Как собрать ценную коллекцию фанатских шарфов.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Фанатский шарф – излюбленный аксессуар многих болельщиков футбольных и других спортивных клубов. На каждом важном матче в любом уголке мира в руках и на шеях фанатов можно наблюдать тысячи ярких вязаных «минирастяжек» с логотипом любимой команды.

Красные, желтые, зеленые, синие, разноцветные – фанатские шарфы вошли в жизнь более ста миллионов болельщиков. Только в Европе ежегодно продается более трехсот тысяч шарфов с логотипами разных команд и клубов. Конечно, наибольшей популярностью пользуются логотипы футбольных клубов. И хочется отметить, что россияне не отстают от европейских «коллег»: наша страна занимает третье место в мире по продажам спортивной символики и атрибутики.

Фанатский шарф по-другому называют «розой» или «розеткой» - от английского слова «rosette», специальной ленточки, которую окрашивали в цвета любимой футбольной команды и прикалывали на грудь европейские болельщики.
Первые «розы» появились, конечно, в Англии, на родине футбола, еще в начале 60-х годов прошлого века. Изготавливались они из плотной шерстяной нитки, с полосами, которые окрашивались в цвета определенного футбольного клуба. Вскоре вслед за Англией «розетки» стали появляться и у итальянских болельщиков.
Мода на фанатские шарфы в Советский Союз пришла в 80-е годы. Они были уже немного длиннее английских «розеток» и изготавливались вручную. Первыми счастливыми обладателями фанатских шарфов стали болельщики «Спартака». Купить фанатский шарф было не так-то просто, в отличие от настоящего времени, когда любой болельщик имеет возможность заказать и затем носить в свое удовольствие «розу» любимой команды.

Почему же фанатские шарфы на протяжении десятилетий пользуются такой популярностью? Этот аксессуар отличается универсальностью: фанатский шарф можно сочетать с разными стилями и видами одежды, носить не только на матчи, но и «в будни». Кроме того, качественно выполненный шарф выполняет «прямую» функцию: согревает владельца в стужу, защищает от холода и ветра. Ну, и само собой, наличие фанатского шарфа в вашем образе подчеркивает ваше небезразличие к тому или иному виду спорта, вашу приверженность к конкретной команде, спортивному клубу.

Фанатские шарфы на заказ

Компания «Болей за наших!» предлагает изготовление фанатских шарфов на заказ любыми партиями от 30 единиц. Наше предложение актуально для болельщиков разных видов командного спорта – футбола, хоккея, баскетбола, волейбола, гандбола и т.д. Сами подумайте: куда активному болельщику без «розы»?!

Заказав фанатские шарфы у нас, вы получаете качественный и яркий аксессуар с логотипом вашей любимой спортивной команды или клуба. У вас появляется возможность каждый день переживать яркие моменты, открыто демонстрируя окружающим отличное чувство стиля и личные пристрастия относительно той или иной спортивной команды. Вы выделяетесь из серой «будничной» толпы своим ярким аксессуаром.

К преимуществам сотрудничества с нашей компанией в первую очередь можно отнести сочетание «качество-цена»: стоимость готового изделия отличается доступностью, а качество удовлетворяет требованиям самых «строгих» заказчиков. К слову, невысокая цена в данном случае вполне оправдана: вы заказываете изделия напрямую у производителя и не переплачиваете «несколько цен» посредникам.

Еще одним весомым аргументом в свою пользу считаем полный цикл услу: от закупки пряжи до доставки готовых изделий. Наши заказчики спокойно занимаются делами, пока мы изготавливаем для них красивые и яркие фанатские шарфы. Носить такие шарфы – одно удовольствие…

Остались вопросы? Позвоните нашему консультанту!

Как отличить качественный футбольный шарф от дешевой поделки или что общего у шарфа и сосисок?

Существует достаточно много вещей, которые не смотря на то, что называются одинаково и на первый взгляд похожи визуально - на самом деле совершенно разные по качеству и содержанию. Дешевые сосиски в пачках, которые можно купить в супермаркете на полке и сосиски из мяса достойного мясокомбината - совершенно разный продукт.

Футбольный шарф - популярная вещь у болельщика и отдельные производители и продавцы с целью получения сверхприбыли предлагают низкокачественные поделки по цене, практически эдентичной цене нормального шарфа европейского качества.

Какие же моменты надо учесть при покупке шарфа?

МАТЕРИАЛЫ

Все производители шарфов используют для производства искусственную шерсть - так называемый акрил. Если продавец говорит, что шарф сделан из шерсти, полушерсти, 20% шерсти - и прочее - это неправда. Да, Вам могут произвести уникальный тираж шарфов из натуральных материалов, но это будет индивидуальный заказ, а не серийное изделие.

Акрил производят: Китай (самый дешевый вариант, жесткая нить, после определенного количества стирок теряется цвет, "кошлатится" шарф начинает уже через месяц, аллергики не имеют никакой гарантии, что технологии производства выдержаны в должном ключе), отечественные производители (малая цветовая линейка, та же проблема с "кошлатостью") и фабрики, расположенные в Евросоюзе (сертификат качества, более 300 цветов нити, не менее 50 стирок без потери цвета, решена проблема с "кошлатостью", очень мягкая гиппоаллергенная нить, основной недостаток - цена, она выше чем у других поставщиков и привязана к евро).

ФОРМАТ

Формат футбольного шарфа не был взят с потолка, а пришел к нам из Англии - родины не только футбола, но и футбольных шарфов. Первые европейские шарфы в 60-70 годы прошлого столетия были, тем, что позволяли технологии того времени - простыми полосатыми шарфиками, на которых позже появилась вышитая эмблема клуба.

Такой шарф с вышивкой barscarf или "барсик" на фанатском сленге имеет стандартную длину 145-150 см и ширину 18-20 см.

После появления вязальных машин, которые смогли вязать сложные узоры - в производстве шарфов произошла маленькая революция и "барсики" постепенно ушли в фанатскую среду. А футбольные болельщики и большинство "ультрас" стали отдавать предпочтение многоцветным вязаным шарфам.


Стандарт вязаного шарфа - длина полотна - 140- 135 см (без бахромы, это примерно еще по 5-7 см с каждой из сторон), ширина - 16-17 см

Нам же встречались на украинском рынке предложения шарфов с длиной 120, 115 и даже 108 см!, а ширина в 15 см у халтурщиков - обычная практика.

Очевидно, что чем меньше формат шарфа, тем меньше на него уходит ниток, тем меньше себестоимость.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ

Для того, чтобы вывязать узор (рисунок) на полотне шарфа сегодня уважающие себя производители используют вязальные машины 10-12 класса, сделаные, как правило, в Японии. Вязальная машина 10-го класса может провязать качественно узор в 2-3 цвета, 12-го - 5-6 на одном участке. Кроме того, чем больше класс машины, тем более мелкие детали можно провязать.

В Европе, в большинстве своем используют машины 10-го класса.

Шарф голландского клуба АЗ к матчу с киевским Динамо сделаный в ЕС.

Как это не пародоксально, но Украина на сегодня - один из лидеров европейского рынка по производству качественных вязаных шарфов - зачастую реплики шарфов некоторых европейских клубов по качеству и провязке узора эмблемы лучше оригинала.


Шарф английского клуба Ньюкастл Юнайтед, который пользовался бешеной популярностью у английских болельщиков, приехавших в Харьков на матч Лиги Европы Металлист - Ньюкастл

Но в бочке меда есть и ложка дегтя. Китайские гении инженерной мысли смогли на базе машины для изготовления колготок создать аппарат, который может делать эрзац-шарфы. На таких машинах сложно соблюсти как технологию (постоянные пробои петель (см. фото), так и точность и пропорциональность деталей. К тому же для удешевления, как правило, подобные шарфы делают в два, максимум, три цвета, да и качество сборки шарфа (шов, бахрома) - хромает на обе ноги.



ПРЕДПРОДАЖНАЯ ПОДГОТОВКА.

Еще один способ экономии - это предпродажная подготовка. Если Вам попался мятый, как только что вытащенный из стиральной машинки после отжима шарф - знайте, производитель и здесь сэкономил на Вас несколько гривен. Нормальный производитель каждый шарф отпаривает и отглаживает на специальном гладильном прессе. Это операция недешевая - сам пресс, электроэнергия, оператор.

Упаковка для шарфа - вещь немаловажная. Ведь вязаные вещи легко впитывают в себя пыль, грязь и даже,возможно, разных микробов. Вам ведь не все равно - где хранился и как транспортировался шарф, который Вам предлагают купить? Целлофановый пакет с самоклеющимся замком, в который нормальный производитель упаковывает шарф, решает проблему пылевлагозащищенности готового изделия.


Напоследок,

6 ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ПРИ ВЫБОРЕ ФУТБОЛЬНОГО ШАРФА

1. Формат . Разверните шарф на ширину рук - как правило у взрослого человека среднего роста это расстояние 150 см. Так Вам будет понятно - какой длины шарф Вам предлагают. В интернет-магазинах, как правило указывают размер шарфа. Если его нет - стоит задуматься.

2. Внешний вид. Обратите внимание - отглажен ли шарф, или он выглядит мятым? Некоторые сорта нити имеют "эффект памяти" и попытка отгладить утюгом не всегда приведет Вас к достойному результату.

3. Упаковка. Упакован ли шарф в пакет? Если нет - задумайтесь, может быть его хранили в неприспособленном помещении или транспортировали в открытой таре?

4. Цвета и детали эмблемы . Вглядитесь - все ли цвета Вашего клуба использовал производитель, полностью ли провязаны детали эмблемы? В нормальном интернет-магазине есть фотографии такого разрешения, что позволяют рассмотреть мелкие, но немаловажные детали, которые могут и отсутствовать на готовом изделии.

5. Качество провяза . Нет ли на шарфе так называемых пробоев, пропусков петель или автозамены одного цвета другим. Пробои и пропуски - впоследствии при малейшем зацепе распустят шарф на части, автозамена цвета тоже не очень то хорошо - а зачем Вам, например, "перечеркнутое" в эмблеме название любимой команды?

6. Цена. На сегодня розничная цена в Украине качественного футбольного шарфа около 4-5 долларов. Дешевые поделки стоят немного дешевле. Но ведь мы покупаем недорогие вещи только потому, что они стоят в несколько раз дешевле фирменных брендов. А разница в 5-10 гривен между качественным товаром и поделкой? Стоит ли так экономить?

Удачного выбора в покупке шарфа любимой команды!

Готовы поспорить, что в вашем воображении уже возник образ не очень трезвого человека, одетого в спортивный костюм в клубных цветах команды с шарфиком на шее и неистово кричащим на трибунах стадиона или бредущая кричащая толпа вам на встречу по улицам города, которую надо опасаться и обходить стороной на улице.

Но вы глубоко ошибаетесь. Хуллс, как принято на английский манер называть футбольных хулиганов, предпочитают растворяться в общей толпе, опознать их можно только по определенным вещам. Среди хуллс разных стран существует своя мода и приверженность к мировым брендам, которые выпускают «линейку» одежды в уличном стиле.

Как и во что одеваются хуллсы?

Пальма первенства в футбольной моде, как сам футбол и футбольные драки, принадлежит жителям Великобритании. Именно они ввели моду на стиль casual, что означает «обычный».

Casual зародился из субкультуры Teddy Boys и прошел через среду английских болельщиков, которые старались и стараются показать не только свою приверженность к команде, но и выделиться из толпы, благодаря стильной одежде спортивного стиля. Сопровождая команды по странам Европы, английские фанаты опустошали брендовые бутики, появляясь стильно одетыми на трибунах стадионов и культивируя данный образ среди болельщиков других стран.

Англичане предпочитают местные бренды

  • Классические джемпера, свитшоты и рубашки – Burberry
  • Верхняя одежда – это, в основном, парки Stone Island и вощеные куртки Barbour
  • Джинсы Calvin Klein – один из главных атрибутов настоящего британского фаната
  • Поло Fred Perry и рубашки Ben Sherman
  • Обувь – белые кроссовки Nike
  • Аксессуары – Burberry

Бежевая клетка - фирменный элемент Burberry, по которому можно опознать футбольного хулигана

Стиль футбольных фанатов остальных европейских стран в целом похож на британский. Особая страсть к бренду Burberry переросла в приобретение «хулиганами» подделок, из-за чего репутация люксового бренда была подорвана.

Burberry ― культовый бренд, история которого насчитывает более 150 лет. Эта знаменитая марка подарила фанатской моде непромокаемый габардин, удобный и стильный плащ-тренч, а также ставшую невероятно популярной красно-черно-бежевую клетку.

Германия

Щепетильные в вопросах качества, экономии и поддержания местных брендов, фанаты-бюргеры поддерживают местных производителей.

  • Одежда брендов Alpha Industries и Thor Steinar
  • Джинсы Lee – самый популярный джинсовый бренд
  • Кроссовки – Adidas и Puma
  • Бренд Burberry в фаворе у зажиточных немцев.

Голландия

Отличительная черта голландцев – более яркий экстравагантный стиль. Оранжевый цвет – официальный цвет национальной сборной по футболу, поэтому неудивительно, что во время игр сборной трибуны голландцев окрашены в рыжий цвет.

  • Джемпера Burberry вне конкуренции
  • Помимо джинсов, отдают предпочтение лейблу Machine, и очень модны полосатые брюки крепкого покроя фирмы Decant
  • Верхняя одежда – черные бомберы различных марок, которые можно вывернуть изнаночной стороной, выполненной из ярко-оранжевой ткани
  • Обувь – кроссовки различных модных брендов

Италия

Для итальянцев футбол – национальный вид спорта номер один. Болельщиков тут называют «тиффози». Любители пиццы достаточно требовательны и щепетильны к качеству изделий, которые они выбирают. В фаворитах у тиффози: C.P.Company и Paul Shark

  • Наиболее популярны джинсы фирм Trussardi и Armani.
  • Олимпийки и толстовки – Cappa и Fila
  • Обувь – кроссовки Adidas, а также летние легкие ботинки
  • Шик – именные джинсы Versace

Испания

Испанские фанаты тесно сотрудничают с клубами, что выражается в финансовой поддержке со стороны клуба, оплате болельщикам переездов во время выездных матчей. Испанские фанаты больше ориентируются на доступные цены и удобство, чем на раскрученность бренда.

  • Синие джинсы
  • Популярны джинсовые сочетания «черный верх – синий низ» или «синий верх – черный низ»
  • Фирменные футболки клубов
  • Фирменные кепки Fila, Lacoste, Cappa
  • Кроссовки Nike
  • Бейсболка Burberry и черные джинсы «Double black» фирмы Levi"s

Россия

У нас не существует собственной моды хуллс как таковой, подобные традиции только недавно начали свое формирование. Однако свои тенденции в среде российского движения футбольных фанатов все же есть. При выборе одежды предпочтение отдается таким брендам, как Henry Lloyd, Helmut Lang, Stone Island, Paul Smith, Hackett.

  • Джинсы. Любые и любой фирмы. Предпочтение отдается синему и голубому цвету
  • Обувь. Любые кроссовки белого цвета или тяжелая обувь фирмы Grinders. Но сейчас тенденция в обуви на акции - легкие кроссовки.
  • Плотно облегающие голову спортивные шапочки темных цветов, бейсболки
  • Шик. Любая фирменная вещь Burberry. Единственный официальный бутик фирмы Burberry в России находится в Москве, в Столешниковом переулке.

Фанатская роза

Розетка или роза – главный и самый магический элемент фанатской атрибутики, его «боевое знамя». Растягивание ее над головой - это символический и почти мистический факт возвещения миру, что фанат и клуб неразделимы.

Время появление первых фанатских шарфов относят к 60-м годам ХХ века. Изготавливались они из шерстяной плотной ткани в полоску, выполненную в цветах клуба. Вскоре они стали появляться и на стадионах Италии.

В СССР шарфы на трибунах стадионов стали появляться в 80-х годах: «розетки» сначала пытались делать из обычной хлопковой ткани, на которую наносили красочный рисунок. Однако этот вариант оказался не таким практичным и шарфы стали вязать: сами, кто умел, или на заказ.

Первыми такими длинными вязаными шарфами обмотались фанаты московского «Спартака», а в 80-х этим аксессуаром обзавелись и фанаты питерского «Зенита».

На сегодняшний день существует как минимум три теории почему фанатский шарф называется розой.

  • Первая версия: оно позаимствовано у британцев, называющих rosette (розетка) собственные фанатские шарфы. По аналогии со словом rose («роза»), обозначающим в английском, кроме цветка, еще и эмблему Англии, rosette будет как бы «маленькой эмблемой».
  • Вторая версия гласит, что все дело в «спартачах», основавших отечественный футбольный фанатизм: их шарфы были красно-белые, как красные и белые розы, отсюда и название.
  • Третья версия – «биологическая»: фанаты подбрасывают шарфы, удерживая их за один конец, как куст клубники выбрасывает в разные стороны розетки. Интересно, что в Петербурге до сих пор в обиходе старое самоназвание фанатского коллектива – «грядка».

Наличие фанатской розы у болельщика позволяет безошибочно идентифицировать принадлежность человека к определенному клубу.

Для фаната шарф сродни тотемному божеству их пытаются сохранить в драке и пополнить коллекцию, что не осталось без внимания предприимчивым менеджментом клуба.

Фанатские шарфы бывают: титульные, спонсорские шарфы или двойные шарфы для матчей в еврокубках, антиклубные шарфы (посвященные «любви» к другому клубу) и др. В каждом клубе есть свои правила и особенности оформления фанатского шарфа. Например, специально к матчу Лиги чемпионов «Спартак» - «Ливерпуль» была выпущена лимитированная серия матчевых шарфов.

Перед стартом «Спартака» в Лиге чемпионов мы поговорили с известным болельщиком московского «Спартака» Амиром Хуслютдиновым (известным в болельщицких кругах как «Профессор») и узнали, как и когда на трибунах стали появляться фанатские «розы», и какие изменения претерпел главный элемент гардероба любителя футбола. Ведь было время, когда увидеть разодетого в клубные цвета фаната было невозможно, и стадионы не были такими яркими, как сейчас.

Почему фанаты называют шарф «розой»?

«Название пошло из Англии, - объясняет «Профессор». - Но там под «розой» подразумевается несколько кусочков материала, сшитые в несколько слоёв, по убывающей, как лепестки цветка. Затем к ним пришивались две ленточки в форме треугольничка. Получался цветок из ткани. А у нас не разобрались и обычный шарф прозвали «роза» или «розетка». В Англии фанатский шарф называется «scarf».

Какими были фанатские шарфы в нашей стране?

История развития фанатских шарфов берёт начало с 1970-х годов. С того момента можно выделить 5 основных этапов, благодаря которым сформировался современный вид футбольных «роз»:

1. «Самопальные»,1970-е годы

Амир «Профессор»: «Первый шарф появился в 1972-м году. Был такой фанат «Заплата», Александр Гуренков. Именно он первый раз появился на стадионе в шарфе. Вы только представьте: серый стадион, неяркие свитера и куртки – и тут что-то выделяющееся! Фанаты сразу же подхватили эту идею. Тем более у «Спартака» праздничные цвета, так что именно у нас появилась первая атрибутика в стране. В то время нитки редко пропадали в магазинах. Мамы, бабушки, девушки, которые умели вязать – резко поднимались в цене в лице фанатов. Шарф был простым, полосатым.

Была история: три друга попросили кого-то из родственников связать шарф длиной в девять метров. Повязывали его на троих, и получалось, как у Агнии Барто: «Мы с Тамарой ходим парой». Люди просто прикалывались, но это лучше, чем избивать кого-то. Когда ребята шли втроём в обнимку, все умилялись. И хотя они никому не мешали, милиции это всё равно не нравилось. Говорили: «вы всех задушите». Власти не понимали, что это за явление. А за непониманием всегда идёт отторжение. Это словно сейчас кто-то волосы в зелёный покрасит – будет выделяться из толпы своим внешним видом и поведением. У нас очень не любят такие вещи».

2. «Михневские», начало 1980-х

Амир «Профессор»: «В сентябре 1981 года во время общего сбора спартаковских фанатов на железнодорожной станции«Коломенская» появились парни в идеальных шарфах. Тонкой вязки и яркого алого цвета. Я сразу же подошел к ним, чтобы узнать, откуда взяли. Выяснилось, что было такое ателье «Трикотажница», которое находилось в 100 километрах от Москвы. На электричке нужно было доехать до станции «Михнево». У одного из парней мама работала там закройщицей. Цена за пошив шарфа составляла 11 рублей. У меня не было проблем с деньгами, поэтому я дал - очень сильно хотел. Следующего сбора ждал, как чуда, это невозможно объяснить. Когда они привезли мне этот шарф – испытал верх счастья. На меня на стадионе все смотрели с широко открытыми глазами. Завидовали, спрашивали, откуда я его взял.

«Михневские» шарфы – бренд того времени. Машина вязала их, как чулок.Позже две части сшивали и делали вручную кисти. Проделывалась дырочка, отрезалось энное количество пряжи и завязывался узелок. Всё было сделано из трикотажа хорошего качества. Станок был импортный.

Изготовление обычно составляло от трёх дней до недели, поэтому я давал рубль сверху. Заказ отшивался при мне. За два часа, пока был перерыв в электричках, успевали сделать два-три шарфа.

Кстати, оттуда же я вывез первый шарф для «Динамо». Аркаша «Хирург», болельщик «Динамо» и болельщики «Торпедо» попросили им помочь, так как место производства держалось в секрете. Связать пару шарфов, чуть подороже их продать – хороший бизнес, тем более что на эти деньги можно было купить билет на футбол. Никаких возмущений от своих, что другим помогаю, не было. Во-первых, спартаковские фанаты доминировали в те годы, а во-вторых, это были знакомые ребята, которые не трогали мой клуб. Например, когда делал «розы»для «Торпедо», ничего не поимел на этом сверху. Но один инцидент всё же произошёл. Один парень узнавал, когда будут готовы заказы для болельщиков ЦСКА и «Динамо» и не отходя от кассы занимался «гоп-стопом», отнимал шарфы. Кто-то взял и стуканул, хотя по фанатским понятиям это не приветствуется. Парню дали восемь лет за грабёж.

Ателье хорошо поднялось на этом бизнесе, цены постепенно росли. Сначала было 10 рублей, потом 11 рублей 20 копеек, потом 11.64, так дошло до 12.В конце 1982-го года, по слухам, с «Петровки» приехали люди, и запретили «Трикотажнице» вязать любые шарфы клубных цветов».

3. «Печатки», конец 1980-х годов

Амир «Профессор»:«В Тарасовке был открыт кооператив «Фотон». Там делали шарфы «печатки». На ткань просто наносился рисунок. Первый шарф сделали на шёлке, он был односторонний. Тираж был совсем маленьким, тем более, что качество было не очень хорошим. Так что век «печаток» прошёл практически незаметно».

4. Попытка наладить производство в России, 1989-й год

Амир «Профессор»: «Был такой спартаковский фанат «Аист». Он где-то нашёл японскую машину и сделал вязаные шарфы с надписью тиражом около 50-ти штук. Односторонний, узенький шарф, как шнурочек. Ширина - 7 сантиметров. Это было нечто. Но радовались недолго. Пришли представители власти, сказали, если не прикроет свою деятельность – посадят. Поэтому машину пришлось продать».

5. «Английские» шарфы, 1990-е годы

Амир «Профессор»: «Настоящей революцией в истории «роз» стала наша со Славой Трубецким идея. Мы сделали в Англии два дизайна шарфов. Презентовали их 16-го сентября 1993-го года на «Локомотиве». Заказ делали за два месяца.Тираж – 400 штук. Тогда продали мало, всё-таки это дорогой продукт из Англии. Шарфы были стандартного размера – 136-141 см в длину, двусторонний, вязаный.

Английские шарфы были настоящим «взрывом». Первый динамовский «английский» шарф тоже мы делали. Кстати, многие говорят, что тот дизайн один из самых красивых до сих пор. Сделали заказ для ЦСКА – 4 шарфа. Когда один из болельщиков «Торпедо» попросил сделать «розетку», он позвонил и спросил почему на их шарфе нет надписи «гордость России». Я сказал, что они конечно молодцы, но гордость России одна – «Спартак». До сих пор не видел, чтобы на шарфах других клубов была эта надпись. Получается, что я заложил традицию для наших «роз». Надпись «короли Москвы» тоже сотворил ваш покорный слуга.

Была попытка сделать подобное в России в Питере, но получилось некачественно. Первый шарф был бордового цвета, а второй ало-оранжевого с белым. Причём по размеру они были короткими, видно нитку экономили.
Первый спартаковский шарф, в котором использовался черный цвет, называли«хулиганка». С надписью «Спартак hooligans», флаг и на фоне флага череп – это первый раз, когда в клубные цвета вторгались другие. Я так себя ломал, вычерчивал на миллиметровке, пытался максимально убрать черный цвет.

Со временем стали делать подделки в Турции. Если английский шарф стоил примерно 100 рублей, то турецкий – 80. Производство Англии - знак качества, поэтому достаточно взрослая публика могла себе позволить те шарфы. А вот зарождающиеся хулиганы, молодежь, покупали «турецкие» шарфы. Мы их поэтому прозвали «притурки». Не «придурки» и не «турки», а именно «притурки».

Одному мальчику мама купила в Польше «розу». На ней буква «С» была синим цветом. Люди даже не удосужились посмотреть, как правильно. Я в итоге парню поменял шарф на нормальный английский.Мне хотелось приучить людей к качественным товарам.

Производство в Турции закончилось с приходом налогов. Ещё была забавная история с динамовским болельщиком. Он приехал в Стамбул, чтобы сделать партию шарфов. Отдал туркам дискету с эскизом, заказал 400 штук. Сказали, что свяжут только ему, улыбались. Отдал дискету, и на два дня с девочками загулял. Через четыре дня приходит тётка, ей турки выкатывают тележку с шарфами, 600 штук. А товарищ уже посчитал прибыль, сколько будет продано. Приезжает в Москву, а на всех рынках его «эксклюзив».

В 2001-м году был связан последний шарф под нашим с другом руководством. Пошла жесточайшая конкуренция. Каждый раз объяснять, в чём разница между шарфами стоимостью 80 и 100 рублей, было тяжело. Сейчас все шарфы вяжутся в России».

Как реализовывали продукцию?

Амир «Профессор»: «У каждого клуба был подвижник, который продавал шарфы на стадионе перед матчем. Это были стихийные точки. Без налогов и разрешительных документов. Только к концу 1990-х рынок начала устаканиваться, за это взялись власти. Хотя бы на «Лужниках» разрешение выписывали.Стычек между фанатами не было. Да и точки располагались по пути фанатов конкретного клуба. Все понимали прекрасно специфику продаж, и не создавали лишних проблем.

Сотрудничали ли с клубами и крупными брендами?

Амир «Профессор»: «Клубы иногда помогали и поддерживали своих фанатов. У «Динамо», например, Серёжа «Кабан» сейчас в клубе работает. Он уважаемый человек в динамовской тусовке, делал дизайны атрибутики. До последнего момента именно он держал динамовские точки. У ЦСКА есть Миша Акулов. Ему удалось договориться с клубом, теперь они совместно выпускают достойные вещи. У «Торпедо» Василий Петраков – один из старых, уважаемых болельщиков, тоже до сих пор в клубе работает.

Клуб иногда помогал, а иногда и конкурировал. Было такое, что война была. Фанат всегда сделает такую вещь, которая однозначно продастся. Потому что в первую очередь ты спрашиваешь себя: «куплю ли я сам?» Если отвечаешь:«да» – надо выпускать.

«Не Нольтрофеич». Главные видео о чемпионстве «Спартака»

Дождавшийся Федун, напуганный «Зенит», бешеный Глушаков, раздетый Фернандо, кричащий Каррера и другие моменты красно-белого счастья.

Была история, когда меня пригласили на совещание в клуб с представителем adidas. «Спартаковский» бюджет составлял $ 6 млн. Представляете, как времена поменялись? Это бюджет всего клуба вместе с зарплатами и всем остальным. И вот один из представителей клуба заявляет:«Я хочу, чтобы от мерчендайзинга было 40% от бюджета клуба, а лучше – 60%». Я мысленно по карманам полазил: «где же ты $ 2 млн или 3 млн украл?»

Самое смешное, что в газете «Футбол-Хоккей»тогда появилась серия статей о проблемах немецкого футбола – и в числе других там разместили заметку про мерчендайзинг. На тот момент из всех клубов Бундеслиги только один клуб работал в плюс – это «Бавария». А «Айнтрахт», у которого собиралось 37 тысяч зрителей на каждом матче, имел в бюджете минус 100 тысяч марок. То есть на тот момент даже монстры Бундеслиги, при том что у людей безумные зарплаты, которые они готовы тратить, не могли уйти по атрибутике в плюс. Мадридский «Реал» может, конечно. Там после покупки Зидана за две недели продали 77 тысяч маек с его фамилией. Правда, из них 3 тысячи украли – испанцы пришли в магазин и просто унесли 3 тысячи маек. Но это «Реал» - самый титулованный клуб мира.

В общем, мы над этим посмеялись. Человек реально бредил. Помните, в прошлом году господин Слуцкий прямо сказал, что наша страна нефутбольная. Я это ещё раньше сказал. Когда Гинер переносил матч из «Лужников» в Химки.

Даже сейчас, приезжаешь в «Оренбург», а из местной атрибутики только шарф и программка. Всё на убогом уровне, - а-ля 1990-е, когда всё только начиналось. И то тогда было лучше. У нас вообще у провинции комплекс неполноценности. Первый вопрос к болельщику, когда туда приезжаешь: «Кто вам за это платит?» И когда они понимают, что ты за свои едешь, у них возникает недоумение».

«Нынешний болельщик никогда не поймёт наше поколение. В те времена я доставал японский двухкассетник, ехал с ним в метро, и на меня ненавидяще смотрели люди, завидовали. А сейчас пришёл в магазин или на стадион – купил. Достать и купить - разные вещи. Кайфа сейчас нет. Не ценится ничего.Когда делаешь дизайн шарфа, то воспринимаешь его, как своё детище. Я раньше конструктором работал, поэтому знаю, как составлять чертежи. Процесс такой: отрисовываешь, спускаешь в цех, а потом бах и твоя деталь. Это творчество. Если бы я условно вложил те деньги в трусы и жвачку, можно было отбиться на раз-два. Потому что сколько людей, столько и трусов, а у кого-то и по две пары. Жвачку все жевали. Но мне такие деньги не интересны были. Шарфики – блажь, расхожий материал у болельщиков. Его можно повязать и на шею и на пояс, если только живот позволяет повязать. Производство таких вещей нужно любить, без души это делать нельзя».

Панов: мой дом - Москва, а не Питер. И да, я фанат «Спартака», не «Зенита»

Самый искренний русский футболист рассказывает Дмитрию Егорову о большой перезагрузке в своей жизни.



Рассказать друзьям