Как устроены детские сады за границей: особенности садиков в США. Русские детские сады в США: плюсы и минусы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1. Общее о системе образования в США

Сразу оговорюсь, что при подготовке данной статьи, я использовала не просто личный опыт, а опыт, основанный на проживании на Северо-Востоке США, в штате Массачусетс. Допускаю, что ситуация может немного отличаться в зависимости от региона (все-таки страна очень разнообразная ). Но все же, верю, что некоторые из приведенных здесь советов, являются общими и позволят вам почти сразу вникнуть в заковыристую сферу дошкольного образования.

Во-первых, если рассматривать детское образование в целом, важно отметить, что здесь существует его три основные ступени:
Preschool – это обыкновенный детский сад с трех месяцев (а иногда и раньше ) до пяти лет.
Kindergarden – это первый класс базового школьного обучения (Elementary School ) для детей, достигших пятилетнего возраста. Это уже не детский сад (как нам преподавали на уроках английского ), а полноценная учебная программа. За детьми приезжает школьный автобус, и они отправляются за знаниями, вплоть до установленного расписанием времени.
School – это последняя «детская ступень», которая состоит из Elementary, Middle и High School. Несмотря на то, что согласно данной классификации, Kindergarden, вроде как, является частью школы, по сути эта ступень обособлена. Можно сравнить с нашими подготовительными классами для дошкольников или другими развивайками. Только здесь, государство снимает с родителей полномочия, и берет на себя ответственность за базовые навыки вроде знания букв, цифр и т.д.

2. Какие бывают сады

Многие утверждают будто все детские сады в США платные. Отчасти, это верно. Но, есть исключения. Практически в каждом штате существует огромное количество социальных программ для малообеспеченных семей. При наличии необходимых документов, подтверждающих легальный статус и низкий доход, можно, относительно легко, получить место в бесплатном саду для ребенка. Обычно этим занимаются в службах, связанных с защитой детства (Department of Early Education and Care ). Также можно получить подробную информацию у консультантов по социальному страхованию, детских клиниках и т.д.

Не стоит полагать, что данные дошкольные учреждения, многим хуже платных. Поскольку здесь в общей группе содержатся, как «бюджетники», так и детки, получившие места за обыкновенную оплату.

Однако, говоря на чистоту, детские сады в США очень недешевое удовольствие. В среднем, день пребывания ребенка может обойтись в 80$, а если учесть питание, обучающие программы и т.д., выйдет дороже. Но, повторюсь, цены разнятся от штата к штату. Может именно поэтому, американские мамочки если и собираются рожать детей, то как правило, сразу двух, а то и трех. Раз уж все равно сидеть дома. Государство здесь, как известно, не выделяет средства на декретный отпуск. Максимум – три месяца, либо нужно бросать работу.

Среди всех платных детских садов можно выделить те, которые делают упор на обучение и те, в которых за детьми просто смотрят (day care ). Первые, соответственно, дороже, вторые – дешевле. То есть, то что у нас, в отечественных детских садах идет как само собой разумеющееся, здесь считается привилегией. Лепка, рисование, алфавит, счеты – атрибуты садов подороже. Но, как я уже говорила, для дальнейшего поступления в бесплатный Kindergarden не нужно обладать базовыми навыками. Ребенка всему научат, просто немного позже.

3. Особенности американских садов

Говоря об особенностях, замечу, что не для каждого приезжего (в частности, с просторов Постсоветского пространства) придется по душе система воспитания в американских детских садах. Практически все, что служит поводом для создания анекдотов, правда.

Начнем с питания . Это не секрет, что у американцев напрочь отсутствует культура правильного питания. В лучшем случае, на обед в саду ребенку предложат пиццу или пасту, в худшем – ничего. Мы три месяца собирали ланч-боксы (пакеты для еды ), куда складывали снеки, фрукты, соки, но в конце концов терпение лопнуло. Пять дней в неделю ребенок находится в саду. И пять дней в неделю он ест то, что ест. Понимаете, о чем я?

Напрягает немного и сам процесс поглощения пищи. Что-то съедается за столом, а что-то сидя на полу в круге. Представьте, каждый достает из своего СОБСТВЕННОГО ланч-бокса вкусняшки и единолично хомячит. А как же «поделись с другом »?! Такого понятия просто нет.

Сидение на полу – это следующий пункт дискуссии. Да, вы, быть может скажете, что вся Европа так делает и никто себе ничего не застужает. Так вот, друзья мои, отвечу, что вы не правы. Застужают еще и как. Особенно, если на бетоне, да подольше. Просто здесь никто сильно не акцентирует на этом внимание. Ребенок делает то, что ему нравится. Он уже личность.

Такая свобода воли , напрягает особенно. Можно бросаться песком, можно еще много чего делать, просто от того, что хочется. Все очень обезличено. Одна моя близкая подруга, как раз работает воспитателем в американском детском саду. Это ее поражает больше всего. Привязываться к детям нельзя, нельзя проявлять заботу и ласку больше положенного. Понимаете, как бы нет настоящих искренних чувств. Умиления крохам. Все по инструкции.

С первым детским садиком нам повезло очень, поскольку в коллективе было несколько воспитателей – латиноамериканок. Темпераментные бабушки, вырастившие многочисленных внуков, слушались своих наставников, но все равно делали по-своему. Могли, где нужно поругать, и приголубить, если кому-то плохо. За это я им сильно благодарна.

Обеденный сон в американских садиках также имеет свои особенности. Спят детки на полу, на матрасиках, и обязательно обутыми. Это связано с техникой пожарной безопасности. В случае чего, все должны быть готовы к немедленной эвакуации. Это в южных штатах на полу тепло. А у нас здесь на севере бывает ой как холодно. И стены тонкие, и окна негерметичные. Нормальная температура помещения для американцев, примерно 20 градусов Цельсия. Из этого вытекает следующий дискуссионный момент.

Дети ходят в сад и с насморком , и с кашлем , и даже с температурой . А что делать, если больничных нет? Приведут малыша в группу, дав с утра жаропонижающее. К обеду воспитатель снова даст таблеточку. Так и получается, что все малыши вечно болеют.

Ну вот, наговорила кучу плохого. Так сказать, наболевшего. Но, к счастью, с последующими образовательными ступенями дела обстоят гораздо лучше. Детей буквально силой нужно из школы утаскивать. Обычно всем очень нравится учиться.

4. Как найти хороший сад

Ответ на этот вопрос является довольно сложным для многих эмигрантов. Особенно если в новую страну вы приезжаете без друзей, связей и заранее намеченного плана.

Поможет старое доброе сарафанное радио. Садик нужно искать по отзывам. Причем, именно среди русскоговорящего населения. Что бы там ни говорили, но наши знают толк в бытовых вещах. Обычно, центром сбора подобной информации являются русские магазины, рестораны. Хорошо бы в первые же дни найти русскоговорящих друзей из своего города. Есть очень хорошая группа в сети Фейсбук «Между нами Мамочками ». Это закрытый форум для всех русскоговорящих мамочек США. Обычно участницы очень отзывчивые и с радостью дают советы обо всем, начиная от страховок и медикаментов и, заканчивая детскими садами.

Так мы нашли свой русский садик. Решение было принято на основании того, что ребенок за очень короткое время начал говорить по-русски с акцентом. Это может, только кажется, что, когда папа и мама говорят дома на родном языке, чадо, априори, его не забудет. На самом деле, все гораздо сложнее. Важная задача в дошкольный период, максимально сохранить родной язык, и этому я посвящу отдельный пост.

Поэтому, как только вместо простых ответов, в речи нашего ребенка (и это всего за три месяца ) стали проскальзывать YES&NO, а названия любимых мультфильмов сами собой перевелись на английский, мы приняли решение сменить детский сад. Понимаете, все существующие в американских садах проблемы, в основном сглаживаются за счет того, что они дешевле русских. И еще, все приезжие, наивно считают, что ребенка нужно как можно больше адаптировать под местную культуру до того, как он пойдет в школу. Мы, увы, не были исключением.

5. Про детские сады на полдня. Зачем?

Это вопрос, на который я не перестаю отвечать. Действительно, в нашем детском саду, также, как и в большинстве других, существует «опция» оставлять ребенка до обеда. Сразу скажу, что это удобно только для неработающих мамочек. И преимуществ у такого ополовиненного пребывания, как минимум, два.
1. Банально, это гораздо дешевле (логично).
2. Без сада нельзя – нужно общение.

Это в наших странах очень легко выйти на детскую площадку и встретить миллион друзей. В США детская площадка в лучшем случае, будет километрах в двух от дома, в худшем – в другом городе. И не факт, что там найдутся дети. Да и потом, язык. Русскоговорящий контингент здесь дорогого стоит.

6. Про наш детский садик

Русский детский сад США

Ну и наконец, расскажу о самом интересном. Наш детский садик – это домашний садик. Всего шесть детей в группе, которые с восьми утра до часу дня находятся в частном доме, аккредитованном американскими стандартами на пригодность для ведения подобной деятельности. Работает садик только четыре дня в неделю, со вторника по пятницу. И каждый день соответствует определенному предмету или точнее, образовательной деятельности.

Предметы ведут четыре разных приглашенных преподавателя, в то время как, воспитатель, координирует общую творческую программу.
Во вторник у нас проходят уроки математики.
В среду – русский язык и иногда логопед.
В четверг – гимнастика.
В пятницу – музыка.

Помимо этого, поскольку директор садика – бывший преподаватель художественной школы, различные виды прикладного творчества доведены до совершенства. Дети делают все. И даже больше.

Самое важное, что общение со сверстниками происходит именно на родном языке и, опять же, в рамках, «нашей» культуры. Несмотря на то, что контингент довольно разнообразен – Израиль, Россия, Украина, Белоруссия…
За то время, пока детки находятся в саду, они успевают дважды поесть: на завтрак – кашу, сырники или блинчики и на обед – обязательно что-то жидкое, второе и компот (!).

Во время прогулки всем обязательно надевают шапки . И это тот пункт, о котором я совсем забыла сказать, когда описывала американские детские сады. Не важно, какая температура на улице. Детей почти всегда выводят на прогулку без шапок, с грудью нараспашку.

Причем, это не проблема одного конкретного коллектива, а распространено повсеместно. Мне часто приходится видеть картину, когда при минусовой температуре, родители облачаются в полное обмундирование, а ребенку даже не удосуживаются застегнуть курточку.

Не могу объяснить сей феномен. Просто радуюсь, что, хотя бы до Kindergarden это специфическое закаливание удается на время отложить.

А какие у нас великолепные утренники! Я, честно скажу, не поклонница Halloween – party. Вернее, в России-то конечно, все это казалось веселеньким действом. Возможностью лишний раз принарядиться. Но здесь с праздником явно перебор. Костюмы уж очень реалистичны, на придомовых участках делают декорации с торчащими из земли руками покойников, а в школах по коридорам развешивают отрубленные окровавленные руки. Ну, весело же… И даже наш педиатр (американец, между прочим ) сказал по секрету, что после таких празднований он выписывает в несколько раз больше снотворных и успокоительных препаратов для детей. Вот, подумайте только!

Именно поэтому я радуюсь, что в нашем русском садике ничего подобного нет. Есть осенние и весенние утренники, есть Новый год с Дедом морозом и Снегурочкой. И, поверьте, это очень важно. Потому что контакты с Санта Клаусом у ребенка будут на протяжении, как минимум двенадцати последующих лет (или пока верить не перестанет ). И вот поди потом попробуй объяснить, что есть еще какой-то Дед Мороз!

Заключение

Друзья мои, я так много здесь написала. И даже боюсь – не походит ли это на выдержки из личного дневника истеричной многодетной мамочки. Но все же, главной целью статьи была именно помощь всем тем, кто стои́т на распутье и только выбирает варианты дошкольного образования для своего часа в нашей далекой заокеанской стране.

Приятных вам эмоций, семейной гармонии и творческого запала!

Осуществляется в дошкольных учреждениях – яслях, детсадах, малышовых и подготовительных дошкольных центрах – общественных и частных заведениях для детей ясельного и детсадовского возраста.

Все в США делится на государственное и частное. Практически все дошкольное образование – частное, лишь некоторые штаты включают подготовительные классы (Pre-school или Pre-K) в государственную систему школьного образования.

В США существуют самые разные программы, рассчитанные на дошкольников. Как правило, это программы, ставящие своей задачей снижение влияния стрессогенных факторов на детей и обеспечение их развития.

Одни программы рассчитаны на полный день, другие - на полдня. Существуют программы с гибким графиком, позволяющие родителям выбирать удобный для себя режим дня.

С пятилетнего возраста большинство американских дошкольников воспитываются в детских садах, по существу нулевых классах, в которых малышей подготавливают к обучению в начальной школе, постепенно переходя от игр к чтению, письму, приобретению других необходимых навыков.

Дошкольные отделения общественных школ посещают более 60 % всех пятилетних детей. Однако многие родители отдают предпочтение частным дошкольным учреждениям.

В большинстве дошкольных учреждений большое внимание уделяется скорее всестороннему развитию детей, чем приобретению ими спец. навыков. Организуются групповые игры, дети занимаются изготовлением поделок, рисованием, пением, музыкой, физ. упражнениями, прослушивают лит. произведения. До начала обучения грамотности упор делается на развитии устной речи.

По окончании дошкольного образования, в зависимости от штата, родители получают сертификат, в котором оцениваются общие достижения ученика. Это необходимо в ряде случаев для зачисления ребенка в начальную школу.

Немного истории

Первый детский сад появился в Америке в 1855 г. в Висконсине.К концу прошлого века количество детских садов выросло лавинообразно; причинами этого послужили борьба женщин за свои права, рост городского населения, а также увеличение числа неанглоговорящих детей иммигрантов, которых нужно было американизировать.

Кроме воспитательных обязанностей дошкольные учреждения брали на себя заботу о горячей пище, одежде и обуви для детей. Первый публичный детский сад, открылся в 1873 г. в Сент-Луисе (Миссури).

На рубеже веков в каждом большом городе уже существовал свой публичный детский сад, и начали возникать дошкольные учреждения при школах, призванные повысить качество подготовки к ней.

Постепенно детские сады оказались прикрепленными к школам, а в 10-е годы XX в. начали образовываться «детские школы, школы нянь» (nursery schools), или «предшколы» (preschools).

Отзывы наших соотечестников о дошкольных учреждениях в США

» дошкольноеобразование Америки сильно отличается от штата к штату. В большинстве штатов государственного дошкольного образования просто нет за исключением садика для малоимущих «Head Start» или специальных групп для дошкольников с отклонениями в развитии при государственных школах. В двух или трех штатах включая Флориду с 4 лет ребенок может посещать VPK (добровольная прешкольная программа)3 часа в день бесплатно (штат оплачивает это время). Обычно эта программа осуществляется частными садиками в рамках их услуг.
Практически везде учат буквы, цифры, цвета, геометрические фигуры и т.д. Как таковой стабильной программы для обучения нет, есть только их названия. Результаты этого обучения тоже во многом зависят даже от микрорайона проживания. «

«Групп дошкольного развития в Российском понимании просто нет. Например просто невозможно разыскать изостудию для дошкольников (да и для школьников тоже) — только частные уроки. То же с музыкой. Есть частные секции футбола, гимнастики, плавания и некоторых других видов спорта (естественно все платно и недешево). Некоторые частные школы имеют прешкольные классы, но обучение в них тоже мало чем отличается от обучения в частных садиках (часто только ношением школьной формы). Если школа религиозная, то добавляется изучение религии. Наверняка в нескольких особо престижных учреждениях дело обстоит другим образом, но плата за обучение мягко скажем выходит за пределы даже неразумно допустимого.
А вообще конечно огромный процент успеха зависит от учителя (как в общем и везде).»

«У подруги ребенок ходит в сад в Майями. Платят 700$, с 7.30 до 18.00, завтрак, обед (несколько блюд на выбор), полдник. На улучшение питания сад получил дотацию от штата. Гуляют 2 раза. Белье и одеяла для сна, да, приносят свое, в конце каждой недели забирают постирать. С детьми занимаются (учат буквы, счет, цвета и т.д.).»

«Американские детские сады очень отличаются в зависимости от требований штата, суммы оплаты и т.д. В типичном среднестатистическом частном дет.саду во Флориде органической пищей даже и не пахнет (да и в более дорогом тоже), кормят рыбными палочками, куриными палочками, пиццей, иногда тушеной курицей с рисом. Также тушеными овощами и консервированные фрукты дают. Это только в обед. Во многих садах завтрака нет, а на снэкс (второй завтрак и полдник) дают горстку печенюшек и около 150 гр. сока. Где-то лучше, где-то хуже… В группе 3-х леток по закону положено на 15 детей одна воспитательница (без нянечки). Оплата за 3-х леток за полный день 5 дней в неделю $110-$250 в неделю. Мы платим $205 в неделю за садик, где в группе всего 12 человек, очень много места, хорошее оборудование, где разрешают принести подушку, простынь и одеяло (а в очень многих дет. садах дети спят на голых матах, не прикрытые и в обуви — вот такие дурацкие требования здесь в большинстве дет.садов). Что касается обучения, то учат буквы, цифры и т.д. как наверное и везде. Для малоимущих здесь есть специальная федеральная программа, которая называется «Head Start» — это такой садик для людей с определенным доходом.»

«Я и раньше от русско-говорящих подруг слышала, что д/сады в Америке — далеко не идеал, теперь убедилась, хотя от этого не легче.

Поводили нас по всему саду, по группам. Хорошего немного, но есть: люди там работают, вроде, неплохие, добрые на первый взгляд, постоянно с детьми, всё время в движении; очень много игрушек; чистенько, по всему саду камеры, всё под наблюдением.

О том, что не понравилось, намного больше.

1) Комнаты довольно тёмные, используется приглушённый свет вместо натурального, солнечного.

2) Места в комнатах мало, всё заставлено или игрушками, или приспособлениями для детей, нет чувства простора.

3) Спят детки на полу, на внесённых матрассах. У каждого ребёнка свой, со своей простынкой, простыни в саду стирают каждый день. Знаете почему? Потому что дети на них спят в той одежде, в которой пришли, и иногда даже в обуви. (Бесит просто!)

4) Кормят детей тем, что оставила мама, баночную еду, наверное. Не будерброды же им делают? Детям до 2-х лет, еду разогревают в микроволновке, после 2-х лет кушают прямо из холодильника. (Вообще мрак!)

5) В группе от 1 года до 2-х (куда бы я Димулю определила) на 6 детей 1 воспитатель, там ещё ничего, детишки хоть ходят сами, чем-то уже занять можно, а вот в группе до года у меня сердце сжалось в комок. Там на 4 детей 1 воспитатель, на руках носится младший, орущий ребятёнок. Те, кто постарше, могут сидеть, в основном в качелях время проводят или в ходунках. Получается, чем старше и спокойнее малыш, тем в менее выгодном положении он находится.

6) Если я не работаю летом, ребёнка не вожу в сад, платить я всё-равно должна, дабы не потерять место. Ну и об оплате. Стоит это удовольствие за регистрацию $570 и каждый месяц $840. Дешевле, чем няня, но лучше ли? Особенно учитывая, что летом я 3 месяца не работаю.

И последний прикол. Думаете, там ждут не дождутся, когда я ребёночка своего к ним приведу? Как же! Сейчас мест вообще нет. Одно место в группе от года до двух освободится только в январе (мне на работу выходить в декабре), и на это место уже очередь. Записались и мы, так на будущее. И продолжаем искать няню.»

«я узнала о государственном садике. Через пару дней мы уже стояли на его пороге. Поговорили с секретарем. Из документов потребовали свидетельство о рождении, справку от врача и подтверждение того, что оба родителя работают или учатся.

В группе 20 детей и занимаются с ними один учитель и два помощника. Потом пошли знакомиться. Нас встретила учительница Элизабет. Поговорили с ней немного и решили, что со следующей недели наша дочь начнет ходить в детский сад в США.

Помещение группы меня поразило. Большая комната где дети занимаются, кушают, играют и тут же спят. Для сна нет кроватей, вместо них специальные лежанки – металлический каркас, обтянутый тканью. Подушку, одеяло и простынку нужно принести из дома.

Можно приносить свою еду из дома, а можно есть ту которую дают в садике. Первое время было тяжело, мы переживали, дочка плакала при расставании. А потом я увидела как ее носят на руках, чтобы успокоить.

Нам стали отдавать дочкины рисунки и поделки, появились друзья, первые слова на английском. И стало легче. Через две недели дочь начала плакать когда я приходила ее забирать. Этот садик мы до сих пор вспоминаем с теплотой. Да, многое было непривычно, но каждый день, проведенный там, был в радость.»

С самого начала беседы Анна отмечает, что будет рассказывать исключительно о своих личных наблюдениях о некоторых садиках в Нью-Йорке и Джерси-Сити. При этом стоит помнить, что Америка – большая страна, детсадов тут очень много и все они – разные.

– Анна, расскажите, как вы выбирали садик для дочки?

– В садик дочь начала ходить с 1,5 лет. В России мы сменили два частных садика (по причине переезда). Первый был огромный, больше похож на муниципальный, второй – квартирный. Поэтому ребенок к садикам был приучен, любил и ходил с удовольствием. Еще в Москве я думала, в какой садик отдавать Еву в США, – русский или американский. С русскими все понятно и известно: русские няни, суп, каша, книжки... А вот с американскими все иначе. Но я считала, что если уж едем в Америку, то надо ассимилироваться и принимать их культуру и правила.

Когда мы переехали в Джерси-Сити, выбора не было. Мы живем в районе, где много афроамериканцев, русских вообще нет. А работать надо. Я обзвонила 10 садиков в округе, и только один согласился нас принять (нигде не было мест). Неделю назад пришла его посмотреть. Меня встретили добродушные нянечки. Садик сам по себе милый, просторный, много игрушек, такие же детские столики, как у нас. Только все дети – афроамериканцы.

Решила, что записываю. Предупредила, что ребенок вообще не понимает по-английски, выписала популярные бытовые слова им на бумажку с транскрипцией: pisat" and touch her privat zone – pee, babay – drink (да, так наша дочь просит пить) и т.д. Сказали, чтобы не переживала. Упомянули, что была семья французов, ребенок тоже не говорил по-английски, но через месяц-два освоился.

Дальше началось самое сложное, я два часа читала и подписывала кучу различных бумаг. Из интересного: разрешение на прогулки, разрешение на фотографирование для некоммерческих нужд и анкета на питание, например, какой жирности молоко пьет ребенок, какое мясо предпочитает, всякие там лактозы/глютены. Видимо, их так легко засудить, что подписываешь миллиард бумаг и соглашений. В России все ограничивалось одним договором, прививочной картой и справкой от врача.

– Сколько стоит садик?

– 150 долларов в неделю. Поверьте, это дешево, потому что район достаточно бедный. В садике в Staten Island 1 день стоит $60, а няни $20-50 в час. Также нам надо было заплатить вступительный взнос $100. Помимо этого, нужно было купить пачку определенных карандашей (типа пастельных) и клей типа ПВА.

Также нужно было принести с собой простыню и одеяло. Спят дети в американских садиках на кроватях, напоминающих раскладушки. Интересно, что малыши спят и ходят по садику в обуви. Это федеральный закон во всех штатах, связанный с техникой безопасности: если вдруг ураган или землетрясение, чтобы не тратить время на обувание.

– Все ли садики в США платные?

– Да, все садики в США платные. Цена зависит от штата, района и позиционирования. В Palo Alto в Калифорнии садик будет дороже, чем в Джерси-Сити. А в хорошем районе Джерси-Сити дороже, чем в бедных районах – цена от $500 в месяц. $1000 в месяц – это вполне обычная цена для нормального садика. Мы платим $600 в месяц, потому что наш район больше похож на гетто. Также есть повышающие коэффициенты в связи с возрастом ребенка: чем он младше, тем выше будет стоимость.

– Как часто кормят в садике?

– Кормят в садике три раза в день. Вот меню:
9:00 Завтрак: хлопья с молоком, при этом молоко можно выбрать с любым процентом жирности, соевое или безлактозное.
12:00 Обед: куриные наггетсы или из индейки, сосиски, пицца, иногда котлеты или гуляш, рис/картофельное пюре/макароны, овощи. Свинину и рыбу не дают, потому что у многих детей аллергия . Говядину – редко.
15:00 Полдник: снэки, йогурт, печенье, реже – фрукты.

Меню – практически одинаковое на каждый день и не отличается разнообразием. Еду планируют на месяц вперед, так что можно заранее ознакомиться с блюдами. Разрешается приносить еду с собой.

– Как бы вы оценили качество еды?

– Еда стала камнем преткновения в нашем желании ходить в садик. Первые дни дочка постоянно плакала утром перед садиком, а вечером прямо в саду съедала все, что мы ей приносили. В Москве такого не было. Утром мы ее, голодную, отводили в садик примерно в 7-8 утра, а вечером забирали в 7 вечера, и можно было даже не кормить. Мы поняли, что ребенок голодный, хотя кушала в садике хорошо. Также первый раз появились запоры . Мы решили ее плотно кормить по утрам и на ночь, добавлять масло, а перед уходом домой из садика приносить ей сытную еду на перекус (сыр, банан). Это решило проблему, запоры ушли, дочка перестала вести себя, как ребенок с голодного края.

Может быть, это адаптация, а может, обилие риса и обезжиренных продуктов оказали такое влияние.

– Какой график работы у садика?

– Садик работает с семи утра до пяти вечера, что в принципе неудобно, если родители работают. Непонятно, как там люди выживают с таким расписанием.

– Насколько хорошо воспитатели следят за детьми?

– Здесь очень строго регламентируются ответственность и полномочия воспитателей, и очень строго следят за этим, поэтому перед поступлением в садик надо заполнять тонну документов с мельчайшими нюансами, например, давать разрешение на прогулку. При любом нарушении или если что-то случится с ребенком, можно подать в суд и с высокой вероятностью его выиграть. Поэтому воспитатели действуют строго по регламенту и правилам – ни шагу в сторону. Даже в туалет дети ходят по расписанию, хотя если ребенок захочет раньше, его, конечно, посадят. За детьми ухаживают, но такой эмпатии, как у нас было в квартирном садике, нет. Никто не звонит по выходным и не спрашивает, как Ева. Никто не «сюсюкается».

– С какого возраста берут детей в садик?

– В штатах садик называется Daycare, и детей принимают с одного месяца. Это обусловлено тем, что декретный отпуск очень маленький – около трех месяцев – и надо выходить на работу. В нашем садике дети делятся по группам только формально, и закреплены за конкретным воспитателем, а по факту находятся в одном помещении и играют друг с другом в одном большом. Есть группа до 1,5 лет (infants), 1,5-3 года (toddlers) и 3-4 (pre-kindergarten). В среднем не более 6 детей на одного воспитателя. С 4-5 лет дети идут в другое дошкольное заведение для подготовки к школе (pre-school).

– Как вы можете оценить обстановку в садике?

– Наш садик простенький, дешевый, поэтому обстановка не luxury, но в целом все чистенько и уютно, нет застиранных игрушек и книжек, к которым опасно прикасаться. Опять же потому, что все тут строго контролируется. Многие садики содержатся на пожертвования и волонтерские деньги. Благотворительность сильно развита.

Обед для детей не готовится в саду, а приносится родителями в термосе, дети спят на полу одетые и обутые. Если родитель опоздал забрать своего ребёнка на 15 минут, то на него накладывается штраф в $20. За каждую последующую минуту добавляется $1. Это ещё не все ужасы, что я слышала об американских детских садах до переезда сюда. Разберёмся, что к чему.

Во-первых, детский сад в США - это не учреждение, которое является необходимым для посещения, отсюда огромное их количество и конкуренция. В сад можно отдать ребёнка с 6 недель, потому как понятие декрета как отпуска по беременности, рождению ребёнка и ухода за ним у американцев совершенно далёкое от нашего. Это не оплачиваемые месяцы и годы сидения дома, а считанные недели. Работодатель ждёт новоиспечённую маму уже через 4-6 недель после рождения малыша. И тогда родители ищут решение - остаться с ребёнком дома до школы (4-5 лет), искать няню (около $2000 за её услуги) либо детский сад (от $1200 в месяц). Всё зависит от дохода семьи. Часто мамы остаются дома и сами смотрят за детьми, в случае если практически вся их зарплата будет уходить на няню или ясли, смысла идти работать они не видят. А вот если мама хорошо зарабатывает и хочет расти профессионально, ребёнок идёт в day care.

Как я уже говорила, видов детских садов в Штатах огромное количество. Но все они подлежат строгому государственному контролю и лицензированию. Прошёл контроль и соответствуешь стандартам - можешь открывать сад хоть на территории собственного дома. Сады принимают малышей с 6 утра и могут смотреть за ребёнком круглосуточно.

Качество услуг зависит от того, сколько вы готовы платить за них. Какая-то часть населения довольствуется стандартным детским садом за $1200, кто-то может позволить оплачивать суммы от $5000.

Обычное учреждение по уходу за детьми не предполагает готовку завтраков и обедов, родители приносят еду в термосах и ланч-боксах. И это не от лени работников сада, а от того, что дети часто страдают от аллергией и работники детсада защищают себя от миллионных исков. Бывает, конечно, что еда детям всё-таки предлагается, но опять-таки всё зависит от вашей оплаты. Пицца из микроволновки и стакан молока за меньшие деньги и полноценный обед с супами и перекусами за деньги побольше. Американцы воспитывают в детях самостоятельность, дети поощряются, когда наливают себе сок или молоко. В туалет учатся ходить тоже сами. Иногда доходит до крайностей, когда ребёнок просто писает в штаны только потому, что воспитатель посчитала, что он сам мог бы обслужить себя. Поэтому договариваться надо на берегу. Поскольку садики не привязаны территориально, родители сами выбирают персонал и условия, выясняя методы воспитания до того, как отдать своё чадо на целый день незнакомым людям.

Также необходимо разузнать, предполагаются ли развивающие игры в этом учреждении, так как не все сады будут разучивать буквы и цифры: кто-то просто обеспечивает питание и безопасность детей, а кто-то всерьёз занимается образованием малышей по разным методикам. Вы можете встретить сады Вальдорф, Реджио-Эмилиа, Монтессори, все они подбираются под особенности и предпочтения ребёнка.

Одно объединяет все американские сады - дети спят одетые и на полу. То есть не совсем на полу, часто это очень низкие кровати, практически без ножек, или спальные матрасы. Связано это прежде всего с падением детей, опять-таки, никто не хочет быть засуженным родителями. Во-вторых, полноценные кровати занимают слишком много площади, а раскладушки американцам неизвестны, а если бы и были известны, их бы не одобрило государство из-за нагрузки на позвоночник. Практика укладывать детей одетыми обусловлена частыми природными катаклизмами в Америке. Вывести воспитанников, уже одетых и обутых, легче и безопаснее, чем в панике вытаскивать раздетых детишек из горящего здания, к примеру. Сами американцы ко сну на полу в одежде относятся нормально, они вообще очень просто подходят к воспитанию. А вот на местных форумах раз в месяц раздаётся вопль свежей мамы-иммигрантки из постсоветской республики. Такими родителями и для таких родителей в Америке существует специальный вид детских садов: русский детский сад. Выходцы из СНГ воссоздают дух и атмосферу советского воспитательного учреждения - с кашами на завтрак, борщами на обед, сном в пижамах на обычных кроватках. Воспитатели читают сказки детям, вытирают им носы и попы, в общем, ведут себя, как на родине. В этом нет ничего плохого, равно как и хорошего. Ну хотя бы мокрыми тряпками не бьют и в угол не ставят.

К слову, о наказаниях. Обычно это случается, если ребёнок представляет угрозу для других детей, например, после просьбы не бить другого ребёнка он продолжает колотить его. Наказывают малышей в садиках, сажая на стул на одну минуту в течение года. С ним разговаривают, объясняют, если ребёнок продолжает вести себя подобным образом, воспитатель сообщает родителям. Родители сами могут посмотреть за происходящим в камерах наблюдения, если сад предусматривает их установку.

Ответственность за ребёнка у родителей перед государством в США просто огромная. О плохом отношении к детям может сообщить в специальные социальные службы как сам ребёнок, так и соседи, и учителя, и воспитатели. Один из признаков плохого "родительства" - ребёнка из детского сада забирают гораздо позже оговоренного времени. Сначала каждая минута опоздания облагается штрафом в какую-то определённую сумму, а в повторяющихся случаях воспитатель сообщает в полицию и службы опеки, и такой вариант очень и очень серьёзный. Малыш может быть передан в фостерную семью, если выяснится, что о нём не заботятся биологические родители.

В американских детских садах не существует родительских собраний, это понятие вообще чуждо американцам. Вся необходимая информация для родителей отсылается им на почту или говорится при личной встрече. Не проводятся утренники, к которым мы привыкли, празднования проводятся без специальной подготовки и очень непосредственно.

Америка - страна большая, и детских садов здесь сотни тысяч, отсюда и огромные вариации подхода к воспитанию детей. Но самое главное для американских родителей - уверенность в безопасности ребёнка, в том, что он сух, накормлен и под присмотром. Как, впрочем, для всех родителей мира.

Система образования в США существенно отличается от того, к чему мы привыкли на родине. В Америке нет длительного декретного отпуска, поэтому малышей в детские сады отдают очень рано — иногда с шести недель. Причем разделения на ясли и детские сады нет. А уже с пяти лет ребенок обязательно должен посещать специальные группы при школе (kindergarten). Рассказом о системе дошкольного воспитания ForumDaily начинает серию материалов об образовании в США. Мы покажем все подводные камни и поделимся лайфхаками, как дать своему ребенку лучшее образование.

Недетский выбор

Изабелла Гальперин из Калифорнии искала садик для своей трехлетней дочки Шарлин достаточно долго. Хотела, чтобы он был недалеко от дома и — самое главное — чтобы ребенку в саду было хорошо. Их семья русскоязычная, но для Изабеллы было важно, чтобы дочка уже сейчас начала учить английский, нашла друзей и разговорилась. Поэтому она искала большой нерелигиозный американский садик.

Изабелла начала с просмотра отзывов о детских садах на Yelp .

“Я смотрела садики только с пятизвездочным рейтингом, читала отзывы в интернете о тех садах, что подходили по рейтингу и удаленности от дома. Если они были хорошие — ходила на обзорный тур. Так я побывала в шести или семи садиках. В одном из них даже видеокамеры стояли, чтобы родители в любое время могли удаленно смотреть, что делает их ребенок. Эта идея мне очень понравилась. Но в этом саду, к сожалению, не было места”, — рассказывает Изабелла.

В результате она нашла то, что искала — большой американский детский сад близко к дому, который работает по системе Монтессори. Перед тем как идти в садик, маленькая Шарлин выучила, как сказать по-английски, чтобы ее не толкали и что ей нужно в туалет. Сейчас она посещает садик два дня в неделю по три часа.

В группе Шарлин — 24 ребенка от 3 до 5 лет. У детей есть свое расписание и предусмотрен перекус. День ребенка делится на две части — занятия с учителями, во время которых детки садятся в кружок, поют песни, читают, учат буквы и цифры, и время для самостоятельных занятий, когда ребенок сам выбирает игрушку или развивалку по душе. Изабелле нравится, что в саду многое предусмотрено именно для для обучения: наряду с игрушками много развивающих материалов, а в перечне занятий есть даже самая настоящая география — с картами и сторонами света. Шарлин же больше всего понравился урок, на котором дети учили состояния тел: жидкое, твердое, газообразное.

В садике очень чисто, малыши сами убирают за собой, ставят все на место. На улице детей ждут безопасные и интересные детские площадки с горками и песочницей.

Правда, к садику Шарлин привыкла не сразу. Вначале сказывался языковой барьер — Изабелла часто замечала, как ее дочка стоит отдельно от всех детей и играет сама с собой. Но сейчас Шарлин уже освоилась: она разучивает песенки на английском и дружит с англоязычной девочкой.

Что из себя представляют садики в США

В США можно подобрать детский сад (day care) на любой вкус. Прежде всего они отличаются по размеру: есть маленькие, так называемые семейные, детсады (в них может быть всего 5-6 детей) и традиционные большие, где в одной группе около 25 человек.

Маленькие детские сады могут размещаться даже на территории частного дома. Их деятельность в обязательном порядке лицензируется.

Плюсы таких садиков: мало детей, а значит более индивидуальный подход, семейная обстановка, относительная дешевизна, многие из них рассчитаны на ту или иную диаспору (например, есть русские, китайские или французские садики). Минусы: как правило, академическая программа слабее, чем в больших сада, кроме того, в нем ребенку может оказаться тесновато — мало места, мало детей, нет разнообразного общения.

Большие сады располагаются в специально спроектированных для этого зданиях. Детей в них, соответственно, достаточно много. Как правило, в таких садиках детей принимают с пеленок — малыша можно оставлять уже с шести недель. Весь день они спят в специальных боксах. Памперсы, детские смеси, одеяла и все остальное должны принести родители. Столь ранний возраст приема детей обусловлен тем, что декретного отпуска в США практически нет. О трех годах по уходу за ребенком, к чему привыкли все в постсоветских странах, здесь можно забыть. В Штатах на работу нужно выходить через полтора месяца после родов, и многие американские мамы делают выбор именно в пользу работы.

Мария Оксюк, психолог по образованию, сейчас работает воспитателем в детском саду в Калифорнии. В ее группе — малыши полутора лет. “Им нужна не я, а мама, — делится Мария. — Как у матери у меня просто сердце разрывается, когда я вижу, как таким малышам трудно оставаться на целый день в незнакомой среде. Как психолог я понимаю, что, если в таком раннем возрасте отдать ребенка в сад, у него не сформируется привязанность к матери. По сути, получается, что для малыша главным взрослым становится воспитатель. В этом кроется, наверное, секрет такой “отстраненности” местных взрослых, и стремлении подростков побыстрее покинуть отчий дом. Например, я вижу двухлетнего малыша, которого мама приводит в семь утра и забирает в полвосьмого вечера. Вечером он уже не бежит к ней радостно навстречу — наоборот, несется прочь. Это такой синдром “отказника” получается”.

Не похожи американские сады на наши и в вопросе питания. В большинстве детских садов нет традиционных завтраков, горячих обедов и полдников. Их заменяет или еда, которую родители дают с собой в контейнере, или перекусы — пицца, картошка фри и фрукты. Некоторые сады, впрочем, иногда предлагают как опцию горячие обеды.

Также в американских садиках дети обычно спят не на кроватях, а на специальных матрасах, которые располагают на полу. При этом дети не раздеваются — считается, что они должны быть к готовы к разным чрезвычайным ситуациям и не тратить время на сборы. Кроватки предусмотрены только для самых маленьких. Однако в небольших частных садиках всех детей могут укладывать в кровати.

Кроме того, в США популярны садики, относящиеся к какой-либо религиозной общине. Есть, например, сады при католических церквях, хабады при синагогах. Как правило, они существенно дешевле обычных. Но чтобы отдать туда ребенка, нужно состоять в этой религиозной общине.

У Яны Бергер, русскоязычной иммигрантки из Израиля, трое детей. Своего младшего сына Аарона двух с половиной лет она отдала в хабад при синагоге. Это небольшой семейный детский сад в маленьком калифорнийском городке. “Я объездила массу садов: и Монтессори, и обычные, и русские, но остановилась именно на хабаде. Во-первых, он недалеко от дома, во-вторых, я чувствую, что воспитатели здесь работают не за страх, а за совесть. Аарон с удовольствием ходит в сад, а вечером воспитатели мне рассказывают, какой он у меня ангел. Конечно, материнское сердце тает от такого отношения к моему ребенку”, — признается Яна.

В хабаде дети также спят в одежде и обуви, кроме того им запрещено снимать обувь. “Как мне объяснили, если ребенок загонит в ногу занозу, вынуть ее никто не имеет права — это считается хирургическим вмешательством. Ну, и из-за землетрясений, которые часто случаются в Калифорнии, конечно”, — поясняет Яна.

Дорогое удовольствие

Отдавать или не отдавать ребенка в детский сад — решают родители, никаких специальных требований на законодательном уровне нет.

Детские садики в США, в основном, частные. Однако для семей с низким уровнем доходов (для трех человек таким считается $19 790 в год) предусмотрены и бесплатные сады по программе “Head start”. Даже в небольших городах, обратившись в местный департамент образования, можно найти бесплатный сад. Правда, даже если вы его найдете, это не значит, что сможете отдать туда своего ребенка — как правило, в бесплатные садики огромные очереди. Туда принимают детей практически с рождения и до пяти лет.

Если же доход семьи на доллар выше уровня бедности, на сад придется раскошелиться, и еще как.

Средняя стоимость частного сада для малышей от шести месяцев до трех лет в США — чуть более $11,5 тысяч в год, то есть около $1000 в месяц. Дети постарше (3-5 лет) обходятся родителям немного дешевле: $4-9 тысяч в год, то есть $300-800 в месяц.

Но это, конечно, «средняя температура по больнице». Ценник колеблется в зависимости от возраста ребенка, количества часов, которые он проводит в саду, типа садика и от штата, где вы живете.

Разница в стоимости садика, согласно данным Национальной ассоциации детского дошкольного образования, в среднем может быть весьма существенной: от $5,5 тысяч до $16,6 тысяч в год. В отдельных городах выходит еще дороже. Например, стоимость пребывания в детском саду в Бостоне или Сан-Франциско может достигать и 2200$ в месяц. Вот так выглядит список штатов с самыми дорогими садами в порядке убывания: Массачусетс, Нью-Йорк, Миннесота, Колорадо, Калифорния, Иллинойс, Вашингтон и Висконсин. Для сравнения — самые недорогие садики в Миссисипи ($4,6 тысяч в год), Кентукки ($6,5 тысяч) и Южной Каролине ($5,8 тысяч).

Всю информацию о стоимости садиков в вашем регионе, можно получить в специализированном агентстве Child Care Resource and Referral agency.

Но есть и хорошие новости. Сумму оплаты за сад можно списать с налогов. Если за год родители, которые учатся на дневном отделении или работают, потратили на садик более 3 тысяч долларов на одного ребенка или более 6 тысяч долларов за двоих и более детей, то они могут вернуть до 35% от потраченной суммы. То есть получается, что для получения налоговой льготы ребенку достаточно два-три месяца в году походить в сад на полный день, или полгода — на полдня. Только важно не растерять ежемесячные чеки.

Еще американские детские сады учат родителей организованности. При поступлении ребенка в сад родитель подписывает контракт, в котором оговорены в том числе и штрафы за опоздания. И штрафы немалые — от 15-20 долларов за двадцать минут.

Если через 20-30 минут после окончания рабочего времени сада ребенка не забрали, а до родителя никак не могут дозвониться, воспитатели вызывают полицию — полицейский приезжает с социальным работником. Последствия могут быть ужасными, вплоть до передачи вашего ребенка по суду в другую семью. Так что не опаздывайте.

Разные системы обучения

В американских детсадах встречаются разные системы обучения. Кроме обычных есть сады Вальдорф, сады Реджио-Эмилиа, сады Монтессори. Как правило, специализация детсада на цену не влияет, все дело в предпочтительном направлении развития именно для вашего ребенка.

Вальдорфские сады

Вальдорфская система, основанная на учении австрийца Рудольфа Штейнера, предусматривает индивидуальный подход к воспитанию ребенка. Детей обучают, включая их воображение и тягу к имитации, при этом не используются совершенно никакие тесты.

Эта система больше подходит детям с артистическими наклонностями. Ежедневная программа такого садика включает в себя разнообразные художественные занятия: рисование, лепку, музыку, кукольный театр, постановку маленьких пьесок, рассказывание сказок. Ребенок может свободно найти средства для художественного самовыражения. Среди прочего, школы и садики Вальдорф также ориентированы и на религиозное христианское воспитание.

Подход Реджо-Эмилиа

Сады Реджо-Эмилиа (название происходит от одноименного итальянского г орода, где зародилась педагогическая система) в основу системы обучения ставят проектный подход. Дети днями и месяцами исследуют части целого с разных сторон — например, море познается через исследование ракушки.

Система базируется на таких постулатах, как контроль самого ребенка за своим обучением и развитием, получение новых знаний с помощью исследования предметов и перемещения их в пространстве, множество путей самореализации ребенка (музыка, конструирование, рисование, рассказывание историй).

Детские сады Реджо-Эмилиа отличаются и своим оригинальным дизайном. Эти садики максимально далеки по внешнему виду от того, что предстает перед глазами при словах “дошкольное учреждение”. Скорее, это теплый гостеприимный дом со всеми его запахами и звуками, смешными картинками и коллажами на стенах. Воспитатели в таких садах являются не старшими наставниками, а соавторами и сотворцами, они постоянно учатся вместе с детьми, а порою — и у детей.

Система Монтессори

Самой популярной в США стала система Монтессори. Она была придумана итальянкой Марией Монтессори около ста лет назад и с тех пор существенно не изменилась. Суть метода в том, чтобы следовать за индивидуальным физиологическим графиком развития мозга ребенка, подбрасывая ребенку задачки с увеличивающимся уровнем сложности. С середины нулевых принципы Монтессори-обучения были включены в государственную школьную программу США.

На практике в таком саду детишки от трех до шести лет находятся в одном помещении, играют и учатся вместе. Это один из основных принципов Монтессори — имитировать деревенскую общину. Так младшие учатся у старших, а старшие привыкают чувствовать свою ответственность за свои действия перед малышами. Утром, в самое продуктивное для детского развития время, проводится несколько обучающих занятий, все остальное время дети играют сами с обычными игрушками и развивающими пособиями.

Имейте в виду, что в США товарный знак “Монтессори” не зарегистрирован, как это сделано в Европе и России. Это значит, что любой сад может в своем названии употреблять модную приставку Монтессори, закупив специализированные учебные пособия, но при этом быть далеким от принципов родоначальницы. Проверить, насколько детское учреждение действительно работает по системе Монтессори, можно, попросив у сотрудников лицензию AMS (American Montessori Society) или AMI (Association Montessori International of the United States). Если такой лицензии нет, но садик все равно нравится (дешево, близко, симпатичные воспитатели), не расстраивайтесь: поспрашивайте, где обучались воспитатели, есть ли у них представление о методе и вообще — “горят” ли у них глаза.

Как выучить в садике второй язык

США — многонациональное государство, и дети могут получить бонусы от этого положения вещей уже в раннем детстве. Все чаще и исконно американские родители, и иммигранты предпочитают отдавать детей в этнически ориентированные сады, например, русскоязычные иммигранты часто отдают малышей в Ребенок, с младых лет попавший в иную языковую среду, имеет все шансы вырасти билингвом — человеком, для которого родными являются два или три языка. Например, Forum Daily ранее рассказывал, . Кроме того, изучение иностранного языка, пусть и в игровой ситуационной форме, дает мощный толчок развитию мозга, стимулирует ребенка активней изучать окружающий мир во всем его многообразии.

Детская способность схватывать язык на лету дала толчок появлению множества билингвальных садиков. “Популярными” иностранными языками в США являются китайский и испанский. Соответственно, повышенным спросом пользуются и детсады с этими языками обучения. Так, китайский — очень сложный в изучении тональный язык — дается детям на удивление легко. Занятия проводятся носителями китайского, деткам поют песенки, читают сказки на китайском. Обычное неигровое общение идет, как правило, на английском языке. И не беда, если малыш не понимает ни того, ни другого — он не перепутает языки, а выучит с течением времени оба.

Русскоязычная Яна Динер из Калифорнии отдала свою четырехлетнюю дочь в китайский детский сад на полный день. “Дочка всегда рада туда идти утром и никогда не хочет уходить домой. Мы очень довольны: она всегда чистая, сухая, накормленная и довольная. И хотя основной язык у дочки русский, она уже говорит на китайском”, — рассказывает Яна. Еду дочери в садик Яна дает с собой.

“В месяц китайский детский сад нам обходится в $1300. В нашем регионе обычные американские сады стоят $1500-1700 в месяц. Так что еще и экономия получается”, — делится Яна.

На кого мы оставляем детей

Дошкольное образование в США — крупный кусок рынка труда. По данным 2012 года, в области ухода и образования детей до пяти лет заняты 2,3 млн человек. Около половины из них трудятся в детских садах, остальные — это няни, а также родственники и знакомые, которым платят за присмотр за детьми.

По данным Национальной ассоциации детских садов, многие работники садов не имеют специализированного образования , лишь чуть больше половины из них закончили какой- либо колледж. Справедливости ради стоит упомянуть, что и оплачивается их труд соответственно. Средняя заработная плата работника детского сада 10$ в час. В сущности, копейки.

Веронике Энт с первой попытки не удалось найти хороший садик в Сан-Франциско для своей двухлетней дочери, хотя никаких особых требований не было. «Мы искали обычный районный садик недалеко от дома. Но во время поисков я пришла в ужас: у воспитателей ни образования, ни нормального английского языка. Лицензии — непонятно какие. Словом, трудно найти что-то качественное, а списки ожидания в сады не заканчиваются”, — возмущается Виктория. В результате она наняла няню, но с нового учебного года все-таки планирует отдать ребенка в садик.

В принципе, уход и присмотр в американских садиках неплохой: до года на трех деток приходится один воспитатель, от года до двух лет — один воспитатель на четырех деток, а с двух лет и до старшей группы — один воспитатель на шестерых малышей.

Альтернативой садам может стать квалифицированная няня. Однако это не самый бюджетный вариант. В зависимости от выполняемых обязанностей (готовка, развоз по секциям, развивающие занятия) час работы няни стоит 12-20$. Приплюсуйте стоимость секций и кружков. Экономии не получается, но зато ребенок получает индивидуальный уход.

Пища для ума

Отдавая детей в сад, родители рассчитывают не только на их социализацию, но и на интеллектуальное развитие и подготовку к школе. Результаты исследования , проведенного в 2012 году доктором психологии Элиоттом Такер-Дроб из университета Техаса, говорят о положительном влиянии садов на умственное развитие малышей.

Психолог исследовал 600 пар близнецов. Первоначальное тестирование на умственное развитие проводилось в возрасте двух лет. Изучалось, посещали ли дети садик, насколько стимулирующим к умственному развитию было общение матери с детьми, также — анализировались их социально-экономический статус и расовая принадлежность. Окончательное тестирование по чтению и математике проводилось в возрасте 5 лет. Так как сравнивались именно близнецы, обладающие одинаковым набором генов и выросшие вместе, доктор Такер-Дроб смог выделить влияние окружающей ребенка среды на результаты теста.

Отчет гласит, что плохая домашняя обстановка влияет на умственные способности детей, не посещавших сады, гораздо больше, чем на детей, которые посещали сады. Другими словами, плохая домашняя обстановка становится для ребенка гораздо меньшей проблемой, если он ходит в сад. И даже если семья очень бедна, плохой садик лучше, чем ничего. Если же дома все хорошо, то для способности ребенка к обучению не имеет значения, посещает он садик или нет.

Конечно, для работающих родителей сад — отличный выход. Дети с удовольствием ходят туда, заводят новых друзей, учат иностранные языки и познают мир играючи. А для неработающих мам сад — это пара часов отдыха, возможность побаловать себя, при этом будучи уверенной, что ребенку тоже хорошо. И зачастую только финансовая сторона является решающей в вопросе, отдавать или не отдавать ребенка в детский сад в Америке.



Рассказать друзьям