Каждый ребенок имеет право на семью. " Поступил звонок

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 6. Приёмные дети по возрасту
  • Заключение
  • Литература

Введение

"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему" (Л.Н. Толстой).

Животные не бросают своих детёнышей и до последней капли крови бьются за их жизнь. А что происходит с нами, людьми? Особняком, правда, стоит один-единственный вид птиц. Своих птенцов они подкидывают в чужие гнёзда. Теперь, к сожалению, "кукушки" есть и среди людей.

Оглянитесь вокруг себя. И вы заметите, что с каждым годом всё больше детей, которые остаются брошенными и одинокими, в большинстве своём при живых родителях. Что они видят в семье, где их домашние не привыкли церемониться, устраивают скандалы, страшно ругаются? В этом выражается актуальность данной темы.

В качестве объекта исследования выступили отношения в семье между родителями и детьми.

Предметом исследования является судьба детей, оставшихся без попечения родителей обучающихся в Кукетской СОШ

Цель исследования: обосновать необходимость защиты детей от нерадивых родителей и их жизни в полноценной семье

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме и проанализировать полученную информацию

2. Выявить причины, по которым ребёнок проживает в замещающей семье

3. Описать жизнь детей в "чужих" семьях

В процессе работы над темой использовались следующие методы: поиск необходимой литературы, метод опроса и анкетирования, беседа.

Хотелось отметить, что в периодической печати имеется информация о детях, оставшихся без попечения родителей, о их жизни в семьях. Считаем, что материал на эту тему освящается ограниченно. Нужно материал выносить на публичное обсуждение, чтобы горе-родители чувствовали, что они совершили преступление.

Для работы над данной темой использовался материал, полученный в ходе анкетирования детей и родителей, собственное наблюдение, беседы с приёмными детьми.

Работа состоит из трёх основных разделов: введения, основной части, заключения. Тема раскрывается в трёх главах основной части. Имеется список литературы.

замещающая семья приемный ребенок

Основная часть. Имею право на семью?!

1. История замещающей семьи в России

Конец 1980-х и начало 90-х годов XX века в России примечателен новой идеологией и политикой в области социального сиротства: осознанием государством и обществом необходимости замены системы общественного (интернатного) воспитания детей-сирот системой семейного воспитания. Новым и долгожданным для многих специалистов органов опеки и попечительства было кардинальное изменение семейного законодательства, что позволило создать благоприятные условия для активного устройства детей-сирот в замещающие семьи - под опеку (попечительство) и на усыновление. Стали создаваться и профессиональные замещающие семьи.

Профессионализация труда семей, берущих детей на воспитание началось ещё в 1989 году, когда впервые стали создаваться семейные детские дома. В нашем крае первопроходцем стала семья Карловских из села Покча Чердынского района. Таких домов семейного типа было создано несколько, но широкого распространения эта форма устройства детей-сирот не получила.

С 1995 года Министерство образования РФ активно изучает отечественный опыт устройства детей, лишившихся родительского попечения, в патронатные семьи, которые существовали в России и в XIX веке, и в 20 - 50-е годы XX столетия. Эта форма устройства была отменена во времена правления Н.С. Хрущёва и на долгие годы предана забвению. И сегодня мы с гордостью осознаём, что являемся продолжателями духовного наследия и социального опыта наших предков, российской исторической традиции! Тафинцева Е.Р. Становление замещающей заботы в России.

В Пермском крае разработана и принята целевая программа "Семья и дети Прикамья на 2006 - 2010 годы". В рамках этой программы работают несколько законов, принятых Законодательным собранием начиная с 2004 года. Эти законы регулируют отношения, возникающие в связи с осуществлением исполнительными органами государственной власти, органами опеки и попечительства края полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А именно:

· Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время пребывания их в государственных и муниципальных учреждениях

· Реализация дополнительных гарантий прав на образование

· Реализация дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение

· Финансирование мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2. Почему ребёнок живёт не со своими родителями?

Только в семье дети получают ту преданную любовь, ласку и заботу, которую не встретят на всём своём жизненном пути. Но вы задумайтесь на мгновенье, все ли родители желают счастья и отдают теплоту своему чаду? Конечно же, нет.

Вот несколько отрывков из публикаций в местной печати:

" Поступил звонок. Из разговора становится ясно, что мальчик в деревне Сарапулка остался один. Мама вот уже два месяца не появляется дома: говорят, она устроила личную жизнь в Зюкайке".

"Раздаётся звонок из родильного отделения - роженица отказалась от ребёнка". Можно продолжать приводить много примеров. Автор данной работы проживает в приёмной семье Лыковой Натальи Александровны в деревне Тюриково. Поэтому рассказывает о себе, одноклассниках, подругах, учащихся Кукетской школы. Почему оказались в чужих семьях?

Раскрывая содержание выбранной темы, были опрошены опекуны и дети, которые проживают в замещающих семьях. Семьи, в которых проживают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей делятся на следующие виды:

· Опека и попечительство - семейная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты прав и интересов

· Патронатное воспитание - форма устройства ребёнка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя на условиях разграничения прав и обязанностей по защите его законных интересов между родителями (законными представителями), уполномоченной службой (организацией) и патронатным воспитателем

· Приёмная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на основании договора о передаче ребёнка, который заключается органами опеки и попечительства и приёмными родителями

Почти все опрошенные дети, которые проживают в "чужих" семьях, дали ответ на вопрос: какие условия жизни были со своими родителями?

· Семья была неблагополучная

· Родители часто пьянствовали

· Не смотрели за детьми

· Дети часто были голодными

· Оставляли детей одних на несколько суток

· Плохо одевали

· Плохо кормили

Вернуться в свою бывшую семью они не желают. Но если бы родители поняли своё преступное отношение к родным детям и в корне изменились, то многие вернулись. Одни очень скучают, другие боятся своих мам и пап. Ждут, что мама позвонит. Но иногда долгожданная мама "заявляется" к дочке пьяная, грубит, настраивает своих детей против приёмных родителей. Можете представить, что переживает несовершеннолетний ребёнок?

3. Кто проживает в "чужой" семье и кто их воспитывает?

В результате исследования выявлено, что в нашей школе учится 28 детей, которые проживают не своими кровными родителями. Это составляет 25,4% от всего количества детей в школе. Эти дети проживают в 15 семьях. В том числе в опекаемых семьях - 7 детей или 25%; в патронатных семьях - 12 детей, то есть 46,4%; в приёмных семьях - 8 детей, что составляет - 28,6%

Приёмные родители в основном женщины, из 16-ти человек мужчины составляют 12,5% или всего двое. Возраст приёмных родителей составляет от 40 до 50 лет. Проведённый опрос показал, что эти воспитатели взяли детей в свои семьи по разным причинам. Вот только некоторые: нет своих детей, дать образование и родительскую ласку, дети - родственники, чтобы дети не чувствовали себя изгоями в обществе. Но больше всего прозвучало, что ребёнок должен жить в семье. Был и такой ответ - это просто работа воспитателя.

На вопрос - какие черты характера, привычки, поступки можете отметить у приёмных детей? Получены ответы:

А) положительные качества детей - любовь к животным, красивые, отзывчивые, исполнительные, любят обсуждать вопросы в семейном кругу, добрые, а больше всего было отмечено трудолюбие.

Б) отрицательные качества - вспыльчивость, упрямость, не любят учиться, замкнутость, делают втихую, лень, ложь. Последние два качества преобладают.

Все опрошенные родители не жалеют о том, что занялись таким трудным делом воспитания. Было получено согласие на опрос приёмных детей. Ответы детей на вопросы анкеты. Опрошены из 28 детей - 20.

1. проживают в семьях лет: до 1 года - 1 человек, от одного до двух лет - 1 человек, 3 года - четверо, 4 года - пятеро, 7 лет - шестеро, 8 лет - один, 10 лет - один, 15 лет - один.

2. родители живы у 13 ребят, что составляет 65%.

3. дети отметили, что условия жизни в приёмной семье отличаются от жизни со своими родителями у всех детей в лучшую сторону.

4. в данной семье нравится: приёмные родители, условия жизни, все добрые, учат жизни, характер родителей, ухаживать за животными, одевают, поддерживают. Многие ответили коротко - нравится всё.

5. на вопрос: что не нравится в данной семье, получен ответ - ругают, родители строгие.

6. все дети ответили, что будут поддерживать связь в дальнейшем с этой семьёй, кроме одного ребёнка, который в настоящее время проживает в другой семье. Эта девочка в 11 лет сменила уже несколько семей, так как ей не нравится контроль за её учёбой, поведением со стороны родителей. ловек оставляют 12,5% или всего двое.

Автор данной работы рассказывает о себе: "меня зовут Таня Носкова, учусь в 9 классе. В настоящее время проживаю в приёмной семье Лыковой Натальи Александровны. Хочу рассказать о своих родных. Я жила с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, сестрой и братом. Моей маме 39 лет, её зовут Елена Александровна. Она живёт в г. Верещагино, но я не знаю её адреса, не знаю чем моя горе-мама занимается. Я вообще не хочу знать о ней ничего. Отец умер в апреле 2009 года, я его совсем не помню. Брат живёт в деревне с дедушкой и бабушкой. Денису 20 лет, закончил 9 классов и работает. Сестре Ксюше 9 лет. Она живёт в Осе, адреса её не знаю, так как это является в опеке закрытой темой. Я не понимаю, почему нас разлучили.

Дом, в котором мы жили, уже стоит разрушенный. Я его очень плохо помню, но вспоминаю, что там была одна комната и кухня.

Когда мама нас всех троих бросила, мы оказались в приюте. Через год меня взяла группа семейного воспитания. Воспитателем была Лилия Васильевна, но я не помню где. Затем я попала к Наталье Александровне. В дальнейшем я намерена поддерживать связи с приёмным родителем, но и навещать своих родственников.10

Моя жизнь очень сильно поменялась. Когда я жила со своими родителями, я не могла красиво одеваться, никто не следил за мной, голодала, мама оставляла на несколько дней одних. Сейчас мне очень хорошо и уютно. В приёмной семье приучают к труду, следят за учёбой, одевают. У меня есть своя комната и личные вещи. Я очень благодарна тёте Наташе, что живу у неё. Она меня любит, и я её очень сильно люблю. Семья мне стала родной".

Далее даётся характеристика детей по различным показателям.

4. Распределение детей по количеству в приёмных семьях

По одному ребёнку воспитывается в 6 семьях, по два ребёнка в 8 семьях и 6 детей в одной семье, которая проживает в д. Гудыри. Приёмные родители супруги Лекомцевы.

5. Распределение приёмных детей по успеваемости

Из 28 детей 13 детей обучаются на "хорошо" или имеют по одному или двум предметам тройки, 13 детей - троечники, а двое не успевают.

6. Приёмные дети по возрасту

Приёмные дети в возрасте 9 - 10 лет составляют 7% (2 ребёнка), 11-13 лет - 39% (11 детей), 14 лет - 23% (9 детей), 15 - 17 лет - 21% (6 детей). Из диаграммы видно, что преобладают дети в возрасте 14 лет.

7. Распределение приёмных детей по месту проживания

Приёмные дети, обучающиеся в нашей школе, проживают в следующих населённых пунктах: д. Крутики - 2 человека, д. Бородули - 9 детей, д. Тюриково - 4 ребёнка, д. Соболята - 3 детей, д. Гудыри - 6 детей, д. Кукеты - 4 ребёнка. Большинство детей проживает в деревне Бородули. Почти все дети, кроме проживающих в деревнях Кукеты и Крутики, ежедневно в школу прибывают на автобусе. Они составляют 80 %.

8. Распределение приёмных детей по полу

Из всего количества детей, проживающих в "чужих" семьях 13 девочек и 15 мальчиков, то есть мальчики в этих семьях преобладают.

9. Приёмные дети по поведению в школе

Имеют постоянные замечания по поведению в школе на уроках и в перемены из 28 приёмных детей - 22 учащихся или 80%.

10. Распределение детей по учебным классам

В начальных классах обучается 2 ребёнка: во втором и третьем классе по одному. В пятом классе - 3 детей, в шестом - 6 детей, что составляет 31% от общего количества учащихся класса, в седьмом классе - 5 детей, в восьмом классе - 7 детей или 41% учащихся класса, в девятом классе - 5 детей. Больше всего детей из приёмных семей обучается в восьмом классе, и они составляют почти половины учащихся класса.

Заключение

В процессе работы над данной темой была просмотрена информация в местной печати о детях, которые остались без попечения родителей. Материал взят из газет "Заря", "Верещагинский вестник". Использована информация из программы "Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы". Проведено анкетирование учащихся из приёмных семей, а также приёмных родителей. Кроме этого проведены собеседования с этими категориями детей и родителей. Некоторые дети с удовольствием делятся своими мыслями, другие неоткровенны.

В результате исследования приходим к выводу:

1. Дети довольны, что живут в семьях, где хорошие условия, о них заботятся, не обижают, создают все условия для учёбы и жизни. Все опрашиваемые отметили, что условия жизни в приёмных семьях отличаются в лучшую сторону.

2. Определены причины, по которым дети оказались без попечения родителей - это ненадлежащий уход, оставление детей в опасном положении.

3. Дети проживают в приёмных семьях длительное время и довольны, что у них есть семья.

4. Опрашиваемые дети считают приёмную семью своей, и большинство желают сохранить с ней связи в дальнейшем.

Над данной темой работа продолжалась более года. За этот период некоторые ребята окончили школу, поступили в профессиональные учебные заведения, но связи со своей новой семьёй не бросают. Автор благодарен всем ребятам, которые согласились рассказать о своих проблемах. Это конечно не легко, но нужно. Каждый ребёнок имеет право жить в своей семье и с родителями. Что делать с теми родителями, которые не хотят заниматься своими детьми? Почему они так поступают? Почему так страдают дети?

Литература

1. Проблемы воспитания ребёнка в замещающей семье. Областная целевая программа "Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы"

2. Материалы опроса и анкетирования детей из приёмных семей

3. Материалы анкетирования приёмных родителей

4. Собственное наблюдение

5. Материалы из периодической печати Верещагинского района Пермского края

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общие и специфические задачи современной узбекской семьи. Воспитание детей в однодетных семьях. Воспитание детей в многодетной семье интеллигенции. Воспитание детей в многодетных семьях рабочих. Воспитание детей в многодетных семьях дехкан.

    реферат , добавлен 23.08.2004

    Основные традиции социальной помощи детям-сиротам в истории. Сиротство в современном обществе. Особенности воспитания приемных детей. Социальная работа с детьми-сиротами в приемных семьях. Основные факторы дисфункциональных отношений в приемных семьях.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2015

    Проблемы, решаемые приемной семьей. Понятие приемной семьи, правовые документы и основные положения Договора о передаче ребенка. Подбор приемных родителей, участие в этом процессе органов опеки и попечительства. Права детей, передаваемых в приемную семью.

    реферат , добавлен 11.05.2009

    Дети, оставшиеся без попечения родителей, как категория социальной работы. Особенности фостерной семьи. Воспитание ребенка в условиях замещающей семьи. Решение проблемы устройства детей-сирот в международной практике. Развитие фостера в Кыргызстане.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2016

    Краткая история возникновения и развития института усыновления. Истории гибели российских сирот в иностранных семьях. Подпольная биржа детей в США, причины усыновления русских детей американцами. Гомосексуальные семьи в борьбе за право на усыновление.

    реферат , добавлен 10.04.2015

    Специфика детей с ограниченными возможностями как социальной группы. Социальные права детей-инвалидов в Российской Федерации. Оценка обеспечения социальных прав детей-инвалидов на базе ГУ СО "Кировский центр социальной помощи семье и детям" г. Волгограда.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2011

    Причины социального сиротства в России. Нормативно-правовые акты РФ и Калужской области по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства детей-сирот в России, процесс усыновления детей иностранными гражданами.

    дипломная работа , добавлен 06.11.2010

    Семейный стаж и его влияние на устойчивость семьи. Трансформация семьи и родительских ценностей в современных условиях. Бездетные семьи: демографические аспекты проблемы, положение детей в многодетных семьях, проблема психофизического благополучия детей.

    реферат , добавлен 16.11.2009

    Сущность и цель воспитания. Рассмотрение семьи как социального института формирования личности. Анализ воспитания детей в различных по структуре семьях. Выделение роли родителей в воспитании ребенка. Характеристика детей с нарушениями в развитии.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Теория социализации в современном обществоведении. Роль семьи в системе институтов социализации детей. Особенности развития детей в неполной семье, проблемы их адаптации в обществе. Экономическое положение неполной семьи как фактор социализации детей.

В связи с тем что государство считает своей приоритетной задачей подготовку детей к полноценному в обществе существованию, а само детство - важным жизненным этапом для человека, так как политика страны направлена на развитие патриотизма, увеличение рождаемости и поддержку многодетных ячеек общества, возникает вопрос о том, какие права у ребенка в семье и в социуме согласно этому.

Общие положения о правах ребенка и об их защите

В РФ права детей и их защита отражены и закреплены во многих законодательных источниках разного уровня, таких как Конвенция ООН "О правах ребенка", Конституция РФ, Кодексы страны, а также в некоторых Федеральных законах. Наиболее обширно личные права ребенка в семье и обществе РФ обозначены в Семейном кодексе и ФЗ 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".

В законодательстве РФ детьми признаются граждане, которым еще не исполнилось 18-ти лет. То есть они не достигли своего совершеннолетия.

Общее обеспечение прав ребенка осуществляется в РФ в соответствии с ФЗ 124. Согласно данному органы госвласти, должностные лица данных учреждений, родители и законные представители, медработники, педагоги, психологи и другие специалисты, занимающиеся воспитанием, развитием или образованием детей, должны содействовать защите их прав и интересов.

СК РФ в главе 11 определяет права несовершеннолетних детей. Семейное право регламентирует их возможности и полномочия как в семье, так и в социуме в общем.

Право жить и воспитываться в семье

Статья 54 СК РФ закрепляет за несовершеннолетним лицом право жить и получать воспитание в семье. А это значит, что во всех случаях, кроме тех, когда нарушаются интересы детей или есть угроза их жизни и здоровью, несовершеннолетние могут и должны жить с родителями, получать их внимание, заботу и опеку. При этом при отсутствии кровных матери и отца или лишения их прав в отношении собственных детей ребенок имеет право жить и воспитываться в специализированных детских учреждениях или в приемной семье. При таком положении дел приоритет отдается семейным формами воспитания, в детские дома несовершеннолетние попадают в крайних ситуациях.

Право на общение с родственниками

Помимо положений, прописанных в ст. 54 СК РФ, права ребенка включают в себя и его возможность общаться со всеми своими родственниками. В случае если родители находятся в разводе и проживают отдельно (даже если они находятся в разных странах), дети могут общаться как с матерью, так и с отцом в равной мере. А также их не могут ограничивать в коммуникациях с дедушками, бабушками, братьями, сестрами и т. п.

Права детей в семье на общение с родственниками включают в себя и взаимодействие ребенка со своими родителями в ситуации, когда несовершеннолетние находятся под арестом, в медицинском учреждении по решению суда или под стражей, в установленном законом порядке.

Право на получение фамилии, имени, отчества

Также права ребенка заключаются и в возможности детей иметь имя, фамилию и отчество. Законодатель уточняет, что имя дается родителями, фамилия - согласно той, что присвоена матери или отцу, а отчество по имени папы ребенка. Это в случаях, если другое не прописано в законах субъектов РФ (связанных с традициями и обычаями регионов).

Если родители не могут прийти к консенсусу в отношении выбора ФИО, то данный спор разрешает орган опеки и попечительства. А в ситуациях, когда отец не установлен, имя выбирает мать, фамилия присваивается ее же, а отчество назначается по человеку, записанному в папы со слов женщины.

Ребенку могут изменять фамилию и имя по соглашению родителей с момента достижения им возраста 14-ти лет. При этом фамилия может изменяться на фамилию другого родителя, а имя - на любое возможное.

Если один из родителей пребывает в местах лишения свободы, невозможно определить его место нахождения, он недееспособен, лишен прав на ребенка или попросту не занимается воспитанием или развитием сына/дочери, его мнение при смене имени (фамилии) не берется во внимание. А также стоит учесть, что изменять данные детей, которые достигли 10-ти лет, можно только с их согласия.

Право на выражение собственного мнения

В статье 57 СК РФ описано право ребенка на выражение собственного мнения. Согласно данному постановлению, дети могут высказывать устно, письменно или в другой доступной им форме личные мысли по поводу любого вопроса, который затрагивает их интересы.

Права ребенка состоят и в том, что их мнение может быть заслушано и принято во внимание судом в ходе разного рода заседаний. Как только несовершеннолетнему лицу исполняется 10 лет, учет его позиции обязателен. За исключением случаев, когда нарушаются интересы ребенка.

В частности, суд или органы опеки могут принять решение только с согласия детей старше 10-ти лет в вопросах:

    смены имени/фамилии;

    восстановления родительских прав;

    усыновления (удочерения);

    изменение ФИО приемного ребенка при оформлении или при отмене усыновления;

    записи приемной семьи в качестве матери и (или) отца;

    назначение опекуна ребенку.

Права детей в семье и социуме на выражение собственного мнения согласно Конвенции ООНдается ребенку независимо от еговозраста. Считается, что дети вправе высказываться по вопросам,касающихся их интересов, с того момента, как они становятся способными сформулировать свои мысли.

Право на собственные доходы и средства существования

Права ребенка в семье предполагают наличие и способность пользоваться собственными доходами и необходимыми средствами для существования.

Необходимые средства для существования - это предметы, продукты питания, одежда и другие материальные ценности, нужные детям для жизни, образования и развития. Согласно ст. 80 СК РФ, родители обязаны содержать собственного ребенка, выбирая форму и порядок такого обеспечения самостоятельно.

Если ребенок получает алименты от одного из родителей, то другой взрослый, воспитывающий его, вправе распоряжаться полученными благами в интересах несовершеннолетнего. Например, средства могут тратиться на воспитание, образование и развитие сына/дочки. То же самое касается пенсий и соц. выплат в полных и неполных семьях.

По требованию взрослого суд может установить обязательное перечисление не более 50-ти процентов от уплаченных алиментов на счет в банке, открытый на имя несовершеннолетнего лица.

Под собственными доходами законодатель предполагает денежные средства, имущество или другие материальные ценности, заработанные ребенком лично, подаренные ему или унаследованные. Такими вещами и предметами дети могут пользоваться и распоряжаться самостоятельно.

Ребенок имеют право на имущество родителей, а родители на его имущество - нет. Проживая вместе, они могут пользоваться и владеть вещами друг друга по обоюдному согласию.

В целом такие права ребенка в семье называются имущественными и прописаны они в статье 60 СК РФ. А в случае права общей собственности взрослых и детей, а также при осуществлении полномочий родителей по управлению имуществом несовершеннолетних в части владения, распоряжения и пользования ими, стоит обратиться к ГК РФ.

Право на защиту

Помимо того, что права ребенка в семье непосредственно закреплены законодательно, они также защищены некоторыми положениями кодекса. А именно статья 56 СК РФ устанавливает порядок охраны интересов несовершеннолетних лиц.

Защита прав ребенка в семье осуществляется родителями или законными представителями (опекунами, усыновителями). При этом несовершеннолетний имеет возможность защиты от злоупотребления со стороны взрослых по отношению к нему.

В случае, когда другому человеку становится известно, что права и интересы ребенка нарушены, его жизни или здоровью угрожает что-либо, гражданин обязан сообщить об этом в органы опеки. Особенно это правило распространяется на должностных лиц (учителей, медработников и других взрослых, имеющих постоянный контакт с данными детьми).

Сам ребенок также может обратиться в данный орган по соответствующему факту нарушения. А с 14 лет он может сразу подать заявление в суд.

Орган опеки и попечительства, в свою очередь, обязан своевременно отреагировать на поступивший сигнал и предпринять соответствующие меры.

Административная ответственность за нарушение прав ребенка

Нарушение прав ребенка в семье или в обществе влечет за собой определенные последствия, такие как уголовная, дисциплинарная или административная ответственность. Кроме того, родители или опекуны, ненадлежащим образом занимающиеся воспитанием, развитием и образованием собственных детей, могут быть лишены родительских прав.

Согласно статье 69 СК РФ, основаниями для этого могут стать уклонение от выполнения ими обязанностей (выплаты алиментов), отказ забрать своего ребенка из роддома, медицинской организации и подобного учреждения, злоупотребление своими полномочиями, жестокое обращение с детьми, алкоголизм, наркомания, совершение ими преступлений против жизни или здоровья собственных детей или супруга.

Изначально же взрослые, нарушающие права и интересы ребенка, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои обязанности, наказываются предупреждением и административным штрафом в размере от 100 до 500 рублей.

В случае нарушения представителями ребенка его права на общение с родственниками, с целью скрыть местонахождение несовершеннолетнего, помимо его воли, на данные лица накладывается санкция от двух до трех тысяч рублей. В повторившейся ситуации штраф увеличивается и составляет от четырех до пяти тысяч рублей, или же нарушителю вменяется до пяти суток ареста.

Уголовная ответственность за нарушение прав детей

Если же ненадлежащее воспитание детей сопряжено с жестоким обращением, то, согласно статье 156 УК РФ, родители или лица, на которых возложена данная обязанность, наказываются штрафом до ста тысяч рублей или размером в заработную плату (доход) совершившего преступление лица за один год. Иногда по данному факту родителям (законным представителям) назначаются либо обязательные работы до четырехсот сорока часов, либо исправительные работы на срок до двух лет.

Статья 150 УК РФ определяет ответственность взрослых за вовлечение детей в преступные деяния. Если такое нарушение совершают родители, то им вменяется лишение свободы сроком до шести лет. Если же при этом происходит насилие или угрозы, то наказание составляет от 2-х до 7-ми лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо без такового.

В ситуациях, когда вовлечение происходит в преступление, совершенное группой лиц, или является тяжким или особо тяжким, матери и (или) отцу назначается наказание в виде лишения свободы на срок от 5-ти до 8-ми лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо без такового.

Родители, которые вовлекали своего ребенка в постоянное употребление алкогольных напитков, наркотических средств, заставляли или способствовали тому, что несовершеннолетний бродяжничал или занимался попрошайничеством, подвергаются ограничению свободы от 2-х до 4-х лет либо аресту на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

Иные права детей

Таким образом, СК РФ - это своего рода памятка для родителей. Права ребенка в семье здесь выделены для большей наглядности в отдельную главу.

Но помимо основных полномочий ребенка, прописанных в кодексе, несовершеннолетние имеют права, закрепленные в других правовых источниках, например возможность разностороннего развития, бесплатного школьного и дошкольного образования, получения медицинской помощи. Дети могут получать различного рода пособия от государства. Они, как любой взрослый гражданин, также имеют право на уважение человеческого достоинства.

А также права ребенка в семье предполагают беспрепятственное получение и владение информацией о том, кто является его родителями, согласно Конвенции ООН. Исключение составляют некоторые случаи, например, когда дети появились на свет путем искусственного оплодотворения, при использовании биологического материала из специального банка.

Стоит отметить, что права ребенка в приемной семье ничем не отличаются от тех, которыми наделён малыш, проживающий с родными.

Родители в такой семье по отношению к принятому на воспитание ребенку исполняют обязанности опекуна или попечителя, обладают его правами и несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них функций в порядке, установленном федеральным законом и договором.

Современная семья и права ребенка - неразрывно связанные понятия, так как именно семья - это естественная среда обитания детей, а в настоящее время закон очень внимателен к несовершеннолетним как к будущему страны. Большую часть времени они проводят именно в стенах родного дома, получают воспитание и обеспечение со стороны собственных родителей. Но в связи с частными случаями, где встречаются недобросовестные взрослые, которые ненадлежащим образом выполняют свои обязанности, подвергают ребенка опасности, а иногда и откровенно издеваются над ним, закон должен не только прописывать и регулировать отношения, возникающие в данной ячейке общества, но и целенаправленно защищать интересы несовершеннолетних - тех граждан страны, которые в силу собственного возраста слабы, более уязвимы и часто не способны отстоять свои интересы.

Конкурс сочинений по правовому воспитанию

среди учащихся 8-11 классов образовательных учреждений Костромской области

Сочинение

«Имею право на семью»

Работу выполнила:

учащаяся 8 класса муниципального

общеобразовательного учреждения

Елизаровская основная общеобразо-

вательная школа Мантуровского муни-

ципального района Костромской облас-

ти Кешокова Виктория Муратовна.

«Кто в любви и радости живёт, того и кручина неймёт»

Русская пословица.

Каждый человек хочет любить, иметь семью, и имеет на это полное право.

На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, клуб по интересам или спортивную команду, - но лишь семья остаётся той группой, которую он никогда не покидает. Семья, дом и дети являются одной из составляющих развития человеческой личности.

Под семьёй, существующей в течение длительного промежутка времени, нужно понимать такую целостность, которая делится и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемственности. Способность восстанавливать своё единство в каждом следующем поколении – очень важная характеристика семьи.

Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением. Стабильные и крепкие семьи имеют только один момент-заключение брака и не имеют другого –развода.

Иначе говоря, первой, или начальной стадией семьи является заключение брака. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребёнок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребёнка и называется стадией роста семьи.

Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребёнка до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребёнок, обзаведшийся собственной семьёй.

На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткие, если следующие друг за другом по годам рождения дети по очереди покидают семью. Её называют зрелой фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети, и родительская семья превращается в место, где воспитываются внуки. Они занимают место, опустевшее после отъезда взрослых детей. Отчий дом вновь наполняется детским гомоном и заботами о подрастающем поколении. Но теперь это отношения между внуками и прародителями – бабушками и дедушками.

В разных семьях и в разных странах третья стадия продолжается неодинаковое время. Она заканчивается, как только внуки покидают дом своих бабушек и дедушек. Они взрослеют, а дом прародителей вновь пустеет. Начинается четвёртая стадия – стадия затухания. Она заканчивается смертью одного или обоих супругов.

Семья, откуда ушли все дети, называется «пустым гнездом». Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую – брачная пара остаётся наедине с собой. Разница лишь в возрасте. Вначале это молодая пара, теперь она состарилась, отчий дом покинула молодёжь.

В России, особенно на селе гораздо больше трёхпоколенных семей, когда пожилая пара живёт совместно с повзрослевшими детьми, которые заботятся о ней духовно и материально. Под одной крышей могут проживать и три, и четыре поколения.

Современная семья – первичная социальная и экономическая ячейка, включающая родителей и одного ребёнка. Её называют нуклеарной семьёй, потому что демографическим ядром семьи, отвечающей за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники – бабушки, дедушки, дяди, тёти и т.п. – относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной, многопоколенной. То есть семья расширяется за счёт 3-4 поколений прямых родственников, а не за счёт присоединения к нуклеарной семье дядей, кузенов и т.п.

Наша семья считается многопоколенной, так вместе с нами живёт моя прабабушка, которой 91 год. Всего несколько лет назад она была ещё здоровой, помогала вести домашнее хозяйство: пекла вкусные пироги, водилась со мной и моим младшим братом, напевая разные песенки, а их -то она знает огромное количество, так как моя прабабушка пела в местном фольклорном коллективе «Ухтубужье». Она очень интересно рассказывала о том, как в деревне справляли свадьбы, как родители встречали молодых. Ещё мне запомнилось, что во время свадьбы был обычай выносить наряженную ёлочку, напевая. Я очень удивилась, что прабабушка знает её всю наизусть в таком возрасте. Как только исполнилось прабабушке 90 лет, начались проблемы со здоровьем, и поэтому сейчас мы все заботимся о ней.

Одной из главных ценностей любой семьи является потребность всех её членов, особенно детей, в особой близости и любви, семейном общении. Внутренняя сплочённость современной семьи напрямую зависит от социально-экономического состояния общества, частью которого она является. Ведущую роль играют семейные связи, основанные на стремлении супругов к гармоничным отношениям в семье и в обществе, на взаимопонимании, уважении, глубоком и постоянном чувстве любви. Однако такие отношения требуют правильного воспитания и поведения, как детей, так и взрослых, большого такта, искренности, а когда надо – и гибкости. Постоянство чувств, эмоциональность, которые должны быть присущи современным родителям, являются одним из важнейших условий необходимых для нормальной семейной жизни, как родителей, так и детей.

В каждой семье должно быть равенство между её членами. Почему-то считается, что готовить обед или стирать, мыть посуду – женское дело. Многие мужчины обидятся, если им предложить этим заняться. Но ведь это совершенно неправильно! Родители работают, так почему же именно мама должна, придя домой, ещё и готовить, и убирать, и мыть посуду? И мама может повесить полку на кухне. Тем более что сегодня домашний труд облегчает умная техника, в которой современная молодёжь разбирается лучше своих родителей. Обычно как бывает: кто-то из членов семьи что-то умеет лучше, у него сноровистее получается – вот это и будет считаться его семейными обязанностями.

Я считаю, что самое правильное, если все домашние дела делать сообща. Или их выполняют по очереди, или тот, кто сегодня окажется свободнее. И потом вместе можно отдохнуть: пойти в кино, в театр, устроить домашнее представление, вместе почитать, устроить семейный праздник.

Современные семьи переживают далеко не лучшие времена, поскольку основные усилия родителей направлены не на формирование духовно-нравственной сферы, а на физическое выживание членов семьи.

Счастливой считается та семья, в которой было бы не меньше двоих детей. Но как прожить такой семье при минимальном семейном бюджете в 5300 рублей. Заработная плата у многих работающих нищенская, и эти семьи едва «сводят концы с концами». Мизерные пособия в размере 150 рублей на детей до 1,5 лет от нищеты не спасают. При нынешнем общественном строе иметь детей для многих россиян стало непозволительной роскошью.

Хорошо, что государство решило помочь родителям, издав закон «О материнском капитале». Исходя из этого закона, семья при рождении второго или третьего ребёнка получит определённую сумму. Воспользоваться ими можно на улучшения жилищных условий, платы за обучение.

Многим людям приходится подрабатывать в вечернее и ночное время, чтобы как-то прожить. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, в выходные дни – 30 минут, что негативно отражается на возникновении духовной близости между ними и соответственно, - на формировании духовно-нравственных качеств детей.

Приведу наиболее веские причины неудовлетворительного воспитания детей в семье:

1.Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию (зарплаты, продуктов питания, товаров…).

2.Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряжённость, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса.

3.Двойная нагрузка на женщин в семье – и на работу, и на семью.

4.Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных причин. Развод – это всегда проблема воспитания детей.

5.Бытующее общественное мнение, что мужчина помогает женщине в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока же законодательство закрепляет положение, при котором воспитание детей остаётся святой обязанностью женщины-матери. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей в жизни повсеместно нарушается.

6.Обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряжённее. Информация о семейных убийствах не исчезает со станиц прессы.

Из-за нестабильности в нашей стране многая часть детей лишена семейного уюта. Многие дети оказываются на улице и превращаются в беспризорников. У них нет дома, они ночуют, где придётся, едят то, что удаётся выпросить, а иногда и украсть. Они не учатся и не попадают на приём к врачу. У них просто нет детства. Заботу о таких детях вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных, учебно-воспитательных учреждений, количество которых в стране постоянно увеличивается. Детские приюты, дома ребёнка, школы-интернаты, спецучреждения заменяют тысячам детей родительский кров. Согласно закону, такие дети в 18 лет должны покинуть стены спецучреждений. А что их ждёт в родительском доме? Долги за коммунальные услуги, непригодное жильё … Получается, что дети, выросшие в детских домах, не только были лишены нормального детства, но и не могут достойно начать взрослую жизнь, не выплатив долги по квартплате своих пьющих родителей. И не у всех детей, живущих в детских домах, есть хоть какое-то жильё. По закону государство должно выделить им жилплощадь в порядке очереди.

Большое распространение в России получил другой путь воспитания детей – замещающая семья: опекунство, усыновление, патронатные, приёмные семьи. В последнее время стали больше обращать внимания на тех, кто нуждается в помощи, любви, внимании. Проводятся акции «Подари детям радость», «Подари детям праздник», «Подари ребёнку семью». Проблема воспитания ребёнка в неблагополучной семье – это ведущая проблема 21 века. В книге для родителей А.С.Макаренко развил мысль о том, что воспитание в семье – это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети – это горе и слёзы для семьи, и для страны в целом.

Замещающая семья – форма семейного жизнеустройства ребёнка, утратившего связи с биологической семьёй, приближённая к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи рассматривается как наиболее перспективное, так как процесс социализации ребёнка проходит легче и естественнее в условиях семьи.

Я считаю, что воспитание в детских домах, приютах, интернатах не обеспечивают в должной мере формирования необходимых в самостоятельной жизни личностных качеств, знаний, умений.

Замещающая семья может иметь следующие виды: усыновление, опека/ попечительство, приёмная и патронатная семьи.

Усыновление (удочерение) – наиболее предпочтительный вид замещающей семьи, предполагающий устройство детей, лишившихся родительского попечения, при котором ребёнок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям, приобретает родителей в лице усыновителей и родную семью. Усыновители, добровольно принимающие на себя всю полноту обязанностей, возложенных законом на родителей, приравниваются к ним во всех отношениях и наделяются теми же правами.

Я думаю, если в моей жизни случится быть бездетной по состоянию здоровья, то обязательно усыновлю или удочерю ребёнка или двоих детей раннего возраста. Если бы так поступали все бездетные семьи, то и обездоленных детей было бы меньше.

Опека/ попечительство – это одна из разновидностей замещающей семьи, которая предполагает семейное жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство – над детьми в возрасте от 14-до 18 лет. Обязанности по опеке/ попечительству исполняются безвозмездно. На содержание ребёнка опекуну/попечителю ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном Правительством РФ.

Цель опеки/попечительства – обеспечение воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, их болезни или по другим причинам остались без родительского присмотра, а также защита личных и имущественных прав и интересов этих детей.

Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы – органы опеки и попечительства. Общим также является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.

Однако между опекой и попечительством существуют и определённые различия. Опеку назначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени все юридические действия. Попечитель же является лишь помощником своего подопечного.

Преимущество данного вида замещающих семей заключается в возможности сохранения ребёнком, оставшимся без попечения родителей родственных кровных связей.

Приёмная семья – ещё один вид замещающих семей, который предполагает устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приёмными родителями о передаче ребёнка (детей) на воспитание супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в свою семью на срок, установленный договором. Приёмные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать семьям необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль над выполнением возложенных на приёмных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.

Супруги или отдельные граждане, желающие взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, именуются приёмными родителями, их семья – приёмной, а ребёнок, передаваемый на воспитание в приёмную семью, - приёмным ребёнком.

Приёмные семьи дошли и до нашей глубинки. В нашей деревне есть две приёмные семьи, которые взяли на воспитание по одному ребёнку: Воробьёвы Сергей Валерьевич и Лариса Александровна, имеющие своих 3 детей, Смирновы Юрий Викторович и Наталия Александровна, имеющие своих 2 детей. В нашей школе работает учительница Смирнова Наталия Александровна, её приёмный ребёнок учится в 5 классе. В семье Смирновых- Руслан, так зовут мальчика, воспитывается уже год. Внешне он даже похож на Наталию Александровну. Что хочется отметить, что с первого взгляда даже не заметишь, что он не родной ребёнок. У них сложились очень доброжелательные отношения. Я думаю, что для них он уже стал родным. А когда видишь каждый день в школе счастливое лицо Руслана, то думаешь, что в этой приёмной семье ребёнка очень любят, уважают, заботятся о нём. В ответ он платит тем же. Он надеется, что он – человек, личность, который кому-то нужен. А это великое счастье!

Мне нравится пословица: «Сироту пристроить – что храм построить». Проблему российского детского сиротства можно решить только всем миром. Взять детей в свои семьи я считаю благородным делом.

Патронатная семья – это разновидность замещающих семей, предполагающая устройство детей, нуждающихся в защите с установленным статусом и без него. Дети передаются в патронатные семьи на тот срок, который необходим ребёнку для его реабилитации или установления статуса: краткосрочно – на срок от 1 дня до 6 месяцев; досрочно – от 6 месяцев и более.

Преимущество патронатной семьи от других видов семейного жизнеустройства детей данной категории заключается в том, что ответственность за ребёнка разделяется между органами опеки и попечительства, патронатным родителем и учреждением из которого ребёнок был помещён в патронатную семью. Это даёт возможность патронатным родителям получать необходимую помощь и поддержку от специалистов разного профиля при необходимости и курирование психолога.

Патронатная семья для России - новый вид замещающей семьи. Она имеет ряд принципиальных отличий в организации жизнедеятельности, связанных, в первую очередь, с тем, что она часть определённой системы, отражающей принципиально новый подход к опеке и попечительству, а также помощи детям, нуждающимся в поддержке государства.

Есть семьи, которые берут детей в свои семьи из корыстных целей, поэтому быстро возвращают их, как вещи, обратно в детские дома, интернаты. Такие горе-родители совсем не задумываются о душевном состоянии ребёнка, о его дальнейшей судьбе, а надо бы… Только люди с добрым сердцем могут создавать приёмные, патронатные семьи.

В России действуют проекты и программы «Дети России», «Дети-инвалиды», «Дети Костромской области», «Здоровый ребёнок», «Одарённые дети», «Семья для ребёнка» и другие.

Закон Небес гласит: нет любви – нет семьи.

С течением времени многие семьи распадаются. Мотивы развода – это субъективные причины, названные самими разводящимися. Мотивы отражают только чувства, переживаемые супругами на период развода, а не реальные проблемы, приведшие к нему. Об этом хорошо знают отечественные социологи. Они основывают свои исследования на материалах бракоразводных дел. Известно, что в суде супруги нередко называют не реальную причину распада брака, а мотив, облегчающий эту процедуру. Среди них наиболее частыми являются следующие:

Отсутствие общих взглядов и интересов;

Несходство характеров;

Любовь к другому человеку;

Супружеская неверность;

Алкоголизм и связанные с ним грубость и побои;

Отсутствие нормальных жилищных и материальных условий;

Вмешательство родителей в семейные дела супругов.

Причины развода и мотивы развода – вещи разные. Первые объективны, вторые субъективны. Первые действуют как бы помимо воли и сознания людей. Они подчиняют их волю себе. Например, недостаточная жилплощадь, отсутствие денег, проживание с тёщей или свекровью вполне могут стать причиной развода. Но во многих из них люди не признаются. Они расскажут психологу совсем о другом. Каждый стремится выглядеть лучше. Даже наедине с собой они не всегда признаются в правде и стараются рационализировать свои поступки.

Нужно ещё учитывать и повод к разводу. Им может стать какой-либо пустяк, переполнивший чашу терпения и послуживший сигналом к активным действиям. Некоторые семьи немножко поссорятся и сразу бегут в ЗАГС писать заявление о разводе. Многие, конечно, одумываются, но кто-то идёт до конца.

Сегодня среди учёных начинает преобладать точка зрения, что развод не отрицает института брака. Он отрицает определённый тип отношений в браке – отношений, построенных на нелюбви супругов, авторитарном подавлении одного другим, унижении личного достоинства и неравенстве полов. Развод играет очень важную роль в жизни общества. Он символизирует свободу личности. Без него брак превратился бы в принудительное сожительство. Если человек не нашёл счастья в браке, ему нужно предоставить шанс попытаться сделать это ещё раз.

Как быть при разводе с детьми? Только суд должен защитить права детей и права каждого из бывших супругов. Суд должен учесть интересы детей, оставшихся без одного родителя, решить с кем они будут жить, а кто из родителей станет «приходящим», назначить денежное содержание – алименты, которое бывший супруг (или супруга) должен будет выплачивать на содержание детей до его совершеннолетия.

Развод – это, конечно, плохо, но запретить его нельзя. Считаю, что нужно более осмысленно подходить к выбору партнёра, и когда он произошёл, приложить максимальные усилия к воспитанию друг друга в браке.

Человека в семье можно удержать только любовью. Ни деньгами, ни детьми, ни силой, ни магией семью без любви сохранить невозможно.

Повторюсь, что семья является ячейкой общества, то есть попадает под действия законов страны. Основным законом в нашей стране считается Семейный кодекс, которому юридическая энциклопедия даёт такое определение: «Кодекс - … законодательный акт, объединяющий нормы, которые регулируют отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье». В этом кодексе прописано всё: каковы обязанности супругов друг перед другом; как государство должно помогать родителям воспитывать детей; каковы обязанности выросших детей перед состарившимися родителями… в этом же своде документов чётко определено: как и кому можно усыновлять детей, за что мать или отца можно лишить родительских прав и многое другое.

Брак, с точки зрения социального воспроизведения общества и его нравственной чистоты, одно из самых гениальных изобретений человечества. Семья – это спасительная гавань в жизненных перипетиях. Когда в обществе кризис, на улицах разгул преступности, в магазинах всё дорого, на работе идут сокращения, платное обучение в ВУЗах, родной дом становится самым нужным, самым желанным и любимым местом на свете.

Без любви, взаимного расположения и привязанности не стоит заводить семью – она будет непрочной.

Если ваш родной дом будет уютным и красивым, семья дружной, то ваша дальнейшая жизнь будет согрета огнём домашнего очага. Станет счастливой и радостной! Только в счастливых семьях растут крепкие, здоровые дети. А значит, в них живут вера, надежда и любовь!

Каждый человек должен иметь семью!

Я надеюсь, что у меня будет большая и крепкая семья.

Хочется закончить свою работу словами Д.Уэбстера:

«Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать всемогущим».

Инна Пащенко
Родительское собрание «Права ребёнка на семью»

«Главный замысел и цель

семейной жизни - воспитание

детей. Главная школа воспитания

Это взаимоотношения мужа и

жены, отца и матери».

Василий Александрович

Сухомлинский

Любовь и понимание со стороны родителей и других членов семьи способствуют тому , что у малыша укрепляется уверенность в себе, умение высказывать и отстаивать свою позицию без боязни ошибиться, задавать вопросы взрослым и т. д. – то есть только в атмосфере любви и понимания идет интенсивное гармоничное развитие ребенка, способного стать в будущем творческой самостоятельной личностью.

Каждый ребёнок имеет право на дом , семью , на любовь и понимание.

Дети имеют право жить со своими родителями .

Каждый ребёнок имеет право на заботу со стороны взрослых.

Вот ведь дело-то какое…

Нас не семеро, а трое :

Папа, Мамочка и я,

Но все вместе мы - семья .

Рассуждение на тему «Семья – это… »

Запись детских высказываний : «Семья - это счастье , любовь и радость. Семья – это когда друг с другом не ругаются. Семья – это когда все дома дружные. Семья – это когда есть мама, папа и я. Семья - это когда все вместе едут на дачу. Семья – если живут вместе и вечером кушают все вместе, а потом спят. Семья - это когда в гости приходят дедушка и бабушка».

Конвенция о правах ребенка ст . 18

Преамбула. … Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания…

Право ребенка на семью , на любовь и понимание – одно из ведущих прав , так как его реализация обеспечивает растущему человеку эмоциональное благополучие, нормальные условия для становления самооценки, развития чувства защищенности.

Привязанность к представляет собой всякую базу для воспитания таких важных черт, как патриотизм, гражданственность, толерантность, дружелюбие.

Трудно найти ребенка дошкольного возраста, который сказал бы, что он не любит своих родителей и не хочет с ними жить, даже если объективно эти родители и заслуживают такого к ним отношения. Но потребность в близких людях, их любви и понимании так велика, что лишение ее воспринимается ребёнком как невосполнимая утрата, подлинная трагедия.

Укрепляет ответную любовь к семье знание собственной родословной, постепенное осознание принадлежности к своему роду через нахождение общих черт характера, внешних признаков.

Выставка «Генеалогический сад» .

Фотовыставка «Семейные традиции» .

Несмотря на безусловную любовь ребёнка к родителям и уверенность к ответной любви к нему, необходимо фиксировать внимание малыша на способах проявления любви, обучать умению видеть эти проявления со стороны взрослых и овладевать навыками собственного выражения любви к родителям и другим членам семьи .

Формирование потребности в семье , дающей человеку любовь и понимание, порождает возможность принять право на семью как жизненно необходимое, нарушение которого приводит к потере эмоциональной устойчивости личности.

Родители , постоянно находясь рядом с совсем маленьким ребёнком , проявляют любовь к нему в форме ласкового прикосновения, интонации голоса в процессе общения :

Папа, мама, ты и я

Называются «семья » .

И для нас семейный кодекс

Выпускается друзья.

Выступление юриста

Без семьи надёжной людям не прожить.

Помните! Семьёю нужно дорожить !

Выступление семейного психолога

Знают все на свете взрослые и дети,

Что семья наш лучший друг на большой планете.

Рефлексия

Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня?

Что было самым неожиданным?

Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?

Выставка книг по семейному воспитанию и праве ребёнка на семью .

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Составь семью» Дидактическая игра «Составь семью» Цель: Формировать представление детей о том, что они имеют право на семью, как о людях, которые.

"Мама» - это самый близкий и родной человек на планете. Быть мамой значит дарить жизнь, заботу, любовь, тепло и безграничную нежность. Недаром.

Фотоотчет с городского фитнес-фестиваля "Красоту, здоровье,спорт - в каждую семью""Красоту, здоровье, спорт - в каждую семью".Под таким.

Консультация для родителей «Права ребёнка и соблюдение их в семье» Основные международные документы, касающиеся прав детей. Декларация прав ребенка (1959). Конвенция ООН о правах ребенка (1989). Всемирная.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Права ребёнка» в подготовительной к школе группе Цель: Формировать патриотическое сознание дошкольников. Способствовать расширению знаний о правах ребёнка. Познакомить с документами, защищающими.

Конспект НОД «Худ. творчество» «Поможем цыплёнку найти семью». (сухая аппликация, рисование цветными льдинками) Конспект НОД «Худ. творчество» «Поможем цыплёнку найти семью». (сухая аппликация, рисование цветными льдинками) Программные задачи: 1.

Имею право на счастливую семью.

Внеклассное мероприятие учащихся 8-х классов.

Цель: Анализ понятий право, семья, счастье, «счастливая семья», право на семью, дети – сироты.

содействовать пониманию учащимися необходимости гуманного, уважительного отношения к членам семьи, детям - сиротам

Задачи

Развивать интерес к собственным правам и обязанностям

Формировать навыки социального поведения

И иные законы РФ.

Работа с документом. Слайд 5.

Задание:

Группам даются пакеты правовых документов. Выписать содержание статей Конституции РФ, относящиеся к семейному праву .

Конституции РФ ст. 38,39.

Слайд 8

-Презентация ученицы о детях - сиротах.

Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям.

Практикум. Слайд 7

Для повышения эффективности усвоения материала правовой культуры, с детьми провести игру с дальнейшим обсуждением русских народных сказок (предварительное задание группам найти сказки, в которых нарушаются права ребенка на семью).

вопросы:

Каждая группа получает вопросы:

1.О каком герое сказки идет речь?

2. Как были нарушены его права?

3.Как бы мог защититься Ваш герой сегодня.

4.На основании, каких документов Вы строите защиту Вашего героя?

Группы защищают своих героев.

Презентации учеников о своих семьях.

Заключительное слово учителя. Слайд 6

Слайд 1

I.Вступительное слово учителя: слайд 2

-Какие у вас ассоциации появляются при произношении слова семья? (ответы учащихся).

Пожалуй, нет на свете более древнего образования, чем семья.

Она появилась даже раньше, чем возникло само государство. За многовековую историю семья, конечно, изменилась. Почему столь живучим оказался институт семьи? Наверное, потому, что семья так же естественна как сама жизнь, для большинства людей семья по-прежнему имеет огромную ценность. Учитывая, важную роль семьи в развитии государства и общества 2008 год постановили провести Годом семьи.

“Семья – это общество в миниатюре, от ценности которого зависит безопасность большого человеческого общества”. Ф. Адлер

“Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья … является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение”. А. С Макаренко.

У нас у каждого своя семья. Пройдет время и у вас будут свои семьи.

Трудно дать однозначное определение понятию семья. Такого определения нет даже в Семейном кодексе России. И все-таки согласно обществоведческому словарю семья это - (прочитать слайд 2.)

Слайд 3

Но невозможно разделить понятия семья и счастье. И такого определения нет в Семейном кодексе России.

- Что значит – «Счастливая семья»?

Само слово «счастье» подсказывает этот ответ. Ведь в древние времена оно звучало иначе: со-частье, то есть соучастье твое в делах, бедах и радостях других людей, и этих - других - в твоих собственных заботах, трудах, удачах. Понятие счастье не может быть без семьи, отца и матери.

4 слайд

Какие ассоциации возникают у вас к понятию право? (ответы учащихся)

В семье рождаются дети, и государству небезразлично, как они живут. Давно замечено: крепкая семья - крепкая держава. И потому государство влияет на семью не только посредством поддержки добрых обычаев, традиций и нравственных устоев, но и путем издания специальных законов, регулирующих семейные отношения.

5 слайд.

Попробуем разобраться, что такое семья в рамках закона.

Перечислите документы, защищающие право ребёнка на семью.

ОТВЕТ

Международные Российские

Всеобщая декларация прав ребёнка. Конституция РФ.

Декларация прав ребёнка. Семейный кодекс.

Конвенция о правах ребёнка. Гражданский кодекс

И иные законы РФ.

Работа с документом.

Задание: Найти в Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка и в Декларации статьи о праве жить и воспитываться в семье.

Группам даются пакеты правовых документов. Выписать содержание статей Конституции РФ, относящиеся к семейному праву.

Конституция Российской Федерации. Содержание статьи

23 Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну

38 Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Конституции РФ ст. 38,39.

Но все ли обстоит, так как гласит закон? Слайд 8



Рассказать друзьям