Конспект открытого занятия для коррекционной подгруппы детей старшего и подготовительного возраста. Методика "Сказкотерапия"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Замечали ли вы, с каким восторгом и упоением ваш малыш слушает волшебные сказки? Он волнуется за главного героя, удивляется его приключениям, радуется его победам и успехам. Вместе с героями сказок пытается отличать добро от зла, храбрость от трусости, верность от предательства, щедрость от скупости. Сказка будит воображение малыша, и, фантазируя, он перевоплощается в волшебных персонажей, приобретая жизненный опыт, противостоя трудностям, ища выход из самым сложных ситуаций. Сказка - это не только ключ к познанию мира, но и способ преодоления страхов. О сказкотерапии для малышей читайте в нашем материале.

Что такое сказкотерапия: цели и задачи

Метод сказкотерапии доступен и родителям: любую сказку можно сделать полезной.

Сказкотерапия - это метод «лечения сказкой». Специалисты утверждают, что использование сказкотерапии для детей подобно психологической консультации для взрослых. Смысл этой специфической, практически волшебной терапии в том, что, обнаружив какую-либо проблему в поведении ребёнка, его внутреннем состоянии, характере, можно рассказать сказку, которая эту проблему искоренит.

Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной.

Сказкотерапия - отличный метод передачи знаний, опыта, умений и навыков детям. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша. С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой. К примеру, если кроха боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её.

С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей.

Метод сказок с терапевтическим эффектом чаще всего применяется с целями:

  • снижения уровня агрессивности у детей
  • устранения состояния тревожности и страхов
  • развития эмоциональной саморегуляции
  • установления положительных взаимоотношений с другими детьми.

Задачи метода сказкотерапии:

  • развитие речи детей и их познавательной деятельности
  • выявление и формирование творческих способностей
  • снижение уровня агрессивности и тревожности
  • развитие умения эмоциональной регуляции и коммуникативных навыков
  • развитие способности преодолевать трудности и страхи
  • укрепление отношений между ребёнком и родителями.

«Известно ли вам, что правильно подобранная и вовремя рассказанная сказка способна устранить практически любые проблемы ребёнка?»

Виды сказок

Разида Ткач в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» выделяет виды сказок в ракурсе отдельно взятых проблем:

  • по преодолению страхов (к темноте, кабинету врача и пр.)
  • для снижения гиперактивности
  • для преодоления агрессивности
  • направленные на работу с расстройствами поведения
  • по преодолению проблем, связанными с отношениями в семье (случаи с разводом родителей, появлением новых членов семьи и пр.)
  • в случае потери любимых родственников или животных.

В качестве детских терапевтических сказок используются:

  • притча
  • сказка
  • басня
  • легенда или миф
  • былина
  • анекдот
  • детектив.

Согласно ещё одной известной типологии, сказки бывают следующих видов :

  1. Художественные.
  2. Народные.
  3. Авторские.
  4. Дидактические.
  5. Психокоррекционные.
  6. Психотерапевтические.

Сюжеты сказок разнообразны

Сюжеты сказок разнообразны:

  1. Сказки о животных, а также их взаимоотношениях с людьми. Такие сказ (и отлично подойдут младшим и средним дошкольникам, так как детям до от 1,5 до 5 лет легко идентифицировать себя с животными.
  2. Бытовые сказки. Эти истории рассказывают о сложностях обычной жизни, отношениях в семье, способах разрешения конфликтов. Эти сказки не лишены иронии и юмора, они подойдут более страшим детям (школьникам).
  3. Сказки о превращениях (преобразованиях, трансформациях). Подходят детям с низкой самооценкой, с ощущением, что их не любят, застенчивым детям, а также приёмным.
  4. Страшные сказки. Колдуньи, лешие и прочая нечистая сила - основные персонажи таких историй. Такие сказки дети могут сочинять даже сами: с помощью переживания тревожных ситуаций дети избавляются от напряжения и страха. Обычно «страшилки» как терапевтический метод используют для детей от 7 лет.
  5. Волшебные сказки. Это сказки транспортируют жизненную мудрость в подсознание ребёнка. Они больше всего нравятся детишкам 6-7 лет.

«Осознав проблему ребёнка, с которой нужно поработать, вы можете подобрать народную сказку, одну из сказок отечественных или зарубежных писателей или же придумать историю самостоятельно».

Список сказок, которые имеют терапевтический эффект

Для детей, которые столкнулись с проблемами в семье:

  • «Морозко»
  • «Крошечка-Хаврошечка»
  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • «Снегурочка»
  • «Аленький цветочек»
  • «Золушка»

Для детей, переживающих кризис, стресс, невроз:

  • «Спящая красавица»
  • «Госпожа Метелица»
  • «Церевна-Лягушка»
  • «Серая шейка»

Для приёмных детей, детей с низкой самооценкой:

  • «Мальчик-с-пальчик»
  • «Гадкий утёнок»

Для преодоления страхов:

  • «Красная Шапочка»
  • «Гуси-лебеди»
  • «Волк и семеро козлят»
  • «Баба Яга»
  • и много других сказок.

Программа преодоления детских страхов

Правильно подобранная сказка поможет преодолеть любой страх.

Очень часто сказки используют для преодоления детских страхов.

Выявить, какие страхи мучают ребёнка, помогают специальные методики (например, «Два дома», где ребёнку предлагается нарисовать чёрный и красный домики, в которые нужно «расселить» свои страхи - самые сильные и не очень). Обычно детские страхи делятся на:

  • медицинские (страх боли, уколов, докторов, заболеваний)
  • физические (боязнь получить ущерб от средств транспорта, неожиданных звуков, пожара, войны, стихий)
  • страх своей смерти
  • страх, связанный с боязнью животных
  • боязнь сказочных персонажей
  • страх темноты и ночных кошмаров
  • социальные страхи (людей, детей, одиночества и пр.)
  • боязнь пространства (глубины, высоты, замкнутых пространств).

Как только со страхами будет всё понятно, можно применить программу преодоления страхов дошкольников :

  1. Проиграть этюд, основанный на сказке «У страха глаза велики».
  2. Поиграть в игру-инсценировку «Зайцы и волк».
  3. Организовать поиск путей борьбы с чувством страха с помощью упражнений-релаксаций «Беседа с лесом» и «Полёт бабочки», этюдов «Вкусная была капуста!» и «Разное настроение».
  4. Способствовать формированию навыков выражения разных эмоций с помощью сказок «Почему грустил трусишка?», «Смелый трусишка».
  5. Развивать смелость, преодолевая страхи с помощью сказки «Страх мой - враг мой» и игр «Пятнашки» и «Прятки с голосом».
  6. Формировать нужные навыки поведения с помощью сказки «Спать пора».

Эффективны групповые занятия для детей одного возраста.

Такую программу лучше всего проводить с группой детей одного возраста в профилактических и терапевтических целях при участии детского психолога. При индивидуальной работе с ребёнком программу можно варьировать, учитывая характер проблемы, наполняя сказки новым смыслом.

Правила, как обычную сказку сделать терапевтической

Чтобы обычная сказка стала терапевтической, нужно создавать её с учётом определённых правил :

  1. Сказка должна отвечать проблемам малыша, однако не быть похожей на неё досконально.
  2. Сказка обязательно должна содержать замещающее действие, используя которое, ребёнок научится по-новому подходить к решению своей проблемы.
  3. Сюжет терапевтической сказки должен быть последовательным:
  • главный герой сказки должен соответствовать полу ребёнка, желательно - возрасту и характеру
  • далее - описание жизни главного героя таким образом, чтобы малыш нашёл сходство с собой
  • далее - описание проблемной ситуации, куда попадает герой и которая должна быть похожа на ситуацию ребёнка (переживания героя должны соответствовать переживаниям крохи)
  • далее - поиск героем выхода их проблемной ситуации (усугубление положения, встреча главного героя с разными персонажами, поиск альтернативных решений выхода из ситуации)
  • в конце - осознание главным героем своего неверного поведения, признание ошибок, принятие оптимального варианта.

Обдумывая программу преодоления какой-либо детской проблемы (например, страхов), нужно учитывать возраст ребёнка :

  • в 3-4 года - главным героем может быть любимая игрушка малыша, маленький человечек, зверюшка
  • с 5 лет - вводите в сказки фей, волшебниц, принцесс и принцев, солдат и др.
  • с 5-6 лет - делайте сказки наполненными волшебством.

«Один из важных компонентов психологического воздействия сказок - метафора, которая является основой сказки. Метафора – сравнение с чем-то другим на основе общего признака. Точность и образность метафоры - залог эффективности терапевтических приёмов».

Секрет терапевтических сказок в том, что малыш воспринимает смысл услышанного одновременно на сознательном и подсознательном уровнях. Малыш сознательно переживает главному герою и осознаёт вымышленность сказочного сюжета. Подсознание же ребёнка улавливает и впитывает истины сказки, отождествляет себя с главным героем, пересматривает своё поведение.

Смотрите видеосюжеты о том, как легко можно сочинить сказку вместе с ребёнком, ориентируясь на его проблемы

Занятия по сказкотерапии

Эффективными являются занятия с психологом в формате сказкотерапии. В процессе работы с ребёнком специалист акцентирует внимание на приобретение крохой нужных ему знаний для решения его проблемы, а главное - формирует полезные навыки.

Психолог ли вы или просто мама, помните, что при сказкотерапии очень важной является коммуникация взрослого и ребёнка, а также яркая эмоциональная окраска занятий.

Проводя занятия, нужно соблюдать такие правила :

  1. Во время повествования сказки важно расположиться напротив ребёнка, чтобы он видел ваши глаза и выражение лица.
  2. Когда рассказываете или читаете сказку, нужно передавать истинные чувства и эмоции героев.
  3. Нельзя допускать затянувшиеся паузы.
  4. Сказка и ситуации в ней должны быть построены на актуальной для малыша проблеме.
  5. Работая со сказкой, обратите внимание на то, чтобы в ней не содержалось готового ответа. Предоставьте ребёнку подумать и предложить вариант выхода из той или иной ситуации самому.

Родители и сами могут попробовать с помощью сказки скорректировать поведение или характер малыша.

«Родители запросто могут стать сказочниками и успешно сами корректировать проблемное поведение своего ребёнка. К психологу или специалисту в области сказкотерапии обычно обращаются со сложными вопросами».

Итак, вы ознакомились с методом, который позволяет решать любые детские проблемы с помощью сказок - сказкотерапией. Родители и сами могут попробовать с помощью сказки скорректировать поведение или характер малыша. А если решили сделать выбор в пользу специалиста, знайте, что он должен обладать высоким уровнем подготовки, умением писать терапевтические сказки под потребности ребёнка, использовать метафоры, иметь достаточный опыт работы.

Методическая разработка занятия по сказкотерапии с детьми 4-5 лет. Тема: «Заюшкина избушка»


Мидяшкина Ольга Вениаминовна, педагог дополнительного образования по сказкотерапии, НОУ ДО Школа малышей "Светлячок", г. Нижний Новгород
Актуальность.
Народная сказка сопровождает ребенка с раннего детства. Она помогает формировать моральный облик ребенка дошкольника. Учит малыша различать добро и зло, сопереживать чужую радость и печаль, активно бороться со злом.
Разработка прекрасно подходит для использования в качестве обучающей и полезной сказки для технологии сказкотерапии. Она предназначена для средней группы детского сада, актуальна для воспитателей детского сада, педагогов дополнительного образования.
Она может быть полезна не только для детей, но и для родителей. Родителям порой также будет полезно задуматься о своих друзьях и коллегах, приятелях и знакомых; научиться не терять надежду и веру, в любой ситуации искать положительный выход.

Цель:
- знакомство детей с содержанием сказки «Заюшкина избушка» через «театральные» приемы.

Задачи:
- учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки;
- продолжать знакомить с нравственными категориями: добро, зло, дружба;
- пробуждать детей к эмоциональной отзывчивости на состояние героев сказки;
- развивать логику, мышление;
- снять физическое и психическое напряжения;
- развивать речи ребенка (научить рассуждать, делать выводы и отвечать на вопросы полными предложениями);
- обогащать словарный запас (дети должны узнать значение слова «лубяная»).

Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Физическая минутка:
- Екатерина Железнова (музыка с мамой) «Ты похлопай вместе с нами».
- Подвижная игра «Лиса и зайцы».
Цель: развивать быстроту движений; развивать ориентировку в пространстве; развитие у детей слухового внимания, умения двигаться в соответствии со словами.

Материал к занятию:
- декорации из картона: лубяная и ледяная избушки;
- куклы – перчатки для кукольного театра: лиса, петушок, медведь, собака, бык, зайчик;
- коврик;
- магнитофон;
- музыка для релаксации: «Шум дождя и пианино» или «Релакс»;
- музыка Екатерины Железновой (музыка с мамой) «Ты похлопай вместе с нами»;
- музыка со словами для подвижной игры «Лиса и зайцы».

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Давайте немного поиграем.
Включается музыка Екатерины Железновой (музыка с мамой) «Ты похлопай вместе с нами».
- Ребята, слышите? Кто-то плачет.
Педагог показывает на кукольный театр.
- Вижу длинные я ушки. Кто–то плачет у избушки.
- А вы, ребята, хотите узнать, кто плачет и что случилось в сказке? Тогда садимся поудобнее и произносим наши волшебные слова: «Сказка, сказка, приходи и игрушки оживи. Где ты, сказка, отзовись и ребятам покажись».
Педагог уходит за кукольный театр.
Показ сказки в кукольном театре «Заюшкина избушка».

Вот и закончилась наша сказка. Понравилась? (ответ детей: да)
- А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем. Сегодня ребята я предлагаю вам поиграть в игру «Лиса и зайцы».
- А какие зайчики? Как вы думаете, что происходит, когда зайцы видят лису (ответы детей).
- Давайте вы будете зайками, а лисой буду я. Лиса будет спать, а вы побежите на лесную полянку веселиться, но помните, когда лиса проснется, увидит вас, то вам нужно будет бежать в свои домики. Домиками будут стульчики.
Включается на магнитофоне музыка со словами игры. Если нет такой возможности, то педагог начинает читать стихотворение, а дети выполняют действия согласно тексту.
Текст игры «Лиса и зайцы».
На лесной лужайке разбежались зайки, вот какие зайки, зайки – побегайки. (дети прыгают, изображая зайчиков)
Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок. Вот какие зайки, зайки – побегайки. (садятся, делают движения руками, роют)
Вдруг бежит лисичка - рыжая сестричка. Смотрит где же зайки, зайки – побегайки. (оббегает сидящих детей)
Видит зайцев и говорит: «Ах, вот вы где! » (лиса догоняет зайцев, а зайчики убегают в свои домики)
Игра повторяется по желанию детей несколько раз.

Поиграли? Отдохнули? (ответ детей: да)
- А теперь давайте сядем на наш теплый и уютный коврик и поговорим о сказке.
- Скажите, как называется эта сказка? (Ответ детей: сказка называется «Заюшкина избушка»)
- Вспомните, какая избушка была у лисы? (Ответ: у лисы ледяная избушка)
- А из чего сделана ледяная избушка? (Ответ детей: сделана изо льда)
- Что, случилось с ледяной избушкой, когда пришла весна? (Ответ: избушка растаяла)
- Ребята, а вы помните, какая избушка была у зайки? (Ответ: избушка лубяная)
- Правильно! Ребята лубяная избушка – это избушка сделана из коры берёзы.
- Вспомните, кто выгнал зайку из его избушки? (Ответ: выгнала лисичка)
- Как вы думаете, хорошо поступила лисичка, какая она? (Ответ: нет, лисичка хитрая, злая)
- А вспомните, кто помогал зайке? (дети перечисляют героев)
- Эти животные какие? (Ответ: они добрые)
- Кто выгнал лису из избушки? (Ответ: петушок)
- Ребята, а какой петушок в сказке? (Ответ: добрый, смелый, умный)
- Ребята, какие вы молодцы. Вы очень внимательно смотрели сказку.
- А как вы думаете, надо друг другу помогать? (Ответы: да, надо помогать друг другу)
- Правильно, всегда надо приходить на помощь друг другу.
- Ребята, а как вы думаете, чему учит нас сказка «Заюшкина избушка». (Ответы детей)
- Молодцы!
- Сказка учит нас тому, что в дружбе должна быть помощь и взаимовыручка. Петушок поступил очень хорошо, он заступился за слабого зайчика.
- А у вас, ребята, были такие случаи, когда вы приходили на помощь или заступались за слабого. (Короткие рассказы детей)
- Какие вы молодцы, ребята! Я горжусь вами!
- Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте встанем в кружок и похлопаем друг другу и улыбнемся.

Спасибо за внимание!

Марина Столярова
Конспект занятия педагога-психолога с использованием метода «Сказкотерапия»

Цель занятия : гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств и творческих способностей.

Развитие фантазии и воображения.

Развитие умения выражать свои мысли.

Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.

Развитие способности к децентрированию, умения встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон.

Развитие эмпатии.

Расширение репертуара эмоций и эмоциональных состояний. Развитие способности их распознавать.

Упособствовать повышению у детей уверенности в себе.

Улучшение самочувствия и настроения.

Совершенствовать навыки совместной работы детей.

Развитие творческих способностей.

Оборудование : разноцветные камешки, песочный световой стол, бумажные цветы, лампа светодиодная, музыкальное сопровождение, конспект со сказкой .

Ход занятия:

Приветствие.

«Поздороваемся разными частями тела»

Упражнение 1.

«Поменяйтесь местами те, кто» . Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию.

Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто : носит брюки, любит яблоки, умеет играть в куклы, любит соленое, кто добрый, кто смелый, кто скромный и т. д.

(Беседа о том что все мы любим разное и все мы разные.)

Подвождка к сказке !

Упражнение 2. Чтение сказки .

Роза и ромашка.

В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от розы росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной желтенькой головке была большая мечта - стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок, когда шли обильные дожди, розу накрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. «Как же ей хорошо,- думала ромашка. - Оказаться бы мне на ее месте» ,- не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылышки бабочек.

Но вот однажды шел по дорожке ребенок. Увидев ромашку, он с восхищением сказал : «Какой красивый цветок!» . Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считаласебя самым уродливым растением. Малыш просветил ромашку, она поняла, что все цветы хороши по-своему.

Вопросы для обсуждения.

Ребята, вы послушали сказку , как вы думаете о чем она?

Почему ромашка с с восхищение смотрела на розу?

Как она чувствовала себя когда думала, что роза красивее нее?

А на самом деле ромашка была красивая или нет?

Детки, а с вами когда-нибудь такое случалось, когда вам казалось, что например у ваших друзей что то лучше чем у вас, красивее, или кто то лучше что то сделал чем вы?

Кто добавит ребята, есть еще у кого что-то сказать ?

Что значит «все цветы хороши по-своему» ?

Можно ли эту фразу сказать про людей ?

ЧТО МЫ СЕЙЧАС ОБСУЖДАЛИ, РЕБЯТА, ЧТО ВЫ ПОНЯЛИ ИЗ ОБСУЖДЕНИЯ?

ВЫВОД! Все люди разные и все мы любим разное, кому то нравится спорт, кому то пение, кто то любит сладкое, кто то соленое, кто то любит больше красный цвет, кто-то желтый, кто-то любит тишину и покой, а кому то нужно постоянное движение, суматоха и шум, и все мы, несмотря на то, что разные - мы все по своему хорошие.

Упражнение 3. «Комплименты» .

Ребята, ромашка поняла в конце сказки , что она прекрасная и необычная, а я предлагаю вам тоже понять сегодня, что в вас есть самого хорошего и необычного, что отличает вас от других!

Дети сидят в кругу. Ведущий спрашивает, о том что такое комплименты. Комплименты - это приятные любезные слова. Сейчас я открою волшебную коробочку, в ней лежат необычные камешки, каждый кто берет их в руки становится очень добрым и он хочет говорить приятные слова своим друзьям! когда вы выберите себе по одному камешку, повернитесь по очереди к соседу справа и со словами : - «я дарю тебе этот камешек, потому что ты лучше всего умеешь….»

Упражнение 4. Клеевой дождь».

Ребята, а вы любите в теплую теплую погоду летом гулять под теплым дождем?

А как вы думаете, ромашке понравилось бы, чтобы теплый дождик позаботился о ней и полил ее?

Представим, что мы оказались с вами в той самой сказке , на той самой полянке!

Включается музыка и светодиодная лампа, выключается свет!

И пошел теплый летний дождь! Попрыгаем под дождем, потрогаем его капли!

Смотрите, детки, на полянке расцвели красивые цветы! Потрогайте их, понюхайте, как они пахнут?

Дождик прошел, но этот дождь был необычный а клеевой, и он нас склеил!

Детки, садятся снова в круг на полу.

Упражнение 5.

Ребята, пока мы с вами обменивались добротой, мы с вами продолжили путешествие по сказке ! Смотрите, в нашей коробке произошло волшебство! Камни превратились в лепестки!

Сейчас я вас познакомлю с песочным столом! Подойдите к нему, посмотрите на него! Пощупайте песок, какой он на ощупь? Он рассыпчатый или твердый? Попробуйте набрать песка в ладонь и медленно посыпьте его на стекло! На этом столе можно рисовать, играть!

А сейчас вернемся к нашей сказке ! Дети как вы помните, ромашка была красивая или нет? Я вам предлагаю, каждому из вас, не торопясь, взять по пять лепесков из коробки, и представив, что стол это полянка, сделать из этих лепестков по своему цветку! Красивому и доброму!

Рефлексия.

Наше занятие подошло к концу ! Давайте еще раз проговорим, о чем мы сегодня на занятии говорили !

Вам занятие понравилось ?

Я вам дарю тоже по цветку! Пусть этот цветочек всегда вам напоминает, что вы особенные, непохожие на других, добрые, милые, красивые и замечательные!

Публикации по теме:

Цели, задачи: -развитие тактильных ощущений; -развитие мелкой моторики руки; -развитие познавательного интереса; -развитие внимания, речи;.

Конспект НОД педагога-психолога в старшей группе «Дружба крепкая» с использованием ИКТ Цель: Развитие эмоционально-нравственной основы личности в процессе формирования представления о дружбе. Задачи: Познавательные: -- формировать.

Конспект НОД педагога-психолога в старшей группе с использованием элементов сказкотерапии «Случай в лесу» Конспект НОД педагога-психолога в старшей группе с использованием элементов сказкотерапии «Случай в лесу». Цель - снижение уровня тревожности.

Конспект ОД педагога-психолога по развитию звуковой культуры речи в группах ОНР с использованием кейс-технологий "Волшебные и бранные слова" Возрастная адресованность: дети логопедической подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи (6-7лет).

Описание