Как вы считаете что такое счастье. Глубина познания счастливой жизни

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Что такое эмоциональный интеллект? Как работать над его развитием и зачем это делать?

От величины эмоционального интеллекта, в специализированной литературе обозначаемого сокращенно EQ, зависит, насколько человек разбирается в эмоциях, осознает их, может воссоздавать, управлять ими, а значит, и применять их для решения поставленных задач. Человек с хорошо развитым эмоциональным интеллектом может существенно снизить воздействие отрицательных эмоций на свою жизнь. Развитие эмоционального интеллекта способствует распознаванию негативных воздействий извне, спокойному осмыслению ситуации и нормальной, взвешенной реакции на нее. Человек, развитый эмоционально, отпускает отрицательные эмоции, не переживает их вновь и вновь, тем самым разрушая свою психику в частности и жизнь в целом.

Работа над развитием эмоционального интеллекта делает человека взрослее, увереннее в себе, избавляет его от комплексов и душевных метаний, позволяет принимать участие в нормальной жизни, взаимодействовать с другими людьми и понимать их побуждения, то есть видеть собеседников насквозь. Такие способности позволяют с легкостью заводить новые знакомства, а значит, использовать людей для достижения поставленных целей.

Вы, сами того не подозревая, используете эмоциональный интеллект каждый день, ведь невозможно полностью отключить эмоции, быть совершенно бесстрастным (о влиянии эмоций на деятельность человека мы уже говорили в одной из наших статей). Держать чувства под контролем – сложная задача, справиться с которой смогут только сильные личности. Но это и к лучшему. Ведь эмоции помогают правильно оценить ситуацию и найти верное решение для любой проблемы. Хорошо развитый эмоциональный интеллект является тем фактором, который помогает достигать успеха.

Более детально понять какие преимущества дает развитие эмоционального интеллекта, можно с помощью представленной ниже схемы:

Если вы хотите легко находить общий язык даже с малознакомыми людьми, быть дружелюбным и открытым, а значит, приятным в общении, если вы ставите своей целью достижение максимального успеха в любом деле, то вам просто необходимо работать над развитием собственного EI.

1. Распознавайте эмоции и выявляйте критичные моменты.

Потерять контроль над собственным поведением, взорваться из-за чьих-то слов, утратить спокойствие на пустом месте? Ах, как это знакомо! Каждый человек имеет определенную точку кипения, вызванную ситуацией, приводящей к потере самоконтроля – так называемый эмоциональный триггер. Люди, которые умеют распознавать их, а значит, принимать, могут вовремя остановиться и не поддаться разрушительным эмоциям.

Как научиться такому контролю? Проанализируйте свои эмоции, зафиксируйте их на бумаге, выделите собственные эмоциональные триггеры.

2. Повторяйте раз за разом мысленно те ситуации, которые приводят к эмоциональным срывам.

Постоянное прокручивание в голове той или иной ситуации помогает найти верное решение и не реагировать так бурно, как это могло бы произойти в реальной жизни. Рассматривая случай, который мог бы привести к эмоциональному срыву, придумайте иную линию поведения, отличную от вашей обычной. Такое упражнение позволит правильно принять эмоциональный триггер. А значит, вы получите шанс при наступлении реальной взрывоопасной ситуации действовать по-другому.

3. Нагружайте свой мозг.

Любой человек может контролировать свое сознание и эмоции . Как только чувствуете накатывающую злость, переключайтесь на что-нибудь иное, например, на решение сложных математических задач. Согласитесь, сложно сердиться и нервничать, когда умножаешь в уме трехзначные числа!

Правильно ли вы решите задачу или нет, неважно. Главное, что вы пытались, использовали свой мозг на полную катушку и не дали эмоциям победить вас.

4. Уходите от действительности в воспоминания.

Если в трудную минуту вам сложно сосредоточиться, то применяйте другой прием: абстрагируйтесь от происходящего и погрузитесь в приятные воспоминания. Наверняка в вашей жизни есть что-то, что вызывает улыбку на вашем лице. Это может быть любимая песня или недавно прочитанная книга. Вспомните их, процитируйте про себя любимые строки. Такие мысли помогут избежать эмоционального срыва, так как переключат ваш мозг на другую ситуацию.

Главное не воспринимать этот прием как трусливое бегство от реальности. Это совершается вам на благо.

5. Прежде чем отправить гневное письмо адресату, перечитайте написанное.

Таким образом, вы возьмете хотя бы на несколько минут тайм-аут, еще раз переживете то, что испытывали при написании, сможете переосмыслить бьющие через край эмоции. Вы берете паузу – и это чудесно. У вас есть шанс передумать, все исправить. Если же после прочтения вам все равно хочется отправить письмо, попросите друга или близкого человека прочесть его. Прислушайтесь к совету со стороны и подумайте дважды, стоит ли обижать адресата. Учитесь держать эмоции в узде!

Исследования подтверждают, что все люди мыслят по-разному. Довольно нейтральное послание на самом деле может вызвать агрессию со стороны получателя. Чтобы понять, как отреагирует адресат на ваше письмо, вспомните характер того человека, которому вы пишите. Откорректируйте послание, чтобы не нанести обиды вашему адресату.

6. Уходите от сиюминутного ответа.

Современная жизнь иногда требует от нас молниеносных решений. Но часто можно не форсировать событий и взять минуту на размышление. От вас требуют четкого ответа? Уйдите от необходимости отвечать сразу. Скажите, что вернетесь к этому разговору и берете паузу, чтобы подумать. Это позволит вам понять, что же на самом деле важно, и не дать эмоциям возобладать над разумом.

7. Уважайте собеседника в любой ситуации.

Помните, что, в любой ситуации нужно оставаться воспитанным, образованным человеком, излагать свои мысли ясно и четко, избегая ненормативной лексики. Это будет характеризовать вас как серьезного, солидного человека, с которым приятно иметь дело. У вас в душе могут бушевать эмоции, но показывать их не стоит. Чтобы обуздать их, лучше заранее обдумать свой лексикон и выделить те слова, которые лучше не произносить вслух.

Однажды приняв решение вести себя спокойно и сдержанно в любой ситуации, вы сделаете большой шаг к обузданию своих эмоций и развитию эмоционального интеллекта.

P.S. Вот еще одна статья на тему EQ, опубликованная на нашем сайте: «Что такое эмоциональный интеллект и для чего он нужен »

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Эмоциональный интеллект (EQ) – это умение понимать свои чувства и эмоции, чувства и эмоции других людей и умение эффективно влиять на свое и чужое поведение посредством управления своими эмоциями и чувствами и эмоциями, чувствами других людей.

Одно из замечательных следствий развития эмоционального интеллекта – уменьшение негативных эмоций. Развитый эмоциональный интеллект позволяет быстро разобраться с причинами негативных эмоций, после чего трезво оценить ситуацию и отреагировать на неё разумно, вместо того, чтобы испытывать их долгое-долгое время.

Начиная с 40-х годов прошлого века, неоднократно проводились исследования, целью которых было выявить связь школьных или университетских академических достижений с дальнейшей успешной или не успешной жизнью учащихся. Выяснилось, что для достижения своих целей очень важно умение ладить с людьми: понимать чужую реакцию и уметь ее предсказывать, договариваться и сотрудничать.

Это получается далеко не у всех: существуют вещи, которые этому не способствуют:

Невосприимчивость к невербальным сигналам. Встречается примерно у каждого десятого: это плохое чувство личного пространства собеседника, неумение установить зрительный контакт, неумение начать, поддержать или вовремя закончить разговор, неверное истолкование выражения лица собеседника.

Поведение, связанное с уходом от конфликта. Люди, чувствующие себя нелюбимыми, одинокими, обремененными заботами, совершенно не склонны к контактам с окружающими. Они предпочитают хандрить в одиночестве, нежели попробовать разрешить свои проблемы.

Агрессивность. Агрессивных никто не любит – ни дети, ни тем более взрослые. Люди, выбравшие агрессию как базовую (а иногда и единственную) реакцию на все происходящее, довольно быстро оказываются в изоляции.

Нажмите на картинку для увеличения.


Большинство успешных людей обладают развитым эмоциональным интеллектом. Тому есть несколько причин.

Во-первых, развитие эмоционального интеллекта позволяет избавиться от многих страхов и сомнений, начать действовать и общаться с людьми для достижения своих целей.

Во-вторых, эмоциональный интеллект позволяет понимать мотивы других людей, “читать их как книгу”. А это значит – находить нужных людей и эффективно взаимодействовать с ними.

В третьих, эмоциональный интеллект можно развивать и повышать в течение всей жизни, в отличие от IQ.

Как улучшить свой эмоциональный интеллект.

  1. Любые эмоции должны быть осознанными. Негативные эмоции – тем более. Вы можете врать кому угодно, но не себе, особенно когда дело касается социально приемлемого поведения. Вы вправе признаться себе (и никому больше): «Этот фильм считается нелепой слезливой мелодрамой, но меня он ужасно растрогал».
  2. Как у вас обстоит дело со словарным запасом? Много ли слов вы используете для обозначения чувств? Попробуйте быстро перечислить десяток любых эмоций. Если вы застряли после «напрягалово», «офигение» и «чумовой», пора заняться расширением словарного запаса. Иначе, как можно научиться отличать одни чувства от других , если для них даже нет названий?
  3. Какие вообще бывают эмоции, можно узнать от окружающих. Более того: совсем даже неплохо быть в курсе ощущений тех людей, с которыми вы общаетесь. Вы уверены, что вам на сто процентов известны их эмоции? А если поинтересоваться? Или если поделиться своими ощущениями и попросить ответной реакции?
  4. Окружающие – вообще неиссякаемый . Помнится, небезызвестный Гомер Симпсон сводил воспитание Барта к одному: с воплем «Ах ты, гаденыш» бросался его душить. В жизни такое поведение не выглядит столь комично. Понаблюдайте за окружающими: какими способами они реагируют на требования, на претензии, на приятные новости, на агрессию, на комплименты. Найдите (для начала мысленно) новые способы реакции на типовые ситуации. Какие чувства они могут выражать?
  5. Как у вас обстоит с локусом контроля? Считается, что внутренний локус контроля (есть ощущение, что

Все мы, так или иначе, сталкивались с людьми, которые с полуслова, с первого взгляда хорошо чувствуют и понимают других людей. Предпосылками данного поведения являются свойства темперамента, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости

Все мы, так или иначе, сталкивались с людьми, которые с полуслова, с первого взгляда хорошо чувствуют и понимают других людей. Предпосылками данного поведения являются свойства темперамента, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, хорошее развитие правого полушария и особенности переработки информации. Считается, что эмоциональный интеллект более развит у экстравертов, но в любом случае предпосылки для высокого эмоционального интеллекта закладываются в семье. Этому способствуют хорошие отношения родителей между собой, гармоничное воспитание ребенка, привитие навыков самоконтроля, здравая оценка и недопущение гиперопеки.

Таким образом, для развития эмоционального интеллекта ребенка родители должны избегать крайностей в отношениях с ним. Если родители так погружены в заботу о ребенке, что готовы читать его мысли и невысказанные пожелания и мгновенно исполнять их, у ребенка нет нужды стремиться к установлению эмоционального контакта, и механизмы, позволяющие это сделать, не формируются и не развиваются.

В семье ребенку уже пять лет, а он не говорит. К каким только врачам не водили - все говорят, что все в порядке и должен говорить. Семья в отчаянии сидят за столом и смотрят, как ребенок ест. Съел кашу, берет чай, отпил: «А почему чай без сахара?». Все подскочили: «Ура, заговорил!!! Что же ты раньше молчал?» А ребенок в ответ: «Так раньше все нормально было…»

Если ребенок, потенциально способный к установлению эмоционального контакта, лишается возможности его устанавливать из-за безразличия или враждебности близких, то у него впоследствии могут возникнуть проблемы с выражением эмоций и отношениями с окружающими, так как он привык подстраиваться и защищаться.

Мальчик вырос в семье, где не разговаривали друг с другом. Совместные трапезы протекали фактически в тишине, а затем все расходились по своим делам: папа садился к телевизору, мама хлопотала по хозяйству, а малыш играл предоставленный сам себе. После окончания школы, в которой он оказался таким же одиноким, как и в семье, мальчик поступил в вуз. К концу первого курса он стал притчей во языцех для преподавателей гуманитарных дисциплин - на истории, философии нужно было говорить, дискутировать, а юноша не шел на контакт, не умел этого делать. Ему повезло - преподаватели попались на редкость неравнодушные. Они пытались расшевелить его, как могли, вникнув в ситуацию. Кроме того, он оказался потенциально способным к общению. Усилия не пропали даром, зерна упали на благодатную почву, и к концу института его было просто не узнать: идущий на контакт легко и непринужденно, всегда улыбающийся, юноша разительно отличался от замкнутого и угрюмого мальчика, переступившего порог института за несколько лет до этого.

Как видно из приведенного примера, эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Д. Гоулман и другие исследователи данного явления считают, что это доступно любому человеку.

Одним из интересных моментов, связанных с предпосылками эмоционального интеллекта, является андрогинность – наличие у человека психологических черт, свойственных противоположному полу. Люди с хорошо развитой андрогинностью, в отличие от людей с мужскими и женскими характеристиками, обладают большей эмоциональной гибкостью: в зависимости от ситуации они могут быть то податливыми и заботливыми, то свободными и сильными. По мнению исследователей, андрогинность дает сочетание лучших типичных мужских и женских качеств у представителя любого пола.

Одним из способов развития эмоционального интеллекта является актерский тренинг, позволяющий:

Обнаружить и снять мышечные зажимы, сковывающие свободу тела;

Познакомить человека с собственным телом, научить управлять им;

Научиться концентрировать внимание на невербальных средствах общения и освоить их как необходимый инструмент актерской выразительности.

Выполните предлагаемые упражнения и проанализируйте свое самочувствие.

Актерский тренинг для развития эмоционального интеллекта.

1. Одно и то же слово можно произнести с разной интонацией, потренируйте свои интонационные возможности. Выберите слово и произнесите его: громко - тихо; кратко – растянуто; заикаясь – утвердительно; удивленно, восторженно, задумчиво, вызывающе, скорбно, нежно, иронически, злобно, тоном ответственного работника, разочарованно, торжествующе.

2. Прочтите любой текст, например, сказку «Колобок» с максимальной громкостью; с пулеметной скоростью; шепотом; со скоростью улитки; как будто вы страшно замерзли; как будто во рту у вас горячая картошка; как бы его прочел инопланетянин; робот; пятилетняя девочка; как будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом должны ему объяснить, как важно людям стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет; как будто этим текстом вы объясняетесь в любви, а другой возможности объясниться нет.

Запишите это на диктофон. Прослушайте, отметьте удивительное для вас и повторите снова.

3. Походите, как ходит - младенец, который только что начал ходить; глубокий старик; львица в клетке и на свободе; артистка балета; горилла; Гамлет, принц датский; он же, больной сильным радикулитом; амеба; солдат прусской армии; Ромео в нетерпеливом ожидании свидания. Варианты можно придумывать различные, главное втянуться в процесс и получить удовольствие от импровизаций.

4. Поиграем с мимикой лица – улыбайтесь: как леди Макбет, как младенец - матери, мать - младенцу, собака – хозяину, кошка на солнце; нахмурьтесь – как ребенок, у которого отобрали игрушку; обиженный человек; король Лир…Мимика - это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние человека. Владение мимикой необходимо каждому.

5. Пойте, как поет…

Все эти упражнения позволяют раскрепоститься, побыть разным, испытать себя и найти себя. Это я к тому, что если ваша внутренняя суть - Стрекоза, то, как ни натягивай на себя образ Мухи-Цокотухи, гибрид не получится, а вот качества кое-какие можно и позаимствовать.

Мы неоднократно в предыдущих статьях говорили о необходимости вести дневник в процессе работы над собой. При работе с развитием эмоционального интеллекта он также необходим, чтобы фиксировать происходящие изменения.

Для развития эмоционального интеллекта взрослому человеку необходима обратная связь с окружающими людьми: близкими, руководством и коллегами. Нередко бывает так, что наши представления о самом себе не совпадают с оценками окружающих нас людей. Мы считаем себя умными, образованными, волевыми людьми, добившимися тех или иных успехов, но при этом начальство недооценивает наши способности, раз за разом обходя с повышением, а коллеги смотрят как на пустое место. Ответить на вопрос, почему так происходит и можно ли изменить ситуацию, позволяет управленческая модель «Окно Джохари». Но прежде, чем мы поговорим об этом, выполните следующее упражнение.

Выпишите на лист бумаги ряд характеристик личности: веселый, взрослый, внимательный, мужественный, гордый, дружественный, доверчивый, заботливый, зависимый, задумчивый, застенчивый, здравомыслящий, знающий, идеалистический, изобретательный, интровертный, ищущий, любвеобильный, мечтательный, мудрый, надежный, напористый, напряженный, независимый, нервный, осторожный, остроумный, отважный, отзывчивый, помогающий, понимающий, приспосабливающийся, радостный, расслабленный, рациональный, скромный, слабый, сложный, собранный, сочувственный, спокойный, спонтанный, талантливый, тихий, уверенный, умный, упорный, храбрый, чувствительный, экстравертный, энергичный

Опишите себя прилагательными из списка, а потом предложите проделать то же самое своим друзьям и коллегам.

  1. В левой верхней (Арена) пишем те слова, которые есть и в собственном списке, и в общественном.
  2. В левой нижней (Фасад) - слова, которые есть только в собственном списке.
  3. В правой верхней (Слепое пятно) - слова, которые есть только в общественном списке.
  4. В правой нижней (Неизвестное) - слова, которых нет ни в одном списке.

Много ли определений вошло в «Слепое пятно»? Чем больше, тем больше вам нужно будет работать над развитием своего эмоционального интеллекта.

Рассмотрим каждую из зон:

- «Арена» - это открытая зона, в которой имеется информация о человеке, известная как ему самому, так и окружающим;

- «Фасад» - это скрытая зона, где имеется информация о человеке, известная ему самому, но по тем или иным причинам скрытая от окружающих;

- «Слепое пятно» - здесь собрана информация о человеке, известная другим, но неизвестная ему (мнение окружающих);

- «Неизвестное» - это зона говорит сама за себя, сюда относится информация, которая неизвестна ни человеку, ни его окружению, и проявляется она только в экстремальных случаях.

Для повышения своих эмоциональных контактов с окружающими людьми необходимо максимально увеличивать открытую зону, за счет передвижения информации из скрытой и «слепой» зон. Она переходит в открытую зону в тот момент, когда мы открываемся людям. Например, вы много лет изучаете итальянский язык, о чем никто из коллег не знает. В какой-то момент выясняется, что руководитель получил приглашение на выставку в Италию и спешно вылетел туда, захватив с собой первого попавшегося переводчика, а если бы коллеги знали о вашем владении языком, то, скорее всего, с руководителем полетели бы вы.

Как правило, люди считают, что необходимо скрывать негативную информацию о себе, но человек с высоким эмоциональным интеллектом принимает себя со всеми своими недостатками и не переживает по поводу того, что они известны окружающим, так как понимает: людей без недостатков не бывает, а его достоинства перевешивают негатив.

Информация из «слепой» зоны переходит в открытую в тот момент, когда мы запрашиваем и получаем обратную связь от окружающих людей, или она поступает без запроса, в процессе общения.

Ответьте себе на следующие вопросы:

Как вы определяете реакцию других людей на ваше поведение?

Какова ваша реакция, если в ответ на ваше поведение другой человек повел себя неожиданно или странно?

Насколько вы терпимы к критике?

Откровенно дав ответы на поставленные вопросы, вы сможете определить, над чем вам следует поработать, чтобы использовать обратную связь для самоанализа.

Об обратной связи можно и нужно просить только нейтральных людей, не вовлеченных эмоционально в отношения с вами. Любящие люди постараются смягчить, приукрасить впечатления, а желающие могут вас наказать – ударят по полной, чем могут нанести вам серьезную психологическую травму. Не нужно забывать: обратная связь дает информацию о том, как окружающий мир воспринимает вас, а не то, кем вы на самом деле являетесь. Обратная связь является подарком судьбы. Независимо от того, позитивная она или нет, за нее нужно благодарить, потому что она дает серьезную пищу для размышлений и самосовершенствования. опубликовано



Рассказать друзьям