Как в ребёнке воспитать качества лидера. Развитие лидерских качеств у ребенка Все не могут быть лидерами воспитание

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сегодня мы обсудим важную и интересную тему воспитание лидерских качеств у ребенка. Разговоры об этом особенно популярны в последнее время - сейчас бум в плане книг на про лидерские навыки, бесчисленное количество статей и дискуссий на ряде форумов, разговоры между собой в родительских, учительских, психологических, и многих других кругах.

Родители, заботящиеся о благополучии своих чад, бьют во все колокола - как же сделать моего ребенка лидером?! Привейте уже наконец ему те самые качества лидера!

Но вот понимания, зачем это лидерство ребенку и что оно даст и в итоге у большинства людей нет.

Лидерство стало своего рода трендом.

Все примерно об одном - лидерство, мотивация, личная эффективность - а вот о чем это и причем тут наши дети, остается вопросом, ответ на который знает мало кто.

Что такое лидерство?

И все-таки, что же такое лидерство? Я постараюсь максимально детально расписать значение данного термина, очень важного для последующего понимания основной части статьи и дам общие теоретические сведения о нём.

Если говорить в общем, лидерство - это возможность оказывать какое-либо влияние на человека или группу лиц , использующаяся для достижения определённых целей благодаря личным качествам.

В любой группе лидеры бывают формальными и неформальными.

Формальное лидерство - история больше про власть.

В неформальном на первый план выходят способности лидера, его авторитет и степень доверия к нему, уровень эмоциональной связи в коллективе. Одним словом, «психологические преимущества».

Людей никто не принуждает делать выбор, он происходит сам собой.

7 основных качеств лидера:

  • Активность - умение проявлять свою энергию
  • Инициативность - одна из «вариаций» предыдущего пункта, но более творческая - генерирование и предложение различных идей, готовность идти вперед
  • Общительность, открытость - готовность и даже скорее потребность во взаимодействии с людьми
  • Самостоятельность - умение брать на себя ответственность и решать многие вопросы
  • Настойчивость - проявление силы воли, упорства, умение доводить начатое дело до конца, сюда же можно отнести в некоторой степени и работоспособность
  • Организованность - способность грамотно планировать свое время на необходимый «фронт работ»
  • Самообладание - умение контролировать себя, свои желания, эмоции, поведение, особенно в напряженных ситуациях

Работа над перечисленными личными качествами как минимум делает человека чуть лучше, чем он есть.

Как максимум - превращает вас из, скажем так, «обычного человека» в того, кто способен видеть чуть дальше, чуть больше, разбираться в людях, делать правильные выводы в тех или иных жизненных обстоятельствах, а значит, быть лидером.

Кому нужно быть лидером?

Ну а теперь переходим к самому интересному: причем тут вообще дети, как это к ним относится?

Ведь это такие взрослые понятия - лидерство, работоспособность, организованность… Термины, относящиеся ко взрослой жизни… Вроде.

На самом деле не только ко взрослым это имеет отношение.

Все взрослые в детстве были детьми.

Рассказывать детям о взрослой жизни нужно. А еще лучше - показывать примеры в жизни.

Но перед этим запомните одну важную вещь: не каждый ребенок способен быть лидером и не всем это нужно.

Представьте, что бы произошло, если бы все были лидерами?...

Так что, даже если ребенок способен быть лидером, он не всегда им становится. А еще наличие лидерских задатков в детстве проявляются далеко не всегда, поэтому без паники, если вы не обнаружили их в вашем ребенке.

Однако, сделать акцент на развитии именно ряда навыков, которые характерны для лидеров, стоит. В дальнейшем ему помогут - как в лидерстве, так и в жизни - стоит.

Воспитывать их необходимо каждый день, в семье. Однако надёжный способ развить эти самые качества - для будущей жизни.

Детское лидерство: возрастные нюансы

Лидерам порой переживать кризисы бывает сложнее, чем их ровесникам.

Что делать родителям? Объяснить, что хорошим для всех никогда не станешь, нужно помнить о своих желаниях, и о том, что важно для тебя.

Важно родителям отличать проявление лидерских качеств от попыток манипуляции вами

Для ребенка с лидерскими способностями редко характерно устраивать истерики в попытках чего-либо добиться. Хотя, многое зависит от воспитания. Он доминирует не только дома, но и в детском саду, школе. Он не старается выделиться каким-то изощренным способом, но при этом заметен среди остальных ребят.

    Первые проявления лидерства можно заметить в возрасте приблизительно 3х лет. Особенно если ребенок ходит в детский сад. Он стремится к самостоятельности, организовывает ребят, на детском уровне, но все же. Он наблюдателен, легко общается и проявляет инициативу, его любят в группе. Детский сад - первое место, где ребенок оказывается в обществе.

    Важно вовремя заметить задатки лидера и начать их развивать. А еще работать над ними. Так как если не контролировать развитие личности, все лидерские качества в будущем могут проявиться с худшей стороны.

    5-7 лет - время перехода из детского сада в школу, где лидерские качества начинают проявляться уже более явно.

    Важно помнить - учителя порой назначают «командира класса» самостоятельно по разным причинам. А другой ребенок может стать неформальным лидером. Как и во взрослой жизни.

    В подростковом возрасте управлять каким-то количеством людей становится сложнее - это очень неоднозначный период жизни каждого человека. И в первую очередь, психологически для подростка с лидерскими задатками.

    Он начинает бояться ошибиться даже в мелочи, становится более зависимым от мнения окружающих, а это в принципе характерно для подросткового возраста. И самое страшное, во всем этом он начинает терять себя.

Как развить в ребенке лидерские качества

Ну а теперь: как же конкретно воспитать лидера в ребенке?

  • Как можно больше времени уделяйте общению с ребенком, интересуйтесь его увлечениями.
  • Уважайте мнение своего ребенка, а в спорных ситуациях учитесь идти на компромисс и учите этому чадо.
  • Развивайте способность выступать публично - это умение чрезвычайно важно в современном мире в целом.
  • Объясняйте, что поражения - это нормально, не все всегда получается с первого раза. Не вышло сейчас - попробуй начать заново. И не забывайте хвалить малыша, это поможет ему быть терпеливым и усидчивым.
  • Давайте ребенку больше самостоятельности. Пусть он учится сам принимать решения, хоть в малом, но планирует свой распорядок дня и так далее. Направляйте, советуйте, предлагайте несколько вариантов, но не совершайте выбор за него - это ключ к воспитанию лидерских навыков.

  • Распознать, выявить лидерские качества в раннем возрасте помогут различные игры - именно в них, проявляя организаторские способности, видно будущих лидеров.
  • Интересуйтесь у воспитателей, учителей, как ваш ребенок ведет себя при общении с другими детьми, может, у него проявляются какие-то особенности - все это поможет вам и понять ребенка лучше, и скорректировать свои методы воспитания, поведение по отношению к нему.
  • Держите под контролем учебный процесс, мнение, что ребята-лидеры обязательно отличники, неверно. Дети больше обращают внимание на окружающих, управление, если так можно сказать, ими, а учеба от этого может страдать.
  • Поддержка ребенка очень важна, в школьное время особенно. Быть лидером в школьном коллективе со временем становится нелегко, и кому как не родителям нужно помогать ребенку преодолеть все эти трудности
  • Без чего точно не обойдется ребенок - так это без вашей любви. И я не устану это повторять, потому что это важнее всего

Вдохновляйте своего ребенка на достижение новых вершин!

Курсы по развитию лидерских качеств в центре К.О.Т.

Как мы уже обсудили, лидерство - это не только особенность характера, это совокупность навыков. И если на характер и особенности ребенка влиять сложно, да и не всегда нужно, но развитые навыки лишними не будут никогда. Будущему лидеру они безусловно необходимы, но и другим ребятам развитие этих качеств поможет добиться успеха в будущем.

В нашем центре разработаны специальные - гибким навыкам, которые помогают человеку каждый день.

Поможет ребятам лучше понять себя, суть самого понятия лидерство, осознать, кем они хотят быть в будущем и какое место занимать в коллективе.

И знаете, наверное, совсем неважно, станет в дальнейшем ребенок лидером или нет - ведь если у него будут любящие родители, все можно преодолеть, со всем справиться.

От вас зависит ключевая дилемма жизни вашего чада - станет он счастливым или нет. Помогите ему сделать правильный выбор.

Несомненно, большинство родителей мечтают, чтобы их ребёнок был лидером, а не ведомым. Как в ребенке воспитать лидерские качества, и каковы характеристики лидерства - подробности ниже.

Лидерство в детском коллективе

Лидерские качества всегда выделяют человека в коллективе, но они могут нести и определённые неприятности.

Лидер в коллективе виден всегда, особенно в детском. Малыш является заводилой и зачинщиком всех игр. Ему без труда удаётся всех сплотить. Ребёнок постарше способен организовать общее дело, распределив роли между другими, составить план для получения результата, а также построить самоуправление. Способен нести ответственность, как руководитель, имеет своё мнение, желает постоянно обучаться.

Лидерство воспитывается с детства

К сведению! В коллективе он пользуется уважением, имеет авторитет. К нему прислушиваются, спрашивают совет. Взрослые приводят его в пример, как образец для подражания.

Что надо знать о негативных последствиях лидерства?

Лидерство, наряду с тем, что имеет множество положительных моментов, также содержит и негативные последствия:

  • Девочка или мальчик могут забыть о собственных желаниях и интересах, так как, привыкнув к всеобщему вниманию, стараются всегда оставаться хорошими для всех. А это невозможно, не жертвуя собой в определенных ситуациях. Нужно объяснять им, что всем не угодить и про себя забывать ни в коем случае нельзя.
  • Лидерство довольно утомительно. Постоянное проявление инициативы, взятие на себя ответственности, организация и активное общение с окружающими очень выматывает эмоционально. Поэтому нужно, чтобы ребёнок понимал, что он нуждается в отдыхе, и умел отказываться каждый раз брать на себя главенствующую роль.
  • Боязнь совершить ошибку. Лидерство накладывает на юного человека большую ответственность. Ребёнок может начать переживать, что не справится с чем-то, может сделать что-то не так, что его осудит класс. Он испытывает постоянный общественный контроль. Родители должны объяснить ему, что людям свойственно ошибаться, и не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Лидер выделяется в любом коллективе

Характеристика лидера

Лидер - «ведущий, прокладывающий путь». Психологи отмечают, что детям-лидерам свойственен определенный набор черт характера.

Главная черта - справедливость, умение постоять за другого, сплотить коллектив

Основные личностные характеристики лидера или характер лидера (описание):

  • Справедливость. Ребёнок с лидерскими качествами не только не обижает окружающих, но и сам всегда готов прийти на защиту несправедливо обиженного.
  • Умение постоять за другого. Такой ребёнок не пройдёт мимо чужой проблемы, не будет отмалчиваться в стороне, если кого-то безвинно наказывают.
  • Умение сплотить коллектив. Этой способностью лидер обладает с самого детства. Даже будучи ещё малышом, он способен организовать детей или взрослых для участия в увлекательной игре. Зачастую эту игру он придумает сам.

Лидер не должен быть диктатором

Лидер, но не диктатор

Как воспитать лидера в ребенке, от которого не будут страдать окружающие? Истинный лидер с самого детства отличается тем, что он не командует людьми, не унижает их. Он способен мотивировать людей, учитывая их желания. Если ребёнок командует членами семьи, закатывает истерики, пока не получит желаемого, манипулирует близкими, то лидером это его не делает.

Ответственность - основа лидерства

К сведению! Интересно, что ребёнок-лидер отличается ответственностью за свои поступки в столь раннем возрасте.

Если он принял какое-то решение, а оно оказалось неудачным, то всегда извинится и признает, что был не прав. Он не будет обвинять родителей, что они не настояли на другом варианте и не отговорили его.

Как развить лидерские качества у ребенка?

Важно знать, что воспитать лидерские качества у ребёнка реально, но бывают и такие случаи, когда в юном возрасте они отсутствуют.

К сведению! В этом случае родителям не стоит опускать руки, а нужно продолжать развивать эти полезные для жизни навыки.

Игры на выявление лидерских качеств

Игра, это самый простой способ распознать, есть ли задатки лидера у ребенка, так как игра является основным видом деятельности детей. Есть примерный перечень таких игр, они незамысловаты и в них часто играют в детских садах, школах и лагерях. Особенность их в том, что это командные игры, в которых обязательно наличие капитана, который должен будет организовать деятельность своей команды, распределить роли между участниками, принимать своевременные решения, выбирать тактику игры, брать на себя ответственность за принятые решения.

Лидеров выявляет игра

Как не надо воспитывать ребенка

Как вырастить лидера? Если родители хотят видеть в дочери или сыне лидера, то им придётся давать больше самостоятельности своему чаду каждый год. Делать всё за ребёнка, это совсем не то, что нужно для достижения этой цели.

К сведению! Также нельзя лишать ребёнка права выбора, потому что лишь принимая самостоятельное решение, он учится нести ответственность.

Не пойдёт на пользу развитию лидерских качеств и постоянная критика. Постоянно слыша осуждения, пробовать делать что-то новое совсем не захочется. Нужно хвалить за инициативу, говорить, что он умница.

Роль физической активности и спорта

Физическая активность и спорт напрямую влияют на развитие лидерских качеств. Слова «быстрее, выше, сильнее» переносятся из спортивной сферы в реальную жизнь. Занимающийся спортом ребёнок, становится более физически развитым, ловким, сильным, а это, несомненно, развивает его уверенность в себе. К тому же, стремление к выполнению спортивных нормативов делает ребёнка более упорным и целеустремлённым, что является неотъемлемой чертой характера маленьких лидеров.

Упражнения для развития лидерских качеств

Как воспитать ребенка лидером? Развитие лидерства в ребёнке очень важно. Даже если малыш очень робкий в жизни и лидером ему никогда не стать, то лидерские качества в будущем ему очень пригодятся. Иначе, ему будет трудно принимать решения, брать на себя ответственность.

Хорошими упражнениями для развития таких качеств могут стать следующие:

  • Предлагать ребёнку больше общаться со взрослыми в разных жизненных ситуациях (с продавцом в магазине, с соседкой, с педиатром в поликлинике). Объяснять, для чего нужно уметь общаться. Не стесняться задавать вопросы, писать сообщение. Учить хорошим манерам, так как воспитание очень важно.
  • Играть в настольные игры, игры онлайн, в которых есть победители и проигравшие. Выигрывая, ребёнок научится чувствовать вкус победы, проигрывая, научится принимать поражения с достоинством.
  • Декламировать стихи, петь песни, рассказывать истории. Все публичные выступления очень хорошо развивают уверенность в себе. Если малыш стесняется выступать перед большим количеством людей, стоит начать с домашних выступлений. Со временем, ребёнок наберется опыта, у него улучшится дикция, волнения станет меньше.

Общение развивает лидерство

  • Рассказать по карточке. Это очень интересное упражнение для расширения словарного запаса. Будущему лидеру предлагается достать наугад карточку с изображением человека, принадлежащего к определённой профессии или занимающегося чем-либо. Ему необходимо рассказать об этом человеке, его занятии, предположить, какими положительными и отрицательными качествами он обладает. Обратите внимание, что рассказывать необходимо от первого лица.
  • Записать ребёнка в кружок, особенно, в котором есть группа сверстников. Любое увлечение расширяет кругозор человека, увеличивает его словарный запас. Это всё, безусловно, скажется на уверенности в себе.

Когда чадо является лидером, это, безусловно, очень приятно. Но, если малыш лишён лидерских качеств, то не нужно стремиться изо всех сил переделывать его, растить несчастным.

Каждый день своим поведением мы закладываем в детей определенные убеждения и отношение к жизни. К сожалению, мало кто из родителей осознан настолько, чтобы в воспитании исходить из долгосрочной перспективы. В основном взрослые ограничиваются «оперативным управлением» и решением текущих задач: помочь сделать уроки, сходить на родительское собрание, одеть, накормить, развлечь. Кратковременные всплески «благих педагогических намерений» быстро затухают, сталкиваясь с ежедневным потоком рутинных дел.

В то же время любая мама мечтает видеть своего ребенка успешным, реализованным, востребованным человеком, который нашел свое место в жизни, хорошо ладит с людьми, любит свое дело и всячески счастлив. И это вполне реально - но только если регулярно прикладывать усилия в этом направлении.

Обилие всевозможной информации на тему воспитания обычно дезориентирует родителей, и многие из них теряются, не зная, с чего начать. И не начинают. Во что же лучше инвестировать время, чему уделять повышенное внимание, чтобы картина прекрасного будущего не осталась пустой родительской фантазией? Я бы рекомендовала в первую очередь развивать у детей лидерские качества. Они наиболее значимы для жизненного успеха.

Многие люди до сих пор думают, что настоящее лидерство - это что-то врожденное. На самом деле генетические задатки не настолько важны. Намного большее значение имеют окружение и грамотное участие взрослых в процессе формирования личности. Лидерство - это определенный стереотип мышления и поведения, которому вполне может обучить своего ребенка каждый, даже далекий от лидерства в своей работе родитель.

Фундаментом для лидерства являются адекватная самооценка, самостоятельность, умение управлять эмоциями, способность оценивать свои действия с точки зрения долгосрочной перспективы, защищенность и независимость, высокая стрессоустойчивость. Все эти качества можно и нужно развивать. И только на такую прочную базу уже имеет смысл наслаивать традиционные «лидерские» навыки - ораторское мастерство, умение вести переговоры и управлять другими людьми.

В идеале хорошо бы организовать в семье такую схему воспитания и отношений, при которой ребенок регулярно прокачивает и усиливает нужные черты характера и способы мышления. Это не так сложно, как кажется. Давайте рассмотрим главные составляющие части такой схемы.

В первую очередь нужно дать ребенку ощущение безопасности и понимание, что вы на его стороне, что бы ни происходило. Нельзя предавать своего ребенка, соглашаясь с чужими оценками, критикой, недовольством. Например, если учительница на собрании рассказывает, какой ужасный у вас сын, это не означает, что она права. Скорее всего, он неудобен лично ей. В этом нет ничего ужасного - успешные люди всегда неудобны. Во взрослой жизни они неудобны тем, что претендуют на лучшее место, на бóльшие ресурсы, на более выгодные условия. А удобные люди ничего не достигают. Так что родителям необходимо изначально отказаться от идеи, что их чадо должно быть послушным и всеми одобряемым.

Параллельно с созданием атмосферы защищенности нужно формировать у ребенка адекватную самооценку. Адекватную - это значит отражающую реальную картину в данный момент. Популярные психологи упрощенно разделяют самооценку на низкую и высокую. Это неверный подход, который ведет в тупик. На самом деле дать оценку возможно только по каким-то отдельным параметрам. В целом оценить человека невозможно, это будет не правда, а субъективный ярлык. Нужно приучить ребенка оценивать по отдельности внешность, личностные качества, уровень различных знаний и умений. При этом удобно пользоваться 10-балльной шкалой. Тогда девочка, например, прекращает думать, что она «страшненькая». Потому что, например, уши оттопырены, да, - и тут у нее условно 2 балла из 10. А вот волосы - 10 баллов, брови и ресницы - 10 баллов, кожа - 6 баллов, ногти - 8 баллов и т.д. То есть она «страшная» далеко не вся, а всего по двум-трем параметрам из 30–50. Главный плюс такой системы оценивания в том, что все параметры с низкими баллами можно изменять! Составить план и пусть не сразу, но прийти к нужным значениям. Например, уши можно закрыть удачной стрижкой, ногти «опрекраснить» маникюром, кожу улучшить правильным питанием и лазерными процедурами. То есть не надо вот этого неэффективного многолетнего аутотренинга в духе «я самая обаятельная и привлекательная». Можно предпринять четкие конкретные действия и быстро получить нужный результат и закономерное повышение самооценки.

Помимо адекватной самооценки, будущему лидеру потребуются самостоятельность и независимость. Здесь все просто: прекратите делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Любая мелочь здесь имеет значение, поэтому не нужно «жалеть детку» и брать на себя функции прислуги. Задача родителей не в том, чтобы пожизненно носиться с пучком соломки, настилая ее где надо и не надо. Наоборот, ответственные родители - это первые тренеры по подготовке ребенка к самостоятельной взрослой жизни. И от их поведения и настроя во многом зависит, насколько уверенно будет себя чувствовать ребенок без чьей-либо помощи и поддержки. Настоящая уверенность в своих силах легко считывается окружающими и вызывает соответствующее отношение.

Еще один важный навык, который обязательно нужно привить, - это умение управлять своими эмоциями и правильно их проживать. Когда мы подавляем свои эмоции, они складируются в теле в виде неосознаваемых напряжений, телесных блоков. И часть нашей силы, которая могла бы быть направлена на достижения, постоянно уходит на поддержание этих блоков. Фактически мы ежедневно сливаем свою энергию в старые обиды, в привычное чувство вины, в бессильную агрессию, которую привычно подавляем. Это типичная ситуация для взрослых людей, и в эту типичную ситуацию мы и наших детей тоже погружаем. Выход здесь в том, чтобы повышать свою эмоциональную осознанность и обучить этому своих детей. Этот навык необходим не только для развития лидерской позиции, но и для сохранения здоровья. Грамотно работать с подавленными эмоциями, выводить их из тела и возвращать свою внутреннюю силу я обучаю на курсе «Как сделать ребенка лидером» .

Следующее ценное качество - эмпатичность, способность к сопереживанию. Человек, который не понимает и не чувствует состояние других людей, не сможет никого повести за собой. Для развития эмпатии нужно регулярно предлагать оценить какую-то ситуацию не только со своей стороны, но и со стороны остальных ее участников. Это можно делать как на примерах из жизни, так и при совместных просмотрах фильмов и мультиков. Привычка ставить себя на место другого и видеть всю ситуацию в целом как бы со стороны - это глобальный управленческий навык, который не раз пригодится во взрослой жизни.

Очень важно вырабатывать у ребенка стрессоустойчивость. Настоящий лидер в сложных ситуациях не впадает в эмоции и делает ровно то, что поможет эффективно решить возникшую проблему. Но этот навык формируется далеко не сразу. Ребенка сначала на практике необходимо учить правильным ролевым моделям, чтобы при возникновении проблемы у него уже был необходимый шаблон поведения. Можно заранее разбирать с ребенком все возможные критические ситуации и отрабатывать поведенческие реакции на них в ролевых играх. Это здорово поможет в дальнейшем, когда неумные приятели начнут склонять подростка к противоправным действиям, к употреблению наркотиков, курению и т.п. Кроме того, такие навыки очень полезны и в общении с токсичными взрослыми, которые на постсоветском пространстве имеют привычку критиковать и поучать без запроса. Например, я с детства натренировала своих детей в ответ на нелепые претензии мимо проходящих теток спокойно посмотреть им в глаза и произнести фразу: «Меня мама учит, что не всякое оценочное суждение должно служить модификатором поведения». И мои дочки оставили немало досужих «советчиц» с разинутыми от удивления ртами с помощью такого удобного высказывания. Если, с одной стороны, ребенок знает, что в любой ситуации родители за него горой, а с другой стороны, у него есть эффективные способы реагирования на сложные моменты - его уверенность в себе повышается в разы.

Помимо всего вышесказанного, нужно приучать ребенка оценивать последствия своих действий с точки зрения долгосрочной перспективы. А еще не бояться ошибок и критики. Уметь присваивать свои достижения. Воспринимать сложную ситуацию не как проблему, а как задачу. Минимизировать суету и выбирать только те действия, которые ведут к достижению цели.

Все эти качества и навыки будут надежным, прочным фундаментом для лидерства и умения управлять людьми.

У подростков завоевать интерес и уважение можно быстрее всего, выделяясь какими-то необычными знаниями и умениями. Задача родителей - развить у ребенка все необходимые для лидера внутренние качества и обеспечить интеллектуальное и навыковое превосходство среди сверстников. Нужно на хорошем уровне обучить ребенка какому-то крутому навыку или популярному виду спорта, которые будут выгодно отличать его от остальных детей. А еще заинтересовать ваше чадо знаниями, которых не дают в школе, например экономикой, морской биологией, разработкой приложений и т.п. Только после этого уже имеет смысл осваивать чисто технические моменты лидерства: ораторское мастерство, умение вести переговоры, управлять командой, делегировать, манипулировать и т.д.

Если вас всерьез заинтересовала тема лидерства и вы намерены дать своему ребенку мощный старт для успешного будущего, рекомендую изучить мой курс «Как сделать ребенка лидером» . Там вы найдете все необходимые подробные инструкции, рекомендации и упражнения, которые помогут быстро добиться заметных результатов.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Воспитывать ребёнка-лидера в наше время становится модным. Взрослые люди, которым уже далеко за тридцать, часто завидуют современным подросткам, ведь их воспитывали совсем в другой манере: в то время «в тренде» были послушные и прилежные дети. Активные, озорные, своенравные дети высмеивались в школьных стенгазетах, над ними смеялись, их осуждали сверстники и учителя. Современный ребёнок в десять лет способен на большее, чем иные взрослые, которые в таком возрасте были паиньками – на радость родителям.

Однако воспитание ребёнка-лидера некоторые родители понимают не совсем корректно. По их мнению, ребёнок должен, что называется, идти по головам – расталкивать сверстников, унижать более слабых и менее способных, силой доказывать своё превосходство. На самом деле такой «лидер» будет производить отталкивающее впечатление. Истинная задача лидера – увлекать за собой, быть авторитетом (не в уголовном, разумеется, смысле!), подавать пример своим поведением. А прежде чем вести за собой коллектив, лидер должен разобраться с самим собой.

Чему нужно научить будущего лидера?

Лидер должен привлекать к себе внимание. А в первую очередь для этого необходимо научиться хорошо говорить. Многие политики, в том числе и отечественные, обретали популярность исключительно умением говорить, убеждать публику. В современном мире, да и не только в современном, важное значение имеет не только то, что человек делает, но и то, как он себя подаёт. В запущенных случаях вообще не важно, кем ты являешься, главное – кем ты кажешься. Но такие случаи приводить в пример ребёнку не нужно.

Хорошо в этой связи рассказать ребёнку про Демосфена. Этот древнегреческий оратор, быстро ставший знаменитым, в ранние годы был очень застенчив, имел слабый голос и заикался. Красиво говорить он не умел и, собственно, мало кому был интересен. Но за годы усиленных тренировок он исправил свои дефекты речи, выработал громкий голос и освоил ораторское искусство, вследствие чего стал настоящим народным вождём.

Эта история учит не только важности речи, но и тому, что следует работать над своей внешностью вообще: следить за одеждой, соблюдать правила гигиены и т. д. Объектом внимания должно быть любое действие .

Настоящий лидер не боится ответственности. Он – первый среди равных, и по нему судят обо всём коллективе (например, о его классе). Однако не должна довлеть над лидером: быть старостой класса, предводителем дружеского коллектива или капитаном школьной футбольной команды очень интересно.

Лидер – это тот, к кому остальные члены группы постоянно обращаются за помощью, от кого они ждут решающего слова, пример с которого берут. Уметь решать вопросы коллектива – важное свойство предводителя, которым никак нельзя пренебрегать: ведь только так можно сохранить лидерство. Что делали с зарвавшимися правителями, тиранами и диктаторами? Их свергали и уничтожали. И наоборот – правители, поддерживавшие свой народ, пользовались взаимной поддержкой, они дольше всех держались у власти, им прощались некоторые погрешности. То же самое происходит, к примеру, в школьном классе: ученики предпочитают идти за тем, кто сможет каждого поддержать или утешить, а нахальному и капризному дадут от ворот поворот. Коллектив всё-таки сильнее одного человека, и тот, кто хочет держать его в своих руках, должен быть чем-то полезен всем.

Лидер необязательно должен успевать по всем предметам. Достаточно отлично владеть некоторыми, а ещё иметь какие-то увлечения, чтобы с их помощью можно было увлекать людей. Главное – своим азартом, увлечённостью и прекрасными результатами даже в какой-то одной деятельности «зажигать» публику.

Почему – деловую, политическую, творческую, научную, спортивную – чаще всего делают троечники? Потому что отличники «распыляются» на все предметы и в результате не в состоянии уяснить ни один из них на уровне «выше стандартного»; кроме того, «ботаники» отрываются от коллектива и его насущных потребностей, они часто необщительны, имеют слишком высокое мнение о себе. А троечники усваивают основные предметы на среднем уровне плюс какие-то – на «исключительном», с их-то помощью они и приковывают внимание к себе.

Лидерские качества не обязательно связаны с постоянными успехами: нужно уметь проигрывать. Не следует порицать ребёнка за неудачи.

Потерпевший неудачу ребёнок может оценить свои действия, разобраться с тем, где он ошибся, и в будущем добиться успеха или помочь кому-то его добиться. Но это лишь в том случае, если не ругать его за ошибки. Ребёнок не должен бояться неудач, ведь они – основа всякого познания: ошибки делают буквально все из нас. Больше того, известно, что люди с «врождёнными способностями» реже добиваются успеха в профессиях, соответствующих этим способностям, чем те, которые никаких «талантов» не имели и всё познавали на практике – методом проб и ошибок.

Поэтому если ребёнок не смог рассказать заданное стихотворение, его нужно ободрить и утешить, следует убедить его, что в следующий раз он сделает это хорошо. Так мы настроим его на и самосовершенствование.

Должен принимать общие правила поведения. Недаром поговорка гласит – чтобы вести людей, надо идти вслед за ними.

Есть и ещё одна: со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Внедряясь в коллектив, любой новичок будет вначале подчинённым, даже если он сразу привлёк чьё-то внимание. Уважение к общепринятым правилам – это уважение ко всем членам коллектива, а без этого уважения настоящим лидером стать невозможно. Поддерживая общие правила, можно в коллективе быстро стать «своим», а это тоже важный шаг на пути к лидерству: подозрительному чужаку публика никогда не доверится.

А главное: истинный лидер – человек самостоятельный, привыкший всего добиваться сам.

Свобода действий – то, чего не хватает многим нашим детям. Ведь традиционно считается, что ребёнок – существо несамостоятельное и нуждающееся во всесторонней опеке. Конечно, в самые ранние годы постоянная забота более-менее оправдана, ведь малыш не умеет даже самостоятельно ходить. Однако по мере взросления он испытывает всё большую потребность в самостоятельных действиях. Если же её не удовлетворить, потребность пропадает и сменяется полной зависимостью от окружающих, в первую очередь родителей. «Маменькин сыночек» ни в коем случае не вырастет лидером, ведь по своей природе он привык подчиняться. Из него может получиться лишь ревностный исполнитель родительской воли, но никак не предводитель или авторитет.

Любопытно, что понятие «ребёнок» с течением времени меняло своё значение. В древности и в средние века человек 12 – 13 лет считался вполне взрослым; он имел право вступать в брак, мог править городом или государством, командовать войском и т. д. В те времена люди были гораздо более независимы по своему мышлению, невзирая на господство религиозной идеологии. В наше время международное законодательство официально считает человека до 21 года ребёнком, хотя определённые «взрослые» права доступны с 14 лет: в некоторых странах с этого возраста разрешается вступать в брак, водить автомобиль, приобретать недвижимость и устраиваться на работу, в нашей стране выдаётся паспорт. А если неофициально, то «в быту» ребёнком часто считается человек до 30 лет, а то и выше. Так, в организациях пожилой начальник игнорирует мнение «молодого» 30-летнего сотрудника, поскольку тот ещё «не дорос». Популярным стал и «вечный ребёнок» как тип личности, который вплоть до старческого возраста развлекается, играет и имеет романтически-наивный характер. Расхожими стали афоризмы вроде: «Первые сорок лет детства – самые трудные для мальчика».

Корни всего этого кроются как раз в воспитании. Дети, не приученные к самостоятельности, попросту боятся совершать независимые поступки, а если и совершают, то делают это неловко, неудачно и быстро разочаровываются во «взрослой» жизни. Понятное дело, что во взрослой жизни такие люди очень редко бывают руководителями, предводителями и даже «заводилами» в дружеской компании.

Как приучить ребёнка к самостоятельности?

Во-первых, как можно больше времени он должен проводить вне дома, вдали от родителей. Детский сад, песочница, друзья во дворе – во всех этих ситуациях ребёнок сталкивается с незнакомым социумом и окружением, в которых ему приходится учиться ориентироваться. Успех в такой обстановке зависит лишь от его собственных действий, поэтому в ней лидерские качества формируются лучше всего. Время от времени необходимо менять окружение – переводить ребёнка в другой садик, водить в другой парк или другую песочницу; к одной и той же обстановке он быстро привыкает, и умение действовать самостоятельно снижается.

С течением времени садик, и песочница сменяются школой, а также детскими спортивными секциями, творческими кружками и клубами. Следует посоветоваться с ребёнком и подтолкнуть его к тому, чтобы он определил, чего он больше хочет и – главное – как это можно реализовать самому. Интересы и увлечения он может избрать для себя только сам, ни в коем случае не с помощью мамы, бабушки или старшего брата; и только сам он может выбрать кружок или секцию.

Лидерство и экономика

С воспитанием детей-лидеров связаны и такие «глобальные» явления, как успехи страны в экономике. Если жители страны с юных лет приучены к лидерству и самостоятельности, то в будущем можно ожидать появление поколения ответственных организаторов, предпринимателей, руководителей.

Почему образцовыми в экономическом и политическом плане считаются страны Западной Европы и Юго-Восточной Азии?

  • Всё просто: традиционно для Европы характерно воспитание детей-лидеров, которые в будущем «не посрамят честь семьи». Нередко при наступлении 21-летнего возраста родители выдворяют детей из дома: им самим приходится снимать квартиру, искать работу, устраивать свой быт, находить девушку и т. д. К такому событию детей стараются готовить заранее, и рано научившийся проявлять самостоятельность ребёнок не пропадёт в будущем. Конечно, не везде и не всегда на западе этот принцип соблюдается, но общая традиция именно такова.
  • Для азиатских обществ такая строгость нехарактерна, там ребёнка стараются опекать всеми возможными способами. Однако экономическая система этих стран такова, что ребёнок в семье – это, прежде всего работник, залог будущего достатка семейства. Больше детей – больше рабочих рук. Поэтому, проявляя сильную заботу о детях, в Китае, Корее и других странах стараются вместе с тем привить им любовь к самостоятельности. Ведь мальчик в семье – это потенциальный отец семейства, а значит – глава и лидер. Разветвлённая сеть социальных связей, характерная для азиатского общества, существенно расширяет понятие «семьи»: здесь и многочисленные близкие и дальние родственники, знакомые, коллеги по работе и учёбе, начальство и подчинённые, правительство, духовные наставники… И необходимо стремиться стать во главе всей этой публики – так будет лучше для неё. «Восточная» модель лидерства во многом столь же эффективна, как и «западная».
  • А вот страны Латинской Америки были и остаются аутсайдерами. Не последнюю роль в этом играет давняя национальная традиция: дети до 30 лет часто живут вместе с родителями, чтобы пережить экономические трудности, кризис, безработицу; такое поведение неизменно приветствуется обществом. То же самое наличествует и в таких странах, как Греция и Испания – самых небогатых и «отсталых» странах Европы. Там сформировалось такое явление, как NEET, или «поколение ни-ни»: это молодые люди до 30 лет (а то и выше), которые живут с родителями, не работают, не учатся и не заводят семью. В этих странах аналитики говорят, что «поколение ни-ни» пагубно сказывается на экономическом развитии: выросшие в таких условиях люди неспособны к каким-либо серьёзным самостоятельным действиям, не имеют рабочей или научной квалификации, не имеют лидерских качеств для занятия ответственных должностей. В традициях средиземноморских и латиноамериканских стран – чрезмерно опекать детей и не давать им возможности действовать самостоятельно. В последнее время эта традиция перекочевала и в Западную Европу, что также негативно повлияло на развитие этого региона. Аналогичное явление – «хикикомори» — имеет место и в Японии. Постоянные бедствия, испытываемые Грецией или Испанией, характерны и для нашей страны. Лидерство и самостоятельность в СССР и нынешней России порицаются и высмеиваются при воспитании детей, а в дальнейшем этот принцип переносится и во взрослую жизнь. «Инициатива наказуема» — это выражение на долгие годы стало универсальной формулой жизни в нашей стране. Так формируется привычка подчиняться и угождать, и лидерство над «стадом» неизменно берут всевозможные мошенники, уголовники и иностранные агенты, которые стоят выше закона и традиций и поэтому «знают правду».

Поэтому воспитание детей-лидеров принесёт пользу не только для самих детей, но и для страны в целом.

В современном мире, в условиях конкуренции многие родители хотят, чтобы их ребенок выделялся из “середнячка”, был яркой личностью, лидером. С этим образом мы связываем много ожиданий. Есть представление, что лидеры много зарабатывают, добиваются успеха в жизни, имеют доступ ко всем благам. Каким-то чудесным образом у них хорошо идут дела и в семье, и в карьере. Это то самое “лучшее будущее”, которое мы желаем своим детям. Осталось только разобраться, как сделать из ребенка лидера, и, кажется, успех ему гарантирован.

Запнулись на старте

Ловушек на этом “благом” пути несколько, и если вы в основном задумываетесь, как , а не счастливым, возможно, вы попали в одну из них. Чаще всего эта ловушка своих амбиций.

Родители, не добившиеся того жизненного успеха, который для себя мыслили, часто . Они не учитывают его склонности и ресурсы, навязывают свою волю, а вместе с ней сто развивающих кружков с раннего детства. Часто уже к школе такие и у них начинаются проблемы с усвоением информации, даже если до этого они обладали хорошими данными. Ребенок становится рассеянным и невнимательным, отказывается заниматься вовсе или начинает часто болеть. Он будто “тупеет”, родители приходят в ужас, их план интенсивного развития на ближайшую пятилетку тает вместе с образом успешного сына или дочери. Но как же тогда действовать?

Хорошая новость в том, что от загрузки кружками ребенок “Гандапасом” не станет. Хотите вырастить лидера - посвящайте время тому, чтобы воспитывать в нем .

Переформулируем для пользы дела. Идея “сделать из ребенка лидера” - отдаёт фанатизмом, в то время как развивать в нем лидерские качества - разумно и полезно.

Я выделяю три ключевых качества лидера, которые можно и нужно воспитывать в ребенке:

  • Инициативность
  • Ответственность
  • Планирование времени и целей

Бонусом можно говорить о таком навыке, как стремление превосходить стандарты.

Инициативность

Лидеры отличаются от “обычных людей” тем, что не плывут по течению, а сами рулят своей судьбой. Одно из главных качеств, чтобы делать жизнь такой, как хочется - это инициативность.

Инициативность можно и нужно поощрять с ранних лет. Её формирование начинается с того, что вы поддерживаете импульсы ребенка сделать что-то самостоятельно: одеться, подмести пол, сходить в магазин- внимание- даже если вам кажется, что он справится с задачей плохо.

Вне зависимости от результата, который они принесли. В такие моменты держите в фокусе, что вы развиваете в ребенке качество - инициативность, а не учите его конкретному навыку: чисто подметать или безукоризненно прибивать гвоздь. Освоение навыка - отдельный процесс и к нему можно вернутся в другое время. С инициативой это не работает - вы либо поддерживаете импульс здесь и сейчас, либо подавляете его, а вместе с ним и желание ребенка проявляться в целом.

Поддержите инициативу ребенка - и снабдите инструкциями: как это работает, какие могут быть варианты и как сделать оптимально. Вместе обсудите результат и проговорите, что в следующий раз можно добавить, чтобы получилось лучше.

Ответственность за выбор

Чтобы ребенок - необходимо ему эту ответственность передавать. Ответственность всегда идет “в комплекте” с выбором. Что это означает? Требовать ответственности с ребенка можно только за те решения, которые он выбрал самостоятельно.

Алгоритм формирования подобной ответственности такой:

На первом шаге мы предоставляем ребенку варианты выбора: «Ты будешь мороженное прямо сейчас или вечером? Мы пойдем в парк или на детскую площадку?»

На втором шаге объясняем, что за каждым вариантом последует: «Ты можешь съесть своё мороженное сейчас - но тогда вечером, когда мы будем кушать все вместе, твоей порции там уже не будет.»

Нести ответственность за выбранное решение - означает справляться с последствиями своего выбора. (Здесь родителям важно быть последовательными и действовать по предложенному сценарию)

На третьем шаге объясняем ребенку, как обходиться с последствиями того выбора, который он сделал: «Если тебе вечером будет обидно и грустно, пока другие едят мороженое - скажи друзьям,что ты свою порцию съел днем и позови их поскорее играть с тобой».

Ответственность за случайности

В жизни, в основном, мы несем ответственность за наши осознанные поступки, но бывают ситуации, когда последствия наступают “случайно”:
“Я сильно хлопнул дверью, и стекло в ней разбилось”

Как научить ребенка нести ответственность за ситуации, когда он случайно поступил плохо или нанес вред?

Часто “на автомате” родители воспроизводят такую последовательность: Ругают-стыдят-винят ребенка+ исправляют последствия сами.

Результат для жизни: ребенок остается с чувством отвержения и стыда и не учится исправлять ошибки (нести ответственность)

Конструктивная последовательность:

  1. принимаем, ценим честность, если ребенок признался
  2. обсуждаем, почему так произошло, какие были мотивы, намерения
  3. проговариваем, как устранить последствия
  4. отправляем ребенка устранять последствия - ответственность

В примере с разбитой дверью со стеклянным витражом: “Молодец, что рассказал правду, теперь ты знаешь, что стеклянные двери - хрупкие и с ними надо быть осторожнее. Будет лучше, если вы с сестрой будете играть в догонялки на улице, а не дома. Возьми веник и большой совок - надо собрать осколки не только в коридоре, но и в комнате. Не трогай их руками и надень тапки, чтобы не порезаться. Пойдем, я побуду рядом”.

Если вам хочется отобрать веник и сделать всё самой, потому что ”я подмету лучше” - возвращайтесь к первому пункту. Прямо сейчас вы воспитываете качество - ответственность, а не навык подметать пол. Если опасаетесь порезаться, подождите, когда ребенок уберет крупные осколки и покажите, как быть с мелкими, но только так, чтобы он мог видеть и учиться.

Планирование

Абсолютно точно формируемый лидерский навык - это . Прекрасно, если у самих родителей есть эта привычка - в таком случае ребенок перенимает её органично и без особенных усилий.

Самое знакомое и доступная опция в планировании времени - это составление распорядка дня. Что важно:

    составляйте распорядок вместе с ребенком, обсуждайте, сколько времени на какое дело потребуется, что включить в план обязательно, а что - факультативно.

    не делайте жесткую поминутную секту. Достаточно прописать последовательность действий и обозначить “чек-поинты” закрепленные точки: время начала занятий, кружков, отхода ко сну и прочее.

    В выходные дни с самого утра проговаривайте с ребенком план на день: что и когда вы хотите сделать, чтобы с самого утра у него была опорная картина дня, а лучше - обоих выходных.

    Подарите ребенку простой механический таймер - научите его засекать время, сколько он тратит на то или иное дело. Это огромное подспорье в управлении временем и самодисциплине. Договаривайтесь о примерном количестве времени на каждое дело. Начал делать уроки - засек 30 минут. Сел играть - засек час. Время вышло - таймер зазвенел - сигнал к смене деятельности. Здесь важный момент: таймер действительно должен быть механический, а не встроенный в телефон или планшет. Не усугубляем привязанность к гаджетам.

Планирование целей - задача, которую можно ставить детям, начиная с 10-12 лет. Что это такое? Прежде чем взяться за какое-то дело, проговаривайте, какой результат вы хотели бы получить. Как и во всех других качествах, это тот случай, когда дети идеально учатся у родителей. Показывайте им пример на своих делах, озвучивайте для них свои планы, помогайте ребенку сформулировать собственные: “Я сейчас сяду писать статью, и к вечеру планирую закончить главу”, “папа сегодня на тренировке планирует пробежать 10 километров”. Вы проговариваете, какие действия необходимо сделать, чтобы получить желаемый результат, и распределяете эти действия по времени: сколько задач тебе надо прорешать, чтобы чувствовать себя уверенно на экзамене? В какие дни ты найдешь на это время?

Бонусом можно говорить о такой характеристике лидера как стремление превосходить стандарты

Обратите внимание ребенка на то, чтобы выполнять некоторые задачи (те, которые кажутся ему интересными), особенно хорошо, выше стандартных требований. Учтите здесь два момента:

Важно выбирать задачи которые действительно особенно интересны вашему ребенку.

Важно стимулировать его проявлять творчество, когда средний результат достигнут, задавать вопросы, придумывать вместе: как можно было бы улучшить-углубить, сделать результат более интересным.

В чем особенность в воспитании лидера?

Родителям, безусловно, нужно закладывать ресурс сил и времени на особое внимание к формированию этих качеств у ребенка. Имейте в виду, лучше всего дети учатся, наблюдая за родителями: эффективными, которые ценят и рационально используют своё время, планируют и достигают цели.

Воспитание этих качеств могут и не сделать из ребенка сверхчеловека, но точно помогут ему в решении жизненных задач. При условии, что в первую очередь родители принимают и безусловно любят своего ребенка, и только во вторую - воспитывают.

Ирина Винник



Рассказать друзьям