Надежда Мазырина
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [Ж]»
Тема : «Звук Ж » .
Воспитатель : Мазырина Надежда Алексеевна, 2 кв. категория. я
Образовательные задачи :
Познакомить детей с правильной артикуляцией звука Ж ;
Закреплять правильное произношение звука Ж В речи детей ;
Упражнять детей в образовании существительных в уменьшительной форме.
Развивающие задачи :
- развивать речевой слух :
А)развивать умение выделять звук Ж из ряда звуков ;
Б)развивать умение произносить звук тихо-громко .
Воспитательные задачи :
Воспитывать умение выслушивать задание до конца.
Методы и приёмы : игровая мотивация, показ, объяснение, указание, похвала, наглядность, совместное проговаривание, образец ответа, оценка.
Раздаточный и демонстрационный материал : кукла Женя, картинки ЖАБА, УЖИ, ЖУРАВЛИК; картинки для артикуляционной гимнастики : «Чашечка» , «Блинчик» , «Вкусное варенье» , «Грибок» ; на каждого ребёнка :
зеркала с салфеткой, бабочки на поддувание; иллюстрация к стихотворению.
Дифференцированная индивидуальная работа с детьми :
Выше среднего уровня развития : побуждать Сашу, Машу, Дашу, Арсения, Ксюшу, Алёну самостоятельно выделять заданный звук в словах и фразах ;
Образовывать слова в уменьшительной форме самостоятельно или с небольшой помощью взрослого.
-среднего уровня развития : упражнять Ксюшу, Лилю, Матвея, Егора, Максима Ц. в умении выделять звук Ж в словах и фразах с небольшой помощью.
Ниже среднего уровня развития : учить Славу выделять заданный звук из ряда звуков .
Предварительная работа : рассмотреть с детьми картинки с целью их правильного называния, знакомство с куклой Женей.
Примерный ход занятия :
1 часть : подготовка артикуляционного аппарата.
Ребята, к нам в гости пришла кукла. Вы помните, как её зовут?
(Женя)
Сегодня я расскажу вам историю, которая произошла с Женей. Мы научимся произносить новый звук , поиграем в игру «Говорящий жук» и выучим стихотворение.
Но сначала нам нужно разбудить наш язычок.
1.1 Артикуляционная гимнастика.
Женя прыгала на скакалочке, а потом пошла пить чай.
И выпила одну чашку чая - упражнение «Чашечка» (картинка на доску) .
Губы в широкой улыбочке, широкий язык поднят вверх.
Потом съела один блинчик с вареньем – упражнение «Блинчик» (картинка на доску) .
Губы также, широкий язык лежит на нижней губе.
упражнения : «Возьмите зеркала» .
Указание детям после выполнения упражнения : «Положите зеркала на салфетки» .
Чередуем упражнения 3 повтора.
Так ей понравилось варенье, что она облизала верхнюю губу – Упражнение «Вкусное варенье» .
Губы в улыбочке, широкий язык облизывает верхнюю губу.
Затем Женя пошла на лесную полянку и увидела грибок на тонкой ножке – упражнение «Грибок» (картинка на доску) .
Рот широко открыт, широкий язык присасываем к верхнему нёбу
Мини –итог : вы молодцы, язычки были широкими. «Грибочки на тонких ножках» .
1.2 Упражнение на поддувание.
Упражнение «Красивые бабочки» .
Под чудо-деревом распустились красивые цветы. Прилетели бабочки и сели на них. Вдруг задул ветер и сдул всех бабочек с цветов.
Указание детям перед выполнением задания :
2 часть. Знакомство со звуком . Артикуляционный уклад.
На полянке Женя нашёл жука. На улице было прохладно и поднял жука и понёс его домой. Дома жук согрелся и запел свою любимую песенку : «ЖЖЖЖЖ» .
Ребята, а вы хотите научиться петь песенку жука?
Губы в широкой трубочке, зубы приближены, широкий язык за верхними зубами, голосок не спит.
Возьмите зеркала и попробуем все вместе спеть песенку жука, произнести звук Ж .
А теперь Катин жук.
Наши жуки далеко улетели и их почти не слышно (произносим звук тихо ) .
Жуки подлетели совсем близко (громкое произнесение) .
Мини – итог : у вас хорошо получилось, губы у всех были широкой улыбочкой, широкий язычок за верхними зубами. Произносили звук Ж и тихо , и громко.
Женя долго наблюдал за жуком, а тот кружил по комнате. Засмотрелся на Женин живой уголок, в котором жили ЖАБА, два УЖА и маленький ЖУРАВЛИК (выставляю картинки на доску) . И вдруг упал.
Жук упал, и встать не может,
Ждёт но кто ему поможет…
А животные из Жениного уголка стали ему помогать : ЖАБА лапками, УЖИ хвостиками, а ЖУРАВЛИК крылышками. Так жук подружился с Жениными животными.
Ребята, назовите животных из Жениного уголка, с которыми подружился жук. И выделите голосом звук Ж .
Назови, Даша.
Помоги, пожалуйста, Алёна.
Арсений, кого ещё не звали девочки.
Мини-итог : вы абсолютно правы, верно назвали всех животных и выделили звук . Какой? ЖЖЖ.
Физминутка.
4 часть. Выделение звука на слух из ряда звуков .
Игра «Поймай жука» .
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай жука» .
Я буду произносить разные звуки , а вы если услышите песенку жука – звук Ж , хлопните в ладоши один раз.
Давайте потренируемся. Приготовьте ладошки. Хлопните один раз. Молодцы. Мы начинаем игру.
А, Ж, Т, Ж, Д, Н, Ж, Ж.
(Если дети ошибаются,предложить помощь :
Какой звук я произнесла ? Т, нужно ли было хлопать? Нет.
Хлопните, только если, услышите звук Ж . Будьте, внимательны)
Мини-итог : все справились хлопали только на звук Ж .
5 часть. Закрепление изучаемого звука в словах .
Однажды Жене приснился сон, что он стал знаменитым дрессировщиком и выступает в цирке с удивительным номером «Говорящий жук» . Женя называл слова, а жук их изменял, так, что в каждом его слове был хорошо слышен звук Ж .
Например, Женя говорил СНЕГ, а, жук СНЕЖЖЖОК.
Попробуем и мы с вами стать говорящими жуками. Буду называть слова, а вы их изменять. И помните все должны услышать какой звук ? Правильно ЖЖЖЖ.
Ребята отвечать будет только тот, кого я назову.
(флаг - Даша… флаЖок,
друг – Маша….друЖок,
сапог – Арсений…сапоЖок,
круг – Ксюша….круЖок,
утюг – Саша…. утюЖок,
пирог – Алёна…. пироЖок).
Мини-итог : умнички, все были внимательны, все изменили слова так, чтобы был слышен звук Ж .
6 часть. Закрепление изучаемого звука во фразах , чистоговорках.
А проснулся Женя от того, что жук пел ему свою песенку :
Жук жужжит : «жу-жу-жу!»
Я живу – не тужу.
Всё над ухом жужжу
И детишек я бужу.
Давайте и мы с вами выучим эту весёлую песенку.
Что делает Жук? (жужжит) .
Как жужжит Жук? (жу-жу-жу)
Как живёт Жук? (как он сам говорит про себя) (я живу – не тужу) .
Не тужу – это значит не печалюсь, не грущу. Живу весело.
Над чем жужжит Жук? (над ухом) .
Кого будит жук? (детишек) .
Послушайте ещё раз внимательно песенку жука и постарайтесь её запомнить.
Может быть кто-то уже запомнил песенку жука?
Расскажи Даша.
Жук жужжит : «жу-жу-жу!»
Я живу – не тужу.
Всё над ухом жужжу
И детишек я бужу.
А теперь все вместе расскажем песенку жука, будем выделять голосом звук Ж .
(повтор хоровой) .
ИТОГ ЗАНЯТИЯ :
Молодцы, ребята. Сегодня мы научились правильно произносить звук . Какой? Ж.
Какие слова мы в вами называли со звуком Ж ? Правильно, запомнили.
В какие игры играли с Жуком и с Женей.
На следующем занятии мы с вами познакомимся с Кузнечиком и научимся петь его песенку.
Занятие с детьми средней группы
Звуковая культура речи: звук ж
Цель. Развитие звуковой культуры речи; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.
Задачи:
Обучающая: закреплять правильное произношение звука ж; отрабатывать произношение свистящих, шипящих звуков, умение определять слова со звуком ж .
Развивающая: развивать артикуляционный аппарат; фонематический слух: определять на слух присутствие в слове звука ж ; упражнять детей в умении пересказывать.
Воспитательная: воспитывать партнерские отношения во время игр
Предварительная работа с детьми в ходе режимных моментов: экскурсии в парковую зону детского сада; наблюдение за насекомыми, прислушивание к звукам природы.
Взаимодействие с родителями: Чтение произведений, о насекомых, рассматривание иллюстраций, подражание звукам, произносимым насекомыми. Задание детям, загадать дома родителям загадки услышанные на занятии.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, послушайте, какая история произошла однажды с Язычком: Сидел Язычок в домике. Слышит: кто-то песенку поет: «Ж-ж-ж-ж». – Я не умею так петь, - огорчился Язычок. – Я знаю песню листьев, гуся, змеи. Но эта новая песня совсем другая. Она звонкая: «Ж-ж-ж-ж».
Ж-ж-ж-ж - это песня жука, - объясняет педагог (показывает иллюстрации с изображением жука и цветов ). – Она поется так же, как песня гуся (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: «Ж-ж-ж-ж». Что вы слышите? (Горлышко поет эту песню.) А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню гуся. Поет горло? (Да!) Давайте поучимся петь песенку жука.
Дети : Давайте!!!
Воспитатель : Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж».
Дети поют песенку маленького жучка и песню большого толстого жука.
Воспитатель : Давайте поиграем в игру «Жуки»: Возьмитесь за руки и встаньте в круг. За пределы круга выходят 6-7 детей. Они изображают жуков. (Желательно чтобы среди них были те дети, которые нечетко произносят звук ж ).
«Круг – это большая комната с множеством окон, - объясняет педагог. – Люди ушли, и оставили окна открытыми. (Дети опускают, расцепляют руки.) В комнату влетели жуки и загудели: «Ж-ж-ж-ж». Они стали летать по всей комнате. Подул ветер, и окна захлопнулись. Жуки полетели к окнам, не увидели стекол и упали. Попались жуки! Лежат на спине, барахтаются. Жалобно жужжат. Давайте поможем жукам – перевернем их на брюшко и, открыв окна, выпустим на волю. Пусть летают».
Воспитатель : Замечательно поиграли, возвращайтесь на свои места, я прочитаю вам стихотворение, которое называется «Почему букет поет?»
Жук в рубашке полосатой
Прилетел играть к ребятам,
На цветок лиловый сел –
Песню звонкую запел,
Сока сладкого хлебнул,
В колокольчике заснул,
Да попал в букет к Маринке
И жужжит, жужжит в корзинке!
А Маринка не поймет:
Почему букет поет? Н. Головина
«Почем же пел букет? – спрашивает педагог. – Хотите послушать рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и, попав к девочке, испугался? Я буду рассказывать, а вы мне, когда попрошу, помогайте».
Воспитатель : Читает отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова:
Летел жук по своим делам, жужжал «Жжжуть как пить хочется». (О чем и как жужжал жук? (хоровой и индивидуальные ответы.))
Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжжажжжду утолить». Залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво! Жжить можно!» (Что прожужжал жук?) Попробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок! Вкусный!»
Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» - запел жук. (О чем он запел?)
Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.
И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут». (О чем жук жужжал на этот раз?)
А сейчас давайте представим, что мы с вами жуки, а наш коврик это луг.…
Физкультминутка
На лужайке, по ромашкам Бегают по свободному пространству группы.
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу,жу-жу-жу Останавливаются, встают прямо.
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь, Выполняют наклоны туловища вправо-влево
Низко, низко наклоняюсь. Выполняют наклоны вперед-вниз
На цветке я посидел, Приседают
Отдохнул и полетел. Бегают и затем садятся на свои места.
Пока дети рассаживаются включается аудиозапись «Звуки пруда»
Воспитатель: Ребята вы слышите звуки? Как вы думаете, что это за звуки?
Дети: Звуки природы, лягушки, звуки леса…
Воспитатель: А вы слышите среди этих звуков насекомых?
Дети: Да!
(Звук микшируется)
Воспитатель: Посмотрите внимательно на эту картинку, расскажите мне, пожалуйста, какие насекомые спрятались на ней?
Дети: …..
Воспитатель : Замечательно, а сейчас, я каждому раздам картинку с изображением насекомого, а вы раскрасьте её, пожалуйста (выделяется необходимое время 3-5 минут). А теперь расскажите мне о вашем насекомом,
(Каждый ребенок рассказывает о своей картинке, если у нескольких детей одинаковые картинки, они могут дополнять рассказ друг друга), а твоё насекомое издает какой-то звук? Ты можешь спеть нам его песенку? Где можно встретить это насекомое?
(После каждого рассказа дети прикрепляют свою картинку на плакат с изображением природы, в зависимости от места обитания насекомого). Посмотрите, какая прекрасная картина у нас получилась!
Воспитатель : Какие вы молодцы! Хорошо сегодня работали, и я порадую вас новыми загадками:
Мужички без топоров, рубят избу без углов. (Муравьи)
Есть в загадке слова со звуком ж? Назовите их. (Ответы детей), ребята, а сколько слов со звуком ж в этой загадке? (Одно). Хорошо, тогда следующая загадка…
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук)
А в этой загадке есть слова со звуком ж? (Ответы детей), а сколько слов со звуком ж ? (При подсчете очередного слова можно пользоваться, заранее заготовленными полосками из цветной бумаги) (Пять).
Молодцы, запомните загадки и загадайте их дома родителям. На этом наше занятие окончено, но впереди нас ожидает прогулка, на которой мы с вами обязательно встретим кого?
Дети: Насекомых!
Программное содержание: Закрепить произношение звука с в словах. Помочь воспитанникам запомнить потешку «Расти коса». Научить выделять голосом звук с в словах. Познакомить воспитанников со звуком з Показать артикуляцию звука. Обучить произношению звука изолированно в слогах, словах, интонированию звука в слове, различению слов с этим звуком.
Интеграция: коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, познание, физическая культура, здоровье, музыка.
Материалы и оборудование: Магнитная доска, расчёска, иллюстрации к чистоговоркам: коза, песок, тазы, маска – комар, игрушка для рассказывания: кукла, паровоз, самолет, мяч.
Ход занятия:
Воспитатель: Сели все красиво. Улыбнулись. Поздоровались со всеми. Сегодня, когда я шла в детский сад, я встретила грустную девочку. Я пожалела её и пригласила в гости. А вот и она. (Входит плачущая девочка)
Девочка Соня: Здравствуйте! Меня зовут Соня. Все говорят, что я не красивая и неаккуратная, поэтому со мной никто не играет.
Воспитатель: Не плачь Соня. Мы тебе поможем. Правда, дети?
Воспитанники: Да.
Воспитатель: Давайте вместе с Соней поиграем:
Поднимаем плечики,
Прыгаем кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Тссссссс!
Выше, выше, высоко,
Прыгай на ногах легко!
Садитесь все дружно. (Соня в середине)
Дети, что мы поменяем, чтобы девочка стала красивой?
Воспитанники: Её нужно причесать, заплести ей косу.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, какие у неё спутанные волосы. Какие у неё волосы?
Воспитанники: Спутанные.
Воспитатель: Сейчас я их распутаю, расчешу так, чтобы все волосоньки были в ряд. Слышите, как ласково я их назвала. А теперь, вы назовите ласково Сонины волосы.
Воспитанники: Волосоньки.
Воспитатель: Расчесала я волосоньки в ряд, один к одному. Как я их расчесала?
Воспитанники: Один к одному.
Воспитатель: А теперь что я делаю?
Воспитанники: Заплетаете косу.
Воспитатель: Посмотри, Соня, какая ты стала красивая. Давайте сейчас мы попросим, чтобы коса росла:
Расти коса до пояса
Не вырони ни волоса.
Расти коса до пят
Все волосоньки в ряд.
Девочка Соня: Ой, какая я стала красивая! Спасибо вам большое. Теперь у меня много будет друзей. До свидания!
Воспитанники: До свидания!
Воспитатель: Послушайте внимательно потешку ещё раз. Какой звук повторяется много раз?
Воспитанники: Звук с
Воспитатель: Вы помните какая это песенка была?
Воспитанники: Песенка водички.
Воспитатель: Правильно. Песенка водички тихая, без голоса. А хотите, я научу наш язычок петь звонкую песенку?
Воспитанники: Да.
Воспитатель: Она похожа на песенку водички. Нужно слегка растянуть губы, немножко улыбнуться, сделать язычок тонким и широким, прижать его к крылечку и подуть, но при этом включить голос. Вот так: «З — з — з». Это новая песенка. Что она вам напоминает?
Воспитанники: Комара.
Воспитатель: Назовём её песенкой комара. Давайте все вместе выпустим своих комариков и споём: «З — з — з». Давайте сейчас послушаем, как поют песню комариков мальчики. А у девочек получится так же звонко? Теперь следите за моей палочкой. Когда я подниму палочку, вы звонко запоёте песенку комара, когда опущу – песенка смолкнет.
Поиграем в игру «Злой комар»
Тихо, тихо, Зоя спит.
А вот злой комар летит.
Зою будет он кусать.
Зое он не даст поспать.
Мы прогоним комара:
«Улетай ты со двора!»
Злой комар от нас летит,
И гудит, гудит, гудит.
Молодцы! А сейчас давайте выучим чистоговорки:
За – за – за – идёт коза.
Зу – зу – зу — песок везу.
Зы – зы – зы – у меня тазы.
Зя – зя – зя – шалить нельзя.
Посмотрите, пожалуйста, у меня на столе игрушки. Вы будете подходить и рассказывать про игрушку, которая больше всего вам понравится. (Рассказывают)
Молодцы! Давайте ещё раз вспомним, с каким новым звуком мы сегодня познакомились?
Воспитанники: звуком з
Воспитатель: Как мы ещё назвали этот звук?
Воспитанники: Песенкой комара.
Воспитатель: Как звучит песенка комара?
Воспитанники: Звонко.
Воспитатель: Правильно. Молодцы!
«КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ: ЗВУК Ж»:
Цель :
Упражнять детей в правильном произношении звука «Ж» : изолированно, в слогах, в словах.
Развивать фонематический слух : учить слышать звук «Ж» в начале слова, учить различать слова, начинающиеся на звук «Ж» ; учить детей ориентироваться не на смысл слова, а на его звучание.
Развивать артикуляционный аппарат, интонационную выразительность речи , слуховое внимание.
Ход занятия:
Воспитатель: – Сидел Язычок в домике, слышит: кот-то поёт незнакомую песенку: ж-ж-ж. «Я не умею так петь, - огорчился Язычок – я знаю песенку листьев, гуся, змеи». Я что это за песенка гуся, напомните мне?
Дети: - ш-ш-ш.
Воспитатель: - «Ж-ж-ж» – это песня жука, она поётся также как песня «Ш-ш-ш», но только звонко, с голосом. Песню «Ж-ж-ж» поёт даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте «ж-ж-ж». Песня поётся уже в горлышке, Данил?
Да.
А теперь приложите ладонь к горлышку и спойте песню гуся. Поёт горлышко, Рита?
Нет.
Воспитатель: - Давайте поучим песню жука. Откройте рот, Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Хорошо, закройте рот. Отдохните немножко. Давайте повторим. Как только язычок спрячется далеко, за верхние зубы, сразу начинайте петь «Ж-ж-ж». Сначала произнесём все вместе: «Ж-ж-ж». Молодцы. А теперь Артем.
Ж-ж-ж.
Молодец. Теперь Миша.
Ж-ж-ж.
Умница.
Теперь споём все вместе песню маленького жука и большого жука . (маленького- тихо, большого-громко).
Воспитатель: - А сейчас поиграем в игру «Подскажи словечко».
Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать.
Итак, начали:
1) Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот).
2) Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф).
3) И бежит Айболит к бегемотикам
И хлопает их по… (животикам).
4) Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало… (жарко).
5) А рядом бегемотики
Схватились за …(животики).
Молодцы, хорошо справились с заданием.
Воспитатель: - Сейчас немного отдохнём и поиграем в игру «Жуки». Давайте представим, что мы с вами жуки, а наш коврик это луг.…
Физкультминутка
На лужайке, по ромашкам Бегают по свободному пространству группы.
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу,жу-жу-жу Останавливаются, встают прямо.
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь, Выполняют наклоны туловища вправо-влево
Низко, низко наклоняюсь. Выполняют наклоны вперед-вниз
На цветке я посидел, Приседают
Отдохнул и полетел. Бегают и затем садятся на свои места.
Улетели жуки, но оставили свою «песенку» в словах:
(Фланелеграф с картинками, в которых есть звук «ж»).
Жжжук, кружжжок, жжжираф . Послушайте ещё раз, как поёт жук в этих словах, и попробуйте сказать так же как я: жжжук, кружжжок, жжжираф. Произнесём все вместе. Теперь произнесёт Соня.
Жжжук, кружжжок, жжжираф.
Молодец. А сейчас Миша.
Жжжук, кружжжок, жжжираф.
Умница.
Я много знаю слов в которых есть песенка жука: ножик, кружжжиться, жжжарко. А вы, знаете слова с такой песенкой? (Дети произносят слова с выделением звука «ж», если ребёнок ошибся, то воспитатель медленно произносит слово и предлагает детям послушать есть ли в нём песенка жука).
Воспитатель: - Дети, к нам в гости пришёл мальчик. Давайте дадим ему имя, где живёт звук «Ж»:- Женя.
Выделение звука на слух из ряда звуков .
Игра «Поймай жука» .
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай жука» .
Я буду произносить разные звуки , а вы если услышите песенку жука – звук Ж , хлопните в ладоши один раз.
Давайте потренируемся. Приготовьте ладошки. Хлопните один раз. Молодцы. Мы начинаем игру.
А, Ж, Т, Ж, Д, Н, Ж, Ж.
(Если дети ошибаются, предложить помощь :
Мини-итог : все справились хлопали только на звук Ж .
Закрепление изучаемого звука в словах.
Однажды Жене приснился сон, что он стал знаменитым дрессировщиком и выступает в цирке с удивительным номером «Говорящий жук» . Женя называл слова, а жук их изменял, так, что в каждом его слове был хорошо слышен звук Ж .
Например, Женя говорил СНЕГ, а, жук СНЕЖЖЖОК.
Попробуем и мы с вами стать говорящими жуками. Буду называть слова, а вы их изменять. И помните все должны услышать какой звук ? Правильно ЖЖЖЖ.
Ребята отвечать будет только тот, кого я назову.
(флаг - … флаЖок,
друг –….друЖок,
сапог –…сапоЖок,
круг –….круЖок,
утюг –…. утюЖок,
пирог –…. пироЖок).
Мини-итог : умнички, все были внимательны, все изменили слова так, чтобы был слышен звук Ж .
Закрепление изучаемого звука во фразах, чистоговорках.
Воспитатель: - А проснулся Женя от того, что жук пел ему свою песенку :
Жук жужжит : «жу-жу-жу!»
Я живу – не тужу.
Всё над ухом жужжу
И детишек я бужу.
Давайте и мы с вами выучим эту весёлую песенку.
Что делает Жук? (жужжит) .
Как жужжит Жук? (жу-жу-жу)
Как живёт Жук? (как он сам говорит про себя) (я живу – не тужу) .
Не тужу – это значит не печалюсь, не грущу. Живу весело.
Над чем жужжит Жук? (над ухом) .
Кого будит жук? (детишек) .
Послушайте ещё раз внимательно песенку жука и постарайтесь её запомнить.
Может быть кто-то уже запомнил песенку жука?
Расскажи,Даша.
Жук жужжит : «жу-жу-жу!»
Я живу – не тужу.
Всё над ухом жужжу
И детишек я бужу.
А теперь все вместе расскажем песенку жука, будем выделять голосом звук Ж .
(повтор хоровой) .
Воспитатель: - Дети, а вы знаете чистоговорки? Давайте почитаем их мальчику Жене.
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу, как-то уж пришёл к ежу.
Жи-жи-жи, мне ежаток покажи.
Жу-жу-жу, я с ужатами дружу.
Жа-жа-жа, уж уходит от ежа.
Молодцы, правильно прочитали чистоговорки, голосом старались выделить нужный звук «Ж».
Воспитатель: -А теперь усаживайтесь за столы. Вы должны рассмотреть все предметы на листочке, определить в каких словах есть песенка жука. Обвести их. Будьте внимательны. (жираф, журавль, собака , еж, заяц , пожар, лыжи, лужа)
Справились, хорошо.
На этом наше занятие закончилось.
Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали, я вами довольна.
Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что нового узнали?
Познакомились с новым звуком «Ж»;
Учились определять этот звук в словах и составляли свои слова со звуком «Ж»;
Учили чистоговорки;
Обводили картинки где есть звук «Ж».