поводу лени ребенка, его пассивности и неспособности еще больше усугубляют ситуацию, и ребенок замыкается в себе.
  • Помогайте ребенку в общении с другими детьми, заранее обговаривайте с ним возможные фразы для знакомства, варианты выхода из конфликтных ситуаций, варианты отстаивания своего мнения. Только делайте это в непринужденной, игровой обстановке.
  • Оказывайте ребенку постоянную поддержку. Учите его обращать внимание на позитивные моменты, даже в неприятных ситуациях.
  • Интересуйтесь достижениями ребенка. Поддерживайте его уверенность в своих силах.
  • Поручайте ребенку дела, с которыми он наверняка справится, при этом постепенно повышайте сложность дел.
  • Для меланхолика подойдут спокойные виды деятельности в комфортных условиях.

Флегматик отличается медлительностью и слабой восприимчивостью. Такой ребенок упорен, терпелив и с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. В общении избирателен. Консервативен. Надолго запоминает усвоенные знания и навыки.

Флегматик очень нетороплив. Он будет очень долго умываться, обедать, собираться, будет старательно выводить буквы в тетрадке. Предпочитает стабильность. И если Вы попробуете изменить что-то в его обычном распорядке дня, вплоть до того, что подается на стол за трапезой, то с большой вероятностью рискуете нарваться на скандал. Он может просить Вас неделями читать одну и ту же сказку, ходить в одно и то же место. К тому же при эмоциональном требовании поторопиться, он может нарочно собираться еще медленнее, заставляя родителей сделать все самим.

Особенности воспитания ребенка с флегматическим типом темперамента:

  • Крики и скандалы с целью поторопить ребенка не помогут. Лучше просто начать делать все раньше, оставляя запас времени.
  • Не стоит упорно навязывать какое-либо занятие, если ребенок сопротивляется. Гораздо проще создать ситуацию, в которой он захочет этого сам. Такой подход позволяет развить усидчивость и внимательность у ребенка.
  • Следите за своей речью и эмоциями. Не называйте ребенка оскорбительными словами.
  • Будьте терпеливы, не спешите сделать все за ребенка. В противном случае, он вырастит лентяем и несамостоятельным.
  • Поддерживайте ребенка, подчеркивайте, где это имеет место, положительную сторону его медлительности. В ситуациях неуверенности и медлительности помогайте ему начать действовать, подбадривайте его.
  • Поручайте ребенку посильные для него дела, оказывайте ему доверие. Он для этого достаточно ответственен и основателен.
  • Чаще общайтесь с ребенком, обменивайтесь с ним новостями. Обсуждайте мотивы поступков окружающих людей.
  • Выбирайте спокойные виды занятий, такие как рисование, музыка, плавание.

Подведем итоги. Понаблюдайте за ребенком, посмотрите на его поведение с точки зрения типа темперамента, к которому Вы его отнесли. Это позволит Вам понять, какие качества ребенка помогут ему добиться успеха, а какие – могут помешать. Подумайте, как превратить его как-бы нежелательные качества в преимущества, научите ребенка пользоваться этим преимуществом.

Обращение к профессионалу поможет Вам разобраться во всем более глубоко и найти правильное решение.

Родителей часто интересует вопрос, как научить ребёнка быть усидчивым и внимательным. Одни дети уже в два года могут подолгу играть в любимые игрушки, другие же не могут дождаться, пока мама слепит куличик в песочнице, и уже бегут играть в машинку. Чтобы понять, как помочь ребёнку научиться управлять собственным вниманием, нужно знать и учитывать возрастные особенности детей. Часто родители сталкиваются с проблемой неусидчивости у ребёнка в старшем дошкольном-младшем школьном возрасте. В статье мы рассмотрим, как справиться с подобной проблемой у детей разных возрастов.

Рождаясь, ребёнок первое время не может фиксировать взгляд на объекте. Постепенно у него формируется привязанность к маме, которая заботится о нем. Именно на лице мамы, как правило, впервые фокусируется взгляд малыша. Подрастая, ребёнок научается следить за движущимися предметами и людьми, брать вещи в руки,подолгу рассматривает их. Так развивается внимание ребёнка. Ему становится интересно взаимодействовать с миром, особенно когда появляется возможность самостоятельно ползать и ходить. Ребёнку уже интересны мячи, игрушки, которые можно толкать, катить перед собой, следить за результатом своих действий с ними (неваляшка, музыкальные игрушки). Особенность детского внимания - в его неустойчивости. Ребёнка очень легко отвлечь, переключить на что то другое. Внимание ребёнка привлекают яркие, звучащие игрушки, а также игрушки, дающие различные тактильные ощущения.

Для маленького ребёнка это нормальная ситуация - быстро переключаться с одного занятия на другое, легко начинать новую игру. Так дети познают многообразие мира, знакомятся с предметами, людьми, ощущениями. Но задача родителей - мягко и ненавязчиво, в игровой форме формировать у ребёнка усидчивость, способность доводить начатое дело или игру до конца, быть внимательным в своих действиях. Ведь так часто перед первоклассниками встаёт проблема, что ещё вчера они беззаботно играли, а сегодня не могут сосредоточиться и высидеть длинный урок. В силах каждого родителя помочь своему малышу сформировать усидчивость и внимательность к школьному возрасту, при этом не перегружая ребёнка и давая ему возможность получать удовольствие от игры.

Что же для этого нужно?

В первую очередь, важен личный пример родителей. Нужно быть последовательными в своих словах и поступках, доводить начатое до конца, выполнять обещания. Ведь родитель для ребёнка - первый и самый главный пример для подражания.

Очень важно сформировать и соблюдать режим дня, выполняя одни и те же действия в определённое время. Ребёнок должен ощущать, что основные моменты режима не подлежат сомнениям и обсуждениям (время подъёма утром, дневного сна, время еды, игр, прогулок, вечернего укладывания спать). Нужно выработать такой режим, который будет удобен родителям и малышу, и позволит всем членам семьи чувствовать себя комфортно. Ребёнок, таким образом, заранее будет знать, что его ждёт в течение дня, и его энергия будет идти по верному пути, не расходуясь на лишние капризы и споры с родителями.

Чтобы научить ребёнка быть усидчивым, нужно много разговаривать с ним с самого раннего детства. Дети, хорошо вспринимающие речь взрослого, лучше понимают цель любых действий, и их внимание легче направить. Если Вы замечаете, что ребёнку трудно даже короткое время сосредоточиться на игре, нужно рассказать ему перед началом игры, что вы хотите сделать. Например, покормить мишку. Постарайтесь сделать так, чтобы игра привлекала ребёнка, и своим участием развивайте сюжет, придумайте историю. Не просто кормите мишку ложкой, а сходите вместе на кухню, возьмите немного макарон, насыпьте в миску. «Сварите» еду, пусть ребёнок делает сам всё, что он уже умеет. Одно действие сменяет другое, не успевая надоесть ребёнку. В конце игры попросите помочь ребёнка убрать игрушки. Любое действие сопровождайте комментариями и пояснениями. Постепенно ребёнок научится погружаться в игру, его станет сложнее отвлечь посторонними предметами.

Есть ещё несколько советов, важных для того, чтобы привить ребёнку усидчивость. Во время игры нужно выключить музыку и телевизор, и игрушек не должно быть слишком много. Для совсем маленьких детей это 2 - 3 игрушки, для детей постарше можно чуть больше. Остальные игрушки можно на время убирать, чередуя и заменяя их периодически. Так ребёнку легче сосредоточить свое внимание и меньше шансов, что он будет сильно отвлекаться.

Даже у ребёнка 4-5 лет внимание всё ещё сильно зависит от того, что ему интересно, легко переключается с одного на другое. Но, всё же, ребёнок такого возраста уже может, как правило, сам подолгу играть, в том числе с другими детьми, его захватывает уже сам сюжет игры. Задача родителей в этом возрасте - обеспечить возможность такой игры для ребёнка, тщательно подбирая игрушки, при этом обращая внимание на то, что интересно самому ребёнку.

Если дошкольнику или первокласснику очень трудно сосредоточиться на одном занятии, довести дело до конца, нужно помочь ему сформировать такую способность. Очень хорошо развивают усидчивость различные мозаики и паззлы, совместное с родителями творчество (вышивание и бисероплетение для девочек, конструирование и моделирование для мальчиков). Для этой цели подойдут раскраски, лепка из глины и пластилина, - любое занятие, требующее сосредоточения на процессе деятельности. Очень важно, чтобы занятие нравилось ребёнку, нужно также следить, чтобы он не устал и не потерял интерес. Лучше разбить большое дело на много маленьких этапов, завершая каждый из которых, ребёнок будет видеть результат своего труда, получит радость и удовлетворение от сделанного. После занятия нужно приучить ребёнка убирать своё рабочее место, это дисциплинирует и помогает стать более организованным.

Если ребёнок неусидчив в школе, следует обратить внимание, сложились ли у него хорошие отношения с учителем, интересна ли ему программа обучения, не слишком ли она сложна для ребёнка. Родителям нужно сформировать у ребёнка интерес к учёбному процессу, не делая акцент на оценках. Чаще обсуждайте с ребёнком, что происходило на занятиях, говорите с ним о том, что они сейчас проходят. Возможно, невнимательность вызвана непониманием материала, и, соответственно, отсутствием интереса к этой теме.

Для развития усидчивости и терпеливости полезна также любая помощь по дому, главное при этом - хвалить и благодарить ребёнка за помощь. Важно подкрепить и сохранить у ребёнка желание помогать взрослому, привить ему умение доводить дело до конца, мягко поправляя его ошибки, своим примером показывать правильный способ действий.

Помогают развить усидчивость настольные игры, подобранные в соответствии с интересами и возрастом ребёнка. Яркое оформление и увлекательные правила могут привлечь внимание любого ребёнка, но и в настольных играх важно участие, помощь и подсказки родителей. Это нужно для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в процессе игры, погрузиться в него, сформировать правильное отношение к любому новому делу, требующему терпения и внимательности. Обратите внимание на игры « Калаха люкс» , «Башня» , «Микадо» .

Самое главное - чаще хвалите своих детей за успехи. Если что-то не получается у них с первого раза, - напомните ребёнку, что важно быть терпеливым, что порой нужно потренироваться, чтобы построить, например, высокую башню из кубиков. Указывайте ребёнку на его достижения, на любой шаг вперёд, формируя таким образом в нём желание и стремление играть, действовать и учиться дальше. Будьте уверенны в том, что Вашему ребёнку по силам стать усидчивым и внимательным, показывайте ему, что вы любите его несмотря ни на что, и Ваша уверенность обязательно передастся ребёнку.



Рассказать друзьям