Как заставить ребенка поесть: психологические уловки. Как заставить ребенка кушать

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Еда по расписанию или когда захочется?

Мы, взрослые, уже привыкли к какому-то определенному способу, а вот организм детей намного умнее, пока его не приучили кушать насильно.

И как заставить ребенка есть, когда у него нет этой потребности, да и зачем? Ведь, если малыш голоден, он не станет отказываться кушать.

Правда, бывает и другая проблема – когда ребенок не хочет есть некоторые продукты, список которых иногда весьма большой.

Заставлять в этом случае может быть даже опасно для здоровья – ведь нежелание кушать что-то – реакция организма, у которого еще не до конца созрели пищеварительные ферменты.

Режим питания

Две крайности – питание по часам, по строгому режиму или совсем уж свободный график, когда каждый кушает, когда хочет – неправильны.

  1. В первом случае, как раз, и могут возникнуть проблемы с отказом от пищи – малыш еще просто не успевает проголодаться к следующему приему;
  2. Во втором же случае есть риск нарушения пищеварения – маленьким детям все равно надо напоминать о том, что пора кушать, а то заиграется и забудет.
  • Вес и комплекция ребенка никак не зависят от того, насколько хорошо и часто он кушает. А вот перекормленный в детстве малыш может во взрослом возрасте столкнуться с пищевыми проблемами;
  • Маленький флегматик, например, может кушать немного, но иметь «правильный» вес, а активный холерик, при таком же или даже большем количестве пищи, будет худеньким;
  • Детский организм требует именно то и в таком объеме, сколько ему нужно для поддержания сил и здоровья;
  • Закармливание детей грозит ожирением и нарушением обменных процессов. Переучиться во взрослом возрасте будет очень трудно;
  • А, если нежелание кушать связано с незрелостью пищеварительной системы, то возможны и гораздо более серьезные проблемы со здоровьем. Не надо заставлять, со временем кроха начнет есть то, от чего раньше отказывался, когда его желудок будет готов принять это.

Как заставить ребенка больше есть, если у него нет потребности в таком количестве еды? Да и нужно ли?

  1. Каждый ребенок съедает ровно столько, сколько необходимо;
  2. Возможно, надо просто сделать приемы пищи более частыми, но предлагать меньшее количество еды;
  3. Старайтесь изначально не давать детям то, что считается вредным и сбивает аппетит. Когда ребенок не знает этих вкусов, то и не будет отказываться от здоровой пищи, выпрашивая вредные сладости или чипсы;
  4. Все вкусненькое давайте на десерт, когда малыш уже наелся и не скушает много сладкого (читайте статью Когда давать сладкое ребенку ?>>>);
  5. Если хотите соблюдать режим питания, то придерживайтесь не очень строгих правил. Например, обед не точно в одно время, а примерно, главное, чтобы вся семья собралась в этот час к столу;
  6. Ребенок должен видеть, что вы все едите одно и то же. Пищевые привычки закладываются в каждой семье по-своему, в зависимости от того, что принято готовить.

Как улучшить аппетит

Если вы видите, что ваш ребенок, на самом деле, кушает очень мало, постоянно не доедает даже маленькую порцию, отказывается от многих блюд, - это тревожный знак.

Но, даже в этом случае заставлять не стоит, лучше сначала сдать общий анализ крови и посмотреть уровень гемоглобина.

Знайте! Железодефицитная анемия – одна из частых причин плохого аппетита ребенка.

Ребенок не хочет есть – как его заставить, при этом, не навредив?

Я не склонна заставлять детей есть и никогда не использую подобных принципов в работе с детьми по исправлению пищевых нарушений. Подход всегда идет комплексный, мы работаем в нескольких направлениях:

  • корректировка режима питания;
  • выстраиваем правила приемов пищи;
  • делаем действия, направленные на активацию аппетита.

Что можно сделать самостоятельно?

  1. Определите, какие продукты ребенок соглашается есть всегда, а какие, наоборот, вообще не хочет;

Попробуйте «спрятать» нелюбимые продукты, например, подмешивайте в картофельное пюре другие измельченные овощи в небольшом количестве.

  1. Возможно, надо пересмотреть меню;

Часто бывает так, что в школе или садике дети едят лучше или хуже, чем дома. Пусть малыш сам подскажет вам, что он хочет на обед или ужин – так и вам будет легче, и кроха получит то, что сможет поесть без капризов.

Это только кажется, что он будет просить каждый день одно и то же – однообразие быстро надоест.

  1. Готовьте вместе;

Попросите малыша натереть морковку на терке или порезать яйца на яйцерезке, раскатать тесто, размешать что-то. Приготовленное своими руками хочется попробовать!

  1. Не давайте ничего за час до основной еды, чтобы не сбить аппетит;

Если приходится давать, то пусть это будет какой-то фрукт или овощи – нечто, что быстро переварится и не отобьет желания плотно покушать.

  1. Как заставить есть овощи, если ребенок их не любит?

Можно попробовать предлагать овощи в разном виде и нарезать разными способами: елочкой, зубчиками, тонкими полосочками.

Овощи лучше не смешивать. Мало кто из детей любит овощные салаты. Лучше расположите овощи на большом блюде, чтобы ребенок мог выбрать, что ему хочется в данный момент.

  1. Как заставить есть самого?

Пока вы кормите ребенка и не даете ему свободы в других областях жизни – ребенок не будет самостоятельным.

Вручайте ему столовые приборы, сами что-то делайте за столом, мотивируя тем, что у вас сейчас заняты руки и вы не можете его покормить.

Последствия чрезмерного употребления пищи

Когда мы заставляем детей есть, у них нарушается естественное чувство голода и насыщения. Мало того, мы этим ломаем психику ребенка. И вот, что может произойти в будущем:

  • Ожирение;

Ребенок привыкает есть бесконтрольно много, не умеет остановиться, не чувствует, когда он по-настоящему голоден, а когда ест просто по привычке всегда что-то жевать.

Как следствие, увеличивается вес и начинаются проблемы со здоровьем.

  • Обмен веществ перестает быть нормальным;

Повзрослев, такой человек даже при небольшом количестве еды толстеет и толстеет, не может обрести нормальный вес и фигуру.

  • Другая крайность – уйдя во «взрослую жизнь», ребенок перестает есть вообще, сам прием пищи вызывает отвращение, после того, как его вечно заставляли, наступает булимия, дистрофия, истощение;
  • Человек, которого в детстве заставляли есть, не способен ограничить себя в еде, даже при наличии заболеваний, не может держать лечебную диету, чем усугубляет состояние;
  • Есть вероятность, что человек с проблемами в питании, передаст эти вредные пищевые привычки своим детям и создадутся уже наследственные проблемы.

Заставлять ребенка есть – тратить впустую свои усилия и нервы. Научитесь договариваться. Покажите на своем примере, как это делается. Держите слово, данное своим детям.

Если вы не можете справиться с плохим аппетитом ребенка самостоятельно, обращайтесь за помощью. Онлайн-курс или консультация дадут вам новое видение процесса питания и вы начнете движение к изменению сложившейся ситуации.

Людмила Шарова, детский психолог, консультант по прикорму и исправлению плохого аппетита детей.

Думаю, что многие из нас сталкиваются с такой проблемой. Когда буквально каждую ложку пищи приходится в ребенка чуть ли не впихивать.

И тогда вопрос «как заставить ребенка есть?» становится совсем не праздным, а практическим.

Я поделюсь с вами своим большим опытом и открою многие из секретов, которые применяла сама.

Скажу сразу, что заставить ребёнка есть, если он не хочет, практически невозможно! 🙂 К такому выводу я пришла, много лет наблюдая за детьми.

А наблюдать было за кем. У меня трое детей и уже есть внук. И ещё я успела десять лет поработать в детском саду воспитателем.

Как заставить ребенка есть кашу

Но сейчас я хочу вспомнить своё детство. Совсем маленькую я себя, конечно, не помню, но по рассказам моей бабушки – я ела отвратительно!

Мне не было ещё и года, а я уже успела довести любимую бабушку до белого каления! Кормление для неё, да и для меня тоже, превращалось в пытку.

На какие только ухищрения она ни шла, чтобы засунуть в мой рот хоть одну ложечку каши! Она и песенки пела, и мух, и птичек показывала, и чирикала!

А я пока от удивления рот открывала, она кашку мне в ротик и подкладывала. Но иногда это не срабатывало, и тогда всё вокруг было измазано выплюнутой мной кашей.

Я не знаю, почему я её не ела тогда, но помню, почему я не любила кашу лет в пять. В манной каше попадались комочки! Они во мне вызывали такие приступы тошноты, что от одного вида манной каши мне становилось плохо. А однажды я просто вылила кашу с балкона, за что мне тогда сильно попало!

Мне эти детские воспоминания пригодились, когда я сама стала мамой. И теперь я прекрасно знаю что такое

Я к варке манной каши подходила со всей ответственностью. Ни одного комочка не должно было там быть! Я всегда в кашу клала немного соли и немного сахара.

Я заметила, что приторно–сладкую кашу дети едят очень плохо. Это, только, кажется, что все дети очень любят сладкое.

Мой внук с самого рождения сладкое не любит. И в кашу ему я кладу очень мало сахара. Зато добавляю чуть-чуть корицы или ванилина.

А летом в кашу можно добавлять ягодки. И вкусно, и полезно.

Внук долго не ел овсяную кашу. И я придумала такой ход. Сварила овсянку, и в другой комнате, но чтобы слышал внук, стала говорить мужу, мол, какая вкусная каша получилась. Но внука, мол, звать не будем – он всё равно не ест её. Сработал дух противоречия. Прибежал. С того дня ест кашу.

В детском саду я применяла другие хитрости, чтобы детки поели. Так как на всех тарелочках были рисунки, я устраивала деткам соревнование «У кого в тарелочке быстрее других покажется рисунок».

Разумеется, работает это только когда у детей красивые тарелки. Соревнования такие им нравились. Даже те дети, которые плохо ели, старались отличиться. Этот метод я применяла для всех густых блюд.

Как заставить ребенка есть офощи

Очень многие детки плохо едят овощи. Они не любят лук, морковь, капусту. Но лук так полезен для детского организма! И вкус блюд улучшает.

Поэтому, при приготовлении пищи, я лук очень мелко резала, не обжаривала, а варила вместе с бульоном или тушила. Тогда он не плавал лохмотьями в тарелке, а был хорошо разварен, и мои детки его не видели. А я тайну не выдавала.

Чтоб приучить детей есть овощи, я, что только не придумывала! Посыпала помидоры сахаром, из огурцов делала человечков, из морковки вырезала звёздочки. А с зелёным луком вообще смешная история вышла!

Когда дети были маленькие – я не работала. Денег катастрофически не хватало, а так хотелось деток чем-нибудь полезным накормить!

Дочке было годика три. Я покрошила в тарелочку зелёного лука, перемешала со сметаной, посолила. Посадила дочку за стол, сказала: «Кушай! Там много витаминов!» А сама занялась делами. Вдруг – громкий плач!

Гляжу — дочка по всей тарелке, по всему столу раскидала лук, ещё и умудрилась порвать каждый кусочек. Она меня увидела и сквозь слёзы закричала: «Ты меня обманула! Там нет витаминок!»

Когда дочь подросла, мы вместе с ней готовили овощные коктейли, а потом угощали остальных домочадцев. И никто не мог догадаться, из чего они были приготовлены. Вот рецепт одного из витаминных коктейлей.

Взять 1/5 стакана свекольного сока, ? стакана огуречного сока, ? стакана апельсинового сока (или яблочного), добавить полстакана кипячёной воды, сахар, немного лимонной кислоты.

Если ребёнок не видит весь процесс приготовления, то такой коктейль, особенно через трубочку, он выпьет с удовольствием!

Как заставить ребенка есть суп

Работая в детском саду, я обратила внимание на то, что дети супы едят неплохо. Но не все детки любят, когда в супе — крупные куски картофеля. Очень часто мне приходилось разминать кусочки картофеля прямо в тарелке.

И ребёнок съедал супчик. Но если ребёнок не хотел – я не заставляла. Конечно, нас заставляли детей докармливать. Но я думала так: пусть ребёнок съест всего две ложки супа, но – с удовольствием. А если кормить насильно – его вырвет! И тогда стойкая неприязнь к супам останется у ребёнка надолго.

Как заставить ребенка есть мясо

Многие дети не едят мясо. Я думаю, что это из-за того, что мясо плохо пережёвывается, во рту долго остаются мясные волокна, уже без сока и вкуса, и это вызывает у детей приступ рвоты.

И заставить ребёнка проглотить такое невозможно! За один случай из моей семейной жизни мне до сих пор стыдно.

Когда сын был маленький, он мясо терпеть не мог! Я не заставляла. Но муж клал мясо сыну в тарелку и требовал, чтобы он его съел. Даже в угол ставил сына, когда тот мусолил во рту кусок мяса и не мог проглотить.

И ругалась я с мужем, и уговаривала – ничего не помогало! Тогда я стала незаметно, чтоб муж не видел, забирать у сына изо рта то, что когда-то было мясом. А на обед старалась готовить котлеты, фрикадельки, тефтели, куриное мясо. Кстати, куриное мясо дети едят с удовольствием, особенно – «ножки».

Главный секрет. Как заставить ребенка есть все!

Я, намучившись со своими детьми, к кормлению внука подошла со всей ответственностью. Учла все ошибки и недочёты. Я стала приучать его к разнообразному питанию ещё до года. Старалась, чтобы новое блюдо было безупречно приготовлено.

И по виду, и по качеству. Я, уже с пяти месяцев, внуку такое вкусное картофельное пюре давала, что мой взрослый сын просил, чтобы я ему немного оставила «детской картошечки». Супчики варила на курином бульоне, добавляла туда разные овощи, крупы.

А потом размельчала в блендере. Внуку было месяцев десять. Мы пошли в поликлинику на очередной медицинский осмотр. И когда педиатр сказала, что уже пора приучать ребёнка к разнообразной еде, я с гордостью сказала: «Он у нас ест всё!» 🙂

Когда у женщины рождается ребенок, жизнь новоиспеченной мамы преображается. Первые дни и месяцы с момента рождения ребенка, весь мир заключается в этом маленьком живом комочке: чтобы он поел, чтобы покакал, чтобы не плакал. И потом, хотя время идет и ребенок растет, все же для мамы самое главное, чтобы ребенок был накормлен, не замерз, чтобы ему было хорошо. И как везет тем мамам, у которых ребенок с самого раннего возраста имеет прекрасный аппетит и никаких проблем с пищеварительной системой. А если нет? Если ребенок плохо ест или вообще ничего не ест, что тогда делать?

Проблема отказа ребенка от пищи или же плохого аппетита - это один из самых больших вопросов, которые возникает у мамы, особенно, если ребенок первый, и женщина вообще не опытна в вопросах питания малыша. Сразу же возникает тысяча вопросов: почему ребенок не ест? Ему не нравится еда или не подходит питание? Как заставить ребенка кушать? И вообще нужно ли заставлять ребенка кушать? Давайте поищем ответы в Системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

Нужно ли заставлять ребенка кушать?

Правильней перефразировать этот вопрос и спросить "МОЖНО ли заставлять ребенка кушать?" Ответ категоричный: нет, ни в коем случае. И связано это как с физиологией ребенка, так и с его психологией. Нарушая это правило, мама рискует нанести ущерб как здоровью своего малыша, так и его психике. Причем этот ущерб напрямую зависит от степени закармливания.

Для понимания ответа на этот вопрос, достаточно разобраться в том, что же такое голод? Как расценивает эту потребность наш разум? Если говорить на физиологическом уровне, то все просто, голод - это сигнал нашего мозга о том, что нам необходимо принять пищу. Появляется он в тот момент, когда наш желудок опустел, а в кровь уже поступили и разошлись по ней питательные вещества от предыдущего приема пищи. И именно голод толкает нас на то, чтобы встать и что-то сделать: хотя бы открыть холодильник и найти там еду. Это пока мама ее готовит. А во взрослой жизни нужно будет не просто встать и пройти к холодильнику, а и купить еду, и приготовить из нее пищу самостоятельно.

В каждом из нас есть заданные свойства и желания (это зависит от векторов) и все они развиваются именно от нехваток. Конечно, в современно мире пища - не является главной нехваткой. Нам хочется больше денег, красивой жизни, уютного дома, огромной любви, найти ответы на вопросы мироздания и так далее. Но все это формируется именно на базе нехваток, желаний. Если у ребенка отбирают самое простое желание насытиться, уйти от голода, то ему сбивают весь жизненный путь, все ориентиры.

Только представьте себе человека, который не знает простого правила "хочешь чего-то - добейся этого, сделай шаг к этому". Его желание упреждается, не успевая создаться. Тогда ничего не хочется, тогда нет развития, тогда наступает застой, из которого человек рискует никогда не выйти. Ладно, еще в детстве - ведь действительно есть рядом мама, которая приготовит еду и накормит с ложечки. А дальше что? Во взрослой жизни? Как такому человеку жить?

Нельзя заставить ребенка хотеть чего-то - это невозможно. Но можно научить ребенка реализовывать свои желания, добиваться того, чего хочется. Развивать эти желания, увеличивать их, можно уже с младенчества - на базе природного, простого желания - голода.

Мать, если она хочет добра своему ребенку, должна кормить его исключительно тогда, когда у него возникает потребность в еде. И ни на минуту раньше. Даже когда ребенок ест точно по расписанию, обязательным условием приема пищи должен быть его собственный аппетит. Если оного нет - значит лучше пропустить прием пищи, чем есть "через не могу". Рано или поздно, а желание кушать появится - и тогда ребенок сам попросит еду.

Психология потребления пищи

Ребенок в самом маленьком возрасте имеет только физиологическую потребность в пище. Любой ребенок по собственному желанию никогда не умрет с голоду - рано или поздно он захочет кушать и только тогда его физиологическую потребность необходимо удовлетворить. Казалось бы - это так очевидно. Почему же тогда часто бывает так, что мама заставляет ребенка кушать невзирая на его отказ от пищи? А потому что возникает распространенная ошибка: нам кажется, что мы лучше знаем, как ребенку лучше. Оценивая его организм через свой, мы рискуем понять его неправильно. Дело в том, что физиология у людей разная и потребность в пище ребенка может отличаться от мамы или от стандарта.

Например, у мамы может быть замедленный метаболизм, с детства постоянные проблемы с пищеварительной системой. А вот у ее ребенка таких проблем и в помине нет. Но, невзирая на это маме постоянно кажется обратное, ведь она оценивает малыша через себя - и задает знаменитый вопрос "нужно ли заставлять ребенка кушать?" И начинает запихивать в ребенка кефир, заставляет много пить, чтобы "не было запора". Да ведь если присмотреться, у малыша и быть его не может. Что же делает мама? Проявляя подобную сверхзаботу, она только вредит ребенку.

Часто бывает и так, что в одной семье двое детей имеют совершенно разный темп и желание к пище: например, один ребенок любит долго сидеть за тарелкой, тщательно пережевывая пищу, а другой - хватает все слишком быстро. Один ребенок обожает еду с ярким вкусом и запахом, а другого - просто тошнит от такой еды, он предпочитает безвкусные кашки . Стандартный, одинаковый подход к обоим детям приводит к той же ошибке - у одного, а то и сразу у двоих детей формируется неправильное отношение к еде.

Конечно, ребенок должен кушать так, чтобы он был здоров. Формировать правильное меню и график потребления пищи необходимо отталкиваясь от потребностей ребенка, от его психологических особенностей. Помочь в этом может знание векторов ребенка .
Правильное отношение к пище

На базе желания к насыщению можно сформировать правильное, позитивное мировозрение у ребенка на всю его оставшуюся жизнь. Так, своим примером надо показывать, что за приготовленную еду обязательно необходимо от души благодарить: например, папе было бы хорошо взять за правило всегда говорить "спасибо" маме в конце трапезы, похвалить ее за труд. Ребенок с раннего возраста должен видеть, что приготовление вкусной пищи - это целый процесс, что это все не просто так.

Помните, что почувствовать вкусность еды можно только предварительно испытав голод. Ощутить наслаждение можно только, испытав нехватку. Не доводите страдания от голода до максимума, но и не лишайте своего ребенка настоящей радости от насыщения. Это самое простое счастье, доступное любому человеку, и каждый малыш заслуживает на него. И не забудьте научить ребенка, что пища - ценная, важная вещь в нашей жизни и необходимо быть благодарным за то, что она есть.

Сформировав прием пищи по нехватке, а также чувство благодарности за еду, у ребенка не только будет больше шансов правильно питаться всю взрослую жизнь (что очень хорошая привычка в современном мире, где растет количество людей с проблемой ожирения), но и в будущем сделает проекцию на остальные, более сложные желания. Он будет достигать своих стремлений, и наслаждаться удовлетворением их, он будет ценить свой и чужой труд.

Как все же заставить ребенка кушать?

Невзирая на все вышеперечисленные причины невозможности насильно кормить ребенка: проблема ведь у мамы остается проблемой - ребенок ничего не есть или плохо ест и с этим что-то надо делать.

Конечно, с самого начала необходимо разобраться с меню ребенка. Возможно, действительно в еде есть какие-либо компоненты, которые не нравятся ребенку, например, чисто визуально. Многие дети ненавидят свеклу или гороховый суп просто за их вид. От других ингредиентов им может быть плохо физически, например, возникает тяжесть в желудке, запор или пучит - ребенок может стесняться говорить об этом. Он показывает маме свои проблемы отказом от такой пищи и необходимо к нему прислушиваться.

Бывает и так, что ребенок ест плохо приготовленную, не вкусную еду, например, в детском саду. И от тех же блюд отказывается и дома тоже. Причем этот страх фиксируется на всю жизнь - наверное, десятки тысяч наших современников ненавидят кисель, только, потому, что его не умели готовить в учебных заведениях, но заставляли пить "через не могу". И хотя тот кисель не имеет ничего общего с настоящим, вкуснейшим напитком, ребенок может не употреблять его и у мамы. Ничего страшного в этом поведении нет – необходимо с понимаем относиться к желаниям и потребностям ребенка. Тем более что не бывает такого, чтобы ребенку ну вообще ничего не нравилось.

Прояснить, что в меню не так, достаточно просто. Необходимо прислушаться к ребенку, более тщательно проанализировать его поведение после той или другой еды. Неплохо было бы разобраться и в его векторах , тогда можно лучше понимать замедленный или ускоренный у него метаболизм, что лучше он усваивает, а что хуже. Да и вообще, какие у него предпочтения в еде. Необходимо попросту исключить то, что не нравится, что вредит. Составить правильное меню, которое будет подходить.

Конечно, очень многие дети хотят кушать только шоколад, а также есть тогда, когда вздумается, а не в определенные часы. Задача мамы мягко подтолкнуть, направить к правильной еде, показать преимущества, но, ни в коем случае насильственно не кормить. Хотя некоторые женщины умудряются путать две столь разные вещи.

Придерживайтесь простого правила: если ребенок не хочет есть - пусть не ест, даже пропускает прием пищи. Рано или поздно, голод появится у ребенка, и он примет столько пищи, сколько будет для него оптимально. Помните, что лучше недоесть, чем переесть. И никогда иначе.

Ребенок ничего не ест, а мама изводит себя

Если возникла ситуация, когда мама слишком тревожится от того, что у ребенка плохой аппетит, и даже насильственно его кормит, необходимо разбираться уже в психологии самой мамы.

Конечно, она беспокоится о ребенке, но если у него нет никакой болезни, а лишь отсутствует аппетит - это не повод изводить себя и его. Мама, запихивающая в ребенка через силу еду, кормящая его до такой степени, что он набирает вес и болеет - это уже психологическая проблема самой женщины. И в этой ситуации срочно надо менять саму маму, а не ребенка и его аппетит.

ФОТО Pavel Kryukov СТИЛЬ Liliya Simonyan

Серьезно переживать или злиться из-за зелени я не могу - в детстве я сама не была образцовым ­примером по части питания. Табуированных продуктов в доме было два - кефир и печенка. Обоим вход в квартиру был заказан - я не переносила даже самого факта присутствия их в холодильнике и грозилась уйти из дома вместе с домашним животным. Так и говорила: «Либо я и кошка Соня, либо печень». С субпродуктом отношения до сих пор не сложились, а вот без кефира я сегодня не могу прожить и дня - бывает, даже разыскиваю его в русских магазинах за границей. Вздыхаю и спрашиваю себя: сколько литров кисломолочной вкуснятины в свое время я упустила? И главный вопрос: как так вышло и почему?

Сила привычки

«Молоко? Буэ-э-э!», «Опять эта противная каша !», «Фу, косточки!», «Я же говорила, что не люблю яблоки !». Свои «пунктики» в рационе есть почти у каждого ребенка. По статистике абсолютный фаворит в списке детских «гадостей» - лук. Его во всех смыслах слова не переваривают до 71 % детей в возрасте 4–7 лет (к 17 годам их остается только 40 %). Под категорию «запрещенки» традиционно попадают «вонючий» сыр, «мерзкие» яйца, «склизкие» вареные овощи и большинство продуктов , богатых альбумином: молоко, яичный белок, говядина, бобовые, гречка. Два гастрономических счастливчика, которых миновала участь быть отвергнутыми, - молочный шоколад и макароны.

Явление «это хочу - то не буду» в диетологии обозначают термином «избирательный аппетит», а его представителей называют капризными едоками. Исследователи компании L.O.Leal уверяют, что 65 % детей на планете - страшные привереды в еде, отвергающие целые категории продуктов (мясо, овощи или фрукты). И это абсолютно нормальный переходный этап взросления. Своего пика состояние самоограничения достигает в 6–7 лет и постепенно сходит на нет к подростковому возрасту, уступая место экспериментам с новыми блюдами и напитками. При этом более капризными в отношении еды оказываются именно мальчики, а не девочки.

Ученые до конца не знают, как и почему у ребенка формируются собственные представления о том, как должна выглядеть и пахнуть «правильная» еда. Один из факторов - наследственность. Если вы в детстве были малоежкой, существует большая вероятность того, что и ваш ребенок будет воротить нос от конкретных продуктов.

Важный момент: вкусы в еде начинают формироваться еще до нашего рождения. Уже на 17-й неделе беременности рецепторы эмбриона довольно хорошо развиты - он отличает сладкое от соленого, горькое от кислого. Вкус околоплодных вод меняется каждые четыре часа в зависимости от того, что съела мама. Ребенок начинает привыкать к специфике тех или иных продуктов и в будущем ест их с большим удовольствием. Логическое продолжение тренировки рецепторов - грудное вскармливание. Если младенца кормили грудью не меньше года, в будущем он будет меньше капризничать за столом. При условии, конечно, что сама мама в это время не сидела на послеродовой диете.

Кстати, дети неспроста наотрез отказываются от лука или оливок. В этот момент у ребенка срабатывает эволюционный механизм самосохранения - не отравиться чем-нибудь ядовитым. В каменном веке ребенок рано лишался присмотра родителей и, чтобы потенциально не съесть опасное растение, избегал любой пищи, имеющей горький привкус. Этот механизм со временем трансформировался в тотальное отторжение всего горького и обожание сладкого, которое даже у взрослых продолжает ассоциироваться с неподдельным удовольствием.

Важный момент - интуиция . Например, ребенок может отказываться от определенных продуктов при некоторых видах дисбактериоза или плохом состоянии зубной эмали - как бы заранее предохраняя себя от нежелательных болевых ощущений. Не списывайте со счетов детскую интуитивную заботу о здоровье.

Каша - состояние души

В некоторых случаях пищевая избирательность может свидетельствовать о жестком самоконтроле ребенка. Понаблюдайте за малышом: если цветная капуста рождает в нем чувство тревоги - это может быть неосознанная попытка сына или дочери обратить на себя внимание, рассказать близким о страхах и желаниях. Или наоборот - с помощью отказа от гречки с молоком или бабушкиных пирогов ребенок стремится закрепить свою автономию и показать власть над родителями (звучит демонический детский смех). Других способов самоутвердиться у него пока нет. Это необходимый этап пребывания в оппозиции чрезмерной родительской опеке. Самый простой способ найти общий язык за столом - предлагать юному бунтарю блюда на выбор. Он сможет и характер проявить, и нормально поужинать.

ФОТО Pavel Kryukov СТИЛЬ Liliya Simonyan

Детей с сенсорным вектором развития (это те, кто любит обниматься, им нужно все обязательно потрогать) могут раздражать продукты определенной текстуры и температуры. Чаще всего это блюда с кусочками, бесформенная пища или та, что подсознательно напоминает выделения слизистой организма («Сами ешьте эти сопли!»). Малыши, которые по жизни любят глазами (представители зрительного вектора), всегда реагируют на внешний вид блюда. Обычный рис может показаться им слишком скучным и унылым, а вот выложенный в форме японских островов Хоккайдо и Хонсю ребенок станет уплетать за обе щеки и заодно подучит географию. Одно из объяснений, почему дети так сильно любят макароны , - их гораздо интереснее есть, чем какую-нибудь манную кашу . Проявляйте креатив, украшайте блюда. Ребенок не ест банальные овощи кубиками в супе? Нарежьте их треугольниками или звездочками. Или купите «тематические» тарелки с рожицами, которые можно дополнить с помощью продуктов: выложить из зеленого горошка бороду, из пюре - волосы, а из маслин - глазки.

У избирательного аппетита есть несколько подвидов. Самая популярная разновидность - неофобия. Это когда ребенок в какой-то момент отказывается от еды, даже к ней не прикоснувшись, просто потому, что она ему незнакома. Родителям кажется такое поведение абсурдным («Как можно отказываться от того, что ты даже не попробовал?!»), в то время как именно неофобию проще всего объяснить все тем же древним инстинктом самосохранения: ребенок не хочет рисковать, боится ввести в организм продукт, который ему чужд. Более того, полноценный отказ от продукта можно считать засчитанным, если его отвергли как минимум 15 раз! Вопрос в другом: хватит ли у родителей и бабушек терпения, нервов и запаса валокордина, чтобы предлагать ненавистное блюдо снова и снова?

Ложки в сторону

В большинстве случаев проблема избирательного аппетита надуманная и однозначно обусловлена факторами воспитания. В борьбе с капризами все средства хороши? Вот уж нет, бороться с нехочухами нужно по всем диетическим и психологическим правилам. Помните гиппократов принцип - «Не навреди»?

Первое. Никогда не кормите ребенка насильно и не заставляйте доедать все, что лежит в тарелке, - станете причиной детских проблем с пищеварением и психикой. Начинает топать ногами, плакать, капризничать? Объявите, что обед закончен, - в следующий раз съест столько, сколько захочет. Не настаивайте, если малыш не принимает определенный фрукт или овощ, а вам он кажется запредельно вкусным и полезным. Оставьте за ребенком право от души ненавидеть один-два конкретных продукта - в конце концов, с его мнением вы тоже должны считаться.

Второе, популярное. Не развлекайте малыша за столом. Сказки, ложки-самолетики и вилки-паровозики, мультики на айпаде не помогают, а мешают - ребенок чисто механически открывает рот и совершенно не понимает, что именно ест. У него формируется вредная пищевая привычка, способная обернуться избыточным весом в будущем.

Третье. Не давайте ребенку баловаться едой. Как только малыш начинает выбрасывать помидоры на пол, как это делают на испанском празднике Томатина, или художественно размазывает кашу по стульчику - включайте команду: «Отставить тарелку!»

Четвертое. Порочная практика - использовать еду в качестве повода к вознаграждению. Например, вы обещаете сыну: «Съешь овощи - получишь десерт». Это приводит к тому, что еда, доставшаяся в награду, приобретает еще большую привлекательность, при этом совершенно не стимулируя ребенка в перспективе есть больше овощей.

Пятое. Дети - маленькие обезьянки, которые повторяют то, что делают взрослые. В том числе и за столом. Поэтому, прежде чем упрекать ребенка в том, что он чего-то не ест, загляните в свою тарелку.

Плохой аппетит у детей может быть по разным причинам. Каждый ребенок индивидуален. Если самочувствие чада не вызывает опасений у мамы и врачей, то прежде всего стоит обратить внимание на то, как привыкли есть в семье. Кроме того, у маленького ребенка могут быть свои вкусовые пристрастия, как бы нам, взрослым, это ни казалось невозможным.

Разделить нельзя смешать

Прежде всего откроем большой секрет: дети - ужасные консерваторы, все новое вызывает у них опасения. Особенно это касается еды. Например, любимое чадо не любит, когда продукты смешаны, поэтому не ест супы или салаты. Или, наоборот, отказывается есть, если продукты лежат на тарелке отдельно друг от друга. Кто-то не выносит творог, потому что не нравится его консистенция. Другим не по вкусу пюре, а третьи хотят видеть в бульоне только круглую морковь, квадратики уже не годятся. Не стоит расценивать такое поведение сына или дочки как простой каприз. Ребенок имеет такое же право, как и родители, есть, что он хочет, и в том виде, в каком ему нравится.

Важный нюанс, касающийся самых маленьких. Иногда малыши отказываются есть более плотную пищу, например, котлетки, запеканки и другие продукты. Вероятно, грудничок не научился самостоятельно пережевывать пищу из-за того, что родители долгое время кормили кроху только сильно измельченным (гомогенизированным) баночным пюре.

А что в меню?

Однообразная еда тоже может быть причиной плохого аппетита. Ребенку просто надоели продукты, которые вы ему регулярно предлагаете. А что делать? Выбора-то нет. И в магазин сбегать купить себе что-то вкусненькое он тоже не может. Вот и мучается за столом. Бывает и наоборот. У ребенка есть одно блюдо, которое он может есть на завтрак, обед и ужин. И если любимых продуктов в доме нет, то дитя «объявляет голодовку» до тех пор, пока привычная еда не окажется на столе. Увы, здесь недоработка взрослых, которые вовремя не предложили ребенку разнообразное питание. У малыша не сформировались вкусовые привычки, вот он и боится попробовать что-то новое. Исправить ситуацию можно, но быстро это сделать не выйдет, родителям придется очень постараться.

Дай конфетку!

Многие семьи совершают одну и ту же распространенную ошибку - позволяют детям перекусы между едой. Ну как отказать ребенку, который просит всего лишь один кусочек хлеба. Конечно же, дашь. Однако не стоит тешить себя надеждой, что ваше чадо неосознанно выбрало модное нынче дробное питание. Ничего подобного. Наоборот, нахватавшись всего и понемногу в течение дня, в положенное время он откажется есть, поскольку сыт. Кормить можно только голодного ребенка.

По образу и подобию

Еда - это потребность, которую надо удовлетворить. Мы, взрослые, это знаем, а вот ребенок пока нет. Так что задача родителей - научить его этому своим примером. И вот тут загвоздка. Если мама с папой едят"на бегу«, в доме нет традиции семейных обедов, то объяснить сыну или дочке, что надо соблюдать режим питания, сложно. Ребенок не понимает, что ему делать, чему верить и не знает, как проявить интерес к еде.

Капризы за столом бывают в семьях, где родители уделяют много внимания процессу кормления. Для многих мам главная задача - чтобы ребенок поел. Чадо все это понимает и устраивает из процесса приема пищи театр одного актера, где родители - самые заинтересованные зрители. Накал страстей спадет, если сделать вид, что не очень интересно. Лучше больше уделяйте внимания ребенку в другое время.

Аппетит вернется, если

  • Установить и соблюдать режим питания. Это обеспечит стабильную работу органов пищеварения, а также своевременное и максимальное выделение пищеварительных соков, что поможет аппетиту разыграться.
  • Последовательно и спокойно в соответствии с режимом питания предлагать ребенку еду. Не раздражаться, если малыш отказался есть. Просто убираете тарелку со стола и ждете следующего кормления. Не сердиться, если съедена лишь часть порции. Позже ребенок поест чуть больше. Не стоит волноваться, если дитя пропустит несколько кормлений (от одного до трех). Все необходимые питательные вещества восполнятся за счет внутренних ресурсов организма - своеобразных «депо», находящихся в печени, мышцах и других органах.
  • Исключить перекусы между едой.
  • Чаще бывать на свежем воздухе. Долгое нахождение в помещении, кислородное голодание снижают скорость обменных процессов и аппетит.
  • Разнообразить питание ребенка, обязательно предлагать новые продукты. Позвольте ребенку самому выбирать, что есть, предлагая на выбор несколько блюд. Однообразие чревато развитием таких заболеваний, как анемия, гиповитаминоз, дисфункция желудочно-кишечного тракта и прочее.
  • Самим родителям в присутствии ребенка есть с большим аппетитом.
  • Сделать процесс еды интересным - например, суп можно есть через трубочку, а завернутая в фантик котлетка станет соблазнительной конфеткой. А если ребенку предложить самому участвовать в приготовлении блюда, то его, как минимум, захочется попробовать, а может даже и съесть.
  • Привлекать малыша к сервировке стола. Возбуждению аппетита способствует красивая скатерть, посуда, а также то, что ребенок
  • самостоятельно пользуется ложкой или вилкой.
  • Отправиться на обед в ближайшее кафе. Замечено, что дети обожают есть вне дома.
  • Сажать ребенка за стол с детьми, которые хорошо едят. Чужой пример заразителен!

А есть ли проблема?

Часто родители склонны преувеличивать масштаб трагедии. Если в семье никто никогда не отличался отменным аппетитом, так почему ребенок должен есть за троих? Если ваш сын или дочка всегда мало ели, то есть и вчера, и неделю назад, и даже месяц, при этом ребенок активен, весел и развит, то успокойтесь, у него все в порядке с аппетитом. Ваш ребенок - «малоежка».

Да, и такие бывают. А вся проблема в том, что поведение малыша не соответствует вашим родительским ожиданиям. Мама готовила, старалась, полезные продукты покупала, всю душу вложила, а ребенок чуть-чуть «поклевал», и все. Выходит, не оценил усилий. Конечно, любому будет обидно. Родителям можно только посоветовать успокоиться и попробовать изменить свой взгляд на ситуацию.

Категорически нельзя

SOS-сигнал

Аппетит в нас заложен природой, это неотъемлемая потребность организма. Так что желание есть у ребенка должно непременно возникать. При одном условии - что он здоров. Если вы заметили, что малыш отказывается от еды, присмотритесь к нему, не стал ли он в последнее время бледным, вялым, плаксивым, нет ли сонливости или раздражительности. Возможно, ребенок жалуется, что ему больно глотать или тяжело дышать. Проверьте, нет ли покраснений или высыпаний на коже. Вздутие живота и изменение стула тоже должно насторожить родителей. Измерьте температуру ребенку. Любой из этих симптомов может быть сигналом о начале заболевания. Обязательно обратитесь к врачу.

Отказ от еды также может быть сигналом о психологических проблемах у детей. Конфликты в семье, развод родителей, проблемы в общении со сверстниками, воспитателями или учителями, рождение братика или сестрички, смена школы или детсада - все это может вызывать сильные переживания у ребенка и негативно сказываться на аппетите. Помочь чаду должны родители - вместе с ребенком разобраться в проблеме и снять причину нервного напряжения.

Аппетит у детей может отсутствовать из-за страха. Как реального - у ребенка уже был негативный опыт насильственного кормления, так и мнимого, то есть это могут быть фантазии на основе реальных событий. С этой непростой ситуацией родители не всегда могут справиться сами, лучше обратиться к психологу.

Примерное меню для детей от года до трех лет

Дети старше 3 лет чаше всего ходят в дошкольные учреждения, где свое меню на каждый день. А малышам до года питание назначает педиатр.

ЗАВТРАК: каша (200 мл), кусочек хлеба, сыр (10-15 г), сливочное масло (5 г), некрепкий чай с молоком (150 мл).

ВТОРОЙ ЗАВТРАК: 150 мл фруктовый (молочный) напиток (150 мл) или свежие фрукты (100 г).

ОБЕД: суп (150 мл), мясное (рыбное) блюдо (около 70 г), гарнир из овощей, разваренной крупы или вермишели (100 г), 100 мл
напиток (компот, морc, сок) (100 мл), кусочек хлеба.

ПОЛДНИК: кефир, йогурт или молоко (150 мл), творог (50 г), печенье или вафли (1шт), фрукты (100 г).

УЖИН: каша (200 г) или отварные овощи, вермишель или разваренные крупы (150 г) с блюдом из мяса или рыбы (70г), чай (150 мл), кусочек хлеба.

ПЕРЕД СНОМ: кисломолочный напиток (150 мл).

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку !



Рассказать друзьям