Елена Меселян
Конспект открытого занятия в старшей группе «Рождество Христово»
Программное содержание :
Обучающая : Познакомить детей с историей возникновения великого православного праздника; дать представление о его значении.
Закрепить знания о евангельских событиях Рождества Христова , познакомить детей с традицией празднования Рождества - главного и любимого праздника года.
Развивающая : Активизировать речь детей и обогатить словарь.
Воспитательная : Воспитывать положительное отношение к православной вере и культуре. Воспитывать нравственно-духовное отношение к народным традициям.
Воспитывать любовь и дружелюбие к окружающим.
Словарная работа : Вести в активный словарь новые слова, уточнить понятие новых слов - Рождество Христово , Святки, колядки, христославы , вифлеемская звезда.
Ход занятия.
Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Прошёл наш любимый праздник встреча Нового года, но праздники не закончились, есть у нас ещё праздник волшебный и очень добрый – Рождество ! Рождество в нашей стране празднуется 7 января, в этот день родился Иисус Христос - Спаситель Мира .
Ночь накануне Рождества 6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос . Вы хотите узнать, удивительную историю его рождения ?
Ответы детей.
Благая весть.
Давным-давно жила девушка по имени Мария. Мужем ее был плотник Иосиф, потомок великого рода царя Давида. Однажды пред Марией явился ангел Гавриил и сказал ей : «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; Благословенна ты между женами» . Из всех женщин Бог избрал Тебя для рождения Сына Божьего , которого Ты назовешь Иисус. С этой минуты юная Дева Мария знала, что родит Сына Божьего – Спасителя Мира.
Однажды пришлось Иосифу и Марии отправиться в город Вифлеем. А в это время туда приехало очень много народа, и они не могли найти места для ночлега ни в одном доме. Тогда они нашли недалеко за городом пещеру (вертеп, куда в холодную погоду пастухи загоняли скот. Здесь Мария и родила своего сына Иисуса Христа . В пещере не было колыбели для Младенца, и Мария положила Его в ясли – так называлась кормушка для скота. В это время на небе появилось множество Ангелов. Они пели песню : «Слава на Небесах Богу, на земле мир и любовь Божия к людям» . Песню Ангела услышали пастухи. Они пришли поклониться Христу .
А перед Рождеством Христа на небе появилась особенно яркая звезда. Эту звезду заметили древние мудрецы (волхвы) . Они пошли вслед за необыкновенной звездой, и она привела их в пещеру к Младенцу. Мудрецы поняли, что это не простой Младенец, но Сам Бог. Мудрецы Востока, волхвы, по звезде нашли дорогу к пещере, в которой родился Спаситель. Они пришли поклониться Ему и принесли дары : золото, ладан и смирну.
Воспитатель : Ребята, что это за праздник, кто знает? Какой он, что несёт нам он?
(дети отвечают)
Да, этот праздник несёт нам веру в чудеса, дарит нам добро и радость.
Вот и снова Рождество -
Сил небесных торжество :
В этот день Христос пришел ,
Чтоб спасти наш мир от зол.
Воспитатель : Ребята, мы с вами узнали очень много новых слов и хочу проверить ваши знания. Я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний» .
Я назову 4 слова, а одно слово к этому празднику не имеет никакого отношения. Вы должны узнать это «лишнее» слово и назвать его. Будьте внимательны.
Словесная игра «Четвертый лишний» :
Пещера, ангел, карандаш, вертеп;
Ясли, карандаш, овечка, пастух, Волхвы, звезда, солома, стол;
Золото, ладан, смирна, дерево;
Младенец, Матерь Божья, Иосиф, Карлсон;
Воспитатель : Молодцы. Вы были очень внимательные.
Много было в небе звезд
Теплой ночью ясной.
Тихо спал Иисус Христос
На соломе в яслях.
Дева-Мать, склонясь над Ним,
Нежно напевала.
Ночь мерцала золотым
Звездным покрывалом.
Пели ангелы Христу ,
Славили рожденье ,
В мир принес Он красоту,
Веру во спасенье.
Воспитатель. Ребята, кто явился к Деве Марии с благой вестью.
Ответы детей.
Воспитатель : (Показывает икону) . Правильно. Архангел Ей сказал. что у нее родится сын и дашь ему имя Иисус).
Как вы думаете, где родился младенец?
Ответы детей
Какие дары принесли мудрецы?
Ответы детей.
Воспитатель : Правильно. Золото они принесли Ему как Царю в виде земного подарка); ладан как Богу Небесному; смирну (благовонное масло) как простому человеку, пришедшему на страдание.
Дети, а почему именно пастухам, волхвам открылость , что Христос Спаситель мира (потому, что они были самыми благочестивами, они почитали Бога) .
В день Рождества мы празднуем исполнение этого обещания, Бог любит и жалеет всех людей. Он пришел в мир, чтобы научить людей (и меня, и каждого из вас) правильной жизни и уберечь их от зла, от греха, если человек сам этого захочет.
Все небесные ангелы и люди на земле вместе прославляют его, потому что любовь Христа к нам не имеет границ. Каждый из нас старается провести этот день не так как любой другой. Когда наступает праздник Рождества , в домах и церквях зажигают свечи. Поют песни о родившемся Младенце и его матери.
В рождество Христово
Ангел прилетел
Он летал по небу,
Людям песню пел :
Все люди, ликуйте,
Вместе торжествуйте
В день Христова Рождества !
В первый день Святок люди обязательно накрывали на стол и приглашали гостей. Добрые люди делились с бедными чем-то вкусным, чтобы в этот день никто себя не чувствовал обиженным и несчастным. Детям дарили подарки. Строили вертеп из снега. (демонстрация иллюстраций) . А еще ходили, особенно в селах и деревнях по домам друг к другу с подарками и славили Христа , Они переодевались в шуточные маски и одежды, брали звезды с зажженной свечой, брали в руки фигурки матери Христа с маленьким Иисусом и колядовали. Колядовать -значит славить Христа специальными песнями - колядками, в которых они желали людям счастья, здоровья и хорошего урожая, Людей, которые славили Христа , пели колядки, называли христославами , Особенно неутомимыми христославами бывали дети . За пение таких песен - колядок полагалось угощение. В каждом доме, куда они заходили, их обязательно чем-нибудь награждали, Не принимать христославов считалось большим грехом для хозяина дома, оскорблением для колядующих и неуважением традиций,
Давайте вспомним кто такие христославы ?
Как люди празднуют Рождество Христово ? (В Святки веселые дни от
Рождества до Крещения ).
Что делали люди? А дети?
Воспитатель : Ребята, а теперь отгадайте загадки :
Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Рождество !
И, распушив зеленые иголочки,
красуются рождественские (елочки) .
Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают (свечи) .
Дыхательное упражнение «Задуй свечу»
В этот праздник принято заботиться о бедных, обездоленных, ведь будущий царь мира Христос родился не в богатом дворце, а в простой пещере, показав этим, что главная ценность человека не в богатстве, а в его душе.
Рождество – это праздник подарков.
Подведение итога занятия .
Рождество в детском саду. Старшая - подготовительная группа
Детям про Рождество
Стребняк Ольга Викторовна, воспитатель МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальной школы - детского сада компенсирующего вида № 21 «Жемчужинка» г. Сальска Ростовской области.Как рассказать детям о Рождестве Христовом?
Ни для кого не секрет, что мы и сами порой не знаем о Чуде, которое свершилось более двух тысяч лет назад, а уж тем более дети.
Что-то случилось в мире
– так Б.Пастернак сказал о Рождестве Христовом. С отдельной человеческой жизни началась новая эра в истории человечества.
Описание:
Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям дошкольных учреждений, а также детям и родителям, которые интересуются историей Христианских праздников, традициями и обычаями русского народа.
Цель:
Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей, воспитания и развития духовно-нравственных ценностей личности.
Задачи:
- познакомить детей с евангельской историей Рождества Христова;
- расширять и углублять возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов;
- привлечь внимание детей к христианским традициям;
- воспитывать любовь к творческому наследию нашего народа.
Предварительная работа:
Посещение церкви; ознакомление с иконами «Рождество Христово»; картинами великих художников, которые повествуют о Рождестве; чтение. Евангелие для малышей, сборника рождественских рассказов, стихов, колядок и песнопений; заучивание стихотворений.
Материал:
проектор; экран; компьютер; детская Библия; книги о Рождестве; иллюстрации на библейскую тематику; старинные рождественские открытки; Рождественский вертеп; нарядная елочка; валенки.
Ход мероприятия:
Воспитатель:Сегодня будет Рождество,
Весь город в ожиданье тайны,
Он дремлет в инее хрустальном
И ждёт: свершится волшебство.
М. Ю. Лермонтов
Вопросы к детям.
- Ребята, скажите пожалуйста, знаете ли вы дату своего дня рождения?
- Что происходит в этот день?
- А почему поздравляют в этот день именно вас?
- А кто знает, что такое Рождество Христово?
- Когда его празднуют?
Воспитатель: Рождество в нашей стране празднуют
В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира. Ночь накануне Рождества
считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. Вы хотите узнать, удивительную историю его рождения?
Благая весть.
Давным-давно жила девушка по имени Мария. Мужем ее был плотник Иосиф, потомок великого рода царя Давида. Однажды пред Марией явился ангел Гавриил и сказал ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; Благословенна ты между женами». Из всех женщин Бог избрал Тебя для рождения Сына Божьего, которого Ты назовешь Иисус. С этой минуты юная Дева Мария знала, что родит Сына Божьего – Спасителя Мира.
В те времена император Август решил провести перепись населения, чтобы узнать, сколько людей проживает в его владениях. Для этой цели он приказал всем жителям явиться в то место, где они родились. Иосиф и Мария жили в городе Назарете, но приписаны были, как и все потомки царя Давида к городу Вифлеему. Туда-то им и пришлось отправиться.
Дорога была трудной, и добрались они до Вифлеема только к вечеру, где уже собралось очень много народу и нигде не нашлось бедным путникам места для ночлега.
Наступила ночь, и Марии с Иосифом ничего не оставалось делать, как переночевать в пещере - вертепе, которую они нашли на окраине города. В ней скрывались в непогоду местные пастухи со своими отарами.
И вот в этой пещере холодной зимней ночью родился Иисус Христос.
Мария спеленала Божественного Младенца в свой подол и положила Его в ясли - кормушку для скота.
Весть Ангела пастухам.
Той ночью неподалеку местные пастухи, охраняли свои стада. Вдруг перед ними явился белоснежный сияющий Ангел. Пастухи очень испугались, но Ангел успокоил их и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю о великой радости. Родился Господь-Спаситель! Он лежит спеленатый в яслях». В тот же миг пастухи увидели многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Всё вокруг засияло и озарилось необыкновенным, божественным светом.
Когда же ангелы исчезли, пастухи тотчас же отправились в пещеру, чтобы увидеть первыми Сына Божьего и поклониться Ему до земли. Они рассказали Иосифу и Пречистой Деве о дивном видении.
Посмотреть на Иисуса пришли и домашние животные.
Дети читают стихотворение:
Рождественское.
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос...
Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»
Саша Черный.
Путеводная звезда.
Воспитатель: Второй вестью о появлении на свет Сына Божьего была новая яркая звезда, которая засияла на небе в момент Его рождения.Увидели ее трое восточных мудрецов (их называли волхвами). Волхвы знали, что в скором времени должен родиться Царь Иудейский, Мудрецы даже предположить не могли, что будущий Царь родился не во дворце, а в холодной пещере, и решили отправиться в столицу – Иерусалим, прямо во дворец царя Ирода, чтобы поклониться Божественному Младенцу.
Ирод был коварным и жестоким человеком и решил, во что бы то ни стало погубить Иисуса Христа, так как испугался, что этот Младенец, когда вырастет, отнимет у него власть.
А волхвам сказал так:
«Идите в Вифлеем, а когда найдёте Младенца, вернитесь ко мне и скажите, где Он, чтобы и я мог Ему поклониться».
Волхвы оседлали верблюдов и отправились в путь, а чудесная путеводная звезда указывала им дорогу
и привела к дому, где они «увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары - золото, ладан и смирну» (Мф.2:9-11).
Ладан и смирна - это благовония, которые в то время ценились очень дорого.
Ребенок читает стихотворение:
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних.
Вот пропели петухи –
И за ангелами в вышних
Славят бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
И над ним горит высоко
Та звезда далеких стран;
С ней несут цари Востока
Злато смирну и ливан.
Афанасий Фет 1842 г.
Воспитатель:
Той же ночью Бог открыл волхвам истинные намерения коварного Ирода и велел не возвращаться к нему. Мудрецы послушно отправились домой другим путем, не открыв царю тайну нахождения Спасителя.
Узнав, что мудрецы обманули его, Ирод разгневался и отдал страшное приказание истребить всех младенцев мужского пола в Вифлееме, так как боялся потерять свой трон. Но, к счастью, Иисуса в городе уже не было.
Иосифу во сне явился Божий ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф.2:13).
В Египте святое семейство прожило до самой смерти царя Ирода, а вернувшись, Иисус, Богоматерь и Иосиф снова поселились в городе Назарете.
Вот так, от Рождества Христова началась новая эра человечества - наша эра.
В Сочельник под Рождество.
С тех пор 6 января, как только появляется в небе первая звезда, начинается Рождественский Сочельник.
В старину отец вносил в дом сено, чтобы постелить его на стол (потому, что на сено положили маленького Иисуса!) и поставить в него горшок с кутьёй – самым важным блюдом в этот праздник.
Дети в Сочельник обязательно несли кутью крестным родителям, а те с нетерпением ждали маленьких крестников и угощали их всякой всячиной.
В рождественскую ночь до самого утра молодые люди устраивали игры, катание на санях, ходили по дворам, пели колядки, желая хозяевам добра, здоровья и достатка. А те непременно одаривали их сладостями и звонкими монетками.
Считалось, что чем больше колядовщиков войдет в дом, тем удачнее для хозяев будет год.
Давайте, ребята, и мы с вами поиграем.
Игра «Пирог»
(под русскую народную музыку)
Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий - «пирог». Все поют:
Да экий он широкинький,
Да экий он высокинький,
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.
После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Первый, коснувшийся «пирога», уводит его в свою команду, а оставшийся игрок изображает «пирог». Выигрывает та группа, которая заберет больше «пирогов».
Игра «Валенки».
Для игры нужны двое детей. Перед елкой ставят валенки большого размера. По сигналу игроки обегают елку с разных сторон и стараются одеть валенки. Выигрывает тот, кто прибежит первым и наденет валенки.
А теперь, ребята отгадайте
Рождественские загадки:
Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Рождество)!
Его ждут все – от малышей, до пап и мам
и все нарядные спешат на службу … (в храм).
Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,
Перед иконами горят … (лампады).
И, распушив зеленые иголочки,
красуются рождественские … (елочки).
Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают … (свечи).
И службе праздничной все радостно внимают,
а после с Рождеством друг друга … (поздравляют).
Здесь торжеством и тайной веет отовсюду,
И, сердце замирает в ожидании … (чуда).
Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился … (Иисус Христос).
Воспитатель:
А ещё в этот вечер показывали вертеп - спектакль о рождении Спасителя. Дети группами ходили от дома к дому с маленьким сундучком, с изображением пещеры, в которой родился Сын Божий. С помощью самодельных кукол, разыгрывали спектакли о рождении Спасителя.
Конспект занятия в старшей группе
Цель: Познакомить детей с историей возникновения великого православного праздника; дать представление о его значении.
Воспитывать положительное отношение к православной вере и культуре.
Воспитывать нравственно-духовное отношение к народным традициям.
Воспитывать любовь и дружелюбие к окружающим.
Материал:
книги о Рождестве; иллюстрации на библейскую тематику; ткань для изготовления ангелочка, шарик, нитки.
Ход занятия
Воспитатель:
Сегодня будет Рождество,
Весь город в ожиданье тайны,
Он дремлет в инее хрустальном,
И ждёт: свершится волшебство.
Ребята, скажите, пожалуйста, знаете ли вы дату своего дня рождения?
- Что происходит в этот день?
- А почему поздравляют в этот день именно вас?
- А кто знает, что такое Рождество Христово?
- Когда его празднуют?
- Рождество в нашей стране празднуют
7 января.
В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира. Ночь накануне Рождества 6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. Вы хотите узнать, удивительную историю его рождения?
Рассказ воспитателя
Давным-давно жила девушка по имени Мария. Мужем ее был плотник Иосиф, потомок великого рода царя Давида. Однажды пред Марией явился ангел Гавриил и сказал ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; Благословенна ты между женами». Из всех женщин Бог избрал Тебя для рождения Сына Божьего, которого Ты назовешь Иисус. С этой минуты юная Дева Мария знала, что родит Сына Божьего – Спасителя Мира.
В те времена император Август решил провести перепись населения, чтобы узнать, сколько людей проживает в его владениях. Для этой цели он приказал всем жителям явиться в то место, где они родились. Иосиф и Мария жили в городе Назарете, но приписаны были, как и все потомки царя Давида к городу Вифлеему. Туда-то им и пришлось отправиться.
Дорога была трудной, и добрались они до Вифлеема только к вечеру, где уже собралось очень много народу и нигде не нашлось бедным путникам места для ночлега.
Наступила ночь, и Марии с Иосифом ничего не оставалось делать, как переночевать в пещере - вертепе, которую они нашли на окраине города. В ней скрывались в непогоду местные пастухи со своими отарами.
И вот в этой пещере холодной зимней ночью родился Иисус Христос.
Мария спеленала Божественного Младенца в свой подол и положила Его в ясли - кормушку для скота.
Дети читают стихотворение:
Рождественское.
1.В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос...
2.Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
3.Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
4.Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком...
5.Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
6.«Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
7.А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»
-Ребята, а давайте мы с вами поиграем.
Игра «Пирог»
(под русскую народную музыку)
Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий - «пирог». Все поют:
Да экий он широкинький,
Да экий он высокинький,
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.
После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Первый, коснувшийся «пирога», уводит его в свою команду, а оставшийся игрок изображает «пирог». Выигрывает та группа, которая заберет больше «пирогов».
А теперь, ребята отгадайте
Рождественские загадки:
Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Рождество)!
Его ждут все – от малышей, до пап и мам
и все нарядные спешат на службу …
(в храм).
Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,
Перед иконами горят …
(лампады).
И, распушив зеленые иголочки,
красуются рождественские …
(елочки).
Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают …
(свечи).
И службе праздничной все радостно внимают,
а после с Рождеством друг друга …
(поздравляют).
Здесь торжеством и тайной веет отовсюду,
И, сердце замирает в ожидании …
(чуда).
Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился …
(Иисус Христос).
В этот праздник принято заботиться о бедных, обездоленных, ведь будущий царь мира Христос родился не в богатом дворце, а в простой пещере, показав этим, что главная ценность человека не в богатстве, а в его душе.
Рождество – это праздник подарков. Давайте изготовим Рождественских ангелочков из ткани.
Дети изготавливают ангелочков
Возьмем белую однотонную ткань и кусочек синтепона. Положим синтепон в центр ткани. Сложите ткань по диагонали и сформируйте голову, плотно обвивая белой нитью по линии шеи. Завяжите узелок, концы нити обрежьте ножницами. Сформируем талию ангелочку. Для этого возьмите красную нить, перемотайте грудь и спину ангелочка несколько раз крест-накрест, чтобы получилась рубаха, завяжите узелок, концы нити обрежьте ножницами. Расправьте рубаху. Теперь сделаем крылышки. Возьмите золотистую тесьму и повяжите её на голову ангелочку. Рождественский ангелок готов.
Итог занятия:
Давайте посмотрим, каких красивых ангелочков вы сделали. (Дети выставляют свои работы на общий стенд.
Ребята подарите ангелочка которого вы сделали тому, кого вы любите, и поздравьте с Рождеством!
Конспект занятия
в старшей группе
«Пришло Рождество, наступило торжество»
Воспитатель Комиссарова И.Н.
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое Рождество?»
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №12 «Рыбка»
Матьясова И.А.
Программное содержание:
1.Познакомить детей с историей возникновения Рождества, как отмечают его в других странах. Почему именно ель, звезды являются символами этого праздника.
2. Воспитывать заботливое отношение к младшим, проявлять милосердие к окружающим.
Предварительная работа:
Чтение рассказа «Спор деревьев».
Рисование рисунков на тему «Рождество».
Ход занятия:
Чтение стихотворения:
Мы глядим во все глаза:
Ай да елочка краса!
Пахнут все иголочки
Шарики, бусы на ветках висят,
Радует елка больших и ребят.
О чем это стихотворение? (ответы детей). Елочка стояла нарядная, красиво украшенная игрушками (показ иллюстрации). Нравится вам эта елочка?
Ты недаром вырастала в тихом сумраке лесном
И с молитвой поднимала ветви стройные крестом
Строгой зеленью одета, свой наряд всегда храня,
С верой ты ждала рассвета уготованного дня.
Почему именно елка стала символом Рождества (за скромность, потому что это дерево вечно зеленое – символ вечной жизни). Нашу новогоднюю елку мы с вами украшали разными игрушками. Назовите их, А вот рождественскую елку украшают по- другому, хотите узнать как?
Тогда слушайте: «В центре, около макушки нужно повесить макет пещеры с Марией, Иосифом и святым младенцем. На макушке – Вифлиемская звезда. С разных сторон на елку вешаются пастухи и волхвы, они как бы спешат поклониться чуду. Волхвы- это восточные мудрецы. На верху, над пещерой - ангелы, внизу птицы и звери, радующиеся Рождеству – рождению Христа.
В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос
Месяц, вынурнув из тени, гладил лен его волос…
Пес, прокравшись к теплой ножке, полизал ее тайком,
Всех уютней было кошке в яслях греть Дитя бочком
Только глупый серый ослик всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на Ребенка хоть минуточку и мне!»
А Христос, раскрывши глазки, вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки, прошептал: «Смотри скорей!»
На елке, между ангелами, сияют звезды, как много лет тому назад, когда Он родился. С этого времени во всем мире люди отмечают праздник Рождества Христова. Рождество в разных странах отмечают по- разному. Хотите узнать как? Тогда приготовьтесь к путешествию. На чем мы с вами можем быстро оказаться в другой стране? (ответы детей, выбор транспорта).
Посмотрите перед вами глобус. Он не простой, волшебный, он сможет нас быстро перенести с одной страны в другую. Приготовьтесь, в путь! (дети крутят глобус).
Мы с вами очутились в Италии (выходит подготовленный ребенок и рассказывает детям о празднике). «В этот день мы сжигаем полено, которое помогает нам освободиться от всего плохого, что случилось за год».
Продолжаем наше путешествие. Куда же мы попадем дальше (крутим глобус)? Мы в Румынии. К этому дню мы готовим ветки яблонь или груш. Они символ плодородия. Мы украшаем их разноцветной бумагой, цветами, позолотой. Ходим по дворам, Желаем хозяевам счастья и долгих лет жизни. Чтобы это сбылось нужно коснуться веткой каждого члена семьи.
Мы в Англии, В этот день принято ходить в гости и когда мы собираемся идти, то берем с собой кусочек угля. Придя, в дом кидаем его в камин, как бы «говорим» о наших дружеских намерениях.
И вот мы с вами вернулись в Россию.
В этот светлый праздник, праздник Рождества
Мы друг другу скажем теплые слова
Тихо снег ложится: за окном зима,
Чудо здесь свершится и зажжет сердца.
Пусть улыбки ваши в этот дивный день
Будут счастьем нашим и подарком всем.
Льются звуки жизни, счастья и добра,
Озаряя мысли светом Рождества.
В этот день все на свете желают добра, делают подарки, поздравляют друг друга, знакомых, друзей. Кого бы вы хотели поздравить с этим праздником? Давайте вместе сделаем ангелочков и подарим их малышам (вместе с детьми из золотистой бумаги делаем ангелочков).
Издавна, на Рождество было принято не, только дарить подарки, но и творить милосердие. Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские «елки» для животных и птиц. Для зверей в лесу строили специальные ясли, в которые клали сено, овес. А для птиц на крышах изб втыкали шест и надевали на него обмолоченный сноп. Птицы слетались и клевали зерно. Ведь так просто можно устроить праздник для беззащитных созданий, которые нуждаются в нашей помощи. Ребята, а мы с вами сможем помочь нашим птицам? Давайте сначала сходим и поздравим малышей, а когда выйдем на прогулку позаботимся о братьях наших меньших.
С Рождеством святым вас, люди,
Мир да лад у вас пусть будет!
Чтобы горя вы не знали,
Чтоб в достатке пребывали!
Программное содержание:
- Закрепить с детьми знания о зимних праздниках (новый год, рождество, крещение, колядки); об их главных символах и о подготовке к празднику. Закрепить знания детей о зиме, зимних месяцах.
- Вызвать у детей интерес к общению, активное участие в беседе.
- Обогащать словарный запас детей (канун, сочельник).
- Создать радостное настроение для детей.
Материал: аудиозапись ("Рождественская" мз. и сл. Е. Шмакова); илюстрации Нового года и Рождества; загадка о зиме; снежки; буквы для игры "Слова".
Ребята, я знаю, что вы очень любите разгадывать загадки. Хотите я вам загадаю загадку.
Наступили холода
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Правильно.
А назовите мне все зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)
А вам нравится зима? Чем она вам нравится?
Какие праздники мы с вами отмечаем зимой? (Новый год, рождество.)
Это большие праздники которые мы с вами отмечаем зимой.
А еще есть небольшие зимние праздники. Кто знает? (Крещение, колядки.)
Что многие люди делают на крещение? (Окунаются в прорубь.)
Для чего они это делают?
Вспомните еще был у нас в саду праздник, к нам приходило много гостей с песнями, танцами. Как он называется? (Колядки.)
А как называют людей, которые приходят? (Колядовщики.)
Вспомните слова, которые говорят колядовщики.
Коляда, коляда
Ты подай пирога.
Или хлеба ломтину
Или денег полтину.
Или курочку с хохлом,
Петушка с хохолком.
А для чего они приходят? (Поздравляют, желают здоровья и счастья.)
Давайте с вами вспомним про наш любимый праздник Новый год.
Что происходит у вас дома перед празднованием Нового года? (Наряжают елку, покупают подарки, готовят разные блюда.)
К этому празднику готовится вся семья.
Поэтому как можно назвать этот праздник? (Семейный.)
Что является главным символом Нового года? (Елка.)
Мы с вами поговорили про Новый год, а какой еще праздник мы празднуем зимой? (Рождество.)
Хотите послушать рождественскую песенку? (Прослушивание аудиозаписи.)
Вам понравилась песня?
Чем она вам понравилась?
Какая она по характеру?
О чем поется в этой песне?
Какие новые слова вы услышали? (Сочельник - это канун рождества.)
Кто из вас знает, что означает слово Рождество?
Послушайте, само слово Рождество говорит, о том, что кто - то родился. Рождество - это день рождения Иисуса Христа. Почти 2000 лет назад в этот день родился мальчик, которому дали имя Иисус. С тех пор люди и празднуют его день рождения.
А вы знаете почему празднуют все люди на всей Земле именно его день рождения?
Потому что родился не простой человек, а родился сын божий, спаситель, чтобы помогать людям, спасать их жизнь от жадности, вражды и смерти. Вот почему празднуется этот праздник, как рождество Христово.
Праздник Рождества всегда несет с собой радость и веселье. К Рождеству всегда люди начинают готовиться заранее. Покупают или изготавливают своими руками подарки, готовят угощения, разучивают песни, стихи, разные игры.
Давайте с вами тоже поиграем в игры. Хотите?
(Дети делятся самостоятельно на две команды.)
Первая игра называется "Слова".
Я вам дам карточки с буквами и вам нужно будет собрать из этих букв слова: 1-ой команде слово "рождество", 2-ой команде "Новый год".
Молодцы, понравилось собирать слова?
А теперь давайте поиграем в любимую зимнюю забаву "Перенеси снежок".
Снег волшебный это хорошо,
Не растает он в руках у вас ни за что!
И играть в него легко.
Понравилось. Размялись немножко, ну, а теперь садитесь на стульчики.
Ребята, а как вы думаете, что является символами Рождества? (Елка.)
Посмотрите у меня на картинке изображены 2 елочки. Одна из них Новогодняя, а другая рождественская.
Как вы думаете, какая из них Рождественская?
Чем они отличаются?
А посмотрите какие еще символы Рождества существуют. (Иллюстрации с изображением колокольчиков, веночка рождественского.)
Как вы думаете куда их нужно, вешать и для чего он нужны?
Это обереги, и они оберегают дома и людей от злых духов и вешают их на дверь.
Ребята, хотите я вам расскажу, про главный символ рождества?
Никто его не знает? Но все наверно видели.
Главным символом Рождества является ангел? Он всегда приносит людям хорошие вести.
А как вы думаете, как изображали ангелов?
Обычно их изображали как приятного ребенка с крылышками за спиной.
А какое лицо должно быть у ангела? (Доброе, радостное.)
Вы знаете сегодня и к нам прилетел маленький ангелочек. Хотите я вам его покажу?
Подставляйте все свои ладошки. Сейчас я его посажу каждому на ладошки, и вы можете его подержать и загадать самое заветное желание, которое он обязательно исполнит.
Загадали все желание? А хотите, чтобы у вас дома или у ваших друзей появился тоже такой ангелок? Тогда давайте сядем за столы и каждый из вас разукрасит своего ангелочка, а потом подарите их кому захотите. Ведь рождественские подарки от близких самые лучшие, самые ценные и дорогие, ведь к ним прилагается ваша любовь и доброта.
Выбирайте себе любое место и разукрашивайте ангелочков.
Теперь давайте рассмотрим ваших ангелов.
Каким цветом вы их разукрасили?
Почему у них такие лица вы нарисовали?
Пусть ваши ангелочки несут в ваш дом тепло, уют, радость и счастье.