Конспект занятия по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму "новогодние чудеса". Конспект занятия «Умные пальчики» по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Елена Селезнева
Конспект занятия по развитию мелкой моторики «В поисках Миши»

Тема : «В поисках Миши » .

Цель : Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук .

Задачи : 1. Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и

не традиционные методы.

2. Развивать умение координировать действия пальцев, общую

координацию движений.

3. Учить выполнять действия в соответствии с текстом.

4. Формировать умение действовать по образцу, расслаблять и

напрягать мышцы рук.

Оборудование : тарелочки на каждого ребенка, фасоль, горох, манка, солнышко, кукла маша, мишка, счетные палочки.

Ход занятия.

1 Организационный момент

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте мы поздороваемся с собой и с гостями.

Игровое упражнение «Здравствуйте» .

Здравствуйте, ладошки (хлопают)

Хлоп, хлоп, хлоп.

Здравствуйте ножки (топают)

Топ, топ, топ.

Здравствуй, мой носик (указательным пальцем дотронуться до кончика носа)

Бип, бип, бип.

Здравствуйте, гости!

Воспитатель : Сегодня нас с вами ждут интересные задания, а выполнить их нам помогут наши пальчики.

Пальчиковая игра «Как живешь»

Как живешь? – Вот так! (большие пальцы вперед)

Как плывешь? – Вот так! (имитация плавания)

Как бежишь? – Вот так! (Указательный и средний пальцы «бегут» )

Вдаль глядишь? – Вот так! («бинокль» )

Ждешь обед? – Вот так? (подпереть щеку кулачком)

Машешь вслед? – Вот так! (помахать кистью руки)

Утром спишь? – Вот так! (обе руки под щеку)

А шалишь? – Вот так! (хлопнуть по надутым щечкам)

2. Основная часть

(Стук в дверь. Вносится кукла Маша и волшебный мешочек) .

Воспитатель : Ребята нам в гости пришла кукла Маша и принесла с собой мешочек. (пробую открыть мешочек) . Но мешочек не открывается. Ребята, Маша мне что-то мне говорит. Маша совсем не слушала Мишу, он на нее обиделся и ушел, а без него у нее ни чего не получается. Она просит вас помочь ей выполнить задания и найти Мишу. Поможем Маше? И еще она говорит,что мешочек, который она принесла, откроется после того как вы ей поможете.

Первое задание. Перебрать фасоль и горох.

Воспитатель : У Маши перемешалась вся фасоль и горох. Вам нужно будет перебрать фасоль и горох в разные блюдца.

Воспитатель : Молодцы вы хорошо справились с заданием. Попробую открыть мешочек, ни чего не получается. Придется выполнять еще задание.

Воспитатель : Перед тем как мы с вами начнем выполнять следующее задание, давайте поиграем.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять, (руки на поясе, повороты вправо, влево)

Будем строить и играть. (Дети приседают)

Дом большой, высокий строим. (тянутся руками вверх) .

Окна ставим, крышу кроем (прыгают на месте) .

Вот какой красивый дом! (вытягивают руки вперед) .

Будем жить мы в нем. (приседают)

Воспитатель : Смотрите счетные палочки. Маша просит вас выложить из счетных палочек домик. Приступим?

Второе задание

Дидактическая игра : «Выложи домик» .

Воспитатель : Молодцы, какие красивые у вас домики получились. (вновь пытаемся развязать мешочек , но не удается) .

Что такое? Как же так?

Не открыть его никак.

Третье задание.

Смотрите, солнышко. Какого оно цвета? (ответы детей) А на что оно похоже? (ответы детей) . Сейчас мы и попробуем нарисовать солнышко. Рисовать мы будем на манной крупе. А наши пальчики превратятся в волшебные карандаши, и каждый из вас нарисует свое солнышко. (Все подходят к столу. Показ рисования) . С чего мы начнем рисовать? (Ответы детей) . После того, как нарисуем круг, что следует нарисовать, лучики.

(дети подходят к тарелочкам с манной крупой и пальчиками рисуют солнышко).

Какие красивые у вас получились солнышки! Вы просто молодцы. Маше тоже все нравится.

3. Заключительная часть.

Ребята вам понравилось выполнять задания? Что вы сегодня делали? (Ответы детей) А кто нам помогал? Правильно наши пальчики. Они обязательно должны трудиться, чтобы помочь язычку хорошо говорить.

Воспитатель : Пробуем еще раз развязать мешочек , и узнаем, что же он от вас прятал. Да здесь же сладости для вас лежат.

(раздаю сладости и прощаемся с гостями) .

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия по развитию мелкой моторики «Путешествие в сказку с Колобком» (вторая младшая группа). Цель: Развитие.

Конспект занятия в форме клубного часа по развитию мелкой моторики «Моя семья» ЦЕЛЬ: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики «Волшебный лес и сказочные герои» «Волшебный лес и сказочные герои» Цели: Продолжать развивать у детей пальчиковую моторику руки; продолжать учить детей работать на листе.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики «Карандаш - инструмент волшебный наш» Занятие №3 «карандаш-инструмент волшебный наш» Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности рук, освоение элементов самомассажа,.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики «Кукла-гостья» Занятие№4 «Кукла-гостья» Цель: Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук. Задачи: Развивать координацию движений обеих рук, навык работы,.

Название: Конспект занятия по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры с домовёнком Кузей»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие мелкой моторики, Вторая младшая группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ д/с комбинированного вида №40 «Золотая рыбка»
Месторасположение: г. Домодедово, Московская область

Занятие по развитию мелкой моторики во второй младшей группе «Пальчиковые игры с домовёнком Кузей»

Цель: Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук.

*Учить детей различным приемам самомассажа;

*Развивать тактильную чувствительность сложно координированных движений пальцев и кистей рук в играх с предметами домашнего обихода (прищепки, крупы);

*Совершенствовать артикуляцию и мелкую моторику, координацию речи с движениями, сопровождаемыми звукозаписью;

*Активизировать речь, стимулировать использование детьми в активной речи слова, обозначающие название пальчиков;

*Использовать в работе по развитию мелкой моторики приемы нетрадиционного рисования (рисование пальчиком по манной крупе;

*Формировать познавательный интерес, эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ждут интересные задания, а выполнить их нам помогут наши помощники. Кто они, вы узнаете, отгадав загадку.

Пять да пять — родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку —

Держат все они лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять да пять».

Угадайте, как их звать?

(Пальчики)

Воспитатель: Верно, эти помощники — наши пальчики. Наши пальчики дружные и послушные. Давайте покажем как они умеют здороваться.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Я вас всех приветствую!

(Дети на каждую строчку стихотворения поочередно соединяют одноименные пальчики).

Воспитатель: На каждой руке живут пять пальчиков. Они хоть и похожи, но у каждого пальчика есть свое имя. Давайте вспомним, как зовут наши пальчики.

Разожми свой кулачок,

Посмотри скорей-ка:

В кулачке твоем живет

Славная семейка.

Первый палец главный самый,

Он, как папа, он большой.

И совсем похож на маму

Указательный, второй.

Третий палец — средний,

Твой братишка пятилетний,

А четвертый — очень странный,

Оттого, что безымянный.

У него, как у щенка,

Нету имени пока.

А мизинец — пятый пальчик,

Как его мне не узнать?

Это ты и есть мой мальчик,

(Дети постепенно разжимают свои кулачки сначала на левой руке, дотрагиваясь пальцами правой до каждого пальчика, поглаживая их, затем на правой.)

Воспитатель: Наши пальчики — наши волшебные помощники. Они обязательно должны трудиться. Давайте разбудим их перед тем, как приняться за работу.

Большой палец встал один,

Указательный — за ним.

Средний будит безымянный

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все — «Ура!»

На работу им пора.

(Сжать пальцы в кулачок, поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все». широко расставить пальцы в стороны).

Кто-то стучится в группу. Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь.

— Слышите, к нам кто-то пришел. Кто это? (Воспитатель вносит большую куклу) Это наш друг — домовенок Кузя. Здравствуй, Кузя! (Дети здороваются с Кузей). Ребята, Кузя принес с собой волшебный сундучок.

Что же в этом сундучке лежит?

Не пора ли нам его открыть?

Может для начала надо взять

И пальчиками с Кузей поиграть?

— Ребята, расскажем Кузе наши веселые стишки.

(Пальчиковые игры в аудиозаписи «Пальчик, где твой домик?», «Перчатка», «Паучок», «Часы»).

Воспитатель: Что ж, попробуем открыть сундучок. (Пытается приподнять крышку, не получается).

Что же это получается?

Сундучок опять не открывается!

Погодите, мы не станем унывать,

Надо Кузины загадки отгадать!

Но для начала Кузя приготовил нам задание.

(Воспитатель ставит перед детьми «сухой бассейн», наполненный смесью различных круп).

— Сейчас наши пальчики превратятся в волшебных гномиков и помогут нам отыскать «сокровища», которые спрятал Кузя.

(Дети достают из «сухого бассейна» прищепки разных цветов).

Воспитатель: Для чего же эти прищепки? Послушайте первую загадку:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть — не мигаю,

Крылья есть — не летаю. (Рыба)

(Воспитатель достает бумажную заготовку рыбы без плавников и хвоста).

— Ребята, чего не хватает нашей рыбке. Давайте починим ее с помощью прищепок, которые мы нашли. (Дети прикрепляют прищепки на место плавников и хвоста).

— Молодцы! Послушайте вторую загадку.

Зимой и леток одним цветом. (Ель)

(Дети прикрепляют зеленые прищепки вместо иголок).

Всех лохматых расчесать,

Кудри в косы заплетать,

Делать модную прическу

Помогает нам. (Расческа)

(Дети чинят поломанную расческу. Вместо недостающих зубчиков прикрепляют прищепки).

Он в лесу живет под елкой,

Носит острые иголки.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь колючий братец. (Ёжик)

(Дети прикрепляют прищепки ежику вместо иголок).

Ночью спрячется оно —

Станет во дворе темно.

Утром снова к нам в оконце

Бьется радостное. (Солнце)

(Дети прикрепляют желтые прищепки вместо лучиков).

Воспитатель: Мы отгадали все Кузины загадки. (Вновь пытается открыть сундучок, но не удается.)

Что такое? Как же так?

Не открыть его никак!

Сундучок мы отопрем,

Если рисовать начнем.

(Воспитатель выставляет на мольберт солнышко).

— Ребята, почему стало так светло и тепло?

А на что похоже солнышко? Можно сказать, что оно похоже на цветок? Чем? А какое оно, солнышко? Если бы рисовали солнышко, с чего бы вы начали? После того как нарисуем круг, что следует нарисовать? Посмотрите, у меня солнышко есть, а у вас пока нет. Сейчас наши пальчики превратятся в волшебные карандашики, и каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда у нас будет еще светлее и теплее.

(Дети подходят к подносам с манной крупой и рисуют пальчиками солнышко на крупе).

Воспитатель: Еще наши пальчики умеют рисовать в воздухе.

Мы кружок нарисовали

Наши пальчики устали.

Мы руками потрясем

И рисовать начнем.

(Дети под музыку указательным пальчиком обводят в воздухе фигуры: круг, черту, волну, точку).

Вот и песенке конец!

Сундучок наш, наконец,

Свою крышку приподнял!

Что же он от нас скрывал?

Да здесь же сладости лежат

Для ребят и для девчат!

(Воспитатель открывает сундучок и обнаруживает в нем конфеты).

— Ребята, вы все молодцы! Вы выполнили все Кузины задания, ему очень понравилось у вас в гостях! А выполнить все задания нам помогли наши волшебные помощники — наши пальчики. Они обязательно должны трудиться, чтобы помочь язычку научиться хорошо говорить.

А теперь Кузе пора домой! Он прощается с нами. Давайте скажем ему до свидания!

До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам опять,

До свиданья, до свиданья,

Будем с Кузей мы играть,

До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам еще,

До свиданья, до свиданья,

Мы вас любим горячо.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками»

Программное содержание:

Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту;
Учить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение;
Учить элементам самомассажа рук и ног;
Учить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.

Ход занятия:

Воспитатель:

Что умеют делать ваши пальцы на руках и на ногах? (ответы) Правильно! Рисовать, лепить, держать ложку, шалить. Давайте сейчас сыграем в пальчиковую игру «Как живешь?».

Пальчиковая игра «Как живешь?»

Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! («бинокль»)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)

Воспитатель:

Молодцы! А хотите узнать, что еще умеют ваши пальчики? (Да) Тогда мы отправляемся в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться.

(Взрослые и дети выполняют самомассаж).

Вы готовы, глазки?
- Да! (поглаживание век)
- Вы готовы, ушки?
- Да! (поглаживание ушей)
- Вы готовы, ручки?
- Да! (поглаживание кистей рук)
- Вы готовы, ножки?
- Да! (поглаживание ног)
- Вы готовы? (развести руки в стороны)
- Да! (обнять себя руками)

Воспитатель:

А теперь садимся в поезд и отправляемся в путь. (родители и дети передвигаются друг за другом по ребристой доске, сцепившись, как вагоны, под музыкальное сопровождение)

Воспитатель:

Приехали!

Станция «Лесная»

Подвижная игра «Найди свою палатку»

Цель: Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту.
В разных сторонах зала находятся обручи с цветными ориентировками.

Воспитатель:

Посмотрите сюда, это палатки. Выберите каждый себе палатку и запомните свой цвет. По сигналу «Идем по лесу!» - вы ходите парами и изображаете животных и птиц в лесу. А по сигналу «По палаткам!» каждая пара должна занять свое место – встать в обруч со своим цветным сектором. Готовы? (музыка леса или подыгрывает музыкант).

Медведь – ходьба на внешней стороне стопы, руки перед собой, полусогнутые в локтях.
Лиса – ходьба на носках «крадучись», плавные движения кистей рук перед собой.
Олень – ходьба с высоким подниманием колен, руки над головой пересекаются, кисти изображают рога.
Дикая лошадь – бег с высоким подниманием колен, кисти рук сжаты в кулаки.
Филин – обычная ходьба, плавные движения рук в стороны, вверх, вниз.
Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.

Станция «Театральная»

Игра «Зеркало и обезьяны»

Цель: Научить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. (Взрослые и дети садятся в круг по-турецки, воспитатель показывает сюжетные пальчиковые упражнения на удержание позы кисти руки под стихотворные рифмовки, а дети выполняют упражнения, родители им помогают).

Петушок:

Петушок стоит весь яркий
Гребешок он чистит лапкой.

Гусь:

Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.

Кошка:

У кошки ушки на макушке,
Чтоб лучше слышать мышь в норушке.

Воспитатель:

Станция «Массажная»

Цель: Научить элементам самомассажа рук и ног.
(Используются массажные мячики или контейнеры от киндер-сюрпризов).

Воспитатель:

Эта станция непростая. Сейчас мы будем делать массаж рук и ног. А в этом нам помогут вот такие контейнеры из-под игрушек от киндер-сюрпризов. Они хорошо массируют ладошки и пальчики.

Игра-массаж «Китайские шары»

Вы видали циркача?
Мяч идет вокруг мяча!
Кружит с видом знатока,
Будто шмель вокруг цветка.
(сначала катаем шарики между двумя ладонями, а после каждой рукой по очереди)

Воспитатель:

Ну а теперь можно приступить к основному массажу. Садитесь по-турецки на пол напротив своего ребенка. Готовы?
(разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней, стоп пальцами рук от периферии к центру)

Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
(растираем ладони, захватываем каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходим до ногтевой фаланги)

Затем руки я помою
(«моют» руки)

Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
(пальцы в «замок»)

Выпущу я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
(расцепить пальцы и перебирать ими)

Воспитатель:

А теперь переходим на массаж стопы.
(родители делают массаж стопы своему ребенку)

Пальчики на ножках,
Как на ладошках,
Вместе я их соберу
И поглаживать начну.
(поглаживание стопы и пальцев ног)

Каждый пальчик разотру,
Каждый пальчик покручу.
(растирание каждого пальчика)

Разведу вперед, назад и сожму руками.
(руками тянуть пальцы на себя, от себя)

Здравствуйте, пальчики! Гномики лесные!
Здравствуйте, пальчики! Игрушки заводные!

Воспитатель:

Молодцы! Массаж научились делать. Поехали дальше?

Станция «Джунгли»

Подвижная игра «Ловля обезьян»

(под песню «Чунга-чанга»)

Цель: Развитие быстроты и мелкой моторики рук.

Воспитатель:

Дети сейчас будут обезьянками, а взрослые будут изображать их родителей и находиться на одной стороне площадки. А на противоположной стороне находится ловец, который показывает обезьянкам движения, те их повторяют. По сигналу «Ловец» дети бегут к своим родителям. Тех, кто не успел, ловец уводит к себе.

1. Руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание пальцев.
2. Руки согнуты в локтях перед собой, перекрестное движение рук и одновременное сжимание и разжимание пальцев.
3. руки разведены в стороны, наклоны влево и вправо и поднимание левой и правой ноги, локоть тянется к колену.
4. Руки разведены в стороны, ходьба на полусогнутых ногах вокруг себя.
5. ходьба «Обезьянки» - на прямых руках и ногах, опираясь на пальцы рук и ног.

Воспитатель:

Ловец!
(дети убегают к своим родителям)

Воспитатель:

Хорошо поиграли! Забавные обезьянки, шустрые! Поехали дальше.

Станция «Игровая»

Цель: Научить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.
Материал: Большой носовой платок, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов.

1) Упражнения для профилактики плоскостопия (разминка):
«Гусеница» - сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперед, выпрямление коленей.
«Барабанные палочки» – постукивание пальцами ног.
«Пальчики поссорились и помирились» - размыкание и смыкание пальцев ног.
«Пальчики играют» - волнообразные движения пальцами.

Воспитатель:

Вот наши пальчики размялись, пора им поиграть.

2) Захватывание, поднимание мелких игрушек пальцами ног.

3) Игра с носовым платком: собрать его ногами, сложить – «уголок к уголку».

Воспитатель:

Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы имели возможность убедиться: пальцы ног и рук могут играть, изображать животных, показывать театр; они любят соревнования и массаж. Играть с пальцами рук и ног вы можете с друзьями и родителями, в гостях и дома. А сейчас давайте пожелаем друг другу что-то хорошее, скажем ласковые слова своим детям и своим мамам.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук «Играем с пальчиками»

Программное содержание:

Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту;
Учить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение;
Учить элементам самомассажа рук и ног;
Учить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.

Ход занятия:

Воспитатель:

Что умеют делать ваши пальцы на руках и на ногах? (ответы) Правильно! Рисовать, лепить, держать ложку, шалить. Давайте сейчас сыграем в пальчиковую игру «Как живешь?».

Пальчиковая игра «Как живешь?»

Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! («бинокль»)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)

Воспитатель:

Молодцы! А хотите узнать, что еще умеют ваши пальчики? (Да) Тогда мы отправляемся в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться.

(Взрослые и дети выполняют самомассаж).

Вы готовы, глазки?
- Да! (поглаживание век)
- Вы готовы, ушки?
- Да! (поглаживание ушей)
- Вы готовы, ручки?
- Да! (поглаживание кистей рук)
- Вы готовы, ножки?
- Да! (поглаживание ног)
- Вы готовы? (развести руки в стороны)
- Да! (обнять себя руками)

Воспитатель:

А теперь садимся в поезд и отправляемся в путь. (родители и дети передвигаются друг за другом по ребристой доске, сцепившись, как вагоны, под музыкальное сопровождение)

Воспитатель:

Приехали!

Станция «Лесная»

Подвижная игра «Найди свою палатку»

Цель: Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту.
В разных сторонах зала находятся обручи с цветными ориентировками.

Воспитатель:

Посмотрите сюда, это палатки. Выберите каждый себе палатку и запомните свой цвет. По сигналу «Идем по лесу!» - вы ходите парами и изображаете животных и птиц в лесу. А по сигналу «По палаткам!» каждая пара должна занять свое место – встать в обруч со своим цветным сектором. Готовы? (музыка леса или подыгрывает музыкант).

Медведь – ходьба на внешней стороне стопы, руки перед собой, полусогнутые в локтях.
Лиса – ходьба на носках «крадучись», плавные движения кистей рук перед собой.
Олень – ходьба с высоким подниманием колен, руки над головой пересекаются, кисти изображают рога.
Дикая лошадь – бег с высоким подниманием колен, кисти рук сжаты в кулаки.
Филин – обычная ходьба, плавные движения рук в стороны, вверх, вниз.
Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.

Воспитатель:

Станция «Театральная»

Игра «Зеркало и обезьяны»

Цель: Научить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. (Взрослые и дети садятся в круг по-турецки, воспитатель показывает сюжетные пальчиковые упражнения на удержание позы кисти руки под стихотворные рифмовки, а дети выполняют упражнения, родители им помогают).

Петушок:

Петушок стоит весь яркий
Гребешок он чистит лапкой.

Гусь:

Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.

Кошка:

У кошки ушки на макушке,
Чтоб лучше слышать мышь в норушке.

Воспитатель:

Станция «Массажная»

Цель: Научить элементам самомассажа рук и ног.
(Используются массажные мячики или контейнеры от киндер-сюрпризов).

Воспитатель:

Эта станция непростая. Сейчас мы будем делать массаж рук и ног. А в этом нам помогут вот такие контейнеры из-под игрушек от киндер-сюрпризов. Они хорошо массируют ладошки и пальчики.

Игра-массаж «Китайские шары»

Вы видали циркача?
Мяч идет вокруг мяча!
Кружит с видом знатока,
Будто шмель вокруг цветка.
(сначала катаем шарики между двумя ладонями, а после каждой рукой по очереди)

Воспитатель:

Ну а теперь можно приступить к основному массажу. Садитесь по-турецки на пол напротив своего ребенка. Готовы?
(разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней, стоп пальцами рук от периферии к центру)

Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
(растираем ладони, захватываем каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходим до ногтевой фаланги)

Затем руки я помою
(«моют» руки)

Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
(пальцы в «замок»)

Выпущу я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
(расцепить пальцы и перебирать ими)

Воспитатель:

А теперь переходим на массаж стопы.
(родители делают массаж стопы своему ребенку)

Пальчики на ножках,
Как на ладошках,
Вместе я их соберу
И поглаживать начну.
(поглаживание стопы и пальцев ног)

Каждый пальчик разотру,
Каждый пальчик покручу.
(растирание каждого пальчика)

Разведу вперед, назад и сожму руками.
(руками тянуть пальцы на себя, от себя)

Здравствуйте, пальчики! Гномики лесные!
Здравствуйте, пальчики! Игрушки заводные!

Воспитатель:

Молодцы! Массаж научились делать. Поехали дальше?

Станция «Джунгли»

Подвижная игра «Ловля обезьян»

(под песню «Чунга-чанга»)

Цель: Развитие быстроты и мелкой моторики рук.

Воспитатель:

Дети сейчас будут обезьянками, а взрослые будут изображать их родителей и находиться на одной стороне площадки. А на противоположной стороне находится ловец, который показывает обезьянкам движения, те их повторяют. По сигналу «Ловец» дети бегут к своим родителям. Тех, кто не успел, ловец уводит к себе.

1. Руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание пальцев.
2. Руки согнуты в локтях перед собой, перекрестное движение рук и одновременное сжимание и разжимание пальцев.
3. руки разведены в стороны, наклоны влево и вправо и поднимание левой и правой ноги, локоть тянется к колену.
4. Руки разведены в стороны, ходьба на полусогнутых ногах вокруг себя.
5. ходьба «Обезьянки» - на прямых руках и ногах, опираясь на пальцы рук и ног.

Воспитатель:

Ловец!
(дети убегают к своим родителям)

Воспитатель:

Хорошо поиграли! Забавные обезьянки, шустрые! Поехали дальше.

Станция «Игровая»

Цель: Научить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.
Материал: Большой носовой платок, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов.

1) Упражнения для профилактики плоскостопия (разминка):
«Гусеница» - сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперед, выпрямление коленей.
«Барабанные палочки» – постукивание пальцами ног.
«Пальчики поссорились и помирились» - размыкание и смыкание пальцев ног.
«Пальчики играют» - волнообразные движения пальцами.

Воспитатель:

Вот наши пальчики размялись, пора им поиграть.

2) Захватывание, поднимание мелких игрушек пальцами ног.

3) Игра с носовым платком: собрать его ногами, сложить – «уголок к уголку».

Воспитатель:

Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы имели возможность убедиться: пальцы ног и рук могут играть, изображать животных, показывать театр; они любят соревнования и массаж. Играть с пальцами рук и ног вы можете с друзьями и родителями, в гостях и дома. А сейчас давайте пожелаем друг другу что-то хорошее, скажем ласковые слова своим детям и своим мамам.


Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат

VIII вида с. Ванновского Краснодарского края

Конспект занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов

в 4 классе

« Развитие мелкой моторики рук »

подготовила

учитель по развитию психомоторики

И сенсорных процессов

Мишакина Татьяна Сергеевна

с. Ванновское

2013г.

Цель:

Образовательные:

    Учить работать с бумагой, пластилином;

Коррекционно - развивающие:

    развивать творческие способности, художественный вкус, мелкую моторику и связную устную речь

Воспитательные:

    воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца.

Ход занятия

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята и гости! Я рада приветствовать Вас на своем занятии и первое, что я попрошу Вас сделать это друг другу, чтобы сразу с первых минут зарядится положительной энергией. Вот теперь можно начинать занятие.

2. Основная часть.

2.1 Вступительная беседа.

Педагог: Ребята, послушайте загадку:

У извилистой дорожки

Растёт солнышко на ножке.

Как дозреет солнышко,

Будет горстка зёрнышек.

(Подсолнух)

А давайте с вами вспомним где мы живем?

На Кубани!

Правильно,

Подсолнух - символ Кубани, соединяющий солнечное тепло - желтый цвет и зеленый - щедрость кубанской земли.

Взгляните на картинку. (Показ).

Мы говорим подсолнух, но научное название этого растения – подсолнечник. Давайте повторим его и запомним.

На что похож подсолнух?

Правильно большой цветок подсолнуха солнце.

Большой цветок подсолнечника напоминает нам солнце. Но не только внешнее сходство связывает цветок с солнцем. Есть у подсолнуха удивительная способность поворачивать головку цветка вслед за солнышком, провожая его от восхода до самого заката

У забора он растёт
И как солнышко цветёт.
Посмотрите же скорей,

Вертит головой своей:
Солнце повернёт куда,
Сразу смотрит он туда!
Он под солнышком живёт,
Рано с солнышком встаёт.
Любит его солнышко!
Зовут его –

(Дети отвечают) - ПОДСОЛНУШКОМ!

Педагог - Правильно ребята, сегодня наше занятие посвящено подсолнуху – цветку солнца. И мы с вами сегодня сделаем подсолнух.

Впервые подсолнух появился в России в 16 веке. Название «подсолнух» происходит от греческого слова «гелиос» - «солнце». Цветок быстро вошел в моду, им украшали сады, интерьеры, платья.

Подсолнечник - важное медоносное растение. Как вы понимаете смысл выражения «медоносное растение»? Медоносное растение – это такое растение, с которого пчелы собирают мед. Мёд из нектара цветущего подсолнечника получается золотисто-жёлтого цвета.

В семенах подсолнуха содержится большое количество витаминов. Подсолнух - воистину универсальное растение. В лечебных целях используют и его цветы, и листья, и даже корни.

А еще используется подсолнечник для производства подсолнечного масла. Видели вы на своей кухне подсолнечное масло? Как его используют? На нем жарят, добавляют в пищу, им смазывают противни для выпечки.

А вы любите подсолнечник? Поджаренные семена подсолнечника люди едят как лакомство и называют – семечки. Конечно, ведь все мы любим щелкать семечки, а это, как известно своеобразная зарядка для зубов и языка. Как утверждают старинные лечебники, семечки полезны всем - старикам и молодежи. Одним - для улучшения памяти, другим - для нормализации энергетического тонуса.

Вопрос - Ребята, так почему подсолнух называют «цветком солнца»?

Ответы детей.

Прежде чем мы с вами приступим к выполнению задания немного разомнемся:

Динамическая пауза «Желтый подсолнух»

Желтое солнце на землю глядит,

(Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх)

Желтый подсолнух за солнцем следит.

(С поворотом слава направо нарисовать поднятыми руками дугу)

Только желтые лучи у него не горячи.

(Наклоны головы к левому-правому плечу)

Он растет на длинной ножке

(Руки вдоль туловища, встать на носки)

С лепесточками, как рожки,

(Развести руки в стороны и немного вверх)

Голова его крупна, черных семечек полна.

(Соединить над головой округленные руки)

2.2 Обсуждение компонентов поделки.

Педагог Сегодня мы с вами сделаем цветы подсолнуха.

Давайте вспомним строение растения

Ответы детей – корешок, стебель с листьями, цветок с лепестками.

Окраска цветка подсолнуха - лепестки желтые и оранжевые, сердцевина черная, лист и стебель зеленого цвета.

Педагог – ребята, посмотрите, на столах у вас лежит желтая и оранжевая бумага, шаблоны лепестков, зеленый и черный пластилин, семена подсолнуха. Также нам понадобятся ножницы, клей, и картон. Для работы у нас все имеется.

      . Подготовка к практической работе.

Педагог – Перед тем как нам приступить к работе выполним с вами пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»

Золотой подсолнушек,

Лепесточки – лучики.

Он – сыночек солнышка

И веселой тучки.

(Руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу. Пальцы разведены в стороны).

Утром просыпается,

Солнышком лучится,

Ночью закрываются

Желтые ресницы.

(Руки и ладони остаются в прежнем положении, а пальцы медленно загибаются).

Летом наш подсолнушек –

Как цветной фонарик.

Осенью нам черненьких

Семечек подарит.

(Поочередно каждым пальцем правой руки постучать по раскрытой ладони левой руки. Затем поменять руки).

    Сначала на желтую бумагу положим шаблон листа, обведем и вырежем его ножницами. Кто мне скажет, как нужно обращаться с ножницами?

    Потом пальчиками нанесем слой черного пластилина на нарисованный на картоне круг.

    Затем пластилин зеленого цвета поделим на две части: из одной слепим тонкую колбаску – стебель, другой кусок поделим еще раз пополам и слепят из них листья.

    В конце… Семена подсолнечника прикладываются и прижимаются по всему кругу, покрытому черным пластилином.

    Практическая работа

Повторение правил техники безопасности.

Педагог – С правилами техники безопасности мы знакомы.

Давайте их повторим.

Ножницы берем за два кольца и держим двумя пальцами (указательным и большим)

Работаем ножницами за столом не поворачиваясь влево вправо, выполняем работу перед собой.

Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.

    Самостоятельное выполнение работы.

Дети приступают к практической деятельности, соблюдая последовательность выполнения работы:

При необходимости педагог оказывает ребятам помощь.

    Показ детских поделок. Оценка качества работы.

Итог занятия

    Релаксаци я (Музыкальное сопровождение «Звуки птиц на лугу»)

Педагог – Давайте мы сейчас закроем глаза и представим себе такую картину: вы идете по полю, на котором растут подсолнухи, они очень высокие, выше вашего роста, все цветут, кажется, от желтого цвета слепнут глаза, а как они замечательно пахнут. Золотые солнечные лучи падают на ваше лицо, на руки и кисти, вы наслаждаетесь тем, как ваше тело впитывает эти теплые лучи и наполняется живительной солнечной энергией. Почувствуйте, как лучи солнца нежно касаются вашей кожи.

Под солнцем подсолнух
Сегодня расцвел.
Собрал на цветок свой
Букашек и пчёл.
Гудит и жужжит
Неспокойный народ,
Как будто подсолнух
Сам песню поёт.

Подсолнухи пахнут
Солнечной свежестью.
Ещё, обязательно,
Утренней нежностью.
И пахнут всегда,
Не смотря на погоду.
Взгляните на них
И забудьте невзгоды.

Педагог - Открываем глаза, ребята, что вы ощутили? кто услышал запах подсолнуха?

Ответы детей

    Подведение итога:

Ответы на вопросы:

Что нового и интересного узнали на занятии? Чему научились?

С какими трудностями столкнулись при изготовлении

подсолнуха?

Педагог – слова благодарности в адрес детей. Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали, много красивых подсолнухов сделали.

Литература:

Н.Г.Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике». ООО Издательство «Скрипторий 2003»;

Д.Чиотти «Оригинальные поделки из бумаги». М.:ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. – 96с.

Х.Уолтер «Цветы из бумажных лент». – М.:Издательство «Ниола - Пресс»,2010м- 32с.

Сайт

Сайт



Рассказать друзьям