Как воспитывают детей в норвегии. Шесть особенностей воспитания детей в норвегии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Норвегия сегодня - единственная страна, которая приумножает численность населения Европы. Здесь в каждой семье по два-три ребёнка. И я уверена, что это благодаря отличным условиям, которые государство создаёт для семей, и в первую очередь для женщин. Мамам полностью оплачивают год декретного отпуска, за вычетом десяти недель - это декретный отпуск отца, также полностью оплачиваемый. В детские сады детей принимают с восьми месяцев. Это обходится родителям в десять тысяч российских рублей, что для норвежских зарплат незначительно.

В Норвегии большой акцент сделан на здоровом питании. Один-два раза в неделю семьи обязательно едят рыбу, а каждое утро все принимают рыбий жир. Родители запросто могут кормить детей хот-догами, поскольку уверены в их качестве. Государство поддерживает местных фермеров и жёстко ограничивает импорт. У нас как в Советском Союзе - не существует импортного молока, например. Молоко, которое мы пьём на завтрак, - с соседней фермы, в 40 километрах от нашего дома, я в любой момент могу заехать и проверить, как чувствуют себя коровы.

В детских садах много внимания уделяют двигательной активности. Считается, что развитие крупной моторики (бросать мяч, бегать, лазить) важнее, чем обучение чтению или счёту. До 12 лет детям не ставят оценок, но родители всё равно следят за их успеваемостью.

Никого не возмущает, если дети играют с водой или землёй, поскольку это доставляет им удовольствие и закаляет их иммунную систему. Никто не переживает, если ребёнок немного охладится или испачкается (в отличие от суперчистых русских детей-куколок). В Норвегии считают важным, чтобы ребёнок проводил больше времени на улице: плавал, катался на лыжах (с двух лет), лепил снеговиков.

По выходным детей часто угощают сладостями, но я, насмотревшись на русских родителей, этого не делаю. Детям не разрешают смотреть телевизор больше часа в день и проводить время за компьютером/планшетом в одиночестве или перед сном. За хорошие поступки можно похвалить, но не каждый раз: считается, что постоянная похвала неэффективна.

Большинство детей идут в садик после года - обычно мамы не сидят с ребёнком дольше этого времени. Это социально не одобряется и не считается полезным ни для родителей, ни для детей.

До двух лет ребёнка укладывают спать около 18:00–19:00, а дети до пяти лет ложатся не позднее 20:00 (самое позднее - 20:30) и встают около 07:00. Для детей постарше отбой наступает в 22:00.

В 10–12 лет дети свободно гуляют без присмотра по горам, лазают по деревьям, катаются на лодках. С 16 лет разрешается гулять до 01:00, а также водить скутер, мопед или водный мотоцикл. Считается, что это воспитывает ответственность.

Кроме того, у всех есть домашние обязанности. С 8–10 лет дети самостоятельно убирают и моют свои комнаты, с 14 делают уборку пылесосом и достают посуду из посудомоечных машин.

Первую работу, как правило, дети получают в 15 лет: они могут трудиться в конюшне, пекарне или магазине, собирать ягоды, что-то мыть или делать простую работу с документами. Некоторые подростки неплохо зарабатывают на своих блогах.

Жить с родителями после 20 лет в Норвегии не принято.

Как там у нас? Мама с бабушкой стараются одеть детей потеплее, в сильный мороз с коляской ни в коем случае не гулять, накормить повкуснее, отвезти в школу на машине, и вообще одного ребенка никуда не отпускать.

В Норвегии же всех с раннего возраста приучают к самоограничению и ответственности за собственную жизнь и здоровье. Никто не опекает свое чадо «от и до» и родители над ребенком совершенно не трясутся…

Вот некоторые особенности воспитания детей в Норвегии, о которых я успел узнать во время своей поездки:

Особенность Первая. У природы нет плохой погоды.

Детей с детсада учат дружить с погодой и самим определять, как одеваться в зависимости от времени года. То есть не мама выдает носки-флиску-куртку-шапку, а ребенок сам знает, когда надеть резиновые самоги, а когда теплый пуховик.

При этом все школьные переменки в любую погоду дети должны проводить во дворе: дождь, ливень, ветер, снег - неважно. Считается, что, бегая, прыгая и «проветривая мозги», ребенок отдыхает, настраивается на следующий урок, закаляется и запасается здоровьем.

В школе детям преподают уроки окружающей среды. Именно на них детям объясняют, как правильно одеваться в соответствии с прогнозом погоды. Например, если на улице минус десять, нужно быть одетым как капуста - многослойно. Первый слой прилегает к телу: длинные штаны и пуловер из тонкой шерсти или флисa. Вторым слоем идет платье или джинсы с толстовкой. Третий слой - теплый, но легкий водоотталкивающий комбинезон. Плюс прорезиненные утепленные сапоги, непромокаемые варежки, шерстяная шапка-шлем и, если совсем холодно, капюшон.

Особенность Вторая. Питание.

Особенность в том, что здесь нет никаких «на обед обязательно нужно есть суп» и «первое-второе-компот».

Горячие обеды в школах не предусмотрены. Родители укладывают детям в пластмассовые контейнеры холодные сэндвичи, пирожки, фрукты, йогурты. Между уроками есть один получасовой перерыв, во время которого можно перекусить. Сладкое запрещено: никаких лимонадов, конфет, печенья, шоколадок. Орехи тоже нельзя - во избежание аллергии. Во всех школах и садиках висят таблички: Nut free zone («Свободная от орехов зона»).

Особенность третья. Самостоятельность.

С младших классов ребенок сам собирается в школу, мама лишь контролирует.

В школу дети ходят без сопровождения взрослых. Никто не привозит и не забирает своих детей на машинах, здесь это вообще нонсенс. Кстати, помимо увесистого ранца с книгами, каждый несет с собой еще и пакет с ланчем. На тренировки, дополнительные занятие и т.д. - тоже все сами.

Дети сами определяют одежду по погоде и одеваются, как я уже сказал выше.

Особенность четвертая. Маниакальная забота о зубах.

На школьных занятиях ученики читают «Приключения Кариуса и Бактуса». Эта популярная в Норвегии детская книга Турбьёрна Эгнера рассказывает о том, как веселая бактерия вместе с другом кариесом разрушала зубы ленивого мальчика Марка, пока он не начал их старательно чистить. Еще есть мультик по этой книжке, который видел каждый норвежский ребенок, как у нас когда-то «Ну, погоди!»

Все дело в том, что медицинские расходы здесь, как правило, покрываются государственной страховкой, но стоматологическая помощь предоставляется только до 18 лет, после - к стоматологу за свои кровные. Поэтому зубы берегут с детства - мамы начинают чистить ребенку зубы, едва у него во рту проклюнется первый. И учат самих чистить зубы раньше, чем читать. Кстати, конфеты и жвачку норвежские дети видят реже, чем горячий суп на обед а его они видят очень редко, как вы поняли.

Особенность пятая. Высокая температура - не повод для паники.

По норвежским понятиям если у ребенка температура 38 градусов, это не повод беспокоить врача, а насморк - не основание для пропуска занятий в школе. При определенном списке заболеваний и недомоганий, например при мигрени или простуде, доктор может выписать так называемый зеленый рецепт. Это официальная рекомендация пойти прогуляться по лесу. Норвежская медицина устроена по принципу «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Сказать, что у тебя барахлит здоровье, все равно что признать, что ты ленивый и безответственный. Не занимался спортом, не закалялся, вот и заболел.

Особенность шестая. Спорт важнее, чем учебники.

Спортивной подготовке в школе уделяется, реально, даже больше внимания, чем другим урокам. Весной и осенью - плавание, зимой - лыжи. И круглый год походы.
В государственных школах дети начиная с девяти лет ходят в трехдневные походы с учителями, ночуют в палатках, жгут костры, готовят еду в котелке. Кроме того, раз в неделю специальный автобус отвозит их на трехчасовую прогулку в лес или в горы, пешую весной и осенью, лыжную - зимой.

Конечно же, каждой стране свойственны свои методы воспитания детей, которые могут кардинально отличаться от известных нам. Сегодня я хотела бы вам рассказать, как своих детей воспитывают жители Норвегии, и почему над своими чадами там никто не трясется и не защищает их от всего на свете, как это принято у нас.

Особенность Первая. У природы нет плохой погоды.

Детей с детсада учат дружить с погодой и самим определять, как одеваться в зависимости от времени года. То есть не мама выдает носки-флиску-куртку-шапку, а ребенок сам знает, когда надеть резиновые самоги, а когда теплый пуховик.

При этом все школьные переменки в любую погоду дети должны проводить во дворе: дождь, ливень, ветер, снег - неважно. Считается, что, бегая, прыгая и «проветривая мозги», ребенок отдыхает, настраивается на следующий урок, закаляется и запасается здоровьем.

В школе детям преподают уроки окружающей среды. Именно на них детям объясняют, как правильно одеваться в соответствии с прогнозом погоды. Например, если на улице минус десять, нужно быть одетым как капуста - многослойно. Первый слой прилегает к телу: длинные штаны и пуловер из тонкой шерсти или флисa. Вторым слоем идет платье или джинсы с толстовкой. Третий слой - теплый, но легкий водоотталкивающий комбинезон. Плюс прорезиненные утепленные сапоги, непромокаемые варежки, шерстяная шапка-шлем и, если совсем холодно, капюшон.

Особенность Вторая. Питание.

2


Особенность в том, что здесь нет никаких "на обед обязательно нужно есть суп" и "первое-второе-компот".

Горячие обеды в школах не предусмотрены. Родители укладывают детям в пластмассовые контейнеры холодные сэндвичи, пирожки, фрукты, йогурты. Между уроками есть один получасовой перерыв, во время которого можно перекусить. Сладкое запрещено: никаких лимонадов, конфет, печенья, шоколадок. Орехи тоже нельзя - во избежание аллергии. Во всех школах и садиках висят таблички: Nut free zone («Свободная от орехов зона»).

Особенность третья. Самостоятельность.

3


С младших классов ребенок сам собирается в школу, мама лишь контролирует.

В школу дети ходят без сопровождения взрослых. Никто не привозит и не забирает своих детей на машинах, здесь это вообще нонсенс. Кстати, помимо увесистого ранца с книгами, каждый несет с собой еще и пакет с ланчем. На тренировки, дополнительные занятие и т.д. - тоже все сами.

Дети сами определяют одежду по погоде и одеваются, как я уже сказал выше.

Особенность четвертая. Маниакальная забота о зубах.

4


На школьных занятиях ученики читают «Приключения Кариуса и Бактуса». Эта популярная в Норвегии детская книга Турбьёрна Эгнера рассказывает о том, как веселая бактерия вместе с другом кариесом разрушала зубы ленивого мальчика Марка, пока он не начал их старательно чистить. Еще есть мультик по этой книжке, который видел каждый норвежский ребенок, как у нас когда-то "Ну, погоди!"

Все дело в том, что медицинские расходы здесь, как правило, покрываются государственной страховкой, но стоматологическая помощь предоставляется только до 18 лет, после - к стоматологу за свои кровные. Поэтому зубы берегут с детства - мамы начинают чистить ребенку зубы, едва у него во рту проклюнется первый. И учат самих чистить зубы раньше, чем читать. Кстати, конфеты и жвачку норвежские дети видят реже, чем горячий суп на обед а его они видят очень редко, как вы поняли.

Особенность пятая. Высокая температура - не повод для паники.

5


По норвежским понятиям если у ребенка температура 38 градусов, это не повод беспокоить врача, а насморк - не основание для пропуска занятий в школе. При определенном списке заболеваний и недомоганий, например при мигрени или простуде, доктор может выписать так называемый зеленый рецепт. Это официальная рекомендация пойти прогуляться по лесу. Норвежская медицина устроена по принципу «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Сказать, что у тебя барахлит здоровье, все равно что признать, что ты ленивый и безответственный. Не занимался спортом, не закалялся, вот и заболел.

Особенность шестая. Спорт важнее, чем учебники.

6


Спортивной подготовке в школе уделяется, реально, даже больше внимания, чем другим урокам. Весной и осенью - плавание, зимой - лыжи. И круглый год походы.

В государственных школах дети начиная с девяти лет ходят в трехдневные походы с учителями, ночуют в палатках, жгут костры, готовят еду в котелке. Кроме того, раз в неделю специальный автобус отвозит их на трехчасовую прогулку в лес или в горы, пешую весной и осенью, лыжную - зимой.

Кроме того, школьники постоянно участвуют в различных марафонах, благотворительных забегах/заплывах/велозаездах, перечисляя взносы за участие то в помощь голодающим детям Африки, то терпящим бедствие от землетрясения непальским школьникам..

Кстати, спорт - единственное, где детям позволяют выделяться. Во всем остальном - ни в коем случае. Хвастаться не зазорно только спортивными успехами и рекордами, а никак не достатком, тачкой папы и где провел каникулы.

7

Существует специальный документ, который называется «Стандарты сексуального воспитания». Он разработан Европейским бюро Всемирного общества Здравоохранения и Федеральным центром просвещения в сфере здравоохранения. Этим документов руководствуется не только Норвегия, также ему подчиняются все школы в странах Евросоюза.

Документ определяет общую политику отношения к сексуальному воспитанию и предписывает руководителям и преподавателям из области образования иметь определенную позицию по этому вопросу. Помимо прочего, в нем описана последовательная программа просвещения детей, согласно которой каждая из тем программы сексуального воспитания должна быть рассмотрены в определенном возрасте ребенка.

По «Стандартам сексуального воспитания» половое воспитание детей в Норвегии и других странах Европы начинается в 4-летнем возрасте.

Программа сексуального воспитания

Для каждого возраста предусмотрен тем. Для детей, которым от 0 до 4 лет, следует рассказать о том, что существуют разные виды любви, в том числе и физическая, объяснить, что прикосновения к собственному телу вызывают удовольствия и радость, а также немного рассказать о том, самоудовлетворение. Главным в этом возрасте является рассказать малышам об удовольствии от физической близости.

Детям от 4 до 6 лет рассказывают о том же самом, но добавляется и новые вопросы. По-прежнему обсуждается тема самоудовлетворения и удовольствия от прикосновений к своему телу, но теперь уже говорят о том, сексуальность и как она выражается, какие ощущения называют сексуальными. В этом возрасте уже обсуждается дружба между представителями одного пола, рассказывается о том, что между ними возможна любовь, а также обсуждаются различные концепции существования семьи.

С 6 до 9 лет дети должны узнать о том, что тема секса присутствует в СМИ и в интернете. На уроках объясняют, что можно с подобным столкнуться, а также рассказывают, как следует на это реагировать. Обсуждается, что приемлемый секс (то есть, секс, существующий по обоюдному согласию, где партнеры равноправны, допустимый по возрасту и такой, где оба партнера уважают чувство собственного достоинства друг друга).

В период с 9 до 12 лет детям, согласно программе сексуального воспитания, нужно объяснить, как происходит первый сексуальный опыт, а также что такое оргазм, мастурбация и сексуальное удовольствие.

С 12 до 15 лет детям рассказывают о том, что секс – это не просто совокупление, а нечто гораздо большее. Также обсуждаются такие вопросы, в сексе (проституция, секс за подарки, и т.д.). Раскрываются такие темы, как порнография, сексуальная зависимость.

КАК ВОСПИТЫВАЮТ ДЕТЕЙ В НОРВЕГИИ

Норвегия сегодня - единственная страна, которая приумножает численность населения Европы. Здесь в каждой семье по два-три ребёнка. И я уверена, что это благодаря отличным условиям, которые государство создаёт для семей, и в первую очередь для женщин. Мамам полностью оплачивают год декретного отпуска, за вычетом десяти недель - это декретный отпуск отца, также полностью оплачиваемый. В детские сады детей принимают с восьми месяцев. Это обходится родителям в десять тысяч российских рублей, что для норвежских зарплат незначительно.

В Норвегии большой акцент сделан на здоровом питании. Один-два раза в неделю семьи обязательно едят рыбу, а каждое утро все принимают рыбий жир . Родители запросто могут кормить детей хот-догами, поскольку уверены в их качестве. Государство поддерживает местных фермеров и жёстко ограничивает импорт. У нас как в Советском Союзе - не существует импортного молока, например. Молоко, которое мы пьём на завтрак, - с соседней фермы, в 40 километрах от нашего дома, я в любой момент могу заехать и проверить, как чувствуют себя коровы.

В детских садах много внимания уделяют двигательной активности. Считается, что развитие крупной моторики (бросать мяч, бегать, лазить) важнее, чем обучение чтению или счёту. До 12 лет детям не ставят оценок, но родители всё равно следят за их успеваемостью.

Никого не возмущает, если дети играют с водой или землёй, поскольку это доставляет им удовольствие и закаляет их иммунную систему. Никто не переживает, если ребёнок немного охладится или испачкается (в отличие от суперчистых русских детей-куколок). В Норвегии считают важным, чтобы ребёнок проводил больше времени на улице: плавал, катался на лыжах (с двух лет), лепил снеговиков.

По выходным детей часто угощают сладостями, но я, насмотревшись на русских родителей, этого не делаю. Детям не разрешают смотреть телевизор больше часа в день и проводить время за компьютером/планшетом в одиночестве или перед сном. За хорошие поступки можно похвалить, но не каждый раз: считается, что постоянная похвала неэффективна.

Большинство детей идут в садик после года - обычно мамы не сидят с ребёнком дольше этого времени. Это социально не одобряется и не считается полезным ни для родителей, ни для детей.

До двух лет ребёнка укладывают спать около 18:00–19:00, а дети до пяти лет ложатся не позднее 20:00 (самое позднее - 20:30) и встают около 07:00. Для детей постарше отбой наступает в 22:00.

В 10–12 лет дети свободно гуляют без присмотра по горам, лазают по деревьям, катаются на лодках. С 16 лет разрешается гулять до 01:00, а также водить скутер, мопед или водный мотоцикл. Считается, что это воспитывает ответственность.

Кроме того, у всех есть домашние обязанности. С 8–10 лет дети самостоятельно убирают и моют свои комнаты, с 14 делают уборку пылесосом и достают посуду из посудомоечных машин.

Первую работу, как правило, дети получают в 15 лет: они могут трудиться в конюшне, пекарне или магазине, собирать ягоды, что-то мыть или делать простую работу с документами. Некоторые подростки неплохо зарабатывают на своих блогах.

Жить с родителями после 20 лет в Норвегии не принято.



Рассказать друзьям