Каким должен быть подросток? Психологические особенности детей в подростковом возрасте.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Подросток – это уже достаточно сформировавшаяся личность. По своему физическому, физиологическому и психологическому состоянию они близки к миру взрослых. Но ввиду их небольшого жизненного опыта между взрослыми людьми и подростками возникают непонимания и недоразумения. Очень часто взрослые забывают о том, что и они были в таком возрасте, а подростки еще не знают, какими будут они через несколько лет.

Необходимые знания для подростка

Рассмотрим, каким должен быть подросток. Поскольку подросток находится на грани детства и взросления, его ближайшее будущее для него пока непонятно и немного пугающе. Поэтому он должен знать о том, что с ним происходит и понимать происходящие с ним вещи, чтобы в дальнейшем избежать ошибок. Подрастающее поколение должно знать:

  • О периоде полового созревания. Взрослые должны объяснять им о том, что такое любовь, сексуальность и половые отношения. Во время периода полового созревания у подростков появляются новые ощущения, меняется их тело, происходит смена настроения. Родители и педагоги должны уберечь их от лживой информации и постараться ответить на интересующие их вопросы.
  • Что необходимо делать, чтобы избежать соблазна алкоголя. Все родители очень переживают о том, чтобы их дети не попали под влияние вредных привычек, таких как курение, алкоголь и наркотики. В подростковом возрасте дети относятся к этому беспечно, они еще не совсем осознают о тех последствиях, которые могут возникнуть в результате их употребления. Поэтому о том, что должен знать подросток в отношении приема алкоголя и наркотиков является очень важным моментом в его жизни. Для этого родители должны постоянно контролировать ребенка и проводить беседы на эти темы. А в случае необходимости обратиться к психологу.
  • О трудоустройстве. Дети в подростковом возрасте имеют право на временное трудоустройство, и они должны знать о том, сколько часов в неделю они могут трудиться в зависимости от возраста и в соответствие с действующим законодательством. Например, подростки в возрасте 15 - 16 лет могут работать пять часов в день, а учащиеся имеют право работать не больше 2,5 часов в день.
  • О деньгах. Родители должны обучать подростков о том, как необходимо вести себя в отношении денег, а именно:
    • они должны учиться экономии
    • уметь вести счет деньгам
    • уметь тратить с умом
    • учиться жить по средствам

Внешний вид подростка

Рассмотрим, как должен выглядеть подросток. Практически все подростки хотят выглядеть модно, им хочется носить одежду, которая на данном этапе будет выражать их внутренний мир, соответствовать их желаниям и интересам. Следуя определенному стилю, они хотят выразить с помощью одежды свою личность. Некоторых взрослых раздражает кричащий вид юноши или девушки, и они считают, что у таких молодых людей проблемы психологического характера. Не стоит на этом акцентировать внимание и тем более усугублять и без того нелегкий переходной возраст, ведь им порой очень сложно распрощаться со своими детскими мечтами и тяжело понять окружающую действительность. У каждой группы людей есть свои приоритеты в стиле одежды, например, есть любители одежды в стиле хип-хоп, а есть подростки, которые любят романтический или спортивный стиль. Каждый из этих стилей выражает его внутренний мир и увлеченность чем-либо. В любом случае внешне все подростки должны носить чистую и опрятную одежду, а родители всегда должны суметь их понять, поддержать и при необходимости уметь направить и посоветовать.

Книги для подростков

Во многом формирование личности ребенка происходит на основе прочитанных книг. Поэтому, по мнению известных умных людей, книги, которые должен прочитать подросток, должны быть актуальны в наше время, так как без знаний и чувств никак не обойтись. Среди наиболее популярных книг, читатели выделяют произведения Пастернака, Пелевина, Улицкой, Окуджавы, Ильфа и Петрова, Митчелла, Гюго и др.

85 вопросов к детскому психологу Андрющенко Ирина Викторовна

Половое воспитание, или Что должен знать подросток о сексе

Как вести себя с подростками в период полового созревания?

Родители должны проявить особый такт, помогая детям в период полового созревания поверить в свою привлекательность, в собственные силы. Здоровее и проще, когда с девочкой о половом созревании говорит мама, а с мальчиком – папа. Такой разговор становится более интимным и доверительным.

Мама поможет девочке почувствовать себя более уверенно, гордиться переменами, за которыми девочка наблюдает со смешанными чувствами. Поможет справиться с приближением менструаций, даст совет при выборе первого бюстгальтера. Подготовительная беседа снимет покров тайны с перемен, о которых девочки шепчутся по углам да смущенно хихикают. Папа поможет сыну подготовиться к появлению поллюций и рассеет его страхи, что с ним происходит что-то непристойное или гадкое. Папа подтвердит, что он тоже видел эротические сны, что присутствие в этих снах самых неподходящих для секса персонажей – дело обычное. Папа поможет мальчику выработать уважительный тон в беседах о девочках, покажет пример, какими словами приличные люди обычно обсуждают свои эмоциональные и сексуальные переживания.

Есть ли разница в половом развитии мальчиков и девочек-однолеток?

Есть, и очень существенная. Хотя они и одного возраста, занимаются в одном классе и всё у них, помимо телосложения, казалось бы, должно быть одинаковым. В подростковый период, который начинается с двенадцати лет, возникает резкое различие в сексуальном развитии. У мальчика оно происходит стремительно и достигает максимального уровня с самого начала. У него появляется неосознанная тяга к физической близости с представительницей противоположного пола, чтобы освободиться от сексуального напряжения, тяготящего и не дающего покоя, отвлекающего от всех других дел. С какими-либо эмоциями это желание пока что никак не связано. Подросток готов «хоть кого». Своего рода эпицентром чувствительности ярко выраженных ощущений становится член и прежде всего его головка, способные к эрекции от одной только мысли, а не только прикосновения собственной руки.

У девочек же в этом возрасте – от двенадцати до шестнадцати лет – сексуальное пробуждение происходит медленно и постепенно. У них еще к тому же не развита чувствительность кожи в тех местах, которые принято называть эрогенными зонами, а именно на груди и половых органах. Поэтому они не испытывают, как их сверстники-мальчики, потребности в физических чувственных ощущениях от прикосновений. У них пробуждение сексуальности проявляется в стремлении к чисто эмоциональной любви – в симпатии, внимании, заботе, нежности.

Что делать, если подросток нашел порнографический журнал (кассету)?

Если в доме есть подобные вещи, то, конечно, их нужно получше прятать. Но если журнал всё же найден, наверное, стоит сказать, что вы не заинтересовались этим журналом, потому что там сексуальные отношения изображены карикатурно и неприятно. Просто вы забыли избавиться от журнала (кассеты).

«Недавно мы с мужем случайно обнаружили в домашнем компьютере порнографические картинки и фильмы, которые наш 17-летний сын, видимо, скачал из интернета или же получил от приятелей. Мы были в шоке, поскольку порнография была очень откровенная. Понимаем, что возраст ребенка располагает к подобным увлечениям, но мы в свое время такого не видели! Что теперь делать? Говорить ли сыну, что его файлы обнаружены? Если да, то в какой форме, чтобы не обидеть его и чтобы он не замкнулся в себе… И как себя вести в дальнейшем? Мне просто стыдно, что мой сын видел и знает ТАКОЕ».

В возрасте 16–18 лет современные дети видят в кино, по телевидению и в интернете столько сексуальных взаимодействий, сколько не видели их бабушки и дедушки за всю свою жизнь. Неудивительно, что осведомленность сына в этом вопросе гораздо больше вашей. Запомните несколько вещей. Юношеская сексуальность носит ярко выраженный «экспериментальный» характер. Это вовсе не значит, что все увиденное подросток будет использовать в своей сексуальной жизни, но знать об этом вполне для него приемлемо. В сознании подростков удивительным образом совмещается чистое, романтическое отношение к любви и тяга к «грязному» сексу. Часто платоническое чувство любви юноша испытывает к одной девушке, но заниматься сексом предпочитает с другой. Не волнуйтесь: несмотря на то, что ваш «сын видел и знает такое», ему доступны высокие отношения и он понимает разницу между любовью и сексом. Просто сейчас больше интересуется вторым. Пусть вас не смущают эти картинки и фильмы.

Если вы достаточно долго понаблюдаете за общением своего сына с ровесниками, то узнаете, что подростки не только смотрят, но и обсуждают увиденное, используют некоторые услышанные фразы в общении. Взрослых коробят грубые высказывания сексуального характера, однако возможность вербализировать свои переживания сильно снижает сексуальную напряженность, а она так велика, что даже разговор о тычинках и пестиках для подростков несет ярко выраженный сексуальный характер, он вызывает приступы смеха. Это всего лишь разрядка! Не придавайте этому большого значения. Не говорите сыну что его файлы обнаружены, это нарушает личное пространство подростка и может привести к отчуждению и ухудшению ваших отношений. Однако вам необходимо дать ему понять, что вы понимаете увлечение юноши эротикой и, хотя и не разделяете этого увлечения, не считаете его криминальным. Снимите пелену запретности с сексуального вопроса, возможно, ребенку лучше обсудить многие вопросы с вами, а не с друзьями.

Советы родителям:

Смотрите вместе с подростком фильмы о любви, скажем, о Ромео и Джульетте. Предложите ему хорошие романы о первой любви.

Обсуждайте с сыном или дочерью просмотренные фильмы и прочитанные книги о первой любви. При этом дайте говорить подростку и старайтесь только слушать его.

Уважайте чувство подростка. Не смейтесь над ним и не говорите, что он еще слишком юный, чтобы любить по-настоящему.

Не критикуйте избранника (избранницу) вашего ребенка.

Тотальный контроль только усугубляет желание насолить старшим и вести себя более вызывающе.

Говорите с подростками о любви, о вопросах пола открыто, спокойно и уважительно.

Говорите о беременности и родительском труде, об ответственности друг перед другом.

Учите ребенка говорить: «Мне неприятно. Я к этому не готов».

Не позволяйте ребенку сделать влюбленность своей главной работой – приучите его к тому, что школа, кружки и домашние обязанности остаются незыблемыми.

Из книги Педология: Утопия и реальность автора Залкинд Арон Борисович

А. Б. ЗАЛКИНД ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ОТ АВТОРА В основу книги положен цикл лекций, прочитанных автором в 1926 году на центральных педологических курсах при Наркомпросе. Материал же самих лекций накоплялся, начиная с 1919 г., и постепенно опубликовывался в ряде докладов среди

Из книги Как учиться и не уставать автора Макеев А. В.

XVII. Физкультура и половое воспитание Не нова истина, что все воспитание детства - это стопроцентная физкультура. Воспитание - формирование здоровья, без которого ни социально-творческие, ни узко-специальные задачи воспитания не будут выполнены. Поэтому ясно, что

Из книги Тайм-менеджмент для мам. 7 заповедей организованной мамы автора Гончарова Света

А. Б. ЗАЛКИНД ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ЮНЫХ ПИОНЕРОВ 1. О плохом и хорошем в половом воспитании пионеров В пионерской работе, как и во всякой педагогической работе над возрастом 10–16 лет, большое место занимает половое воспитание.Половые переживания, половые интересы

Из книги Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка автора Петрановская Людмила Владимировна

8. Коллективизм и половое воспитание Что же именно дает детский коллективизм, коллектив пионеротряда для целей здорового полового воспитания?Во-первых, колоссальное воспитательное значение имеет совместная работа мальчиков и девочек на общей идейно-этической почве.

Из книги Качая колыбель, или Профессия «родитель» автора Шереметева Галина Борисовна

Глава 7 Половое воспитание

Из книги Родители без границ. Секреты воспитания со всего мира автора Гросс-Ло Кристина

Из книги Антистресс для родителей [Ваш ребенок идет в школу] автора Царенко Наталья

Глава седьмая От 12 до 15. Подросток: прыжок через пропасть Стоит человеку сказать: «У меня сын (дочь) подросток», как ему отвечают «понимающим» взглядом. А то и прямо говорят: «О, это да! Сочувствую!» или «Ох, у нас, слава Богу, это позади, вспомнить страшно» или «А нам еще

Из книги Саммерхилл - воспитание свободой автора Нилл Александр Сазерленд

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Из книги автора

Из книги автора

Половое воспитание Если родители не только не запрещают детям задавать любые вопросы, но и честно отвечают на них, половое воспитание становится естественной частью детства. Очень вредны псевдонаучные объяснения. Я знаю юношу, который получил именно такое воспитание и

Из книги автора

О сексе Что в точности означает слово «порнография»?На этот вопрос ответить нелегко. Я бы определил порнографию как непристойное отношение к сексу и другим естественным функциям, отношение виноватое, что-то вроде того, что испытывают подавленные школьники, шепчущиеся и

Из книги автора

Половое воспитание дошкольника, или Когда начинать говорить с ребенком о сексе Целенаправленно говорить на «интересную» тему нужно лишь тогда, когда ребенок начинает задавать конкретные вопросы. Развитие каждого ребенка индивидуально. Кто-то начинает интересоваться

Из книги автора

Половое воспитание, или Как говорить с ребенком о деторождении Обычно даже самые спокойные и компетентные родители смущаются и расстраиваются, сталкиваясь с простейшими вопросами ребенка: «А как я появился?» Между тем сексуальное воспитание – очень важная и

Из книги автора

Если подросток бунтует Прежде всего помните, что в переходном возрасте он бунтует не против вас лично. И все неприятные качества подросткового периода – заносчивость, негативизм, агрессивность, желание спорить со всеми и обо всем – это прежде всего попытки обрести

Из книги автора

Что делать, если подросток не хочет учиться Причина 1. Самая простая: достигнув подросткового возраста, дети вдруг задаются вопросом: для чего это нужно? Да, не удивляйтесь. Ведь аргументы, бывшие вескими для нас, до нынешних ребят попросту не доходят. Еще 15–20 лет назад

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

Подростки замыкаются в себе

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления


В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка - юноши или девушки - является наиболее сложным в жизни.


Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.


Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.


Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.


Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того - это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.


Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.


Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.


В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.


В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.


Школьная дезадаптация - основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

Воспитывать ребенка - это очень сложная задача для любого родителя. И она становится еще сложнее в процессе взросления. И когда вашим детям исполняется 15 лет - вас ждет невероятная головная боль, потому что это очень сложный возраст. К сожалению, в большинстве случаев ребенок подходит к этому моменту совершенно неподготовленным, потому что родители не знают, что рассказать детям о подростковом периоде, да и часто дети не хотят слушать своих родителей. Однако вам обязательно стоит выделить самые важные вещи, касающиеся данного возраста, и постараться их всеми возможными способами донести до ваших детей, чтобы облегчить им жизнь. Вот что вам обязательно нужно сказать вашим детям.

«Я никогда не стану твоим лучшим другом»

«Я никогда не буду твоим лучшим другом, потому что я уже - гораздо больше. Я твой постоянный помощник, я твоя группа поддержки, я люблю тебя больше всего на свете с того момента, как ты родился - и это не изменится никогда и ни при каких обстоятельствах, независимо от того, что бы будешь говорить или делать».

«Думай за себя, для этого у тебя есть мозг»

"Будучи родителем, я могу помогать тебе, влиять на тебя, оказывать тебе поддержку в принятии сложных решений. Но гораздо важнее, чтобы ты умел думать за себя, использовать свой собственный мозг, принимать решение самостоятельно, потому что я не всегда буду рядом, и тебе придется когда-нибудь все делать самостоятельно".

«Проблемы будут всегда - концентрируйся»

"Всегда концентрируйся не на человеке, а на проблеме, даже если ты знаешь, что именно этот человек и стал причиной проблемы. Таким образом ты сможешь более эффективно решить проблему, забыв о чувствах и эмоциях. Любая проблема в таком случае теряет часть своей сложности и становится более решаемой".

«Это не конец света»

"Требуется иметь большую храбрость, чтобы признать свои ошибки и взять на себя ответственность в том случае, если ты что-то сделал не так. Именно так и поступают взрослые, хотя некоторые люди никогда не взрослеют и всегда продолжают сваливать вину на кого-либо еще. Не будь таким человеком".

«Помни, в чем ты хорош»

"Успех для каждого имеет свое значение. Поэтому не ориентируйся ни на кого - создавай свой собственный успех, учитывая то, в чем ты на самом деле хорош. Выбирай для себя сферу, в которой ты уже хорошо разбираешься - и продолжай в ней совершенствоваться, чтобы достигнуть небывалых высот".

«Ты уникален»

"Сложно себе это представить, но ты на самом деле уникален, нет другого такого, как ты. В мире миллиарды людей, но нет такого же как ты. Ты не я и не кто-либо еще. Поэтому не пытайся быть мной или любым другим человеком - будь только собой. Это твоя жизнь, и только от тебя зависит, как именно ты ее проживешь".

«Пусть твой голос услышат»

"Сила слова может сделать очень многое - ранить, излечить, поднять дух или втоптать в грязь. Проще говоря, нужно сделать так, чтобы твой голос был услышан, но при этом правильно, для благих целей, а не для того, чтобы сделать кому-нибудь плохо. Говори то, что нужно сказать, но будь при этом вежлив".

«Секс и отношения - есть разница»

"Возможно, ты не считаешь, что об этом стоит со мной разговаривать, но на самом деле я для тебя по этому вопросу - лучший собеседник. И самое главное, что тебе нужно знать - это то, что секс и взаимоотношения являются разными вещами. Секс - это лишь физический акт, в то время как отношения - это единение душ".

«Социальные сети»

"Если ты хочешь, чтобы твоя жизнь оставалась под твоим контролем - не слишком углубляйся в социальные сети. Не стоит размещать фотографии личного характера и другие подобные вещи, потому что в социальной сети даже друзья могут оказаться не теми, за кого себя выдают, и ты можешь испортить себе жизнь сам".

«Переполнение эмоциями»

"Возможно, нам не удастся наладить тесные отношения, учитывая твой возраст, но при этом я все еще помню, что сам был в этом возрасте - и представляю, что это значит. Это целый взрыв эмоций, которые переполняют тебя через край, и иногда ты не можешь это контролировать. Поэтому умей себя сдерживать, чтобы потом не пожалеть о последствиях".

«Уважение может стать твоим лучшим союзником»

"Ты можешь этого не осознавать в таком возрасте, но в тебе заложен невероятный потенциал, и если ты будешь себя оценивать здраво и уметь себя ценить за то, кем ты являешься, то ты сам себе облегчишь жизнь. Но также не забывай, что уважать нужно и окружающих".

«Учеба не так скучна»

"Не думай, что учиться можно только на скучных уроках в школе. Обучение может быть гораздо более веселым, если правильно преподносится".

«Покажи мне деньги»

"Иметь собственные деньги - очень важно. В твоем возрасте ты можешь уже начать нащупывать свою дорогу в будущее и приобретать финансовую независимость".

«Тебе действительно все это нужно?»

«Люби жизнь»

"И самое главное - всегда люби жизнь, независимо от того, что в ней происходит".

Экологичное родительство: Немногие родители согласятся с тем, что подростковый период жизни их детей - самый приятный и волшебный. Наоборот, практически 100% детей после 12-го дня рождения - это больше не ваши милые и славные «зайчики», это совсем другие дети. Что нужно помнить родителям в период, когда «трудный возраст» еще только на горизонте?

Взрослеть не стыдно

Кара Наттерсон, педиатр и автор серии брошюр для ребят 10-12 лет «Care and Keeping of You», утверждает: немногие родители согласятся с тем, что подростковый период жизни их детей - самый приятный и волшебный. Наоборот, практически 100% детей после 12-го дня рождения - это больше не ваши милые и славные «зайчики», это совсем другие дети. Что нужно помнить родителям в период, когда «трудный возраст» еще только на горизонте?

Обычно я пишу для детей, но все чаще их родители просят научить меня тому, чему я научила в своих книгах их детей. И это очень правильно, потому что если дети будут понимать, что происходит с их телом и психикой, они смогут научиться контролировать свои эмоции и принимать правильные решения. Взрослым это понимание также необходимо. Поэтому, дорогие родители, прочтите те мои 10 советов, которые я даю ребятам от 10 лет и старше :

Взрослеть - не стыдно

Все люди взрослеют, это нормально. Сегодня двочки в среднем могут вступать в пубертатный период уже с 8-9 лет, а мальчики - с 9-10 лет. Конечно, это средние показатели, поэтому половина детей вступает в этот возраст еще раньше или позже. Первые признаки могут быть неявными, а могут и проступить очень четко. Два самых распространенных: резкие перемены настроения и более обильное потоотделение. «Качели» настроения приводят к ссорам с друзьями и стычкам с родителями, а вот обильный пот приводит к появлению неприятного запаха подмышек и ног.

Нет исключений

Почему-то взросление часто связывают с девочками, пока мальчик «вдруг» не оказывается «дядькой» с усиками. Это потому что девочки начинают созревать раньше и заметнее в начале, они также чаще демонстрируют свои эмоции по поводу этого. Но с мальчиками взросление тоже происходит не в один момент.

«Качели» - вещь неприятная

100% мальчиков и девочек говорят мне, что им самим не нравятся их перепады настроения. Они прекрасно понимают, что реагируют резко, грубо отвечают, делают глупости или находятся в угрюмом расположении духа, но ничего не могут с этим сделать. И вот почему: их мозг созревает медленно. И если ребенок выглядит как почти взрослый, то от него ждут «взрослого» поведения, а ведь его мозг еще не повзрослел. К 12-13 годам эмоциональный центр мозга уже полностью сформировался, это подпитывает импульсивность и готовность к риску. Зато префронтальная кора головного мозга, которая должна уравновешивать эмоциональный центр - совсем еще не готова. А она как раз отвечает за рациональное мышление, просчитывание последствий наперед и так далее. Сформируется она уже после 20 лет. Нет, у подростков она тоже есть и работает, но ее «мощностей» не хватает на то, чтобы уравновесить эмоции и импульсивность. Если детям объяснить это, они с облегчением поймут, почему они вроде бы знают, как правильно, а делают все равно не так, как надо.

Мозг можно перехитрить

Я долго объясняю детям, как созревает их мозг и как можно научиться принимать правильные решения, даже если префронтальная кора еще «не выросла». Вот некоторые подсказки:

    Посчитай до 10 перед тем, как что-то сделать : написать комментарий в соцсети, например, или сесть в машину с нетрезвым человеком, или пересказать сплетню. Просто посчитай медленно до 10 (до 20 или до 100) - пусть префронтальная кора получит время, чтобы проанализировать и решить, что делать.

    Не проси чего-то, к чему ты не готов. Если ты знаешь, что в определенной ситуации не сможешь правильно принимать решения - не лезь в эту ситуацию.

    Используй своих родителей как «отмазку» : очень трудно иногда сказать «нет», особенно друзьям, поэтому лучше «вали на серого». Скажи, что мама просто ужасная, она абсолютно не разрешает туда-то идти и то-то делать. Поэтому - нет. И можешь даже не благодарить маму за это «правило».

С 12 лет друзья имеют больший авторитет, чем родители

Вот это меня как врача пугает больше всего. Хорошо обратиться к другу, чтобы выяснить границы его знаний, узнать его мнение. Но когда нужна информация о фактах, обращаться следует к родителям или другим взрослым, которым ты доверяешь.

Если не доверяешь родителям, найди другого взрослого

Интернет - это не взрослый, достойный доверия. Это стоит запомнить. Во-первых, там полно непроверенной и неправдивой информации. И потом, в интернете полно самых разных изображений. Часто бывает, что подросток ищет научную информацию, а в итоге видит порно. Поговори с родителями или доверенным взрослым, если у тебя есть вопрос, который ты не можешь задать им. Родители, а вы, пожалуйста, не обижайтесь, если ребенок обращается не к вам.

Питание, спорт, гигиена, сон

    Это должно быть основой, которая никуда не девается в подростковом возрасте. И обычно именно вокруг этого и разыгрываются горячие споры детей и родителей. Но спорить тут не о чем: если хочешь вырасти здоровым, все это надо будет выполнять как и в детстве.

    Хорошо питайся, ты сам знаешь, что в твоем рационе слишком много фастфуда и не надо говорить 100 раз, насколько вредна сладкая газировка.

    Если не спорт, то физкультура, можно делать упражнения со всякими компьютерными играми и приложениями. Всего часа в день хватит, чтобы ты почувствовал себя лучше.

    Гигиена - это значит быть чистым. Немногие люди тебе скажут, что у тебя в зубах застрял салат, не говоря уже о запахе от тебя. Делай хотя бы минимум: душ с мылом, умывайся, чисти зубы утром и вечером, пользуйся дезодорантом.

    Сон - это дар, это время, когда ты растешь, поэтому для роста нужно спать. Во время сна все, что ты узнал днем, переносится в долговременную память - значит ты сможешь лучше написать контрольную и сдать экзамен. Во время сна лучше сгорают калории, а значит меньше откладывается жира. А еще здоровый сон - это более стабильное настроение на весь день!

Родители тоже были подростками

Мир поменялся за одно поколение, а вот мозг и тело человеческие функционируют так же. Если тебе нужен совет или помощь - обащайся. Если родитель не так понял или делает что-то не то - говори. Иногда ребенок идет с вопросом, а через 10 минут уже горько сожалеет о том, что спросил, потому что начинается лекция: «Вот я в твоем возрасте…» Просто скажи, что их воспоминания тебе не помогут, перенаправь их.

Выбирай правильные слова

Не надо говорить эвфемизмами, когда речь о частях тела - другой человек может не понять твоего «кода». Иногда разговор о чем-то может оказаться совсем о другом, отсюда и дезинформация. Некоторых пугают анатомические термины, потому что они думают, что это плохие слова, но в правильных словах ничего плохого нет.

Общение

Мир действительно изменился, способы коммуникации тоже, но, пожалуйста, получив нужную информацию из интернета, выключи гаджет и найди время для живого общения. Объясни родителям, что такое для тебя быть подростком, что ты чувствуешь. Поверь, они очень хотят об этом узнать!опубликовано

©Кара Наттерсон



Рассказать друзьям