Когда ребенок начинает жевать пищу. Преодоление боязни попадания в рот твердой пищи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Что вы больше всего любите кушать? Наверняка, что-то вкусненькое и запретное для стройной фигуры современной молодой мамы. А если предложить вам сочный телячий стейк, сытную свиную отбивную или куриные нагетсы? Жареную рыбу в кляре? А на гарнир – овощи гриль или жаренный картофель по-сельски? Что-нибудь из этого вам обязательно приглянется. Более того, вы сможете это съесть! И все благодаря тому, что у вас развиты жевательные мышцы, а навык жевания вы освоили в далеком детстве.

Вы любите твердую пищу, в отличие от малыша. Ему жевать не хочется, лучше подайте прикорм из баночки, или пусть мама превратит еду в пюре. Но жевание – физиологически необходимый процесс, и чем раньше кроха с ним освоится, тем лучше. Когда нужно начинать учить ребенка жевать? Зачем это нужно? Как научить жевать ребенка в 2 года? Мы постараемся ответить на все вопросы!

Почему необходим навык жевания

Процесс пищеварения – сложный, отлаженный природой механизм. И начинается он именно с жевания. В ротовой полости вырабатывается специфическая жидкость – слюна. Во время жевания она выполняет ряд функций:

  • склеивание комка пережеванной пищи для глотания (за это отвечает муцин);
  • обезвреживание многих вражеских агентов, попадающих в рот вместе с едой (этим занимается лизоцим);
  • переваривание углеводов (этим занимаются ферменты амилаза и мальтаза).

Знаете ли вы?Около 70% углеводов расщепляются именно во рту за счет слюны, пока вы жуете. Тщательное пережевывание пищи обуславливает большее количество усвоенных организмов углеводов, а это очень важно для подвижного маленького организма.

Когда малыш активно жует, слюна хорошо смачивает комок пищи, что запускает дальнейшее ее переваривание уже в желудке. Полужидкая или пюрированая пища не так хорошо смачивается слюной, и организм усваивает из нее на порядок меньше питательных веществ. Вывод прост: пока ребенок не жует, организм не в силах усвоить все то, что вы ему даете, на 100%.

Процесс жевания также запускает цепочку пищеварительных рефлексов, таких, как:

  • глотание и продвижение пищевого комка по пищеводу;
  • выделение желудочного сока с ферментами, способными расщепить именно то, что сейчас во рту у крохи;
  • секрецию желчи для расщепления жиров в тонком отделе кишечника;
  • перистальтику (работу) всех отделов кишечника.

В итоге пища переваривается быстрее и качественнее – пока ребенок жевал, вся пищеварительная система настроилась на активную и продуктивную работу.

Важно! Жевание хорошо стимулирует кровообращение в деснах и правильное формирование челюсти. Чем раньше малыш начинает жевать, тем красивее и ровнее у него зубы.

Кроме прочего, жевание развивает лицевые мышцы, которые в ответе за формирование правильной речи. Чем раньше малыш начал пережевывать еду, тем быстрее и лучше он будет говорить. Для деток, начавших жевать позже 3 лет, походы к логопеду могут стать суровой необходимостью.

Когда нужно начинать обучение

Ответ простой: с 3 месяцев. Это не значит, что в 3 месяца надо выдать грудничку кусок яблока и приказать его съесть. Просто подготавливать жевательные мышцы нужно уже с этого возраста.
С введением прикорма нужно чаще предлагать малышу что-то грызть и жевать. Так вы предупредите его нежелание кушать твердую пищу в дальнейшем.

С 1 года малыша можно попробовать накормить пищей кусочками. В случае неудачи, опыт можно повторить через день, и так до тех пор, пока не получится. Упустив момент в годик, уже в 2-летнем возрасте не исключено появление проблемы с избирательным аппетитом, решить которую можно только ценой слёз ребенка и нервов любящей мамы. Так что в уже можно вводить мягкую отварную пищу кусочками.

Методики и способы

Методик на самом деле много, и все они ориентированы на определенный возраст малыша. Проблема того, как приучить ребенка к твердой пище, впервые аукнулась массово всем педиатрам, когда в продаже появился детский прикорм. Малышня массово привыкает к кремообразной структуре еды, и пищу с комочками есть отказывается.

Чтобы избежать капризов и истерик, начинайте заниматься вопросом жевания как можно раньше.


С 3 месяцев

В этот период ребенок впервые пробует жевать. Кроха все тащит в рот и старается придавить деснами. Не упускайте этот момент. Даже если видите, что зубки появятся нескоро, приобретите для крошки прорезыватели разных цветов и форм. Желательно выбирать естественный цвет «под яблочко» или «под морковку». Малыш будет привыкать, что такой цвет можно тащить в рот и жевать, что упростит дальнейшее обучение.

Жевание прорезывателя обеспечит:

  • массаж десен для прорезываня зубок;
  • привычку прижимать объект деснами;
  • развитие жевательной мускулатуры;
  • интерес к такому мероприятию, как жевание.


С 6-7 месяцев

Когда вы ввели в рацион ребенка прикорм, приобретите такую штуку, как ниблер. Если вы спросите у мамы, как она приучила вас, когда вы были ребенком, жевать, она наверняка вам расскажет про кусочек яблочка в марлечке. Ниблер – то ж самое, только многоразового использования. Они бывают:

  • с силиконовой сеточкой;
  • с тканевой сеточкой.

Для зубатых малышей лучше брать силиконовую – тканевая цепляется за редкие зубки. Принцип действия – малыш грызет ниблер как прорезыватель, но при этом ощущает вкус еды. При этом случайно откусить кусочек и подавится бананом или отварной морковью невозможно, а это плюс.


С 1 года

Научить ребенка есть твердую пищу в этом возрасте можно так, как делали наши с вами родители. Дело в том, что раньше детского прикорма в продаже не было, равно как и блендера. Наше старшее поколение делало пюре, перетирая еду через железное сито. Вроде и пюре, но с крохотными комочками. Начните с него. Позже просто разминайте пищу вилкой, чтоб с каждым разом комочков становилось больше и они были крупнее.


Параллельно меняйте консистенцию блюда. От супов-пюре переходите на более густые кашки с комочками. Затем можно оставлять в порции небольшие кусочки овощей, постепенно увеличивая и количество.

С 2 лет

В таком возрасте малыш «зубат» и вполне одолеет взрослую пищу кусочками. Если в 2 года ребенок упрямо отказывается есть взрослый формат пищи, можно попробовать на нем несколько методик:

  • Голодовка. Это жестоко, зато эффект быстрый. Предложите малышу пищу кусочками. Не хочет есть? Молодец, иди погуляй. В следующий прием пищи (по графику и ни минутой раньше!) снова предложите «взрослую» еду. Снова не хочет? Его проблемы. Рано или поздно малыш забывает о капризах и ест то, что предложено. Как правило, ребенок больше полутора суток не выдерживает. У методики есть существенный минус – мама не выдерживает истерику и голодные глаза ребенка на 4-8 часу эксперимента, и идет на поводу у манипулятора. Но такой метод легко воплощают в жизнь неумолимые отцы.
  • Повторюха. В 2-3 года малышня мнит себя взрослой и все повторяет за старшими. Посадите ребенка за общий стол и ешьте. Рано или поздно малышу станет любопытно, что это вы там такое вкусное едите, и он попробует, скажем, кусочек отварного картофеля, подражая взрослым. 3-4 дня такой терапии обычно приводят к положительному результату.
  • Ролевые игры. Скажите крохе, что он зайчонок, придумайте сценарий, по которому зайчонку положено грызть морковь или кусок яблока. Дети охотнее едят за какого-то персонажа.


  • Положительный пример. Если есть возможность, пригласите в гости одногодок малыша, умеющих кушать еду кусочками. Накройте праздничное чаепитие. Наблюдая за тем, как сверстники едят кусочки твердой пищи, малыш попробует повторить за ним, чтоб не показаться «маленьким». Заодно убедится, что все большие детки так едят, о чем нужно переговорить с крохой до прихода гостей.


  • Старайтесь не упускать время. Стимулируйте попытку крохи пожевать что-нибудь, как только он проявит интерес.
  • В годик многие детки любят мусолить что-то во рту. Дайте крохе небольшой кусочек сала или отварного мяса – кроха будет жевать его, как жвачку, а когда надоест – выплюнет.
  • Если упустили момент перехода, придется спорить, убеждать малыша попробовать взрослую еду. А это стресс. Потому на период приучения к твердой пище лучше отложить прочие раздражители (например, ) на более благоприятное время.
  • Нельзя ругать или обижать малыша (фу, как маленький ешь, позорище). Это результата все равно не даст, а комплекс у крохи появится.
  • Если решились на жесткие меры – держитесь до конца. Сдадитесь сейчас – вторую попытку предпринимать будет втрое сложнее.
  • Выбор метода остается за вами, но в возрасте 2-3 лет многого можно добиться именно дипломатическим подходом.
  • Если ребенок упрямо отказывается есть кусочками, покажите его врачу. Возможно, это не капризы, просто у ребёнка что-то болит при жевании.

Как научить ребенка жевать и глотать твердую пищу – видео

На этом видео педиатр рассказывает, когда можно давать ребенку пищу кусочками.

В этом видеоролике мама делится опытом в том, как научить ребенка жевать.

Жевание – очень важный навык в жизни взрослого человека. Закладывать его нужно с раннего детства, еще когда малыш кушает мамино молоко или смесь. Чем раньше вы озаботитесь этим вопросом, тем меньше трудностей у вас возникнет в старшем возрасте.

Если опоздали – страшного в этом ничего нет. Жевание заложено в человеке природой, и с вашей помощью малыш рано или поздно перейдет на твердую пищу!

Когда ребенок начинает есть самостоятельно, родители должны знать, .

А ваш малыш уже перешел на твердую пищу? В каком возрасте вы приучили малыша жевать? Если у вас есть свой способ по обучению малыша жеванию твердой пищи – поделитесь им с нами в комментариях!

Многие мамы, при переводе малыша на твёрдую пищу, жалуются на то, что он совершенно ничего не жуёт.

Одни говорят, что у их ребёнка не получается это делать, другие – что он умеет, но просто не хочет и ленится, а третьих беспокоит то, что малыш очень непоседливый и не может проявить даже чуточку терпения, чтобы как следует всё прожевать.

Как бы то ни было, эта проблема может встречаться даже у детей 4-5 лет и в более старшем возрасте.

Приведём основные способы того, как научить ребёнка жевать твёрдую пищу.

Под навыком жевания подразумевают умение малыша самостоятельно измельчать твёрдую пищу во рту и глотать её. Считается, что чем раньше сформируется этот навык, тем лучше.

Когда у грудничка начинают чесаться дёсны и он тянет всё в рот, пытается кусать и грызть – это и есть период для развития умения жевать.

Родителям важно не пропустить это время и, ещё до появления первых зубов, давать малышу прорезыватели, сушки, чтобы он, с помощью твёрдых предметов, понемногу привыкал прилагать усилия для жевания, напрягая нужные мышцы.

Почему возникают проблемы с жеванием?

Основные причины того, что ребёнок не жуёт твёрдую пищу:

  • Позднее введение прикорма;

Но к твёрдой консистенции еды грудничку привыкнуть нелегко, на это требуется довольно много времени, поэтому промедление с введением прикорма часто становится причиной того, что ребёнок не хочет жевать еду, подаваемую кусочками.

  • Длительное преобладание в рационе малыша пюреобразной пищи;

Многие мамы боятся того, что ребёнок подавится или не сможет проглотить твёрдую пищу, поэтому долгое время кормят его протёртой или полностью размятой едой, а также злоупотребляют баночным пюре (это ведь так удобно!).

  • Регулярное кормление через бутылочку, а не с ложки также зачастую приводит к лени и сложному привыканию к твёрдой пище;
  • Чрезмерная активность ребёнка. Непоседе сложно усидеть долго на одном месте и сосредоточиться на пережёвывании пищи (о том, как найти подход к активным деткам, можно узнать из статьи Ребенок-холерик >>>);
  • Нежелание родителей уделять много времени вопросам кормления и обучения малыша навыкам жевания;
  • Кормление через силу. Когда ребёнка принуждают есть то, что он не хочет, то, вследствие отсутствия аппетита, он может пытаться быстрее проглотить пищу.

Почему важно научить ребёнка жевать твёрдую пищу ?

  1. Хорошо пережёванная пища лучше усваивается организмом;
  2. Чем лучше еда пережёвана и смочена слюной, тем легче проходит процесс пищеварения;
  3. Чем тщательнее малыш жуёт, тем лучше ощущает вкус еды, что поддерживает его пищевой интерес и формирует вкусовые пристрастия;
  4. Вместе с умением жевать, ребёнок приобретает навыки глотания. Он учится определять, какой объём пищи сможет съесть за один приём и, если что-то пошло «не туда», то избавиться от лишнего количества;
  5. Тренировка челюстно-лицевых мышц способствует развитию речи. Чем больше малыш жуёт, тем лучше это сказывается на произношении им звуков и слов.

К чему приводит неумение ребёнка жевать пищу?

  • Затрудняется процесс переваривания пищи, поскольку она попадает в организм недостаточно измельчённая и смоченная слюной. Вследствие этого, ферменты и желудочный сок не вырабатываются в нужном количестве;
  • Происходит ослабление зубов. Они могут стать более шаткими и выпасть раньше срока;
  • Отсутствует тренировка мышц языка, что может привести к замедлению развития речи (узнайте, когда ребенок начинает говорить ?>>>);
  • Закрепляется стойкая привычка есть полностью однородную пищу, малыш ленится жевать и отказывается от твёрдых кусочков.

Способы приучения ребёнка к жеванию

  1. Думая о том, как научить ребёнка жевать и глотать пищу, в первую очередь обратите внимание на своё поведение. Какой пример вы подаёте?

Вы сами тщательно пережёвываете пищу или кушаете на бегу? Ради привития малышу этого навыка имеет смысл пересмотреть своё отношение к еде.

Садитесь за стол вместе с ним и демонстрируйте на личном примере, как тщательно нужно жевать, не торопясь и не набивая «полный рот».

  1. При введении прикорма нужно постепенно приучать ребёнка к более твёрдой консистенции пищи;
  • Сначала все блюда даются в виде пюре (в 6-7 месяцев), можно добавлять крошечки еды и несколько мягких кусочков;
  • Затем к 8-9 месяцам пищу уже можно разминать ложкой или вилкой, включать в неё маленькие полутвёрдые частички и мягкие крупные кусочки;
  • В 11-12 месяцев предлагайте малышу твёрдую пищу, чередуя её (но не смешивая в одной тарелке) с пюре. Так, уже в год можно научить ребёнка хорошо жевать разные продукты.

Чтобы научить ребенка уже к году жевать кусочки, не давиться и кушать аккуратно, посмотрите схему введения прикорма по схеме, предложенной в интернет-курсе Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку >>>

  1. Постарайтесь не показывать малышу свой страх того, что он подавится и не сможет проглотить кусочки еды. Дети чувствуют наше настроение и тоже могут начать бояться и отказываться от «опасной», на их взгляд, пищи.

Соблюдайте правила безопасности, когда знакомите ребенка с твердой пищей, никогда не оставляйте ребенка одного наедине с твердым куском еды.

  1. Если малыш всё же сам боится подавиться и отказывается от твёрдых кусочков, заверните один из них в марлю (или положите в ниблер) и дайте ему пожевать;

Это может быть ломтик яблока, груши, хлеба или какого-либо овоща. Так ребёнок понемногу будет привыкать к твёрдым кусочкам и перестанет их бояться.

  1. Массаж языка поможет преодолеть рвотный рефлекс и выталкивание пищи изо рта. Его можно делать через салфетку или специальной щёточкой в первые месяцы приучения к жеванию;
  2. Постарайтесь превратить процесс жевания пищи в увлекательное занятие;
  • Например, придумать какую-нибудь легенду, почему нужно хорошо прожевать всё, что лежит в тарелке или устроить соревнование, кто дольше будет «работать зубками»: малыш или мама;
  • Пусть каждый раз, как только ребёнок хорошо справится с заданием и тщательно прожуёт пищу, животик поблагодарит его за то, что он помогает переваривать еду и получать много витаминов из неё.

Конечно и в 2 года можно научить ребёнка жевать. Но всё же в этом процессе важна внимательность и последовательность.

Чем раньше вы начнёте уделять время приучению малыша к жеванию, тем эффективнее и быстрее он освоит этот навык. Детям в 1,5-2 года можно давать длинные продукты, которые удобно держать в руках и откусывать.

  1. Учите малыша жевать с помощью тех продуктов, которые ему нравятся. Так ему будет приятнее подолгу держать их во рту и тщательно пережёвывать;
  2. Не предлагайте слишком большие порции, лучше добавить еду, в случае, если она понравится ребёнку и он захочет покушать ещё. Не давайте новую порцию, пока малыш не прожуёт предыдущую, не торопите его;
  3. Делайте артикуляционную гимнастику. Она будет способствовать укреплению челюстно-лицевых мышц и развитию речевого аппарата.

Каким бы сложным ни казался процесс приучения ребёнка к жеванию пищи, всё же подавляющее большинство детей успешно осваивают этот навык. При ваших грамотных и методичных действиях, ребенок обязательно освоит его.

Людмила Шарова, консультант по прикорму и исправлению нарушений в питании детей.

Своевременное формирование жевательного рефлекса у ребенка – важное условие нормального развития детского организма. Но часто бывает, что родители слишком рано или, наоборот, слишком поздно знакомят свое чадо с твердой пищей. В первом случае попытка, скорее всего, закончится неудачей, и обучение придется отложить на какое-то время. А во втором взрослым придется решать вопрос о том, как научить ребенка жевать, если это не было сделано вовремя.

Необходимость жевания

Формирование жевательного рефлекса и употребление твердой пищи способствуют:

  • Здоровью зубов . Твердая пища улучшает кровоснабжение десен и дает нужную нагрузку зубам. Если кроха питается исключительно мягкой едой, не требующей жевания, есть риск возникновения стоматологических проблем. Зубы могут вырасти недостаточно крепкими, что приведет к формированию неправильного прикуса.
  • Нормальной деятельности ЖКТ . В желудок подросшего малыша должна попадать пища, пропитанная слюной, что способствует выработке желудочного сока и необходимых пищеварительных ферментов. Это невозможно, если ребенок не жует еду, а просто проглатывает ее.
  • Развитию речи . Развиваются мышцы языка, что способствует формированию правильного произношения звуков речи.

Когда приучать малыша к твердой пище

Возраст становления жевательного рефлекса зависит, в первую очередь, от роста зубов у ребенка. Примерно в возрасте 6 месяцев малыш начинает тащить в рот все, до чего способен дотянуться. Он старательно мусолит предметы деснами, через которые начинают пробиваться первые зубы.

В зависимости от индивидуальных особенностей одни дети к году уже способны грызть такие фрукты и овощи, как яблоки, груши или морковь. Другим количество зубов пока не позволяет есть твердую пищу, в этом возрасте и даже позже они продолжают употреблять любые продукты в виде пюре.

Прорезывание первых зубов является показателем того, что ребенок готов к переходу на новый рацион. Но родителям необходимо объективно оценивать способности своего чада к пережевыванию пищи. Не следует давать крохе твердую еду (такую, как баранки или яблоки), когда у него выросли только два первых зуба. С их помощью малыш способен откусить, но для того, чтобы разжевать этот кусочек, двух зубов однозначно не хватит, и ребенок может подавиться.

Причины отказа от твердой пищи

Некоторые мамы и папы вместо того, чтобы стимулировать жевание, продолжают кормить свое чадо протертыми супами и пюре в надежде на то, что процесс наладится сам собой. Если ребенку слишком долгое время дают пищу, которая по своей консистенции уже не подходит для его возраста, в дальнейшем он может отказаться пережевывать твердые кусочки. И виноваты в этом будут только родители.

При употреблении еды исключительно в виде пюре желудочно-кишечный тракт крохи не получает возможности научиться переваривать твердую пищу. Ребенок, не умеющий нормально жевать, будет пытаться заглотить целые кусочки. Это может привести к тому, что кроха поперхнется. Кроме того, такое питание может спровоцировать рвоту, что вызовет отвращение к твердой пище.

Помощники в формировании жевательного рефлекса

Для своевременного формирования у малыша жевательного рефлекса родителям могут помочь специальные приспособления.

  • Использование прорезывателей . Месяцев с трех родителям необходимо обеспечить кроху безопасными прорезывателями для зубов. Такие приспособления способствуют приливу крови к деснам, что облегчает прохождение зуба через мягкие ткани.

    Прорезыватели требуются ребенку не только для того, чтобы массировать десны, но и для формирования жевательного рефлекса. С их помощью малыш приобретет первоначальные навыки жевания задолго до момента появления первых зубов.

  • Применение ниблера . Начиная с момента введения прикорма можно использовать ниблер – сетчатый контейнер, в который закладываются кусочки твердой пищи. С его помощью можно предлагать малышу овощи, фрукты, хлебные изделия. Сеточка препятствует попаданию крошек в рот младенца, и он не сможет подавиться. Жевание ниблера – отличная тренировка для десен, способствующая развитию здоровой зубной системы.

Создание условий для закрепления рефлекса

Для правильного развития и закрепления у ребенка жевательного рефлекса необходимо создать определенные условия.

  • Выбор подходящего времени . Для того чтобы предложить малышу еду новой для него консистенции, нужно правильно выбрать время. Если кроха проголодался и требует смесь или кашку из бутылочки, не нужно настаивать на кормлении с ложки. Лучше выбрать для этого другой момент, иначе процесс привыкания к твердой пище отложится на неопределенное время.

    Не следует пытаться накормить малыша с ложечки и в завершении приема пищи, когда он сыт. Лучшим решением будет предложить ему кашу с ложки через несколько минут после того, как кроха утолил сильный голод, например при помощи молока. Затем можно дать ребенку запить еду оставшимся молоком.

  • Использование детской ложечки . При первых кормлениях обычная чайная ложка будет слишком велика для крохи. Лучше всего использовать специальную детскую ложечку из пластика. Еду следует набирать понемногу, чтобы малыш смог отправить пищу в рот привычными сосательными движениями. Нельзя пытаться засунуть ложку глубоко в ротик ребенка, от этого он может подавиться и закашляться.
  • Соблюдение правильной консистенции . При кормлении ребенка растворимыми кашами необходимо точно придерживаться дозировки, установленной производителем, поскольку для каждого возраста подходит определенная консистенция. Можно продолжать некоторое время кормить ребенка любимой готовой кашкой, но со временем она должна становиться все гуще.
  • Добавление кусочков . Чтобы ребенок привык жевать твердую пищу, нужно постепенно добавлять в рацион блюда с крупными кусочками. Например, можно добавить в суп мякиш хлеба, так малыш сможет ощутить на языке кусочки еды. Кормить кроху следует небольшими порциями, внимательно следя за тем, чтобы он не подавился.
  • Постепенный переход к твердой пище . Важно действовать постепенно, не вынуждая ребенка резко переходить на новую для него пищу. Это может вызвать стресс, и развитие рефлекса затормозится.

    Удобно составлять рацион малыша, ориентируясь на консистенцию пищи, которую предлагают производители готового детского питания. Постепенно однородное пюре заменяется на пюре с небольшими кусочками, далее предлагается однородная густая пища, заключительный этап – густая пища с твердыми кусочками.

Маленькие хитрости для маленьких упрямцев

Когда ребенок категорически отказывается есть пищу, консистенция которой отличается от привычного для него пюре, родители могут применить маленькие хитрости. Это поможет подтолкнуть малыша к освоению процесса жевания.

  • Когда мама использует блендер для измельчения пищи и ребенок об этом прекрасно знает, можно в какой-то момент заявить, что прибор сломался, поэтому супчик сегодня будет с небольшими кусочками. Если за этим не последует слишком громкий протест и малыш согласен, можно дать ему безопасную пластиковую вилочку и предложить самостоятельно размять себе еду в тарелке. Крохе легче будет положить кусочек в рот, чем пытаться раздавить его с помощью вилки.
  • Дети любят подражать, и этим можно воспользоваться, чтобы научить ребенка жевать. Можно пригласить к себе семью с детьми, а можно повести малыша в детское кафе. Наблюдая за тем, как активно едят другие дети, крохе наверняка тоже захочется попробовать «взрослую» пищу с ложки.
  • За семейным обедом или ужином можно показать ребенку, что кушать ложкой или вилкой твердые кусочки – очень увлекательно. Вся семья садится за стол, но малыша к столу не зовут. Взрослые начинают с аппетитом есть, восхищаясь вслух очень вкусной едой. Это наверняка вызовет у ребенка интерес к процессу приема пищи. Если он подойдет к столу, не нужно сразу сажать его рядом и предлагать еду. Наоборот, можно сказать, чтобы он шел поиграть, так как у взрослых очень важное и интересное дело. Родители должны вести себя таким образом, чтобы малыш понял: он упускает что-то, что, оказывается, очень интересно.
  • Можно предложить ребенку детское печенье, которое ему наверняка понравится. Даже если сначала он по привычке будет его сосать, потом кроха наверняка попробует погрызть.

Переход от пюреобразной пищи к твердой, которую необходимо пережевывать, – естественный физиологический процесс. Пищеварительная система малыша постепенно адаптируется к такой еде и учится ее переваривать. При нормальном развитии двухлетний ребенок умеет хорошо жевать и нормально глотать твердую пищу. С отдельными новыми блюдами у малыша могут возникнуть незначительные затруднения, но в целом с процессом жевания он должен отлично справляться.

Не за горами то время, когда придёт пора отдавать ребёнка в детский сад. Ваш малыш так и не научился пережёвывать твёрдую пищу? Вы в растерянности, не зная, какой ещё испробовать способ, чтобы отучить ребёнка от перетёртой еды? Поговорим о ваших «треволнениях» и постараемся приучить ребёнка к обыкновенному рациону.

Мама, вот ложка, научи меня жевать!

Здравствуйте, девочки! Прошло совсем немного времени, и я снова спешу к вам для обсуждения ещё одной животрепещущей темы: «Как научить ребёнка жевать пищу ?».

Просматривая информацию на просторах «нета», можно увидеть, как много мамочек озабочены данной проблемой. И «беседка», на самом деле, имеет место быть. Недавно общалась с воспитателем (моему среднему 3,5 года) детского сада. Речь шла о питании детей. Она рассказала, что сейчас в средней группе все детки, более или менее, кушают хорошо. Однако, год назад, когда группа только сформировалась, было нелегко, потому что для некоторых малышей нянечке приходилось самой перетирать порции обеда, чтобы они не остались голодными! Ведь родители так и не смогли «привить» им жевательного навыка. И эта ситуация не исключение, в каждой новой группе, к сожалению, встречаются такие детки.

Давайте поговорим о малышах совершенно здоровых, у которых нет проблем с глотательным рефлексом, но которые не умеют пережёвывать, давясь твёрдой пищей.

Влияние вскармливания на процесс приучения к обыкновенной еде

Как вам известно, из прошлой «беседки», у меня трое сыновей. Со своими мальчиками я прошла поэтапный путь искусственного, смешанного и грудного вскармливания. Поэтому уверена, когда говорят, что у мамочки нет молочка, что в действительности - это не проблема, а отсутствие информации и опыта, но об этом в другой «беседке».

По моему мнению, вопрос о прививании ребёнку навыков ЖЕВАНИЯ напрямую зависит от вида вскармливания. Давайте попробуем всё разложить по полочкам.

Искусственное вскармливание

Мой старший сын полностью находился на искусственном вскармливании. Когда ему исполнился 1 месяц, молоко начало убывать, и я стала подкармливать его смесями, а в 1,5 месяца оно пропало вовсе.

Каких-то сложностей с ним в плане питания я не припомню, и вопрос, что делать, если ребёнок не жуёт, у меня на повестке дня не стоял. Все инструкции педиатра по я выполняла чётко. Однако у меня есть небольшая оговорка. Я не являюсь приверженцем «баночного питания», которое полностью имеет пюреобразную консистенцию. Мамочки, судей здесь нет, поэтому давайте будем честны перед собой! Это просто облегчает вам жизнь и экономит время, но не нужно говорить о полезности данной еды. Сложно поверить, что такое питание (ведь как ни крути - это консервация!) намного полезнее, чем приготовленное своими руками, потому что имеет сбалансированный витаминный состав.

Я не говорю, что «баночки» нужно исключить полностью. Иногда, когда в дороге, или вы едете в гости - это просто «палочка выручалочка». В любом случае, выбирать вам.

И как итог, дети на искусственном вскармливании (при правильном развитии) начинают рано кушать с общего стола. У них хорошо отработан жевательный и глотательный навык, они не давятся едой, и проблем с питанием в садике не возникает.

Молодые родители бывают неприятно удивлены, если стул их новорожденного ребенка окрасился в . Причин такому явлению может быть несколько. Попробуем разобраться с проблемой вместе.

От того, что ест будущая мама, напрямую зависит ДНК ее малыша. Что думают по этому поводу специалисты, .

Смешанное вскармливание

Моему среднему сыну 3,5 года. Мы стали посещать садик с 1 г. 10 мес. полностью подготовленные. Давайте более подробно обсудим все мелкие моменты.

Пожалуй, следует сказать, что мой «богатырёныш» родился с весом 4 кг. 200 г., поэтому потребность в еде была ощутимой. Это - бесконечно голодный ребёнок:))))))). А так как кушать очень «хоцца» (где ж столько взять?), то приходилось «лялюсика» подкармливать.

Для того чтобы привить навык точного попадания еды в рот, вот что мы делали:



Ну, а дальше, - всё самое интересное. «Деть» начинает сидеть. Его можно посадить рядом за стол. Он начинает понимать, что в твоей тарелке находится что-то интересное, а ты это что-то так вкусно поглощаешь, причмокивая, что у него буквально текут слюнки. Ну, очень хочется попробовать.

Готовя первое овощное пюре, я использовала все овощи, что были в доме)))))))))))). В кипящую водичку добавила морковочку, лучок, чесночок, капусточку, картошечку, кабачок и щепоточку соли. Вот, сколько всего! Когда овощи отварились, я их перетёрла вилкой. НЕ взбивала! В пюре попадались небольшие кусочки еды. Не волнуйтесь, расстройство у него не было. Всё изумительно усвоилось. И хотя малышок еще не умеет жевать, с первым своим уроком он справился на отлично. Вот так, собственно, мы и нарабатывали навык жевания.

Ниже представлено видео «процесс принятия первого овощного пюре».

Находясь со своей семьёй за обеденным столом, малышу тоже хочется самостоятельно с ложечки покушать. Конечно, это очень потешно: когда малыш, кушая супчик, вернее пытаясь его покушать, подносит ложечку ко рту, а в этот момент весь супчик убегает мимо, попадая прямо в воротничок пластмассового слюнявчика и на личико, при этом, просто умильное от удивления, будто говорящее: «Как это так получается? А в ротик-то ничего и не попало!» Естественно мой «киндырёныш» стал нервничать. И я, как современная мамочка, разрешила ему похулиганить. На приём второго блюда я забрала ложку, а тарелку с овощами поставила рядом. Посмотрите, что из этого получилось (на представленных фото малышу 9 мес.).

Поверьте, очень многое осело в ротик. Было ну ООООООООчень вкусно!

Навык пережёвывания пищи мы отрабатывали изо дня в день , привыкая не только кушать с общего стола, но и стараясь это делать самостоятельно, и к 1 году 3 месяцам достигли определённых результатов. Познакомиться с нашими достижениями можно по представленному ниже видео.

В данном примере представлена овсяная кашка, но меню у ребёнка разнообразное. В этом возрасте мы поедали всё. Бывало, что не хочет жевать мяско в супчиках, тогда я, разделывая мясо на суп, отрезала большой кусочек и отдельно давала малышу. Его он с удовольствием кушал.

В возрасте 1г 10 мес. мы пошли в сад. В группу такого возраста набирают деток, которые самостоятельно могут кушать, используя столовые предметы и ходить на горшок.

Последние фото и видео подготовки к садику в возрасте года и 9 месяцев представлены ниже.

Нам осталось только разобраться с памперсами, что мы и сделали за месяц, полностью исключив их из своей жизни, - и мой гражданин готов к садику!

Грудное вскармливание

Вот и подошла очередь до моего «масика», самого младшенького. Нам сегодня год и 4 месяца. И да, я до сих пор не могу прекратить его кормить. В таком возрасте это доставляет определённые неудобства, отнимает много времени и уже пора, пора, пора, но - никак.

Касательно питания: едим мы всё с общего стола, ничего не протирая. Сам он ещё не ест, только пытается. На фото, расположенных ниже, представлен период размазывания еды по лицу, ушам и шеи, и просто замечательно, что он уже пройден. Правда, это время мы провели в больнице, и они очень уж больничные, но я не думаю, что это существенно. На фото моему мальчику 11 месяцев.

Хорошо видно, что ребёнок ест обыкновенный суп, не взбитый блендером.

С размазыванием котлет, по себе любимому, малыш справился замечательно. Видите, как доволен?

Конечно, в случае грудного вскармливания всё немного сложнее. «Ребятёнок» часто давится и нередки случаи, когда он просто выплёвывает еду, потому что там крупнее кусочки, чем ему хотелось бы.

Но у меня есть помощник - это палочка-выручалочка, а по простому - слюнявчик с козырьком. Может это и не эстетично, но зато действенно. Малыш сначала выплюнет, потом ощутит вкус еды. Понимает, что напрасно это сделал, но природное упрямство говорит не идти на попятную, поэтому продолжает в том же духе. Выплёвывает, но теперь только в слюнявчик. В общем, делает «загашник». Там складирует свои кусочки, а потом ручкой складывает их к себе в ротик.

Приблизительно так происходило раньше. Теперь всё намного проще, и не за горами тот период, когда мы самостоятельно будем кушать, «орудуя ложкой». Пока у нас в одной руке ложка (даже что-то в неё попадает), а другая рука «хозяйничает» по тарелке. Вот так и кушаем. Сама стараюсь не кормить (если нахожусь дома), просто присутствую рядом, разговаривая и нахваливая. Ведь главное, чтобы процесс еды ребёнку доставлял удовольствие и радость, тогда обязательно всё получиться!

Заключение

Безусловно, встречаются дети с индивидуальными особенностями, у которых возникают затруднения в попытке приучить своё чадо к пережёвыванию твёрдой пищи. В этом случае, лучше учесть рекомендации врачей, например, доктора Комаровского или сходить проконсультироваться к детскому врачу.

Однако, на мой взгляд, следует запастись терпением и приучать ребёнка к твёрдой пище последовательно, начиная с раннего возраста. Просто нужно помнить о необходимости всегда находиться рядом в такие моменты. Поощряйте его, хвалите, кушайте вместе с ним всей семьёй. И у вашего малыша обязательно появится интерес, и ему захочется ПОЖЕВАТЬ вместе с вами.

Перевод малыша от питания грудным молоком или молочными смесями к «взрослой» еде — постепенный и естественный процесс.

Кроха может довольно быстро привыкнуть к новым блюдам и рациону. Однако бывает и так, что ребёнок отказывается пережёвывать или выплёвывает твёрдую пищу, а то и вовсе глотает её кусками. Где же таятся проблемы? Как справиться с трудностями?

Пришла пора жевать: что предопределено природой?

Первые жевательные движения у малыша появляются примерно на 4-5 месяце жизни. Одновременно и рвотный рефлекс начинает перемещаться от середины языка к его задней трети — постепенно исчезает выталкивающее движение язычком.

К возрасту 7-8 месяцев ребёнок обычно уже готов к знакомству с кусочками твёрдой пищи.

С 7 до 12 месяцев жизни укрепляются навыки кусания и жевания, а также развиваются боковые движения языка, перемещающие пищу к зубам.

Важно!

Не относитесь к рекомендованным срокам безальтернативно. Многое зависит от степени зрелости и готовности к усвоению нового навыка: доношенный или недоношенный малыш, здоровый ребёнок или болеет, появились или ещё нет зубки, вида вскармливания.

Однако к возрасту одного года кроха должен уметь жевать челюстями, даже если эти движения немного неуклюжие.

Как научить ребёнка кушать самостоятельно: и


Почему ребёнок не желает жевать или отказывается от твёрдой пищи

Причин много: начиная с заболеваний и заканчивая ленью малыша.

Несформированные пищевые навыки

Не так давно ещё до появления первых молочных зубов ребёнок получал от мамы баранку или сухарик, учась постепенно «жевать» дёснами незнакомую твёрдую пищу.

К сожалению, нередко с новыми продуктами малыш начинает знакомиться, когда уже у него появились первые зубики. Кажется, что с такими помощниками легче жевать. Но это не так. Ребёнок использует зубы для откусывания, тогда как жевать дёснами они мешают.

Подробнее о прикорме и предприкорме:

Проблемы со здоровьем

Болезни желудочно-кишечного тракта (гастрит, панкреатит), ангина или фарингит, стоматит и другие.

Нарушение тонуса жевательных мышц

Язык неуклюже переворачивает пищу, а мышцы плохо сжимают челюсти. Часто проблема наблюдается после родовых травм.

Ранний отказ от грудного вскармливания

Чтобы «добыть» себе пропитание из маминой груди, малышу нужно приложить усилия — это тренирует жевательные мышцы. Тогда как с бутылочкой наработать тонус этих мышц довольно сложно.

Неправильное кормление

Когда кроха длительно питается протёртыми и/или измельчёнными продуктами, он начинает лениться и не прилагает никаких усилий для пережёвывания.

При резком переводе от однородного пюре к кусочкам пищи, малыш может занервничать и яростно сопротивляться новшествам. С его точки зрения «нормальной» еды нет. Закономерно льются потоки слёз и плотно сжимаются губки.

Однако все эти трудности преодолимы. Главное — не торопитесь и будьте терпеливы.

Всё должно быть вовремя: мама, научи меня жевать, я хочу кушать!

Какой-либо специальной методики не существует, ибо всё должно идти своим чередом и постепенно.

Когда начинать обучение?

Примерно в возрасте 4-6 месяцев жизни — с появлением жевательных движений и ещё до прорезывания первых зубов. Как не упустить момент? Предложите малышу выпить водички с ложечки. Когда её содержимое начинает попадать в полость рта, ребёнок готов к усвоению навыка жевания.

Если же кроха продолжает питаться молочными смесями, грудным молоком или протертой пищей, постепенно рефлекс жевания гаснет.

Вы против знакомства вашего малыша с баранками или печенками в возрасте 7-8 месяцев? Тогда лучше дождаться появления большинства зубов и учить жевать уже ими.

Не торопитесь

Начинайте с небольших порций. Если ребёнок упорно отказывается от новой консистенции прикорма, не настаивайте. Через некоторое время повторите попытку.

Твёрдая пища или специальные «тренажёры»

Пока кроха мал, можно использовать резиновый прорезыватель для зубов. Примерно с 6-8 месяцев начинайте постепенно знакомить ребёнка с твёрдыми продуктами.

Любознательность малыша — ваш помощник

Когда ребёнок пытается лизать или «откусить» деснами кусочек яблочка/печенья, не измельчайте эти продукты. Старайтесь чаще ему предлагать твёрдую пищу — пусть тренируется и учится жевать. Обязательно проследите, чтобы кроха не откусывал большие куски, иначе он может поперхнуться или подавиться.

Используйте ниблер — контейнер с закручивающимся ободком. Приспособление представляет собой ёмкость в виде сеточки или силиконовой насадки с дырочками. Поместите внутрь контейнера кусочки разрешённых по возрасту продуктов, а затем дайте в ручки ребёнку, чтобы он разминал содержимое дёснами и одновременно получал питание. Не переживайте. Такой способ абсолютно безопасен.

Будьте последовательны и настойчивы

Блендер/тёрка/мясорубка — удобные помощники для измельчения продуктов, но со временем нужно приучать кроху к твёрдой пище. Важно, чтобы переход был постепенным, а ребёнок не заметил резкой перемены консистенции своих привычных блюд. Иначе он может закапризничать или вовсе отказаться от еды.

Раз за разом уменьшайте степень помола: вначале готовьте однородное пюре, потом — с включением небольших кусочков, затем — густую пищу с содержанием твердых фрагментов продуктов.

Готовая баночная еда

При покупке обращайте внимание на маркировку. На этикетке с рекомендованным питанием для возраста 8-10 месяцев ищите указание на то, что в пюре содержатся «кусочки, которые учат жевать».

Не отвлекайте

Не включайте мультики или телевизор во время кормления. Если малыш сосредотачивается на процессе поглощения пищи, тогда у него лучше координируются действия рук, языка и губ.

Когда время упущено: мама, не хочу жевать!

Примерно к двум годам жизни пищевое поведение ребёнка сформировано, поэтому его трудно научить жевать или заставить попробовать непривычное блюдо.

Однако ситуация отнюдь не безнадёжна, а некоторые наши советы вам помогут.

Не держите кроху голодным

Плохо работает правило: ничего страшного, проголодается — поест. Наоборот, малыш может занервничать, а все ваши усилия пойдут насмарку. К тому же у ребёнка нередко появляется отрицательное отношение к любому новшеству в питании.

Если вы начали учить малыша жевать, но он не наедается во время кормления, докормите его протёртыми продуктами.

Не жалейте своё чадо

Дети в возрасте 1,5-2 лет — умелые манипуляторы. Довольно быстро они понимают, что можно похныкать и получить привычные блюда, которые не нужно жевать.

Не спешите

Постепенно переходите от пюре к более густой пище с содержанием кусочков продуктов.

Заручитесь поддержкой семьи

Все должны быть единодушны и выдержаны. Если вы учите малыша жевать, не нужно, чтобы, например, бабушка или тётя, любя и жалея, кормили кроху протертой пищей.

Возьмите ребёнка к себе в помощники

Сначала вместе измельчайте продукты в блендере, затем — с помощью мясорубки или терки. Чуть позднее предложите крохе самому давить себе еду в тарелке вилкой. Ведь он уже «боооольшой»! Обычно со временем малышу начинает надоедать протирать/давить, поэтому он постепенно начинает жевать.

Проработайте жевательные движения

Детям нравится подражать. Начните с удовольствием жевать какую-то вкусность, наверняка, кроха тоже захочет её попробовать. Конечно, вы ему дадите, но при этом показывайте, как это нужно делать правильно.

Разумеется, продукты должны быть качественными — например, зефир или жевательный мармелад.

Проявите своё актерское мастерство

Попробуйте «потерять» или «сломать» блендер, миксер, ситечко, тёрку. Скажите, что при случае (когда появится в магазине) купите всё новое. Постарайтесь своего обещание не сдержать.

Превратите обучение в интересную игру

Из ломтиков любимых продуктов крохи на тарелке можно разложить «радугу» или «построить» домик, «нарисовать» зверей.

Добавляйте в каши или пюре измельчённые кусочки мягких ягод и фруктов. Со временем постепенно увеличивайте размеры кусочков.

Расширяйте рацион

Предложите новое блюдо в не протёртом и не измельчённом виде. Иногда в силу природного любопытства дети начинают жевать незнакомые продукты.

Периодически приглашайте гостей или питайтесь вне дома

Принцип прост: нет возможности измельчить продукты, кушай то, что едят все, есть только такая еда.

Посетите логопеда

Доктор поможет улучшить тонус и работу жевательных мышц: проведёт логопедический массаж и покажет, как выполнять речевую гимнастику.

Конечно, эти советы не всегда работают применительно ко всем детям. Оно и понятно, ведь каждый малыш индивидуален. Используйте свою фантазию и добавьте немного творчества: подумайте над новыми идеями и придумайте интересные игры.

врач-ординатор детского отделения



Рассказать друзьям