Как сделать чтобы ребенок быстрее пошел. Как научить ходить ребенка: упражнения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Многие родители очень беспокоятся по поводу того, что их ребенок никак не научится ходить. Зачастую такие переживания являются напрасными, поскольку мамы и папы смотрят на деток своих друзей и знакомых, которые пошли на месяц, а то и (о ужас) на два раньше. Первое и главное, что должны знать родители - это то, что каждый ребенок развивается по-разному. У кого-то раньше начинают лезть зубки, у кого-то из уст вылетают первые слова, а кто-то, соответственно, начинает раньше ходить. Поводом для беспокойств является лишь то, что карапуз не научился самостоятельно ходить после года и двух месяцев. Чаще всего причиной тому является тонус мышц, который характерен для большинства новорожденных. Определить его очень легко. При тонусе ребенок зажат, часто сжимает руки в кулачки, пытается ходить на мысочках, поскольку переступать, опираясь на всю стопу, ему просто-напросто больно. Избавиться от этой проблемы поможет стимулирующий массаж , направленный на борьбу с тонусом мышц. Именно он и помогает детям начать самостоятельно ходить.

Массаж ребенку для ходьбы, что нужно знать?

Сомневаться по поводу того, поможет ли вашему малышу данная процедура или нет, не стоит. Главное, чтобы проводил массаж, чтобы ребенок начал ходить опытный специалист. Посмотрите, как профессионал умело и ловко проводит сеанс массажа, постарайтесь запомнить последовательность его действий, и, возможно, у вас получится сделать это самостоятельно.

Если вы уже решились провести сеанс, запомните несколько простых правил, которые помогут выполнить все верно:

Маме, которая собирается самостоятельно делать малышу массаж следует знать, что тонус - это проблема, которая связана не только с ногами, но и со всей нервной системой, поэтому при массаже разминать следует также спину, шею и руки.

Массаж чтобы ребенок начал ходить (упрощенный вариант)

Если возможности вызвать специалиста на дом или отвезти ребенка в поликлинику, нет, можно воспользоваться домашней упрощенной методикой массажа, сделать которую каждая мама сможет самостоятельно.

Медики утверждают, что здоровый бутуз должен пойти в возрасте от 9 месяцев до 1,5 лет. В начале этого временного отрезка находятся самые резвые и активные из них, в конце - осторожные и тяжёлые на подъём в прямом и переносном смысле. Столь большой разброс в сроках позволяет понять, что первые шаги - индивидуальная особенность и их нельзя загонять под какие-то стандарты, как это делают некоторые мамочки. Для них, если кроха не пошёл в год, - всё, это катастрофа!

Сравнивая его с другими, родители начинают панически переживать, что он не встанет на ножки вообще, записывают его на всевозможные массажи, плавание, водят по различным специалистам. Это уже перебор. Вместо этого нужно просто знать, как научить ребёнка ходить самостоятельно, как помочь ему освоить этот навык вместе со своими ровесниками, не отставая от них и слишком долго не засиживаясь.

Можно долго заниматься, но так и не научить ребёнка ходить самостоятельно по одной причине - при наличии невыявленных или проигнорированных физиологических особенностей. Они могут стать серьёзным препятствием, через которое не получится переступить, пока оно не будет диагностировано и устранено.

Поэтому для начала молодые родители должны понять, почему их кроха не торопится сделать первый шаг. Факторы, способствующие этому, могут быть самыми разными.

  • Лишний вес

Сравните вес ребёнка с нормами для его возраста. Вам часто говорят, что у вас растёт «пухлячок», а участковый педиатр постоянно делает замечание о том, что вы его перекармливаете? Пора пересмотреть суточное количество еды, которое он употребляет. Правильно ли вы ввели прикорм?

Посоветуйтесь со специалистами и предпримите необходимые меры для постепенного похудения малыша. Иначе лишние килограммы будут оказывать серьёзную нагрузку на позвоночник, когда вы попытаетесь научить его ходить. Занимайтесь с ним гимнастикой для грудничков, .

Если причина лишнего веса - нарушенный обмен веществ, обязательно запишитесь на приём к детскому эндокринологу и пройдите курс лечения, если оно возможно.

  • Темперамент

Специалисты утверждают, что первый год жизни - этап психомоторного развития. Двигательная активность ребёнка напрямую зависит от его типа высшей нервной деятельности. Он включает в себя эмоциональную возбудимость, психические особенности, витальную силу.

Если у вас растёт медлительный флегматик или тревожный меланхолик, его трудно будет научить ходить в раннем возрасте. А вот шустрый холерик или весёлый сангвиник встанет на ножки гораздо быстрее и, скорее всего, без вашего участия.

  • Генетическая предрасположенность

Спросите у своих родителей, а во сколько начали ходить вы и как это произошло: вы сами это сделали или им пришлось приложить какие-то усилия? Очень часто оказывается, что ребёнок, сделавший свои первые шаги уже после года, получил эту особенность в наследство.

  • Климатические условия

В какой части Земли вы живёте? Как показали исследования, южане развиваются раньше и быстрее по сравнению с северянами. Это касается и ходьбы.

  • Ходунки

Одно из самых спорных приспособлений, разделившее всех педиатров и родителей на два противоположных лагеря.

С одной стороны, ребёнка всё-таки можно научить ходить с помощью ходунков, если использовать их правильно (сажать их туда уже ближе к году, при отсутствии противопоказаний, ограничивать время нахождения в них, заставлять малыша двигаться самостоятельно).

С другой стороны, ортопеды и педиатры не устают предупреждать о том, что это - прямой путь к плоскостопию и нарушению осанки в дальнейшем. А ленивые детки, усвоив назначение этой конструкции, вообще отказываются делать шаги без неё. Если это ваш случай - придётся лишать его этого удовольствия и заставлять ходить самостоятельно.

  • Неудачный опыт

Если ребёнок уже предпринимал попытки ходить, но они заканчивались неудачей (стукнулся, просто не получилось), он может запомнить её и будет бояться, что она вновь повторится.

Для профилактики такой ситуации взрослые всегда должны находиться рядом с крохой и предпринять все меры безопасности, чтобы избежать падения. Если это всё-таки случилось, нужно выждать время (недели хватит) и показать ему, что ходить - совсем не страшно, что мама всегда рядом и поможет.

  • Стрессовая ситуация

Научить ходить ребёнка можно лишь в том случае, если он растёт в комфортной психологической атмосфере и привычных условиях. Стресс от незнакомой обстановки, из-за переезда, чужих людей в квартире, частых ссор родителей может заставить его «сидеть сиднем», несмотря на все усилия.

  • Болезнь

Даже если это обычная простуда, она может очень сильно ослабить организм ребёнка. Не нужно пытаться научить его ходить в этот период. Дождитесь выздоровления и возобновите занятия.

  • Опорно-двигательные, неврологические патологии

Это одна из самых серьёзных причин, из-за которой малыш не ходит. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом и ЦНС - факторы, тормозящие навык самостоятельного хождения. Здесь потребуется комплексный подход: своевременная диагностика, лечение, процедуры, постоянное наблюдение у специалистов.

Хотите научить ребёнка ходить без поддержки? В таком случае убедитесь сначала, что у него нет проблем в развитии и ничто ему в этом не мешает. Но во сколько месяцев можно начинать такие занятия без вреда для его здоровья? И как именно они проводятся в домашних условиях? Советы специалистов - вам в помощь.

А Вы знали, что... у новорождённых нет коленных чашечек? Они окончательно формируются лишь к полугоду. Так вот подумайте: раннее хождение пойдёт на пользу только что появившимся суставам, которым нужно хотя бы месяца 2-3 на укрепление?

Существует огромное количество методик, как правильно научить ребёнка ходить: все они очень эффективны и одобрены специалистами. Выбрать можно любую. Главное при этом - соблюдать общие рекомендации, которые позволят не упустить из вида ни один нюанс. Это ускорит достижение желанных результатов.

В каком возрасте?

Возраст, когда делаются первые шаги, - индивидуальный показатель, который нельзя подгонять под стандарты. Некоторых можно подталкивать к этому уже в 10 месяцев, а кто-то созревает для таких занятий только к 1,2 годам. Оптимальный вариант - научить ребёнка ходить в год, обычно к этому времени он уже сформирован для этого.

Понаблюдайте за ним и определите самостоятельно, пора ему вставать на ножки или ещё рановато. Признаки готовности:

  • поднимается, держась за что-нибудь;
  • движется вдоль опоры;
  • активно перемещается из комнаты в комнату на четвереньках;
  • находит в этом удовольствие;
  • преодолевает небольшие препятствия;
  • ходит за руку;
  • залезает на невысокие стулья.

Хотите научить годовалого ребёнка ходить? Сначала определите по этим признакам, готов ли он к этому. Если он изъявляет нежелание, медленно осваивает двигательные навыки, но при этом абсолютно здоров, не форсируйте события. До 1,5 лет у вас есть время.

Предварительная подготовка

Чтобы ребёнок сделал первые шаги вместе со своими сверстниками, об этом нужно позаботиться заранее. Учите его ходить... начиная с пелёнок. Да-да, подготовка опорно-двигательного аппарата к столь серьёзному мероприятию должна регулярно проводиться с 1 месяца жизни.

  • 1 месяц

10 минут ежедневно новорождённый должен лежать на животике, чтобы мышцы спины и шеи смогли окрепнуть.

  • 2 месяца

Научите малыша переворачиваться с животика на спинку и обратно. Это легко сделать: держите перед ним яркую игрушку и постепенно отводите её вбок, чтобы он за ней потянулся. Выполняя это нехитрое действие, он заставляет работать практически все группы мышц. Ему потом легче будет подниматься.

  • 4 месяца

Опираясь на что-нибудь. Для этого нужно осторожно подтягивать его за ручки.

  • 6 месяцев

Он должен научиться сидеть самостоятельно, без опоры.

  • 6-12 месяцев

Заставляйте ребёнка активно ползать. Любимые игрушки и гимнастика - вам в помощь. Придерживая его за подмышки, позволяйте прыгать на ваших коленках.

Чтобы быстро научить ребёнка ходить, родители должны своевременно позаботиться о том, чтобы его опорно-двигательный аппарат развивался в соответствии с возрастными нормами. Вот тогда к году он сделает свои первые шаги без специальных занятий. Если же этого всё ещё не произошло, готовьтесь к «урокам». И начинать их нужно с техники безопасности.

Согласно исследованиям. Учёные подтвердили, что дети, которые в младенчестве активно ползали, легко обучаемы и успешны в школе, в отличие от тех, кто пропустил этот этап и сразу пошёл.

Техника безопасности

Планируете научить ребёнка ходить самостоятельно, без опоры и поддержки? Тогда задумайтесь о технике безопасности, чтобы он не расшибся. Ведь негативный опыт может убить в нём желание познавать окружающий мир таким способом. Что нужно сделать, чтобы обезопасить его от падений и травм?

  1. Учите ходить ребёнка в обуви, предназначенной для прогулок. Мягкие сандалии и вязаные пинетки не подойдут для таких занятий. Идеальный вариант - лёгкая обувь из натуральной кожи с жёсткой подошвой.
  2. Боитесь, что подошва такой обуви будет скользить по полу? Пройдитесь по ней наждачной бумагой, но не делайте слишком больших шероховатостей, которые могут спровоцировать падение.
  3. Поверхность пола должна быть гладкой, ровной, чтобы ребёнок не спотыкался. И в то же время ему нельзя на ней скользить, иначе он будет не уверен в своих движениях.
  4. Учите его ходить там, где нет ступенек, порогов, ковриков, о которые он может споткнуться и упасть.
  5. Уберите остроконечные предметы из комнаты, где будут проходить ежедневные занятия. Или наденьте на них «заглушки».
  6. Если сажаете кроху в ходунки, убедитесь в их устойчивости. Приобретайте изначально качественный товар, который поможет избежать падений. Очень часто ребёнок, не чувствующий ещё скорости, разгоняется в них так, что не может остановиться, и переворачивается. Разбиться и получить серьёзную травму с такой массивной конструкцией очень легко.
  7. Улица - не самое удачное место для первых шагов.

Продумаете вопрос безопасности для занятий с ребёнком вплоть до мелочей - научите его ходить гораздо быстрее. Да и у самих будет душа спокойна, что он, встав на ножки, будет уверенно на них стоять, так как ничто не будет его пугать.

После того, как помещения для занятий подготовлены, займитесь приобретением инвентаря, который поможет вам достичь результатов в самые короткие сроки.

Любопытный факт. В теле младенца на несколько десятков костей больше, чем у взрослого человека.

Инвентарь

Чтобы научить ребёнка ходить, для занятий понадобится следующий инвентарь:

  • поводки (вожжи) представляют собой страховочные ремни и позволяют предупреждать падения и травмы на первых порах;
  • несмотря на разногласия, в ходунках некоторые детки начинают ходить гораздо быстрее, так как осваивают технику и потом повторяют её уже без этой конструкции, так что стоит попробовать;
  • защитный шлем на голову для младенцев подарит спокойствие самым переживающим мамочкам;
  • обруч;
  • палки-ходули;
  • фитбол прекрасно укрепляет опорно-двигательный аппарат.

Чтобы научить годовалого ребёнка ходить, одного инвентаря будет мало. Помогите маленькому, ещё только формирующемуся телу справиться с такой серьёзной задачей - подготовьте мышцы и суставы, ежедневно занимаясь с ним укрепляющей гимнастикой.

По страницам истории. Первые ходунки были созданы в 1950 году англичанином У. К. Роббом для пожилых людей и инвалидов. И только недавно они были трансформированы под использование для самостоятельной ходьбы малышей.

Гимнастика

Цель данной гимнастики - укрепление мышц спины, шеи и ног. Именно она поможет вам научить ребёнка ходить на полной стопе, а не на цыпочках, как это часто бывает. Так что уделите несколько минут в день этим упражнениям - и первые полноценные шаги без всякой опоры вскоре будут сделаны.

  • Фитбол

Усадить ребёнка на фитбол спиной к себе. Придерживать его за бёдра. Раскачивать в разные стороны. Упражнение развивает координацию, научит его сохранять равновесие. Всё это необходимо для навыков ходьбы. Занятия можно начинать с 6-месячного возраста.

  • Стойка

Научите ребёнка стоять. Усадить его на корточки лицом вперёд на твёрдой поверхности. Придерживать в области груди. Приподнимать его вверх, заставляя подняться и выпрямить ножки. Желательно выполнять упражнение с 9-месячного возраста под ритмичную музыку.

  • Палки

Если малыш стоит уверенно, чтобы научить его ходить, приобретите специальные палки. Высотой они около метра, обычно отполированы или обиты тканью. Заставьте его взяться за них, положите свои руки - поверх его. Передвигайте по очереди вместе с ним эти своеобразные ходули и совершайте шаги.

  • Коляска

Если ребёнок ходит за руку, но боится её отпустить, давайте ему катить самостоятельно коляску, при этом подстраховывая сзади во избежание падения.

  • Обруч

С помощью обруча можно научить ходить ребёнка, который умеет стоять без опоры, а вот сделать шаги боится. Он запускается внутрь обруча, который перемещается взрослым так, чтобы заставить вместе с ним двигаться и ребёнка.

  • Охота за игрушкой

Если ребёнок активно ползает и поднимается с опорой, это упражнение быстро научит его ходить. Яркую игрушку перемещайте по комнате, определяя её на стул, диван, тумбочку - любую возвышенность, которая заставит его подняться с колен и взять игрушку. Но если такая погоня раздражает кроху, не нужно испытывать его терпение.

  • Препятствия

Если маленький человечек ходит за руку, устройте ему путешествие по комнате с препятствиями. Между мебелью натяните верёвку так, чтобы он смог её увидеть и переступить. Подводите его к ней, останавливайте, помогайте преодолеть. Когда одна высота освоена, постепенно приподнимайте верёвку. Конечный пункт - уровень колен. Упражнение отлично развивает мышцы ног.

О безопасности позаботились, инвентарь приобрели, гимнастикой занимаетесь - всё подготовлено для ежедневных занятий, которые научат ребёнка ходить без помощи взрослых и опоры.

Это интересно. За первый год своей жизни малыш проходит целый путь эволюции. Согласно исследованиям, его способность обучаться в этом возрасте гораздо выше, чем у школьников. Так что не ленитесь - заставляйте своего кроху работать, познавая окружающий мир уже на ножках!

Обучение

Отведите для занятий определённое время дня. Получаса будет достаточно. Но делать это нужно регулярно, потому что в этом возрасте приобретённые навыки быстро забываются.

  1. Сначала научите ходить малыша вдоль опоры. Поставьте его возле кроватки (или дивана), сами встаньте на другом конце и зовите его к себе, ласково разговаривая и маня игрушкой.
  2. После этого научите его отрываться от опоры, держа за руку и подтягивая к себе. Из этого положения водите по комнате. Сначала, чтобы вселить в него уверенность, держите его за обе ручки, но постепенно одну отпускайте.
  3. Вы сами почувствуете, когда можно отпустить вторую руку. Но при этом вы должны быть на страже и поймать ребёнка, если он начнёт падать.
  4. Можно проводить занятия вдвоём. Один взрослый поддерживает кроху за подмышки и ведёт по комнате. Второй находится чуть впереди лицом к ним и протягивает руки, перехватывая эстафету и ловя малыша. В какой-то момент первый «учитель» уже отпускает маленького ходока, а второй - делает коридор из рук для подстраховки, но ещё не держит его. Интервал времени, когда ребёнок будет в таком свободном полёте, будет с каждым днём увеличиваться.

Самостоятельная ходьба на двух ногах без поддержки и опоры - огромный скачок в эволюции человека и развитии ребёнка. Родители должны помочь ему овладеть этим навыком, несмотря на то, что заложен он самой природой.

Постарайтесь вселить в него уверенность, что всё получится, в нужную минуту - поддержать, иногда - поощрить. Сделайте так, чтобы первые шаги были маленькому человечку в радость и удовольствие.

Медики считают, что ребёнок с нормальными показателями здоровья должен сделать первые шаги в возрасте от 9 до 18 месяцев; самые резвые карапузы начинают передвигаться на своих двоих задолго до года, малыши более обстоятельные могут пойти ближе к полутора.

В принципе, уже по разнице в сроках можно догадаться: первые шаги — дело сугубо индивидуальное, и не стоит даже пытаться подвести достижения конкретного младенца под единый стандарт. Конечно, практика показывает, что есть дети, развивающиеся "по книжке" и проходящие последовательно все этапы, описанные в тематической литературе. "Правильный" ребёнок сначала учится ползать, потом, сдав все мыслимые нормативы по бегу на четвереньках, начинает вставать в кроватке, потом осваивает передвижение по периметру манежа — и наконец делает первый робкий шаг в открытое пространство. Однако на одного такого малыша приходится как минимум один, который знать не знает педиатрических канонов и, спокойно пропуская "пластунский" этап, практически без подготовки меняет сидячий образ жизни на прямохождение.

В этой немудрёной статистике заложен ответ на вопрос, волнующий большинство молодых мам: когда он должен пойти? И этот ответ таков: тогда, когда созреет и достаточно окрепнет для того, чтобы встать на ноги; природе нужная дата известна лучше, чем целому консилиуму врачей.

На зарядку становись!

Разумеется, сказанное выше не означает, что нужно пустить развитие малыша на самотёк, что ему не нужно помогать — дескать, рано или поздно сам пойдёт. И следить, и помогать — нужно. Первые шаги могут задерживаться как в случае, если мышцы ног ребёнка слишком слабые, так и в случае гипертонуса — то есть тогда, когда мышцы находятся в очень сильном напряжении (в гипертонусе ребёнок не ставит ногу на полную ступню, всё время приподнимаясь на цыпочки). Точную диагностику состояния опорно-двигательного аппарата малыша должны проводить специалисты (ортопед, хирург, невролог). Как правило, если диагностируется гипертонус, доктора прописывают ванночки с травами или морской солью и массаж. Если же малышу необходимо укрепить мышцы, развить координацию движений и вселить уверенность в собственных силах, очень полезной может оказаться специальная гимнастика.

Упражнение 1

Возраст: с 9-10 месяцев, когда ребёнок уже начал переступать, держась за руки взрослых.

Инвентарь: игрушечная коляска или прогулочная коляска самого малыша.

Ребёнок стоит, держась за ручки коляски, взрослый поддерживает малыша. Когда коляска начинает медленно двигаться с места, малыш тянется за ней, наклоняется и наконец делает первый шаг.

Упражнение 2

Возраст: с 9 месяцев.

Инвентарь: стол или любая жёсткая поверхность.

Взрослый сажает ребёнка на корточки, спиной к себе. Крепко держа за бёдра, взрослый раскачивает малыша вперёд и назад, вынуждая встать на ровные ножки. Нужно помочь ребёнку наклониться как можно глубже вперёд, одновременно поддерживая его в области грудной клетки. Если карапуз не спешит подниматься — значит, ножки ещё слабы и упражнение можно оставить, а спустя некоторое время к нему вернуться. Цель упражнения — закрепить умение самостоятельно стоять.

Упражнение 3

Возраст: 6-9 месяцев.

Инвентарь: фитбол средней величины, надутый на 2/3.

Взрослый сажает ребёнка на мяч спиной к себе и, крепко держа за бёдра, наклоняет в разные стороны. Цель — развить координацию движений, научить балансировать и удерживать равновесие.

Упражнение 4

Возраст: когда ребёнок уже умеет подниматься с коленей при помощи опоры.

Инвентарь: любимая игрушка малыша и кресло.

Игрушка по полу передвигается в направлении кресла, «призывая" малыша на четвереньках ползти за ней, поднимается над креслом (чтобы ребёнок попытался опереться об него ручками) и кладётся на край кресла. Если упражнение проведено успешно, малыш должен встать без посторонней помощи, опираясь на кресло.

Упражнение 5

Возраст: 9 месяцев и старше.

Инвентарь: два шеста высотой около 120 см или обруч.

Ребёнок берётся за шесты, взрослый на его ручки сверху кладёт свои. Взрослый начинает медленно переступать вместе с ребёнком, переставляя шесты на манер лыжных палок. В случае если используется обруч, ребёнок находится внутри, а взрослый, передвигая обруч в разные стороны, подталкивает малыша к разным движениям — ходьбе по кругу, вперёд или назад.

Упражнение 6

Возраст: когда малыш перемещается по комнате, держа взрослого за руку.

Инвентарь: длинный шнурок или верёвка.

Шнурок натягивается между мебелью на высоте коленей ребёнка. Держа ребёнка за руку, взрослый подводит малыша к шнурку. Смысл в том, чтобы ребёнок переступил через препятствие.

Как облегчить путь?

В стремлении облегчить первые шаги малышей от родителей и педиатров не отстаёт и современная индустрия, год от года расширяющая ассортимент развивающих товаров для детей. Какие-то из них признаются полезными, по поводу других мнения специалистов могут расходиться в диаметрально противоположные стороны. Приведём ниже три самых популярных и самых обсуждаемых приспособлений для обучения ходьбе.

Ходунки. Маленький круглый столик с матерчатым сиденьем, устроенным по принципу рюкзака-кенгуру, снабжённый у основания колёсиками. Сидя в ходунках, ребёнок достаёт ножками до пола и, отталкиваясь, может свободно перемещаться по квартире. Высота сиденья, как правило, регулируется: малыш может доставать до пола одними носочками, а может вставать на полную стопу.

Именно ходунки вызывают наиболее ожесточённые дебаты в "околомладенческой" среде: существуют как убеждённые сторонники, так и ярые противники данного приспособления. На самом деле, если не покупать дешёвые и, следовательно, потенциально травмоопасные модели и соблюдать элементарную технику безопасности, ходунками вряд ли можно навредить. Техника безопасности очень проста:

  • ходунки не подходят ребёнку, который ещё не умеет самостоятельно сидеть;
  • ребёнок в ходунках не может оставаться без присмотра (как, собственно, и без них);
  • слишком длительное пребывание в ходунках создаст излишнюю нагрузку для спины.

Справедливости ради надо заметить, что от ходунков немного не только вреда, но и пользы: большие сомнения вызывает сама идея, что ходунки способны помочь малышу с первыми шагами. Сидящий в ходунках ребёнок, по сути, не ходит, а катается, отталкиваясь от пола ногами. При этом он лишён необходимости держать равновесие и координировать собственные движения, он застрахован от падений. С другой стороны, на этапе, когда карапуз уже начал активно передвигаться по дому на четвереньках, но ещё не научился ходить, описанное приспособление может стать настоящим спасением для мамы, давая ей передышку в бесконечной "гонке за лидером".

Коляска-каталка. Устройство, по форме напоминающее четырёхколёсную тележку с ручкой: малыш делает первые шаги, держась за ручку и толкая каталку перед собой. Она удобнее обычной детской коляски, которую тоже нравится возить большинству годовалых младенцев, так как соответствует росту малыша. На определённом этапе пользы от подобного предмета много, так как он позволяет ребёнку передвигаться без помощи взрослых, не теряя равновесия и уверенности в себе.

Вожжи-поводок. Конструкция из ремней, напоминающая шлейку для собаки и визуально, и по способу использования. "Вожжи" используются на этапе самых первых шагов, когда малыш уже готов перемещаться без посторонней помощи, но при этом ещё недостаточно хорошо координирует движения. В этой ситуации "поводок" исполняет роль страховочной лонжи, не дающей упасть и сильно удариться начинающему "канатоходцу". Главный минус приспособления — со стороны оно выглядит малопривлекательно. Но в случае, если малыша приходится выгуливать бабушке, страдающей ревматизмом, "поводок" может стать настоящим спасением.


Босоногий мальчик

Ещё один спорный момент, касающийся первых шагов малыша, связан с его первыми ботинками. Сегодня практически каждый ортопед, видя, что ребёнок вот-вот пойдёт, предлагает родителям приобрести сандалики с поддерживающим супинатором. По мнению большинства современных врачей, такая обувь служит эффективной профилактике и к тому же помогает более устойчивому сцеплению ножки с поверхностью. Вместе с тем данный подход в ортопедии — не единственный, и его притязания на статус истины в последней инстанции несколько преждевременны.

Ещё в середине ХХ века американский ортопед Саймон Виклер выпустил книгу "Сними ботинки — и иди" (Dr Simon J. Wikler. Take Off Your Shoes and Walk), в которой описал результаты своих многолетних исследований. Изучив сотни ног пациентов от года до девяноста, Виклер пришёл к выводу, что самые здоровые стопы у тех из них, кто носит свободную обувь на гнущейся подошве и часто ходит босиком. Именно супинаторы ослабляют мышцы стопы, так как её изгиб, который должен возникать естественным путём, в случае с супинатором достигается механически, полагает врач. Вывод ортопеда таков: обувь должна быть свободная настолько, чтобы сохранялась возможность пошевелить пальцами внутри ботинка, в ней не должно быть супинаторов, и при каждой подходящей возможности ребёнок должен ходить босиком (в том числе и дома, по гладкому полу).

Шаги к безопасности

Заботясь о том, чтобы ребёнку было удобно и комфортно ходить, важно не забыть и о его элементарной безопасности: как только малыш встаёт на ножки, он в самом буквальном смысле переходит на новый уровень... и начинает доставать до тех полок и предметов, о которых раньше мог только мечтать. А значит, чтобы первые шаги крохи были поводом для радости, а не для перманентного стресса, к этим самым шагам нужно подготовиться.

Итак, осмотрите критическим взглядом квартиру и...

  • переложите все хрупкие, ценные и тяжёлые предметы, находящиеся меньше чем в 1,2 м от пола;
  • уберите скатерти: они очень легко стягиваются со стола вместе со всем содержимым;
  • спрячьте в недосягаемое место всю бытовую химию: стиральным порошкам, пятновыводителям и отбеливателям отныне не место в легко открываемом ящике под ванной;
  • заблокируйте электрические розетки специальными заглушками;
  • заведите привычку убирать все острые, колющие, режущие предметы в такое место, где младенец их не достанет — даже если очень постарается.

Помимо потенциально опасных предметов, способных ушибить, уколоть или обжечь малыша, на "первопроходческой" стадии в квартире обнаруживается несметное количество углов и мебельных ручек, расположенных ровно на уровне глаз крохи. К счастью, современная индустрия предлагает целый ассортимент устройств, способных в самом буквальном смысле сгладить острые углы. Уголки на столы, специальные чехольчики на ручки, заглушки для выдвижных ящиков, ограничители дверей и окон, блокираторы лестниц имеются сегодня в любом более-менее крупном детском магазине. И всё же не стоит обольщаться: соломки, которую, согласно народной мудрости, не помешало бы подстелить в нужном месте, современные производители так и не изобрели. В тот момент, когда ребёнок делает свой первый шаг, он делает шаг к своей независимости. И на этом пути непременно будут острые углы и коварные ступеньки, слёзы, ссадины и шишки. Малыш ещё тысячу раз упадёт — и тысячу один поднимется, пока наконец по-настоящему твёрдо не встанет на ноги.

Комментировать статью "Развитие ребенка: первый шаг малыша — как научить ходить"

Первые шаги). Достижения. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и Мишка 1 год и месяц сегодня наконец стал делать не держась (!) первые шаги. Развитие ребенка: первый шаг малыша - как научить ходить.

Как ребёнок садиться. Достижения. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Развитие ребенка: первый шаг малыша - как научить ходить. Как помочь ребенку учиться. Все родители хотят видеть своих детей...

Нездоров позвоночник - болеет ребенок. Ребенку один год, он начал ходить, но при этом "загребает ногами", " косолапит ". "Вот как если бы человек попал на планету птиц и надо его научить чирикать - ну категорически незнакомо человеку это чириканье и серьезной речью он...

Малыш отчаянно пытается ползти и садиться, а на руки не опирается. Никак не могу объяснить ему в чем подвох. Развитие ребенка: первый шаг малыша - как научить ходить. Цель - развить координацию движений, научить балансировать и удерживать равновесие.

Развитие ребенка: первый шаг малыша - как научить ходить. Медики считают, что ребёнок с нормальными показателями здоровья должен Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. а я всегда считала, что пошел - это когда передвигается в основном на...

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых Ребенок боится ходить. Дочке скоро год и месяц. Встает везде месяцев с 10. Развитие ребенка: первый шаг малыша - как научить ходить.

как научить ребенка вставать?. Реабилитация и социальная адаптация. Другие дети. Вообще-то вставание самому в правильном стереотипе, без какой-либо опоры на руки и с опорой на одну ногу - это довольно сложно, у меня ребенок уже мог бегать, приседания делать...

Раздел: Развитие самостоятельности (как научить ребенка ходить в общественный туалет). Ребенок и общественный туалет. Посоветуйте, плиз, как научить 5-летнюю девочку самостоятельно пользоваться общественным туалетом?

Причем у детей сложнее, чем у взрослых. Именно детям сложнее ПОТОМ, психологически сложнее, чем взрослым - дети БОЯТСЯ и привыкают не пользоваться ногой:((Моя не боялась наступать, но ногу подволакивала с месяц точно. Многие еще первые 2 недели после снятия...

Развитие ребенка: когда дети начинают ходить, как научить ходить ребенка. Ребёнок стоит, держась за ручки, взрослый поддерживает малыша. Когда коляска начинает медленно двигаться с места, малыш тянется за ней, наклоняется и наконец делает первый шаг.

Развитие ребенка: первый шаг малыша - как научить ходить. Надо ли учить ходить? Ребенку 1 год. Первые шаги после лечения в детском реабилитационном центре. По-моему, это нормально. У меня старшая в 13 месяцев начала ходить, у Как правильно заниматься ходьбой...

Как приучить ходить пешком?. Прогулки. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Ну не хочет у меня ребенка пешком ходить! Или в коляске, или на ручках:(Если в коляске, то...

Надо ли учить ходить. Достижения. Ребенок от рождения до года. Я свою учу ходить и вижу результаты своих стараний... Как учить ходить: Я кладу интересные для неё Он утверждает, что правильное моторное развитие ребенка в первые два года жизни поможет ребенку в...

Развитие ребенка: первый шаг малыша - как научить ходить. Развитие ребенка до года очень непростое дело. Развитием надо заниматься. Научите ребенка падать. 10 правил: как научить ребенка правильно говорить. А учить, говорят, так: стоит малыш, надо на плечи ему...

Одежда, обувь. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Беда у нас с этим - не хотим дома ходить в обуви. А дома холодно, не топят еще, а сопли мы только-только побороли.

Как научить малыша падать?. Режим дня. Ребенок от рождения до года. В журнале читала (статья была про велосипеды), что с первых падений надо учить ребенка падать, потому как ему эот предстоит чаще, чем типа в туалет ходить.

Первые шаги малыша, запечатленные в стихах мамы. много тревоги по поводу вашего брака, из-за чего в неоднозначном поздравлении вам видятся вещи, которые, возможно, совсем и не А Вас и Вашу дочку Развитие ребенка: первый шаг малыша - как научить ходить.

Она говорит, нужны обязательно, когда ребенок только начинает ходить - чтобы фиксировать ногу. Я же считаю, что детке, во-первых, удобнее ходить по дому босиком или, по крайней мере, в легких носочках с "тормозами", а ботинки ей только будут мешать. По идее, в моем детстве...

На улицу ходим в зимних сапогах, в последнее время ребенок даже соглашается сделать в них несколько шагов (раньше демонстративно Постоянно ходить босиком вредно, поэтому надо обязательно приучить ребенка к обуви. Тем более, что в носках по полу и холодно и скользко.

Часто в стремлении помочь ребенку пойти как можно раньше родители совершают много ошибок.

Когда дети начинают ходить

Обычно дети начинают ходить в годовалом возрасте, однако считается нормой, если ребенок делает первые шаги в период от 9 до 18 месяцев. Это зависит от множества факторов, таких как темперамент ребенка, его конституциональные особенности (пропорциональное соотношение частей тела) и даже наследственность.

Спокойные и упитанные дети часто не торопятся осваивать новые двигательные навыки, для исследования окружающего мира им вполне достаточно уже приобретенных умений сидеть и ползать. А подвижные и активные непоседы иногда так стремительно переходят от одного этапа развития к другому, что родители едва успевают схватить фотоаппарат, чтобы запечатлеть их успехи.

Может случиться, что во время первых попыток самостоятельной ходьбы ребенок приобрел негативный опыт: сильно ударился, чего-то испугался или был болен в этот период – тогда он может отложить на некоторое время освоение этого важного навыка.

Ходьба – дело простое только на первый взгляд. Такой кажущийся взрослым легким способ передвижения на самом деле является сложной и достаточно скоординированной работой различных групп мышц, моторных (двигательных) зон коры головного мозга, мозжечка, вестибулярного аппарата. Ходьба невозможна без умения хорошо держать равновесие и четкой координации движений. Поэтому перед первыми шагами у ребенка должны окрепнуть мышцы ног и спины, созреть нервная система и вестибулярный аппарат, а кости скелета и связки – стать достаточно прочными, чтобы выдержать вертикальную нагрузку.

Началу ходьбы предшествует приобретение младенцем ряда важных двигательных навыков. Примерно в 7–8 месяцев ребенок начинает вставать на ножки, придерживаясь за перила кроватки или манежа. Стоять малышу так нравится, что он стремится встать, используя любую возможность на что-нибудь опереться. После того как ребенок научился стоять, придерживаясь за опору двумя руками, он постепенно начинает отпускать одну руку, чтобы взять игрушку, а затем (примерно в 9 месяцев) пытается сделать первые шаги, держась за мебель или стену и передвигаясь вдоль нее. В возрасте 9–10 месяцев ребенок учится сгибать колени и садиться из положения стоя. К 11–12 месяцам малыш обычно уже достаточно окрепший и вполне может стоять, наклоняться и приседать без поддержки. И только овладев этими навыками, ребенок будет готов сделать свои первые шаги.

Большинство детей к 9 месяцам уверенно ползают на четвереньках. Этот способ передвижения способствует развитию связей между правым и левым полушариями головного мозга, правильному формированию позвоночника и является тренировкой мышц и вестибулярного аппарата при подготовке к ходьбе, поэтому не стоит расстраиваться, если карапуз не торопится менять ползание на прямохождение. Есть также немало детей, которые «не рождены ползать» и перемещаются в пространстве удобным для них способом – кто-то «ездит на попе», кто-то «ходит» на коленках.

Если при осмотре неврологом и ортопедом в возрасте 1 года у таких детей не было выявлено патологии, отсутствие ходьбы до 16–18 месяцев не должно беспокоить родителей, так как любая двигательная активность укрепляет мышцы и развивает координацию движений, а значит, готовит ребенка к ходьбе. Важно, чтобы малыш при этом был активным, жизнерадостным, осваивал новые и совершенствовал уже приобретенные навыки.

Как ребенок делает первые шаги

Каждый ребенок индивидуален и развивается по своему личному графику. Но родители часто волнуются, когда их чадо приобретает тот или иной навык значительно раньше или позже, чем другие знакомые дети. Бытует мнение, что если малыш рано начинает ходить, у него будут кривые ножки. Исследования показали, что прямой связи между возрастом начала ходьбы и искривлением ног нет. Костный скелет ребенка способен выдерживать нагрузку веса собственного тела, при условии, что малыш переходит от одного этапа развития к другому самостоятельно. Если родители не пытаются торопить события, кроха сделает свои первые шаги только когда его опорно-двигательная система достаточно окрепнет и он будет к этому готов.

Здесь нужно отметить, что попытка сделать первые неуверенные шажки – это еще не ходьба. Родители с гордостью могут сказать, что их ребенок действительно пошел, лишь когда малыш научится, оторвавшись от опоры, самостоятельно проходить несколько метров, останавливаться и менять направление движения. Период времени между первыми несмелыми шагами и самостоятельной ходьбой иногда составляет от нескольких недель до нескольких месяцев.

Когда нужна консультация детского ортопеда

Освоение навыка самостоятельной ходьбы – очень важный этап в развитии ребенка. Некоторые ортопедические проблемы выявляются именно в тот момент, когда малыш начинает ходить, поэтому в этот период родителям необходимо обращать внимание на постановку стоп при ходьбе, форму ножек, походку и осанку малыша. Вот несколько основных моментов, которые должны насторожить родителей и стать сигналом для обращения к специалисту:

  • Если ребенок, стоя на ножках или при попытке сделать шаг, опирается не на всю стопу, а только на носочки, скрещивает ножки, часто спотыкается на ровном месте. Это может быть признаком нарушения мышечного тонуса. Выделяют мышечную гипертонию (чрезмерное напряжения мышц) и дистонию (разрозненное напряжение различных групп мышц), которые в дальнейшем могут стать одной из причин отставания крохи в физическом развитии, формирования неправильной осанки и походки. Такие дети нуждаются в наблюдении врача невролога и ортопеда.
  • Родители могут заметить, что ножки ребенка, начинающего ходить, «выгнуты колесом». О-образное (варусное) искривление ног довольно часто встречается у детей первых лет жизни. Причиной развития варусной деформации могут быть наследственность, слабость мышц, недоразвитие связочного аппарата, размягчение костей вследствие нехватки витамина Д. Если изменения не очень выражены, это отклонение может пройти самостоятельно по мере роста, увеличения двигательной активности и укрепления мышц ребенка. Если у малыша есть признаки рахита, лишний вес или другие заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, он обязательно должен находиться под наблюдением врача-ортопеда.
  • В норме ребенок ставит стопы параллельно друг другу или слегка разводя носки стоп наружу, при этом нагрузка на стопу должна приходиться преимущественно на ее наружную часть. Если малыш при ходьбе «заваливает» стопы вовнутрь, то, скорее всего, имеет место вальгусная деформация стоп, вследствие которой у ребенка может развиться Х-образное (вальгусное) искривление ног: когда в положении стоя с сомкнутыми коленями расстояние между лодыжками малыша больше 4–5 см. Причинами вальгусного искривления являются рахит, лишний вес, а также механические повреждения (травмы). Таким детям обязательно нужно наблюдаться у врача-ортопеда, который оценит состояние костей и мышц у ребенка и в случае необходимости назначит лечебный массаж, гимнастику, ношение ортопедической обуви или другие виды коррекции.
  • Если при ходьбе стопы ребенка сильно повернуты друг к другу носками, создавая эффект косолапости или, наоборот, сильно разведены в разные стороны, то его также нужно показать ортопеду.

Если вы заметили любые признаки, которые вызывают беспокойство, лучше проконсультироваться с детским ортопедом. Только специалист может оценить, являются ли отклонения серьезными и требуют ли они лечения. Чем раньше вы обратитесь к врачу, тем легче и эффективнее можно будет скорректировать выявленные у малыша нарушения. В плановом порядке посетить врача-ортопеда следует в 1, 3, и 6 месяцев, в дальнейшем – когда ребенку исполнится 1 год, 1,5, затем в 2 и 3 года.

Выбираем детскую обувь для первых шагов

Это один из главных вопросов, который возникает у родителей малыша, делающего первые шаги. Стопа ребенка, начинающего ходить, еще не сформирована, мышцы ее довольно слабые, связки эластичные и растяжимые, физиологические изгибы еще не обрели конечную форму, поэтому неправильная нагрузка может привести к нарушениям ее развития. Вот почему важно, чтобы малыш дома и на улице ходил в грамотно подобранной обуви, которая будет фиксировать стопы ребенка, способствовать правильному распределению нагрузки и естественному формированию сводов стопы, предотвращая развитие плоскостопия.

Желательно обувать кроху, как только он начнет предпринимать попытки встать на ножки. Домашние сандалии и ботиночки должны быть легкими и удобными, но при этом отвечать всем требованиям, предъявляемым к детской обуви.

Детская обувь выполняет не только защитную функцию, но и участвует в формировании стопы ребенка, поэтому подходить к выбору детской обуви нужно очень серьезно. Первые ботиночки малыша должны быть действительно «первыми» – т.е. новыми. Не рекомендуется донашивать обувь, полученную по наследству от старших детей, так как при носке она принимает форму стопы своего первого хозяина и уже не будет правильно сидеть на ноге другого ребенка, что может привести к нарушению формирования стоп «преемника».

Выбирать обувь лучше вместе с малышом, чтобы была возможность сразу примерить ее. Примерку лучше осуществлять во второй половине дня, так как к вечеру любая ножка немного отекает.


Размер детской обуви

Если стопы ребенка немного различаются по размеру, выбирать ботиночки нужно по ножке, которая больше. Оценивая закрытую детскую обувь, трудно понять по виду, достаточно ли места для пальчиков, поэтому ортопеды рекомендуют перед походом в магазин заранее подготовить трафарет, чтобы с его помощью найти пару подходящего размера. Для снятия мерки следует поставить ребенка на плотный лист бумаги или картона, обвести ступню и вырезать рисунок по контуру. Кроме того, в некоторых специализированных магазинах есть стопомеры, которые помогают определить длину ступни малыша.

Предпочтительно выбирать ботиночки или летние босоножки из натуральных «дышащих» материалов.

Основные требования:

  • Жесткий закрытый задник, доходящий до щиколотки крохи и надежно фиксирующий пятку.
  • Умеренно жесткая гнущаяся подошва, имеющая рельефную нескользкую поверхность и небольшой каблучок (высотой до 0,5 см).
  • Удобная и надежная застежка, которая хорошо фиксирует ногу в щиколотке.
  • Абсолютно ровная стелька.
  • Носок ботинка должен быть округлым, широким и достаточно жестким, предохраняющим пальчики от травм. При выборе между открытым и закрытым носком предпочтение лучше отдавать закрытому. Расстояние от края носка до пальцев стопы должно быть 1–1,5 см: в летнее время этот запас пригодится, если ножка будет отекать от жары, а зимой он создаст воздушную прослойку, чтобы ножки крохи не замерзли. Не стоит в целях экономии приобретать ботиночки на вырост (на несколько размеров больше), нога ребенка в них будет болтаться, и ему будет очень неудобно ходить.
  • Ботинки, как и босоножки, должны хорошо держаться и не спадать с ноги, а также не деформироваться при ходьбе. Чтобы понять, комфортно ли малышу в выбранной обуви, перед покупкой дайте ему возможность походить в ней в течение 5–10 мин.

Какие ошибки делают родители, когда ребенок начинает ходить

Многие родители в воспитании и уходе за своим ребенком ориентируются на бытующие в народе суждения, которые не всегда оправданы с медицинской точки зрения. Применение на практике таких полезных советов может нанести вред здоровью малыша. Вот несколько распространенных заблуждений:

  • Не умеющего ходить ребенка нужно водить за ручку.

Некоторые родители в стремлении к раннему развитию ребенка начинают водить его за ручки. Такая нагрузка может оказаться непосильной для неокрепшей костно-мышечной системы ребенка и привести к деформации ног и позвоночника.

  • Дома ребенок должен ходить по полу босиком.

Многие родители считают, что детям полезно ходить босиком. Но здесь большое значение имеет поверхность, по которой топают босые ножки.

При ходьбе по ровной поверхности домашнего пола (линолеум, плитка, паркет, ламинат) не происходит рефлекторного сокращения мышц стопы, а основная нагрузка приходится на слабый связочный аппарат, в результате нарушается естественное формирование сводов стопы и может развиться плоскостопие. Поэтому желательно, чтобы дома ребенок не ходил босиком, в носочках или в мягких тапочках, а делал свои первые шаги только в соответствующей обуви. А вот песок, мелкая галька или невысокая травка на дачном газоне хорошо тренируют формирующийся мышечно-связочный аппарат детских стоп, и ходить босиком по таким поверхностям ребенку очень полезно.

  • Детская обувь должна быть с супинатором.

Существует распространенное мнение, что правильная детская обувь должна обязательно иметь супинатор, между тем ортопеды утверждают, что здоровому ребенку принудительная коррекция сводов стоп не только не нужна, но даже может быть вредна. Супинатор, грубо подпирающий продольный свод здоровой стопы малыша, может воспрепятствовать естественному процессу ее формирования и, наоборот, привести к развитию плоскостопия.

Ношение лечебной ортопедической обуви детям назначается только врачом-ортопедом по показаниям, при этом специалист учитывает индивидуальные особенности стоп каждого конкретного ребенка.


Зачем нужны ходунки для ребенка

Современная индустрия детских товаров делает все возможное, чтобы значительно облегчить жизнь маме. Одним из таких помощников являются ходунки. Часто их спешат приобрести родители, уверенные в том, что они таким образом помогут ребенку в обучении самостоятельной ходьбе – стоит лишь малышу сделать первую попытку встать на ножки.

В пользу ходунков действительно можно привести несколько доводов:

Их использование освобождает маме руки и дает возможность заняться домашними делами.
Ходунки помогают ребенку перейти в вертикальное положение, открывая для него новые горизонты. Малыш получает возможность свободно перемещаться по дому, удовлетворяя свои потребности в движении и исследовании окружающего мира.
Диаметр ходунков не позволяет крохе дотянуться рукой до опасных предметов, а бампер затрудняет открывание запретных дверок и ящиков:то есть, имея возможность двигаться, ребенок находится в относительной безопасности.

Но все же помощь, которую ходунки оказывают родителям, несопоставима с вредом, который они могут нанести ребенку при неправильном использовании. Поэтому маме и папе, собирающимся приобрести своему малышу это средство передвижения, необходимо знать некоторые распространенные заблуждения о его пользе, а также правила безопасности, связанные с этим видом транспорта.

Ходунки помогут ребенку научиться ходить

Механизм ходьбы в ходунках существенно отличается от механизма самостоятельной ходьбы. В первом случае ребенок наклоняется вперед, отталкиваясь носком стопы, а не всей стопой (что принципиально для самостоятельной ходьбы), а это может привести к неправильной постановке стоп и отразиться на походке ребенка.

Кроме того, в ходунках ребенок не учится держать равновесие и правильно падать, группируясь и защищая от удара важные части тела.

Из-за того, что малыш лишен возможности приседать, подниматься и ползать, в ходунках его мышцы гораздо меньше тренируются и укрепляются, а длительное нахождение в вертикальном положении может привести к перенапряжению мышц спины, искривлению позвоночника и деформации ног.
К тому же, ставя ребенка в ходунки, родители могут лишить или значительно сократить очень важный и полезный для его развития период ползания. У ребенка в ходунках не стимулируется потребность в самостоятельном движении, ведь, чтобы достичь цели, ему не нужно прилагать значительных усилий.

Таким образом, применение ходунков может не только не ускорить, но и замедлить приобретение малышом новых двигательных навыков.

Ребенок в ходунках не упадет и не ударится

На деле же ходунки довольно травмоопасны для ребенка. Они могут переворачиваться, застревать в дверных проемах; разогнавшись, сильно ударяются о препятствие. Особенно опасны пороги, ступеньки и стыки одного напольного покрытия с другим, отличным по фактуре (например, переход с ковра на ламинат). Развивая значительную скорость, в таких местах ходунки могут опрокинуться вместе с малышом и нанести травму, гораздо более опасную, чем если бы ребенок просто упал с высоты собственного роста. Постоянно находясь в ходунках, кроха не научится быть осторожным и избегать столкновений.

Кроме того, даже будучи ограниченными в движениях, дети умудряются дотянуться до некоторых опасных предметов, которые прежде были им недоступны.

Ходунки стимулируют развитие интеллекта

Хотя ходунки и расширяют угол обзора малыша и дают ему возможность лучше исследовать пространство квартиры, их нельзя назвать полезными для интеллектуального и психического развития маленького человечка. Если малыш долго будет находиться в ходунках, он не сможет в достаточной мере осознать границы и возможности своего тела. А учитывая, что естественный процесс познания у детей 1-го года жизни протекает через ощупывание руками и опробование «на зуб», не дотягиваясь до интересных предметов, кроха лишается возможности полноценно знакомиться с окружающим миром.

Чтобы не навредить здоровью ребенка, использовать ходунки можно, соблюдая несколько условий:

Не сажать малыша в ходунки раньше 8 месяцев. Ребенок должен уметь хорошо и уверенно сидеть сам, вставать на ножки и желательно ползать.
Высота ходунков должна быть отрегулирована таким образом, чтобы стопы ребенка полностью соприкасались с поверхностью пола. Ножки малыша должны быть обуты в правильно подобранную обувь.
Время пребывания крохи в ходунках не должно превышать 15–20 мин 2–3 раза в день.
Нельзя оставлять ребенка, находящегося в ходунках, без внимания.
Перед покупкой ходунков необходимо проконсультироваться с педиатром и ортопедом. Детям, имеющим симптомы рахита, лишний вес, находящимся под наблюдением у ортопеда по поводу заболеваний костно-мышечной системы, пребывание в ходунках противопоказано.

Опасные места в доме для первых шагов ребенка

Недаром говорят: когда ребенок учится ходить – родители забывают, что такое сидеть. С переменой положения тела для неутомимого исследователя открываются новые горизонты и уголки домашнего пространства. Чтобы не омрачать восторг новоявленного пешехода от приобретенного умения бесконечными окриками, запретами и избежать травм, взрослым следует максимально обезопасить окружающую малыша домашнюю обстановку. Лучше всего опуститься на уровень роста ребенка и с этой высоты оценить, какие предметы могут представлять для него угрозу.

В комнатах не должно быть деталей интерьера, которые малыш мог бы перевернуть или опрокинуть на себя, провода следует надежно спрятать, электроприборы – выключить из розеток, на розетки необходимо поставить заглушки, острые углы мебели прикрыть – например, с помощью специальных накладок.

Самые опасные для ребенка помещения – это кухня и ванная комната. На кухне большую опасность представляют горячие напитки, стоящие на краю стола. Со стола лучше убрать скатерть, чтобы ребенок не смог стянуть ее вместе с посудой и ее содержимым, убрать подальше острые и бьющиеся предметы. Малыша не должно быть на кухне, когда включена всевозможная кухонная бытовая техника, до которой он сможет дотянуться. Особую опасность представляет духовой шкаф и конфорки газовой и электрической плиты. Раскаленные поверхности, до которых малыш может дотронуться, и брызги от готовящейся пищи, попавшие на кожу малыша, способны вызвать сильные ожоги.

Ванная комната не менее опасна, чем кухня. Дверь в ванную должна быть всегда плотно закрыта. Средства бытовой химии, лекарства, бритвенные принадлежности и другие опасные предметы нужно хранить в недоступном для ребенка месте. Не оставляйте малыша в ванной одного, без присмотра, даже если он увлечен каким-то безопасным, по вашему мнению, занятием.

Для безопасности ребека, делающего первые шаги, в детских магазинах можно купить специальные приспособления. Уберечь малыша от падений и травм на улице поможет специальный поводок – ремень для детей, начинающих ходить (так называемые «вожжи»), а для защиты головы крохи можно приобрести мягкий защитный шлем.

Возможно, вам будут интересны статьи

По словам медиков, здоровый, правильно развивающийся малыш должен «пойти» в период с 9 до 18 месяцев, особенно если создать для него благоприятные условия. Какие? Предлагаю разобраться вместе в статье «Как научить ребенка ходить самостоятельно без поддержки».

Как то «гуляя» по просторам Интернета, я наткнулась на сообщение молодой мамы, утверждающей, что ее малыш пытается вставать чуть ли не в 6 месяцев. Она, естественно, в восторге, а вот врач, комментирующий ее слова, вовсе нет. Он утверждает, что мышцы у крохи еще не окрепшие, впрочем, как и опорно-двигательный аппарат. Следовательно, последствия раннего хождения могут быть плачевны: от неправильной постановки стоп до искривления голени.

Усугубляется ситуация, если у карапуза есть определенные проблемы со здоровьем, о которых его врачи и родители пока не знают. Правда, это не мешает последним всеми силами стараться помочь ребенку быстрее научиться ходить.

В то же время подобные страхи не должны омрачать настроение, если малыш сам пытается встать или сделать первый шаг раньше времени. Во всяком случае, в этом уверен доктор Комаровский. По его словам, ребенок сам встает, если его организм уже полностью сформирован и готов к новым свершениям.

Как понять, что малыш готов

Возраст, в котором карапуз сделает свой первый шаг, индивидуален. По мнению ортопедов, у большинства детей это случается в 1 год, но все равно всех подгонять под стандарты не стоит. В конце концов, на показатель влияет генетика, темперамент (сангвиники и холерики идут быстрее меланхоликов и флегматиков), климат (южане развиваются быстрее северян), наконец, болезни и стрессы.

Общеизвестный факт, что дети, растущие в благоприятной обстановке без конфликтов и ссор со стороны родителей, быстрее делают первые шаги (порой даже в 10 месяцев), нежели те, кто живет в постоянной ругани и криках. Кстати, стресс могут спровоцировать не только они, но и частые переезды, чужие люди в доме.

Болезнь – еще один неблагоприятный фактор. Даже банальная простуда способна отсрочить наступление заветного часа, поэтому если малыш ее перенес, торопиться с помощью ему в ходьбе пока не стоит.

В идеале, важно просто понаблюдать за ребенком, чтобы понять, что он способен сделать свои первые шаги. Итак, присмотритесь внимательно. Если Вы заметили, что карапуз:

  • в силах подняться, удерживаясь за что-то;
  • передвигаться вдоль опоры;
  • путешествовать из комнаты в комнату на четвереньках;
  • ходить за руку;
  • покорять небольшие горизонты и залезать на невысокие стулья...

Значит, он готов ходить. Непосредственно на это указывает и тот факт, что делается все это с огромным удовольствием.

Ежели Вы чаще всего подталкиваете его к этим действиям, а сам он радости от них не получает, остановитесь. Не стоит торопить события, чтобы не столкнуться лицом к лицу с неприятными последствиями. В конце концов, если время идет, а ребенок ходить желания не изъявляет, есть смысл показать его врачу. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом и ЦНС способны тормозить навык самостоятельного хождения. Причем в большинстве своем они поддаются коррекции. Нужны лишь своевременная диагностика и лечение.

Что сделать, чтобы пошел быстрее

Хотите, чтобы ребенок пошел в 11 месяцев? Тогда начинайте готовить его к этому... с пеленок. Новорожденным полезны и гимнастика. Уже в месяц их необходимо регулярно выкладывать на животик: так и газики будут меньше досаждать, и мышцы спины, шеи будут крепнуть.

В 3 — 4 месяца пора учить переворачиваться. Это задействует мышцы спины и потом поможет быстрее сделать первые шаги. К полугоду кроха начинает садиться. Бывает, дети приходят к этому раньше, хотя врачи это и не рекомендуют. С 6 месяцев можно и нужно ползать, подолгу и с удовольствием. Последнее придет, если постоянно как бы невзначай оставлять любимые игрушки вне зоны досягаемости. Тогда малыши за ними тянутся, и навык оттачивается быстрее.

Кстати, ученые обнаружили интересный факт в ходе исследования. Оказывается, дети, которые активно ползали в младенчестве, легче обучаемы и невероятно успешны в школе, по сравнению с теми, кто сразу «пошел». Возможно, это косвенно объясняется тем, что такие малыши более любознательны от природы.

Как быстро научить ходить

Часто родители спрашивают педиатров, как быстрее научить ходить ребенка. Те отвечают, что необходимо использовать гимнастику. Есть целый ряд упражнений, выполнение которых займет не более нескольких минут в день, а результат будет отличным. В их числе:


Есть и другие способы обучения ходьбе, без посторонних приспособлений. Причем с них и советуют начинать специалисты, отвечая на вопрос о том, как правильно учить.


Сначала шаги в стиле «от одного к другому» будут еле заметны, а время без контроля со стороны родителей – минимальным. Но если тренироваться ежедневно, оно будет увеличиваться. На этом этапе важно помогать, но не переусердствовать: сейчас одно неправильное движение способно перечеркнуть все. И в первую очередь это касается безопасности.



Рассказать друзьям